Гендерная принадлежность что это такое: Гендерная принадлежность

Гендерная принадлежность

Многие люди предполагают, что слово «гендер» является синонимом слову «пол». Но это мнение ошибочно. Гендерная принадлежность – это совокупность психосоциальных и социокультурных характеристик, которые принято присваивать тому или иному биологическому полу. То есть, человек будут по биологическому полу мужчиной, вполне может ощущать себя и вести себя как женщина, и наоборот.

Что означает термин гендерная принадлежность?

Как уже было сказано выше, этим понятием определяются как социальные, так и культурные признаки принадлежности к биологическому полу. Изначально человек рождается с определенными физиологическими половыми признаками, а никак не с гендерными. Младенцу попросту не знакомы ни нормы социума, ни правила поведения в нем. Поэтому, гендер человека определяется им самим и воспитывается окружающими его людьми уже в более осознанном возрасте.

Воспитание гендерной принадлежности во многом будет зависеть от взглядов на отношения полов тех людей, которые окружают ребенка. Как правило, все постулаты и основы поведения активно прививаются родителями. Например, часто мальчику говорят о том, что плакать нельзя, потому что он будущий мужчина, ровно, как девочку одевают в цветастые платья по той причине, что она представительница женского биологического пола.

Формирование гендерной принадлежности

К 18 годам у человека, как правило, уже есть собственное представление о том, к какому полу он себя причисляет. Происходит это как на неосознанном уровне, то есть сам ребенок в раннем возрасте определяет группу, к которой хочет принадлежать, так и на осознанном, например, под воздействием общества. Многие люди помнят, как в детстве им покупали игрушки, которые соответствуют их полу, то есть мальчики получали машинки и солдатиков, а девочки кукол и наборы для готовки. Такие стереотипы живут в любом обществе. Они нужны нам для более комфортного общения, хотя во многом и ограничивают личность.

Формирование гендерной и семейной принадлежности необходимо. В детских садах проводятся специальные занятия, направленные на развитие этого процесса. С их помощью ребенок познает себя, а также учиться причислять себя к определенной группе людей. Эти подгруппы формируют как по половому признаку, так и по признаку семьи. В дальнейшем это помогает ребенку быстрее усвоить правила поведения в обществе.

Однако может быть и так, что половая принадлежность будет отличаться от гендерной. В этом случае процесс самоидентификации также произойдет, но потребует индивидуального подхода.

Как по словам определить гендерную принадлежность?

Существуют различные тестовые методики, позволяющие определить сексуальную и гендерную принадлежность человека. Они направлены на выявление самоидентификации человека, а также на определение его гендерной роли в обществе.

Одна из распространенных методик предлагает ответить на 10 вопросов, при помощи которых и выявляются упомянутые выше характеристики. Другая базируется на рисунках и их интерпретации. Валидность различных тестов достаточно разниться. Поэтому сказать, что на сегодняшний день существует хотя бы один метод, позволяющий 100% определить сексуальную принадлежность человека, не существует.

Опросник Сандры Бем

 

Статьи по теме:

Почему не хочется секса?

Причин снижения сексуального желания может быть много, причем, как объективных, так субъективных. В этой статье мы расскажем о самых распространенных из них и о том, что сможет помочь вернуть либидо в норму.

Что значит гетеро ориентация?

В этой статье описывается значение гетеро ориентации, а также предлагается информация о би- и гомосексуальности. Используя предложенные расчеты, каждый человек сможет определить собственную ориентацию.

Что означает ориентация би?

Бисексуал – это человек с ориентацией, предусматривающей интимные отношения с представителями обоих полов. Научного обоснования такому поведению нет, и непонятно, почему одних привлекают только лица противоположного пола, а других как женщины, так и мужчины.

Как быстро возбудиться женщине?

Как известно, женщине необходимо больше времени на то, чтобы возбудиться и получить от близости удовольствие. В этой статье рассказывается о том, какими способами можно настроиться на нужный лад, и предложены эффективные методики.

Гендерный маршрут — Кто и что помогает нам стать собой, а также женщинами и мужчинами

 Дети и подростки взрослеют и воспитываются не только в родительских семьях. Год за годом они включаются во все большее количество социальных сфер, для каждой из которых характерны свои нормы и правила воспитания мальчиков и девочек, «нормального» формирования в них мужского и женского начала. С момента рождения человека вопрос пола – центральный: «Мамаша, вы слышите, – у вас сын/дочь!», – кричит врач роженице и требует, чтобы та ответила: «Да, у меня сын/дочь».  

Благодаря современным технологиям, пол ребенка можно узнать уже на втором месяце беременности. Еще до его рождения вокруг ребенка формируется особая атмосфера: закупается одежда, игрушки, книги, ремонтируются комнаты… Так начинается «гендерное воспитание», пронизанное разными, подчас противоречащими друг другу стереотипами. Считается, например, что родители, особенно отцы, больше рады рождению сына. Сын – продолжение рода, фамильной истории, наследник, хранитель семейных традиций. (Анекдот: «Папаша, ваша жена родила! – Сын? – Нет. – А кто же тогда?») Но существуют прямо противоположные представления: отцы хотят сыновей, а любят больше дочерей, или: сын – отрезанный ломоть, а дочь – она и замужем дочь. Стереотипы поддерживаются особыми ритуалами: мальчиков из роддома выдают перевязанными синей ленточкой, девочек – розовой; медсестре, которая торжественно вручает «сверточек» счастливому отцу, за мальчика «положено» давать в два раза больше денег, чем за девочку.  

«Природное» и «социальное»

Известный российский ученый Игорь Кон рассматривает становление гендерной идентичности с двух сторон. С одной стороны, можно говорить о психосексуальном развитии, то есть о внутренних процессах осознания человеком принадлежности к определенному полу, с другой – о гендерной социализации, то есть о том, как общество воспитывает, обучает ребенка, помогая ему освоить систему половых ролей. В зависимости от строения наружных половых органов новорожденного взрослые (врачи, психологи – те, кто имеет на это право) определяют (или в спорных случаях – приписывают) ребенку пол. С этого момента девочку или мальчика начинают воспитывать в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о том, как должны поступать мужчины и женщины.

Психологи говорят о том, что особое значение осознание себя мальчиком/юношей или девочкой/девушкой имеет в подростковом возрасте. Это так называемый пубертатный период, бурный процесс полового созревания, который сопровождается мощным гормональным взрывом, стимулирующим ускоренное формирование гендерной идентичности. Американский психолог С.Холл назвал этот период «штурмом и стрессом»: штурм гормонов и стресс (подавление), связанный с тем, что мир взрослых требует сдерживать активные проявления возрастающего сексуального желания. В этом возрасте формируются вторичные половые признаки, меняется подростковое тело, образ Я (идентичность) становится средоточием внимания, тревог и сопротивления. Одна влюбленность сменяет другую, романтические переживания и платонические настроения перемешиваются и вступают в борьбу с эротическими желаниями и «грязными» фантазиями. Эти противоречивые чувства порождают резкие смены настроения, агрессивное сопротивление родительскому контролю, приступы чувства одиночества. Принятие своей гендерной роли не происходит автоматически: «природные» и «социальные» факторы переплетаются, их невозможно понять друг без друга. 

В психологии существуют разные взгляды на то, как формируется гендерная идентичность мальчиков и девочек. Для З.Фрейда, например, самое важное – момент бессознательной идентификации ребенка с образом взрослого своего пола – чаще всего отца или матери, поведение которых он/она копируют. Другой подход – теория половой типизации – говорит о важности положительного и отрицательного подкрепления в процессе «обучения гендеру»: девочек хвалят и поощряют за феминное и осуждают за маскулинное поведение, а мальчиков – наоборот. Это помогает сначала отличать «правильные» образцы поведения от «неправильных», затем – выполнять соответствующие правила и, наконец, включать этот опыт в свой образ Я. 

© Оливьеро Тоскани

Двухлетний ребенок знает свой пол, но не понимает, что это значит. В три-четыре года он уже различает пол окружающих людей по случайным внешним признакам, например – одежде и прическе. Но еще нет понимания того, что это «на всю жизнь». Например, мальчик может просить купить ему юбочку и завязать бантик, а девочка – постричь ее коротко и научить «писать стоя». Умение различать пол (свой и других) лишь по внешним признакам не значит, однако, что дети не могут приписывать этим признакам свои значения. Улавливая, чего от них (как девочек или мальчиков) ждут родители и взрослые, дети формируют собственные гендерные предпочтения (желание быть мальчиком или девочкой), причем свой пол устраивает их далеко не всегда. Это может вызывать со стороны взрослых как умиление, так и осуждение и даже панику. Примерно к семи годам приходит понимание необратимости своей половой принадлежности, что сопровождается развитием пристрастий и установок внутри своей гендерной группы, осознанным выбором друзей, игр и компаний по интересам.  

Ловушки гендерных стереотипов. 

Жесткие поло-ролевые различия могут оказать плохую услугу в воспитании и девочек, и мальчиков. Так, настойчивое требование со стороны взрослых или мальчишеских компаний истреблять «телячьи нежности» делает мужчину бесчувственным, подрывает его способность быть внимательным мужем и отцом. Быть всегда первым невозможно, гипертрофированная соревновательность часто оборачивается тревожностью, разрывом между уровнем притязаний и достижениями. Установка на абсолютную независимость порождает одиночество, ведь в действительности все люди взаимозависимы. «Крутизна» может обернуться конфликтами и разборками, страхом перед собственными слабостями.

Гендерная социализация в семье связана с тем, как воспринимают растущие девочка или мальчик роли, которые предписаны мужу и жене, женщине и мужчине. В современной семье этот процесс усложняется существенным изменением роли матери (как психологически, так и социально). С точки зрения растущих детей, мать всемогуща, она имеет полную власть. Именно от нее, особенно в раннем возрасте, зависит то, как будет проходить взросление, насколько ребенок будет чувствовать себя защищенным. С другой стороны, девочка замечает, что в обществе мать вовсе не обладает такой властью, как в семье. В обществе доминирует мужчина, в семье – женщина. Атмосфера подавления женщин, с которой сталкиваются дети, сказывается на формировании образа матери.

Непросто складываются взаимоотношения растущей дочери и отца. Отец часто проявляет противоречивые чувства по отношению к растущей дочери. У него сложилось определенное представление о женщинах, но к своей дочери у него другое отношение. Он желает, чтобы его дочь достигла большего, потому что достойна лучшей участи, чем другие женщины. Так отец формирует у дочери завышенные притязания. Однако уже к пяти семи годам (как утверждают психологи) общество вырабатывает у девочки устойчивое представление о ее подчиненном положении. Так у девочки-дочери формируется внутренний конфликт. Мать видит в растущей дочери возможность повторения, а в чем-то и исправления своего жизненного опыта. Она стремится воспитать ее так, чтобы у девочки не было тех сложностей, с которыми встретилась в жизни она сама. Тем самым мать может передать дочери свои конфликты, свои проблемы. В этом сложном пространстве отношений девочки к матери и к отцу, в котором чередуются любовь и тревога, обожествление и страх, формируется ее представление о себе как дочери и женщине. 

© Оливьеро Тоскани

Матери в гендерном воспитании отводится основная роль. Например, считается, что разное отношение матери к воспитанию сына и дочери определяет то, как они воспринимают себя. Девочки напрямую идентифицируются с матерью, их отношения строятся на взаимном влиянии и поддержании своей общей «женскости». Отношения мать–сын описываются как принципиально другие. Мать своей «женскостью» (то есть подчиненностью) еще больше усиливает оппозицию между женским и мужским: ей самой и ее сыном. «Обучение своему гендеру» в большей мере происходит через прикосновения и ухаживания, чем вербально или через разные способы поощрений и наказаний. Эта тактильная манипуляция детьми рассматривается как фундамент гендерной социализации.

Уже младенцев родители стремятся гендерно окрашивать (цвет коляски, чепчик), создать физическую разницу, поддающуюся простому наблюдению. С возрастом гендерный язык становится богаче: одежда, стрижка, стиль общения, выбор деятельности – все это способы успешного показа себя в качестве девочки или мальчика. Чем чаще родители используют в обращении с мальчиками и девочками разные тактики: покупают им специфические игрушки, показывают, в какие игры следует играть девочкам и мальчикам, одевают их, как «правильных взрослых дядь и теть», приобщая с раннего детства к «чисто женским и мужским занятиям» (девочек учат готовить, стирать, пеленать кукол, делать уколы; мальчиков – стрелять, играть в футбол, забивать гвозди, собирать/разбирать трансформер), – тем вероятней, что дети в дальнейшей жизни будут воспроизводить в своем поведении гендерные стереотипы. Обучение гендеру происходит через «имитацию» (делай, как мама, как папа), «идентификацию» (ты – как мама, как папа) и «интернализацию» (мама/папа – образец, и ты станешь такой/таким же).

Социализация – это приспособление индивидов к социальной среде, в которой они родились, их включение в качестве действующих субъектов в различные социальные системы. Вопрос о принудительном характере гендерной социализации был поднят в феминистских теориях. Девочка становится девочкой, а мальчик – мальчиком (не в физиологическом, а культурном смысле) не автоматически, а потому что их так воспитывают. Стать девочкой – значит сначала неосознанно, потом осмысленно принять свою подчиненность, зависимость и вторичность по отношению к мужчине и, понимая это, вести себя, одеваться, говорить как «настоящая и правильная» девочка. Стать мальчиком – значит осознать себя в качестве первого, основного и властного субъекта.

Главная заслуга феминистского подхода в том, что было высказано сомнение в очевидности «женского» и «мужского», было показано, как общество (со своей историей и ценностями), социальные институты (семья, система образования, культура, религия, СМИ), соседи и сверстники активно участвуют в их формировании. Стать девочкой и мальчиком не просто: нужно научиться соответствовать существующим в обществе и близком окружении ожиданиям и требованиям, предъявляемым к этим «ролям». Мы рождаемся с определенным биологическим полом (мужским или женским), а как мы начинаем «показывать, демонстрировать» свою половую принадлежность – зависит от ситуации. Но что же происходит в повседневном гендерном становлении, остается ли в нем место для самостоятельных решений мальчиков и девочек, или их вход в существующую культуру – «либо ты мальчик, либо девочка» – полностью предопределен?

Противоречивая атмосфера гендерного взросления.

Родители не всемогущи и не столь однозначно влиятельны, как им хотелось бы. В одной семье вырастают как «правильные», так и «не-правильные» мальчики и девочки. Дети могут демонстрировать более традиционное или более радикальное поведение по отношению к родительским ценностям. В отказе детей, и особенно подростков, воспроизводить родительские образцы и проявляется личность самого ребенка как активного мыслителя, самостоятельно придающего смысл миру и своему месту в нем.

Дети могут использовать как мужской, так и женский стиль поведения, если не ощущают на себе давления. Если они взрослеют в атмосфере, где социальные характеристики пола изменчивы и эти изменения не связаны с моральными табу, то гендерная игра становится более яркой и естественной. Если бы не поддерживались стереотипы о мире как вечном противостоянии мужского и женского, а возможности проявления «мужских» и «женских» качеств не были бы ограничены репродуктивной способностью, но определялись бы свободным выбором человека, то гендерное взросление не выглядело бы столь драматичным. Но в реальности очень трудно отделаться от представления о «естественном» предназначении и соответствующей ему демонстрации женского и мужского пола. Это и есть власть патриархатной идеологии, которая в большей или меньшей степени присуща нашему самовосприятию и отношению к другим.

Позиционирование себя как мальчика или девочки.

Дети, как и взрослые, включены в общество, в котором властные позиции принадлежат мужчине. Мужское господство – явное или приписанное – означает не только мужское превосходство в смысле силы и власти по отношению к женщине, но и противоположность женщине. Когда мы говорим своему ребенку «хороший мальчик», мы не просто хвалим его за хорошее поведение, но и подчеркиваем возраст, пол, а также соответствие существующим нормативам. Эта лингвистическая форма – не просто слова, а определенный подход, в котором есть ребенок, взрослый, детское поведение, заслуживающее похвалы, потому что оно соответствует мужскому гендеру. Мальчик слушает и понимает, что это не просто наша оценка его действия, но улавливает черты мужского, которые подчеркиваются нами как правильные.

Принятие социальной позиции – мужской или женской – это еще и психологический процесс. Восприятие своего тела, отношение к нему как женскому или мужскому занимает здесь ведущее место. Самым важным гендерным маркером, т.е знаком, позволяющим определить половую принадлежность, является одежда и прическа. Первоначально это полностью находится в руках родителей, именно они стараются формировать базовые представления о надлежащей полу внешности. У каждого в памяти наверняка есть одна или несколько историй о том, как тяжело и сложно переживались в детстве моменты гендерного сбоя (несоответствия). «Какая у вас красивая девочка! – Но это сын! – Да? А выглядит, как девочка!» Или, например, девочка, одетая в спортивный костюм, сталкивается с тем, что ее принимают за мальчика. Она замечает, что взрослые не только огорчаются, но и сердятся, когда не могут сразу разобраться, кто она есть. Если же она не хочет носить платье, то ей приходится придумывать какие-то прически или применять косметику, чтобы, не изменяя привычек, не вызывать агрессии.

По наблюдению ученых, занимающихся детством, платье занимает центральное место в том, как мальчики определяют девочек. Отмечаются также различия в пластике девочек и мальчиков: мальчики держатся более свободно, чем девочки, принимая доминирующие в пространстве позы. Девочки, проявляющие пластическую свободу, оцениваются и мальчиками, и другими девочками как сексуальные провокаторы и «доступные». Несмотря на распространение стиля «унисекс», юбки и брюки остаются важными внешними признаками гендерного распознавания. В определенном смысле это больше, чем просто одежда. Это – культурные коды. Они не только конструируют и сексуализируют девочек, они могут действовать как важный маркер (определитель) маскулинного и феминного способа/образа жизни. При этом перевернутое использование юбок и платья, например в контексте культур, где это является мужским кодом (например, в Шотландии или Индии), принципиально не меняет этой установки. Юбка и платье, которые надевает мужчина, ничуть не подрывают его гендерную идентичность, а воспринимаются как пусть и экзотическое, но прямое доказательство мужественности (как, впрочем, и длинные волосы), тогда как постоянное ношение брюк женщинами, если они не стилизованы особым образом, как и «мужская» стрижка, продолжают восприниматься, пусть и не столь значимо, как прежде, но все-таки как вызов своей феминности.

© Оливьеро Тоскани

 Еще один культурный код связан с особым публичным поведением мальчиков и девочек. Так, ученые обратили внимание на то, как происходит демонстрация феминности и маскулинности в спортивных состязаниях. Для девочек характерна тактика «сдерживаемой интенсивности», которая связана с привычкой видеть себя в первую очередь в качестве объекта другого (мужского/мальчикового) взгляда и стремлением показать свою «хрупкость», слабость, подчас в ущерб реальным возможностям.

Чем более девочка воспринимает свой статус как феминный, тем больше она воспринимает свое тело как хрупкое и немобильное, и тем больше она научается его сдерживать. Девочка в большей или меньшей степени с раннего детства начинает проживать свое тело как объект: быть «настоящей» женщиной – это жить с постоянным ощущением того, что ты будешь предметом взгляда/рассматривания, и того, что в фокусе внимания будет твое тело. Следовательно, нужно научиться презентовать себя как потенциальный объект для манипуляций другого субъекта, а не проявлять активность и выражать собственные стремления. Культивирование в модельном бизнесе в качестве единственного эталона стандартизированного женского тела (90–60–90) порождает у растущих девочек, тело которых не соответствует этим нормативам, глубокие психологические переживания и даже травмы.

Поддерживать «естественные» гендерные требования – значит занять удобную позицию и избежать нареканий в «уродстве». Далеко не все современные подростки соответствуют этим требованиям. Однако тем, кто однажды телесно, эмоционально и сознательно воспринял образцы доминирующих/подчиненных форм гендерных отношений, невероятно трудно представить себе, а тем более практиковать, какие-то альтернативные формы. Сила гендерных стереотипов в том, что они, будучи поддерживаемы большинством, маскируются под бесспорные факты, не требующие доказательств. Поэтому выбор других стратегий поведения, не согласующихся с доминантной (мужской) и подчиненной (женской) моделью демонстрации гендера, может быть расценен не только окружением, но и самим человеком не просто как «неправильный», а как аморальный. Если ребенку/подростку даются сигналы, что его/ее гендер не узнаваем, это может ощущаться им/ей не просто как не та одежда/прическа/поведение, а как моральное пятно, «ошибка природы», уродство.

Для доказательства существования половой/гендерной дихотомии ссылаются на качественные различия между мальчиковой/мужской и девичьей /женской культурами. Мальчики собираются в большие группы, объединяются по принципам иерархии, соревновательности, спорта, «приколов» и агрессивности. Девочки стремятся к поддержанию атмосферы «лучших друзей», ориентированы на кооперацию, а не соревновательность, в большей степени ценят эмоциональность, предпочитают демонстрировать «хорошее, правильное» поведение. Все эти рассуждения выглядят слишком стереотипно, на самом деле мир детей более сложен, подвижен и текуч. Почему же всех девочек нужно непременно сравнивать со всеми мальчиками? Ведь это преувеличивает гендерные различия, не учитывая вариаций внутри одного гендера (между мальчиками и мальчиками и между девочками и девочками), которые зависят от статуса родителей, национальных особенностей и т.п.

Начиная с шестого-седьмого класса отношения детей/подростков внутри своих компаний становятся иерархичными – как у мальчиков, так и у девочек. Иерархии могут строиться по разным основаниям, где в качестве успешной маскулинности и феминности могут выступать разные типы. Внутригендерные различия могут оказаться более значимыми, чем межгендерные. Но, к сожалению, эти различия теряются, когда их начинают оценивать с помощью бинарного языка «мальчики против девочек». В этом также проявляется власть гендерной идеологии.

ДЕВОЧКИ

Принято считать, что современным девушкам сложнее преодолевать барьеры взросления, чем юношам. С этим можно поспорить. Девушки и юноши растут не в изолированных пространствах (даже если речь идет о жестких патриархальных семьях), а рядом друг с другом, отражая, воспроизводя в себе и те, и другие черты.

 

© Оливьеро Тоскани

Именно взрослые усложняют процессы взросления. Существует устойчивый стереотип относительно генетических предрасположенностей мальчиков и девочек. Мальчики «по природе своей» должны быть более агрессивны, поскольку они отвоевывают новое пространство, формируют новые нормы, разрушая прежние. Девочки «по своей природе» испытывают потребность в воспроизводстве традиционных, патриархальных ролей. Если же девочка агрессивна и жестока, то эти качества стереотипно связываются с ее «проблемной» сексуальностью. Девочки в глазах взрослых совершают в этом контексте двойное нарушение: по отношению к общепринятым нормам вообще (как и мальчики) и по отношению к мужчинам и мальчикам, поэтому их сексуальная агрессивность («реальная», а чаще всего приписываемая) всегда вызывает большее общественное порицание. Подобное отношение к девочке обусловлено конечно же общественным отношением к женщине в целом.

Здесь уместно обратиться к понятию гендерной нечувствительности или «слепоты». Это «мягкая» форма сексизма*: речь не идет о прямой или скрытой дискриминации или маргинализации девочек/женщин – их просто не замечают. Когда говорят о молодежи, то по умолчанию рассуждают исключительно о мальчиках, которые воспринимаются как синоним молодежи в целом, не обращая внимания на особенности как эпатажных, публичных, так и повседневных, скрытых женских молодежных действий. Особенно ярко гендерная слепота проявилась в теориях молодежных субкультур, в которых эти субкультуры обычно представляются как исключительно мужские, а сложности подросткового периода сводятся к половому созреванию, гормональному всплеску, и весь процесс взросления представляется по умолчанию – взрослением мальчиков-подростков. Девочки оказались абсолютно «невидимыми».

* Сексизм, по определению английского ученого Э.Гиденса, – это установки и убеждения, в соответствии с которыми представителям одного или другого пола ложно приписываются (или отрицаются) определенные качества, что приводит к усилению полового неравенства.

 

Омельченко Елена «Становление гендера: кто и что помогает нам стать собой, а также женщинами и мужчинами / текст из книги: Гендер для «Чайников», © Фонд имени Генриха Белля

гендерная идентичность | Определение, теории и факты

Ключевые люди:
Джудит Батлер Люси Иригарай
Похожие темы:
странный трансгендер бердаш гендерквир трансвестизм

Просмотреть весь связанный контент →

гендерная идентичность , представление человека о себе как о мужчине или женщине, или как мальчике или девочке, или как некое сочетание мужчины/мальчика и женщины/девочки, или как кого-то, колеблющегося между мужчиной/мальчиком и женщиной /girl или как кто-то вообще вне этих категорий. Он отличается от реального биологического пола, т. е. мужского или женского пола. Для большинства людей гендерная идентичность и биологический пол соотносятся обычным образом. Однако некоторые люди практически не ощущают связи между полом и гендером; у трансгендеров, например, биологические половые признаки отчетливы и недвусмысленны, но затронутое лицо идентифицирует себя с полом, традиционно ассоциируемым с противоположным полом.

Природа и развитие гендерной идентичности изучались и оспаривались психологами, философами и общественными деятелями с конца 20 века. Так называемые эссенциалисты считают, что гендерная идентичность фиксируется при рождении генетическими или другими биологическими факторами. Социальные конструктивисты утверждают, что гендерная идентичность или способ выражения гендерной идентичности «социально сконструирована», то есть определяется социальными и культурными влияниями. Социальный конструктивизм последнего типа не обязательно несовместим с эссенциализмом, потому что предположительно врожденная гендерная идентичность может по-разному выражаться в разных культурах.

Наконец, разновидность социального конструктивизма, известная как перформатизм, утверждает, что гендерная идентичность конституируется, а не выражается непрерывным «производством» гендерного поведения (действий и речи). Согласно основоположнику этой точки зрения, американскому философу Джудит Батлер, гендер «перформативно конституируется теми самыми «выражениями», которые, как говорят, являются его результатами».

Базовая гендерная идентичность (врожденная или сконструированная) обычно устанавливается у детей к трем годам, и впоследствии ее чрезвычайно трудно изменить. В тех случаях, когда биологический пол был неоднозначным при рождении и были допущены ошибки в определении пола, было почти невозможно восстановить общепринятую гендерную идентичность позже, в детстве или подростковом возрасте. Кроме того, вторичная гендерная идентичность может развиться поверх основной идентичности, поскольку поведение, связанное с полом, может быть принято в более позднем возрасте; позднее также развиваются гетеросексуальные или гомосексуальные ориентации.

Аспекты гендерной идентичности развиваются посредством родительского примера, социального подкрепления и языка. Родители учат своих детей тому, что они считают приемлемым для пола поведением, с раннего возраста, и это поведение закрепляется по мере того, как дети становятся старше и входят в более широкий социальный мир. Когда дети осваивают язык, они также очень рано узнают различие между «он» и «она» и понимают, что относится к ним самим.

С конца 20-го века признание того, что многие люди имеют гендерную идентичность, которая традиционно не связана с их биологическим полом, и что некоторые люди имеют небинарную гендерную идентичность (т. общее использование в английском и других языках гендерно-нейтральных местоимений (

Они , Им и их ) вместо мужских или женских местоимений ( HE , Она , HIS , Ее , его , ее ). Утверждается, что такое использование позволяет ораторам и писателям избегать приписывания человеку ложной гендерной идентичности на основе предполагаемого биологического пола. За принятие гендерно-нейтральных местоимений также выступали те, кто возражал против использования общих местоимений мужского рода и других слов мужского рода для обозначения людей в целом, например, «Никто в здравом уме не поверит, что» и « Человек — политическое животное».

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Джудит Батлер | Биография, гендерные проблемы и факты

Джудит Батлер

Смотреть все медиа

Дата рождения:
24 февраля 1956 г. (66 лет) Кливленд Огайо
Известные работы:
«Тела имеют значение: о дискурсивных границах секса». «Гендерные проблемы: феминизм и подрыв идентичности». «Субъекты желания: гегелевские размышления во Франции двадцатого века» «Сила ненасилия: этико-политическая связь»
Предметы изучения:
желание гендерная идентичность гендерная пародия ненасилие половая дифференциация

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Где получила образование Джудит Батлер?

После непродолжительного обучения в Беннингтонском колледже Джудит Батлер изучала философию в Йельском университете, получив степень бакалавра гуманитарных наук. (1978), MA (1982), M.Phil. (1982) и доктор философии. (1984) градусов.

Где работала Джудит Батлер?

Джудит Батлер преподавала в Уэслианском университете, Университете Джорджа Вашингтона, Университете Джона Хопкинса и Калифорнийском университете в Беркли, где в 1998 году она была назначена Максин Эллиот профессором риторики и сравнительного литературоведения. Европейская аспирантура в Саас-Фе, Швейцария.

Что написала Джудит Батлер?

Джудит Батлер среди прочего написала Гендерные проблемы: феминизм и подрыв идентичности  (1990), Тела, которые имеют значение: о дискурсивных границах «пола»  (1993), Возбужденная речь: политика перформатива  (1996),

Экстрасенс Жизнь власти: теории в подчинении (1997), Отмена гендера (2004) и Пути расставания: еврейство и критика сионизма (2012).

Чем важна Джудит Батлер?

Джудит Батлер Гендерные проблемы: феминизм и подрыв идентичности (1990) был одним из основополагающих текстов квир-теории. Ее перформативная теория гендера и пола, сформулированная в этой и других работах, сильно повлияла на развитие теории культуры, гендерных исследований и некоторых школ философского феминизма в конце 20-го и начале 21-го веков.

Джудит Батлер , полностью Джудит Памела Батлер (родилась 24 февраля 1956, Кливленд, Огайо, США), американский академик, чьи теории перформативной природы пола и пола оказали влияние на франкоцентристскую философию, теорию культуры, квир-теория и некоторые школы философского феминизма конца 20 века.

Отец Батлер был дантистом, а мать выступала за справедливое жилищное обеспечение. После учебы в Беннингтонском колледже она изучала философию в Йельском университете, получив степень бакалавра искусств. (1978), MA (1982) и доктор философии. (1984) градусов. Она преподавала в Уэслианском университете, Университете Джорджа Вашингтона, Университете Джона Хопкинса и Калифорнийском университете в Беркли, где в 1998 году была назначена Максин Эллиот профессором риторики и сравнительного литературоведения. Она также работала профессором философии Ханны Арендт в European Graduate. Школа в Саас-Фе, Швейцария.

Первая книга Батлер, Subjects of Desire: Hegelian Reflections in Twentieth-Century France (1987), переработанная версия ее докторской диссертации, представляла собой обсуждение концепции желания, как она фигурирует в G.W.F. «Феноменология духа » Гегеля и ее последующие интерпретации различными французскими философами 20-го века.

В ее самой известной работе « Гендерные проблемы: феминизм и подрыв идентичности » (1990) и ее продолжении « Тела, которые имеют значение: о дискурсивных границах секса» (1993), Батлер основывался на известном культурно-теоретическом предположении, что гендер является социально сконструированным (результатом социализации в широком смысле), а не врожденным, и что общепринятые представления о гендере и сексуальности служат увековечиванию традиционного господства мужчин и женщин над женщинами. чтобы оправдать притеснение гомосексуалистов и трансгендеров.

Одно из ее нововведений заключалось в том, что она предположила, что пол определяется действием и речью — поведением, в котором гендерные черты и предрасположенности проявляются или отыгрываются. В частности, гендер не является основополагающей сущностью или природой, продуктом которой является гендерное поведение; это серия действий, постоянное повторение которых создает иллюзию существования лежащей в их основе природы. Гендер, согласно Батлеру, «перформативно конституируется теми самыми «выражениями», которые, как говорят, являются его результатами». Однако она подчеркивала, что индивидуумы не существуют до или независимо от гендеров, которые они «выполняют»: «гендер — это всегда действие, хотя и не действие субъекта, о котором можно сказать, что он предсуществует поступку». В самом деле, «деятель» по-разному конструируется в поступке и через него». Индивидуальная идентичность (субъект) сама перформативно конституируется. Из этого следует, что люди не «выбирают» свой пол и не могут принимать, отбрасывать или радикально изменять его по своему желанию, просто ведя себя (или не ведя себя) определенным образом. В то же время возможны и неизбежны небольшие отклонения от устоявшихся паттернов гендерного поведения, и именно в таких случайных вариациях проявляется социально сконструированный характер пола.

Батлер несколько парадоксально утверждал, что не только гендер, но и сам пол — факт того, что биологически мужчина или женщина — является «до некоторой степени» перформативной социальной конструкцией. Секс конструируется перформативно в том смысле, что он представляет собой по существу произвольное различие между индивидуумами, которое проводится (во время или до рождения) и позже закрепляется посредством речевых актов, таких как (первоначально) «Это девочка!» или «Это мальчик!» В гетеросексистских культурах повторяющееся проведение различения служит (среди прочего) навязыванию нормы полового влечения, основанной на искусственной ассоциации между биологическим полом и гендером («закон гетеросексуальной согласованности»), тем самым поддерживая систему «принудительного и натурализованная гетеросексуальность» («гетеросексуальная матрица»).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В Gender Trouble Батлер поставила под сомнение обоснованность многих феминистских политических теорий, предположив, что субъект, чье угнетение пытались объяснить эти теории, — «женщины» — представляет собой исключающую конструкцию, которая «достигает стабильности и согласованности только в контексте гетеросексуальной матрицы». Ее подозрительность к этой категории заставила ее усомниться в мудрости традиционной политической активности, направленной на защиту прав и интересов женщин. Вместо этого она подчеркивала подрывную дестабилизацию «женщин» и других категорий посредством сознательно девиантного гендерного поведения, которое обнажило бы искусственность традиционных гендерных ролей и произвольность традиционных соответствий между гендером, полом и сексуальностью. Наиболее явные примеры такой «гендерной пародии» включают переодевание в одежду другого пола, особенно переодевание (9). 0027 см. трансвестизм). Согласно Батлеру:

Часть удовольствия, головокружение от [драг]-перформанса заключается в признании радикальной случайности в отношениях между полом и гендером… Вместо закона гетеросексуальной связности мы видим секс. и гендер, денатурализированный посредством перформанса, который провозглашает их самобытность и драматизирует культурный механизм их сфабрикованного единства.

Книга Батлер «Гендерные проблемы » была одним из основополагающих текстов квир-теории, и ее работа продолжала вызывать многочисленные споры в культурной теории, особенно в Соединенных Штатах, в начале 21 века. Однако он также вызвал серьезную критику как за его содержание, так и за стиль. Даже сочувствующие читатели работ Батлер, например, были обеспокоены тем, что ее взгляд на предмет как перформативно конституированный оставил ее без последовательного описания индивидуальной деятельности. Другие жаловались, что ее представление о политике как о пародии было бедным и эгоистичным, что равносильно своего рода моральному квиетизму.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *