Что такое мудрость: мудрость | это… Что такое мудрость?

что это такое и какое имеет значение?

С интеллектом, знаниями, умом вроде бы все понятно. Их объяснить смогут многие. Но когда спрашивают, что такое мудрость, ответят лишь единицы. Ведь она выходит далеко за рамки привычного образования или воспитания. Мудрость не преподают в школе или университете. Где же, в таком случае, ее взять? Можно ли это сделать своими силами, либо необходим наставник? В каком возрасте приходит мудрость, зависит ли она от прожитых лет? На все эти вопросы постараемся ответить вместе.

Что такое мудрость?

Мудрость — это интеллект, дополненный опытом. Мало что-то знать, важно еще уметь эти знания правильно применять. По большому счету, можно выделить несколько трактовок мудрости. С философской точки зрения этот навык отображает степень познания мира и усвоения информации. В религиях мудрость – качество, в абсолютной степени принадлежащее  Создателю, и небольшими фрагментами открывающееся людям. В лексиконе широко распространено слово «София», как синоним мудрости. Отсюда происходит сам термин «философия», как «любомудрие».

На бытовом уровне можно говорить о мудрости жизни, которая появляется у людей в процессе их взросления. Она связана с различными пережитыми ситуациями. Таким образом, когда-то появились древние знания о законах и механизмах природы. Например, люди открыли лекарственные свойства некоторых трав, изучали поведение диких животных, предвидели сезонные изменения климата. Их этому никто не учил. Просто опыт и знания, полученные методом многочисленных проб и ошибок, помогали лучше понимать окружающий мир и самого себя.

Чаще всего, мудрость ассоциируется со зрелостью, но количество прожитых лет не может быть единственным ее мерилом. Дело в том, что важнее биологического возраста его психологический эквивалент. Кто-то может набраться столько же мудрости в тридцать лет, как другой в пятьдесят. Не обязательно этим качеством будет обладать седовласый старец, который живет за счет фамильного состояния своих аристократических предков. При этом молодая девушка, сменившая десяток работ и побывавшая в каких угодно перипетиях, будет отличаться настоящей жизненной мудростью. Многие уверены, что для женщин это качество намного важнее академических знаний.

Понимая всю многогранность мудрости, наши предки выделили целый ряд ее видов, о которых пойдет речь в следующем разделе.

Пройти тест на психологический возраст

Виды мудрости.

В русскоязычном богословии выделяется классификация, основанная на приближении человека к божественному началу. Согласно этим взглядам, бывают такие виды:

  • Премудрость – высшая степень мудрости, присущая Творцу;
  • Мудрость – опыт человека, помноженный на открывшиеся ему знания;
  • Благоразумие – умения и навыки, приобретаемые человеком.

Согласно буддистским представлениям, известно пять видов мудрости, свойственных женщинам. При желании их может постичь мужчина:

  • Зеркальная – ясное и объективное восприятие вещей или событий;
  • Уравнивающая – ощущение тесной взаимосвязи и равенства между всем сущим;
  • Различающая – восприятие вещей по отдельности и как части целого;
  • Связанная с опытом – умение извлекать уроки из жизненных ситуаций;
  • Всепроникающая – понимание безграничности и универсальности мира, ощущение возможностей пространства.

Другие религии предлагают свои трактовки мудрости, но условно их можно разделить на две категории: Божественная (духовная) и человеческая (жизненная). Мудрость жизни – навык грамотного применения накопленных знаний. Она возникает только в процессе деятельности, поскольку зависит от ее результатов. Высшая мудрость может появиться в состоянии покоя, например, медитации, когда человек настолько очистит свой разум от всего лишнего, что начнет чувствовать голос Вселенной.

Где искать мудрость?

Развитие этого навыка может идти разными путями. Одни ищут себе учителя. Другие читают книги. Третьи набивают свои собственные «шишки». Четвертые совмещают теорию с практикой. Пятые вообще ничего не ищут, но в определенные моменты к ним приходит озарение.

Если кто-то сознательно хочет стать мудрее, но не понимает, какие шаги для этого предпринять, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Перенимать опыт тех, кого считаете мудрее;
  • Избегать лишней или бесполезной информации;
  • Учиться на своих и чужих ошибках;
  • Развивать проактивность и позитивное мышление;
  • Применять на практике полученные знания;
  • Практиковать осознанное саморазвитие;
  • Научиться слышать свой «внутренний голос».

Эти советы достаточно просты, как в понимании, так и выполнении. К ним можно прибегнуть в любом возрасте. Главное, чтобы человек оказался готов, ведь для того, чтобы стать мудрее, необходимы элементарные задатки. Чаще всего этот навык приходит уже в зрелом возрасте, хотя, стоит учитывать гендерную специфику вопроса. Женская и мужская мудрость отличаются. Первые осваивают эту «науку» намного раньше, а мужчинам необходимо больше доводов и подтверждений, удовлетворяющих логическому типу мышления. Их стремление к систематизации и расскладыванию всего «по полочкам» замедляет процесс познания, но делает его результаты более достоверными.

Не зря восточные традиции выделяют две части единого целого – инь и ян. Именно в их взаимодействии создается единое целое, которое отличается совершенством и гармонией. Мудрость женщины и мужчины заключается в том, чтобы учиться друг у друга,  уважать опыт и знания своего партнера.

Более того, мудрые люди считают, что любой, кого мы встречаем на нашем пути – наш учитель.

Поэтому не стоит пренебрегать кем-либо, ведь каждый новый знакомый появляется в жизни человека не случайно.

Мудрость человека не зависит от учебы или карьеры. Она определяется более глубокими компонентами, чем просто уровень знаний, сообразительности или изобретательности. Названый навык совмещает все перечисленное, умножая на опыт, интуицию и духовность. Главный учитель в этом случае – сама жизнь, и репертуар ее методов безграничен.

Пройти тест на интуицию

МУДРОСТЬ И ЕЕ «ОКНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

ISSN 1995-459X print
E-ISSN 2312-9972 online
ISSN 2500-2597 online English

Главный редактор:
Гохберг Леонид Маркович


по сайту и текстам статей по авторам по названию по ключевым словам

2019-06-24

Знакомьтесь: «новое» в современных исследованиях — мудрость. Сегодня ее рассматривают по-другому, чем философы и теологи давних времен. И по-другому, чем еще недавно психологи (как позитивное мышление). В данное время мудрость приобретает большой вес в карьерном плане. Она обеспечивает вневозрастную стабильную востребованность. Ее изучают со всех сторон, даже измеряют цифровыми инструментами, пропускают через сложный статистический анализ.

Мудрость необходима для эффективного управления развитием: страны, компании, карьеры, семьи, наконец, — себя. Она необходима для выживания и адаптации в современном сложном, быстроменяющемся мире с его экстраординарными вызовами. На данный момент сформировались целые научные школы, изучающие и измеряющие мудрость как особо востребованный инструмент для формирования мета-навыков в 21 веке — наших настоящих, не преходящих и не подвершенных банкротству супер-активов.

Мета-навыки — soft and hard skills — необходимое условие динамично развивающейся карьеры в самых разных сферах, ее «непотопляемости». Мудрость как поток «растекается» по разным сферам жизни и профессиям, обогащая каждое направление новыми возможностями и выигрышными стратегиями. В 21 веке она по-новому открывается учеными, переосмысливается, адаптируется для прогнозов, форсайтов, сценарного планирования, как в профессиональной, так и в личностной жизни.

  

ЗАКАЗ НА МУДРОСТЬ

На мудрость появился большой «заказ». На вопрос: «Как выглядит мудрый человек?» (между понятиями «умный» и «мудрый» — большая разница) философы в разные времена отвечали: «он должен уметь налаживать стабильную благополучную жизнь».

Сегодняшний ответ экспертов значительно расширяется: мудрый человек должен обладать способностью генерировать лучшие решения для людей, сталкивающихся с самыми разными проблемами разной сложности, выходящими за рамки линейного мышления.

Поэтому в последние годы активно изучаются возможности измерить степень мудрости и треки ее развития. К этому времени сложился относительно небольшой инструментарий методов, которые надо расширять и углублять. Мудрость все еще скрывает в себе много тайн. Их надо расшифровывать уже новыми подсказками, которые нам предлагают нейробиология, когнитивистика и даже молекулярная биология.

Самый оглушительный мейнстримный вывод, который делают ученые: мудрость развивается в некомфортных состояниях, когда мы вынуждены находить ответы на сложные жизненные вызовы. Такие состояния, как правило, включают высокую степень неопределенности, неконтролируемости ситуаций, ограниченности возможностей.

Психологи разработали три основных подхода к мудрости:

  • Общая мудрость. Обладатель демонстрирует фиксируемые знания, которые выводят из сложных жизненных проблем.
  • Личная мудрость. Самопознание, майндфулнес (умение принимать любые текущие моменты, включая негативные, «как есть», не пытаясь их игнорировать либо давать собственную оценку и реагировать тем или иным образом).
  • Трансцендентная мудрость.Самопознание рассматривается только как первый шаг. Большое внимание затем уделяется работе с иллюзиями, когнитивными искажениями, сострадании всему живому.

 

А вот ученые более широкого профиля предлагают несколько другие варианты — концептуальные модели для измерения мудрости.

·         Берлинская модель. Разработана в 1990-х годах в Институте развития человека Общества Макса Планка.

·         Бременская модель. Разработана в 2008 г. в Бременской международной высшей школе социальных наук.

·         Мудрое мышление. Разработана в 2010 г. в Университетом Ватерлоо (Онтарио, Канада).

·         Трехмерная шкала мудрости. Разработана в 2003 г. в Университете Флориды (США).

·         Шкала самооценки мудрости. Разработана в 2003 г. в Университете Британской Колумбии (Канада).

·         Мудрость как выход за рамки обычного мышления. Разработана в 2005 г. в Орегонском университете США.

 

Берлинская модель мудрости. Здесь мудрость определяют как экспертные, обширные, глубокие компетенции в той или иной области. Различают две мудрости — «внешнюю» и «внутреннюю».

Первая (компетенции и профессиональные знания) приобретаются в процессе продолжительной практики. Например, это могут быть уникальные врачи-диагносты, молекулярные биологи, исследователи климата и др. Люди, молниеносно «схватывающие» все подводные камни и риски, которые не распознаются многими их коллегами. Такую мудрость измерить относительно несложно.

Вторая — «внутренняя» мудрость исходит из нашего внутреннего мира. Это другой источник мудрости. И по-другому он формируется и измеряется. В фокусе — картина мира человека, его восприятие жизни и смерти, способность находить баланс во внутренних противоречиях и т.п. «Внутренняя» мудрость проверяется уже сложно и проблематично. Берлинские эксперты разработали пять критериев для определения уровня мудрости.

Но при изучении обеих категорий мудрости применяются непростые тесты, основанные на решении особо сложных случаев и экстраординарных проблем. Например, среди ночи раздается звонок от друга, который вышел на связь, чтобы попрощаться, так как он в следующую минуту собирается уйти из жизни по собственному желанию. Как поступит в этой ситуации мудрый человек? Он должен владеть глубокими знаниями причин, почему люди решают прибегнуть к суициду; владеть инструментарием (инструктажом) по молниеносному выводу такого человека из опасного состояния. Кроме знаний о возрастных фазах, внешних и внутренних опорах человека, потере и возврате смысла жизни, о силе ценностей, он должен уметь стирать страх перед неопределенностью, непредсказуемостью и т.п.

Ответы оцениваются экспертами по пяти критериям, каждый из которых измеряется по семибалльной шкале. После этого выводится среднее значение.

На первый взгляд, в «тестах» ничего нового нет. Подобным образом измеряли мудрость и во времена царя Соломона. Но сегодняшние исследователи зафиксируют гораздо более тонкие нюансы этих состояний. Многие люди при анализе сложной проблемы и представлении своего решения используют чужие заготовки ответов, а не рождают их самостоятельно.

Берлинскую модель мудрости часто критикуют. Обращают внимание, что движущей силой мудрости является не просто знание, а сам человек, его внутренний мир, и собственно — характер. Мудрость составляет только «пережитое открытие и озарение». Много профессионалов знают массу разных тонкостей в своем деле, но это не делает их настоящими мудрецами. Если истина, правила, причинно-следственные связи не будут пережиты и переоткрыты в виде личностных озарений, они так и останутся простой абстракцией, неким словесным инструментом для утверждения собственного авторитета. Ядро ​​мудрости — это не знание, хотя мудрый человек должен обладать знаниями, а определенная структура личности, которая вдохновляет людей на что-то созидательное и сильное. Такая мудрость «растет» на внутренних озарениях и характеризуется следующими способностями:

·       Готовностью изучать разные точки зрения. Взгляд на разные ситуации с точки зрения других, обучение на ошибках и преодоление когнитивных искажений.

·       Стремлением к пониманию истины, даже если она дискомфортна и опрокидывает устоявшуюся картину мира.

·       Отзывчивостью на проблемы других людей.

Только обладая этими свойствами, как базовым когнитивным полем, люди могут считаться мудрыми.

 

Бременская модель мудрости.У нее много общегос берлинской моделью.При этом разделяют две категории мудрости: «общая» мудрость, касающаяся вопросов человеческой жизни в целом, и «персональная» мудрость, управляющая личной жизнью.  «Общая мудрость» приходит раньше, чем «персональная» мудрость. Общую мудрость люди, как правило, не могут применить к личной жизни. 

Персональная мудрость должна включать: глубокое знание своего внутреннего мира (смысл жизни, сильные и слабые стороны, приоритеты и т.п.), понимание как справляться с неопределенностью, подавленностью, вызовами и разными препятствиями на пути к достижению благополучия. Такой человек должен осознавать свою социальную встроенность и регулировать ее, балансировать самоуважение и самокритику; не закрываться от сложности, понимать, находить оптимальные решения даже для «нерешаемых» проблем, обладать всеохватным взглядом на вещи.

 

Мудрое мышление. Мудрость как комбинация определенных типов прагматичного мышления для решения базовых задач жизни. Она включает диалектическое мышление и интеллектуальное смирение. Такой человек признает, что он не все знает и поэтому ищет разные варианты решений у более мудрых. Мудрость измеряется способностью решать трудные жизненные задачи, касающиеся личных и масштабных социальных проблем, для которых необходимо объяснить причину и следствие, дать обоснованный прогноз.

Эксперты этой школы делятся выводами: например, мудрые решения коллективных конфликтов, как правило, предоставляют возрастные участники теста. А в личностных конфликтах эффективны люди всех возрастов, которые могут отслеживать в нюансах причинно-следственные связи таких конфликтов. Это редкая способность, основанная на нелинейном мышлении.

 

Трехмерная шкала мудрости. Определяет мудрость как «компетентность, устремленность, умение применять жизненный опыт для динамичного развития». Предлагаются пять компонентов мудрости:

·        Наличие богатого жизненного опыта

·        Открытость к знаниям, стратегиям, внутренним практикам (майндфулнес)

·        Способность управлять своими эмоциями

·        Учет прошлых ошибок и применение этих знаний в решении текущих задач и в будущих планах

·        Обладание самоиронией и чувством юмора.

Эта школа измеряет мудрость по шкале из 40 пунктов (по восемь на каждый компонент).

 

Мудрость как выход за рамки обычного мышления. Такая мудрость предполагает традиционную рефлексию, постоянный пересмотр взглядов на жизнь в сторону всеохватной удовлетворенности. Достигается путем самопознания, осознания своей временной природы. Для измерения такой мудрости разработали 35 пунктов, 10 из которых относятся к «немудрости». Мудрость такого плана руководствуется принципами:

·        Мой душевный мир невозможно расстроить

·        Моя жизнь — яркий пазл большой, космической жизни

·        Спасибо чужому опыту за бесценные «подсказки» для моей жизни

·        Я без проблем принимаю изменчивость и непостоянство жизни.

Одни научные школы мудрости измеряют мудрость как компетенцию, другие — как «космос» личности (поиск смысла жизни, постоянное развитие, удовлетворенность, открытость, эмпатия, майндфулнес, размышления и т. п.). При этом такие подходы можно по-разному комбинировать.

Разработчики критериев измерения мудрости тщательно продумывают тесты — проблемные истории, сложные жизненные проблемы и их решение для разных возрастных групп. В таких «тестах» используется не больше трех сложных проблем. Даже для подростков разрабатываются задачи с высокой степенью неопределенности и сложности. Большое внимание уделяется малейшим нюансам решений.

 

ВРЕМЕННО ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПОНИМАНИЯ

«Мудрость» не обязательно приводит к мудрости. С одной стороны, есть интеллектуалы, которые не могут гипотетически представлять или «переживать» сложные проблемы в «тесте». А значит — не могут дать совет другим. С другой стороны, высокоинтеллектуальная личность может «подделывать» мудрость в «тестовых» решениях. 

Парадокс «Х». Большинство людей позиционируют себя как весьма мудрые. У них сильно завышенная самооценка. А реально мудрое меньшинство — наоборот, остро осознают свою интеллектуальную ограниченность и малый багаж знаний. Так, люди могут оценивать поверхностно знакомого человека как мудрого лишь потому, что однажды его совет изменил их жизнь к лучшему. Но это могло произойти и по многим другим причинам, которые люди не учли.

 Проблема наносной мудрости. Общая проблема измерения мудрости состоит в том, что люди часто игнорируют эмоциональную глубину мудрости. Они могут говорить мудрые вещи, в которых при этом нет ничего важного, по сути. Такие люди говорят то, что другие хотят услышать, но, столкнувшись в реальности с проблемой, они и вполовину не будут действовать мудро. Это быстро выявляется на «тестовых историях» с сильной эмоциональной заряженностью. Здесь тонкое понимание эмоционального «космоса» решает все. Это можно видеть на тесте о разборе конфликтов. Почти все относительно спокойно воспринимают точку зрения разных сторон в конфликте в качестве посторонних свидетелей. Но лишь единицы могут делать это, когда они лично вовлечены в конфликт, который затрагивает их интересы.

Мудрость редко приходит с возрастом.Мудрость тесно связана с массой личностных факторов. А вот ее связь с возрастом — не очевидна. Мудрость приходит с возрастом лишь к немногим. Редко кто в возрасте демонстрирует мудрость и интерес к ней. К сожалению, большинство людей в третьем возрасте избегают глубоких размышлений, «вплетания» пережитого опыта в текущие дела, волевого управления своей реальностью. Мудрость проявляется в том, как люди размышляют и учатся на ошибках, как фильтруют и сортируют пережитый опыт для дальнейшего использования как ценного инструмента в решении жизненных задач.

Скрытые и неочевидные аспекты мудрости. Невозможно зафиксировать мудрость, которая проявляется в скрытой интуиции, в рефлексии, в сложных внутренних чувствах, когда человек, действуя согласно «неправильному» выбору, в последнюю минуту его менял, что радикально качественно перепрограммировало его жизнь и уводило от рисков.

 

НЕЧАЯННЫЕ ОЗАРЕНИЯ

А вот как выглядит исследование мудрости, проведенное учеными Орегонского университета США Хайди Игараси, Майклом Левенсоном и Кэрол Алдвин (2018). Исследовательская команда пришла к выводу, что мудрость, кроме известного «через трудные жизненные ситуации», развивается и через социальное окружение.

Их исследование заключалось в интервью с мужчинами и женщинами, в возрасте с 56 по 91 год, которые описали, как сложные ситуации поднимали в них мудрость. Почти все обладали высшим образованием, и более половины состояли в браке. Респонденты рассказывали, как пережитые сложные события изменили их картину мира.

Авторы исследования искали ответы на вопросы:

·        Почему те, кто имеет большой жизненный опыт, не всегда мудры? 

·        Почему после успешного преодоления сложных жизненных ситуаций большинство людей теряют интерес к мудрости и не развивают ее дальше, и лишь немногие прогрессируют в этом отношении? Чем это объясняется?

·        Как социальная среда способствует развитию мудрости?

Авторы, как и другие их коллеги, фиксируют, что у каждого человека появляется «окно возможностей» — тогда, когда в его жизнь приходит сложный вызов, проблема, не простая ситуация. Это шанс для появления мудрости. Преодолевая вызов, человек переживает внутреннюю трансформацию, и это открывает шлюзы для роста мудрости.

«Окно возможностей», для мудрости открывается и в тех случаях, когда человек сознательно выходит из зоны комфорта, не в условиях сложных событий.

Также отмечаются высшие уровни мудрости. Но к ним необходимы «ступеньки»: способность отслеживать процессы в своем внутреннем мире, даже если они дискомфортны и болезненны, открытость перед сложностью, неопределенностью, неоднозначностью.

Большинство людей с возрастом становятся равнодушными к саморефлексии и развитию, если у них нет нужды улучшать жизнь. Позитивные эмоции и расслабленные состояния становятся барьерами для развития мудрости. Мудрость для таких людей становится непривлекательной. Потому что озарения требуют напряженного поиска, способности к не поверхностному, сложному мышлению, фильтрации знаний и т. п. Как известно, это мешает «благостным, невесомым состояниям».

Почти все опрошенные люди в качестве сложных событий назвали: смерть близкого человека, развод, проблемы в отношениях, в карьере и со здоровьем.

Проблемы, связанные с работой или выходом на пенсию, составляли примерно половину ответов. Люди делились на две условные группы. Первая категория управляла реальностью, другая принимала как данность, которую нельзя изменить.

Когда жена попросила Фреда дать ей развод, его первой мыслью было: «Логично, что где-то есть способ решить эту проблему, не допустить разрыв. И я его найду!».

Джейн, у которой умерла дочь, также стойко перешагнула этот рубеж: «Это было самым сложным в жизни, с чем мне пришлось столкнуться, но во мне была уверенность, что жизнь должна продолжаться, и я должна двигаться дальше».

Карен рассказала как она «схлопнулась» после неожиданной смерти мужа: «Я была уверена, что не смогу ничего делать. Но неожиданно я обнаружила в себе источники силы. Это было открытием! Эта сила была во мне и раньше, но я была настолько зависимой от заботы мужа многие годы, что не подозревала о своих скрытых возможностях».

Салли всегда все тотально пыталась контролировать до каждого момента, пока ее сестра не заболела онкологией. «Это нельзя было контролировать… Это изменило мое дальнейшее поведение. Я как будто освободилась от гипер-ответственности. И это был новый опыт и необычное двойственное состояние. Произошел сдвиг в мышлении», — отмечает она.

Жизнь рассматривается как сложная смесь позитива и негатива, которая бросает вызов таким категориям, как «хорошо» и «плохо». Большинство людей приходили к этому путем долгих размышлений, тогда как для единиц это понимание «включалось» почти мгновенно.

После окончания временного контракта, Сэм переживал, что его не продлят. Он опасался увольнения из-за низкого профессионализма, о чем он честно признался руководству. Однако такая открытая честность и самокритика Сэма неожиданно расположила руководство к нему. Работодатель не только продлил с ним контракт, но и предоставил дополнительные возможности для повышения квалификации. «Я расцениваю это как посещение меня большой проницательностью, так как обычно я склонен переоценивать то, что я знаю и что я могу сделать».

Джон со своим другом оплакивал внезапную смерть отца. Они вспоминали, какой он был мудрый, добрый и заботливый. Раньше Джон никогда в жизни не смотрел на своего отца под таким углом восприятия. Внезапно он осознал собственный подход к жизни как шалопая и саморазрушителя. Он посмотрел на себя глазами отца с его вечным вопросом: «Что ты будешь делать?». Проснувшаяся осознанность разорвала старые мыслительные шаблоны, и Джон понял, что уже не будет прежним.

Сложная ситуация Стивена, когда сын попал в аварию, изменила его легкое и поверхностное отношение к жизни. Стивен осознал — до сих пор он отрицал любые проблемы и убеждал себя, что «все будет хорошо». Этот случай помог ему впервые посмотреть в лицо реальности: «Вы многое узнаете о себе и о других, когда сталкиваетесь с подобными вещами», — отметил он.

Эми презирала тех, кто долго носил в себе пережитую однажды личностную трагедию. В данной ситуации она презирала свою сестру, которая подверглась насилию в детстве и не могла забыть это. В какой-то момент Эми настолько надоело видеть сестру-жертву, что она стала изучать профессиональную литературу по этому вопросу. Новая информация перевернула все представления об таких случаях. Как только Эми «поняла больше», она смогла увидеть свою сестру другими глазами: «Большую часть моей взрослой жизни она была для меня просто сумасшедшей Джанет. Но в новом понимании того, что произошло, я с ужасом понимаю свои заблуждения. Может, я смотрю не так и на что-то другое. Надо проверить!».

Эти и другие исследования вносят вклад в наше понимание мудрости и позволяют рассматривать сложные события как критические драйверы роста, несмотря на всю их болезненность и драматизм.

Марина Бойкова

Ключевые слова: окна возможностей; измерение мудрости; сложные события; мудрость

Как я могу подключиться к мудрости Бога?

ГлавнаяМатериалыУказательДуховная жизньДары Христа Мудрость Божья

Вопрос

Ответ

Все, что Бог считал важным знанием для Своих детей, находится в Его Слове — Библии. Кроме того, вся истина принадлежит Богу. Однако Бог открыл Свою истину всем людям в творениях (Римлянам 1:20), называемых общим откровением, и в Своем написанном Слове, называемом особым откровением (1 Коринфянам 2:6–10).

Существует разница между «земной мудростью» и «мудростью свыше» (Иакова 3:14–18). Чтобы прикоснуться к Божьей мудрости, мы должны, прежде всего, желать ее и просить о ней у Бога. «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся вам» (Иакова 1:5). В следующем стихе указывается, что мы должны «просить с верою, нисколько не сомневаясь» (стих 6).

Мы признаем, что истинная мудрость исходит от Бога и что Иисус Христос является воплощением этой мудрости (1 Коринфянам 1:30). Довериться Христу и уступить Его Святому Духу — значит ходить в мудрости; как христиане, «имеем ум Христов» (1 Коринфянам 2:16).

Также требуется любовь к Богу, величайшая заповедь. «Как написано: «То, чего не видел глаз, что не слышало ухо, и что не приходило на ум человеческому» — то, что приготовил Бог любящим Его, — это то, что Бог открыл нам Своим Дух. Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Коринфянам 2:9–10; ср. Исаия 64:4).

Иметь знание означает иметь понимание или информацию о чем-либо. Обладать мудростью значит иметь возможность применять знания в повседневной жизни. Именно в чтении и понимании Слова Божьего мы получаем знание, и размышление над этим знанием приносит мудрость. Самая длинная глава в Библии — Псалом 119., которая полностью посвящена обретению понимания и мудрости из Божьего Слова. Всего несколько стихов: «О, как я люблю твой закон! Я размышляю об этом весь день» (стих 97). «Слово Твое — светильник ноге моей, свет на стезе моей» (стих 105). «Я буду размышлять о заповедях Твоих и уважать пути Твои. Наслаждаюсь уставами Твоими, слова Твоего не забуду» (стихи 15–16). Слово медитировать используется пять раз в Псалме 119 и в различных формах еще пятнадцать раз в книге Псалмов. Медитация необходима, чтобы полностью обдумать, как применять Слово Божье в повседневной жизни.

Книга Притчей полна мудрости. В этой книге Мудрость призывает к слушанию: «Доколе вы, простые, будете любить ваши простые пути? До каких пор насмешники будут радоваться насмешкам, а глупцы ненавидеть знание? Покайтесь в моем упреке! Тогда я изолью тебе свои мысли, возвещу тебе мои учения» (Притчи 1:22–23). Обещание Мудрости состоит в том, что те, кто желает истины Божьей, могут ее получить, но для этого требуется отказаться от глупых насмешек мира над истиной. «Начало мудрости — страх Господень, а глупые презирают мудрость и наставление» (Притчи 1:7).

Иметь «страх Господень» означает испытывать благоговейное уважение к тому, кто такой Бог, благоговейно доверять Его Слову и Его характеру и жить соответственно. Когда человек ходит в страхе Господнем, он или она полагается на Божью мудрость в вопросах повседневной жизни и вносит любые необходимые изменения в свете Божьего Слова.

Обладающие мудростью Божией покажут ее в своей жизни: «Кто из вас мудр и разумен? Пусть показывают это доброю жизнью своею, делами со смиренномудрием от мудрости» (Иакова 3:13).

Таким образом, чтобы подключиться к Божьей мудрости, мы должны усердно изучать Божье Слово (2 Тимофею 2:15), размышлять над Словом, молиться о мудрости, искать ее всем сердцем и ходить в Духе. Бог желает дать Свою мудрость Своим детям. Готовы ли мы руководствоваться этой мудростью?

Вернуться к:

Вопросы о христианской жизни

Как я могу прикоснуться к мудрости Божьей?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Почему мудрость упоминается в Притчах как она?

ГлавнаяМатериалыУказательКниги БиблииПритчи Мудрость и она в Притчах

Вопрос

Ответ

В Притчах 1:20–33 и Притчах 8:1—9:12 мудрость олицетворяется как женщина, которая может многое предложить — в том числе «непреходящее богатство и процветание» и «жизнь» — каждому кто внял бы ее словам (Притчи 8:18, 35).

В частности, мы рассмотрим 8-ю главу Притчей, поскольку она кажется отправной точкой для некоторых творческих «текстовых доказательств» таких культов, как Свидетели Иеговы, чтобы прийти к выводам без текстуального обоснования. Мы рассмотрим три темы, которыми часто пренебрегают при рассмотрении этих стихов — образ речи, жанр и грамматический род — чтобы сосредоточиться на вопросе, почему Мудрость — это 9.0017 она ?

Начнем с фигур речи. Их, по определению, не следует понимать буквально. Например: «И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли» (Бытие 4:10). Действительно ли кровь Авеля громко кричала из-под земли? Нет. Господь использовал фигуру речи, называемую персонификацией, или просопопеей, чтобы помочь Каину понять неизбежную природу греха. Мы понимаем, что кровь Авеля была неодушевленной, нечленораздельной и никоим образом не способной к речи — ее «крик» — всего лишь литературный образ. Мы не можем сформулировать доктрину, согласно которой кровь действительно говорит после смерти человека. Это может показаться здравым смыслом, но люди могут изобретать такие учения! Мы должны быть внимательны к фигурам речи, потому что в фигурах точные слова Бога не будут соответствовать Его точному значению.

В Притчах 9:2 мудрость не буквально женщина, готовящая пир. Мудрость — неосязаемое качество, но Соломон описывает ее так, как если бы это была реальная личность — опять же, олицетворение. Но почему Мудрость — это «она», а не «он»? Когда мы ответим на этот вопрос, давайте рассмотрим жанр.

Притчи 8 — это поэзия, один из многих жанров Библии. Это важно учитывать, поскольку, если мы не знаем, что мы читаем, мы не будем знать, , как мы должны это читать. Читатель всегда будет понимать смысл слов, но если не учитывать жанр, читатель, скорее всего, упустит замысел автора. Например, если мы читаем Остров сокровищ , важно понимать его как роман, то есть художественное произведение. Это понимание не позволит нам искать семейную историю Джима Хокинса, как если бы он был реальным человеком. Читая Библию, если мы не понимаем замысла автора, мы не поймем замысла Бога, что, конечно же, имеет значение, когда дело доходит до толкования Его Слова.

Притчи 8 — это стихотворение особого типа, называемое панегириком, то есть хвалебным стихотворением. Другие восхваления в Писании можно найти в 1 Коринфянам 13 (восхваление любви), Евреям 11 (восхваление веры) и Притчи 31: 10–31 (восхваление добродетельной жены). Мы не можем интерпретировать библейскую поэзию так же, как ее исторические повествования, ее пророчества, ее апокалиптические отрывки и т. д. Например, мы не можем трактовать «Любовь долготерпелива, любовь милосердна» (1 Коринфянам 13:4) в одном и том же ключе. как «у кого опухоль, или сыпь, или блестящее пятно на коже, которые могут быть осквернительным кожным заболеванием, пусть приводят к Аарону священнику» (Левит 13:2). Первый пассаж экспансивный, последний требовательный. Это всего лишь два примера типов произведений, которые следует читать с учетом их жанра, цели и контекста. Итак, когда мы читаем, что Мудрость — это «она», поймите, что Притчи сильно артистичны; следовательно, мы не читаем техническое определение мудрости.

Наконец, давайте поговорим о гендере в языке. За исключением некоторых личных местоимений, в английском языке не используется грамматический род (слова классифицируются как мужской, женский или средний род). Однако в иврите (на котором были написаны Притчи) используется грамматический род, как в испанском, французском и многих других языках. В этом наша проблема. «Она», как мы это понимаем, не обязательно «она», как предполагалось на иврите.

Носители английского языка неоднозначно относятся к грамматическому роду. Мы, естественно, думаем о существительном девочка женского рода, а существительное мальчик мужского рода, поэтому при назначении местоимений этим словам мы используем она/ее/ее вместо девочка и он/его/его вместо мальчик . Когда мы говорим о корабле, у которого нет фактического рода, мы используем местоимения среднего рода ( it/its ). Однако эти корабли часто называют в честь мужчин (например, USS Ronald Reagan ). Название корабля не влияет на его пол. Чтобы усугубить ситуацию, моряки обычно обращаются к кораблю в женском роде: она — прекрасный корабль, направляйте ее в порт и т. д. Пол несколько произволен в английском использовании, но это не так во многих других языках.

Во многих языках (включая иврит) большинство существительных имеют сильный родовой компонент, но определение рода грамматическое и не обязательно указывает на физический пол объекта. В испанском языке гитара ( la Guitarra ) — женский род, а автомобиль ( el coche ) — мужской род. Это не имеет ничего общего с буквальным полом. На самом деле, испанское слово masculinidad , что означает «мужественность», — существительное женского рода! Поэтому при переводе с иврита на английский мы должны отличать грамматический род от наших представлений о половом роде.

В английском языке слово мудрость грамматически среднего рода, но не в иврите. Еврейское слово chokmoth , и оно грамматически женского рода. На иврите было бы естественно говорить о мудрости как «она».

Как упоминалось ранее, Соломон использовал литературный инструмент олицетворения, чтобы превозносить неодушевленную и абстрактную идею мудрости, как если бы это был реальный человек. Тем самым Соломон показал яркую иллюстрацию благословений мудрости. В олицетворении мудрости необходимо было использовать соответствующие местоимения. Поскольку человек не упоминается как «оно», Мудрость в качестве антецедента требует личных местоимений женского рода. Грамматическая конструкция является артефактом процесса олицетворения. Другими словами, поскольку слово мудрость женского рода (в грамматике иврита), олицетворенная Мудрость становится «она» для удовлетворения требований речи, а не для добавления информации к своему объекту.

Может быть еще несколько причин, по которым Соломон изображал Мудрость как «она». В более широком контексте Соломон осторожно проводит различие между мудрым и глупым выбором. Непосредственно перед и после представления Мудрости в виде изящной дамы, предлагающей богатство и удовлетворение, Соломон представляет образ Глупости, изображенной как блудница, обещающая наслаждение, но несущая смерть (Притчи 6:24—7:27; 9).:13–18). Итак, глупость безнравственности противопоставляется мудрости добродетели. Используются две параллельные иллюстрации, и в обеих фигурирует виртуальная женщина.

Кроме того, Притчи показывают нам Мудрость, олицетворяющую действия, которые обычно связаны с женщиной (например, приготовление еды, Притчи 9:2, 5). Это описание выходит за рамки технической грамматики и требует использования местоимений женского рода, применяемых к Мудрости.

Соломон не говорил, что женщины внутренне мудрее мужчин — это было бы слишком большим толкованием в использовании грамматики. И он определенно не имел в виду какую-то богиню по имени «Мудрость» или «София».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *