Как поставить звук Р: эффективные методы и упражнения для детей

Как научить ребенка правильно произносить звук Р. Какие существуют способы постановки звука Р у детей. Какие упражнения помогают поставить звук Р. Как проводить артикуляционную гимнастику для звука Р. Какие стихи и скороговорки использовать для автоматизации звука Р.

Особенности произношения звуков Р и РЬ

Звуки [Р] и [РЬ] являются одними из самых сложных для освоения детьми. Их правильное произношение формируется позже других звуков — к 5-6 годам. Это обусловлено следующими факторами:

  • Сложность артикуляции звука [Р], требующая точных движений различных частей языка
  • Необходимость достаточно развитого речевого аппарата
  • Требуется хорошо развитый фонематический слух
  • Нужно правильное речевое дыхание

Основные характеристики звуков [Р] и [РЬ]:

  • [Р] — язычно-альвеолярный дрожащий твердый согласный звук
  • [РЬ] — дрожащий мягкий согласный звук

Правильная артикуляция звука [Р]:

  • Рот приоткрыт
  • Зубы не сомкнуты
  • Кончик языка широкий и напряженный, поднят к альвеолам
  • Края языка прижаты к верхним коренным зубам
  • Спинка языка приподнята
  • Сильная струя воздуха вызывает колебания кончика языка

Распространенные нарушения произношения звука Р

Нарушение правильного произношения звуков [Р] и [РЬ] называется ротацизмом. Различают следующие основные виды ротацизма:


  1. Пропуск звука («ека» вместо «река»)
  2. Увулярное (горловое) произношение
  3. Велярное произношение (картавость)
  4. Боковое произношение
  5. Интердентальное произношение (язык между зубами)
  6. Назальное произношение
  7. Щечное произношение
  8. Билабиальное (губное) произношение
  9. Одноударное произношение
  10. Гортанное произношение
  11. Носовое произношение
  12. Фарингальное произношение

Кроме того, существует параротацизм — замена звука [Р] другими звуками, например [Л] или [Г].

Подготовка к постановке звука Р

Прежде чем приступать к постановке звука [Р], необходимо выполнить ряд подготовительных действий:

  1. Проконсультироваться с логопедом для выявления причин нарушения произношения
  2. Укрепить мышцы артикуляционного аппарата с помощью гимнастики
  3. Развивать речевое дыхание
  4. Тренировать фонематический слух

Только после этой подготовительной работы можно переходить непосредственно к постановке звука.

Способы постановки звука Р

Существует несколько эффективных способов научить ребенка произносить звук [Р]:


1. От звука [Д]

  1. Попросите ребенка звонко и без остановки произносить [ДДДД]
  2. Кончик языка должен быть сильно прижат к альвеолам
  3. От силы нажатия возникнет вибрация, получится [ДДДРР]
  4. Закрепите этот звук
  5. Отрабатывайте слоги: дро, дру, дра, дры
  6. Переходите к словам: дрова, друг, дракон
  7. Замените [Д] на [Т]: тро, тру, тра, тры
  8. Пробуйте отключать вспомогательный звук

2. От звука [Ж]

  1. Попросите ребенка долго произносить [Ж]
  2. При этом нужно отодвигать язык глубже в рот
  3. Когда язык окажется достаточно глубоко, получится короткий [Р]
  4. Закрепите этот звук
  5. Переходите к слогам и словам

3. От звука [С]

  1. Попросите ребенка произносить долгий [ССС]
  2. Затем сделать вдох ртом, прижав язык к альвеолам
  3. Получится короткий [Р] на вдохе
  4. Повторите его на выдохе
  5. Закрепите полученный звук
  6. Отрабатывайте в слогах и словах

Артикуляционная гимнастика для звука Р

Артикуляционная гимнастика помогает укрепить мышцы речевого аппарата и подготовить их к произнесению сложного звука [Р]. Вот несколько эффективных упражнений:


1. «Кисточка»

  • Ребенок широко улыбается и приоткрывает рот
  • Языком «красит» небо от верхних зубов к горлу
  • Повторить 10-15 раз

2. «Маятник»

  • Улыбаясь, ребенок высовывает язык
  • Двигает языком из стороны в сторону
  • Повторить 10-15 раз

3. «Гармошка»

  • Ребенок улыбается и прижимает язык к верхнему небу
  • Широко открывает и закрывает рот, не отрывая язык от неба
  • Повторить 15-20 раз

4. «Зубная щетка»

  • Ребенок улыбается и приоткрывает рот
  • Проводит языком по верхним зубам с внутренней стороны
  • Упирается языком в каждый передний зуб поочередно
  • Повторить 10-15 раз

Речевой материал для автоматизации звука Р

После постановки звука [Р] необходимо закрепить его в речи. Для этого используются специальные стихи и скороговорки. Вот несколько примеров:

Стихотворение «Верочка с Егоркой»

У костра под горкой Верочка с Егоркой. Верочка с Егоркой Твердят скороговорки. Разговор у них проворный, Быстрый и скороговорный: «Марширует офицер, Рапортует инженер, Разгорается костер», — Рады Вера и Егор.


Скороговорка «Переполох»

Слушай… Слушай… — КРАжа! — КРажа! — Грабят, братцы, — Где же стРАжа? — Что укРАли? — Два пеРА. — Безобразие! — С утРА? — Вы укРАли? — Мы не бРАли. — БРАли! БРАли! — КРАли! КРАли! Это я грачиный крик перевёл на наш язык.

Регулярные занятия с использованием описанных методов и упражнений помогут ребенку освоить правильное произношение звука [Р]. Однако важно помнить, что каждый случай индивидуален, и при серьезных нарушениях необходима консультация и помощь профессионального логопеда.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *