Как научиться жить настоящим – Как научиться жить настоящим: 6 практических советов
Как научиться жить настоящим: 6 практических советов
Почему полезно жить настоящим? Хотя бы потому, чтобы не «прозевать» саму жизнь. Ежедневная рутина нередко придает действительности ощущение, как будто мы во сне. Жизнь проходит, сезоны сменяются один за другим, здоровья не прибавляется, и возникает мысль: «А где жизнь-то?» А жизнь здесь и сейчас. Просто мы отвыкли ее замечать.
Как все вернуть?
Как жить настоящим: практические советы
1. Где наше внимание?
По-сути, наша жизнь там, где наше внимание, которое является энергией нашего собственного сознания. Поэтому, в действительности, все просто: направляйте внимание на настоящее, так вы и будете им жить. Но проблема в том, что мы отвыкли направлять внимание на текущий момент. В большинстве случаев, жизнь идет по двум сценариям:
1) Когда все относительно хорошо, мы строим планы на светлое будущее, живем ими, и думаем, что в будущем будем счастливы.
2) Когда все относительно плохо, мы, либо тоже думаем, что в будущем все будет хорошо или, как минимум, получше; либо мы погружаемся в воспоминания о том, как хорошо было в прошлом.
Что же делать? Выработать привычку жить здесь и сейчас. Для этого начните осознавать, куда направлено ваше внимание в данный момент. Можно либо выделять несколько минут, например утром и вечером, чтобы «прочувствовать» текущий момент, либо в течение дня «останавливать» себя, стараясь осознать, что происходит в эти конкретные секунды.
Конечно, можно сказать, что это, своего рода, искусство — жить настоящим, и сразу подобное провернуть будет непросто, но с подходящей практикой, постепенно мы сможет все более отчетливо ощущать настоящее.
Такая практика очень полезна для здоровья. По утверждениям старшего редактора популярного журнала Psychology Today, Джея Дикшита (Jay Dixit), акцентирование внимания на настоящем снижает стресс, повышает иммунитет, снижает давление, положительно воздействует на умственную и эмоциональную сферу. Человек чувствует больше уверенности в себе, а также испытывает больше удовлетворения от жизни.
2. Обращайте внимание на мелочи
3. Улыбайтесь!
Как, например, в йоге — одна из важнейших задач классической практики йоги состоит в овладении своими чувствами и умом (йогаш-читта-вритти ниродхах). Когда йог владеет своим умом, он способен контролировать потоки праны
Подобным же образом, даже имитация положительных проявлений нашего тела в виде улыбки помогает поднять общий эмоциональный тонус.
Хотя, если есть возможность соприкасаться с тем, что вызывает улыбку естественным образом, это еще лучше.
Причем здесь радость и жизнь настоящим?
4. Приносите благо другим
В практике йоги есть такой «раздел», как карма йога. Суть состоит в том, чтобы совершать деятельность без привязанности к плодам этой деятельности, т.е. бескорыстно.
Если мы делаем что-то, что приносит радость или пользу другим, при этом, не желая ничего взамен, причем спонтанно, не пытаясь это как-то запланировать, то получаем позитивный отклик от человека — этот отклик особенно силен из-за «незапланированности» подобного поступка (сюрприз или неожиданность).
В результате, получаются две важные вещи:
- Сильный положительный эмоциональный отклик
- Действуйте бескорыстно и спонтанно
Как уже говорилось выше, положительные эмоции помогают нам лучше осознавать текущий момент (чтобы продлить приятные ощущения).
Деятельность без ожидания награды «отвязывает» нас от будущего (от того времени, когда эта награда должна к нам прийти) — т.е., опять же, помогает нам лучше осознать, что мы делаем именно сейчас.
5. Будьте благодарны
Благодарность относится не только к тому, что кто-то сделать вам нечто приятное. Это может быть благодарность за полученный опыт, за те возможности, что у нас есть, за друзей, за близких — за много, чего и кого.
Благодарность обладает особым свойством: она раскрывает сердце, расширяет сознание, делает человека более чутким, восприимчивым — а все это помогает лучше осознавать реальность, больше ценить и замечать настоящее.
6. Не беспокойтесь
Вот это уже непросто, особенно в наше время, полное различных источников беспокойств. Тем не менее, беспокойства или переживания, как правило, ничего не меняют, за исключением здоровья в отрицательную сторону.
Как говорится в известном утверждении Далай-Ламы XIV:
Если проблему можно решить — не стоит о ней беспокоиться,
Если проблему решить нельзя — беспокоиться о ней не имеет смысла.
Помните, что каждая секунда, проведенная в беспокойстве о будущем — это секунда потерянного настоящего. Что произойдет в будущем, еще неизвестно, но настоящее прямо здесь и сейчас, и оно уходит, т.к. мы его не замечаем.
Переживания уносят наше сознание в будущее с его вымышленными проблемами (они ведь еще не случились, не обрели реальные очертания, поэтому вымышленные; к тому же не факт, что случатся), «отрывая» от текущего момента. Поэтому жить настоящим и беспокоиться о будущем одновременно просто невозможно.
Если есть проблемы, сосредоточьтесь на том, что можно сделать для их решения сейчас. Если сейчас сделать ничего нельзя, найдите или воспроизведите в себе позитивные эмоции — ведь наша жизнь — это, по сути, наш субъективный опыт, который мы получаем в каждый момент времени.
Если мы не живем сейчас, то когда?…
Еще интересные статьи:
denissvetlichny.ru
Жизнь, отложенная на потом: как перестать ждать будущего и жить настоящим
Что такое сценарий отложенной жизни
Понятие «сценарий отложенной жизни» ввёл доктор психологических наук и профессор Владимир Серкин. Изначально — для описания особенностей мышления большинства людей, проживающих на Дальнем Востоке России.
Дело в том, что в этом регионе распространилось — и даже стало восприниматься как нечто вполне естественное — явление «северного сценария». Люди создавали комфортные условия и готовились к жизни, которая наступит позже, когда они исполнят «северную мечту» — переедут на территорию с мягким климатом, купят квартиру, дачу или машину и так далее.
Профессор говорит, что подобное явление ранее уже описывал Редьярд Киплинг. Серкин назвал это «колониальным сценарием», и здесь всё точно так же, как и в случае с северянами. Многие англичане на протяжении десятилетий, проведённых в Индии, считали, что «настоящая» жизнь начнётся, только когда они вернутся в Англию. То есть целых 20–30 лет были как бы «ненастоящими», предвкушающими.
Это лишь пара вариантов, ведь «сценарий отложенной жизни» — более широкое понятие. И явление это не ограничено какой-то конкретной территорией или отдельным отрезком истории.
По «сценарию отложенной жизни» человек длительный период времени — вплоть до десятилетий — готовится к некоему значимому событию или ждёт достижения цели, после чего, как он уверен, и должна начаться «настоящая» и счастливая жизнь.
То есть он просто существует в ожидании. «Выйду замуж и сразу стану счастливой» или «Вот куплю свою квартиру и как заживу!» — человек обозначает для себя момент, до которого он будет жить не в полную силу, но зато потом…
А потом, когда появится квартира, он поймёт, что расслабляться рано: нужно ведь ремонт сделать и ипотеку выплатить! Так что «настоящая» жизнь и счастье снова подождут. И, возможно, так и не наступят.
Чем это явление опасно
Кроме того, что 10–30 или даже больше лет уходят на предвкушение будущего, а не на наслаждение настоящим, есть риск «невроза отложенной жизни» — понятие это также ввёл Серкин.
Человек в этом случае не просто находится в постоянном ожидании, но и не решает важные, актуальные проблемы. Или жертвует чем-то, оставляя дела на потом. Он хочет чего-то, может это сделать, но не делает, потому что решающий момент ещё не наступил.
Человек упускает возможности, не хватается за шансы и копит проблемы.
«Не буду переклеивать ободравшиеся обои, всё равно когда-нибудь переедем». «Когда найду другую работу, начну уделять больше времени себе». «Ребёнок окончит школу, и тогда вернусь к своим хобби и даже освою новые навыки». «Достану этот сервиз, когда будет особый случай». То есть сделаю всё, но лишь когда начну по-настоящему жить.
Важно, что, в отличие от временного воздержания от каких-либо вещей во благо высшей цели, невроз отложенной жизни предполагает годы или десятилетия пассивного отношения к возникающим проблемам и ущемления себя в чём-либо до определяющего момента. Вместо активных действий по улучшению обстоятельств уже сегодня.
Почему мы откладываем жизнь на потом
На вас влияют установки и убеждения
Серкин предполагает, что одной из причин могут быть установки, которые исторически сложились под влиянием религиозных и идеологических учений. И глобальная мысль о том, что ради светлого будущего можно перетерпеть, перенеслась в итоге и на повседневную жизнь.
Реальность не соответствует вашим представлениям об идеале
То будущее, о котором вы мечтали в детстве, не случилось. Вы не оправдали собственных надежд и стали не тем, кем хотели. Но вместо того, чтобы начать менять жизнь уже сейчас, вы просто обещаете , что исполните мечты как только, так сразу. Вроде бы и не отказываетесь от них, просто отодвигаете — снова и снова.
Вы стремитесь к результату ради самого результата
Вы так хотите наконец-то оказаться в этом «счастливом завтра», что изо всех сил пытаетесь приблизить тот момент, после которого оно, по-вашему, начнётся. И забываете, что можно наслаждаться процессом по пути. Но ведь пока вы идёте к цели, проходит и жизнь. Ваша реальная жизнь.
Как научиться жить настоящим
В одном интервью Серкин даёт несколько общих рекомендаций, которые могут помочь победить невроз отложенной жизни:
- Начать что-то делать для достижения своей мечты.
- Полюбить себя таким, какой вы есть, но продолжать работать над собой.
- Понять, чего вы хотите от жизни и что для этого сейчас делаете. Сопоставить списки и скорректировать действия.
- Разработать подробный план действий — обязательно с промежуточными результатами.
- Убедиться, что у вас есть средства и инструменты для достижения цели. При этом цель должна быть достижима.
Если хотите научиться чувствовать настоящий момент — тот самый, который секунду назад был будущим, а теперь стал прошлым, — возможно, вам также пригодятся практики, рекомендованные психотерапевтом Нэнси Колье (Nancy Colier).
1. Задайте себе вопрос «Я здесь?»
Обратите внимание на то, где вы находитесь в данный момент. Заведите привычку спрашивать себя: «Где я сейчас?» или «Я сейчас здесь?». Тело всегда пребывает в настоящем, в отличие от разума, который то уносится в прошлое, то стремится в будущее. Почувствуйте всем своим существом, что находитесь здесь и сейчас.
2. Услышьте звуки
Сконцентрируйтесь на звуках вокруг. Не думайте, откуда они, не пытайтесь их объяснить. Никаких усилий не требуется: просто уловите их и слушайте.
3. Прислушайтесь к телу
Ощутите процессы, которые происходят с вашим телом в данную минуту. Не объясняйте их природу и не называйте их. Просто прочувствуйте и заметьте, что они происходят без каких-либо ваших усилий.
4. Понаблюдайте за дыханием
Почувствуйте процесс, обратите внимание на промежутки между вдохами. Ощутите, как вы и ваше тело дышите. И это также не требует от вас никаких усилий.
5. Соедините внутреннее с внешним
Посмотрите перед собой — что вы видите? Сконцентрируйтесь на звуках. Не переключая внимание, добавьте ощущение вашего тела. Сконцентрируйтесь сразу на внешнем и внутреннем мире.
6. Услышьте свои мысли
Сосредоточьтесь на том, что у вас в голове: на мыслях, голосах и звуках. Не вмешивайтесь, просто наблюдайте за своим разумом в действии.
7. Смотрите шире
Услышьте тишину, которая прячется за гулом мыслей. Найдите спокойствие, которое скрывается за беспрестанным движением мыслей, чувств и ощущений.
Заметьте бесконечность внутри вас и снаружи. Перенесите внимание с объектов, проходящих через сознание, на пространство, в котором они находятся.
8. Почувствуйте своё присутствие
Закройте глаза, ощутите своё присутствие здесь и в данный момент. Почувствуйте вес тела и всю свою суть. Найдите это особое состояние — «я здесь, я существую».
9. Представьте, что «потом» нет
Нет никакого «грядущего события», «висящей задачи» — ничего, что нужно сделать. Перестаньте готовиться и планировать — уберите всё это. Встретьтесь с «сейчас» и представьте, что дел нет и бежать никуда не нужно.
10. Дойдите до конца и вернитесь к началу
Представьте, что это последний миг в вашем теле в том состоянии, в котором сейчас находитесь. Погрузитесь в ощущение себя. Вспомните, что вы всегда были здесь — с глубокого детства и до этой минуты. И всё ещё здесь.
Испытайте, как это — быть собой, когда мысли, чувства, события, убеждения прошли. Ощутите основу своего существования и неуязвимость ко времени.
Цените то, что у вас есть, и помните, что жизнь — это то, что происходит сейчас. Да-да, именно сейчас, в эту самую секунду!
Читайте также 🧐
lifehacker.ru
Искусство жить в настоящем: 15 простых советов
Психологи уверены: большинство наших негативных мыслей вызвано озабоченностью прошлымили тревогой о будущем. Но прошлое не изменить, будущее не предвидеть, и только настоящее — это то, что происходит с нами в эту минуту. Способность иногда «выключать» бесконечный поток размышлений и сомнений, умение фокусироваться на том, что происходит с нами «здесь и сейчас», — полезный навык. Попробуем?
1
Восхищаясь чем-то, помогите себе думать «в настоящем времени». Вы наблюдаете, как дочка выступает с танцем на школьной сцене, и думаете, как будете хвалить ее, какое блестящее будущее ее, возможно, ждет. Вы приехали в отпуск в очень красивое место и думаете… как здорово было бы приехать сюда снова. Но вы уже тут — гордитесь дочкой и смахиваете слезы или любуетесь потрясающим закатом, это происходит прямо сейчас. Насладитесь моментом.
2
Делайте одно дело за раз. Работаете над документом? Закройте ненужные вкладки. Смотрите с мужем кино — отложите телефон, говорите с кем-то — полностью погрузитесь в общение.
3
Не спешите. Проснувшись утром, замедлите себя немного, это даст хороший старт на весь день. Действуйте в спокойном темпе — спешка не поможет сделать больше, а только отвлечет вас и помешает сосредоточиться.
4
Сфокусируйтесь. Когда начинаете что-то делать, мысленно скажите себе: теперь я… (начинаю чистить зубы, открываю рабочую почту). Эта привычка особенно полезна, если вы часто отвлекаетесь.
5
Сократите информационные потоки. Не начинайте день с просмотра соцсетей или новостных ресурсов, этим вы перегружаете себя и свои мысли — и становится намного сложнее сосредоточиться на чем-нибудь и избавиться от мельтешения негатива.
6
Останавливайте своего «внутреннего критика»: постоянное мысленное «перебирание» своих неудач, неподходящих или «не тех» качеств, мешающих достичь успеха, или просто попытка увидеть себя со стороны и оценить мешают вам полностью присутствовать в настоящем моменте. Вы можете придумать стоп-слово, которое помогло бы вам остановить этот внутренний голос, обратиться к своим актуальным чувствам и обратить внимание на то, что происходит вокруг — то есть вернуть себя в этот настоящий момент.
7
Не думайте о том, как именно вы что-то делаете. Это парадокс состояния «здесь и сейчас»: слишком старательно думая о том, что происходит, мы делаем это хуже. Если вы находитесь в ситуации, которая заставляет вас тревожиться — например, выступаете перед аудиторией или катитесь на горных лыжах по незнакомому склону, тревога на тему того, насколько хорошо (или плохо) у вас это получается, будет мешать вам и вызывать дополнительный стресс. Фокусируйтесь меньше на том, что происходит в вашем уме, а больше — на том, что вокруг, меньше — на «внутренних голосах» и больше — на ощущении себя как части чего-то большего.
8Будьте внимательны к себе — к своим чувствам, желаниям и потребностям. Внимательность увеличивает самоконтроль и удлиняет разрыв между импульсом и действием, вы лучше узнаете себя и свои реакции на события, способы регулировать свое поведение. Кроме того, это умение улучшает ваши отношения с другими людьми — потому что, общаясь с ними, вы будете отвечать не автоматически, а осознанно. Вместо того, чтобы нападать в гневе или отступать в страхе, вы получаете возможность сказать себе: «Эти эмоции я чувствую. Как я могу реагировать?»
9
Дышите. Сосредоточенность на дыхании — это один из лучших способов вернуть себя в настоящий момент. Тут нет никакого волшебства, просто дыхание — это то, что всегда с вами, что можно сделать в любое время и в любом месте, и чем лучше работают ваши легкие, тем лучше организм адаптируется к обстоятельствам. Когда вы следите за своим дыханием, вы осознаете, как замедляетесь.
10
Почувствуйте то, что психологи называют «поток» — это неуловимое состояние, в которое можно научиться входить сознательно. Мы оказываемся «в потоке», когда настолько поглощены задачей, что не замечаем ничего вокруг, сосредоточены, находимся в процессе взаимодействия с тем, чем заняты. И хотя время в такие моменты течет незаметно, мы оказываемся в своем «сейчас» особенно глубоко. Для «потока» есть несколько условий: нужно установить такую цель, чтобы она была достаточно сложной, но при этом достижимой, пусть она соответствует вашему уровню — чтобы двигаться к ней было не слишком трудно, но и не настолько легко, чтобы заскучать. Вы должны понимать, каким будет ваш следующий шаг, тогда успехи и неуспехи становятся более очевидными, а обратная связь — быстрой: так пианист мгновенно слышит, когда сыграл не ту ноту. Состояние «потока» не только вдохновляет и окрыляет, но и позволяет почувствовать себя в настоящем времени.
11
Двигайтесь к своему страху, а не от него. У каждого из нас есть множество поводов бояться или беспокоиться, и наша вполне естественная реакция — избегать тех ситуаций, которые принесут нам неприятные мысли, чувства, ощущения. Кто-то боится подступающий старости и стремится любыми способами задержать молодость, а кто-то мучительно боится стоматологов и до бесконечности оттягивает момент его посещения. Но во многих случаях этих негативных чувств и ситуаций просто нельзя избежать, и сопротивление им только усиливает беспокойство и страх. Получается двойная нагрузка: к основному чувству добавляется стресс от него, и мы «боимся страха» и «волнуемся от волнения». Вместо этого отправляйтесь навстречу страху — скажите себе: «Да, я боюсь, и это нормально — так себя чувствовать». Это не значит, что вам будет нравиться все, что с вами происходит, но вы примете это.
12
Отключите автопилот. Наверное, так случается со всеми: мы возвращаемся домой по привычной дороге, и эти 15 минут просто выпадают из памяти, или незаметно пропускаем в метро свою остановку, или читаем книгу — но в какой-то момент ловим себя на том, что понятия не имеем, о чем шла речь на предыдущей странице. В результате часть жизни проживается будто «под наркозом». Лучший способ научиться избегать таких отключений — развивать привычку замечать новое в каждой ситуации, этот процесс создает взаимодействие с настоящим моментом. Когда мы думаем, что мы знаем что-то, мы перестаем обращать на это внимание: мы ходили по этой улице сто раз — поэтому «отключаемся» от реальности. Но, если взглянуть на мир по‑новому, можно заметить, что он всегда разный: его оттенки, игра света, лица людей, даже ощущения и чувства, которые мы испытываем по пути. Приобретая привычку замечать что-то новое, мы признаем, что мир на самом деле постоянно меняется.
13
Перестаньте беспокоиться. Вы не сможете в полной мере оценить то, что происходит с вами сегодня, если вы слишком озабочены тем, что произойдет завтра. Поймите простую вещь: завтра все равно наступит — вне зависимости от того, как сильно вы волнуетесь по этому поводу. Одним только волнением и беспокойством вы горы не сдвинете, так что перенаправьте свою энергию в более полезное русло.
14
Не ожидайте всегда самого худшего из возможных вариантов развития событий. Как минимум постарайтесь остаться в нейтральной позиции.
15
Не упускайте возможность рассказать близким о своей любви или привязанности, сказать кому-то спасибо, выразить благодарность другим способом.
www.goodhouse.ru
Как научиться жить настоящим
«Наконец-то все хорошо: я получила работу, о которой мечтала. Отношения с мужем наладились — мы перестали воевать из-за того, что я сижу дома», — тихо рассказывала Кейт своему учителю медитации Филипу Моффитту. Надо сказать, выглядела она при этом как несчастная погорелица — ее голос был полон трагической безысходности, словно на днях ей пришлось пережить фатальное крушение надежд. Когда Кейт наконец разоткровенничалась, выяснилось, что в ее жизни и теперь мало хорошего: коллеги не отличаются дружелюбием, а офисные стрессы только накалили домашнюю обстановку. Но главный ужас был даже не в этом: до получения должности Кейт четко знала, где кроется проблема, и стремилась ее преодолеть. Тогда она жила ожиданиями: стоит ей найти подходящую вакансию — и все изменится. Теперь ей больше нечего было ждать.
Зал ожиданий
На занятиях по медитации Випассана, которые проводит Моффитт, много времени и внимания уделяется осознанию того, что причина нашего вечного недовольства жизнью не в окружающем мире, а в нас самих. Мы можем сетовать на злодейку-судьбу или вражески настроенных коллег — суть в том, что мы сами создаем себе подобные проблемы. Причина — в наших ожиданиях, порой даже слишком конкретных. История Кейт — яркий тому пример. Еще недавно она могла лишь мечтать о том, что найдет хорошую работу, она ждала, что если это случится, то она наконец-то будет счастлива. Но вот мечта сбылась — а она по-прежнему недовольна жизнью. Более того, с Кейт такое происходит не в первый раз. Она рассказала своему учителю, что всю жизнь находится в плену этого порочного круга: как только получает то, к чему стремилась, жестоко разочаровывается и впадает в депрессию. От которой спасается лишь с помощью новых планов на будущее — как вы уже догадались, ненадолго.
Каждый из нас, абсолютно не замечая того, может стать заложником своих радужных надежд. Ожидания превращают нас в нетерпеливых, раздражительных, недовольных и в результате — глубоко разочаровавшихся в жизни людей. Они подталкивают нас к неправильным решениям и поступкам, лишая способности объективно оценивать реальную обстановку. Мы начинаем вести себя так, словно наши цветистые надежды и мечты — дело решенное и это всего лишь вопрос времени. Ожидания столь коварны, что мы можем оставаться у них в плену даже после того, как поймем, что желаемые изменения уже не произойдут. Филип Моффитт назвал это тиранией ожиданий. Избавиться от деспота-мучителя он и помогает на своих занятиях.
Признаться себе в том, что ты под каблуком у собственных стремлений, непросто. Ведь во многом на них держится вся наша жизнь: чего-то мы ждем от самих себя, чего-то — от близких. Чего-то окружающие ждут от нас, и мы часто не хотим их разочаровывать. Иногда мы ждем чуда, иногда предрекаем худшее. Ожидания бывают глобальными вроде «я найду работу с большей зарплатой, и тогда жизнь устроится» и совсем незначительными — «я успею на встречу, потому что в понедельник меньше пробок». За день мы тысячи раз чего-то ждем и неоднократно раздражаемся, обижаемся, пугаемся и негодуем на устройство мира. Ведь все получилось совсем не так, как мы хотели. Или получилось, но в действительности нам нужно было совсем не то. Мы все время придумываем идеальные модели: что такое счастливый брак, хорошая работа или успех в целом. И начинаем строить жизнь по этому образу и подобию, часто жестоко разочаровываясь в результате. Злимся на людей, когда они отказываются вписываться в придуманные нами рамки идеала — у них ведь есть и свои. Может, стоит наконец выйти из зала ожиданий? Что, если нужный вам рейс давно отменили?
Истина в себе
Тирания ожиданий отравляет жизнь, но мы можем все изменить. Для этого надо понять, как проявляются стремления в нашей жизни, и определить их природу.
Чаще всего ожидания порождает жаждущий ум — так называют его в буддизме. Им движут любые желания, недовольство, тревога. Мир постоянно меняется, хотим мы того или нет, и нам важно сохранять иллюзию контроля над происходящим. Цель медитации, которой учит Филип Моффитт, — сверхсознательность и абсолютное спокойствие. Чтобы прийти к этому, надо определить, что действительно происходит на данный момент, где реальность, а где лишь наши представления о ней и то, чего мы от нее ждем. Ведь интуитивно каждый из нас знает, где истина.
Что было, что будет
Чтобы понять, имеете ли вы дело с ожиданиями или с реальными возможностями, необходимо четко понять разницу между ними. Ожидания заранее предполагают совершенно определенный результат, к которому мы должны прийти в будущем. Они сужают наш выбор, ограничивают воображение и делают нас слепыми — мы уже не видим, что нам предлагает жизнь, и не хотим другого счастья, кроме того, что сами себе предопределили. Мы попадаем в жесткую зависимость от будущего — и от того, насколько оно, по нашему мнению, удачно сложится. Мы не можем быть по-настоящему свободными: получать удовольствия от общения с любимыми или просто радоваться красивому закату. Все, что происходит, воспринимается в контексте наших ожиданий — и пока вы напряженно искали потенциального жениха на вечеринке, пропустили все веселье. Чувствуете ли вы, как это вас подавляет? В этом было бы рациональное зерно, если бы хоть один из нас действительно мог контролировать свою жизнь, а заодно — предугадывать события.
Но разве такое возможно? Отказываться от настоящего во имя будущего — глупая ошибка, которая порой очень дорого нам обходится.
А вот возможности как раз относятся к настоящему времени. Вы живете интересной, полной жизнью — сейчас, в эту секунду. Ориентируясь на те ценности, что не противоречат вашим истинным желаниям и мечтам. Однако вы не рассчитываете, что все будет именно так, как вы задумали, потому что осознаете: будущее неведомо. Реальные радости жизни — вот что доступно вам в текущий момент. Вы живете настоящим, но не отталкиваете от себя интуицию и воображение. «Отвечать, а не реагировать на изменения в жизни — именно эта способность, по моему опыту, отличает свободного человека от того, кто живет ожиданиями и потому неизменно страдает!» — считает Филип Моффитт. Порой, сами того не осознавая, мы можем обижаться и раздражаться на поведение окружающих или происходящие события только потому, что ожидали совсем другого. Мы не наблюдаем за жизнью, а бесконечно ждем от нее подачек — а как иначе назвать те мелкие ожидания вроде «если я похудею, то смогу наконец-то достойно выглядеть на фоне своей подружки», которыми мы питаемся на протяжении всей жизни?
В стране чудес
Путь из мира иллюзий в реальную жизнь не может быть простым. Филип Моффитт говорит, что каждый, кто захочет избавиться от ожиданий, обязательно столкнется с рядом трудностей. «Возможно, вы из тех, кто считает себя свободным от ожиданий как в материальной, так и в духовной жизни, — говорит он. — Мне приходилось встречать людей, утверждавших подобное. Однако за этим, как правило, обнаруживались крушение надежд и прошлые разочарования. Отрицание не есть избавление. Эти люди просто прячутся за мыслью «если я не могу получить желаемое, то мне вообще ничего не надо». Думая так, вы добровольно отказываетесь от борьбы и признаете свое поражение».
Если человек неискренен с самим собой, он не может быть искренним с другими. Тот, кто утверждает, будто ничего не ждет от жизни, закрывает себе доступ к новым возможностям. Между тем отказаться от ожиданий вовсе не значит перестать строить планы на будущее или идти к намеченной цели. Свобода состоит в том, чтобы уметь отвечать на заманчивые предложения, которые подбрасывает нам жизнь, а не обижаться на нее за то, что она отказывается идти по намеченному нами пути. Если вы будете спокойны, рассудительны и честны с собой, то постепенно научитесь этому. Вы по-прежнему будете полны надежд. Но теперь не вы будете зависеть от ожиданий, а они — от вас.
Награда найдет героя
Одним из признаков полноценной медитации является освобождение от ожиданий, которые могут выражаться в нетерпимости, раздражении, в том числе и по отношению к самому себе. Люди очень часто приходят на уроки медитации, заранее надеясь, что смогут достигнуть лучшего результата, чем в прошлый раз. «Это заблуждение, корень которого — в ложном представлении о прогрессе, — считает Филип Моффитт. — Йог хочет добиться определенного успеха в практике и тут же получить знаки и подтверждения того, что он на верном пути. Точно так же вы можете ожидать награды от жизни за то, что вы хороший человек. Вы можете втайне надеяться на признание вашей работы. Вам может показаться несправедливым, что, будучи талантливым писателем, вы вынуждены прозябать в безвестности — без премий и миллионных заработков. И, наконец, вы можете надеяться на то, что Бог воздаст вам за вашу преданность. Все это — примеры заблуждения, порожденного ожиданиями».
Совершенно не нужно при этом осуждать себя за стремления. Гораздо правильнее отнестись к себе с сочувствием, состраданием и… с улыбкой. Будду неоднократно посещало божество, которое он называл Мара и которое испытывало его именно ожиданиями. В таких случаях Будда отвечал: «Я вижу тебя, Мара», после чего Мара исчезал ни с чем.
Филип Моффитт предостерегает своих учеников от смешения двух понятий: иногда они путают ожидания с самодисциплиной. «Зачем стараться, если ничего не ждешь и не планируешь?» И это вопрос мироощущения: живете ли вы в соответствии с определенными ценностями или вас волнует только сам результат. «Будда постоянно предостерегал нас от ожидания каких-либо конкретных результатов, — замечает Филип Моффитт, — но он настаивал на важности трудолюбия, самопожертвования и моральной дисциплины. Прилагая определенные усилия, мы проходим еще одну часть пути. Но контролировать результат наших действий мы не в силах. Более того, мы часто даже не знаем, насколько на самом деле положителен или отрицателен тот или иной результат. Иногда мы безапелляционно решаем для себя, какой исход дела будет считаться хорошим, а какой — плохим. И только спустя некоторое время осознаем, что все, что ни делается, к лучшему».
И жить торопится…
Жизнеописания великих духовных учителей буддизма повествуют не о легкости достижений, не о славе или исполнении желаний. Они — о терпимости, преданности, жертвенности и всеобъемлющей любви. Что отнюдь не значит, будто боль и суровое самоотречение неизбежны (это стало бы еще одним ожиданием, причем негативным). Жить надо настоящим независимо от того, соответствует ситуация тому, чего мы от нее ждали, или нет. Чтобы не оказаться во власти ожиданий, необходимы ясное сознание, сострадание, умение любить и радоваться за других, а главное, внутреннее спокойствие — чтобы суметь принять жизнь такой, какая она есть. Возможно, для многих это тяжелая задача, но она вполне может стать достойной целью любого человека, его путеводной звездой.
«Когда вы живете настоящим, и только им, будущее само о себе позаботится, — утверждает Филип Моффитт. — Мой учитель, почтенный Аджан Сумедхо, называет это верой в настоящее. Нам не дано знать, чем обернется жизнь. Мы не можем быть уверенны, действительно ли таким прекрасным окажется желаемый результат. Но мы можем опираться на главные ценности — любовь и доброту. А что есть более важного в жизни? И что нам может открыть наилучшие перспективы?»
yogajournal.ru
Почему нельзя жить прошлым и как начать жить настоящим?
Статья обновлена:
С каждым человеком происходили события, которые он бы с удовольствием вычеркнул из памяти. Однако не всем удается легко переступить через негатив и жить дальше без оглядки на неприятности. Если вовремя не избавиться от груза прошлого, то он не позволит построить будущее.
Чем это плохо
Многочисленные воспоминания не дают двигаться вперед, накладывая на человека невидимые оковы. Нет ничего плохого в том, чтобы иногда предаться небольшой ностальгии и воссоздать в памяти приятные моменты. Но для того, кто слишком недоволен собой и окружающим миром, такое «погружение» становится способом побега от реальности.
Человек застревает на одном месте и перестает развиваться. У него исчезает мотивация для дальнейших действий, а поставленные прежде цели перестают иметь всякое значение. Такое состояние может длиться годами и даже десятилетиями. Стандартные примеры из литературы и художественных фильмов – вдовы, похоронившие себя заживо после смерти мужей, неудачники средних лет, днями напролет перебирающие в памяти успехи своей юности, мечтатели, которые боятся переходить к активным действиям, потому что помнят, как обожглись в прошлом. Все эти люди в итоге остаются ни с чем. А те, кто все-таки очнулся от иллюзий, с горечью сожалеют о потраченном впустую времени.
Почему отпустить прошлое так сложно?
Хорошие воспоминания заменяют человеку то, чего ему не достает в реальности. Этакое приятное послевкусие, периодически появляющееся в закоулках памяти. Для тех, кому нечем утолить жажду приятных впечатлений, оно становится настоящим наркотиком.
Мы привыкли ценить то, что досталось нелегкой ценой: бережно храним полученные грамоты, выставляем на видное место кубки и дипломы в рамочках. Подобные вещи – это доказательства успеха, глядя на которые, можно с гордостью сказать: «Да, я действительно постарался на славу». Рассматривая их, человек мысленно переносится в тот момент, когда его способности оценили по достоинству. И если нет никаких новых поводов для гордости и самопохвалы, то единственный способ успокоить самолюбие – воскресить счастливый день в памяти. И некоторые люди остаются в нем навсегда.
Что же касается неприятных воспоминаний, то они дают одну важную вещь – повод для оправдания. Старые друзья постепенно отворачиваются, а новых не удается найти? Рассылаемые резюме для работы остаются без ответа? Жизнь кажется серой и тоскливой? И здесь на помощь приходят они – всевозможные оправдания, основанные на событиях прошлого. Больше нет необходимости к чему-то стремиться – зачем, если все усилия бесполезны из-за старых ошибок? Те, кто держится за прошлое, успокаивают себя путем обвинения окружающих в надуманных грехах. Человек, попавший в цепкий капкан собственной памяти, может часами напролет анализировать и выяснять, как та или иная ситуация повлияла на всю его оставшуюся жизнь. Нередко эти размышления доходят до абсурда.
«У меня не складывается личная жизнь, потому что мне приходится строить карьеру вместо того, чтобы с кем-то встречаться. А все из-за родителей, которые отказались оплатить нормальный ВУЗ, и мне пришлось пойти в “местнячковый” университет. Было бы у меня престижное образование – давно бы сидела в кресле начальника и делала, что хотела!» – подобные обвинения не только обидны, но и безосновательны. Никому не дано знать, каким бы образом развивались события в том или ином случае. Пока человек не поймет, что необходимо жить настоящим, он не сможет обрести истинное спокойствие и счастье.
Сброс психологического балласта
Первый шаг на пути к решению проблемы – осознать ее существование. Если вы понимаете, что ваш разум затуманен видениями прошлого, значит, вы готовы к тому, чтобы исправить сложившуюся ситуацию Воспользуйтесь методами, которые помогут освободить память для новых впечатлений.
Исправьте поправимое
Все наши действия имеют последствия. Именно наблюдение за негативным результатом заставляет раз за разом скрупулезно изучать предыдущие поступки. Это бесполезная трата времени, которая теперь уже ничего не даст. Вы не можете вернуться в прошлое и исправить его, зато в ваших силах повлиять на реальность. Жалеете о том, что проводили недостаточно времени с детьми? Дайте им внимание сейчас – взрослым тоже нужны близкие люди.
Недостигнутые цели можно компенсировать нынешними успехами. Необходимо тратить силы на наверстывание упущенных возможностей, а не на сожаления о них.
Перестаньте корить себя и других
Склонность к самобичеванию может проявляться даже в незначительных мелочах. Вместо того, чтобы убрать осколки от нечаянно разбитой кружки, человек пускается в гневную тираду, направленную на себя самого: «какие кривые у меня руки, и зачем я вообще взял эту чашку, мог бы и без нее обойтись!», и так еще полчаса. Вот только это не поможет склеить осколки, а лишь отнимет время и нервы.
Осознайте, что все плохое уже произошло. Исправить допущенные промахи гораздо труднее, если делать это в стрессовой обстановке. Все имеют право на ошибку, в том числе и вы. Люди склонны преувеличивать масштаб событий, на которые они влияют. Никто не умрет из-за того, что вы допустили неточность в позапрошлой годовой отчетности, а про неловкую ситуацию, которая произошла с вами пару месяцев назад, наверняка уже все забыли.
Главное, простите не только себя, но и тех, кто находится рядом. Сложно представить, сколько энергии отнимают обиды, пронесенные через года. Постарайтесь убедить себя в том, что причинившие вам зло люди уже получили справедливое наказание. Возможно, они осознали свою вину и измучились угрызениями совести. Умение прощать – одно из проявлений внутренней силы.
Найдите себе занятие
У занятых людей нет времени на меланхоличные размышления об ушедших днях. Составьте список дел, которые отложены на потом, и приступайте к их выполнению. У вас нет подобных обязанностей? Еще лучше – наполните день полезной активностью. Посвятите свободные часы освоению новых навыков, повышению своих профессиональных качеств, укреплению отношений с близкими людьми. Вам будет попросту некогда пускаться в бесполезные раздумья. Труд отвлечет от лишних мыслей, а результат от приложенных усилий положительно повлияет на жизнь.
Те, кто сожалеет о прошлом, часто испытывают разочарование в своих предыдущих целях и мечтах. Если вы относитесь к такому типу, устройте себе встряску. Найдите новую цель и прикладывайте усилия для ее достижения. Пусть она будет небольшой. Глобальные начинания предполагают глобальный риск, и в случае крупной неудачи вы будете испытывать еще больше переживаний.
Поначалу будет непросто приспособиться к новому ритму. Чтобы облегчить процесс адаптации, соблюдайте режим дня. Доказано, что люди, которые ложатся спать и просыпаются в установленное время, обладают более устойчивой психикой.
Учитесь на ошибках прошлого
Насколько бы плохой ни была ситуация, из нее всегда можно извлечь определенные выводы. Боль – это цена за ошибки, которые вы, научившись на собственном опыте, теперь не допустите. Потратили несколько лет на человека, который предал вас? Да, упущенное время уже не вернуть, зато в следующий раз вы будете с большей бдительностью относиться к новым знакомым и сможете вовремя понять их недобрые замыслы.
Не бывает бесполезного опыта. Пережитый негатив подготавливает к более суровым условиям и позволяет открыть глаза на вещи, которые прежде казались незначительными. Человек может сотни раз слышать о том, что нельзя садиться за руль в нетрезвом состоянии, и все равно проигнорирует эти предупреждения. Но когда он «под градусом» попадет в аварию, то перед следующей поездкой откажется от приема алкогольных напитков. Подобные неприятности дают нам уникальные уроки, которые сложно усвоить при других обстоятельствах.
Когда следует обратиться к специалисту
Постоянное возвращение мыслями к старым денькам – это вредная привычка, от которой вполне можно избавиться самостоятельно. Однако в некоторых случаях навязчивые воспоминания являются признаком посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) – тяжелой реакции, которая возникает в результате травмирующих событий. ПТСР диагностируется врачом и требует профессиональной помощи.
Это не черта характера, а болезненное состояние, доставляющее человеку немало мучений. В таких условиях видения прошлого появляются непроизвольно и заставляют вновь и вновь переживать ужасающие моменты. Свое второе название – военный синдром – это расстройство получило из-за того, что от него страдает множество ветеранов войн. Однако и в мирное время оно нередко встречается среди самых обычных людей. Выделяют несколько факторов, способствующих его появлению:
- участие в боевых действиях;
- смерть близкого человека;
- изнасилование;
- физическое и эмоциональное насилие;
- авиа- и автокатастрофы;
- нищета и голод.
Причем ПТСР может развиться как у того, кто непосредственно пережил описанные ситуации, так и у людей, видевших события своими глазами.
Кроме неприятных воспоминаний, симптомами стрессового расстройства также являются замкнутость и отстраненность. Человеку сложно выстраивать устойчивые эмоциональные связи с окружающими. Он часто испытывает беспричинную злость, плохо спит, старается избегать разговоров на болезненные темы. ПТСР отличается наличием триггеров – определенных звуков, изображений или запахов, которые провоцируют приступ сильной тревоги. Если вы наблюдаете у себя подобное поведение и осознаете, что оно мешает вам жить, обратитесь к психотерапевту.
Отпусти свое прошлое – Мотивационное видео (Мотивация Х)
motivacii-net.ru
Жить настоящим моментом. Как научиться быть здесь и сейчас
Книга «Сила настоящего» была издана в 1997 году и стала откровением для тех, кто устал от тревог, конфликтов и страданий. А они неизбежны, если вы — человек.
Автор книги, немецкий писатель Экхарт Толле, не призывает искать предназначение, путь к себе или к гармонии. Однажды он обнаружил, что можно обходиться без борьбы с миром и обстоятельствами, и теперь учит этому тех, кто хочет жить проще и счастливее.
Где живет счастье
Общество потребления подарило людям много благ и прогресс в целом, но добавило неудовлетворенности. Мы привыкли искать счастье в обладании вещами, но чем сильнее к нему стремимся, тем больше оно нас избегает.
«Все, что находится за пределами вас, может принести лишь временное и поверхностное удовлетворение, — пишет Экхарт Толле. — Но прежде чем вы осознаете эту истину, вам придется пережить много разочарований».
Сам Толле разочаровывался так часто, что личностный кризис настиг его уже к 29 годам. Ответы на свои вопросы он искал в книгах по философии и психологии, но только глубже погружался в тревожность с периодами суицидальной депрессии.
В одну из бессонных ночей Толле уже не мог совладать с собой и задал вопрос, к которому долго шел: «Кто “я”, с которым я сам не могу жить? И кто такой “я сам“?» Ответа не было и в ту ночь все, что он воспринимал как собственную личность, обрушилось. Произошла ее глубочайшая трансформация.
На следующее утро Экхарт проснулся и обнаружил, что пребывает в необычайном внутреннем спокойствии. Он ходил по улицам Лондона, в котором тогда жил, и поражался тому, насколько всё вокруг уравновешено и прекрасно. С этого дня Толле буквально начал жить настоящим моментом. Он осознал, что гармония есть в любой ситуации, а счастье, когда на душе легко, тепло и радостно, от внешних обстоятельств не зависит.
Чем занят наш ум?
«В большинстве случаев страданий и боли можно избежать. Причина боли — мы сами, ведь нашей жизнью руководит оставленный нами без присмотра ум», — пишет Экхарт Толле. Как правило, людям не приходит в голову мысль, что они не отделяют себя от ума, а главное — что может быть иначе.
Результат деятельности ума — не только бесконечная болтовня в голове, но и созданное им эго, защитный экран из критических суждений, определений и ярлыков. Он формирует ложный образ нашего «я», а оно часто тревожится, в чем-то нуждается и не позволяет строить истинные отношения с людьми и Богом. К счастью, ум не всесилен и этот экран можно отключать.
Первые шаги к внутреннему равновесию можно сделать в любой момент: «Начните прислушиваться к голосу, который бубнит у вас в голове, и старайтесь делать это как можно чаще. Обращайте особое внимание на любые повторяющиеся паттерны ваших мыслей: скорее всего, эти заезженные граммофонные пластинки крутятся у вас в голове уже много лет».
Просто наблюдайте за голосом, отмечайте, как появляются и исчезают мысли, но не начинайте их «думать» или анализировать. Вы заметите, что ваше «я» и не смолкающий ум — не одно и то же. И что ощущение бытия в настоящем ничего общего с обычным мышлением не имеет. Постепенно вы откажетесь от отождествления себя с умом, а значит больше не будете размышлять, реагировать и жить автоматически.
Зачем уму раздражение?
Давным-давно, когда люди жили в пещерах, ключевой задачей ума было обеспечение выживания. Тогда рев саблезубого тигра был не просто раздражителем, а сигналом к мобилизации всех сил организма.
Ум и сейчас готов к мгновенной защите и нападению. Как и миллионы лет назад, он постоянно занят сбором, хранением и анализом информации о мире и в любых событиях прежде всего ищет потенциальную угрозу. Каждый раз, когда нас что-то выводит из себя, например, сигнализация, сработавшая в автомобиле на улице, ум «конструирует» это раздражение, чтобы мы разобрались с проблемой, как когда-то решали вопрос с тигром. Чего мы, конечно, в большинстве случаев сделать не можем. И тогда раздражение не помогает, а мешает нам.
Наш ум — это идеальный инструмент для решения любых жизненных задач. Он может быть слишком эгоистичным, зато мы можем лишить его права бесконечно прокручивать один и тот же поток мыслей, винить нас за ошибки прошлого, тревожиться о будущем и делать жизнь невыносимой. От того, какой выбор мы сделаем, зависит, какую роль нам предстоит сыграть: лидера или ведомого, жертвы и страдальца или того, кто обрел истинную свободу.
Экхарт Толле в своей книге «Сила настоящего» чуть ли не до атомов разобрал понятие времени и показал, что прошлое теряет власть над теми, кто не противится жизни, а ценнее осознанности в настоящем моменте нет ничего: «Главное — это присутствие. Главное — сейчас».
По материалам книги «Сила настоящего» Экхарта Толле.
sophia.ru
Как научиться жить НАСТОЯЩИМ
Экология жизни. Психология: Зачем останавливаться на одном часе? Почему мы не можем добавить еще один, чтобы самоконтроль стал нашей структурой на протяжении всего дня?
Зачем останавливаться на одном часе? Почему мы не можем добавить еще один, чтобы самоконтроль стал нашей структурой на протяжении всего дня?
В любой ситуации мы можем жить в одном из трех измерений: в прошлом, настоящем или будущем. Когда мы представляем собой жалкое зрелище на скучной встрече, мы занимаемся одним из двух дел, и оба скверные.
1. Мы окунаемся в прошлое, с тоской и сожалением вспоминая все предыдущие скучные встречи, на которых мы присутствовали.
2. Мы думаем о будущем, попусту тратя время, маясь от нетерпения или строя ложные предположения по поводу того, что последует дальше. Когда мы знаем, что должны пройти тест, даже если мы притворяемся, то заставляем себя жить настоящим. Мы бдительны, осведомлены и внимательны к своему поведению, как и к поведению окружающих, поскольку чувствуем, что в ближайшем будущем нам придется ответить за свои действия.
Настоящее должно быть идеальным. Тут мы формируем себя и становимся лучше. Мы не можем сделать этого в прошлом, оно ушло. Мы не можем сделать этого в будущем, которое есть только в нашей голове, поскольку важные для нас люди еще не появились. Мы можем сделать это только сейчас.
Превращение ежедневных вопросов в ежечасные создает отличную структуру для того, чтобы жить настоящим.
Ко мне пришел Гриффин с проблемой. Гриффин жил в Нью-Йорке, но владел домом на озере в Нью-Гэмпшире, где за 10 лет они с женой подружились с некоторыми соседями, постоянными жителями Новой Англии. В редких случаях, когда соседи из Нью-Гэмпшира приезжали на Манхэттен, Гриффин предлагал им остановиться в своем особняке в Верхнем Вест-Сайде.
Трое детей Гриффина выросли и уехали из дома, так что у них хватало места, чтобы оставить на ночь гостей без особых проблем. Гриффину нравилось быть великодушным хозяином, пока не случилось нечто непредвиденное. Вот его рассказ.
В Нью-Гэмпшире мы очень много общаемся с соседями. Так ведут себя все живущие у озера. И мы были очень рады видеть их в Нью-Йорке. Они не совсем из Новой Англии, не горожане и нечасто бывают в Нью-Йорке. Но после того как у нас остановилась третья пара, нам уже надоело показывать им округу, повторяя один и тот же маршрут по достопримечательностям: статуя Свободы, Мемориал 11 сентября, МоМА и Музей естественной истории. Мы гуляли по Хай-Лайну, Сохо и Бруклину, смотрели мюзиклы, ели в модных ресторанах. Нью-Йорк — наш дом, и мы ходим на бродвейское шоу или в музей, когда нам этого хочется, а не потому, что мы в большом городе всего пару дней и нам нужно успеть посмотреть всё. Я стал сердиться на наших последних гостей: не так сильно, чтобы перестать считать их друзьями, но достаточно, чтобы это заметила моя жена.
Следующая пара собиралась приехать к Гриффину на три дня, и он волновался, что если этот визит затянется, то он испортит впечатление, выдав свои настоящие чувства. (Иными словами, неимоверные усилия, которые ему придется вложить, чтобы сдерживать себя, приведут к истощению, а оно, в свою очередь, — к срыву.)
Его огорчала ситуация, которую он сам же и создал. Чем дольше оставались гости, тем больше вежливое приглашение, которое он продлевал, казалось вторжением в личную жизнь. Его ситуация не так уж отличалась от перспективы ужасного собрания. Как превратить обстоятельства, от которых вы приходите в ужас, в позитивный опыт?
Гриффин был дисциплинирован в оценках себя и верил в ежедневные вопросы.
«Преврати ежедневные вопросы в ежечасные, — посоветовал я. — Когда у тебя в гостях нью-гэмпширские друзья, пусть несколько вопросов касаются того, как ты держишься каждый час».
«Важен только один вопрос, — ответил он. — Стараюсь ли я сделать все возможное, чтобы насладиться обществом друзей?»
Когда гости появились на пороге, Гриффин был к этому готов. Его ежечасный вопрос дал ему структуру, чтобы управлять своим поведением и контролировать себя. И теперь, когда его толкали в модной пиццерии в Бушвике или наступали на ногу в очереди в Американский музей естественной истории (в третий раз за полгода), он получал вибросигнал от своего смартфона.
Гриффин настроил его на конец каждого часа, и тот напоминал ему задать себе простой вопрос: «Стараюсь ли я сделать все возможное, чтобы насладиться обществом друзей?» Это продолжалось весь день. Он мог либо пройти этот тест, либо завалить его. Вот его отчет о десятичасовом путешествии по Нью-Йорку.
Я приготовился к марафону. Я пытался сохранить темп и вначале был полон сил, а на финише едва стоял на ногах. Ежечасные вопросы должны были спасать меня. Через три или четыре часа я стал сильнее. Телефон вибрировал, я оценивал свое поведение, поздравлял себя с тем, что все хорошо, и продолжал в том же духе. К концу дня, когда я по идее должен был дойти до ручки, я включил «автопилот». Это был чудесный день.
История Гриффина, кажется, бросает вызов концепции истощения. Однако она очень показательна. В ожидании ежечасных вопросов Гриффину ничего не оставалось, как наслаждаться ситуацией (иначе он завалил бы свой тест!). И ворчун сам собой выпал из структуры. Гриффину не понадобился суровый самоконтроль, и истощение не наступило.
Когда мы решаем вести себя хорошо и наши первые шаги успешны, мы часто достигаем самореализации — Гриффин назвал ее «автопилотом», — когда нам нет нужды упираться.
Это напоминает первые четыре дня строгой диеты: если мы сможем справиться с первыми шагами, сумеем подавить нежелательные порывы, то с меньшей вероятностью сорвемся. Мы не хотим терять прибыль от нашей инвестиции в свою модель поведения. Хорошее поведение становится капиталовложением, которое мы хотим окупить.
Неужели все так просто? Да. Чем проще структура, тем выше вероятность того, что она приживется. И ежечасные вопросы тоже очень просты: они содержат серию шагов, которые так незаметно переходят один в другой, что мы едва различаем их.
1. Предосознание
Успешные люди обычно хороши в предвидении обстоятельств, когда их поведение может оказаться под угрозой. Они редко попадают в ловушку на тяжелых переговорах, ужасных собраниях, в сложном противостоянии. Они знают, во что ввязываются, еще до того, как войдут в комнату. За неимением лучшего термина я называю это чувство предосознанием. Такие люди напоминают мне спортсменов, которые еще в раздевалке мысленно готовятся выйти на поле, что помогает им четко видеть ситуацию.
2. Вовлеченность
Успешные люди — настоящие мастера активных действий. Выбор ежечасных вопросов в качестве структуры и вербализация специфических проблем — инструмент мотивации, который явно лучше, чем надежда на то, что все образуется само собой. В этом разница между намеченной целью и записью на бумаге.
3. Осознание
Мы особенно уязвимы к причудам окружающей среды, когда игнорируем ее влияние на нас. Ежечасные вопросы вторгаются в наше сознание с завидной регулярностью, устраняют неведение и заставляют нас постоянно быть начеку. У нас нет времени на то, чтобы забыть о нашей ситуации или отвлечься от цели, потому что следующий тест будет через час.
4. Оценка
Оценивая свои усилия, мы добавляем осознанности. Это способ «вручную» усилить сознание. Одно дело — работать в одиночестве, и совсем другое — под пристальным наблюдением. Мы лучше осознаём свои действия, когда за нами наблюдают и судят, — только теперь мы занимаемся этим сами.
5. Повторение
Лучшая часть ежечасных вопросов — частота задачи «прополоскать и повторить». Если мы получили плохую оценку в одном часовом отрезке, у нас есть шанс улучшить показатели через час. По сути, мы даем себе вторую попытку.
Ежечасные вопросы имеют специфическое краткосрочное действие. Было бы непрактично, утомительно и вредно полагаться на них в долгосрочных задачах смены шаблонов поведения, например при создании репутации доброго человека. Несмотря на четкое понимание поставленной задачи «стать хорошим», ежедневных и еженедельных проверок более чем достаточно для дела, которое обеспечивает упорство и постоянство. Вы отвечаете на свои ежедневные вопросы каждый вечер и постепенно пожинаете плоды своих усилий.
Это не так просто, как поменять религию. Вы играете в долгую игру. Ежечасные вопросы — для блицпартии, когда вам требуется строгая дисциплина, чтобы сдерживать импульсы в течение определенного времени.
Здесь уместно вспомнить две универсальные ситуации.
Есть удручающее событие — не просто нудное собрание или незваные гости, а любая ситуация, в которой просыпается наш пессимизм и провоцирует неосмотрительное негативное поведение. Это может быть притворная дружба на корпоративной вечеринке; или напряженное торжество в кругу большого количества родственников; или неприятное родительское собрание в школе.
Если мы приходим туда без особого плана, который помогает нам держать себя в руках и контролировать свои слова и поступки, наш пессимизм становится самосбывающимся пророчеством: мы создаем неудобства, которые сами же и предсказали. Ежечасные вопросы — один из видов структуры, которая поможет справиться с этим пессимизмом. Это наш выбор.
А еще есть люди, выбивающие нас из колеи своим поведением. Например, коллега с высоким назойливым голосом; сотрудник службы технической поддержки, который повторяет один и тот же бесполезный ответ в шести разных вариантах; напыщенный всезнайка в совете школы; человек в супермаркете, который встал перед вами в очередь для тех, у кого меньше десяти товаров, а взял гораздо больше.
Мы встречали таких людей. Но они по-прежнему нас расстраивают. В короткие моменты, когда мы уязвимы для тупости и упрямства другого человеческого существа, ежечасные вопросы помогут нам вновь обрести невозмутимость.
Но вот в чем ирония: я не полагаюсь на ежечасные вопросы, когда попадаю сложные ситуации или имею дело с надоедливыми людьми. Испытанием для меня могут стать события, которых я жду с нетерпением, и люди, общением с которыми я наслаждаюсь.
Рассмотрим, например, перспективу ужина в первоклассном ресторане с десятью моими любимыми клиентами. Немногие станут бояться такого события, и я не из их числа. Моя проблема — неумеренное удовольствие и контроль аппетита. В таких обстоятельствах мне нужно держаться подальше от искушений, которые лежат передо мной на столе (и я не одинок в этом). Но в веселой атмосфере, с прекрасными людьми я еще более уязвим.
Ситуация как будто специально призывает меня отказаться от правил и злоупотреблять всем, чем можно. Все это происходит в конце дня, на пике усталости. Изобилие еды и выпивки искушает. Все вокруг в веселом настроении, что подогревает и мое веселье и еще больше подрывает самоконтроль. Жизнь хороша, говорю я себе, так почему бы не насладиться моментом и не оставить сожаления на потом? Это для меня взрывоопасная среда. Я становлюсь живым доказательством того, что нам нужна помощь именно в те моменты, когда у нас меньше всего шансов ее получить.
Здесь эффективны ежечасные вопросы. Я знаю, что особенно уязвим в этих ситуациях, так что вооружаюсь структурой, которую могу придумать. Я говорю себе, что не буду есть этот потрясающий десерт. Иногда я заключаю пакт с человеком, который сидит рядом: ни один из нас не поддастся на искушение десертом.
Иногда я веду себя как Одиссей, который заткнул уши своим морякам, и прошу официантов не обслуживать меня, если я попробую заказать десерт. Но самым важным структурным элементом остается все то же: я тестирую себя каждый час с помощью вопроса «Стараюсь ли я сделать все возможное, чтобы наслаждаться обществом людей, а не едой?»
Я не всегда ставлю себе высшие отметки. Иногда я ем десерт. Но я не забываю тестировать себя каждый час, и это напоминает мне о том, что я не бессознательная жертва среды. Что бы я ни делал, это мой осознанный выбор. Даже когда я ставлю себе посредственные оценки, глубокое осознание оказывается «чистой прибылью».
Чем больше я полагаюсь на такого рода тестирование себя в опасных ситуациях, тем явственнее осознаю окружающую обстановку, пока она не становится полноправной частью моей личности. Это осмысленное и постоянное изменение, с которым я вполне могу жить.опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet
Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках
econet.ru