Назовите вербальные средства общения – Вербальные и невербальные средства общения

Содержание

Средства общения людей — невербальные и вербальные

Средства общения – это приемы кодирования, преобразования и дешифровки передаваемой в ходе коммуникационного взаимодействия информации. Коммуникативные средства делятся на два больших блока: речевой и неречевой блоки, т.е. вербальные и невербальные средства общения. Речь является процессом эксплуатации языка с целью коммуникационных взаимодействий индивидов. Языком называется знаковая система, основной функцией которой является обеспечение общения людей, мышления, методом выражения самосознания индивида. Речь в качестве способа вербальной коммуникации выступает параллельно источником сведений и методом влияния на партнеров по общению.

Язык как средство общения

К средствам общения относятся, в первую очередь, язык, интонации речи и эмоциональная выразительность, мимика и жесты, позы.

Язык как средство общения между индивидами тесно взаимосвязан с социумом, его культурностью и индивидами, которые живут и работают в нем, при этом, пользуются языком разнообразно и обширно.

Общением или коммуникацией называют трансляцию от одного индивида другому какой-либо информации с различной целью. Общение является следствием коммуникативного взаимодействия двух и более лиц в конкретных обстоятельствах и при наличии универсального средства общения.

Основным средством человеческого общения считается язык. Назначение языка быть механизмом общения именуется его коммуникативной функцией. Взаимодействуя друг с другом, индивиды транслируют собственные мысли, мировоззрения, эмоции и душевные волнения, влияют взаимно в определенной направленности друг на друга, достигают общего взаимопонимания. При помощи языка субъекты межличностного взаимодействия понимают друг друга. Он дает возможность им наладить коллективную работу во всех областях людской деятельности. Язык – эта та сила, которая обуславливает существование, развитие индивидов и социума в целом. А коммуникативная функция является ведущей социальной функцией языка. Однако она далеко не единственная его функция. К его специализированным функциям относят познавательную, экспрессивную, номинативную и аккумулятивную.

Умение выражать информацию, транслировать ее и воздействовать на собеседника, называется экспрессивной функцией языка. Данную функцию рассматривают в качестве единства выражения и трансляции данных, чувств и эмоциональных переживаний, волеизъявления говорящего.

Познавательная функция взаимосвязана с присутствием в языковых знаках человеческого сознания. Язык является своеобразным инструментом сознания, отображающим результаты когнитивной деятельности личности. Лингвистические препирательства о том, что первично, мыслительная деятельность или язык, не прекратятся, наверное, никогда. Единственным верным суждением является утверждение, что язык имеет неразрывную связь с мышлением, так как человечество не только выражает словами собственные соображения, но и мысли формулируются в виде слов – личность мыслит словами. Когнитивная функция психики предназначена для фиксации следствий мыслительной деятельности и применения их в общении. Данная функция способствует познанию мира и его вербализации.

Личность мыслит при помощи категорий, и в ходе познания она открывает и называет новые для себя феномены и понятия, что является номинативной функцией языка. Она имеет тесную связь с познавательной, так как все изведанное должно обязательно иметь свое название. Также она имеет связь с умением языковых знаков давать обозначение вещам. Именно данная способность позволяет индивиду создавать мир символов. Однако в современном мире существует множество вещей, которые не имеют названий.

Аккумулятивная функция имеет тесную связь со сбором и сохранением информации. Ведь ни для кого не является тайной, что язык существует гораздо дольше людей и народа. Ярким примером этому служат мертвые языки, пережившие своих носителей. Язык независимо от того, существует ли он сегодня или нет, хранит память поколений и многовековую историю человечества. Ведь даже при потере устной речи можно овладеть древними письменами и произвести определенные выводы о минувшей жизни нации.

Язык также бывает звуковым и письменным. Ведущей формой языка является его звуковая составляющая. Бесписьменные языки также могут существовать. Когда есть только письменная фиксация, а нет ее озвучивания, то язык становится мертвым.

Невербальные средства общения

Средства общения людей, как говорилось выше, бывают вербальными, т.е. связанными с речевым аппаратом человека, и невербальными (несловесными). В ситуациях языкового недостатка (например, отсутствие универсальных язы­ковых средств) межличностное взаимодействие может происходить с помощью невер­бальных средств. Ведь посредством их человечество общается испокон веков.

Невербальные средства общения появились намного раньше языковых систем. Именно поэтому их порой называют естественными, то есть данными человечеству от природы, а не изобре­тенным людьми.

Невербальными средствами общения являются: мимика, позы, различные жесты, стиль передвижения субъектов и пр. Они замещают и дополняют речь, передают эмоциональный настрой партнеров по общению. Главной деталью таких коммуникаций становится человеческое тело, которое имеет широкий диапазон средств и методов трансляции информации и содержит в себе все категории самовыражения индивида. Психологи утверждают, что верное толкование невербальных сигналов является основным условием эффективности общения.

Знание невербального «языка» помогает не только лучше узнавать и понимать партнера, но и предвосхищать, какое впечатление на него произведет услышанная информация, еще до момента ее озвучивания.

Мимика произошла от греческого слова mimikos, что в переводе означает подражающий. Мимикой называют движение лицевых мышц. Главным элементом мимики является мимический код, который заключается в особом сочетании элементов и составных частей лица. К таким элементам и частям относят: положе­ние губ и бровей, форму и яркость глаз, передающих эмоциональные состояния, и др. Психологи выделили шесть главных кодов мимики и массу нюансов пере­хода от одного кода к другому. К основным мимическим кодам относят: страдание, гнев, страх, презре­ние, удивление, радость.

Дополнительным немаловажным источником данных о настрое и намерениях собеседника считается тело субъекта, его динамика или статическое состояние. Поза в переводе с французского языка означает положение тела. Она означает более или менее устойчивое пространственное положение человека. Сегодня насчитывается более тысячи таких по­ложений, удовлетворительность или неприемлемость которых имеет зави­симость от национальности, половой принадлежности, возрастной категории, культурных особенностей и религи­озных предпочтений людей. Основная смысловая суть позы в качестве средства общения заключается в выражении открытости или закрытости, готовности к коммуникации или неготовности к ней.

Жесты делятся на ритмические, эмоциональные, указательные и изобретательные. С ритмикой речи связаны соответственно ритмические жесты. Они выделяют логическое ударение, ускорение или замедление темпа, места интервалов, то есть все то, что обычно индивид передает при помощи интонации. Например, это могут быть: отбивание музыкального такта ногой, покачивание корпусом или головой и т.д.
Разнообразные оттенки чувств передают эмоциональные жесты. Большинство из них закреплено в стойких сочетаниях – фразеологизмах. Например: хлопнуть себя по собственному лбу означает неожиданную догадку или вспоминание.

Для выделения предметов из ряда однотипных, указания месторасположения их, порядка следования, служат указательные жесты. Часто речь без употребления указательного жеста становится абсолютно непонятной. Существуют фразы определенного типа, которые предполагают использование указательных жестов. Например, подайте мне, пожалуйста, эту книгу. Указать можно не только при помощи рук и пальцев, но и посредством взгляда, кивка головы, поворота туловища. Жес­ты указательного характера бывают многозначными, т.е. при разных условиях аналогичные жесты приобретают совершенно разное значение. Например, указание пальцами на запястье, где обычно носят часы, может означать вопрос о том, сколько осталось времени до конца лекции, семинара, пары и т.п. либо намек на то, что осталось мало времени или нужно поторопиться.

Ког­да недостаточно времени или нет возможности быстро выразить собственные мысли, можно изобразить предмет, явление или действие при помощи изобразительных жестов. Они усили­вают воздействие на собеседника, при этом вызывая у него более четкое и ясное представление о теме разговора или предмете речи.

Типовые ситуации в общении обслуживаются символическими жестами. К примеру, поприветство­вать коллегу можно кивком головы или взмахом руки. Каждый из символических жестов выбирается в соответствии с ситуацией и зависит от половой принадлежности, возрастной категории, социальной роли и статуса, уровня культурности коммуниканта.

Кинесическими средствами общения являются стиль пере­движения субъекта и его походка. Исследования психологов демонстрируют, что эмоциональное состояние может влиять на походку индивида, вследствие чего, можно, не приближаясь к собеседнику, оценить потенциальную результативность общения.

К невербальным средствам коммуникаций относятся также и просодичес­кие средства, и экстралингвистические. Просодика в переводе с греческого языка означает ударение или припев. То есть просодика отвечает за ритмико-интонационные характеристики речи, такие как: громкость и высота голосового тона, сила ударения и тембр го­лоса. Индивидуальные просодические особенности в индивиде заложены природой, однако многое можно исправить при помощи систематической работы. Тесно взаимосвязаны с просодикой экстралингвистические сред­ства общения. К ним относят: интервалы, вздохи, покашливание, смех, плач и др. Просодические и экстралингвистические невербальные средства коммуникаций регулируют речевые потоки. Они дополняют и одновременно экономят языковые коммуникации, замещают и предвещают речевые выска­зывания, демонстрируют эмоциональные состояния.

Динамические касания телом, в виде по­хлопываний по спине, плечу, колену, рукопожатий, поцелуев, носят название такесические средства общения. Выбор одной из форм такесических средств обусловливается множеством факторов, таких как: национальность, половая принадлежность, возраст, степень знакомства, социальный статус.

Проксемические средства коммуникаций заключаются в расстоянии, которое используют между собой собеседники. Антрополог Э. Холл ввел основные зоны комфортности межличностного взаимодействия. Их расстояние зависит от степени близости индивидов друг к другу.

Интимное расстояние предназначено для общения близ­ких людей и родственников и составляет интервал от касания до 45 см.

Персональное расстояние предназначено для общения со знакомыми субъектами и составляет интервал от 45 см до 1,20 м.

Социальное расстояние предназначено для офи­циального общения и коммуникаций с чужими людьми и составляет интервал от 1,20 до 4 м.

Публичное расстояние предназначено для общения с аудиторией и составляет интервал от 4 м до 7,5 м.

Нарушение установленных границ в тех или иных условиях общения может вызвать непонимание, недоразумение и даже привести к конфликтной ситуации.

Вербальные средства общения

К средствам общения относится, главным образом, речь в качестве источника информации, способа влияния на собеседника, общения посредством слов, обмена информацией.

Вербальные средства общения являют собой взаимодействие сторон посредством слов, и воплощаются в жизнь при помощи знаковых систем. Стержневым среди таких систем является язык. Языки в качестве знаковых систем являются наилучшим средством выражения человеческой мыслительной деятельности и средством коммуникаций. Язык находит собственное воплощение в жизнь в речи. Таким образом, язык присутствует в индивидах стабильно в состоянии возможности. Понятие «речь» употребляется в нескольких значениях. Первое значение заключается в представлении речи в качестве одного из видов коммуникативного взаимодействия личности. Т.е. в этом значении речь является конкретной деятельностью индивида, которая выражается в устном виде или письменной форме. Также речью называют итоги деятельности, которая имеет зависимость от обстоятельств и задач коммуникаций. Например, деловая или официальная речь.

Речь от языка отличается тем, что она обладает конкретностью, неповторимостью, актуальностью, активностью, она разворачивается во времени, осуществляется в пространстве. Также речь, в отличие от языковой системы, гораздо менее консервативна, но более динамична и подвижна. Она отражает опыт говорящего индивида, определена контекстом и условиями, вариативна, а также может быть самопроизвольна и неупорядочена.

Каждая фраза в ходе коммуникаций играет ту или иную роль – установление контакта, привлечение интереса и внимания, трансляция сообщений и др. Частные роли определенных фраз могут быть соединены в общие, которые носят название функции речи.

Источником данных при вербальных коммуникациях выступает индивид, произносящий или пишущий информацию. А каналом информации является голосовой аппарат индивида, который передает сообщение. Кодом в случаях вербального общения выступает речь. Одновременно с этим кодирование является преобразованием информации в единицы языка, а дешифровка – противоположным ему процессом понимания и осознания реплик. Выбор кода при трансляции словесной коммуникации, прежде всего, происходит автоматически. В основном, таким кодом выступает родной язык говорящего субъекта. Однако наряду с этим код можно воспринимать и в качестве средства зашифровки информации.

Следующим важнейшим нюансом рассматриваемого шаблона вербальной коммуникации являются искажения и помехи. Искажения могут появляться вследствие лингвистических, экстралингвистических и акустико-произносительных причин или графического облика информации при письменном сообщении. Искажения лингвистического характера связаны с дефицитом четкости высказываний, неверным синтаксическим оформлением, излишней сложностью сообщения и др.

Помехи экстралингвистического характера обусловлены «багажом» знаний адресата сообщения. Также многие психологи отмечают, что защитные механизмы психики личности выбирают такую информацию, которая будет соответствовать склонностям индивида, и не будут воспринимать те сведения, которые противоречит точке зрения и взглядам человека. Для придания информации помехоустойчивости, любое сообщение должно носить немного избыточный характер. Избыточностью сведений называют полный либо частичный повтор информации, которому сопутствует получение новых сообщений и предназначается для контроля и коррекции человеческих представлений. Считается, что избыточность в коммуникациях должна составлять не менее 50% и не более 95% «багажа» знаний в обсуждаемой области.

Важной особенностью вербальных сообщений считается ценность, под которой понимается новые сведения, получаемые от осуществления информативности, которая содержится в языковом знаке. Новизна и неожиданность обуславливает ценность сообщения содержательного характера.

Выделяют диалогические и монологические коммуникации, в зависимости от направления речевого потока при общении. Диалог – это форма речи, которая содержит в себе обмен фразами и характеризуется зависимостью от речевых условий, обусловленностью предшествующими репликами, малой степенью организованности.

В вербальном общении особое положение занимает обнаружение и поощрение индивидом потенциальных возможностей партнера. Способность говорить красиво и доброжелательно имеет притягательную силу и формирует обстоятельства для образования взаимоотношений с субъектами, базирующихся на взаимном расположении, которое необходимо для психологически благоприятного климата в социальных группах.

Речь как средство общения

Основная функция речи индивида лежит в обеспечении мышления. Речь это своеобразный инструмент мыслительной деятельности. Она является исторически сложившейся формой коммуникативных взаимодействий через языковые конструкции. Слово представляет собой основную структурную единицу языковых систем. Слово в качестве понятия заключает в себе намного больше информации, данных, чем в себе несет элементарное сочетание звуков.

Процесс оформления мыслей при помощи слов и их осмысление, неминуемо вызывает деформацию смысловой нагрузки сообщения. Однако все же индивиды понимают друг друга. Осмысление неизменно поддается корректировке, так как средства общения людей – это не просто трансляция информации, знаний, сообщений посредством вербальных и невербальных инструментов, а обмен данными, который предполагает обратную связь.

Реплики без ориентирования на партнера по коммуникации носят форму монолога. При монологической трансляции сообщений сумма потерь содержания информации может доходить от 50% до 80% от количества исходной информации. Психологи утверждают, что наиболее результативной формой коммуникаций является диалог. Он предполагает свободное и беглое владение речью, способность отличать искренние и честные ответы от неправдивых и уклончивых, чуткость к неречевым сигналам.

Фундаментом диалогических коммуникаций является умение и способность задавать вопросы самому себе и остальным субъектам коммуникационного процесса. В сравнении с монологическим общением, диалогические коммуникации считаются более эффективными. Ведь намного результативнее будет трансформировать собственные идеи в вопросы, и проводить их апробацию в беседе с товарищами, коллегами. Использование вопросов позволяет понять, поддерживаются ли идеи говорящего или нет. Сам факт вопроса показывает желание принимать участие в коммуникационных взаимодействиях, обеспечивая их дальнейшее направление и углубление.

Любое взаимодействие немыслимо без следования правилам вербального этикета, который связан с формами и стилем речи, словарным запасом.

Трансляция сообщений может иметь разнообразную форму. Информация может передаваться в форме разговора, беседы, лекции, или даже спора.

Речь как средство общения является основным, свойственным только людям способом коммуникации. Она, главным образом, делится на внутреннюю – мысленный разговор индивида с самим собой, посредством которого понимается мотивация его поведения, и внешнюю, т.е. направленную на собеседника. Внутренняя речь является фундаментом внешней речи. Преобразование сути внутренней речи во внешне направленно связано с появлением сложности проговаривания вслух. Внешне направленная речь бывает устной и письменной.

Игра как средство общения

Игра испокон веков считалась универсальным средством обучения, развития и отдыха. Игра в качестве непродуктивной деятельности индивидов, приносит эмоциональные волнения, удовольствия от процесса свободного выражения физических и душевных сил личности.

Игра – это своеобразная школа социальных взаимоотношений, в которых индивид постигает стандарты общественного и культурного поведения.

Игра как средство общения считается фундаментальной деятельностью не только для малышей, но и в старшем возрасте. Только за счет учета индивидуальных возрастных характеристик личности игра может приобретать немного другую направленность. С ее помощью происходит вырабатывание коммуникативных способностей, их проецирование на имитационно сотворенные обстоятельства имеющегося в реальном мире взаимодействия.

Игры не только способствуют развитию и выражению собственных коммуникативных умений и навыков, но и помогают исправлять возникающие проблемные ситуации и трудности общения. Понимание индивидами друг друга является одной из остро стоящих проблем, которые возникают на протяжении всего периода жизни человека.

Игра как средство общения позволяет подростку выстраивать систему межличностных взаимоотношений, личностных взаимодействий, проявлять свои лидерские качества и способности. Она предоставляет прочный фундамент для дальнейшего развития детей. Игра представляет собой моделирование будущих ситуаций, условий, обстоятельств, с которыми в реальной жизни индивиды могут встретиться.

Способность личности к самостоятельным, независимым решениям, отстаиванию собственной позиции развивается с помощью приобретаемого в играх опыта повиновения и разыгрывания различных социальных ролей, ситуаций. Ведь игра является непрерывной сменой позиций. Умение правильно вести себя в определенных ролях, формирует у индивидов адекватное самооценивание, способность осознавать и воспринимать свое реальное положение в системе коммуникационных взаимодействий, что вырабатывает гибкость восприятий и коммуникаций, эмпатию, быструю переключаемость от одной деятельности к другой. Во время игры, дети как бы вбирают в себя опыт коммуникативного взаимодействия более взрослых товарищей.

Игра как средство общения направляется на выработку собственной точки зрения по различным вопросам. Она помогает ребенку аргументировано донести «справедливость» собственной позиции.

Развитие средств общения

Вербальные и невербальные средства общения развиваются в нескольких направлениях. Формируются органы, которые являются специальными средствами коммуникаций, например, руки, губы – это, во-первых. В процессах онтогенетического развития совершается выработка экспрессивных конфигураций движений, а именно всевозможных жестов, пантомимики, мимики и пр. – это, во-вторых. В-третьих, происходит изобретение и применение знаковых систем, являющих собой средства шифрования и трансляции сообщений. В-четвертых, происходит вырабатывание и совершенствование технических инструментов хранения, трансформирования и транслирования информации, которая применяются в коммуникационных взаимодействиях людей, а именно радиовещание, печать, телефон, телевидение и др.

Трансформация сути, задач и средств человеческих коммуникаций носит исторический характер, тогда как вырабатывание общения у животных обусловлено естественным течением биологического эволюционного процесса.

Дети уже в 3 месяца обнаруживают способность к эмоциональным коммуникациям с индивидами, а к одному году их экспрессия делается настолько богатой и выраженной, что позволяет им довольно быстро постигать вербальные инструменты коммуникаций и применять звуковую речь.

Развитие средств общения происходит по мере формирования речи, что дает возможность разнообразить суть транслируемых и воспринимаемых во время общения сообщений, а вследствие прогресса обучения ребенок начинает пользоваться разными средствами коммуникативных взаимоотношений. В результате чего обогащаются инструментальные аспекты общения.

В дальнейшем формирование общения выглядит как поэтапное накапливание индивидом культуры коммуникационного взаимодействия на основании рефлексии, обратной взаимосвязи и саморегуляции.

Средства делового общения

Деловое общение представляет сложный и разносторонний процесс налаживания и дальнейшего развития профессионально-деловых контактов между субъектами, которые устанавливаются вследствие возникновения потребностей совместной деятельности, и содержит в себе обмен информацией, опытом.

Деловое общение сегодня считается наиболее массовым видом социального коммуникативного взаимодействия. Оно начинается с внешнего облика. Соответствие имиджа в целом месту и времени, является своеобразной визитной карточкой индивида, презентацией его успешности и профессионализма.

Имидж как средство делового общения является важнейшим аспектом любых профессиональных коммуникативных взаимодействий между субъектами. К нему предъявляются особые требования, которые включают в себя обязательное соответствие специфики деятельности, времени и места совершения деловой коммуникации. Он должен свидетельствовать о надежности, компетентности, интеллектуальности индивида, оставлять о партнере только благоприятное впечатление, вызывать у собеседника уважение и доверие.

При формировании собственного имиджа нужно учитывать несколько видов качеств: природных, привитых воспитанием и образованием, обретенных посредством жизненного и профессионального опыта. Природные качества включают в себя коммуникабельность индивида, его эмпатичность, рефлексивность и красноречивость. К привитым образованием и воспитанием качествам относятся нравственные ориентиры, психологическое здоровье и набор средств общения.

Имидж как средство делового общения формируется изначально из мелочей – различных аксессуаров, например, ремня, телефона, часов, манер и непосредственно умения вести беседу и активно слушать собеседника.

Логико-смысловую составную часть деловых коммуникаций образует общение посредством вербальных и неречевых средств, которые дополняют беседу. Она содержит в себе два связанных между собой процесса: производство сообщений собеседником и восприятие им информации. Средством вербального общения является речь и ее смысловая нагрузка. Она состоит из слов и может быть устной или письменной.

К средствам невербального делового общения относят такие же инструменты коммуникаций, что и при других видах межличностного взаимодействия, а именно: мимику, жестикуляцию, визуальные контакты, проксемику, пара- и экстралингвистику.

psihomed.com

Характеристика вербальных средств общения: что является основным, мимика

Человек не может жить нормально без контактов с другими людьми. Наряду с физическими потребностями (есть, пить и спать), организм нуждается в психологической пище – общении. Без него происходит изменение умственного состояния. Мозг, лишённый возможности получить, выбрать и выдать информацию, расстраивает подсознание. Без поступления сведений извне мозг пытается создать свою фантастическую реальность. Начинаются слуховые и визуальные галлюцинации, тревожные и панические атаки. Человек со слабой психикой может сойти с ума.

Вербальное общение

Вербальное общение

Что такое вербальные средства общения

Словесное общение называется вербальным. Люди, используя разговорную речь, вербально общаются между собой. Свыше 3000 слов за час и до 30000 слов в день – такое среднестатистическое количество вербальных знаков человек произносит в современном мире.

Коммуниканты (так специалисты называют людей, обменивающихся между собой данными) составляют из слов речевые тексты. Смысл текстов может быть каким угодно, например, в них хотят:

  • что-то сообщить;
  • что-либо узнать;
  • выразить своё отношение или дать оценку происходящему;
  • договориться о чём-то и т.д.

Несмотря на всё разнообразие речевого потока, у разговаривающих людей можно выделить две главных задачи в общении: получить информацию или поделиться ею. Всё остальное – лишь вариации. К примеру, один прохожий у другого спрашивает, как пройти в определённое место. Происходит вербальное общение, как результат, один собеседник делится информацией, а другой – её получает.

Вербальные средства общения – это инструменты для взаимодействия людей при помощи речи, они включают в себя:

  • речевое акустическое проявление;
  • смысловое значение слова или фразы;
  • выразительное качество голоса.

Кстати. Само слово «вербальный» означает «устный», «словесный», но письменная речь также является вербальным средством коммуникации.

Вербальная передача информации

Вербальная передача информации

Какую значимость имеют для человека

Прежде, чем выяснять важность общения при помощи языка, правильным будет дать определение невербальным способам коммуникации. К ним относятся:

  • жесты;
  • выражение глаз;
  • позиционирование тела или его отдельных частей: рук, ног, головы;
  • мимика.

Задолго до того, как человек научился говорить, он использовал все эти возможности, чтобы общаться. Но этого было недостаточно для полноценного информационного контакта с особями, подобными себе.

Мимика и жест, несущие минимум информации

Мимика и жест, несущие минимум информации

К сведению. Мимика – это выражение чувств с использованием мышечного движения на лице. С её помощью можно выдать до 15% информации о происходящем событии. Но нельзя сказать, что средством вербального общения является мимика или любая из вышеперечисленных позиций.

Собеседник увидит на лице партнёра одно из эмоциональных состояний человека, но понять, что тот хочет сказать не сможет. Несомненно, поза и жестикуляция поведают о многом, но чётко и понятно донести информацию до коммуниканта может только речь. При этом лишь правильно выстроенная, грамотная и чётко выраженная мысль, высказанная при помощи слов, может нести полезную информацию и произвести нужный эффект.

Например, неопытный оратор может в течение часа нести околесицу, не останавливаясь ни на мгновение, но так и не сообщить слушателям ничего полезного. Деловые партнёры на переговорах в чётко построенном речевом диалоге выдают и получают до 98% полезных сведений.

Внимание! Чтобы найти своё место в социуме: работу, семью, друзей, просто жить среди людей, занимаясь определённой деятельностью, человеку нужно уметь общаться и презентовать себя при помощи речи.

Функции вербального общения

Ясно, что невербальные методы коммуникации могут преобладать в случаях личного общения с проявлением чувств и эмоций. Здесь они важнее и сполна выполняют свою миссию. Какую же роль могут играть вербальные методы взаимного контакта в деловом плане?

Вот краткий перечень их функций:

  • коммуникативная;
  • аккумулятивная;
  • познавательная;
  • конструктивная;
  • этническая;
  • эмоциональная.

Всё перечисленное – это основные задачи, которые решаются при помощи языка, как средства общения.

Коммуникативная

Здесь язык – коммуникативный инструмент, позволяющий в полной мере общаться с другими людьми.

Важно! Умение завязать разговор, вступить в диалог с незнакомым человеком и получить или предоставить информацию любого вида называют коммуникабельностью.

Аккумулятивная

Такая функция в полной мере проявила себя с момента создания письменности. До этого человечеству приходилось делиться накопленными знаниями при помощи устной передачи потомкам легенд, сказок, былин. В них было много неточностей, потому как каждый пересказывающий добавлял или убавлял что-то по своему усмотрению. Однако с приходом посменного языка эту роль взяла на себя разного рода литература. Книга точно отображает и передаёт познания и опыт предыдущих поколений.

Познавательная

Как только ребёнок начинает осознавать себя, то дальнейшую информацию об окружающем мире он получает при помощи языка. В языке выражается деятельность человеческого сознания.

Конструктивная

Язык выступает конструктором мыслей, которых в голове человека крутится великое множество.

Доказано. Только озвученная мысль станет понятна для окружающих и того, кто её произносит.

В самом деле, чтобы высказать словами какую-то мысль, необходимо чётко выстроить смысловой ряд и сбалансировать фразу или утверждение. Для этого требуется дополнительная концентрация, в ходе которой говорящий более ясно понимает, что хотел сказать.

Этническая

Не секрет, что плотность людских поселений распределяется по Земле не только согласно географическим координатам. Большие нации и малые народности объединяются по национальному признаку и вере. Они живут в среде, где язык является основным сплачивающим звеном.

Интересно. В Индии, где официальными языками считаются хинди и английский, жители разговаривают ещё на 447 языках, используя около 2000 диалектов.

Эмоциональная

Этот вид речи применяется тогда, когда человек говорит, желая полнее передать свои чувства и эмоции по отношению к высказыванию. Интонация, с которой произносится слово или фраза, в этом случае главенствует.

Виды речевой деятельности

Совокупность знаков и методов их построения, которой выражаются мысли и чувства, называют языком. Язык предназначен для установления контакта и дальнейшего общения между людьми, это характеристика речевой деятельности.

Она подразделяется на следующие виды:

  • говорение – основная форма, образующая устные вербальные средства общения, как результат звучащего высказывания;
  • слушание – слуховое восприятие того, что говорят: общий анализ речевых сигналов и их интерпретация;
  • письмо – графическая регистрация содержания услышанного на бумаге при помощи букв;
  • чтение – процесс извлечения информации из написанного текста через визуальное восприятие и последующее её понимание.

Важно! Если рассматривать общение, как модель, то выделяют устную и письменную формы. При этом общение бывает массовым (при групповых контактах) и межличностным (при индивидуальной беседе).

Говорение как вид речевой деятельности

Говорение как вид речевой деятельности

Язык любого народа пребывает в двух видах: литературном и нелитературном. Всё зависит от культуры и социального положения.

Кстати. Литературную языковую форму отличает присутствие фундаментальных норм, она считается идеальной.

Все слова или фразы, которые не вписываются в эти рамки, образуют нелитературную форму языка. Сюда можно отнести:

  • просторечие – грубоватые, упрощённые слова или словосочетания;
  • диалекты – социальные или географические.

Ненормативная лексика (ругательства) также входит в этот ряд.

Барьеры вербального общения

Передача информации от одного собеседника к другому страдает от несовершенства. В процессе коммуникации смысловое значение может быть неверно истолковано, изменено или наполовину утеряно, как в детской игре «Испорченный телефон».

Принцип «испорченного телефона» при общении

Принцип «испорченного телефона» при общении

Внимание! Стопроцентная информация находится в сознании того, кто её проговаривает. При преобразовании мысли в форму она уже потеряет, как минимум, 10% информативности.

Сообщение, двигаясь от «источника» к «приёмнику», превозмогает определённые препятствия и скуднеет.

Психолог из Югославии, Предраг Мицич, в одной из книг по психологии так описывает этот барьерный ряд:

  • предел воображения – даёт 10% потерь при преобразовании внутренней речи во внешнюю словоформу;
  • барьер желания – высказывание получается не таким, как хотелось бы из-за не сложившегося хода беседы или личности собеседника, при этом теряется ещё 10%;
  • барьер технического языкового несовершенства – отбирает 10%, в результате «проглатывания» окончаний в словах, нечёткого произношения, запинок, паразитных слов и т.д.;
  • барьер отношений – предвзятая личная позиция «слушающего» к «говорящему», скрадывающая 10% информации, из-за психологической неготовности логически осмысливать сказанное;
  • барьер объёма запоминания – средняя человеческая память запоминает всего 10-25% услышанного материала.

С вычетом всех потерь, которые претерпит высказанная мысль, прежде, чем осядет в памяти собеседника, останется 10% изначально задуманной, а потом произнесённой речевой новости.

Барьеры вербального общения

Барьеры вербального общения

Обмен полезной информацией в полной мере невозможен только при помощи невербальных межличностных и массовых контактов. Взаимосвязь с другими людьми на вербальном уровне позволяет личности развиваться и получать жизненный опыт.

Видео

srazu.pro

Вербальные средства и способы общения

Человек наравне с иными формами жизни имеет бесспорное преимущество – умение общаться. Разговор является способом обмена информацией между людьми и налаживанию связей.

Выделяют несколько вербальных средств и способов общения в коллективе.

В зависимости от целей собеседников реализуется тот или иной метод общения.

Функции

Ученые подсчитали, что ежедневно каждый из нас использует в своем лексиконе порядка 30 000 слов, выговаривая за 1час около 3-х тысяч. С учетом того, какие цели преследует каждый из говорящих (донести информацию, побудить к действиям, договориться или выразить свое мнение) могут возникать разнообразные речевые тексты. Однако вне зависимости от этого человеческий язык выполняет одновременно несколько важных функций:

  • Коммуникативная. Язык – основное средство общения между людьми;
  • Познавательная. Умение разговаривать выражает деятельность человеческого сознания, поскольку большую часть информации о мире мы получаем через язык;
  • Аккумулятивная. Язык служит средством накопления и хранения полученных знаний. Записные книжки, конспекты, дневники и прочее – одно из вербальных средств и способов общения, позволяющих передавать знания другим людям;
  • Конструктивная. Язык также выступает средством формирования мыслей. Путем общения человек материализует свои мысли, делая их более ясными и четкими для слушающих;
  • Эмоциональная. Общение также является способом выражения чувств и эмоций. Однако данная функция выполняется лишь тогда, когда прямо выражается отношение человека к тому, о чем он ведет речь;
  • Контактоустанавливающая. Как говорилось ранее, вербальные средства общения – это не только обмен информацией, но способ налаживания связей между людьми;
  • Этническая. Последняя, но не по значимости, функция, которая представляет язык как средство объединения народа.

С точки зрения формы существование вербальные способы общения делятся на устные и письменные, а с точки зрения количества собеседников – на массовое и межличностное.

Виды вербального общения

Вербальные средства и способы общения имеют очень разветвленную структуру. Так, например, различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя, в свою очередь, подразделяется на письменную и устную, а последняя – на монологическую и диалогическую. Внутренней речью называют подготовку к устному или письменному общению, поскольку человек как бы «проговаривает» про себя то, что собирается изложить собеседнику. Говоря о таком вербальном средстве общения как речь, стоит отметить, что она может непосредственной (обмен записками на совещании или лекции) или отсроченной (обмен письмами по почте). Кроме того речевая деятельность подразделяется и на другие виды:

  • Слушание;
  • Говорение;
  • Чтение;
  • Письмо.

Принципы вербального общения

Искусство общения является весьма полезным навыком абсолютно для всех людей. Чтобы иметь возможность не только получать необходимую вам информацию, но и устанавливать полезные контакты с людьми, необходимо уметь правильно выстраивать общение с собеседниками. Приведенные ниже принципы помогут вам освоить основные вербальные средства и способы общения, избегая конфликтов и разногласий:

Принцип кооперации

Беседа должна содержать оптимальное количество информации, соответствуя текущим целям диалога. Постарайтесь давать слушателям только правдивую информацию, поскольку обратное лишь введет их в заблуждение и вызовет недоверие к вам. Также следует избегать непонятных выражений, сложных грамматических конструкций, из-за которых основная мысль вашего высказывания потеряется.

Принцип вежливости

Неверно выстроенное применение вербальных средств и способов общения, как показывает практика, становится причиной непонимания собеседников, а порой и возникновения открытого конфликта. Чтобы этого не произошло, в разговоре с людьми старайтесь проявлять тактичность и вежливость, согласие благожелательность и одобрение. Оптимизируя вербальные коммуникации, вы сможете получать гораздо больший эффект от разговора с собеседниками, научитесь воздействовать на них при помощи слова, подвигая к необходимым действиям.

www.tofeelwell.ru

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — это… Что такое ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ?


ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • ВЕРБАЛЬНЫЕ ОПОРЫ
  • ВЕРБАЛЬНЫЙ

Смотреть что такое «ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ» в других словарях:

  • СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫЕ — СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫЕ. См. вербальные средства общения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Вербальные средства коммуникации — Венчурный капиталист лицо, инвестирующее деньги в новые предприятия. Синонимы: Вербальные средства общения См. также: Коммуникация Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. То же, что вербальные средства общения. Единицы языка и речи, речевые образцы, посредством которых обеспечивается речевая деятельность (аудирование, говорение, чтение, письмо). Р. с. о. несут основную коммуникативную… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Шкалы техники общения (ШТО). Н. Д. Творогова — Предназначены для выявления техники О. Шкалы разрабатывались на основе применения вербальной методики, включающей экспертный метод (внеш. оценки наблюдателей) и метод самооценки. Под термином «техника О.» (ТО) автором понимается набор действий и… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Исследование общения в этнопсихологии — Активное исследование этнопсихологического О. началось в психологии во 2 й пол. XIX в. В это время в Германии в журнале «Die Zeitschrift fьr Vцlkerpsychologie und Sprachwissenschaft», основанном М. Лацарусом и Х. Штейнталем, публиковались данные… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Нарушения перцептивной стороны общения — предполагают характерный для нейропсихологии О. системный анализ нарушений 3 взаимосвязанных звеньев перцептивной стороны О.: восприятия себя как субъекта О., восприятия Другого как субъекта О. и восприятия контекста О. (Глозман, 2005). 1)… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Общение — У этого термина существуют и другие значения, см. Общение (значения). Сюда перенаправляется запрос «Коммуникация (психология)». На эту тему нужна отдельная статья …   Википедия


methodological_terms.academic.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *