Менталитет русских людей – .

Менталитет россиян, характер жителей регионов

Регионы с характером. Влияет ли место проживания россиян на менталитет и поведение людейРоссия огромная страна, в которой живут десятки национальностей и этносов, каждый из которых отличается своим укладом жизни, чтимыми традициями и особенностями мировосприятия.

Кроме того, за жителями многих регионов России вне зависимости от их национальной принадлежности закрепились определенные стереотипы характеров и поведения, что отражается в шутках, цитатах и даже поговорках. Например, практически все знают поговорку жителей Сибири — «Сибиряк не тот, кто не мерзнет, а тот, кто хорошо одевается».

ИОМ Анкетолог решил более детально исследовать менталитет россиян и поинтересовался у участников проекта Anketolog.Ru, считают ли они, что характер может меняться в зависимости от того, в каком регионе живет человек, что определяет эти изменения, а также какие черты характера они считают в большей степени присущими для жителей различных частей России.

Характер россиян в разных регионах страны

На вопрос «существуют ли различия в характерах жителей разных регионов России, и насколько они сильны», преимущественное  большинство респондентов — 83% ответили, что различия есть, причем 29% из этого количества опрошенных уверены, что они сильно заметны.

Регионы с характером. Влияет ли место проживания россиян на менталитет и поведение людей

На вопрос о том, что влияет на характер жителей различных регионов России, большинство опрошенных считают, что это уровень жизни людей, проживающих на определенной территории (72%) и национальные особенности (77%). Сферу деятельности региона, как важный фактор формирования характера, отметили 45% респондентов.

Из тех 5% участников исследования менталитета россиян, кто выбрал вариант «Другое», каждый второй указал «климатические условия» в качестве фактора, влияющего на формирование характера.

Регионы с характером. Влияет ли место проживания россиян на менталитет и поведение людей

Менталитет россиян

Для ответа на вопрос, какие черты характера присущи жителям того или иного региона, мы предложили респондентам список из 17 качеств:

Честность
Щедрость
Жадность
Злоба
Вспыльчивость
Спокойствие
Патриотичность
Дружелюбие
Забота
Грубость
Лень
Трудолюбие
Тактичность
Веселость
Чувство юмора
Замкнутость
Открытость

…и просили выделить по три из них, которые, на их взгляд, характерны для жителей:

Дальнего Востока
Кавказа
Севера
Сибири
Урала
Центральной России и Поволжья

По мнению респондентов (жителей России), сибирякам присущи такие черты характера как спокойствие — 37%, дружелюбие — 33% и щедрость — 25%.

Сами же сибиряки чаще отмечали у себя дружелюбие — 46%, трудолюбие — 41% и открытость — 33%

Регионы с характером. Влияет ли место проживания россиян на менталитет и поведение людей

При оценке жителей Дальнего Востока 23% респондентов указали, что для проживающих в этом регионе присуще спокойствие (38%), трудолюбие (21%), дружелюбие (19%).

Примечательно, что, несмотря на довольно устойчивое понимание, что такое регионы Дальнего Востока, почти половина участников нашего исследования не смогла выделить характерные для жителей Дальнего Востока черты характера. 46% затруднились с ответом.

Специалисты ИОМ Анкетолог склонны объяснять такое положение вещей тем, что в сознании многих россиян Дальний Восток и Сибирь являются чем-то единым — большим, суровым регионом со схожим климатом и непростыми условиями жизни.

Оценивая же самих себя, жители Дальнего Востока уверенно отметили  в своем характере дружелюбие (70%), щедрость (60%) и трудолюбие (60%).

Регионы с характером. Влияет ли место проживания россиян на менталитет и поведение людей

О жителях Центральной России и Поволжья  мы получили самые неоднозначные ответы (очень небольшой оказалась разница в процентном соотношении между различными чертами характера).

Тем не менее, некоторый перевес проявился в пользу дружелюбия (20%), трудолюбия (19%) и жадности (18%).

Жители Центральной России и Поволжья назвали себя  трудолюбивыми — 42%, спокойными — 34% и честными — 24%.

Регионы с характером. Влияет ли место проживания россиян на менталитет и поведение людей

Жителям Севера 32% россиян также не смогли присудить никаких примечательных черт характера, они затруднились с ответом. В целом же, россияне считают жителей Севера спокойными (39%), трудолюбивыми (33%) и дружелюбными (26%).

Сами северяне отмечают у себя те же качества, что и жители других регионов: спокойствие (62%), дружелюбие (35%), трудолюбие (31%).

Регионы с характером. Влияет ли место проживания россиян на менталитет и поведение людей

Жителям Урала соседи по стране присудили дружелюбие (26%), трудолюбие (24%) и спокойствие (19%).

Сами уральцы отметили, что им, помимо трудолюбия (40%) и дружелюбия (30%), свойственно и чувство юмора (38%). Возможно, именно оно и позволило разбавить «стандартный» портрет россиянина, составленный нашими респондентами.

Регионы с характером. Влияет ли место проживания россиян на менталитет и поведение людей

Оценка россиянами менталитата жителей Кавказа особых затруднений у респондентов не вызвала.  По мнению россиян, жители Кавказа значительно отличаются по характеру от жителей других регионов России, им присущи вспыльчивость — 78%, щедрость — 35%, патриотичность — 22%, а также грубость — 22%.

Кавказцы во многом согласны со сторонней оценкой. Они также отметили свою  вспыльчивость (83%) и щедрость (76%), но присудили себе еще дружелюбие (29%) и чувство юмора (29%)

Регионы с характером. Влияет ли место проживания россиян на менталитет и поведение людей

Примечательно следующее: несмотря на то, что большинство участников опроса о менталитете россиян  в самом начале указали, что, по их мнению, характер россиян, живущих в разных регионах, отличается, на деле оказалось, что основные черты все же схожи.

Среди спокойных жителей почти всей России выделился только вспыльчивый Кавказ.

 

*Всего в опросе приняли участие 383 участника проекта, которые распределяются по регионам России следующим образом:

23% — Сибирь

48% — Центральная Россия и Поволжье

3% — Дальний Восток

7% — Север

13% — Урал

6% — Кавказ

iom.anketolog.ru

грубость или особенность национального менталитета?

Стюардессы, работающие на международных рейсах, часто жалуются на грубость русских. Иностранцы, которые приехали в Россию, не могут понять, почему окружающие настолько агрессивны.

Исследование, которое провели учёные Института психологии РАН, показывает, что русские действительно стали злее за последние 20 лет. Неужели дело вовсе не в менталитете?

Русская грубость

Русский стиль общения

Английских стюардесс приводит в ужас манера общения туристов из России. Русские никогда не говорят «спасибо». На стандартный вопрос «Не желаете ли чего-нибудь выпить?» русские туристы отвечают резко: «Нет» или «Нет, не хочу». С точки зрения культурного англоговорящего человека такой ответ — серьёзная грубость. А ещё русские мало улыбаются и не всегда улыбка говорит о добрых намерениях.

Однако дело ведь не в том, что пассажир хочет оскорбить стюардессу. Просто у русских не принято говорить: «Спасибо, я не хочу». Другая реальность — другие правила.

Вы никогда не заведёте душевный разговор с продавцом в магазине. Вместе с этим в Англии продавец может спросить у клиента о делах, покупках и настроении. В России таких консультантов избегают. Получается, русская грубость — всего лишь трудность перевода?

Без намеков и недомолвок

Грубость и напористость русских кроется не только в манере разговора. Иностранцы отмечают, что русские в целом ведут себя агрессивно. По их мнению, причины грубого поведения необходимо искать в прошлом.

Русский человек патологически не хочет выглядеть «второсортным». В этом контексте грубость означает равенство. Агрессивное поведение демонстрирует окружающим, что человек знает свои права и будет за них бороться.

Грубость в русских закрепилась почти на генетическом уровне. В Российской империи крестьянин мало задумывался о манерах. Жёсткость и настойчивость зачастую помогали выживать, и эта привычка закрепилась в менталитете. Современные русские продолжают использовать грубость как инструмент для достижения целей.

Прямолинейный человек получает больше

Иностранцы также выделяют интересный, по их мнению, феномен, который берёт начало в СССР. Называется: «Нет пива». В длинных очередях за пенным во время расцвета пивного алкоголизма могла вдруг прозвучать фраза: «Пива нет». И это не значило, что напитка нет для всех. Просто для того, чтобы его получить, придётся проявить настойчивость и хитрость. Иногда в очереди за пивом (и другими дефицитными товарами) люди довольно грубо отпихивали друг друга. Так описывают советскую реальность иностранцы, которые жили в то время в СССР.

Грубость — просто способ получить желаемое, когда желаемого не хватает на всех. Русские часто не замечают жёсткости и резкости. Сложно увидеть то, к чему ты привык.

Прямолинейность или агрессия?

Современные исследования показывают, что русские становятся конфликтнее. Эксперты Института психологии РАН проанализировали типовое поведение людей с 1981 по 2011 годы. Картина получилась удручающая: русские стали агрессивнее. Около 80% убийств в России происходит из-за спонтанных вспышек злости. Другими словами, в состоянии аффекта. И дело не в менталитете и привычках.

Криминальная культура стала популярной в России в восьмидесятых годах XX века. И до сих пор люди охотно пользуются сленгом («наехать», «блат», «заначка», «зашквар», «ништяк») и воспроизводят модели поведения зеков. Быть агрессивным в таком мире — нормально. В противном случае не будут уважать.

На росте агрессии сказывается и общая обстановка в стране. Учёные РАН отмечают, что в нестабильные времена социальная напряжённость растёт. Закономерность подтверждает история. Например, в начале XX века в США резко увеличилась смертность от перестрелок. Великая Депрессия вынуждала людей браться за оружие. Агрессия русских сегодня — результат экономической нестабильности в стране.

Читайте также: 12 черт русского менталитета, в которых вы узнаете себя 

www.factroom.ru

Менталитет Русского Народа » За Веру Царя и Отечество



 В.М. Волынкина



учитель высшей категории гимназии № 2


г. Пермь


Консультант: В.А. Столбов


канд. геогр. наук, доцент кафедры 


социально-экономической географии


Пермского государственного университета




А. Медведев. Тишина. Ок. 1904


 



Менталитет1 народа — составная часть национальной культуры. Изучение народного менталитета необходимо для понимания взаимосвязи природы, истории, культуры и социума на определенной территории. И учащимся, в конечном счете, интереснее всего то, что касается человека.


Изучение менталитета русского народа на уроках географии поможет учащимся найти правильные подходы к пониманию многих проблем в сфере социально-экономического и внутриполитического строительства, предвидеть в общих чертах будущее нашей Родины.



Человек является частью географической среды и зависит от нее. В качестве пролога к изучению этой зависимости привожу слова М.А. Шолохова: «Сурово, нетронуто, дико — море и каменный хаос гор. Ничего лишнего, ничего искусственного, и люди подстать природе. На трудящегося человека — рыбака, крестьянина, эта природа наложила печать здоровья и целомудренной сдержанности» 2. Детально изучив закономерности природы, мы сможем понять и закономерности поведения человека, его характер. 


В сегодняшних, новых экономических условиях исследования менталитета народа на уроках географии — это не просто использование поисково-исследовательского метода, но и выполнение социального заказа общества, которое стремится преуспеть на мировом рынке. Не следует, конечно, сводить в географии все к менталитету. Но в тех темах, где это полезно, это делать нужно. 


Наиболее органично эти вопросы вписываются в раздел «Население России». Целесообразно их изучение при обобщении знаний, полученных в темах «Географическое положение», «Рельеф», «Природные ресурсы», «Климат», «Воды». Отдельный урок по теме «Менталитет русского народа» лучше провести как конференцию, используя работы Л.Н. Гумилева, И.А. Ильина, В.О. Ключевского, Н.А. Бердяева и др. Целесообразно использовать небольшие выдержки из их произведений.


И.А. Ильин:


«Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с холодной зимой и раскаленным летом, с безнадежной осенью и бурною, страстною весною. Она погрузила нас в эти колебания, заставила нас жить их властью и глубиной. Именно столь противоречив русский характер».


С.Н. Булгаков писал о том, что континентальность климата (амплитуда температуры в Оймяконе доходит до 104 °С), вероятно, повинна в том, что русский характер такойпротиворечивый, жажда абсолютной свободы и раба покорность, религиозность и атеизм[/i] — эти свойства русского менталитета непонятны европейцу, создают России ореол таинственности, загадочности, непостижимости. Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Ф.И. Тютчев сказал о России:


 




 


Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.





Факты говорят о том, что Российское (Советское) государство и российский этнос были исторически, географически и психологически «запрограммированы» на противостояние жесточайшему нажиму извне. Российский этнос зародился в центре Евразии, на равнине, не защищенной с запада и востока ни морями, ни горами и доступной для военных вторжений как из Восточной Азии, так и из Западной Европы. Единственный способ сохранить в таких условиях самостоятельность — занять как можно большую территорию, в которой увязали бы любые вражеские армии.




Н.П. Богданов-Бельский. 

Воскресное чтение. Ок. 1899



 


Громадные пространства, суровый климат и необходимость противостоять объединенным силам одновременно многих народов с запада и с востока породили преобладающий тип подсознательных и сознательных психологических установок («медленно запрягать, но быстро ездить» — по Бисмарку, или интровертно-эмоциональный тип психологии — по Юнгу), концентрацию власти в тоталитарном государстве (абсолютная монархия или восточная деспотия сталинского типа).



Учащихся нужно подвести к тому, что на менталитете русского народа сильно отразилась и суровость нашего климата. Проживая на территории, где зима длится около полугода, русские выработали в себеогромную силу воли, упорство[/i] в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Низкая температура в течение большой части года повлияла и на темперамент нации. Русские более меланхоличны, медлительны,[/i] чем западноевропейцы. Им приходится сохранять и аккумулировать свою энергию, необходимую для борьбы с холодом. «Сколько сил, денег, времени уходит у жителей России на защиту от холода, добычу и перевоз топлива, устройство отопления, утепление домов, укрепление инженерных сооружений, спасение судов, пристаней, мостов, расчистку от снега путей, защиту от наводнений, производство теплой одежды» (С.В. Рогачев)3.


Северноевразийский характер нашей страны сформировал тип национальной психологии, который не только не соответствует преобладающим мировым тенденциям, но прямо противоположен им. Отсюда вместо развития товарного хозяйства — психология ухода в натуральное хозяйство [/i](спасительная в годы иностранной интервенции, но непродуктивная для строительства интенсивной экономики), вместо самостоятельности —привычка к патернализму[/i], вместо высоких материальных запросов —неприхотливость[/i] к условиям жизни.


Суровые российские зимы оказали сильное влияние на традиции русскогогостеприимства[/i]. Отказать путнику в крове зимой в наших условиях означает обречь его на холодную смерть. Поэтому гостеприимство воспринималось русскими людьми не иначе как сама собою разумеющаяся обязанность. Суровость и скупость природы научили русского человека быть терпеливым[/i] и послушным[/i]. Но еще большее значение имела упорная, непрерывная борьба с суровой природой. Русским издавна наряду с земледелием приходилось заниматься и всякого рода ремеслами. Этим объясняется практическая направленность их ума, ловкость и рациональность.[/i] Рационализм, расчетливый и прагматичный подход к жизни не всегда помогает великороссу, так как своенравие климата порой обманывает самые скромные ожидания. И, привыкнув к этим обманам, наш человек предпочитает порой выбрать очертя голову самое что ни на есть безнадежное решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эту наклонность дразнить счастье, играть в удачу[/i] В.О. Ключевский назвал «великорусским авосем».


Жить в таких непредсказуемых условиях, когда результат труда зависит от капризов природы, можно только с неисчерпаемым оптимизмом[/i]. В рейтинге национальных черт характера, составленном на основе опроса журнала Reader’s Digest, проведенного в 18 европейских странах в феврале 2001 г., это качество у россиян оказалось на первом месте. Оптимистами объявили себя 51% российских респондентов (пессимистами — только 3%). 


В остальной Европе среди качеств победило постоянство, предпочтение стабильности[/b].


Русскому человеку надо дорожить ясным рабочим днем. Это заставляет нашего крестьянина спешить усиленно работать, чтобы сделать многое в короткое время. Ни один народ в Европе не способен к[/i] такому напряженному труду[/i] на короткое время. Такое трудолюбие присуще, пожалуй, только русским. Вот так многогранно влияет климат на русский менталитет. Не меньшее влияние имеет ландшафт. В.О. Ключевский раскрывает ландшафтную детерминированность русского характера так: «Великороссия XIII—XV вв. со своими лесами, топкими болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячи мелких опасностей, затруднений и неприятностей, среди которых надо было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало великоросса зорко следить за природой, смотреть в оба, по его выражению, ходить, оглядываясь и ощупывая почву, не соваться в воду, не поискав броду, развивало в нем изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями.


 




Н.П. Богданов-Бельский.

Проба голосов. Ок. 1899 

(впервые экспонировалась

на XXVII 

передвижной выставке)



 


В Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого. Своеобразие русской природы, ее капризы и непредсказуемость отразились на складе ума русских, на манере его мышления. Житейские неровности и случайности приучили его больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед. В борьбе с нежданными лишениями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и январской слякотью он стал больше осмотрителен, чем предупредителен, выучился больше замечать следствие, чем ставить цели, воспитал в себе умение подводить итоги насчет искусства составлять сметы. Это умение и есть то, что мы называем задним умом… Природа и судьба вели великоросса так, что приучили его выходить на прямую дорогу окольными путями».


Прекрасная русская природа и равнинность российских ландшафтов приучили народ к созерцанию. По мнению В.О. Ключевского, «в созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера. 


Но от чрезмерной созерцательности ду’ши становятся мечтательными, ленивыми, безвольными, нетрудолюбивыми».Осмотрительность, наблюдательность, вдумчивость, сосредоточенность и созерцательность[/i]— это те качества, которые были воспитаны в русской душе российскими ландшафтами.



Во многом специфические (и часто противоречивые) черты русской ментальности определяются обширностью пространств России. Огромная, редконаселенная территория требовала для своего освоения особого типа людей (пассионариев, по Л.Н. Гумилеву), способных к решительным действиям, дерзких и отважных. По подсчетам П.С. Ширинкина4, за 57 лет (от покорения Сибири Ермаком до выхода Москвитина к Тихому океану) территория страны увеличилась на 10 млн км2 — одна из крупнейших по масштабам колонизация в мире. Для сравнения — экспедиции Колумба присоединили (если считать Карибское море сушей) к испанской империи 2777 тыс. км2, Кортеса — 2067,1 тыс., Писарро — 1285,2 тыс.5При этом, в отличие от испанской колонизации Америки, ни один народ Сибири и Дальнего Востока не был объявлен «дикарями» и уничтожен. 


И везде по пути своего следования русские создавали сеть поселений-крепостей, игравших также роль экономических центров освоения территории. Население таких острожков отличалось предприимчивостью, необычайным свободолюбием и бунтарством. Значительная часть жителей бежала за Урал от «государева ока», да и сама власть предпочитала держать таких граждан подальше от столицы.


Русские формировались не в национально-замкнутом пространстве, а в открытой равнине — равнине ассимиляций. Они «выварились» в этом котле и вышли из него с двумя фундаментальными качествами — чувством мощного единения друг с другом[/i] («как мир, так и я») и возникшим из многовекового опыта жизни примирительным отношением к народам-соседям[/i] — и к тем, у кого приходилось захватывать земли, и к тем, кто присоединялся исходя из своих интересов; и тем более к тем, кто считал для себя важным передать русским свои знания, креативные элементы своей культуры.



Русским был чужд дух враждебности и соперничества — именно в силу их очевидного преобладания, а также в силу имевшегося у них мощного народного корня с его московским стержнем. Этот русский «корень» был столь крепок, что переваривал и царей немецких кровей, и прибалтийское чиновничество, и татарских баскаков и мурз, и свое франкоговорящее дворянство, и украинский вариант православия6.


Огромность и непостижимость пространств страны не могли не сказаться на ее восприятии соседями. Император Александр III в напутствии, произнесенном незадолго до вступления страны в XX век, сказал: «Помни — у России нет друзей. Нашей огромности боятся».


Длительный период тщательного дозирования и намеренного искажения информации, просачивающейся за рубеж, не способствовал формированию у иностранцев объективного представления о стране. П.А. Вяземский, литератор и друг Пушкина, так характеризовал подобные мнения: «Хотите, чтобы умный человек, немец или француз, сморозил глупость, — заставьте его высказать суждения о России. Это предмет, который его опьяняет и сразу помрачает его мыслительные способности».


 




М.В. Нестеров. Великий постриг. 

1898 (с гравюры по картине)



 


«Огромные пространства легко давались русскому народу, но нелегко давалась ему организация этих пространств в величайшее в мире государство, поддержание и охранение порядка в нем. Размеры государства ставили русскому народу почти непосильные задачи, держали русский народ в непомерном напряжении» (Н.А. Бердяев). Все это не могло не сказаться на менталитете великороссов. Русская душа оказалась подавлена необъятными российскими полями, необъятными российскими снегами, она как бы утопает, растворяется в этой необъятности. Длительные и холодные зимы отразились безрадостной печалью в душе русских людей.


Государственное овладение необъятными пространствами сопровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил, подавлением любой инициативы, исходившей «снизу». Централизация отразилась на русском духе двояко: во-первых, великоросс решил, что тот, кто управляет такими обширными пространствами, представляющими собой Россию, и великим народом — чуть ли не сверхъестественного происхождения. Отсюда —культ личности, чувство благоговения к «царю-батюшке»[/i] в душе русского народа. Во-вторых, чувство, что над человеком кто-то стоит, видит и управляет всеми его поступками, вылилось в такое качество русской души, как беспечность. Н.А. Бердяев сказал: «Русская душа ушиблена ширью». Широка душа русского, как русская земля, реки, поля — все может вобрать в себя душа русского человека, все человеческие чувства, свойства и качества в ней поместятся.


Учащимся интересно будет анализировать не только положительные черты русского народа, но и отрицательные. Власть шири над русской душой порождает 


и целый ряд русских «недостоинств». 


С этим связаны русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности. [/i]«Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности», — отмечал Н.А. Бердяев.




Русская лень (обломовщина) распространена во всех слоях народа. Мы ленимся выполнять работу не строго обязательную. Частично обломовщина выражена внеточности, опаздывании[/i] (на работу, в театр, на деловые встречи).


[/i]


Видя бесконечность своих просторов, русские смиряются с мыслью, что овладеть такой ширью все равно невозможно. И.А. Ильин говорил: «Россия одарила нас огромными природными богатствами — и внешними, и внутренними». Русский человек считает эти богатства бесконечными и не бережет их. Это порождает в нашем менталитетебесхозяйственность[/i]. Нам кажется, что у нас всего много. И далее, в своей работе «О России» Ильин пишет: «От чувства, что наши богатства обильны и щедры, в нас разлита некая душевная доброта, некое органическое, ласковое добродушие, спокойствие, открытость души, общительность… всем хватит, и еще Господь пошлет». В этом кроются корни русского великодушия[/i].



 




И. Брандт. В степи. Ок. 1899


 


«Природное» спокойствие, добродушие и великодушие русских удивительным образом совпали с догмами православной христианской морали. Смиренность[/i] в русском народе и от церкви. Христианская мораль, веками державшая всю российскую государственность, сильно повлияла на народный характер. Православие воспитало в великороссах духовность, всепрощающую любовь, отзывчивость, жертвенность, душевную доброту.[/i]Единство Церкви и государства, ощущение себя не только подданным страны, но и частицей огромной культурной общности взрастило у россиян необыкновенный патриотизм, доходящий до жертвенного героизма[/i]. А.И. Герцен писал: «Каждый русский сознает себя частью всей державы, сознает родство свое со всем народонаселением».



Патриотизм пронизывает все сферы российского общества. Например, наряду с патриотизмом политическим в последние годы все шире распространяется патриотизм в потребительских предпочтениях. Если до кризиса 1998 г. 48% потребителей отдавали предпочтение товарам отечественного производства, то в 1999 г. эта цифра составила уже 90%7. Поэтому западным компаниям приходится тратить огромные деньги на разработку и производство товаров якобы российских торговых марок.


 


Зависимость менталитета русского народа от природных факторов




Факторы, влияющие на менталитетЧерты национального характера
Географическое положение, обширность территорииШирота души
Вольность
Духовная свобода
Подавленность
Бесхозяйственность
Безынициативность
Лень (обломовщина)
Климат 

(суровость климата, длинная зима, низкие температуры)

Меланхоличность
Медлительность
Недооценка своего труда
Гостеприимство
Терпение
Послушание
Коллективизм
Соборность
Чувство локтя
Противоречивость
Безудержность
ЛандшафтСозерцательность
Мечтательность
Наблюдательность
Вдумчивость
Слежение за природой (смотреть в  оба)
Обсуждение пройденного пути



 


Проблема преодоления российских пространств и расстояний всегда была для русского народа одной из самых главных. Еще Николай I говорил: «Расстояния являются несчастьем России».



В российском человеке есть упорство и основательность[/i] крестьянина и кочевая кровь (удаль[/i], стремление сняться с обжитых мест в поисках чего-то лучшего, горизонтальное структурирование пространства и т. д.). Русские не различают границ между Европой и Азией, балансируя между двумя моделями развития8. Учащиеся сами могут найти примеры из истории: крещение Руси и монголо-татарское иго, нашествие европейских армий и азиатские бунты Разина и Пугачева, европейские реформы и крепостное право, западная ориентация перестройки сегодняшних дней и азиатская коррумпированность чиновников. 


Всесторонний географический анализ этнокультурной и природной среды позволяет сегодня раскрыть важнейшие особенности менталитета любого народа и проследить этапы и факторы его формирования.


 




 



1 Менталитет (от лат. mentalis — умственный) — склад ума; мироощущение, характер, мировосприятие; совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих человеку или общественной группе.


2 Здесь и далее за аутентичность цитат несет ответственность автор. — Прим. ред.



3 См.: «География», № 2/92, с. 5.



4 П.С. Ширинкин. Этноконструктивистский подход в оценке биохимической энергетики великорусского суперэтноса: 420 лет спустя, некоторые итоги и результаты. География и регион (1. Регионоведение и региональная организация общества). — Пермь, 2002.



5 Там же.



6 Г. Попов. Берегите русских//Независимая газета, 05.04.2000.



7 По данным опроса, проведенного журналом Reader’s Digest в 18 европейских странах в феврале 2001 г., россияне — самые крутые патриоты в Европе.



8 См.: «География», № 1/92, с. 5.


 



 


 

zaweru.ru

что это такое и менталитет русского человека

От переезда в другую страну или заключения брака с иностранцем многих удерживает одно – разница менталитетов. Разница проявляется в мелочах и в отношении к жизни в целом. Что такое менталитет? Чем он отличается от ментальности? И как проявляет себя загадочная русская душа? Кто-то гордится своим происхождением и менталитетом, кто-то всеми силами пытается искоренить его проявления. Важно различать: что заложено генетикой, а что все-таки можно изменить.

Что такое менталитет

Менталитет — это исторически и генетически сложившаяся совокупность социально-психологических качеств народа. Этимологически происходит от греческого слова mentis — ум, мышление, душа, рассудок, способ мышления. То есть одно слово объединяет множество явлений и процессов, что порождает большое количество толкований. Если описать менталитет обычными словами — это отображенный в культуре исторический опыт, который впитывает воспитанный в этой культуре человек.

В научной литературе часто используют два понятия: менталитет и ментальность. Одни авторы считают слова синонимами, другие пытаются провести грань между этими понятиями. Согласно второй теории различий менталитет — это исторически и генетически выработанная духовная константа, отражающая глубинные ценности народа, этноса. А ментальность — динамичное, частное, конкретное проявление, рожденное эпохой. Типов ментальностей существует столько же, сколько есть социальных групп. А менталитет характеризует народ в целом.

С одной стороны менталитет отображает суммарную характеристику людей, живущих в конкретной культуре, с другой – характеризует психологические аспекты отличий одной нации от другой. Это позволяет отдельно рассматривать менталитет американцев, французов, немцев или англичан.

Эволюция понятия «менталитет»

Истоки национального менталитета русских людей и представителей других народов находятся на заре человечества. Предметом анализа зарождающегося народного мышления часто оказываются устные свидетельства: былины, сказки, сказания, легенды, пословиц, мифы. Эти древние памятники культуры отражают все периоды духовного развития народов и этносов.

Размышления на тему обобщенных социально-психологических особенностей людей встречаются в трудах Геродота, Плиния и многих историков античности. Важнейшими культурными памятниками, которые дошли до наших дней, являются Библия и Коран. В Библии в форме религиозно-художественных сюжетов содержится определенный кодекс миропонимания и мироотношения к действительности. В Коране изложены основные культурные и духовные принципы, ценности мусульманского мира.

Но в научной практике к этой проблеме впервые обратились в XVIII веке шведский медик Карл Линней и французский философ Шарль де Монтескье. В то же время зародилась новая наука этнопсихология. Объектом изучения этнопсихологии стали «душа народа», «национальный характер», а основное внимание уделялось Человеку в истории, его эмоциям, миропониманию, системе ценностей.

Английское слово Mentality вошло в обиход еще в XVII веке, но как научный термин впервые использовалось классиком французской этнологии Люсьеном Леви-Брюль. В своей книге «Первобытный менталитет» автор описывал жизнь коренных жителей Австралии, Новой Гвинеи, а термином «менталитет» описывал темперамент, личностные черты, ценности, присущие разным племенам.

В конце 1920-х годов французские ученые Марк Блок и Люсьен Февр основали «Школу Анналов» – научное историческое направление, поставившее человека выше событий политической истории. С этого времени понятие менталитета перешло в разряд научной категории, описывающей массовое сознание народа или этноса. В психологии ментальность представлена другим понятием – социальным или национальным характером. Исследованиями в этой области занимались крупнейшие психоаналитики XX века Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм, Карл Юнг.

Сегодня исследованием менталитета занимаются многие науки: философия, социология, история, этнология, социальная психология, культурология. Помимо научных исследований о менталитете рассуждают деятели культуры, политики. Есть отрасль исторической науки – история ментальностей, которая изучает историю не с точки зрения событий и войн, а как социально-культурное явление. Область изучения истории ментальностей – это совокупность материальных условий жизни, быта и мироощущения народа.

Менталитет русского человека

Во время изучения особенностей русского менталитета культурологи и социологи делят историю на шесть исторических периодов: языческий, дохристианский, допетровский, имперский, советский, новороссийский. Каждый из этих периодов повлиял на формирование русской ментальности. Но особенно сильным оказалось влияние православного христианства.

На протяжении всей истории русского народа особенно трепетным было отношение к мотиву страдания. Счастье воспринималось не само по себе, а как вознаграждение за страдания и несчастья. Изначально связь просматривается в пословицах и поговорках: «не было бы счастья, да несчастье помогло», «кто нужды не ведал, тот счастья не знает». Истинно народные песни пронизаны «тоской-кручиною», а в сказках главному герою приходится преодолеть много испытаний в ожидании награды. Истории о тяжелой судьбе русского человека есть в творчестве всех русских поэтов и писателей.

В XIX веке идеолог официальной народности граф Сергей Уваров сформулировал знаменитую триаду «Православие. Самодержавие. Народность». Позже Сталин сократил ее до двух составляющих «Простота и народность». Но в литературе, философии, культуре споры о менталитете не утихали никогда. Самые объемные исследования национального сознания, русской философии провел религиозный и политический философ Н. Бердяев.

Современные исследования показывают, что ментальность русского человека проявляется стереотипами поведения вне зависимости от его места проживания:

  • Страх перед тем, «что люди скажут».
  • Желание «жить по правде».
  • Между разумом и чувством выбирать чувство.
  • Чаще видеть в себе недостатки, а не достоинства.
  • Спорить по любому поводу.
  • Улыбаться только знакомым людям.
  • Любовь в халяве и ожидание чуда.
  • Консерватизм и жалость.

И неважно, плох или хорош русский менталитет. В любом случае он преобладает в жизни всей нации, символизирует превосходство духовного над материальным. Изменить менталитет очень трудно даже тогда, когда он ведет не к развитию, а к разрушению.

Но преувеличивать силу ментальности тоже не стоит. С одной стороны менталитет двигает человека на определенные действия, с другой – заставляет отталкивать все чуждое, неприятное. Но ведь слово «ментальность» происходит от слова «мышление». Значит, смена мышления, и обучение новым навыкам помогут поменять свой менталитет.

Менталитет богатства: можно ли перестроить свое мышление

Факторы, влияющие на менталитет, можно разделить на 2 группы:

  • Объективные: генетика, место рождения и проживания, культурная среда, система отношений в обществе.
  • Субъективные: психические особенности, мировоззрение, ценности, взаимоотношения.

Ежегодно журнал Forbes публикует «честные» списки богачей, которые заработали свое богатство, а не получили его по наследству. Многие росли в неблагополучных семьях или не получили высшего образования. Ученые-эксперты проанализировали истории успеха миллионеров, которые сделали «сами себя», и составили ряд упражнений для изменения ментальности. Если генетику или место рождения изменить невозможно, то при желании настроить разум на богатство возможно.

Успешные люди:

  • Ориентируются на качество, а не на количество.
  • Верят в свой талант и свои силы.
  • Ставят четкие краткосрочные и реалистичные долгосрочные цели.
  • Умеют сосредоточиться на главном, но регулярно корректируют свой курс.
  • Заботятся о здоровье и не забывают о творчестве.
  • Создают финансовую «подушку безопасности».
  • Учатся всю жизнь.

Зато удача играет не такую важную роль в жизненном успехе миллионеров, как кажется. В списке факторов успеха она занимает только 13-е место.

Но главное, о чем стоит помнить: настройки ума на мышление миллионеров не гарантируют богатства. Но они того стоят.

Выводы

  • С точки зрения отдельного человека менталитет – это способ восприятия реальности, на который повлияли среда и окружение человека.
  • Менталитет – статическая «величина», которая меняется очень медленно. Ментальность изменяется под влиянием эпохи.
  • Русский менталитет лучше всего описать фразой: «загадочная русская душа».
  • Копирование привычек миллионеров не принесут богатства. Но перемены мышления помогут добиться успеха.

wikigrowth.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *