Феноменальный мир – ФЕНОМЕН — это… Что такое ФЕНОМЕН?

Содержание

ФЕНОМЕН — это… Что такое ФЕНОМЕН?

    ФЕНОМЕН (греч. φαινόμενον, от φαινεσθαι — являться, быть видимым, также — казаться) — явление, предмет, данный в чувственном созерцании.

    В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения предмета опытного знания. В школах, признававших критерием истины чувства, феномен рассматривался как истинный предмет познания. Девизом эмпирического знания стала фраза “следовать феноменам”, а фраза “спасать феномены” — популярным описанием нестыковки между теорией и эмпирическим наблюдением (напр., в астрономии). Для Платона и платоников феноменальный (видимый) мир становления является лишь отражением ноуменального (мыслимого) мира идей, или бытия, что влечет за собой отрицательную трактовку ценности феномена. Вместе с тем феномен являет именно идею, отсюда — смысл не только “кажимости”, но и положительной “явленности”, открытости бытия.

    В философии Нового времени (особенно у Беркли и Юма), а также в немецкой классической философии феномен, явление перестает быть заслуживающим доверия отражением идеи (бытия, абсолюта и т. п.). Размышление над проблемами познания приводит к возникновению наряду с “феноменом” других родственных терминов, выражающих разную степень достоверности, явленности бытия: “видимость”, или “кажимость” (“Schein”), — в качестве промежуточного между “иллюзией” и “истиной” (впервые в “Новом органоне” Ламберта, 1764), явление (Erscheinung), “вероятность” (Wahrsscheinlichkeit) и др. У Канта феномен — всякий объект, конституированный трансцендентальным Я (“Критика чистого разума”, А 240).

    Понятие феномена играет важную роль у Брентано: знание о человеке (задача психологии) должно быть получено из наблюдения за психической жизнью, и то, что становится доступным в результате подобного наблюдения, есть “феномен” — в широком смысле, согласно Брентано, вообще все, что может стать объектом научного рассмотрения. В этом смысле становится возможным говорить о “внутренних”, психических, и “внешних”, физических, феноменах. Специфику психических феноменов определяет то, что им присуще “внутреннее интенционалыюе существование” (см. Интенциональность).     Понятие феномена становится ключевым в феноменологии Гуссерля. Обращаясь к античной традиции, Гуссерль выделяет естественно-научное толкование феномена, закрепившееся в философии Нового времени {Галилей, Ф. Бэкон), — вещь, взятая так, как она непосредственно предстает в чувственном опыте вместе с ее качествами, связями и отношениями, причем явленность вещей в чувственном созерцании противопоставляется тому, как они есть “сами по себе”: чувственные вещи — это “всего лишь явления” (blosse Erscheinungen) — в том смысле, что с их помощью дает о себе знать, “возвещает” о себе подлинная природа. Называя свою философию “феноменологией”, “наукой о чистых феноменах”, Гуссерль расширяет традиционное понятие феномена, который обозначает теперь не только определенные аспекты вещи, данные нам в восприятии, но характеризует также “единство, пронизывающее смену созерцаний”, т. е. “чистые” содержания, “единства” сознания, которые могут быть изучены вне их возможной связи с реальным физическим миром. Однако та методическая процедура, которая должна была, по Гуссерлю, сделать доступными эти феномены, — феноменологическая редукция — неоднократно вызывала возражения коллег Гуссерля по феноменологическому движению (Т. X. Липпс, А. Пфендер и др.). Высказывались предположения о возможности обращения к феноменам как к конкретным “реальностям” (философским, религиозным, этическим, эстетическим и т. п.). Если для Гуссерля феномен есть то, что “показывает себя” очевидным и достоверным образом, то Хайдеггер, обращаясь, в частности, к аристотелевской трактовке этого понятия, пытается показать, что феномен не обозначает ничего “содержательного”, но относится только к “способу”, каким нечто становится нам доступным (отсюда тезис, чтофеноменология не должна быть необходимо связана с трансцендентальным сознанием). Хайдеггер утверждает также, что к “способу бытия” феномена необходимо присуще как “показывание себя на себе самом”, так и “скрывание себя”.

    Лит.: Херрманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера. Томск, 1997; Neue Entwicklungen des Phänomenbegriffs, “Phänomenologische Forschungen”, Bd. 9. Munch., 1980.

    И. А. Михайлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

dic.academic.ru

ФЕНОМЕН — Новая философская энциклопедия

ФЕНОМЕН (греч. φαινόμενον, от φαίνεσθαι – являться, быть видимым, также – казаться) – явление, предмет, данный в чувственном созерцании.

В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения предмета опытного знания. В школах, признававших критерием истины чувства, феномен рассматривался как истинный предмет познания. Девизом эмпирического знания стала фраза «следовать феноменам», а фраза «спасать феномены» – популярным описанием нестыковки между теорией и эмпирическим наблюдением (напр., в астрономии). Для Платона и платоников феноменальный (видимый) мир становления является лишь отражением ноуменального (мыслимого) мира идей, или бытия

[БЫТИЕ], что влечет за собой отрицательную трактовку ценности феномена. Вместе с тем феномен являет именно идею, отсюда – смысл не только «кажимости», но и положительной «явленности», открытости бытия.

В философии Нового времени (особенно у Беркли [БЕРКЛИ] и Юма), а также в немецкой классической философии феномен, явление перестает быть заслуживающим доверия отражением идеи (бытия, абсолюта и т. п.). Размышление над проблемами познания приводит к возникновению наряду с «феноменом» других родственных терминов, выражающих разную степень достоверности, явленности бытия: «видимость», или «кажимость» («Schein»), – в качестве промежуточного между «иллюзией» и «истиной» (впервые в «Новом органоне» Ламберта, 1764),

явление (Erscheinung), «вероятность» (Wahrscheinlichkeit) и др. У Канта [КАНТ] феномен – всякий объект, конституированный трансцендентальным Я («Критика чистого разума», А 240).

Понятие феномена играет важную роль у Брентано [БРЕНТАНО]: знание о человеке (задача психологии) должно быть получено из наблюдения за психической жизнью, и то, что становится доступным в результате подобного наблюдения, есть «феномен» – в широком смысле, согласно Брентано, вообще все, что может стать объектом научного рассмотрения. В этом смысле становится возможным говорить о «внутренних», психических, и «внешних», физических, феноменах. Специфику психических феноменов определяет то, что им присуще «внутреннее интенциональное существование» (см.

Интенциональность [ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ]).

Понятие феномена становится ключевым в феноменологии Гуссерля. Обращаясь к античной традиции, Гуссерль выделяет естественно-научное толкование феномена, закрепившееся в философии Нового времени (Галилей [ГАЛИЛЕЙ], Ф.Бэкон [БЭКОН Ф.]), вещь, взятая так, как она непосредственно предстает в чувственном опыте вместе с ее качествами, связями и отношениями, причем явленность вещей в чувственном созерцании противопоставляется тому, как они есть «сами по себе»: чувственные вещи – это «всего лишь явления» (blosse Erscheinungen) – в том смысле, что с их помощью дает о себе знать, «возвещает» о себе подлинная природа. Называя свою философию «феноменологией», «наукой о чистых феноменах», Гуссерль расширяет традиционное понятие феномена, который обозначает теперь не только определенные аспекты вещи, данные нам в восприятии, но характеризует также «единство, пронизывающее смену созерцаний», т.е. «чистые» содержания, «единства» сознания, которые могут быть изучены вне их возможной связи с реальным физическим миром. Однако та методическая процедура, которая должна была, по Гуссерлю, сделать доступными эти феномены, –

феноменологическая редукция [РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ] – неоднократно вызывала возражения коллег Гуссерля по феноменологическому движению (Г.X.Липпс, А.Пфендер [ПФЕНДЕР] и др.). Высказывались предположения о возможности обращения к феноменам как к конкретным «реальностям» (философским, религиозным, этическим, эстетическим и т. п.). Если для Гуссерля феномен есть то, что «показывает себя» очевидным и достоверным образом, то Хайдеггер, обращаясь, в частности, к аристотелевской трактовке этого понятия, пытается показать, что феномен не обозначает ничего «содержательного», но относится только к «способу», каким нечто становится нам доступным (отсюда тезис, что феноменология не должна быть необходимо связана с трансцендентальным сознанием). Хайдеггер утверждает также, что к «способу бытия» феномена необходимо присуще как «показывание себя на себе самом», так и «скрывание себя».

Литература:

1. Херрманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера. Томск, 1997;

2. Neue Entwicklungen des Phänomenbegriffs, «Phänomenologische Forschungen», Bd. 9. Münch., 1980.

И.А.Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. феномен — орф. феномен, -а Орфографический словарь Лопатина
  2. Феномен — (от греч. phainomenon – являющееся) 1) необычное явление, редкий факт. 2) Философское понятие, означающее явление, постигаемое в чувственном опыте (см. Сущность и явление). Аристотель употреблял термин «Ф.» в смысле «видимого», «иллюзорного», Г. Большая советская энциклопедия
  3. феномен — ФЕНОМЕН, ФЕНОМЕН, -а; м. [от греч. phainomenon — являющееся] 1. только феномен. Необычное, особенное явление, редкий факт. Ф. долголетия. Мода — социальный ф. 2. О человеке, отличающемся какими-л. выдающимися способностями, талантами, чертами и т.п. Толковый словарь Кузнецова
  4. феномен — ФЕНОМЕН греч. явленье, случай, событие в природе; || редкое, необычайное явленье. Толковый словарь Даля
  5. ФЕНОМЕН — ФЕНОМЕН (от греч. phainomenon — являющееся) — .. 1) необычный, исключительный факт, явление… 2) Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена). Большой энциклопедический словарь
  6. феномен — ФЕНОМ’ЕН (феномен ·устар.), феномена, ·муж. (·греч. phainomenon, ·букв. являющееся). 1. То же, что явление в 3 ·знач. (филос., научн.). Толковый словарь Ушакова
  7. феномен — ФЕНОМЕН, а, м. (книжн.). 1. Явление, в к-ром обнаруживается сущность чего-н. Ф. долголетия. Мода социальный ф. 2. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком-н. отношении. Толковый словарь Ожегова
  8. феномен — Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где phénomène < греч. phainomenon «явление», суф. производного от phainō «являю(сь), показываю». Ср. явление (словообразоват. калька вышеназванного франц. слова). Этимологический словарь Шанского
  9. феномен — (Греч.) Фактически, «появление», нечто до этого невиданное, и загадочное, когда причина его неизвестна. Оставляя в стороне различные виды феноменов, такие как космические, электрические, химические и т.д. Теософский словарь
  10. феномен — сущ., кол-во синонимов: 16 восьмое чудо света 11 диво 18 диво дивное 11 диковина 15 игра природы 15 исключение 44 невидаль 12 невидальщина 11 спиноза 6 суперфеномен 1 уникум 9 факт 58 чудо 28 чудо природы 13 чудо чудное 12 явление 36 Словарь синонимов русского языка
  11. феномен — (иноск.) — замечательный человек (намек на феномен в природе, редкое, замечательное явление) Феноменальный — замечательный, как феномен Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  12. феномен — феномен I феномен, феномен м. Познаваемое явление, принципиально отличное от якобы непознаваемой сущности предметов (в идеалистической философии). II феномен, феномен м. Редкое, необычное, исключительное явление. III феномен м. Выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек. Толковый словарь Ефремовой
  13. феномен — Феномен, феномены, феномена, феноменов, феномену, феноменам, феномен, феномены, феноменом, феноменами, феномене, феноменах Грамматический словарь Зализняка
  14. Феномен — Т. е., явление (с греческого «φαινόμενον» — являющееся, от «φαίνεσθαι» — являться, показываться) — философский термин, употребляемый для обозначения всякого рода бытия, поскольку оно обнаруживается в своей изменчивой или кажущейся сущности. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  15. феномен — Фено́ме́н/. Морфемно-орфографический словарь
  16. Феномен — Отражение субъектом (в субъекте) нечто в единстве реального факта (даже случайного), явления и сущности; феномен – сущность, схватываемая человеком в непосредственном созерцании. (Звенигородская Г.П. Практика рефлексивного образования: смысловой эффект. — Хабаровск, 2003. С. 130) Педагогический терминологический словарь
  17. ФЕНОМЕН — ФЕНОМЕН (от греч. phainomenon — являющееся) — англ. phenomenon; нем. Phanomen. 1. Явление, постигаемое в чувственном опыте. 2. Объект чувственного созерцания. 3. В феноменологии — идеальная сущность. 4. Редкое, необычное явление или выдающийся в к.-л. отношении человек. Социологический словарь
  18. Феномен — (греч. phainomenon – являющееся) 1) необычный, исключительный факт, явление; 2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании. Словарь по культурологии
  19. феномен — И (устар.) феномен, -а, м. 1. Необычное, особенное явление, редкий факт. Пронесся слух, что — в Таврическом саду прогуливается нос майора —. Малый академический словарь
  20. феномен — Феномена, м. [греч. phainomenon, букв. являющееся]. 1. То же, что явление. (филос., науч.). || В нек-рых идеалистических философских системах – внешняя, чувственно данная сторона явления, в отличие от скрытой, непознаваемой его сущности – ноумена (филос. Большой словарь иностранных слов
  21. феномен — феномен , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  22. феномен — ФЕНОМЕН а, м. phénomène m., нем. Phänomen <�лат. phaenomenon <�гр. phainomenon являющееся. 1. астр., метеор., физ. С конца второго десят.<18 в.> в научн. лит-ре. Явление природы. Бирж. 152. Феномена (явления) натуралная. 1718. Геогр. генер. Словарь галлицизмов русского языка

gufo.me

Ноумен – это философское понятие. Феномен и ноумен

Ноумен – это понятие философии, обозначающее некую сущность явления, которая не является очевидной. Ее постигают (если это вообще возможно) при изучении и глубинном исследовании. Обычно в философии этому понятию противопоставляют такой термин, как феномен. Это понятие означает нечто, лежащее на поверхности. Когда мы смотрим на какой-нибудь предмет или же явление, они воздействуют на нас, на наши органы чувств. Очень часто этот эффект мы принимаем за сущность. Феномен и ноумен – термины, которые часто путают, а еще принимают одно за другое. Попробуем же в этом кратком очерке разобраться в том, что такое скрытая сущность и доступна ли она нам вообще, по мнению философов.

Ноумен это

Смысл

Если мы обратимся к греческому оригиналу, то увидим, что ноумен — это слово, которое в переводе означает «разум». Античные философы часто обозначали данным термином не только рациональный метод постижения истины, но также и явления, действия и вещи, независимые от наших чувств. Но это понятие имеет еще одну связь с разумом. Если феномен – это предмет, который мы можем воспринимать через ощущения, то в случае с сущностью дело обстоит сложнее. Ведь мы сталкиваемся не с объектом в реальности, который можно пощупать, увидеть или потрогать. Он дан нам исключительно в воображении, а постижим только разумом.

Феномен и ноумен

История

Впервые этот термин мы видим в «Диалогах» Платона. Для великого греческого философа ноумен – это умопостигаемое явление. Так он обозначал свои знаменитые идеи. Это трансцендентные понятия, прежде всего такие, как истина, добро, красота. Более того, для Платона этот мир идей и есть настоящая реальность. А мир феноменов, вещей, которые мы постигаем чувствами, – это всего лишь видимость.

Об этом Платон говорит в диалоге «Парменид», где он заявляет, что именно мир ноуменов имеет истинное существование, которого лишена предметная вселенная. Эти сущности или идеи, кроме того, представляют собой образцы вещей, их «подлинность». Он еще называет их архетипами. А феномены – чрезвычайно искаженные образы идей. Платон употребляет такое выражение, как «тени на стене».

Ноумен в философии канта

Средние века

Ноумен – это термин, который очень широко употреблялся не только в античное время. Традиция эта сохранялась и в европейском Средневековье. Прежде всего было чрезвычайно популярным восприятие совокупности ноуменов как иного, интеллигибельного мира, который доступен только разуму.

Схоласты часто оперировали этим термином для того, чтобы описать то, что имеет отношение к Богу. Не только ортодоксальное богословие, но и религиозные диссиденты пользовались понятием «ноумен». Например, теологи такого еретического средневекового движения, которое современные ученые назвали катаризмом, полагали, что наш видимый мир не имеет истинного существования, потому что он не создан Богом. Все, что в нем находится, подвержено тлению и смерти. А вот мир ноуменов – это явления, действительно созданные Богом. Они нетленны и неизменны и представляют собой истинную Вселенную.

Ноумен в философии это

Ноумен в философии Канта

В отличие от средневековой традиции, известный немецкий философ-классик придал этому термину совершенно иное значение. Для него ноумен не имеет связи с реальностью. Это исключительно умопостигаемый объект, существующий только благодаря нашим логическим выводам. Он даже назвал его «вещью-в-себе».

Кант объяснял свое понимание ноуменов следующим образом. Вещи и предметы, которые мы созерцаем и чувствуем, разумеется, находятся вне нас. Но их сущности нам неизвестны. Все формы и качества, которые мы в них видим – или, вернее, им приписываем – такие как протяженность, тепло или холод, место или цвет, являются скорее субъективными свойствами нашего способа мышления и метода познания. А как все это выглядит на самом деле, мы не знаем. Наш опыт говорит нам о том, что нечто существует и каково оно. Но в чем его сущность, понять нам не дано. Различие феноменов и ноуменов представляет, по мнению философа, своеобразную демаркационную линию, которая указывает нам на недостатки нашего разума.

Ноумен и априорные идеи

Есть ли что-нибудь, позволяющее нам хоть как-нибудь разрешить эту загадку? В «Пролегоменах» Кант пишет о том, что кроме «вещей в себе» есть и другой тип интеллигибельных идей. Такой ноумен в философии – это то, существование чего нельзя доказать, его вряд ли удастся познать. С точки зрения Канта, в этом может помочь априорный разум, который не опирается на опыт. Он порождает идеи бессмертия души, целостности мира, свободы и Бога. Но они не могут быть основаниями науки. Хотя их можно очень плодотворно использовать.

Например, с их помощью мы синтезируем наши знания и классифицируем его многообразие. Однако в таком труде, как «Критика практического разума», Кант утверждает, что ноумены могут быть достижимы не знанием, а верой. Тем самым он в какой-то степени возвращается к их традиционной трактовке, просто на другом уровне. Таким образом философ предполагает, что ноумены имеют свою, гипотетическую реальность. Это и царство свободы, противостоящее природе, и история, и нравственный аргумент существования Бога.

fb.ru

Феномен — это… Что такое Феномен?

Горение — это наблюдаемое явление или событие и оно же — феномен.

Фено́мен (от греч. φαινόμενον — «являющееся», «явление») — термин, в самом общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании[1]. В естественной науке под феноменом понимается наблюдаемое явление или событие. В обыденной речи феноме́н[2] — необычное явление, редкий факт, то, что трудно постичь[3].

В философии

В античной философии термин встречается у ряда авторов и означает предмет опытного знания. В философии Платона феноменальное противопоставляется миру идей. Феномен поэтому есть лишь отражение идеи.

В философии нового времени феномен перестаёт рассматриваться как простое отражение идеи. Заслуживает внимание трактовка феномена у Беркли, Юма, Лейбница. У Канта феномен — объект, конституированный трансцендентальным субъектом. Феномен выступает в качестве предмета возможного опыта в доступных нам априорных формах чувственного созерцания. Феномен противопоставлен у Канта ноумену — непознаваемой вещи-в-себе.

Понятие феномена играет важную роль в философии Брентано. Под феноменом он понимает всё, что может быть объектом научного рассмотрения. Так, им выделяются как внутренние (психические), так и внешние, физические феномены. Психические феномены обладают интенциональным существованием. Подлинно доступным для наблюдения может выступать только наш собственный внутренний опыт, который осознаётся нами. А потому, феномен несёт в себе всё знание о предмете.

Решающую роль понятие феномена играет в феноменологии Гуссерля. Феномен у Гуссерля означает не только лишь данные в созерцании качества вещей, но характеризуется единством своих содержаний. Утверждается наличие чистых содержаний сознания, которые могут быть рассмотрены вне их взаимосвязи с физическим миром.

В естественной науке

В естественных науках феномен — наблюдаемое явление или событие. Часто этот термин используется без рассмотрения причин этого события. Примерами физических феноменов могут быть наблюдаемый феномен лунной орбиты, или феномен колебаний маятника.[4].

См. также

Примечания

Литература

dic.academic.ru

что это такое и какие бывают, примеры феноменов

«Непостижимый» – слово, которое лучше всего характеризует феномен. Это удивительное явление волновало философов на протяжении столетий. Но самый интересный для нас – феномен человеческого мозга. Если узнать, как вера лечит от реальных болезней, и почему негативное мышление полезнее позитивного, можно совершить личный прорыв намного быстрее.

Что такое феномен

Феномен — это необычный, непознанный, исключительный факт или явление, причина которого неизвестна. В некоторых философских системах феноменом называют внешнюю сторону явления, постичь которую возможно только на чувственном уровне.

Феноменология — направление в философии, которое занимается исследованием природы феноменов, то есть исследования того, что присутствует в сознании и существует на самом деле. Феномену, как созерцательному явлению, противопоставляется ноумен – предмет интеллектуального созерцания.

Этимологически «феномен» происходит от греческого слова, которое переводится как «являться» или «казаться». То есть феномен – это одновременно мысль, ощущение, восприятие, представление. В античной философии термин чаще всего встречается в работах Аристотеля, Сократа, Демокрита. Популярным было учение Платона и его учеников-платоников, согласно которому феноменальный (отражающий идею) мир противопоставляется ноуменальному (раскрытому в ходе познания) миру.

Само понятие заимствовано в русский язык из французского в XVIII веке. В Новое время понятия феномена стали ключевыми идеями в философии Канта. Немецкий философ Иммануил Кант отрицает противопоставление феномена ноумену и считает первый объектом, который познается одновременно на уровне чувств и интеллекта. Основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль посвятил работы исключительности человеческой логики и сознания. Он предложил свое определение феномена: «…это то, что есть налицо без разделения на сущность и явление, на то, что кажется и то, что существует на самом деле».

Феномены изучаются философией, психологией, этикой, эстетикой, точными, естественными науками и в каждой есть свой список непостижимых фактов. Например, в экономике существует эффект Веблена – непостижимо высокий спрос на товары с завышенной ценой. А орнитологи изучают явление «ропот» скворцов – когда птицы сбиваются в огромные стаи и двигаются синхронно.

Феномены человеческого сознания и мозга

Существуют тысячи книг и научных трудов, которые дают определение человеческому сознанию и психике. Но единой договоренности по этому поводу пока нет. Как факт принимаются диаметрально противоположные утверждения. Одни ученые считают: сознанием наделены абсолютно все живые существа. Этой же точки зрения придерживается и буддизм. Другие утверждают, что сознание неотделимо от понятия рефлексии (самоанализа).

Пока когнитивные науки рассуждают о природе сознания, возникновении мысли, устройстве мозга, ученые продолжают спорить на тему популярных социально-психологических феноменов.

Феномен веры.

Наука требует доказательств, а вера в них не нуждается. Хотя есть результаты магнитно-резонансного сканирования мозга во время молитвы, которые выявляют специфическую электрическую активность, активности теменной и височной долях. Но ведь истинная вера не сводится к электрическим разрядам. Религиозная вера помогла выжить людям в нечеловеческих условиях войны, голода и концлагерей. Вера в себя помогает нам стать сильнее, изменить жизнь. Вера является основой для другого непостижимого явления – эффекта Плацебо, когда человек вместо лекарства получает «пустышку», но выздоравливает.

Феномен одиночества.

Одиночество относится к числу понятий, которые известны вроде бы всем, но на самом деле скрывают сложное, противоречивое философское содержание. Казалось бы все однозначно: одиночество – это когда ты один. Но человек может жить один и при этом иметь много друзей знакомых и родственников. У жителей мегаполисов есть другая проблема – одиночество вдвоем, когда человек находится в отношениях, в кругу друзей и близких, а внутри пустота. И это не все постановки проблемы. Есть еще добровольное одиночество человека, который не хочет вступать в брак, вынужденное одиночество в новом коллективе, отсутствие эмоциональной связи с людьми, отсутствие родственников.

Феномен дежавю.

Дежавю – мимолетное чувство узнавания незнакомого, которое можно испытать в бытовых ситуациях. Дежавю дает иллюзию ясновидения, когда нам кажется, что мы видели будущее во сне или можем предсказать его. В Античности это чувство называли «воспоминанием о прошлой жизни», а современные ученые считают эффект игрой нашего подсознания. Но дежавю остается одной из самых странных, непостижимых и неуправляемых способностей человека.

Феномен позитивного мышления.

Принципиальное отличие действия позитивных и негативных мыслей на жизнь человека доказано наукой. Безусловно, позитивное мышление уменьшает депрессию, продлевает жизнь. Но его часто путают с магическим. Нам кажется, что достаточно нескольких положительных мыслей и вуаля – все произойдет само собой. Но позитивная мысль, умноженная на нулевое действие, дает ноль результата. А иллюзия контроля и всемогущества мешает нам реально оценивать происходящее. Так что установки позитивного мышления подходят не всем. А феномен оптимизма заключается именно в негативном мышлении.

Феномен негативного мышления

Говорить, что позитивные установки не работают неправильно. Но мы рассмотрим случаи, когда пригодится мышление негативное – способность разглядеть подводные камни заранее и встречаться с ними подготовленным.

Правило 1. У всего есть обратная сторона.

Светлая сторона – то, что мы пытаемся представить окружающим. Темная сторона – то, что тормозит наше приближение к идеалу. Именно поэтому обещания кадровика приеме на работу и реальная работа – две большие разницы. Поэтому наступают кризисы отношений, ссоры, разочарования, разрыв отношений.

Вывод. В первую очередь во всем стоит искать недостатки.

Правило 2. Чем хуже, тем лучше.

Парадокс, но когда мы терпим неудачу, наша самооценка повышается. Это доказано научно. Люди, которые выросли в атмосфере преодоления трудностей становятся лучшими сотрудниками и делают успешную карьеру чаще, чем воспитанные в «зефирных» условиях. Сама мысль об ошибке не приводит их в ужас, но помогает сосредоточиться. Человек становится умнее только тогда, когда встречается лицом к лицу с трудностями и понимает, что они не такие уж страшные.

Вывод. Главное – научиться делать верные выводы из своих поражений и держать удар.

Правило 3. Все бесплатное ценится меньше или совсем не ценится.

Когда мы легко, не напрягаясь, получаем желаемое, то не успеваем сформировать представление о его ценности. То, что мы получаем без усилий, не вызывает у нас долгого интереса. Это относится к обучению – бесплатные курсы мы редко досматриваем до конца, зато на платных учимся с удовольствием. Такое же случается в отношениях, творчестве, на работе.

Вывод. У всего есть своя цена. И лучше узнать ее заранее.

Правило 4. Стереотипы и паттерны не меняются.

Огромное количество бизнес-тренеров обучают работающим методикам успеха, диетологи дают советы похудения, психологи рассказывают о том, как успешно выйти замуж. Но многие продолжают поедать фаст-фуд и ненавидеть своих работодателей. Наш мозг предпочитает ходить проторенными тропами, выдумывает шаблоны поведения. Поэтому привычки, паттерны, стереотипы, жизненные сценарии не меняются.

Вывод. Вместо того, чтобы ждать изменений других, лучше придумать новую стратегию поведения. Или измениться самому, если получится.

Правило 5. Радость бывает не просто избыточной, но неправильной.

В состоянии эйфории, которую дарит нам радость, мы легче решаемся на авантюрные поступки, перестаем видеть серьезные угрозы и риск, не склонны думать о чем-то сложном. Зато негативные эмоции поощряют скрупулезный и систематический анализ информации, способствуют к внимательному образу мышления. Зависть и злость способны мотивировать эффективней, чем восхищение. А грусть подает сигналы, что в жизни что-то пошло не так.

Вывод. При правильном подходе негативные эмоции могут стать нашими друзьями.

Выводы:

  • Психологический феномен – это психологический эффект, который проверен на опыте, но не доказанный научно.
  • Социально-психологические феномены характеризуют взаимоотношения людей друг с другом.
  • Негативное мышление приводит на светлую сторону жизни. Надо только научиться мыслить правильно.

wikigrowth.ru

Самые известные паранормальные феномены России / Всё самое лучшее из интернета

На обширных просторах нашей Родины происходит немало странного, таинственного и необъяснимого, но беспокоиться не о чем. На 1/6 части земной суши хватит места для всех: инопланетян, привидений, доисторических животных, экстрасенсов и сверхъестественных монстров, не похожих ни на что на свете.
1. Встреча космонавтов с НЛО
Первопроходцам освоения космоса приходилось нелегко: технологии начала космической эры человечества оставляли желать много лучшего, поэтому нештатные ситуации возникали довольно часто, вроде той, с которой столкнулся Алексей Леонов, чуть было не оставшись в открытом космосе.
Но некоторые неожиданности, подстерегавшие пионеров космоса на орбите, связаны вовсе не с оборудованием. Многие вернувшиеся с орбиты советские космонавты рассказывали о неопознанных летающих объектах, появлявшиеся вблизи земных космических аппаратов, и учёные до сих пор не могут дать объяснение этому феномену.

Владимир Ковалёнок
Дважды Герой Советского Союза космонавт Владимир Ковалёнок рассказывал, что во время пребывания на станции «Салют-6» в 1981-м году он наблюдал яркий светящийся объект величиной с палец, стремительно огибающий Землю по орбите. Ковалёнок позвал командира экипажа Виктора Савиных, и тот, увидев необычное явление, тут же пошёл за фотоаппаратом. В это время «палец» вспыхнул и разделился на два объекта, соединённых между собой, а затем исчез.
Сфотографировать его так и не удалось, но экипаж сразу доложил о феномене на Землю.
О наблюдениях неизвестных объектов также неоднократно сообщали участники миссий станции «Мир», а также сотрудники космодрома Байконур — в его окрестностях НЛО появляются довольно часто.
2. Челябинский метеорит

15 февраля 2013 года жители Челябинска и окрестных населённых пунктов наблюдали необычайное явление: в атмосферу Земли вошло небесное тело, которое яркостью свечения при падении в 30 раз превосходило Солнце. Как позже выяснилось, это был метеорит, хотя выдвигались самые разные версии феномена, вплоть до применения секретного оружия или происков инопланетян (многие до сих пор не исключают такой возможности).
Взорвавшись в воздухе, метеорит разделился на множество частей, самая крупная из которых упала в озеро Чебаркуль неподалёку от Челябинска, а остальные осколки разлетелись по обширной территории, включая некоторые регионы России и Казахстана. По данным NASA, это самый большой космический объект, падавший на Землю, со времён Тунгусского болида.

«Гость» из космоса нанёс городу довольно значительный урон: взрывной волной во многих зданиях выбило стёкла, и около 1600 человек получили травмы различной степени тяжести.
На этом череда «космических» приключений для челябинцев не закончилась: через несколько недель после падения метеорита, в ночь на 20 марта, в небе над городом завис огромный светящийся шар. Его наблюдали очень многие горожане, но точного объяснения, откуда вдруг возникло «второе Солнце», да ещё ночью, пока нет. Впрочем, некоторые полагают, что шар возник из-за отражения огней города на специфически расположенных кристаллах льда в атмосфере — в ту ночь Челябинск покрыл густой холодный туман.
3. Сахалинский монстр

Останки неизвестного существа найдены военнослужащими российской армии на побережье острова Сахалин в сентябре 2006-го года. По строению черепа монстр несколько напоминает крокодила, но остальной скелет совершенно не похож ни на одно известное науке пресмыкающееся. К рыбам его отнести также никак нельзя, и местные жители, которым солдаты показали находку, не смогли опознать в ней какое-либо существо, живущее в этих водах. Сохранились остатки тканей животного, и, судя по ним, оно было покрыто шерстью. Труп быстро прибрали к рукам представители спецслужб, и дальнейшее его изучение проходило «за закрытыми дверями».

Сейчас большинство специалистов склоняются к тому, что это были останки какого-либо китообразного, по некоторым версиям — касатки или белухи, но другие возражают, что своим скелетом существо отличается и от тех, и от других. В качестве альтернативы «принятой» точке зрения можно назвать мнение, что останки принадлежали доисторическому животному, которые, вероятно, ещё сохранились в глубинах Мирового океана.
4. Проводы русалки

Русалки — одни из основных героев русского народного фольклора. По преданиям, эти духи, живущие в водоёмах, появляются на свет в результате мучительной смерти женщин и детей, и молва гласит, что встреча с русалкой не сулит ничего хорошего: они часто соблазняют мужчин, завлекая их в пучину озера или болота, крадут детей, пугают животных и вообще ведут себя не слишком пристойно. По традиции, чтобы год был удачным и плодородным, жители деревень приносили русалкам различные дары, пели о них песни и устраивали пляски в честь этих неупокоенных душ.
Конечно, сейчас такие поверья далеко не так распространены, как в старину, однако в некоторых уголках России до сих пор проходят обряды, связанные с русалками. Наиболее значимым из них считается так называемая Русальная неделя (также известна как Троицкая неделя или Проводы русалки) — неделя, предшествующая Троице (50-й день после Пасхи).
Основная часть ритуала — изготовление и разрушение чучела русалки, сопровождающееся весельем, музыкой и танцами. В течение Русальной недели женщины не моют волосы, чтобы защитить себя от духов, а мужчины с этой же целью носят с собой чеснок и грецкие орехи. Конечно, в это время категорически запрещается заходить в воду — чтобы не утащила какая-нибудь заскучавшая русалка.
5. Русский Розуэлл

Ракетный военный полигон близ села Капустин Яр на северо-западе Астраханской области часто встречается в сводках самых странных и необъяснимых происшествий. Здесь с удивительной регулярностью наблюдаются различные НЛО и прочие любопытные феномены. Из-за самого громкого случая подобного рода Капустин Яр получил прозвище Русский Розуэлл по аналогии с городом в американском штате Нью-Мексико, где, согласно некоторым предположениям, в 1947-м году потерпел крушение корабль пришельцев.
Почти через год после Розуэлльского инцидента, 19 июня 1948-го года, в небе над Капустиным Яром появился серебристый объект, формой напоминающий сигару. По тревоге в воздух были подняты три перехватчика МиГ, и одному из них удалось подбить НЛО. «Сигара» тут же выпустила в истребитель некий луч, и тот рухнул на землю, к сожалению, лётчик не успел катапультироваться. Серебристый объект также упал в окрестностях Капустина Яра, и его тут же перевезли в бункер полигона.
Конечно, многие не раз подвергали сомнению эти сведения, но некоторые документы Комитета Госбезопасности, рассекреченные в 1991-м году, свидетельствуют о том, что военные не раз видели над Капустиным Яром нечто, пока не укладывающееся в рамки современной науки.
6. Нинель Кулагина

В годы Второй Мировой войны, тогда ещё Нина Сергеевна Кулагина служила радистом в танке и участвовала в обороне Северной столицы. В результате полученного ранения она была комиссована, а после снятия блокады Ленинграда вышла замуж и родила ребёнка.
В начале 1960-х годов, она прославилась на весь Советский Союз как Нинель Кулагина — экстрасенс и обладатель других паранормальных способностей. Она могла лечить людей силой мысли, определять цвет прикосновением пальцев, видеть сквозь ткань, что лежит в карманах людей, передвигать предметы на расстоянии и многое другое. Её дар часто подвергался изучению и проверке со стороны специалистов разных учреждений, в том числе секретных научных институтов, и многие свидетельствовали, что Нинель либо чрезвычайно ловкая шарлатанка, либо на самом деле обладает аномальными умениями.
Никаких убедительных доказательств первого нет, хотя кое-кто из бывших сотрудников советских НИИ уверяет, что при демонстрации «сверхъестественных» способностей Кулагина использовала различные трюки и ловкость рук, о чём было известно расследовавшим её деятельность экспертам КГБ.
Вплоть до своей смерти в 1990-м году Нинель Кулагина считалась одним из самых сильных экстрасенсов XX-го века, а связанные с ней необъяснимые явления получили обозначение «К-феномен».

7. Дракон из Бросно

Озеро Бросно, расположенное в Тверской области, — самое глубокое пресноводное озеро Европы, но на весь мир оно известно главным образом из-за загадочного существа, которое, как верят местные жители, в нём обитает.
По многочисленным (но, к сожалению, не подтверждённым документально) рассказам, в озере не раз видели животное длиной около пяти метров, напоминающее кого-то вроде дракона, хотя практически все наблюдатели описывают его по-разному. Одна из местных легенд гласит, что давным-давно «драконом из Бросно» были съедены татаро-монгольские воины, устроившие на берегу озера привал. Согласно другой истории, на середине Бросно однажды вдруг появился «остров», который через некоторое время исчез — предполагается, что это была спина огромного неведомого зверя.
Хотя достоверных сведений о монстре, якобы живущем в озере, пока нет, многие сходятся в том, что какие-то странности в Бросно и его окрестностях иногда всё же происходят.
8. Войска космической обороны

Россия всегда стремилась защититься от всех возможных внешних (и внутренних) угроз, а с недавних пор в оборонительные интересы нашей Родины входит и безопасность её космических рубежей. Для отражения атаки со стороны космоса в 2001-м году были созданы Космические войска, а в 2011-м году на их базе сформировали Войска космической обороны (ВКО).
В задачи этого рода войск входит главным образом организация противоракетной обороны и управление военными спутниками, координирующими её, хотя командование рассматривает и возможность агрессии со стороны инопланетных рас. Правда, в начале октября этого года, отвечая на вопрос, готовы ли ВКО к нападению пришельцев, Сергей Бережной, помощник начальника Главного испытательного космического центра имени Германа Титова, заявил: «Для борьбы с внеземными цивилизациями мы, к сожалению, пока ещё не готовы». Будем надеяться, пришельцы об этом не знают.
9. Призраки Кремля

В нашей стране немного мест, способных сравниться с Московским Кремлём по таинственности и количеству рассказов о приведениях, которые там встречаются. Несколько веков он служит главной цитаделью российской государственности, и, согласно легендам, неприкаянные души жертв борьбы за неё (и с ней) до сих пор бродят по кремлёвским коридорам и подземельям.
Некоторые говорят, что в Колокольне Ивана Великого иногда можно услышать плач и стенания Ивана Грозного, замаливающего свои грехи. Другие упоминают, что в Кремле видели дух Владимира Ильича Ленина, причём за три месяца до его смерти, когда вождь мирового пролетариата тяжело болел и уже не выезжал из своей резиденции в Горках. Но самым знаменитым привидением Кремля считается, конечно же, дух Иосифа Виссарионовича Сталина, который появляется всякий раз, когда страну ожидают потрясения. От призрака веет холодом, а иногда он будто пытается что-то сказать, возможно, предостерегая руководство державы от ошибок.
10. Чёрная птица Чернобыля

За несколько дней до печально известной аварии четвёртого энергоблока Чернобыльской АЭС четверо сотрудников станции сообщили, что видели нечто, похожее на огромного тёмного человека с крыльями и пылающими красными глазами. Больше всего это описание напоминает так называемого Человека-мотылька — загадочное существо, которое якобы неоднократно появлялось в городе Пойнт-Плезант американского штата Западная Виргиния.
Встретившие фантастического монстра работники Чернобыльской станции утверждали, что после встречи им поступило несколько звонков с угрозами и почти всем стали сниться яркие невероятно страшные кошмары.
26 апреля кошмар случился не в снах сотрудников, а на самой станции, и об удивительных рассказах забыли, но лишь на короткое время: пока тушили пожар, свирепствовавший после взрыва, выжившие в пламени рассказывали, что отчётливо видели 6-метровую чёрную птицу, которая вылетела из клубов радиоактивного дыма, валившего из разрушенного четвёртого блока.
11. Колодец в ад

В 1984-м году советские геологи затеяли амбициозный проект бурения сверхглубокой скважины на Кольском полуострове. Основной целью было удовлетворение научно-исследовательского любопытства и проверка принципиальной возможности столь глубокого проникновения в толщу планеты.
Согласно легенде, когда бур достиг глубины около 12-ти км, приборы зарегистрировали странные звуки, доносившиеся из недр и более всего походившие на крики и стоны. Кроме того, на огромной глубине обнаружились пустоты, температура в которых достигала 1100 °C. Некоторые даже сообщали о демоне, вылетевшем из скважины и пылающей надписи «Я победил», возникшей на небе после того, как из дыры в земле раздались жуткие вопли.
Всё это породило слухи о том, что советские учёные пробурили «колодец в ад», однако многие из «свидетельств» не выдерживают научной критики: например, документально подтверждено, что температура в нижней точке, которой достиг бур, составляла 220 °C.

Давид Миронович Губерман
Пожалуй, лучше всего о «колодце» поведал Давид Миронович Губерман, один из авторов и руководителей проекта Кольской сверхглубокой скважины: «Когда меня расспрашивают об этой загадочной истории, я не знаю, что ответить. С одной стороны рассказы про „демона“ — чушь собачья. С другой стороны, как честный учёный, я не могу сказать, что знаю, что же именно у нас произошло. Действительно был зафиксирован очень странный шум, потом был взрыв… Спустя несколько дней ничего подобного на той же глубине не обнаружилось».

klikabol.com

Феномен — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Горение — это наблюдаемое явление или событие, и оно же — феномен.

Фено́мен (от греч. φαινόμενον — «являющееся», «явление») — чувственно постигаемое явление. Другие определения термина в общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании[1]. В естественной науке под феноменом понимается наблюдаемое явление или событие. Также фено́ме́н[2][3] — необычное явление, редкий факт[4], то, что трудно постичь[5].

В философии

В античной философии термин (греч. φαινόμενα) встречается у ряда авторов (например, у Эпикура) и означает предмет опытного знания. В философии Платона феноменальное противопоставляется миру идей. Феномен поэтому есть лишь отражение идеи.

В философии нового времени феномен перестаёт рассматриваться как простое отражение идеи. Заслуживает внимание трактовка феномена у Беркли, Юма, Лейбница. У Канта феномен — объект, конституированный трансцендентальным субъектом. Феномен выступает в качестве предмета возможного опыта в доступных нам априорных формах чувственного созерцания. Феномен противопоставлен у Канта ноумену — непознаваемой вещи самой по себе.

Понятие феномена играет важную роль в философии Брентано. Под феноменом он понимает всё, что может быть объектом научного рассмотрения. Так, им выделяются как внутренние (психические), так и внешние, физические феномены. Психические феномены обладают интенциональным существованием. Подлинно доступным для наблюдения может выступать только наш собственный внутренний опыт, который осознаётся нами. А потому феномен несёт в себе всё знание о предмете.

Решающую роль понятие феномена играет в феноменологии Гуссерля. Феномен у Гуссерля означает не только данные в созерцании качества вещей, но характеризуется единством своих содержаний. Утверждается наличие чистых содержаний сознания, которые могут быть рассмотрены вне их взаимосвязи с физическим миром.

Видео по теме

В психологии

Под «феноменом» в психологии может подразумеваться любое индивидуальное целостное психическое переживание.

В естественной науке

В естественных науках феномен — наблюдаемое явление или событие. Часто данный термин используется без рассмотрения причин этого события. Примерами физических феноменов могут служить наблюдаемый феномен лунной орбиты или феномен колебаний маятника[6].

См. также

Примечания

  1. Михайлов К. А. Феномен // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. ↑ Фено́ме́н // Толковый словарь иноязычных слов. Проверено 10 сентября 2013.
  3. Лопатин В. В. феномен // Русский орфографический словарь Российской академии наук. — Электронная версия. — Грамота.ру, 2001—2007.
  4. ↑ Феномен // Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. — СПб.: Норинт, 1998
  5. ↑ Феномен // Современный толковый словарь. — М.: «Советская энциклопедия».
  6. ↑ Jeremy Bernstein, A Theory for Everything, Copernicus, An imprint of Springer-Verlag, New York, 1996, hardback, ISBN 0-387-94700-0

Литература

wiki2.red

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *