Как правильно хвалить: Как правильно хвалить и критиковать ребёнка

Содержание

Как правильно хвалить и критиковать ребёнка

Почему детей нужно хвалить

Малышу с рождения говорят, какой он умный, красивый и хороший. Взрослые умиляются первым шагам, словам и рисункам ребёнка, хвалят за самостоятельно завязанные шнурки и до конца съеденный суп. Но когда ребёнок идёт в школу, уровень похвалы резко снижается. Родители считают младшеклассника уже достаточно взрослым, и, так как его ведущей деятельностью становится учёба, начинают поощрять вчерашнего малыша только за хорошие отметки в дневнике. 

Однако психологи считают, что хвалить детей и подростков нужно чаще. И вот почему:

  • Похвала формирует доверительные отношения. Получая позитивный отклик на свои действия от значимых взрослых, ребёнок понимает, что его любят, о нём заботятся, за его поступками следят и ему готовы помочь. 
  • Похвала дарит веру в себя. Регулярное одобрение позволяет поверить в себя и свои силы. Ребёнок, которого часто хвалят родители, не будет реагировать на неконструктивную критику чужих людей. Он знает, что если у него что-то не получается, это нестрашно. Нужно лучше стараться и пробовать ещё. Это залог формирования здоровой самооценки. 
  • Похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математики и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее. 

За что и как хвалить ребёнка 

Хвалить ребёнка — искусство, которому должен обучиться каждый родитель. Предлагаем вам несколько советов о том, как хвалить ребёнка, от психолога «Домашней школы Фоксфорда» Елены Петрусенко.

Елена Петрусенко, психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда»

Благодарите

Благодарность близка к похвале, но имеет больше форм выражения. Необязательно каждый раз говорить «спасибо» — благодарность может выражаться в улыбке или кивке головы. Главное, чтобы это было искренне. 

Хвалите за дело 

Не хвалите за всё подряд. Похвала должна быть за реальные старания или результат. Фраза «Молодец, ты же всё равно старался» не будет иметь эффекта, если на самом деле ребёнок не прилагал усилия. 

<<Форма демодоступа>>

Делитесь своими чувствами

Не оценивайте ребёнка: «Ты очень умный», «Молодец, ты справился лучше всех». Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите «Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему». А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности. 

Будьте искренним

После рабочего дня иногда бывает тяжело эмоционально реагировать на рассказы ребёнка. Есть соблазн просто бросить «Молодец!» и уйти отдыхать. Но это может ранить подростка. Важно показать, что вы искренни и готовы разделить с ребёнком его радость. Если же сил нет совсем, честно скажите: «Сегодня я очень устал(а), но я правда рад(а) за тебя. Давай обсудим это событие, когда я немного отдохну».

Разделяйте похвалу и критику

После похвалы ненароком может вылетать упрёк или критика: «Сегодня ты сделал хороший доклад, но почему не убрал на кухне?», «Молодец, что прибрался в комнате, а уроки почему не сделал?». Такие фразы полностью обесценивают похвалу и даже могут обидеть. Похвалили — остановитесь. Покритикуете в другой раз, когда будет причина. 

Чем критика может быть полезна 

Критика — это разбор чего-то с целью вынести оценку. Критика бывает деструктивная и конструктивная. Первая говорит, что плохо, а вторая — как сделать лучше. Это когда вы не просто говорите ребёнку, что его сочинение плохое, а даёте советы по улучшению текста. Такая критика нужна человеку, и вот почему: 

  • Чтобы научиться работать над ошибками. Если ребёнок слышит только похвалу, он будет считать, что всё делает правильно и исправлять ничего не надо. Критика же помогает рассказать, что в работе хорошо, а что нужно поправить. Это мотивирует развиваться, становиться лучше и доводить дела до конца. 
  • Чтобы лучше понимать себя. Критика помогает разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Задача родителя объяснить ребёнку, что первые нужно активно использовать, а вторые — развивать. 
  • Для рождения идей. Конструктивная критика может подать идею для развития. В процессе разговора ребёнок может вдохновиться и найти способ исправить ошибку.

Как правильно критиковать ребёнка 

Деструктивная критика может быть очень опасна для подростка. Неправильная обратная связь рушит самооценку, убивает интерес и порождает страхи. Советы Елены Петрусенко подскажут, как правильно критиковать, чтобы избежать детской травмы и заниженной самооценки в будущем. 

Не затрагивайте личность 

Если ребёнку постоянно повторять, что он глупый, разгильдяй, неряха и другие неприятные вещи, у него даже не появится желание стараться это исправить. Зачем что-то делать, когда взрослые уже навесили на тебя «ярлык»? Лучше оцените старания ребёнка или результат его работы. Например, скажите «Я видел(а), как долго ты готовился к этой контрольной. Я горжусь тобой!».

Не делайте трагедии из мелких неудач 

Если ребёнок забыл сделать простое задание, которое вы ему дали, вежливо скажите, что расстроились и надеетесь, что завтра он его сделает. Этого будет достаточно. А ещё этим вы научите чувствовать разницу между катастрофой и неприятностью. 

Учите и помогайте 

У детей не всегда всё получается с первого раза, а иногда они просто боятся что-то сделать. Вместо того, чтобы сорваться на него со словами «Не маленький уже, сам сделаешь», уделите время и научите ребёнка, помогите преодолеть ступор перед незнакомой задачей. Детям крайне важна помощь и ободрение значимых для них взрослых. 

<<Форма курс 5-11>>

Как найти баланс критики и похвалы

  • Всегда анализируйте факты. Оценить успеет общество, а родитель может понять причины и следствия.  
  • Чувство вины и гордыня формируются быстро. Прежде чем выразить своё мнение, спросите, как к этому относится сам подросток.
  • Следите за режимом, обнимайте ребёнка, говорите с ним и уважайте его. Спокойный ребёнок не сходит сума от похвалы и не падает в обморок от критики. 
  • Младших подростков хвалим за хорошее. Старшим даём конструктивную критику их поступкам. 
  • Похвалите и раскритикуйте для начала себя за свои родительские действия и воспитательские приёмы, проанализируйте, что вам узнать было бы приятно, а за что стыдно. Ребёнку так же. 

Иногда, достаточно взгляда, чтобы понять, осилит ли сейчас ребёнок серьёзный разговор, или, возможно, его грустный вздох скажет больше. Важно помнить, что вы не любите больше, когда хвалите и не любите меньше, когда критикуете. Это важно доносить в ваших словах и действиях. 

Как хвалить ребенка правильно? Подсказки от детского психолога

 

Консультируя родителей,  я часто сталкиваюсь с таким мнением, что детей хвалить не нужно, а то они зазнаются. Такие мамы и папы считают, что лучше воспитывать ребенка в строгости.

Правда, большинство родителей,  все-таки интуитивно понимают, что ребенка хвалить нужно. Я бы даже сказала хвалить ребенка необходимо! Однако не все взрослые знают, как нужно правильно хвалить детей.

Но давайте все по порядку.

Нужно ли хвалить детей?

Нравится картинка? Поделитесь ее в соц.сетях!

Действительно, хвалить ребенка нужно хотя бы потому, что это помогает ему оценить, правильно ли он поступает или нет. Например, мама говорит: «Ай-ай-ай, так плохо делать!» — в то время как ребенок разбрасывает свои игрушки.

И тогда малыш понимает, что так делать некрасиво. Но как тогда  надо поступать? Это же мы тоже должны показать ребенку.

В данном случае, когда он убирает свои игрушки, мы его активно хвалим: «Ой, какой молодец!!! Какой помощник!». Таким образом поощряя его убирать.

У нас есть похвала и порицание, кнут и пряник, которые помогают ребенку ориентироваться в нормах жизни в обществе.

Какое поведение в данном обществе приемлемо, а какое не допускается? Что такое хорошо, что такое плохо? С помощью одобрения родители показывают это своему малышу.

Подробный разбор этого вопроса смотрите в видео «Обидчивость у детей. Что делать?»

От того как ребенка хвалят также зависит его самооценка.

Ребенок, благодаря похвале, понимает: «Да, я — молодец!»,  «Да, я — хороший!».  Этим мы формируем положительную самооценку. Так он может почувствовать себя значимым, довольным собой.

А если ребенка все время ругают, критикуют, то что он думает о себе? Он думает, что он плохой, что он неудачник и т.д. Зачем ему стремиться к чему-то, если ничего хорошего все равно не получится?  А при помощи похвалы мы мотивируем ребенка на достижение новых результатов, на преодоление трудностей.

Как правильно хвалить ребенка

Мы часто наблюдаем, как на детских площадках мамы или папы бурно выражают эмоции, высказывая одобрение деятельности ребенка. Построил куличик – «молодец!». Забрался на горку – «молодец!». Скатился с горки – «молодец!» и бурные аплодисменты.
Такое поведение хорошо выдает родителей – сторонников теории «хвалите чаще и больше, и тогда ребенка в жизни ждет успех», которая часто встречается в популярной литературе по детской психологии. Порой сказывается и отсутствие или недостаток похвалы у самих родителей в детстве и они, захваливая своего ребенка, пытаются возместить этот ущерб.

Для начала каждому родителю следует разделить понятия – похвала, поддержка, одобрение, ласка и безусловное принятие. Все это взаимосвязанные вещи, но отнюдь не одно и то же. И нет надобности объяснять, что слово «молодец» не способно заменить слова «люблю», «понимаю», «радуюсь», «вижу». А, к сожалению, иногда заменяет.

Существуют негативные стороны чрезмерной похвалы. Ребенок подсаживается на похвалу. Когда мы слишком часто высказываем нашу оценку действиям ребенка («хорошо», «молодец», «правильно»), он привыкает ориентироваться только на нее. Ребенок ждет нашей реакции, при этом не обращает внимания на собственное отношение к своим успехам. Более того, становясь старше, ребенок все больше и больше будет испытывать потребность в постоянном одобрении своих поступков. Так постепенно формируется болезненная зависимость от мнения окружающих, которая проецируется и во взрослую жизнь.

О том, что чрезмерная похвала становится зависимостью, пишет и Юлия Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?»

Дети теряют интерес к процессу. Их теперь интересует только результат, одобренный родителями. Привыкшие получать награду или одобрение за свои поступки, дети перестают делать что-либо ради самого дела. Они рисуют только для того, чтобы показать рисунок родным и услышать слова восхищения. А эмпатические качества – доброту, щедрость, заботу, сочувствие проявляют только для того, чтобы получить одобрение – «какой хороший и добрый мальчик!»

Похвала становится средством манипуляции ребенком.

Используя слова «молодец», «здорово», «отлично» родители стремятся подкреплять положительные действия ребенка. Зная об этом или нет, мы применяем на практике метод позитивного подкрепления, основанный на теории, американского психолога-бихевиориста Б.Скиннера. В популярной литературе этот метод хорошо описан в книге Карен Прайор «Не рычите на собаку!» Смысл позитивного подкрепления заключается в том, чтобы после каждого положительного поступка поощрять объект нашего воздействия, пусть то будет ребенок, муж или собака. Т.е. когда кот точит когти в нужном месте, мы тут же его хвалим или даем лакомство, и в будущем это действие начинает ассоциироваться у животного с приятными последствиями, и происходит закрепление правильного поведения. Таким образом, метод положительного подкрепления работает и в отношении людей.

Проблема заключается в том, что зачастую мы, взрослые, не отдаем себе отчета, разумно ли ожидать определенного действия от маленького ребенка. Например, за то, что ребенок бегает в помещении – мы одернем его, а за то, что тихо сидит на стуле – похвалим.

Но, задумываемся ли мы о том, как же сложно малышу усидеть на месте, как это неестественно для него и возможно даже мучительно. Большинство детей готовы идти на любые жертвы лишь бы завоевать одобрение со стороны родителей. Тогда в голове малыша возникает некоторое противоречие – «это желаемое, но не одобрено, а значит плохо», хотя объективно ничего плохого в этом может и не быть.

Дети перестают радоваться своим успехам. Когда в момент успеха ребенка мы в ту же секунду радостно вскрикиваем «Умница!», мы лишаем ребенка возможности самому проявить радость за свой успех, как бы отнимаем у него эту прерогативу. Тем самым мы обесцениваем его мнение. И чем чаще это происходит, тем реже ребенок испытывает потребность в желании поделиться своей радостью. А зачем? Ведь рядом всегда найдутся те, кто сделает это за него. И в тот момент, когда у него что-то получается, он не вспыхивает гордостью – «Я сделал это!», а бежит к нам с вопросом «Тебе нравится?»

У детей снижается мотивация. Когда ребенка хвалят за личные качества после успешно выполненного задания («ты такой умный», «ты молодец» и т.д.), он испытывает трудности при выполнении последующих заданий. Об этом свидетельствуют результаты исследований, которые провела американский психолог Кэрол Двек в двенадцати школах Нью-Йорка при участии более 400 школьников. Во время исследования школьникам предлагали пройти тест, состоящий из головоломок. После того как ребенок выполнял задание, его хвалили. Одну половину детей хвалили за умственные способности: «Ты хорошо в этом разбираешься», а другую половину – за проявленные усилия: «Ты, должно быть, очень старался».

Затем ученикам предлагали выбрать один из двух следующих тестов. О первом тесте говорили, что он достаточно сложный, другим тестом было задание, похожее на первое. В результате, те дети, которых похвалили за усилия, выбрали более сложный тест. А те дети, которых хвалили за умственные способности, в основном выбрали более простое задание.

К пяти пунктам Альфи Кона можно добавить ещё два.

Оценочные суждения «молодец», «умница», «какой ты хороший», высказываемые в момент правильного (с точки зрения взрослых) поступка ребенка нарушают принцип безусловного принятия. Ребенок осознает, что он хороший только в те моменты, когда он сделал то, что понравилось родителям. «А если буду делать по-другому, то буду плохим», – думает он. Ребенку начинается казаться, что любовь родителей постоянно нужно завоевывать, а любить они могут лишь за хорошее поведение.

Также часто с помощью слов похвалы родители стараются изобразить свою заинтересованность в деятельности ребенка. Иногда брошенное, не глядя на рисунок, слово «молодец» может восприниматься как «да, я вижу, что ты там что-то нарисовал, но не мешай мне сейчас», а значит, поселит в душе ребенка недоверие к словам взрослого.

Итак, мы выяснили, что похвала имеет не только положительные, но и негативные последствия. Должны ли мы теперь полностью отказаться от одобряющего слова в адрес своего ребенка? Конечно, нет! Искренние слова одобрения важны и необходимы, и было бы не правильно сдерживать свои эмоции, когда вы, действительно, радуетесь успехам своего ребёнка, но формы похвалы и одобрения вполне реально разнообразить.

Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

  • Не сказать ничего. Этот подход очень созвучен с методикой Монтессори. Мария Монтессори писала о том, что по своей природе ребенок не нуждается в похвале. В нем заложено стремление познавать и создавать, и похвала никак не может повлиять на его внутреннюю мотивацию, только если ребенок уже не искалечен постоянными оценками со стороны родителей. В классах Монтессори вообще не принято хвалить, и дети к этому быстро привыкают и осваивают умение самостоятельно оценивать свой результат. В большинстве материалов и учебных пособий в Монтессори-среде заложен контроль ошибок – это означает, что ребенок может сам проверить себя, свериться с образцом. Это избавляет детей от необходимости каждый раз обращаться к педагогу с вопросом, правильно ли он выполнил задание. Педагоги, в свою очередь, практически полностью избегают оценочных суждений действий ребенка.
  • Обозначить свое присутствие взглядом или жестом. Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если ребенок обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, то вы с любовью смотрите на него в ответ, или касаетесь рукой, обнимаете. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом – о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает.
  • Скажите ребенку о том, что видите: «Какие красивые цветы ты нарисовал!», «Ты сам надел ботинок!», «Кошке приятно, что ты ее погладил, она даже подставляет тебе шею!» Ребенок не нуждается в оценке, ему важно знать, что вы видите его старания. Сторонники такого подхода всемирно известные эксперты в области общения с детьми А. Фабер и Э. Мазлиш рекомендуют так хвалить ребенка за положительные поступки. Если, например, малыш съел весь суп, то можно сказать «вот это я понимаю здоровый аппетит!». Если убрал игрушки на место – «в комнате идеальный порядок!». Тем самым, вы не только выскажете слова одобрения детскому поступку, вы заглянете в его суть, а также покажете, что уважаете старания ребенка.
  • Спросите ребенка о его работе: «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?» Своими вопросами вы подтолкнете ребенка на размышления о своих трудах и поможете научиться самостоятельно оценивать свои результаты.
  • Выражайте похвалу через призму своих чувств. Сравните две фразы «Отлично нарисовано!» и «Мне очень нравится, как ты нарисовал этот корабль!» Первая – абсолютно безлична. Кем нарисовано, что нарисовано? Во втором случае вы выражаете свое отношение к работе ребенка, отмечая моменты, которые вам особенно понравились.
  • Разделяйте оценку ребенка и оценку действия. Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто», вместо «Какой ты у меня чистюля!»
  • Хвалите усилие, а не результат. Отмечайте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!» Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто.

Как видите, спектр возможностей выразить одобрение в адрес ребенка довольно широк и уж точно не сводится к стандартным оценочным суждениям. Значит ли это, что родители совсем должны отказаться от слов «молодец», «хорошо», «отлично». Конечно, нет. Было бы неправильно сдерживать себя в те моменты, когда действия ребенка вызывают у вас яркие позитивные эмоции. Но все же есть один из самых разумных доводов в пользу того, чтобы расширить диапазон способов похвалить ребенка – это возможность лишний раз сказать ему о своих чувствах.

https://my.mail.ru/community/deti.mm/multipost/441c000097b00803.html

Самооценка ребенка. Почему хвалить бывает вредно?

https://ria.ru/20210810/samootsenka-1745151247.html

Самооценка ребенка. Почему хвалить бывает вредно?

Самооценка ребенка. Почему хвалить бывает вредно? — РИА Новости, 04. 09.2021

Самооценка ребенка. Почему хвалить бывает вредно?

Если ваш ребенок боится сложных задач или не признает свои ошибки — возможно, у него проблемы с самооценкой. Но что такое здоровая самооценка? Как она формируется? Как правильно хвалить и ругать ребенка, чтобы ему не навредить? И почему неправильно высказанная похвала может быть так же губительна для самооценки, как и осуждение?

2021-08-10T11:00

2021-08-10T11:00

2021-09-04T20:20

это надолго

дети

психология

подкаст

воспитание детей

психолог

детские вопросы

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/0a/1745149914_0:3:1037:586_1920x0_80_0_0_8513130003766018c6a72c551de7722f.jpg

Самооценка ребенка. Почему хвалить бывает вредно?

Если ваш ребенок боится сложных задач или не признает свои ошибки – возможно, у него проблемы с самооценкой. Но что такое здоровая самооценка? Как она формируется? Как правильно хвалить и ругать ребенка, чтобы ему не навредить? И почему неправильно сказанная похвала может быть так же губительна для самооценки, как и осуждение?

audio/mpeg

Самооценка ребенка. Почему хвалить бывает вредно?

Если ваш ребенок боится сложных задач или не признает свои ошибки – возможно, у него проблемы с самооценкой. Но что такое здоровая самооценка? Как она формируется? Как правильно хвалить и ругать ребенка, чтобы ему не навредить? И почему неправильно сказанная похвала может быть так же губительна для самооценки, как и осуждение?

audio/mpeg

Как вырастить детей со здоровой самооценкой — рассказывают психолог Александр Колмановский и клинический детский и семейный психолог, автор книг для детей и взрослых Екатерина Кес.04:45 Что такое самооценка?06:50 «Похвала, как и осуждение, одинаково травматичны»11:00 Правда ли, что девочек и мальчиков нужно хвалить по-разному?17:10 Неуверенность это не страх неудачи — это страх на реакцию от неудачи18:30 Что НЕ надо делать, чтобы воспитать ребенка со здоровой самооценкой?22:30 А что надо?26:50 «Когда не сразу понятно поведение человека — ищи, чего он боится»29:10 Можно ли изменить самооценку ребенка в подростковом возрасте?Партнер подкаста — образовательная онлайн-платформа «Учи. ру».Эпизоды «Это надолго» обычно выходят по вторникам.Пожалуйста, поделитесь с нами впечатлениями от этого подкаста.Слушайте подкасты РИА Новости и подписывайтесь на них в мобильных приложениях: для iPhone — iTunes, для Android — Google Podcasts. С любым устройством вы можете использовать Яндекс.Музыка, Castbox, SoundStream и MEGOGO. Скачайте выбранное приложение и наберите в строке поиска «РИА Новости» или название подкаста.Как и где бесплатно подписаться на подкасты?________Ведущие: Андрей Терешко, Юлия Мирей.Монтаж Анастасии Паниоти.Спрашивайте нас, предлагайте нам, спорьте с нами: [email protected].Слушайте наши подкасты во «ВКонтакте», подписывайтесь на наш профиль в Инстаграме и канал в «Яндекс.Дзене».

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/0a/1745149914_125:0:910:589_1920x0_80_0_0_9bddaacc011573868602ed6ad643549a.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

дети, психология, подкаст, воспитание детей, психолог, аудио, детские вопросы, социальный навигатор

11:00 10.08.2021 (обновлено: 20:20 04.09.2021)

Если ваш ребенок боится сложных задач или не признает свои ошибки — возможно, у него проблемы с самооценкой. Но что такое здоровая самооценка? Как она формируется? Как правильно хвалить и ругать ребенка, чтобы ему не навредить? И почему неправильно высказанная похвала может быть так же губительна для самооценки, как и осуждение?

Как вырастить детей со здоровой самооценкой — рассказывают психолог Александр Колмановский и клинический детский и семейный психолог, автор книг для детей и взрослых Екатерина Кес.

04:45 Что такое самооценка?

06:50 «Похвала, как и осуждение, одинаково травматичны»

11:00 Правда ли, что девочек и мальчиков нужно хвалить по-разному?

17:10 Неуверенность это не страх неудачи — это страх на реакцию от неудачи

18:30 Что НЕ надо делать, чтобы воспитать ребенка со здоровой самооценкой?

22:30 А что надо?

26:50 «Когда не сразу понятно поведение человека — ищи, чего он боится»

29:10 Можно ли изменить самооценку ребенка в подростковом возрасте?

Партнер подкаста — образовательная онлайн-платформа «Учи. ру».

Эпизоды «Это надолго» обычно выходят по вторникам.

Пожалуйста, поделитесь с нами впечатлениями от этого подкаста.Слушайте подкасты РИА Новости и подписывайтесь на них в мобильных приложениях: для iPhone — iTunes, для Android — Google Podcasts. С любым устройством вы можете использовать Яндекс.Музыка, Castbox, SoundStream и MEGOGO. Скачайте выбранное приложение и наберите в строке поиска «РИА Новости» или название подкаста.Как и где бесплатно подписаться на подкасты?Ведущие: Андрей Терешко, Юлия Мирей.

Монтаж Анастасии Паниоти.

Спрашивайте нас, предлагайте нам, спорьте с нами: [email protected].Слушайте наши подкасты во «ВКонтакте», подписывайтесь на наш профиль в Инстаграме и канал в «Яндекс.Дзене».

Учимся правильно хвалить ребенка

Секретное оружие: учимся правильно хвалить ребенка

Независимо от пола и возраста, любому человеку приятно поощрение. Но особенно это важно для детей. Похвала в умелых руках является отличным помощником в воспитании детей. Но иногда она может только навредить. Обычно так бывает, когда родители хвалят ребенка неправильно и не по делу.

Хвалить детей нужно за конкретный поступок. Сочинил сам сказку или вымыл пол, а, может быть, нарисовал рисунок. В этом случае скажите ему о том, как вы гордитесь его успехами: «У тебя получилась очень красивая река на картинке, краски подобраны идеально, а линии прорисованы очень аккуратно». Мягко и корректно можно указать то, над чем малышу стоит поработать.

Похвалу обязательно закрепляйте объятиями, поцелуем, или просто улыбкой. Ребенку важно не только слышать, но и чувствовать одобрение родителей. Вам же нравится, когда вас хвалят, и при этом дружески обнимают за плечи? Дети тоже нуждаются и в теплых словах, и в невербальных проявлениях. Особенно это важно в школьный период, когда требовательность учителей и родителей выбивает детей из колеи.

«Как убедить супруга в необходимости наказания и поощрения? Я с детьми пытаюсь договариваться, не всегда получается, но все же. Муж уверен в том, что дети должны слушаться и их нужно заставлять, а не уговаривать».  Правильнее всего хвалить детей за то, чего они добились собственными силами. Если, например, ребенок плохо читает, то его нужно хвалить за каждый хорошо прочитанный рассказ. Но бывает и так, что он искренне старается достичь высокого результата, но получается все равно неважно. Тогда его нужно хвалить за старание, усердие и силу воли, за то, что идет к цели, невзирая на трудности.

Постарайтесь не сравнивать своего сына или дочь с другими детьми. Если у малыша все выходит легко, то вы можете воспитать в нем чувство превосходства. Если же, наоборот, что-то у ребенка не выходит, то, сравнивая его с более успешным товарищем, можно сформировать у него чувство неуверенности в собственных силах. Такая установка будет мешать жить, даже когда малыш вырастет.

Некоторые родители используют похвалу, чтобы манипулировать детьми. Как? Да очень просто. Обычные, на первый взгляд, фразы, типа «настоящие мужчины не плачут», «только хорошие девочки/мальчики учатся на пятерки», «хорошие дети всегда помогают маме», ни что иное, как фразы-манипуляции, так как с их помощью взрослый стремится добиться от ребенка определенного результата. Психологи это не рекомендуют делать.

Однако у похвалы бывает и обратная сторона. Иногда ребенок, ни с того ни с сего,  перестает реагировать на любое поощрение. Скорее всего, это означает, что родители перехвалили  малыша. Каждое действие, поступок, хорошая оценка служили поводом для поощрения. В итоге, у ребенка выработался «иммунитет». Такое бывает еще и в том случае, когда мама и папа льстят малышу, или когда за один и тот же поступок родители то ругают, то хвалят ребенка.

Правильная похвала поможет вам воспитать из ребенка самостоятельного, ответственного, энергичного и порядочного человека.

 

 

Подготовила: Надежда Борисовна Филиппова,

 воспитатель группы № 9

по материалам интернет публикаций

 

 

В воспитательных целях: как правильно хвалить ребенка?

Похвала — это неотъемлемая часть воспитательного процесса. Но, как и в любом деле, тут важно не переборщить: похвалу нужно действительно заслужить. Как и в каких случаях нужно хвалить малыша?

Что лучшего всего влияет на малыша? Внимание родителей к его занятиям и интересам, их похвала и проявление любви. Действительно, детские психологи именно похвалу считают самым хорошим мотиватором для малыша. Правда, специалисты призывают родителей научиться хвалить чадо правильно.


В чем секрет правильной похвалы?

С одной стороны, главным свойством похвалы — будь то слово, объятия или поцелуй, была и есть возможность передать свою любовь. С другой, похвала с легкостью приобретает воспитательную силу. Для этого надо лишь не просто сказать «молодец», но и объяснить — почему!

Так, многие порывы ребенка в возрасте 3 — 4 лет основаны на естественной потребности малыша подражать родителям, таким образом осваивая «взрослые дела». Но эти порывы, к примеру, помочь маме по дому, носят неосознанный характер.

И вот, вы хвалите кроху за то, что он, повторяя за вами и вместе с вами, убирает игрушки. Но малыш при этом не понимает — что именно делает его умницей.

Обязательно упомяните в своей похвале те действия и их особенности, которые заслужили ваше одобрение: к примеру, ребенок аккуратно сложил свои вещи, убрал баночки с красками, листы и кисточки после занятий рисованием.

Теперь, когда вы знаете, как правильно хвалить, взгляните на список ситуаций, в которых ребенок должен услышать слова одобрения.

Когда и за что хвалить ребенка?


Малыш что-то сделал впервые. Осваивать новое — процесс нелегкий, поэтому первые успехи обязательно должны быть награждены одобрением родителей.

Ребенок что-то сделал лучше, чем раньше. Совершенствование навыков является тяжелым трудом, особенно для маленького человека, и достижение нового уровня, конечно, заслуживает похвалы.

Кроха сдержал обещание. Держать слово, следовать данному обещанию даже взрослым бывает непросто. И, безусловно, выполнение обещания малышом требует внимания и поощрения!

Малыш проявил инициативу и самостоятельность. В конце концов, сделать ребенка самостоятельным и способным принимать правильные решения, — это и есть цель родительского воспитания. Каждый шаг на пути к автономности должен сопровождаться высокой оценкой.

Дополните этот список теми пунктами, которые вы сами считаете важными и правильными. И обязательно дарите крохе похвалу — понятную, заслуженную и уместную. Похвалу, которая даст ребенку стимул двигаться развиваться и достигать еще больших успехов!

Как правильно хвалить ребёнка

Сейчас в интернете очень много материалов о том, как важно хвалить ребёнка.

Действительно, очень важно ежедневно давать ребенку положительную обратную связь.

В этой статье я постараюсь в нескольких словах рассказать, как это делать правильно.

Ведь у похвалы есть и обратная сторона.

Как правильно хвалить ребёнка?

Если постоянно внушать ребёнку, что он «самый умный», «самый сильный», «самый быстрый» – то, рано или поздно, он столкнётся с тем, что есть кто-то, кто ещё умнее, ещё сильнее или ещё быстрее, чем он.

И для ребёнка это становится очень тяжёлым эмоциональным испытанием.

Есть ещё один вариант «похвалы», когда родители говорят просто общие оценочные слова:

«Хороший мальчик», «Ты такой у меня молодец», «Какая же ты всё-таки умница», но не уточняют, почему.

С одной стороны ребёнку приятно слышать такие слова, но с другой стороны он не понимает, за что же его хвалят и возникает зависимость от оценки окружающих.

Ребёнок не может понять, как связано его поведение и его действия с тем, что ему говорят.

Конечно, ничего страшного нет, если иногда Вы говорите ребёнку, что он «молодец», но очень важно связать это слово с его конкретным поведением.

Для него это будет намного полезнее.

Эксперимент для родителей

Я часто советую родителям завести блокнотик и провести небольшой эксперимент:

В течение одного дня знаком «+» в отмечать в блокноте слова благодарности, поощрения, поддержки, ласковые и нежные слова, которые они говорят своему ребенку, а знаком «–» – все прозвучавшие за день критические замечания.

Отслеживая привычную манеру поведения, многие родители, к своему удивлению, обнаруживают, что 70-80% общения – это претензии и замечания к ребенку. Именно эти слова ребёнок постоянно слышит от вас в течение дня на протяжении многих лет.

Почему так происходит? Все очень просто: когда ребенок что-то делает правильно и хорошо, мы воспринимаем это, как что-то само собой разумеющееся. Редко кто из родителей придаёт этому значение и говорит ребенку слова одобрения или же благодарности.

Мы не акцентируем внимание ребёнка на том, что у него получилось, о чём он не забыл, что постарался сделать. Зато мы не забываем каждый раз делать ему замечание, как только нам что-то не нравится в поведении ребенка. Постоянно одергиваем ребенка или критикуем.

В результате получается дисбаланс, и ребенок слышит в свой адрес очень мало положительной обратной связи, но много отрицательной. Между тем, это необходимый элемент здоровых отношений между ребенком и родителями. И, конечно, это негативно влияет на его настроение, самооценку, эмоциональный мир.

Что надо говорить ребёнку?

Ну, во-первых, благодарить. Не скупитесь на слова благодарности каждый раз, когда ребенок пошел вам на встречу или согласился с первого раза что-то сделать, в чём-то помог, что-то сам вспомнил и сделал.

Всегда говорите ему: «Спасибо большое, мне очень приятно, что ты сразу же согласился сделать то, о чем я тебя попросила», «Спасибо, что ты убрал за собой тарелку», «Спасибо, что ты не забыл застелить за собой постель», «Мне очень приятно, что ты мне помог» и т. д.

Для ребенка это будет означать: «Мама и папа заметили, что у меня что-то хорошо получилось» и в результате он будет стараться повторять в будущем свои действия.

Другая возможность дать положительную обратную связь, это отмечать словами те действия, которые ребенок совершил. Не просто говорить «молодец», «хорошо», «умница» (часто за этими словами для ребенка не «прочитывается» смысл того, за что его хвалят).

Гораздо эффективнее говорить глаголами, например, «Ты сейчас убрал свои игрушки сам, спасибо, меня это порадовало». Или «Мне нравится, что ты самостоятельно почистил зубы, без моей помощи».

Проговаривая глаголы, мы описываем действие, совершенное ребенком, тем самым закрепляя положительную реакцию на поступок в его сознании.

Вот такие простые правила. Каждый раз, когда вы видите то, за что ребенка можно поблагодарить и похвалить, обязательно делайте это и вы увидите, как ваш ребенок будет меняться в лучшую сторону.

Ведь даже нам, взрослым, не нравится, когда нас только критикуют и делают нам замечания. И мы гораздо лучше себя чувствуем, когда нас хвалят и благодарят.

Терпения вам и любви.

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.

Приглашаю вас разобраться в этой теме на бесплатном онлайн-классе «Воспитание без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро. Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Читайте также:

Искусство восхвалять

Я провел большую часть своей профессиональной жизни в организациях, которые укомплектованы и управляются талантливыми людьми, которые делают отличную работу. Точно так же, как классный руководитель, я не могу не впечатляться достижениями учеников. В обоих типах настроек я многое узнал о том, как хвалить, чтобы это усиливало поведение, которое дало отличную работу, и побуждало получателя становиться еще лучше. Вот несколько моих основных принципов:

1.Будьте по-настоящему конкретными. Общие комплименты, например: «Отличная работа!» или «Отличная презентация!» обязательно найдут свое место, особенно когда вы спешите на следующую встречу. Но точная обратная связь делает гораздо больше как для эго получателя, так и для качества ее будущей работы. И угадай что? «Вы были так вдохновляющи» или «Мне понравилась ваша последняя презентация» недостаточно конкретны. Скажите Кармен, что ее хорошо организованные таблицы в части 2 помогли вам понять, что новый проект команды на самом деле является продолжением предыдущего (в отличие от того, как другие представляли новое предприятие) и что ключевые компоненты можно импортировать, чтобы сэкономить время. Возможно, она сможет развить эту мысль на следующем собрании команды. По крайней мере, вы помогли ей определить сообщение на вынос, которое она успешно доставила.

2. Не путайте вежливость с похвалой. Во многих ситуациях социальная норма — засыпать людей любезностями в ходе повседневного общения («Большое спасибо за вашу помощь» или «Вы пришлете это завтра? Замечательно!»). Такие словесные жесты часто играют важную роль в поддержании тона сотрудничества на рабочем месте.Но если этот банальный тон во многом похож на тот, который вы используете, чтобы хвалить чью-то работу, грань между повседневной вежливостью и предметной признательностью начинает стираться. Люди начинают невнимать к обратной связи, потому что это звучит как рутина, а в некоторых случаях они могут просто не верить полученным комплиментам. Понятно, что все это во многом зависит от взаимоотношений вовлеченных людей. Но, как правило, используйте проницательный или аналитический тон, когда вы хвалите (например, «Ваша своевременность всегда помогает мне лучше выполнять свою работу. Спасибо. ») Делает его более значимым.

3. Хвалите делом, а не словами. После того, как вы точно рассказали кому-то, что она сделала хорошо, и продемонстрировали свое острое понимание ее ценности, предложите ей развить это с помощью следующего задания. Это может быть что-то столь же очевидное, как поручение ей возглавить следующий новый проект, но это также может означать поручение ей обучать или наставлять новых сотрудников (у обоих есть дополнительное преимущество, заключающееся в том, что похвала становится достоянием общественности). И, конечно же, такие вещи, как бонусы за заслуги, работают, если такая возможность доступна.

4. Не подкладывайте конструктивную критику пустой похвалой. Конечно, прежде чем критиковать чью-то работу, имеет смысл конкретно определить, что она сделала хорошо. Но использование символической похвалы в качестве красивого пакета для критики в конечном итоге подрывает ценность подлинной похвалы, которую вы даете в других контекстах. Следование первым трем принципам в этом списке может создать гораздо более позитивную среду для критики, в которой сахарное покрытие становится ненужным, а прямое высказывание вряд ли будет истолковано как оскорбление.

Как создать среду, в которой похвала действительно что-то значит?

Как поздравить кого-то на каждом этапе жизни

Когда вы хотите сказать кому-то, что его жизненные достижения заслуживают празднования, обычно вы делаете поздравления.

Поздравление может принимать разные формы. Иногда мы сокращаем это слово до простого «Поздравляю!» В других случаях может быть более уместным написать длинное, подробное сообщение, демонстрирующее, насколько вы гордитесь.

В любом случае — будь то законченный марафон, крупное повышение по службе, рождение ребенка или даже небольшая победа, например, повышение оценки с C до A, — написание поздравительного сообщения — отличный способ выразить свои чувства и дать хвалить.

Пока вы обращаете внимание на веху получателя, ваши слова поздравления позволят ему понять, что вы действительно заботитесь об их успехе. Кто знает, ваше сердечное послание может просто сделать их день!

Поскольку мы весь месяц писали практические инструкции, вот наши советы, как сердечно поздравлять на всех этапах жизни.

Свадебные пожелания

Свадьба — это важная веха в жизни любого человека, которая заставляет вас написать что-то особенное в своей свадебной открытке. Не волнуйся! Вот несколько идей для начала. . .

  • Я так счастлив отметить этот особенный день вместе с вами. Поздравляю!
  • Вы оба — прекрасный пример того, как выглядит настоящая любовь. Поздравляем с началом новой главы вместе!

Поздравление с рождением ребенка

В семье пополнение, и это маленькая радость! Расскажите другу, коллеге или члену семьи, как вы взволнованы встречей с ребенком и, конечно же, посмотрите фотографии.Вы можете начать свое поздравление с. . .

  • Поздравляю с маленьким чудом! Желаю вашей семье много любви, здоровья и счастья сейчас и на протяжении всей жизни.
  • Желаю вам и вашему новорожденному всего наилучшего — и крепкого сна! Поздравляю с благополучным прибытием вашего пучка радости.

Поздравляем с новым Градом

Выпускной — это большое дело в любом возрасте, поскольку часто это кульминационный момент многих лет упорной работы. Как можно выразить словами образовательные достижения человека? Вот два хороших места для начала.. .

  • Поздравляю, град! Я так горжусь тем, что вы достигли этого рубежа, и не могу дождаться, чтобы увидеть, что вы сделаете дальше.
  • Поздравляю с выпускным! Желаю вам всяческих успехов в начале вашего следующего приключения.

Все еще зависает? Простое руководство для поздравлений

Если вы все еще не знаете, что сказать, эти советы помогут упростить написание поздравлений, независимо от того, кто их получит.

1 Старт сильный. Есть одно слово, на которое вы всегда можете рассчитывать, когда начинаете петь дифирамбы. Вы, наверное, догадались: Поздравляю! Если поздравить получателя с самого начала, ваша заметка уже будет соответствовать тому, что вы хотите сказать. 2 Будьте личными. Все любят рукописные комплименты! После того, как вы поздороваетесь, скажите получателю, как вы им гордитесь, и напомните, почему он этого заслуживает. Отметьте конкретное достижение и добавьте несколько слов для поздравлений.3 Закончите душевным завершением. Пожелайте им дальнейших успехов или новой главы, и все готово!

Цель любого поздравления — показать получателю, что вы заботитесь о нем, и заставить его почувствовать себя особенным! Слова имеют большое значение для выражения наших глубочайших чувств, и поздравительные слова не исключение.

Какие ваши любимые способы сказать поздравления на каждом этапе?

40 способов сказать «хорошая работа»

Вы знаете, насколько сильными могут быть ваши слова, особенно когда вы хвалите кого-то за хорошо выполненную работу. Узнав этого человека в нужное время с помощью правильных слов, вы можете повлиять на этого человека — и на свою компанию — очень ценным способом, говорится в исследовании.

Так как комплимент — это бесплатно, он во многом влияет на моральный дух и многое другое, поэтому стоит проявить к своей команде большую любовь. Согласно новому отчету компании TINYpulse , занимающейся вопросами вовлечения сотрудников, сотрудников, которые получают постоянную обратную связь, считают, что:

  • Их компания на 11% лучше реагирует на их отзывы
  • Они чувствуют, что на работе их ценят на 11% больше
  • Их рабочая среда на 12% лучше
  • Они на 9% чаще порекомендуют кого-то поработать в своей компании
40 лучших сотрудников благодарны

Признание ваших сотрудников за хорошую работу, будь то сказано лично или написано в обзоре производительности, начинается с правильных слов, чтобы выразить ваши слова признательности. Здесь TINYpulse предлагает свои 40 лучших комплиментов, в которых вы выразите вашу благодарность, признательность и поддержку:

  1. «То, что ты в команде, имеет огромное значение».
  2. «Вы всегда найдете способ сделать это — и сделать это хорошо!»
  3. «Это действительно замечательно, как вы всегда видите проекты от идеи до завершения».
  4. «Спасибо за то, что всегда говорите на собраниях команды и предоставляете уникальную перспективу.”
  5. «Ваши усилия по укреплению нашей культуры не остались незамеченными».
  6. « Фантастическая работа!»
  7. «Даже когда дела идут тяжело, вы сохраняете лучший настрой!»
  8. «Удивительно, как вы всегда помогаете новым сотрудникам набирать обороты».
  9. «Вау! Как раз тогда, когда я подумал, что твоя работа не станет лучше! »
  10. «Ваша трудовая этика говорит сама за себя.
  11. «Спасибо, что всегда готовы помочь».
  12. 12 . «Гордость, которую вы испытываете в своей работе, действительно вдохновляет».
  13. «С тобой так здорово работать».
  14. «Я постоянно впечатлен результатами, которые вы производите!»
  15. «Спасибо за вашу гибкость».
  16. «Просто невероятно, насколько тщательно вы работаете».
  17. «Твоя трудовая этика не от мира сего!»
  18. «У вас очень здоровая перспектива.”
  19. «Вы один из самых надежных сотрудников, которые у меня когда-либо были».
  20. «Спасибо, что подали отличный пример своим коллегам».
  21. «Вы действительно умеете всех подбадривать!»
  22. «Ты ничего не можешь сделать ?!»
  23. «Удивительно, как ты всегда можешь преодолеть любое препятствие, встречающееся на твоем пути».
  24. «Продолжайте в том же духе!»
  25. «Я был потрясен вашим вкладом на этой неделе.
  26. «Мне очень нравится работать с вами».
  27. «Ты классный!»
  28. «Вы бесценный член команды».
  29. «Не могу поверить, как мне повезло, что у меня есть такой отличный сотрудник, как ты».
  30. «Вы придумываете фантастические идеи!»
  31. «Вау! Хорошая работа.»
  32. «Я просто хотел сказать вам, как много вы значите для команды».
  33. «Как это место работало без тебя ?!»
  34. «Вы играете решающую роль в успехе нашей компании.”
  35. «Это так очевидно, как вы обращаете внимание на детали».
  36. «Вы всегда так быстро проявляете инициативу».
  37. «Вы классный сотрудник!»
  38. «Просто невероятно, как часто вы делаете все возможное».
  39. «Ваши работы меня не перестают удивлять!»
  40. «В последнее время все определенно было безумно, но вы это сокрушаете!»

Конечно, вы не можете просто выпалить эти фразы в надежде, что ваши сотрудники будут чувствовать себя ценными. Но когда вы вовремя похвалите и подробно расскажете о том, что сделал этот человек, который произвел на вас впечатление, комплимент останется неизменным. Вот что заставит их продолжать такое же поведение в будущем. А какой лидер этого не хочет?

Какие фразы вы сочли полезными для узнавания своих сотрудников? Пожалуйста, поделитесь своими комментариями с нашими читателями ниже.

20 простых и полезных способов похвалить детей и повысить самооценку

Я никогда не был поклонником «похвалы» ради похвалы, чтобы укрепить уверенность ребенка в себе, не связывая это с истинным, реальным усилием.Однако нет сомнений в том, что похвала ребенка словами может быть сильной стороной. Однако со временем я пришел к выводу, что похвалить можно, если она относится к задаче и сосредоточена на усилиях ребенка.

Спустя годы я осознал, что в определенном контексте похвала имеет свое место. Я не награждаю, но заставлю моменты хорошего поведения. Вот двадцать фраз похвалы , которые помогают мне каждый день.

Наука за похвалой

Проще говоря, мозг реагирует на положительные стимулы, и похвала вызывает чувство удовлетворения.Но взрослые должны деликатно пройти грань между похвалой за результат («Ты такой умный!») И склонностью к похвале за сам процесс («Вы так усердно работали, строя эту башню!»).

Похвала может иметь негативные последствия. Итак, как нам избежать потенциального негативного воздействия похвал, которые на самом деле приводят к снижению мотивации ребенка и даже могут навредить его самооценке?

Как избежать негативного воздействия похвалы

  • Не ждите положительного результата или наблюдения за успешной работой — хвалите ребенка и в моменты неудач.Поддержка и ободрение ребенка в эти моменты имеют решающее значение.
  • Оставьте на столе супер-возбужденных и, возможно, экстремальных похвал. Примеры могут включать «Святой дым! Ты идеальный! Я никогда не видел ничего лучше! »
  • Сосредоточьтесь на поведении, а не на ребенке. Например, «Ты креативный» или «То, как ты собираешь эту башню, действительно креативно. Мне нравится, как вы сочетаете бирюзовый и розовый ».

Еще одно слово для похвалы

Надеюсь, вы найдете этот список ободряющих слов и фраз полезным в вашей повседневной жизни.Не всегда легко найти способ сделать ребенку комплимент, если вы хотите, чтобы ребенок сосредоточился на усилиях, а не на результате.

Виды похвалы

Похвала процессу — это способ признать усилия и упорный труд ребенка на протяжении всего процесса, независимо от результата. Возможно, похвала за процесс мотивирует ребенка продолжать выполнять задание, не сдаваться и развивать твердость.

«Я заметил, как усердно вы работали, строя этот железнодорожный путь. Мне нравится смотреть, как ты много работаешь.”

  • «Вы притормозили и произнесли слово и получили его сами!»
  • «Вы много работали, я это вижу!»
  • «Вы можете попробовать еще раз забрать игрушки?»
  • «Вы можете придумать другой способ построить башню?»

Похвала умениям людей — это способ подбодрить ребенка, подчеркнув, насколько полезно его поведение.

  • «Послушай, Джоуи, Элеонора уронила мяч. Посмотри, сможешь ли ты дотянуться до нее. Возможно, ей понадобится помощь.”
  • «Спасибо за помощь. Я ценю вашу помощь.»

20 способов похвалить ребенка словами

  1. Я люблю смотреть, как ты строишь из лего.
  2. Мне нравится слышать, как вы рассказываете истории.
  3. Вау! Эта башня действительно высокая!
  4. Я люблю тебя.
  5. Я так горжусь тобой. Вы так много работали.
  6. Вы так сосредоточены.
  7. Вы усердно работаете.
  8. Я очень впечатлен вашей работой.
  9. Вы так много работали и стали лучше.
  10. Твоя улыбка самая лучшая.
  11. Удивительно. Я так горжусь тобой!
  12. Как артистично!
  13. Да! Ты понял!
  14. Я ценю, как хорошо вы надели пальто перед тем, как мы ушли в школу.
  15. У вас столько прекрасных идей!
  16. Ты такой милый и заботливый со своим младшим братом.
  17. Спасибо за то, что вы так заботились об ужине.
  18. Спасибо, что сообщили мне, что не любите брокколи.
  19. Спасибо за то, что вы так помогли сесть в машину в школу.
  20. Я заметил, как вы можете успокоить свое тело самостоятельно. Отличная работа!

Вам понравился этот пост? Что вы думаете о похвале по методу Монтессори?

Марни

Хвалить или не хвалить

Как родитель, вы, возможно, думали, что пока вы много хваляете в своем доме, вы делаете что-то абсолютно и однозначно положительное для самооценки вашего ребенка. Но читали ли вы в последнее время информацию о похвале детей?


Эксперты говорят, что, хотя похвала необходима для повышения самооценки ваших детей, на самом деле существуют более эффективные и менее действенные способы сделать это.

Означает ли это, что вся похвала, которую вы давали своим детям на протяжении многих лет, была сделана неправильно? Возможно нет. Но что все это значит — больше хвалить, меньше хвалить, совсем не хвалить? Читать дальше!

Прежде всего расслабьтесь. Если вы нашли время, чтобы прочитать эту статью, велика вероятность, что то, что вы делали, было в какой-то мере успешным и полезным.

Похвала — это почти всегда положительный момент, но есть несколько простых рекомендаций, которые могут сделать ее еще более полезной для ваших детей.

Хвалить конкретно

Конкретная похвала означает изложение того, что сделал ребенок и как вы к этому относитесь.

  • Когда ваш ребенок самостоятельно поднимает игрушки, разбросанные по полу, вы можете сказать: «Вы взяли игрушки, а я вас не спрашивал. Я очень ценю это.»

  • «Когда вы берете игрушки в руки, они сохраняют в доме опрятность и чистоту. Спасибо за помощь.»

  • Когда вас спросят ваше мнение о рисунке, вместо того, чтобы сказать: «Какую красивую картину вы сделали», вы можете сказать: «Вы сделали солнце такого яркого желтого оттенка — я почти чувствую тепло, которое оно излучает.”

Предел общей похвалы

Дети с меньшей вероятностью поверит общей похвале, в то время как они с большей вероятностью включат конкретную похвалу, которую они слышат от своих родителей, в свое представление о себе.

Например, если ваш ребенок тихо сидит в ресторане, а потом вы говорите: «Ты был хорошим мальчиком», ребенок может не знать, что сделало его «хорошим» мальчиком. Он годен для того, чтобы сидеть на месте, обедать или ронять вилку на пол?

Общая похвала, хоть и не является отрицательной чертой, но может быть выражена более эффективно, например: «Мне понравилось, как вы сегодня вечером сидели на своем месте в ресторане.Какое усилие! »

Узнайте, когда хвалить

Хвалите как можно скорее после достижения. Но не нужно постоянно хвалить ребенка.

  • Например, если вы хотите, чтобы домашнее задание было выполнено к определенному времени, и ваша семья разработала план расписания домашних заданий, регулярно хвалите ребенка, если домашнее задание действительно выполняется вовремя.

  • После того, как поведение изучено или изменено, вы можете уменьшить частоту подкрепления. Когда домашний график станет рутинным, вы можете постепенно прекратить постоянные похвалы; но вы можете следить за вещами и иногда — один или два раза в неделю — говорить что-то вроде: «Мальчик, ты обязательно не забывай делать домашнее задание вовремя, даже если я тебе не напомню».

Эти несколько слов являются формой похвалы и могут очень воодушевить ребенка. Запомните , если вы хотите поощрять определенное поведение у своих детей, «поймите, что они хорошие» , признав это.

Будьте искренними

Постарайтесь выбрать в своем ребенке то, что вам действительно нравится.

Например, если кажется, что ваш ребенок не понимает своих уроков музыки, но очень старается и практикуется почти каждую ночь, вы можете похвалить усилия, сказав: «Мне кажется, вы изо всех сил пытаетесь выучить свою музыку. Я думаю, это потрясающе! »

Кроме того, слишком много похвалы теряет свою эффективность, особенно если частота или интенсивность слишком велики. Дети перестают верить вам, когда вы все время хвалите их за каждую мелочь, которую они делают.

Пусть ваши дети подслушают, как вы рассказываете кому-нибудь о своих успехах.

Это один из самых эффективных способов послать своим детям положительные сообщения. Расскажите о достижении, которого они достигли, или об их качествах, которые вы цените.

Например, если вы знаете, что они находятся в пределах слышимости, и вы разговариваете по телефону с их бабушкой и дедушкой, вы можете рассказать им о хороших привычках вашего сына в учебе или о доброте, которую он проявил к новому мальчику, который переехал в соседний дом. .

Когда вы подслушиваете, что вы описываете кому-то важному для него конкретную вещь, которую он сделал хорошо, или черту характера, которой вы восхищаетесь, часто значит больше для ребенка, чем когда вы прямо хвалите его.

Прощальные мысли

  • Когда вы комментируете и четко описываете конкретное поведение, демонстрирующее их способности, ваши дети с большей вероятностью включат это сообщение в свою самооценку.

  • На очень глубоком уровне они начинают больше осознавать и принимать свои собственные силы и способности. Таким образом, ребенок, который берет свои игрушки в первом примере, может начать думать о себе как о помощнике или члене семьи, который готов помочь своему дому.

  • Давая вашим детям конкретный позитивный образ самих себя, вы снаряжаете их, чтобы они могли справиться с некоторыми трудностями, с которыми они могут столкнуться во «внешнем мире».

Конкретная искренняя похвала — часть сознательного воспитания. Хотя это может быть тяжелая работа и на самом деле требуется практика, со временем она окупится.Похвала может повлиять на отношение ваших детей к себе.


Когда вы концентрируетесь на эффективной похвале своих детей, помните, что каждый ребенок уникален и может воспринимать вашу похвалу по-разному в зависимости от своего темперамента.

и не забывайте хвалить себя за свои усилия, добрые намерения и небольшие успехи, когда вы наделяете своих детей хорошими чувствами к себе!

Клэр Гавинович, сертифицированный педагог по вопросам воспитания детей



__________________________________________________________

Дополнительную информацию о самооценке можно найти в следующих книгах. Покупки на Amazon.com через наш веб-сайт поддерживают нашу работу, чтобы помочь родителям делать все возможное для воспитания своих детей.



<рекомендуемые книги о самоуважении

<все наши рекомендованные книги для родителей


____________________________________________________________

<вернуться к началу страницы

<дополнительные статьи о самоуважении

<Тематическая страница библиотеки статей

16 эффективных способов похвалить свою команду за отличную работу

Сотрудники хотят, чтобы их ценили и признавали за их упорный труд.Многие исследования показали положительное влияние похвалы на счастье и продуктивность сотрудников. Но недостаточно только распознать важные вехи или сосредоточиться на основных игроках в рамках общекорпоративного проекта.

Важно найти способы, как малые, так и крупные, чтобы регулярно признавать хорошо выполненную работу. Вы можете много узнать о своей компании и команде и поднять боевой дух, если будете искать положительные моменты и продуманные способы похвалить. Ниже 16 членов исполнительного совета Fast Company раскрывают эффективные способы похвалить членов команды за их постоянную отличную работу.

1. ВЕДИТЕ СПИСОК УСПЕХОВ.

Для сложных инициатив ведите постоянный список «вау» моментов и тех, кто был задействован. Попросите своих подчиненных сделать то же самое. Помимо признания вау в режиме реального времени, вы можете закрепить культурный клей следующим образом: когда проект будет завершен и наступит время празднования, воспроизведите эти моменты с подробностями. Вы зажжете силу интуитивного воспоминания, и люди узнают, что их действительно видели. — Тевис Трауэр, Balance Integration Corporation

2.В ФОКУСЕ ДЕТАЛИ.

Один из способов похвалить команды — это обратить внимание на детали и усилия, вложенные в их работу, а затем поблагодарить их за хорошо выполненную работу. Важно быть искренним и искренним в том энтузиазме, который вы проявляете в своем голосе. — Лаура Кербайсон, Laura Kerbyson Design Company

3. БУДЬТЕ КОНКРЕТНЫМ.

Убедитесь, что вы точно знаете, что вы цените в их работе. Ваша команда может сказать, когда вы говорите искренне, а когда говорите на корпоративном уровне.Скажите им, что именно вам понравилось, почему вам это понравилось, и что вы цените усилия, которые они приложили к этому. Такая конкретная похвала будет иметь гораздо больший вес, чем просто высказывание: «В целом, вы хорошо делаете работу». — Джейсон Холл, пять каналов

4. ДОВЕРЬТЕ ИМ.

Похвала может проявляться во многих формах. Некоторые похвалы носят публичный характер — например, награды, похвалы в информационных бюллетенях и встречи с руководителями высшего звена — а некоторые похвалы случаются просто, в разговорах оффлайн. Самая сильная форма похвалы и признания приходит через доверие.Когда лидеры уверены в своих командах (и в себе) и верят в то, что они поступят правильно, производительность и вовлеченность резко возрастают. — Симоне Ахуджа, Кровавый апельсин

5. ВЫДЕЛИТЕ ВРЕМЯ НА ПОБЕДЫ.

У нас есть раздел, встроенный в нашу еженедельную встречу команды, который называется «Престижность / привет». Поскольку мы большая команда и взаимодействуем друг с другом в самых разных сферах, это возможность узнать друг друга. Каждый престиж должен быть конкретным и напрямую связан с одной из наших основных ценностей.Приятно видеть улыбки членов команды, которые дают и получают признание. — Эндрю Миллер, Агорапульс

6. ВИТРИНА БОЛЬШАЯ РАБОТА.

Предоставление сотрудникам платформы для демонстрации своей творческой работы со своими коллегами и с компанией в целом — действительно эффективный способ отметить хорошо выполненную работу. Это также позволяет сотрудникам помочь другим в организации понять роль, которую они играют в общем успехе компании. — Джессика Торп, генеральное видео

7.РАЗРАБОТАТЬ ДЕТАЛИ.

Лучшая похвала искренняя и конкретная. Сказать: «Хорошая работа» или «Молодец» — это хорошо, но если их бросить, когда это не совсем оправдано, то сила ослабнет. Если вы потратите время на то, чтобы поделиться тем, что было так впечатляюще и высоко оценено в работе, это окажет гораздо большее влияние. Добавьте детали и покажите, что вы видите их работу и их вклад! — Александра Кавулакос, Муза

8. СПРОСИТЕ ИХ МНЕНИЯ.

Все начинается с словесного описания большой работы, которую они проделали, и того, какой вклад они внесли в развитие компании.Проще говоря: «Отличная работа!» или «Отличная работа!» может иметь значение. Затем попросите их внести свой вклад в решение проблемы в компании. Поступая так, вы признаете их возможности и признаете, что у них есть все, что нужно. — Лейн Каваока, SimplePassiveCashflow.com

9. ПРОВЕРКА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Один простой принцип, о котором мы часто забываем, руководя другими, — это подтверждать, чего вы хотите больше. Если кто-то делает что-то, что вы от него хотите, подтвердите их.Быстрое и прямое подтверждение может иметь большое значение. Если мы укажем только на неудовлетворенность и никогда не укажем на удовлетворение, наши команды упустят половину отзывов, которые мы могли бы дать им как руководителям. — Райан Андерсон, Filevine

10. ПУБЛИЧНО ПОХВАЛИВАЙТЕСЬ.

Я большой поклонник связывания похвалы с ценностями компании и обнародования ее. Недавно мы попросили члена группы определить проблему, выходящую за рамки ее компетенции, и пропустить репетицию свадьбы, чтобы убедиться, что проблема не повлияла на предоставление нашей жизненно важной терапии пациенту, который в ней нуждался.Я смог узнать члена команды на глазах у ее коллег и выразить, как ее действия отражают две из наших основных ценностей. — Рами Эльгандур, Arcellx, Inc.

11. НАПИШИТЕ СПАСИБО ЗАМЕТКИ.

Рукописная заметка всегда должна быть рассмотрена. Обязательно помнить, что члены организации развивают организационную культуру с помощью социальных упражнений. Они считаются общественно созданными истинами, которые существуют для членов организации. Эти истины включают политику, процедуры и реакцию организации на определенные ситуации.Культура — это эволюционный процесс. — Уилл Конавей, HCI Group (компания A Tech Mahindra)

12. ДЕЛИТЕСЬ КУДО В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ.

Мы всегда хвалим наших сотрудников во время ежемесячных общих собраний, но мы начали отмечать похвалы и в LinkedIn. Это не только публичная похвала, но и потому, что Kudos — относительно новая функция, они, кажется, получают изрядную известность и вовлеченность. Это здорово и для сотрудника, и для компании. Это также то, что они могут прикрепить к разделу «Избранные» в своем профиле.- Вивека фон Розен, Венгресо

13. ПОЗВОЛЯЙТЕ ВЗАИМООХЛАДИТЬ.

Взаимная похвала — часть нашей культуры, и одна вещь, которая работает для нашей команды, — это признание вклада друг друга на глазах у всех. Каждый понедельник у нас проходит общекорпоративный звонок Zoom, во время которого мы обсуждаем новости компании и даем друг другу благодарность за хорошо выполненную работу. — Соломон Тимоти, OneIMS

14. ПРЕДОСТАВЛЯЙТЕ КРЕДИТ, ГДЕ ОНО.

Мы всегда следим за тем, чтобы клиент знал, кто создал отличную идею.Это укоренилось в используемом нами языке: мы будем использовать такие слова, как «гений» или «революционер» в презентациях. Мы также требуем, чтобы имена сотрудников были указаны в патентах, а не только их менеджеров. — Пхнам Бэгли, Документальный дизайн

15. ПОМНИТЕ ЧЛЕНОВ КОМАНДЫ ПОДДЕРЖКИ.

Часто признание бывает только за основные вехи и ощутимые достижения, поэтому люди, выполняющие вспомогательную работу, вряд ли увидят эту похвалу. Распознавание рук, которые коснулись успеха от начала до конца, может быть отличным способом убедиться, что каждый может разделить всеобщее внимание.- Ной Мицухаши, Portfolio Insider

16. БУДЬТЕ АУТЕНТИЧНЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ.

Не хвалите тех, кто «звонит». Это ставит под угрозу подлинность вашего подтверждения. С другой стороны, не накапливайте признание; это не секрет, и не стоит откладывать его на потом. Положительный отзыв так же важен, как и конструктивный. Если кто-то расширил свою зону комфорта или выступил ценным образом, скажите что-нибудь! — Лиза Стрейфф, Knopman Marks Financial Training

Как эффективно хвалить других

Что самое «лучшее», что может случиться, если вы кого-то похвалите?

Что самое «худшее» может случиться с вами, если вы кого-то похвалите?

Похвала окружающих — это способ вернуть больше, чем то, что вы отдаете.

Чтобы ответить на первый вопрос, на мой взгляд, лучшее, что может случиться с кем-то, когда хвалят другого человека в «идеальный» (своевременный) момент, — это осознать, что этот «акт великодушия» повлиял на жизнь другого человека. положительно. Более того, это могло изменить его. Вы никогда не знаете точно, что происходит в уме и жизни другого человека, когда его хвалят.

Что самое худшее, что может случиться? Ну какое-то безразличие, никакого ответа или простое и нейтральное «спасибо».Неужели все это так плохо? На самом деле никакого вреда нет. Итак, когда сознательно хваляешь других, всегда есть «беспроигрышный» вариант.

Есть 5 характеристик, которые всегда следует учитывать, когда хвалят кого-то:

  1. Личный — помимо прочего, это показывает искренний интерес к другому человеку. Это обнажает настоящую мотивацию для похвалы.
  2. Соответствующий — здравый смысл лучше всего описывает это. Когда, где и сколько похвалы не определяется никаким арифметическим правилом.Лучше слишком много, чем совсем ничего.
  3. Конкретный — всегда относится к чему-то, что другой человек может идентифицировать и описать лично.
  4. Своевременно — Лучше раньше, чем позже.
  5. Authentic — будьте самим собой, хваля других. Это не повод не хвалить; «Потому что я не такой человек». Это означает, что способ делать это в соответствии с вашими личными предпочтениями.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *