Гениальность это определение: ГЕНИАЛЬНОСТЬ это

Содержание

что это такое в психологии

Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень творческой одаренности (таланта). Попытки понять сущность гения предпринимались неоднократно, но до сих пор эта сущность так до конца и не раскрыта. Причина состоит в том, что, как писал Ш. Рише (1895), невозможно установить абсолютной границы между гением и талантом. Эта граница субъективна. Несмотря на это, выделялись особенности гениев, и первой из них называлась оригинальность. Ш. Рише писал, что все гении «.отличаются от окружающей их среды. В них зарождаются идеи, которых не было, да и не могло быть в людях, живущих рядом с ними. Они инициаторы, они оригиналы. Оригинальность. есть истинный и единственный признак гениев. Они видят больше, лучше и, главное, иначе, чем обыкновенные люди» (с. 5). «Без оригинальности, без некоторой странности представления вы во всю жизнь останетесь бесцветным и бесполезным ученым и ни на шаг не уйдете от своих предшественников», — пишет Рише (с. 19). Гений — это индивидуальность, произведения которой не всегда воспринимаются людьми как вершина творчества. «Очень часто прекрасное, тонкое и изящное произведение таланта нравится нам гораздо больше, чем бесформенное и неудобоваримое произведение гения, которое нас удивляет, смущает и шокирует»

(с. 32).

Ш. Рише отмечает, что «гений — это человек, который может сделать больше, лучше и иначе, чем его современники. Это, следовательно, существо анормальное, исключение. А между тем природа не любит исключений. Она стремится искоренить их» (с. 7). Этому способствует и характер многих гениев: «Гениальный человеке не всегда является элементом счастья и полезности; очень многие гении были губительны» (с. 32).

Этот же исследователь пишет, что «гений не приобретается путем огромных усилий. Очень часто глубокая мысль появляется внезапно, не вызывая со стороны ее автора ни малейшего усилия» (с. 9). Об этом же, кстати, писал и Ч. Ломброзо: особенность гениальности по сравнению с талантом состоит в том, что она является чем-то бессознательным и проявляется неожиданно. Следовательно, гений творит бессознательно, талант же творит рационально, на основе продуманного плана. «Терпение, — пишет Ш. Рише, — создавало почтенные и посредственные вещи и никогда ничего больше, гений же непосредствен и безграничен, чем бы он ни занялся. В уме гениального человека есть что-то не поддающееся измерению, необычайное» (с. 10).

Помимо бессознательности творчества гения Ш. Рише указывает на впечатлительность и силу чувств, таинство вдохновения. Неслучайно, как отмечает В. Гирш (1895), «гений» в древних языках — это «божественный дух».

Однако из взглядов Ш. Рише следует, что в творчестве гения участвует и рациональное мышление. Так, он полагал, что в основе дифференции людей лежат две «психологические силы»: созидательная — проявляющаяся в смелых и неожиданных ассоциациях, и критическая — умеряющая и исправляющая ассоциации. Эти две силы у людей проявляются по-разному. У «безумцев» господствует первая, но нет второй; есть импульс к действию, но отсутствует способность сдерживания его. У «обывателей», наоборот, преобладает критическая сила, сдерживающая созидательную силу, творчество. И лишь у гениев эти силы взаимодействуют. Отсюда: признаками гения являются воображение, «умственный кругозор», ясный и широкий ум, упорство и настойчивость.

Поскольку уже несколько столетий философы не могут дать определение слову «гениальность», В. Гирш приходит к выводу, что этим словом вообще нельзя пользоваться как научно-психологическим понятием. Разводя понятия «талант» и «гений», В. Гирш писал: «Талант — это. материал художественной творческой силы. Это как бы инструмент художника, тогда как гениальная творческая сила соответствует художественной деятельности, умеющей извлекать из инструмента звуки» (с. 48). Надо сказать, что это обращение к метафоре не очень помогает научно обосновать различия между талантом и гением.

Ценной является мысль В. Г ирша, выраженная, правда, скорее намеками, чем прямо, что оценка гения и его оригинальности зависит от внешней среды, окружающей гения, от воприятия его обществом. «Одинаковые психические склонности могут в одном случае привести к оригинальности, а в другом — нет, так как это в немалой степени зависит от внешних обстоятельств и условий» (с. 26). «Источник гения ищут уже не в нем самом, а во впечатлительности других. Но от этого гениальность теряет всякое значение как психологическое понятие, потому что таковое должно быть неизменным и не зависеть от внешних явлений» (с. 28). Действительно, при оценке гениальности (впрочем, как и таланта) учитываются внешние критерии — значимость творческого продукта для общества, его новизна, но не потенции творческого ума. Открытия зачастую происходят случайно; кроме того, большую роль играют эпоха, в которую живет творчески одаренный человек, исчерпанность данной области знаний предшественниками. Будь человек хоть семи пядей во лбу, но изобретение им велосипеда не будет воспринято современным обществом как проявление гениальности. Отсюда возникает вопрос: как измерить гениальность? По этому поводу Г. Жоли писал: «Первый изобретатель кремневых орудий или нумерации имеет столько же прав на имя великого человека, как и первый изобретатель паровых машин или дифференциального исчисления. Да и в самом деле, чем можем мы измерять людское величие, кроме этой эмпирической меры, состоящей в том, чтобы. ставить людей. рядом с их современниками и смотреть, насколько они превышают тех» (с. 8). Однако и при этом, пишет Г. Жоли, «мы не видим настоящего величия ни слишком близких к нам современников, ни людей, слишком удаленных от нас» (с. 9). Неслучайно М. Твен вложил в уста Тома Сойера следующую фразу: «Чтобы увидеть великое, надо отойти от него подальше».

Г. Жоли пишет, что гениальность представляет собой гармоничное сочетание нескольких дарований: «способности замыслить нечто великое», единого взгляда на многообразие идей и отношений между ними, воображения, воли и совершенного владения техниками своего искусства, благородного и горячего сердца, великодушия, пламени любви и доброты.

В. Гирш на том основании, что все психические процессы есть у каждого человека, утверждает, что со словом «гениальность» нельзя связать определенное психологическое понятие и что «никто не мог бы сказать, где лежит граница обыденного и начинается гениальность; поэтому психология не вправе делить людей на определенные классы и виды, как это мы делаем с растениями» (с. 59). «Гениальная деятельность вообще по свойству никогда не бывает отличной от деятельности обыкновенного человека, а дело идет всегда лишь о различных степенях интенсивности общих психологических процессов». Следовательно, между обыденным и гениальным различия не качественные, а лишь количественные. Поднапряги свою психику, и ты станешь гением.

В. Гирш писал, что «мы не в состоянии установить определенных психологических особенностей, присущих для всех гениев» (с. 58).

В. Оствальд (1910) уделил внимание такому вопросу, как способность гения реализовать свое дарование. Он пишет, что одаренных рождается гораздо больше, чем тех, кто смог развить свои способности. Поэтому общество должно быть заинтересовано в изучении условий формирования гения. Оствальд создал психобиографию как метод исследования одаренности и гениальности, включающий анализ биографий, личных высказываний, частных разговоров и писем великих людей.

В. Н. Дружинин (1999) дает следующую «формулу гения»:

Гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики.

Поскольку креативность, — пишет он, — преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие разных факторов может привести к одному и тому же эффекту — гиперактивности головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности, которая выражается в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности.

О гениальности А. В. Либин пишет следующее: «Гений — не просто = одаренность + талантливость» (с. 347). «Гениальность — это неуловимое нечто». «Эффект гениальности представляется для многих исследователей творчества. не поддающимся никаким схемам и измерениям. Спору нет, гениальность непредсказуема. Среди наиболее часто упоминаемых признаков гениальности выделяются спонтанность, как следствие внесознательной активности психики; непредсказуемость поведения в типичных ситуациях; организующее воздействие мотивации, результатом чего является не только потребление, но и генерирование творческой энергии» (там же). Но разве эти же признаки нельзя отнести и к одаренности (талантливости)? Ведь сам же А. В. Либин пишет, например, что «креативность — это спонтанное проявление внесознательно регулируемых процессов» (с. 347-348).

Гений есть терпение мысли, сосредоточенность в известном направлении.

И. Ньютон

У меня нет никакого таланта — есть только упрямство мула и страшное любопытство.

А. Эйнштейн

Секрет гения — это работа, настойчивость и здравый смысл.

Т. Эдисон

Гений — это человек, который знает о своем выдающемся таланте и все же продолжает работать.

А. Крыжановский, академик

Джон Бриггс, автор книги «Огонь в сосуде: алхимия гениальности» (Нью-Йорк, издательство «Сэйнт-Мартин Пресс», 1988 г.), исследовал гениев, чтобы выяснить: что у них есть общего? Вот что он обнаружил:
Гении сочетают в себе скромность и тщеславие.

Для них характерна потребность работать, работать и работать.
Они целеустремленны до одержимости.
Их взгляд на мир отличается от обычного.
Они исследуют новые возможности.

Бриггс заключил, что гении не обязательно умнее других. Просто они обращают внимание на то, что другими игнорируется. У них особое понимание того, что важно, а что нет. Их склад ума имеет характерные черты. Например, они открыты для нового, они учатся на ошибках, их заботит мир в целом.

Кинчер Дж., 1997, с. 152.

Гении подобны бронетанковой колонне: молниеносный прорыв на необитаемую территорию неизбежно оставляет неприкрытыми фланги.

А. Костлер, писатель

Кто это такой — гений, какое определение дает психология гениальности

Гениальность — пожалуй, одно из самых загадочных явлений. Рождение гения невозможно запланировать или предсказать, это всегда происходит внезапно и, как правило, оставляет глубокий след в истории человечества. Такие люди способны перевернуть любые представления о науке, искусстве и прочих важных сферах жизни. Их имена знает любой из нас: Вольфганг Амадей Моцарт, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Иоганн Гете, Блез Паскаль — это лишь малая часть гениев, повлиявших на развитие человечества.

Природа этого явления давно подвергается пристальному изучению, но до сих пор нет точного ответа даже на изначальный вопрос: что такое гениальность? Мнения ученых довольно сильно расходятся.

  1. Платон считал, что гениальность дана человеку Богом.
  2. Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо был убежден, что она является симптомом сумасшествия, и даже написал на эту тему книгу «Гениальность и помешательство». Действительно, многие гении впадали в безумие, но далеко не все.
  3. Некоторые другие ученые считают, что гениальность — это сублимация сексуальных комплексов.

Эти три версии далеко не единственные, каждое направление психологии и психиатрии имеет свою теорию. Причем ни у одной из них нет настолько всеобъемлющих доказательств, чтобы раз и навсегда дать точное определение гениальности.

Откуда произошло слово «гений»?

В мифологии древнего Рима существовали некие духи, которые заведовали достижениями людей. Их называли гениями. Считалось, что у каждого человека есть свой набор

таких помощников. Чем лучше духи справлялись со своими обязанностями, тем больше их подопечный совершал великих дел. Во времена римского императора Октавиана Августа слово «гении» постепенно стало обозначать не только этих мифических персонажей, но и в целом талант и вдохновение.

Общее определение гениальности

Несмотря на глобальные расхождения во взглядах ученых на это явление, всё же есть некий общий знаменатель, который в целом дает приемлемое определение. Гениальность — это наивысший уровень развития человека в одной или нескольких областях знаний и умений. Причем такие люди не остаются незамеченными, они обязательно совершают какие-то выдающиеся открытия, изобретают что-то новое — в общем, так или иначе, проявляют себя.

Иногда гениальность путают с талантом и одаренностью. На самом деле, есть несколько важных признаков, которые помогают отличить одно от другого.

Одаренность

Одаренность — это общий высокий уровень способностей. Одаренные люди могут успешно справляться с делом, а также качественно и быстро развиваться. Многие маленькие дети изначально обладают этим качеством, именно поэтому раннее начало занятий считается настолько важным. Ведь одаренность при правильном подходе может перерасти в талант.

Талант

Это следующая ступень после одаренности. Талантом считается ещё более высокий уровень способностей. Но, как правило, это происходит в каком-то одном направлении. Популярная поговорка «Талантливый человек талантлив во всем» не совсем соответствует истине. Обычно, пройдя через ступень общей одаренности, человек начинает уделять больше внимания тому, что ему наиболее интересно. Соответственно, основное развитие дальше происходит именно в этой области. Это не значит, что способности талантливого человека ограничены, обычно дело просто в нехватке времени. Как знать, сколько всего смогли сделать эти люди, если бы сутки были хоть немного длиннее.

Гениальность

Наконец, мы подошли к третьей ступени развития способностей. Это гениальность. Как говорилось выше, на этой ступени находится наивысшая точка развития. Как и талант, гениальность обычно ограничивается какой-то одной областью. Отличие в том, что в других сферах жизни гениальный человек может быть откровенно глуп, тогда как талантливые и одаренные люди обычно более-менее разбираются в любых направлениях.

Признаки гениальности

  • Мощная интуиция. Как правило, гению необязательно обладать полным спектром знаний в нужной области. Недостающую информацию он с лихвой компенсирует действиями по наитию.
  • Развитое воображение. Именно оно служит гению указателем, давая возможность творить, не опираясь на существующие стандарты.
  • Уникальность. Как правило, гении не развивают уже имеющееся, а создают нечто принципиально новое, отличающееся от всего, что было прежде.
  • Усидчивость, внимательность, трудолюбие. Без этих качеств сложно достичь чего-либо. А гений, как мы уже говорили, обязательно должен оставить свой след в истории.
  • Максимальная увлеченность. Неважно, о какой области идет речь, о науке или об искусстве — когда гений творит, для него прекращает существовать всё остальное.
  • Высокая самооценка. Гении обычно являются абсолютно самодостаточными личностями. Они верят в себя и в своё дело. Такое отношение просто необходимо для того, чтобы человек мог отдавать всего себя тому, чем занимается.

У гениальности есть ещё одна особенность. Обычные способности человека можно развить в одаренность, а затем и в талант. Но не в гениальность — это качество, которое либо есть изначально, либо нет вовсе. Обычно гения видно, ещё в раннем детстве, тогда как талант может проявить себя в любом, даже преклонном, возрасте.

Ученые наверняка будут ещё очень долго биться над ответом, кто же такой гений, благодаря каким факторам он появляется на свет и почему так редко.

Очевидно одно: в какой бы сфере ни проявилась гениальность, она всегда сумеет заявить о себе и обязательно оставит глубочайший след в истории человечества.

Определение гениальность общее значение и понятие. Что это такое гениальность

От латинского гения, гений это термин, который во многих случаях используется в зависимости от контекста. Это может быть случайное настроение или состояние, в соответствии с которым человек действует. Например: «Я рекомендую вам не слишком много разговаривать с дедушкой, который проснулся с плохим характером», «Хуан всегда радует нас своим хорошим гением» .

Гений — это также экстраординарные умственные способности или человек, наделенный этой способностью. В этом смысле гений — это кто-то особенный и необычный, с талантом или навыком, которому нельзя подражать. В этом смысле термин гений часто используется, чтобы подчеркнуть восхищение человека его невероятными достоинствами в определенной дисциплине, которая может быть точной наукой, спортом или искусством.

Для того, чтобы человек считался гением в своей среде, существует ряд требований, определенных характеристик, которые должна иметь ваша жизнь, хотя в каждом отдельном случае могут быть свои отличия. Во-первых, для гениев очень характерно чувствовать глубокую страсть к области знаний, к огню, который заставляет их хотеть ничего не делать со своим временем, кроме как посвятить себя этой дисциплине или науке, тому, что придает им смысл к его существованию.

Гении — это не просто люди, которые легко решают определенные проблемы, но люди, которые полностью посвящают себя изучению и практике предмета, часто игнорируя вопросы, которые для других являются базовыми, такие как межличностные отношения, забота о физическом аспекте. и даже успех . Быть гением не всегда идет рука об руку с общественной известностью; Известно, что многим из великих людей прошлого пришлось столкнуться с крайней нищетой и они погибли в ужасных условиях.

Роль наставников также является фундаментальной для многих; Хотя гениев, как правило, трудно объяснить, навыки, вдохновение в работе других людей, как правило, является хорошей отправной точкой для раскрытия своего собственного призвания. Однако в этих случаях техническая помощь, которую может оказать учитель, более ограничена, чем у учеников с нормальным интеллектом, учитывая, что прогресс гения происходит быстрыми темпами и непредсказуемо.

Важно отметить, что экстремальные и необычные способности в одном предмете не предотвращают неуклюжесть в других; Гений пианино может быть в состоянии выполнить невозможную акробатику пальцами, стоя перед партитурой Шопена, но не может держать чашку чая, не проливая ее на стол.

С другой стороны, в некоторых культурах и в определенных контекстах можно квалифицировать гениального человека, чтобы поблагодарить его за оказание услуги, особенно когда его действия очень полезны (он выводит нас из очень сложной ситуации, из которой мы знали, как выбраться), или когда их производительность кажется необычной (ремонтирует электронное устройство с умением, которого мы не знали, которым оно обладало, или это невозможно своими руками).

Концепция может также использоваться, чтобы назвать фантастическое существо из семитской мифологии . Это значение происходит от арабского инна, а не от латинского гения . Гении имеют различное происхождение, согласно рассматриваемой традиции. Для некоторых людей гении были духами исчезнувших культур, в то время как для других они являются существами огня.

Ислам утверждает, что гении составляют класс существ, созданных Богом, который отличается от людей и ангелов. Это вредоносный вид, но не всегда злокачественный. Самые добрые гении могут обмануть или обмануть, но обычно они не делают зла.

Это исламское убеждение распространилось по всему миру, чтобы назвать гениями определенных сказочных существ с человеческой фигурой, которые обычно живут в лампе (как гений Аладдина ).

Гениальность или безумие: две стороны одной медали?

  • Александра Зайцева
  • bbcrussian.com

Подпись к фото,

Некоторые психоаналитики считают Джойса типичным примером больного психоневрозом

«Бетховен и Ньютон, принявшись — один за музыкальные композиции, а другой за решение задач, до такой степени становились нечувствительными к голоду, что бранили слуг, когда те приносили им кушанья, уверяя, что они уже пообедали».

Итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо приводит в своей книге «Гениальность и помешательство» много таких примеров. «Дидро, нанимая извозчиков, забывал отпускать их, и ему приходилось платить им за целые дни, которые они напрасно простаивали у его дома», — пишет он.

В этой книге, опубликованной в середине XIX века, Ломброзо утверждал, что абсолютное большинство великих людей страдало душевными заболеваниями. Эта теория всегда вызывала немало споров.

Гений всегда должен выходить за рамки, за контекст своего времени, совершить что-то, что отвергнет стереотипы и существующие формы бытия.

«Именно поэтому изначально понятие сумасшествия не имело отношения к психиатрии, также как психиатрия не имела отношения к медицине», — утверждает психоаналитик, член-корреспондент европейской школы психоанализа Михаил Страхов.

По его мнению, психиатрия возникла как некий заказ общества на то, что стали появляться люди, несогласные жить как все, или просто такие, которые жить, как все, не могут.

Священное безумие

Для обычных людей этот мир является единственным, который они знают. Для безумца тот же самый мир с самого начала является чуждым, сложным, и именно в силу этого он, как никто другой, все ставит под вопрос.

Например, для своей эпохи открытия Коперника и Галилея были слишком «неудобными» и никак не вписывались в сложившуюся систему представлений о мире, своим современникам они казались сумасшедшими.

«Только сумасшедшему может придти в голову мысль усомниться в том, что вокруг Земли все вращается», — объясняет логику того времени Страхов.

«Или, например, Джеймс Джойс, который был совершенным безумцем и которого, если бы не издали в лавке Шекспира, наверное, никогда бы не узнал мир, а его произведения погрязли в психиатрических анналах. А так — это человек, который создал новую литературу», — приводит он другой пример.

В своей «Истории безумия в классическую эпоху» известный французский философ Мишель Фуко фактически описал историю западноевропейской цивилизации, в том числе цивилизации современной, как историю взаимоотношений с безумием.

Представление о безумии, связанном с искусством, идет от Платона, который писал о «священном безумии» в поэтическом творчестве, говорит преподаватель кафедры зарубежной литературы филологического факультета МГУ Александра Зиновьева.

В Средние века к безумцам относились еще терпимее, считая юродивых гласом божьим, а общение с ними — возможностью соприкоснуться с истиной.

Творцы XVII века описывают драму людей, которые пытаются отойти от абсолюта божественной веры и найти свою индивидуальность, но теряют разум.

«Стоит сбросить непрочный покров [веры], мир предстает в своем неприкрытом ужасе, — поясняет Зиновьева. — Шекспировские драмы нам об этом говорят. Вспомним хрестоматийные образы — Короля Лира или Офелию».

Болезнь романтиков

В первой половине XIX века безумие становится принадлежностью романтического сознания.

«Есть великие безумцы романтизма: в русской литературе это, наверное, Константин Батюшков. В немецкой — фигура интереснейшая это, конечно, Фридрих Гельдерлин», — рассказывает Зиновьева.

Для них безумие, добавляет она, «было в первую очередь связано с романтическим представлением об интуитивном прикосновении. О том, что к истине можно придти иррациональным путем, в творческом откровении».

Однако поэтов роднит не только схожее отношение к творчеству, но и душевная болезнь, которой оба они страдали.

Поставить диагноз через 200 лет — непростое дело, однако, по сохранившимся свидетельствам, в том числе и врачей, лечивших Батюшкова, можно предположить, что поэт страдал от шизофрении.

Когда ему было 33, болезнь приняла необратимый характер, и, неизлечимо больной, он провел вторую половину своей жизни, отгородившись от мира черным занавесом безумия.

В 1830 году его навестил Александр Пушкин. Батюшков его не узнал. В том же году Пушкин напишет: «Не дай мне Бог сойти с ума…»

Друг Батюшкова, поэт Петр Вяземский в своей записной книжке отметил одно из последних высказываний Батюшкова о своем творчестве: «Что писать мне и что говорить о стихах моих!.. Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было!»

Батюшков всегда настаивал на том, что поэт — это существо особенное, живущее одновременно, по крайней мере, в двух мирах: обыденном, повседневном и в мире мечты.

Доктор Антон Дитрих, лечивший Батюшкова в тридцатые годы, считал, что, одной из причин душевной болезни поэта стала особенность его душевного склада, в котором «воображение брало решительный перевес над рассудком».

«Страстность натуры Батюшкова была хорошим материалом для развития в нем психической болезни», — заявил врач.

Поток сознания

Эпоха декаданса — рубеж XIX-го и XX-го веков — во многом связана с фигурой Фридриха Ницше. В этот период безумие покидает область медицинской патологии и становится особой философией творчества.

«Давайте, например, вспомним знаменитый фолкнеровский роман «Шум и ярость». Там умственно отсталый Бенджи, потоком сознания которого фолкнеровский роман открывается, куда ближе стоит к полноте бытия, чем, скажем, его брат Квентин, студент Гарварда», — рассказывает Зиновьева.

Английская писательница Вирджиния Вулф в рассказе «Понедельник ли, вторник…» часто повторяет слово «истина». Истина, по ее мнению, в силу своей изменчивой, зыбкой, неуловимой природы противится рациональному анализу «Я хочу показать жизнь и смерть, разум и безумие, я хочу подвергнуть критике социальную систему, показать ее в действии…», — писала она о своем романе «Миссис Дэллоуэй».

Подпись к фото,

Многие герои пьес Шекпира сходили с ума

Однако и в ее случае литературная одаренность шла руку об руку с душевными болезнями.

Уже в своем первом крупном романе «Путешествие вовне» Вулф мимоходом пишет о том, как сложно быть не таким, как все: «На лондонских мостовых красоту никто не ценит, но необычность не проходит даром, поэтому там лучше не быть слишком высоким, не носить долгополый синий плащ и не размахивать в воздухе левой рукой».

В один из мартовских дней 1941 года она ушла из своего загородного дома в Сассексе на прогулку и не вернулась. Ее тело было найдено в реке, куда она бросилась, наполнив карманы своего платья камнями.

XX век, по словам литературоведа Зиновьевой, распространяет категорию безумия, бывшую ранее привилегией творцов на всех людей: «Если, например, Ницше подписывался «распятый в одиночку», то немецкие поэты-экспрессионисты делали это уже целым поколением. У них сумерки кумиров переживает уже все человечество».

Антипсихиатрия против лечения

Так, поэты и писатели, открыв для себя категорию безумия как синоним откровения и постижения сути, недоступной для всех остальных, постепенно причислили к сумасшедшим и всех остальных людей.

Своеобразным продолжением этих идей стало возникшее в 60-е годы в США общественное движение, которое получило название антипсихиатрия.

Именно тогда люди задались вопросом, кто определяет «норму», по каким критериям, и имеет ли он на это право.

«Одна из идей антипсихиатрии, и она имеет под собой некие философские основания, заключается в том, что сама по себе психиатрическая система — это симптом и симптом общества», — рассказывает Михаил Страхов.

Американский психиатр Томас Сас является одним из видных деятелей антипсихиатрии. В своей работе «Миф о психическом заболевании» он заявил, что душевная болезнь не реально существующая вещь, а лишь понятие, выработанное нашей культурой.

По его мнению, «психическое заболевание существует или является реальным точно в том же самом смысле, в котором существовали или были реальны ведьмы».

К этому времени была описана и такая проблема как госпитализм, когда человек не может выйти из психиатрической больницы, потому что становится от нее зависимым.

Движении антипсихиатрии нашло широкую поддержку в Европе, охваченной тогда студенческими волнениями. Однако реальные изменения произошли лишь в Италии. Там в один день было решено закрыть все крупные психиатрические лечебницы.

«После закрытия этих больниц было открыто множество маленьких центров и сделан также акцент на амбулаторное лечение: когда человек не находится в больнице постоянно, а приходит на какие-то консультации. И у психиатрической службы, таким образом, возникла мотивация человека поскорее выпустить», — поясняет Страхов.

Эта реформа, говорит он, в итоге оказалась невероятно дорогой, но многие страны идут по этому пути в той или иной степени.

В России подобные гуманистические идеи стали известны лишь благодаря роману американского писателя Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», который также называют библией антипсихиатрии. Однако закрывать лечебницы пока никто не спешит.

Гениальность | Мир Психологии

ГЕНИАЛЬНОСТЬ

Гениальность (от лат. genius — дух) — высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества.

Гением также называют человека, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на др. людей в течение многих лет» (Р.С. Элберт, 1975). Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности.

Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества. Ср. Талант.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Гениальность (от лат. genius — дух) — высший уровень развития способностей — как общих (интеллектуальных), так и специальных (см. способности; способности специальные).

О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, к-рые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Гениальность — наивысшая степень проявления творческих сил и возможностей человека.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Гениальность — свободно используемый термин, относящийся к самому высокому уровню интеллектуального или творческого функционирования. Человек, обладающий такими возможностями, называется гением. Хотя предпринимались отдельные попытки дать эксплицитное определение этого явления (например, одно время использовался показатель IQ 140 или выше), такие попытки создавали только иллюзию объективности. К сожалению (или к счастью), не существует какого-либо определенного набора свойств, который определял бы гениальность; все модели поведения, включая интеллектуальное и творческое поведение, подчинены ряду «некогнитивных» факторов, таких как Мотивация, темперамент, Эмоции и необходимые характеристики среды, и люди, проявляющие себя как гении в одной обстановке, не обязательно делают это в другой.

Кроме того, бытовой язык внес такую сумятицу в понимание этого термина, что целесообразность его использования в научном контексте сейчас находится под сомнением.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Гениальное открытие не должно быть прагматичным — Российская газета

Альберт Эйнштейн отказался от участия в разработке атомной бомбы. Анна Ахматова не стала на сторону советского режима. Лев Толстой проповедовал непротивление злу насилием. Значит гений — это творец, созидатель, гуманист. А разрушитель, кровопийца, сеятель зла не может считаться гением? Чингисхан, Наполеон, Гитлер — никакие не гении? Обсудим тему с кандидатом филологических наук, директором Государственного литературного музея Дмитрием Баком.

Великие не вписываются в рамки обыденной морали

Что такое гений в вашем понимании?

— Гений — это человек, причем не только деятель искусства, но и ученый, который совершает открытия или делает какие-то неожиданные вещи, прокладывающие для его последователей совершенно новые пути. Например, Достоевский в 1844 году оканчивает Высшее инженерное училище в Петербурге. У него нет никаких средств к существованию. У него есть профессия военного инженера и больше ничего. И он совершает поступок, казалось бы, бытовой. Он садится за письменный стол в нанимаемой им вместе с Григоровичем квартире и пишет брату: «Я буду первый русский писатель». Вот этот юноша, без гроша за душой, не опубликовавший ни строки, происходящий из семейства московского лекаря Мариинской больницы для бедных, говорит: «Я буду первый русский писатель». Это пример гениального жеста, основанный на прозорливой уверенности человека в том, что есть какая-то сила, глашатаем которой он является.

Вы сказали — художник, ученый. А правитель может быть гением?

— В каком-то смысле — да. Потому что еще одно важное условие идентификации гения — его совпадение с какой-то тенденцией, которую остальные пока не замечают.

Он ее выявляет, эту тенденцию?

— Да, впервые для себя и одновременно для других он делает ее явной. Иногда это происходит даже вопреки его частным намерениям. Наполеон, возможно, просто стремился к карьере, не более того. Но его частный эгоистический импульс настолько совпадал с какой-то глобальной тенденцией, что положил начало переустройству Европы. Можно даже предположить почему. Наверное, потому, что Франция, а, может, и вся Европа нуждались в какой-то антитезе Великой французской революции. Революционеры перестраивали мир. Наполеон тоже перестраивает и переустраивает Европу, но — на совсем других началах. На имперских, то есть антиреволюционных.

А, скажем, Иван Грозный? Он какую тенденцию проявил и выразил своим правлением?

— Я думаю, что и здесь есть некое соотношение между личностью с очень сложным характером и государственными деяниями, беспримерными по своей жестокости. То, что делал этот русский царь, возможно, было созвучно каким-то тысячелетним, объективно существующим тенденциям к распространению православной империи в большие пределы. Хотел ли этого Иван Грозный как правитель или он просто решал свои эгоистические задачи — об этом нужно спрашивать историков и психиатров.

Иван Грозный, на ваш взгляд, был воплощением того типа гения, в котором гениальность и злодейство совмещаются?

— По-видимому, так. Думать, что выдающиеся поступки всегда имеют под собой добротную нравственную основу, — очень приятно, это созвучно бытовому воззрению, но так бывает далеко не всегда. В какой-то момент гениальный деятель поднимается над тем, что принято считать допустимым. В том числе и в сфере морали.

С точки зрения обыденной морали Иван Грозный — злодей?

— Да, наверное. В каком-то смысле и Христос действовал абсолютно вне рамок общепринятой морали. Ведь фарисеи упрекают Христа и его спутников в том, что они в нарушение правил вкушают в субботу. Евангельские события не вписываются в моральные нормы, которые были актуальны для современников Христа.

Чтобы открыть мировой закон, надо быть внутренне очень свободным

Кто для вас бесспорный гений?

— Не думал над этим. Но если порассуждать, то бесспорным гением может быть назван человек, который не вынужден «прорастать из сора в стихи». То есть тот, кто изначально несет добро. Это очень серьезный критерий. Возьмем, казалось бы, бесспорный случай: Пушкин. Легкий, жизнелюбивый, жизнеутверждающий человек. Но даже о Пушкине Владимир Соловьев писал статьи, в которых не то чтобы обвинял, но уличал Александра Сергеевича в поступках, которые не достойны его гения.

Гениальное открытие не должно быть прагматичным. Где начинается прагматика, там возникает зло

Возьмем вообще русских писателей. В быту это были люди, мягко говоря, сложные. А многие — просто невыносимые. Есть, пожалуй, три-четыре фигуры, на мой взгляд, безупречные в смысле доброты, расположенности к людям. Это Жуковский, Алексей Константинович Толстой и Короленко. Ну, может быть, еще Волошин. Наверное, они могут быть названы гениями добра.

То есть гениальность предполагает и нравственную составляющую?

— Обязательно. Но это не тот императив, про который говорил Кант. Императивно добрые люди имеют полное право вовсе не быть гениальными.

При наличии малейших признаков «злодейства» вы бы отказали человеку в гениальности?

— Здесь уже все сказал Достоевский в разговоре Ивана Карамазова с братом Алешей — насчет того, что всеобщая гармония не стоит слезинки ребенка. Есть поступки, которые нельзя оправдать даже самыми высокими достижениями в науке или культуре. Принято думать, что открыть закон всемирного тяготения или теорию относительности мог любой человек — и добрый, и злой. Но, мне кажется, чтобы открыть мировой закон, надо быть внутренне очень свободным, не отягощенным сознанием своей неправедности, греховности. То есть быть человеком моральным. Иначе — Сальери.

Нет, ему не все дозволено

Многие гении всех времен и народов были атеистами: Гераклит, Эйнштейн, Фрейд, Сартр, Камю… Может, в каких-то случаях именно безверие позволяет гению нарушать Божьи заповеди?

— Я так не думаю. Вера или безверие сами по себе не могут служить ни стимулятором гениальных деяний, ни, наоборот, гарантией творческого бесплодия. Я не возьмусь судить, как, например, атеизм Менделеева сказался на открытии им Периодической системы элементов. Думаю, что никак.

Все же гений обязан соблюдать закон Божий? Или гению дозволено все — он не «тварь дрожащая», он «право имеет»?

— Нет, ему, как и любому человеку, не все дозволено. И, как любой человек, он обязан соблюдать закон Божий. Но впрямую сопоставлять гениальность с ежедневным кругом человеческих действий, наверное, не стоит. У Лескова есть замечательный рассказ «Однодум». Там очень хорошо показано, что как раз стремление буквально следовать библейским заповедям может вести к неприятным последствиям.

Можно ли измерять поступки гения обывательской меркой? Или в этом нам тоже лучше довериться Пушкину? Я имею в виду знаменитые строчки из письма Вяземскому — о толпе, которая «радуется унижению высокого, слабостям могущего»: «При открытии всякой мерзости она в восхищении: он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы, — иначе».

— Мне кажется, вообще не стоит никого осуждать за грехи. Сказано же: «Не судите да не судимы будете». И там же сказано: «Кто без греха, пусть бросит в нее камень». Ну, например, как относиться к случаям многоженства среди поэтов? С позиций приземленной морали это дурно. Но чем человек самобытнее, тем его поступки более подчиняются каким-то мотивировкам и стимулам, которые со стороны не видны. Нельзя сводить дело к прямолинейным упрекам, типа: «Как он может спокойно спать?» Откуда вы знаете, что он спокойно спит? По словам Пушкина, которого мы с вами здесь то и дело цитируем, художника надо «судить по законам, им самим над собой признанным». Я думаю, это универсальный подход к оценке человека, который является творцом, а гений — несомненно, творец. И законы, им над собой признанные, наверное, не будут законами Раскольникова. Творческий человек не признает над собой законы ненавистнические, которые могут побудить его совершить грех.

Всякий избыток ума и таланта — это бремя ответственности

Гениальность — благо или бремя?

— Бремя. Снова Пушкин, «Моцарт и Сальери». Сальери говорит: «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь. Я знаю, я». Сальери за него знает, почему он гений. Сам гений может этого не знать. Но чем яснее ты осознаешь свою неординарность, тем выше у тебя ответственность. Ты обладаешь властью над умами людей, их настроениями, поступками. Пользоваться этим нужно с большой осторожностью. Всякий избыток ума и таланта — это бремя ответственности.

За свою гениальность гении чем-то расплачиваются?

— Универсальный сюжет здесь — фаустовский. Согласно ему, есть у гениальности какие-то границы, за которыми следует неизбежная расплата, упраздняющая все достижения гения. В гетевском сюжете Фауст просто хотел обрести молодость и любовь. У Томаса Манна в «Докторе Фаустусе» модель та же, но на карту поставлено другое, а именно — гениальная музыка. Ее создает Адриан Леверкюн, который потом наказан смертью своего любимого племянника и отсутствием любви. Но музыка-то остается.

Бесспорным гением может быть назван человек, который изначально несет добро. Это очень серьезный критерий

Получаются два варианта. Либо как у Гете: наказание Фауста уничтожает все его достижения, и тогда Фауст — не гений. Либо как у Манна: музыкальные достижения Леверкюна никуда не деваются, и значит, сам он — гений.

Где начинается прагматика, так возникает зло

Бывают великие открытия и достижения, само предназначение которых — творить зло. Самый банальный тому пример — термоядерный синтез, повлекший создание атомной бомбы. Можно ли на этом основании отказать в гениальности академикам Сахарову, Тамму, Арцимовичу?

— Да, гениальное научное открытие иногда отзывается страшным технологическим изобретением, которое значительную часть этого открытия дискредитирует. Хотя, с другой стороны, гениальное открытие предназначается для гениального, а не бездарного использования. Если сушить пуделя в микроволновой печи, то результат этой процедуры никаким образом не дискредитирует микроволновую печь. Очень часто расплата за гениальные открытия наступает не в силу каких-то грехов, ценой которых добывается это открытие, а из-за неправильного применения. Таких случаев очень много. Есть же известное изречение: что бы ученые ни изобретали, все равно получается оружие.

Но не каждый ученый обязан прикладывать руку к таким изобретениям. Это всегда личный выбор. Эйнштейн, например, отказался от участия в разработке атомной бомбы. Только истинный гений может позволить себе такой поступок?

— Такой поступок может себе позволить действительно великий ученый, который велик еще и потому, что осознает свою ответственность. Но мало кто способен последовать примеру Эйнштейна. К сожалению, технологическая цивилизация так устроена, что наибольшую прибыль здесь приносят изобретения в сфере разрушения, а не созидания. И вся прогрессистская логика — она ущербна. Ущербна хотя уже потому, что вызывает противодействие в виде антиглобалистских акций и мирового терроризма. Гениальное открытие не должно быть прагматичным. Где начинается прагматика, так возникает зло.

С любым незаурядным человеком трудно ужиться

С гением трудно сосуществовать, он не удобен для окружающих?

— По-разному бывает. Возьмите Пушкина и Лермонтова. Жили неподалеку друг от друга: Пушкин — на Арбате после счастливой женитьбы на Наталье Николаевне, а молодой Лермонтов — на Малой Молчановке. Но совершенно разные люди. И один гораздо легче другого. Достаточно взять в руки письма Пушкина к жене, в которых он очень непринужденно с ней общается: «Ты, женка, снова брюхата и пляши на балах». Этот гений оберегает окружающих от себя. Бывает, что с чела гения падают некие демонические слезы, которые невыносимы для окружающих. Но это до тех пор, «пока не требует поэта к священной жертве Аполлон». Как только Аполлон потребовал его к священной жертве, поэт тут же в «широкошумные дубравы» удаляется. То есть деликатно освобождает близких людей от себя. Вообще с любым незаурядным человеком трудно ужиться.

От них исходит свет

Помните, у Давида Самойлова: «Вот и все. Смежили очи гении». А в конце: «Нету их. И все разрешено». Гений служит неким, если так можно сказать, духовным контролером для современников? Пока он жив — не все разрешено?

— Я бы сузил это до гениев нравственности. До праведников, до святых, до блаженных. Потому что от этих людей исходит свет. Те, кто гениален в морально-нравственной, религиозной сфере, — они-то и являются духовными контролерами. А художники — нет. Невозможно представить, чтобы к художнику, пусть даже гениальному, люди ходили за советом, как поступить. А прийти к батюшке — это для верующего человека обычное дело. И в этой сфере тоже есть свои гении — например, Серафим Саровский и Сергий Радонежский. Без этих гениев нравственности нельзя вообразить русский космос.

Ключевой вопрос

А может, вековой спор о совместности или несовместности гения и злодейства не стоит выеденного яйца? Может, это надуманная, искусственная антитеза?

— Нет, это антитеза реальная.

А как же тогда выражение — «злой гений»?

— Гений зла описан в мировой мифологии и литературе. Это тот, кого к ночи лучше не поминать. Это Мефистофель, дьявол, демон, сатана… Это падший ангел, который бросает вызов Богу. Поэтому так важен пример Достоевского, который задумывает в середине 60-х годов два произведения. Одно, так и не созданное, — о положительном, прекрасном человеке. А другое — о великом грешнике. Но не о том, чье имя всуе не поминается, а о человеке, который сознательно, отрефлексированно стремится к злу. Это, например, Ставрогин, который старается совершить такой поступок, который Господь бы не простил и которому не было бы никакого оправдания. Потому что оправдание через покаяние означает возвращение к Господу, возвращение в круг нравственности.

Все-таки гений и злодейство — совместимы?

— Они совместимы. Потому что в противоположность гению зла есть гений добра. Потому что есть святые люди. Хотя чем выше степень святости, тем неодолимее искушение, тем сильнее соблазн. Вплоть до «сойди с креста». Здесь каждому человеку важно угадать свое. Не сопоставлять себя напрямую с какими-то внешними образцами, будь то даже заповеди Нагорной проповеди, а просто понять, что тебе доступно и что тебе запрещено. Найти свою внутреннюю меру — это тоже гениальность. Но эту меру не так-то просто найти. Потому что гений — тайна. Гений — вещь непознаваемая.

Визитная карточка

Дмитрий Бак — филолог, литературный критик, переводчик; профессор Российского гуманитарного университета, директор Государственного литературного музея.

Родился в семье военного врача. В 1983 г. с отличием окончил филологический факультет Черновицкого университета. В 1983-1984 гг. преподавал на кафедре теории литературы и зарубежных литератур Черновицкого университета, был научным редактором университетского издательства. С 1991 года — в Российском гуманитарном университете. Разработал и реализовал несколько научных и прикладных проектов по изучению современной прозы и поэзии. Читал лекции в Университете Гумбольдта (Берлин), Университете Лексингтона (США), Ягеллонском университете (Краков). Член Союза писателей России. Участник литературных программ на радио «Эхо Москвы», «Радио России — Культура», «Сити ФМ», научно-образовательных и просветительских телепрограмм на телеканале «Культура» («Культурная революция», «Апокриф», «Тем временем», «Большие», «Разночтения» и др.). Входит в состав жюри литературной премии «Русский Букер».

Гений и гениальность — Психологос

Гениальность (от лат. genius — дух) — удивительная, восхищающая окружающих способность человека творить, рождать новые идеи, находить верные решения. Гений — человек, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на других людей в течение многих лет» (Р. С. Элберт, 1975). Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности.

Чаще всего гении рождаются в феврале (зачатие в мае). Российский ученый Евгений Виноградов обработал демографическую статистику десяти европейских стран и вывел график рождаемости талантов. Результат получился однозначный — по количеству гениев всех времён и народов февраль является безусловным лидером.
Средний возраст родителей гениальных детей — мать 27, отец 38 лет.

Фильм «Сергей Савельев. О воспитании детей»

По мнению Бориса Акунина​, есть три разных вида таланта, три вида гениальности: гений «гормональный», гений мастерства и гений возрастного угасания. Он пишет: «Очень часто яркий расцвет креативности совпадает с физиологическим расцветом. Такой талант можно назвать «гормональным». Это цветок пышный и красивый. То, на что не хватает ума или вкуса, художник запросто добирает чутьем, энергетикой, «химией», обаянием (бывает, что и отрицательным). Но в пожилом возрасте гормоны буйствовать перестают, верхнее чутье ослабевает, и остаются только технические навыки, которые, конечно, не пропьешь, однако от них и не захмелеешь. И выясняется, что вчерашний кумир неумен, нравственно несимпатичен, скучно тиражирует былые находки или же пускается в эксперименты, за которыми тягостно наблюдать. «Гормональный» гений очень похож на ослепительную красавицу, вся прелесть которой заключается во внешности и секс-магии. Старушки этого сорта часто являют собой депрессивную картину и, когда используют средства, которые когда-то безошибочно срабатывали, выходит только хуже. Для того, чтобы талантливый художник сохранил свою силу, необходимо, чтобы она опиралась не только на тестостерон, но еще на разум и сердце. Такой режиссер снимет свой лучший фильм и на седьмом десятке, как Ингмар Бергман, и даже на восьмом, как Акира Куросава. А если почувствует, что устал, то вовремя остановится, поскольку хватит ума и такта».

А также: «Кроме гениальности «гормональной», каким-то не вполне понятным образом связанной с физиологическим расцветом, есть и гениальность противоположного вектора, связанная с возрастным угасанием. И этот вид талантливости, пожалуй, интереснее и оптимистичнее остальных. Бывает, что человек по-настоящему раскрывается в ту пору жизни, когда принято ставить на себе крест или, во всяком случае, подводить итоги. О будущем задумываться поздно, разве что, как говорится, приглядеть участок посуше.

Вот вам в качестве примера две судьбы. Первая — хрестоматийная, история «полковника Сандерса». Он беспримесный, злокачественный лузер. Рано осиротел, школу не закончил, с тринадцати лет зарабатывал на жизнь, еле перебивался. С огромным трудом заочно выучился на адвоката, но с треском вылетел из профессии после того, как прямо в зале суда поколотил собственного клиента. Ни на одной работе долго не удерживался. Несколько раз пытался создать бизнес и всё время прогорал. Единственное, что у него хорошо получалось — жарить цыплят. Сандерс изобрел новый способ их приготовления, открыл придорожный ресторанчик и даже начал сводить концы с концами, но судьба, казалось, решила доклевать бедолагу. Неподалеку проложили новую трассу, весь трафик перетек туда, и заведение разорилось.

Сандерсу к этому времени стукнуло уже шестьдесят пять. По-хорошему, ему полагалось бы признать свою жизнь окончательно незадавшейся и начать готовиться к переходу в мир более справедливый, нежели этот. Вместо этого старый неудачник придумал превратить свой метод «цыплятожарения» во франшизу и начал продавать ее по всей Америке. Так зародилась сеть «Кентаки фрайд чикен» — один из самых популярных фастфудов в мире. Дедушка стал очень богатым, пожил в свое удовольствие еще немало лет и ушел победителем, а напоследок учредил благотворительный фонд — это лучшая память, какую может оставить по себе богатый человек.

Вторая история — про американскую художницу, которую обычно называют «Бабуся Мозес» (Grandma Moses). Она родилась в 1860 году и прожила тяжелую, малорадостную жизнь. Была женой батрака, родила десять детей, половина которых умерли в младенчестве. В 67 лет овдовела. Интересное началось еще десять лет спустя, когда старая старушка из-за артрита лишилась возможности вышивать и решила писать картины. Собиралась дарить их родственникам и знакомым на Рождество и прочие праздники, чтобы не тратиться на подарки. Рисовать ее никто никогда не учил. Она вообще никакого образования кроме начального не имела. Поэтому малевала, как Бог на душу положит. А Он положил — не поскупился. Бабуся Мозес создала более тысячи полотен. Прославилась и разбогатела. Прожила сто один год. Сейчас считается классиком «наивного искусства». Ее работы висят в почтенных музеях, даже в Белом Доме.

Недавно мне подарили книгу Владимира Яковлева «Возраст счастья» — так она вся состоит из подобных реальных историй: про наших с вами современников, настоящая жизнь которых началась только в старости. Там я прочитал про русскую бабушку, вдруг обнаружившую в себе способности к айкидо, про американского дедушку, в 78 лет ставшего фокусником, и еще много всякого позитива.

Давайте же никогда, ни в каком возрасте и физическом состоянии, не хоронить себя раньше смерти, не говорить, что всё позади и что остается лишь кое-как дожить, доскрипеть. Давайте внимательно смотреть вокруг и внутрь себя. Очень возможно, что самые интересные открытия, как внешние, так и внутренние, жизнь приберегает на десерт.


Личностные качества великих людей, однако, не всегда образец для подражания. А.П. Чехов, по отзывам современников, был бабником и обожал публичные дома. В общем, «сора» было достаточно: «неважный врач, не слишком верный друг, почти ницшеанец и декадент, бросал все свое окружение в качестве прототипов в печку своих рассказов. Многие узнавали себя и обижались».

Гениальность, к сожалению, никак не связана с качествами порядочности человека. Когда А.С. Пушкин писал: «Гений и злодейство — две вещи несовместные», это красивое педагогическое внушение, но не научный факт. С другой стороны, если человек, выдающийся по способностям, будет вызывать у большинства окружающих негативные чувства, люди его способности принизят и к гениям его причислять не будут. Замечено: чаще причисляют к гениям тех выдающихся людей, которые имели создавать сокруг себя круг друзей и почитателей, которые, собственно, и начинали транслировать мнение о гениальности имярек.

Любопытно, Иммануил Кант в принципе был домоседом и не самым общительным человеком, но его известности как философа очень способствовали еженедельные приемы, которые он устраивал для образованной знати своего города. Аналогично, Борис Пастернак регулярно собирал в Переделкино веселые и вкусные застолья для большого круга писательской братии. Не у одного Пастернака было много отличных стихов, но общественное мнение подняло именно его. Дружить — полезно!

Определение гения от Merriam-Webster

гениус | \ ˈJēn-yəs , ˈJē-nē-əs \ множественное число гениев или гениев \ ˈJē- nē- ˌī \

1а множественное число гениев : дух, сопровождающий человека или место

б множественное число обычно гении : человек, который влияет на другого, хорошее или плохое Его обвиняли в том, что он злой гений своего брата.

2 : сильный наклон или наклон : склонность

: особенный, отличительный или идентифицирующий персонаж или дух гений нашего демократического правительства

б : ассоциации и традиции места

c : олицетворение или воплощение, особенно качества или состояния

5 множественное число обычно гении

а : одна четко обозначенная способность или способность … Был гением ладить с мальчиками… — Мэри Росс

б : исключительная интеллектуальная сила, особенно проявляющаяся в творческой деятельности.

c : человек, наделенный необычайным умственным превосходством. особенно : человек с очень высоким IQ.

неформальный

: демонстрирует или предполагает большой ум, умение или оригинальность : блестяще Помните, каким гениальным был Генри Винклер в работе « Арестованное развитие »? — Entertainment Weekly «Я считаю, что игра Линдси Бэкингем на гитаре гениальна, а голос Стиви Никс действительно необычен.»- Джастин Хокинс Какими бы» гениальными «ни были нью-йоркские ребята-рейверы, именно в Великобритании смешение моды и клубной музыки в девяностые было наиболее захватывающим. — Vogue

Можем ли мы определить гений? | Психология сегодня

Гомер, Леонардо да Винчи, Шекспир, Моцарт и Толстой; Галилей, Ньютон, Дарвин, Кюри и Эйнштейн.Что общего у этих всемирно известных деятелей искусства и науки? — кроме того факта, что их достижения насчитывают столетие и более. Большинство из нас, вероятно, ответило бы примерно так: все десять человек своей работой навсегда изменили способ восприятия мира человечеством: каждый обладал чем-то, что мы называем гением. Но если быть более точным, нам чрезвычайно трудно дать определение гениальности, особенно среди людей нашего времени.

Несмотря на его известность и влияние, статус Пабло Пикассо как гения все еще обсуждается, например, как и Вирджиния Вульф в литературе.В науке Стивен Хокинг, хотя широкая публика часто рассматривает его как современного гения, сопоставимого с Эйнштейном, не принимается как таковой физиками, которые полностью понимают его работу; они считают Хокинга лишь одним из нескольких современных светил в области космологии.

Genius, конечно же, в высшей степени индивидуален и уникален, но в то же время обладает неотразимым, неизбежным качеством — как для широкой публики, так и для профессионалов. Идеи Дарвина до сих пор требуют прочтения каждым работающим биологом; они продолжают генерировать свежие идеи и эксперименты по всему миру.То же самое и с теориями Эйнштейна среди физиков. Пьесы Шекспира, мелодии и гармонии Моцарта продолжают перемещать людей в языки и культуры, далекие от их родной Англии и Австрии. Современные «гении» могут приходить и уходить, но идея гения нас не отпускает. Гениальность — это название, которое мы даем качеству работы, которое выходит за рамки моды, славы и репутации: противоположность старинной работе. Каким-то образом гений упраздняет и время, и место своего происхождения.

Слово «гений» уходит корнями в римскую древность; на латинском языке genius описал дух-хранитель человека, места, учреждения и т. д., который связывал их с силами судьбы и ритмами времени.У римлян идея гения не имела необходимого отношения к способностям или исключительному творчеству.

Только в эпоху Просвещения гений приобрел свое совершенно иное, главное современное значение: личность, демонстрирующая исключительные интеллектуальные или творческие способности, врожденные или приобретенные (или и то, и другое). Гомер, несмотря на два тысячелетия почитания как вдохновленного Богом поэта, не стал «гением» до 18 века. Это более позднее употребление происходит от латинского ingenium (а не от genius ), что означает «естественный характер», «врожденные способности» или «талант».Он уже был широко распространен в 1711 году, когда Джозеф Аддисон опубликовал статью о «Гении» в своем недавно учрежденном журнале The Spectator . «Нет ничего более характерного для писателя, чем гений», — писал Аддисон. «В стране нет героического писака, у которого нет поклонников, считающих его великим гением; а что касается ваших соратников в трагедиях, то среди них едва ли найдется человек, который бы не восхищался тем или иным выдающимся гением ».

В середине 18-го века Сэмюэл Джонсон попытался дать определение, которое является узнаваемым современным с акцентом на гениальности как на чем-то достижимом через самоотверженность.Согласно Джонсону, «… [S] поскольку гений, каким бы он ни был, подобен огню в кремне, только чтобы он возник в результате столкновения с подходящим предметом, дело каждого человека — проверить, могут ли его способности Он не может с радостью сотрудничать с его желаниями, и поскольку те, чьим мастерством он восхищается, знали свою силу только по событию, ему нужно, но он должен участвовать в том же начинании, с таким же духом, и может разумно надеяться на такой же успех ».

Вскоре после этого друг Джонсона, художник Джошуа Рейнольдс, отметил в своих «Рассуждениях об искусстве » , что: «Самая большая амбиция каждого художника — считаться гением.Но в 1826 году критик Уильям Хэзлитт предположил в своем эссе «Сознает ли гений свои силы?»: «Ни один действительно великий человек никогда не считал себя таковым. … Тот, кто приходит к своему собственному представлению о величии, должен всегда иметь в своем уме очень низкий уровень этого представления ». Пикассо, например, публично сказал: «Когда я наедине с собой, я не могу считать себя художником. В строгом смысле этого слова. Великие художники — Джотто, Рембрандт и Гойя ».

Научное изучение гения началось с публикации в 1869 г. книги «Наследственный гений: исследование ее законов и последствий » двоюродного брата Дарвина Фрэнсиса Гальтона, основателя психологии, который провел подробное исследование происхождения, жизни и достижений выдающихся людей. физическим лицам и их родственникам, умершим и живым.Но, как ни странно, в книге Гальтона почти нет упоминания о «гении»; не делается попыток дать определение гениальности; и в указателе книги нет записи для слова «гений» (в отличие от слова «интеллект»). Когда Гальтон опубликовал второе издание в 1892 году, он пожалел о своем названии и пожелал изменить его на Наследственная способность . «С моей стороны не было ни малейшего намерения использовать слово« гений »в каком-либо техническом смысле, а просто как выражение исключительно высоких способностей», — написал он в новом предисловии.«В применении слова« гений »есть много неопределенного. Его современники применяют его ко многим молодым людям, но еще реже — биографы, которые не всегда соглашаются между собой ».

Эта неизбежная неточность сохраняется и сегодня. Хотя некоторые люди могут быть широко признаны гениями, не может быть единого мнения о том, кто именно гений, а кто нет. В самом деле, этот парадокс является частью привлекательности гения — для ученых, изучающих гениев, почти так же, как и для «каждого человека» доктора Джонсона.

Определение для изучающих английский язык из Словаря учащихся Merriam-Webster

гений / ˈʤiːnjəs / имя существительное

множественное число гении

множественное число гении

Определение слова GENIUS учащимся

1

[считать]

а : очень умный или талантливый человек : человек с очень редким или выдающимся уровнем таланта или интеллекта
  • Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон были великими учеными гениями .

  • музыкальный / художественный / творческий гений

  • Необязательно быть гением , чтобы понять, что этот план никогда не сработает.

б : человек, который очень хорошо что-то делает 2 а [noncount] : большие природные способности : замечательный талант или ум б [единственное число] : великий или необычный талант или способность — обычно + за 3

[единственное число]

а : очень умное или умное качество б : часть чего-то, что делает его необычно хорошим или ценным

гениальный ход

: блестящая и удачная идея или решение

Определение гения из онлайн-словаря Вебстера

Genius | Определение гения онлайн-словаря Вебстера

Gen´ius

n. 1. Добрый или злой дух, или демон, по предположениям древних, руководящий судьбой человека в жизни; божество-покровитель; сверхъестественное существо; дух, хороший или плохой. Ср. Джинни.
2. Своеобразная структура ума, которой каждый человек наделен природой; характер или умственные способности, которые присущи каждому человеку и которые позволяют ему совершать определенные действия или добиваться особого успеха в любом стремлении; особый вкус, склонность или расположение; как гений истории, поэзии или живописи.
3. Своеобразный характер; оживляющий дух, как нация, религия, язык.
4. Выдающееся умственное превосходство; необычная интеллектуальная сила; особенно, превосходная сила изобретательства или зарождения любого рода, или формирования новых комбинаций; как гений.
5. Человек, наделенный необычайной энергией ума; человек превосходных интеллектуальных способностей и творческих способностей; как, Шекспир был редким гением.
Существительное 1. гений — человек, обладающий исключительными интеллектуальными способностями и оригинальностью; «Моцарт был детским гением»; «он умен, но он не Эйнштейн»
2. гений — необычные умственные способности
3. гений — кто-то ослепительно квалифицированный в любой области150 Синонимы: hotshot, maven, mavin, superstar, virtuoso, whiz, whiz, wiz, wizard, adept, sensation, star, ace, champion
4. гений — исключительные творческие способности
5. гений — природный талант; «у него есть математическое чутье»; «у него есть гений в отделке интерьеров»
А per se, Баба Яга, Каллиопа, Клио, Эрато, Эвтерпа, Гейст, Лилит, Мельпомена, Муза, Полигимния, Терпсихора, Талия, способности, академик, ас, проницательность, острота , адекватность, ловкость, аффлатус, африт, духи предков, ангел, одушевляющий дух, анимация, анимус, склонность, склонность, художественное воображение, проницательность, сопутствующее божество, атуа, баргест, наклонность, телосложение, книжник, босс, мозг, сообразительность , Мозги, Бренд, Яркость, Блеск, Удар, Какодемон, Калибр, Способность, Способность, Вместимость, Состав, Чемпион, характер, Характеристика, Характеристики, Вождь, Вундеркинд, Классик, Ясное мышление, Клерк, сообразительность, Колосс знаний, Командир , компетентность, цвет лица, состав, зачатие, составляющие, телосложение, контроль, взломщик, крушение, творческое воображение, творческая сила, творческая мысль, демон, даэва, даймонион, декан, демон, дьявол, ловкость, дхарма, диатез, расположение, божественное притяжение , приданое, приданое, диббук, действенность, эффективность, одаренность, оживление, оборудование, эсемпластическое воображение, эсемпластическая сила, дух, этос, злой гений, злой дух, злые духи, возбуждение, эксперт, средство, крестная фея, знакомый, знакомый дух, волокно, дьявол, дьявол из ада, огонь, огонь гения, стрельба, первоклассник, фитнес, чутье, сила, фрейм, фуглмен, джин, гений домус, гений места, упырь, гигант обучения, подарок, одаренный ребенок, одаренный человек, одаренность, дары, добрый ангел, добрый гений, добрая рука, зерно, схватывать, великий, хранитель, ангел-хранитель, дух-хранитель, руководство, круговорот, привычка, глава, геллион, выше, домашние боги, оттенок, гуманист, юмор, юмор и тому подобное, инкуб, инфекция, вливание, изобретательность, инстинкт, интеллектуальный гений, интеллектуальное одарение, интеллект, изобретательность, невидимый помощник, джинны, джинния, остроумие, проницательность, доброта, ловкость, ламия, лари и пенаты, лары compitales, laresiliaris, lares permarini, lares praestites, lares viales, лауреат, лидер, ведущий свет, ученый клерк, ученый человек, литератор, литератор, длинный костюм, любитель обучения, светило, маэстро, фокусник, махатма, макияж, задатки, гениальный человек, ученый, литератор, человек деталей , гривы, мастер, рука мастера, вдохновитель, умственная активность, умственный гений, умственный гигант, подвижный ум, metier, кладезь информации, ангел-помощник, плесень, движущийся дух, муза, мифизация, мифизация, мифопея, природный ум, естественный, естественный одаренность, природный дар, природа, сообразительность, сообразительность, сообразительность, несравненность, ум, нумен, образец, части, мастер прошлого, пенаты, филолог, филолог, философ, философ, философ, телосложение, поэтическое воображение, полигистор, эрудит, потенциал, сила, способности, отработанная рука, принципал, вундеркинд, мастерство, собственность, пандит, квалификация, качество, быстрые детали, сообразительность, сообразительность, сообразительность, быстрота, ракшаса, готовность, правитель, мудрец, сатана, ученый смекалка, ученый, схоластик, школьный олман, старший, формирующее воображение, сообразительность, смекалка, шеду, умелая рука, сообразительность, сообразительность, соматотип, род, душа, особое провидение, специальность, призрак, дух, бодрый ум, печать, звезда, полоса, полоса, сильное чутье , сильная сторона, студент, суккуб, таковость, достаточность, высший, сверхчеловек, сверхъестественное существо, суперзвезда, восприимчивость, система, талант, таланты, темперамент, темперамент, склонность, тенденция, добро, величайший, самый нежить, тон, главный пёс, первоклассник, тотем, поворот, бог-хранитель, хранитель, тип, понимание, вампир, вена, виртуоз, ходячая энциклопедия, путь, что для этого нужно, свист, остроумие, волшебник, чудо, йогини

Genius Определение и примеры — Биологический онлайн-словарь

Genius
Происхождение: L.Гений, опора, высшая или божественная природа, которая присуща всему, дух, божество-покровитель или гений человека или места, вкус, талант, гений, от genre, gignere, порождать, производить. См. Пол и ср. Двигатель.
1. Добрый или злой дух или демон, как считалось в древности, руководить судьбой человека в жизни; божество-покровитель; сверхъестественное существо; дух, хороший или плохой. Ср. Джинни. Невидимый гений дерева. (Milton) Мы по-прежнему говорим о гении, но с мыслью о том, насколько изменились! Гений Августа был демоном-покровителем, который должен был поклясться и принимать подношения на алтаре в качестве божества. (Tylor)
2. Своеобразная структура ума, которым каждый человек наделен природой; характер или умственные способности, которые присущи каждому человеку и которые позволяют ему совершать определенные действия или добиваться особого успеха в любом стремлении; особый вкус, склонность или расположение; как гений истории, поэзии или живописи.
3. Своеобразный характер; оживляющий дух, как нация, религия, язык.
4. Выдающееся умственное превосходство; необычная интеллектуальная сила; особенно, превосходная сила изобретательства или зарождения любого рода, или формирования новых комбинаций; как гений. Genius высшего качества подразумевает необычайную интенсивность модифицирующей мощности. (Кольридж)
5. Человек, наделенный необычайной энергией ума; человек превосходных интеллектуальных способностей; как, Шекспир был редким гением.
Синоним: гений, талант.
гений подразумевает высокие и особые дары natu
c81
re, побуждающие ум к определенным излюбленным видам умственных усилий и создание новых комбинаций идей, образов и т. Д. Талант предполагает общую силу интеллекта с особой способностью к формированию. и направлен на конкретные занятия и ценные цели и цели.Гений в большей или меньшей степени связан с упражнением воображения и достигает своей цели с помощью своего рода интуитивной силы. Талант больше зависит от высокой умственной подготовки и совершенного владения всеми способностями, памятью, рассудительностью, проницательностью и т. Д. Отсюда мы говорим о гении поэзии, живописи. И т.д., и талант к бизнесу или дипломатии. Среди английских ораторов лорд Чатем выделялся своим гением; Уильяма Питта за его выдающиеся таланты, и особенно за его непревзойденный талант к дебатам. Genius loci L, гений или верховное божество места; отсюда — всепроникающий дух места или учреждения, например колледжа и т. д.

Каковы характеристики гения?

Многие утверждали, что все рождаются с равным потенциалом. Однако есть люди, которые, кажется, обладают уровнем способностей или навыков, который не поддается веры. Эти люди обычно проявляют черты гения.

Гений определяется как человек, обладающий выдающимися интеллектуальными или творческими способностями или другими природными способностями. Есть определенные исторические и общественные деятели, признанные гениями, в том числе Альберт Эйнштейн, внесший большой вклад в область физики.Вы могли жениться на ком-то, кто считал бы себя гением, но вы можете думать иначе!

Итак, что именно делает гением? И какие общие характеристики у них есть? Чтобы выяснить это, мы подробно рассмотрим гениев, в том числе трех знакомых лиц, которых многие считают выдающимися мыслителями в истории.

Быстрые ссылки

Что такое гений?

Быть гением не так просто, как быть умным или иметь высокий IQ.Хотя интеллект, конечно, является предпосылкой статуса гения, здесь есть и другие вещи, в том числе творчество, самосознание и врожденная способность задавать вопросы, которые мало кто когда-либо задавал.

Именно по этой причине таких, как Альберт Эйнштейн, Стивен Хокинг и Чарльз Дарвин, можно отнести к той же группе гениальности, что и Моцарт, Бетховен и Пикассо. Потому что, хотя на бумаге эти выдающиеся фигуры представляют собой разные миры, они обладают схожей способностью раздвигать границы человеческого мышления и нашего понимания мира.

Итак, определить гения непросто, но можно с уверенностью сказать, что интеллект, креативность и нестандартное мышление — все это играет свою роль в превращении гения в гения.

Каковы характеристики гения?

Гениев не так легко классифицировать. Однако они обладают схожими чертами и характеристиками, каждая из которых способствует их способности видеть мир иначе, чем мы, обычные люди.

Давайте подробнее рассмотрим некоторые ключевые характеристики, которые определяют гений.

  1. Любопытный разум

Само собой разумеется, что вам нужно обладать высокой степенью любопытства, чтобы достичь совершенства. Обладая любознательным характером, вы с большей вероятностью разовьете новые способы мышления и обнаружите ранее неизведанные идеи. Люди, которых считают гениями, часто стремятся к знаниям почти одержимо, сверх того, что средний человек может счесть разумным.

  1. Абстрактные мыслители

Люди с гениальными качествами склонны думать о проблемах и концепциях гораздо более динамично.В результате они вряд ли примут информацию и факты за чистую монету. Вместо этого они захотят бросить вызов общепринятому мышлению и проверить его. Поговорить с кем-то, кто обладает гениальными качествами, может быть непросто, поскольку они могут захотеть бросить вызов вашему образу мышления.

  1. Любители риска

По-настоящему новаторские люди захотят раздвинуть границы. Им не понравится безопасный путь, особенно если они чувствуют, что близки к открытию.Такой подход к жизни иногда может означать, что они подвергают себя риску, будь то физический или связанный с продвижением своей карьеры, но в конечном итоге это может привести к новаторской работе.

  1. Процедура отклонения

Типичные черты гения означают, что им может быть трудно подчиняться нормальному распорядку дня, возможно, потому, что у них в голове постоянно возникают идеи и вопросы. Очень часто люди, достигшие величия, также ведут ночной образ жизни и будут продолжать исследовать свои идеи и придумывать объяснения, пока все остальные крепко спят.

3 знаменитых гения и то, что они подарили миру

Теперь, когда мы выяснили, что такое гении и что им движет, пришло время поместить весь этот разговор в контекст. Здесь мы рассмотрим трех знаковых фигур, которые определяют наше понимание того, что делает гений.

1. Альберт Эйнштейн

Немногие исторические личности улавливают сущность гения так легко, как Альберт Эйнштейн. Физик немецкого происхождения единолично изменил определение науки в 20, и годах, разработав, среди прочего, теорию относительности, которая остается одним из столпов современной физики.

Эйнштейн улавливает самую суть гения. Первоначально его сверстники относились к нему со скептицизмом, но он рисковал и задавал вопросы, которые никто даже не задумывал, — коренным образом изменив наше понимание Вселенной навсегда.

2. Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи, возможно, наиболее известен своими культовыми произведениями искусства, такими как Мона Лиза и Сикстинская капелла, но этот итальянский эрудит для многих является абсолютным гением. Одаренный практически во всем, к чему он приложил руку, да Винчи заложил основу современного мышления, каким мы его знаем, оказав влияние на некоторых из выдающихся гениев в истории, включая Шекспира и Эйнштейна.

Что делает Леонардо да Винчи уникальным среди своих собратьев-гениев, так это его высокий уровень понимания концепций и процессов, выходящий за рамки своего времени. На протяжении столетий были обнаружены груды записных книжек да Винчи, каждая из которых полна теоретической прозы и сложных диаграмм, относящихся к вещам, на реализацию которых потребуются еще пять столетий — от медицинских операций до полета человека.

3. Уильям Шекспир

Невозможно переоценить вклад Уильяма Шекспира в культуру, литературу, философию и английский язык.Любимый бард Англии был на световые годы впереди своих современников, и его творчество продолжает оказывать прямое влияние на писателей, художников и философов здесь в 21, и годах.

Шекспир, как и другие гении, обладал врожденным талантом к мысли. Такому навыку едва ли можно научить, особенно в 16, и годах, когда большая часть населения не умела читать и писать, не говоря уже о том, чтобы переосмыслить английскую литературу на следующую тысячу лет.

Мы надеемся, что вам понравилось это глубокое погружение в то, что движет гениями.Если вы хотите узнать больше о когнитивных способностях и поведении людей, вас заинтересуют наши курсы психологии . Эти курсы дистанционного обучения включают курс психологии A-Level , который рассматривает как познание, так и развитие. Если вы не можете быть гением, возможно, вы сможете попытаться понять их!

Genius: относительное определение. Каждый день меня окружают, возможно,… | Меган Лим

Genius — это родственников, индивидуумов.

Genius делает что-то чрезвычайно сложное простым.

Гениальность — это не показатель таланта или интеллекта. Гениальность — это максимальное раскрытие потенциала каждого человека. Гений — это человек, открывший то действие или идею, которые заставляют его чувствовать непобедимым .

Гении не только мечтают. У них есть визуализации.

Сохраняют жизненную силу в творчестве.

Гении стремятся исследовать зону своего наибольшего дискомфорта.Они преуспевают в постоянно меняющейся системе, в которой они могут идти в ногу через адаптацию и инновации.

Относительность этого определения позволяет гению быть кем угодно, даже за пределами школы и учебников.

Genius может быть тем певцом с гитарой в нижней части вокзала, который зарабатывает 50 долларов чаевых каждый день. Гений может быть тем футболистом, который забивает все голы, или гением может быть ребенком, сидящим на скамейке запасных в каждой игре, но продолжает тренироваться каждый день. Или гением может быть студент, который набирает меньше среднего в каждом промежуточном семестре, но затем выпускает видеоролики на YouTube, упрощающие концепции, с которыми они боролись.

Genius — это писатель, который продолжает писать, хотя его слова никогда не будут прочитаны, или говорящий, чей голос никогда не будет услышан. Для их создания необходима не аудитория, а их настойчивость при ее отсутствии.

Они предприниматели. Они музыканты. Они таксисты.

Таким образом, гений — это не ярлык. Это скорее состояние из . Это наиболее мотивированная и целеустремленная версия того, чем мы можем стать. Это самая необычная интерпретация человека.

Это состояние наделено желанием никогда не соглашаться ни на что меньшее, чем на лучшее.

Genius — это определение идеи, концепции или действия, которое позволяет им войти в зону неприкосновенности. Тогда действие гения — это стремление взять эту идею и понять ее лучше, чем кто-либо другой.

Это человеческая конструкция полного и тотального самовыражения.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *