Критерии жизненного успеха: Признаки успешного человека: 15 штрихов к портрету

Содержание

Признаки успешного человека: 15 штрихов к портрету

FinExecutive Russia FinExecutive.com 2021-05-26

Для кого-то успешность измеряется в финансовом эквиваленте, кто-то ассоциирует её с профессиональными достижениями. Хотя на самом деле это понятие намного шире и каждый вправе вкладывать в него свой смысл. Однако как бы там ни было, если вы обладаете набором определённых качеств, успех вам точно обеспечен.

Сложно представить себе что-то более абстрактное, чем успех. Очевидно, именно поэтому многие измеряют его в денежных знаках: имеешь хороший доход – молодец, мало зарабатываешь – неудачник. Однако это не так. Мы подобрали основные критерии успешности, без которых образ идеального преуспевающего человека создать невозможно. Итак, успешные люди:

 

  1. Ставят перед собой масштабные цели. Это действительно очень важно, поскольку отсутствие больших планов свидетельствует об отсутствии определённой жизненной стратегии. При этом у человека может быть несколько тактических задач, и они не обязательно должны вытекать одна из другой.
  2. Целенаправленно движутся к поставленной цели. Если неудачник живёт тем, чтобы избежать возможных неприятностей, то успешный человек просто идёт вперед, не дожидаясь пока его будут подгонять сзади.
  3. Ищут возможности, а не думают о проблемах. Неудачники искренне верят в то, что жизнь может подарить лишь один-два шанса на успех. Поэтому очень важно их дождаться и вовремя рассмотреть, чтобы не упустить. В то время как успешные люди в повседневной жизни постоянно видят массу возможностей. При этом они нередко создают их сами.
  4. Не боятся рисковать. Они открыты для новых идей и смелых решений. Они не переживают из-за того, что их замысел может оказаться провальным. Даже если что-то не получилось, успешный человек сделает выводы и будет пробовать снова. Он идёт по жизни с девизом: «терпенье и труд всё перетрут».
  5. Не боятся поражений. Начиная новое дело, неудачник хочет заручиться гарантией 100%-ого успеха. Его мотивирует лишь яркий свет в конце туннеля. А вот успешный человек готов к возможным неудачам. Он воспринимает их как неотъемлемый атрибут развития и движения вперёд.
  6. Легко сходятся с другими людьми и быстро налаживают новые контакты. Ведь они понимают, что коммуникабельность – это нечто большее, чем просто до боли знакомый штамп. И чем шире круг знакомств, чем больше в их окружении надёжных единомышленников, тем лучше.
  7. Верят в собственные силы. Успешным людям свойственна высокая самооценка, которая не меняется под действием внешних обстоятельств. Именно поэтому они стойко переносят возможные трудности и не боятся неудач.
  8. Не слушают того, что говорят у них за спиной.
    Они не прислушиваются к сплетням и не зависят от мнения посторонних людей. Преуспевающий человек полагается на собственные силы и берёт в расчёт советы тех, кому он по-настоящему доверяет.
  9. Берут на себя ответственность, поскольку убеждены в том, что их успех, зависит от них самих, а не от того, насколько благоприятно складываются обстоятельства.
  10. Обладают системным мышлением. Они оценивают ситуацию в целом и понимают, как функционирует система. Они знают, как себя вести в зависимости от обстоятельств: где системой необходимо управлять, а где корректировать собственную стратегию.
  11. Не занимаются самообманом.
    Успешные люди, прежде всего, честны с самими собой. Они не передёргивают факты, не ищут оправданий своим решениям и поступкам, а также не прячутся от реальности в мире иллюзий.
  12. Сохраняют самообладание в любых жизненных ситуациях. Это говорит о психологической зрелости человека, о его умении не распылять энергию на второстепенные эмоции. Стрессоустойчивость также свидетельствует о прочном внутреннем стержне, который и помогает достичь успеха.
  13. Пользуются авторитетом среди коллег. В коллективе ценят их высокие личные качества и профессионализм. Сотрудники стремятся воспользоваться их советом, а руководство прислушивается к их мнению.
  14. Любят свою работу.
    Даже если ежемесячный доход человека далёк от миллиона, но вспоминая о работе, он чувствует себя по-настоящему счастливым – это свидетельство успеха. Ведь ежедневно тысячи людей приходят в ненавистный офис, занимаются совершенно не тем, что им нравится или просто добросовестно отсиживают положенные 8 часов, при этом они ощущают болезненный дискомфорт из-за бесконечного замкнутого цикла, но ничего не делают для того, чтобы этот круг разорвать.
  15. Работоспособны. Тут следует отметить, что это качество свойственно всем без исключения людям, если они мотивированы неподдельным интересом.

 

Вы изучили все критерии успешности и обнаружили у себя хотя бы 10 из них? Вас можно поздравить, ведь вы правильно расставили акценты, выбрали верный ориентир и двигаетесь в нужном направлении!

Вас также могут заинтересовать наши подборки:

Критерии успеха и жизненная позиция личности

Можно выделить несколько оснований (или критериев) для понимания профессионального и личностного успеха человека.

Во-первых, успех может оцениваться по конкретным, результатам (заработанным деньгам, купленным и построенным благам, созданным шедеврам или сделанным открытиям, по полученным знаниям, премиям, наградам и т.д.).

Во-вторых, успех может оцениваться по затраченным усилиям, поскольку одни и те же результаты у разных людей имеют разную ценность. (Например, если парень из глухой деревни без связей и посторонней помощи стал кандидатом наук, то это стоит большего, чем стать доктором наук, имея высокопоставленных родителей, да еще с престижными связями и определенным влиянием в обществе).

Наконец, в-третьих, при оценке жизненного успеха бывает важно понять, чем пришлось заплатить данному человеку за свои достижения. Может оказаться, что за успех пришлось заплатить совестью, достоинством, благополучием близких людей, а средством для достижения успеха стали предательство, разрыв значимых социальных связей, подлость. Поэтому стоит обратить внимание на мысль Н.С. Пряжникова о том, что «искусство построения жизненного успеха не в том, чтобы как в супермаркете покупать этот успех, платя за него своим достоинством, превращенным в «валюту», а в том, чтобы, достигая намеченных целей, еще и приумножать свое внутреннее достоинство».

В качестве субъективного критерия успеха может выступать удовлетворенное желание от достижения цели, поставленной перед собой самим человеком. Но ощущение человеком своего успеха опять же связано с его системой отношений (к себе, к другим людям, к миру в целом). И порой, глядя на деструктивную активность человека, добившегося некоторого успеха, замечаешь, насколько справедливы слова, сказанные французским писателем Франсуа Ларошфуко (1613 — 1680 г.): «Нам мало добиться успеха. Надо еще, чтобы друзья наши потерпели крах».

Американский психолог Э. Берн (1910 — 1970 г.) первым предложил идею о том, что каждый человек имеет одну или несколько основных жизненных позиций или, как он назвал их, «жизненные сценарии». Эти жизненные позиции диктуют и наше поведение в целом, и наши отношения с другими людьми. Содержание жизненной позиции каждого человека уникально и неповторимо, как, например, радужная оболочка глаза или отпечатки пальцев. Но, несмотря на это многообразие, все их можно условно по самым основным параметрам разделить натри большие группы: «Победитель», «Побежденный» и «Непобедитель».

«Победитель» (или «Удачник»)-это человек,ставящий конкретную цель и достигающий ее. Цель необязательно может быть глобальной, и дело-то вовсе не в цели, как таковой. Здесь главное — чувство победы, чувство «я все могу», которое каждый раз возникает у «Победителя» и стало для него привычным и необходимым. По сути, к любому событию в своей жизни «Победитель» подходит именно так, с этими эмоциями, которые и создают для него ощущение жизненного комфорта.

К важнейшим характеристикам «удачников» можно отнести их способность отделять факты от мнений, адекватно реагировать на складывающуюся ситуацию, быть сами себе руководителями. «Удачники» избегают ссылок на ложные авторитеты, дорожат собственным временем, обычно живут «здесь и сейчас», изменяют свои планы, согласно складывающейся ситуации. Они умеют без ложной скромности радоваться собственным достижениям, умеют получать истинное удовольствие от общения, природы, секса, пищи. «Удачники» избегают попыток обеспечить собственную безопасность за счет контроля над другими людьми. Они относятся к числу тех людей, которые позволяют себе претендовать на положительный результат, на успех.

«Побежденный» (или «Неудачник»)-эточеловек, который не достигает своей цели. И опять дело заключается не в цели, как таковой, и не в победе или поражении, а в том, какие чувства человек при этом привычно испытывает: уверенность в том, что будет «все не так», «все как всегда», «может получится, а может и нет», и именно эти чувства определяют все его поступки, его ощущения комфорта или дискомфорта, его жизненные планы. Итак, можно сказать, что «удачники» живут для того, чтобы сделать мир лучше и самому достичь поставленных целей, причем достичь их без чрезмерных затрат и потерь. Поэтому, когда мы отмечаем, что тот или иной человек достиг многого, но при этом видим, что вместе со своими достижениями он приобрел себе стенокардию, язву желудка или другие хронические психосоматические расстройства, то этого человека мы вряд ли отнесем к категории «удачник».

В зависимости от трагичности финала, сценарий «Побежденного» можно разделить на три степени. Первая степень — это не слишком серьезные неудачи и потери, их можно обсудить с друзьями и знакомыми, можно поплакать им в «жилетку». Например, повторяющиеся ссоры с любимым, потерю кошелька с заначкой или двойку на вступительных экзаменах. «Побежденные» второй степени испытывают уже такие неприятные чувства, которые не принято обсуждать в обществе (ну разве что с очень близкими людьми). Причиной этих чувств могут быть, например, повторяющиеся увольнения с работы, постоянная, тяжелая депрессия, сомнения по поводу правильности жизни в целом и пр. И, наконец, финал сценария «Побежденного» третьей степени может быть уже и вовсе трагическим, вплоть до самоубийства. Формула взаимоотношений с окружающими у «Побежденного» звучит так: «Я — плохой, ты — плохой» и также, как и в случае «Победителя», усваивается с детства. Что послужило причиной недоверия к миру взрослых — вопрос сложный и неоднозначный. Сколько семей, столько и причин. Но при формуле «Ты — плохой, я — плохой» разочарованиям в течение всей жизни нет конца, человек чувствует себя приниженным и нелюбимым, все больше укрепляясь в мысли, что никто не может ему помочь и уж тем более полюбить, так как остальные тоже — «плохие».

Можно выделить и еще одну жизненную позицию человека, которая находится где-то между позициями «Удачника» («Победителя») и «Неудачника» («Побежденного»). Позицию такого человека можно охарактеризовать, по крайней мере, как позицию «Непобедителя». Такой человек изо дня в день терпеливо несет свою ношу, немного при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Он никогда не рискует, поэтому его жизненный сценарий часто называют «банальным».

Такой человек, вопреки первому впечатлению, совсем необязательно живет в ладу с самим собой. Ему с рождения может быть дан темперамент сильный, подвижный, готовый рискнуть. А его жизненная позиция, личный «сценарий» диктуют совсем другое. Отсюда почти постоянное чувство дискомфорта, недовольства собой и окружающими, ощущение «жизни в болоте», где все расписано как по нотам и ничего не происходит изо дня в день. Жизнь «как у всех», «ни хуже и не лучше…». Формула его взаимоотношений с окружением — «Я — хороший, ты — плохой» или «Я — плохой, ты — хороший».

С позиций трансактного подхода, разрабатываемая Эриком Берном и его последователями психологическая культура общения, обеспечивающая успешность межличностных коммуникаций, включает следующие основные положения: умение воспринимать себя со стороны партнера; обеспечение чувства собственного достоинства себе и своему партнеру; гибкость установок; не «занормированность», а умение варьировать. Для успешности человека в жизни очень важно знать не только то, как правильно делать, но и в каком диапазоне можно отступить от нормы. Непродуктивность, а порой и опасность действий по заранее и навсегда зафиксированным правилам, «привычным действиям» подтверждает и статистика дорожно-транспортных происшествий: сотрудники ГАИ говорят, что в большинство аварий попадают вовсе не те люди, которые только что сели за руль, а те, кто знает правила и бездумно им следует, не учитывая конкретную ситуацию.

В психологической литературе уделяется внимание и невротическим реакциям на успех. Карен Хорни отмечает, что «отсутствие успеха у невротика — его отставание от других в любом отношении, касается ли это карьеры или брака, безопасности или счастья, — делает его завистливым по отношению к другим ». К. Сельченок обращает внимание, что в самом слове успех заложена его суть — «Успеть!», что для невротика становится лозунгом всей его жизни. Невротики, пребывая в постоянной погоне за ложными целями и иллюзорными ценностями, все время куда-то опаздывают. Добежав к заветному финишу, задыхаясь и обливаясь потом (а то и слезами), они к своему неудовольствию узнают, что он является стартом нового забега. И так во всем, всю жизнь». Бегущие рядом воспринимаются как соперники или противники. Нет ни времени, ни сил на то, чтобы осмотреться, сделать необходимый выбор и принять осмысленное решение, тем более их нет на то, чтобы насладиться самим процессом движения. Мало кто из невротиков понимает, что истинная траектория их жизненного движения напоминает замкнутый круг.

Следует признать, что во многих случаях именно энергией, постоянным самоотверженным стремлением невротиков к эфемерному успеху двигается вперед цивилизация, вертится колесо прогресса, изобретаются новые технологии. Но сами они находятся вне жизненной реальности: главное для них — «Успеть!» И ломаются по пути ноги, и трещат по швам отношения с близкими людьми, и разбиваются человеческие судьбы. А ради чего? Подойдем к анализу жизненного успеха с точки зрения построения карьеры. Исследователи отмечают парадоксальность ситуации, отражающей сложившиеся в обществе представления о путях построения успешной карьеры и отношение людей к этим путям. С одной стороны, людям с детства внушают, что жизненный успех достигается усердием в учебе, упорным трудом, честностью и т.п. С другой

стороны, молодой человек достаточно быстро обнаруживает, что для «успеха» зачастую более полезными оказываются противоположные качества. Реально многие люди, зная о разных путях построения жизненного успеха (о «честном» и «нечестном», «порядочном» и «непорядочном»), все-таки надеются, что именно их собственный, индивидуальный путь окажется «более честным» и «более порядочным». К сожалению, жизнь заставляет признать, что «вообще без каких-либо компромиссов и моральных уступок ничего в жизни не добьешься». И тогда проблема достижения успеха в карьере сводится к тому, как свести эти компромиссы и уступки к минимуму.

Само понятие «успешная карьера» предполагает постоянное жесткое соревнование со своими конкурентами и соперниками. Немецкий исследователь В. Берг, обращаясь к этимологии слова «карьера», пишет, что у древних римлян это слово означало «построение в боевом порядке колесниц», а у французов «карьера» и сейчас означает «поводья, которыми лошадь пристегивается к повозке для того, чтобы она могла бежать в нужном направлении». Таким образом, уже в изначальных значениях слова «карьера» просматривается направленность не столько на соревнование, сколько на жесткое соперничество. Важен и второй аспект — наездник, который посредством поводьев («карьеры») управляет внешней энергией («лошадью»), направляя ее в нужном направлении.

Определившись с понятием успех, обратим свое внимание на другую его сторону, важную с точки зрения психологии выживания личности. Как писал Г. Селье, «Успех всегда способствует последующему успеху, крушение ведет к дальнейшим неудачам». В то же время «стресс рухнувших надежд» с большой вероятностью приводит к заболеваниям (язва желудка, мигрень, высокое артериальное давление и даже просто повышенная раздражительность).

Неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неуспеха помогает нередко человеку вообще постичь всю глубину успеха. Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций. Успех может разложить личность, неуспех — формировать ее лучшие качества. Одно без другого не существует, точнее, не должно существовать.

Болезни успеха. Достаточно распространена ситуация, когда человек добился успеха — признания своего труда, высокого социального статуса, осуществления сокровенных желаний. И вдруг, когда, казалось бы, пришла пора пожинать плоды, наступает крах — отказ от любимой работы, потеря семьи, возникают разнообразные душевные и соматические заболевания, злоупотребление алкоголем. Да и снижение результативности деятельности специалиста, наблюдаемое после достижения им профессиональных вершин, заставляет задуматься над ролью успеха для человека. Таким образом, достижение человеком высоких успехов в определенном виде деятельности зачастую сопровождается неблагоприятными последствиями (на физиологическом, психологическом и социальном уровне), которые получили название болезней (после) успеха .

Есть основания причиной заболевания после успеха (болезни успеха) считать снижение активности после достижения цели и изменение системы ценностей для оправдания этого снижения. Отмечается высокая частота случаев депрессий и самоубийств после достижения цели, носящей характер сверхзадачи. При этом процесс достижения цели может удлиняться в зависимости от случайных причин (например, отсрочка защиты диссертации в связи с необходимостью сбора дополнительного материала), однако болезнь успеха наступает только после достижения цели и завершения борьбы. Если же после достижения цели человек переключается на другую высокомотивированную деятельность, необязательно сопровождаемую положительными эмоциями, то заболевания (либо душевного неблагополучия) не наступает. В частности, так называемый «постдиссертационный синдром» не отмечается у тех, кто «сразу после защиты включается в новые интересные исследования».

Можно выделить ряд психологических факторов, усугубляющих возможную негативную роль последствий успеха.

Конфликт с руководством. Успех, как правило, приводит к тому, что человеку повышают требования, ему поручают более сложную и ответственную работу. Однако после успеха сам человек в ряде случаев склонен несколько снижать свой уровень притязаний по сравнению с прежним, достигнутым (хотя и повышает его по сравнению с предшествующим ситуации успеха уровнем притязаний). Одновременно происходит некоторый объективный спад его результатов. Следствием возникновения противоречия между возросшимитребованиями руководителя и несколько сниженными достижениями данного работника может стать повышение тревожности и психическое напряжение.

Конфликт с коллегами по работе. Успех данного работника означает, что у него повышается социальный статус и самооценка. Он становится «одним из немногих». При этом, как подметил А. Камю: «Нам лишь тогда охотно прощают наши удачи и успехи, если мы согласны великодушно делиться ими. Но непременное условие счастья — не думать о других. А раз так, выхода нет. Счастливый и осужденный -или прощенный и несчастный».

Конфликт в семье. Если успех влечет за собой социальное признание человека как высокоодаренного, талантливого, то это может обострить соперничество в семье, привести к конфликтам даже с детьми. Родители, высоко оцениваемые социумом, как правило, предъявляютзавышенные (порой — неадекватно высокие) требования к своим детям. Однако их дети могут обладать более низкими способностями в силу закона «регрессии к среднему». Конфликт между возросшими после успеха требованиями родителей и возможностями их детей может приводить к невротизации как детей, так и родителей.

Таким образом, далеко не всем тем удачникам, которым «улыбнулась фортуна», удается безболезненно пережить их успех. Недаром говорят, что на пути жизненных испытаниях человеку приходится пройти и обжигающий огонь, и леденящую воду, но труднее всего дается ему третье испытание -«медные трубы», означающие испытание успехом, славой. То, как человек добивается успеха и как он его проходит через ситуацию личного успеха, проживает ее, позволяет судить о масштабности данной личности.

Есть воробей.                                                      С высот

А есть крупнее.                                                    Где облака клубятся,

При взлете                                                             Где крыльям

Надо понимать,                                                   И душе вольней,

Орлу с земли                                                        Спуститься вниз

Куда труднее                                                         И не разбиться —

Косые крылья Орлу                                           усталому

Поднимать                                                              Трудней!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Россияне определили критерии для жизненного успеха — Российская газета

Каждый четвертый россиянин уверен, что такие личные качества, как воля, амбиции, доброта и порядочность могут помочь достичь высокого положения в обществе. Еще один важная составляющая успеха — это, по мнению 24 процентов опрошенных, деньги. Социологи ВЦИОМ попытались выяснить, в чем наши сограждане видят секрет жизненного успеха.

За последние два десятилетия все больше россиян стали оценивать свое положение в обществе как среднее. В начале девяностых таких было 49 процентов, сегодня две трети населения страны. Каждый пятый определил свое положение как «ниже среднего», а каждый десятый — как «низкое». Тех же, кто видит себя в высших слоях общества, всего 8 процентов.

Чтобы стать частью высшего общества, нужны личные качества и деньги. Но без личных связей и знакомств (20 процентов), качественного образования и опыта (18 процентов) добиться чего-то в жизни будет непросто. А вот если вы обладаете исключительно приятной внешностью и отменным здоровьем — это вам вряд ли поможет. Лишь 1 процент опрошенных считают эти качества определяющими.

И сколько бы мы ни говорили, что главное в человеке душа, материальная составляющая остается определяющей Треть опрошенных назвали материальные ресурсы одним из условий жизненного успеха. А каждый четвертый говорил о том, что для достижения успеха необходимы жесткость, инициативность и нравственность. 17 процентов участников опроса особо выделили целеустремленность.

Однако приносить в жертву высокому материальному положению свое здоровье и общение с близкими, по мнению большинства опрошенных, не стоит (66 процентов). Зато каждый пятый уверен, что ради финансового благополучия семьи можно рискнуть самочувствием и добрыми отношениями. А каждый десятый признался, что готов довольствоваться малым, а стремление к богатству — не самоцель.

На вопрос социологов о том, на что бы вы потратили крупный выигрыш в лотерею, 38 процентов россиян ответили просто: «Купили бы жилье», 9 процентов потратили бы деньги на покупку акций или начали бы собственное дело, 8 процентов вложились бы в свое здоровье или просто отнесли бы деньги в банк.

По словам председателя правления ВЦИОМ, кандидата психологических наук Константина Абрамова, в нашей стране «успешность» не гарантирует попадание в высшие слои общества, и наоборот, некий набор внешних не зависящих от тебя факторов может обеспечить высокое положение в обществе (связи, протекция).

Представления о жизненной успешности студенческой молодежи

Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №9 (26) Сентябрь, 2018

УДК 37.015.32

Дата публикации 21.09.2018

Корниенко Анжелика Владимировна
старший преподаватель кафедры психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова», РФ, г. Абакан, [email protected]

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования представлений о жизненном успехе студенческой молодежи. Были выделены основные категории жизненной успешности, субъективные и объективные факторы успешности. В результате были получены следующие эмпирические данные: выделены и проранжированы основные категории представлений о жизненной успешности в юношеском возрасте (семья, финансовое благополучие, карьера, удача, возможность путешествий, спортивные достижения, любовь и верность). Установлены основные характеристики личности и критерии успеха, ассоциирующиеся у молодежи с жизненной успешностью (волевые качества, социальный капитал, коммуникативная компетентность, витальный тонус).
Ключевые слова: жизненная успешность, успех, представления; представления о жизненной успешности, символ успешности

Ideas about the life success of student youth

Kornienko Anzhelika Vladimirovna
senior lecturer of the Department of Psychological and Pedagogical Education, FGBOU VO «Khakas State University. NF Katanov «, Russia, Abakan, [email protected]

Abstract: The article presents the results of an empirical study of the notions of student success in life. The main categories of life success, subjective and objective factors of success were singled out. As a result, the following empirical data were obtained: the main categories of ideas about life success in adolescence (family, financial well-being, career, success, travel, sports achievements, love and fidelity) were singled out and ranked. The basic characteristics of the personality and the success criteria associated with youth’s success with life (volitional qualities, social capital, communicative competence, vital tone) have been established.
Keywords: life success, success, ideas; representations of life success, a symbol of success

Представления о жизненной успешности является ключевым конструктом для становления и развития человека, как личности, так и профессионала, определяют его жизненную траекторию, являются условием постановки жизненных целей, управляют и направляют на протяжении всего бытия. Стремление к успеху и его атрибутам в современном мире присуще всем молодым людям, мечты об успешной жизни и карьере наполняют жизнь человека смыслом, однако, представления об успехе у каждого свое.

Понятия «жизненный успех» и «жизненная успешность» полидисциплинарны и многомерны, генезис определения, сущности, механизмов и условий формирования представлений о жизненном успехе принадлежит философии, однако, в последние годы активно разрабатывается и в других отраслях научного знания, в том числе  в социологии и психологии [1].

В философском аспекте жизненный успех рассматривается как поиск смыслов бытия, сознательная рефлексия смысла жизни, трансценденция личности, гармоничное сочетание «внутреннего делания» и «внешнего делания» (С. Кьеркегор, Р.Декарт, Т.Мор, Ф.Бекон,  Ф. Ницше и др.).

В экзистенциальной философии представлены два базисных подхода к определению понятия «успех»: 1) «успех» понимается как следствие преодоления внешних препятствий, в результате чего проявляются сущностные структуры человеческого бытия [6]; 2) «успех» рассматривается как социальный феномен, возможный при наличии субъектности и самоорганизации, проявленный  в способности эффективно взаимодействовать с социумом для достижения значимых целей в профессиональной деятельности и личной жизни [2].

Сущность понятий «успех» и «успешность» стала предметом исследований в зарубежной психологии с начала XX века (Ф.Хоппе, А.Маслоу, Э.Эриксон, Дж.МакКелланд и др.). Учеными были выделены факторы и личностные качества успешной личности, а именно, социальный капитал (Дж.Коулман, С.Э.Зайберт), стратегии построения карьеры (Л.К.Харрис и Э.Огбонн), самоактуализация (А.Маслоу, К.Роджерс), мотивация достижения успеха (Х.Хекхаузен, Дж. Аткинсон, Д. МакКелланд и др.), жизнестойкость (С.Мадди) и др.

В середине XX века детерминантами жизненной успешности была определена креативность, как творческий динамический потенциал личности  (Дж. Гилфорд, Э.Торренс, А.Маслоу и др.). М.А. Холодная концептуализирует понятие  «креативность» как творческую продуктивность, базирующуюся на метакогнитивном опыте и сопровождающуюся открытой познавательной позицией, осведомленностью и развитой психической саморегуляцией [7].

В 90-е годы XX века американскими психологами П.Сэловеем и Дж.Майером предикторами жизненной и социальной успешности были названы социальный и эмоциональный интеллект. Авторы определяют эмоциональный интеллект как многомерный психологический конструкт, состоящий из следующих структурных компонентов: идентификации эмоций, регулирования эмоций и способностью эффективно использовать полученную информацию в социальном взаимодействии [5].  Д.Векслер под социальным интеллектом понимает приспособленность индивида к социальному окружению. Социальные представления в работах С.Московчи определяются как «тип социальной реальности», преломляющей весь спектр впечатлений и явлений окружающего мира [4]. Критериями представлений о жизненной успешности могут быть как объективные факторы социального признания и жизненного успеха, так и субъективное переживание личного и социального благополучия.

Кроме уже описанных представлений о жизненной и социальной успешности существует широкое поле концепций, однако, все концепции можно классифицировать по ключевому предиктору, детерминирующему успешность. В нашем исследовании мы предприняли попытку определить представления о жизненной успешности студенческой молодежи. Жизненная успешность будет определяться нами как интегративный конструкт, имеющий иерархическую структуру, сочетающий взаимосвязь и взаимозависимость всех актуализированных внешних и внутренних ресурсов личности, представленный в переживании субъективного благополучия личности в контексте понятий подлинности и авторства жизни, жизненного выбора и ответственности, реализации в течение жизни значимых для человека смыслов.

Молодежь является стратегическим и кадровым ресурсом нации, а представления об успешности детерминантом социального и политического благополучия всей страны. Подтверждает значимость формирования жизненной успешности молодежи распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. «Основы государственной молодежной политики РФ до 2025 г.».

Цель исследования: изучить и выявить особенности представлений о жизненной успешности в юношеском возрасте.

Эмпирическая выборка: 95  студентов первого курса очной формы обучения ФГБОУ ВО «Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова» (юноши – 16, девушки – 79), средний возраст испытуемых 17 лет. Направления подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Профиль: Психология и социальная педагогика; 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Русский язык и литература; 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Безопасность жизнедеятельности; Биология; 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Информатика; Математика; 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Химия; Биология; 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Начальное образование; иностранный язык.

Проведенное пилотажное исследование представляет собой часть констатирующего эксперимента по более широкой теме «Исследование  жизненной успешности студенческой молодежи» в рамках хоздоговорной НИР.

Методы исследования.

  1. Проективная методика «Символ жизненного успеха» разработанная авторским коллективом под руководством Е.Б. Старовойтенко.
  2. Методика «Успешный человек» (авторская модификация методики «Кто я?»,  Т.Д.Марцинковской).

После обработки полученных данных нами были выделены и проранжированы основные категории представлений о жизненной успешности в юношеском возрасте на основе символического изображения успешности (рис.1).

На первое место большинство студентов ставят наличие счастливой семьи — 35%; 2. финансовое  благополучие — 19%; 3. карьера и социальное признание — 12%; 4. удача — 7%; 5. возможность путешествий — 6%; 6. спортивные достижения и здоровый образ жизни — 5%; 7. любовь и верность — 5%; 8. интеллектуальное и личное развитие — 4%; 9. здоровье и благополучие близких  людей — 4%; 10. высшее образование  — 3%.

Рис. 1 Основные категории представлений о жизненной успешности молодежи

К единичным ответам можно отнести представления о жизненной успешности как достижение власти (2 человека), мудрости (1 человек), гармонии (1 человек), вдохновения (1 человек), мира во всем мире (1 человек).

Полученные результаты подтверждают и дополняют исследование представлений о профессиональном успехе полученные Краснощеченко И.П. и Котовским В.В. (2014), респонденты (N=73) в котором на первое место также ставили семейное положение, было отмечено, что существуют гендерные различия, в большей степени ценность семейного благополучия отметили девушки. Второе место также как и в нашем исследовании занимает материальное положение, третье и четвертое место — характеристика профессиональной деятельности и профессиональный успех [2].

Кроме того представления о жизненной успешности студентов варьируются в зависимости от направления подготовки, а именно: студенты направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Безопасность жизнедеятельности; Биология  акцентируют внимание на спортивных достижениях и здоровом образе жизни; студенты направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Химия; Биология наиболее значимыми критериями жизненной успешности считают любовь и верность, семью. Для студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Начальное образование; иностранный язык жизненная успешность определяется наличием высшего образования, возможностью путешествий, личностным и интеллектуальным ростом.

Анализ результатов модифицированной анкеты «Успешный человек» Т.Д.Марцинковской позволил выделить основные характеристики личности и критерии успеха, ассоциирующиеся у молодежи с жизненной успешностью. Большинство респондентов (35%) связывают достижение успеха с наличием внутренних факторов, а именно, волевыми качествами: целеустремленностью, развитой волей, настойчивостью, решительностью, жизнестойкостью, умением ставить цели и добиваться запланированного результата.

Часть респондентов  (28%) отмечает, что достижение жизненной успешности возможно при наличии внешних факторов (социального капитала), способствующих достижению жизненных благ: влиятельных людей и связей, внешней привлекательности, популярности, известности, поддержи со стороны семьи и друзей, первоначального капитала. Подобные же результаты были получены Лесиной Л.А. (2017), успех рассматривался респондентами как результат и как процесс, в результате были выделены факторы успеха, в том числе до 50% опрошенных отметили важность и необходимость социального капитала (связей и знакомств с нужными людьми, начальный капитал), нивелируя при этом значимость собственного потенциала  [3].

Достижение жизненной успешности, по мнению 25% опрошенных, способствует коммуникативная компетентность, а, именно, коммуникабельность, грамотная речь, уверенность в себе, умение слушать собеседника, уважение к людям, дипломатичность.

6% респондентов  к необходимым личностным качествам для достижения жизненной успешности относят качество витального тонуса: жизненную активность, мобильность, энергичность, бодрость, еще 5% опрошенных акцентируют внимание на необходимости здоровья и здорового образа жизни для достижения жизненных успехов.

Успех, атрибуты успешности, внешние критерии и показатели успешности часто ассоциируются у молодежи как собственно успех и успешная жизнь, следовательно, проявления внешней успешности акцентируются и занимают первое место в сознании молодежи, при этом достижение успешности не рассматривается как процесс необходимый для познания и становления личности как зрелого социального субъекта деятельности.

Резюмируя полученные данные можно сделать вывод, что современная молодежь наиболее значимыми для достижения жизненной успешности считает волевые качества, социальный капитал и коммуникативную компетентность, при этом интеллектуальное развитие и когнитивные способности  нивелируются (высшее образование занимает в рейтинге последнее место). Символом успеха молодежь считает наличие здоровой любящей семьи, финансовое благополучие, карьерный рост, социальное признание, удачу и возможность путешествий.


Список литературы

1. Дворецкая М.Я., Лощакова А.Б. Образ успешности в современных психологических исследованиях [электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/09PSMN216.pdf (14.08.2018).
2. Котовский В.В., Краснощеченко И.П. Представления студенческой молодежи о профессиональном успехе [электронный ресурс] // Вестник ЧГПУ. 2014. № 6. С.58-68. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-studencheskoy-molodezhi-o-professionalnom-uspehe (дата обращения 10.08.2018).
3. Лесина Л. А. Факторы успеха в оценках студенческой молодежи / Л. А. Лесина // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 16-18 марта 2017 г., Екатеринбург. — Екатеринбург: УрФУ, 2017. С. 802-812.
4. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1.
5. Савенков А.И., Карпова С.И. Проблема прогнозирования учебной и жизненной успешности в психологии ХХ в. [электронный ресурс] // Вестник ТГУ. 2012. №5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-prognozirovaniya-uchebnoy-i-zhiznennoy-uspeshnosti-v-psihologii-hh-v (дата обращения: 03.08.2018).
6. Сумерки богов /Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1990. 398 с.
7. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 288 с.

← Предыдущая статьяОсознанность личностных притязаний у молодых людей с разными жизненными стратегиямиСледующая статья →Копинг-поведение в контексте межнациональной конфликтности у современной учащейся молодежи Расскажите о нас своим друзьям:

Как выглядит успех — Ведомости

Жизненный успех у россиян ассоциируется прежде всего с материальным благополучием, но только если речь идет об абстрактном человеке. Говоря же о себе лично, россияне считают признаками успеха ценности вечные, а не материальные – семью, детей, здоровье и счастье, следует из январского опроса ФОМа.

На долю материальных символов успеха вообще приходится порядка четверти выбранных респондентами признаков: это достаток (первое место), «хорошая» работа (третье место), свой бизнес, свое жилье, возможность путешествовать. О самореализации вспомнил только каждый 15-й. Но в ответах респондентов на вопрос, что они считают успехом лично для себя, финансовое благополучие оказывается только на третьем месте, уступая первые два семье и детям, а также крепкому здоровью. Это традиционная иерархия ценностей, а не критерии успеха, говорит аналитик ФОМа Григорий Кертман.

Дело, возможно, в том, что 50% респондентов успешными людьми себя не считают: если нет особых материальных успехов, то люди заменяют их тем, что считают важным, чем могут гордиться. Ответы эти не без лукавства, так как респонденты, вероятно, не только и не столько дорожат семьей (по данным Росстата, на 1000 человек населения в 2017 г. пришлось 7,1 брака и 4,2 развода), сколько считают, что ею нужно дорожить – это безусловно социально одобряемый ответ в отличие от материального успеха.

В этом смысле логично, что только 3% опрошенных в качестве примера успешного человека приводят бизнесмена и предпринимателя, что, однако, все-таки больше, чем 1% у чиновника и депутата: люди, обязанные успехом в первую очередь себе, хоть и ненамного, но ближе к образу успешного россиянина, чем те, кто обязан этим, как правило, своей должности.

Такие результаты – примета уже человека безусловно современного, постсоветского. В СССР успех был связан не с личными усилиями, но с тем, что ты «устроился» – получил блага от системы. Переход к рынку в 90-е изменил ситуацию, у многих россиян появилась возможность достигать чего-то в свободной конкуренции: это был период больших открывающихся возможностей – в старте бизнеса, изменении статуса, росте благосостояния, примеры личного успеха были на виду, отмечает социолог Алексей Левинсон из «Левада-центра». Сегодня каналов достижения успеха в представлении молодых россиян два: первый – «хорошее образование» и продвижение с периферии в направлении центра и далее вплоть до заграницы. Другой канал успеха остается связан с властью в разных ее ипостасях – от правящей партии до властных структур любого уровня. Связи остаются важнейшим условием такого успеха, указывает социолог.-

Исследовательская работа «Критерии и пути достижения жизненного успеха»

LnRiLWZpZWxke21hcmdpbi1ib3R0b206MC43NmVtfS50Yi1maWVsZC0tbGVmdHt0ZXh0LWFsaWduOmxlZnR9LnRiLWZpZWxkLS1jZW50ZXJ7dGV4dC1hbGlnbjpjZW50ZXJ9LnRiLWZpZWxkLS1yaWdodHt0ZXh0LWFsaWduOnJpZ2h0fS50Yi1maWVsZF9fc2t5cGVfcHJldmlld3twYWRkaW5nOjEwcHggMjBweDtib3JkZXItcmFkaXVzOjNweDtjb2xvcjojZmZmO2JhY2tncm91bmQ6IzAwYWZlZTtkaXNwbGF5OmlubGluZS1ibG9ja311bC5nbGlkZV9fc2xpZGVze21hcmdpbjowfQ==

LnRiLWhlYWRpbmcuaGFzLWJhY2tncm91bmR7cGFkZGluZzowfQ==

.tb-button{color:#f1f1f1}.tb-button--left{text-align:left}.tb-button--center{text-align:center}.tb-button--right{text-align:right}.tb-button__link{color:inherit;cursor:pointer;display:inline-block;line-height:100%;text-decoration:none !important;text-align:center;transition:all 0.3s ease}.tb-button__link:hover,.tb-button__link:focus,.tb-button__link:visited{color:inherit}.tb-button__link:hover .tb-button__content,.tb-button__link:focus .tb-button__content,.tb-button__link:visited .tb-button__content{font-family:inherit;font-style:inherit;font-weight:inherit;letter-spacing:inherit;text-decoration:inherit;text-shadow:inherit;text-transform:inherit}.tb-button__content{vertical-align:middle;transition:all 0.3s ease}.tb-button__icon{display:inline-block;vertical-align:middle;font-style:normal !important}.tb-button__icon::before{content:attr(data-font-code);font-weight:normal !important}.tb-button__link{background-color:#444;border-radius:0.3em;font-size:1.3em;margin-bottom:0.76em;padding:0.55em 1.5em 0.55em} .tb-button[data-toolset-blocks-button="b2501e591d05e342ac3186181f932fdb"] { text-align: center; } .tb-button[data-toolset-blocks-button="b2501e591d05e342ac3186181f932fdb"] .tb-button__link { background-color: rgba( 255, 255, 255, 1 );border-radius: 21px;color: rgba( 0, 0, 0, 1 );border: 2px solid rgba( 99, 129, 240, 1 );font-size: 16px;color: rgba( 0, 0, 0, 1 ); } .tb-button[data-toolset-blocks-button="b2501e591d05e342ac3186181f932fdb"] .tb-button__icon { font-family: dashicons; } .tb-field[data-toolset-blocks-field="e343fc6e3e839d91b16ac30451cdb6e5"] { font-size: 13px;font-style: italic; }  .tb-field[data-toolset-blocks-field="e343fc6e3e839d91b16ac30451cdb6e5"] a { text-decoration: none; } .tb-container .tb-container-inner{width:100%;margin:0 auto} .wp-block-toolset-blocks-container.tb-container[data-toolset-blocks-container="6f7d36574707523242b61ab477737466"] { padding: 25px; } .tb-grid,.tb-grid>.block-editor-inner-blocks>.block-editor-block-list__layout{display:grid;grid-row-gap:25px;grid-column-gap:25px}.tb-grid-item{background:#d38a03;padding:30px}.tb-grid-column{flex-wrap:wrap}.tb-grid-column>*{width:100%}.tb-grid-column.tb-grid-align-top{width:100%;display:flex;align-content:flex-start}.tb-grid-column.tb-grid-align-center{width:100%;display:flex;align-content:center}.tb-grid-column.tb-grid-align-bottom{width:100%;display:flex;align-content:flex-end} .wpv-view-output[data-toolset-views-view-editor="554cf6359fc8b0ce1148c0adb310bd4b"] > .tb-grid-column:nth-of-type(4n + 1) { grid-column: 1 } .wpv-view-output[data-toolset-views-view-editor="554cf6359fc8b0ce1148c0adb310bd4b"] > .tb-grid-column:nth-of-type(4n + 2) { grid-column: 2 } .wpv-view-output[data-toolset-views-view-editor="554cf6359fc8b0ce1148c0adb310bd4b"] > .tb-grid-column:nth-of-type(4n + 3) { grid-column: 3 } .wpv-view-output[data-toolset-views-view-editor="554cf6359fc8b0ce1148c0adb310bd4b"] > .tb-grid-column:nth-of-type(4n + 4) { grid-column: 4 } .wpv-view-output[data-toolset-views-view-editor="554cf6359fc8b0ce1148c0adb310bd4b"] .js-wpv-loop-wrapper > .tb-grid { grid-template-columns: minmax(0, 0.25fr) minmax(0, 0.25fr) minmax(0, 0.25fr) minmax(0, 0.25fr);grid-auto-flow: row } .wpv-pagination-nav-links[data-toolset-views-view-pagination-block="cdfd4c4737b2898eba4443dd59a1bf50"] { text-align: left;justify-content: flex-start; } .tb-button{color:#f1f1f1}.tb-button--left{text-align:left}.tb-button--center{text-align:center}.tb-button--right{text-align:right}.tb-button__link{color:inherit;cursor:pointer;display:inline-block;line-height:100%;text-decoration:none !important;text-align:center;transition:all 0.3s ease}.tb-button__link:hover,.tb-button__link:focus,.tb-button__link:visited{color:inherit}.tb-button__link:hover .tb-button__content,.tb-button__link:focus .tb-button__content,.tb-button__link:visited .tb-button__content{font-family:inherit;font-style:inherit;font-weight:inherit;letter-spacing:inherit;text-decoration:inherit;text-shadow:inherit;text-transform:inherit}.tb-button__content{vertical-align:middle;transition:all 0.3s ease}.tb-button__icon{display:inline-block;vertical-align:middle;font-style:normal !important}.tb-button__icon::before{content:attr(data-font-code);font-weight:normal !important}.tb-button__link{background-color:#444;border-radius:0.3em;font-size:1.3em;margin-bottom:0.76em;padding:0.55em 1.5em 0.55em} .tb-button[data-toolset-blocks-button="7f2daf44648b2548a5d3f923c513ae25"] { text-align: center; } .tb-button[data-toolset-blocks-button="7f2daf44648b2548a5d3f923c513ae25"] .tb-button__link { background-color: rgba( 255, 255, 255, 1 );border-radius: 21px;color: rgba( 0, 0, 0, 1 );border: 2px solid rgba( 99, 129, 240, 1 );font-size: 16px;color: rgba( 0, 0, 0, 1 ); } .tb-button[data-toolset-blocks-button="7f2daf44648b2548a5d3f923c513ae25"] .tb-button__icon { font-family: dashicons; } .tb-field[data-toolset-blocks-field="ca8c4645d490a2c6f147bca682d5b4eb"] { font-size: 13px;font-style: italic; }  .tb-field[data-toolset-blocks-field="ca8c4645d490a2c6f147bca682d5b4eb"] a { text-decoration: none; } h3.tb-heading[data-toolset-blocks-heading="5fdb7e3f986544c4fe13048dff3d36e6"]  { font-size: 16px;color: rgba( 0, 0, 0, 1 ); }  h3.tb-heading[data-toolset-blocks-heading="5fdb7e3f986544c4fe13048dff3d36e6"] a  { color: rgba( 0, 0, 0, 1 );text-decoration: none; } h2.tb-heading[data-toolset-blocks-heading="085dbbbc0defeadc27b23b5737ace645"]  { color: rgba( 255, 255, 255, 1 );background-color: rgba( 6, 147, 227, 1 );padding-top: 20px;padding-bottom: 20px;padding-left: 25px;margin-top: 20px;margin-bottom: 20px; }  h2.tb-heading[data-toolset-blocks-heading="085dbbbc0defeadc27b23b5737ace645"] a  { color: rgba( 255, 255, 255, 1 );text-decoration: none; } .tb-grid,.tb-grid>.block-editor-inner-blocks>.block-editor-block-list__layout{display:grid;grid-row-gap:25px;grid-column-gap:25px}.tb-grid-item{background:#d38a03;padding:30px}.tb-grid-column{flex-wrap:wrap}.tb-grid-column>*{width:100%}.tb-grid-column.tb-grid-align-top{width:100%;display:flex;align-content:flex-start}.tb-grid-column.tb-grid-align-center{width:100%;display:flex;align-content:center}.tb-grid-column.tb-grid-align-bottom{width:100%;display:flex;align-content:flex-end} .wp-block-toolset-blocks-grid.tb-grid[data-toolset-blocks-grid="8c679156c14e81ad4960aac53485e261"] { grid-template-columns: minmax(0, 0.72fr) minmax(0, 0.28fr);grid-auto-flow: row } .wp-block-toolset-blocks-grid.tb-grid[data-toolset-blocks-grid="8c679156c14e81ad4960aac53485e261"] > .tb-grid-column:nth-of-type(2n + 1) { grid-column: 1 } .wp-block-toolset-blocks-grid.tb-grid[data-toolset-blocks-grid="8c679156c14e81ad4960aac53485e261"] > .tb-grid-column:nth-of-type(2n + 2) { grid-column: 2 } .tb-button{color:#f1f1f1}.tb-button--left{text-align:left}.tb-button--center{text-align:center}.tb-button--right{text-align:right}.tb-button__link{color:inherit;cursor:pointer;display:inline-block;line-height:100%;text-decoration:none !important;text-align:center;transition:all 0.3s ease}.tb-button__link:hover,.tb-button__link:focus,.tb-button__link:visited{color:inherit}.tb-button__link:hover .tb-button__content,.tb-button__link:focus .tb-button__content,.tb-button__link:visited .tb-button__content{font-family:inherit;font-style:inherit;font-weight:inherit;letter-spacing:inherit;text-decoration:inherit;text-shadow:inherit;text-transform:inherit}.tb-button__content{vertical-align:middle;transition:all 0.3s ease}.tb-button__icon{display:inline-block;vertical-align:middle;font-style:normal !important}.tb-button__icon::before{content:attr(data-font-code);font-weight:normal !important}.tb-button__link{background-color:#444;border-radius:0.3em;font-size:1.3em;margin-bottom:0.76em;padding:0.55em 1.5em 0.55em} .tb-button[data-toolset-blocks-button="34f0a4d45272a739456c92f0d9ff7da0"] { text-align: center; } .tb-button[data-toolset-blocks-button="34f0a4d45272a739456c92f0d9ff7da0"] .tb-button__link { background-color: rgba( 255, 255, 255, 1 );border-radius: 21px;color: rgba( 0, 0, 0, 1 );border: 2px solid rgba( 80, 113, 218, 1 );font-size: 16px;line-height: 23px;color: rgba( 0, 0, 0, 1 ); } .tb-button[data-toolset-blocks-button="34f0a4d45272a739456c92f0d9ff7da0"] .tb-button__icon { font-family: dashicons; } .tb-button[data-toolset-blocks-button="34f0a4d45272a739456c92f0d9ff7da0"] .tb-button__icon::before { content: '\f467'; }  .tb-field[data-toolset-blocks-field="668ae1855b25b162eb8e46027e84eed6"] a { text-decoration: none; }  .tb-field[data-toolset-blocks-field="a093f80b98988f44867bc92bc8b2bcce"] a { text-decoration: none; }  .tb-field[data-toolset-blocks-field="b207be1f09b5cfeaede6a71988a74275"] a { text-decoration: none; }  .tb-field[data-toolset-blocks-field="66077008f8b3822688e427d9e039f21f"] a { text-decoration: none; } h3.tb-heading[data-toolset-blocks-heading="40237bba3ab4f27cbbbaf8fded95dd4e"]  { font-size: 16px;color: rgba( 0, 0, 0, 1 ); }  h3.tb-heading[data-toolset-blocks-heading="40237bba3ab4f27cbbbaf8fded95dd4e"] a  { color: rgba( 0, 0, 0, 1 );text-decoration: none; } .wp-block-toolset-blocks-grid-column.tb-grid-column[data-toolset-blocks-grid-column="3034fbe886c11054e95b46b09d3e4112"] { display: flex; } .tb-container .tb-container-inner{width:100%;margin:0 auto} .wp-block-toolset-blocks-container.tb-container[data-toolset-blocks-container="7990017b9d2a69714997192d12cdf930"] { padding: 25px;box-shadow: 5px 5px 10px 0 rgba( 0, 0, 0, 0.5 ); } .tb-field[data-toolset-blocks-field="793659d82f8f96b556a5767bd3036678"] { margin-top: 30px;margin-bottom: 30px; }  .tb-field[data-toolset-blocks-field="793659d82f8f96b556a5767bd3036678"] a { text-decoration: none; }  h1.tb-heading[data-toolset-blocks-heading="4f5a660589f8a2eb8e7a8502090d81dc"] a  { text-decoration: none; } .tb-container .tb-container-inner{width:100%;margin:0 auto} .wp-block-toolset-blocks-container.tb-container[data-toolset-blocks-container="ed3832aa6201cbec5b1e5b902dc067e2"] { padding: 25px; } @media only screen and (max-width: 781px) { .tb-button{color:#f1f1f1}.tb-button--left{text-align:left}.tb-button--center{text-align:center}.tb-button--right{text-align:right}.tb-button__link{color:inherit;cursor:pointer;display:inline-block;line-height:100%;text-decoration:none !important;text-align:center;transition:all 0.3s ease}.tb-button__link:hover,.tb-button__link:focus,.tb-button__link:visited{color:inherit}.tb-button__link:hover .tb-button__content,.tb-button__link:focus .tb-button__content,.tb-button__link:visited .tb-button__content{font-family:inherit;font-style:inherit;font-weight:inherit;letter-spacing:inherit;text-decoration:inherit;text-shadow:inherit;text-transform:inherit}.tb-button__content{vertical-align:middle;transition:all 0.3s ease}.tb-button__icon{display:inline-block;vertical-align:middle;font-style:normal !important}.tb-button__icon::before{content:attr(data-font-code);font-weight:normal !important}.tb-button__link{background-color:#444;border-radius:0.3em;font-size:1.3em;margin-bottom:0.76em;padding:0.55em 1.5em 0.55em} .tb-container .tb-container-inner{width:100%;margin:0 auto}.tb-grid,.tb-grid>.block-editor-inner-blocks>.block-editor-block-list__layout{display:grid;grid-row-gap:25px;grid-column-gap:25px}.tb-grid-item{background:#d38a03;padding:30px}.tb-grid-column{flex-wrap:wrap}.tb-grid-column>*{width:100%}.tb-grid-column.tb-grid-align-top{width:100%;display:flex;align-content:flex-start}.tb-grid-column.tb-grid-align-center{width:100%;display:flex;align-content:center}.tb-grid-column.tb-grid-align-bottom{width:100%;display:flex;align-content:flex-end} .wpv-view-output[data-toolset-views-view-editor="554cf6359fc8b0ce1148c0adb310bd4b"] > .tb-grid-column:nth-of-type(2n + 1) { grid-column: 1 } .wpv-view-output[data-toolset-views-view-editor="554cf6359fc8b0ce1148c0adb310bd4b"] > .tb-grid-column:nth-of-type(2n + 2) { grid-column: 2 } .wpv-view-output[data-toolset-views-view-editor="554cf6359fc8b0ce1148c0adb310bd4b"] .js-wpv-loop-wrapper > .tb-grid { grid-template-columns: minmax(0, 0.5fr) minmax(0, 0.5fr);grid-auto-flow: row } .tb-button{color:#f1f1f1}.tb-button--left{text-align:left}.tb-button--center{text-align:center}.tb-button--right{text-align:right}.tb-button__link{color:inherit;cursor:pointer;display:inline-block;line-height:100%;text-decoration:none !important;text-align:center;transition:all 0.3s ease}.tb-button__link:hover,.tb-button__link:focus,.tb-button__link:visited{color:inherit}.tb-button__link:hover .tb-button__content,.tb-button__link:focus .tb-button__content,.tb-button__link:visited .tb-button__content{font-family:inherit;font-style:inherit;font-weight:inherit;letter-spacing:inherit;text-decoration:inherit;text-shadow:inherit;text-transform:inherit}.tb-button__content{vertical-align:middle;transition:all 0.3s ease}.tb-button__icon{display:inline-block;vertical-align:middle;font-style:normal !important}.tb-button__icon::before{content:attr(data-font-code);font-weight:normal !important}.tb-button__link{background-color:#444;border-radius:0.3em;font-size:1.3em;margin-bottom:0.76em;padding:0.55em 1.5em 0.55em}   .tb-grid,.tb-grid>.block-editor-inner-blocks>.block-editor-block-list__layout{display:grid;grid-row-gap:25px;grid-column-gap:25px}.tb-grid-item{background:#d38a03;padding:30px}.tb-grid-column{flex-wrap:wrap}.tb-grid-column>*{width:100%}.tb-grid-column.tb-grid-align-top{width:100%;display:flex;align-content:flex-start}.tb-grid-column.tb-grid-align-center{width:100%;display:flex;align-content:center}.tb-grid-column.tb-grid-align-bottom{width:100%;display:flex;align-content:flex-end} .wp-block-toolset-blocks-grid.tb-grid[data-toolset-blocks-grid="8c679156c14e81ad4960aac53485e261"] { grid-template-columns: minmax(0, 0.5fr) minmax(0, 0.5fr);grid-auto-flow: row } .wp-block-toolset-blocks-grid.tb-grid[data-toolset-blocks-grid="8c679156c14e81ad4960aac53485e261"] > .tb-grid-column:nth-of-type(2n + 1) { grid-column: 1 } .wp-block-toolset-blocks-grid.tb-grid[data-toolset-blocks-grid="8c679156c14e81ad4960aac53485e261"] > .tb-grid-column:nth-of-type(2n + 2) { grid-column: 2 } .tb-button{color:#f1f1f1}.tb-button--left{text-align:left}.tb-button--center{text-align:center}.tb-button--right{text-align:right}.tb-button__link{color:inherit;cursor:pointer;display:inline-block;line-height:100%;text-decoration:none !important;text-align:center;transition:all 0.3s ease}.tb-button__link:hover,.tb-button__link:focus,.tb-button__link:visited{color:inherit}.tb-button__link:hover .tb-button__content,.tb-button__link:focus .tb-button__content,.tb-button__link:visited .tb-button__content{font-family:inherit;font-style:inherit;font-weight:inherit;letter-spacing:inherit;text-decoration:inherit;text-shadow:inherit;text-transform:inherit}.tb-button__content{vertical-align:middle;transition:all 0.3s ease}.tb-button__icon{display:inline-block;vertical-align:middle;font-style:normal !important}.tb-button__icon::before{content:attr(data-font-code);font-weight:normal !important}.tb-button__link{background-color:#444;border-radius:0.3em;font-size:1.3em;margin-bottom:0.76em;padding:0.55em 1.5em 0.55em}     .wp-block-toolset-blocks-grid-column.tb-grid-column[data-toolset-blocks-grid-column="3034fbe886c11054e95b46b09d3e4112"] { display: flex; } .tb-container .tb-container-inner{width:100%;margin:0 auto}  .tb-container .tb-container-inner{width:100%;margin:0 auto} } @media only screen and (max-width: 599px) { .tb-button{color:#f1f1f1}.tb-button--left{text-align:left}.tb-button--center{text-align:center}.tb-button--right{text-align:right}.tb-button__link{color:inherit;cursor:pointer;display:inline-block;line-height:100%;text-decoration:none !important;text-align:center;transition:all 0.3s ease}.tb-button__link:hover,.tb-button__link:focus,.tb-button__link:visited{color:inherit}.tb-button__link:hover .tb-button__content,.tb-button__link:focus .tb-button__content,.tb-button__link:visited .tb-button__content{font-family:inherit;font-style:inherit;font-weight:inherit;letter-spacing:inherit;text-decoration:inherit;text-shadow:inherit;text-transform:inherit}.tb-button__content{vertical-align:middle;transition:all 0.3s ease}.tb-button__icon{display:inline-block;vertical-align:middle;font-style:normal !important}.tb-button__icon::before{content:attr(data-font-code);font-weight:normal !important}.tb-button__link{background-color:#444;border-radius:0.3em;font-size:1.3em;margin-bottom:0.76em;padding:0.55em 1.5em 0.55em} .tb-container .tb-container-inner{width:100%;margin:0 auto}.tb-grid,.tb-grid>.block-editor-inner-blocks>.block-editor-block-list__layout{display:grid;grid-row-gap:25px;grid-column-gap:25px}.tb-grid-item{background:#d38a03;padding:30px}.tb-grid-column{flex-wrap:wrap}.tb-grid-column>*{width:100%}.tb-grid-column.tb-grid-align-top{width:100%;display:flex;align-content:flex-start}.tb-grid-column.tb-grid-align-center{width:100%;display:flex;align-content:center}.tb-grid-column.tb-grid-align-bottom{width:100%;display:flex;align-content:flex-end} .wpv-view-output[data-toolset-views-view-editor="554cf6359fc8b0ce1148c0adb310bd4b"]  > .tb-grid-column:nth-of-type(1n+1) { grid-column: 1 } .wpv-view-output[data-toolset-views-view-editor="554cf6359fc8b0ce1148c0adb310bd4b"] .js-wpv-loop-wrapper > .tb-grid { grid-template-columns: minmax(0, 1fr);grid-auto-flow: row } .tb-button{color:#f1f1f1}.tb-button--left{text-align:left}.tb-button--center{text-align:center}.tb-button--right{text-align:right}.tb-button__link{color:inherit;cursor:pointer;display:inline-block;line-height:100%;text-decoration:none !important;text-align:center;transition:all 0.3s ease}.tb-button__link:hover,.tb-button__link:focus,.tb-button__link:visited{color:inherit}.tb-button__link:hover .tb-button__content,.tb-button__link:focus .tb-button__content,.tb-button__link:visited .tb-button__content{font-family:inherit;font-style:inherit;font-weight:inherit;letter-spacing:inherit;text-decoration:inherit;text-shadow:inherit;text-transform:inherit}.tb-button__content{vertical-align:middle;transition:all 0.3s ease}.tb-button__icon{display:inline-block;vertical-align:middle;font-style:normal !important}.tb-button__icon::before{content:attr(data-font-code);font-weight:normal !important}.tb-button__link{background-color:#444;border-radius:0.3em;font-size:1.3em;margin-bottom:0.76em;padding:0.55em 1.5em 0.55em}   .tb-grid,.tb-grid>.block-editor-inner-blocks>.block-editor-block-list__layout{display:grid;grid-row-gap:25px;grid-column-gap:25px}.tb-grid-item{background:#d38a03;padding:30px}.tb-grid-column{flex-wrap:wrap}.tb-grid-column>*{width:100%}.tb-grid-column.tb-grid-align-top{width:100%;display:flex;align-content:flex-start}.tb-grid-column.tb-grid-align-center{width:100%;display:flex;align-content:center}.tb-grid-column.tb-grid-align-bottom{width:100%;display:flex;align-content:flex-end} .wp-block-toolset-blocks-grid.tb-grid[data-toolset-blocks-grid="8c679156c14e81ad4960aac53485e261"] { grid-template-columns: minmax(0, 1fr);grid-auto-flow: row } .wp-block-toolset-blocks-grid.tb-grid[data-toolset-blocks-grid="8c679156c14e81ad4960aac53485e261"]  > .tb-grid-column:nth-of-type(1n+1) { grid-column: 1 } .tb-button{color:#f1f1f1}.tb-button--left{text-align:left}.tb-button--center{text-align:center}.tb-button--right{text-align:right}.tb-button__link{color:inherit;cursor:pointer;display:inline-block;line-height:100%;text-decoration:none !important;text-align:center;transition:all 0.3s ease}.tb-button__link:hover,.tb-button__link:focus,.tb-button__link:visited{color:inherit}.tb-button__link:hover .tb-button__content,.tb-button__link:focus .tb-button__content,.tb-button__link:visited .tb-button__content{font-family:inherit;font-style:inherit;font-weight:inherit;letter-spacing:inherit;text-decoration:inherit;text-shadow:inherit;text-transform:inherit}.tb-button__content{vertical-align:middle;transition:all 0.3s ease}.tb-button__icon{display:inline-block;vertical-align:middle;font-style:normal !important}.tb-button__icon::before{content:attr(data-font-code);font-weight:normal !important}.tb-button__link{background-color:#444;border-radius:0.3em;font-size:1.3em;margin-bottom:0.76em;padding:0.55em 1.5em 0.55em}     .wp-block-toolset-blocks-grid-column.tb-grid-column[data-toolset-blocks-grid-column="3034fbe886c11054e95b46b09d3e4112"] { display: flex; } .tb-container .tb-container-inner{width:100%;margin:0 auto}  .tb-container .tb-container-inner{width:100%;margin:0 auto} } 

Успех в жизни: личное и общественное

Аннотация

Истинный жизненный успех рассматривается авторами сквозь призму гармоничного сочетания личных достижений и их позитивного влияния на других людей, социальные группы и общество в целом. Излагается типология форм жизненного успеха, основывающаяся на личном успехе и его общественном признании. Проанализированы причины доминирования материальных критериев в понимании успеха современным человеком.

Ключевые слова

человек, успех в жизни, самореализация, социальное признание, критерии достижения жизненного успеха, сочетание личного и общественного, удовлетворенность человека

Ссылка для цитирования

Келасьев В.Н., Первова И.Л. Успех в жизни: личное и общественное // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. № 1 (29). С. 137–142.