Лицемеров: Недопустимое название — Викисловарь
Лицемер — это… Что такое Лицемер?
Лицеме́рие — поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. [1]
Лицеме́рие — качество, свойство и поведение лицемера. [2]
Лицемерие в этике
Лицемерие — отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Это понятие характеризует образ действий, с точки зрения соотношения его действительного социального и нравственного значения и того значения, которое ему пытаются придать. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности — качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.[3] Зачастую под лицемерием понимают клевету и негативные высказывания в адрес отсутствующего на момент обсуждения субъекта.
Лицемерие культурное
Согласно Зигмунду Фрейду — культурное лицемерие — особое состояние, поддерживаемое обществом из-за присущего ему чувства неуверенности и потребности защитить свою очевидную лабильность запретом критики и обсуждения. Возникает из-за того, что общество требует осуществления высокого идеала нравственности от каждого своего члена, не заботясь, насколько трудно это даётся. Вместе с тем оно не настолько богато и организованно, чтобы могло вознаграждать каждого в меру его отказа от удовлетворения влечений. Так что оно предоставляет самому индивиду решить вопрос, каким путём он может получить достаточную компенсацию за принесенную жертву, чтобы сохранить душевное равновесие. В общем, он вынужден психологически жить вне своих возможностей, ибо неудовлетворённые влечения заставляют ощущать требования культуры как постоянный гнёт.
Исследование лицемерия
Ощущение неудобства, дискомфорта и беспокойства, которое испытывают люди, когда их истинные и декларируемые эмоции не совпадают, легло в основу разработанной[5]американским психологом Леоном Фестингером на основе психологических экспериментов теории когнитивного диссонанса. Одноимённая книга («Теория когнитивного диссонанса» (Стэнфорд, 1957) принесла Фестингеру международную известность. Закон, выведенный Фестингером в этой книге, гласит:
Отношение к лицемерию в вероисповеданиях
Христианство
Лицемерие — проявление людей, желающих показаться перед людьми в каком-либо виде, но притворно. Например, оказание милосердия может быть лишь «спектаклем для зрителей», т.е. человек-лицемер притворно подаёт милостыню, дабы присвоить себе статус милосердного. (Евангелие от Матфея 6:2)
Ислам
Под лицемерием подразумевается внешнее проявление приверженности к Исламу и добру человеком, скрывающим внутри себя неверие и зло, а лицемером такого человека называют потому, что он демонстрирует приверженность шариату при одних обстоятельствах и отвергает его при других. [7]
См. также
Источники
- ↑ С. И. Ожегов «Толковый словарь Ожегова». «Academic.RU» (2007).
- ↑ Т. Ф. Ефремова «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.». «ГРАМОТА.РУ» (2001–2002).
- ↑ Кон И. «Словарь по этике». «Национальная философская энциклопедия» (1981).
- ↑ Головин С.Ю. «Словарь практического психолога». «Национальная психологическая энциклопедия» (1998).
- ↑ Лицемерие: как успокоить совесть (Эксперименты Фестингера)
- ↑
- ↑ Салих ибн Фаузан аль-Фаузан «Книга Единобожия».
Wikimedia Foundation. 2010.
Лицемер — это… Что такое Лицемер?
Лицеме́рие — поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.
[1]
Лицеме́рие — качество, свойство и поведение лицемера. [2]
Лицемерие в этике
Лицемерие — отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Это понятие характеризует образ действий, с точки зрения соотношения его действительного социального и нравственного значения и того значения, которое ему пытаются придать. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности — качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.
Лицемерие культурное
Согласно Зигмунду Фрейду — культурное лицемерие — особое состояние, поддерживаемое обществом из-за присущего ему чувства неуверенности и потребности защитить свою очевидную лабильность запретом критики и обсуждения. Возникает из-за того, что общество требует осуществления высокого идеала нравственности от каждого своего члена, не заботясь, насколько трудно это даётся. Вместе с тем оно не настолько богато и организованно, чтобы могло вознаграждать каждого в меру его отказа от удовлетворения влечений. Так что оно предоставляет самому индивиду решить вопрос, каким путём он может получить достаточную компенсацию за принесенную жертву, чтобы сохранить душевное равновесие. В общем, он вынужден психологически жить вне своих возможностей, ибо неудовлетворённые влечения заставляют ощущать требования культуры как постоянный гнёт.
Исследование лицемерия
Ощущение неудобства, дискомфорта и беспокойства, которое испытывают люди, когда их истинные и декларируемые эмоции не совпадают, легло в основу разработанной[5]американским психологом Леоном Фестингером на основе психологических экспериментов теории когнитивного диссонанса. Одноимённая книга («Теория когнитивного диссонанса» (Стэнфорд, 1957) принесла Фестингеру международную известность.
Отношение к лицемерию в вероисповеданиях
Христианство
Лицемерие — проявление людей, желающих показаться перед людьми в каком-либо виде, но притворно. Например, оказание милосердия может быть лишь «спектаклем для зрителей», т.е. человек-лицемер притворно подаёт милостыню, дабы присвоить себе статус милосердного. (Евангелие от Матфея 6:2)[6]
Ислам
Под лицемерием подразумевается внешнее проявление приверженности к Исламу и добру человеком, скрывающим внутри себя неверие и зло, а лицемером такого человека называют потому, что он демонстрирует приверженность шариату при одних обстоятельствах и отвергает его при других.
См. также
Источники
- ↑ С. И. Ожегов «Толковый словарь Ожегова». «Academic.RU» (2007).
- ↑ Т. Ф. Ефремова «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.». «ГРАМОТА.РУ» (2001–2002).
- ↑ Кон И. «Словарь по этике». «Национальная философская энциклопедия» (1981).
- ↑ Головин С.Ю. «Словарь практического психолога». «Национальная психологическая энциклопедия» (1998).
- ↑ Лицемерие: как успокоить совесть (Эксперименты Фестингера)
- ↑
- ↑ Салих ибн Фаузан аль-Фаузан «Книга Единобожия».
Wikimedia Foundation. 2010.
И кто здесь лицемер? | Nebolshoy Театр
«Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерия». Это не я сказала. Это господин Жан-Батист Мольер. Тот самый, что 350 лет назад придумал героя по имени Тартюф и написал о нем пьесу, которая жива до сих пор и, как ни странно, выглядит абсолютно свежей. Впрочем, не странно. В чем меня вполне убедил новый спектакль NEBOLSHOГО театра «Тартюф, или Обманщик».
Вы думаете, классика такого возраста может быть скучной и несовременной? Ага. Перечитайте Мольера. Ну или хотя бы припомните: кто у нас символ лицемерия и ханжества? Именно Тартюф. Проще говоря, вру, притворяюсь душкой, практически святым, обманываю (сознательно!) всех вокруг, и все только во имя личной корысти. Сладко есть, мягко спать, срубить на халяву денег… Вы правда считаете, что все это несовременно?!
Вот так и получилось, что одна из лучших комедий Мольера, как настоящая классика, оказалась вне времени. Притом главные герои и их пороки не то чтобы трансформировались, а, я бы сказала, приспособились и расцвели в гуще иных времен. И от этого стали еще более яркими, мерзкими и… понятными. Как в спектакле, который поставила режиссер Марина Корнева. Она сумела сделать главное: донести до нас истины о грехе и зле, не впадая в дидактику (которая сопровождает многие классические постановки), выбрав жанр (режиссер обозначила его как эксцентрическая комедия), нисколько не диссонирующий с Мольером, но более увлекающий современного зрителя. Да-да, для нынешней публики надо изобретать язык, помогающий донести мысли, чувства, эмоции драматурга. Марине Корневой это удается с блеском.
Не побоюсь быть пристрастной. Мне в этом спектакле понравилось все, что я обозначила бы словами «потрясающее хулиганство»! Смело взялись поставить «Тартюфа» в такой ослепительно-театральной форме, что не хочется копаться-разбираться (Мольер – не Мольер?), а хочется восторгаться и наслаждаться (да, конечно, Мольер!). И впитывать каждую минуту этого действа, лишь после спектакля задумавшись, а ведь не так все просто…
Здесь я, наверное, должна напомнить, что же, собственно говоря, происходит в пьесе. Мне это скучно. Прочитайте или вспомните сами. Отмечу отличную находку: в пьесе не очень понятно, как же сластолюбивый лжеправедник попадает в богатый дом Оргона. А тут он просто помог ему наловить рыбы! Очень по-мужски… И вот уже Тартюф – лучший друг, входит в родовитую семью и продолжает зомбировать его главу. В чем и преуспевает – тот выгоняет из дома сына, отдает пришельцу замуж дочь, переписывает на него дом и даже доверяет секретные бумаги.
Марина Корнева не стала «изобретать» каких-то мольеровских декораций. Они (блестящая находка!) – бумажные. Они выглядят не то чтобы солидно, но прочно. И ты веришь в их реальность, как верим мы в то, что нас окружает. А потом оказывается, что все вокруг иллюзорно. Когда душа разрывается от негодования, можно пройти сквозь стену. Или достать одним ударом через дверь вожделенную бутылочку. Или, застукав жену Эльмиру и того самого Тартюфа в момент прелюбодеяния, пробиться сквозь стенку стола. Как обыгрывают актеры эти бумажные декорации – отдельная история, которую надо видеть. Но они так работают на общую конструкцию спектакля, что просто удивительно.
Вы знаете, как играли Мольера три века назад? Я тоже не очень в курсе. Но здесь – никаких костюмов а-ля XVII век. Костюмы героев не просто забавны и причудливы. Они – намек. Нам не рассказывают «историю из жизни». Нет-нет, на сцене – клоуны, шуты из балагана, притворщики, комедианты. И их костюмы подчеркивают абсурдность и гадостность наших пороков. Но при этом фантастические наряды прикрывают и обнажают такие реальные грехи… И вспоминаешь песню Юлия Кима: «Брызнет сердце то ли кровью, то ли тертою морковью». На сцене вроде бы «морковь». А сердце обливается кровью – ну почему мы так живем?!
Под стать декорациям и костюмам – актерская пластика. То ли люди, то ли куклы. И танцевальные номера не вставные – это тоже часть балаганного действа. А по-другому нельзя. А по-другому неинтересно. Кстати, вы ни разу не видели, как танцует Тартюф, в смысле Николай Авдеев? Я вам сочувствую.
Не могу не сказать: перечитала пьесу Мольера. Простой сюжет. Понятные герои. Ханжа и лицемер Тартюф. Доверчивый до глупости Оргон. Красавица Эльмира. Их дети со своими любовными переживаниями. Но выяснилось, что из этой простоты можно сделать шикарное действо, праздник. Разве не за этим мы ходим в NEBOLSHOЙ?
Но праздник «обеспечивают» актеры. Нет такого спектакля (думала я), в котором мне понравились бы все артисты. Теперь есть. «Тартюф» называется. Конечно, нет мольеровского спектакля без Тартюфа. Поначалу показалось: Николай Авдеев играет всего лишь обаятельного мошенника, пройдоху. И как такому можно не «отдаться»? А потом появляется в его игре некий демонизм, которому так трудно сопротивляться. И становится страшновато, и становится грустно от некой беспомощности пред этим явлением.
Роскошная Эльмира – Александра Федорова, не так проста, как думает супруг. Кажется, что Эльмира не изображает страсть, а вполне готова… А ее темпераменту можно только позавидовать, такая всего добьется. Любой ценой. Марианна – дочь Оргона – в пьесе не имеет таких выигрышных эпизодов, как Эльмира. Но Мария Солоднева «привязала» к себе одной их первых сцен. Отец объявляет, что отдает ее замуж за Тартюфа. А она несколько минут рыдает так, что зал заходится от смеха. Хитроумна, забавна, темпераментна Екатерина Попова в роли служанки Дорины – попробуй ей сопротивляться. Ее «идей по спасению» хватит на несколько семейств. Но в какой-то момент закрадывается сомнение: хорошенькая служанка явно думает не о судьбе хозяев. Ей не хочется перемен.
И, наконец, Оргон – Артемий Курчатов. Ну, всем же понятно, что нельзя верить этому Тартюфу! И непонятно, почему ему верит Оргон. Но Курчатов живет на сцене так, что веришь: вот такой богатый идиот мог поддаться на лесть, сладкие речи, святошные призывы. В определенный момент Тартюф Авдеева даже не мимикрирует. Он просто становится самим собой. Но Оргон Курчатова ничего уже не замечает, хоть и поют ему в уши почти хором про этого «подлеца». Или не хочет слышать? И кто здесь лицемер? Круговая порука притворства…
В спектакле Марины Корневой – ярком, фонтанирующем, брызжущем, завораживающем ритмом, атмосферой, эмоциями – виноваты все. И Тартюф, и семейство Оргона. В этом загадка пьесы и спектакля NEBOLSHOГО. Посмеялись, получили удовольствие? Подумайте.
За последние годы Тартюфа ставили в московских «Ленкоме» и Театре на Малой Бронной. Пьеса-то будоражит, теребит, беспокоит и… успокаивает. Не совсем, простите, скурвился мир именно в наше время. Все вечно. Все было. Все повторяется. А жаль…
И пусть ставят. Так, как это сделала Марина Корнева в NEBOLSHOМ. Чтобы посмеяться, очиститься, подумать. А еще влюбиться – в Его Величество Театр, где веками нам говорят о наших соблазнах, грехах, заблуждениях, пороках. В надежде, что мы станем лучше.
Кстати, авторы спектакля в финале показали видеоряд: после отбытия в тюремной камере Тартюф – в солидном костюме среди солидных людей – чиновников, государственных мужей. Ну правильно. Тартюфы всегда находят других Оргонов. Тех, что напоят, накормят, деньгами снабдят. Порок не наказан – добродетель не торжествует. А вы сомневались?.. Не зря же герой Мольера сказал: «Все думают, что я – безгрешная душа, А правда то, что я не стою ни гроша».
Татьяна АЛЬФОНСКАЯ
Лицемерие в Исламе | umma.ru
Многие, особенно только-только ставшие религиозно-практикующими, любят использовать характеристику «лицемер» к несоблюдающим каноны веры друзьям или соратникам, называя их «джахилями», в отличие от них самих, ставших «алимами». Постараюсь раскрыть суть лицемерия, конечно же, не для того, чтобы потом предположительно искать его признаки в других (что крайне порицаемо Сунной), а для того, чтобы суметь заметить в самом себе и сделать соответствующие выводы.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «[Есть] четыре [качества]. Если [все] они объединятся в ком-либо [станут присущими ему неотъемлемыми чертами и характеристиками], тот станет настоящим лицемером[1], а в ком будет лишь одно из них, в том будет одна характеристика лицемерия, и это до тех пор, пока он его не оставит [не избавится от этого]: (1) когда говорит, лжет [не замалчивает правду, а именно лжет], (2) если обещает [что лучше всего, конечно же, делать письменно[2], ведь каждый понимает и слышит по-своему, а тем более — быстро забывает], то не исполняет [без веских на то причин, то есть необязателен], (3) если заключает договор, то поступает вероломно (предает; отрекается) [от взятых на себя обязательств — совсем ненадежен в том, что касается деловых, а тем более денежных отношений], (4) если спорит [участвует в споре, в суде], то ведет себя очень нагло (некультурно, невоспитанно)»[3].
Уверен, всякому мусульманину во все времена, читая этот хадис, есть над чем задуматься, а после — есть над чем работать. Подчеркну, этот и ему подобные хадисы не указывают на то, чтобы судить, осуждать других, они — для анализа самого себя. Но излишне копаться в себе также не стоит. Все в меру. Здоровый разум, здоровое тело, здоровые убеждения. Не борьба с сомнениями и дьявольскими нашептываниями, а грамотный подход к работе над становлением образцовой Личностью, здоровой и счастливой в обоих мирах.
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующего можно сравнить с молодой травой: от ветра она то наклоняется, то выпрямляется [гибка, стойка, не ломается]. Лицемер[4] же подобен могучему кедру: стоит до тех пор, пока разом не упадет, вырванный с корнем»[5].
Верующий обычно гибок в жизненных ситуациях, мягок в восприятии трудностей, невзгод, которые не влияют отрицательно на его веру, разум и тело, но мобилизуют. А вот лицемер считает, что если уж он выполняет отдельные пункты религиозной практики, то все должно идти как по маслу. Такое восприятие происходящего приведет к тому, что первые же мирские невзгоды серьезно расшатают его духовно[6], психологически[7]. Удар же посильнее может просто уничтожить в нем религиозность: вся без остатка напускная набожность с треском рухнет на землю подобно могучему кедру.
Известный мусульманский праведник Фудейль ибн ‘Ияд[8] говорил: «Верующий мало говорит и много делает. Лицемер же много говорит, но мало делает»[9].
Богословское высказывание: «Лицемер в лицо человеку (которому завидует) льстит, в его отсутствие злословит, клевещет и порочит, а когда того постигает беда — радуется этому».
Великий богослов из поколения ат-таби‘ин (первое поколение после Пророка) аль-Хасан аль-Басри говорил: «Воистину, лицемер собирает (накапливает, живя в мирской обители, вперемешку) грехи, проступки и спокойствие, безопасность (пред Высшим Судом)»[10]. Он (формально верующий, но сутью, душой и интеллектом полумертвый), совершая ряд благих поступков, порой вынужденно, а иногда ради людской молвы, спокоен за свое будущее, считая, что его дела настолько значимые и героические, что затмят все его грехи и перевесят все прегрешения.
Коран о лицемерах
«Лицемеры и лицемерки [люди, уверовавшие только ради мирской выгоды] близки друг другу [во многом схожи:] повелевают совершать скверное, непристойное, препятствуют совершению благого, праведного. Они сдерживают свои руки [в совершении добра, то есть необычайно скупы, а где-то общественно бесполезны, радикальны, нетерпимы и жестоки]. Они забыли о Боге [не осознали ценность веры, практику веры, не реализовали свое духовное начало, не следовали Божьим предписаниям], и Он забыл о них [преследующих от Его имени личные интересы. Оставил их без покровительства, без Своей доброты и Божественного благословения]. Лицемеры, без сомнения, грешники (порочны, аморальны)» (Св. Коран, 9:67).
*
«Они [лицемеры; не умеющие четко формулировать душевное состояние и определить для себя жизненные ценности] говорят: «Мы уверовали в Бога и Его посланника, мы покорны [со всем согласились: с постулатами веры, основами религиозной практики]. Но через некоторое время часть их отворачивается, уходит. Верующими они не являются. [Вера в Бога, в Судный День и жизнь после смерти не опустилась на уровень сердца, не проникла в душу, а лишь звучала на устах в определенном кругу, при определенных обстоятельствах]» (Св. Коран, 24:47).
*
«В тот День [в Судный День] скажут лицемеры и лицемерки [формально практиковавшие отдельные ритуалы, но не верившие в жизнь после смерти и сомневавшиеся до последней минуты в существовании Бога, в постулатах веры, о которых говорили посланники их периода. Скажут они] верующим: «Подождите (посмотрите на нас) [не уходите, не удаляйтесь], мы возьмем немного вашего света (позаимствуем)!» К ним обратятся [их остановят ангелы-стражи]: «Назад! Возьмите свет [там, где вы его оставили! Ведь у вас его никогда и не было. Свет — это вера, не покидавшая верующего ни в радости, ни в горе, а вы никогда до конца не верили, постоянно сомневались и следовали тому, что сулило вам очередную земную материальную выгоду]».
Между ними [верующими и лицемерами] воздвигнется [без каких-либо промедлений и строительных процедур] стена. Внутренняя часть ее ворот — милость [Божья] (там территория милости) [именно по ту сторону верующие и окажутся]. А внешняя часть — наказание [Господа, в котором останутся лицемеры, что-то практиковавшие, но так за всю свою земную жизнь и не уверовавшие].
[Через воздвигнутую стену] издалека [лицемеры] воззовут [закричат]: «Разве мы не были вместе с вами [в земной обители, не участвовали в отдельных религиозных мероприятиях, например]?!» Им ответят: «Да, конечно, однако же вы (1) совратили ваши души [неустанно греша и расточительствуя] (отвратили) [от веры и благочестия], (2) находились [постоянно] в ожидании (подкарауливали, выжидали в засаде) [быть ли с верующими или примкнуть к язычникам, безбожникам — где больше выгоды и пользы; кто одержит верх; греша, не спешили раскаиваться и исправляться], (3) вы сомневались (относились с недоверием, скептически) [относились с подозрением к истинности миссии заключительного посланника, не верили в то, что заключительное Писание, Коран, — от Бога], (4) вас обманули (обольстили, ослепили, ввели в соблазн) мечты (желания) [ограниченные приобретением земного достатка, великолепия, роскоши или признания, которые поглотили все ваше внимание, вскружили вам голову, забрали все ваши силы и энергию; вы хотели лишь земного, причем как можно больше; все это по кругу повторялось из года в год, вы не желали что-то менять и призадуматься о вечном], пока не пришло повеление Аллаха (Бога, Господа) [в обличии смерти, которая в одночасье лишила вас всего, ради чего вы жили]. И [в итоге] обманывающее (ложное) отстранило вас от Бога. [Этот приговор вы сами себе подписали, выбрав то, что выбрали, следуя до самой смерти тому, чему решили следовать].
Сегодня [в Судный День, когда решается ваша вечность] ни вы (лицемеры), ни безбожники откупиться [от ожидающего вас] не сможете. Ваша обитель [сколь бы ранее вам это ни казалось выдумкой религиозных деятелей и чем-то абсолютно невозможным] — Ад, он ваш опекун [позаботится о вас]. Такой исход ужасен!» (Св. Коран, 57:13–15).
В Коране также есть сура, которая так и называется — «Лицемеры».
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал:
«Нет веры у того, кто ненадежен (в ком нет преданности, честности). И нет религии у того, кто необязателен (кому нельзя что-то поручить, вверить)»[11];
«Лучшие из вас [верующих, религиозных] те, от кого ждешь [только] хорошее и не ждешь плохого [рядом с ним чувствуешь себя в безопасности; уверен, что не обманет, не предаст, не подведет], а худшие — от кого всегда можно ожидать чего-то плохого и не дождешься хорошего»[12].
В одном из хадисов-кудси сказано: «Искренность, — говорит Господь миров, — это одна из Моих тайн [до конца в ясной форме и четких тонах непостижима человеческим сознанием], которую Я доверяю, помещаю для хранения в сердца тех, кто любим Мною»[13].
Подписывайтесь на наш канал в TelegramСсылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Это, конечно же, не исключает того, что он может, пока жив, измениться, раскаяться, исправиться.
[2] «Верующие, если вы даете в долг (или берете в долг) на определенный срок [если между вами выстраиваются некие долговые отношения], то непременно запишите [это на бумаге]. Пусть писарь [к примеру, нотариус, у которого вы документально оформите и заверите финансовые обязательства, или вы сами] справедливо все распишет [не двусмысленно, что может привести в последующем к спорам и разбирательствам, а четко и понятно]. И пусть не проявляет непокорность, а напишет так, как научил его Аллах (Бог, Господь) [как следует]» (см. Св. Коран, 2:282).
[3] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 737, хадис № 2459; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 6. С. 135, хадис № 2459; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 511, хадис № 4688, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 62, хадис № 916, «сахих».
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 35, хадис № 34; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 490, хадисы № 1/689, 2/690 и пояснение к ним; а также Т. 2. С. 310, хадис № 1/1586 и пояснение к нему.
[4] В другом достоверном риваяте говорится о заядлом грешнике, преступнике. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 132.
[5] Св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1807, хадис № 5643, 5644; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 127, хадисы № 5643, 5644.
[6] В современных реалиях порой это проявляется радикальностью взглядов, некоей революционной настроенностью стоять за «правое дело», когда молодой человек, только начав практиковать отдельные религиозные постулаты, противопоставляет себя всем и вся, ищет «куфр» (безбожие) или «нифак» (лицемерие) во всех несогласных с ним и группой его единомышленников. А ведь если говорить о Коране и Сунне, об их смыслах и наставлениях, то верующий человек должен быть очень последовательным в своих суждениях и крайне осторожным в обвинении другого в чем-то плохом, в навешивании ярлыков. Верующий ищет в другом веру и призывает к ней мудростью и благородностью своих поступков.
[7] В Священном Коране есть интересный аят на этот счет: «Верующие, ответьте на Божий призыв и призыв Его посланника, ведь Пророк зовет вас к тому, что вселит (вдохнет) в вас жизнь [оживит вас духовно, дав новые чувства, возможности, мысли, настроения, устремления, ценности, приоритеты и перспективы. Практикуя коранические назидания и наставления Пророка, особенно в вопросах самодисциплины, отношения к родным, соседям и людям вообще, вы можете серьезным образом преобразить свою земную жизнь и рассчитывать на счастье в вечной]. И знайте, что Господь может установить между человеком и его сердцем преграду [и тогда человек будет не в состоянии понять, почувствовать самого себя: кто он, куда идет, бежит и зачем. Он перестанет чувствовать вкус жизни, перестанет чего-либо желать или хотеть. Стоит опасаться такого приговора, каждодневно работая над собою и не забывая о религиозной практике]. [Помните, что] все вы будете собраны пред Ним [пред Господом миров в Судный День и увидите итог своих усилий и стараний либо безразличия и беспечности]» (Св. Коран, 8:24).
[8] Фудейль ибн ‘Ияд (105–187 гг. по хиджре; 723–803 гг. по григор.) в молодые годы был разбойником и грешником. Многие караваны и путники страшились его набегов. Затем изменился (с Божьего на то благословения), оставил грехи позади и пошел по пути религиозных познаний. Акцентировал внимание на применении знаний в личной жизни. Именно поэтому его мудрые цитаты можно встретить в солидных богословских трудах рядом с высказываниями очень известных представителей мусульманского богословия. Запечатлен в мусульманской истории как грамотный праведник.
Он говорил: «Ты проявляешь почтение и уважение к людям настолько, насколько проявляешь почтение (почтительный страх) пред Богом».
Подробнее о его жизни см., например: аль-Буты Р. Шахсыят иставкафатни [Личности, привлекшие мое внимание]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 17–45; аль-Кушайри А. (376–465 гг. по хиджре). Ар-рисаля аль-кушайрия. Дамаск: аль-Асад, 2000. С. 59, 60; аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’ [Жизнеописания выдающихся ученых]. В 25 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 8. С. 421–442.
[9] См.: аль-Байхакы (384–458 гг. по хиджре). Шу‘аб аль-иман [Ветви (грани) веры]. В 9 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 4. С. 268, № 5048.
[10] См.: ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 2. С. 879.
[11] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада и Ибн Хиббана. См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 1. С. 423, хадис № 194, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 576, хадис № 9704, «сахих».
[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 374, хадис № 2263, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 250, хадис № 4113, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 663.
[13] См., например: аль-Кушайри А. (376–465 гг. по хиджре). Ар-рисаля аль-кушайрия. Дамаск: аль-Асад, 2000. С. 330.
Подтвержденной канонической достоверности у этих слов нет, но смысловая нагрузка, с точки зрения мусульманского богословия, верна.
Живёт во мне лицемер | Ноев Ковчег
Лицемеры в Сепфорисе
В нескольких километрах от Назарета располагалась столица Галилеи — город Сепфорис. В первом веке город стремительно расстраивался. Вполне вероятно, что Иосиф и его подрастающий сын Иисус работали на стройках Сепфориса.
В Сепфорисе был большой театр. Несомненно, с раннего детства Иисус знал о лицемерах — актёрах, играющих свои роли на сцене. Роли определялись масками, которые меняли актёры. Один и тот же актёр в начале спектакля мог быть царём, в середине — нищим, а в конце — опять царём.
Актёры — это лицемеры; и слово это не имело негативного оттенка. До тех пор, пока слово «лицемер» не начал использовать в своих проповедях Иисус.
Храм и играние ролей
Иисус перенёс слово «лицемер» из театра в храм. Иисус стал называть лицемерами религиозных деятелей, обвиняя их в том, что они играют роли. Именно от Христа мы получили понятие «лицемерие» в том значении, которое мы в него вкладываем сегодня.
Лицемеры в церкви
По результатам социологических опросов (США, 2007) 85 процентов неверующей молодёжи убеждены, что христиане — лицемеры. 47 процентов их верующих сверстников убеждены в том же.
Джон Ортберг мрачно утверждает, что «движение, которое начал Иисус, произвело на свет множество лицемеров». Безусловно, наличие лицемеров в христианстве вовсе не означает, что само движение ошибочно, но возникает законный вопрос: а зачем становиться христианином, если там много лицемеров?
Рассказывают, что однажды Марк Твэн услышал, как один непорядочный бизнесмен хвастался, что он поедет на гору Синай, чтобы на вершине прочитать вслух 10 Заповедей. Говорят, что Твэн сказал бизнесмену:
— Сэр, а не лучше ли остаться в Бостоне и исполнять их?
Нелицемерная жизнь
Лицемерие универсально, но в церкви стать лицемером проще. Это происходит потому, что у верующего человека обострена напряжённость между внутренним состоянием и внешним поведением. Именно потому, что я осознаю испорченность своего сердца, я сделаю всё возможное, чтобы показаться на людях порядочным и добрым.
Честно говоря, я не осознаю до конца всю глубину испорченности своего сердца, но Бог видит моё сердце таким, какое оно есть на самом деле. Поэтому для Бога моя нелицемерная жизнь (открытость, честность, доброта) начинается не с моего ежедневного порядочного поведения на людях. Она начинается тогда, когда я ежедневно осознаю непорядочность своего сердца и истинно хочу стать порядочным.
Иисус говорил, что истина сделает человека свободным. Но, как справедливо говорит Джон Ортберг, «прежде, чем ты станешь свободным, ты будешь жалким и несчастным». А кто сказал, что ты должен быть счастливым?
«Счастливый лицемер»
Георгий Адский, — как повествует Макс Бирбом в своей короткой истории «Счастливый лицемер», — был мирским человеком: жадным, лживым, праздным, гулящим, играющим в азартные игры, чрезмерно увлекающимся алкоголем. Когда Георгий находился в Лондоне вместе со своей любовницей, он увидел чистую сердцем девушку Дженни и влюбился в неё. Он предложил ей выйти за него замуж, но оказалось, что Дженни дала обет, что она выйдет замуж только за человека со святым лицом.
Георгий обращается к мастеру, и тот делает для него восковую маску святого лица. В тот же день, одев маску, он обманывает невинную девушку: делает ей предложение и она это предложение принимает. В этот самый момент происходит необычное обращение Георгия, и он подписывает брачное свидетельство новым именем Георгий Небесный: он начинает раздавать деньги бедным, он оставляет вредные привычки, он становится добрым и отзывчивым к людям. Он начинает жить святой жизнью.
Через некоторое время появляется прежняя любовница Георгия, которая знала настоящего Георгия, и срывает его маску в присутствии Дженни. Любовница смеётся, надеясь увидеть прежнее лицо мирского Георгия. Георгий в отчаянии поворачивается к своей жене и с изумлением слышит:
— Почему ты был в маске, если твоё лицо точно такое, как и маска?
С момента обращения, некая невидимая сила преобразила лицо Георгия Адского и сделала его святым Георгием.
Кто фарисей?
Меня волнует не столько присутствие лицемерия в христианстве, сколько присутствие лицемерия во мне лично. Вы можете думать обо мне лучше, чем я есть на самом деле: я хорошо умею скрывать свои слабости. Вы также. По большому счёту, мы все — лицемеры, только кто-то умеет искуснее прикрывать своё лицемерие.
Стоит ли удивляться, что и наши дети учатся у нас лицемерить?
Христос говорил: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Луки 6:26).
Интересно, а почему это нам горе, если о нас хорошо отзываются?
Может быть, потому, что, как поётся в старой детской песенке, «ты снаружи елей, а в душе фарисей»?
Максим Скэля
Справа бор и слева бор,
На опушке мухомор.
В зеркало болотной лужи
Смотрит на себя в упор.
— Да, хорош… Чего скрывался?
Всем другим грибам — позор!
Посмотрите, как прекрасен,
Головы моей убор!
А жабо — берёз белее.
Стройный стан, какой тут спор.
Все должны узнать скорее,
Как прекрасен мухомор!
Вот с тех пор на всех опушках
Он стоит как напоказ.
И на этом бы окончить
Наш рифмованный рассказ.
Только следует добавить,
Что за этой красотой
Гриб скрывает свой характер,
Ядовитый, не простой.
Василий Трусов
<< предыдущая • статья • следующая >>
Лицемерие: как успокоить совесть | Будь Здорова
Это только правду говорить легко и приятно. Куда сложнее лицемерить, особенному тому, кто чувствует себя новичком в этом деле. Как в анекдоте – хотел ей сказать: «Спасибо, дорогая!». А получилось: «Ты мне, сволочь, всю жизнь испортила». Куда девать разницу, возникающую между тем, что на уме, и тем, что на языке?
Это только правду говорить легко и приятно. Куда сложнее лицемерить, особенному тому, кто чувствует себя новичком в этом деле. Как в анекдоте – хотел ей сказать: «Спасибо, дорогая!». А получилось: «Ты мне, сволочь, всю жизнь испортила». Куда девать разницу, возникающую между тем, что на уме, и тем, что на языке?
С точки зрения душевного здоровья тактика «думаем одно – высказываем другое» к хорошему не приводит. Если использовать такое «двоемыслие» долгое время и с большинством собеседников – впереди замаячит невроз или серьезные душевные расстройства. Тем не менее, количество лицемеров на нашей планетке никак не сокращается. Достаточно бегло взглянуть на политиков. Лицемеры скатываются к нервным расстройствам не так быстро лишь потому, что умеют правильно выпускать пар.
Технология выпуска пара
Случается, соврешь пару раз за день, что личная жизнь, например, наладилась – а к вечеру уже в это веришь. Долгое время психологи предполагали, что и с лицемерием примерно так же: чем большее слова человека противоречат его внутренним убеждениям, тем сильнее меняются сами убеждения. Повторите сотню раз, что любите и глубоко чтите свою незабываемую учительницу литературы Марь Иванну, и на сто первый раз вы почувствуете уважительное шевеление в душе. Механика этого процесса довольно подробно описана у Оруэлла, о котором, кстати, Марь Иванна должна была вам когда-то рассказывать.
Однако после серии экспериментов, проведенных психологом Леоном Фестингером, представления о том, как работает лицемерие, и как оно влияет на своего «хозяина», несколько изменились.
Фестингер пригласил студентов поучаствовать в исследовании, посвященном измерению эффективности деятельности. По крайней мере, так он им это преподнес. Впрочем, студенты психфака все равно не могли отказать своему преподавателю. Итак, двухчасовой эксперимент. Похоже, он направлен на то, чтобы «умотать» даже самого флегматичного человека: студентам приходится брать с подноса по одной из 12 катушек и переставлять их на стол, а затем – со стола на поднос. Через полчаса – смена деятельности: снова поштучно надо переворачивать на пол-оборота фишки, расставленные на доске.
Однако основная часть эксперимента была еще впереди. По окончании занудных передвижений предметов испытуемых разделили на три группы. Слегка смутившись, экспериментатор объявил, что сейчас сюда придут другие студенты, и они, согласно условиям эксперимента, должны составить свое мнение о том, чем им предстоит здесь заниматься, на основе отзывов предшественников. «Постарайтесь дать им понять, что вам было интересно», – попросил экспериментатор и даже предложил вознаграждение. Каждому из испытуемых надо было по очереди войти в комнатку и письменно оценить, насколько им понравилось происходящее. В одной группе такая работа оценивалась в доллар на нос, в другой – в двадцать (третья группа, напомним, была контрольной).
Что можно предположить? Что за доллар студенты «задней левой» наваяют отчет, в котором расскажут, что, дескать, эксперимент так себе, но со скуки еще никто не умер. Зато вознаграждение в 20 долларов послужит хорошей мотивацией для того, чтобы живописать прелести эксперимента во всех красках. Как бы не так. Получилось с точностью наоборот. Испытуемые из «однодолларовой» группы гораздо выше оценили увлекательность, научную значимость, познавательность эксперимента, а также свое желание участвовать в подобных мероприятиях, чем их «двадцатидолларовые» коллеги. Для экспериментаторов это оказалось крайне неожиданным.
Самая радужная жизнь – у хамелеонов
Обескураживающие итоги эксперимента требовали какого-то объяснения. Так Леон Фестингер создал теорию когнитивного диссонанса. Упомянутое словосочетание обозначает как раз то ощущение неудобства, дискомфорта и беспокойства, которое мы испытываем, когда наши истинные и декларируемые эмоции не совпадают. Когнитивный диссонанс усиливается, если человек не в состоянии рационально объяснить себе причину, по которой ему надо вести себя лицемерно. И чтобы лицемера совсем уж не одолел когнитивный диссонанс, ему приходится несколько изменять свои истинные ощущения в пользу декларируемых.
Возьмем для примера тех же студентов из эксперимента Фестингера. Те, кто получил по 20 долларов (сумму ощутимую) за свои «показания», поняли, что сумму надо отработать. Поэтому хоть и врали, но с чувством меры. В гораздо более неприятной ситуации оказались те, кому выдали по доллару: вознаграждение пустяковое, а отработать уже пообещали. Чтобы избавиться от беспокойства по поводу того, что они стали жертвами манипуляций, «долларовые» студенты решили изменить свое мнение относительно увлекательности проведенного над ними эксперимента.
Уроки двоемыслия
Позднее было установлено, что для того, чтобы изменились установки человека в процессе лицемерия, необходимы (кроме известного нам когнитивного диссонанса) еще и дополнительные условия.
Первое: человек должен осознавать, что последствия его лицемерного поведения могут оказаться для него негативными. Почувствуйте разницу: можно неискренне похвалить новые туфли подруги, но от этого ваша реальная оценка туфелек не изменится. Как не изменятся и ваши отношения с подругой. А можно неискренне клясться в дружбе человеку, который малоприятен, но от которого зависишь? Поэтому, чтобы не страдать от собственного двуличия, проще убедить себя в том, что этот человек на самом деле симпатяга.
Второе: когда человек поступает вразрез со своими установками, он переживает состояние эмоционального возбуждения – это было еще отмечено на студентах Фестигера. Зато теперь понятно, почему иные личности в телевизоре так суетятся, когда вещают о высоком.
В заключении, конечно, можно было бы прикрутить мораль, свежую и оригинальную. Что-нибудь вроде: не лицемерьте, а если уж взялись за дело – умейте себе объяснить свои чувства и мотивы. Но, ей-богу, большинство наших повседневных коммуникаций круто замешано на лицемерии и недостатке искренности. Стратегии подобных игр усваиваются нами едва ли не с детства, да мы и сами об этом знаем. Лучше уравновесить это хорошей цитатой про то, как чувствуют себя люди, которые никогда не лицемерят, поскольку им нет нужды это делать: «Человек отдается своим переживаниям полностью, самозабвенно, без подросткового смущения. Он забывает о своих позах, своих психологических защитах, робости и застенчивости. Жизнь – это череда последовательных выборов. В каждой точке есть прогрессивный выбор, ведущий к личностному росту, и есть регрессивный – ведущий в сторону защиты, боязни, безопасности. Отказаться в течение дня от дюжины выборов, продиктованных страхом, — это и есть самоактуализация, путь, ведущий к росту».
Красиво? То-то же.
ЛИЦЕМЕРЫ — Симфония для Библии
Иов 36:13
Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы;
Ис 9:17
Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они — лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
Иер 23:11
ибо и пророк и священник — лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь.
Мф 6:2
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
Мф 6:5
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Мф 6:16
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Мф 15:7
Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
Мф 16:3
и поутру: «сегодня ненастье, потому что небо багрово». Лицемеры! различать лицо неба вы умеете, а знамений времен не можете.
Мф 22:18
Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
Мф 23:13
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
Мф 23:14
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
Мф 23:15
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
Мф 23:23
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
Мф 23:25
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
Мф 23:27
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
Мф 23:29
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
Лк 11:44
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
Лк 12:56
Лицемеры! лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?
Определение лицемерия от Merriam-Webster
hyp · o · crite | \ ˈHi-pə-ˌkrit \ 1 : человек, который притворяется добродетелью или религией.2 : человек, который действует вопреки своим заявленным убеждениям или чувствам.
Как выжить в мире, полном их
Когда Дик критикует людей за то, что он делает, он показывает, что считает себя особенным, что он выше правил и что он не связан принципами, которые регулируют остальные.Короче говоря, он ведет себя так, как будто он лучше нас, и по этой причине его отношения с другими людьми всегда имеют неуважение.
Это одна из причин, почему лицемерие разрушает отношения доверия и взаимного уважения, которые необходимы всем нам, чтобы преуспеть в жизни. Трудно сочувствовать тому, кто обращается с вами как с человеком второго сорта, и еще труднее почувствовать мотивацию к достижению их целей. Трудно доверять тому, кто, как вы убеждены, не ценит ваши ценности, ваше время, усилия или способности.
Но есть еще более глубокая проблема с лицемерием: оно подрывает нашу целостность. Слово «целостность» происходит от латинского слова «integritas», что означает «неповрежденный». Так мы описываем целое, которое не ослабевает или не подвергается компромиссу. Трещина в фундаменте нарушает целостность здания; трещина в корпусе нарушает целостность корабля. Все, что было скомпрометировано, является слабым: у здания больше шансов рухнуть, а корабль затонуть.
То же самое и с людьми.Дик более слабый человек из-за того, что он лицемер. Чтобы понять, почему так важно видеть, что Дик не только не уважает других, но и не уважает себя. Те же двойные стандарты, которые он применяет к другим людям, он также применяет к своим декларируемым ценностям, с одной стороны, и к своим действиям, с другой.
Дик мог перестать быть лицемером, действуя в соответствии с его принципами или поддерживая принципы, отражающие самомнение его действий. Но он не делает ни того, ни другого.
Напротив, он действует либо так, будто его принципы недостойны воплощения в жизнь, либо его действия недостойны отражения его принципов. Как бы то ни было, Дик не уважает некоторые аспекты себя. Трудно уважать человека, который не уважает себя. Мы не можем воспринимать Дика всерьез, потому что он не воспринимает себя всерьез: он либо недооценивает свои ценности, либо недооценивает ценность своих действий.
определение лицемеров по The Free Dictionary
и быть призванным людьми, Равви, Равви.- Но горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! ибо вы затворяете Царство Небесное людям; ибо вы и сами не входите, и входящим не позволяете входить «. Но горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! ибо вы затворяете Царство Небесное людям, ибо ни сами не входите, ни позволяйте входящим войти. » Но великие атеисты действительно лицемеры; они всегда обращаются со святынями, но не чувствуют; так что их нужно прижечь в конце.Если только ее милые карие глаза не были самыми фальшивыми лицемерами в мире, было бы невозможно, чтобы она забыла меня. Вероломный друг — самый опасный враг; и я смело скажу, что и религия, и добродетель получили более реальную дискредитацию от лицемеров, чем самые остроумные распутники или неверные могли когда-либо бросить на них; более того, более того, поскольку эти двое по своей чистоте справедливо называются бандами гражданского общества , и действительно являются величайшим из благословений; поэтому, будучи отравленными и испорченными обманом, притворством и аффектацией, они превратились в наихудшее из гражданских проклятий и позволили людям совершать самые жестокие злодеяния по отношению к своему собственному виду.«В этой церкви так много лицемеров, что она не подходит для приличных людей», — сказала она. «Ну, ладно, — говорит моя гувернантка, — это не мое дело; если бы это было так, я ручаюсь, что обнаружил бы в этом что-то в этом роде; ваши скромные люди по общему мнению иногда не лучше других, только у них лучший характер или, если угодно, лучшие лицемеры. »« Вы отвратительный лицемер и идиот! » — крикнул партийный менеджер, но Эдип отвергает лицемера и накладывает ужасное проклятие на обоих своих противоестественных сыновей.«У меня есть основания получить их; и поверните к свету, чтобы я мог видеть, как ваше наглое лицо покраснело, когда вы услышите, что вы оказались лжецом и лицемером. Вчера на публичном собрании в ратуше я получил удовольствие слышать оскорбление меня оратором, выступающим против меня в обсуждаемом вопросе, упоминаниями о моих личных делах; хвалебными высказываниями о монстрах без естественной привязанности, семейных деспотах и прочем вздоре; и когда я встал, чтобы ответить, меня встретили крик грязной толпы, где упоминание вашего имени позволило мне сразу определить квартал, в котором началась эта базовая атака.«Брат, — продолжил лицемер, — ты так добр ко мне, и ты даешь мне такие мудрые советы, что я всегда возвращаюсь к тебе». Пусть защитники ложно названной Филантропии умоляют отменить нерегулярное наказание. Законы, я, со своей стороны, никогда не знал Нерегулярного, который не был бы также тем, чем, очевидно, задумал его Природа — лицемером, человеконенавистником и, в меру своих возможностей, виновником всевозможных злодеяний.Мы не любим лицемеров, потому что они обманывают нас — Ассоциация психологической науки — APS
Мы не склонны к лицемерам, потому что их отрицание плохого поведения посылает ложный сигнал, вводя нас в заблуждение, заставляя думать, что они добродетельны, когда это не так, согласно исследованиям Psychological Science , журнала Ассоциации психологических наук.Исследование показывает, что люди не любят лицемеров больше, чем тех, кто открыто признается в поведении, которое они не одобряют.
«Люди не любят лицемеров, потому что они несправедливо используют осуждение для получения репутации и кажутся добродетельными за счет тех, кого они осуждают, — хотя эти репутационные преимущества на самом деле незаслужены», — объясняет ученый-психолог Джиллиан Джордан из Йельского университета, первый автор книги исследовать.
Интуитивно кажется, что мы можем не любить лицемеров, потому что их слова несовместимы с их поведением, потому что им не хватает самоконтроля, чтобы вести себя в соответствии с их собственной моралью, или потому, что они сознательно участвуют в поведении, которое, как им известно, является морально неправильным.Все эти объяснения кажутся правдоподобными, но новые результаты показывают, что на самом деле мы возмущаемся искажением их моральных качеств.
В онлайн-исследовании с 619 участниками коллеги из Джордана и Йельского университета Розанна Соммерс, Пол Блум и Дэвид Г. Рэнд представили каждому участнику четыре сценария, в которых персонажи совершают возможные нарушения морали: член команды по легкой атлетике, употребляющий препараты для повышения производительности, студент, обманывающий на домашнем экзамене по химии, сотрудник, не успевший уложиться в срок командного проекта, и член туристического клуба, который совершил неверность.
В каждом сценарии участники читают о беседе, включающей моральное осуждение проступка. Исследователи различались, исходило ли осуждение от «целевого персонажа» (которого испытуемые впоследствии оценили) или от кого-то еще, а также от того, предоставлял ли сценарий прямую информацию о собственном моральном поведении целевого персонажа. Затем участники оценили, насколько заслуживающим доверия и симпатичным был целевой персонаж, а также вероятность того, что целевой персонаж совершит проступок.
Результаты показали, что участники смотрели на цель более позитивно, когда он или она осуждали плохое поведение в сценарии, но только тогда, когда у них не было информации о том, как на самом деле вел себя персонаж. Это говорит о том, что мы склонны интерпретировать осуждение как сигнал морального поведения в отсутствие прямой информации.
Второе онлайн-исследование показало, что осуждение плохого поведения способствует большему повышению репутации персонажа, чем прямое заявление о том, что он или она не участвовал в таком поведении.
«Осуждение может действовать как более сильный сигнал о собственной моральной добродетели, чем прямое утверждение морального поведения», — пишут исследователи.
И дополнительные данные показывают, что люди не любят лицемеров даже больше, чем лжецов. В третьем онлайн-исследовании участники имели более низкое мнение о персонаже, незаконно скачивающем музыку, когда он или она осуждали такое поведение, чем когда он или она прямо отрицали причастность к нему.
Возможно, наиболее важным доказательством теории лицемерия как ложного сигнала является то, что люди не любили лицемеров больше, чем так называемых «честных лицемеров».В четвертом онлайн-исследовании исследователи проверили восприятие «честных лицемеров», которые, как и традиционные лицемеры, осуждают поведение, которым они занимаются, но которые также признают, что иногда совершают такое поведение.
«Нас поразило, насколько люди прощают честных лицемеров», — говорит Джордан. «Эти честные лицемеры считаются не хуже, чем люди, которые совершают те же проступки, но держат рот на замке и воздерживаются от осуждения других за то же самое — предполагая, что всю нашу неприязнь к лицемерам можно отнести к тому факту, что они ложно сигнализируют их добродетель.”
Последнее исследование показало, что если человек осуждает проступок, в котором он или она участвует, а затем признается в несвязанном, но столь же серьезном проступке, участники не , а прощают лицемерие.
«Единственная причина, по которой признание в плохом поведении положительно отражается на лицемерах, состоит в том, что оно опровергает ложные сигналы, подразумеваемые их осуждением — это не рассматривается, как , все морально смягчающие, когда они не служат этой функции», — объясняет Джордан.
Исследование помогает пролить свет на то, почему лицемерие — исходит ли оно от авторитетного лица или от любимого человека — действительно кажется нам неправильным:
«Есть масса интересных случаев лицемерия — когда люди совершают те самые действия, за совершение которых они осуждают других — в мире вокруг нас, от политики до литературы и повседневных дел, как, например, сослуживец-защитник окружающей среды, которого вы в частном порядке ловите, оставляя включенным свет, — отмечает Джордан. «Хотя все мы интуитивно чувствуем, что очевидно, что мы должны ненавидеть лицемеров, если задуматься, на самом деле это психологическая загадка.”
В совокупности эти результаты показывают, что мы не любим лицемеров, потому что чувствуем себя обманутыми — они извлекают выгоду из сигнала, который посылает моральное осуждение, когда они совершают то же самое безнравственное поведение.
Это исследование финансировалось за счет гранта Фонда Джона Темплтона.
Все данные и материалы стали общедоступными через Open Science Framework. Полное раскрытие открытых практик для этой статьи можно найти в дополнительных материалах. Эта статья получила значки за Открытые данные и Открытые материалы (дополнительную информацию о значках можно найти в Интернете).
Почему люди ненавидят лицемеров? | Здоровье и благополучие
Никто не любит лицемеров, но когда вы задумываетесь об этом, становится странно, как сильно мы их презираем. Конечно, плохо не практиковать то, что проповедуешь. Но, по крайней мере, вы все еще проповедуете: если я постоянно говорю о важности гуманного сельского хозяйства, я продвигаю достойное послание, даже если вы также обнаружите, что каждую субботу я собираю сомнительные гамбургеры из какого-нибудь фургона в переулке. Неужели это лучше, чем ничего? Ну нет.И исследования, и опыт говорят нам, что это хуже, чем ничего: мы не любим лицемеров больше, чем людей, которые просто ужасны. Здесь есть удручающий урок для политиков, в том числе отраженный в недавних событиях: если вы не можете быть абсолютно моральными — а кто может? — вам может быть лучше просто вести себя как монстр.
Откуда такая особенная неприязнь к лицемерию? Вы можете возразить, что лицемерам не хватает самодисциплины, что мы считаем моральным недостатком, но это вряд ли кажется достаточно хорошим объяснением.В прошлом месяце психолог из Йельского университета Джиллиан Джордан и ее коллеги представили убедительный довод в пользу лучшего: мы ненавидим лицемеров, потому что они виновны в «ложных сигналах». В эволюционной теории сигналы — это то, как мы общаемся, чтобы получить то, что мы хотим от других; они включают в себя все, от брачных танцев павлинов до камуфляжа ящерицы. Человек, который громко осуждает других людей за попустительство жестокому сельскому хозяйству, подразумевает, что он или она воздерживается от такого поведения, даже не говоря об этом. Это сигнал.И это работает: моральное осуждение, как показывают психологи Йельского университета, укрепляет вашу репутацию даже более эффективно, чем хвастовство тем, насколько вы нравственны. Это быстрый путь к высокому статусу. Неудивительно, что мы эволюционировали или были социализированы, чтобы так сердито реагировать, когда обнаруживаем, что это было незаслуженно.
Это, как я подозреваю, является ядром мудрости в чрезмерном обвинении в «сигнале добродетели», оскорблении, брошенном людям, подозреваемым в том, что они больше заинтересованы в выставлении напоказ своих прогрессивных взглядов — как антирасистских, антисексистских и т. Д. — чем на самом деле моральный.(Конечно, обвинение кого-то в сигнале добродетели — это своего рода сигнализация — попытка продемонстрировать, насколько вы трезвы и сообразительны.) То, что заставляет сигнализировать добродетель, конечно, раздражает, так это подозрение, что сигнал ложный: сигнальщик не действительно так морально, или может даже использовать сигналы как альтернативу моральности. Всякий раз, когда вы читаете статью, морально осуждающую кого-то, стоит спросить, является ли такой призыв способом писателя не бороться со своими собственными предрассудками.
Это подводит меня к самой поразительной части исследования Йельского университета: если вы «честный лицемер» — если вы открыто признаете, что изо всех сил стараетесь соблюдать принцип, который проповедуете, — люди вообще не будут возражать против вашего лицемерия. .(Будучи таким открытым, вы больше не виновны в ложных сигналах.) Обычно нам стыдно признаваться в внутренней борьбе, но почти всегда они очеловечивают нас. Так что лучше всего не быть изворотливым морализатором или хладнокровным циником. Вместо этого говорите открыто о том, во что вы верите, и честно говорите о своих неудачах. Таким образом, вы станете по-настоящему добродетельным, и других людей полюбят вас за это. Это мой совет. Вот если бы я мог сам его придерживаться…
оливер[email protected]
Мнение | Настоящая проблема лицемерия
В чем, собственно, проблема лицемерия? Когда кто-то осуждает поведение других, почему мы считаем это настолько нежелательным, если узнаем, что он сам ведет себя так же?
Ответ может показаться самоочевидным. Не практикуете то, что проповедуете; недостаток силы воли, чтобы жить в соответствии со своими идеалами; поведение, которое, как вам кажется, является неправильным, — это явные моральные недостатки.
Возможно.Но наше новое исследование, которое будет опубликовано в журнале Psychological Science (и в сотрудничестве с нашим коллегой Полом Блумом), предлагает другое объяснение. Мы утверждаем, что причина, по которой люди не любят лицемеров, заключается в том, что их откровенное морализаторство ложно сигнализирует об их собственной добродетели. Иными словами, люди возражают против вводящего в заблуждение вывода, а не против отказа воли или слабости характера.
Представьте, что у вас есть коллега, который является активистом в области защиты окружающей среды. Он заставляет людей выключать свет в офисах, когда они выходят на обед, и берется за свои дела, если они выбрасывают вторсырье в мусор.Он протестует, когда люди печатают односторонние документы вместо двусторонних. Хотя он временами властен, вы согласны со всем, что он защищает.
А теперь представьте, что вы обнаруживаете, что ваш коллега, находясь дома, регулярно не делает ничего из этого. Он лицемер. Вы сразу же лишаете его моральной признательности за его активную деятельность. Фактически, его лицемерие теперь делает его активизм не только отрицательным, но и отрицательным: как он смеет ходить и говорить другим людям выключить свет, если он сам этого не делает!
Эта неприязнь к лицемерию является эмоционально интуитивной, но если вы остановитесь, чтобы подумать об этом, это станет психологической загадкой.Если вы считаете, что защита окружающей среды важна, разве вам не следует радоваться, что ваш коллега продвигает правильные ценности (даже если он сам расточителен)? С логической точки зрения, нет ничего нечестного в том, чтобы осуждать действие, а также участвовать в нем. Так почему же из-за критики что-то кажется хуже, — делать это самому?
Мы утверждаем, что ваше возражение против вашего сотрудника совершенно логично, потому что главное преступление лицемера состоит не в том, что он нарушает свои собственные принципы, а в том, что его использование моральных прокламаций ложно подразумевает, что он сам ведет себя морально.
Эта идея имеет смысл, если вы думаете о моральном осуждении не как о инструменте для упрека других, а как о способе поднять собственную репутацию. В одном наборе исследований мы нашли поддержку этой точки зрения: люди склонны воспринимать чьи-то нормативные заявления, такие как «тратить энергию впустую — это неправильно с моральной точки зрения», — как указание на то, как ведет себя сам говорящий. Фактически, наши результаты показывают, что люди с большей вероятностью поверили бы, что говорящий не тратил энергию зря, если бы он сказал: «Неправильно тратить энергию впустую», чем если бы он просто сказал: «Я не трачу энергию зря».«Моральное осуждение, кажется, действует как особенно мощный сигнал поведения — более мощный, чем даже прямые заявления о поведении.
Если вы так поймете моральную критику, вы поймете, почему люди чувствуют себя обманутыми лицемерами. В другом наборе исследований мы обнаружили, что люди считали лицемеров нечестными — на самом деле более нечестными, чем люди, которые откровенно лгали. Примечательно, что лицемеры были оценены как менее заслуживающие доверия, менее симпатичные и менее нравственные, чем те, кто открыто лгал: e.g., персонажи, которые тратят энергию впустую после того, как явно заявили, что никогда не тратили энергию зря.
Для дальнейшей проверки нашей теории мы попросили людей судить «несигнальных» лицемеров: тех, кто лицемерно осуждает поведение, которым они занимаются, но которые открыто избегают намека на что-либо добродетельное в своем личном поведении — например, говоря: «Я думаю, тратить энергию впустую — морально неправильно, , но я все равно иногда делаю это ».
Мы обнаружили, что люди оценивали этих лицемеров, не являющихся сигнальными, гораздо более положительно, чем они судили традиционных лицемеров.Фактически, они позволили этим бессигнальным лицемерам полностью сняться с крючка, оценив их не хуже, чем те, кто совершал такое же плохое поведение, но не осуждал за это других. Этот, казалось бы, странный результат — признание в правонарушении улучшает репутацию человека, если он лицемер — подтверждает нашу теорию о том, что мы не любим лицемерие потому, что оно включает ложные сигналы.
Вместе наши исследования выясняют, почему лицемерие вашего коллеги так раздражает, даже если он оказывает положительное воздействие на окружающую среду, побуждая людей сокращать потребление.Дело не просто в том, что он не выполняет то, что проповедует, или критикует других за проступки, которые он тоже совершает. Дело в том, что его откровенное морализаторство ложно выражает его собственные достоинства, принося ему неоправданные репутационные выгоды — и за счет людей, которых он публично позорит. Ему было бы лучше, если бы он просто признал, что сам иногда не соответствует этим идеалам.
Почему все (остальные) лицемеры
Мы все лицемеры. Почему? Лицемерие — естественное состояние человеческого ума.
Роберт Курцбан показывает нам, что ключ к пониманию наших поведенческих несоответствий лежит в понимании устройства нашего разума. Человеческий разум состоит из множества специализированных единиц, созданных в процессе эволюции путем естественного отбора. Хотя эти модули иногда работают вместе, они не всегда работают вместе, что приводит к невероятно противоречивым убеждениям, колебаниям между терпением и импульсивностью, нарушениям наших предполагаемых моральных принципов и чрезмерно раздутым взглядам на самих себя.
Этот модульный, эволюционный психологический взгляд на сознание подрывает глубоко укоренившиеся интуитивные представления о себе, а также ряд научных теорий, требующих «я» с последовательными убеждениями и предпочтениями. Модульность предполагает, что «я» не существует. Напротив, каждый из нас является спорным «мы» — совокупностью дискретных, но взаимодействующих систем, постоянные конфликты которых формируют наши взаимодействия друг с другом и наше восприятие мира.
Четким языком, полным остроумия и богатым примерами, Курцбан объясняет корни и последствия нашего непоследовательного ума, и почему совершенно естественно верить, что все остальные лицемеры.
«Опираясь на недавние исследования и исследования, Курцбан приводит убедительные и последовательные … аргументы в пользу модульного разума, чему в значительной степени способствуют юмористические сноски и примеры … Принимая во внимание высокие темы, включая истину и веру, Курцбан приводит успешный аргумент. для изменения — и переназначения — современного мышления «. — Publishers Weekly
«Используя юмор и анекдоты, [Курцбан] показывает, как конфликт между модулями разума приводит к противоречивым убеждениям, колебаниям поведения, нарушению моральных границ и завышенному эго.Он утверждает, что мы должны думать о себе не как о «я», а как о «мы» — совокупность взаимодействующих систем, находящихся в постоянном конфликте ». — Природа
«Роберт Курцбан считает, что все мы лицемеры. Но не беспокойтесь, — объясняет он, — лицемерие — это естественное состояние человеческого разума. В своей книге Почему все (остальные) лицемеры: эволюция и модульный разум , Курцбан утверждает, что человеческий разум состоит из множества специализированных единиц, которые не всегда работают вместе.Когда эта гармония нарушается, у людей часто возникают противоречивые убеждения ». — Виктория Стерн, Scientific American Mind
«Курцбан — светило в растущей дисциплине эволюционной психологии … [П] ровокатив … Курцбан уделяет много места объяснению и демонстрации того, как его теория проявляется в нашей повседневной жизни». — Библиотечный журнал
«Остроумно, мудро и иногда весело, Роберт Курцбан предлагает объяснения, почему мы делаем то, что делаем, например, морально осуждаем продажу человеческих органов и запираем холодильник на ночь, чтобы не перекусить.. . . Курцбан затрагивает некоторые сложные темы в умной и доступной манере. Он включает множество психологических исследований в поддержку своих теорий, но повествование никогда не бывает сухим. . . . Бросая вызов общепринятым представлениям о привычках, морали и предпочтениях, Курцбан держит читателей как развлеченными, так и просвещенными «. — Предисловие Обзоры
«[Курцбан] утверждает, что … внутренние конфликты не ограничиваются крайними случаями; они возникают у каждого в мозгу, приводя к нелогичным убеждениям и противоречивому поведению.По словам Курцбана, это не обязательно плохо. Фактически, выборочная иррациональность может дать нам эволюционное преимущество ». — Кейси Гленн, Chronicle of Higher Education
«Роберт Курцбан использовал свой взгляд на эволюционную психологию, чтобы исследовать концепцию« я », лежащую в основе как дисциплины психологии, так и повседневного понимания человеческого поведения, что, несомненно, представляет интерес для всех … Сама книга. Стиль Курцбана состоит в том, чтобы взять традиционные вопросы и очевидно разумные позиции, а затем продемонстрировать, что разумность на самом деле такова только при наборе допущений — и что, если они не соответствуют гипотезе модульности, мы должны переосмыслить.» — Том Дикинс, Times Higher Education
«Настоятельно рекомендуется.» — Джессика Палмер, Bioephemera blog
«Я уверен, что Почему все (остальное) лицемеры» вызовет много споров, и я уверен, что тезисы Курцбана потребуют дальнейшего уточнения. Но какое увлекательное чтение! » —Бренда Джубин, Блог о рынках
«[T] Здесь много ценного в книге Курцбана.« — Питер Каррутерс, Тенденции в когнитивных науках
«Мы все непоследовательны и обманываем себя, — говорит эволюционный психолог Роберт Курцбан. Наши модульные умы развивались не для согласованности, а для лоскутной многозадачности … Как говорит Курцбан, понимание того, как и почему мы можем быть такими« невежественными ». «неправильное, иррациональное и лицемерное» может помочь нам работать над построением более справедливого общества ». —Сьюзан Блэкмор, BBC Focus
«Курцбан блестяще (и часто весело) ломает систему функциональных модулей, объясняя их существование эволюцией, а их лицемерие — недостатком общения. Почему все (остальное) — лицемеры Культурная психология
«Роберт Курцбан — один из лучших эволюционных психологов своего поколения: он отличается не только своими успешными исследованиями и сложным пониманием психологии, но и своим остроумием — Курцбан действительно умен, хитрый, лаконичный, а иногда и веселый. .»- Стивен Пинкер, Гарвардский университет
«В этой удивительной книге Роберт Курцбан ведет с самим собой блестящую пищу для размышлений, заставившую меня задуматься — и громко рассмеяться. Используя умные примеры и революционный научный подход, он показывает, что противоречие — это действительно фундаментальный человеческий опыт. Неудивительно, что я хотел поделиться этой книгой со своими друзьями — но я также хотел сохранить ее для себя! Если вы не прочтете эту книгу, вам останется только гадать, о чем все (остальные) говорят.