Что то с памятью: Проблемы с памятью: усталость, перегрузка или что-то более серьезное

Содержание

Что-то с памятью моей стало. Нарушение памяти — грозный сигнал прогрессирования сосудистого заболевания мозга.

Авторы:

Кадыков Альберт Серафимович – д.м.н., профессор, руководитель неврологического отделения ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.

Черникова Людмила Александровна — д.м.н., профессор.

Шахпаронова Наталья Владимировна — д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.

Для улучшения памяти важно усиление ее предпосылок.

С этой целью можно использовать 3 следующих направления:

— Обучение методу, способствующему регистрации информации, развитию наблюдательности и внимания;

— Обучение методу, облегчающему закрепление, удержание и вспоминание зарегистрированной информации. В его основе лежит либо эффект повторения (наиболее простой и приемлемый), либо развитие способности организовать запоминание с помощью определенных приемов (ассоциаций), воображения, волевого усилия, требующих известности сохранности интеллекта, личности;

— Выработка переноса обучения в искусственных условиях на ситуации в реальной жизни.

Людям с нарушением памяти объясняют смысл занятий. Путем обязательных привычных упражнений вырабатывается активная положительная установка к проведению таких занятий. Следует строго соблюдать принцип постепенности в усложнении занятий – от простого через повторение к сложному. Нужно избегать утомления от занятий. Они должны быть частыми, но короткими по времени — ежедневно в течении 45 минут с коротким перерывом для отдыха. Создается атмосфера игры, что позволяет добиться заинтересованности, эмоционально оживляет, улучшает мотивацию.

Тренировка памяти больного производится с учетом особенностей его личности, интеллектуального багажа и нарушения памяти, отсутствия негативной установки к занятиям.

Врач или родственник, проводящий занятие (условно «учитель»), от начала и до окончания занятий активно сотрудничает с больным, вырабатывает сознательную его позицию и установку. Занятия проводятся ежедневно по 45 минут с одним 5-минутным перерывом. Обязательным условием их проведения является отдельное тихое помещение.

Курс занятий по тренировке памяти сочетается с лекарственным лечением и продолжается в среднем 2 месяца.

Приводим примеры занятий по тренировке памяти.

1 задание. «Учитель» берет в руку набор предметов (желательно разноцветных, ярких,  достаточно крупных по размеру): ключ, пуговицу, монету, кольцо с камнем и т.д. Показывает больному предметы на ладони, а затем, убрав руку, просит написать название предметов и описать их. Затем запись больного сравнивается и коллективно обсуждается. Периодически меняются используемые предметы и увеличивают их числа (от 4 до 10).

2 задание. «Учитель» кладет на стол 7 ярких и крупных предметов, накрывает их платком. Затем, сняв платок, показывает их больному на короткое время, затем эти предметы вновь накрывает платком и просит больного записать и описать их. Потом запись больного сличается и коллективно обсуждается. Число предметов можно увеличить до 10.

3 задание. «Учитель» просит каждого больного записать на бумаге словесный портрет лечащего врача (нос, глаза, подбородок, цвет волос и т.д.)

4 задание. «Учитель» просит описать обстановку комнаты больного дома: мебель, аудио- и видеотехнику и т.д.

5 задание. «Учитель» читает вслух по строфам незнакомое, но достаточное для понимания больных, стихотворение, затем просит повторить: 1-й день-повторение 1-ой строфы, 2-й день – повторение 1-й строфы и введение 2-й строфы, 3-1 день – повторение 1-й и 2-й строфы и введение 3-й строфы и т.д.

6 задание. «Учитель» на короткое время показывает пациентам яркий и крупный предмет, а затем, убрав, просит каждого на память зарисовать или описать его.

7 задание. Воображаемая прогулка по центральной улице города. Каждый больной должен рассказывать и, по возможности, описать (фактические вспомнить) достопримечательные места, внешний вид отдельных домов.

8 задание. Воображаемый магазин. Каждый больной получает задание «Купить» продукты приготовления обеда. Периодически «меню» меняется. В дальнейшем предлагается перенос обучения в реальные жизненные обстоятельства.

9 задание (Заключительное). Каждый больной описывает вечером в дневнике события истекшего дня.

Что-то с памятью с моей стало…

Многие школьники и студенты не представляют, как эффективно запоминать нужную информацию, и поэтому используют подход, который обычно называют зубрежкой. Чтобы лучше понять и запомнить детали, один и тот же текст читается несколько раз. Все, кто использовал такой метод в школе, или, к сожалению, продолжает использовать и во взрослом возрасте, знает его основные недостатки: быстро пропадает интерес, рассеивается внимание, плохо запоминаются детали.

Почему это происходит и как решить эту проблему? Можно ли учиться и без проблем запоминать все, что необходимо?

Для ответа на первый вопрос надо знать, какие фазы памяти задействованы в процессе обучения.

Дело в том, что с проблемами в учебе, равно как и с другими жизненными проблемами, люди нередко сталкиваются потому, что не знают детали устройства памяти. Для них память — это память, и этим все сказано. Не все знают, что запоминание — это трехфазный процесс, и каждая из этих фаз функционирует тем или иным способом.

Так что же это за фазы памяти?

Процесс запоминания делится на три фазы: первая называется сенсорной, вторая — кратковременной и третья — долговременной памятью.

Сенсорная память включается, когда, например, мы что-то перечисляем. Эта память бывает визуальная, аудиальная, а бывает кинестетическая (тактильная), олфакторная (обонятельная) и густаторная (вкусовая). Длится несколько минут и служит для того, чтобы наш мозг осознал, что он нечто видел. В этой фазе мы еще не можем говорить о «запоминании», которое необходимо, чтобы считать материал выученным.

Кратковременная память длится несколько минут, и в этот период начинается «обработка данных». В это время нам становится ясно, «о чем идет речь» в тексте, который мы читаем (интеграция). Именно тогда из всей информации мы выбираем «важнейшее» (происходит селекция), т.к. мозг не запоминает данные по порядку. Запоминаются только ключевые маркеры, которые включают процесс «вспоминания». Именно тогда наш ум или готовится к процессу отклонения (забывания) всех неважных фактов, или выбирает информацию, которую мы считаем важной, для долговременной памяти. Необходимо понять, что смысл этой фазы памяти — не сохранение, а выбор данных и выстраивание связей между ними.

Долговременная память не имеет временных ограничений, и именно благодаря ей информация остается (впечатывается). Проблемы с памятью отмечаются в начале фазы долгосрочной памяти. До этого момента наше обучение протекает более-менее нормально. Прочитали, поняли, и появляется «ощущение» знакомого материала. Однако когда мы пытаемся повторить «выученное», оказывается, что мы помним около 40%, а то и меньше.

Особенно это заметно у студентов-юристов, которым очень интересно читать все «в первый раз», как они говорят, но проблема возникает, когда эту информацию надо запомнить.

Так в чем же проблема? В том, что мы в процессе запоминания останавливаемся на второй фазе, и наше учение остается на уровне «понимания». Мы не можем перейти мост долгосрочной памяти, и, как это ни странно, для запоминания не используем техники запоминания, а используем стратегии получения и обработки информации, а мозг «выбирает», запоминать что-то или нет.

Почему мы поступаем именно так? Потому что после того как мы «поняли» прочитанный текст, в течение 4–5 минут мы можем отлично его вспомнить — кратковременная память действует до 8 минут. Нас так радует это ощущение, что мы решаем, будто все запомнили и переходим к другому материалу или заканчиваем заниматься. И тут возникает проблема. Если представить себе мост между кратковременной и долговременной памятью, мост, переходя через который мы обеспечиваем себе и память, эффективное вспоминание, то проходится признать, что мы через этот мост не переходим, а поворачиваемся и возвращаемся в начало пути.

Что происходит потом? 

Мы не перешли сознательно через «мост памяти», наш ум занят решением того, что важно запомнить. Информация, которая поступила в мозг, в основном абстрактная: символы, специальные термины, анализы и перечисления. Это не имеет отношения к реальным предметам, которые мозг предпочитает, — «игре, сну и еде», поэтому мозг решает, что все эти данные можно пока сложить в корзину. Мы забываем, но еще не совсем, сами вспомнить не можем, но стоит заглянуть в книгу, и мы самоуверенно утверждаем, что теперь все вспомнили.

А что будет после?

Не имея важных данных, мы переживаем момент разочарования или в своей комнате, или в классе или аудитории, где необходимо продемонстрировать свое знание. После разочарования и после того, как сами себя пожалеем, мы возвращаемся к книге и снова повторяем все перечисленное: читаем, доходим до «моста» между кратковременной и долговременной памятью и опять не переходим этот мост, словно рассчитываем, что, по велению какой-то высшей силы, память сама «решит», какая информация должна быть сохранена.

Можно делать ставки.

Что же надо делать, чтобы сохранить информацию в долговременной памяти?

Чтобы обезопасить имеющиеся данные и сохранить к ним доступ, необходимо как можно чаще использовать следующие методы:

Разделить учебу на кусочки (chunking) — внимание в среднем удерживается от 30 до 180 секунд, поэтому читайте не больше трех минут подряд. Потом остановитесь, обдумайте, запишите, подчеркните.

Мысленно представить те понятия, которые мы пытаемся запомнить. Самое важное надо «увидеть» на воображаемом «ментальном экране». Если это абстрактные понятия, придумайте для них образы, например, память — это слон, слово «понятие» — мозг и т.д.

Связывать различные понятия с помощью ассоциаций (очень хорошо в такой ситуации помогают когнитивные карты, визуализация и «нарезание» (chunking), которые активно используются сейчас во всем мире и везде: от школ до крупных корпораций.

Повторять, сообразуясь с циклами памяти. Обязательно повторять небольшими блоками, не глядя в источник (книгу или конспект). Самый важный цикл повторения — это повторение спустя 24 часа. Если в это время вы не повторите выученное, то забудете 70–80% информации, т.е. не сможете повторить без «подглядывания».

Информация с сайта matrony.ru

Что-то с памятью моей стало — LiveJournal

Во времена Чехова фраза «Волга впадает в Каспийское море» уже считалась хорошим примером трюизма. Учитель истории и географии Ипполит Ипполитыч (герой чеховского рассказа «Учитель словесности» написанного в 1894 году) «или молчал, или же говорил только о том, что всем давно уже известно». И даже умирая, будучи в бреду, он говорил только очевидные вещи: «Волга впадает в Каспийское море… Лошади кушают овес и сено…». А ведь всего за каких-нибудь 130 лет до того, и не где-нибудь, а в Московском университете получить правильный ответ на вопрос о месте впадения Волги было отнюдь не легко. Денис Иванович Фонвизин вспоминает о поре своего студенчества:

Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях (1791)
Денис Фонвизин

«Остаётся мне теперь сказать об образе нашего университетского учения. .. Я скажу в пример бывший наш экзамен в нижнем латинском классе. Накануне экзамена делалося приготовление; вот в чём оно состояло: учитель наш пришёл в кафтане, на коем было пять пуговиц, а на камзоле четыре; удивлённый сею странностию, спросил я учителя о причине. «Пуговицы мои вам кажутся смешны, — говорил он, — но они суть стражи вашей и моей чести: ибо на кафтане значат пять склонений, а на камзоле четыре спряжения; итак, — продолжал он, ударяя по столу рукою, — извольте слушать всё, что говорить стану. Когда станут спрашивать о каком-нибудь имени, какого склонения, тогда примечайте, за которую пуговицу я возьмусь; если за вторую, то смело отвечайте: второго склонения. С спряжениями поступайте, смотря на мои камзольные пуговицы, и никогда ошибки не сделаете». Вот какой был экзамен наш! О вы, родители, восхищающиеся часто чтением газет, видя в них имена детей ваших, получивших за прилежность свою прейсы [награды (нем.)], послушайте, за что я медаль получил. Тогдашний наш инспектор покровительствовал одного немца, который принят был учителем географии. Учеников у него было только трое. Но как учитель наш был тупее прежнего, латинского, то пришёл на экзамен с полным партищем пуговиц, и мы, следственно, экзаменованы были без всякого приготовления. Товарищ мой спрошен был: куда течёт Волга? В Чёрное море, — отвечал он; спросили о том же другого моего товарища; в Белое, — отвечал тот; сей же самый вопрос сделан был мне; не знаю, — сказал я с таким видом простодушия, что экзаменаторы единогласно мне медаль присудили. Я, конечно, сказать правду, заслужил бы её из класса практического нравоучения, но отнюдь не из географического» («Чистосердечное признание о делах моих и помышлениях»).

P.S.
А ведь князь П.А. Вяземский искренне считал, что в «Недоросле» описаны провинциальные нравы!

И после такого понимания о месте Волги в нашем подлунном мире, можно и к рассказу о ЭВМ «Волга» перейти вскорости.

Что–то с памятью моей стало — Яррег

Это хроническое заболевание артерий нередко поражает и молодых. Проявляется оно по-разному: приступами стенокардии, головокружением (главным образом при быстрой перемене положения тела и резких движениях), ощущением шума в ушах, ослаблением памяти, потерей слуха, изменениями в психике. Вызвано это закупоркой артерий и может привести к трагическим последствиям. При лечении атеросклероза важно наладить правильное питание, ограничить потребление продуктов, содержащих холестерин: мяса (особенно почек и печени), яиц, сардин, шпрот, какао, шоколада, черного чая. Рекомендуется больше потреблять продуктов, содержащих аскорбиновую кислоту (витамин С), йодистые препараты и витамин В2. Замечено, что больным атеросклерозом полезно есть морскую капусту, горох, очищенные от кожуры баклажаны в тушеном и жареном виде, цветную капусту, черемшу (медвежий лук), лесную землянику, грецкие орехи, особенно вместе с изюмом и инжиром. Рекомендуется съедать натощак один-два грейпфрута средней величины. Полезны спелые вишни. Народная медицина советует пить молоко: семь-восемь стаканов в день. Для лечения и предупреждения атеросклероза можно применять подсолнечное масло. И еще один рецепт: регулярно пить натощак сок сырого картофеля. Картофелину средней величины вымыть, вытереть насухо и измельчить на терке вместе с шелухой. Отжать сок через марлю, перемешать с осадком и выпить. При поражении атеросклерозом сосудов сердца иногда у больного случаются обмороки, сопровождающиеся учащением пульса, его перебоями, кровь от головы отливает, и лицо становится бледным. Чтобы помочь больному в этом состоянии, необходимо его уложить в постель, обмотать голову полотенцем, смоченным горячей водой, а на область сердца положить лед или холодное полотенце. При поражении сосудов нижних конечностей помогают соленые ванны. Вот несколько рецептов лечения атеросклероза лекарственными растениями. Настойка плодов шиповника. Ягоды истолочь, заполнить ими две трети поллитровой бутылки и залить водкой. Настаивать в темном месте две недели, ежедневно взбалтывая. Тщательно процедить. Принимать по 20 капель на кусочке сахара. Сок плодов боярышника. 500 г плодов боярышника размять деревянным пестиком, добавить полстакана воды, нагреть, но не кипятить, и выжать сок в соковыжималке. Принимать по столовой ложке 3 раза в день перед едой. Мелисса снимает нервные спазмы, улучшает работу мозга, уменьшает головокружение и шум в ушах. В любом виде мелиссу можно добавлять в чай или готовить отвар. При лечении атеросклероза используют в целом и растертом виде лук и чеснок, смешанные с медом в соотношении 1:1 или 1:2. Принимать по столовой ложке 3 – 4 раза в день до еды.

Что-то с памятью моей стало… — Статьи

! Это заболевание не щадит никого, ни богатых, ни бедных, ни простых людей, ни великих. Коварство его в том, что, начинаясь исподволь, оно может маскироваться под другие диагнозы, под, казалось бы, обычные нарушения, и человек долгое время не понимает, что он уже перешагнул порог болезни. Это заболевание — деменция, о которой мы сегодня говорим с врачом-неврологом высшей категории, ассистентом кафедры неврологии факультета дополнительного профессионального образования Южно-Уральского государственного медицинского университета Любовью Крыловой.

 

— Любовь Григорьевна, что же подразумевается под этим диагнозом — деменция?

 

— Деменция (старческое слабоумие) — это выраженные когнитивные нарушения. Когнитивные функции мозга — это наша способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать, запоминать и использовать внешнюю информацию. То есть это тот самый мостик, который соединяет человека с обществом и позволяет ему реализовываться как личности. Без этой функции центральной нервной системы теряется личность человека.

 

При деменции в первую очередь происходит грубое нарушение памяти, человек дезадапритирован в своей повседневной жизни. При этом он не способен даже осознать, что с ним происходит.

 

— То есть по сути это утрата всех тех функций и навыков, что делают человека человеком? Как же порой беспощадна старость…

 

— К сожалению, возраст является самым сильным и независимым фактором риска нарушений памяти. Нарушение памяти связано, как правило, с возрастными изменениями в кровеносных сосудах и ухудшением мозгового кровообращения. Также в процессе старения ухудшаются обменные процессы в нервных клетках.

 

Однако деменция и старение — это не одно и то же. Легкая забывчивость при старении сама по себе не повод для тревоги и может являться нормой в пожилом возрасте, но если отмечаются затруднения для осуществления профессиональной или бытовой деятельности по сравнению с тем, что было прежде, то необходимо обратиться к врачу- специалисту.

 

— Как это начинается, какие перемены происходят с человеком?

 

— Здесь и сейчас, одномоментно деменция не развивается, это заболевание во времени. Вначале ухудшается кратковременная память на только что произошедшие события, но нарушения памяти никогда не бывают изолированными, а всегда сопровождаются изменениями других психических функций и поведения в целом. У больных появляется страх, неуверенность в себе, депрессивные состояния. Эти люди жалуются на забывчивость, они часто забывают, куда положили ту или иную вещь, не могут вспомнить имена знакомых людей, забывают отдельные даты, испытывают трудности при подсчете денег в магазине. Они стараются компенсировать нарушения памяти с помощью записей, тренировок, неоднократного повторения новой информации, но далее появляются заметные для окружающих трудности в повседневной жизни человека, иногда не узнают себя в зеркале, не могут самостоятельно одеться, умыться, что должно быть обязательным поводом для обращения к врачу.

 

— Что провоцирует деменцию? Ведь очень многие пожилые люди и в 70, и в 80 лет пребывают в здравом уме и прекрасной памяти, почему с одними это происходит, а с другими нет?

 

— Большую роль играет наследственность. К тому же одно дело — возрастные изменения и признаки старения, а другое — признаки серьезного заболевания, такого, как болезнь Альцгеймера. Почти 30 процентов деменции приходится на болезнь Альцгеймера. 10 — 20 процентов — это деменция при сосудистых заболеваниях. Причинами деменции могут быть: гипертоническая болезнь, сахарный диабет, атеросклероз, длительное употребление алкоголя, стрессы, инфаркт миокарда и инсульт, гиперлипидемия, опухоли головного мозга, нерациональное питание. .. Только обратившись к врачу, неврологу или терапевту, можно понять, что явилось причиной когнитивных нарушений, и воздействовать на те факторы, которые провоцируют нарушение памяти.

 

— Остановить, приостановить заболевание возможно, излечимо ли оно?

 

— Мы лечим пациентов, воздействуя на факторы риска, назначая ноотропную, сосудистую терапию. Существует и патогенетическое лечение, если это болезнь Альцгеймера. Пациентам назначаются препараты, замедляющие процесс. Но, к сожалению, это заболевание неизлечимо. Задача врачей — приостановить процесс, чтобы пациент был социально адаптирован и чтобы меньше было нагрузки на родственников, потому что такие больные — это беда в семье…

 

— Любовь Григорьевна, болезнь Альцгеймера — это одна из форм деменции или самостоятельное заболевание?

 

— Болезнь Альцгеймера — это самостоятельный первичный нейродегенеративный процесс, приводящий к гибели нейронов и образованию сенильных (амилоидных) бляшек в клетках коры головного мозга. И это одна из наиболее распространенных форм деменции, то есть болезнь проявляется утратой когнитивных функций.

 

— Как еще проявляется болезнь Альцгеймера?

 

— Как я уже сказала, сначала постепенно нарушается память и внимание, изменяется характер (апатичный эгоист), человек не может понять новую информацию, он рассеян, забывчив, рассказывает старые воспоминания, как новые. Далее утрачиваются повседневные навыки, затем нарушается речь, она становится очень бедной, нарушается ориентировка во времени и месте нахождения, самом себе. И все это происходит во времени, не сразу. Чаще это люди старшей возрастной группы, после 65 лет. Течение болезни разное — от 6 до 20 лет, зависит это от начала выявления заболевания и начала лечения.

 

— Как во всех этих, бесспорно тяжелейших, ситуациях быть родственникам? Как помогать? Как самим не впасть в депрессию и расстройство?

 

— Прежде всего болезнь нужно все-таки выявить. Когда дети понимают, что с их родственником происходит что-то неладное, не нужно заниматься самолечением. Надо обратиться к врачу-неврологу, психиатру, терапевту, чтобы выявить причину заболевания. Если пациенту поставили диагноз «деменция», назначили терапию, то родственники должны понимать, что в течение длительного времени они будут жить вместе. И чтобы больной комфортно чувствовал себя в социуме, необходимо оградить его от возможных неприятностей. Может быть, придется убрать из квартиры газ, потому что такие больные забывают его выключать. Проследить за тем, какие замки в дверях, чтобы всегда был доступ в квартиру. Перекрывать воду, убирать острые предметы, дорожки, чтобы больной не запинался. Многие ставят решетки на окна в квартире. Человеку одному в таком состоянии жить, конечно, нельзя, ведь он не может о себе позаботиться…

 

Безусловно, для родственников это огромная психологическая нагрузка. Изначально желание помочь есть у всех, но потом приходит понимание неизлечимости заболевания, что приводит родственников в отчаяние. Они хуже справляются со своей работой, многим приходится увольняться, чтобы ухаживать за родственником. От 30 до 50 процентов ухаживающих за больными с деменцией вскоре сами имеют симптомы депрессии, потому что не видят выхода из этой ситуации, они к ней привязаны. У многих появляется страх, что они тоже могут этим заболеть…

 

— Любовь Григорьевна, вы ведь провели много школ для родственников таких больных и для самих пациентов. Сейчас эти школы есть?

 

— К сожалению, пока в прежнем виде такой школы нет, но необходимость в таких занятиях мы, конечно, видим. В любом случае нужно помнить о себе, своем собственном здоровье, обращаться при необходимости за психологической помощью, не оставаться с такой бедой в изоляции.

 

— Возможна ли профилактика деменции, что для самого человека наиболее приемлемо и осуществимо?

 

— Профилактика сосудистой деменции — это обязательное лечение артериальной гипертензии, атеросклероза, соблюдение диеты с низким уровнем холестерина, выполнение рекомендаций врача после перенесенного инсульта, здоровый образ жизни. Очень важно заставлять работать свой разум — читать, учить, пересказывать, постоянно тренировать память.

 

Лучшее эмоциональное занятие — воспитание внуков, потому что они мотивируют позитивные эмоции. Когда внуки учат стихи, иностранный язык, бабушки и дедушки могут заучивать вместе с ними, тем самым тренируя свою память. Нужно водить внуков в различные школы, студии, расширять круг своего общения.

 

Полезны для пожилых людей социальные сети. Чувство одиночества тоже приводит к когнитивному дефициту, а социальные сети помогают найти людей, близких по духу, по интересам, по профессии, поддерживать связь с друзьями молодости, что добавляет в жизнь позитива. Общение с соседями тоже помогает сгладить одиночество. Все это — стимуляция работы головного мозга. Очень важно, чтобы после достижения пенсионного возраста у человека обязательно было какое- то занятие, востребованность.

 

Многие знают, что в Челябинске есть замечательное общество «Знание», я не раз там читала лекции по этой теме. И встречала столько позитивных пожилых людей, которые не утратили живой интерес к жизни, нашли себе друзей, занятия по интересам, учат английский язык, осваивают компьютерную грамотность. Если нет такой возможности, то надо хотя бы завести домашнее животное, чтобы просто было о ком заботиться.

 

Со стороны родственников пожилых людей обязательно должна быть мотивация на позитив: «Ты нам нужна, мы тебя любим, внуки тебя любят…»

 

— Существует ли статистика деменции?

 

— Да, статистика существует, но есть и несколько серьезных проблем, связанных с несвоевременной диагностикой когнитивных расстройств:

  1. Недостаточная информированность населения. Именно поэтому пациенты и их родственники могут долго не обращаться к врачу, вплоть до этапа развития крайне тяжелых нарушений, когда полностью утрачиваются навыки самообслуживания. В таких случаях возможности помощи пациентам весьма ограничены.
  2. Поздняя диагностика когнитивных нарушений — недостаточное знание врачами разных специальностей методов диагностики данного заболевания.
  3. Ошибочное мнение врачей и пациентов о неэффективности терапии нарушений памяти.

Иногда пациенты, страдающие деменцией, наблюдаются с другими диагнозами. В структуре когнитивных нарушений около 30 процентов — это пациенты с болезнью Альцгеймера.

 

— Таких больных в стационары не определяют?

 

— Нет, здесь лечение очень длительное, за такими пациентами надо ухаживать, тренировать память, и это, к сожалению, удел лишь родственников. Именно родственники должны показать больного врачу-неврологу или психиатру, чтобы обеспечить ему необходимое амбулаторное лечение и наблюдение. Родственники же должны следить, чтобы больной не забывал пить таблетки и принимал их правильно.

 

— Любовь Григорьевна, Вы уже сказали о пользе здорового образа жизни. Наверное, это действительно имеет большое значение — следить за собой, поддерживать хорошую физическую форму, жить в тонусе и в гармонии с собой и со всем миром…

 

— Конечно. Умеренная физическая нагрузка, физкультура, ежедневные прогулки, душ, прослушивание любимой музыки, общение с приятными людьми, избегание конфликтных ситуаций, чтение и перечитывание любимых книг, которые вызывают положительные эмоции. Даже обычная сорокаминутная ходьба уменьшает стресс. В питании должно быть больше овощей и фруктов, они содержат антиоксиданты и предотвращают старение организма. Нужно стремиться больше употреблять рыбных продуктов — польза средиземноморской диеты для здоровья давно доказана.

 

— Если сравнить, где больше таких больных, в городе или в деревне?

 

— Разумеется, в городе. Деревенская размеренная жизнь с ее неспешным ритмом, привычной работой, сложившимися устоями меньше способствует прогрессированию этого заболевания.

 

— Так что если уж не к домику в деревне, то хотя бы к регулярному отпуску на природе стремиться надо всем…

 

 

Н. Ладушина.

По материалам газеты «На здоровье» (выпуск № 16 за октябрь 2015)


Версия для печати

Что-то с памятью моей стало – Школа № 147 Челябинска

На наших глазах происходит тектонический сдвиг в человеческом мышлении — в том, как люди думают. Точнее, в том, как они обрабатывают информацию.

Обычно, когда говорят о памяти, её разделяют на кратковременную и долговременную. Или, если проводить параллели с компьютером — оперативную и постоянную. Наша «оперативка» отвечает за способность мыслить логически, анализировать и решать задачи, независимо от предыдущего опыта. Постоянная память — это накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки.

Ещё совсем недавно доминировала постоянная память. Школьники держали в голове куски таблицы Брадиса, физические константы, формулы, даты событий и номера съездов КПСС. Зазубривались большие объёмы текста. Сейчас, когда практически любая информация находится на расстоянии вытянутой руки, это всё очень быстро обесценивается. В нормальных институтах вы сможете принести на экзамен любой источник информации — гораздо важнее не запомнить её, а уметь с ней работать.

Оперативная память начинает перевешивать постоянную. Кто помнит дату битвы при Каннах, если, при желании, ответ можно найти за несколько секунд? Сколько телефонных номеров вы сейчас сможете вспомнить? Вашу память расслабила записная книжка в телефоне? А ваши родители запоминали номера десятками.


Сегодня для получения лицензии лондонские таксисты должны знать расположение 10 000 улиц. Чтобы найти для пассажира самый быстрый путь. Завтра это знание будет мешать им. Потому что навигатор найдет самый быстрый путь гораздо лучше. С учётом пробок и аварий.

Может быть, наши дети будут работать по специальности, которой ещё не существует. А потом несколько раз поменяют её. Важнее будет не способность один раз чему-то научиться (утрамбовать в постоянную память), а умение быстро переучиваться.


Возможно, мы предпоследние поколение, которое массово изучает иностранные языки. Особенно учитывая, с какой скоростью развивается машинный перевод. А ведь это целый пласт в сознании, умение, которое очень сильно влияет на мышление человека. На одной чаше весов два-три языка, которыми сегодня обходится подавляющее большинство, на другой — возможность общения/чтения на любом из существующих (или мёртвых) языков. Разница только в том, что выученный иностранный язык вы держали у себя в голове. И думали, используя возможности этого языка.

Интересно, что это далеко не первый тектонический сдвиг, который происходит в сознании. Например, появление книги радикально изменило мышление человека. У памяти появился «костыль», которым люди прекрасно научились пользоваться. Хотя были философы, резко выступавшие против института книги. Книга ослабляет память. Книга — это слишком опасно. Совершенно неизвестно, в чьи руки могут попасть знания…

Оценить масштаб грядущих изменений слишком сложно. Мы находимся в самом процессе и не может взглянуть на него со стороны. Тем не менее, некоторые вещи предсказать можно уже сейчас.

В литературе сократится количество больших текстов. Читателю будет слишком сложно удерживать их в голове. Упростится сюжетная линия. Сократится количество главных героев. Для сравнения — в классическом китайском романе «Сон в красном тереме» около сорока главных героев и почти 500 второстепенных. А это ведь совсем недавно — 18 век. Твиттеризация сознания не может пройти бесследно.

Тоже самое будет происходить и в кинематографе. Бал будут править сиквелы и сериалы. Истории с уже хорошо знакомыми персонажами. А через несколько поколений начнутся трудности с пониманием классики. Слишком странны для неподготовленного читателя будут взаимоотношения и общение героев.

Гораздо сложнее предсказать, что даст нам неизбежное усиление оперативной памяти. Скорее всего, отношения между людьми перейдут на качественно новый уровень. Люди станут более эмоционально развитыми. Брутальный идеал мужчины уйдёт в прошлое, а прогресс в эмпатии и интуиции, помноженный на технические возможности, приведёт человека к какому-то подобию телепатии.

источник

Что-то с памятью моей стало…

Коля в саду редко выступает на утренниках, все время забывает стихи, смущается, плачет. А ведь дома учим-учим, вроде бы и запоминает, но потом опять ничего не помнит. Сто раз, что ли надо повторять? А в школе ведь столько надо зубрить!

— У Танюши необыкновенная память! Она может запоминать только то, что ей интересно, нравится. Песни знает наизусть, всю рекламу, имена героев в сериалах. А занимались с нею запоминанием слов, показывает низкие результаты. А правила и схемы – это ведь не очень интересно, не подведет ли её память?

— В школе очень много задают учить наизусть. Есть ли какие-то способы, позволяющие облегчить ребенку эту форму обучения?

Память, способность запоминать, воспроизводить знания, полученные ранее, -очень важное для обучения в школе качество. Многие родители утверждают, что у их ребенка «дырявая память»: не запоминает стихи, не может вспомнить свой адрес, — и переживают, что возникнут сложности в учебе. Действительно, в школе необходимо запоминать много информации. Это и буквы, и цифры, и таблицы умножения, и правила. Причем без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение новых знаний. Как правило, дошкольник лучше запоминает то, что интересно, ярко, вызывает сильные эмоции. Однако для школы важно, чтобы ребенок мог управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель – запомнить, приложив силу воли. А для этого нужно помочь ребенку освоить основные приемы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, рисование схем.

Для обучения в школе ребенку важны все виды памяти: слуховая, зрительная, механическая, смысловая, оперативная. Чем больше родители будут тренировать детей в развитии всех этих процессов, тем легче будет им учиться, усваивать новое, преодолевать затруднения.

Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребенок смысл того, что запоминает. Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребенка ярких образов, представлений, ассоциаций. Подмена мысли памятью – большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание учиться.

Рассказав ребенку сказку, попросите его нарисовать картинки – иллюстрации, помогите ему, а затем пусть он по этим картинкам перескажет вам сказку.

Разучивая стихотворение, рисуйте к каждой строчке простой рисунок – символ. Взяв в руки «шпаргалку», ребенок сможет успешнее воспроизводить рифмы. Ни в коем случае не ругайте ребенка, если он не сможет быстро и хорошо запомнить слова. Примите это к сведению и помогите ему. Занимаясь с ребенком, следите за тем, чтобы ему было интересно. Играйте. Творите. Дружите.

слов, используемых для описания памяти и воспоминаний — синонимы и связанные слова

Связанные слова


наизусть

фраза

если вы что-то знаете наизусть, вы можете запомнить все слова в нем без какой-либо помощи

dim

прилагательное

a тусклая память — это то, что вы не можете хорошо вспомнить, потому что это произошло очень давно

смутно

наречие

если вы смутно помните или понимаете что-то, вы помните или понимаете только немного

выгравировано

прилагательное

в основном литературное, если что-то запечатлелся в вашем уме или памяти, вы все еще можете вспомнить его очень четко, иногда, когда вы предпочитаете забыть его

fond memory

фраза

то, что вы вспоминаете с удовольствием

преследующий

прилагательное

красивым способом, который делает вас грустить и вспоминать что-то надолго

туманный

прилагательное

туманное воспоминание — это то, что вы c аннот хорошо помню

бессмертный

прилагательное

очень хорошо известно, и поэтому, вероятно, запомнится надолго

в живой памяти

фраза

в течение того времени, когда любой еще живой может вспомнить

в своем воображении

фраза

если вы можете увидеть кого-то или что-то в своем воображении, вы можете представить или вспомнить, как они выглядят

длинное

прилагательное

если у вас долгая память, вы помните даже мелочи, которые произошли много лет назад

памятный

прилагательное

стоит вспомнить или легко запомнить, потому что он в некотором роде особенный

ностальгический

прилагательное

заставляет кого-то вспоминать счастливые времена в прошлом

благоухающий

прилагательное

литературный напоминает вам о чем-то

напоминает

прилагательное

в основном литературный, полный мыслей о том, что прошлое

незабываемое

прилагательное

что-то непонятное orgettable запомнится надолго

задумчивый

прилагательное

используется, когда вы думаете о чем-то, что сделало вас счастливым в прошлом

Английская версия тезауруса из слов, используемых для описания памяти и воспоминаний

синонимов памяти, антонимы памяти | Тезаурус Мерриам-Вебстера

1 способность или процесс вспоминания того, что было ранее изучено или испытано
  • фотографическая память упрощает сдачу тестов
2 конкретное действие или случай припоминания или вещь, которую помнят
  • У меня только самые смутные воспоминания о семейном отпуске, который мы взяли в год, когда мне исполнилось три года
См. Определение словаря

запросов из одного слова — Объекты, которые заставляют вас вспомнить

запроса из одного слова — Объекты, которые заставляют вас запоминать — Английский язык и использование стеков
Сеть обмена стеком

Сеть Stack Exchange состоит из 177 сообществ вопросов и ответов, включая Stack Overflow, крупнейшее и пользующееся наибольшим доверием онлайн-сообщество, где разработчики могут учиться, делиться своими знаниями и строить свою карьеру.

Посетить Stack Exchange
  1. 0
  2. +0
  3. Авторизоваться Зарегистрироваться

English Language & Usage Stack Exchange — это сайт вопросов и ответов для лингвистов, этимологов и серьезных энтузиастов английского языка.Регистрация займет всего минуту.

Зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к этому сообществу

Кто угодно может задать вопрос

Кто угодно может ответить

Лучшие ответы голосуются и поднимаются наверх

Спросил

Просмотрено 24k раз

Как вы называете объекты, которые заставляют вас вспоминать другие вещи или которые вы сохраняете для запоминания момента или места? Я имею в виду сувениры, фотографии и т. Д.

Кевин

7,46533 золотых знака2525 серебряных знаков4646 бронзовых знаков

Создан 28 ноя.

ValVal

18111 золотой знак11 серебряных знаков33 бронзовых знака

6

Memento

существительное

  1. объект или предмет, который служит напоминанием о человеке, прошедшем событии и т. Д.; подарок на память; сувенир.
  2. что-нибудь, служащее напоминанием или предупреждением.

Пример:
Они предложили чай, дым и египетский флаг на память.

(Dictionary.com)

Определение №1, вероятно, здесь наиболее актуально, даже если употребить слово, которое вы упомянули.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *