Честолюбие что это: Что-то пошло не так (404)

что это такое, значение слова

Честолюбие – это стремление человека получить высокое положение, определенные почести, достичь видимых успехов, признаваемых окружением и в идеале имеющих конкретное измерение, выражающееся в оценках, цифрах, наградах, трофеях. Для честолюбивого человека важно иметь наивысшие результаты. Понятие честолюбие раскрывается через два свои корня и обозначает любовь к чести.

Честолюбие значение слова имеет синонимичность по отношению к тщеславию. В крайнем своем выражении честолюбие может устремляться к алчности, которая, однако, находится в тесной связи со стяжанием именно материальной выгоды, тогда как тщеславие и честолюбие используют конкретные физические блага только опосредованно.

Что такое честолюбие

Честолюбивый человек и сам может отдавать отчет себе, что где ни оказался бы – везде он готов навязать свои правила, даже людям, которых только узнал. Признание ошибки приносит ему болезненные ощущения, мысль, что он достоин большего, не покидает. Честолюбивый человек хочет не иметь конкурентов ни в одной сфере – кроме себя самого. Амбиции для него есть двигатель прогресса, средство достижения личных целей. Такой человек на достигнутом не останавливается, стремится постоянно к большему, а, значит, становится сильнее, готов больше работать и совершенствоваться.

Тщеславие и честолюбие делают индивида эгоистичным и даже неприятным для других. Гордыня завладевает человеком и заставляет смотреть на мир под искаженным углом. Завышенная самооценка перестает соответствовать текущим условиям. Человеку уже кажется, что у него есть право навязывать другим свое мнение, он становится неуживчивым в коллективе, ему сложно найти общий язык с окружением. Жажда успеха вынуждает вступать с совестью в сделку, идти ради победы по головам. Такие личности часто в итоге достигают своего, но остаются одинокими, с обилием душевных травм и эмоциональных блокировок.

Психоаналитик Карен Хорни исследовала понятие честолюбие в качестве одной из невротических потребностей – болезненное стремление к личным достижениям. От того, удается ли невротику быть лучшим – зависит его самооценка. Мы все сталкиваемся с примером невротического честолюбия уже в школе, знаем детей, страдающих от полученной низкой оценки, что для них есть удар по самолюбию. Во взрослости это перерастает в желание быть лучшим любовником, писателем, спортсменом, иметь высшие показатели на производстве, престижные награды, зарабатывать больше всех.

Невротическое честолюбие менее вредно для окружающих, чем остальные невротические потребности захватнического типа, ведь направлено оно на своего обладателя. Честолюбие разрушающе воздействует лично на него, приносит неспособность принимать себя, какой есть, в полной мере и со всеми естественными эмоциями, чувствами, переживаниями проживать свою жизнь. Такому человеку необходимо обязательно получить оценки, доказать через свою деятельность прежде всего себе самому – его «Я» существует и имеет вес. Ему крайне важно запечатлеть, зафиксировать свою деятельность, чтобы предъявить ее результаты окружающим как доказательство своего существования. Это напрямую влияет на то, сможет ли невротик снизить уровень тревожности, который зашкаливает, если у него нет видимых, зримых подтверждений его продуктивной и результативной деятельности.

Невротическое честолюбие вынуждает человека и к деструктивным действиям – стремлению нанести поражение своим явным или мнимым соперникам, любым способом выиграть в соревновании и конкурентной борьбе.

Как выявить, что честолюбие имеет невротический характер? Его симптомом является острый страх неудачи, которая при невротическом тщеславии воспринимается как унижение. Еще фактор – это неустанное подталкивание самого себя к большим свершениям, что происходит, несмотря на непрекращающуюся тревогу. Награды и трофеи не приносят такому человеку радость, нет переживания подлинного глубинного удовлетворения от них. Достижения лишь подталкивают к отметкам еще более высоким, что помогут расправиться с тревогой. Они просто на короткое время понижают тревогу, чувство ненависти – успокаивают внутреннего критика, интериоризированного обвинителя. Такой невротик не имеет мира с собой, сам не принимает себя.

Честолюбие, как избавиться

Если вы начали отмечать, что ваш ребенок начал проявлять симптомы невротического честолюбия – нужно убедить его, что вы станете его любить и принимать даже вне зависимости от того, что за отметку он принесет из школы. И дать прочувствовать вашу безусловную любовь. Расскажите ему истории о неудачах из жизни окружающих, истории, связанные с падениями – с той целью, чтобы на этих примерах ребенок научился чувствовать, что все неудачи это просто обратная связь. Постарайтесь снизить страх неудачи, чтобы она не ассоциировалась с унижением, тем самым перенаправив или смягчив невротическое честолюбие, сделав его менее острым и болезненным. В общем, как и для иных невротических потребностей, согласно подходу Карен Хорни – для разрешения этого комплекса важно ослабить идеализированный образ, завышенные представления о себе, обучиться принимать себя, относиться без ненависти и презрения к себе.

Есть интересное мнение, что честолюбие в противовес лени является главной движущей силой человечества. Человек постоянно хочет большего, смотрит на окружающих и отмечает их успехи: повышение в должности, покупку новой машины, отдых на модном курорте с обилием впечатлений.

Честолюбие рождает нежелание чувствовать себя проигравшим и выигрывать у всех и постоянно. Действительно, это влечет человека вперед, учась у других и получая примеры – он имеет мотивацию к собственному успеху. Люди создают инновационные технологии, развивают науку, кто-то побывал в космосе, придумал социальные сети, а остальные тянутся к лучшему, стараются приобрести его и возобладать. И так человечество движется вперед благодаря честолюбию и правилам успеха. Но является ли такое честолюбие единственным и верным залогом силы и успеха?

Многие при этом не соглашаются с подобным взглядом, утверждая, что истинному таланту честолюбие не нужно, честолюбие может даже быть знаком об отсутствии таланта и его сублимации.

Честолюбие способно иметь разную природу. То честолюбие, которое связано с жаждой обладания и доминирования обычно считается негативным качеством. В противовес ему некоторые выделяют здоровый азарт, который мотивирует и помогает достигать вершин вслед за талантом.

Существует эстетическая теория Чуковского, что хорошо получается только то, чего человек не хочет. То есть гениальные результаты приносит непрагматическая деятельность. Примером является Стив Джобс, который стал поистине великим бизнесменом не благодаря желанию денег, успеха, почестей. Он был увлечен идеей в создании принципиально нового и очень ценного для человечества, вложив в свое устремление все силы. То есть для успеха нужно поставить себе высокую, честолюбивую цель, которая должна быть не прагматической – а более высокой, чем просто желание, например, денег, которые будут уже лишь следствием.

А может, честолюбие есть стремление к бессмертию? Желанию оставить что-то после себя. «Всем лучшим во мне я обязан смерти». Ведь не будь наша жизнь конечна, если бы не необходимость реализовываться на этом отведенном участке жизни, то стимула создать, выделиться, запомниться, оставив след, не было бы. Идея смерти очень сильно подталкивает оставить какие-то признанные ценности, доброе или известное имя, что есть некий синоним чести. С такой точки зрения честолюбие значение слова раскрывает не через любовь к почестям, а как устремление к личной чести. И эта мотивация считается гармоничной, так как способствует истинному росту. Итак, мы можем рассуждать о честолюбии разных уровней.

Честолюбие это хорошо или плохо?

Где грань между здоровыми амбициями и честолюбием? Например, спортсмен или актер должен считать себя лучшим – иначе он не добьется высоких результатов. Уверенность в себе, позиционирование самого себя лучшим и вера в это сподвигают его к большой работе над собой. Просмотрев взгляды на этот вопрос за последние 2000 лет истории в разных течениях, мы увидим даже противоречивые подходы в религиях. В православии догмат самоуничижения пронизывает вероучение красной нитью. Карьера, самолюбие, желание быть первым, достигнуть высот и доказать что-то себе или окружению – считаются плохими вслед за наставлениями Библии быть последним. В противовес им культивируются скромность, самоуничижение, осознание своей ничтожности и смирение как единственный выход. Честолюбие здесь связано с гордыней и считается грехом.

В католичестве уже иной подход – человека нужно уважать, не опускаться до самоуничижения и посыпания головы пеплом. Человек здесь уже не плох, а в протестантстве и вовсе хорош – успех, работа, деньги, благополучие рассматриваются как дары свыше, благословение. Такой подход способствует продвижению в жизни, созиданию даже на уровне целого народа. Красивая архитектура, комфортные автомобили, качественные вещи и хорошее образование – вот то, с чем ассоциируется у нас европейский и американский уклады жизни, исповедующие католичество и протестантизм. Однако при избытке внимания к таким благам теряется грань между здоровыми амбициями, в целом положительном устремлением к успеху и честолюбием, успех становится самоцелью, подчиняя все устремления человека.

Подход же, скорее свойственный православию, что необходимо сохранять душу и бороться со страстями честолюбия – в своем избытке также дает искажения в человеческой душе, появляется зависть к более успешным людям и тяга к комфорту одновременно с крайним осуждением, что расщепляет психику, вынуждая человека использовать целый комплекс механизмов психологических защит.

Что в итоге победе над честолюбием не способствует, а напротив, поляризует психику и придает новые обороты внутриличностному конфликту.

Конечно, истина посередине. При более внимательном, скрупулезном изучении мы восстановим баланс, найдя общий изначальный смысл, который уже в последствии развился в противонаправленные течения. Наставление садиться на место последнее иногда выглядит несколько манипулятивным, словно я специально себя унижаю, а в тайне с этой же жаждой успеха надеюсь, что меня возвысят. Это иносказательное наставление, однако имеет глубокий смысл. Не садиться на первое место – не стараться быть лидером по форме. А сесть на последнее, сначала внутренне став им и доказав всем своим естеством, что ты первый – так, чтобы это было признано самими людьми. При этом само возвышение здесь для человека не должно иметь значимости, но лишь внутренняя глубокая работа над самим собой, которая приносит плоды, не являющаяся самоцелью. Самоуничижение есть крайность, что подтверждается и другими евангельскими советами – например, стучать, чтобы отворили, искать и обретать, не зарывать талант в землю.

Здесь показывается, что если верить, то всего можно добиться. Вера, которая сворачивает горы, дает высокую самооценку, которая вместе с упорным трудом приводят к успеху.

Получается, именно активная жизненная позиция проповедуется в христианстве. Не нужно поклоняться первому месту или деньгам, во что бы ни стало тянуться к ним ради почестей и гордыни. Это раскрывается в наставлении не пытаться услужить двум господам – Богу и Мамоне, где Мамона олицетворяет земные блага. Они не плохи сами по себе, подобно богатству, что не есть зло, но добро, если является средством для высоких целей. И грань между амбициями и честолюбием достигается в христианской позиции тем, что внимание человека не должно быть устремлено на обретение почестей, он не должен мечтать о самовозвышении, а будучи возвышен другими людьми – сохранять скромность и продолжать работать над собой. Именно такая формула ведет человека к подлинным победам, закладывает механизм успеха.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н. А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Честолюбие и тщеславие: что это такое

У каждого человека имеется естественное желание отличаться от других людей, привлекать внимание к своей персоне. Это нормальная, законная потребность быть в чести. Л. Толстой в зрелые годы признавался: «Сам я грешил прежде желанием, чтобы обо мне говорили». Двадцатилетний В. Брюсов писал в своем дневнике: «Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Это мало! Мне мало. Надо выбирать иное… Найти путеводную звезду в тумане». Однако желание отличиться может проявляться либо как честолюбие, либо как тщеславие.

Честолюбие

В различных словарях честолюбие определяется схожим образом. Например, С. Ю. Ожегов и Н. В. Шведова определяют честолюбие как жажду известности, почестей, стремление к почетному положению. В Словаре по этике под редакцией А. А. Гусейнова и И. С. Кона честолюбие трактуется как «социальное чувство, проявляющееся как мотив действий, которые совершаются ради общественных почестей, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной жизни». Оно связано с «желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды». Также указано, что в том случае, если честолюбие станет характерным свойством поведения человека, оно приобретет «значение позитивного морального качества личности». О. В. Барсукова честолюбие понимает как стремление человека стать значимой личностью для других людей.

Бытовое понимание честолюбия в целом соответствует психологическим определениям честолюбия. Так, по данным О. В. Барсуковой, при определении честолюбия студенты отмечали: стремление человека быть значимой личностью для других людей (28,1 %), стремление человека повысить свой статус (26,8 %), стремление человека преуспевать (22,5 %), стремление к известности и славе (12,8 %), стремление к власти (9,8 %).

Было время (а в православии и в бытовом сознании людей продолжается и сейчас), когда в большинстве случаев к честолюбию относились только отрицательно, по существу отождествляя его с тщеславием.

У В. И. Даля (1981) можно прочитать: «Похвала и награды подстрекают только честолюбие, побуждение внешнее и низкое». Честолюбивый человек страстно стремится к «чинам, отличиям, к славе, похвалам, и потому действует не по нравственным убеждениям, а по сим видам».

Однако были и те, кто к честолюбию относились положительно. Например, Ларошфуко говорил, что честолюбия не бывает при душевной вялости, в нем «живость и пыл души».

В настоящее время к честолюбию чаще всего относятся положительно. Стремление добиться чего-нибудь выдающегося честным путем, прилагая к этому усилия, благородно и полезно. Оно заставляет человека мобилизовать все внутренние ресурсы, подчиняя их большой цели, развивать свои способности и преодолевать трудности.

«Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» — такими словами каждое утро будил маленького Сен-Симона его слуга, и тот усилием воли продирал слипавшиеся глаза и приступал к деятельности, которая в конце концов поставила его в ряд крупнейших французских мыслителей XVIII — начала XIX в.

Честолюбие довольно распространено среди людей. Так, по данным О. В. Барсуковой, студенты считают себя «честолюбивым» или «скорее честолюбивым человеком» в 28,2 и 42,3 % соответственно, а «скорее не честолюбивым человеком» или «вообще не честолюбивым» — 8,3 и 9,8 % соответственно; некоторые студенты затруднились ответить на этот вопрос (1,4 %).

Студенты определили выраженность честолюбия следующим образом:

  • высокий уровень честолюбия отметили у себя 45,1 % студентов,
  • средний — 31 %,
  • низкий — 23,9 %.

Л. Н. Толстой описывает честолюбие Вронского: «Честолюбие была старинная мечта его детства и юности, в которой он и себе не признавался, но которая была так сильна, что и теперь эта страсть боролась с его любовью… Наделавшая столько шума и обратившая общее внимание связь его с Карениной, придав ему новый блеск, успокоила на время точившего его червяка честолюбия, но неделю тому назад этот червь проснулся с новою силой. Его товарищ с детства, одного круга, одного богатства, и товарищ по корпусу, Серпуховской, одного с ним выпуска, с которым он соперничал и в классе, и в гимнастике, и в шалостях, и в мечтах честолюбия, на днях вернулся из Средней Азии, получив там два чина и отличие, редко даваемое столь молодым генералам…

Ровесник Вронскому и однокашник, он был генерал и ожидал назначения, которое могло иметь влияние на ход государственных дел, а Вронский был хоть и независимый, и блестящий, и любимый прелестной женщиной, но был только ротмистром в полку… “Разумеется, я не завидую и не могу завидовать Серпуховскому, но его возвышение показывает мне, что стоит выждать время, и карьера человека, как я, может быть сделана очень скоро”».

Честолюбие, выраженное в разумных пределах, необходимо каждому человеку, занимающему активную социально ориентированную позицию в жизни. При этом у хорошо воспитанных людей оно может быть абсолютно незаметным. Внешне такой человек может выглядеть скромным и даже застенчивым, и о наличии у него честолюбия можно судить лишь при психологическом анализе его действий и поступков, так как по мере взросления большинство людей научаются скрывать свое честолюбие, объясняя окружающим причины своих поступков иными мотивами: чувством долга, ответственности и пр.

К сожалению, честолюбие стало изучаться психологами лишь недавно (О. В. Барсукова, 2003–2011; Ю. Н. Устина, 2006–2008).

Ю. Н. Устиной было экспериментально показано, что честолюбие отличается устойчивым и универсальным характером, не зависящим от пола и возраста.

Оно оказывает влияние на характерологические черты (увеличивает отзывчивость, эмоциональную устойчивость, доминантность, смелость, радикализм и снижает мечтательность), на характеристики этического слоя, мотивацию достижения, параметры самоотношения (интегрального самоотношения, аутосимпатии и самоинтереса), способность к самоактуализации (компетентность во времени, ценностные ориентации, сензитивность, самоуважение, самопринятие и принятие агрессии) и интернальность личности, особенно в зоне ответственности за личные успехи и достижения.

О. В. Барсукова (2010) рассматривает честолюбие как интегративное качество личности, обладающее сложной структурой и включающее в себя внутренний и внешний компоненты. Внутренний компонент состоит из мотивационного (стремление, ядро честолюбия), рефлексивного (самоотношение) и нравственного (отношение к другим людям) компонентов. Внешний компонент представлен социально конкурентными формами поведения, общения и взаимодействия человека с другими, в которых реализуются честолюбивые стремления личности.

Для О. В. Барсуковой честолюбие является мотивационным психическим образованием — стремлением человека быть значимой и признанной личностью за реальные достижения, имеющие значение как для самого человека, так и для других людей.

Другое дело, когда честолюбие является эгоистическим и ведет к карьеризму, ущемлению прав, свобод и заслуг других — его надо оценивать как отрицательное явление. Чересчур большое честолюбие и самолюбие толкают человека на неправильные, а то и безнравственные поступки, на скользкий путь погони за ложной славой. Печально знаменит пример греческого пастуха Герострата, который, желая прославиться, сжег великое творение своих современников — храм Артемиды Эфесской.

Тщеславие

Согласно словарям, тщеславие есть «высокомерное стремление к славе, к почестям, почитанию» (Словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой). Тщеславие — слово русского происхождения, состоящее из двух частей: «тще-» и «-славие», что буквально означает тщетность (напрасность, бесполезность) стремления к славе, обманчивость и бесплодность этих попыток. Это желание добиться почтения других к тому, что в действительности не составляет достоинство человека. Тщеславием обладал Наполеон Бонапарт, а также герой романа Стендаля «Красное и черное» Жюльен Сорель.

Синонимами тщеславия в русском языке являются кичливость, чванство. Кичливость, по С. И. Ожегову, — это хвастовство, заносчивость, высокомерие; чванство — тщеславная гордость, важничанье.
Во французском языке синонимом тщеславия является амбициозность.

Амбиция — это обостренное самолюбие, чрезмерное самомнение; претензия, притязание на что-либо.
Амбициозный человек — наполненный самомнением, полный амбиций.

Отношение к амбициозности в нашей стране и на Западе разное. «Он слишком амбициозен», — с осуждением говорят в России про человека, который претендует на высокий пост в политике или высшие достижения в спорте. «Он совсем не амбициозен», — с разочарованием замечает руководитель американской фирмы о своем новом сотруднике. Традиционно в России была в почете скромность, и в результате людям приходилось скрывать свои амбиции. В то же время в западных странах люди могут открыто проявлять свое честолюбие и очень часто их претензии на высокое положение осуществляются в реальности.

Откуда берутся амбиции?

Японскими психологами был проведен в детском саду эксперимент. На высоте, недосягаемой для ребенка, была подвешена конфета. Детям предлагалось эту конфету достать. Все воспитанники разделились на три группы. Одни сразу отказались от задачи (дети с заниженными притязаниями). Другие задумались, как можно конфету достать (дети с нормальными притязаниями). Третьи же начали бегать и прыгать вокруг конфеты (дети с завышенными притязаниями). На предложение воспитательницы подумать, как достать конфету, такие дети отвечали: «Некогда думать, прыгать надо».

При более близком знакомстве с детьми и их родителями обнаружилось, что будущих Наполеонов растят сами родители и чрезмерная амбициозность — дефект воспитания.
Начинается все с того, что со словами «ты такой способный» ребенка отдают на фигурное катание или в музыкальную школу. Фраза «ты такой способный» имеет решающее значение: ребенка хвалят за будущие достижения — за те, которых пока нет. В случае неудач на льду или проблем с музыкальным слухом ребенка не переориентируют на другую деятельность, а продолжают хвалить и начинают винить во всем учителей и тренеров, не способных раскрыть в драгоценном чаде талант. В общеобразовательной школе такой ребенок обязательно должен быть отличником. Плохие оценки опять-таки остаются на совести учителей, и школу ребенок заканчивает с абсолютной уверенностью в своей гениальности.

Островская С. По материалам Интернета

Однако наряду с достоинствами у амбиции есть и недостатки. Она заставляет людей тратить гораздо больше сил и ресурсов, чем нужно для спокойной и счастливой жизни; вызывает зависть окружающих; заставляет рисковать и может привести к краху карьеры или семейной жизни. Она мешает людям получать удовольствие от мелких повседневных дел и тихой радости привычной жизни. Как писал по этому поводу американский поэт XIX в. Генри Лонгфелло, «большинство людей могли бы добиться успеха в малых делах, если бы им не мешали непомерные амбиции».
Однако тщеславие — это не просто амбициозность, т. е. стремление к успеху, славе и почету, это «высокомерное стремление», основанное на чувстве собственного превосходства над другими людьми. Тщеславие использует яркие, бросающиеся в глаза внешние атрибуты, подчеркивающие желание человека слышать в свой адрес приятные слова, хвалебные отзывы. Оно проявляется в демонстрации превосходства, высокого социального статуса, причем очень часто в этом случае используются необоснованные преувеличения и т.  д.
Тщеславный — это человек, который хочет больше, чем может, или больше, чем заслужил своими делами. Тщеславный человек жаждет известности, славы и готов получить эту славу любым путем, например написав на памятнике архитектуры «Здесь был Коля». Как говорил А. Дюма-сын, «человек всегда гордится тем, что начертал где-то свое имя, хотя бы на коре дерева, и всегда приходит в удивление, когда больше не находит его».
Тщеславие часто соседствует с «черной» завистью.
 

Желающий быть в почете завидует тому, кто превосходит его славою, присоединяя к сему завидованию еще и ненависть.
Нил Синайский
 
Тщеславие, эта нестерпимая, мучительная жажда успеха — есть великая пытка для ума и состоит из зависти, гордости и алчности.
Роберт Бертон
 
Тщеславие умаляет все у других и увеличивает все у себя. В этом оно роднится с завистью.
Пьер Буаст
 
Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других — он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим.
Лев Толстой

Франсуа де Ларошфуко, пожелавший исследовать все оттенки этого порока, заключил, что разновидностей тщеславия столько, что и считать не стоит, а Виктор Гюго отмечал: «Тщеславие — страшная сила, действующая внутри нас и против нас же самих».

Как говорит толковый словарь, тщеславие — это потребность в доказательствах собственного превосходства над другими людьми. С одной стороны, это признак болезненного самолюбия. С другой стороны, желание быть лучше других — превосходная, а порой и единственная мотивация для саморазвития. Стараться быть лучше других, играя по правилам и развивая личные навыки, — это вполне здоровая мотивация. Природа поощряет человеческое развитие, награждая успешных в этом деле людей чувством удовлетворения. Но человек — существо хитрое, он научился обманывать самого себя и переживать удовлетворение от псевдоразвития. Это самообман, в котором, чтобы «держать марку», человек не растет сам, а унижает других людей. Чтобы оставаться на уровне, куда проще опустить других, нежели реально продвинуться в собственной эволюции.

Тщеславие — это способ обмануть себя, получив удовлетворение от иллюзии собственного величия. На запущенных стадиях тщеславие перерастает в звездную болезнь и далее в манию величия — самодовольную паранойю, с которой человеку на пустом месте мерещится собственное могущество, красота и гениальность. Все это обратная сторона унижения. Тщеславие — это возвеличенная низость.

По материалам Интернета (Тщеславие, гордыня и унижение. 2011. 15 августа)

Объектом тщеславия может быть что угодно: чаще всего — слава, власть или богатство, однако им может стать и нищета. Живший более двух тысяч лет назад философ Антисфен гордился отсутствием стремления к богатству и роскоши. Когда рядом оказался Сократ, Антисфен специально повернулся так, чтобы последний увидел дыры в его плаще. Он рассчитывал на одобрение со стороны Сократа, который всегда был сторонником простой и естественной жизни, но Сократ одной фразой расставил все по своим местам. «Сквозь этот плащ мне видно твое тщеславие», — заметил великий философ.

Тщеславие отражено во многих произведениях литературы; например, английский писатель У. Теккерей посвятил ему двухтомный роман «Ярмарка тщеславия».

Можно вспомнить и рассказ А. П. Чехова, в котором молодой человек очень гордился, что в газете написали о том, как он попал под лошадь. Он бегал по своим знакомым и с гордостью показывал всем заметку об этом происшествии.

Многие мыслители прошлого старались понять, в чем разница между тщеславием и гордостью. «Тщеславие носят при себе как мешок с деньгами; гордость, наоборот, носят в себе», — замечал Альфонс Доде. Польский поэт XIX в. Зигмунт Красиньский полагал, что все дело в смирении. Он говорил: «Гордость без смирения — тщеславие, смирение без гордости — униженность». Пьер Клод Буаст отметил другое различие этих понятий: «У гордости может быть благородное великодушие, у тщеславия никогда ничего не бывает, кроме низкой зависти».

А вот французский драматург и актер Александр Гитри с долей юмора призывал отбросить эгоцентризм и осознать, что нам нравится самим испытывать гордость, но вот проявление этого чувства у других людей вызывает у нас раздражение. По этому поводу он писал: «Тщеславие — это гордость других людей».
Щербатых Ю. В., 2009

К. Д. Ушинский (1974) отмечал, что чувство самодовольства возникает в том случае, когда человек думает, как он поразит других тем, что он свершил, придумал и т. д. Об этом же говорил Р. Роллан: тщеславному важно не то, что он есть, а каким он кажется. Тщеславие выступает как побудитель действий, совершаемых ради завоевания славы, привлечения всеобщего внимания, с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих. Тщеславие является преувеличенным самолюбием, когда стремление быть не хуже других перерастает в желание казаться лучше других.

В заключение разговора о тщеславии приведу его характеристику по А. Адлеру (2013).

«Самой большой опасностью тщеславия является отрыв индивидуума от реальности. Он теряет понимание межчеловеческих взаимоотношений, и его отношение к реальности становится искаженным. Он забывает свои обязанности человеческого существа и теряет представление о своей роли в обществе как едином целом. Никакой другой порок не в силах исказить свободное развитие человека так, как искажает его тщеславие, которое заставляет индивидуума подходить к любому человеку и любому событию с вопросом: “А что я за это буду иметь?”

Люди имеют обыкновение запутывать эту ситуацию, заменяя слова “тщеславие” или “гордыня” более благозвучным “честолюбие”. Вспомните, сколько ваших знакомых гордятся своим честолюбием! Также к ним часто применяют эпитеты “энергичный” или “деятельный”. Пока их энергия действительно полезна для общества, мы можем признать ее ценность, однако чересчур часто слова “трудолюбие”, “деятельность” и “энергичность” используются только для прикрытия чрезмерно развитого тщеславия.

Тщеславие быстро отучает индивидуума играть по правилам. Очень часто оно заставляет его расстраивать игру другим людям. Таким образом, можно обнаружить, что те индивидуумы, которые неспособны удовлетворить свое собственное тщеславие, зачастую стремятся не дать другим сполна наслаждаться жизнью. Дети, чье тщеславие еще только растет, демонстрируют свою храбрость в опасных ситуациях и любят показать более слабым детям свою силу. Другие дети, которые уже на чем-то обожглись, попытаются удовлетворить свое тщеславие при помощи всяческих мыслимых и немыслимых мелочей. Они будут избегать основного поля человеческой деятельности и пытаться удовлетворить свое стремление к самоутверждению, играя героическую роль на какой-нибудь провинциальной сцене жизни, которая придется им по вкусу. Люди, все время жалующиеся на то, сколь тяжка жизнь и как плохо обошлась с ними судьба, принадлежат именно к этой категории. Именно они хотели бы заставить нас верить, будто если бы они не получили такое плохое образование или их не постигло бы какое-нибудь другое несчастье, они бы себя показали. Они все время ищут себе оправданий за то, что держатся в стороне от переднего края жизни; единственным удовлетворением их тщеславия могут быть созданные ими мечты. Для нормального человека общение с такими индивидуумами затруднено, поскольку он не знает, как их оценивать или критиковать. Тщеславный субъект всегда сумеет переложить ответственность за любые свои ошибки на чужие плечи. Он всегда прав, остальные всегда не правы. В повседневной жизни, однако, не так уж важно, кто прав, а кто не прав, поскольку здесь единственное, что имеет значение, — это добиться результата и внести свою лепту в улучшение жизни других. Вместо того чтобы внести такую лепту, тщеславный индивидуум постоянно занят жалобами, оправданиями и поиском алиби. Тут мы имеем дело с различными психологическими хитростями, которые люди используют, пытаясь любой ценой сохранить свое чувство превосходства и защитить свое тщеславие от любых посягательств.

На это часто возражают, что без больших амбиций человечество было бы не в силах достичь тех высот, которых оно достигло. Это неправильный взгляд с искаженной перспективой. Никто из нас не лишен тщеславия начисто; до некоторой степени оно присутствует в душе каждого. Однако не только благодаря тщеславию деятельность индивидуума направляется в полезном для всех направлении, и отнюдь не тщеславие дает ему силы для великих свершений. Стимулом для таких свершений может быть лишь социальное чувство. Творение гения становится ценным лишь в социальном контексте. Любое проявленное при его создании тщеславие лишь умаляет его ценность — и в реальном творчестве гения роль тщеславия незначительна.

Однако в общественной атмосфере нашего времени совершенно отрешиться от некоторого тщеславия невозможно. Признание нами этого факта само по себе имеет большую ценность. Этим признанием мы затрагиваем болевую точку нашей цивилизации, причину вечной неудовлетворенности многих людей. Это те несчастные, которые не в силах ни с кем найти общего языка и приспособиться к жизни, поскольку их главная цель — казаться более значительными, нежели они есть на самом деле. Неудивительно, что они вечно со всеми на ножах, так как их единственная забота — это их репутация.

Всякий раз, когда мы разбираем чрезвычайно запутанную ситуацию, оказывается, что главной проблемой была чья-то неудавшаяся попытка удовлетворить свое тщеславие. Когда мы пытаемся понять какую-нибудь непростую личность, важно суметь определить степень выраженности ее тщеславия, направление, которое принимает это тщеславие, и средства, при помощи которых оно достигает своих целей. Благодаря такому пониманию всегда удастся обнаружить, какой вред причиняет тщеславие социальному чувству. Тщеславие просто не может сосуществовать с заботой о себе подобных. Эти две черты характера никогда не смогут ужиться, так как тщеславие не позволит подчинить себя нуждам общества.

Тщеславие в основе своей эгоцентрично. Однако его развитию непрерывно угрожают те логические возражения, которые возникают в ходе коллективной жизни. Необходимость жизни в обществе и коллективе — абсолютный и неопровержимый принцип. Поэтому тщеславие на самых ранних стадиях своего развития вынуждено уйти в подполье. Оно надевает маску и идет к цели кружным путем. Тщеславный человек всегда будет жертвой мрачных мыслей относительно своей способности совершить те победы, которых, как ему кажется, требует его тщеславие; пока он мечтает и размышляет, время уходит. А когда время ушло, у нашего честолюбца появляется то оправдание, что ему так и не представилась возможность показать, на что он способен».

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры амбиций

амбиций

Одной из претензий суперзвезды хип-хопа на известность являются его высокие артистические амбиции , которые делают его нынешние выступления отчетливыми и бодрящими.

От MLive.com