Доброта качество – «Какими качествами обладает добрый человек?» – Яндекс.Знатоки

Доброта – это качество, вселяющее веру в людей и лучшее будущее! :: SYL.ru

Когда мы сталкиваемся с хамством, у нас портится настроение, мы говорим, что в мире не хватает доброты. Но каждый из нас может изменить такое положение вещей и сделать мир вокруг себя лучше. Для этого нужно быть чуточку терпимее и самим совершать добрые поступки.

Определение понятия «доброта»

В каждом человеке должны быть заложены фундаментальные качества с самого детства. К ним относятся доброта, сострадание и терпимость. Эти качества делают людей отзывчивыми, способными понять других и помочь им.

Доброта – это хорошие поступки. Она выражается хорошим расположением к людям, доставлением пользы другим бескорыстно. При этом она не должна принести вред и неудобства помогающему. А это значит, что польза должна быть всеобщей.

Это понятие включает в себя целый спектр положительных душевных качеств человека. Это сострадание, сопереживание, желание блага, отсутствие порицания, отказ от осуждения попавших в беду, незлопамятность и позитивный взгляд на жизнь.

Преимущества доброты

Говорят, что положительные мысли и поступки заряжают человека энергией. Отсюда можно сделать вывод, что доброта делает людей сильнее. Делая другим хорошее, человек улучшает не только свою карму, но и мир вокруг себя. Ведь доброта – это такое качество, которое «заразно». Люди, получившие свою порцию тепла и помощи, сами становятся ее «разносчиками», и количество счастливых вокруг увеличивается.

Это качество развивает в человеке открытость, умение довериться другим. Оно сплачивает людей, делает их дружелюбными, позитивными, убирает негатив и вселяет веру в людей и лучшее будущее. Поэтому совершение добрых поступков – это улучшение своей жизни и жизни других.

Как развивать доброту?

В нашей жизни мы сталкиваемся с различными проявлениями человеческой сущности. Это и хорошие, и плохие черты в людях. Многие, повзрослев, разочаровываются в окружающих, сталкиваясь с озлобленностью, вредностью, мелочностью и эгоизмом других. Но откуда берутся эти люди? Почему так мало доброты? И как развивать в себе и людях это качество?

Все мы – продукты воспитания родителей и общества. Поэтому очень многие качества заложены в людях еще с самого детства. Несомненно, воспитание детей – это фундамент для развития в них доброты и уважения к окружающим. И если этот момент родителями упущен, то мы получаем плачевный результат, а именно отсутствие добродетели.

Чтобы развивать это качество, нужно научить ребенка еще с самого детства хорошо относиться к людям, животным, приносить пользу, делиться, заниматься благотворительностью. Также необходимо знакомить его с положительными героями из кино и литературы. Доброта – это качество, которым дети захотят обладать, чтобы подражать любимым персонажам. Когда малышам прививают хорошие качества с самого детства, они вырастают порядочными.

Проявление доброты в повседневной жизни

Хотите приносить пользу людям, но не знаете, с чего начать? Прежде чем совершать положительные деяния, нужно разграничить некоторые понятия. Доброта – это хорошие поступки, которые не вредят никому. Самопожертвование – это жертвы, то есть вы ставите чьи-то интересы выше своих. Это сказано к тому, что многие, когда хотят помочь кому-нибудь, вредят самому себе. Проявление доброты – это очень тонкое дело, которое нужно совершать с умом. Но все-таки оно заключается в совершенно простых вещах, доступных каждому человеку.

Чтобы сделать полезный поступок, необязательно иметь лишние деньги для благотворительности. Ведь доброта людей проявляется в их душевных качествах, которые они должны развивать и делиться ими с другими. Это хорошее отношение к своим детям, родителям, близким, а также к незнакомым людям и животным, которое не зависит от вашего расположения духа. Это уважение чужого труда, умение быть терпимым и толерантным. Это приношение добра различными способами, например через свою профессию (хорошие и профессиональные воспитатели, учителя, врачи, руководители, чиновники), участие в благотворительных акциях и просто умение делиться тем, что, в принципе, вам не нужно, но кому-то это принесло бы пользу (едой, одеждой, различными предметами), чуткость во взаимодействии с другими и умение войти в положение другого человека.

Пословицы о доброте

О том, насколько важно быть человечным, просто хорошим человеком, сказано немало. Существуют различные пословицы о доброте, полезных поступках. Передаются они от поколения к поколению. Заставляют задуматься, вдохновляют и тем самым подталкивают нас к совершениям актов добра.

Эти высказывания есть у многих народов. У русских, например, одним из популярных является выражение «От добра добра не ищут», что говорит о том, что хорошие поступки должны быть бескорыстными и совершаться от чистого сердца. Также известна пословица, которая гласит: «Красота до вечера, а доброта навек». Она говорит о том, что человека украшают в первую очередь его поступки.

Где еще присутствует эта тема? Доброта раскрыта и в творчестве других народов. Например, у англичан есть такое выражение: «Желания сбываются у того, кто помогает другим людям». Мы также используем эту мысль. Но говорим, как правило, так: «Сделай добро, и оно к тебе вернется».

www.syl.ru

что это такое, суть и примеры, какой она должна быть

Доброта – это поведенческое проявление человеческих внутренних устремлений, касающееся желаний кому-то помочь, сделать приятно, а также вызвать любые другие положительные эмоции. Сюда же относятся сострадание и отзывчивость, способность прийти на помощь и проявить терпимость к другим.

Суть доброты заключается в отсутствии собственной корысти, а получение приятных эмоций от того, что благие дела совершаются для других и радость приносится окружающим. Добрый человек будет вносить это качество в мир не с целью получить то же в ответ и не ради выгодного положения, а потому, что не может поступить иначе. В психологическом контексте качество личности доброта рассматривается как социальное качество, основой которого является душевная чувствительность и высокий уровень развитого сочувствия и эмпатии.

Руководствуясь в своих действиях благими побуждениями относительно окружающих, человек может достигать нового восприятия мира, построения своей жизни совершенно иным образом, а также поменять не только окружение, но и качество отношений.

Что такое доброта

Доброта является душевным свойством, особенностью характера и личностным качеством, постоянно присущим человеку. Это про совершенно иное, когда она проявляется в какие-то периоды – это то, что присутствует постоянно и наиболее истинный вариант это спонтанное проявление доброты, идущей из сердца. Невозможно сегодня быть злым и совершать недостойные поступки, обижать слабых, использовать уязвимых, а на следующий день превратиться в доброго человека и жалеть тех же обиженных – такие перемены если и возможны, то требуют значительного периода времени, но чаще всего люди не меняются. Быстрые и резкие изменения полярностей являются темой психиатрии и патопсихологических состояний, а не вопроса проявления личностного качества.

Примеры доброты касаются исключительно поступков, и проявиться она может только в действенной сфере. Невозможно быть добрым только теоретически, не на словах, поскольку проявления добра и зла меряются делами, не совершая которые личность остается нейтральной. Само же понятие сходно с альтруизмом и даже во многом может заменить, но тут стоит ограничить от излишних проявлений видов обоих понятий – доброта не подразумевает того, чтобы человек отдавал последнее, снимал с себя всё ради другого, когда сам нуждается. Помощь может выражаться и в совете и в консультации, но никогда она не будет выглядеть, как вред самому себе. Доброта понимает, что, только оставаясь сильным и благополучным, можно помогать другим и чётко отличает манипуляции от необходимости участия.

Доброму человеку присуще принятие окружающих и происходящих событий, совершаемых действий такими, какие они есть, без долженствований, попыток переделать и получить удобную для себя личность. Попыток эгоистичного взаимодействия быть не может в контексте доброго отношения, тут больше задействуются механизмы, позволяющие понять чужую точку зрения, принять выбор и уже относительно адекватной оценки ситуации принять решение о невмешательстве или каких-то активных действиях. Важным критерием является то, что настоящая доброта может проявиться только после просьбы о помощи или совете, во всех остальных случаях, когда пусть даже благие с виду дела осуществляются для человека, но без его желания – это лишь психологическое насилие.

Развивается доброта в социуме, не являясь врождённым или запрограммированным, хоть каким-то условием. Маленьким детям рассказывают сказки, приводят примеры и пословицы, но больше всего имеет влияние то, как значимые взрослые обращаются друг с другом, а также в отношении незнакомых и даже животных. Перевоспитать вложенные с детства понятия потом тяжело, но поддаётся корректировке. С одинаковым успехом сложившиеся жизненные ситуации могут, как сделать злого добрее, так и обозлить изначально открытую и заботящуюся личность.

Исчезновению доброты способствует высокомерное отношение к другим и данный параметр можно исправить, поработав с неадекватным уровнем самооценки. Присутствие зависти заставляет человека постоянно конкурировать, пытаться искать способы унизить человека или отнять у него имеющееся, вместо радости успехам и помощи. Поскольку добрый часто пытается понять поступки других, простить совершённые ошибки получается легче и к такому человеку можно прийти не только для разрешения и помощи в каких-то вопросах, но и за покаянием, отпущением вины, снятием тяжкого груза с души. Это также является действием добра для другого, хотя может не влечь никаких физических перемещений, но подразумевать тяжёлую работу души.

Что будет без доброты

Без доброты жизнь будет совершенно иной, многие даже сравнивают это с подобием ада, где люди потеряют чувствительность к переживаниям других и перестанут помогать, а только использовать друг друга. Таким путём развития всё придёт не к взаимной поддержке, а к уничтожению тех, кто несёт угрозу или может быть хоть как-то полезен. Структура общества будет разрушена, поскольку изначально социальная форма жизни устраивалась, чтобы всем вместе, помогая и заботясь, было легче выжить.

Наиболее вопросом исчезновения доброты из общества обеспокоены духовные институты, священнослужители, а также специалисты, работающие в социальной сфере. Причастные к духовным практикам считают, что сами души людей трансформируются в чудовищ и в итоге все попадут в ад или заново будут проходить колесо сансары, в зависимости от конфессии. На ежедневном уровне исчезновения доброты приводит к ожесточению сердец и провоцирует все большее количество грехов.

Психологи исчезновение доброты видят как развитие личности по деградирующему пути, обратно приближающему животное к устройству стаи. Притом, что добро ориентировано на других, разрушает оно и личность самого человека. Только высокоразвитые индивиды, способные заботиться не только о себе, имеют высшую степень развития, отсутствие инфантилизма в поведенческих проявлениях и возможность развиваться дальше.

Доброта, как основа альтруистической коммуникации позволяет посредством такого взаимодействия развивать свою личность. Совместными усилиями люди не только могут большего добиться, но лучше узнать самих себя. Где-то проявленное сочувствие к другому позволяет допускать и прощать себе свои же ошибки, делать выводы и двигаться дальше.

Социальные науки, более руководствующиеся статистикой и глобальным закономерностями изменения законов социального взаимодействия, предполагают, что если качество искренней доброты исчезнет окончательно, разрушится весь социальный институт. Люди будут стараться выживать в одиночку, максимально не завися от других, поскольку заранее станет известно, что доброты и поддержки от других ждать не стоит, зато можно обжечься. Такое выживание вполне возможно в части государств, где преимущественно развиты технологии и минимизировано натуральное производство, но менее развитие районы все еще приспособлены к общинному выживанию, а значит, им грозит вымирание.

Выходит, что исчезновение доброты для человечества несёт только угрозу, несмотря на то, что индивидуально это приносит выгоду. Только хорошо продуманная линия, способствующая полной самостоятельности, позволяет человеку выжить без лояльного отношения к окружающим, получая выгоду. Но даже на таком индивидуальном уровне со временем наступит социальная изоляция или общение сохранит формальную направленность.

Какой должна быть доброта

Представление о том, какой доброта должна быть меняется с поколениями и сейчас она воспринимается близко к наивности, глупости и чудаковатости, хотя люди могут говорить о других необходимых проявлениях этого качества. Безусловно, говорится об искренности проявления, поскольку это подразумевает само понятие. Если человек совершает добрые поступки из-за принуждения или чтобы получить от этого хоть моральную, хоть материальную выгоду, то говорится не о доброте, а о продуманном поведении.

Доброта является постоянным спутником, поскольку считается внутренним личностным качеством, относящимся к постоянному регистру. Кроме того, что она может спонтанно проявиться, важной характеристикой является направленность доброты на всех живых существ. Если человек проявляет свои позитивные чувства относительно маленьких детей, но жесток со стариками или же способен навредить животным, но практически святой относительно людей, то это избирательность доброты и сочувствия, что исключено.

Могут быть проявления доброты, которые не с первого взгляда кажутся такими, иногда могут даже вызывать ощущение, что человек жесток. Это те варианты, когда человек не идёт на манипуляции других, а способствует их развитию, когда вместо веры пустым жалобам находит силы в других и способствует тому, чтобы человек сам встал. Доброта всегда направлена на соединение с другим, но не через самопожертвование, достигающее неразумных пределов, а через нахождение необходимого. Нельзя сказать, что доброта слепа и глупа, наоборот она способна чётко разграничить бедствующих от приживал, тех, кто действительно болен от ипохондриков и т.д. Это о том, чтобы помогать на равных, не принижая и не позволяя использовать себя.

Силы для того, чтобы поддержать других доброта берёт в собственном счастье и восприятии других такими же достойными счастья людьми. Это ориентация, прежде всего на позитивные стороны и предоставление их окружающим вместо негатива. Но стоит отметить, что истинная доброта не навязчива ни в своих идеях, ни в своих поступках, она предлагает ими воспользоваться или даёт возможность другому побыть рядом, не предпринимая серьёзных шагов в изменении этого уважения свободы и выбора другого человека.

Иногда дать человеку возможность побыть в трудностях, без активного подбадривания является более добрым поступком, чем все лекции коучей. Так же и улыбка в нужный момент может поддержать больше, чем разрешение проблем человека вместо него.

Личностная доброта обеспечивает открытость людям и вообще всем событиям, происходящим в жизни, помогает преобразовывать то, что не так и помогать происходить нужным вещам. Именно данное качество, минуя логический анализ и волевые усилия, делает человека ориентированным на хорошее будь то варианты выхода из ситуации или черты в собеседнике. Если всё идёт правильно, то путём ориентации на других человек получает прилив собственной энергии, причём она возникает для совершения благих дел, но отсутствует для негатива.

Тот, кто будет истинно добрым, в итоге становится притягательным не только для пришедших с корыстной надеждой на помощь, но и для тех, кто хочет разделить счастье. Те, кто способен искренне порадоваться порой ценятся больше тех, кто приходит в страданиях, ведь многие пытаются самоутвердиться или возвыситься за счёт других и помощи им, а вот в переживании чужого успеха можно быть искренним и сильным только со светлыми намерениями.

psihomed.com

Доброта Добрый | Что такое Доброта Добрый

        Если каждый делает добро в пределах своих возможностей,

возможности добра становятся беспредельными.

Фазиль Искандер

     Доброта  как качество личности – способность смотреть на мир глазами естественного состояния души, которая изначально добра; склонность проявлять мягкое сердце и непритязательность по отношению к другим, делать им добро.

       Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него. — Зачем тебе это? — спросил мастер. — Хочу стать сильным и непобедимым. — Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым. — Почему? — Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю. — Что тебе нужно? — спросил старый мастер. — Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь… И тогда Учитель взял его в ученики.

       Доброта – это неотъемлемое, изначальное и великое качество души, её сущность и природа. Абсурдно говорить о доброте в контексте сила это или слабость. Человек – это не грубое тело. Телом его заставляет считать ложное эго. Человек – это душа и, стало быть, как душа, имеет изначальную направленность на чуткость к окружающим, проявление непритязательности и мягкосердечия к людям. Не добрым человека делает среда, в которой господствует страсть и невежество.

     Человек воспринимает мир через призму своего ума, который обволакивает душу. Находясь под своеобразным колпаком, она, если ум осквернён, не может полноценно проявить свои качества. У доброго человека ум не загрязнён испражнениями социума, поэтому душа свободно  проявляет своё изначальное качество – доброту. Он воспринимает внешний мир глазами души. Стоит человеку совершить непотребный поступок, и на сердце остаются грязные разводы, затрудняющие ему видеть мир глазами доброты. От одного неблаговидного поступка к другому сердце огрубляется, становится ледяным, как у Кая из сказки «Снежная королева».

     Доброта без духовности — зло. Что это означает? Доброта — это то, что соответствует Божьим заповедям, законам Мироздания. Иными словами, доброта духовна, если она не входит в противоречие с законами Бога. К примеру, взрослый сын говорит отцу: — Достала меня жена. Устал. Хочется расслабиться. «Добрый» отец предлагает: — У меня есть знакомая проститутка. Давай я организую вам встречу. Или: Друг сбивает на переходе женщину с ребенком и скрывается с места происшествия. Вы единственный свидетель. Как поступить? Проявить «доброту» — значит, согласно закону Справедливости, принять на себя полную кармическую ответственность за убийство. Доброта в данном случае является злом. Или: начальник покрывает пьянство, разврат и расхитительство подчиненного. Это не доброта. Это добровольное взваливание на себя кармической ответственности за непотребное поведение своего подчиненного.

    Народная мудрость гласит: «Худо жить тому, кто не делает добра никому». В материальном мире устанавливают правила эгоизм и корысть. Казалось бы, что добрый человек не приспособлен для выживания в таких условиях. Это не более чем иллюзия. Жизнь доказывает обратное. Человека, ставящего материальные цели, в любом случае ждет усталость, надлом и разочарование. Зато пути доброты и разочарования не перекрещиваются. Зло никогда не одолеет человека, являющегося истинным проводником добра. Он, как и другие люди, будет проходить жизненные уроки, принимать вызовы судьбы, испытывать трудности, но разочарование в жизни пройдёт мимо его судьбы. Зло перед ним бессильно.

      Добрый человек далеко не наивный лох. Скорее можно провести и обмануть жадину и корыстолюбца, чем того, кто знает, что такое хорошо и что такое плохо, кто умеет отличить белое от чёрного, правду от лжи, добро от зла, кто ясно понимает, как правильно поступать в жизни. Хун Дзычэн учил: «Добротой можно часто причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно все обдумай».  Например, к доброму человеку приходит его алкоголик сосед с просьбой одолжить денег на опохмелку. Какая-нибудь жалостливая, сердобольная старушка дала бы ему денег из своей скромной пенсии. Добрый человек знает, что такая помощь невежественна, от нее будут только неприятности. Перед

podskazki.info

Что такое доброта к людям? – сочинение по теме

Добро и зло – это вечная мировая проблема. Каждый человек хотя бы раз в своей жизни задумывался над вопросом, что такое доброта. В это понятие можно вложить несколько определений, которые имеют один общий оттенок, указывающий на то, что это явление положительное.

Введение

Доброта – это способность человека положительно оценивать окружающий мир и отвечать ему только хорошими поступками. Добрые люди никогда не отказывают в помощи, они всячески стремятся сделать для знакомых и незнакомых людей только благо. Доброта всегда ценится в обществе, так как благие намерения никогда не забываются. Только с помощью добрых поступков можно сделать мир чище и лучше.

Первый аргумент

Настоящий добрый поступок совершил герой рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор». Доктор Пирогов, узнав о безвыходном положении семьи Мерцаловых, которая находилась на грани жизни и смерти, помог не только денежно, но и морально. Герой дал ценный и мудрый совет всем членам семейства: никогда не падать духом. Эти слова дали Мерцаловым вторую жизнь, дали надежду на то, что в мире есть добро. Появление в жизни Мерцаловых доктора Пирогова стало настоящим чудом, ведь он спас не только отца семейства от самоубийства, но и маленькую больную девочку, которой требовалось лекарство.

Второй аргумент

В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» носительницей добра стала Матрена, главная героиня. Она бескорыстно оказывала помощь всем окружающим людям. Несмотря на то что многие пользовались ее помощью, она делает для других все, что в ее силах, не думая о том, чтобы попросить у них что-то взамен. Матрена не озлобилась на окружающий мир, а, наоборот, стала всячески его исправлять. Матрена – это пример бескорыстного и милосердного отношения ко всему окружающему миру. Совершая добрые поступки, главная героиня чувствовала себя по-настоящему счастливой.

Вывод

Таким образом, доброта проявляется в любом поступке, даже самом незначительном. Одно действие или одно маленькое слово способно положительно повлиять на другого человека, спасти его от смерти или сделать жизнь счастливее. Главное – это искреннее желание помочь, ничего не требуя взамен.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Что такое доброта?», на примерах рассказа Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор» и рассказа Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор» рассмотрит проявление доброты в мире.

Самые популярные материалы ноября для 8 класса:

obrazovaka.ru

как её распознать и почему она важна — Общественно-политический интернет-журнал «Чеснок»

Что такое доброта? Как научиться безошибочно различать добро и зло в повседневной жизни?

В поисках ответа обратимся к нашим незаменимым помощникам — истории и словарям.

Русский религиозный мыслитель XIX в. и основатель такого направления, как христианская философия Владимир Соловьёв в своём трактате «Оправдание добра» пишет о добре как о «действительном нравственном порядке, выражающем безусловно должное и безусловно желательное отношение каждого ко всему и всего к каждому». Это он называет Царством Божием.

Словари XVIII-XIX вв. определяли «добро» как положительные поступки и материальные блага. Добрыми считали людей богатых, зажиточных. В наше время используемое значение слова — морально-этическое.

Толковый словарь Ожегова даёт следующую формулировку: доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Толковый словарь Дмитриева указывает, что доброта — это душевное качество человека. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля: В духовн. знач. благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу. Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.

Так какой он, добрый человек?

Фото: www.2do2go.ru

Доброта — это поступки

По внешнему виду доброго человека не разглядеть. Помните: внешность бывает обманчива. Угрюмый и враждебно настроенный с первого взгляда мужчина может оказаться добрейшей души человеком, а смазливая и улыбающаяся женщина — тем ещё тираном.   

Судите по поступкам и по отношению человека к этим поступкам. Ведь можно ли назвать кого-то добрым, если он делает хорошее по чьему-то напористому велению или потому что так надо? Нет. Доброта — это действия по внутреннему порыву, диктуемые совестью (кто-то называет это велением сердца, души), мгновенный отклик изнутри, искренняя отзывчивость и сострадание.

Совесть по Далю — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Бытует мнение, что проверить, добр ли человек, можно по его отношению к животным. И в этом есть правда.

О тесной связи сопереживания животным и доброты характера говорил немецкий философ Артур Шопенгауэр. Он был уверен, что не является добрым тот, кто жестоко обращается с братьями нашими меньшими.

Фото: animalsfantastic.files.wordpress.com

Доброта не слабость, а приобретение

Немало в современном мире тех, кто расценивает доброту как слабость. И дабы не прослыть слабаком, прячет одно из лучших качеств человеческой натуры «под скорлупой».

Если вы встретили такого человека, не спешите с пеной у рта доказывать ему его неправоту. Любому поведению есть объяснение. Оно может быть запрятано глубоко внутри, но оно есть.

Представьте. Была у мужчины любимая жена и двое детей — сын и дочка. И в один миг её не стало: по роковому стечению обстоятельств на глазах у мужа его любимую убили, и вместе с ней веру в доброту и справедливость этого мира.

Или вот пример. Парню катастрофически не везёт с девушками. Первые отношения, продлившиеся два года, разбились вдребезги о жестокую реальность: она изменила с лучшим другом. Потеряв большую долю доверия в людей, молодой человек тем не менее со временем находит в себе силы идти дальше. Второй опыт отношений оказался идентичным первому: через восемь месяцев совместной жизни он узнаёт, что всё это время она крутила роман с другим, своим бывшим, которого, как оказалось, всегда и «любила».

После таких и множества других ситуаций доброта в человеке, так и не сумевшем стать самодостаточным и счастливым в любых житейских обстоятельствах, растаптывается, испаряется, засыпает — называйте как хотите. Ясно одно — человек ожесточается, поскольку несчастлив.

— Что это ты всё время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?

— Всех, — ответил арестант, — злых людей нет на свете.

Диалог Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата. «Мастер и Маргарита», М.А.Булгаков

Не зная, какой путь прошёл человек, и что ему пришлось пережить, не надо сразу высказывать ему своё недовольство и говорить, какой он плохой, как таких земля носит и т.д. Поверьте, только зря язык о зубы бить будете. Здесь не слова нужны, а поступки, конкретные примеры.

О пользе добрых поступков известно давно. Доказательство тому — дошедшие до нас десятки пословиц и поговорок, раскрывающих мудрость наших предков. Вот некоторые: «Доброе слово человеку — что дождь в засуху», «От добра добра не ищут», «Доброму добро, а худому пополам ребро».

Сотворив добро, мы приобретаем намного больше. Получаем то, что нельзя купить, — проявляем эмоции, становимся свидетелями счастья и его обретателями, способствуем распространению Любви.

Что нам мешает быть добрыми

Вы часто встречаете бескорыстных людей? Их ещё называют альтруистами, не ищущими за свои поступки выгоды, не ждущими ничего взамен, в том числе похвалы из ряда «Вы лучший» или «на земле нет человека добрее». Если такой есть в вашем круге знакомых — вы счастливчик, потому что с истинной добротой в наше время сталкиваются далеко не все.

Трудно доброта уживается с высокомерием. «Да кто он такой, чтобы я ему помог!», «Он не того поля ягода, я с такими не якшаюсь» — от человека, говорящего такое, доброта будет с подвохом. Согласитесь, странно ждать добра от того, кто считает унизительным снизойти до неё.

Фото: s1.1zoom.ru

Давний враг доброты — злость. Если индивид испытывает злость, по-настоящему благодетельным он быть не может.

Нет места доброте в сердце заядлого эгоиста. Думать о себе, безусловно, необходимо, но всё должно быть в меру. Если «Я» бежит далеко впереди, не замечая других, — такой человек посчитает просто непозволительным для себя помочь не то что незнакомцу, но и родственнику.

Фото: vitalybaranetsky.com

Приглушают порывы делать добрые поступки обиды. Они могут долго таиться в душе. Хуже, когда они начинают раздирать изнутри и подталкивать к мыслям о ненависти. Выход здесь один — прощение. Причём не только того, на кого вы точите зуб, но и себя.

Ещё один неприятель доброты — зависть. О, вот когда вы испытаете целый букет негативных эмоций. Например, вы завидуете соседу, купившему новенькую вишнёвую Renault, потому что «а ведь у меня такой нет». И вот одним утром приходит этот сосед к вам и просит помочь починить машину, потому он опаздывает и ехать нужно срочно. Поможете ли вы? Если нет — значит, чувство зависти не дало вам этого сделать.

Как стать добрее?

О доброте мы слышим с детства. О ней пишут в сказках: там добро обязательно борется со злом, например, юная падчерица поднимает бунт и начинает противостоять мачехе. Про доброту рассказывают в мультфильмах.

Детство — тот период, когда ребёнок впитывает как губка всё, что видит и слышит. И так как полностью оградить своё чадо от наваливающихся с каждым годом тягот этого мира не получится, старайтесь показывать ему как можно больше примеров добрых поступков, чтобы он видел разницу. А разница в том, что есть истинная доброта, а есть — ложная. Безошибочно различить их позволит внутренний голос Совести. Что бы вы сказали таксисту, который согласился взять в дорогу собаку, но при условии, что она поедет в багажнике? С одной стороны, таксист выглядит благодетелем, с другой — доброта здесь напускная.

Немало в жизни примеров, когда человек учится быть добрым уже во взрослом возрасте. В действительности это не так просто, как кажется на первый взгляд. Но оно того стоит, так как вы будете вознаграждены.

Всё великое начинается с малого: маленький подарок, пусть недолгое искреннее объятие, минутный телефонный звонок родному человеку, дружеский совет. Открыть сердце добру помогут животные. Если вы сопереживаете братьям нашим меньшим, скажем, в ситуациях жестокого отношения с ними, — ещё не всё потеряно.

***

Большинство людей сейчас настолько погружены в повседневные заботы и заняты преодолением жизненных проблем, что забыли, как быть добрыми. Результат плачевен — доброта уходит из нашего мира.

А ведь если каждый будет привносить в общую копилку добрых дел — назовём её так — хоть один маленький поступок, мир станет лучше.

Фото: feelia.fi

Если у вас есть пожилые родители — заедьте к ним на лишних пять минут по возможности или просто позвоните. Если у вас есть знакомые, не настолько обеспеченные, как вы и по некоторым причинам сейчас испытывающие финансовую нужду, — поддержите их материально или просто купите продукты. Если вы едете на машине и видите голосующего на обочине человека, по виду которого можно точно сказать о срочности его дела, — подвезите. Если кто-то расстроен или плачет — не проходите мимо, даже улыбка в уголке губ и слово «держись!» способны сотворить чудо.

Давайте внимать голосу Совести и быть добрыми вместе!

Читайте также:

4esnok.by

Качество личности -доброта. — Официальный сайт Rainbow School

Доброта как качество личности – способность смотреть на мир глазами естественного состояния души, которая изначально добра; склонность проявлять мягкое сердце и непритязательность по отношению к другим, делать им добро.
Доброта – это неотъемлемое, изначальное и великое качество души, её сущность и природа. Абсурдно говорить о доброте в контексте сила это или слабость. Человек – это не грубое тело. Телом его заставляет считать ложное эго. Человек – это душа и, стало быть, как душа, имеет изначальную направленность на чуткость к окружающим, проявление непритязательности и мягкосердечия к людям. Не добрым человека делает среда, в которой господствует страсть и невежество.

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Марк Твен

Человек воспринимает мир через призму своего ума, который обволакивает душу. Находясь под своеобразным колпаком, она, если ум осквернён, не может полноценно проявить свои качества. У доброго человека ум не загрязнён испражнениями социума, поэтому душа свободно проявляет своё изначальное качество – доброту. Он воспринимает внешний мир глазами души. Стоит человеку совершить непотребный поступок, и на сердце остаются грязные разводы, затрудняющие ему видеть мир глазами доброты. От одного неблаговидного поступка к другому сердце огрубляется, становится ледяным, как у Кая из сказки «Снежная королева».

Доброта без духовности – зло. Что это означает? Доброта – это то, что соответствует Божьим заповедям, законам Мироздания. Иными словами, доброта духовна, если она не входит в противоречие с законами Бога. К примеру, взрослый сын говорит отцу: – Достала меня жена. Устал. Хочется расслабиться. “Добрый” отец предлагает: – У меня есть знакомая проститутка. Давай я организую вам встречу. Или: Друг сбивает на переходе женщину с ребенком и скрывается с места происшествия. Вы единственный свидетель. Как поступить? Проявить “доброту” – значит, согласно закону Справедливости, принять на себя полную кармическую ответственность за убийство. Доброта в данном случае является злом. Или: начальник покрывает пьянство, разврат и расхитительство подчиненного. Это не доброта. Это добровольное взваливание на себя кармической ответственности за непотребное поведение своего подчиненного.
Народная мудрость гласит: «Худо жить тому, кто не делает добра никому». В материальном мире устанавливают правила эгоизм и корысть. Казалось бы, что добрый человек не приспособлен для выживания в таких условиях. Это не более чем иллюзия. Жизнь доказывает обратное. Человека, ставящего материальные цели, в любом случае ждет усталость, надлом и разочарование. Зато пути доброты и разочарования не перекрещиваются. Зло никогда не одолеет человека, являющегося истинным проводником добра. Он, как и другие люди, будет проходить жизненные уроки, принимать вызовы судьбы, испытывать трудности, но разочарование в жизни пройдёт мимо его судьбы. Зло перед ним бессильно.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ДОБРОТА?

Доброта — это ПОСТУПОК! Это действие! Доброта — это состояние, которое выражается в заботе и дружеском расположении к людям, животным и миру в целом.

День спонтанного проявления доброты (Random Acts of Kindness Day), отмечаемый по всему миру ежегодно 17 февраля, — одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций. Этот праздник ведет свою историю из США, но сегодня уже имеет общемировое значение и празднуется вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений. Наиболее известен он в странах Западной Европы и в США, где в этот День во многих городах традиционно проходят благотворительные мероприятия и марафоны, в которых принимают участие известные актеры, общественные и политические деятели. В России этот праздник пока еще мало известен, хотя ряд компаний организуют к данному дню различные благотворительные мероприятия. Главное в этот день, как призывают организаторы, нужно стараться быть добрым ко всем. И не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно.

rainbowschool.international

Исследовательская работа по теме: «Доброта

МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодёжи города Ростова-на-Дону

Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова

Духовно-нравственное воспитание на основе отечественного историко-культурного наследия и ценностей православной культуры

Исследовательская работа

Тема: «Доброта — это ценнейшее человеческое качество»

Автор работы:

Говорунова Виктория Максимовна, 11 «Б» класс

МБОУ лицей №3

Руководитель:

Гуковская Вера Александровна,

Преподаватель русского языка и литературы

г. Ростов-на-Дону

2015 г.

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………….………………3

  2. Основная часть………………………………………………………………….7

    1. Быть добрым………………………………………………………………………7

    2. Доброта в нас и вокруг нас……………………………………………………….8

    3. Давайте поклоняться доброте……………………………………………………11

    4. Чудеса – это добрые дела…………………………………………………..……12

    5. Живут лишь те, кто творит добро………………………………………………13

    6. Заповеди Д.С.Лихачёва…………………………………………………………15

  3. Заключение…………………………………………………………………..19

  4. Список используемой литературы……………………………………..20

  5. Приложения………………………………………………………………….22

I. Введение.

«Доброта — это ценнейшее человеческое качество…»

Лихачёв Д.С.

Доброта ‐ очень непростое понятие, используемое иногда в самых разных смыслах. И зачастую неправильное понимание этого понятия способно вызвать самые непоправимые последствия в жизни человека. Именно поэтому проблема доброты показалась мне чрезвычайно важной. Возникает очень много сложных вопросов: что такое доброта? Нужна ли она современному человеку? Менялось ли понятие доброты в течение веков? Кого сегодня можно считать добрым человеком? Что значит быть добрым? Чтобы ответить на эти вопросы, я обратилась к тому, кому доверяю ‐ к Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Академик Д.Лихачев давно уже стал общепризнанным символом, можно сказать, идеалом русской интеллигенции. Интеллигентское обаяние Дмитрия Сергеевича сделало его выступления на радио и телевизионные «Встречи в Останкино» нравственными акциями для массовой аудитории россиян. Он рассуждал доходчиво и просто о главных жизненных ценностях, о добром и прекрасном, о России, культуре, истории, о науке, литературе, о чести, совести и достоинстве человека. В его речах непринужденно и неожиданно являлись эрудиция, мудрость, жизненный опыт, которые заставляли доверять ему и восхищаться им.

Обращаясь к трудам Д.С.Лихачева, который внес огромный вклад в развитие данной темы, и к высказываниям великих отечественных философов, историков и писателей, я в своем сочинении делаю попытку разобраться в этих вопросах. Проблема доброты кажется мне довольно важной и актуальной в настоящее время, поэтому я решила посвятить ей свою творческую работу.

Уроки сердечности и милосердия Д.С.Лихачева.

Первая встреча.

Я, конечно, знала раньше, что Д.С.Лихачев — великий русский академик, филолог, писатель, но я никогда и не думала о существовании конкурсов, конференций, посвященных этому деятелю. «Да, я многое пропустила», — промелькнуло у меня в голове, «Почему же я никогда не увлекалась творчеством Лихачева?».

Ну вот в один из учебных дней, я зашла в школьную библиотеку, чтобы занести книжки, и случайно увидела крошечную книжечку, на которой было написано: «Д.С. Лихачев. Письма о добром». Открыв её на попавшейся странице, мельком пробежалась глазами по строчкам. Я сразу же заметила то, как легко она читается, и у меня сразу же возникло непреодолимое желание прочитать эту книжицу.

«Как мир интересен, и как многого я не знала », — думала я уже на следующий день, засыпая и держа книжку Лихачева в руках.

Выбор темы.

Я очень долго думала — какую же тему лучше выбрать? Странно, но мне на многие из этих тем хотелось написать. Глаза разбегались, идеи приходили сразу на все темы.

Вот, например, почему бы не взять тему литературы?! Я люблю читать, библиотека у меня немаленькая: три сверху донизу заполненных шкафа книг. Тем более, Дмитрий Сергеевич как раз написал много работ о моем любимом русском авторе — А.С. Пушкине. Помню, как мы на уроке литературы, разбирая творчество Александра Сергеевича, знакомились с эссе Лихачева о Пушкине. Самое большое впечатление на меня тогда произвели размышления Лихачева «Дружба по Пушкину», «Пушкин», взятые из книги Заветное и «Чем нам дорог Пушкин» из произведения Наука и религия.

А может мне написать про нравственность?! По моему, эта тема самая широкая из всех. Я задумываюсь над единством человека с другими народами, окружающей природой, родиной, сохранением традиций предков и уважением памяти и культуры речи. Точно! Я же могу написать и о языке общества, о том, как резко падает наш уровень речи, и язык засоряется и изменяется до невозможности, теряя всю красоту и грамотность. Или выбрать что- то другое?!

Служение любимому делу — тоже отличная тема для сочинения. Тем более я как раз — удивительный пример человека, который предан одному и тому же занятию уже много лет! Танцы — мое вечное хобби, жизнь и, скорее всего, счастливое будущее.

А не поразмышлять ли тогда о счастье? Ведь мне, кажется, что именно это главная цель людей. Не знаю…

Может просто выбрать тему «доброта»? С одной стороны, это как — то примитивно, в детском садике ребятишки уже начинают вести разговор о добре и зле, и кажется, что доброта- это что-то элементарное, легкое, но с другой стороны, мы знаем, что доброта играет огромную роль в нашей жизни, это самое ценное, что может быть у людей и самое нужное для обретения счастья.

Я уверена, что именно доброты современному миру и не хватает. Но люди почему- то не спешат быть добрыми, да и о самом понятии доброта редко кто сейчас вспоминает. Так, может, быть тогда, быть добрым и размышлять о доброте не так легко?!

Я поняла: надо брать эту тему и думать дальше. Решение принято.

Вот так я начала свою работу!

Начало работы.

У человека есть два вида жизни. Первая – реальная, повседневная жизнь. Это – его учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношения с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это – мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».

А что такое доброта? Какой человек может быть добрым?

Самым главным, что я сделала в самом начале, это посмотрела определение доброты. Словарь Сергея Ивановича Ожегова дал мне такой ответ: «ДОБРОТА — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Тогда я решила проверить, а что называется отзывчивостью? На этот раз воспользовалась толковым словарем Владимира Ивановича Даля и прочла следующее: «Отзывчивость-способность сочувственно относится к другим, быть готовым помочь».

А что же такое доброта в моем понимании? Мне кажется, что доброта- это слишком широкое понятие, ведь у каждого человека она своя. Кто-то поможет старушке донести тяжелые сумки, другие пожалеют товарища в трудную минуту, а некоторые просто подарят прохожим на улице открытую, располагающую улыбку. Неважно, в чем она проявляется, а главное то, что это желание понять окружающую действительность и вложить туда частичку своей души. В рассказах, стихах, статьях, песнях, музыке, живописи, скульптуре мы видим доброту, и она всегда разная, в зависимости от собственного отношения создателя творчества к доброте. Прочитав произведения Дмитрия Сергеевича Лихачева, я точно поняла, что «добро — это прежде всего счастье всех людей», а чтобы быть счастливее надо наши поступки, слова, отношения и помыслы просто сделать добрее! Но это наверное не так просто?!

Но всё же доброта и доброжелательное поведение – вещи разные. Поведение – это норма, которую нам прививают, это наша привычка, набор этических правил, которые мы соблюдаем. Однако все это далеко не всегда означает доброту. Если человек уступил бабушке место в автобусе, помог подняться по лестнице женщине с коляской или не нагрубил замешкавшемуся на дороге водителю, это вовсе не означает, что он добр. Он может быть просто хорошо воспитан. Уступая место в автобусе, он может тысячу раз пожалеть о том, что общество навязывает ему эти правила; он может тысячу раз выругаться на нерадивого водителя, который не умеет правильно перестраиваться. Доброта – это внутреннее состояние, а не то, как мы ведем себя во внешнем мире. Истинно добрый человек ХОЧЕТ уступать место, помогать на улице, он не злится на окружающих – он по-настоящему терпим.

А для чего нужно совершать добрые поступки? А стоит ли быть добрым в современном мире, где на первом месте деньги, богатство, власть? Легко ли быть добрым?

Да, все это очень важно. Добрым быть легко, если добрые поступки совершаешь от чистого сердца. Поспешим делать добрые дела. Ведь для нас, для детей, доброта самое главное в жизни.

Каждый человек имеет право на доброе отношение к себе. Мы добрые поступки должны совершать просто так, из хороших побуждений. Но и добро надо делать с умом. Добро без ума — плохо. Например, вы сделали за друга домашние задания или контрольную работу, а он не научился решать задачи, примеры. Доброта, милосердие, радость и переживания за других, создают основу человеческого счастья.

Уже в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».

II. Основная часть.

1. Быть добрым.

«В жизни ценнее всего доброта, при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное но пути к личному счастью». (Лихачев Д.С.)

С детства нас родители учат относиться к людям по-доброму, быть терпимыми и благожелательными. Доброта – это одно из качеств, которое делает нас человечными. «Мир не без добрых людей», – говорится в поговорке. И правда, без них мир бы превратился в сборище эгоистичных озлобленных существ.

Есть замечательная фраза Леонардо да Винчи:

«Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском».

Но почему тогда так часто нарушаются наставления родителей? Быть добрым в наше время – это нелегкий труд, который стоит многих нервов. Всегда найдется человек, который захочет эту доброту использовать и совсем не в благородных целях. Всегда найдется человек, который затронет доброе сердце и сделает ему больно. Особенно уязвима доброта человека в комплексе с наивностью. А человек с добрым сердцем будет тяжело переживать, ведь на то он и добрый, а потому уязвимый. Тогда как обидевший его тут же забудет о нанесенной обиде.

Но бывает разная доброта. Я бы разделила ее на искреннюю и ради одобрения окружающих, а это уже не есть доброта. Доброта искренна и бескорыстна, она не ждет всеобщего признания. (Интересно, СуперМэн спасал людей ради того, чтобы им помочь или ради того, чтобы быть народным героем?)

А может ли добрый человек вдруг стать злым? Проснуться однажды и решить, что хватит, надоело, раз общество диктует такие условия, то почему бы и нет.

Думаю это невозможно. Добрый человек может сколько угодно переживать, что снова его использовали, но в следующий раз не этому человеку так другому он снова поможет. Но необходимо беречь свои силы, сохранять свое достоинство и не распылятся. Многие Вашей доброты, к сожалению, не оценят. А кто-то еще и надругается. Таким людям важно научиться говорить то слово, которое порой так сложно сказать: «Нет». И не позволять собой манипулировать.

Это не значит, что нужно не с кем не общаться и закрыться в своем собственном мирке. Очень важно окружать себя добрыми людьми, которые будут дружить честно и помогать искренне. Вот с такими людьми уже можно не скупиться на доброту, желать доброго утра, дня или вечера, тепло улыбаться и подаренное добро к Вам обязательно вернется.

Как бы не ожесточилось современное общество, Добро все равно существует, оно среди нас, оно созидает. Зло разрушает, а любовь, взаимопомощь и милосердие в противовес не дают этой черной бездне поглотить наш мир.

Человеческая жизнь коротка и нужно прожить ее с достоинством. Оставить после себя светлые воспоминания, а не пепелища, состоящие из злости, проклятий и мести. А достоинство и требует человеческой доброты, взаимопомощи и великодушия.

Лицо злящегося человека искажается и становится безобразным, а лицо доброго человека лучится радостью и заставляет улыбаться. Пусть Ваше лицо всегда будет красивым!

2. Доброта в нас и вокруг нас.

«Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».

Михаил Пришвин

Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.

Так ли это?

Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера. Делать добро людям – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей. Истинная доброта всегда согревает душу того, кто ее сотворил.

Социальный прогресс возможен лишь в том случае, если он имеет под собою нравственную основу, проводится в соответствии с гуманистической моралью.

Поэтому сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние».

Добро — это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.

Доброта — морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.

Добро всегда противодействует злу, борется с ним.

Когда-то очень давно, в самом начале нашего века, известный музыкант-органист, писатель, доктор философии и богословия Альберт Швейцер обратился к нам в своей книге «Благовение перед жизнью»:

«Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть немного в твоём участии, в твоём времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты окажешь дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Надо частичку своей жизни отдавать другим. Как ты это сделаешь — зависит от тебя и от обстоятельств».

Я задумалась и над вопросами героя стихотворения Александра Яшина:

«Сердце чьё смягчил,

Кому подал ты руку?

Кому облегчил душевную муку?

Чью старость утешил?

Кого осчастливил?

Кого на дорогу на торную вывел?»

Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были моменты, когда нам кто-то вовремя помог в самых разных ситуациях. Или вы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того, родной это был человек или вовсе незнакомый.

Представьте себе, если бы каждый из нас был внимателен к окружающим, скольких бед можно было бы избежать! А сколько новых друзей могло бы быть у каждого из нас! У добра много лиц: кто-то помог дойти до дома заблудившемуся слепому человеку. Кто-то в дни террористического акта на Дубровке помчался сдавать кровь, не дожидаясь громкого призыва. А этот немолодой, одинокий человек, не считаясь со своими скромными расходами, берет на праздники малыша их детдома и радуется вместе с ним подаркам. Иные, прочитав рубрику «Поможем» о пожаре, который сделал скромную семью «бомжами», спешат на почту с одеждой, собранной у себя дома и у друзей…

Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери — гласит старинное украинское изречение. В нём большая мудрость народной педагогики. Невозможно воспитать человечность, если в сердце нет доброты к самому близкому и дорогому человеку — матери, отцу, дедушке, бабушке.

Добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека. Истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека, с которым ты соприкасаешься. Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя значит тебе надо ещё много, очень много учить, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие.

Умейте чувствовать рядом с собой человека, умейте читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе.

3. Давайте поклоняться доброте.

Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

Г. Торо

В настоящее время, в век, когда машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, встает как первоочередная проблема душевной теплоты.

Это, конечно, очень странно звучит. Вдруг рядом со словом “проблема” ставятся слова “нравственность”, “добро”, “теплота”. Но, к сожалению, особенно сейчас стало необходимо чаще задумываться над этим, ибо надо быть добрее друг к другу, слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь.

Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми необходимо считаться.

Черствость души — самая страшная болезнь на свете. А.П. Чехов говорил: “Спешите делать добро”. Если мы будем сначала просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество — способность делать добро. Это огрубляет наше сердце, покрывает его непроницаемой коркой, сквозь которую уже не пробьются мольбы о помощи. После потери доброты происходит неминуемая потеря нравственности. Такой человек способен уже на все. Необходимо бороться с этим, не допускать перерождения человека, и неудивительно, что большая часть произведений современных писателей посвящена этой теме. Авторы призывают нас быть добрее, душевнее друг с другом, вспоминая историю, уроки прошедшей войны. Одним из таких авторов был Василий Шукшин. Его произведения проникнуты великой любовью к своей земле, к людям. Та сердечность, которой проникнуты каждое слово, каждая строчка его произведений, показывает, как дороги писателю его Родина, простые люди. Он любит все: и небо, и птиц, и шелест ветра. По-моему, В. Шукшин своей любовью, теплотой, душевностью, простотой и высокой нравственностью сумел охватить все. Лучшие его герои — такие же, как и он сам. Их отличает искренность, глубокое понимание других, нравственная чистота. Егор Прокудин в “Калине красной” — образ человека, глубоко переживающего. Из темного воровского мира он шагнул в новое и светлое. Его душа осталась чистой, он не хочет возвращаться в прошлое. Автор показывает, что истинная доброта и нравственность не могут исчезнуть.

Герой произведения “Живет такой парень…” поражает непосредственностью и добротой. Он может что-то наивно “загнуть”, но в душе он прекрасен. Василий Шукшин, показывая таких людей, заставляет поверить в добро, в его силу. Нравственность и доброта — великие силы, и надо правильно их понимать.

Добро воспитывает и возвеличивает человека, а злость и равнодушие унижают его. Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека.

Любовь и добро привели нас в 1945 году к великой Победе. Вера в добро ведет нас по жизни сейчас. Страшно встречаться с черствостью и грубостью. По-моему, необходимо верить в людей, лучшее в них, необходимо сурово наказывать зло. Можно вылечить человечество от этих страшных болезней.

Примером абсолютно доброго, честного человека служит Дмитрий Сергеевич Лихачев. Всей своей жизнью, поведением, трудами, действиями он показал, что нельзя ожесточаться, нужно оставаться добрым в любой ситуации.

4. Чудеса – это добрые дела.

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

Л. Н. Толстой

Для тех, кто верит в чудеса

И в добрые дела.

Для тех, кто верит, что добро

Богом нам дано!

Чудеса это добрые дела. Тех, кто творит чудеса, называют волшебниками.

Когда- то в детстве, мы мечтали, мы были детьми, мы верили в чудеса и что существуют волшебники. Для нас та среда в которой мы росли была интересна, легка, прекрасна. Милая пора детства… И мы знали, что наши желания исполнятся. Мы верили в чудеса, мы восхищались ими, радовались чудесам природы. Пошел первый снег – чудо, появились первые листочки на деревьях – чудо. Мы были сами чудесными и радовались чуду.

Вот выросли. Еще с большим пониманием того, что наша жизнь прекрасна и чудесна, что рождение ребенка – чудо, произведение, сделанное своими руками – чудо, исполнение желания – чудо! Помогли другу это тоже чудо. И чудесам природы не перестаем восхищаться, как из маленького семени может вырасти дерево, как животные и растения готовятся к зиме, а весной просыпаются, расцветают, как птицы и рыбы мигрируют далеко от места рождения и возвращаются обратно, как пчелы строят свои ульи и т.д. Радоваться чудесам и восхищаться ими это замечательно.

Все чудеса, которые происходят с нами, от Бога и чудеса, которые совершаем мы происходят благодаря Богу.

Волшебник — добрый человек. Волшебник живет по законам природы, добра, с Богом в душе. У него мощная энергетика, здоровое тело и добрая душа.

Волшебство есть в каждом человеке. Оно не в волшебной палочке, не в магическом шаре, оно в душе. Живя по добрым человеческим качествам, каждый человек может стать волшебником и осознанно творить чудеса.

Приятно быть волшебником, волшебницей и делать чудеса…

В жизни важно помнить и пользоваться самым волшебным словом — БЛАГОДАРЮ!

5. Живут лишь те, кто творит добро.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Б. Паскаль

«Сотвори добро», — гласит древняя мудрость. Это просто: достаточно поступать с другим человеком так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Но как сложно порой бывает выполнить старинное правило!

История человечества — это история противостояния добра и зла. Войны, дворцовые перевороты, революции, голод, эпидемии чумы, геноцид. Примирение, договоры о сотрудничестве, довольство, спокойствие, торжество милосердия, взаимопонимание. Какие разные слова! Как по-разному они звучат, рождая в сознании совершенно разные образы.

Дмитрий Сергеевич Лихачев, например, придавал огромное значение гуманитарным наукам, их общественному значению, их огромной роли в воспитании патриотизма. О необходимости знать и любить историю своей страны, ее культуру говорится во многих статьях Лихачева, обращенных к молодежи. Этой теме в значительной части посвящены «Письма о добром и прекрасном», специально адресованные молодому поколению.

Душа человека противится злу и стремится к добру. Есть, конечно, и такие люди, у которых это стремление почти полностью подавлено алчностью, ненавистью, желанием мщения, но их не так уж много. Неважно, верит человек в Бога или нет, однако добрые поступки обычно влияют на его жизнь и судьбу положительно, конструктивно, а злые — разрушающе. Выходит, что библейский закон воздаяния («Какой мерой ты меришь, такой и тебе отмерится») имеет универсальное значение.

Добро имеет тысячу лиц. Оно может быть малым, даже крошечным, либо большим, всечеловеческим. Но и самое малое добро увеличивает общее количество добра в бесконечной Вселенной. Творя доброе и избегая злого, человек приобретает надежду, а приобретая надежду, он получает веру, ведущую к Любви. Жизнь такого человека благополучна уже потому, что разрушительные внутренние силы, зачаток которых есть в душе каждого, для него не опасны.

Путь деятельного добра сложен и даже опасен. Чтобы решиться на него, нужно отказаться от многих радостей. Жизнь предъявляет к такому человеку особый счет. На его пути встречаются труднейшие препятствия, которые приходится преодолевать. Вспомним Льва Николаевича Толстого, а точнее, один из эпизодов его долгой жизни. Писатель пожертвовал гонорар за роман «Анна Каренина» одной из русских сект, члены которой испытывали притеснения по религиозному признаку. На эти деньги сектанты смогли уехать в Северную Америку, где свобода вероисповедания (впрочем, как и свобода предпринимательства) всегда ставилась во главу угла. В этом поступке Толстого нет ничего героического — писатель был состоятельным человеком. Но ему удалось совершить поистине благородный и полезный поступок. Потомки тех эмигрантов и сегодня живут в Канаде, свободно исповедуя свою религию. Они помнят Льва Николаевича Толстого, считают его образцом моральной красоты и благодарны ему.

Практика деятельного добра может стать повседневной привычкой. Даже мелочи имеют значение: любая помощь, оказанная тому, кто в ней очень нуждается, весома.

Жизнь, исполненная добра, никогда не кончается. Она находит отражение в далеких потомках, следующих по пути правды, честности, самодисциплины.

6. Заповеди Д.С.Лихачёва.

Добро — это прежде всего счастье всех людей.

Д.С.Лихачёв

Личность ученого Д.С.Лихачева – образец человека и гражданина. В пору всеобщего смятения умов академик Лихачев стал олицетворением идеи служения вечным, абсолютным ценностям. Его научный и нравственный авторитет в обществе был безупречен, он стал идеалом современника для миллионов россиян.

Мало кто знает о 25-ти заповедях Лихачева и о том морально-нравственном климате, который он порождал вокруг себя. Дмитрий Сергеевич — это совершенно особый тип личности, он, концентрированная совесть России, всегда очень ответственно относился к своему слову… У него был дар вести беседу. Он никогда, ни при каких обстоятельствах не мог унизить другого человека. Лихачев мог быть с вами принципиально не согласным, но никогда никого не принижал и всегда говорил с людьми в добром и уважительном тоне. «Он нас гуманно мыслить научил», — писал Некрасов о Белинском. Эти абсолютно точные слова можно было бы отнести и к характеристике Лихачева. Его 25 заповедей были и его завещанием, и его автопортретом. По Лихачеву первые 10 заповедей человечности звучали так:

  • Люби людей — и ближних, и дальних.

  • Твори добро, не видя в том заслуги.

  • Люби мир в себе, а не себя в мире.

  • Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.

  • Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение — путь к житейской мудрости, не гнушайся им!

  • Будь совестлив: вся мораль в совести.

  • Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.

  • Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

  • Уважай мысли и чувства братьев своих.

  • Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

Любовь каждого человека к родителям, к своей семье, к своему отечеству, к своему народу, любовь учителя к ученикам, по мнению Д.С.Лихачева, составляет неотъемлемую часть общей культуры человека. Эта любовь, учил Д.С. Лихачев, должна проявляться, прежде всего, в заботе об окружающих нас людях. При этом он справедливо утверждал: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о своих интересах». Дмитрий Сергеевич считал также, что любить людей — это значит хранить память, сохраняя культуру человечества. «Культура человечества — это активная память человечества, активно введенная в современность» — его слова.

Слово «учительство» Дмитрий Сергеевич часто писал с большой буквы. В книге «Прошлое — будущему» он пояснял: «Я не случайно пишу слово «учительство» с большой буквы. Подлинное Учительство свято. Что может быть важнее в социальной жизни, чем передача опыта — эстафета поколений, эстафета памяти, эстафета культуры и трудовых традиций?»

Дмитрий Сергеевич нес в себе высочайший интеллект, энциклопедические знания, умноженные на нравственность. Если бы персонифицировать культурную жизнь последних двух десятилетий, то, на мой взгляд, в наибольшей степени для этой цели подошло бы имя академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он как никто другой воплощает собою черты российской интеллигенции, духовности, доброты, образованности, благородства, подлинно народной мудрости, сердечности и милосердия.

Сердечность и милосердие воспитания в XXI веке выступает важнейшим принципом способностной педагогики, позволяющим практически осуществить связь «от сердца к сердцу» учителя и обучающегося, воспитателя и воспитанника. Очевидно, что следование принципу сердечности и милосердия требует от каждого педагогического работника колоссальных физических и душевных — сердечных — затрат. «Кусочек сердца отдавать кому-то» — это отраженный в песне об учителях принцип сердечности и милосердия.

Вместе с тем, связь от сердца к сердцу педагога и каждого обучающегося позволяет обеспечить всем детям в образовательных учреждениях единого российского образовательного пространства ту комфортность, которая служит сегодня важнейшим показателем успешной реализации президентской национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Сердечность и милосердие — взаимосвязанные нравственные категории, выступающие в качестве эталона не только гражданской позиции человека, но его душевной чуткости, справедливости и совести. Педагогу сердечность и милосердие помогают слышать и понимать детей, реализуясь в эмпатийном принятии каждого воспитанника и ученика.

Настоящий кладезь для современных педагогов — наследие академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, социально-нравственные уроки которого отражены во многих его работах. Особую ценность представляют для современных педагогов и молодежи его «Письма о добром и прекрасном», в которых он раскрывает обязательные нравственные качества душевно красивого человека: честь и совесть, воспитанность и интеллигентность.

Совесть всегда исходит из глубины души, она имеет способность очищать. Честь истинная всегда находится в гармонии с совестью и, значит, очищает душу. Ложная же честь является «миражом в пустыне», в нравственной пустыне человеческой души. Дмитрий Сергеевич считает, что социальный долг человека — быть интеллигентным. Причем это долг и перед самим собой. Интеллигентность — залог личного счастья человека. По Лихачеву, совесть — единственная власть, сила которой не только не лишает человека свободы, но и гарантирует ее. Размышляя о ней, академик утверждает: «Совесть принуждает, но принуждение совести является гарантией его (человека) полной свободы, потому что совесть принуждает изнутри, все остальные принуждения приходят извне: партийные, классовые, какие угодно другие». Академик Д.С. Лихачев подчеркивал: «Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитывать детей в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Память — основа совести и нравственности».

Дмитрий Сергеевич постоянно заботится о воспитании молодого поколения, потому что именно от молодых людей зависит будущее России, потому таким важным для себя Дмитрий Сергеевич считает воспитание молодежи.

На одной из встреч с молодежью Дмитрию Сергеевичу был задан вопрос: «В чем вы видите смысл жизни?» Он ответил: «Жизнь — это драгоценнейший дар… Нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря. Доброта — это человеческое качество, ценнейшее для всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки».

III. Заключение.

В завершении своей работы мне хочется порассуждать, почему в современном мире считается, что добро давно уже исчезло, что поистине добрых людей и вовсе не осталось, что эта проблема уже давно никого не интересует…

«Нет, добро еще живет среди нас!», — решила я. Просто нужно верить в него, попытаться убедить людей, что добро есть, своим примером. Я уверена в том, что добро всемогуще, доброта настолько сильна, что даже доброй аурой человек может уничтожить все невзгоды и несчастья. Кислород нужен нам для жизни, а доброта для счастливой жизни, такого существования, о котором мечтает каждый. Так давайте же будем передавать доброту друг другу, как некий талисман, приносящий удачу, не забывая слова великого русского академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, что «доброта-это самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное на пути к личному счастью».

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она одарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

давайте воевать за доброту!

IV.Список используемой литературы.

  1. Васильева Т. В. Путь к Платону. М., «Логос и Прогресс-Традиция», 1999.

  2. Гранин Д.А. Жизнь не переделать. СПб., «Центрполиграф»,2007.50-54 с.

  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, Т.Н.

  4. Коэльо П. Жизнь. Избранные высказывания. СПб., ACT, 2009

  5. Латынин Л.А. Праздный дневник. Н.Н., «Время», 2001.-131 с.

  6. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 300-330.

  7. Лихачев Д.С. Возникновение русской литературы/ Д.С. Лихачев: АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952.

  8. Лихачев Д.С. Заветное. М., «Детство. Отрочество. Юность»,2006.-С 123.- 270с.

  9. Лихачев Д.С. Книга беспокойств: воспоминания, статьи, беседы / Д.С.

  10. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном/ Д.С. Лихачев. — М.: Дет. лит., 1985. -207с.

  11. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб., «Издательство LOGOS»,2007-250с.

  12. Лихачев Д.С. Раздумья о России/ Д.С. Лихачев. — 2-е изд., испр. — СПб.: Logos, 2004. — 667с.

  13. Лихачев.Д.С.- М.: Новости, 1991. -360с.

  14. «Мир гуманитарной культуры академика Д.С.Лихачева», международные Лихачевские научные чтения (2001; Санкт-Петербург).Материалы….24-25 мая 2001 г./ РАН; Рос. акад. образования; СПб гуманитарный ун-т профсоюзов; отв. ред. и сост. В.Е. Триодин. — СПб.: СГ16ГУП, 2001.

  15. Образцов С.В. Моя профессия. М., ACT, 1990.С.14.

  16. Платонов А. П. Избранные произведения: Рассказы. Повести. — М.: Мысль, 1983. 140с.

  17. Повести. Рассказы/ Пришвин М.М., Паустовский К.Г.-СПб: ACT, 2000. 151 с.

  18. Толковый словарь русского языка/Под общ. ред. С.И. Ожегова -М.: Гос. изд. национальных словарей, 1956.

  19. Толстой Л. Н. Притчи и афоризмы. М.: Амрита-Русь, 2007.-С.153.

  20. Шкляревский И.И. Избранное. М.,1984.-С 10.

  21. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., ЭКСМО, 2001.С 348.

  22. Шефнер B.C. Сестра печали. СПб., Тера- книжный клуб, 2007.

V. Приложения.

Приложение №1

Лихачёв Дмитрий Сергеевич.

Приложение №2

Библиография Д.С.Лихачёва

infourok.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о