Милосердие что это такое: МИЛОСЕРДИЕ | это… Что такое МИЛОСЕРДИЕ?

МИЛОСЕРДИЕ | это… Что такое МИЛОСЕРДИЕ?

    МИЛОСЕРДИЕ — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

    В европейской христианской культуре идея милосердия формируется на пересечении ряда традиций. Понятие милосер дия восходит к Пятикнижию, где слово “hesed” обозначало “доброту”, “любящую доброту”. В добиблейской греческой литературе слово είδος обозначает чувство, которое возникает при виде незаслуженных страданий. У Аристотеля — чувство, противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание. В греческом тексте Нового Завета милосердие передается гл. обр. специфически христианским термином агапе. В христианской этике милосердная любовь приобретает особое значение как одна из трех богословских добродетелей; в милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения милосердие составляет долг человека: в нем человек призван осуществить нравственный идеал, на что указывает заповедь любви.

Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству Уже в Пятикнижии Бог выступает не только как устрашающий, но и как милосердный, многомилостивый, человеколюбивый, снисходительный; в Новом Завете милосердность Бога непосредственно задается как объект для подражания. В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу, в которой человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума. Однако милосердие — ие только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования. Поэтому несостоятельно мнение, что милосердие как путь служения Богу не предполагает непременно чувства благожелательности. Также несостоятельно сведение милосердия к альтруизму, который исчерпывается доброжелательным отношением к другим.
Однако вне телеологического и перфекционистского контекстов отсутствие идеала милосердия теряет стандарт совершенства.

    В новозаветных текстах милосердие предлагалось в качестве универсального требования, содержащего в себе и требования Моисеевых заповедей (см. Дека/юг). Этот взгляд сохраняется и в ряде современных работ по моральной теологии. Однако уже у апостола Павла получает развитие различение закона Моисея и заповеди любви, которое помимо чисто теологических аспектов имело и существенное этическое содержание, а именно то, что в христианстве от человека требуется не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на непосредственном движении души и зове сердца. Этический аспект различения Декалога и этики любви был воспринят в новоевропейской мысли и проблематизирован в контексте сопоставления справедливости и милосердия (Гоббс, Прудон, Шопенгауэр). Анализ этой традиции в истории западной философии приводит к следующим выводам: а) хотя милосердие представляет собой высшее моральное требование, непосредственно задает человеку идеал и в этом смысле универсально, оно отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием, между тем как справедливость — непреложным; б) милосердие вменяется человеку в обязанность, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того.

Впрочем, разделение справедливости и милосердия, тем более в соотнесении с различными сферами коммуникативного опыта, относительно: этически неправомерен и нравственно несовершенен такой выбор, в котором справедливость принимается как непосредственный долг человека, но при этом предполагается, чтомилосердие в императивном отношении является не нравственным долгом, а лишь рекомендацией.

    В той мере, в какой социальная жизнь воспроизводит различие, обособленность и противоположность интересов индивидов как членов сообществ, милосердие предстает психологически и практически непростой задачей. Возникающие проблемы связаны с тем, что: а) милосердие может провоцировать конфликты: оказание помощи ставит того, кому она оказана, т. е. нуждающегося, в положение, которое может восприниматься как ущемляющее его нравственное достоинство; милосердие может вести к неравенству; б) милосердие творится другому, чье понимание собственного блага может отличаться от понимания благотворителя; непозволительно навязывание блага другому; в) милосердие совершается в немилосердном, несовершенном мире.

Последовательное милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему, а в последовательном своем выражении — деятельное участие в жизни другого. Милосердие опосредовано служением; этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью. В нормативном плане милосердие непосредственно связано с требованиями прощения обид, непротивления злу насилием и любви к врагам.

    Лит.: Соловьев В. С. Оправдание добра. — Соч. в 2т., т. 1. M., 1988, с. 152—69; Зарин С. M. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское учение. М., 1996, с. 356—544; Гоббс Т. О человеке (XIÎI, 9). — Соч. в 2 т., т. 1. M., 1989, с. 258-59; Outka G. Agape: An Ethical Analysis. New Haven—L., 1972.

    P. Г. Апресян

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

что это такое и в чем его парадокс?

«Сделаешь другому добро, тебе же польза будет» – гласит монгольская поговорка. И этот факт доказан научно. Эксперты утверждают: добровольная помощь улучшает настроение, снижает давление, продлевает жизнь и делает нас счастливее. Сегодня поговорим о милосердии в религии и повседневной жизни. А еще – о том, как добрые поступки помогут уйти от депрессии и одиночества.

Что такое милосердие?

Милосердие — это умение сопереживать, сочувствовать, воспринимать чужую боль, как свою личную. Причем не просто посочувствовать, а проявить милосердие в поступках — оказать бескорыстную помощь тому, кто реально в ней нуждается, потратив свой ресурс: время, деньги, здоровье. Быть милосердным, значит проявлять сострадание и помогать какому-либо существу, не обязательно человеческому. Умение сопереживать – основа нашей идентичности и одно из духовных богатств человека.

Милосердие неразрывно связано с такими понятиями, как доброта, долготерпение, благость, забота, бескорыстность. Но милосердие – это не жалость: оно основано на уважении другого человека, признании его прав. Тогда как жалость высокомерна, она позволяет нам свысока смотреть на того, кто нуждается в помощи. Милосердие трудно описать словами. Его можно почувствовать в своей душе или увидеть в поступках милосердного человека. Главное в милосердии то, что оно не ради чего-то, а ради себя самого.

Но милосердие не предполагает пренебрежения собой. Если мы слишком близко к сердцу воспринимаем чужое горе, к нему добавляется наша тревожность и депрессия, отчего ситуация только ухудшается. Тут нужен другой подход и иная точка зрения. Лучше сказать себе: хотя события действительно печальны, могло бы быть и хуже. Взгляд на ситуацию под таким углом позволит не концентрироваться на трагизме, а получить реальный шанс изменить ее к лучшему. Такая помощь другим – это способ улучшить свою собственную жизнь.

Пройти тест на эмпатию

Организации милосердия.

Желание отдавать, ничего не ожидая взамен, подтверждается примерами великодушия врачей: Николая Ивановича Пирогова, Николая Васильевича Склифосовского, Сергея Петровича Боткина, Ивана Петровича Павлова. Они посвятили себя науке и спасению больных, облегчили немало страданий и спасли немало жизней.

Всемирный День Красного Креста и Красного Полумесяца отмечается 8 мая в день рождения своего основателя Анри Дюнана. Он побывал на войне и испытал шок, увидев количество раненых солдат, которым не оказали помощь. Эту страшную обратную сторону войны Анри Дюнан описал в книге, которую разослал всем политическим деятелям того времени, богатым людям и своим друзьям. Он основал мировую организацию помощи страждущим, стал лауреатом Нобелевской премии и провел последние дни в приюте, оставив все деньги благотворительным организациям.

Ангелом милосердия называли при жизни Мать Терезу, которая действительно стала матерью брошенными детям, неизлечимым больным и нищим жителям трущоб. Мать Тереза всегда оказывалась на месте катастроф, землетрясений, войн, чтобы поддержать людей и помолиться за них. По ее словам огромный грех – это не злость, а равнодушие к несчастью другого человека.

В середине XX столетия был открыт Орден Милосердия. На сегодняшний день это единственный религиозный орден, где количество желающих вступить в его ряды превышает количество вакантных мест.

Одним из высших проявлений гуманизма и милосердия считается хосписное движение, идея которого зародилась еще в раннехристианскую эру. Само слово «hospes» переводится как «гость», «гостеприимный» и никак не связано со смертью. Первые хосписы располагались вдоль дорог, по которым следовали христианские паломники. Это были заведения для ослабленных, немощных и больных людей, где заботились о теле и душе.

Современные хосписы отличаются от больниц тем, что они не «чинят» человеческое тело, а рассматривают пациентов как личность. В хосписе редко бывает тишина – здесь работают волонтеры, музыканты, в гости приходят родственники и известные актеры, писатели. Здесь все решает не количество памперсов и капельниц, а душевные качества персонала. Принцип работы современных хосписов: научить родных ухаживать за больным так, чтобы облегчить его боль не унижая достоинства.

Если родные не справляются, на помощь приходят сестры милосердия.

Можно ли научиться милосердию? Можно. Сопереживание проявляется по-разному, но, по сути, означает одно: добровольно принять на себя долю чужого мучения. Совсем необязательно сразу отправляться в больницу для тяжелобольных или отдать все деньги незнакомцу. Начать можно с малого:

  • Помочь упавшему человеку подняться.
  • Оплатить кофе для другого посетителя.
  • Утешить расстроенного коллегу.
  • Отнести теплые вещи в приют.
  • Стать донором.
  • В магазине оплатить продукты пожилому человеку.
  • Покормить бездомного кота или собаку.
  • Помочь освоиться новым соседям.
  • Позвонить бабушке и дедушке просто так, без повода.
  • Оставить записку с добрыми пожеланиями в библиотечной книге.
  • Пропустить в очереди женщину с ребенком.
  • Расспросить о делах пожилого соседа.
  • Помочь неместному человеку найти нужную улицу или дом.

Это далеко не полный список хороших дел, которые можно делать прямо сейчас и не затрачивать на них много времени и денег.

Пройти тест: интроверт или экстраверт?

Милосердие в религии.

Само понятие «милосердие» более характерно для Православия и религий Востока – учений Будды, Заратустры, Конфуция и иудейских пророков. В православной культуре «милость» по контексту близка к понятию «лекарство». В западной культуре более понятно такое понятие, как «благотворительность».

В Православии мысль о сострадании и доброте является одним из фундаментальных понятий. Оно есть часть важнейшей заповеди Христа, а Новый Завет буквально пропитан призывами к бескорыстной доброте и долготерпению. В христианской идее милосердия каждый человек является воплощением Образа Божьего. Это и определяет его отношение к другим. В описании Страшного суда заключена главная истина: решение об оправдании или порицании человека принимается по принципу его отношения к другим: был он милостив или нет.

Положения разных буддийских течений объединяет одно: освобождение от страданий, которое достигается только в религиозной общине. Милосердным считается человек, который отказывается от личной нирваны для того, чтобы обучить этому знанию других. В зороастризме добрые помыслы и милосердные поступки выступают инструментами, которые помогают добру побеждать зло.

В Законах пророка Моисея, по которым жил древнееврейский народ, сам Бог считается милосердным и это требует милосердного обращения людей с вдовами, сиротами и бедняками. В философском учении Конфуция существует понятие «жэнь», которое трактуется как «человеколюбие» или «человечность». В современной трактовке последователей конфуцианства «жэнь» стало универсальным началом, которое составляет основу человеческой сущности.

В религии милосердие – это важная добродетель и практическое воплощение любви к Богу и Ближнему. Но ведь заповеди даны нам со смыслом, а не для механического следования. Чтобы следовать им осмысленно, нужно приложить немало стараний, понять заповеди разумом и душой.

Парадокс милосердия.

Милосердие дано нам изначально как представителям человеческого рода. Но оно не проявляется на уровне инстинктов. Но у людей есть прекрасный инструмент, чтобы его развить – это воспитание. Педагоги знают, что начинать уроки милосердия нужно с первых лет жизни малыша. Простую мысль о любви ко всему живому детям пытаются привить родители, потом воспитатели и школьные учителя.

Если в детстве нас учат любить кошечек и собак, то взрослая жизнь проходит под коротким девизом: «здесь каждый сам за себя». Когда заканчивается детство, назревает главный вопрос: почему люди считают милосердие добродетелью? Какая от него польза тем, кто помогает другим? Сама идея милосердия предполагает внимание к чужой боли и горести. Назревает главный парадокс: человек стремится сделать себе хорошо и одновременно готов добровольно углубиться в чужое «плохо».

Разобраться с понятием поможет вопрос: что происходит в душе равнодушного или озлобленного человека?

Можно предположить, что в жизни злого человека были травматические события. Результатом таких событий стал механизм поведения: либо я раню, либо меня. Чтобы не допустить боли такой человек будет унижать, обзывать и огрызаться, но от этого будет страдать сам. Этот механизм описан Фрейдом и называется проекция.

Каждый злой поступок разъедает душу и мы физически ощущаем это страдание. Ведь выражение «душа болит» — это не метафора, реальная боль, которая приводит к мигреням, инфарктам и онкологии. Одновременно часть нашего внутреннего «Я» страдает от отсутствия добрых дел. Мы ждем доброты и сострадания от других, но боимся впустить их в свою жизнь.

Интересный пример приводит Далай Лама XIV в книге в книге «Все, что вы хотели спросить у Далай Ламы»: «…Когда я встречаю кого-нибудь на улице, я улыбаюсь и изъявляю свои человеческие чувства. Получает другой человек пользу или нет, зависит от его собственного образа мыслей. Но я получаю пользу от улыбки. Испытывающий сострадание, в первую очередь сам получает награду…»

Психотерапия милосердием.

Милосердие сегодня не в моде. Сострадание повсеместно подозревают в том, что оно совершается только напоказ. Но, помогая другим, мы общаемся и находим родственные души, уменьшаем стресс и учимся контролировать собственную боль. А еще – решаем  собственные психологические проблемы.

Избавление от депрессии.

Депрессивные люди обесценивают свои добрые дела и долго переживают последствия эгоистических поступков. Им кажется, что любые негативные события в жизни – только их вина, а окружающие поступают с ними несправедливо. Они обесценивают отношения и живут в своем гневе, жадности, злости. Все это приводит к заниженной самооценке.

Пройти тест на самооценку

Совершая добрые поступки, депрессивные люди осознают собственную значимость и необходимость. Они понимают, что заслуживают любви и доброго отношения. Удивительно, но они часто выбирают профессии с риском для жизни: пожарных, промышленных альпинистов, телохранителей. Так они могут ощутить себя героями.

Лечение одиночества.

Иногда в партнерских отношениях люди чувствуют себя более одинокими, чем те, кто формально свободен. Или меняют любовников, но раз за разом остаются в одиночестве с ощущением ненужности. Влюбленность – это химия, гормоны, страсть. Любовь – это привязанность, уважение и труд. Чтобы научиться любить, нужна практика в одном важном деле – умении отдавать.

В терапии одиночества важно заполнить эту душевную пустоту, которая создает ощущение ненужности. И тут на помощь приходит милосердие. Ведь искать нужно не мифическую принцессу в замке дракона, а того, кто нуждается в помощи прямо сейчас. Забота о других отвлечет мозг от постоянных мыслей о себе или о проблемных отношениях, научит быть нужным и поможет обрести уверенность в себе. А там и принц или принцесса объявятся.

Замечено, что бескорыстная помощь другому помогает избавиться от любого нытья.  Даже если оно сделано только ради приличия.

Выводы:

  • Милосердие – это состояние души, благодаря которому мы совершаем бескорыстные поступки.
  • Список добрых дел бесконечен, начинать можно с малого и прямо сегодня.
  • Доброта по отношению к другим учит нас быть добрым к самому себе.
  • Сострадание полезно для нас самих: оно не дает нам с головой окунуться в собственные переживания и стрессы.

Пройти тест на тип личности

Определение милосердия – Определение милосердия – Compassion International

Что такое определение милосердия?

Милосердие — это сострадательное отношение к тем, кто в беде, особенно когда в наших силах наказать или причинить им вред.

Слово «милосердие» происходит от средневекового латинского merced или merces , что означает «уплаченная цена». Он имеет коннотацию прощения, доброжелательности и доброты. Милосердие часто используется в религиозном контексте раздачи милостыни, заботы о больных или бедных.

В юридическом смысле милосердие часто относится к сострадательному поведению со стороны лица, наделенного властью, например, когда судья проявляет милосердие, снисходительность или милосердие во время вынесения приговора.

Какое библейское определение милосердия?

Милосердие встречается в Библии в связи с прощением или воздержанием от наказания. Например, Бог-Отец проявил милосердие к нам, когда принес в жертву на Кресте своего сына, Иисуса Христа, чтобы заплатить цену за наши грехи.

«Помилуй меня, Боже, по неиссякаемой любви Твоей, по великому милосердию Твоему изгладь беззакония мои.» — Псалом 50:1, NIV

Но Библия также определяет милосердие помимо прощения и воздержания от наказания. Бог проявляет Свою милость к страждущим через исцеление, утешение, облегчение страданий и заботу о страждущих. Он действует из сострадания и действует с милосердием.

В Евангелии от Матфея 17:15 человек подходит к Иисусу и становится перед Ним на колени, говоря: «Господи, помилуй моего сына… У него припадки, и он сильно страдает. Он часто падает в огонь или в воду».

Реакция Иисуса, исцелившего сына этого человека, выражает милосердие. Сострадание Иисуса побуждает его действовать, и он милостиво любит, исцеляет и восстанавливает.

Чем милосердие отличается от сострадания?

Милосердие и сострадание переплетаются. Милосердие — плод сострадания. Милосердие — это подарок, данный тому, кто страдает от сострадания.

Согласно словарю, милосердие — существительное. Это миссия, которую выполнил, чтобы облегчить страдания. это событие , за которое нужно быть благодарным. Это сострадание или прощение проявленное к кому-то. Но милосердие — это существительное в действии .

Смысл сострадания в том, чтобы признать страдания других и принять меры, чтобы помочь. Сострадание — это больше, чем просто забота о ком-то в беде или забота о несчастье человека. Есть действие, связанное с состраданием, и это действие есть милосердие.

Когда сострадание облегчает страдания, оно становится милосердием.

Что значит милосердие?

Идея милосердия подчеркивает аспект милосердия, относящийся к неравенству в силе, в отличие от акцента на мотивах милосердия (например, сострадании или снисходительности). Это не исключает доброты. Он просто обращает внимание на взаимосвязь между возможностью проявить милосердие и неукоснительным исполнением правосудия.

Милосердие или милосердие говорит о снисходительности, снисходительности и милосердии в большей степени, чем о милости, прощении, нежности или сострадании.

Что означает или выглядит милосердие?

Милосердие не всегда включает в себя великие моменты или жесты. Но он всегда мягко относится к позиции влияния, власти или силы, с которой действует. Милосердие освобождает место для других.

Иногда милосердие означает, что вы решили не жаловаться менеджеру ресторана на неудовлетворительное обслуживание. Это милость доброты.

Иногда милосердие означает не мешать человеку, который вас обидел, извиниться. Это милость прощения.

Иногда милосердие означает мягкое исправление кого-то, а не самодовольство или мстительность. Это милость благодати.

Иногда милосердие означает помощь ребенку в спасении от бедности. Это милость сострадания.

Как «Международное сострадание» проявляет милосердие?

Каждый день миллионы детей, живущих в нищете по всему миру, находят утешение в Божьей милости, участвуя в нашей Программе спонсорства детей. Тысячи поместных церквей в странах с низким и средним уровнем дохода адаптируют нашу целостную модель развития детей к контекстуальным потребностям детей в их сообществах. Это позволяет этим церквям наилучшим образом оказывать помощь и заботу детям, в которых они больше всего нуждаются, чтобы облегчить страдания жизни в условиях крайней нищеты

Проявление Божьего милосердия и любви к бедным означает, что каждый ребенок, которому помогают наши церковные партнеры, получает личную, индивидуализированную, основанную на отношениях и адаптированную к возрасту, полу, состоянию здоровья, культуре и семейной ситуации ребенка. Это также означает, что у детей есть возможность расти и развиваться физически, социально, эмоционально и духовно. Преимущества нашей Программы спонсорства детей включают:

  • Улучшение здоровья
  • Лучшее питание
  • Образовательная и профессиональная поддержка для светлого будущего
  • Безопасность и защита
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Возможность услышать Евангелие и узнать об Иисусе

Более 70 лет назад наш основатель, преподобный Эверет Суонсон, служил американским войскам, сражавшимся в Корейской войне. Его все больше беспокоили сироты, которых он видел живущими на улицах, брошенными обществом. Его ответом было определение милосердия.

Движимый состраданием, он ответил милосердием и использовал свое влияние и положение, чтобы заботиться о детях.

Преподобный Суонсон не отвернулся от страданий, которые он видел. И сегодня вы можете быть милосердны и в страдающем мире.

Что значит, что Бог милостив?

ДомМатериалы ИндексБогХарактер Бога Бог милостив

Вопрос

Ответ

Милосердие Бога в основном означает, что, когда мы заслуживаем наказания, Он не наказывает нас, а наоборот, благословляет. Милосердие есть воздержание от справедливого осуждения. На протяжении всей Библии Бог дает много примеров Своего милосердия. Бог полностью проявляет Свою милость в Иисусе Христе.

Бог был милостив к своенравному Соломону в 3 Царств 11:13. Бог был милостив к Израилю в плену (Псалом 105:45; Неемия 9:31). Давид продемонстрировал Божью милость, когда проявил доброту к Мемфивосфею (2 Царств 9:7). Милость Божья каждый год проявлялась в День Искупления, когда первосвященник входил во Святилище и окроплял кровью жертвы перед крышкой умилостивления (Левит 16:14).

Еще один пример Божьего милосердия можно найти в Евангелии от Матфея 18:23–27. В этой притче Иисус описывает богатого правителя, которому задолжали крупную сумму денег. Правитель приказал собрать деньги, но тут пришел должник и стал просить о пощаде. Правитель, в свою очередь, милостиво прощает долг. Вот в чем суть: мы должны Богу долг, который никогда не сможем вернуть, и Он безвозмездно простил нам этот долг во Христе! Интересно, что после того, как правитель в притче прощает долг, человек, который должен деньги, отказывается прощать кого-то другого. Затем правитель судит этого неблагодарного человека. Бог требует, чтобы мы были милосердны и прощали других здесь, на земле (см. от Матфея 6:15). Мы, которым так много прощено, не имеем права отказывать в прощении другим.

Милосердие сочетается с другими атрибутами Бога в Псалме 86:15: «Ты, Господи, Бог человеколюбивый и милосердый, медленный на гнев и многомилостивый в любви и верности» (ESV). Божья милость коренится в Его любви к нам. Он милостив в значительной степени потому, что Он есть любовь (1 Иоанна 4:8). Как грешники, мы заслуживаем наказания (Римлянам 3:23). Божья праведность требует наказания за грех — иначе Он не был бы святым. Поскольку Бог любит нас и милостив, Он послал Своего Сына (Иоанна 3:16). Полнота Его милости видна в 27 главе Евангелия от Матфея. Иисуса жестоко избивают и убивают от нашего имени; Иисус получил наше справедливое осуждение, а мы получили Божью милость.

Из-за Своей любви к нам Бог хочет, чтобы мы были с Ним. Для этого требуется Его милость; существует неразрывная связь между любовью Божией и милосердием. Иисус отдал Свою жизнь и стал жертвенным агнцем (Исаия 53:7; Иоанна 1:29), чтобы Божья милость могла быть распространена на нас. Вместо того, чтобы наказать нас за наши грехи, Бог позволил Своему Сыну взять на себя осуждение вместо нас. Это высший акт Божьего милосердия (см. к Ефесянам 2:4–5). Для нашего вечного блага «милость торжествует над судом» (Иакова 2:13б).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *