Креативишь – Креатив (креативность) — что это такое и можно ли стать креативным

Содержание

Как научить креативить любого желающего

Влад Ситников делает рекламу, которая получает «Каннских львов». И считает, что научить генерить классные идеи и реализовывать их так, чтобы счетчики лайков и шеров зашкаливали, можно каждого. Ситников преподавал в Вышке, ведет курс в школе MACS и вместе с Александром Семиным придумал интенсив «Антикотлер», который пройдет при поддержке T&P уже в эти выходные. Мы поговорили с Владом о том, как учить креативу, что такое эстетика и зачем тому, чье мастерство приходит с практическим опытом, образование философа.

Креативный директор Possible Group Moscow. Обладатель двух «Каннских львов»

Про креатив

— Как можно учить людей креативить? Это разве не про талант и творческие способности?

— Так же, как научить шутить. Здесь нет никакого особого знания, никакой уникальной технологии. Если ты умеешь интерпретировать символы, ты всегда можешь научиться креативить. Интерпретировать символы умеют на самом деле все — потому что мы все живем в одной символической системе.

Так же, как и рисовать на самом деле умеют все. Все же в детстве рисуют. Только годам к десяти разучиваются, потому что начинают стесняться, боятся осуждения.

Или вот вкус. Ему тоже можно научить.

— Развить?

— Да, например через насмотренность. Как учат художников, искусствоведов? Показывают: вот это хорошо, а это плохо. Тем самым передают умение понимать и оценивать. Так же учат рекламщиков.

— И всех можно научить?

— Ну, какая-то градация в способности к обучению есть — кто-то в итоге будет делать плохо, кто-то будет делать средне, кто-то будет делать хорошо, и все будут завидовать. Навык рисовать, шутить и креативить можно дать каждому, но дальше — желание человека совершенствоваться. Можно, конечно, его как-то мотивировать, например розгами, но это не очень гуманно.

— Желание, но также и способности — или нет?

— Наверное. Но уверенно сказать не могу. Мне кажется, когда учиться идет взрослый человек, он со своими способностями более-менее разобрался. Он идет учиться с какой-то определенной целью. С тотальной необучаемостью мне сталкиваться не приходилось.

— По человеку, который приходит учиться, понятно, получится у него или нет?

— Да, обычно понятно — сразу схватит или придется разжевывать. К сожалению, у меня как у преподавателя не всегда есть такое желание — разжевывать. Ну просто потому что мы все умрем и надо экономить время, которое нам дано, чтобы успеть насладиться жизнью.

— Я просто под впечатлением от кампании Beware of Bots❓Для рекламы курса дизайна от онлайн-университета Skillbox был создан бот IIBA (It Is Bot Alarm). Используя открытый API проекта Shodan — поисковика по интернету вещей, — он подключался через открытые порты 9100 к принтерам и отправлял на печать письмо. В письме говорилось, что, согласно прогнозу оксфордских ученых Карла Бенедикта Фрея и Майкла Осборна, к 2024 году более 94% бухгалтеров и аудиторов (то есть тех, чья работа связана с печатью большого количества документов и кто как раз постоянно находится рядом с принтером) потеряют работу, — но тем, кто связал свою жизнь с творчеством, это не грозит. Таким образом бот призывал записаться на курс по дизайну. —

Прим. T&P. Там есть строчка «Становись дизайнером прямо сейчас», и она адресована бухгалтерам, аудиторам, офис-менеджерам. Это преувеличение?

— Нет, почему? Среди тех, кого привлек к обучению Skillbox, есть бывший сторож детского сада, которого, как мне кажется, забрал Александр Ковальский в CreativePeople. Или бывший помощник машиниста, который ушел программистом в Qsoft. Это точно не преувеличение.

Давайте представим, что будет, если человек из первобытного племени увидит картину Малевича или Кандинского. Вряд ли он поймет — для такого нужно быть в контексте. А вот в Венере Милосской он, возможно, увидит красивую даму, гармонию линий, и в нем проснется чувство эстетического. Проявления этого чувства мы видим уже в верхнем палеолите. Возьмите хоть росписи пещеры Ласко. Люди, которые их создали, нигде не учились; они даже говорить еще толком не умели (в верхнем палеолите еще нет даже протоязыка). Но они создали образы, которые понятны и привлекательны для всех нас, потому что у всех нас есть чувство эстетического. Законы эстетики — то же правило золотого сечения — работают для всех.

Но есть еще и контекст, который нужен, чтобы понимать условных Малевича и Кандинского. Про контекст я уже сказал: мы все в нем варимся.

— В том, как реализована Beware of Bots, есть эстетика?

— В рекламе (да и не только — в бизнесе, в искусстве) есть разный уровень реализации идеи. Можно быстро проверить свою теорию — работает или нет — и оставить как есть. Вспомните российскую рекламу 1990-х — она вся была немного ugly, но она же работала, поэтому ее никто не менял. Но потихоньку мы все учимся и наращиваем свой потенциал.

В Beware of Bots мы просто написали бота. Мы долго думали, как это показать. Как показать скрипт, который просто лежит на сервере и рассылает документы на печать? В видеорассказе об этом проекте есть кадры с разными заводскими роботами, хотя наш бот к ним никакого отношения не имеет. Но да, дизайнеру я поставил задачу: покажи работу робота. Поэтому в документах, которые печатает этот бот, такой шрифт, битые пиксели, какие-то графические артефакты. В итоге, да, есть эстетика — в идее и в визуальном решении, демонстрирующем код бота и его работу.

Про прикладные штуки

— Я спрашиваю, потому что в курсе «Антикотлер» вы отвечаете за очень прикладные штуки.

— Да. Пересказываю свою методичку. «Если ты будешь точно повторять шаги, которые я рассказываю, то у тебя точно будут получаться хорошие рекламные кампании». Не нужно быть гением, нужно просто повторить. Плюс есть ряд механик и методик, которые помогают найти креативные решения и идеи, и «если ты еще найдешь клевую идею, то у тебя будет не просто хорошая, а отличная кампания, которая поможет выделиться».

— Если идея хорошая, а реализация так себе…

— Бывает, что не работает. Это как кино с плохим саундтреком. Если плохое кино с хорошим саундтреком, оно может нравиться, а вот хорошее кино с плохим саундтреком — ну такое. Звук сильнее цепляет, чем визуальный образ, больше запоминается, ближе к душе прилегает.

— У меня тут в шпаргалке пометка «спросить про видео Hate Piano».

— Да, пианинко, укулеле. Пианинко вызывает эмоции, так что от него никуда не деться. Было смешно: когда мы делали этот кейс, наши партнеры параллельно выпустили видео, оформленное ровно той же самой мелодией, которую мы тут использовали. Для них это было ударом.

Не могу сказать, что я прямо ненавижу пианинко. Александр Штефанец, автор идеи, как бы намекает, что желательно использовать оригинальную музыку. Когда ты берешь генеративную музыку, написанную не под конкретный проект, появляется доля искусственности. А оригинальная музыка дает доступ к сердечку.

— В музыке роботы нас не заменят?

— Заменят. Есть проект Mubert — искусственный интеллект пишет генеративную музыку. Весьма неплохо. Ее покупают по всему миру, потому что лицензия ничего не стоит.

— В описании курса есть слово «вирусоемкость». Ее можно посчитать, сделать?

— Можно спрогнозировать. Вирусоемкость — это дополнительные просмотры, шеры, лайки, которые генерят сами пользователи тем, что начинают пересылать, показывать рекламу своим друзьям. Вирусоемкость хорошего креатива — где-то 40%. Суперхорошего — тысячи, десятки тысяч процентов, но это если вы что-то смогли в людях затронуть, как-то поцарапать их душу.

Есть вещи, которые всегда работают. Спорт, секс и сенсации всегда будут привлекать внимание человека.

Но любой хайп — это история про «либо получится, либо нет». Сейчас хайп связан обычно с социографами в YouTube, «ВКонтакте», Facebook, но соцсети же все время меняют код: ты думаешь, что это запускается так-то, а оно изменилось и не работает.

— Как пробиться к человеку, когда информационный поток такой плотный?

— Трудно, поэтому нужна хорошая идея. Можно, конечно, брать частотой и широтой охвата. Сейчас в телевизионном рекламном блоке иногда есть повторяющиеся ролики — в начале и в конце. Два раза одна и та же реклама, чтобы лучше запомнилось.

— DDOSят потребителей.

— Да, либо DDOSишь человека, либо ищешь к нему ключик.

Про образование

— Что вас бесит в индустрии?

— Глупость. Отсутствие вкуса.

— А какие-то грабли, на которые все наступают и уже нет сил смотреть?

— Да нет такого, мы же все на ошибках учимся. Такая уж у нас дисциплина. Хоть и преподается в университетах. Мне тут рассказали, что на моем факультете — я философский факультет МГУ заканчивал — открылось отделение рекламы. Я им: «Бесплатно! Альма-матер! Я готов! Я читал в Вышке, у меня материал, у меня опыт непосредственный, я делаю то, что вы потом видите на экранах. Почему вы меня не приглашаете?» Не отвечают. Грустно. Обучение в рекламе всегда идет через непосредственный практический опыт. Очень надеюсь, что преподаватели рассказывают, как делать рекламу, не по книгам, а через свои реализованные проекты.

— Зачем тогда учиться?

— Это как с бизнес-образованием: на кейсах. Я даю методичку, инструкцию. У нас, конечно, люди инструкций не читают. Но я надеюсь, что после нашего интенсива они начнут делать рекламу, не прочитав инструкцию; скорее всего, у них не получится, и тогда они в инструкцию заглянут. И какую-то пользу извлекут.

— Зачем философский факультет?

— Шел за ответами на вопросы и их получил. А вообще мне это помогает в работе. Я по специальности религиовед. Религия и реклама! У меня есть статья, где я объясняю, как они взаимосвязаны. Постоянно это использую в работе, это бэкграунд, который позволяет делать то, что я делаю. Вообще все, чему меня учили, мне пригодилось. Кроме французского.

— Есть мнение, что в 16 лет выбирать, в какую фундаментальную область идти, рановато.

— Физика, математика, философия, история — все это абсолютно подходит для 16-летнего человека, потому что проявляет его личность.

— Но вы когда человека нанимаете, вряд ли смотрите на диплом.

— Вообще не смотрю, мне важно портфолио.

— Что вы поняли, когда сами начали преподавать?

— Только лекции — это плохо. Всегда и везде нужен практикум.

— А каким был самый неудачный преподавательский опыт?

— Я два года читал в Вышке курс ДПО и ушел, потому что… Был момент, когда я пытался объяснить, как оценивать эффективность рекламы, как выделять на нее деньги. Мне надо было подтолкнуть слушателей к мысли, что реклама — это расходная статья. И я спрашиваю: «Где реклама в бюджете?» Ну, чтобы они ответили, что в расходах. А они мне: «снизу», «сверху». То есть они мыслят унаследованным от предыдущих поколений менеджеров экселем. И я понял, что больше не могу. Очень тяжело, когда у людей нет способности заглянуть за горизонт.

— Вы же говорили, что всех всему можно научить.

— Можно. Просто вот этим мне заниматься не хотелось.

— Каких скиллов не хватает в индустрии рекламы?

— Английский не у всех на уровне.

— Ну письмо-то по-английски написать все могут.

— Нужно не письмо уметь писать, нужно быть включенным в глобальный контекст, потому что все тренды приходят к нам на английском языке. Еще не хватает хорошего русского языка: грамотность — большая проблема. Не хватает искусствоведческого образования. Оно как раз дает ту самую насмотренность, когда вы с человеком не спорите о композиции, потому что оба понимаете, почему она должна быть именно такой.

Про все остальное

— Чему бы вы хотели научиться, если бы могли выбрать любой курс?

— Мне сейчас интересны две вещи — нейронные сети и Python (потому что как раз на нем нейронки и пишут). Хочется прикоснуться к тренду, который я пока не до конца понимаю. Я даже записался на курс от «Яндекса», но пока не успел его открыть.

— Какой глобальный тренд вас больше всего драйвит, а какой — пугает?

— Мне нравится все, что связано с космосом. А пугает… Как нас учил профессор Доброхотов, культуру нельзя оценивать, ее надо принимать как есть. Поэтому я стараюсь не пугаться, а разбираться, почему что-то происходит так, а не иначе.

— На стене у вас при этом висит жопа.

— У меня еще целый Instagram #jopaworld с жопами, и книжка с жопами. Потому что весь наш мир — одна большая задница. Надо это принимать и уметь с этим жить. Вон там еще лежит подушка-жопа.

— Да, а рядом с ней — благодарственное письмо от командира части за поддержание армейской дисциплины. Помогает вам этот ценный навык в работе?

— Я раньше переживал, что в агентстве дисциплины мало, потом забил. Есть дедлайны, есть мотивация. Дисциплина не нужна, если люди понимают, зачем они вообще здесь.

theoryandpractice.ru

Что Такое креативить- Значение Слова креативить

 наст.прош.повелит.
Якреати́влюкреати́вил
креати́вила
 —
Тыкреати́вишькреати́вил
креати́вила
креати́вь
Он
Она
Оно
креати́виткреати́вил
креати́вила
креати́вило
 —
Мыкреати́вимкреати́вили
Выкреати́витекреати́виликреати́вьте
Оникреати́вяткреати́вили —
Пр. действ. наст.
Пр. действ. прош.
Деепр. наст.
Деепр. прош.креати́вивши, креати́вив
Пр. страд. наст.*

slowari.ru

креативный — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.креати́вныйкреати́вноекреати́внаякреати́вные
Рд.креати́вногокреати́вногокреати́внойкреати́вных
Дт.креати́вномукреати́вномукреати́внойкреати́вным
Вн.   одуш.креати́вногокреати́вноекреати́внуюкреати́вных
неод.креати́вныйкреати́вные
Тв.креати́внымкреати́внымкреати́вной креати́вноюкреати́вными
Пр.креати́вномкреати́вномкреати́внойкреати́вных
Кратк. формакреати́венкреати́внокреати́внакреати́вны

кре-а-ти́в-ный

Прилагательное, относительное и качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

Корень: -креатив-; суффикс: ; окончание: -ый.

Произношение

  • МФА: [krʲɪɐˈtʲivnɨɪ̯]

Семантические свойства

Значение
  1. связанный с творчеством, созиданием, занимающийся творчеством ◆ Новая Россия оказалась между Сциллой и Харибдой: чтобы развивать постиндустриальную экономику, необходим работник рыночного типа (самостоятельный, креативный, предприимчивый), но для его воспитания сначала нужно создать классическое рыночное хозяйство индустриального типа. , 15 января 2003 г. // «Неприкосновенный запас» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от лат. creativus «creativus», далее из creare «творить»; родств. crescere «расти», из праиндоевр. *ker- «расти».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Анаграммы

Библиография

  • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов XX века. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2014. — ISBN 978-5-86007-637-2.

ru.wiktionary.org

15 доступных способов, как стать более креативным | Альянс Свободных Предпринимателей

Если вы столкнулись с какой-то сложной задачей или пытаетесь превратить рабочую рутину во что-то более интересное, то наверняка задаетесь вопросом, как это сделать. И ответ может прийти неожиданно — попробуйте решить задачу более креативно, подойти к ней творчески. А вот как стать креативным, как раз об этом в нашей статье!

Как развить креативность

Прежде чем говорить о том, какие действия помогут научиться мыслить более креативно, давайте посмотрим, что понимается под креативностью.

Слово креативность в переводе с английского означает create — создавать, creative — созидательный, творческий. То есть по сути креативность — это творческие способности.

Википедия дает следующее определение творческим способностям:

«Творческие способности — способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи».

Креативные люди умеют действовать вопреки создавшимся стериотипам, умеют разбирать что-то сложное на более простое, находить решение сложных задач. Мы точно не знаем, возможно, креативность задается на генетическом уровне, но креативностью мышления можно управлять, можно научиться мыслить более творчески и креативно подходить к решению сложных задач.

Чтобы развить в себе этот навык, используйте приемы, о которых мы поговорим ниже.

Как развить креативность мышления

1. Путешествуйте. Поездки и путешествия расширяют границы сознания. Даже поездки в своем регионе, в своей стране показывают, насколько люди разные, насколько разная культура в каждой местности. И этот опыт помогает находить креативные решения. Ведь полученную во время путешествий информацию вы сможете применить в своей работе, в общении с друзьями, при знакомстве с новыми людьми. Мы никогда не знаем, когда точно нам пригодится та или иная информация.

К тому же, путешествия помогают оставить груз проблем дома, в офисе, на рабочем столе и полностью высвободить свое сознание для чего-то нового, что вы получаете в путешествии.


2. Смотрите глазами других людей.
Попробуйте засомневаться в своей правоте и посмотреть на ситуацию глазами других людей, например, глазами ребенка, катающегося в парке на горке, глазами девушки, которой только что сделали предложение руки и сердца, глазами прохожего, который разговаривает по телефону, глазами своего коллеги, жены друга, матери вашей супруги…

Эта способность смотреть на мир глазами других поможет вам находить совершенно разные точки зрения в решении вашх задач и выходить за рамки привычного.

3. Изучайте иностранный язык. Когда вы изучаете иностранный язык, вместе с языком вы впитываете новую культуру, другой образ мышления, узнаете традиции и образ жизни людей, которые говорят на этом языке. Ваш мир становится шире. Помните, как говорил философ Зенон, — чем больше область знания, тем больше область незнания. Так вот, иностранный язык помогает расширять ваши границы, границы мышления. Попробуйте, и все поймете сами!

4. Выйдите за рамки. Часто на вопрос «Как развить креативность?», вы можете встретить совет — выйти за рамки привычного. Это правда, когда вы делаете то, что вам не свойственно, пробуете что-то новое, вы начинаете смотреть по-другому на привычные для вас вещи. Вы будто становитесь больше внутри себя, крепче и увереннее, ведь вы приобрели новый опыт. Нет ничего более ценного, чем приобретенный практический опыт в любых вопросах, как в профессиональных, так и в личных.


5. Создайте творческое окружение!
Когда мы говорим об окружении, то имеем в виду не только общение с творческими людьми, когда каждый может поделиться своим опытом, своими задумками и проектами. Окружением может стать простой поход в магазин творческих товаров, покупка красивых вещей в дом. Красивые и уютные вещи — то, что вас окружает, влияет на всю вашу личность. Красивые вещи помогают отстраниться от проблем и посмотреть на ситуацию более оптимистично.

6. Дышите свежим воздухом. Бывайте на свежем воздухе. Да, это простой и элементарный совет, но если вы хотите стать креативным, то свежий воздух для вас — это просто «must have». Не можете написать статью? Вперед, на свежий воздух! Никак не приходит идея по масштабированию проекта? Идите гулять и проветрите голову на свежем воздухе, ищите новые маркетинговые решения для вашей маркетинговой кампании, пройдитесь по парку, и увидите — ответ и решение придут к вам сами.

7. Смените локацию. Когда вы решаете какую-то сложную задачу и не можете найти решение, попробуйте поменять рабочее место или просто отправьтесь на другой конец города, уйдите на соседнюю улицу или выезжайте за город. Вот увидите, решение придет совершенно неожиданно. И то, что казалось проблемой, перестанет ей быть. И вы легко по возвращении в рабочий кабинет решите свою проблему.

Иногда изменение места помогает быстро находить выход из сложившейся ситуации и придает сил для новых открытий.

8. Ведите дневник. Чтобы развить креативность, можно просто начать писать ежедневно в дневник. Пишите все, что хотите: о своей жизни, о своих выводах, записывайте ваши размышления, пишите о ваших непослушных детях, заботливом муже, болтливой жене, о справедливом воспитателе в детском саду, об усталом кондукторе, повстречавшимся вам в трамвае…

Когда вы ведете дневник, вы начинаете осознанно наблюдать за происходящим вокруг вас, вы раскладываете свои мысли по полочкам, структурируете все, что намешано в вашей голове, вы освобождаетесь от лишнего хлама и мусора, который перемешивается в ваших мозгах, и учитесь быть более сосредоточенным.

9. Общайтесь с детьми. Быть креативным не всегда означает находить решение проблемы каким-то вычурным способом. Иногда сложную задачу можно решить простым путем, о котором почему-то не догадываются другие. А научиться этому можно у детей. Поэтому чаще общайтесь с детьми, задавайте им вопросы, учитесь мыслить так же кристально чисто, ясно и просто.

10. Сделайте паузу, перерыв, отвлекитесь от творческого процесса, от работы. Уйдите на кухню и приготовьте ужин, отправьтесь из дома или выйдите из офиса. Просто освободите голову.

11. Читайте. Читайте мотивационную литературу, читайте художественную литературу, русскую классику, например, «Повести Белкина» Пушкина или «Евгения Онегина». Чтение помогает в развитии кративности, в развитии быстрого мышления, ваш словарный запас растет (а мы ведь все с вами говорим на языке Пушкина), следовательно, вы учитесь решать вопросы путем переговоров. А ваш инструмент в этом вопросе — ваш язык, ваша речь, поэтому читайте!


12. Понаблюдайте за людьми в кафе.
Люди все разные, у каждого свой опыт, свое поведение, свои разговоры, проблемы, дела… Наблюдайте за другими людьми, за их поведением и словами, это поможет вам научиться воспринимать ситуацию под другим углом зрения и поможет вам стать более креативным.

13. Наблюдайте за работой других. У них наверняка есть чему поучиться, проецируйте их действия на свою нишу, задачу, работу, — и вы найдете интересное решение.

14. Посетите выставку с ребенком. Это может быть не только выставка изобразительного искусства, но и выставка морских обитателей или редких животных, выставка бабочек или выставка динозавров. Что это вам даст? Вы испытаете совершенно другие эмоции, нежели отправитесь в одиночку. Согласитесь, в своей взрослой жизни вы многое повидали и вас практически нечем удивить, но когда вы удивляете ребенка, рассказывая ему о том, что вы уже знали, вы смотрите на привычные для вас вещи под новым углом, вы смотрите на все глазами ребенка. Это придает вдохновение, учит вас быть более кретивным.

15. Сделайте что-то своими руками. Поработайте в саду, высадите цветы в горшки, вскопайте землю, сплетите браслет, сделайте открытку или фотоальбом, сшейте куклу. Когда вы работаете руками, эта работа заставляет ваш мозг отдыхать от рутинных дел.
Конечно, развитие креативности — процесс долгий и постоянный, но если из вышеперечисленных способов вы найдете что-то для себя, то ответ на вопрос «Как стать креативным человеком?» не заставит себя долго ждать. Ведь только постоянное развитие поможет вам стать интересным человеком и научит вас решать проблемы непривычным для многих путем.

А вы знаете другие способы, как развить креативность? Делитесь с нами и другими читателями вашим опытом, возможно, именно он поможет кому-то!

Регистрируйтесь на открытую онлайн-встречу для предпринимателей, блоггеров и всех, кто начинает свой проект в интернете. Расскажем как использовать соцсети, собирать подписчиков и превращать их в деньги.

__________________________________________________________________________
Лето — пора отпусков и отдыха. Именно в этот период появляется больше времени, чтобы сделать паузу, отдохнуть и подумать.

А чтобы мотивация не понижалась, важно постоянно поддерживать себя в тонусе.

Именно по этой причине предлагаем вам мотивирующие фильмы, которые стоит посмотреть каждому предпринимателю. 
Понравилась статья? Жмите Лайк!

union-sp.ru

Креативные дети | Социальная сеть работников образования

 

Креативность (лат. creatio — сотворение, создание) — это способность к творчеству, которая может проявляться в самых разных видах деятельности.

Детская креативность — это естественное состояние ребенка, лишенного стереотипов. А зачем нужна моему ребёнку эта «креативность»? – скажет кто-то. Пусть он будет образованным, воспитанным, в контакте с собой, — разве этого недостаточно для счастливой и успешной жизни? Педагоги все чаще говорят, что именно творческая жилка будет ценным инструментом в обществе, когда наши дети вырастут. Ведь мир меняется: будущим поколениям придется всерьез столкнуться с проблемами голода, перенаселенности и миграции, экологии, истощения нефтяных запасов и перехода на другие источники энергии, — и мир будет меняться неизбежно, в большинстве сфер. А значит, космически повысится ценность таких людей, которые умеют находить удачные и нетипичные решения сложных задач – больших и маленьких, в обход стереотипов и закостенелой логики.

В мире появилось уже немало методик, которые помогают взрослым и детям настраиваться на творческую волну и находить креативные решения самых разных задач. Сегодня эти методики активно используются в бизнесе, политике, рекламе, управлении и, конечно же, образовании.

Как же развивать у детей креативность? Вот вам несколько советов.

Дети полны положительной энергии, имеют 100 идей в минуту, способны создать нечто из ничего. Не критикуйте, когда малыш фантазирует. Наоборот, старайтесь, чтобы ребенок мог дать волю своей фантазии. Вместо того, чтобы покупать сложные игрушки, даруйте ему пространство, которое позволит освободить дремлющий в них творческий потенциал. Если с детства они научатся понимать, что имеют неограниченные возможности для работы и реализации своих идей, дети сохранят этот навык и в зрелом возрасте.

Совет 1: Рассказывайте ребенку различные истории и просите, чтобы он придумал свои собственные. Приучайте к живописи и рисованию. Позаботьтесь, чтобы у него был многоцветный набор цветных карандашей, желательно толстых, которые легче держать в маленьких ручонках, или краски. Дайте малышу наибольший из возможных листов бумаги или выделите в квартире одну стену. Вы можете прикрепить к ней доску или воспользоваться специальной самоклеющейся пленкой, предназначенной для рисования. Благодаря этому, ваш ребенок сможет воспроизвести все то, что рождается в его фантазии.

Совет 2: Учить считать, различать цвета, размеры и формы можно начать уже с очень маленькими детьми, используя то, что есть под рукой – фрукты, палки и другие предметы быта. Таким же образом можно объяснять гораздо более сложные вопросы – например, имея в распоряжении несколько пластиковых бутылок и соломок, вы можете показать малышу, как работает принцип соединенных сосудов. Мануальные способности, а также социальные и эмоциональные, помогут поддержать кубики или конструктор, например, красочные наборы LEGO, которые позволят с помощью игры создать ситуацию из повседневной жизни, а затем воплощаться в различные социальные роли: полицейского, сопровождающего животных или доктора.

Совет 3: регулярно посещайте музеи, театры или художественные галереи, и раз в месяц введите в семейный график выход, связанный с культурным образованием. Выберите такое предложение культурной программы, которое будет привлекательным для ребенка, а если есть такая возможность, воспользуйтесь занятиями, подготовленными в музее или культурном центре для самых маленьких. Во время ежедневной игры с ребенком, позаботьтесь, чтобы на заднем фоне присутствовала музыка. Поиграйте в прослушивание различных музыкальных жанров и поощряйте малыша к импровизации танца.

Введя в свой дом эти несколько простых правил, вы даете ребенку шанс, развивать врожденные способности, творческое мышление и желание исследовать окружающий его мир. Обратите также внимание на то, чтобы и вне дома он пребывал в среде, которая будет стимулировать его развитие. Выбирая детский сад, руководствуйтесь не только программой обучения, но также проверьте используемые методы и подходы для маленьких учеников. Помните, что период дошкольного возраста – это время, когда человеческий разум наиболее емкий на новые знания, поэтому так важно, чтобы как можно лучше его использовать.

nsportal.ru

5 приемов креативного мышления | Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»


Юлия Скрипник

В любой, даже самой обыденной ситуации, всегда можно найти творческое решение. Все мы — изобретатели собственного будущего. Наш мозг создан для креативного решения проблем, и природную изобретательность как выявить, так и усилить довольно легко.

Возможность придумывать множество новых ответов на вопросы окружающего мира — постоянное напоминание: мы рождены изобретательными. Воспользуйтесь этими 5 способами креативного мышления, чтобы наполнить жизнь чем-то удивительным и новым.

Успешно генерировать и зарисовывать свои идеи можно по методу морфологической матрицы. Вообще морфологический анализ как пример системного подхода к решению проблемы известен в области изобретательства. Это один из методов мышления, прародителем которого принято считать известного швейцарского астрофизика Фрица Цвики (Fritz Zwicky). По мнению его современников, именно благодаря методу морфологической матрицы Цвики удалось за сравнительно короткое время получить множество оригинальных технических решений в ракетостроении.

Этот метод уместен для создания графики, где большое значение имеет символика, минималистичная и лаконичная. Например, в области дизайна Марио Прикен использует метод морфологической матрицы для создания логотипов.

Суть этого метода, сопровождаемого записями и зарисовками, заключается в создании таблицы, где по вертикали указываются параметры поиска, а по горизонтали виды этих параметров, то есть их более детальное представление. Чтобы понять, какие именно параметры подлежат описанию, нужно разбить проблему на независимые составные части. В качестве таких параметров можно выбрать следующие: формат, цветовое решение, символы, описывающие основную проблему, символы, с помощью которых можно представить составные части изображения.

Работая над иллюстрацией к статье о биотопливе, в которой шла речь об экономических недостатках и преимуществах альтернативных источников энергии, для поиска и зарисовки идей Натали Ратковски решила использовать метод матрицы.

После выбора наиболее удачной комбинации получилась вот такая иллюстрация.

Из книги «Профессия-иллюстратор».

Идеи надо накапливать и хранить. Заведите специальный контейнер (подойдут банка из-под кофе, обувная коробка, ящик стола или даже шкаф) для хранения идей и их «спусковых механизмов». Начните собирать интересные рекламные проспекты, цитаты, идеи, вопросы, карикатуры, шаржи и просто слова, способные вызвать цепь ассоциаций.

Если вам нужна идея, встряхните свой контейнер и достаньте из него наугад пару листков. Посмотрите, не помогут ли они вам, не включат ли цепь ассоциаций, способную привести к рождению новой мысли. Если нет, все перетасуйте и сделайте еще одну попытку. Пусть не с первого раза, но в конце концов вы набредете на интригующую комбинацию, которая наведет на полезную мысль.

Из книги «Рисовый штурм».

Прикрываясь необходимостью быть «реалистом», мы часто ограничиваем себя. Один из выходов из этого тупика — сознательно использовать неправду как способ опробовать альтернативные универсумы и способы действия.

Суть игры «Неправда» сводится к тому, чтобы выбрать произвольный момент в ситуации и развивать его, пока весь реализм не превратится в пыль. Позже вы можете тщательно изучить все описанные в нем ценные мысли.

Используйте лист бумаги для рассмотрения неординарных точек зрения и сведения вместе идей, которые, казалось бы, не сочетаются друг с другом.
Посвятите этому достаточно времени, и вы, возможно, обнаружите, что у вас родилась идея, существенно превосходящая все то, что было у вас ранее. Одна- единственная неправда может породить цепную реакцию следствий, которые в свою очередь могут вызвать движение в мышлении. Именно сейчас следует провести эксперимент с искажением реальности. Самое время солгать.

Если некий элемент вашей ситуации…

— мал, представьте, — что он крошечный или громадный.
— высок, представьте, что он высотой в шестидесяти-этажное здание или подвальное помещение.
— красный, представьте, что он черный или пестрый.
— имеет срок годности, представьте, что крайний срок уже прошел или что его нужно выполнить за пятьдесят лет.
— важен, представьте, что он критичный или банальный.
— умен, представьте, что он гений или тупица.
— бархатный, представьте, что он похож на лепестки роз или на брезент.
— требует расходов, представьте, что это инвестиция или шаг к банкротству.
— громкий, представьте, что он напоминает рев сирены или шепот.
— нечто надоедливое, представьте, что это невыносимо или что это благо.
— ненормальный, представьте, что он странный или естественный.
— наполненный, представьте, что он разбухший или пустой.
— смешной, представьте, что он забавный или серьезный.
— тонок, представьте, что он иссохший или толстый.

Источник

Помните: от неправды вы всегда можете вернуться к действительности. Но без осознанной игры с вымыслом, порожденным неправдой, вы, возможно, не получите представления о своих возможностях.

Из книги «Гениальность на заказ».

«Логово дракона» — это разрыв между тем, что есть, и тем, что могло бы быть. Это пространство, полное дискомфорта, мрака и сомнений. Большинство людей предпочтут схватиться за первую брошенную им веревку — «что есть», — вместо того чтобы остаться в «логове» и сразиться с «драконом», охраняющим то, что могло бы быть. Но именно там и спрятаны идеи. И гений — это тот, кто готов терпеть дискомфорт и неопределенность, генерируя при этом как можно больше новых идей. На время откажитесь от правильного решения. Когда хватаешься за «правильное» решение, ускользает решение блестящее.

Секрет креативности заключается в поддержании своих идей в «текучем состоянии». Пусть они сталкиваются друг с другом, мутируют, изменяются и перестраиваются. Избегайте тирании «нет» и примитивности «да», полагайтесь лишь на дарящее надежду «может быть». Очень часто для этого требуется смелость, особенно когда ставки высоки. Недаром говорится, что именно пещера, куда страшно входить, содержит сокровища, которые ищешь.

Обнаружив, что увязли в своем знании, постарайтесь как можно быстрее отбросить его, переключить внимание. Спросите себя, почему это произошло. Из-за отсутствия информации? Тогда раздобудьте ее. Из-за отсутствия навыков? Обучитесь этим навыкам. Потому что такого решения не существует? Тогда начинайте сражение с новым «драконом».

Из книги «Нарушай правила».

Тренировать в себе умение изменять точку зрения можно каждый день. Найдите камень или кусок дерева, вставьте в рамку и получите арт-объект. Представьте, что ваш молодой секретарь однажды станет исполнительным директором. Сядьте на пол и поймите, каким видят мир маленькие дети. Еще один способ изменить точку зрения — полностью поменять свое окружение.

Дерек Сиверс, основатель CD Baby, приводит прекрасный пример такой перемены в своем ролике для проекта TED. Ролик называется «Сумасшедший — или просто необычный?», и в нем Дерек описывает устройство японских городов. Вместо того чтобы называть улицы и нумеровать дома, как это делают в Штатах, японцы дают номера целым кварталам и считают улицы просто свободным пространством между ними. Более того, нумерация домов в каждом квартале зависит не от их расположения, а от времени постройки.

Токио, — Источник.

Из книги «Разрыв шаблона».

Фото обложки поста — pinterest.com.

P.S.: У нас появился творческий инстаграм @miftvorchestvo. Присоединяйтесь! Там много всего креативного и вдохновляющего. А еще конкурсы и ваши самые интересные фотографии.

blog.mann-ivanov-ferber.ru

Как стать креативным: 8 действенных советов


Ирина Балманжи

Преподаватель Стэнфорда, доктор наук Тина Силиг уверена: любой человек может быть креативным. Хотите научиться генерировать по-настоящему прорывные идеи? Прислушайтесь к советам из книги «Разрыв шаблона».

1. Умение поставить вопрос иначе — эффективный метод развития воображения, потому что с изменением формулировки открывается огромное количество возможных решений.

«Сколько будет пять плюс пять?» «Сумма каких двух чисел равняется десяти?» На первый вопрос существует только один ответ, а вот на второй — неисчислимое множество, особенно если учитывать дроби и отрицательные числа. Эти два примера на простое сложение различаются только формулировками.

Внимательнее с формулировками!

Не зря Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Если бы мне дали час на решение задачи, от которой зависела бы моя жизнь, то 55 минут я бы потратил на то, чтобы точно сформулировать вопрос. А для того чтобы ответить на правильно поставленный вопрос, мне нужно не больше пяти минут».

2. Помните: абсолютно всё дает вам возможность подстегнуть полет фантазии.

Иллюстрация к рассказу Н. Носова «Фантазеры».

До недавнего времени абитуриенты колледжа Всех святых в Оксфорде сдавали «однословный экзамен». Они одновременно и предвкушали, и боялись Того Самого Эссе, как его называли.

На экзамене каждый из них одновременно с остальными переворачивал лист бумаги, на котором было написано одно слово — к примеру, «невинность», «чудеса», «вода» или «дразнящий». За три часа они должны были написать сочинение, вдохновленное одним-единственным словом.

3. Умение сомневаться в своей правоте и переключаться с одной точки зрения на другую необходимо для развития воображения, потому что таким образом мы вызываем к жизни совершенно новые образы.

Чтобы добиться такого эффекта, можно представить, как видят одну и ту же ситуацию разные люди — ребенок или старик, новичок или эксперт, местный житель или турист, богач или бедняк, великан или лилипут. Каждая новая точка зрения подскажет необычные образы и идеи.

Попробуйте примерить чужую роль.

4. Умение соединять и комбинировать нестандартные идеи и несочетаемые объекты — важный этап создания инноваций и ключевой элемент творческого мышления.

Для формирования новых идей нужно научиться реорганизовывать и перегруппировывать старые. Этого принципа придерживаются любители японского художественного направления чиндогу.

Чиндогу — это создание странных, необычных изобретений за счет сочетания несочетаемого. Например, костюм для грудного ребенка с половой тряпкой на животе — ползая по полу, ребенок одновременно убирает в квартире. Или разлинованная на спине рубашка, чтобы вы могли точно сказать, где именно вам нужно почесать спину. Конечно, эти изобретения непрактичны, но они вполне могут быть первым шагом к созданию чего-то по-настоящему полезного.

5. Обстановка влияет на творческий процесс.

Нельзя упустить ни одной детали, включая цвет стен, фоновую музыку и т. п. Например, исследования показывают, что красные обои помогают концентрировать внимание, а синие стимулируют креативное мышление. Самые масштабные идеи возникают на открытом воздухе или в офисах с высокими потолками.

В офисе Яндекса всегда творческая атмосфера, и это неудивительно. Взгляните на интерьер!

На нас влияет не только обстановка в помещении, но и вид за окном. Исследование, проведенное в 1984 году, доказало, что скорость выздоровления больных зависит от того, что они видят из окна. Эксперимент проводился в пригородной больнице штата Пенсильвания. 23 пациента из палат, выходящих окнами на природные объекты, быстрее покинули больницу после операции и принимали меньше обезболивающих, чем другие 23 пациента, окна в комнатах которых выходили на стены соседних зданий.

6. В жизни случается много ситуаций, в которых введение жестких ограничений приводит к творческому выбросу.

Ограничения делают воображение более острым и повышают инновационный потенциал. Даже когда у вас нет недостатка в ресурсах, ценно рассмотреть, как бы вы решали те же проблемы без них.

Однажды Эрнеста Хемингуэя спросили, может ли он написать биографию из шести слов. В ответ он написал этот короткий рассказ: «Продаются детские ботиночки. Неношеные». Эту идею использовал журнал SMITH, предложив всем желающим оставлять такие рассказы на своем сайте, а позже они стали бестселлером. Потрясающе, насколько творческими и яркими могут быть шесть слов. Вот несколько примеров с сайта:

— Я была обручена один день.

— Застрял на повторе. Застрял на повторе.

— Я осторожная дочь беспечного человека.

— Я инвалид, но не беспомощен.

— Нашла на CraigsList стол, квартиру, жениха.

— Хобби стало работой. Ищу новое хобби.

— Я не ленивый. Я хожу.

7. Если хотите повысить собственную креативность и раскрыть творческий потенциал окружающих, вам нужно придумать правила и способы поощрения, стимулирующие инновации.

Например, недавно открылся веб-сайт под названием Written? Kitten! Его задача — мотивировать авторов на написание текстов. Вы задаете себе цель, допустим написать 3000 или 5000 слов, и как только вы выполняете норму, показывается картинка с котенком. Для любителей кошек это неплохой стимул.

Еще один забавный пример — компания Proteus Biomedical создала интересную игру. Когда кто-нибудь из ее сотрудников подает заявку на патент изобретения, ему выдается игрушечный резиновый мозг. Этот мозг сотрудник кладет в большую банку, стоящую на полке у входа в компанию, рядом с такими же банками его коллег. Чем больше мозгов хранится в банке у работника, тем выше его статус в компании.

8. Максимально используйте генератор инноваций.

Три части внутри генератора — знания, воображение и отношение.

— Знания обеспечивают топливо для вашего воображения.

— Воображение — катализатор для превращения знаний в новые идеи.

— Отношение — искра, приводящая в движение ваш генератор инноваций.

Три части снаружи генератора — ресурсы, среда обитания и культура.

— Ресурсы — все активы вашего сообщества.

— Среда обитания — окружающая обстановка — дома, в школе или в офисе.

— Культура — коллективные верования, ценности и правила поведения в вашем сообществе.

По материалам книги «Разрыв шаблона».

blog.mann-ivanov-ferber.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *