Эмпатическое понимание: ЭМПАТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ | это… Что такое ЭМПАТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ?

Виды эмпатического реагирования терапевта в Фокусированной на Эмоциях Терапии

В Фокусированной на Эмоциях Терапии существуют Разные виды эмпатического реагирования, помогающие выстроить эффективные и целительные терапевтические отношения с клиентами.

Одним из базовых приемов Фокусированной на эмоциях терапии является использование отражающих (отзеркаливающих) реплик. Этот психотерапевтических прием способствует развитию и поддержанию целительных терапевтических отношений, а также содействует изменениям, которые происходят с клиентом в плане переработки эмоциональных состояний и обретения чувства собственного Я.

Используя эти реплики, ФЭТ-терапевт старается отзеркалить слова клиента, словно отфильтровывая самую суть того, что было сказано. ФЭТ-терапевты нацелены уловить в историях клиентов особые эмоционально-окрашенные смысловые значения, которые будут способствовать дальнейшим изысканиям. Такое отзеркаливание работает на определение субъективного переживания клиента, и в то же время оставляет пространство как-то иначе чувствовать и размышлять о происходящем. Также отзеркаливающие ответные реплики помогают прояснить то, как клиенты видят этот мир, распаковывая скрытые убеждения и имплицитные знания.

Перечень различных видов отзеркаливающего реагирования в Фокусированной на Эмоциях Терапии такой:

  • эмпатическое понимание,
  • эмпатическое подтверждение,
  • эмпатическое пробуждение,
  • эмпатическое исследование,
  • эмпатическое перефокусирование,
  • эмпатическая догадка,
  • эмпатическое дублирование

Разные виды эмпатического реагирования имеют в своей основе разные цели.

ЭМПАТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ
– это простые ответные реплики, которые передают искреннее понимание, принятие и заботу терапевта о том, что ему рассказал клиент. Такой способ реагирования обеспечивают клиента ощущением поддержки и как-бы ненавязчиво приглашает его поделиться\рассказать о своих переживаниях, поисследовать и поразмышлять о том, как он воспринимает и телесно ощущает происходящее. Терапевт сообщает свое понимание явно выраженного клиентом переживания, или того, что подразумевалось им, но еще не было высказано. Функция этого вмешательства состоит в усилении и подтверждении Я клиента и содействии в построении доверия к собственным переживаниям.
Пример (К.Роджерс, 1994) * Клиентка: «Вы знаете, это как-то глупо, но я никогда не говорила об этом (нервно смеется), и, вероятно, это пойдет мне на пользу. Много лет назад, в юности, вероятно лет в семнадцать, я обнаружила, что у меня появилось то, что я начала называть «проблески разума». Я никогда никому об этом не говорила (опять смущенно смеется)… в чем действительно я видела этот разум. Я довольно-таки хорошо осознавала жизнь, и всегда с ужасным сожалением, с грустью о том, как далеко мы ушли от правильной дороги. Это чувство я испытывала довольно редко, только тогда, когда ощущала себя целостным человеком в этом страшно беспорядочном мире».
Терапевт: «Это только мелькало, было не часто, но временами казалось, что вы вся целиком действуете и чувствуете в этом, конечно, очень беспорядочном мире. ..»

ЭМПАТИЧЕСКОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ (эмпатическое признание) — это ответные реплики, предназначенные для того, чтобы клиент понял, что его точка зрения признается терапевтом. Соразмерно ситуации терапевт выражает свое понимание и принятие переживаний клиента. Терапевт сообщает клиенту, что его или ее чувства ему понятны. Это помогает клиенту снизить тревожность и увеличивает ощущение безопасности в терапевтических отношениях, а также дает клиенту больше свободы для исследования собственных чувств.

ЭМПАТИЧЕСКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ — это ответные реплики, используемые для оживления переживаний и эмоций клиентов во время терапевтической сессии. Цель этих реплик состоит не только в том, чтобы соответствующим образом выразить эмпатию, понимание и принятие переживаний клиента, но и в том чтобы усилить это переживание, тем самым облегчая клиенту доступ к его эмоциональному опыту, чтобы он смог дифференцировать и символизировать его в словах.
*Терапевт вызывает к жизни переживание клиента используя метафору, экспрессивный язык, пробуждающее воображение или говоря как клиент. Намерение терапевта состоит в извлечении и выявлении переживания, чтобы оно могло быть повторно пережито в данный момент. Функция этого вмешательства состоит в обеспечении доступа к новой информации и новому опыту. Терапевт не добавляет никакой новой информации, но посредством пробуждения увеличивает возможность ее извлечения из опыта клиента.

Пример (Г.Ванершот). Клиент рассказывает терапевту о том, как он замыкается в трудные для него периоды, позволяя своим чувствам постепенно затихнуть. Затем клиент высказывает образ подземелья средневековой крепости, которая ассоциируется у него с толстыми стенами, полной тишиной и безопасностью. После некоторой паузы терапевт выражает чувство, которое в нём вызвал этот образ, а именно чувство холодной атмосферы темноты, покинутости и одиночества. Первоначальная реакция — клиент выглядит шокированным, переставшим дышать. Затем его глаза увлажняются, и он начинает входить в контакт с огромным одиночеством, которое он так долго пытался скрыть.

ЭМПАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – это ответные реплики, созданные для того, чтобы проводить предварительную, зондирующую\разведывательную работу по исследованию скрытых глубин переживания клиентов. Цель такого вида реагирования состоит в том, чтобы способствовать продвижению этих исследований.
*Терапевт поощряет клиента к поиску новой внутренней информации за «границами» его непосредственного переживания. Открытие нового аспекта опыта, видение чего-то в новом свете — цель эмпатического исследования. Терапевт сосредотачивается на расширении и дифференциации текущего переживания клиента, использует отражения, чтобы сфокусироваться внимание клиента на неясных границах переживаний, открытые вопросы или даже прямо запрашивая у клиента большей информации о том, что потенциально присутствует, но еще не было выражено им непосредственно.

ЭМПАТИЧЕСКАЯ ДОГАДКА — это попытка терапевта сформулировать то, что как бы подразумевается или неявно (имплицитно) присутствует в рассказах клиентов, особенно в отношении того, как клиенты чувствуют или переживают определенные события.
*Терапевт пытается прояснить опыт клиента в порядке рабочей гипотезы высказывая догадку о том, что тот может переживать в данный момент. Обычно эмпатическая догадка выражается в форме предчувствия или предположения. Принимая неавторитарную позицию терапевт поощряет развитие разделенной системы координат, облегчая клиенту возможность, в случае необходимости, выразить свое несогласие. Намерение терапевта при этом — предложить клиенту подходящий символ, позволяющий ухватить тот или иной аспект его опыта. Терапевт создает возможность добавления новой информации сосредотачивая внимание на еще не сформулированном аспекте текущего переживания клиента.

Пример (Г. Ванершот). Одна клиентка имела чрезвычайные трудности в выражении своих переживаний. Она часто замыкалась в себе будучи переполненной сильными эмоциями. В один из кульминационных моментов сессии она сказала: «Как пароварка, вот как я себя чувствую». Терапевт ответила на это так: «Пароварка… Это вызывает во мне чувство, как будто внутри существует ненормально высокое давление, как будто есть опасность взрыва. Это то, что вы чувствуете?»

ЭМПАТИЧЕСКОЕ ПЕРЕФОКУСИРОВАНИЕ предполагает, что, терапевт, не выходя за рамки системы взглядов (убеждений) клиента, предлагает ему альтернативную точку зрения или понимание.

ЭМПАТИЧЕСКОЕ ДУБЛИРОВАНИЕ — это попытки озвучить мысли и чувства клиентов, в тот момент когда они (клиенты) сфокусированы на каком-то событии и пытаются выразить словами то воздействие, которое на них это событие оказало. Такой способ реагирования представляет собой попытки терапевтов вербализовать переживания клиентов и помочь им найти нужные слова, чтобы выразить чувства и эмоции, которые замалчивались или никогда не проговаривались.
*ЭМПАТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Здесь эмпатия способствует пониманию его бессознательной динамики. Данная реакция основана на эмпатии, хотя и осуществляется исходя из системы координат терапевта, а не клиента. Намерение заключается в том, чтобы сказать что-то новое, сознательно не признаваемое клиентом. Функция данного вмешательства состоит в связывании различных аспектов опыта. При этом важна своевременность: терапевт интерпретирует опыт клиента в сенситивной безоценочной манере, когда клиент готов принять и ассимилировать новую информацию о себе.

Пример. (Кан, 1997).
Терапевт: «Я испытываю теплоту контакта с вами в начале и в конце наших сессий. Интересно, заметили ли вы что-нибудь подобное»? /исследование/
Клиент: «Ну, иногда кажется, что я не ощущаю недоверия до тех пор, пока мы не приступили к началу».
Терапевт: «Хорошо, что вы испытали ко мне, когда впервые вошли сюда и поздоровались»? /исследование/
Клиент: (раздумывая) «Мне было хорошо. Я почувствовал, что вы мне понравились. Недоверие похоже пришло немного позже».
Терапевт: «Наверно тогда, когда я понравилась вам сильнее». /интерпретация/
Клиент: (смущенно) «Возможно, вы правы».
Терапевт: «И мы долгое время упорно избегаем этой темы». /интерпретация/
Клиент: «Да, действительно».
Терапевт: «Может быть, вы думаете, если я вам слишком нравлюсь, то это для вас опасно». /интерпретация/
(Клиент молчит потупив взгляд. Когда он поднимает глаза, они наполнены слезами.)
Терапевт: «Я действительно могу понять, как это пугает».

Текст создан по материалам сайта https://www.eftsocal.com/so/4eMX0dcMq?fbclid=IwAR2…/main
Перевод — Мария Ветлужских
Фрагменты текста, отмеченные * и выделенные курсивом, заимствованы в качестве иллюстрирующих примеров из статьи Константина Ягнюка «Природа эмпатии и ее роль в психотерапии» http://hpsy.ru/public/x728.htm

Эмпатическое понимание

180 Часть II. Слушание и развитие взаимоотношений

Эмпатия — популярное понятие в клиническом интервьюировании, психологическом консультировании и психотерапии. Эмпатия жизненно необходима для установления первого эмоционального контакта и, соглас­ но некоторым теоретическим школам, имеет решающее значение для ко­ нечных терапевтических изменений (Kohut, 1984; Rogers, 195Г, см. табл. 5.1). К сожалению, эмпатия настолько же сложна, насколько популярна.

Таблица 5.1. Эмпатия с точки зрения различных теоретических позиций

Теоретики и практики различных направлений и профессиональной ориентации подчеркивали важность эмпатического понимания в клиническом интервьюировании, психологическом консультировании и психотерапии. Приведем краткие цитаты некоторых известных авторов, посвященные эмпатии.

Психоанализ: “Эмпатия — это феномен, определяющий поле деятельности психоанализа. Никакое понимание сложных психических состояний немыслимо без применения эмпатии” (Kohut, 1984, р. 174-175).

Психиатрия: “Если пациент открывает свою боль, скажите, что понимаете его, проявите свою эмпатию и выразите свое сочувствие” (Othmer & Othmer, 1994, p. 27).

Феминистический подход: “Существует давняя традиция — пытаться устранить или, по крайней мере, контролировать либо нейтрализовать эмоциональность, вместо того чтобы ценить, использовать и взращивать ее созидательные возможности. .. В действительности, независимо от способа достижения, эти качества свидетельствуют об основополагающей способности,

представляющей большую ценность. Едва ли можно отрицать, что эмоции — важный аспект жизни человека” (Miller, 1986/1987, р. 38-39).

Поведенческая терапия: “Любой поведенческий терапевт, утверждающий, что принципы научения и социальное влияниеэто все, что нужно для осуществления поведенческих изменении, утратил контакт с клинической

реальностью… Действительно квалифицированный поведенческий терапевт — это тот, кто способен работать с поведенческими проблемами клиента и делает это так, что его общение с последним проходит в теплой и эмпатической манере”

( Goldfried & Davison, 1976, p. 55-56).

Семейное консультирование: “Важнейшая цель терапии — предоставить каждому из супругов возможность достичь эмпатического понимания при общении с психотерапевтом; при этом другому супругу (который слушает) следует

попытаться отложить свои жалобы и эмпатически войти в мир своего партнера”

(Lansky, 1986, р. 562).

Консультирование трудных подростков: “Если вы обнаружите, что вам сложно найти контакт с трудным подростком, перестаньте говорить и начните слушать. Помните: осмысленные отношения развиваются из теплых, дружественных, ориентированных на принятие и далеких от осуждения установок, выраженных через активное, эмпатическое слушание” (Richardson, 2001, р. 55-56).

Глава 5. Терапевтические отношения и клиническое интервьюирование

181

Рассмотрим определение эмпатии, которое дает словарь Уэбстера:

“Действие понимания, осознания, восприятия и опосредованного пере­ живания одним человеком эмоций, мыслей и чувств другого человека, прошлых либо настоящих, которые не сообщаются последним в явно выраженной манере”.

Согласно этому определению, эмпатия требует догадки. Так как мы не можем точно знать, что думает и чувствует другой человек (за исключением того, что сообщается им “в явно выраженной манере”), нам следует при­ влечь наши рассудок и эмоциональные реакции для того, чтобы сделать выводы об эмоциях, мыслях и чувствах клиента.

Следовательно, эмпатия — это одновременно рассудочный и эмоциональный процесс.

Хотя дефиниция Уэбстера может показаться сложной, были попытки дать еще более глубокое определение эмпатического процесса. Например,

Д.Бьюи (Buie, 1981) описывает четыре компонента эмпатии.

1.Когнитивное, или рассудочное, понимание клиента.

2.Слабо выражаемые чувства, воспоминания и ассоциации как реакция интервьюера на сообщения клиента.

3.Имажинативная (от англ. image— образ. — Прим. ред.) имитирующая эмпатия (подобна эмпатическому вопросу Р. Каркгаффа (Carkhuff, 1987), см. ниже).

4.Аффективное заражение, или созвучие с эмоциональными проявле­ ниями клиента ( Watkins, 1978).

Эмпатия — одновременно аффективное, когнитивное и основанное на опыте понятие, которое по-прежнему привлекает к себе внимание исследо­ вателей (Duan, 2000; Tamburrino, Lynch, Nagel, & Mangen, 1993).

P. Каркгафф говорит о рассудочном аспекте эмпатии как об “эмпатическом вопросе”. “Отвечая на эмпатический вопрос, мы пытаемся понять чувства, ко­ торые выражает наш подопечный. Мы обобщаем подсказки, свидетельствую­ щие о чувствах клиента, и затем отвечаем на вопрос: “Что бы я чувствовал, ес­ ли бы был на его месте и говорил то, что говорит он?” (Carkhuff, 1987fр. 101).

Эмпатический вопрос способствует повышению эмпатической воспри­ имчивости. Однако он ведет и к чрезмерному упрощению эмпатического процесса, по крайней мере в двух отношениях. Во-первых, он предполага­ ет, что интервьюер обладает точно настроенным “барометром эмоций”, по­ зволяющим ему объективно оценивать эмоциональное состояние клиентов. Фактически же личный опыт клиента и интервьюера может быть настолько разным, что эмпатический вопрос приводит к совершенно неправильным

182 Часть II. Слушание и развитие взаимоотношений

выводам. То, что вы на месте клиента ощущали бы эмоции определенного рода, совсем не означает, что именно эти чувства испытывает ваш клиент. Как пишут Дж. Пьетрофеса и соавторы, “…некоторые скептики предполага­ ют, что эмпатическая реакция — это проекция” (Pietrofesa, Hoffman, & Splete, 1984, p.

238). Если интервьюер полагается исключительно на эмпатический вопрос Каркгаффа, он может проецировать свои чувства на клиента. Поду­ майте, что может произойти, если интервьюер склонен к пессимизму, в то время как клиент обычно использует отрицание2 или вытеснение3, чтобы уйти от проблем. Их диалог может звучать следующим образом.

Клиентка: Не знаю, почему папа хочет, чтобы мы ходили к психотерапев­ ту. Мы с отцом никогда не были близки. И вообще, это меня уже не беспокоит. Я с этим смирилась. И ему тоже нужно с этим смириться.

Терапист: Должно быть, вас раздражает, что вы не можете нормально общаться со своим отцом.

Клиентка: Вовсе нет. Я не думаю о своих отношениях с родителями.

Ядействительно из-за этого совсем не переживаю.

Вданной ситуации размышления интервьюера о том, как он чувствовал бы себя на месте клиентки, не имея полноценного общения со своим отцом, могут вызвать у него гнев или печаль. Однако комментарий клинициста — это проекция его собственных чувств.

Напротив, точная эмпатическая реакция не выходит за пределы, обозначенные содержанием речевого сообщения и не­ вербальными сигналами клиента. Если перед этим клиентка выражала гнев ли­ бо выглядела расстроенной или злой во время своей реплики (например, смот­ рела в пол, ее мышцы напрягались, она повышала голос), интервьюер может применить технику отражения чувств (в данном случае гнева). Однако ком­ ментарий интервьюера строится на неадекватном отражении чувств и отвер­ гается клиенткой. Терапист мог бы остаться в рамках эмоциональных прояв­ лений клиентки, сосредоточившись на ключевых словах. Например:

“Сейчас психотерапия представляется вам бессмысленной. Возможно, у вас были какие-то чувства по поводу недостатка общения с отцом, но сей­ час, по всей видимости, вы воспринимаете ситуацию без особых эмоций”.

2Отрицание — механизм психологической защиты, при котором субъект выражает одно из своих ранее вытесненных желаний, мыслей, чувств, продолжая искать от него защиты и отрицая, что это его собственное желание, мысль, чувство. — Прим. ред.

3Вытеснение — механизм психологической защиты, при котором субъект старает­ ся устранить или удержать в бессознательном представления, связанные с влечениями (мысли, образы, воспоминания). Вытеснение возникает в тех случаях, когда удовлетво­ рение влечения само по себе приятно, но неприемлемо для “Сверх-Я”. — Прим. ред.

Глава 5. Терапевтические отношения и клиническое интервьюирование 183

Второй отклик клинициста точнее. Он затрагивает прежние эмоции клиентки, ее мысли в настоящий момент, а также онемение чувств. Нереа­ лизованные чувства гнева, печали, разочарования могут иметь место, одна­ ко чтобы получить доступ к этим скрытым чувствам, интервьюеру нужно применить интерпретацию. Интерпретация, в свою очередь, должна под­ крепляться ясными доказательствами, прежде чем клиент воспримет ее как эмпатию. Из главы 3 вы помните, что интерпретация и интерпретативное отражение чувств могут быть эффективны только при условии их подкреп­ ления соответствующими фактами.

Вместо того чтобы ставить себя на место клиента и обращаться к соответ­ ствующим чувствам, будет лучше, если вы подключите рассудок и проанали­ зируете, что другие клиенты (или другие люди, которых вы знаете) могли бы чувствовать и думать, реагируя на данную ситуацию. Карл Роджерс (Rogers, 1961) подчеркивал, что отражение чувств не должно быть категоричным, — клиент должен быть свободен принять или отказаться от него. Не забывайте о защитной реакции клиентов. Если они используют защитные механизмы (такие, например, как рационализация4 или отрицание), вам прежде всего следует признать (прибегнув к эмпатии) их сопротивление. Например.

Клиентка: Не знаю, почему папа хочет, чтобы мы ходили к психотерапев­ ту. Мы с отцом никогда не были близки. И вообще, это меня уже не беспокоит. Я с этим смирилась. И ему тоже нужно с этим смириться.

Терапист: Сейчас психотерапия представляется вам бессмысленной. Возмож­ но, у вас были какие-то чувства по поводу недостатка общения с отцом, но сейчас, по всей видимости, вы воспринимаете ситуацию без особых эмоций.

Клиентка: Да, наверное, это так. Я частенько забываю о своих отношени­ ях с родителями. Правда, я из-за этого совсем не переживаю.

Терапист: Может быть, отдалиться от своих родителей — один из спосо­ бов защитить себя от тех чувств, которые вы испытывали из-за недостат­ ка общения с отцом?

Клиентка: Да, наверное. Думаю, что если я снова позволю себе сблизить­ ся с родителями, замкнутость отца опять будет причинять мне страдания.

Очевидно, что чувства клиентки по поводу замкнутости ее отца еще не остыли. Точная эмпатия помогает клиентке признаться в своих чувствах.

Теперь перейдем ко второму аспекту, в котором эмпатический вопрос Р. Каркгаффа ( Carkhuff\ 1987) следует считать упрощением. Эмпатия

4 Рационализация — механизм психологической защиты, при котором субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной ус­ тановки, поступка, идеи, чувства и пр., подлинные мотивы которых остаются для него в тени. — Прим. ред.

184 Часть II. Слушание и развитие взаимоотношений

рассматривается так, словно она относится исключительно к точному отра­ жению чувств клиента. Несомненно, точное отражение чувств — важная составляющая эмпатии, однако, как указывают Роджерс (Rogers, 1961), сло­ варь Уэбстера ( Webster, 1985) и некоторые другие авторы (Buie, 1981; Duan, 2000; Margulies, 1984), эмпатия также означает мыслить и чувствовать вме­ сте с клиентом. Вот почему эмпатическое признание защитного стиля кли­ ента так важно для эмпатического отклика интервьюера. Клиенты хотят из­ бежать эмоциональных страданий с помощью защитных механизмов — преимущественно неосознаваемых моделей искажения реальности, которая неприемлема для человека (A. Freud, 1946). Соответственно, для достиже­ ния максимальной эмпатии интервьюеру нужно обращаться не только к чувствам клиентов, но и к тем способам, которые применяются клиента­ ми для защиты себя от этих чувств. Как предполагал Зигмунд Фрейд, эмпа­ тия “…играет первостепенную роль для нашего понимания чужеродности “Я” других людей” (Freud, 1921/1955, p. 108)5.

Точная эмпатия со стороны клинициста обычно основывается на ком­ бинации по крайней мере четырех следующих стратегий.

1.Выявить и отразить явные и скрытые чувства по мере выражения их клиентом с помощью вербальных и невербальных сообщений. Сюда может относиться подстройка репрезентативных систем, зеркальное отражение, перефразирование, отражение чувств, интерпретация

и другие отклики (подробнее — в главе 3).

2.Отметить то, как клиенты думают об эмоционально болезненных те­ мах, совладают с ними и защищаются от них.

3.Найти ответ на эмпатический вопрос Каркгаффа (“Как бы я себя чувствовал на месте этого человека?”).

4.Проявить заинтересованность в обсуждении важных для клиента проблем; приложить усилия, направленные на то, чтобы с помощью различных техник слушания и внимания понять, как клиенты вос­ принимают эти проблемы.

Воздействие эмпатии

Очевидно, что эмпатия повышает взаимопонимание. Эмпатия вызывает и много других положительных эффектов. Во-первых, она дает клиентам боль­ шую свободу для обращения к своим проблемам. Когда клиенты чувствуют

5 Цит. по: Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого “Я’//Фрейд 3. “Я ” и Юно У Пер. с нем. — Тбилиси, Мерани, 1991. В 2-х т. — Т. 1, с. 105. — Прим. ред.

Глава 5. Терапевтические отношения и клиническое интервьюирование

185

понимание, они более открыты и готовы подробнее говорить о своих про­ блемах; эмпатия дает доступ к информации (Egan, 2002).

Во-вторых, как подчеркивает Карл Роджерс, эмпатия в сочетании с без­ условным позитивным отношением позволяет клиентам полнее исследовать себя: “Только тогда, когда я понимаю ваши чувства и мысли, которые ка­ жутся вам такими ужасными, такими глупыми, такими сентиментальными или эксцентричными, только тогда, когда я понимаю их так, как вы, и принимаю их так же, как вы, — только тогда вы действительно чувствуе­ те в себе свободу исследовать все глубоко скрытые расщелины и укромные уголки вашего внутреннего опыта” (Rogers, 1961, p. 34)6. Роджерс утвержда­ ет, что точная эмпатия помогает клиентам осознать то, что прежде было бессознательным; и что точные эмпатические отклики, подобно правиль­ ной интерпретации, приводят к росту самосознания клиентов.

В-третьих, эмпатия способствует рабочему альянсу (Greenson, 1967). Эм­ патические реакции интервьюера помогают клиентам поверить, что он их союзник, и это также существенно повышает доверие и мотивацию

(Krumboltz & Thoresen, 1976).

В-четвертых, исследования показали, что эмпатия связана с позитивны­ ми результатами терапии (Duan, Rose & Kraatz, 2002). Некоторые авторы идут еще дальше и предполагают, что эмпатия — основа любого успешного психотерапевтического вмешательства: “Поскольку эмпатия — это основа понимания, можно сделать заключение о том, что не может быть эффектив­ ного терапевтического вмешательства без эмпатии и что любое эффек­ тивное вмешательство должно быть эмпатическим” (ibid., р. 209).

Неудачные попытки эмпатии

То, что вы хотите выразить эмпатию по отношению к вашим клиентам, еще не значит, что ваша попытка будет успешной. Зачастую начинающие интервьюеры готовы в любой момент раскрыться или использовать другие средства для того, чтобы уверить клиента в своем понимании. Ниже приво­ дятся примеры классических эмпатических формул, которые обычно при­ меняют начинающие интервьюеры (и которых следует избегать) (SommersFlanagan & Sommers-Flanagan, 1989).

1.“Я знаю, что вы чувствуете” или “Я понимаю”.

В ответ на подобное утверждение интервьюера клиент может поду­

мать: “Откуда он может знать, что я чувствую? Мы знакомы всего

6 Цит. по: Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. (Пер. с англ.) / Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. — М.: Издательская группа «Прогресс ” “Универс”, 1994, с. 76. — Прим. ред.

186 Часть II. Слушание и развитие взаимоотношений

15 минут”. Или же клиент может рассуждать следующим образом: “Если он действительно знает, что я чувствую или что пережил, тогда ему самому нужно быть пациентом, а не психотерапевтом”.

2.“Я тоже через это прошел”.

Клиент может отреагировать скептически или попросить подробнее рассказать о вашем опыте. Внезапно роли меняются: интервьюер ока­ зывается в роли клиента.

3.“О Боже! Должно быть, это было кошмарно!” Клиенты, пережившие психическую травму, иногда не уверены, на­

сколько она была серьезной. Поэтому мнение специалиста о том, что их опыт был “кошмаром”, может оказаться слишком негатив­ ным. Здесь решающее значение имеет то, направляете вы эмоцио­ нальное состояние клиента или просто отслеживаете его. Если кли­ ент ясно указывает на то, что чувствует “кошмарность” пережитого, отражение интервьюера будет эмпатическим. Однако можно сделать эмпатический отклик более удачным, убрав суждение “должно быть” и избавившись от “О Боже!” (например: “Похоже, вы испы­ тываете ужасное чувство по поводу случившегося”).

4.“Бедняга!” или “Это страшно. Вы мужественный человек, если смог­ ли через это пройти”.

Опять-таки, эти комментарии содержат суждения интервьюера и предлагают клиенту сочувствие. Возможно, клиент будет польщен, однако позже он не захочет признаваться вам в своих эмоциях или слабостях, чтобы опять не выслушивать оценочных суждений интер­ вьюера. Или же, если клиента поощряют за мужество, он может в дальнейшем рассказывать о себе исключительно в таком свете.

Клиенты часто испытывают двоякие чувства по отношению к своему опыту. Рассмотрим в качестве примера следующий диалог.

Интервьюер: Вы не могли бы вспомнить случай, когда с вами обошлись несправедливо? Возможно, вас незаслуженно наказали?

Клиентка: Нет, не помню. (15-секундная пауза.) Ну, я думаю, что-то такое однажды случилось. Я должна была сделать уборку, пока мамы не было дома. Когда она вернулась, дом был не убран, и она сломала о меня щетку для пола.

Интервьюер: Сломала о вас щетку для пола? (Клиницист говорит с ин­ тонацией, указывающей на неодобрение или удивление по поводу дей­ ствий матери.)

Клиентка: Да. Хотя я, наверное, заслужила это. Я не убрала в доме, как она мне велела.

Точное эмпатическое понимание – Центр изучения личности

Перейти к содержимому

Карл Роджерс

$0,00

Точное эмпатическое понимание – это, пожалуй, самый важный навык, которым может обладать терапевт. Это позволяет терапевту быть полностью в гармонии с переживаниями, чувствами и эмоциями пациента в данный момент. Именно это понимание позволяет терапевту создать необходимый контекст для отношений и предложить безусловное положительное отношение. Это чувствительность от момента к моменту, которая находится «здесь и сейчас», в непосредственном настоящем. Терапевт должен быть в состоянии понять и точно передать это понимание клиенту, чтобы эффективно помочь ему исцелиться. Терапевты должны уметь сопереживать своим пациентам, чтобы обеспечить наилучший уход. Эмпатия позволяет терапевту быть в гармонии с опытом, чувствами и эмоциями своего пациента в любой момент. Это осознание дает им глубокое понимание того, что чувствует этот человек на протяжении всего лечения, что помогает обеспечить контекст, а также предлагает безусловное положительное отношение, потому что они могут видеть вещи с альтернативной точки зрения без осуждения или критики. Это также позволяет терапевтам, которые сами пережили трудные времена, понять, что могут чувствовать другие, переживая подобные ситуации.

Чтобы иметь эмпатию, нужно уметь поставить себя на место другого человека и понять, что он может чувствовать. Это глубокое понимание и чувствительность к другим, которых можно достичь, только полностью присутствуя в данный момент. Эмпатия — это не сочувствие. Симпатия — это плохое отношение к кому-то, тогда как сочувствие — это чувство к кому-то. Эмпатия позволяет нам смотреть на мир с точки зрения другого человека и разделять его чувства. Это важный инструмент для терапевтов, потому что он позволяет им общаться со своими пациентами на более глубоком уровне и понимать, через что они проходят. Эмпатия — необходимая составляющая исцеления, потому что она создает безопасное пространство для уязвимости и доверия. Когда мы чувствуем, что нас понимают, мы чувствуем, что нас видят и слышат. Это чувство того, что нас видят и слышат, позволяет нам открыться и поделиться своими самыми глубокими ранами. Без эмпатии терапия была бы намного сложнее, потому что было бы труднее построить доверие и создать безопасное пространство для уязвимости. Сопереживание — это ключ к чувству понимания, а чувство понимания — ключ к исцелению.

Исцеление приходит изнутри. Это внутренняя работа. Но для того, чтобы мы могли выполнять работу по исцелению, мы должны чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы идти внутрь себя. Нам нужно чувствовать себя увиденными, услышанными и понятыми. Вот тут-то и появляется эмпатия. Когда мы чувствуем, что нас понимают, мы чувствуем себя в достаточной безопасности, чтобы открыться и заняться исцелением.

Точное эмпатическое понимание количество

Вам также может понравиться…

  • 0,00 $ В корзинуLoadingDone
  • 0,00 $ В корзинуLoadingDone
  • 0,00 $ Добавить в корзинуLoadingDone
  • 0,00 $ Добавить в корзинуLoadingDone

Будьте в курсе CSP!

Чтобы узнать больше о Центре изучения человека и быть добавленным в наш список рассылки для получения обновлений, событий и уведомлений о семинарах. Подпишитесь сейчас!

Имя*

Электронная почта*

Прокрутите вверх

эмпатическое понимание – уроки эмпатии

эмпатическое понимание – уроки эмпатии

Предоставление консультаций по сопереживанию, лайф-коучинга, разговорной терапии, публикаций и обучения, которые расширяют сопереживание, расширение прав и возможностей и результаты

Лу Агоста на

Заявление в заголовке перекликается со знаменитым лозунгом Фрейда «Где было ид, там будет эго!» Ни одно из этих утверждений не является предложением «или-или». Фрейд не предлагал заменить Ид эго. Даже непонятно, что это может значить. Идея состоит в том, чтобы расширить влияние, контроль и власть второго члена над первым. Эго расширяет свою власть; так же и с сочувствием.

Лу Агоста по телефону

Следуйте за деньгами — во что бы то ни стало — но не гонитесь за ними с обрыва. Пройтись на месте другого человека, чтобы продать ему еще одну пару!?

Лу Агоста по телефону

Четыре этапа эмпатии — восприимчивость, понимание, интерпретация и отзывчивость — представлены в литературе в ретрансляции этого доклада Grand Rounds от Rush Medical в октябре 2016 года…

Лу Агоста по

Парадокс заключается в антиобщественной природе социальных сетей. Экран компьютера изолирует человека, даже когда он пытается подключиться. Обратное также имеет место. Экран подключает человека, когда человек хочет побыть один, грубо объявляя о входящем сообщении звуковым сигналом, требуя внимания. Иногда экран выявляет антисоциальные тенденции вместо просоциальных, позволяя быть неаутентичным, прячась за ложным «я».

By Лу Агоста на

Профессор Теркл, Шерри, начинает Иеремию – помните пророка Иеремию? – против гудящих, пищащих, прерывающих устройств, которые вызывают у нас приобретенный дефицит внимания, и уводит ее заботы в сторону онлайн-терапии. Если эмпатия — это соприсутствие с другим человеком, то где эмпатия онлайн? Узнайте из увлекательной беседы Лу и Арнона о проницательной и острой работе Шерри!

Лу Агоста по телефону

Перейдите улицу подальше от соседа, чтобы «подавить» свою эмпатию и испытать меньше эмпатического стресса; и перейдите улицу к своему соседу, чтобы расширить свое сочувствие в направлении создания инклюзивного сообщества людей, которые признают ценность сотрудничества.

Лу Агоста по телефону

Слух о сочувствии узнает о сообщении о предполагаемом примере сочувствия в работе, действиях или разговоре человека или организации. Затем я обращаюсь к человеку и подробно рассказываю ему о работе, которую он проделывает, чтобы подтвердить или опровергнуть достоверность слуха.

Лу Агоста по телефону

Эмпатия означает быть твердым, но гибким в отношении границ. Самые эмпатичные люди, которых я знаю, также являются самыми сильными и напористыми в отношении соблюдения границ. Быть эмпатом не значит быть навязчивым. Вы бы не хотели связываться с ними. Там, где появляются такие люди, живет эмпатия — стыду и издевательствам нет места.

Лу Агоста по телефону

Эмпатия процветает в пространстве принятия и терпимости. Но у принятия и терпимости есть и обратная сторона. Люди могут быть нетерпимыми и неприемлемыми. Принимать что? Принимать нетерпимость? Быть терпимым к нетерпимости? Да, будьте терпимы, но… Подробнее ›

By Лу Агоста на

Эмпатия получила плохую репутацию в герменевтических кругах, будучи низведена до психологического механизма, тогда как эмпатия — это скорее способ быть в отношениях с людьми и сообществом.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *