Ищу смысл жизни: Ученые: поиск смысла жизни ухудшает физическое и умственное здоровье
Перепробовать всё и начать заново: ищу смысл жизни
Статья написана студентом Хекслета. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Привет! Меня зовут Лена (Елена), мне 24 года, и самым сложным в моей жизни оказалось понять, чего я на самом деле хочу. Я до сих пор не могу определиться и найти свой путь.
Я интересовалась рисованием и окончила художественную гимназию, играла на пианино, училась танцевать грузинские национальные танцы (так и не научилась). Когда появился компьютер, начала играть в MMORPG игры и мечтала работать в сфере разработки игр. Увлекалась аниме: все началось с Ходячего замка Хаула и Тетради Смерти. Нормально училась в школе, делала торты и пекла кексы.
Когда мне исполнилось 17, начала работать оператором контактного центра в дневные и ночные смены (не спать ночью на работе оказалось в 100 раз сложнее, чем сидеть за игрой сутками). В 18 лет устроилась на новую работу в академии и параллельно начала изучать программирование (не знаю зачем, но начали с языка С).
В 19 бросила работу тоже и без подготовки поступила в университет на факультет Администрирования Бизнеса (Менеджмент) с 50% гос. финансированием. Почему такая резкая смена сферы интереса? Была очень недовольна и обижена, что на работе из-за отсутствия бумажки о высшем образовании и в силу юного возраста мое мнение ни во что не ставили, хотя оно было весьма релевантным в тех или иных ситуациях.
На третьем году обучения открыла свой собственный магазинчик с товарами для рукоделия с финансированием родителя. Хотела попробовать свои силы в собственном деле, а маме было интересно вязание. Но проблемы начались уже через месяц после открытия магазинчика — началась пандемия. Магазинчик выжил за счет сайта-каталога, который мне удалось сварганить из готовой бесплатной темы WordPress. Затем уже нашла компанию, которая предоставляла коммерческую платформу для магазинов и сделала полноценный интернет-магазин.
На последнем году обучения в университете (все еще на дистанционном обучении, было достаточно свободного времени) решила пройти онлайн-курс частной школы цифровых технологий по основам фронтенд-разработки: HTML, CSS, основы JS. Хотела узнать больше о сайтах и оценить свои силы. Мне понравилось, но я все еще не уверена, мое ли это. Точнее, что именно мне понравилось и чем мне заниматься, что делать дальше?
Сейчас 2022 год. Думаю переехать в маленький тихий город и жить в частном домике со своей собакой. Найти дистанционную работу бухгалтером, графическим дизайнером или все же фронтенд (даже рекламу работы саппорта игроков по видеоиграм встретила).
Хекслет нашла 1 апреля в этом году, когда искала онлайн-курсы по MARKUP и т. п. Добавила в закладки на лучшие времена, а вдруг пригодится. Вчера решила просмотреть доступные бесплатные курсы и решила попробовать заново с самого начала изучать JS, так как теорию HTML/CSS знаю достаточно для начинающего, дальше дело практики.
Хочу сказать, что учебное пособие очень понятное и написано интересным языком. Доступность информации затягивает и не устаешь, сохраняется интерес к предмету изучения. Практические задания дают отдохнуть от текста и поддерживают боевой дух. За вечер прошла 21 урок и сегодня с удовольствием продолжу.
Не знаю к чему в итоге приду, но знания лишними не бывают.
Никогда не останавливайтесь: В программировании говорят, что нужно постоянно учиться даже для того, чтобы просто находиться на месте.
Развивайтесь с нами — на Хекслете есть сотни курсов по разработке на разных языках и технологиях
Земфира Рамазанова цитата: Рената: А в чём смысл жизни? Земфира: Какой смысл жизни? …
— Земфира Рамазанова
Последнее обновление 24 сентября 2022 г.
Темы
жизнь, смысл, жизни, смысл, знатьЗемфира Рамазанова
118российская певица, музыкант, композитор и автор песен 1976Похожие цитаты
„Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни.“
— Николай Александрович Бердяев русский христианский и политический философ 1874 — 1948
„В чём смысл жизни?“
— Жорж-Шарль Дантес французский солдат и политик; убийца А. С. Пушкина 1812 — 1895
спросил однажды Дантес у Александра Сергеевича. «Твоя — во мне», ответил Пушкин и как всегда был прав,..
Вагрич Бахчанян, «Сочинение №29», [2010]
„Найти смысл жизни — это счастье, найти счастье в жизни — это смысл. “
— Владимир Колечицкий 1938
„Смысл жизни ищи в идее, одухотворяющей ее.“
— Андрей Владимирович Лаврухин
„на нашем радио вопрос: «каким вы представляете самый счастливый день в жизни?» Земфира: «ну, наверное когда рожу ребенка» девушка: «а в творчестве» Земфира: «Ну что вы все про творчество, вы женщина, я тоже женщина, хочу ребенка, немедленно»))) (диджей «будьте добры ребят, ребенка можно в студию?») три четыре — ребенок :)“
— Земфира Рамазанова российская певица, музыкант, композитор и автор песен 1976
Из интервью
„Мы все расточаем свои дни в поисках смысла жизни. Знайте же, этот смысл — в Искусстве.“
— Оскар Уайльд ирландский поэт, драматург, писатель, эссеист 1854 — 1900
„Ты ищешь смысла в жизни; но единственный ее смысл в том, чтобы ты наконец сбылся.“
— Антуан де Сент-Экзюпери, книга Маленький принц
Маленький принц
„Смысл жизни ищут от страха смерти.“
— Леонид Генрихович Зорин русский писатель, драматург, сценарист 1924
„Не успеешь найти смысл жизни, как его уже поменяли. “
— Джордж Карлин американский комик 1937 — 2008
„Смысла нет! В жизни вообще нет смысла. Это одна большая черная полоса, и вы уже даже не знаете, когда и почему она началась.“
— Пит Вентц 1979
„Конечный смысл жизни можно найти в нашей повседневной, человеческой жизни.“
— Ду Вэймин 1940
„Человек может найти смысл в жизни, только посвятив себя обществу.“
— Альберт Эйнштейн физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии, общественный деятель-… 1879 — 1955
Высказывания по алфавиту
„Те, кому созидание стало смыслом жизни, не знают противоречий.“
— Андрей Владимирович Лаврухин
„Думаю, сам поиск и является смыслом жизни, и без этого всё было бы как-то бессмысленно. Возможно, когда-нибудь человечество его найдёт, но мне кажется, жизнь человека сама по себе лишена смысла. Смысл человеческой жизни появляется только после смерти человека, и решается другими людьми и поколениями… Так например, мы считаем что смысл жизни Эйнштейна был в том, что он изобрел теорию относительности, а Да Винчи написал Мону Лизу. Не знаю, были ли бы они довольны такой трактовкой…“
— Виктор Львович Гинзбург американо-российский кинорежиссёр, сценарист, клипмейкер 1959
Интервью Break Street (2012)
„Жизнь показала, что нет смысла искать понимания в нелюбящих глазах“
— Андрей Рыбинский
„Если есть смысл в дальнейшем существовании человеческой жизни, то уже не важно, откуда она появилась и как. А знания об истоках эволюции жизни важны не для поиска какого-то особого ее смысла, а для ее сохранения.“
— Зафар Мирзо 1972
„Если не знаете жизнь, пишите о чём-нибудь другом.“
— Леонид Иович Гайдай советский кинорежиссёр, сценарист, актёр 1923 — 1993
„Когда-нибудь я буду говорить хуйню а они будут искать в этом смысл, когда это произойдет, знайте — я зазнался“
— teplokasaniy
„Кто ищет смысл жизни, тот пытается оправдать свое бессмысленное существование“
— Dubrovka Oleg
„Вы никогда не будете счастливы, если будете продолжать искать, в чем заключается счастье. И вы никогда не будете жить, если ищете смысл жизни.“
— Альбер Камю французский писатель-экзистенционалист 1913 — 1960
Связанные темы
- Жизнь
- Смысл
- Жизни
- Смысл
- Знать
Поиск смысла жизни
Поиск смысла жизни Определение
Поиск смысла жизни связан с идеей о том, что люди сильно мотивированы на поиск смысла в своей жизни, то есть на то, чтобы быть в состоянии понять природу своей жизни. личного существования, и чувствовать его значительным и целеустремленным. Жизнь кажется людям значимой, когда они могут удовлетворительно ответить на важные вопросы о своей жизни, такие как кто я, почему я здесь, что действительно важно для меня, что я должен делать со своей жизнью. Это обретение смысла жизни считается в некотором роде фундаментальной мотивацией, согласно которой люди должны воспринимать достаточное количество смысла в своей жизни. Иными словами, ощущение значимости, понятности или целесообразности своей жизни может быть необходимо для психологического функционирования человека.
Предыстория и история поиска смысла жизни
На протяжении тысячелетий попытки понять, что делает жизнь значимой, были задачей художников, теологов и философов. После Первой мировой войны некоторые влиятельные философы утверждали, что жизнь по своей сути бессмысленна. Они считали, что у Вселенной нет высшей цели, и поэтому люди были в одиночестве, пытаясь понять, в чем заключается их индивидуальная жизнь. Однако люди пойдут на многое, чтобы защитить свои представления о том, что такое жизнь на самом деле. Другими словами, они крепко держатся за свои жизненные смыслы. Например, многие люди стремятся защитить определенные религиозные, моральные или научные убеждения перед лицом противоречивых мнений или убеждений. Исходя из этого наблюдения, несколько психологов предположили, что люди должны быть мотивированы, чтобы найти смысл в своей жизни.
Альфред Адлер сказал, что люди врожденно стремятся достичь цели своей жизни, особенно посредством участия в общественной деятельности. Эрик Эриксон предположил необходимость самоинтеграции в дальнейшей жизни. При таком подходе поиск смысла фокусируется на попытках понять свой жизненный опыт и то, что все это означает в общей картине. Эрик Фромм подчеркивал важность смысла в человеческой жизни и предположил, что чувство отчужденности от других и бездумное чувство, мышление и действие в повседневной и рабочей деятельности снижают нашу способность находить жизнь значимой. Абрахам Маслоу считал, что смысл возникает в результате самореализации или полного раскрытия своего потенциала.
Идеи Фромма об отчуждении и автоматизации в современной жизни перекликаются с работами Виктора Франкла, человека, наиболее тесно связанного с психологической работой над смыслом жизни. Опыт Франкла, пережившего немецкие концлагеря Второй мировой войны, убедил его в важности поиска цели жизни. Он чувствовал, что самая большая разница между теми, кто выжил и не выжил в ужасных лагерях, заключалась не в том, сколько их заставляли работать, как мало им приходилось есть или насколько они подвергались воздействию стихии (каждый должен был работать до изнеможения, ни у кого не было достаточно еды, и все были сильно подвержены неблагоприятной погоде). Наоборот, Франкл считал, что принцип Фридриха Ницше — «имея собственное «зачем в жизни», мы уживемся практически с любым «как»» — имел решающее значение. Франкл считал, что все люди должны найти свое собственное, уникальное «почему» — иными словами, свою цель в жизни. Он писал, что те, кто нашел какой-то смысл или цель, с большей вероятностью выжили в концентрационных лагерях, а те, кто потерял свою цель, почти наверняка были обречены. После работ Франкла и его основания логотерапии (буквально, исцеления смысла) психологическая работа над важностью поиска смысла резко ускорилась. Аргумент Роя Баумайстера о том, что смысл жизни в значительной степени коренится в стремлении людей к ощущению цели, ценности того, что они делают, контролю и способностям, а также самооценке, открыл современную эру социально-психологических исследований в поисках смысла.
Необходимо провести два важных различия между поиском смысла жизни и связанными с ним психологическими процессами. Во-первых, хотя Франкл писал, что воля к смыслу побуждала каждого человека находить уникальный смысл своей жизни, другие проводили различие между поиском смысла и наличием смысла. Распространено мнение, что его будут искать только люди, не имеющие смысла жизни. По сути, предполагалось, что поиск и ощущение наличия смысла в жизни являются противоположными концами одного и того же континуума.
Несколько направлений исследований, тем не менее, показывают, что поиск смысла отличается от его наличия. Психологические показатели того, насколько люди ищут смысл и сколько смысла люди ощущают в своей жизни, очень мало пересекаются. Кроме того, предположение о том, что поиск и обретение смысла являются противоположными версиями одного и того же, может быть связано с культурой. Иными словами, среди американцев европейского происхождения (которые часто мыслят категориями индивидуальности и дихотомии) существует небольшая обратная зависимость между ними (чем меньше у вас есть, тем больше вы ищете, и наоборот), тогда как некоторые данные свидетельствуют о том, что что среди людей из более традиционно коллективистских или холистических культур (которые часто думают в терминах отношений или гармонии, например, в Японии) эти две переменные могут быть положительно связаны (чем больше вы ищете, тем больше вы чувствуете, что у вас есть, и наоборот). наоборот). Те, чье культурное влияние находится где-то посередине (например, испанцы), по-видимому, не сообщают о какой-либо связи между ними. Наконец, некоторые данные также указывают на то, что поиск смысла и наличие смысла колеблются в своем отношении друг к другу в зависимости от возраста и этапов жизни. Например, связь может быть менее сильной в юности и более сильной в пожилом возрасте. Молодой человек может искать больше смысла и также чувствовать, что жизнь имеет смысл, тогда как пожилой человек с большей вероятностью будет искать смысл в жизни, если он или она чувствует, что жизнь несколько бессмысленна.
Второе важное различие, которое следует провести, — это поиск смысла жизни и поиск какого-либо смысла в травматическом или неприятном событии. Те, кто пережил травматические события, такие как нападение, потеря любимого человека или выкидыш, часто задаются вопросом, почему это произошло. Часто попытки ответить на такие вопросы называют поиском смысла. Вероятно, правильнее будет назвать их попытками найти ситуативное значение или атрибуцию. Поиск смысла жизни относится к попыткам понять, что означает жизнь человека в целом, а не к более ограниченным попыткам понять конкретное событие.
Важность поиска смысла жизни
Если поиск смысла жизни является важной психологической мотивацией, он должен быть важен для благополучия человека. Мы точно знаем, что наличие смысла в жизни связано с большим благополучием в отношениях, работе и жизни в целом, а также с меньшим психологическим стрессом. Однако мы не можем предполагать, что люди, которые ищут смысл жизни, просто менее счастливы и более огорчены. Поиск смысла жизни может побуждать людей погрузиться в религию, волонтерство, приключения в дикой природе или философию точно так же, как и доводить их до отчаяния. Даже люди, которые уже чувствуют, что их жизнь полна смысла, могут искать более глубокое понимание этого смысла, или пытаются приспособиться к большой перемене в жизни, такой как рождение детей, или они могут искать новые источники смысла. Например, успешный спортсмен может извлечь смысл из спортивных соревнований. Травма, завершающая карьеру, может лишить этот источник смысла, и спортсмен может обратиться к семье, друзьям, религии или социальному служению как к потенциальным новым источникам смысла.
Те, кто находится на самом высоком уровне в поиске смысла, кажутся несколько менее счастливыми, более тревожными и более подавленными, но они также кажутся более открытыми и вдумчивыми в некоторых отношениях, размышляя о своем прошлом опыте и задавая вопросы о природе своих религиозных верований. . То, насколько люди ищут смысл, также меняется изо дня в день. В дни, когда люди ищут смысл жизни, они на самом деле счастливее. Таким образом, хотя люди, которые обычно ищут смысл, менее счастливы, люди, которые ищут смысл на мгновение, наслаждаются процессом в краткосрочной перспективе. В некотором смысле это поддерживает теорию о том, что поиск смысла является важной психологической мотивацией: те, кто способен удовлетворить временно сильные потребности в смысле в течение дня или двух, довольны своим успехом, в то время как те, кому приходится искать более длительное время или которые почти всегда пытаются удовлетворить эту потребность, несчастливы.
Индивидуальные различия в поисках смысла жизни
Люди различаются по силе и интенсивности поиска смысла жизни. В последние годы психологи разработали опросники для измерения этих различий. Недавние усилия по разработке психометрически обоснованных показателей поиска смысла жизни кажутся многообещающими, хотя необходимы дополнительные исследования и развитие теории. Люди, набравшие высокие баллы в поиске показателей смысла, обычно ищут больше смысла и цели в своей жизни. Люди с низким баллом редко ищут смысл и цель. Показатели по этой шкале стабильны даже в течение 1 года, а это означает, что люди, которые обычно ищут смысл жизни сейчас, вероятно, продолжат поиск в следующем году.
Ссылки:
- Baumeister, RF (1991). Смыслы жизни. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- Франкл, В. Е. (1963). Человек в поисках смысла: Введение в логотерапию. Нью-Йорк: Washington Square Press.
- Стегер, М.Ф., Фрейзер, П., Оиси, С., и Калер, М. (2006). Опросник смысла жизни: оценка наличия и поиска смысла жизни. Журнал консультативной психологии, 53, 80-93.
В поисках смысла
В культуре, которая ценит скорость, технологии и потребительские пристрастия, можно подумать, что смысл отходит на второй план. Но стремление людей к смыслу остается сильным. Более 90 процентов из нас говорят, что наша жизнь имеет смысл, согласно обзору литературы, проведенному научным сотрудником Университета Вирджинии Самантой Дж. Хайнцельман, доктором философии, и социальным психологом Университета Миссури Лаурой А. Кинг, доктором философии (
Чтобы помочь клиентам исследовать и развивать больший смысл в своей жизни и пользоваться этими преимуществами, психологи используют стратегии различных методов лечения, включая логотерапию, терапию смыслов, экзистенциальную терапию и комбинацию подходов. Хотя необходимы дополнительные исследования, чтобы показать, какие вмешательства работают лучше всего, такая работа, связанная со смыслом, помогает людям определять, расставлять приоритеты и действовать в соответствии с тем, что для них важнее всего, говорит Клара Хилл, доктор философии, Университет Мэриленда, Колледж-Парк, профессор психологии и автор. книги «Смысл жизни: руководство для терапевта» (АПА, 2018).
«Почти каждая проблема, которую выносят на терапию, — говорит она, — неявно связана со смыслом жизни».
Согласно модели, разработанной исследователями Университета Коннектикута Логином С. Джорджем, доктором философии, и Кристал Л. Парк, доктором философии ( Review of General Psychology , Vol. 20, No. 3, 2016), большинство психологов, изучающих В теме согласны с тем, что люди верят в свою жизнь, когда присутствуют три аспекта:
- Они чувствуют, что их жизнь имеет смысл и имеет непрерывность.
- Их направляют и мотивируют значимые цели.
- Они верят, что их существование важно для других.
Что касается источников смысла, то они, как правило, делятся на две основные категории: значимые отношения и значимое занятие, будь то карьера, хобби или другое творческое занятие. Многие исследования показывают, что отношения занимают первое место, а исследования показывают, что люди испытывают наибольшее чувство смысла, когда удовлетворяются наши потребности в отношениях, когда мы чувствуем свою принадлежность к миру и когда мы чувствуем близость и поддержку со стороны наших семей.
В дополнение к изучению того, что представляет собой смысл, исследователи и практики также изучают то, что Парк называет «созданием смысла»: что мы делаем, когда сталкиваемся с необходимостью переоценить наше исходное чувство смысла из-за внешней проблемы, скажем, развода или заболевание. Исследование Пак показывает, что люди склонны либо переоценивать событие, чтобы оно лучше соответствовало их первоначальным убеждениям и целям, либо пересматривать эти убеждения и цели, чтобы приспособиться к новой информации — процесс, который может занять время и не всегда бывает успешным.
Такие периоды потрясений могут спровоцировать экзистенциальный кризис, который может перерасти в важные возможности для роста, говорит Пол Т.П. Вонг, доктор философии, клинический психолог из Торонто и почетный профессор Трентского университета в Онтарио, Канада.
«Кризисы — это шанс для людей расстаться с мертвой древесиной — ядовитыми привычками или стереотипами — и понять, кто они на самом деле и что действительно важно в жизни», — говорит он.
Разнообразие подходов
Вонг входит в число психологов, разработавших методы лечения, помогающие клиентам вести более осмысленную жизнь. Многие из этих вмешательств восходят к Виктору Франклу, австрийскому психиатру и автору книги «Человек в поисках смысла», впервые опубликованной в 1946, в котором рассказывается о его опыте пребывания в четырех нацистских концентрационных лагерях. После освобождения Франкл приступил к созданию логотерапии, согласно которой основная мотивация человечества заключается в поиске смысла жизни, а не в стремлении в основном к удовольствию или власти, как подчеркивали другие теоретики.
Логотерапия утверждает, что значение основано на устойчивых ценностях, которые исходят из трех основных источников: участия в творческой работе или добрых делах; ценить любовь, добро, правду или красоту; и мужественно относиться к жизненным трудностям. В своей работе с клиентами Франкл использовал такие методы, как дерефлексия (помогая клиентам меньше сосредотачиваться на себе и больше на целях более высокого уровня, таких как помощь другим) и сократовский диалог (задавая открытые вопросы, чтобы помочь людям раскрыть смысловые устремления). Например, если клиент увлечен сохранением окружающей среды, терапевт может помочь ему или ей изучить конкретные способы реализации этого видения, такие как участие в очистке реки или запуск программы утилизации на рабочем месте.
С тех пор другие усовершенствовали работу Франкла. В 2010 году Вонг разработал смысловую терапию, которая включает в себя элементы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), позитивной психологии и результатов исследований смысла. Используя модель, которую он называет ЧИСТОЙ (цель, понимание, ответственное действие и удовольствие/оценка), Вонг помогает людям сбалансировать положительные и отрицательные элементы жизни, помогая им взять на себя личную ответственность и поощряя их к достижению целей или деятельности, которые больше, чем они сами. Исследования показали, что его подход помогает уменьшить стресс и депрессию и улучшить самочувствие (см. «Clinical Perspectives on Meaning», Springer, 2016).
Психотерапия, ориентированная на смысл, — это еще одна форма терапии, основанная на работах Франкла. Разработанный Уильямом С. Брейтбартом, доктором медицинских наук, заведующим психиатрической службой Мемориального онкологического центра имени Слоуна-Кеттеринга в Нью-Йорке, для больных раком на поздних стадиях, это вмешательство противостоит страхам пациентов перед смертью, помогая им понять, что они считают хорошей или значимой смертью. . Это также побуждает пациентов более позитивно относиться к своей жизни, болезни и смерти; подумать, как мужественно выполнять свои обязанности; и соединиться с тем, что заставляет их чувствовать себя наиболее живыми. Кроме того, участники создают «личные проекты наследия», чтобы решить то, что для них наиболее важно, например, восстановить разорванные отношения, заняться волонтерством или посетить место, которое они всегда хотели увидеть.
В двух рандомизированных контролируемых исследованиях Брейтбарт и его коллеги обнаружили, что лечение улучшило у пациентов чувство смысла, улучшило их качество жизни и уменьшило их депрессию и безнадежность по сравнению с контрольной группой ( Journal of Clinical Oncology , Vol. 33, No. 7, 2015; Рак, в печати).
Еще одним средством, помогающим клиентам проникнуть в смысл, является экзистенциальная терапия. Начатая современниками Зигмунда Фрейда, в том числе Отто Ранком и Ролло Мэем, она была обновлена в 1980. Психиатр Стэнфордского университета Ирвин Д. Ялом, доктор медицины. Его модель утверждает, что жизнь по своей сути случайна и бессмысленна, поэтому люди должны создавать собственное ощущение смысла. Способ сделать это, утверждает Ялом, состоит в том, чтобы более полно участвовать в жизни — заниматься делами и людьми, к которым вас тянет и которые вас воспитывают. Оттуда значение естественно возникает, утверждает он. Терапевты могут помочь клиентам преодолеть барьеры на пути к взаимодействию, спросив их, что мешает им делать то, что они хотят, например, больше путешествовать или брать уроки искусства, которыми они давно интересовались. Похоже, что экзистенциальная терапия приносит пользу определенным группам населения, особенно людям с соматические заболевания, результаты исследований ( Журнал консалтинга и клинической психологии , Vol. 83, № 1, 2015).
Поиск смысла также играет центральную роль в терапии принятия и приверженности, или ACT, основанной в 1982 году психологом Стивеном С. Хейсом, доктором философии, из Университета Невады, Рино. Подобно экзистенциальной терапии и терапии смысла, ACT стремится помочь клиентам жить полной жизнью и решать экзистенциальные проблемы. Это также помогает им определить свои ценности, выбрать поведение в гармонии с этими ценностями и использовать стратегии внимательности, осознания и принятия для преодоления жизненных трудностей. По крайней мере, в одном метаанализе сделан вывод, что АКТ эффективна при лечении депрессии и тревоги, но недостаточно доказательств, чтобы считать ее более эффективной, чем другие методы лечения, такие как когнитивно-поведенческая терапия (9).0043 Журнал аффективных расстройств , Vol. 190, 2016).
Использование смысла на практике
В то время как некоторые психологи придерживаются этих конкретных методов в своей работе с клиентами, другие включают элементы этих подходов, практикуя более традиционные формы терапии, включая психодинамическую терапию и когнитивно-поведенческую терапию. Например, когда когнитивно-поведенческие терапевты используют поведенческую активацию, они стараются помочь своим клиентам понять, как они могут включить свои ценности в свои действия, говорит Брюс Лиз, доктор философии, профессор семейной медицины и психиатрии в Канзасском университете, который изучает Подходы КПТ в лечении зависимости. Он отмечает, что когнитивно-поведенческая терапия также делает упор на постановку целей, которая включает формулировку целей, созвучных осмысленной жизни.
Он и другие предлагают следующие дополнительные идеи, чтобы стимулировать поиск смысла у клиентов:
Составьте план. Как и в любом виде терапии, структура имеет ключевое значение, говорит Лизе. При разработке концепции случая он спрашивает клиентов, что для них важно, и использует эту информацию для руководства лечением.
В своей работе Хилл использует модель, состоящую из трех частей, которая побуждает клиентов исследовать свои проблемы, связанные со смыслом, разбираться в них и предпринимать действия по их решению, если они того пожелают. Она также считает, что терапевты, которые занимаются этой работой, должны сами участвовать в подобного рода исследованиях.
«Испытывая глубину и двусмысленность самоанализа, терапевты с большей вероятностью проявляют смирение и сострадание и, таким образом, могут помогать клиентам и поощрять их на пути к самосознанию», — говорит она.
Воспользуйтесь широким обзором. Большая часть смысловой терапии помогает клиентам научиться видеть потенциал в трудных обстоятельствах, развивать устойчивое отношение к страданию и вносить свой вклад в других или в более крупное дело. С этой целью Вонг использует стратегию «двойного видения», чтобы побудить своих клиентов стремиться к будущим идеалам, с одной стороны, и оставаться при этом в настоящем, с другой. Он использует такие стратегии, как ежедневный дневник клиентов, чтобы выразить благодарность за жизненные дары, включая проблемы, и отслеживать иногда ухабистый путь к позитивным изменениям.
Он также применяет когнитивные и поведенческие техники, чтобы помочь клиентам изменить свое эгоцентричное отношение и привычки. Например, тому, кто постоянно жалуется, Вонг может назначить домашнее задание, в котором будет просить его или ее говорить что-то хорошее о человеке или обстоятельстве каждый раз, когда он или она испытывает искушение поворчать.
Испытайте силу историй. Точно так же клиницисты могут использовать элементы обзора жизни и нарративной терапии, чтобы помочь клиентам расширить свои взгляды на жизнь и оценить, где они были и куда они хотят пойти, говорит Майкл Ф. Стегер, доктор философии, создатель широко используемого «Смысла жизни». Анкета и директор Центра смысла и цели в Университете штата Колорадо. Смешение смыслового и нарративного подходов «может облегчить то, какой мы действительно хотим, чтобы наша история жизни была, как мы хотим писать наши истории», — говорит он, и ставит задачи с точки зрения обучения и роста.
Между тем, исследование, проведенное социальным психологом Университета Канзаса Марком Дж. Ландау, доктором философии, предполагает, что метафоры могут быть мощными инструментами для облегчения смысла. На самом деле люди, вероятно, создали метафоры, основанные на культурном или физическом опыте, таком как путешествия или войны, чтобы придать смысл абстрактным жизненным событиям, говорит Ландау, который вместе с Кэтлин В. Вос, доктором философии, и Роем Ф. Баумайстером, доктором философии, отредактировал специальный выпуск о значении в Review of General Psychology (том 22, № 1, 2018 г.).
«Когда мы концептуализируем нашу жизнь с точки зрения этих известных областей, мы придаем ей смысл — структуру и рамки — которых у нее не было раньше», — говорит он.
Серия исследований, проведенных им вместе с доктором наук Мэтью Болдуином и доктором философии Тревором Дж. Суонсоном, показывает, что студенты, которые представляли свою жизнь как путешествие, сообщали о большем смысле жизни, чем те, кто просто писал о своей жизни прямо и буквально. мода ( Я и идентичность , Том 17, № 2, 2017).
Уважайте индивидуальные различия. В то время как близкие личные связи и целенаправленная работа являются универсальными источниками смысла, смысл жизни также различается в зависимости от таких факторов, как возраст клиента, контекст, культура и религия, говорит Хилл. Неудивительно, что необходимость переформулировать свое чувство смысла может разделить любую из этих областей пополам: молодая женщина, выросшая в консервативной религиозной семье, может столкнуться с кризисом смысла, когда осознает, что ее сексуальная ориентация отличается от норм ее веры. Или человек из коллективистской культуры может столкнуться с экзистенциальным конфликтом, когда его жизненные цели не совпадают с целями его родителей. По словам Хилла, из-за сложной, личной природы значения лучшая стратегия терапевта состоит в том, чтобы помочь клиентам исследовать их собственные смысловые проблемы и помочь им найти свои собственные ответы.
«Мы должны прислушаться к ним, чтобы узнать, о чем они думают и откуда берутся их убеждения, и выяснить, как это работает на них», — говорит она.
Не навязывайте смысл. В родственном духе пусть тема смысла возникает органично, советует Хилл. Согласно опросу, который она провела среди 212 практикующих психотерапевтов, только около 12 процентов клиентов приходят на терапию с явной просьбой поработать над смысловыми вопросами ( Counseling Psychology Quarterly 9).0044 , Том. 30, № 4, 2017). В другом качественном исследовании, которое она и ее коллеги провели с 13 опытными психотерапевтами ( Psychotherapy Research , Vol. 27, No, 4, 2017), терапевты рекомендовали подходить к теме с осторожностью. Они согласились, что лучшее время для этого — когда клиенты поднимают этот вопрос или во время серьезных жизненных перемен или кризисов.