Темперамент что это такое: Темперамент | это… Что такое Темперамент?
Темперамент: что это такое и почему это важно
Темперамент: что это?
Темперамент — это способ реагировать на происходящее вокруг.
От темперамента вашего ребенка зависит то, в какой степени в его поведении проявляются три следующих качества:
- Реактивность: означает, насколько сильно он реагирует, например, на волнующие события или на что-то, что его не устраивает. Реактивные дети склонны к сильным переживаниям.
- Саморегуляция: насколько ребенок может контролировать свое поведение и как он проявляет свои чувства. Речь также идет о способности ребенка концентрировать свое внимание на определенных видах деятельности и о степени его настойчивости.
- Коммуникабельность: это то, насколько ребенку легко находить общий язык с окружающими, а также насколько комфортно он себя чувствует, когда знакомится с новыми людьми или получает новый опыт.
Каждый ребенок рождается, уже обладая своим темпераментом, и вы, вероятно, сразу могли сказать, например: «Она очень спокойная» или «Ему нравится следовать определенному распорядку», либо «Он с раннего детства был очень активным».
Различия в темпераменте объясняют, почему ваши дети сильно отличаются друг от друга. Например, один малыш более реактивный, чем другой; у одного саморегуляция может быть более развита, чем у другого; кто-то из них более общительный.
Адаптация стратегии воспитания к темпераменту ребенка
Вы не можете изменить темперамент своего ребенка — он такой, какой есть, и это замечательно.
Но вы можете построить стратегию воспитания в соответствии с темпераментом вашего ребенка, чтобы способствовать его развитию. В ваших силах помочь ребенку развить положительные стороны его темперамента. Вы можете предположить, какие ситуации могут оказаться сложными для вашего ребенка из-за его темперамента, и помочь малышу научиться справляться с ними.
Вот несколько идей, как адаптировать методы воспитания к темпераменту вашего ребенка.
Воспитание ребенка в зависимости от реактивности его темперамента
Более реактивный ребенок
Если у вас реактивный ребенок, значит он ярко проявляет свои эмоции, когда происходит что-то хорошее. Он также может быть громким или чересчур драматичным, когда чем-то недоволен, например когда не добивается своего. Возможно, вам нужно будет помочь ребенку научиться реагировать более спокойно на разные события, например успокаиваться определенным образом или использовать слова для выражения сильных чувств.
Реактивные дети зачастую более физически активны, им необходимо много времени проводить на свежем воздухе. Они стремятся увидеть, услышать и пережить как можно больше и очень любят перемены. Помогите своему ребенку развиваться, например, мотивируя его заниматься новыми видами спорта. Важно помнить, что реактивные дети очень непостоянны и им быстро все надоедает. Однако если такие дети находят дело по душе, они часто становятся более усидчивыми и дисциплинированными.
Менее реактивный ребенок
С таким ребенком обычно легко ладить, однако он, скорее всего, менее напористый. Возможно, вам придется научить малыша постоять за себя. Например, если вам кажется, что в каких-то ситуация вашему ребенку следовало бы быть более активным, попробуйте подбодрить его так, чтобы у него появилась мотивация попробовать справиться самому.
Также важно следить за тем, чтобы не очень активные дети не оставались вне семейных дискуссий. Например: «Максим, ты совсем ничего не сказал. Ты согласен с выбором этого фильма?»
Дети с меньшей реактивностью также могут быть менее физически активными. Такому ребенку нравится, если есть возможность применять свои мелкомоторные навыки, например, заниматься рукоделием или рисовать. Поощряйте его физическую активность. Например, предложите съездить в парк, чтобы пособирать листья для коллажа.
Воспитание ребенка в зависимости от степени его саморегуляции
Ребенок с более развитой саморегуляцией
Дети, у которых хорошо развита саморегуляция, легче справляются с сильными эмоциями, такими как разочарование или возбуждение. Они быстрее успокаиваются после того, как их что-то взволновало или расстроило, они менее импульсивны.
Такие дети легко концентрируют внимание. Ребенок с хорошо развитой саморегуляцией может долгое время что-то делать, пока не выполнит все правильно. Он также может успешно справляться с неудачами и выполнять такие задачи, как домашнее задание, без особого контроля со стороны взрослого. Ваш ребенок даже может быть немного перфекционистом, поэтому объясните ему, что ошибаться — это нормально.
Ребенок с менее развитой саморегуляцией
Если вашему ребенку сложно концентрироваться на чем-либо, ему потребуется ваша поддержка, чтобы продолжать выполнять сложные задания. Как правило, такие дети быстро переключаются с одного занятия на другое, им нужна постоянная стимуляция и чуткое руководство со стороны взрослого. Однако дети с менее развитой саморегуляцией могут быть очень креативными. Чтобы помочь ребенку сосредоточиться, поощряйте его или сделайте занятия веселыми, используя игры и творческий подход.
Воспитание ребенка в зависимости от степени его общительности
Более общительный ребенок
Если ваш ребенок очень общителен, значит ему нравится быть с другими людьми, играть в игры и заниматься в группе. Вам не нужно постоянно организовывать для него игры и мероприятия, потому что вашему малышу также важно научиться заниматься самостоятельно.
Более общительные дети обычно очень быстро адаптируются и могут легко приспособиться к изменениям в распорядке дня. Замечательно, если у вас есть возможность наполнить жизнь ребенка чем-то новым, но важно также, чтобы вы проводили с ним время один на один.
Менее общительный
Если ваш ребенок не очень общителен, он, вероятно, умеет играть самостоятельно и не нуждается в вашей помощи, чтобы придумать себе занятие. Возможно, вам придется помочь ему завести друзей. Например, если ребенку некомфортно в компании или на детском празднике, попробуйте пригласить одного или двух его друзей на игровую площадку возле вашего дома или в парке.
Если ваш малообщительный ребенок не очень хорошо адаптируется к новому, ему будет проще придерживаться обычного распорядка дня, чем справиться с изменениями. Учитывайте это при планировании режима дня и будьте готовы помочь ему справиться с изменениями.
Темперамент ребенка может отличаться от вашего. Некоторым родителям легче понять ребенка и заботиться о нем, если темпераменты совпадают. Например, если вам нравится предсказуемость, вы можете легко ухаживать за ребенком, которому нужен регулярный сон. Но если вам нравится делать что-то, когда вы хотите, вам может потребоваться время, чтобы привыкнуть к ритму вашего ребенка.
Как может измениться темперамент
Вы можете заметить некоторые изменения в темпераменте вашего ребенка, когда он повзрослеет. Это влияние жизненного опыта.
Например, ребенок, который раньше очень отвлекался в школе, став взрослым, начинает выполнять задачи, связанные с высокой концентрацией внимания. Это может быть связано с тем, что по мере взросления ребенка у него появляется больше мотивации, или с тем, что он учится управлять своим поведением.
Смешанный темперамент — что это такое?
Анна Юрьевна
Психолог-консультант, конфликтолог.
Поделиться в vk
Поделиться в telegram
Давайте начнем с определения — что же такое темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей)? Это характеристика динамических особенностей психической деятельности индивида, в частности темпа, ритма и интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре темперамента выделяют общую активность человека, его физическую деятельность и эмоциональность.
Физическая активность иными словами — это быстрота, сила, резкость мышечного аппарата, а также речи. Эмоциональность — возбудимость, импульсивность, качество протекания эмоциональных состояний, впечатлительность. Также учитывается скорость смены одного состояния другим.
Общая психическая активность характеризует стремление индивида к самовыражению, актуализации, освоению нового.
В условиях стресса темперамент отвечает за переход от пассивно-оборонительного к активно-оборонительному поведению.
Идея о том, что психическое состояние человека зависит от того, в каком соотношении в человеке пребывают четыре важные телесные жидкости, принадлежит древнегреческому врачу Гиппократу. Он считал, что в человеке должно быть равновесие между этим жидкостями.
Первая из них — сангва, кровь. Если она преобладает, то человек становится быстрым, энергичным, жизнерадостным, общительным, но ветреным, поверхностным. Другая жидкость — холе (желчь) — делает человека взрывчатым, возбудимым, желчным, с быстрым мышлением, работоспособным.
Если преобладает слизь (флегма), то человек перед нами спокойный, медлительный; в отличие от сангвиника, флегматик более надежный, стрессоустойчивый человек, но скупой на проявление эмоций.
Четвертый тип — меланхолик (черная желчь) — чувствительный, впечатлительный, замкнуты, робкий, страдающий и сильно переживающий.
Далее теория развивалась благодаря Галену, а также Канту и ряду других ученых. Например, наш соотечественник В.Д. Небылицин описывал порядка пятидесяти различных темпераментов; также его идея была в том, что в зависимости от ситуации человек может вести себя по-разному — т. е. комбинация темпераментов меняется согласно обстоятельствам.
Также необходимо вспомнить П.П. Павлова, который предложил четыре типа высшей нервной деятельности.
Смешанный темперамент — присутствие в человеке несколько типов темперамента. Здесь нужно учитывать, что в реальной жизни встретить чистый темперамент практически невозможно — всегда будет присутствовать один доминирующий принцип, разбавленный другими. У каждого типа темперамента есть как положительные, так и отрицательные качества; стоит рассматривать даже в отрицательных качествах какие-либо ресурсы. Например, флегматик кажется инертным и пассивным, но при этом пассивность может быть направлена на принятие важных, обдуманных решений, особенно, если это происходит в групповой работе — холерик выдает идеи, флегматик их анализирует.
В целом, личность человека достаточно многогранна, и кроме врожденных качеств в ней присутствует множество приобретенных, обусловленных средой и качеством жизни.
Для чего важно знать преобладающий тип темперамента? Например, для выбора подходящей профессии. Холерику подойдут активные виды деятельности, где присутствует общение с людьми и новизна. Меланхолику же важна устойчивость, предсказуемость событий; педантичность и скрупулезность могут пригодиться в сфере обработки информации, инженерии, литературе.
В профессиональной сфере знание о темпераментах сотрудников поможет грамотно делегировать задачи между подчиненными, чтобы рабочий процесс был более эффективным.
Также знание о темпераменте может помочь родителям лучше понять своего ребенка — выбрать для него подходящий вид деятельности, набор основных предметов для изучения, чтобы облегчить обучение в школе и организовать качественный досуг. Например, ребенка-сангвиника можно и нужно включать в общеклассовую деятельность, ставить новые интересные задачи, хвалить, т. к. он очень быстро начинает отвлекаться, если деятельность кажется ему скучной. Для ребенка-флегматика важна качественная подготовка и изучение материала, индивидуальные проекты, в которых он чувствует себя безопаснее.
Также это касается хобби и отдыха — кому-то интересно путешествовать, а кому-то решать задачки и играть в шахматы. Здесь нет оценки деятельности в рамках «путешествие лучше или хуже шахмат» — важно понять, что вам подходит больше, чтобы чувствовать себя более счастливым и полноценным.
Узнать преобладающий тип темперамента можно с помощью тестов (личностный опросник Айзенка, опросник Стреляу и др.) — это даст вам возможность увидеть свои слабые и сильные стороны, а также понять, как скорректировать ваши внутренние процессы, как взаимодействовать со средой и успешно в ней реализовываться.
Ссора с подругой
Анна
К сожалению, существует стереотип, что женской дружбы не бывает, но это далеко не так. Любой человек независимо от пола может выстроить близкие доверительные отношения.
Читать полностью »
Как избавиться от тревожной привязанности?
Елена
Самый большой страх для людей с тревожным типом привязанности — оказаться брошенным.
Читать полностью »
Пассивная агрессия. Как противостоять?
Елена
Порой не замечая агрессивного воздействия, мы расстраиваемся и обижаемся на собеседника.
Читать полностью »
Смешанный темперамент — что это такое?
Анна
Это характеристика динамических особенностей психической деятельности индивида, в частности темпа, ритма и интенсивности отдельных психических процессов и состояний.
Читать полностью »
Что это такое и почему это важно?
Детская глухотаСлух и равновесие
Отзыв Кэтрин Кронин Каротта, Ed.D. CCC-SLP
«Мы потратили много времени, работая с логопедом и нашим специалистом по работе с родителями и детьми, чтобы помочь нашему сыну развить разговорную речь. Мы были так взволнованы, когда он выучил свои первые слова, что хотели показать нашей семье большие достижения нашего сына. К нашему большому разочарованию, когда мы просим его поговорить, он замыкается в себе и не решается общаться с другими. Как его мать, мне нравится находиться среди множества людей, но мне интересно, не будет ли мой общительный характер неудобным для моего сына». — Мать ребенка с кохлеарными имплантами
Это слишком распространенная история об общительном родителе, у которого есть ребенок, который склонен замыкаться в себе при знакомстве с новой социальной средой.
Понимание темперамента каждого ребенка и каждого родителя является важной частью планирования сеансов общения и включения учебного опыта в повседневную жизнь. Взгляд на темперамент может помочь родителям, врачам и педагогам осознать индивидуальные различия, понять, как темперамент может быть связан с поведением, и разработать стратегии для повышения соответствие между ребенком и его окружением.
Темперамент определяется как «совокупность врожденных черт, определяющих уникальный стиль поведения ребенка, а также то, как он воспринимает мир и реагирует на него» (Kristal, 2005, стр. 8). На эту тему были проведены обширные исследования. Одно знаменательное исследование, проведенное Томасом, Чессом и Берчем (1956) следили за людьми от младенчества до взрослой жизни. Данные, собранные в ходе этого исследования, позволили Томасу и его коллегам определить следующие девять характеристик темперамента для описания стиля поведения ребенка:
- Сенсорный порог описывает уровень стимуляции, необходимый для того, чтобы вызвать реакцию у ребенка;
- Уровень активности описывает уровень двигательной активности ребенка;
- Интенсивность – уровень реактивной энергии реакции, уровень выраженности у ребенка счастья, печали, гнева;
- Ритмичность – это степень предсказуемости ребенком функций организма, таких как аппетит, циклы сна/бодрствования, модели выделения;
- Адаптивность описывает, насколько легко ребенок приспосабливается к изменениям или переходам;
- Настроение — это качество расположения ребенка, такое как счастливый, грустный, серьезный, капризный;
- Приближение/удаление — это первоначальная реакция ребенка на новые места, ситуации или людей;
- Настойчивость описывает способность ребенка продолжать заниматься, когда возникают трудности; и
- Отвлекаемость — это легкость, с которой ребенок демонстрирует определенный уровень концентрации или внимания.
(Кристалл, 2005, с.15).
Изучение темперамента ребенка по отношению к темпераменту опекуна или воспитателя может дать ценную информацию о том, как ребенок реагирует на окружающую его среду. Например, если ребенок склонен не торопиться при переходе от одного вида деятельности к другому, а воспитатель быстро меняет занятия, не предупреждая ребенка, ребенок может демонстрировать сопротивление новому виду деятельности. Однако при достаточном предупреждении ребенок может с радостью перейти к новым видам деятельности. Принятие точки зрения темперамента облегчает совместное понимание того, как наилучшим образом удовлетворить эмоциональные, социальные и учебные потребности ребенка. Беседы о темпераменте также могут дать направление для выбора подходов к вмешательству или предложить родителям разные точки зрения на способности их ребенка. Следующий видеоклип демонстрирует позитивную стратегию матери в отношении ухода ребенка из социальных ситуаций.
Ссылки
Каган, Дж. (2010). Нить темперамента: как гены, культура, время и удача делают нас такими, какие мы есть. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Фонд Даны.
Кристал, Дж. (2005). Перспектива темперамента: работа со стилями поведения детей. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Brookes Publishing Co.
Томас А. и Чесс С. (1986). Продольное исследование в Нью-Йорке: от младенчества до ранней взрослой жизни. В Р. Пломине и Дж. Данне (ред.), Изучение темперамента: изменения, преемственность и проблемы. Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
Детская глухота Слух и равновесие
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript и повторите попытку.
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript и повторите попытку.
Что такое темперамент? – BabySparks
Вопросы для родителей?
Класс под руководством эксперта находится всего в одном клике
Просмотр классов
Начиная с 9,99 $/мес (оплачивается ежегодно)
Неограниченное количество занятий и занятий в прямом эфире и по запросу
Каждый месяц добавляются новые классы.
Точно так же, как мы рождаемся с определенным цветом глаз, цветом волос и телосложением, мы также рождаемся с уникальным подходом к миру, реагированием и взаимодействием с ним: нашим темпераментом.
Родители, опекуны, культура и опыт — все это помогает формировать поведение ребенка ( особенно в первые годы его жизни ), но на фундаментальном уровне его темперамент не меняется. Например, высокореактивный ребенок может научиться регулировать свои эмоции, но он, вероятно, всегда будет глубоко чувствовать. Робкий ребенок может научиться справляться с тревогой, но, скорее всего, он будет продолжать чувствовать некоторую нерешительность перед лицом чего-то нового или незнакомого.
Особенности:
|
Классическое исследование темперамента показало, что большинство детей попадают в одну из трех категорий: легкость/гибкость, трудность/вызов и медлительность/осторожность. Примерно 35% детей представляют собой смесь разных темпераментов.
Ниже мы дадим краткий обзор трех типов темперамента, но сначала давайте взглянем на девять характеристик, составляющих темперамент. Каждая из них представляет собой континуум, и большинство детей склоняются к тому или иному концу.
Девять характеристик темперамента
- Уровень активности – насколько активен ребенок.
- Биологические ритмы – насколько регулярно ребенок ест, спит и испражняется.
- Отвлекаемость – насколько легко ребенок отвлекается от деятельности или задачи.
- Подход и уход – как ребенок склонен подходить к новым ситуациям, людям, местам, еде или изменениям в распорядке дня.
- Адаптивность – насколько легко ребенок переходит от одного вида деятельности или новой ситуации к другому.
- Настойчивость – как ребенок реагирует на сложные задания.
- Интенсивность реакции – как ребенок реагирует на ситуацию, положительную или отрицательную.
- Чувствительность – насколько ребенок чувствителен к сенсорным воздействиям, таким как шум, свет, текстура пищи или прикосновения.
- Настроение – склонен ли ребенок быть в основном оптимистичным или в основном серьезным.
Три типа темперамента
Эти три категории дают представление о типичном поведении, но темперамент каждого ребенка уникален. Даже маленькие в одной категории могут быть очень разными. Их поведение может варьироваться по интенсивности, и они могут вести себя по-разному на разных стадиях развития.
Легкий или гибкий (около 40% детей)
Легкий или гибкий ребенок обычно:
- Предсказуемость при приеме пищи, сне и мочеиспускании
- Легкость в новых ситуациях, людях, переходах и переменах
- В хорошем настроении
- От легкой до умеренной при выражении эмоций
Родители и опекуны легких/покладистых детей обычно описывают их как дружелюбных, счастливых и, ну, в общем, легко! Они чувствуют, что делают хорошую работу.
Трудный или сложный ребенок (около 10% детей)
Трудный или сложный ребенок обычно:
- Непредсказуемость в еде, сне и мочеиспускании
- Медленно адаптируется к новым ситуациям, людям, переходам и изменениям
- В плохом настроении
- Интенсивный при выражении эмоций
Родители и опекуны обычно описывают их как трудных в воспитании/заботе, упрямых и настойчивых. Они чувствуют, что делают плохую работу.
Медленно соображает или осторожен (около 15% детей)
Медленно согревается или осторожничает ребенок, как правило:
- Настороженно и медленно адаптируется к новым ситуациям, людям, переходам и изменениям
- Поначалу ему удобнее наблюдать, чем заниматься (когда он чувствует себя комфортно, он может быть таким же интересным, как и любой другой ребенок)
- В серьезном настроении
- Мягкий при выражении эмоций
Родители и опекуны обычно описывают их как застенчивых, боязливых и чувствительных.