Какие типы темперамента бывают: Какие бывают типы темперамента?

Содержание

какие бывают, особенности, в чем отличия

Темперамент человека – это специфическая совокупность его отличительных качеств, которые характеризуются особенностями поведения, психических процессов, а также их силой, скоростью, прекращением, изменением и возникновением.

Свойство темперамента – очень условный показатель. Скорее он говорит об исключительно индивидуальных особенностях, которые возникли из врожденных и приобретенных черт.

В психологии нет конкретно принятых определений типов темперамента, однако согласно древней теории Гиппократа и Галена, есть условное разделение на четыре типа

Холерики

Таких людей отличает порывистость, скорость и неуравновешенность, резко меняющееся настроение и эмоциональные вспышки. Они беспокойны как внутри, так и снаружи, не обладают равновесием в нервных процессах. Очень вспыльчивы и нетерпеливы, подвержены эмоциональным срывам и агрессивному поведению, но при этом и отходчивы.

Эмоционально это неустойчивый тип людей, хоть и отличающийся определенной яркостью. Выделяются своей торопливостью в речи и жестах, выразительной мимикой, быстрыми, резкими и энергичными движениями.

У этих людей часто и резко меняется настроение. Интересно, что это не всегда зависит от внешних факторов, то есть перемена настроя возникает как будто «из ниоткуда», причем сам человек не в состоянии объяснить, из-за чего от вдруг так сильно расстроился и загрустил или разошелся.

Холерикам сложно внимательно слушать собеседника, они часто перебивают или встревают в другой разговор

Вспылив, могут резко накричать, оскорбить, затем столь же резко остывают и продолжают диалог, будто ничего не произошло.

Способны страстно и увлеченно отдаваться какому-либо делу, но при этом быстро устают. Честолюбивы, любят похвалу, часто берут под защиту кого-то, но не из великодушия, а чтобы потешить эго.

Часто их считают злобными и склочными, однако, это просто определенный тип и гротескная подача.

Тип темперамента холерик

Сангвиники

Эти люди добродушны, жизнерадостны и активны, чаще всего в хорошем настроении. Внешне могут показаться беспокойными, но при этом очень спокойны внутри. Эмоции у сангвиников уравновешенные и сильные, могут быстро меняться. Речь быстрая и отчетливая, сопровождающаяся выразительными жестами и мимикой.

Реакции этого типа личности ярко выражаются, но при этом быстротечны. Легко успокаиваются после вспышки гнева. Легкие в общении люди, способные дарить радость и тепло, редко обижаются.

Благодаря гибкости поведения и социальной адаптивности, сангвиникам просто приспосабливаться к новым для них ситуациям

Легко загораются новыми идеями, но столь же быстро способны утратить интерес, поэтому часто меняют хобби. Среди них много тех, кто любит детективные и приключенческие истории, которые им близки по духу.

Тип темперамента сангвиник

Меланхолики

Спокойные внешне, но крайне беспокойные внутри люди, склонные к излишнему беспокойству и страхам. Легкоранимы, остро переживают все события, плохо сдерживают эти переживания. Как правило, медлительны и пассивны. Боязливы, тревожны и из-за этого обладают плохой концентрацией, нерешительны и быстро устают.

Меланхолики высокочувствительны и восприимчивы к раздражителям, могут легко впадать в сильные эмоционально тяжелые состояния и переживания. Чувства замедленные и неуравновешенные, внешне невыразительные, обычно сопровождаются не слишком активной мимикой.

Внешне меланхолики выглядят замкнутыми, неэнергичными, необщительными и отчужденными, стеснительными и робкими

Боятся новой обстановки, коллективов и остерегаются контактов, при этом тонко чувствуют людей и их отношение. Умеют отлично анализировать.

Люди этого типа любят одиночество, которое помогает им расслабиться и сконцентрироваться. В спокойной обстановке способны к прекрасной работе, особенно, если она связана с системой: построение графиков, таблиц и т.д.

Это хорошие преданные друзья и любовные партнеры. Правда, в обоих случаях подчиняются, поскольку не способны к лидерству.

Тип темперамента меланхолики

Флегматики

Эти люди спокойны как внутри, так и внешне, устойчивы в своих настроениях и стремлениях. Скупы на проявление чувств и эмоций. Отличаются неторопливостью, инертностью и медлительностью. И внешне выглядят всегда очень ровными, спокойными и невозмутимыми.

Любят одиночество, не всегда умеют общаться, причем даже с близкими людьми, но при этом очень неконфликтны.

Это консерваторы, для которых важно сохранять стабильность и привычный сложившийся ритм жизни

У этого типа сильные нервные процессы и устойчивая психика, редко способны на необдуманные поступки или эмоциональные вспышки.

Внешне довольно невыразительны в мимике, жестах и чувствах. Долго все обдумывают прежде, чем принять какое-то решение. Однако, приняв его, скорее всего, уже не отступят. Почти всегда доводят все начатое до конца, хоть внешне и создают впечатление ленивых и безразличных людей.

Тип темперамента флегматики

По факту в реальной жизни довольно сложно встретить человека, у которого был бы ярко выражен какой-то один из типов темперамента.

Чаще всего встречаются люди с чертами нескольких типов, где больше преобладает какой-то один

Выяснить, какой именно, можно, пройдя специальные тесты на выявление темперамента, которые можно найти в интернете.

Еще информация о типах темперамента в видео:

новости российского, европейского и мирового ралли

 

Наверняка вы слышали выражение типа «ну и темперамент». Однако, статистика показывает, что если опросить 100 случайных людей на улице о том, что такое темперамент, то лишь треть из них смогут ответить на этот вопрос. Еще меньше людей смогут точно определить свой собственный темперамент. Знаете ли Вы свой тип темперамента? Если нет, то давайте попробуем разобраться вместе. Итак, начнем!

Зачем знать свой темперамент

Понимание типа темперамента себя и своих близких позволяет лучше выстраивать отношения, гасить конфликты на ранней стадии их развития и т.д.

 

Какие бывают типы темперамента?

О том, что такое темперамент и какие бывают типы можно написать целую книгу. Если говорить вкратце, то люди делятся на:

сангвиников, которые имеют очень сильную нервную систему и всегда готовы стойко встречать любые трудности жизни. Они хорошо и быстро приспосабливаются к новым условиям, легко идут на контакт с новыми людьми, а по жизни жизнерадостны и веселы.

флегматики также достаточно уравновешены, но менее активны в жизни. Им сложно кардинально менять свою жизнь и очень осторожно рассматривают все плюсы и минусы любых изменений. Также им сложнее заводить новые знакомства и партнерские отношения.

Меланхолики. Они имеют слабую нервную систему. Всегда очень живо и остро переживают любые изменения. Иногда даже какой-нибудь пустяк может вывести их из психологического равновесия. С людьми также они очень сложно идут на контакт, но если к кому-либо привыкают, то очень сильно заботятся о нём.

Холерики. Это очень активные и сильные люди, но склонные к вспыльчивости, поэтому по возможности не вступать с ними  в конфликт. Ничего хорошего из этого не выйдет.  Обычно холерики считают себя центром мира.

Конечно это лишь общие поверхностные определения типов темперамента. Если Вы хотите узнать больше, то можете прочитать тут https://neo-humanity.ru/136-tipy-temperamenta-i-ih-psihologicheskaya-harakteristika-sangvinik-holerik-flegmatik-melanholik.html

Поначалу это может показаться очень сложным и запутанным, но просто попробуйте определить тип темперамента у 10 своих знакомых.

После этого Ваш мозг привыкнет к таким логическим рассуждениям,  и Вы сможете буквально на лету определять типы темперамента людей. Впрочем, конечно, редко встречаются люди с ярко выраженным одним темпераментом. Обычно это смесь двух или трех темпераментов и это надо учитывать при определении.

На этом все. Всего Вам доброго!

Как темперамент собаки влияет на дрессировку и воспитание

Темперамент собаки – это устойчивая совокупность психофизиологических особенностей, которая лежит в основе формирования характера и поведения. Темперамент собаки обусловлен типом высшей нервной деятельности. Темперамент собаки – это то, с чем она рождается и что во многом определяет ее жизнь. Какие типы темперамента собак бывают и как они влияют на процесс дрессировки и воспитания питомца?

Фото: pixabay. com

Какой темперамент бывает у собак?

У собак, как и у людей, бывает четыре типа темперамента:

  • Сангвиник – сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы возбуждения и торможения развиты хорошо, однако необходимо правильно работать с такой собакой, чтобы она не перевозбуждалась. Собаки-сангвиники энергичны, активны, работоспособны, обладают быстрой реакцией, постоянно ищут новые впечатления, охотно учатся и быстро адаптируются к изменениям. Есть и минусы: если воспитывать и дрессировать собаку-сангвиника неправильно, она будет легко отвлекаться, испытывать проблемы с концентрацией внимания, спешить и делать ошибки, казалось бы, на ровном месте.
  • Флегматик – сильный уравновешенный инертный тип. Собака-флегматик спокойная, не подвержена резким перепадам настроения, редко проявляет агрессию, отличаются выдержкой. Но учитывайте, что эти собаки с трудом переключаются на другую деятельность и довольно медленно усваивают новые навыки. Зато выученное однажды помнят, как правило, всю жизнь. С одной стороны, это плюс – такие собаки меньше нуждаются в работе по поддержанию навыка. С другой стороны, если вы научите питомца плохим привычкам, переучить его будет сложно.
  • Холерик – сильный неуравновешенный тип. Такие собаки очень возбудимы, при этом процессы торможения у них слабые. Они порывисты, стремительны, страстно отдаются любимому делу, но в то же время склонны к вспышкам, резкой смене настроения. Это отличные рабочие и спортивные собаки, но при неправильном воспитании и недостаточных или чрезмерных нагрузках могут стать неуправляемыми, вспыльчивыми или агрессивными.
  • Меланхолик – слабый тип, то есть процессы и возбуждения, и торможения развиты слабо. Это собаки с «тонкой душевной организацией»: они расстраиваются от любого пустяка, бывают довольно замкнутыми, робкими, и хотя эти собаки очень чувствительны, иногда кажется, что они слабо реагируют на окружающее. Такие собаки чаще других страдают от дистресса, у них наблюдаются фобии и тревожные расстройства.

Типы темперамента у собак, как и у людей, не всегда встречаются в чистом виде. Часто встречаются смешанные типы темперамента – любая комбинация двух вышеупомянутых типов.

К тому же, владельцы не всегда могут правильно определить тип темперамента своей собаки. Например, зачастую холериками называют сангвиников, которым либо не объяснили правила поведения, либо не научили контролировать себя, либо не предоставили достаточно физической и интеллектуальной нагрузки.

Фото: pixabay.com

Зачем учитывать темперамент собаки в процессе дрессировки и воспитания?

Темперамент собаки очень важно учитывать в процессе дрессировки и воспитания, ведь если вы неправильно построите занятия, ничего хорошего не выйдет.

Если вы имеете дело с собакой-сангвиником, скорее всего, вам будет очень легко обучить ее новым вещам. Вы сможете быстро усложнять задачи, но при этом нужно следить, чтобы соблюдался баланс возбуждения и расслабления. Не жалейте времени на обучение собаки умению «держать себя в лапах» и работайте над ее способностью к концентрации. При этом не ждите, пока питомец заскучает – не мучайте собаку многократными повторениями одного и того же.

Если собака – флегматик по темпераменту, не торопите ее и не раздражайтесь, когда вам кажется, что питомец «тупит». Дайте собаке-флегматику время на усвоение нового. Возможно, потребуется больше повторений, но ваше терпение окупится в будущем, когда навык будет прочно усвоен. И переключаясь с одного вида деятельности на другой, не спешите.

Работая с собакой-холериком, избегайте многократных повторений одного и того же, быстро переключайтесь с одной задачи на другую, но при этом постоянно следите, чтобы питомец не уставал и не перевозбуждался. Эти собаки схватывают все на лету и способны долго не показывать усталости, а потом «неожиданно» взорваться, поэтому от владельца требуется чуткость и умение «не передавить». 

С собакой-меланхоликом нужно вести себя крайне корректно и избегать любой резкости, иначе питомец просто уйдет в себя и потеряет доверие к человеку. Эти собаки нуждаются в ровном, терпеливом и мягком обращении. Только в безопасной и спокойной обстановке они могут существовать комфортно и учиться новому.

5 приемов для воспитания и обучения детей с разным типом темперамента

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были эффективными. Для этого нужно учитывать индивидуальные особенности учащихся, в том числе — их темперамент. Как это делать, объясняем в нашей статье.

О делении социума на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов слышали все. Но, если честно, мало кто сразу может сказать, что такое психологический темперамент. Еще меньше учителей используют преимущества данных типов на практике. Почему так происходит? Давайте разбираться.

Психологи характеризуют темперамент как стиль поведения, зависящий от скорости, силы, длительности реакций возбудимости и торможения нервной системы. В зависимости от комбинаций этих элементов получаем взрослого или ребенка с одним из 4 типов.

  • Сангвиник. Уравновешенный, душа компании со множеством друзей, знакомых, дипломатичный, одновременно имеет много интересов, но не всегда завершает начатое.
    Из таких деток бывают хорошие старосты класса, помощники учителя, активисты школьной самодеятельности и балагуры, которые превращают урок в цирковое представление.
  • Меланхолик. Тихий, мечтательный, добрый, беззащитный, с чувством такта и умением поддержать беседу в тесном кругу. Исполнительные, но безынициативные.
  • Флегматик. Спокойный, уравновешенный, задумчивый, с аналитическим складом ума, педантичный, рациональный ребенок, о котором говорят «маленький взрослый».
  • Холерик. Активный, быстрый, напористый, целеустремленный, легко загорается идеей, эмоциональный, стремится к лидерским чертам.
    С таким темпераментом легко получаются и хулиганы, срывающие дисциплину, и медалисты-активисты, отличники-спортсмены, которые везде успевают.

Советуем:

  1. Определить тип психологического темперамента ребенка с помощью теста А.
    Белова «Формула темперамента».
  2. Прочитать на досуге книгу Ольги Маховской «Американские дети играют с удовольствием, французские — по правилам, а русские — до победы. Лучшее из систем воспитания разных стран».

 

Скачать карточки

 

Переходим от теории к практике

Как общие характеристики можно использовать во благо, а слабые стороны темперамента обходить стороной? Для достижения этой цели воспользуйтесь рекомендациями школьных психологов.

 

Как воспитывать холерика

Его сильные стороны: настойчивость, активность, высокая работоспособность. Желание стать медалистом, победителем соревнований заставляет таких детей усиленно заниматься, не пропуская занятий и не жалея себя.

Можно: Спрашивать советы, как достичь того или иного результата, поручать держать дисциплину в классе в ваше отсутствие. Предложить составить распорядок дня на каникулах, в походе, на экскурсии.

Нельзя: Кричать, давить эмоционально в случае непослушания. Заставлять умерить пыл, не быть громким, шумным и эмоциональным на перемене, во внеурочное время.


Как воспитывать флегматика

Сильные стороны: наблюдательность, аналитический склад ума, аккуратность, послушность.

Можно: Поручить сделать доклад или реферат на тему его хобби, приносить и убирать препараты/карты/методички для уроков. Можете быть уверены: все будет положено точно на место.

Нельзя: Наказывать за любознательность, медлительность. Требовать быть инициативным, общительным, поручать организовывать ребят для совместного выполнения задания.

Как воспитывать меланхолика

Сильные стороны: мечтательность, креативность, углубление в свой внутренний мир, душевность, чуткость, милосердие.

Можно: Поручить участие в благотворительном проекте, патронаже пожилого человека или ветерана, оформления классного уголка.

Все, что не связано с контактом с большим количеством людей, но касается творчества, будет выполнено на высшем уровне.

Нельзя: Высмеивать робость, застенчивость, замкнутость, мечтательность. Предлагать выступление на публике, если ребенок сам не проявляет инициативу.

 

Как воспитывать сангвиника

Сильные стороны: общительность, увлеченность делом, быстро налаживает контакт с незнакомыми, оптимист и балагур, умеет использовать общественные связи и знакомства.

Можно: Попросить приготовить совместное мероприятие вместе с ребятами из параллельных классов или даже другой школы. Помочь с благотворительными школьными проектами: сбор одежды, макулатуры, экологическая агитация.

Нельзя: Корить за общительность, неразборчивость в связях и друзьях, несерьезность.

 

Памятка: 5 советов, как ужиться с любым типом темперамента

Педагогам и мамам важно помнить простые правила. Они помогают наладить коммуникацию, предупредить конфликты и максимально раскрыть потенциал ребенка:

  1. Темперамент — это навсегда. Его нереально перерасти, перевоспитать, закалить или убрать режимом дня, загруженностью в урочное время и на дополнительных предметных кружках, секциях.
  2. Нет плохих темпераментов.
    Это всего лишь особенность скорости, силы и длительности психических реакций. Не более, и не менее.
  3. Стереотипы далеки от правды. Практикующий психолог или учитель со стажем скажет, что меланхолик — это не всегда нюня, холерик — не скандалит, флегматик — не зануда, а сангвиник — не вечно улыбчивый ребенок.
  4. Используйте преимущества. Любой психолог скажет, что сильная сторона холериков — это высокая работоспособность и умение достигать своей цели. Сангвиники необычайно коммуникабельны, легко заводят знакомства. Флегматики рациональны и доводят начатое до конца. А меланхолики необычайно чутко чувствуют мир, людей, обладают эмпатией
  5. Темперамент — составляющая личности, но не вся личность. Помимо темперамента на формирование школьника влияет воспитание, социальная среда, хобби и куча всего прочего. Поэтому, сначала обращайте внимание на личность, а потом уже темперамент.

 

Вам слово: Давайте пообщаемся по теме. Знание особенностей психологических темпераментов — это мощнейший инструмент для педагога, родителя, воспитателя дошкольного заведения. А вы в своей практике используете деление на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов? Знаете ли вы свой темперамент?

Понравилась статья?

Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту

Как определить тип темперамента человека

Очень хорошо, что мир населяют люди разных темпераментов — только поэтому мы еще не переругались, как холерики, не пустили все на самотек, как сангвиники, не замкнулись в собственных переживаниях, как флегматики и не утонули в слезах, как меланхолики.

Какой у вас темперамент?

По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. К какой группе отнести того или иного человека, зависит от его поведения, реакции на события и прочих особенностей его психики. При этом нельзя сказать, что один темперамент хороший, а другой плохой. У каждого есть свои плюсы и минусы.

Учение о темпераменте было создано очень давно, его автор – Гиппократ, известный врач из Древней Греции. Он пришел к заключению, что тип темперамента определяется по соотношению в организме человека крови, флегмы, желтой и черной желчи, которые он назвал жизненными соками.

Несколькими столетиями позже древнеримский лекарь Клавдий Гален написал трактат, где выделил 4 известных нам типа темперамента: это холерик (слово образовано от греческого chole, что означает «желчь»), сангвиник (от латинского sanguis– «кровь»), флегматик (от греческого phlegma) и меланхолик (от греческого melaschole– «черная желчь»). Клавдий Гален так же, как и Гиппократ, считал, что тип темперамента определяется по преобладанию в человеческом организме какого-то одного жизненного сока. В дальнейшем в течение многих веков ученые поддерживали данную концепцию. Позже различия в темпераментах объяснялись наследственностью и даже особенностями телосложения.

Традиционные 4 типа темперамента выделяются и в наши дни. Однако критерием служит уже совсем не соотношением «жизненных соков». У обладателей разных темпераментов по-разному функционирует нервная система, которая управляет всеми процессами, происходящими в организме. Именно такую теорию, согласно которой типы темперамента зависят от нервных процессов и типов нервной системы, предложил русский физиолог Иван Петрович Павлов.

Современные психологи склоняются к мнению, что тип темперамента передается по наследству и обусловлен врожденными свойствами нервной системы. В немалой степени на него влияют воспитание и социальная среда, а также приобретенная способность контролировать свои реакции.

В современной психологии для определения типа темперамента пользуется популярностью методика, составленная Гансом Айзенком – британским ученым-психологом, которая так и называется – методика Айзенка EPI.

Но об этом – далее, ведь сначала необходимо узнать основные признаки каждого темперамента. И тогда будет легко определить как свой собственный темперамент, так и темперамент окружающих, благодаря чему будет намного проще строить дружественные и взаимовыгодные отношения с разными людьми и избегать ссор и конфликтов.

Правда, люди с ярко выраженными признаками того или иного темперамента встречаются нечасто. Большинство из них обладают смешанным темпераментом с преобладанием черт одного типа, что и позволяет определить человека как сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика.

Холерики

У холериков много замечательных черт характера. Они инициативны, энергичны, решительны и работоспособны. Холерики – прекрасные вдохновители и организаторы, обладающие острым умом, знающие, чего они хотят, и упорно двигающиеся к поставленной цели. Для ее достижения они готовы на все – даже идти по головам.

Они уверены, что знают все и ответят на любой вопрос. Такое впечатление складывается и у окружающих, поэтому к людям-холерикам часто обращаются за советом и помощью.

Неудивительно, что холерики – прирожденные лидеры. Эту позицию они стремятся занять и тогда, когда оказываются в незнакомой компании или в новом коллективе. Они не боятся оказаться в оппозиции – им нравится вступать в споры, дискуссии и отстаивать свою точку зрения, даже если в глубине души они понимают, что не правы. Любой ценой они будут стараться подавить своего противника или оппонента.

Холерики – оптимисты, которые не отчаиваются в сложной ситуации, а с энтузиазмом берутся ее разруливать. У них прекрасное чувство юмора.

Это сильные стороны личности с темпераментом холерика. Но есть у холериков и минусы, из-за чего общаться с ними бывает не так уж просто. Они самоуверенны и авторитарны. Для них превыше всего собственное мнение, чужое же они всегда готовы высмеять. Все решения они стремятся принимать единолично.

Холерики бывают грубы, надменны, язвительны и даже жестоки. Сострадание, сочувствие, эмпатия им не свойственны, чужие слезы их только раздражают. Они независимы и легко рвут отношения с теми, кто не признает их лидерство.

Для многих холериков характерны эгоизм, хитрость и изворотливость.

Известные диктаторы и тираны обладали именно этим типом темперамента.

Сангвиники

Сангвиники энергичны и дружелюбны, приветливы и общительны, с любым человеком у них всегда найдется тема для разговора. О таких людях говорят: «За словом в карман не лезут».

Любое привлекающее внимание сангвиника событие вызывает у него живой отклик: он или же смеется по малейшему поводу или так же искренне сердится по какой-нибудь незначительной причине. Мимика и жесты сангвиника яркие и выразительные – по ним легко можно определить его настроение. Но при желании он вполне может контролировать свои чувства и не показывать их.

Сангвиники – оптимисты, они беззаботны и радостны, живут настоящим, не вспоминают прошлые неудачи и не задумываются о будущем. Они активны и работоспособны, им чужды рутина и однообразие, они жаждут новых ярких впечатлений.

Но сангвиники часто бывают непостоянны, неорганизованны и имеют склонность использовать других людей, давать обещания и не выполнять их. Легко признают свою вину и так же легко находят себе оправдание и просят прощения, однако продолжают вести себя по-старому. Могут быть себе на уме и навязывать свою точку зрения, любят доминировать.

Флегматики

Пожалуй, это самый привлекательный тип из всех типов темперамента. Флегматики доброжелательны и улыбчивы, они – верные друзья, мужья и жены, хорошие родители. Их трудно вывести из равновесия, они дипломатичны, их называют миротворцами за то, что они избегают конфликтов сами и помогают другим людям найти общий язык.

Флегматики – хорошие слушатели, им легко открывают душу незнакомые люди, рассказывая о своих переживаниях, и они для каждого найдут доброе слово. При этом сами флегматики скрытны и не торопятся открывать свою душу.

Собственное мнение они высказывают лишь тогда, когда их попросят, и не навязывают его другим, как холерики.

Среди минусов – нерешительность, замкнутость, тревожность, пессимистичность. Флегматики часто консервативны, не любят новшеств и перемен, упрямы, скупы и несколько эгоистичны.

Меланхолики

Многие философы, музыканты, писатели, искусствоведы, дизайнеры, люди других творческих профессий – обладатели меланхолического темперамента. Это цельные личности со сформированными нравственными ценностями. Они верные, преданные, жертвенные, откликаются на чужие просьбы и готовы прийти на помощь даже в ущерб самому себе.

Меланхолики ранимы и эмоциональны, склонны к философствованию, анализу и самоанализу, они – мыслители. Часто они слишком усердствуют в самоанализе и самокопании, в результате чего их самооценка падает, ведь они редко бывают довольны собой.

Среди меланхоликов много ипохондриков, чрезмерно озабоченных состоянием своего здоровья и постоянно ищущих у себя какое-то новое «серьезное» заболевание. В своем большинстве меланхолики – интроверты.

Некоторые черты характера меланхоликов мешают им строить гармоничные отношения с другими людьми. Им нравится поговорить о ком-то с целью покритиковать, но сами они уж очень зависимы от чужого мнения: для них необычайно важно, что скажут о них другие люди. И ради того, чтобы получить их одобрение, они могут поступить вопреки своим желаниям. Но они долго помнят нанесенные обиды.

Как и флегматики, меланхолики пессимистичны.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр писал о них: «Меланхолик примет за трагедию то, в чем сангвиник увидит лишь интересный инцидент, а флегматик – нечто не заслуживающее внимания».

«Всякий человек есть жертва своего темперамента, если только темперамент не принесен в жертву человеком, что наблюдается не менее часто», — Александр Рафаилович Кугель.

Если мы будем учитывать тип темперамента своих коллег, друзей и знакомых, нам будет проще предсказать их поведение и найти к каждому свой подход. Мы поймем мотивы холерика при его попытке навязать нам свое мнение, сможем довериться флегматику, зная, что он нас не выдаст, не станем иронизировать над меланхоликом, чтобы не причинить ему боль, и не соскучимся с сангвиником.

Правда, при определении чужого темперамента несложно ошибиться, ведь недаром Ганс Айзенк разработал целую методику с множеством вопросов, которой пользуются многие психологи и психотерапевты. Она имеет два варианта, чтобы с помощью повторного исследования психолог получил более точный результат. Текст опросника, ключи к двум вариантам А и В и инструкцию, как им пользоваться, можно найти в Интернете, набрав в поиске «Методика Айзенка EPI».

По незамедлительным ответам, которые нужно дать на 57 вопросов, предложенных в тесте, выявляется привычный способ поведения человека. определяется его темперамент, эмоциональная устойчивость, лживость или искренность.

Любопытно, что немецкий физиолог Вильгельм Вундт выделил лучшие признаки каждого темперамента и посоветовал людям взять понемногу от каждого: воспринимать будничные радости и горести, как сангвиник; во время важных событий вести себя, как меланхолик, при принятии решений, – как флегматик; а в своих стремлениях, которые глубоко затрагивают личные интересы, быть таким, как холерик.

© Тимошенко Елена, BBF.RU

ТЕМПЕРАМЕНТ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТЕМПЕРАМЕНТА.

Темперамент (от лат. temperamentum — соотношение, соразмерность) — комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности: интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.

Темперамент — природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации, способность к волевым усилиям.

Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности.

И. П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов — сила, уравновешенность и подвижность *. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов (рис. 30).

Название темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460—370 гг. до н. э.), который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) — у сангвиников, желтой желчи (холэ) — у холериков, слизи (флегмы) — у флегматиков и черной желчи (мелайна холэ) — у меланхоликов.

Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида.

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность.

2.        Преимущественную подчиненность поведения внешним впечатлениям (экстраверсия) или внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям (интроверсия).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

3.        Пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость или ригидность.

4.        Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость

В отдельных видах темперамента происходит «смешение» рассмотренных качеств в различных пропорциях.

Как уже отмечалось, различаются четыре основных вида темперамента: 1) сангвинический, 2) холерический, 3) флегматический, 4) меланхолический.

Сангвинический темперамент. И. П. Павлов дает следующую характеристику сангвинического темперамента: «Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, то есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым» .

Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются.

В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.

Холерический темперамент. «Холерический тип, — отмечает И. П. Павлов, — это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся» .

«Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу» .

Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях. Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности.

При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений.

Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил

 Флегматический темперамент. «Флегматик— спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни» .

Реакции флегматика несколько замедленны. Настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения.

Правильно рассчитывая силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны, и поведение в ряде случаев недостаточно гибко.

Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

Меланхолический темперамент. «Меланхолический темперамент, — отмечает И. П. Павлов, — есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное» .

Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность.

Он интровертирован — занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость.

В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может . достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности, реактивности, быстрой обучаемости, наблюдательности (табл. 9).

Рассмотренные выше четыре типа темперамента обычно не бывают представлены в чистом виде. Люди, как правило, обла-

Виды темперамента и соответствующие им психические свойства человека

Психические свойства

Вид темперамента

сангвинис-тический

холерический

флегматический

меланхолический

1. Скорость психических реакций

Высокая

Очень высокая

Медленная

Средняя

2. Сила психических реакций

Средняя

Очень большая

Большая

Большая

3. Экстраверсия или инт-роверсия

Экстраверт

Экстраверт

Интроверт

Интроверт

4. Пластичность или ригидность

Пластичный

Пластичный

Ригидный

Ригидный

5. Эмоциональная возбудимость

Умеренная

Высокая

Слабая

Высокая

6. Сила эмоций

Средняя

Очень большая

Слабая

Большая

7. Экспрессия эмоций

Умеренная

Повышенная

Пониженная

Повышенная

8. Эмоциональная устойчивость

Устойчив

Неустойчив

Очень устойчив

Очень неустойчив

дают смешанными темпераментами, но тот или иной вид темперамента преобладает.

Теоретически разделяя темпераменты на четыре вида, следует различать индивидуальный тип темперамента и соответствующий ему комплекс особенностей высшей нервной деятельности. Так, в пределах слабого типа высшей нервной деятельности различаются несколько разновидностей по уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Психические состояния, вызываемые различными жизненными обстоятельствами, в значительной мере зависят от типа темперамента человека. Однако его культура поведения зависит не от темперамента, а от воспитания. В зависимости от того как человек относится к тем или иным явлениям, жизненным задачам, окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы.

Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать внимание на другие объек-

, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например, флегматику.

От темперамента зависят динамические особенности характера человека— стиль его поведения. Темперамент— «природная почва», на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека.

Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои слабые стороны системой психических компенсаций.

Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика — энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях ранее сформированные тормозные реакции могут ослабиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву.

Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям.

В зарубежной психологии и криминологии предпринимались попытки связать поведение человека с его телесной организацией. Так, Ч. Ломброзо пытался связать преступность с особенностями строения черепа, лица и тела человека. Немецкий психиатр Э. Кречмер также стремился установить связь между психологией личности и конституцией тела человека. Способности человека и его характер он связывал с полнотой тела, развитием мышц и т. д.

Исследования И. П. Павлова показали, что свойства личности зависят от природной нейрофизиологической организации человека, но не определяются ею. В экспериментах И. П. Павлова было доказано, что нервная деятельность пластична, поддается изменениям. «Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее свойство — высочайшая пластичность»’.

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные Асоциально приобретенные качества человека.

Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интровер-сию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир.

Среди качеств темперамента выделяются ригидность и пластичность. Ригидность — это инертность, консервативность, трудность переключаемое™ психической деятельности.

Существует несколько видов ригидности:

•    сенсорная — пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула;

•    моторная — трудность перестройки привычных движений;

•    эмоциональная — продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия;

•    памяти — персеверация, навязчивость образов памяти;

•    мышления — инерция суждений, установок, способов решения задач.

Качество, противоположное ригидности, — пластичность, гибкость, подвижность, адекватность.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих.

Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов.

Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «биологическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности.

Темпераментные особенности человека выступают как психофизиологические возможности его поведения. Подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов; легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.

Однако темперамент не является ценностным критерием личности — он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.

Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

72. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА. Шпаргалка по общей психологии

72. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

При всей обстоятельности характеристик свойств темперамента в научной литературе, в теории об основах темперамента существует традиционное его деление на четыре типа:

1) холерический;

2) сангвинический;

3) флегматический;

4) меланхолический.

Важно отметить, что для темперамента неприменимы понятия «хороший» или «плохой». Все типы темперамента равнозначны, так как, во-первых, все они сохранились в процессе эволюции, во-вторых, каждый из типов темперамента имеет свойство, которое компенсирует его отрицательные качества, причем у других типов темперамента этого свойства нет вообще. У меланхолика это высокая сенситивность, у сангвиника – пластичность, у флегматика – высокая активность, у холерика – быстрота, энергичность.

Чувства у холерика ярко выражены в мимике, пантомимике. Люди этого типа отличаются быстрыми, энергичными движениями, общей подвижностью, общительностью, стремлением постоянно действовать.

Дети с таким темпераментом очень активны. Для них характерна цикличность в работе. Любят общество сверстников, массовые игры. Им свойственны обидчивость и гнев. Состояние обиды и гнева может быть устойчивым и продолжительным. Шумные, буйные, неугомонные. Злопамятны.

Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, ригидность, экстравер-тированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Сангвиники очень продуктивны, но только тогда, когда дело им интересно. Если дело перестает интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, носит будничный характер, то сангвиники быстро к нему охладевают, становятся скучными, вялыми.

Эмоции легко возникают и легко сменяются. Склонны к остроумию, быстро схватывают новое, легко и быстро переключают внимание, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни.

Дети-сангвиники очень интересны и трудны: у них много желаний, они за многое берутся, но часто не доводят начатое до конца. Для них ничего не стоит попросить прощения и тут же нарушить обещание. Они могут легко обидеться, но быстро забывают обиды. Часто плачут, но слезы легко сменяются улыбкой. Не злопамятны.

Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, уравновешенность, пластичность, экстравертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Чувства флегматиков внешне выражены слабо. Психические процессы протекают у них довольно медленно, темп речи невысокий. Спокойны, уравновешенны, медлительны, неторопливы, настойчивы, терпеливы. Увлекаются надолго, однолюбы.

Дети-флегматики выглядят, как маленькие старички. Спокойны, солидны, малообщительны, никого не задевают, не обижают, не идут на ссору. Обиды таят долго. Мстительны.

Свойства: пониженная сенситивность, низкая реактивность, очень высокая активность, ригидность, интровертированность, пониженная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.

Меланхолики склонны к устойчивым, длительным настроениям, слабо проявляют свои чувства (хотя бывают «взрывы»). Склонны к преувеличениям, видят мир в серых тонах, депрессивны. Медлительны, быстро устают. Дети с меланхолическим темпераментом ведут себя тихо, стеснительны, избегают общения. Обидчивы, обиды таят долго. Легкоранимы, склонны к сильным переживаниям даже при незначительных внешних воздействиях.

Свойства: повышенная сенситивность, низкие реактивность и активность, ригидность, интровертиро-ванность, повышенная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Введение в темперамент | ECLKC

Темперамент — важная характеристика социального и эмоционального здоровья. Он описывает то, как мы подходим к миру и реагируем на него. Это наш личный «стиль», который присутствует с рождения. Существует три основных типа темпераментов, которые часто называют легкомысленным, медленным и активным.

Легкие дети — это, как правило, счастливые, активные дети с рождения, которые легко приспосабливаются к новым ситуациям и окружающей среде. Дети, у которых нет тепла, обычно наблюдательны, спокойны, и им может потребоваться дополнительное время, чтобы приспособиться к новым ситуациям.Дети с активным темпераментом часто ведут разнообразный распорядок дня (например, едят, спят) и подходят к жизни с энтузиазмом. Дети могут относиться к одному из трех типов темперамента, но все же проявлять разное поведение в зависимости от общих черт темперамента.

Общие черты темперамента

Есть девять общих черт, которые могут помочь описать темперамент ребенка и то, как он реагирует на мир и воспринимает его. Их:

  • Уровень активности
  • Отвлекаемость
  • Интенсивность
  • Регулярность
  • Чувствительность
  • Доступность
  • Адаптивность
  • Стойкость
  • Настроение

Таблица темперамента объясняет эти черты более подробно.

Каждый воспитатель и родитель уникальны по своему характеру. Совместимость темпераментов взрослого и ребенка может повлиять на качество отношений. Эту совместимость часто называют «степенью соответствия». Хорошая посадка происходит, когда ожидания взрослого и методы ухода соответствуют личному стилю и способностям ребенка.

Что наиболее выгодно в концепции согласия, так это то, что она не требует, чтобы взрослые и дети имели одинаковый темперамент.Родителю или опекуну не нужно менять то, кем они являются от природы. Они могут просто изменить или скорректировать свои методы ухода, чтобы оказать положительную поддержку естественному способу их ребенка реагировать на окружающий мир. Например, если ребенок очень активен, воспитатель может упаковать дополнительные занятия в сумку для подгузников на время ожидания при посещении врача, в очереди в продуктовый магазин и т. Д. Для ребенка, которому нужно дополнительное время для приближения к новым занятиям, воспитатель может оставаться рядом, давая ребенку время приспособиться и почувствовать себя в безопасности.

Последнее обновление: 30 мая 2018 г.

Младенчество Эмоциональное / социальное развитие: темперамент — развитие ребенка и воспитание: младенцы (0-2)

Другой важный аспект эмоционального развития, темперамент, имеет отношение к общему эмоциональному и социальному состоянию ребенка. Темперамент относится к врожденной личности ребенка; общая картина того, как младенцы будут реагировать и взаимодействовать с окружающей средой, которая присутствует с рождения. Два теоретика, Томас и Чесс, тщательно исследовали темперамент ребенка в конце 1970-х годов.Согласно их теории, каждый младенец отличается и уникален тем, как он реагирует на окружающую среду, и этот образец реагирования является врожденным, неизученным и присутствует с рождения. Кроме того, каждый родитель уникален в своей личности. Часто степень соответствия или совместимость темпераментов младенцев и личностей опекунов влияет на качество взаимоотношений между детьми и опекунами. Воспитатели, которые узнают, как темперамент младенцев может влиять на отношения между ними и их младенцами, получают понимание, необходимое для изменения окружающей среды младенцев, чтобы она лучше соответствовала их естественному темпераменту, в процессе, облегчая жизнь всем.

Согласно Томасу и Чессу, у детей есть три основных типа темпераментов: легкий, медленный и трудный. Легкие дети, как правило, счастливые, активные дети с рождения и легко приспосабливаются к новым ситуациям и окружающей среде. Дети с медленным течением обычно с самого рождения становятся мягкими, менее активными и могут иметь некоторые трудности с адаптацией к новым ситуациям. Трудные дети имеют нерегулярные привычки и биологические привычки (например, едят, спят), с трудом приспосабливаются к новым ситуациям и часто очень сильно выражают негативное настроение.Как следует из названия категории, воспитателям труднее всего удовлетворить этих детей и сохранить энергию и радость для повседневной заботы.

Томас и Чесс выделили девять параметров или качеств, которые помогают определить темперамент, в том числе: уровень активности, ритмичность, отвлекаемость, приближение или отстранение, адаптивность, объем внимания и настойчивость, интенсивность реакции, порог отзывчивости и качество настроения. Глядя на эти параметры, воспитатели могут не только определить, каков темперамент их детей, но они также могут определить способы взаимодействия и решения определенных аспектов их темперамента, чтобы создать благоприятную среду для этого ребенка и даже предотвратить многие осложнения. до того, как они возникнут.

Влияние темперамента — OpenLearn

Здесь мы рассмотрим, связаны ли различия темпераментов с другими аспектами развития детей. Следует подчеркнуть, что темперамент связан с индивидуальными различиями, и поэтому его влияние на развитие сосредоточено на ассоциациях между темпераментом и вариациями в когнитивном и социальном развитии детей. Это может произойти несколькими способами, и они будут рассмотрены по очереди.

Прямое влияние темперамента на развитие
Ребенок с непродолжительным вниманием и очень импульсивным, вероятно, будет испытывать трудности в обучении дома или в дошкольных группах (Tizard and Hughes, 1984). Этот пример показывает, что различия в темпераменте могут оказывать всепроникающее влияние на когнитивное и социальное развитие детей через их влияние на поведенческий контроль и реакцию. У детей старшего возраста Кеог (1982) выделил трехфакторную модель темперамента, которая связана с поведением в школе и имеет значение для обучения.Факторами являются ориентация на задачу, личностно-социальная гибкость и реактивность.

Очевидно, что такие факторы, как ориентация на задание, будут иметь прямое влияние на способность ребенка извлекать пользу из учебного опыта. Другое влияние темперамента будет иметь более косвенное влияние на академическую успеваемость. Например, реактивность с большей вероятностью повлияет на взаимодействие ученик-учитель и ученик-ученик и, следовательно, на социальный контекст, в котором происходит обучение.

Прямое влияние темперамента ребенка на родителей
Одна из центральных концепций современного мышления о развитии ребенка заключается в том, что ребенок влияет на свое собственное развитие, т.е.е. не просто быть пассивным получателем внешне детерминированного опыта. Широко признано, что Белл (1968) и Самерофф и Чендлер (1975) выдвинули эту транзакционную модель на передний план. Согласно этой модели ребенок играет значительную роль в создании собственного опыта как непосредственно путем выбора действий, так и, что более важно для маленького ребенка, благодаря влиянию его поведения на опекунов (Sameroff and Fiese, 1990).

Косвенное воздействие через «степень соответствия»
Существовало направление мышления, связанное с изучением темперамента, которое подчеркивало, что значение индивидуальных различий в темпераменте следует рассматривать в зависимости от конкретной среды.Ребенок, у которого очень низкая адаптивность и очень высокая ритмичность в использовании, будет иметь более неприятный опыт, если о нем будут заботиться родители, которые очень неустойчивы в своем образе ухода за ребенком. Один и тот же ребенок хорошо подойдет родителям, которые более регулярно едят и спят. Это предполагает, что влияние темперамента на развитие следует анализировать как взаимодействие между характеристиками ребенка и особенностями окружающей среды, включая воспитание детей.
Было несколько теоретиков темперамента, которые заняли эту позицию.

Одно из самых обширных исследований, посвященных этой ориентации на добротность подгонки, принадлежит Лернеру и его коллегам:

Концепция «степени соответствия» подчеркивает необходимость учитывать как характеристики индивидуальности человека, так и требования социальной среды, которые индексируются, например, ожиданиями или отношениями ключевых значимых других, с которыми человек взаимодействует (например, родителей, сверстники или учителя). Если индивидуальные характеристики человека совпадают или соответствуют требованиям определенного социального контекста, то ожидается позитивное взаимодействие и приспособление.Напротив, ожидается, что негативная адаптация произойдет, когда между требованиями конкретного социального контекста и характеристиками индивидуальности человека не будет совпадения. (Лернер и др., 1989, с. 510)

В качестве иллюстрации этого представления о степени соответствия темперамента ребенка и поведения родителей Lerner et al. (1989) обсудили некоторые свидетельства относительно темперамента и материнской занятости вне дома. Конечно, на решение работать вне дома будет влиять широкий спектр социальных и экономических факторов.Однако, кроме того, они предполагают, что могут существовать два вероятных пути, по которым тяжелый темперамент может повлиять на решение матерей о том, работать ли вне дома. Первая может заключаться в том, что матери считают проблемы воспитания ребенка с трудным характером слишком неприятными и поэтому предпочитают выходить на работу, чтобы избежать хлопот, связанных с ежедневным уходом за ребенком.

Второй путь может заключаться в том, что трудный ребенок настолько непредсказуем в своих привычках к еде и сне и интенсивно протестует, когда остается с незнакомыми людьми, что мать чувствует себя вынужденной не выходить на работу, потому что ребенок не может приспособиться к внешне требуемым ограничениям. мать посещает рабочее место в определенное время в течение определенных периодов времени.

Подход добротности соответствия предполагает, что какой из этих процессов работает, будет зависеть от соответствия между темпераментом ребенка и терпимостью матери. Невозможно предсказать последствия тяжелого темперамента для решения матери вернуться на работу, зная ее отношение к воспитанию детей и к соблюдению рабочего времени.

Лернер и Галамбос (1985) обнаружили, что матери детей с трудным темпераментом, как правило, имеют более ограниченный трудовой стаж, чем другие дети.

Одна из проблем с этим выводом заключается в том, что отчеты матерей о «трудностях» их младенцев могут быть искажены факторами, которые также влияют на производительность труда, такими как депрессия. Hyde et al. (2004) изучили эту возможность в исследовании, которое обнаружило, что консенсусные суждения отцов и матерей о темпераменте младенцев по-прежнему являются хорошим предиктором результатов работы матерей. Это исследование также обнаружило доказательства того, что опосредующим фактором между темпераментом ребенка и результатом материнской работы является материнское настроение: трудные младенцы, вероятно, усугубляют депрессию у матерей и снижают их чувство компетентности, что влияет на их производительность труда.Исследование Lerner and Galambos (1985) также показало, что родителям было труднее организовать дневной уход за трудными младенцами.

Косвенное воздействие через восприимчивость к психосоциальным невзгодам
Темперамент также может быть связан с различиями в уязвимости к стрессу. Не на всех детей негативно влияют определенные стрессы, например, госпитализация. Дети дошкольного возраста, неоднократно госпитализированные, в дальнейшем подвергаются риску возникновения проблем с обучением и поведением, но только если они происходят из социально неблагополучных семей (Quinton and Rutter, 1976).

Оказалось, что сложнее установить, действительно ли темперамент влияет на восприимчивость к неблагоприятным переживаниям. Данн и Кендрик (1982) показали, что реакция старшего ребенка на появление нового брата или сестры систематически связана с их темпераментом, измеренным во время беременности их матери.

Большинство детей реагируют на это событие некоторой вспышкой поведенческих расстройств, например повышением требований к родительскому вниманию или усилением слез. Какая поведенческая реакция показана, зависит от предшествующего темперамента.К сожалению, их данные не дают оснований полагать, что какой-либо один аспект темперамента является более значимым, чем любой другой. Тем не менее, были признаки того, что усиление страхов, тревог и «ритуального» поведения было связано с высокой степенью интенсивности темперамента и отрицательного настроения, измеренных до рождения второго ребенка.

Косвенное влияние на диапазон переживаний
Важным аспектом транзакционной модели развития является то, что по мере взросления дети все больше начинают влиять на диапазон сред, с которыми они сталкиваются, и на создаваемый ими опыт.В младенчестве дети с разными стилями темперамента вызывают разные реакции со стороны людей, с которыми они сталкиваются, например, активные, улыбающиеся младенцы с большей вероятностью будут улыбаться и играть с ними, чем пассивные, неотзывчивые младенцы. По мере того, как дети становятся более мобильными и независимыми, они могут выбирать между альтернативными переживаниями, например, застенчивый ребенок с заторможенным поведением может избегать социальных контактов. Это может усилить характерные черты темперамента: избегание встреч с другими людьми мешает ребенку стать социально квалифицированным и, следовательно, более неохотно участвовать в социальном поведении в будущем.Это может иметь более широкое влияние на их развитие. Например, Раттер (1982) продемонстрировал, что импульсивные, активные дети с большей вероятностью попадут в несчастные случаи, предположительно в результате того, что они выбирают для игры более опасную среду.

Эти альтернативные механизмы воздействия темперамента на среду, в которой находится ребенок, можно разделить на три типа корреляции между генами и средой. Скар и Маккартни (1983) предположили, что генетический состав детей влияет на окружающую среду, с которой они сталкиваются, тремя способами.Это можно проиллюстрировать на примере темперамента. Один из них — это пассивные корреляции между генами и окружающей средой, которые возникают, когда о ребенке заботятся родители, которые имеют схожие с ребенком темпераменты. Ребенок с высокой интенсивностью реакции с большей вероятностью, чем другие дети, будет находиться под присмотром родителя, у которого такая же высокая интенсивность реакции. Такие пары родитель-ребенок, вероятно, будут создавать для ребенка переживания, которые вызывают у него сильную отвращающую стимуляцию. Вызывающие воспоминания генные корреляции с окружающей средой создаются, когда поведение ребенка вызывает определенные типы реакций со стороны опекунов.Это было проиллюстрировано на предыдущем примере, когда общительные дети вызывали больше социальной стимуляции у опекунов. Третий тип — это активная корреляция между генами и средой, которая возникает из-за того, что ребенок активно ищет среду, соответствующую его поведенческим предрасположенностям. Дети с низким порогом отзывчивости, вероятно, будут искать менее экстремальную и более предсказуемую среду.

Важной особенностью теории Скарра и Маккартни является то, что они предполагают, что по мере взросления ребенка смесь этих корреляций будет меняться.Первоначально будут преобладать пассивные и вызывающие воспоминания корреляции. Эффекты воспоминаний останутся довольно постоянными. Значение пассивных эффектов снижается по мере того, как ребенок встречается с более широким кругом людей, чем в первую очередь с родителями. Очевидно, что активные эффекты гена и окружающей среды, вероятно, станут доминирующими, поскольку у ребенка будет все больше и больше свободы выбирать свои собственные действия.

Привязанность и темперамент
Важным аспектом раннего развития детей является качество их привязанности к опекуну.Широко используемым стандартизированным способом оценки этого является лабораторная процедура, называемая «тест странной ситуации» (SST; Ainsworth et al., 1978), состоящая из серии разлучений и воссоединений ребенка, опекуна и незнакомца. В зависимости от того, как дети ведут себя во время этих эпизодов, их привязанность классифицируется как «безопасная» или «небезопасная». Небезопасные классификации далее подразделяются на «избегающие» и «амбивалентные» категории.

Эти разные стили привязанности считаются важными, потому что они связаны с вариациями в последующем развитии детей; надежная привязанность обычно связана с более положительными результатами.Поскольку формирование привязанности связано с тем, как младенец ведет себя по отношению к опекуну в течение первого года жизни, кажется вероятным, что темперамент младенца является важным элементом. Поэтому удивительно, что, хотя некоторые исследования показали, что раздражительность и негативная эмоциональность младенцев связаны с избегающим типом небезопасной привязанности, многочисленные исследования не обнаружили доказательств того, что различия в темпераменте младенцев напрямую связаны с классификациями безопасных и небезопасных привязанностей в типичном развитии. (Голдсмит и Алански, 1987).

Одной из черт поведения опекуна в течение первого года жизни ребенка, которая, как было широко установлено, влияет на качество привязанности, является «чувствительность» (De Wolff and Van IJzendoorn, 1997), а именно степень, в которой опекун внимателен к состоянию, поведению и поведению ребенка. общение и отвечает соответствующим образом. Можно было бы ожидать, что таким образом будет обнаружено, что личностные различия опекунов связаны с безопасностью привязанности младенца, но и здесь было обнаружено несколько прямых эффектов (Egeland and Farber, 1984).

Однако было обнаружено, что сочетание индивидуальных характеристик ребенка и опекуна действительно предсказывает надежность привязанности (Belsky and Isabella, 1988; Notaro and Volling, 1999), оказывая поддержку транзакционной модели процесса.

Резюме исследования
Mangelsdorf et al. (2000) изучили 102 пары мать-младенец в Мичигане, США, чтобы изучить влияние характеристик матери и ребенка на привязанность младенца. Когда младенцам было 8 месяцев, их темперамент оценивался с помощью набора лабораторных заданий, их матери заполняли анкеты личности (MPQ) для себя и опросники IBQ для своих младенцев, а затем выполняли краткое учебное задание с младенцами.В возрасте двенадцати месяцев надежность привязанности каждого младенца оценивалась с помощью SST.

Ни характеристики матери, ни характеристики младенца, взятые отдельно, не могли служить хорошими предикторами классификации привязанности у младенцев. Однако при изучении совместного воздействия факторов матери и ребенка было обнаружено, что младенцы классифицируются как надежно привязанные, если они проявляют больше положительных эмоций и меньше пугающих реакций при оценке темперамента, но только если их матери также проявляют более положительную эмоциональность. .Эти безопасные младенцы также получили низкий балл IBQ по уровню активности и степени дистресса до новизны, но, опять же, только в том случае, если их матери также высоко оценили сдержанность (самоконтроль, условность) в MPQ.

Исследователи комментируют эти результаты следующим образом:
Результаты этого исследования показывают, что любая индивидуальная характеристика ребенка или матери может быть менее важной, чем контекст отношений, в котором проявляется эта характеристика. Mangelsdorf et al.(2000) с. 188.

Сводка

  • Темперамент может напрямую влиять на другие аспекты развития, например, изменение внимания влияет на когнитивное развитие.
  • Температурные вариации влияют на реакцию родителей на ребенка.
  • Хорошее совпадение темперамента ребенка и родительского стиля может повлиять на привязанность ребенка и долгосрочную социальную адаптацию.
  • Темперамент может повлиять на уязвимость ребенка к неблагоприятным последствиям жизненных событий.
  • Темперамент может оказывать заметное влияние на тип и диапазон переживаний, которым подвергается ребенок.

Ссылки
Эйнсворт, М. Д. С., Блехар, М. С., Уотерс, Э. и Уолл, С. (1978) Паттерны привязанности, Хиллсдейл, штат Нью-Джерси, Лоуренс Эрлбаум.
Белл, Р.К. (1968) «Новая интерпретация направления эффектов в исследованиях социализации», Psychology Review, vol. 75. С. 81–95.
Belsky, J. и Isabella, R. (1988) «Материнские, младенческие и социально-контекстные детерминанты безопасности привязанности» в Belsky, J.and Nezworski, T. (eds) Clinical Implications of Attachment, pp. 253–99, New York, Lawrence Erlbaum.
Де Вольф, М. С. и Ван Эйзендорн, М. Х. (1997) «Чувствительность и привязанность: метаанализ родительских предшественников детской привязанности», «Развитие ребенка», том. 68. С. 571–591.
Данн, Дж. И Кендрик, К. (1982) «Температурные различия, семейные отношения и реакция маленьких детей на изменения в семье» в Портер, Р. и Коллинз, Г. (ред.) Температурные различия у младенцев и маленьких детей, стр.1–19, Симпозиум Фонда CIBA № 89, Лондон, Питман.
Эгеланд Б. и Фарбер Е. А. (1984) «Привязанность младенца к матери: факторы, связанные с его развитием и изменения с течением времени», «Развитие ребенка», том. 55. С. 753–771.
Голдсмит, Х. Х. и Алански, Дж. А. (1987) «Температурные предикторы привязанности матери и ребенка: метааналитический обзор», Journal of Consulting and Clinical Psychology, vol. 55. С. 805–16.
Кио, Б.К. (1982) «Детский темперамент и решения учителей» в Портер, Р.and Collins, G. (eds) Темпераментные различия у младенцев и детей раннего возраста, стр. 269–85, Симпозиум Фонда CIBA № 89, Лондон, Питман.
Лернер, Дж. В. и Галамбос, Н. Л. (1985) «Удовлетворенность материнской ролью, взаимодействие матери и ребенка и темперамент ребенка», Психология развития, т. 21. С. 1157–64.
Лернер, Дж. В., Нитц, К., Талвар, Р. и Лернер, Р. М. (1989) «О функциональном значении темпераментной индивидуальности: контекстуальный взгляд на концепцию совершенства соответствия» в Kohnstamm, G.А., Бейтс, Дж. Э. и Ротбарт, М. К. (редакторы) Темперамент в детстве, стр. 509–22, Чичестер, Джон Вили.
Mangelsdorf, S.C., McHale, J.L., Diener, M., Goldstein, L.H. and Lehn, L. (2000) «Привязанность к младенцу; вклад темперамента младенца и характеристик матери », Infant Behavior and Development, vol. 23. С. 175–196.
Notaro, P. C., & Volling, B. L. (1999) «Родительская реакция и привязанность младенца к родителю: исследование репликации с отцами и матерями», Infant Behavior and Development, vol.22. С. 345-352.
Quinton, D. и Rutter, M. (1976) «Ранняя госпитализация и более поздние нарушения поведения: попытка повторения открытий Дугласа», Developmental Medicine and Children’s Neurology, vol. 18. С. 447–59.
Раттер, М. (1982) «Темперамент: концепции, проблемы и проблемы» в Портер, Р. и Коллинз, Г. (ред.) Температурные различия у младенцев и маленьких детей, стр. 1–19, Симпозиум Фонда CIBA № 89 , Лондон, Питман.
Самерофф, А. Дж. И Чандлер, М. Дж. (1975) «Репродуктивный риск и непрерывность ухода за пострадавшим» в Harrowitz, F.D., Scarr-Salapatek, S. и Siegel, G. (eds) Review of Child Development Research, стр. 187–24, Vol. 4, Чикаго, издательство Чикагского университета.
Sameroff, A. and Fiese, B.H. (1990) «Транзакционное регулирование и раннее вмешательство» в Справочнике С. Дж. Мейзелса и Дж. П. Шонкова (редакторы) по вмешательству в раннем детстве, стр. 119–149, Нью-Йорк, Cambridge University Press.
Скарр, С. и Маккартни, К. (1983) «Как люди создают свою собственную среду: теория эффектов» генотип-среда «, Child Development, vol.54. С. 424–35.
Тизард, Б. и Хьюз, М. (1984) Обучение детей младшего возраста: разговоры и размышления дома и в школе, Лондон, Фонтана.

Этот отрывок из курса ED209 принадлежит © Открытый университет, 2005 г.

Читать статьи о детстве

Типы темперамента собак: Застенчивая, непослушная или игривая

Собаки очень похожи на людей. Каждый из них уникален, и у каждого есть индивидуальность, которая отличает его. Некоторые из них действительно застенчивы и не любят слишком много общаться с незнакомцами.Другие как раз наоборот. Они ДОЛЖНЫ играть со всеми, кто встречается им на пути. Собаки, естественно, могут иметь разные типы темпераментов, и есть некоторые вещи, которые вы должны знать о каждой из них, прежде чем связываться с новым пушистым другом. Если вы думаете о том, что принесет вашу собаку в детский сад, вы можете даже пройти тест на темперамент собаки, чтобы сузить круг вопросов перед зачислением.

Робкая собака

На одном конце спектра мы находим застенчивую собаку. Эти собак могут быть пугливыми, сдержанными или просто независимыми. Застенчивые собаки часто нуждаются в постоянном чувстве любви и поддержки, чтобы чувствовать себя хорошо. Они могут чувствовать себя некомфортно рядом с незнакомыми людьми или в ситуациях, которые слишком далеко уходят от их зон комфорта, поэтому неплохо создать безопасное пространство, где они могут уединиться, когда им нужно побыть в одиночестве. Поскольку они очень нервничают от природы, их владельцы должны адаптироваться в обучении и успокаивать их.

Известно, что некоторые породы по своей природе более застенчивы или робки. Несколько общих примеров — борзые, далматинцы и сибирских хаски. В то время как каждый из них, несомненно, станет любящим компаньоном для вас и вашей семьи, они лучше всего работают, когда социализируются на раннем этапе. Умеряйте их отношения в молодом возрасте, где это возможно, и они научатся общаться и вести более счастливую жизнь. Привлечение их в игру Puppy Play и пребывание несколько дней в неделю может быть невероятно полезным для развития их уверенности и навыков взаимодействия.

Игривый пес

Игривость — это черта, которая присуща большинству детей.Когда мы молоды и мечтаем о собаке, мы видим, как мы играем в мяч в парке, идем в поход или перетягиваем канат на заднем дворе. Некоторые породы созданы для этого, и большинство пород ретриверов хорошо подходят для этого. Они любят играть в поисках и у них много энергии, чтобы сжечь их. Такие собаки, как золотистые ретриверы, также хотят угодить, а это значит, что их легко дрессировать, и они станут очень верными товарищами. Они также, как правило, хорошо ладят с другими собаками как внутри, так и вне дома, и являются идеальными кандидатами в детский сад.

Игривая собака — отличный компаньон для детей и активных людей, но особенно важно хорошо их дрессировать. Собаки с игривым и самоуверенным темпераментом могут попасть в беду, прыгнув на людей из-за их легкой возбудимости, если они не будут хорошо обучены. Если собака крупная, из-за игривости она может показаться пугающей детям и тем, кто опасается собак, поэтому структура и социализация значительно упрощают задачу.

Непослушный пес

Не будем обобщать, но некоторые собаки просто немного шаловливее, чем другие.Если вы владелец непослушной собаки, возможно, вы уже знаете, с чем имеете дело. Термин «непослушный», однако, может быть немного неправильным. Эти собаки полны энергии и любопытства, из-за чего они могут доставить небольшие неприятности, если их оставить наедине с собой. Именно они побуждают людей защищать свои дома от домашних животных и настаивают на том, чтобы посетители не забывали о еде и питье.

Ваша реакция на их игривость определит исход здесь. Если вы примете склонность вашей собаки к озорству, она, скорее всего, будет продолжаться.С другой стороны, сведение к минимуму своих реакций и мягкое исправление поведения в конечном итоге приведут к более уважительной игривости в вашем щенке. Также неплохо проводить с ними много времени на свежем воздухе, позволяя этим активным собакам сжигать энергию в парке, а не в вашей гостиной.

Как и в случае с другими типами темперамента, есть определенные породы, которые, как правило, немного озорнее других. Породы боксеров, гончих и терьеров — прекрасные тому примеры. Они, естественно, очень любопытны ко всему и жаждут жизни, чтобы что-то с этим поделать.Чем крупнее порода, тем больше сопутствующих повреждений можно нанести, поэтому убедитесь, что у вас есть пространство, выносливость и основная сила, чтобы пройти через нее. Не позволяйте этой гиперактивности превратиться в сломанные реликвии.

Собаки в детском саду: идеально подходят для собак любого темперамента

Собаки любого темперамента могут стать любящими товарищами и незаменимыми членами семьи. Детский сад может быть полезным по множеству причин. Детский сад — отличное место для них, чтобы пообщаться, поучиться и сжечь энергию, которая в противном случае накапливалась бы, если бы собака была одна дома в течение дня.Может быть очень полезно провести тест на темперамент собаки в детском саду до зачисления, чтобы вы лучше понимали, чего ожидать и над чем вы, возможно, захотите поработать со своим щенком. Независимо от ваших конкретных целей, сотрудники Puppy Play и Stay всегда готовы помочь!

Темперамент — теории личности и теория типов личности

Характерная эмоциональная природа человека, включая уровень энергии, преобладающее настроение и чувствительность к стимуляции.

Индивидуальные вариации темперамента чаще всего наблюдаются у новорожденных. Даже сразу после рождения одни малыши спокойны, а другие много плачут. Некоторые благосклонно реагируют на то, что их держат в руках, другие корчатся и протестуют. Некоторых успокаивает тихая музыка, а другие не перестают плакать достаточно долго, чтобы ее услышать. Из-за этих сразу наблюдаемых вариаций темперамент часто считается биологически обусловленной характеристикой.

Гиппократ обсуждал вариации темперамента еще в V веке до н.э.C. Его гипотеза о том, что существует четыре основных темперамента человека, которые соответствуют различным характеристикам тела — холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик, — высказывалась за много лет до того, как стали приняты современные теории. Американский психолог Гордон Олпорт (1897-1967), который перестал любить психоаналитическую теорию и бихевиоризм из-за их упора на поиск универсальных теорий, объясняющих все человеческое поведение и расстройства, полагал, что темперамент был одним из трех «сырьевых материалов», которые различают люди друг от друга и от других живых существ.Наряду с интеллектом и телосложением , темперамент был генетически детерминирован и уникален в пределах каждого человека. Олпорт писал, что темперамент включает в себя восприимчивость человека к эмоциональному возбуждению, силу и скорость реакции и настроение . В ходе лонгитюдного исследования в Нью-Йорке, начавшегося в 1956 году, с использованием данных более чем 100 детей, которых они отслеживали до подросткового возраста , детские психиатры Стелла Чесс и Александр Томас идентифицировали при рождении девять различных характеристик темперамента.Эти характеристики, которые в разной степени можно было наблюдать у младенцев, повлияли на их развитие: уровень активности, ритмичность или регулярность биологических функций, склонность к приближению или удалению, адаптивность, порог реакции, интенсивность или энергетический уровень реакций, качество настроения, отвлекаемость и внимания охват , и настойчивость. Из этих девяти измерений возникли три основных типа темперамента: легкомысленные дети, трудные дети и дети, которые медленно разминаются.Чесс и Томас также исследовали степень соответствия между отдельным ребенком окружающей среды ребенка.

Предполагая, что темпераментные качества можно оценить по непрерывным параметрам у разных людей, некоторые подходы фокусируют изучение темперамента на чертах . Изабель Майерс вместе со своей матерью Кэтрин Бриггс опубликовали в 1962 году индикатор типа Майерс-Бриггс , выявив 16 различных моделей поведения и опираясь на четыре психологических типа Карла Юнга.Тест широко использовался психологами при индивидуальном консультировании и консультировании пар, а также в бизнесе, чтобы улучшить самопонимание. Взрослые и дети демонстрируют темпераменты, индивидуально и однозначно определяемые биологией. Обсуждение в этой области сосредоточено на том, в какой степени темперамент является врожденной природой, и в какой степени темперамент воспитывается или уговаривается младенцем или его окружением.

Поддерживая веру в биологическую основу темперамента, многие эксперты личности также утверждают, что темперамент может развиваться и меняться в течение жизни человека в ответ на личный опыт и условия окружающей среды.Суетливые младенцы могут вырасти спокойными малышами. Точно так же пассивные младенцы иногда становятся нарушителями спокойствия в классе. Взаимодействие с родителями, братьями и сестрами и другие социальные контакты, а также жизненный опыт влияют на индивидуальную предрасположенность к определенному темпераменту. Дорин Аркус в своем исследовании наблюдала за младенцами в их домах в течение первого года жизни. Младенцы с высокой реактивностью реже становились застенчивыми и заторможенными годовалыми, когда их матери были твердыми и прямыми в установлении ограничений в поведении в ответ на детские нарушения, такие как тянущие к растениям или попадания в корм для кошек.Когда матери были в высшей степени снисходительными и косвенными в своих дисциплинах, младенцы с высокой реактивностью имели тенденцию становиться пугливыми и заторможенными. Эмми Вернер в ходе исследования обнаружила, что темперамент может облегчить трудные обстоятельства в окружающей среде. Легкий, общительный темперамент служил защитным буфером для детей, растущих в трудных условиях. Окружающая среда может способствовать изменениям как положительным, так и отрицательным, чтобы изменить естественные наклонности ребенка. Природные наклонности могут улучшить или ухудшить экологические ситуации.Признание взаимодействия темперамента и окружающей среды во время развития должно сделать возможным дальнейший прогресс в понимании сложных множественных влияний на жизнь и рост человека. Ни темперамент, ни биология — это не судьба.

Дополнительная литература

Бейтс, Дж. Э. и Вакс, Т. Д. Темперамент: индивидуальные различия на стыке биологии и поведения. Вашингтон, округ Колумбия: APA Press, 1994.

Кэри, У.Б., и Макдевитт, С.С. Как справиться с темпераментом детей: руководство для профессионалов. Нью-Йорк: Basic Books, 1995.

Шахматы, Стелла, и Томас, Александр. Знай своего ребенка. Нортвейл, Нью-Джерси: Джейсон Аронсон, 1996.

.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *