Духовно: Синонимы к слову «духовно» (11+ слов)
Конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Студенческая молодежь: свобода и ответственность»
Cookie-файлы
Этот сайт использует файлы cookie. Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.
Хорошо
Подробнее
Медиа-центр
Календарь мероприятий
Конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Студенческая молодежь: свобода и ответственность»
Мероприятие прошло
29 Января 2019
Место проведения
ул. Миклухо-Маклая, д.6, Главный корпус
Направление: Жизнь РУДН
Поднаправление: Культура, Образование, Социальная активность
Формат: Конференция
Организатор: Российский университет дружбы народов
Тип: Международный
Контактное лицо
Астахова Ирина Викторовна
О мероприятии
В рамках Международных Рождественских образовательных чтений Российский университет дружбы народов и Московская духовная академия проводят конференцию «Духовно- нравственная культура в высшей школе». Эта традиционная конференция собирает научное сообщество светских и духовных вузов, а также представителей студенчества для обсуждения вопросов духовного развития, нравственного воспитания в российском высшем образовании.
На конференции будут обсуждены духовно-нравственные проблемы студенческой молодежи в свете вызовов современного общества, практики духовного развития и нравственного воспитания в вузах и ряд других вопросов.
К участию в работе конференции приглашаются ректоры высших учебных заведений, проректоры по воспитательной работе, по работе со студентами, руководители профильных кафедр, заинтересованные научно-педагогические работники вуза, представители студенческого сообщества.
По итогу конференции планируется издание сборника материалов.
Подробная информация о конференции.
Программа конференции.
Начало мероприятия: 10.00-17.00
Предыдущее мероприятие
28 Января — 1 февраля
V Международная зимняя академия «Моя профессия – Юрист: Сочи 2019»
Следующие мероприятие
30 Января
Шахматный турнир
Круглый стол «Проблемы функционирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Азии (Индия, Китай, Япония)»
Формат: Круглый стол
Организатор: Филологический факультет
Тип: Международный
Всероссийская научно-практическая конференция «Горизонты лингвистики профессора О.
Направление: Гуманитарные и социальные науки
Поднаправление: Лингвистика
Формат: Конференция
Организатор: Филологический факультет
Тип: Всероссийский с международным участием
Конкурс «Проектный старт: научная повестка по странам приема»
Формат: Конкурс
Организатор: Российский университет дружбы народов
Тип: Международный
I Международная научная конференция студентов и молодых ученых «В целях устойчивого развития цивилизации: сотрудничество, наука, образование, технологии»
Формат: Конференция
Организатор: Российский университет дружбы народов
Тип: Международный
Духовно-нравственное воспитание в традициях православия
Относительно недавно в обществе нередко обсуждалась тема необходимости духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основании культурного наследия православия. В настоящее время актуальной становится другая тема — как это сделать практически. Проблем здесь множество. Мне хотелось бы остановиться лишь на одном, на мой взгляд, весьма важном вопросе. Важен он и в теоретическом плане, и в плане применения практических методик в процессе преподавания предметов духовной направленности. Это вопрос — что же имеется в виду, когда мы говорим о духовно-нравственном воспитании? Ведь не секрет, что практически никто, даже люди, исповедующие атеизм, не возражают против того, что подрастающее поколение должно воспитываться духовным и нравственным. Только вот вопрос — что же под этим понимается? Ответов, в зависимости от мировоззрения каждого конкретного человека, очевидно, будет множество. Соответственно и методик воспитания будет множество. Поскольку мы говорим о духовно-нравственном воспитании на основании культурных традиций Православия, давайте рассмотрим, как понимаются эти понятия в православии.
В мирском языке духовность обычно отождествляется с развитием интеллекта и усвоением большого объема знаний в различных областях искусства, культуры, науки. А под воспитанием понимается планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Таким образом, в рамках материалистически-светского понимания образованным, духовно-нравственным, воспитанным считается человек, который получил необходимые в жизни систематизированные знания, умения и навыки (то есть, получил образование), усвоил основные положительные принципы, ценностные ориентации, морально-этические нормы, существующие в обществе, и принял их как руководящие принципы в собственной жизни.
Очевидно, это определение далеко не единственное, но оно, на мой взгляд, достаточно точно определяет светский взгляд на духовность. Можно ли согласиться с этим определением? Я приведу два примера из современной жизни, которые, я думаю, заставят задуматься над правильностью этого определения. Оба примера о молодых людях, бывших в недалеком прошлом гордостью школ, в которых они учились. Оба молодых человека, о которых пойдет речь, хорошо закончили высшие учебные заведения и устроились на хорошую работу. Оба молодых человека вполне соответствуют сказанному ранее определению духовно-нравственного человека. Но что произошло с ними дальше? Первый поступил работать в коммерческую фирму, и пребывание в этой среде за короткий срок его сильно изменило. По словам его родственников, которые буквально с ужасом рассказывали о происходящих с ним переменах, из доброго, отзывчивого человека он стал превращаться в человека, который «никому ничего не должен», главным критерием отношения которого к другим людям стал вес кошелька. То есть, попав в другую среду, он за короткий срок изменил свои нравственные принципы. Жизнь другого молодого человека закончилась трагически — он погиб от пристрастия к наркотикам. Об этом рассказал возвращавшийся с похорон директор школы, в которой учился этот молодой человек. По словам директора, он и учителя школы дали этому молодому человеку все, что могли, но, очевидно, что-то главное было упущено, не было заложено нечто такое, что дало бы силу ему не пойти на поводу страсти и не погибнуть. Эти примеры показывают, что приведенное ранее определение духовности явно чего-то не учитывает.
Рассмотрим, как определяется духовность в православии. Одно из основных положений православия — это существование в человеке бессмертной составляющей — души. Она может быть в различном состоянии — здоровой, наполненной жертвенной любовью к людям и всему миру, полной энергии, жажды жизни, деятельности, направленной ко благу; душа может быть и бессильной, изъеденной пороком, наполненной озлобленностью и унынием. Это — два противоположных полюса состояния души. Человек, в зависимости от своей духовной направленности, приближается либо к одному, либо к другому полюсу. Очевидно, что состояние души влияет на земную жизнь человека, его социальное поведение, отношение к миру, физическое здоровье и т. д. Достигается чистота, одухотворенность души посредством жизни в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания, что позволяет человеку не ранить свою душу. Кроме этого, через молитву, доброделание, участие в Таинствах, богослужениях человек приобщается Божественной энергии — благодати Святого Духа, действием которой очищается, одухотворяется, просветляются душа и совесть, взращиваются высшие нравственные качества. Такой человек сам становится источником света и духовной силы для многих людей, при этом обладание энциклопедическими знаниями здесь совсем необязательно. Преподобный Серафим Саровский, будучи одним из таких духовных светочей, по этому поводу говорил: «Стяжи дух мирен — и тысячи вокруг тебя спасутся».
Таким образом, с позиций православия духовным можно назвать человека, в котором действием Божественной энергии — благодати — душа достигла достаточной чистоты и силы.
Термин «воспитание» в православии имеет также существенное отличие от светского значения этого слова. Само слово происходит от глагола «питать» и имеет, помимо других, значение «вскармливать, взращивать». Это значение слова указывает на то, что в воспитании присутствует принципиально важная сторона — «взращивание» души. Человек сотворен по образу Божию, и этот образ в каждом человеке неуничтожим, какую бы порочную жизнь человек ни вел. То есть, те нравственные качества, которые стараются родители и педагоги воспитать в ребенке, в нем уже изначально заложены. Задача воспитателя, а с возрастанием и самого человека — раскрыть в себе эти качества. В этом и есть цель христианского воспитания: получив образ Божий по сотворению, раскрыть его в себе (получить «образование»), что достигается христианским образом жизни. Коренное отличие воспитания мирского от духовного в том, что в первом случае морально-этические нормы усваиваются как данные извне образцы поведения, поэтому в некоторых случаях могут достаточно легко меняться, а во втором — раскрываются, взращиваются уже заложенные в душе человека нравственные принципы. И в этом случае человек, конечно, может изменить свои нравственные установки, но, чтобы это сделать, такому человеку нужно переступить через самого себя.
Теперь можно ответить и на вопрос, чего не хватает в приведенном ранее светском определении духовно-нравственного человека. Не хватает души. Состояние души определяет духовность и нравственность человека. Ведь если в душе не взросли и не укрепились семена добродетели, нет крепкого фундамента для нравственных норм, человек может стать легкой добычей порочных страстей и здесь не помогут ни энциклопедические знания, ни внешне усвоенные нормы поведения. Поэтому в духовном образовании важно не количество знаний, а состояние души. Это знали христианские подвижники еще в начале нашей эры: «Практика, а не теория область педагога, не обучение, а нравственное улучшение — вот его цель; жизнь мудреца, а не ученого он хочет начертать перед нами» (свт. Климент Александрийский (II—III вв.), «Педагог»).
Теперь давайте обратимся к опыту духовно-нравственного воспитания у нас на Руси. В дореволюционное время жизнь людей регламентировалась рамками заповедей Божиих, необходимой составляющей жизни мирян были Таинства, домашняя и церковная молитвы. То есть сам распорядок жизни способствовал духовному становлению людей. Есть и отрицательный опыт. С XVI—XVII вв. в образование начинает проникать схоластика, характерными чертами которой является «знание ради знания». Это привело к постепенному уклонению целей образования от духовно-нравственного становления человека к усвоению большего объема знаний. Собственный кропотливый труд по духовно-нравственному совершенствованию стал подменяться накоплением знаний. Это не могло не сказаться отрицательным образом на духовно-нравственном состоянии общества в целом. Даже в стены духовных школ проникал дух холодности к духовной жизни и неверия. Преподобный Варсонофий, один из последних оптинских старцев, так описывал состояние учащихся духовных школ конца XIX — начала XX вв.: «Смотрите, в семинариях духовных и академиях какое неверие, нигилизм, мертвечина, а все потому, что только одна зубрежка без чувства и смысла».
Очевидно, что в настоящее время при преподавании культурологического курса дисциплин духовно-нравственной направленности в общеобразовательных школах в полноте применить имеющийся положительный опыт не представляется возможным. Современная педагогика, следуя светскому пониманию духовности, фактически не только не знает о таком понимании смысла духовно-нравственного воспитания, но и фактически не занимается воспитанием детей в общеупотребительном смысле этого слова. Главная задача современной школы — как можно больше загрузить ум школьника знаниями. Воскресные школы, к сожалению, нередко копируют систему преподавания общеобразовательных школ. Порой из самых лучших побуждений педагоги стараются дать детям как можно больше знаний. Несомненно, знания нужны, но вопрос в том, насколько они актуальны в каждом конкретном случае и для каждого конкретного учащегося? Особенно этот вопрос актуален в наше время, когда наши дети нередко, как поется в популярной песне, «ложатся в двенадцать спать, силы нет раздеться». Если в младшем школьном возрасте дети при хорошо организованном учебном процессе с удовольствием изучают все, что им преподают, то дети старшего возраста в этом отношении гораздо более разборчивы. Чтобы самоопределиться в нашем столь непростом мире, им нужны ответы на вопросы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Если преподаваемые им знания не будут для них актуальны, они могут не только потерять к ним интерес, но и отказаться от занятий. В подтверждение этих слов можно привести свидетельство «изнутри» — семнадцатилетней девушки Елизаветы Стариковой, обучавшейся в воскресной школе (Е.Старикова. Чего не знают родители. Размышления вчерашней школьницы. Даниловский благовестник. М., 2009 г.). Приводя примеры из собственных наблюдений, когда мальчики алтарники выходили в облачениях в притвор храма и матерились, а девочки, расположившись на ступеньках храма, листали каталоги с косметикой и сплетничали, она рассуждает: «Почему так происходит? Да потому, что о духовной жизни, о том, что подростков волнует, с ними никто — за редким исключением — не говорит. А „духовная жизнь“ сводится к посещению храма, воскресной школы, периодическим исповедям и причастиям. Жить так, как учит Евангелие, им и в голову не приходит. Может, где-то и по-другому. Но похожие проблемы, думаю, есть почти везде — оттого, что с детьми не говорят на самые главные темы в их жизни, не помогают разобраться в море негатива. Не объясняют, что христианство — это не обряды, а жизнь по другим, христианским законам…
Мне кажется, вряд ли воскресная школа в ее нынешнем виде может стать местом, где подросток решит свои проблемы…» (С. 57).
Таким образом, не следует ставить главным приоритетом работы по духовно-нравственному воспитанию задачу вложить в голову современного школьника накопленное за две тысячи лет богословское наследие православия. Нужно, очевидно, дав необходимый минимум богословских знаний, постараться увидеть современных учащихся с их внутренним миром, окружением, вопросами, проблемами и на доступном языке, образно, доходчиво изложить духовное понимание тех явлений и проблем, которые их интересуют на каждой конкретной ступеньке духовно-нравственного и физического становления. Для кого-то это будет более углубленное изучение вопросов богословского характера, а для кого-то — вопрос об отказе от явно безнравственных поступков. Знания нужны, но как средство погрузить детей в красоту православия, как средство возжечь в детской душе искорку желания нравственной жизни. И, конечно, особую роль здесь играет личность педагога, который должен быть не простым ретранслятором знаний, а светом, примером для детей. Духовно-нравственное воспитание — это не столько передача интеллектуальных знаний, сколько возжигание души ребенка, а это происходит только от сердца к сердцу, как свеча от свечи. Здесь как нельзя лучше подходят слова древнегреческого писателя и историка Плутарха (45–127 гг.): «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь».
Еще одна проблема, возникающая при преподавании предметов духовно-нравственной направленности, — это степень усвоения полученных знаний. Понятно, что если даже учащийся выучит назубок заповеди, это совсем еще не означает, что он будет ими руководствоваться в своей жизни. Дети живут в мире, имеющем свои законы, которые далеко не всегда совпадают с нравственными нормами православия. И какие принципы перевесят в душе ребенка в каждом конкретном случае — это еще вопрос. К сожалению, преподанные по принципу общеобразовательных школ знания нередко существуют в голове учащихся сами по себе, а жизнь диктует им свои законы. Получается ситуация, схожая с проблемой изучения иностранных языков в общеобразовательных школах: дети годами учат правила, слова, а реально, повстречавшись с иностранцем, подавляющее их большинство не может связать и двух слов. Почему так происходит, понятно — знания не закреплены практикой. Примерно то же нередко происходит и в отношении нравственных норм православия. Просто заученные, они могут стать невостребованным балластом в памяти. Чтобы этого не произошло, необходима их актуализация — учащиеся должны не только их запомнить, они еще должны понять и усвоить, как в каждой конкретной ситуации ими воспользоваться. Больше того, они должны почувствовать, что жизнь в рамках нравственных норм — путь к чистоте и радости, у них должно в душе возгореться желание жить духовно.
Таким образом, чтобы процесс духовно-нравственного воспитания был эффективным, необходимо:
— дать учащимся необходимый уровень богословских знаний;
— помочь им в духовно-нравственной ориентации в проблемах современного мира, в собственном духовном самоопределении;
— актуализировать полученные учащимися знания.
Протоиерей Виктор Дорофеев
Определениев кембриджском словаре английского языка
Переводы spiritly
на русский
spiritualmente…
Подробнее
на португальском языке
Espiritualmente…
Увидеть больше
на других языкахin French
in Turkish
in Czech
in Danish
in Indonesian
in Thai
in Vietnamese
in Polish
in Malay
in German
in Norwegian
in Ukrainian
in итальянский
духи…
Увидеть больше
рухен, манен…
Подробнее
duchovně…
Подробнее
spirituelt, åndeligt… Узнать больше
secara Spiritual…
Подробнее
Увидеть больше
Туок Линь Хон кон Нгои, Туок Джао Хой…
Подробнее
duchowo…
Подробнее
дари сеги рохания…
Подробнее
geistig…
Узнать больше
åndelig…
Подробнее
духовно, религийно…
Подробнее
одухотворение… Узнать больше
Нужен переводчик?
Получите быстрый бесплатный перевод!
Как произносится духовно ?
Обзор
духовный дом
спиритуализм
спиритуалист
духовность
духовно
спирогира
спирулина
плевать
выплюнуть (что-то)
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Попробуйте пройти викторину
Слово дня
напугать кого-либо до полусмерти
сильно напугать кого-то
Об этом
Блог
Передумав (Передумывая, часть 2)
Подробнее
Новые слова
духовная ванна
В список добавлено больше новых слов
Наверх
Содержание
Переводы на английский язык
Духовное определение и значение | Словарь.
com- Верхние определения
- Викторина
- Связанное содержание
- Примеры
- Британский
[Spir-I-Choo-Uhl]
/ ˈspɪR ɪ TʃU U ɪU ɪU ɪU ɪU ɪU ɪU ɪU ɪU ɪU ɪU ɪ u-hoo-uhl].
См. синонимы для: духовный / духовный на Thesaurus.com
прилагательное
из, относящийся к духу или состоящий из духа; бестелесный.
духа или души в отличие от физической природы: духовный подход к жизни.
близкородственный по интересам, взглядам, мировоззрению и т. д.: духовный наследник профессора в области языкознания.
относящиеся к духам или спиритам; сверхъестественное или спиритуалистическое.
характеризующиеся или предполагающие преобладание духа; эфирная или утонченно утонченная: она больше духовного типа, чем ее шумный брат.
духа или относящегося к нему как вместилище моральной или религиозной природы.
относящиеся к священным вещам или предметам; религиозный; религиозный; священный.
церкви или принадлежащей ей; церковные: владыки духовные и светские.
относящийся к уму или интеллекту.
сущ.
духовная или религиозная песня: аутентичные народные спиричуэлс.
спиричуэлс, дела церковные.
духовная вещь или материя.
ВИКТОРИНА
Сыграем ли мы в «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?
Следует ли вам пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!
Вопрос 1 из 6
Какая форма обычно используется с другими глаголами для выражения намерения?
Происхождение духовное
1275–1325; Среднеанглийский <средневековый латинский spīrituālis, эквивалентный латинскому spīritu- (основа слова spīritusspirit) + -ālis-al 1
ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ Spiritual
spir·it·u·al·ly, adverbspir·it·u·al ·ness, существительное·ti·spir·it·u·al, прилагательное·ti·spir·it·u·al·ly, наречие
non·spir·it·u·al, прилагательное, существительноеnon·spir·it· u·al·ly, наречиеnon·духовность, существительноеpseu·do·spir·i·tu·al, прилагательноеpseu·do·spir·i·tu·al·ly, наречиеqua·si-spir· это·у·ал, прилагательноеква·си-дух·это·у·ал·лы, наречиесу·пер·дух·ит·у·ал, прилагательноесу·пер·дух·ит·у·ал·лы, наречие·дух· i·tu·al, прилагательноеun·spirit·i·tu·al·ly, наречие
СЛОВА, КОТОРЫЕ МОЖНО СПУТАТЬ С ДУХОВНЫМ
энергичный, духовный , спиритуалистическийDictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022
Слова, относящиеся к духовному
божественный, метафизический, священный, религиозный, святой, нематериальный, воздушный, бестелесный, бестелесный, бестелесный, эфирный, внеземной, призрачный, нематериальный , бестелесный, нематериальный, нефизический, платонический, чистый, разреженный
Как использовать «духовный» в предложении
Наличие гуру в теле не обязательно помогает ученику развиваться духовно.
Когда Гэри Райт встретил Джорджа Харрисона: Dream Weaver, John and Yoko и многое другое|Гэри Райт|29 сентября 2014 г.|DAILY BEAST
В музыкальном и духовном плане Рави оказывал огромное влияние на Джорджа на протяжении всей его жизни.
Когда Гэри Райт встретил Джорджа Харрисона: Dream Weaver, Джон и Йоко и многое другое|Гэри Райт|29 сентября 2014 г.|DAILY BEAST
Считается, что конкуренты духовно соединяются друг с другом и с окружающим миром.
Тысячелетие после изобретения игры, ирокезы стали новой суперсилой лакросса|Эвин Демирель|21 июля 2014|DAILY BEAST духовно.
Донна Райс: «Моника Левински искренне сочувствует моему сердцу»|Кели Гофф|9 мая 2014 г.|DAILY BEAST
Эта напряженность между изгоем и повелителем лежит в основе нашего стремительного перехода к технологической, духовной экономике.
Сможет ли Боно с постера Фонда «Наследие» спасти Республиканскую партию?|Джеймс Пулос|15 марта 2014 г.|DAILY BEAST
Бог в своей собственной природе и в природе человека есть славное тело, с которым духовно связаны дети Завет.
Постановление о заключении завета|Джон Каннингем
Я снова повторяю свой вопрос: что это за женщина, которая духовно направлена?
«Персонажи» Жана де Ла Брюйра|Жан де Ла Брюйра
Долг человека – освятить себя телесно и духовно перед приближением этого великого дня.
Еврейская литература; Переводы Талмуда, Мидрашим и Каббалы|Разное
Я могу быть одинаково живым умственно, физически, духовно в один день, как и в другой.
Рыжая корова и ее друзья|Питер МакАртур
В последнем случае время неизвестно; но факт может быть установлен тем, что получатели становятся духовно мыслящими.
Примечания и запросы, номер 218, 31 декабря 1853 г. | Различные
Определения британского словаря для духовного
Духовный
/ (ˈspɪrɪtjʊəl) /
Прилагательное
Обращение к духу или не к душе и не к физическому. природа или материя; нематериальное
относящееся к святыням, церкви, религии и т. д. или характерное для них
состоящее в отношениях, основанных на общении между душами или умами вовлеченных лиц духовник
обладающий умом или эмоциями высокого и утонченно-утонченного качества
существительное
См. Негритянский духовный
(часто во множественном числе) сфера религиозных, духовных или церковных дел или такие вопросы сами по себе
духовный область of Spirits
Производные формы от Spiritually
Spiritually, наречиеspiritualness, существительноеCollins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co.