Коммуникативности – коммуникативность — это… Что такое коммуникативность?
это… Определение понятия. Развитие коммуникативности
Коммуникативность – это взаимодействие людей в процессе общения, основанное на обмене информацией. Это не только обращенная к определенному человеку речь, но и слушание. Видом коммуникативной связи также являются письменная речь и чтение, когда автор и читатель «общаются» автономно, без прямого контакта. В процессе такого общения принимающая информацию сторона так же активно включена в процесс, как и при живом общении, – она воспринимает текст не только на уровне ознакомления. Читатель реагирует на прочитанное эмоциями, может сопереживать автору, негодовать, не соглашаясь с авторской точкой зрения или манерой письма.
Видом коммуникации является также невербальное воздействие и реакция. Когда вы рассказываете собеседнику что-либо или выступаете слушателем, то демонстрируете друг другу определенные жесты, а мимика лиц свидетельствует об испытываемом в этот момент чувстве.
Общение — главная потребность общества
Коммуникативность и общение — неотъемлемая часть социального взаимодействия, в котором нуждается каждое разумное существо. Сложно представить себе человека, который бы желал всю жизнь провести в одиночестве. Общение – одна из базовых потребностей людей, через окружающих мы познаем мир, приобретаем опыт. Выбор окружения, с которым строится коммуникация, напрямую влияет на образ жизни. По тому, с кем человек общается, можно судить о разных сторонах его личности.
Формула успеха
Книга Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» в доступной и увлекательной форме раскрывает главный принцип коммуникативности – умение не только говорить, но и слушать. Формула успеха, продиктованная известным автором, основана на сопереживании и внимательности к чужим потребностям. Такая тактика помогает быстро расположить к себе оппонента.
Большинство из нас с упоением и подолгу готовы рассказывать о себе, в потоке слов забывая обо всем. Карнеги же предлагает строить диалог так, чтобы закрепить главную роль за собеседником, искренней заинтересованностью подчеркнуть ценность его суждений и чувств. Правильно выстроенная коммуникативность – это прежде всего обоюдно приятная связь.
Коммуникабельность
Коммуникативность нераздельно связана с развитием коммуникабельности. В чем разница? Если первый термин включает в себя компоненты общения (речь, ответную реакцию на нее, слушание и т. д.), то второй определяет их качество. Коммуникативность – это совокупность способов общения, а коммуникабельность – их свойство, характер.
Коммуникабельный — не значит болтливый
Особенностью коммуникабельного человека будет легкость в общении – такие люди не претендуют на лидерские позиции в беседе, они держатся с собеседником на равных. Коммуникабельному человеку всегда есть что сказать, а главное – что спросить, но это вовсе не означает, что такой человек болтлив. Его не бывает «слишком много» и именно развитое чувство меры в своих высказываниях отличают коммуникабельность от болтливости.
Навыки общения, которыми он обладает, делают его чувствительным к потребностям ситуации. Он одинаково легко входит в диалог с совершенно разными людьми, выдерживая соответствующий обстановке тон. Коммуникабельный человек — это талантливый дипломат, умеющий плавно и эффективно вести переговоры.
Такие люди эрудированны и с удовольствием используют в общении комплекс знаний о культуре и истории, адаптируют их к интересам аудитории.
Способы развития коммуникативных качеств
Коммуникативность – это инструмент, который требует постоянного совершенствования. Навыки коммуникации можно развивать, то есть если сегодня вы боитесь вступать в диалог и считаете, что не умеете общаться, работайте над собой. Научиться быть активным и приятным собеседником способен каждый.
Для этого важно применять простой набор правил, направленных на развитие коммуникативности.
- Выходим из зоны комфорта. Не бойтесь обогащать свою жизнь новыми знакомствами только потому, что, как вам кажется, вы не будете приняты обществом. Будьте доброжелательны и уверенны в себе. Отбросьте прочь лишнее волнение и поверьте – все идет хорошо.
- Ищите хорошее. Самый тяжелый в общении или неприятный для вас человек не может быть абсолютно плохим и не иметь достоинств. Стремитесь находить лучшее в людях. Желайте увидеть собеседника с его лучшей стороны.
- Будьте снисходительны к чужим недостаткам. Прежде чем осудить кого-либо, попытайтесь поставить себя на его место. Никто не идеален. Вы в том числе.
- Проявляйте инициативу. Столкнувшись с малознакомым человеком, не спешите бежать прочь. Заговорите с ним первым. Пусть приветствие и ваш вопрос не отличаются оригинальностью, но в следующий раз, увидев его снова, вам будет намного проще завязать беседу. Вероятнее всего, вам вообще не придется этого делать, и ваш знакомый решится подойти к вам сам!
Любите людей, открывайтесь для общения. Кто знает, может сегодняшний случайный знакомый завтра станет для вас лучшим другом, опорой и щитом?
fb.ru
Слово КОММУНИКАТИВНЫЙ — Что такое КОММУНИКАТИВНЫЙ?
Слово состоит из 15 букв: первая к, вторая о, третья м, четвёртая м, пятая у, шестая н, седьмая и, восьмая к, девятая а, десятая т, одиннадцатая и, двенадцатая в, тринадцатая н, четырнадцатая ы, последняя й,
Слово коммуникативный английскими буквами(транслитом) — kommunikativnyi
Значения слова коммуникативный. Что такое коммуникативный?
Коммуникативный эффект
Коммуникативный эффект — 1. Воздействие, произведенное на получателя в результате передачи сообщения. 2. Передача адресату определенного мыслительного содержания. 3. Термин «коммуникативный эффект» представляется нам более удачным, чем «реакция».
Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь. — 2003
Коммуникативный эффект — воздействие, произведенное на получателя в результате передачи сообщения. См. также: Коммуникация
Словарь финансовых терминов
Коммуникативный потенциал
Коммуникативный потенциал (Коммуникативные свойства личности, коммуникативные способности) понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающим.
Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской, А.К. Михальской. — М., 1998
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (КОММУНИКАТИВНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ, КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ) понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающим.
Педагогическое речеведение. — 1998
Коммуникативный ранг языка
Коммуникативный ранг языка Показатель объема функций языков в межгосударственном и межэтническом общении. В социолингвистике различают пять коммуникативных рангов языков: 1) мировые языки, 2) международные языки…
Кожемякина В.А. Словарь социолингвистических терминов. — 2006
КОММУНИКАТИВНЫЙ РАНГ ЯЗЫКА Показатель объема функций языков в межгосударственном и межэтническом общении. В социолингвистике выделяют пять К.р.я.: 1) мировые языки; 2) международные языки; 3) государственный (национальные) языки…
Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. — 2011
Коммуникативная компетентность
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций…
ru.wikipedia.org
Коммуникативная компетентность — обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах.
Психология менеджмента. — 2005
Коммуникативная компетенция
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ (от лат. communico -делаю общим, связываю, общаюсь и competens (competentis) — способный) — приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности…
Педагогическое речеведение. — 1998
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ (КОМПЕТЕНТНОСТЬ) приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих…
Олешко М.Ю. Современный образовательный процесс. — 2006
Коммуникативная компетенция Знание языка, которое понимается не только как владение грамматическим и словарным уровнями (языковая компетенция), но и как умение выбирать варианты, обусловленные ситуативными…
Кожемякина В.А. Словарь социолингвистических терминов. — 2006
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Понятие, введенное Д. Хаймсом. Знание языка, понимаемое как умение выбирать варианты, обусловленные ситуативными, социальными или другими внеязыковыми факторами, изучаемые ситуативной грамматикой.
Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. — 2011
Коммуникативная ситуация
Коммуникативная ситуация — система взаимодействующих факторов (реальных или воображаемых), побуждающих ее участников к общению и определяющих их речевое поведение.
voluntary.ru
Коммуникативная ситуация — система взаимодействующих факторов (реальных и воображаемых), побуждающих участников к общению и определяющих их речевое поведение.
Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь. — 2003
Коммуникативная среда
Коммуникативная среда Исторически сложившаяся этносоциоязыковая общность, характеризуемая относительно стабильными и регулярными внутренними коммуникативными связями и определенной территориальной локализованностью.
Кожемякина В.А. Словарь социолингвистических терминов. — 2006
КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА Исторически сложившаяся этносоциоязыковая общность, характеризуемая стабильными и регулярными внутренними коммуникативными связями и определенной территориальной локализованностью.
Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. — 2011
Русский язык
Ассоциати́вно-коммуникати́вный.
Орфографический словарь. — 2004
Социально-коммуникативная система
Социально-коммуникативная система — совокупность языковых систем и подсистем (кодов и субкодов) (см. код, субкод), используемых данным языковым и речевым коллективом.
voluntary.ru
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ СИСТЕМА Термин, введенный в научный оборот А.Д. Швейцером, обозначающий совокупность языковых систем и подсистем, используемых тем или иным языковым/речевым коллективом.
Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. — 2011
Социально-коммуникативная система Совокупность языковых систем и подсистем (различных языков и форм их существования в условиях дву- и многоязычия, разных форм существования языка в условиях одноязычия)…
Кожемякина В.А. Словарь социолингвистических терминов. — 2006
- коммуникабельность
- коммуникабельный
- коммуникативность
- коммуникативный
- коммуникатор
- коммуникаций
- коммуникационный
wordhelp.ru
Коммуникативная компетенция и ее формирование :: SYL.ru
Основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыками. Исходя из этого, педагогам и родителям необходимо рассматривать формирование коммуникативной компетенции школьников как основу для успешной социальной активности личности.
Определение коммуникативной компетенции
Что представляет собой этот термин? Коммуникативная компетенция — это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Также коммуникативная компетенция – это владение определенными знаниями и умениями.
Список необходимых слагаемых для успешного общения зависит от ситуации. Например, взаимодействие с другими лицами в формальной обстановке представляет собой набор более строгих правил процесса обмена информацией, нежели разговор в неформальной обстановке. Поэтому коммуникативная компетенция делится на формализованную и неформализованную. Каждая из них имеет свою систему требований и включает в себя ряд компонентов. Без них невозможно формирование коммуникативной компетенции. К ним относятся богатый лексикон, грамотная устная и письменная речь, знание и применение этики, стратегий общения, умение налаживать контакт с разными типами людей и анализировать их поведение. Также к этим компонентам относится способность улаживать конфликты, выслушать собеседника и проявить к нему интерес, уверенность в себе и даже актерское мастерство.Иноязычная коммуникативная компетенция как залог успеха в условиях глобализации
В наш век глобализации важную роль в профессиональном и личностном росте играет знание иностранных языков. Иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя не просто использование базового лексикона, но и знание разговорных, профессиональных слов и выражений, представление о культуре, законах и поведении других народов. Это особенно актуально в современном российском обществе, которое стало более мобильным и имеет международные контакты всех уровней. К тому же иностранные языки способны развивать мышление, поднимают как образовательный, так и культурный уровень учащихся. Стоит отметить, что наиболее благоприятный период обучения детей иностранным языкам – возраст с 4 до 10 лет. Школьникам постарше уже сложнее дается усвоение новых слов и грамматики.
Иноязычная коммуникативная компетенция востребована во многих сферах профессиональной деятельности. Поэтому изучению иностранных языков и культуре других народов уделяется особое внимание в образовательных учреждениях.
Школа – стартовое место для развития коммуникативной компетенции
Среднее образование является фундаментом, с помощью которого человек получает необходимые знания о жизни в обществе. Школьников с первых дней учат по определенной системе, чтобы коммуникативные компетенции учащихся позволяли им взаимодействовать с другими членами общества и быть успешными в любой социальной среде.
Детям показывают, как писать письма, заполнять анкеты, выражать свои мысли устно и письменно. Они учатся дискутировать, слушать, отвечать на вопросы и анализировать различные тексты на родном, государственном и иностранном языках.Развитие коммуникативной компетенции позволяет школьникам чувствовать себя более уверенными. Ведь общение – это основа взаимодействия между людьми. Поэтому формирование коммуникативной компетенции – первостепенная задача в сфере обучения.
Стоит отметить, что начальное образование формирует личностные качества школьников. Поэтому первые годы обучения в школе должны быть особенно продуктивными. Еще в начальных классах школьники должны заинтересоваться предметами, стать дисциплинированными, научиться слушать учителей, старших, сверстников и уметь излагать свои мысли.
Двусторонняя работа с трудными школьниками для улучшения их коммуникации
В школах часто сталкиваются с трудными детьми. Не все учащиеся отличаются примерным поведением. Если одна часть школьников способна вести себя дисциплинированно, то другая не хочет следовать общепринятым правилам этики. Трудные ученики часто ведут себя вызывающе, могут подраться даже во время занятий, плохо усваивают информацию, отличаются несобранностью и неумением четко формулировать свои мысли. Во многом это связано с неправильным воспитанием родителями своих детей. В таких случаях необходим индивидуальный подход к каждому школьнику, а также работа с трудными учениками после общих занятий.
Многие родители возлагают ответственность за поведение детей на учителей. Они считают, что коммуникативные компетенции школьника в большинстве случаев зависят от педагогов и атмосферы в школе. Однако родительское воспитание оказывает на ребенка не меньшее влияние, чем время, проведенное в образовательном учреждении. Поэтому развивать интерес у детей к учебным предметам необходимо как в школе, так и дома. Двусторонняя работа с учениками непременно принесет плоды. Она делает их более дисциплинированными, воспитанными и открытыми для диалога.
Создание условий для развития детей в школе и дома
Задачей учителей и родителей школьников начальных классов является создание такой обстановки для детей, в которой им хотелось бы учиться, развиваться и действовать. Важно, чтобы ребенок испытывал удовольствие от новых знаний и возможностей.
Немаловажную роль в начальной школе играют групповые занятия, мероприятия, игры. Они помогают ученикам адаптироваться в обществе и чувствовать себя частью социальной среды. Такие занятия улучшают коммуникативные компетенции младших школьников, делают их более раскованными и общительными. Однако условия в образовательных учреждениях не всегда помогают раскрыться учащимся. Поэтому родителям стоит думать и о внеклассных занятиях детей в различных секциях, группах, где каждому ребенку будет уделяться особое внимание. Также важно и само общение между старшими и детьми. Оно должно быть дружелюбным. Ребенок должен уметь делиться впечатлениями и рассказами, не стесняться выражать свои чувства и мысли, а также узнавать у родителей, что интересного у них произошло, или задавать вопросы, ответы на которые он не знает.
Этика общения в формировании коммуникативной компетенции
Одним из компонентов для развития навыков общения является этика. К ней также относится и этикет общения. Ребенок с детства должен узнать от взрослых, какое поведение приемлемо и как общаться в той или иной среде. В начальной школе учащиеся заметно отличаются друг от друга по манерам. Конечно, это связано с воспитанием детей родителями. Надеясь, что плохое поведение изменит учеба в школе, родственники продолжают делать ошибки. Они не учат основному: этике общения. В школе с невоспитанными детьми учителям тяжело справляться, такие ученики заметно отстают в развитии от других школьников. Следовательно, такие выпускники с трудом будут адаптироваться к взрослой жизни, ведь они совершенно не умеют правильно вести себя в обществе и строить личные и профессиональные связи.
От коммуникативной компетенции зависит будущее каждого человека, ведь все мы живем в социальной среде, которая диктует нам определенные правила поведения. Еще с раннего детства следует задуматься о правильном воспитании своих чад, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным и имел активную жизненную позицию. Поэтому все компоненты коммуникативной компетенции должны учитываться родителями, родственниками, воспитателями и педагогами при обучении школьников и времяпрепровождении с ним.
Способы развития коммуникативной компетенции
Навыки общения должны постоянно развиваться комплексно. Желательно, чтобы ребенок каждый день познавал что-либо новое и пополнял свой лексикон. Чтобы сложные слова остались в памяти, можно рисовать изображения, символизирующие новое, или печатать готовые картинки. Многие запоминают новое визуально лучше. Также нужно развивать грамотность. Необходимо научить ребенка не только правильно писать, но и излагать устно, анализировать.
Для формирования коммуникативной компетенции школьника необходимо привить ему любовь к знаниям. Широкий кругозор, начитанность только увеличивают словарный запас, формируют чистую красивую речь, учат ребенка размышлять и анализировать, что сделает его более уверенным в себе и собранным. С такими детьми сверстникам всегда будет интересно общаться, и они сумеют выразить вслух то, что хотят донести другим.
Коммуникативная компетенция улучшается в разы, когда школьники проходят курсы актерского мастерства, участвуют в постановке спектаклей, концертов. В творческой атмосфере дети будут более раскованными и общительными, нежели за школьной партой.
Роль чтения в формировании коммуникативной компетенции
Хорошей средой для развития навыков общения являются уроки литературы в школе. Особое место занимает чтение книг. Однако с увеличением доступа к современным гаджетам школьники много времени проводят за виртуальными играми на телефонах, планшетах и компьютерах, вместо того чтобы уделить время занятиям полезными делами, чтением. Виртуальные игры негативно влияют на психику ребенка, делают его социально неадаптированным, пассивным и даже агрессивным. Стоит ли говорить, что дети, проводящие время за гаджетами, совершенно не хотят учиться, читать и развиваться. В таких условиях коммуникативные компетенции учащихся не развиваются. Поэтому родителям стоит задуматься о негативном влиянии современной техники на ребенка и о более полезных и развивающих занятиях для школьника. Стоит постараться привить учащимся любовь к чтению, так как именно книги обогащают лексикон новыми словами. Начитанные дети более грамотные, собранные, с широким кругозором и хорошей памятью. К тому же классическая литература сталкивает детей с различными образами героев, и они начинают понимать, что такое добро и зло, узнают, что за поступки придется отвечать, и учатся на чужих ошибках.
Умение улаживать конфликты как один из компонентов социальной адаптации
Формирование коммуникативной компетенции школьников включает в себя также умение решать спорные вопросы, ведь в будущем такие моменты вряд ли кого-нибудь обойдут стороной, а для успешного диалога нужно быть готовым к различным поворотам. Для этого подойдут занятия по ораторскому искусству и дискуссиям, курсы актерского мастерства, знание особенностей психологии различных типов людей, умение расшифровывать и понимать мимику и жесты.
Внешние качества также важны для создания образа сильного и готового к решению конфликта человека. Поэтому занятия спортом весьма желательны для каждого человека, в особенности для лиц мужского пола.
Для решения спорных вопросов также необходимо умение выслушать, войти в положение оппонента, подходить к проблеме разумно. Не стоит забывать в таких случаях об этике и манерах, особенно в формальной обстановке. Ведь многие вопросы решаемы. Умение сохранять свое спокойствие и мудрость в конфликтных ситуациях поможет в большинстве случаев одержать победу над оппонентами.
Комплексный подход в формировании коммуникативной компетенции
Как говорилось выше, для адаптации в обществе необходимо владеть различными навыками общения и знаниями. Для их формирования нужен комплексный подход к учащимся, в особенности к младшим школьникам, так как в их возрасте начинает складываться образ мышления и формируются принципы поведения.
Система для развития коммуникативной компетенции включает в себя речевые, языковые, социокультурные, компенсаторные и учебно-познавательные аспекты, каждый из которых состоит из определенных компонентов. Это знание языка, грамматики, стилистики, обогащенный словарный запас, широкий кругозор. Также это умение высказываться и завоевать аудиторию, умение отвечать, взаимодействовать с другими лицами, воспитанность, толерантность, знание этики и многое другое.
Комплексный подход должен применяться не только в стенах школы, но и дома, ведь ребенок там проводит немало времени. И родители, и учителя должны понимать всю важность владения коммуникативными навыками. От них зависит как личностный, так и профессиональный рост человека.
Изменения в системе образования для улучшения коммуникации школьников
Стоит отметить, что в последние годы обучение претерпело ряд изменений и подход к нему сильно изменился. Улучшению коммуникативных качеств школьников уделяется большое внимание. Ведь учащийся должен окончить среднее образование уже готовым к взрослой жизни, а значит, уметь взаимодействовать с другими людьми. Именно по этой причине вводится новая система преподавания.
Теперь школа воспринимается как учебное заведение для получения не только знаний, но и пониманий. И во главу ставят не информацию, а коммуникацию. В приоритете выступает личностное развитие учащихся. В особенности это касается образовательной системы школьников младших классов, для которых разработана целая система формирования коммуникативной компетенции. Она включает в себя личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные действия, направленные не только на улучшение адаптации в обществе каждого ученика, но и на увеличение стремления к познаниям. С таким подходом к обучению современные школьники учатся быть активными, общительными, что делает их более адаптированными в обществе.
Роль взаимодействия школьников с другими лицами в создании навыков общения
Формирование коммуникативной компетенции невозможно без приложения усилий педагогов, родителей и самих детей. И основой развития навыков взаимодействия с обществом является личный опыт общения учащихся с другими лицами. Это означает, что каждая связь ребенка с другими людьми делает его либо коммуникативным и компетентным, либо ухудшает его понятия о стиле разговора и поведении. Здесь большую роль играет окружение школьника. Его родители, родственники, друзья, знакомые, одноклассники, учителя – все они влияют на развитие коммуникативной компетенции ребенка. Он, словно губка, впитывает в себя слова, которые слышит, действия, совершающиеся перед ним. Очень важно вовремя объяснять школьникам, что приемлемо, а что недопустимо, чтобы у них не было ложного представления о коммуникативной компетенции. При этом необходимо умение доносить информацию до учащихся понятным, некритичным и не отталкивающим способом. Таким образом, взаимодействие с другими лицами будет положительным, а не отрицательным опытом для школьника.
Современный подход школы в формировании коммуникативной компетенции учащихся
Новая система образования помогает школьникам не просто стать прилежными, но также чувствовать себя частью общества. Она вовлекает детей в процесс обучения, им становится интересно познавать и применять свои навыки на практике.
Все чаще применяются в начальных школах групповые развивающие игры, занятия с психологами, индивидуальная работа с детьми, введение новых способов преподавания, применение на практике опыта зарубежных учебных заведений.
Однако стоит помнить, что формирование коммуникативной компетенции учащихся включает не только знания и навыки. Не менее значимыми факторами, оказывающими влияние на поведение, являются опыт, полученный в стенах родительского дома и школы, ценности и интересы самого ребенка. Для формирования коммуникативной компетенции необходимо всестороннее развитие детей и правильный подход к воспитанию и обучению подрастающего поколения.
www.syl.ru
Коммуникативная компетентность — это… Что такое Коммуникативная компетентность?
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии
Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
- Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
- Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
- Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации[2].
Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:
- Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
- Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
- Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
- Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой.
- Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
- Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
- Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
- Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.
- Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания[3].
Примечания
- ↑ Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение
- ↑ Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций
- ↑ Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие
dic.academic.ru
Коммуникативные навыки
Понятие коммуникативных навыков
Определение 1
Коммуникативные навыки представляют собой способность одного человека взаимодействовать с другими, при этом правильно интерпретируя получаемую информацию и передавая ее.
Известные отечественные психологи, такие как Выготский Л., Запорожец, Леонтьев, Лисина, Рубинштейн, Эльконин, считали общение одним из основных условий развития человека, важным фактором формирования человеческой личности. Оно выполняет ряд важных функций в жизни человека:
- организация совместной деятельности;
- обеспечение психологического комфорта личности;
- управление поведением и деятельностью;
- удовлетворение потребности в общении;
- самоутверждение.
Коммуникативная компетентность подразумевает знание правил и норм общения, владения технологией общения. Обладая необходимым уровнем коммуникативной компетентности, человек превращается в персонифицированный субъект общения.
Данные навыки имеют важное значение в обществе, при необходимости ежедневно взаимодействовать с широким кругом людей. Определенные профессии, где основным методом работы служит общение, предъявляют особые требования к наличию у человека этих навыков, например, журналистика, педагогика, социология, психология. При этом коммуникативные навыки важны для любого человека для общения, психологического удовлетворения и социальной реализации. Людям, принебрегающим их освоением труднее реализовать себя.
Понятие синонимичное коммуникативным навыкам в психологии – это коммуникативная компетентность.
Определение 2
Коммуникативная компетентность – это совокупность умений человека, адекватных для определенной социальной среды и включающих в себя знание культурных норм в общении, традиций и обычаев, владение этикетом, воспитанность, грамотное использование коммуникативных средств.
Эти умения приобретаются вместе с социальным опытом человека, при помощи дополнительного изучения различных наук. Определенную информацию мы получаем в процессе воспитания. Но для успешного налаживания коммуникативного взаимодействия этого недостаточно, необходимо соответствовать параметрам, ожидаемых другими участниками взаимодействия.
Коммуникативные навыки и способности
Существуют определенные способности, в совокупности обеспечивающие индивиду коммуникативную компетентность:
- умение прогнозировать социально-психологические особенности ситуации общения;
- программирование общения, которое подразумевает, что человек умеет направлять разговор в необходимое ему русло, зависящее от цели разговора, а также личных предпочтений;
- управление общением, позволяющее получить ответы на вопросы, о которых собеседник не хочет говорить;
- умение принимать и оказывать знаки внимания;
- умение реагировать на критику;
- умение реагировать на провоцирующее поведение собеседника;
- умение просить;
- способность отвечать отказом на чужую просьбу;
- умение оказывать сочувствие и поддержку;
- правильно принимать сочувствие и поддержку от окружающих людей;
- контактность;
- правильно реагировать на попытки вступить в контакт.
Коммуникативные правила
Существуют универсальные правила для любых условий и типа общения:
- сообщаемая мысль должна быть абсолютно понятна тому, кто желает ее озвучить;
- собеседники должны быть готовы к взаимопониманию и наиболее понятным способом стараться сообщать свои позиции;
- озвученные фразы не должны подразумевать нескольких смыслов, быть точными и конкретными;
- следует уделять внимание невербальным знакам в процессе общения, то есть мимике, жестам, интонации, соответствующим сообщаемой информации.
При соблюдении этих правил, будут совершенствоваться коммуникативные навыки и общение превратится в способ между людьми психологических барьеров.
spravochnick.ru
что это такое и зачем они нужны?
Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общение: это журналистика, психология, педагогика, социология и др. Тем не менее, профессиональные потребности – это лишь малая часть причин, по которым коммуникативные навыки так важны. Ведь любому человеку необходимо общаться и для психологического удовлетворения, социальной реализации, и просто для того, чтобы выжить. Индивиды, которые пренебрегают их наработкой, безуспешны, и им труднее реализовать себя.
Коммуникативные навыки: определение
Существует синонимичное понятие в психологии: коммуникативная компетентность. Это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя:
- знание ограничений и культурных норм в общении;
- знание традиций и обычаев;
- владение этикетом;
- демонстрацию воспитанности;
- умелое применение коммуникативных средств.
Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека, а также с помощью дополнительного изучения психологии и других наук. Некоторые данные мы получаем в детстве вместе с воспитанием, когда нам объясняют границы приличного поведения, а также с помощью усвоения понятий «добра» и «зла». Однако этого недостаточно, и для успешного налаживания коммуникативного канала нужно соответствовать неким параметрам, которые ожидает от нас адресат, и они же иногда требуют дополнительных усилий. Например, японец, не знающий русского языка, не сможет полноценно общаться с русскоязычными людьми до тех пор, пока не будет владеть их знаково-смысловой системой передачи информации.
Коммуникативные навыки: способности
Есть ряд способностей, которые в совокупности обеспечивают человеку коммуникативную компетентность.
- Умение делать социально-психологический прогноз ситуации общения. Здесь человек настраивается на предстоящий разговор, оценивает, как его могут воспринять те, к кому он обратится, и соответственно, смоделировать несколько моделей поведения в зависимости от их реакции.
- Программирование процесса общения. Здесь человек уже пытается переводить разговор в необходимое ему русло, которое зависит от цели разговора и его личных предпочтений. Безусловно, это делается аккуратно, чтобы не ранить личность собеседников, с долей непосредственности и дипломатичности.
- Управление общением. Яркое проявление этого умения можно увидеть ежедневно на экранах телевизора в различных телепрограммах, где ведущий ведет диалог с гостем. Зачастую ведущий жаждет получить ответы на те вопросы, о которых его собеседник говорить не хочет, но профессионалы своего дела в большинстве случаев все же помещают гостя в такую коммуникативную ситуацию, что он не может не рассказать об этом. Иногда можно повстречать достаточно волевых и ярких личностей в качестве собеседников, которых журналист не может склонить к беседе на неприятную им тему.
Коммуникативные навыки: правила
Существует несколько правил, которые являются универсальными для любого типа и условий общения.
- Сообщаемая мысль должна быть понятна в первую очередь тому, кто намеревается ее озвучить.
- Понимание. Собеседники должны всегда быть готовы к взаимопониманию и стараться наиболее понятным способом сообщать свои позиции.
- Конкретика. Озвученные фразы должны быть точными и не подразумевать несколько смыслов.
- Невербальные знаки. Также следует уделять большое внимание собственной мимике, жестам и интонации, которые должны соответствовать сообщаемой информации.
Таким образом, соблюдая эти простейшие правила, коммуникативные навыки будут совершенствоваться, а общение станет способом удаления психологических барьеров между людьми.
fb.ru
Психология. Коммуникативные способности — это что такое?
Ни для кого не секрет, что успех человека – это не только жизненное везение и сила его характера. Определяющим фактором во многих делах являются его взаимоотношения с окружающими. А коммуникативные способности – это залог хороших отношений. От того, насколько они развиты, зависит успешность человека как в личной, так и в профессиональной сфере.
Коммуникативные навыки
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с окружающими людьми с помощью слов и без них: посредством мимики, жестов, языка тела и имиджа. Сюда включается как правильная отправка сигналов, так и их правильное принятие.
Эффективные коммуникативные способности – это фундамент успеха практически во всех жизненных областях. Если они гармонично развивались в течение жизни, то станут ключом к налаживанию всех межличностных отношений, как личных, так и деловых.
Коммуникативные способности личности: психология и период развития
Коммуникативные способности начинают развиваться у человека почти сразу же после рождения. Считается, что чем раньше малыш научится разговаривать, тем проще ему будет взаимодействовать с людьми, которые его окружают.
Коммуникативные способности личности формируются строго индивидуально. Факторов, влияющих на их развития достаточно много: это и отношения с родителями и родственниками, позже со сверстниками, с коллегами и руководством. Кроме того, важна и общая социальная роль человека в обществе.
Коммуникативные способности – это… Определение и характеристика
Если в детстве человек не получил должного понимания и поддержки со стороны родных, что не дало ему получить опыт коммуникации, он может стать неуверенным в себе и замкнутым. То есть его коммуникативные навыки будут находиться на низком уровне. Как выйти из этой ситуации? Развить навыки общения. Однако, прежде чем разобраться, как действовать в подобной ситуации, необходимо понять структуру коммуникации.
Коммуникативные способности личности, характеристика которых представлена ниже, включает в себя следующие виды.
- Регуляционно-коммуникативные: способность помогать человеку в сложной ситуации, а также принимать чужую помощь, когда в затруднительном положении оказались вы сами. Кроме того, этот вид отвечает за умение решать назревающие конфликты адекватными методами.
- Аффектно-коммуникативные: способность замечать эмоциональные состояния окружающих, а также вовремя и правильно на них реагировать. Кроме того, это вид отвечает за проявление отзывчивости и уважения к собеседнику.
- Информационно-коммуникативные: способность начинать, поддерживать и завершать беседу. Кроме того, эта способность помогает привлечь внимание собеседника, используя как вербальные, так и невербальные средства общения.
Развитие коммуникативных навыков
Коммуникативные способности — это (в психологии) одни из важнейших для человека. Именно поэтому их необходимо развивать в течение всей жизни. Но как это сделать? Рассмотрим основные приемы развития коммуникативных навыков.
Больше слушайте
Коммуникативные способности личности – это умение грамотно налаживать взаимодействие с человеком. Можно ли это сделать, не слушая собеседника? Вряд ли.
Возможно, этот коммуникативный навык — самый недооцененный. Люди, как правило, сосредоточены на себе и эгоистичны. Многие из них привыкли говорить исключительно о себе, причем везде и всегда. Такие люди не слышат и не слушают собеседника: они ждут, когда он закончит говорить, чтобы снова начать говорить самим. Можно ли преодолеть эту дурную привычку?
Лучший способ – это забыть о себе хотя бы на время. Сконцентрируйте свое внимание в разговоре на том, о чем говорят окружающие, а не на своем «Я» или внутреннем диалоге. Поменьше думайте о себе любимом и больше – о собеседнике, с которым вы ведете беседу и которого слушаете.
Кроме того, внимательное слушание собеседника поможет вам определить лучший способ продолжения диалога. Следует задавать вопросы, которые подразумевают расширенные ответы, а не односложные «да» и «нет». Это поможет сделать беседу более интересной и содержательной.
Не растягивайте монолог: краткость — сестра таланта
Это правило напрямую относится к умению слушать и слышать собеседника. Если человек выступает в роли рассказчика слишком долго, он лишает себя шанса услышать собеседника. Когда вы фокусируете свое внимание на другом человеке, то автоматически начинаете меньше говорить сами.
Поработайте над своим актерским мастерством
Коммуникативные способности – это, в свою очередь, богатство различных интонаций и жестов. Именно это характеризует людей как представителей общества. Коммуникабельный человек – это отличный рассказчик и имитатор, которому присущ вкус к сочной детали, к подробности. Он предпочитает разнообразие в жизни, так как такому человеку легко переходить из одной социальной роли в другую, кроме того, он легко адаптируется к любой ситуации. Такие люди обладают обаянием и умеют нравиться.
Общаясь, используйте не только слова, но и невербальные средства общения
Слова по сравнению с языком тела – это ничтожно малая часть общения.
Психологи утверждают, что через невербальные средства – тон, интонацию, язык тела и мимику – человек передает около 90% всего сообщения. Если вы лучше овладеете этими аспектами, то вам станет легче донести свою мысль до собеседника.
К примеру, вы можете научиться говорить более эмоционально. Чтобы подчеркнуть свой интерес к тому, о чем рассказывает собеседник, можно слегка наклониться в его сторону и смотреть ему в глаза. Если вы позитивны и открыты, это отразится в вашей мимике и жестах.
Обращайте внимание на телодвижения и тон своего голоса, общаясь с окружающими, и корректируйте их, если возникнет такая необходимость.
Уважайте мнение собеседника
Даже если точка зрения человека, с которым вы общаетесь, противоположна вашей, это не повод ее не выслушать. Это не обязывает вас согласиться с ним.
Просто внимательно выслушайте, а потом укажите собеседнику на те места, которые вызвали ваше несогласие. При этом не надо говорить ему, что он неправ или некомпетентен. Лучше согласиться с собеседником хотя бы формально, ведь диалог – это поиск точек соприкосновения между разными людьми.
Проявляйте искреннюю заинтересованность в собеседнике
Когда вы проявляете искренний интерес к собеседнику, вы совершенно непроизвольно начинаете слушать его более внимательно, пытаясь понять, что он думает и чувствует. То есть это поможет вам определить, что его по-настоящему интересует.
Когда вы слушаете собеседника, проявляете интерес к его персоне, вы легко сможете обнаружить, что он не настолько отличается от вас или не так скучен, как показался вам при знакомстве.
Кроме того, люди будут чувствовать себя более комфортно, если будут видеть ваши интерес и внимание к ним, что пойдет на пользу беседе.
С пониманием относитесь к критике
Древнегреческий философ Эпиктет советовал прислушиваться к критике. Если человек почувствует в ней зерно истины, то стоит подумать, как можно исправиться.
Однако, следует помнить, что в подавляющем большинстве случаев критика является отражением эмоционального состояния и настроения критикующего. Возможно, у него неудачно прошел день. Может быть, заболел домашний питомец или ребенок. Возможно, ваш собеседник сердиться на кого-то или ревнует вас. Из-за того, что люди зачастую сосредоточены на себе и своих переживаниях, очень легко сделать ошибочный вывод.
Помните, что мир не вращается вокруг вашей персоны. Осознайте, что люди думают о вас, о ваших поступках и настроении крайне мало. Это знание может значительно облегчить вашу жизнь. Таким образом, проблема, которая связана с боязнью сделать неверный шаг и сказать что-то не так (и это якобы как-то повлияет на мнение окружающих о вас), превращается в небольшую преграду.
Старайтесь выступать инициатором разговора
Жителям большого города уже давно привычно сделать вид, что они, идя по улице, перемещаясь в автобусе или на метро, не замечают знакомого человека или не узнают его. Опущенные вниз глаза, как правило, говорят о нежелании человека общаться с кем-либо, и это срабатывает – с вами тоже теряют желание разговаривать.
Подобная взрослая версия игры в прятки заставляет людей испытывать больше стресса и отрицательных эмоций, чем беседа пусть даже с самым нежелательным собеседником.
Когда вы видите знакомого, но усиленно прячетесь, делая вид, что не замечаете его, вы находитесь в состоянии ожидания. В голове роем проносятся вопросы: он узнал меня? Хочет ли он поговорить? А может, у него плохое настроение и он не настроен на беседу? Подойти или не стоит?
Чтобы не подвергаться стрессу и не мучить себя лишний раз, лучше просто подойти и начать диалог, выступить в роли его инициатора. Вы удивитесь, что это достаточно легко. Если же собеседник действительно будет не настроен на беседу, то можно просто попрощаться и отойти.
fb.ru