Какой конфликт: Какой конфликт-личный или общественный-выступает основным и где они пересекаются в комедии»Горе от ума»

типы, факторы риска и стратегии поведения — СКБ Контур

Многим из нас приходилось сталкиваться с разнообразными конфликтными ситуациями на работе. В каких-то случаях конфликт ограничивался рамками межличностного взаимодействия, в других — расширялся до межгруппового и затрагивал различные структурные подразделения. 

Инна Шияневская

Вне зависимости от количества задействованных в процессе участников, темы и содержания, конфликт практически всегда стрессогенное событие, дезорганизующее пространство и снижающее на некоторый промежуток времени эффективность личности и компании. Возможно поэтому многие сотрудники боятся конфликтов, стараются их избегать, а некоторые руководители — «не замечать» и не включаться в процесс. 

Тем не менее конфликт — отличный маркер того, что в организационной жизнедеятельности необходимы изменения, а для отдельных сотрудников и организации в целом — точки роста.

  • Внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты
  • Факторы риска возникновения конфликтов
  • Стратегии поведения в конфликтах
  • Общие рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций

Согласно определению психологического словаря, конфликт — «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями» («Психологический словарь», 1983, с. 161). Иными словами, это столкновение противоположных интересов, убеждений, мнений, сопровождающееся негативными эмоциями. 

В трудовой деятельности практический интерес представляют не только споры коллег или разногласия в цепочке «руководитель — подчиненный». Достаточно дезорганизующими могут выступать внутриличностные конфликты. Ярким примером служат ситуации, когда на должность, чаще руководящую, назначается человек, ценности и убеждения которого начинают конфликтовать с задачами и требованиями должности. Состояние это, как правило, мучительное, затрудняющее реализацию профессиональных целей. Достаточно сложно, например, быть директивным, если субъективно считаешь себя «мягким». Также сложно контролировать исполнение поручений, если с сегодняшними подчиненными ранее были выстроены дружеские отношения.

Межличностные конфликты — ситуации разногласий, противоборства между людьми. Причинами подобных конфликтов на работе могут быть конкуренция или взаимная неприязнь, зависть, стремление к личной выгоде или представления о «справедливом» распределении обязанностей, ответственности и прочее.

 

Часто бывает, что глубинные психологические причины конфликта личностью не осознаются или осознаются не в полной мере. При этом противоречия накапливаются и, достигнув максимального уровня, выливаются в эмоциональное взаимодействие. Внешним поводом выступают фразы, косой взгляд, рутинные организационное мероприятия, бытовые моменты. 

Нередко конфликт обостряется в ситуациях, требующих сплочения коллег для решения общей задачи. Межличностная борьба разворачивается под прикрытием «так лучше для бизнеса», но к бизнесу напрямую не имеет отношения. Руководят стремлением выиграть, доказать свою точку зрения психологические причины, личные мотивы, проекции и прочие механизмы.  

В связи с этим возникает сложность в урегулировании конфликтов. На практике, как правило, в лучшем случае происходит разбор конкретной ссоры, напряжение снижается до следующего пикового момента. Ситуация приобретает характер хронического конфликта. Полное его разрешение требует разбора глубинных аспектов, «примирения» сущностных противоречий.

Межгрупповые конфликты затрагивают взаимодействие групп. Как правило, это ситуации противоборства (скрытого или явного) двух отделов, «дружбы» структурных подразделений против какого-либо другого подразделения. Важным моментом, на который стоит обратить внимание руководителю в таких конфликтах, является внутригрупповая сплоченность коллектива. Люди объединятся внутри отдела, чтобы противостоять «врагам», но сплочение бывает маркером проблем внутри отдела. Один из способов снять напряжение от противоречий, продолжить совместную деятельность — сместить агрессию на другую группу.

В целом можно выделить несколько ключевых факторов риска. Они связаны с ценностями, коммуникациями и организационной структурой.  

Информация, особенности коммуникации внутри компании.

В этот блок причин входят сокрытие информации, недостаточное информирование сотрудников, слухи, умышленные искажения, предоставление сведений без обратной связи от получателя, барьеры коммуникации.

Организационная структура. Конфликты могут провоцировать противоречия в формальной и неформальной организации подразделения. Например, номинально руководитель один, а лидерскую позицию занимает другой сотрудник. Сложноразрешимыми являются ситуации так называемого двойного подчинения, когда сотрудник числится в одном отделе, но функционально прикреплен к другому. 

Несовпадение ценностей

компании в целом и ценностей, убеждений сотрудника, а также ценностные противоречия в межличностном взаимодействии коллег.

Система взаимоотношений, которая может формироваться «стихийно» или же быть предметом четко спланированной деятельности руководителя. Например, когда строят «бизнес как семью» или, наоборот, приветствуют только формальное взаимодействие. 

Конфронтация — жесткое настаивание на своем решении. Актуальна, когда:

  • позиция существенно сильнее, чем у другой стороны;
  • отсутствуют риски, опасения относительно отдаленных последствий конфликта;
  • ситуация критическая и в тоже время чрезвычайно важная.
     

Уступка — отказ от своих интересов с целью достижения мира. Актуальна, когда:

  • сохранение хороших отношений приоритетнее, чем победа в споре;
  • оппонент сильнее, ведет жесткую «войну», при этом моральные силы на борьбу у вас отсутствуют.

Избегание — уход от конфликтной ситуации в прямом смысле в виде паузы или в метафорическом — с помощью смены темы общения, преуменьшении ее значимости. Актуально, когда:

  • увеличивается объем отрицательных эмоций;
  • требуется время на восстановление эмоционального состояния для конструктивного взаимодействия.

Компромисс — поиск взаимных уступок с целью разрешить конфликт равноценно для обеих сторон. Актуален, когда:

  • обе стороны конфликта обладают равными правами и возможностями;
  • существует риск разрушить отношения при жесткой защите своей позиции.

Кооперация — объединение усилий с целью удовлетворить потребности каждой стороны с акцентом на приобретение, а не потери ресурсов. Актуальна, когда:

  • обе стороны конфликта настроены на конструктивное взаимодействие;
  • существует желание полностью разрешить противоречие и завершить спор окончательно;
  • разрешение конфликта ценно для обеих сторон.

  1. В конфликтном взаимодействии важно исключить негативные суждения, которые прямо или косвенно могут ущемить честь и достоинство оппонента. Даже если собеседник не прав и готов сдать свои позиции, у него должна быть возможность сделать это с «сохранением своего лица». Такая возможность существенно облегчает контакт в настоящем и снижает риски противоборства и интриг в будущем.
  2. Необходимо больше внимания уделять совпадающим позициям. Упор на разногласия, особенно если они не поддаются корректировке, увеличивают дистанцию между оппонентами.
  3. Важно определить истинную причину конфликта. Для этого необходимо проанализировать интересы, потребности, мотивы оппонента и сформировать предложение по урегулированию отношений, затрагивающие сущность противоречия.

Инна Шияневская, психолог

Школа

Вебинары, практические семинары и обучение на онлайн-курсах с ведущими лекторами России.

Узнать больше→

Инна Шияневская

Школа

Вебинары, практические семинары и обучение на онлайн-курсах с ведущими лекторами России.

Узнать больше→

Конфликт Армении и Азербайджана — последние новости сегодня на РБК.Ру

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 2 ноября
EUR ЦБ: 60,97 (-0,15) Инвестиции, 01 ноя, 16:42

Курс доллара на 2 ноября
USD ЦБ: 61,43 (-0,2) Инвестиции, 01 ноя, 16:42

Как подготовить машину к холодному сезону: семь полезных лайфхаков РБК и Nokian Tyres, 12:50

Власти Москвы не определили формат празднования Нового года Общество, 12:48

На памятник Екатерине II в Одессе надели колпак и повесили на руку петлю Политика, 12:47

www. adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

У самолета лопнули колеса при посадке в аэропорту Иркутска Общество, 12:43

Хуснуллин анонсировал новые меры поддержки ипотеки до конца года Недвижимость, 12:43

Суд заочно арестовал Наталью Вовк, обвиняемую в убийстве Дугиной Общество, 12:42

КНДР выпустила 100 артиллерийских снарядов в сторону Японского моря Политика, 12:40

Объясняем, что значат новости

Вечерняя рассылка РБК

Подписаться

Овечкин набирает обороты, успехи Капризова и Кучерова. Итоги дня НХЛ Спорт, 12:40

Ваноли назвал «огромным сюпризом» вовлеченность жены Федуна в «Спартак» Спорт, 12:39

Современный дом в старинном районе: в чем преимущество такой недвижимости РБК и Амарант, 12:37

Военная операция на Украине. Главное Политика, 12:35

WP узнала о планах Twitter запустить «высокорисковые» платные видео Технологии и медиа, 12:29

Большие данные для роста продаж: как узнать клиентов и конкурентов РБК и СберАналитика, 12:28

Мишустин утвердил стратегию развития стройотрасли и ЖКХ до 2030 года Недвижимость, 12:23

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

5 типов конфликтов, которые можно использовать в запоминающихся историях — Джерри Дженкинс

Истории без конфликтов, в которых главный герой не встречает сопротивления, терпят неудачу, потому что утомляют читателей.

В реальной жизни гармония и согласие являются достойными целями, обеспечивающими гармоничное существование. Но это не рецепт для историй, которые очаровывают читателей.

Читатели любят конфликты . Это двигатель убедительной фантастики.

Конфликт создает напряжение, а напряжение заставляет читателей перелистывать страницы.

Внутренний и внешний конфликт

Рискуя оскорбить ваш интеллект, эти определения говорят сами за себя. Внутренний конфликт — это борьба вашего главного героя со своими* собственными демонами, неуверенностью в себе и т. д.

[* Примечание: я использую местоимения мужского пола для обозначения как героев, так и героинь. ]

Например, он может бороться со стремлением к независимости, но при этом бояться шагнуть в мир в одиночестве.

Внешний конфликт — это просто препятствие или вызов, с которым сталкивается ваш персонаж. Чего он хочет или в чем нуждается, каковы ставки и что стоит на его пути?

Внутренний и внешний конфликт работают вместе. Страхи, сомнения или ложные убеждения вашего персонажа часто возникают из-за внешних сил и, в свою очередь, затрудняют его преодоление.

5 типов конфликтов

Человек против себя

Этот тип конфликта обычно вызывается чем-то внешним, но сама битва происходит внутри. Ваш персонаж может бороться с противоположными желаниями — например, не нарушать ли свои моральные принципы в погоне за личной выгодой.

Внутренний конфликт может проявляться в диалоге, в действии или бездействии, в мыслях или даже в снах, кошмарах или галлюцинациях.

Пример: Рассказчик в Бойцовском клубе конфликтует с обществом (которое он считает пустым и потребительским), со своим боссом и с другими, но в конечном итоге история о внутреннем конфликте между двумя половинками его личности.

Мужчина против человека

Не делайте ошибку, полагая, что этот тип конфликта требует физической борьбы или даже спора — хотя, конечно, они также подходят под определение. Конфликт между героем и злодеем — обычное дело.

Но персонаж также может противостоять вашему главному герою, руководствуясь своими интересами. Например, отец может попытаться удержать своего подростка рядом, что противоречит стремлению подростка к независимости.

Пример: Конфликт в Iron Man — это борьба за власть за будущее Stark Industries — между Тони Старком и его бывшим наставником Обадией Стейном.

Человек против природы

Когда персонаж борется за выживание во враждебной среде — например, в горах или в пустыне, океане или джунглях — он может столкнуться с сильным холодом или жарой, опасными животными или другими угрозы его жизни.

Это один из типов конфликтов, часто присутствующих в антиутопических историях, где мир был опустошен катастрофическим событием, таким как чума или ядерный апокалипсис.

Пример: Конфликт между людьми и динозаврами в Парк Юрского периода .

Человек против общества

Этот тип конфликта настраивает персонажа против его правительства, полиции, вооруженных сил или какой-либо другой могущественной силы, включая социальные нормы. Обычно это наиболее эффективно, когда Общество олицетворяет конкретный злодей.

Пример: Аттикус Финч защищает чернокожего в Убить пересмешника , несмотря на распространенный расизм того времени .

Человек против сверхъестественного

Персонажи, сражающиеся с вампирами, оборотнями, инопланетянами или волшебниками, обычно встречаются в научной фантастике, фэнтези и романах ужасов.

Пример: Баффи (и ее друзья) сражаются с вампирами и демонами в Баффи — истребительница вампиров .

Как создать конфликт в истории

В лучших историях много слоев конфликта. Ваш герой может бороться со злодеем — и с собственной неуверенностью в себе. Или ваш герой может бороться как с обществом, так и с природой, возможно, выброшенный из своего сообщества, чтобы выжить в пустыне.

Чем больше типов конфликтов вы привнесете в свою историю, тем более захватывающей она покажется читателям… и тем мощнее будет ваша концовка.

Истории нуждаются в конфликте — и его много

Если вы застряли на полпути к написанию, потому что сцены кажутся плоскими, сделайте все, что нужно, чтобы внести конфликт. Это сарказм, персонаж, вырвавшийся из колеи, казалось бы, ни с того ни с сего, вдруг друг в лице вашего персонажа?

Как только этот конфликт вставлен, вы (и ваши персонажи) должны карабкаться, чтобы справиться с ним. И это создает напряжение перелистывания страниц. В чем дело?

Доверьтесь своей интуиции и своим персонажам.

Чтобы узнать больше о добавлении конфликта в свои истории, ознакомьтесь с моими статьями о мотивации персонажей, сопереживании персонажей и структуре истории.

6 Типы конфликта в литературе

  • 6-минутное чтение

  • 23 августа 2021 г.

Все хорошие истории связаны с конфликтом. Это продвигает сюжет вперед, давая персонажам проблемы, которые нужно преодолеть, и цели, к которым нужно стремиться. И разрешение конфликта в истории является ключом к написанию удовлетворительного финала. Но как автор может добавить конфликт в историю? И какие формы может принимать конфликт?

В этом посте мы расскажем о шести распространенных типах конфликтов в литературе:

  1. Персонаж против персонажа, в котором конфликтуют два (или более) персонажа.
  2. Персонаж против себя, в котором персонаж сталкивается с внутренней борьбой.
  3. Характер против природы, в котором конфликт коренится в природном явлении.
  4. Характер против общества, в котором конфликт возникает из-за несправедливого социального климата.
  5. Характер против технологии, в котором конфликт уходит корнями в науку.
  6. Персонаж против сверхъестественного, в котором персонаж сталкивается со сверхъестественными силами.

Чтобы узнать больше о каждом из этих типов конфликтов, читайте дальше.

1. Персонаж против персонажа

Возможно, наиболее распространенным из всех типов конфликта, встречающихся в литературе, является наличие двух (или более) персонажей, противостоящих друг другу. Обычно это происходит между главным героем истории и антагонистом, хотя это не всегда так.

Писатель может выразить конфликт между персонажами с противоположными целями разными способами, от обычной физической борьбы до сложных эмоциональных и политических интриг. Однако ключевым фактором во всех случаях является то, что персонажи должны работать для достижения противоположных или противоречивых целей, ставя перед главным героем задачу, которую необходимо преодолеть.

Для наглядного примера этого мы можем обратиться к Star Wars . Конфликт, который движет историей, происходит между Люком Скайуокером (главный герой) и повстанцами с одной стороны, и Дартом Вейдером (антагонист) и империей с другой.

2. Персонаж против себя

Другой распространенный тип литературного конфликта включает внутреннюю борьбу персонажа, обычно связанную с его эмоциями, личными недостатками или моральной дилеммой.

Этот тип конфликта отлично подходит для развития сложного главного героя, потому что ему нужно будет развиваться и меняться по ходу истории, чтобы преодолеть свою борьбу. Возвращаясь, к примеру, к Люку Скайуокеру, мы видим, как сюжетная линия его персонажа связана с борьбой за контроль над своими способностями джедая.

Однако внутренний конфликт может оказаться более сложным. Известным примером этого является шекспировский «Гамлет », где главный герой сталкивается со многими внутренними проблемами. Принц Гамлет клянется отомстить за своего отца, убив, например, дядю Клавдия, но его чувство долга перед отцом противоречит его моральному пониманию правильного и неправильного, поэтому он борется с неуверенностью в себе и принятием решений.

3. Персонаж против природы

Несколько иной тип конфликта включает противопоставление персонажа миру природы. Это часто связано с борьбой за выживание против враждебной дикой природы, стихийных бедствий, опасной погоды или постапокалиптического ландшафта.

В романе Эрнеста Хемингуэя «Старик и море », например, конфликт, который движет сюжетом и развитием персонажей, в значительной степени представляет собой конфликт человека с природой. Главный герой, Сантьяго, должен бороться как с морем, так и с гигантским марлином, которого он пытается поймать, и он едва выживает в этом процессе.

4. Персонаж против общества

Еще один способ добавить конфликт в историю — заставить персонажей бороться против общества. Это может быть общество особенно несправедливое, предубежденное или угнетающее. Или это может быть просто борьба за отход от социальных норм.

Персонажи в историях такого типа обычно мотивированы бросать вызов обществу из-за своей морали или стремления к счастью, свободе, справедливости или любви.

Находите это полезным?

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте советы по написанию от наших редакторов прямо на свой почтовый ящик.

Ваша электронная почта Спасибо за подписку на рассылку!

Возможно, самым известным примером истории, основанной на такого рода конфликтах, является роман Харпер Ли «Убить пересмешника ». В этом романе Аттикус Финч, юрист, берется за дело темнокожего мужчины, которого ошибочно обвиняют в преступлении, придерживаясь своих принципов независимо от того, как окружающие судят или критикуют его действия.

5. Персонаж против технологии

В некоторых историях основное внимание уделяется персонажам, вступающим в конфликт с технологией, которая стала слишком мощной или используется безответственно. Часто это умозрительно (например, научно-фантастический рассказ, в котором основное внимание уделяется проблемам космических путешествий), но он также может быть о конфликте, основанном на современных технологиях.

Истории, основанные на технологическом конфликте, часто используют это, чтобы исследовать, что значит быть человеком и что отличает людей от технологий и машин. Например, в « Франкенштейн » Мэри Шелли опиралась на реальные научные теории, чтобы рассказать историю о потенциальных рисках и издержках технического прогресса.

6. Персонаж против сверхъестественного

В этом типе конфликта персонаж сталкивается с силой, которую наука или логика не могут объяснить. Это может быть какое-то сверхъестественное существо, такое как призрак, монстр, инопланетянин и т. д. Или это может быть что-то более абстрактное, например, борьба с самой судьбой.

Сверхъестественные источники конфликта могут создавать неравные условия игры, настраивая обычных персонажей против силы, которую они не могут понять, создавая напряженность или угрозу. Но вы также можете иметь сверхъестественные способности по обе стороны конфликта.

Романы ужасов — очень хороший пример того, как может работать сверхъестественный конфликт. Например, в романе Стивена Кинга « Оно » главных героев преследует сверхъестественное существо, которое охотится на их страхи. Таким образом, история строится на том, что персонажи сначала пытаются пережить эту угрозу, а затем в конечном итоге узнают, как ее преодолеть.

Как использовать конфликт в истории

Во всех историях должен быть хотя бы один источник конфликта, но в большинстве случаев их несколько.

Чтобы снова взять «Звездных войн» в качестве примера, у нас есть конфликт персонажей (Люк Скайуокер против Дарта Вейдера), внутренний конфликт (борьба Люка за изучение способностей джедая) и социальный конфликт (восстание против империи зла).

Все они по-разному влияют на историю и характеристики. Точно так же, даже если у вас есть единственный источник конфликта, определяющий основной сюжет истории, вы можете включить другие типы конфликтов через второстепенные сюжеты (или второстепенных персонажей).

При написании рассказа не забудьте подумать о сюжете, сюжетных линиях и характеристиках с точки зрения конфликта, в том числе:

  • Какие типы конфликта наиболее подходят для темы рассказа.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *