Когнитивные проблемы – Когнитивные нарушения — актуальная междисциплинарная проблема | Екушева Е.В.

Содержание

Легкие когнитивные нарушения — Неврология — LiveJournal

2409247Актуальность. Внимание к проблеме «легкое когнитивное нарушение» (или ЛКН) обусловлено как практическими, так и теоретическими аспектами. Наличие легких когнитивных нарушений является фактором риска последующего возникновения деменции (теоретический и практический аспект данной проблемы в последнее десятилетие, к большому сожалению, все больше «смещается» на умеренное когнитивное расстройство [УКР], которое объединено общий английский термин « mild cognitive impairment», сокр. англ. MCI). Считается, что в основе легких когнитивных нарушений в большинстве случаев лежит болезнь Альцгеймера, основным проявлением которой и являются мнестические (имеющие отношение к функции памяти) расстройства.

Легкие когнитивные нарушения – это снижение когнитивных способностей по сравнению с более высоким преморбидным уровнем индивидуума, которое остается в пределах средне статистической возрастной нормы или незначительно отклоняется от нее. ЛКН обычно отражается в жалобах больного, но не обращает на себя внимания окружающих, не вызывают затруднений в повседневной жизни, даже в наиболее сложных ее формах (или — жалобы пациента на снижение памяти подтверждаются нейропсихологическими тестами [см. далее]; эти расстройства носят преимущественно нейродинамический характер и не выявляются обычными скрининговыми шкалами деменции и не вызывают на начальном этапе нарушений повседневной активности, в том числе наиболее сложных ее форм). Таким образом, под легкими или «мягкими» когнитивными нарушениями (или в современной интерпретации — УКР) принято понимать нарушения памяти и других высших мозговых функций, которые выходят за рамки возрастной нормы, но не приводят к социальной дезадаптации и не достигают характерного для деменции уровня. Следует заметить, что ЛКН представляют собой гетерогенное в этиологическом отношении состояние. (!) Допускается возможность формирования ЛКН при «нормальном» старении, что, впрочем, требует дальнейших исследований. ЛКН являются не четко очерченной нозологической формой, а определенным состоянием, занимающим промежуточное положение между нормой и деменцией легкой степени выраженности, для которого предложены соответствующие диагностические критерии, модифицируемые время от времени. Представляя собой определенную степень когнитивного дефицита, в зависимости от нозологической природы заболеваний, при которых они развиваются, ЛКН выступают или изолированно или в ассоциации с другими психопатологическими нарушениями. Данные о нейроморфологических изменениях при легких когнитивных нарушениях весьма фрагментарны. Однако в настоящее время показано, что примерно у половины больных, имевших при жизни клиническую симптоматику, соответствующую легким когнитивным нарушениям, выявляются изменения, характерные для болезни Альцгеймера.

Эпидемиология легких когнитивных нарушений. Распространенность ЛКН достигает 10% среди лиц старше 65 лет, и у 10 — 15% из них в течение года возникает развернутая клиническая картина болезни Альцгеймера. Среди пациентов, обращающихся в Клинику памяти, больные с легкими когнитивными нарушениями составляют около 40% [Wahlund LO, Pihlstrand E, Eriksdotter Jonhagen M. Acta Neurol Scand 2003]. По данным Hanninen T, Hallikainen M, Tuomainen S et al. (2002) ЛКН были выявлены у 5,3% лиц в возрасте 60 — 76 лет. Также авторы отмечают, что ЛКН чаще встречаются у лиц с низким уровнем образования и у более пожилых больных (каких-либо различий по полу отмечено не было).

Этиология и патогенез. В патогенезе лёгких когнитивных нарушений в пожилом возрасте, вероятно, немаловажную роль играют связанные со старением естественное ослабление внимания, кратковременной памяти, а также дизрегуляторные нарушения. Клинический опыт и данные проведенных экспериментально-психологических исследований убедительно свидетельствуют, что с возрастом очень часто ухудшаются показатели памяти, внимания, вербально-логических, психомоторных и других когнитивных функций, даже в отсутствие клинически очерченного заболевания головного мозга.По опыту лаборатории нарушений памяти Клиники нервных болезней им. А.Я. Кожевникова, наиболее частой (68%) причиной ЛКН в российской популяции являются так называемые цереброваскулярные расстройства. G.Frisoni и соавт. [2002] выделяют ЛКН дегенеративного происхождения и ЛКН сосудистого типа. (!) Немалое число (13%) пациентов с ЛКН составляют также лица с расстройствами тревожно-депрессивного характера (очень часто чрезмерная обеспокоенность лиц пожилого возраста мнестическими проблемами скорее свидетельствует о депрессии).

Наиболее частыми клиническими проявлениями ЛКН являются нейродинамические когнитивные расстройства:


  • снижение скорости реакции, брадифения;
  • трудности концентрации внимания;
  • избыточная отвлекаемость;
  • повышенная чувствительность к интерферирующим воздействиям.

Однако следует отметить значительную уязвимость нейродинамической составляющей когнитивной деятельности при самых разнообразных (неспецифических для головного мозга) патологических процессах и некоторых физиологических состояниях (например, при утомлении).

Диагностика. Для диагностики ЛКН наиболее часто используются критерии, предложенные R.Petersen и соавт. (1999), акцентирующие внимание на нарушениях памяти при сохранности других когнитивных функций. Эти критерии включают наличие:


  • жалоб на нарушения памяти;
  • нормального общего состояния когнитивных функций;
  • нормальной активности в повседневной жизни;
  • наличие объективно выявляемых нарушений памяти с учетом возраста и уровня образования больного;
  • отсутствие деменции.

(!) Принципиально важным является то, что эта категория больных (несмотря на выявляемые при нейропсихологическом тестировании нарушения памяти и других когнитивных функций) не удовлетворяют критериям диагностики возможной болезни Альцгеймера.

При нейропсихологическом тестировании у пациентов с легкими когнитивными нарушениями могут быть выявлены расстройства и в других сферах помимо сферы памяти, однако эти нарушения не должны быть сколь-либо значимы в клиническом плане. Учитывая недостаточную чувствительность для диагностики легких когнитивных нарушений шкалы краткой оценки психических функций (англ. сокр. MMSE — mini–mental state examination), используются специальные тесты для оценки мнестической сферы. При нейропсихологическом тестировании степень нарушения мнестических функций может достигать величины в 1,5 стандартного отклонения от нормативных значений для данной возрастной группы с учетом уровня образования. Однако основой диагностики остаются клинические данные. В настоящее время выделяют три варианта легких когнитивных нарушений:


  • изолированный амнестический синдром;
  • изолированное нарушение других (отличных от мнестических) когнитивных функций;
  • легкие когнитивные нарушения, одновременно проявляющиеся в нескольких когнитивных сферах.

Ведение больных с ЛКН. Лечение легких и умеренных когнитивных нарушений преследует две основные цели:


  • вторичная профилактика деменции, замедление темпа прогрессирования когнитивных расстройств;
  • уменьшение выраженности уже имеющихся нарушений с целью улучшения качества жизни пациентов и их родственников.

До настоящего времени общепризнанные рекомендации по ведению больных с ЛКН отсутствуют. Определенное значение при ведении пожилых больных с нарушениями памяти придается разрешению существующих стрессовых ситуаций (если они есть). Это связано не только с тем, что на фоне стресса возникают депрессия и тревожность, проявляющиеся также снижением памяти, но тем, что на фоне хронического стресса гормоны коры надпочечников неблагоприятно влияют на структуры гиппокампа. Еще одним направлением в ведении данной категории больных является умеренная физическая активность, благоприятно влияет на когнитивную сферу. Также используется диета с низким содержанием жиров и повышенным – антиоксидантов, поскольку при этом снижается риск возникновения болезни Альцгеймера. В частности, повышенным содержанием антиоксидантов отличаются ягоды (черника, земляника) и томаты. Систематические упражнения по тренировке памяти и внимания могут улучшать когнитивные способности. Пациент может проводить упражнения по тренировке памяти после специального обучения самостоятельно. Периодически должен осуществляться контроль эффективности упражнений и корректировка набора методик. Для тренировки памяти используют упражнения на заучивание и воспроизведение слов, рисунков и предметов, смысловых фрагментов. Обучают приемам запоминания (образование смысловых и ситуативных связей), используют упражнения, направленные на повышение внимания и умственной работоспособности. Для лечения легких когнитивных нарушений применяют препараты метаболического и ноотропного действия (актовегин, церебролизин, ноопепт, пирацетам и др.).

Запомните! Лечение ЛКН, в идеале, должно быть направленным на причину нарушений, то есть быть этиотропным или патогенетическим. При этом следует учитывать высокую коморбидность гериатрических заболеваний. По статистике, большинство пожилых лиц одновременно страдают несколькими неврологическими и/или соматическими заболеваниями. В частности, весьма велик процент сосуществования сосудистой мозговой недостаточности и первичного дегенеративного поражения головного мозга. Поэтому полноценное ведение пациентов с когнитивными расстройствами включает всестороннюю оценку как психо-неврологического, так и соматического статуса, коррекцию имеющихся дисметаболических нарушений, сосудистых факторов риска, лечение депрессии, применение антиоксидантов, вазоактивных, нейротрансмиттерных и метаболических и препаратов.



литература:

1. статья «Легкие когнитивные нарушения» И.В. Дамулин (Кафедра нервных болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова), 2004. 2. статья «Когнитивные нарушения сосудистого генеза: клинические и терапевтические аспекты» И.В. Дамулин (Кафедра нервных болезней ММА им. И.М. Сеченова, Москва), 2006. 3. статья «Когнитивные нарушения и их лечение у пациентов с артериальной гипертензией» Ю.А. Старчина, 2008. 4. статья «Лечение легких и умеренных когнитивных нарушений» В.В. Захаров, Н.Н. Яхно. 5. статья «Результаты сравнительного изучения ноопепта и пирацетама при лечении больных с легкими когнитивными нарушениями при органических заболеваниях головного мозга сосудистого и травматического генеза» Г.Г. Незнамов, Е.С. Телешова, 2008. 6. Методическое пособие для врачей «Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте» В.В. Захаров, Н.Н. Яхно, Москва, 2005; 7. статья «Эволюция когнитивного дефицита: легкие и умеренные когнитивные нарушения» В.В. Захаров, 2012.



© Laesus De Liro



laesus-de-liro.livejournal.com

Субъективные когнитивные нарушения — Неврология — LiveJournal

Субъективные когнитивные нарушения связаны с таупатией (12.12.2017)

Согласно результатам нового исследования, осаждение тау-протеина в энторинальной коре связано с субъективным снижением когнитивных функций (субъективными когнитивными нарушениями — СКН). Ученые из Гарвардской медицинской школы в Бостоне (Массачусетс) обнаружили, что связь между СКН и энторинальной кортикальной таупатией намного сильнее, чем связь между СКН и амилоидом β (Aβ). «В документе говорится, что существует не только связь между субъективными когнитивными проблемами и амилоидом, но и между субъективными проблемами и тау-протеином», — комментирует ведущий автор, доктор философии Рахель Ф. Бакли, исследователь из Массачусетской общей больницы и Гарвардской медицинской школы (Бостон) и Института нейронаук и психического здоровья Флори (Мельбурн, Австралия) в интервью Medscape Medical News. «Сейчас мы имеем гораздо больше доказательств того, что субъективные когнитивные проблемы определенно связаны с каким-то патологическим процессом в мозге, даже когда он протекает бессимптомно, в том смысле, что, если вы дадите пациентам тест на проверку памяти, они выполнят его достаточно успешно». Исследование было опубликовано онлайн 2 октября 2017 года в JAMA Neurology.

Энторинальная кора представляет собой крошечную область, расположенную непосредственно рядом с гиппокампом. Осаждение тау-протеина в этом регионе — самый ранний признак вовлечения коры в последовательность тауопатических стадий, что, наряду с патологическими изменениями амилоида β, является отличительной чертой болезни Альцгеймера (БА).

«Исследователи все больше интересуются ролью СКН в развитии деменции. Пациенты с субъективными когнитивными проблемами, как правило, жалуются на проблемы с памятью в течение, по крайней мере, одного года, замечают ее постепенное снижение и часто имеют семейный анамнез деменции», — комментирует доктор Бакли.

«Современное представление о стадийности когнитивных нарушений, — говорит доктор философии Кейт Фарго, директор научных программ и информационно-пропагандистских, медицинских и научных отношений Ассоциации изучения болезни Альцгеймера, — состоит в том, что СКН предшествуют умеренным когнитивным нарушениям (УКН) и являются частью „плавного прогрессирования заболевания“, приводящего к БА». «Если вы заметили снижение познавательных способностей, особенно, если вас это беспокоит, — это довольно объективный признак того, что вы можете быть на пути к какому-то более серьезному заболеванию», — комментирует доктор Фарго Medscape Medical News. Но, в отличие от УКН, СКН не могут быть подтверждены в объективных нейропсихологических тестах.

Теперь, когда понятие СКН определено, по крайней мере, как концепция, исследователи прилагают усилия для изучения изменений в головном мозге, происходящих в этой субъективной стадии когнитивного снижения. Исследовательская группа доктора Бакли является частью процесса. Новое исследование включало 133 участника Гарвардского исследования старения мозга (Harvard Aging Brain Study), средний возраст участников составил 76 лет; 56,3% — женщины.

Доктор Бакли объясняет, что участники считались «клинически здоровыми» и не имели когнитивных нарушений и сердечно-сосудистых заболеваний, таких, как перенесенный инсульт. Для оценки комплексного состояния когнитивных функций участников с СКН ученые рассчитали средний z-показатель из субшкал трех вопросников: вопросника по функционированию памяти (первые 18 пунктов «Общей частоты забывания»), повседневной когнитивной батареи (раздел «Память» из версии для самостоятельного отчета) и вопросника из 7 пунктов, адаптированного к форме структурированного телефонного интервью для оценки деменции. Участники прошли два типа позитронно-эмиссионного сканирования: с флортаукипиром для оценки бремени таупатии и с Питтсбургским соединением B для оценки отложения амилоида ß. Ученые сосредоточили внимание на двух областях: энторинальной коре и нижней височной коре, которые могут представлять начальные этапы распространения тау-патологии от медиальной височной доли к неокортексу. Анализ показал, что большее осаждение тау в энторинальной коре ассоциировалось с ярко выраженными СКН (β = 0,35; 95% CI 0,19 — 0,52; P < 0,001). Значительной связи между СКН и отложением тау в нижней височной извилине обнаружено не было (Р = 0,27). Большая выраженность когнитивных нарушений также была связана с бременем амилоида ß (β = 0,24; 95% CI 0,08 – 0,40; Р = 0,005).

При использовании более сложной модели с совместной оценкой влияния тау и амилоида и учетом ковариат, включая возраст, уровень образования, пол, симптомы депрессии, влияние отложения тау осталось прежним, а последствия отложения амилоида оказались незначительными.

«Наши исследования и исследования других ученых показали, что, когда у вас есть субъективные когнитивные нарушения, это, как правило, связано с началом процесса отложения амилоида в головном мозге даже при отсутствии нарушений памяти», — комментирует доктор Бакли. — В этом исследовании мы также обнаружили, что амилоид ассоциируется с субъективными проблемами, но если включить в нашу модель тау-патологию, то связь тау в энторинальной коре с субъективными проблемами оказалась очень, очень сильной». Авторы добавляют, что СКН — одно из самых ранних поведенческих изменений среди клинически здоровых пожилых людей, свидетельствующее о нарастании бремени патологии в головном мозге. Врачи должны «обратить внимание» на пациентов, выражающих озабоченность по поводу своей памяти, и потенциально рассмотреть возможность генетического тестирования, — считает доктор Бакли. «Если кто-то беспокоится о состоянии своей памяти, — это несомненно маркер какого-то патологического процесса. Сейчас мы думаем, что при определенных обстоятельствах это может быть очень ранним маркером риска болезни Альцгеймера», — заключает она. Хотя эти жалобы могут быть также и показателем ряда других заболеваний, в том числе эмоциональных расстройств, «врачи никогда не должны исключать возможность того, что эти жалобы могут быть и потенциальным маркером БА». «Тем не менее, пока рано рассматривать обычную визуализацию тау-протеина у таких пациентов», — сказала она. В отличие от визуализации амилоида, которая доступна уже в течение 15 лет, визуализация тау все еще находится в стадии разработки и изучения. Доктор Бакли надеется, что такая ПЭТ-визуализация будет готова к клиническому применению в течение следующих 5 — 10 лет.

По мнению доктора Фарго, если исследование и имело какой-либо недостаток, то это не случайное формирование выборки участников, а относительно небольшая группа пациентов, составленная из существующей когорты (источник: nevrologia.info).

laesus-de-liro.livejournal.com

Когнитивные нарушения — причины, диагностика и лечение

Когнитивные нарушения — причины, диагностика и лечение

Официальный сайт оригинального препарата Глиатилин

Подтвердите, пожалуйста, являетесь ли Вы дипломированным специалистом в сфере здравоохранения?

Да

Да, подтверждаю

Нет

Нет, не подтверждаю

СОГЛАСНО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДОСТАВЛЕННАЯ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ, ПРЕДНАЗНАЧЕНА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦЕВТИКИ

Прежде, чем разобраться с причинами когнитивных нарушений разберемся, что такое когнитивные функции (КФ). Когнитивные функции позволяют осуществлять процесс рационального познания и взаимодействия с миром.

Когнитивные функции

Восприятие

или способность к распознаванию информации, поступающей из органов чувств.

Память

или способность запечатлевать, сохранять, и воспроизводить информацию.

Праксис

или способность приобретать, сохранять и применять различные навыки.

Речь

или способность к словесной коммуникации, в т.ч., понимание речи, построение собственной речи, чтение и письмо.

Управляющие функции

или способность управлять своей познавательной деятельностью и поведением.

Что такое когнитивные нарушения головного мозга?

Когнитивные нарушения — это нарушение когнитивных способностей или функций по сравнению с исходным уровнем и возрастной нормой2.

Классификация когнитивных нарушений

Каждая степень когнитивных нарушений имеет характерные симптомы
2
 

Легкие когнитивные нарушения

 

Снижение КФ по сравнению с исходным уровнем пациента, которое остается в пределах с возрастной нормы или незначительно отклоняется от нее. Имеются характерные жалобы. Не нарушает повседневную жизнедеятельности.

 

Умеренные когнитивные нарушения

 

Снижение КФ не соответствующее возрасту, которое обращает на себя внимание окружающих. Мешает сложным видам интеллектуальной деятельности.

 

Тяжелые когнитивные нарушения

 

Серьезные затруднения в повседневной жизни, требуется помощь при выполнении привычных дел

Диагноз: когнитивные нарушения
Чтобы поставить диагноз когнитивные нарушения, недостаточно, чтобы врач отметил «снижение памяти» или «внимания» в карте пациента. Врачи неврологи и психиатры, и нейропсихологи проводят тщательное обследование.

Диагностика когнитивных нарушений
При обследовании применяются нейропсихологические тесты, различные анализы и современные аппаратные методики: КТ, МРТ, ПЭТ и многие другие. Определяют виды когнитивных нарушений, тяжесть, а также, что очень важно, причины их развития.

Распространенные тесты для диагностики когнитивных нарушений:

+ MMSE + Шкала общего ухудшения + Шкалы общего клинического впечатления (CGI) Пример теста на когнитивные нарушения: http://moemesto.ru/rorschach_club/file/14754116/Mini%20Mental%20State%20Examination,%20MMSE.pdf

Важно! Точная и правильная интерпретация нейропсихологических тестов возможна только врачом-специалистом!

Причины когнитивных нарушений3

К наиболее частым причинам когнитивных нарушений относят: Болезнь Альцгеймера, сосудистые заболевания головного мозга, дегенеративные процессы с тельцами Леви и некоторые другие неврологические заболевания. Также, когнитивные нарушения могут быть симптомами депрессии, метаболических нарушений, сопутствующих соматических заболеваний или интоксикаций. В следствие этого развиваются нарушения в холинергической системе головного мозга
3
: угнетение холинергической системы головного мозга уменьшение холинергических нейронов и снижение активности фермента ацетилхолинтрансферазы (необходима для синтеза нейромедиатора ацетилхолина)
Когнитивные нарушения у пожилых или возрастные когнитивные нарушения
Нормальные процессы старения мозга также могут приводить к развитию когнитивных нарушений в виде так называемой доброкачественной старческой забывчивости. Чем отличается доброкачественная старческая забывчивость от других видов когнитивных нарушений? Главное отличие – это сохранность критики и интеллекта. Проявляются такие нарушения в виде изолированной и непрогрессирующей забывчивости
1
.

Лечение когнитивных нарушений

Препараты при когнитивных нарушениях
Для коррекции когнитивных нарушений применяются лекарственные средства, влияющие на холинергическую систему головного мозга. Это препараты, активирующие рецепторы к ацетилхолину; средства, препятствующие разрушению нейромедиатора ацетилхолина и препараты, участвующие в синтезе ацетилхолина, такие как холина альфосцерат или Глиатилин®.

Глиатилин при когнитивных нарушениях

Глиатилин проникает в головной мозг и распадается на холин и глицерофосфат. Холин участвует в синтезе нейромедиатора ацетилхолина, а глицерофосфат в восстановлении клеточных мембран нервных клеток. Благодаря этому, холина альфосцерат относят сразу к нескольким категориям: центральный холиномиметик (стимулятор холинергической системы мозга), нейропротектор и нейротрофическое средство. Когнитивные нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга требуют не только назначения препаратов типа Глиатилина, но и коррекции сосудистых факторов риска развития когнитивных нарушений, а именно, артериальной гипертензии
6
. Получить консультацию Купить на аптека.ру

Работает в зоне повреждения и ишемии — там, где это особенно важно

  • эффективная доставка оригинального холина альфосцестата в мозг
  • Эффективная доставка холина в головной мозг

Восстанавливает нейроны и передачу нервного импульса на молекулярном уровне

  • Восстановление клеточных мембран и передачи нервного импульса благодаря двойному механизму действия

Оригинальное итальянское качество

  • Ампулы 1000 мг/3 мл- максимальная концентрация действующего вещества
  • Ампулы 1000 мг/3 мл- удобно для внутримышечных инъекций на дому

Легко принимать, удобно брать с собой

  • Уникальная форма- Глиатилин, раствор для приёма внутрь
  • 600 мг во флаконе 7 мл подходит всем пациентам
  • Эффективная дозировка 1200 мг/сутки за 2

Формы выпуска холина альфосцерата и режим приема*,5

Холина альфосцерат

раствор для инъекций 1000 мг/3 мл №3

 

По 1 в/в или в/м инфузии 1 раз в сутки

Холина альфосцерат

капсулы для приема внутрь 400 мг №14

 

По 1 капсуле 2-3 раза в сутки

Холина альфосцерат

Раствор для приема внутрь флаконы 600мг/7 мл №10

 

По 1 флакону (7 мл) 2 раза в сутки

Холина альфосцерат

Раствор для инъекций 1000 мг/4 мл № 3

 

По 1 в/в или в/м инфузии 1 раз в сутки

*Длительность терапии врач определяет в зависимости от клинической картины заболевания
  • Захаров В.В. ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ УМЕРЕННЫХ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. — 2009. — №2. — С. 14-19.
  • Романенкова Ю. С., Кызымко М. И., Кузьминова Т. И. ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕРАПИИ В ЛЕЧЕНИИ НЕЙРОДЕГЕНЕРАТИВНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СОПРОВОЖДАЮЩИХСЯ ДЕМЕНЦИЕЙ
  • Т.Т. БАТЫШЕВА, К.А. ЗАЙЦЕВ, П.Р. КАМЧАТНОВ, О.В. ОТЧЕСКАЯ , А.А. ХОЗОВА4 , А.Н. БОЙКО Эффективность применения альфосцерата холина (глиатилин) при легких когнитивных нарушениях сосудистого генеза // ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ. — 2011. — №8. — С. 29-32.
  • И.А. Рождественская, В.А. Сорокоумов, Л.А. Нарбут, Ю.Д. Богатенкова, Н.М. Поташова Влияние глиатилина на когнитивные функции, уровень невротической астении и депрессии у пациентов с хронической вертебрально-базилярной недостаточностью // ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. — 2013. — №1. — С. 99-100.

Официальный сайт оригинального препарата Глиатилин

Подтвердите, пожалуйста, являетесь ли Вы дипломированным специалистом в сфере здравоохранения?

Да

Да, подтверждаю

Нет

Нет, не подтверждаю

СОГЛАСНО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДОСТАВЛЕННАЯ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ, ПРЕДНАЗНАЧЕНА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦЕВТИКИ

xn--80afpbaodr5b.xn--p1ai

Когнитивные изменения и когнитивные проблемы / нейропсихология | Thpanorama

Когнитивные расстройства и когнитивные проблемы, среди них легкое когнитивное нарушение, они считаются промежуточной стадией между нормальным или ожидаемым когнитивным ухудшением в результате старения и развитием более серьезного снижения, деменции (Mayo Clinic, 2012).

Умеренное ухудшение когнитивных функций может включать дефицит памяти, языка, изменения в суждении или мышлении. И человек, и его родственники могут начать замечать эти изменения; однако они не достигают уровня серьезности, достаточного для вмешательства в повседневную деятельность или повседневную жизнь (Mayo Clinic, 2012).

Когнитивные проблемы могут варьироваться от едва заметного присутствия до более значительного присутствия, иногда когнитивные способности будут постепенно снижаться, тогда как у других людей они могут оставаться стабильными в течение многих лет (Центр памяти и старения, Университет Калифорнии, 2016 г. ).

В последние десятилетия изучение когнитивных функций, связанных с возрастом и различными патологиями, стало центральной точкой, как для медицинской, так и для нейропсихологической сферы, в значительной степени благодаря увеличению продолжительности жизни населения..

В последнее время медицинское сообщество изменило свои взгляды на потерю памяти у пожилых людей. Ранее изменения памяти считались неизбежным событием, которое происходило в соответствии с прогрессирующим увеличением возраста (Instituto de Neurología Cognitiva, 2016)..

В настоящее время известно, что существует множество факторов, которые будут защищать нашу способность к мышлению даже в очень преклонном возрасте, и, следовательно, ухудшение познавательной способности на легкой стадии может рассматриваться как патологический или показательный для деменциального процесса, а не эволюционного события (Instituto de Когнитивная неврология, 2016).

Что такое легкое когнитивное нарушение (MCI)?

Люди с легкими когнитивными нарушениями могут страдать от более значительных или серьезных изменений в памяти, языке или исполнительной функции, чем ожидалось для их возраста, при этом эти симптомы не влияют на их повседневную жизнь (Национальный институт по проблемам старения, 2016 г.).

Некоторые из наиболее частых симптомов легкого нарушения когнитивных функций — это трудности с запоминанием имен людей, потерей цепочки разговоров или значительной склонностью к потере чего-либо (Alzheimer’s Australia, 2016).

Обычно люди с легкими когнитивными нарушениями могут выполнять все действия своей повседневной жизни с переменной степенью эффективности. Они часто пытаются компенсировать дефицит памяти какой-либо внешней системой, такой как дневники, заметки или календари (Alzheimer’s Australia, 2016).

Легкое когнитивное нарушение не является типом деменции. Во многих случаях изменения могут оставаться стабильными; тем не менее, они более склонны ухудшаться, что приводит к процессу деменции (Alzheimer’s Society, 2015)

Сколько людей страдают от умеренных когнитивных нарушений (MCI)?

Различные исследования показывают, что от 5 до 20% людей старше 65 лет имеют легкие когнитивные нарушения (Общество Альцгеймера, 2015).

С другой стороны, у 10-15% людей с диагнозом Левит когнитивные нарушения есть высокая вероятность развития деменции Альцгеймера по сравнению с 1-2% здоровых людей того же возраста (Sánchez-Rodríguez, 2011).

Каковы симптомы легкого когнитивного нарушения (MCI)?

Неудивительно, что с возрастом возникают эпизоды забывания, требуется больше времени, чтобы найти ответ или выполнить задачу. Но возможно, что когда эти ситуации возникают постоянно, они могут указывать на наличие умеренного когнитивного нарушения (MCI) (Mayo Clinic, 2012).

Вполне возможно, что вы можете столкнуться с некоторыми из следующих ситуаций (Mayo Clinic, 2012):

  • Часто забытые.
  • Забыть важные события, такие как встречи или обязательства.
  • Потерять нить разговоров, фильмов, книг или собственного мышления.
  • Трудность в принятии решений, планировании и / или интерпретации инструкций.
  • Трудность распознавания частых или знакомых дорог.
  • Увеличение импульсивности или уменьшение суждения.
  • И человек, и его близкие могут знать об этом типе изменений.
Симптомы в зависимости от когнитивной области

Эксперты обычно классифицируют симптомы в соответствии с когнитивной областью, которая затронута или изменена (Ассоциация Альцгеймера, 2016):

Легкое амнестическое когнитивное нарушение

Это принципиально влияет на память. Человек может начать проявлять значительную забывчивость, такую ​​как встречи, беседы, события, которые он обычно легко запоминает (Ассоциация Альцгеймера, 2016). Кроме того, этот тип может быть классифицирован в:

  • Unic домен амнезиальный DCLили: симптомы связаны только с памятью (Sánchez-Rodríguez and Torrellas-Morales, 2011).
  • Амнезиальный ДКП с участием во многих областях: симптомы в основном наизусть, но жалобы предъявляются в других областях? решение проблем или именование слов (Санчес-Родригес и Торреллас-Моралес, 2011).

ru.thpanorama.com

Когнитивные нарушения — это… Что такое Когнитивные нарушения?

Когнитивные нарушения — это снижение памяти, умственной работоспособности и других когнитивных функций[1] по сравнению с исходным уровнем (индивидуальной нормой)[2]. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним: восприятие информации; обработка и анализ информации; запоминание и хранение; обмен информацией и построение и осуществление программы действий[2].

Когнитивные нарушения являются полиэтиологическими состояниями: причинами их могут быть большое количество различных по этиологии и патогенезу заболеваний (неврологических, психических и т. п. расстройств)[2].

Классификация

Выделяют лёгкие, умеренные и тяжёлые когнитивные нарушения. Исторически проблемы когнитивных расстройств изучались преимущественно в рамках деменции (термины «деменция», «слабоумие» означают наиболее тяжёлые когнитивные нарушения, приводящие к дезадаптации в повседневной жизни). Лишь впоследствии большое внимание стали уделять также и менее выраженным расстройствам[2].

Умеренные когнитивные нарушения (англ. mild cognitive impairment, MCI) представляют собой моно- или полифункциональные когнитивные расстройства, явно выходящие за рамки возрастной нормы, но не ограничивающие самостоятельности и независимости, то есть не вызывающие дезадаптации в повседневной жизни. Умеренные когнитивные нарушения, как правило, отражаются в жалобах индивидуума и обращают на себя внимание окружающих; могут препятствовать наиболее сложным формам интеллектуальной активности. Распространенность умеренных когнитивных нарушений среди пожилых лиц достигает, по данным исследований, 12—17%. Среди неврологических пациентов синдром умеренных когнитивных нарушений встречается в 44% случаев[3].

В соответствии с критериями МКБ-10 для постановки диагноза умеренных когнитивных расстройств необходимо наличие жалобы пациента на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы, снижение памяти, внимания или способности к обучению, которые не достигают степени деменции, имеют в основе органическую природу и не связаны с делирием[4].

При лёгких когнитивных нарушениях показатели психометрических шкал могут оставаться в пределах среднестатистической возрастной нормы или отклоняться от нее незначительно, однако больные осознают снижение когнитивных способностей по сравнению с преморбидным уровнем и выражают беспокойство по этому поводу. Лёгкие когнитивные нарушения отражаются в жалобах больного, но не обращают на себя внимания окружающих; не вызывают затруднений в повседневной жизни, даже в наиболее сложных её формах. Популяционные исследования распространённости лёгких когнитивных нарушений до настоящего времени не проводилось, однако можно предположить, что их распространённость не уступает распространённости умеренных когнитивных нарушений[3].

Причины

Существует несколько десятков нозологических форм, в рамках которых развиваются когнитивные нарушения. К этим нозологическим формам относятся как первичные заболевания головного мозга, так и различные соматоневрологические и психические расстройства, отрицательно влияющие на когнитивные функции[2].

Основными причинами когнитивных нарушений могут являться[2]:

  • Нейродегенеративные заболевания
  1. Болезнь Альцгеймера
  2. Деменция с тельцами Леви
  3. Фронто-темпоральная дегенерация (ФТД)
  4. Кортико-базальная дегенерация
  5. Болезнь Паркинсона
  6. Прогрессирующий надъядерный паралич
  7. Хорея Гентингтона
  8. Другие дегенеративные заболевания головного мозга
  • Сосудистые заболевания головного мозга
  1. Инфаркт мозга «стратегической» локализации
  2. Мультиинфарктное состояние
  3. Хроническая церебральная ишемия
  4. Последствия геморрагического поражения головного мозга
  5. Сочетанное сосудистое поражение головного мозга
  • Смешанные (сосудисто-дегенеративные) когнитивные нарушения
  • Дисметаболические энцефалопатии
  1. Гипоксическая
  2. Печёночная
  3. Почечная
  4. Гипогликемическая
  5. Дистиреоидная (гипотиреоз, тиреотоксикоз).
  6. Дефицитарные состояния (дефицит В1, В12, фолиевой кислоты, белков).
  7. Промышленные и бытовые интоксикации
  8. Ятрогенные когнитивные нарушения (применение холинолитиков, барбитуратов, бензодиазепинов, нейролептиков, солей лития и др.)
  1. ВИЧ-ассоциированная энцефалопатия
  2. Губчатый энцефалит (болезнь Крейтцфельдта — Якоба)
  3. Прогрессирующие панэнцефалиты
  4. Последствия острых и подострых менингоэнцефалитов
  5. Прогрессирующий паралич
  6. Рассеянный склероз
  7. Прогрессирующая дизимунная мультифокальная лейкоэнцефалопатия
  1. Нормотензивная (арезорбтивная) гидроцефалия

Обратимые нарушения

При большинстве хронических сосудистых и дегенеративных заболеваний мозга когнитивные расстройства носят необратимый характер, однако в случаях, когда причиной когнитивных расстройств являются системные метаболические нарушения, коррекция этих нарушений приводит к восстановлению психических функций. В таких случаях говорят об обратимых когнитивных расстройствах.

К обратимым когнитивным расстройствам относят дисметаболическую энцефалопатию, нарушения высших мозговых функций при нормотензивной гидроцефалии и, в некоторых случаях, при опухоли мозга; причиной обратимых нарушений могут быть также расстройства тревожно-депрессивного ряда. До 5% случаев когнитивных нарушений на стадии деменции (и, по-видимому, существенно больший процент на стадии лёгких и на стадии умеренных когнитивных расстройств) являются полностью обратимыми.

Поскольку когнитивные нарушения не всегда развиваются в результате первичного заболевания головного мозга, необходимо, кроме оценки неврологического статуса, общее физикальное исследование по органам и системам. Необходимыми мероприятиями являются общий анализ крови и мочи, исследование активности печёночных трансаминаз и гамма-ГТ, гормонов щитовидной железы, исследование концентрации билирубина, альбумина, креатинина и азота мочевины, при возможности — концентрации витамина В12 и фолиевой кислоты. Восстановление когнитивных функций после коррекции метаболических нарушений служит подтверждением диагноза[2].

Лечение

См. также

Примечания

dal.academic.ru

Когнитивные нарушения у взрослых и детей

Когнитивные нарушения – один из самых распространенных неврологических симптомов, который сигнализирует о расстройстве работы головного мозга. Эти нарушения напрямую влияют на способность к разумному познанию мира. А причинами тому может быть целый ряд различных заболеваний. В чем же суть данной патологии?

когнитивные нарушения у ребенка

Что такое когнитивные нарушения?

Когнитивные свойства организма заключают в себе такие функции нашей нервной системы, которые отвечают за осознание, восприятие, изучение, понимание и переработку информации из окружающей нас среды. Без этой важной функции человек не способен правильно воспринимать и познавать окружающий его мир. Ниже приведены функции, которые пострадают в результате данной патологии:

  • Восприятие. Человек не может воспринимать информацию из внешней среды.
  • Интеллект. Нарушена способность анализа информации. Человек не в состоянии делать умозаключения.
  • Психомоторная функция. Утрачивается способность к выполнению различных двигательных навыков.
  • Память. Нарушена способность сохранять и воспроизводить полученную информацию.
  • Внимание. Человек с большим трудом может выделять какую-либо информацию из всеобщего потока, он испытывает трудности с концентрацией.
  • Речь.

Причины нарушений

Причины возникновения когнитивных нарушений условно подразделяются на две категории: органические и функциональные.

Последняя характеризуется тем, что у человека нет какого-либо прямого поражения головного мозга. К такому состоянию могут привести стрессовые ситуации, переутомления, негативные эмоции. Оно может наблюдаться у людей всех возрастов и при этом не несет особой опасности. Обычно симптомы уходят самостоятельно, после того, как причина их появления устраняется. Изредка, существует необходимость в применении легкой медикаментозной терапии.

что происходит в мозге

Повреждение мозга

Органические же нарушения всегда подразумевают под собой повреждение головного мозга. Подобные состояния чаще встречаются у людей постарше. Но грамотное лечение в большинстве случаев позволит достичь существенных улучшений даже при когнитивных нарушениях в пожилом возрасте.

Самые популярные причины названной патологии:

  • гипотиреоз;
  • сахарный диабет;
  • различные травмы;
  • сосудистые болезни головного мозга — атеросклероз (приводит к окклюзии магистральных сосудов), инсульт, артериальная гипертензия;
  • печеночная недостаточность;
  • почечная недостаточность;
  • нерациональное потребление лекарственных средств;
  • наркомания;
  • алкоголизм;
  • опухоль головного мозга;
  • рассеянный склероз;
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Паркинсона;
  • отравления.

Как проявляет себя синдром когнитивных нарушений?

Симптомы

Симптомы недуга очень разнообразные. Во многом они будут определяться серьезностью патологического процесса и его расположением в головном мозге. При когнитивных нарушениях, чаще всего, повреждается не одна функция, а сразу несколько:

  • теряется ориентация в незнакомых местах;
  • понижается динамичность мышления — новая информация может не восприниматься, пациенту трудно делать выводы;
  • наблюдается отсутствие критичности в оценке своего поведения;
  • уменьшается концентрация внимания — испытываются трудности в решении конкретных задач;
  • снижаются функции памяти — сначала человек забывает события, которые недавно произошли, а по мере прогрессирования он забывает и то, что произошло уже давно. синдром когнитивных нарушений

Виды

Исходя из степени проявления нарушений, можно обозначить три их вида.

При легких когнитивных нарушениях симптомы выглядят как снижение концентрации внимания, незаметное ухудшение памяти, высокая утомляемость при разных видах умственного труда. Человек может забыть имена знакомых, не способен найти дорогу в незнакомом месте, ему сложно подбирать слова. Часто он не может вспомнить, где оставил какую-то вещь.

Обследования этих нарушений проводятся с применением психологических и клинических исследований. Так, при выполнении нейропсихологических тестов может быть установлено нарушение серийного счета. Пациенту свойственно отсутствие глобальных изменений в эмоциональной и поведенческой сфере, нет повреждений в головном мозге. Наблюдается небольшое нарушение профессиональной и социальной активности.

Умеренные когнитивные нарушения вызываются в результате ухудшения одной или нескольких функций. Пациенту может требоваться помощь со стороны, так как он почти не помнит некоторые ситуации из жизни, не способен находить дорогу.

Деменция

Тяжелый вид когнитивных нарушений – это деменция. Такой вид характерен наличием сложных проблем в профессиональной и социальной сфере и даже в банальном самообслуживании. Ему постоянно необходима посторонняя помощь. У человека появляется дезориентация во времени, он не помнит многие жизненные события. Ситуация может осложнится появлением навязчивых идей, тревожности, бредом и галлюцинациями. Самое тяжелое проявление – полное отсутствие психомоторных навыков, недержание мочи, потеря речи.

Когнитивные нарушения у детей

Эта проблема довольно часто наблюдается у детей и подростков. Ее причины могут крыться в дефиците необходимых для организма витаминов и минералов, травмах при родах, перенесенных заболеваниях, гипоксии головного мозга, внутриутробных инфекциях.

Важно знать, что самая частая причина когнитивных расстройств у детей – это гиповитаминоз. Ученые провели ряд исследований, в результате которых обнаружили явную закономерность понижения когнитивных функций у детей, причиной которой является недостаточная обеспеченность их микронутриентами.

Характерные признаки когнитивных нарушений у детей – это синдром гиперактивности с дефицитом внимания, нестабильная психика, нарушенные поведенческие рефлексы, сложность при освоении навыков письма и чтения.

трудности в обучении

Препараты

Лечение детей с когнитивными нарушениями необходимо проводить в комплексе, включающем медикаментозные и немедикаментозные методы терапии. Из лекарственных препаратов, в большинстве случаев, используются ноотропные средства. Они повышают функции метаболизма и межнейронную передачу в ЦНС, что хорошо сказывается на интеллектуальной деятельности, памяти, речи, внимании и способности к обучению. К подобным средствам относятся «Энцефабол», «Пирацетам», «Пирацетам», «Инстенон».

Положительный эффект приобретается и во время занятий с психотерапевтом, а также с помощью тренировок памяти, к примеру, заучивания наизусть песен и стихов.

Как выявить когнитивные расстройства, происходящие в мозге

Для того чтобы обнаружить наличие и степень когнитивного нарушения мозга, необходимо детально опросить больного и его родственников. Нужно учитывать наличие травм в анамнезе, наследственности, психическое и эмоциональное состояние пациента, употребление лекарств, вредные привычки.

Неврологи проводят осмотр пациента на предмет присутствия основного заболевания, которое может дать неврологическую симптоматику.

Психическое состояние поможет определить профильный специалист, пользуясь нейропсихологическим тестом. Такие тесты являются уникальными упражнениями на воспроизведение слов и рисунков, решения задач, выполнения каких-либо двигательных упражнений и подобные действия.

проявления деменции

При когнитивных нарушениях у пожилых очень хорошо использовать шкалу MMSE – это список вопросов, которые могут оценить, в каком положении них находятся память, восприятие, речь, чтение, срисовывание, ориентация в пространстве и пр. Эта шкала также может использоваться для оценки адекватности и эффективности лечения.

У пациентов с когнитивным расстройством приобретенного характера следует проводить специальные лабораторные обследования. Врачу необходимо иметь данные биохимических и клинических анализов крови, уровня тиреотропных гормонов, липидограммы и некоторых других показателей.

Из аппаратных способов при этом используются: электроэнцефалография, компьютерная и магнитно-резонансная томография, допплерография магистральных сосудов.

Пациенту необходимо устранить возможные соматические заболевания.

Если есть какое-либо подозрение на болезнь Альцгеймера, следует провести дифференциальную диагностику данного заболевания с сосудистой деменцией.

Как лечит нарушение когнитивных функций?

Методы терапии

Если вы наблюдаете у себя даже самые незначительные признаки когнитивных нарушений, нужно начать пользоваться витаминно-минеральными комплексами и принимать аминокислоту «Глицин». Конечно, самолечение не рекомендуется, так что, до того как начать какую-либо терапию, следует посоветоваться с врачом.

Коррекция когнитивных нарушений, конечно, во многом будет зависеть от причины их происхождения. Но самая важная ее цель – это исправление патологических изменений, которые возникают в головном мозге. Кроме лечения основной болезни, врачи советуют принимать средства нейропротекторного действия, чтобы повысить когнитивные функции. К таким относятся: «Кавинтон», «Пирацетам», «Ноотропил», «Цераксон», «Церебролизин», «Милдронат». Это также хорошая профилактика дальнейшего возникновения этого расстройства.

Если пациент имеет выраженные когнитивные нарушения и выявленную деменцию, ему будут назначены такие препараты: «Ницерголин», «Галантамин», «Мемантин», «Ривастигмин», «Донепезил». Продолжительность курса и дозировка определяются строго индивидуально.

Пациенту показаны также лекарственные средства, которые помогут справиться с гиперхолестеринемией – «Симвастатин», «Торвакард», «Аторвастатин». Помимо этого, врачи рекомендуют соблюдать безхолестериновую диету. Надо внести в рацион овощи, фрукты, нежирное молоко, творог и морепродукты. Также важно отказаться от вредных привычек, если такие имеются. Полезен будет курс психотерапии.

лечение когнитивных нарушений

Дополнительная информация

Врачи советуют всем учить стихотворения, заняться рисованием, вязанием или каким-нибудь другим занятием, где нужно задействовать руки. Также полезны разгадывания кроссвордов. Такое времяпрепровождение – замечательная зарядка для мозга.

Как предотвратить нарушения когнитивного развития?

Профилактика и прогноз

Составить общий прогноз при когнитивных нарушениях невозможно. В каждом отдельном случае результаты имеют индивидуальный характер. Но если своевременно обратиться за помощью к врачу и соблюдать все предписания, удастся притормозить развитие болезненного процесса.

Необходимо отметить, что имеются две формы когнитивных расстройств: обратимые и необратимые. Первую форму можно корректировать, а вот вторую – нет.

Профилактика включает в себя специальные мероприятия, которые направлены на понижение стресса и увеличения умственной и физической активности человека. Во избежание появления подобных патологий, следует уже с молодого возраста стараться постоянно выполнять какие -либо интеллектуальные задачи. Кроме этого, в целях профилактики деменции нужно вовремя проводить лечение сосудистых заболеваний, печеночных болезней, а также пополнять недостаток витаминов группы В.

Лечение когнитивных нарушений должно быть своевременным.

Большая часть случаев говорит о том, что симптомы только прогрессируют. Так что важная цель профилактики – торможение дальнейшего течения разрушительных процессов, уменьшение патологических влияний на головной мозг. Для этого следует придерживаться определенных правил:

  • Заниматься различными упражнениями для тренировки когнитивных свойств, о которых мы уже упоминали.
  • Принимать лекарственные препараты, назначенные врачом.
  • Сохранять стабильное психическое и эмоциональное состояние, остерегаться отрицательных эмоций, стрессов.
  • Так как существует связь между когнитивными функциями и физической активностью, следует обязательно заниматься каким-либо спортом (гимнастикой, плаванием, йогой, пилатесом, ходьбой).
  • Нельзя не обращать внимания на важность социальной деятельности. У людей, которые социально изолированы, риск возникновения подобных нарушений велик.
  • Также необходимо акцентировать внимание на свое питание. Нужно, чтобы оно было сбалансированным. Положительный эффект будет, если соблюдать средиземноморскую диету. Можно принимать витамины и пищевые добавки: витамин Е, витамины группы В, медь, цинк, омега-3.
умеренные когнитивные нарушения

В заключение

Нарушения когнитивного развития, конечно же, являются очень серьезной проблемой для здоровья человека. Поэтому крайне необходимо ее обнаружение на первых этапах возникновения. Это может помочь в принятии адекватных мер для профилактики прогрессирования болезни.

fb.ru

Когнитивные нарушения Википедия

Шкала оценки состояния когнитивных функций

Когнитивные нарушения — это снижение памяти, умственной работоспособности и других когнитивных функций[1] по сравнению с исходным уровнем (индивидуальной нормой)[2]. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним: восприятие информации; обработка и анализ информации; запоминание и хранение; обмен информацией, построение и осуществление программы действий[2].

Когнитивные нарушения являются полиэтиологическими состояниями: причинами их могут быть большое количество различных по этиологии и патогенезу заболеваний (неврологических, психических и т. п. расстройств)[2].

Классификация[ | ]

Выделяют лёгкие, умеренные и тяжёлые когнитивные нарушения. Исторически проблемы когнитивных расстройств изучались преимущественно в рамках понятия «деменция»: термины «деменция», «слабоумие» означают наиболее тяжёлые когнитивные нарушения, приводящие к в повседневной жизни. Лишь впоследствии большое внимание стали уделять также и менее выраженным расстройствам[2].

Умеренные когнитивные нарушения (англ. mild cognitive impairment, MCI) представляют собой моно- или полифункциональные когнитивные расстройства, явно выходящие за рамки возрастной нормы, но не ограничивающие самостоятельности и независимости, то есть не вызывающие дезадаптации в повседневной жизни. Умеренные когнитивные нарушения, как правило, отражаются в жалобах индивидуума и обращают на себя внимание окружающих; могут препятствовать наиболее сложным формам интеллектуальной активности. Распространенность умеренных когнитивных нарушений среди пожилых лиц достигает, по данным исследований, 12—17%. Среди неврологических пациентов синдром умеренных когнитивных нарушений встречается в 44% случаев[3].

В соответствии с критериями МКБ-10 для постановки диагноза умеренных когнитивных расстройств необходимо наличие жалобы пациента на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы, снижение памяти, внимания или способности к обучению, которые не достигают степени деменции, имеют в основе органическую природу и не связаны с делирием[4].

При лёгких когнитивных нарушениях показатели психометрических шкал могут оставаться в пределах среднестатистической возрастной нормы или отклоняться от неё незначительно, однако больные осознают снижение когнитивных способностей по сравнению с уровнем и выражают беспокойство по этому поводу. Лёгкие когнитивные нарушения отражаются в жалобах больного, но не обращают на себя внимания окружающих; не вызывают затруднений в повседневной жизни, даже в наиболее сложных её формах. Популяционные исследования распространённости лёгких когнитивных нарушений до настоящего времени не проводились, однако можно предположить, что их распространённость не уступает распространённости умеренных когнитивных нарушений[3].

Причины[ | ]

Существует несколько десятков нозологических форм, в рамках которых развиваются когнитивные нарушения. К этим нозологическим формам относятся как первичные заболевания головного мозга, так и различные соматоневрологические и психические расстройства, отрицательно влияющие на когнитивные функции

ru-wiki.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *