Делать что – делать — Толковый словарь Ушакова
делать — Толковый словарь Ушакова
Д’ЕЛАТЬ, делаю, делаешь, ·несовер. (к сделать).
1. Что и ·без·доп. Действовать, проявлять деятельность, заниматься, быть занятым чем-нибудь. Довольно говорить, надо делать (или дело делать). Ничего не делать. Только и делает, что бранится.
2. что. Производить, вырабатывать. На этом заводе делают мебель. Делать творог из простокваши.
| Создавать, производить (какое-нибудь произведение литературы, искусства; ·арго писателей и художников). Делать картину. Делать поэму. Этот художник делает прекрасные пейзажи. Делать газету (составлять, редактировать ее).
3. (в сочетании со словами, указывающими на количество). Находясь в движении, работая, продвигаться на какую-нибудь меру пространства (о механизмах). Поезд делает 60 верст в час. Колесо делает 2 оборота в секунду.
4. Что (в сочетании с мест. «себе»). Заказывать что-нибудь для себя, поручать изготовить для себя (
5. что. Работая над чем-нибудь, совершать, олнять какой-нибудь труд. Делать задачи. Делать дополнения к новому изданию. Делать уроки. Делать гимнастику.
6. что. В соединении с сущ. в вин., означающим действие или результат действия, употр. в качестве вспомогательного гл. в знач. производить действие, определяемое существительным, совершать, исполнять что-нибудь. Делать выбор (выбирать). Делать предложение *****
отказываетесь от этого предложения. В подобных случаях я делаю так.
| с кем-чем что.
8. кому-чему что. Причинять, оказывать кому-нибудь что-нибудь. Делать добро другим. Делать одолжение другу. Он много для меня делал (·т.е. много хорошего).
9. кого-что кем-чем. Заставлять кого-нибудь принимать какое-нибудь состояние, вид, делаться каким-нибудь, чем-нибудь. Делать кого-нибудь секретарем. Делать счастливым. Делать дураком. Делать кого-нибудь посмешищем испражняться, мочиться в постель, в платье. Делать честь кому — 1) оказывать уважение (о ком-нибудь; формула официальной вежливости). Он делает мне честь, приглашая к себе.
Источник: Толковый словарь русского языка Ушакова на Gufo.me
Значения в других словарях
- делать — ДЕЛАТЬ -аю, -аешь; деланный; -лан, -а, -о; нсв. (св. сделать). что. 1. Создавать, изготовлять, производить что-л. Д. станки. Д. мебель. Д. ткани. Д. фарфор. 2. Заниматься чем-л., работать, проявлять какую-л. Толковый словарь Кузнецова
- делать — -аю, -аешь; прич. страд. прош. деланный, -лан, -а, -о; несов., перех. (сов. сделать). 1. Создавать обычно с помощью инструментов, специальных приспособлений, машин и т. п. различного рода предметы, вещи, изделия; изготовлять, производить. Делать станки. Малый академический словарь
- делать — ДЕЛАТЬ, -аю, -аешь; несов. 1. кого. Одерживать верх над кем-л.: избивать, обгонять, побеждать в единоборстве и т. п. Три минуты — и я тебя делаю — через три минуты я одержу над тобой победу. 2. куда, откуда. Эмигрировать. Куда он из Союза делает? — В Штаты. Толковый словарь русского арго
- делать — Старославянское – делати. В русском языке форма инфинитива глагола «делать» стала использоваться с XI в. Синонимы глагола – «создавать», «работать», «заниматься». В славянских языках существуют глаголы с тем же значением и схожим звучанием. Этимологический словарь Семёнова
- делать — де́лать де́лаю, укр. дiлати, ст.-слав. дѣлати ἐργάζεσθαι, γεωργεῖν (Супр., Остром.), болг. дя́лам «обтесываю», сербохорв. дjе̏лати «делать, работать, строгать», словен. dė́lati, чеш. dělati «делать, работать», польск. dziaɫać «действовать», в.-луж. dźěɫać, н.-луж. źěɫaś. См. де́ло. Этимологический словарь Макса Фасмера
- делать — ДЕЛАТЬ или деять церк. детельствовать; делывать что, работать или трудиться, производить, совершать, доспевать, упражняться, заниматься; действовать; изъявлять, оказывать; причинять, доставлять, наносить кому что; поступать с кем, девать куда. Дею вм. Толковый словарь Даля
- делать — делать I несов. неперех. 1. Проявлять деятельность, заниматься, быть занятым чем-либо; действовать. 2. Совершать какой-либо поступок, действовать каким-либо образом. II несов. перех. 1. Производить, вырабатывать. Толковый словарь Ефремовой
- делать — глаг., нсв., ??? я делаю, ты делаешь, он/она/оно делает, мы делаем, вы делаете, они делают, делай, делайте, делал, делала, делало, делали, делающий, делаемый, делавший, деланный, делая; св. сделать… Толковый словарь Дмитриева
- делать — Делать, делаю, делаем, делаешь, делаете, делает, делают, делая, делал, делала, делало, делали, делай, делайте, делающий, делающая, делающее, делающие, делающего, делающей, делающего, делающих, делающему, делающей, делающему, делающим, делающий… Грамматический словарь Зализняка
- делать — Действовать, деять, совершать, творить, создавать, созидать, оказывать, являть, исполнять, производить, поступать, чинить, учинять, образовывать, (с)варганить, сооружать, изготовлять, кропать, копать, ляпать (делать грубо, аляповато), оперировать… Словарь синонимов Абрамова
gufo.me
Значение слова ДЕЛАТЬ. Что такое ДЕЛАТЬ?
ДЕ́ЛАТЬ, —аю, —аешь; прич. страд. прош.
1. Создавать обычно с помощью инструментов, специальных приспособлений, машин и т. п. различного рода предметы, вещи, изделия; изготовлять, производить. Делать станки. Делать мебель. Делать ткани. Делать фарфор. □ Я гайки делаю, а ты для гайки делаешь винты. Маяковский, Кем быть? Люди спешно принялись строить сушила, рыть огромные колодцы, делать для них крыши. В. Попов, Сталь и шлак. Мы срываем большие листья лопуха и делаем из них себе зеленые колпаки. Кузьмин, Круг царя Соломона. || Создавать (произведения литературы, живописи, музыки и т. п. Я начал делать эскизы итальянской фантазии на народные темы.
2. Заниматься чем-л., работать, проявлять какую-л. деятельность. Я хотел приняться за работу — не мог; хотел ничего не делать и не думать… и это не удалось. Тургенев, Ася. [Треплев:] Мама, перемени мне повязку. Ты это хорошо делаешь. Чехов, Чайка. Нине всё приходилось делать самой: ходить на базар, готовить обед, стирать белье. Б. Емельянов, Мечта. || В сочетании с некоторыми категориями существительных употребляется в значении: совершать, выполнять, производить: а) С существительными, обозначающими какой-л. процесс, вид занятия, работы. Делать уроки. Делать опыты. □ [Саня] побежал в ванну, выскочил в одних трусиках и стал делать зарядку. Каверин, Два капитана. б) С отглагольными существительными со значением действия. Делать выбор. Делать выговор. Делать попытку. □ В ее комнате делали обыск. Чехов, Переполох. Доктор непроизвольно вздрагивал, хотя он делал усилия, чтобы сдержаться. Первенцев, Огненная земля. Танк заметался, делая крутые развороты. Бубеннов, Белая береза. в) С существительными, обозначающими отдельные движения (живого существа, предмета). Машина делает крутой поворот. □ Он нерешительно делает два шага вперед. Чехов, Серьезный шаг. Флаг-капитан делает ладонью жест сверху вниз. Лавренев, Стратегическая ошибка. || В сочетании со словами, указывающими меру, количество, обозначает: совершать работу, движение в этом объеме, в этом количестве. Делать сто оборотов в минуту. □ Загремели имена водителей Кондрина, Гонтарева, делавших регулярно четыре рейса в смену. Фадеев, Ленинград в дни блокады. Если делать в сутки десять-двенадцать километров, он дойдет до своих за три, самое большее за четыре дня. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.
3. также без доп. Поступать, действовать каким-л. образом. Делать все по-своему. □ Увидев Павлика целым и невредимым, тетя бросилась к нему, не зная, что делать — плакать или смеяться. Катаев, Белеет парус одинокий. — Я скажу тебе, что делать, отец. Домой иди! Горбатов, Непокоренные. || Оказывать, причинять. Делать добро. Делать одолжение. □ — Только о том и думает [Карл Иваныч] всю жизнь, — прошептал я, — как бы мне делать неприятности. Л. Толстой, Детство. Чем больше делаешь для человека, тем сильнее любишь. Крымов, Инженер.
4. из кого-чего. Обращать, превращать в кого-, что-л. Делать из кого-л. посмешище. □ Брат был идолом всего нашего семейства, а из меня делал, что хотел. Пушкин, Рославлев. || кем-чем. Приводить в какое-л. состояние или положение. Делать кого-л. своим помощником. Делать кого-л. несчастным. Делать искусство достоянием масс. □ Останавливаясь лишь ночью во время сильных дождей, делавших проселочные дороги непроезжими, шли машины с командным составом завода. В. Попов, Сталь и шлак. || Придавать какой-л. вид. Очки делали его [Саши] детское лицо смешным. М. Горький, В людях. Кораблев явился — в свободной вышитой белой рубашке, которая очень шла к нему и делала похожим на какого-то великого русского художника. Каверин, Два капитана.
◊
Делать авансы кому см. аванс. Делать акцент на чем см. акцент. Делать вид см. вид1. Делать большие (или круглые) глаза см. глаз. Делать гла́зки кому см. глазок. Дело делать см. дело. Делать какое дело — то же, что делать (во 2 знач.). Днем [Марютка] делала обычное дело, пекла лепешки, варила очертевший балык. Лавренев, Сорок первый. Делать какую мину (или лицо, физиономию) — придавать лицу какое-л. выражение. — Но я вовсе не хочу развода! — живо сказала Ольга Дмитриевна, делая удивленное лицо. Чехов, Супруга. Делать нечего или нечего делать ( в знач. вводн. сл.) — бесполезно возражать, предпринимать что-л. Все знали, что до воды мы дойдем только к сумеркам. Делать нечего, оставалось запастись терпением. Арсеньев, По Уссурийской тайге. Делать погоду см. погода. Делать рожу (рожи) см. рожа1. Делать трагедию из чего см. трагедия. Делать упор на кого-что или на ком-, чем см. упор. Делать честь кому — 1) оказывать уважение. [Тарантьев] как будто давал чувствовать, что, заговаривая с человеком, даже обедая или ужиная у него, он делает ему большую честь. И. Гончаров, Обломов; 2) являться заслугой, быть основанием для уважения. Этот поступок не делает вам чести. Делать из мухи слона см. муха. Делать под козырек см. козырек. Делать под себя — испражняться, мочиться в постель. Не делать секрета из чего см. секрет1. От нечего делать — от безделья, от скуки. Так люди ( первый каюсь я) От делать нечего друзья. Пушкин, Евгений Онегин.kartaslov.ru
|
ru.wiktionary.org
ДЕЛАТЬ — это… Что такое ДЕЛАТЬ?
1. Что и без доп. Действовать, проявлять деятельность, заниматься, быть занятым чем-нибудь. Довольно говорить, надо делать (или дело делать). Ничего не делать. Только и делает, что бранится.2. что. Производить, вырабатывать. На этом заводе делают мебель. Делать творог из простокваши.
|| Создавать, производить (какое-нибудь произведение литературы, искусства; арго писателей и художников). Делать картину. Делать поэму. Этот художник делает прекрасные пейзажи. Делать газету (составлять, редактировать ее).3. (в сочетании со словами, указывающими на количество). Находясь в движении, работая, продвигаться на какую-нибудь меру пространства (о механизмах). Поезд делает 60 верст в час. Колесо делает 2 оборота в секунду.
5. что. Работая над чем-нибудь, совершать, исполнять какой-нибудь труд. Делать задачи. Делать дополнения к новому изданию. Делать уроки. Делать гимнастику.
6. что. В соединении с сущ. в вин., означающим действие или результат действия, употр. в качестве вспомогательного гл. в знач. производить действие, определяемое существительным, совершать, исполнять что-нибудь. Делать выбор (выбирать). Делать предложение (предлагать). Делать попытку (пытаться). Делать прогулку (гулять). Делать обход (обходить). Делать глупости. Делать подарок. Делать ошибки. Делать долги (должать). Делать опыты. Делать наблюдения. Делать различия. Делать выговор.7. что и без доп. Совершать какой-н. поступок, поступать каким-н. образом. Он всё делает по-своему. Что же нам делать? Не знаю, что делать в данных обстоятельствах. Умно делаете, что отказываетесь от этого предложения. В подобных случаях я делаю так.
|| с кем-чем что. Действовать, совершать какой-нибудь поступок по отношению к кому-нибудь. Что вы со мной делаете? Что мы с ним ни делали, ничего не помогло.
8. кому-чему что. Причинять, оказывать кому-нибудь что-нибудь. Делать добро другим. Делать одолжение другу. Он много для меня делал (т.е. много хорошего).
9. кого-что кем-чем. Заставлять кого-нибудь принимать какое-нибудь состояние, вид, делаться каким-нибудь, чем-нибудь. Делать кого-нибудь секретарем. Делать счастливым. Делать дураком. Делать кого-нибудь посмешищем испражняться, мочиться в постель, в платье. Делать честь кому — 1) оказывать уважение (о ком-нибудь; формула официальной вежливости). Он делает мне честь, приглашая к себе. 2) являться заслугой, быть основанием для уважения (о чем-нибудь). Этот поступок делает ему честь. Делать честь чему (разг.) — отдавать должное, принимать с удовольствием. Посетители делали честь искусству повара. Нечего делать или делать нечего (разг.) — вводное слово в знач. так и быть, несмотря ни на что. Ну, делать нечего, принимаю ваши условия. Что делать! (разг.) — ничего не поделаешь. От нечего делать (разг.) — от безделья, без действительной нужды.Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
dic.academic.ru
Что делать?
Добрый день!Я попала в достаточно неприятную жизненную ситуацию и хотела бы о ней рассказать.
Я работаю преподавателем английского. В сентябре этого года я устроилась в частную лингвистическую «школу». С самого начала было очевидно, что никакой лицензией на образование здесь и не пахнет, более того, я искренне сомневалась в том, что моя работодательница зарегистрирована хотя бы в качестве ИП, поэтому я спокойно отнеслась к тому, что мне не предложили подписать договор. В качестве учебной программы мне были предложены три учебника, которые полагалось давать всем ученикам со второго по девятый класс, а еще прописи. Разумеется, в подобных условиях я разрабатывала 99% всех учебных материалов. Задания я готовила самостоятельно, опираясь на свои авторские разработки. Я смотрела сквозь пальцы на то, что в мои обязанности скоро начали входить не только подготовка и проведение занятий, но и разрешение всевозможных вопросов в общении с родителями учеников, в некоторых случаях — принятие оплаты, а также другие административные функции. Мое спокойствие объяснялось тем, что моя начальница искала себе замену потому, что ей было необходимо ухаживать за грудным ребенком. Мне было чисто по-человечески ее жаль, поэтому я многое спустила на тормозах. Тем не менее, я настаивала на том, чтобы держать ее в курсе того, что происходит в школе — в частности, я просила, чтобы она читала мои отчеты об уроках.
Спустя какое-то время она начала предъявлять претензии к моей работе, суть которых сводилась к тому, что я слишком быстро прошла с маленькими детьми алфавит (!). Выяснилось, что мои отчеты она не читала, а узнала о том, что я вообще делаю, случайно — она зашла к своей подружке, дочку-первоклассницу которой я учила. Все это звучало так глупо, что я, каюсь, немного вспылила, хотя, честное слово, я ее никак не оскорбила и даже никак не обозвала, хоть и хотелось.
Через неделю я сообщила о своем желании прекратить работу. Она попросила меня остаться на какое-то время, чтобы найти нового преподавателя, я согласилась отработать до 15 декабря. Сегодня я должна была получить зарплату за последние две недели ноября. И случилось странное: ее муж, который занимается в том же помещении ремонтом обуви (да, я работала в таком днище) отказался выплачивать мне зарплату, сообщил мне, что я никто и звать меня никак, а когда я назвала его подлецом и мерзавцем, пригрозил мне, что напишет на меня заявление за оскорбление. Участковому он, кстати, правда позвонил, хотя это и абсурд. Они, оказывается, нашли нового преподавателя, так что от меня они решили избавиться, не дожидаясь пятнадцатого. Я позвонила родителям учеников, чтобы сообщить им о ситуации. Родители меня поддержали, они моей работой довольны, но денег мне так никто и не дал.
Я понимаю, что я дура и сама во всем виновата, что мне не нужно было там работать, что я должна была настоять на подписании договора. У меня просто не было возможности долго искать работу, поэтому я согласилась буквально на первое предложение, пусть оно и не было выгодным.
Эта школа находится в ЖК Прогресс — это Краснодар, неподалеку от Березового. Все, что я хочу — чтобы туда хотя бы никто не обращался. Поверьте, ваши дети заслуживают лучшего.
chtodelat.com
Когда не знаешь что делать: 5 правил самопомощи
Экология жизни. Психология: Порой происходят события, в процессе или вследствие которых мы попадаем в ситуацию, когда не знаем…
Когда всё идёт привычным для нас образом, в большинстве случаев мы без особых проблем знаем, что нам делать, как и когда делать.
Но так бывает не всегда, порой происходят события, в процессе или вследствие которых мы попадаем в ситуацию, когда не знаем что делать, а делать что-то нужно.
Так что же делать, когда не знаешь что делать?
Сегодня дам ответ на этот вопрос, ответ на самом деле простой. Эффективность вообще очень часто связана с простотой и очевидностью, которые теряются в спешке и панике непредвиденного. А главное – помочь самому себе — доступно каждому.
Итак, первое и главное правило, его нужно чётко усвоить и следовать ему: когда не знаешь что делать — прежде всего делай то, что знаешь (в комфортном для себя темпе, ритме, не забывая отдыхать). Сложные, новые или незнакомые действия, а также следование порывам при важных или сложных ситуациях (вопросах) – чаще всего ведут к ошибкам и ухудшению положения дел + делать то, что знаешь, помогает с возвращением себе ощущений контроля и безопасности, которые обычно пропадают в сложной ситуации.
Второе правило: учись планировать действия. Выделяй цель, цель разбивай на задачи (лучше письменно). План в общем своём виде должен быть максимально простой и понятный, чем сложнее (глобальнее) план, тем выше вероятность ошибок, поскольку возникает слишком много неконтролируемых переменных, а также возможность что-то забыть, упустить.
Третье правило: дождись результата действий по плану. Даже если план качественный и осуществлён полностью, нужно время чтобы появился результат, сложные ситуации, как правило, сразу и кардинально не решаются. Поэтому после каждого шага (действия) по плану — делай остановку (паузу), чтобы увидеть и осознать результат.
Правило четвёртое: бережнее относись к себе. Как ни странно, но – мы, чаще всего, сами себе страшнейшие критики и злейшие враги. Мы можем давать шансы и возможности другим людям, часто без причин, зато себе не хотим дать ни малейшей поблажки, ни права на ошибку (слабость, промедление).
Но мы и есть – наш главный ресурс решения ситуаций, поэтому себя нужно беречь, себе давать шансы – всегда!
Правило пятое: проси помощь и принимай помощь. Делать всё самому, несмотря ни на что, демонстративно не просить и не принимать помощи – очень часто именно это мешает справиться с ситуацией быстрее и эффективнее. Но в большинстве случаев рядом есть люди, готовые помочь, нужно только попросить (они ведь мыслей не читают) и не отказываться, когда помощь предлагают. Если есть сомнения, смотри правило четвёртое.
Следование таким вот на первый взгляд незатейливым правилам, как минимум не повредит, а как максимум — реально может помочь и существенно облегчить выход из непредвиденной сложной ситуации.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
Автор: Ермаков Сергей
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru
Слова, которые отвечают на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал?»
Цель: познакомить учащихся со словами, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? Что делал? Что сделал?
Задачи:
— формировать умение выделять глаголы из группы слов;
— развивать умение ставить вопросы к глаголам и другим частям речи;
— воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
— воспитывать умение работать в паре;
— формировать умения работать с интерактивными средствами обучения.
Оборудование:
— конверт со словами на каждой парте для парной работы;
— изображение 3-х домиков на доске;
— карточки со словами и вопросами;
— интерактивная доска Smart Boаrd, ПК, видеопроектор;
— презентация к уроку;
— электронное учебное пособие для начальной школы “Русский язык – 1”, авторы Р.А. Байтингер, Ю.Г. Молоков, С.В. Самойленко, О.И. Шайдурова, ГНУ ИЭПМСО РАО, 2005.
— учебное пособие “Здравствуй, дядюшка Глагол”, автор Рик Т.Г.
Ход урока
I. Организационный момент.
1 ученик организует класс:
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”.
У: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся. У нас сегодня очень важная тема, поэтому давайте работать внимательно. А тем, кто будет очень хорошо и активно работать, я поставлю пятерки.
II. Создание проблемной ситуации.
У: Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Давайте вспомним, как надо работать в парах?
Д: Нужно разговаривать тихо, внимательно выслушивать друг друга, уважать чужую точку зрения.
У: У вас на партах лежат конверты, в которых вы найдете таблички со словами. У детей на партах конверты со словами.
чёрная
трусливый
маленькая
девочка
рисует
прыгал
заяц
собака
убежала
У: Ваше задание: разделить данные слова на 3 группы. Даю вам 2 минуты на это задание. Приступайте к работе.
Дети делят слова на 3 группы у себя на парте, работая парами. Учитель в это время проверяет, как дети выполняют задание. Потом вывешивает на доску слова, такие же как и в конвертах у детей и 3 домика для этих слов.
III. Актуализация знаний.
У: На доске 3 домика. Давайте проверим, как же вы разделили слова.
У: По какому признаку вы делили эти слова на группы?
Д: По вопросам.
У: Какие слова вы поселили в 1-й домик?
Д: Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?
Учитель прикрепляет на крышу первого домика табличку со словами
КТО?
ЧТО?
Дети по-одному выходят к доске и расставляют карточки со словами (девочка, заяц, собака).
У: А какие слова поселили во 2-й домик?
Д: Слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Учитель прикрепляет на крышу второго домика табличку со словами:
КАКОЙ?
КАКАЯ?
КАКОЕ?
КАКИЕ?
Дети по-одному выходят к доске и расставляют карточки со словами (чёрная, трусливый, маленькая).
IV. Подводящий к проблеме диалог.
У: Теперь нам нужно оставшиеся слова поселить в 3-й домик. Итак, давайте повторим. В 1-м домике слова, которые отвечают на вопросы…?
Во 2-м домике живут слова, которые отвечают на вопросы…?
V. Решение проблемы.
У: Так какая у нас возникла проблема?
Д: Мы не знаем, на какой вопрос отвечает третья группа слов.
У: Давайте подумаем, а на какой вопрос отвечают слова третьего домика?
Если учащиеся не могут определить вопрос, учитель подводящим диалогом провоцирует их на правильный ответ, предлагая выполнить указанные действия: рисует, прыгал, убежала.
Учащиеся высказывают предположения и коллективно выбирают правильный ответ:
ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО СДЕЛАЛ?
Учитель прикрепляет на крышу третьего домика табличку со словами
ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО СДЕЛАЛ?
Учащиеся также прикрепляют на 3 домик карточки со словами (рисует, прыгал, убежала).
У: Итак, по какому признаку делили слова?
Д: По вопросам.
Повторяют вопросы к каждому слову из группы глаголов.
У: Посмотрите, у кого все правильно? Молодцы! Кто допустил ошибку, переложите слова правильно. Учащиеся перекладывают слова на парте, если допустили ошибку.
VI. Формулирование темы и целей урока.
У: Какие из 3-х групп слов мы уже изучили?
Д: Группу слов, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? И группу слов, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
У: А третья группа слов нам знакома?
Д: Нет.
У: Так как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?
Д: Слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
У: Эту группу слов еще называют глаголами.
На доске учитель вывешивает тему урока, название части речи и вопросы.
У: Ребята, мы сегодня будем учиться подбирать вопросы к словам данной группы и выделять глаголы среди других слов. Откройте тетради, отступите 2 строки, запишите число.
В это время учитель убирает с доски 2 домика, оставляет 3-й.
VII. Создание проблемной ситуации №2.
У: Ребята, запишите посередине вашей страницы вопросы новой группы слов, которые мы сегодня начали изучать.
Дети пишут:
ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО СДЕЛАЛ?
У: Вспомните, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?
Д: Предмет.
У: А слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Д: Признак предмета.
У: Так, что мы ещё не знаем о новой группе слов?
Д: Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
Дети выполняют действия, которые обозначают слова 3-го домика или предложил учитель (помашите рукой, плывите, полетели).
VIII. Решение проблемы.
У: Что вы выполняли?
Д: Разные действия.
У: Так что обозначают слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
Д: Действия.
На доске появляется запись:
ДЕЙСТВИЯ
IX. Первичное закрепление нового материала.
На интерактивной доске 3 группы слов.
У: Составьте предложения, используя слова 1, 2 и 3 столбиков. Один ученик соединит слова, а второй запишет на доске предложение. Все остальные ребята пишут в своих тетрадях.
Дети соединяют слова по смыслу, чтобы получились предложения.
Маленькая девочка рисует.
Чёрная собака убежала.
Трусливый заяц прыгал.
При выполнении данного задания учащиеся повторяют правила написания предложения на письме: первое слово и имена собственные в предложении пишутся с большой буквы, в конце ставим точку или соответствующий интонационный знак.
X. Физминутка.
У: Вам задание на физминутку: запомнить, какие действия мы будем выполнять.
Каждый день на уроках
Делаем зарядку.
(ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, (ходьба)
Руки поднимать, (руки вверх)
Приседать и вставать, (присесть)
Прыгать и скакать. (прыжки)
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите – ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
У: Какие действия мы сейчас выполняли?
Д: Качались, кружились, шагали, садились, приседали, вставали, прыгали и т.д.
XI. Обобщение нового материала.
У: Так с какой группой слов мы познакомились?
Д: Со словами, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? Обозначают действия предмета.
У: Верно, но у этой группы слов есть еще и другие вопросы, например:
ЧТО ДЕЛАЛА?
ЧТО СДЕЛАЛА?
ЧТО ДЕЛАЛИ?
ЧТО СДЕЛАЛИ?
ЧТО СДЕЛАЕТ? и т.д.
XII. Продуктивное задание на рефлексию по новому материалу.
У: А теперь давайте мы попробуем подобрать вопрос к словам. Хотите поиграть в игру?
Проводится работа с электронным учебным пособием для начальной школы “Русский язык – 1”, авторы Р.А.Байтингер, Ю.Г. Молоков, С.В.Самойленко, О.И.Шайдурова, ГНУ ИЭПМСО РАО, 2005.
Дети работают у доски. Подбирают правильный вопрос к глаголам. Авторы пособия задействуют сюжеты и героев сказок, что особо нравится младшим школьникам.
У: Молодцы! А теперь вам нужно подобрать нужный глагол к вопросу, то есть сделать задание, противоположное предыдущему. На экране появляется слово и вопрос к нему. Нужно выбрать один из четырех глаголов, чтобы правильно ответить на соответствующий вопрос. И если вы всё сделаете правильно, то перед вами откроется мозаика!
urok.1sept.ru