Образное воображение: упражнения для развития образного мышления

упражнения для развития образного мышления

Автор: Eкaтepина Евгeньевна Bacильeвa, доктор педагогических наук, профессор Российской академии естественных наук.

 

Наглядно-образное мышление — это совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.

Такое мышление позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением.

Наглядно-образное мышление и воображение — разные процессы. Наглядно-образное имеет дело с реальным предметом, процессом. Воображение же — это воссоздание нужного образа из образной памяти.

Как у вас обстоят дела с образным мышлением? Посмотрите на ладонь вашей левой руки.

Тщательно изучите ее. Обратите внимание на линии, трещинки и родинки, на узоры на коже. Полюбуйтесь, как игра света и тени образует неуловимые перемены в цвете. Примерно через минуту, когда вы будете иметь ясное представление о том, как выглядит ваша ладонь, закройте глаза и постарайтесь воспроизвести ее вид в уме, создайте четкий мысленный образ ладони.

Через некоторое время откройте глаза, посмотрите на ладонь и сравните ее с картиной, которую вы нарисовали в воображении. Отметьте, что присутствовало, а что отсутствовало в созданном вами образе.

Затем закройте глаза и вновь представьте вашу ладонь. Вообразите, как она выглядела бы, если бы вы смотрели на нее открытыми глазами. Еще через полминуты откройте глаза и посмотрите на ладонь. Повторите весь цикл не менее шести раз. С каждым разом старайтесь добавлять еще больше ясности созданному вами образу.

Если образ будет не таким ясным, как хотелось бы, не заставляйте его стать четче силой воли, лучше попробуйте без напряжения пройтись по признакам, визуализируя последовательно форму, текстуру, размер, цвет.

Чтобы усилить яркость мысленного «изображения», надо отключить вербальное (словесное) мышление, просто смотреть, но не описывать его словами.

Вы можете привлечь свое воображение для избавления от стресса, обретения эмоционального равновесия, получения позитивного настроя, успешного взаимодействия с деловым и личным окружением — лучше его чувствуя и находя взаимопонимание. Предлагаем вам далее несколько упражнений для развития образного мышления.

 

Минуту или две мысленно нарисуйте картину последнего праздничного ужина, на котором вы присутствовали: представьте людей, с которыми вы были, окружающую обстановку, убранство стола, вкус пищи, слова и звуки, которые до вас доносились.

Итак, прежде чем продолжить чтение, прервитесь на некоторое время и попробуйте создать образ, стараясь не упустить из виду детали. Начинайте прямо сейчас.

Затем ответьте на следующие вопросы:

  • Созданный вами образ получился четким или расплывчатым?
  • Скажите, картина получилась более тусклой, чем реальная сцена, или нет?
  • Детали выбранной вами конкретной сцены видны отчетливо все как одна или же некоторые из них выделяются больше, чем другие?
  • Возникающая в вашем воображении картина цветная или просто сероватых оттенков?
  • Если картина цветная, точны ли цветовые оттенки?
  • Можете ли вы создать цельный зрительный образ всего помещения?
  • Можете ли вы сохранить в воображении устойчивый образ вашей тарелки? Если это реально, скажите, становится ли он четче по истечении времени?
  • Можете ли вы мысленно увидеть вашу тарелку, ваши руки, держащие нож и вилку, лицо сидящего напротив человека — и все это в одно и то же время?
  • Можете ли вы почувствовать вкус блюд, которые вы ели?
  • Можете ли вы обрисовать, как были одеты люди?

 

Представьте каждый из перечисленных далее предметов:

  • лицо человека;
  • друг детства;
  • бегущая собака;
  • ваша спальня;
  • закат;
  • летящий орел;
  • журчащий ручей;
  • капля росы;
  • перистые облака;
  • клавиатура компьютера;
  • дубрава;
  • снежная вершина;
  • зубная щетка;
  • ваша любимая пара обуви.

 

Если возникающие образы не так ярки, как вам бы хотелось, не пытайтесь насильно улучшить их. Вместо этого сосредоточьтесь на самой идее созерцания образа. Помните: все, что вы пытаетесь представить, имеет форму, качество, цвет и размер. Сфокусируйтесь сначала на форме, а затем погрузитесь в детали. Дайте время образу стать устойчивым и резким.

 

Какая разница между образами предметов, которые вы видели, и образами предметов, которые вы никогда не видели? Нарисуйте в уме следующие картины:

  • единорог;
  • шоколадная река;
  • шестирукий бог;
  • говорящий жираф;
  • тридцатиногий муравей;
  • хор ангелов;
  • четырехмерная сфера;
  • хоббит;
  • пятилистный клевер.

 

Сохраняя взгляд неподвижным, постарайтесь обозреть периферию вашего поля зрения. Используйте боковое зрение,чтобы увидеть как можно больше. Затем закройте глаза и попробуйте воссоздать образ увиденного. Мысленно разбейте обозреваемое пространство на четыре части.

Выберите квадрат и проанализируйте каждую деталь в этом квадрате, потом мысленно воссоздайте его. Повторите это с каждым квадратом.

 

  • Представьте себе пять голубых предметов (голубика, небо, обложка книги…)
  • Проделайте то же самое с другими красками: красной, желтой, зеленой, пурпурной…
  • Отчетливо представьте себе пять предметов, начинающихся с буквы «А» (артишок, амфора…)
  • Проделайте то же самое с каждой буквой алфавита.
  • Представьте пять предметов меньше вашего мизинца (колпачок ручки, горошина, нервная клетка…)
  • Представьте пять предметов больше автобуса (кит, поезд…)
  • Представьте себе пять предметов, находящихся под землей (корни, дождевые черви…)
  • Представьте пять вещей, доставляющих вам радость (катание на лыжах, плавание в море, мороженое, прогулка по лесу…)

 

Если, посмотрев на некий объект, вы закроете глаза, то его образ автоматически сохранится в вашей памяти еще на какое-то время.

Постарайтесь соединить зрительную память с вашим мысленным представлением. Например, посмотрите на ручку, закройте глаза и полюбуйтесь картиной, сохраненной в памяти.

Когда образ потускнеет, откройте глаза, посмотрите на ручку, снова закройте глаза и снова посмотрите на ее образ в вашей памяти. Повторите это несколько раз в удобном для вас темпе, пока у вас хотя бы на секунду не вырисуется четкая картина. После этого постарайтесь уже сознательно воспроизвести мысленный образ ручки.

 

Мысленно представьте ручку, расположенную прямо перед вами. Затем также мысленно начинайте медленно перемещать ее в пространстве — так, чтобы она вначале была слева от вас, затем за вами, затем справа от вас и, наконец, опять перед вами. Одновременно с передвижением ручки воображайте, что вы используете периферическое зрение, чтобы следить за ней.

 

Вспомните всех людей, с которыми вы сегодня разговаривали. Как они выглядели? Какого цвета у них волосы и глаза? Какого они роста и возраста? Во что они были одеты? Можете ли вы представить их манеры и привычки? Нарисуйте портреты людей, которых вы видели вчера; в прошлые выходные; во время последнего отпуска; на последнем дне рождения.

 

Большая часть математических операций выполняется с воображаемыми объектами. Представьте каждое из перечисленных далее трехмерных тел:

  • сфера;
  • куб;
  • призма;
  • тетраэдр;
  • пирамида;
  • додекаэдр;
  • октаэдр;
  • икосаэдр.

 

Не старайтесь сразу же создать образ: вначале подробно изучите пространственное взаиморасположение плоских граней. Мысленно манипулируйте телами, рассматривая их со всех сторон, в том числе и изнутри. Постарайтесь получить ощущение объемности тела.

 

Вообразите положительную эмоцию. Представьте чувство изумления, не имея при этом в виду никакого конкретного объекта или воспоминания. Попытайтесь представить желание, ничего конкретно не желая. Насколько наглядно вы можете мысленно воспроизвести следующие переживания: надежду, радость, удовольствие, любовь, гнев, апатию?

 

Выберите какой-нибудь определенный объект, например ватрушку с черникой, и постарайтесь мысленно создать ее четкий образ. Вообразите, что можете регулировать качество внутреннего изображения — так же, как, нажимая на кнопки, вы настраиваете телевизор.

Сначала сформируйте устойчивый образ ватрушки и увеличьте резкость. Можете ли вы различить крошки? Можете ли вы разглядеть оттенок ягод? Можете ли вы определить цвет теста? Затем поверните регулятор резкости так, чтобы изображение получилось расплывчатым и неясным.

Затем снова поверните ручку в обратном направлении, чтобы изображение стало четким — насколько это возможно. Сколько деталей вы можете рассмотреть в крошках ватрушки? Является ли возникающий образ объемным? Далее вновь поверните регулятор резкости в противоположную сторону и сделайте изображение опять расплывчатым.

Попеременно формируйте то четкую, то расплывчатую картину, пока эта смена не станет для вас технически элементарно выполнимой. Таким же образом постарайтесь отрегулировать и другие переключатели.

 

Вообразите себе идею Красоты. Скажите, вы видите определенный образ чего-то очень красивого или способны создать абстрактный образ Красоты, не представляя себе ничего конкретного, частного? Связываете ли вы с вашей идеей Красоты звуки, запахи, вкусовые ощущения?

Насколько велика или мала эта идея? Приведем еще несколько абстрактных понятий, образ которых вам предлагается создать: измена, порядок, энергия, мир, гармония, общение, реальность, иллюзия.

 

Какие творческие навыки вам пригодились бы в ближайшие дни? При обучении по индивидуальной программе вы можете учиться только тому, что вам интересно и нужно.

Изучите сегодня

Также смотрите

Образное мышление и воображение — Студопедия

Поделись  

Образное мышление — Мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были.

Умственный образ по своей природе имеет двойной источник детерминации. С одной стороны, он вбирает в себя чувственный опыт, и в этом смысле образ индивидуален, чувственно-эмоционально окрашен, личностно значим. С другой стороны, он включает результаты теоретического осмысления действительности через овладение историческим опытом, представленным в системе понятий, и в этом смысле выступает в обезличенном виде.

Нет прямого пути усвоения понятий. Их усвоение всегда опосредуется умственными образами. И образ, и понятие дают обобщенные знания о действительности, выражающиеся словом.

В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как <образная>, так и <понятийная> логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности.

Различны способы создания предметных образов по чертежам, схемам. Одни учащиеся опираются на наглядность, ищут в ней своеобразную сенсорную опору. Другие легко и свободно действуют в уме. Некоторые учащиеся быстро создают образы на основе наглядности, долго сохраняют их в памяти, но теряются, когда требуется видоизменить образ, так как в этих условиях образ у них как бы расширяется, исчезает. Другие хорошо оперируют образами.

Обнаружена следующая закономерность: там, где первоначально созданные образы менее наглядны, ярки и устойчивы, их преобразование, оперирование ими идет более успешно; в тех же случаях, когда образ опредмечен, отягощен различными деталями, манипулирование им идет с затруднениями.

Основная функция образного мышления — создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных.

Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на котором он первоначально возник. Таким образом, деятельность представления, на каком бы уровне она ни осуществлялась, обеспечивает создание нового по отношению к исходному, т. е. является продуктивной. Поэтому деление образов на репродуктивные и творческие (продуктивные) не корректно.

Образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словес-но-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов.

Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности.

Пространственное мышление является разновидностью образного.

Воображение — особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что « именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

Как видно из определений, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения.

Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала.



Образный язык: зажгите свое воображение: процесс

Исследуйте возможности изобразительного языка, участвуя в этом веб-квесте. Удачи!

 

Что такое образный язык?

Перейдите по ссылкам ниже, чтобы узнать определение изобразительного языка. После просмотра этих веб-сайтов создайте свою собственную версию определения изобразительного языка и добавьте ее в центр графического органайзера. Графические органайзеры будут предоставлены вам в классе. Это шаблон графического органайзера, который вы будете использовать для своих заметок и мыслей. (Графический органайзер)

1. Образный язык

2. Образный язык

 

Образный язык включает в себя фигуры речи для добавления слоев к смыслу. Образный язык – это язык, в котором фактический смысл преобразуется для достижения другого значения за счет использования сравнений, сходства или ясности. Образный язык состоит из следующих шести основных фигур речи: сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, аллитерация, звукоподражание. Изучите ссылки ниже, чтобы узнать больше о каждой фигуре речи. Не забывайте делать заметки в графическом органайзере и выделять по одному квадратику для каждой фигуры речи. Вам нужно будет включить краткое определение каждой фигуры речи, а также короткий пример. Дополнительные примеры также можно найти в следующем разделе ссылок.

 

 

Figurative Language

Figures of Speech

Simile

Metaphor

Personification

Hyperbole

Alliteration

Onomatopoeia

Poetic Glossary

Techniques & Figures of Speech

 

These six фигуры речи используются в поэзии, чтобы выразить ясность, создать глубину и способствовать прогрессу и совершенствованию письма. Образный язык позволяет вам, как автору, исследовать свое воображение и описывать свой мыслительный процесс в переносном смысле, чтобы создать альтернативное значение. Нажмите на ссылки ниже, чтобы просмотреть различные примеры образного языка в поэзии.

Сравнение: Нарциссы Уильяма Вордсворта

Метафора: Сны Лэнгстона Хьюза

Персонификация: Железнодорожный поезд Эмили Дикинсон

Гипербола: Гимн Конкорда Ральфа Уолдо Эмерсона : Колокола Эдгара Аллана По

 

 

 Теперь, когда вы знакомы с образным языком, шестью основными фигурами речи и примерами образного языка в поэзии, вы будете работать в паре с одноклассником для дополнительных занятий. и исследования. Вместе со своим партнером заполните один из следующих рабочих листов, который проверит ваше знание образного языка. Не забывайте использовать свои графические органайзеры, когда вы вместе открываете образный язык в стихах. Каждый из вас должен заполнить свой собственный рабочий лист, но вы можете работать вместе, чтобы найти ответы.

Определение изобразительного языка

Определение изобразительного языка #2

Теперь пришло время для вас и вашего партнера использовать все свои знания изобразительного языка с пользой! Вы и ваш партнер будете работать вместе, чтобы создать собственное стихотворение. Тема этого стихотворения — «Откуда мы». Вы можете использовать его в качестве названия или создать собственное уникальное название. Стихи «Откуда мы родом» могут быть посвящены вашей школе, вашему району, вашим семьям или другим факторам, которые помогают определить вас и то, откуда вы родом.

Прежде чем вы и ваш партнер начнете писать, вам следует провести мозговой штурм идей о том, «Откуда мы родом», и подумать о различных описаниях, которые можно включить в стихотворение. Следуйте инструкциям ниже для мозгового штурма идей:

1. Посетите Glogster. Glogster — это сетевой сайт, на котором можно создавать интерактивные онлайн-постеры и делиться ими. Эти плакаты могут быть загружены текстом, графикой, музыкой, видео и многим другим. Этот бесплатный инструмент позволяет пользователям создавать плакаты с творческим выражением и хранить свои идеи на одной (или нескольких) интерактивных досках для плакатов.

2. Я уже создал имя пользователя и пароль для каждого ученика. Вы и ваш партнер будете выбирать, кто будет входить в систему для этого действия. С этого момента вы будете выполнять поиск в Интернете, чтобы добавить к своему плакату фотографии, графику, текст или текст песни, которые послужат источником вдохновения для вашего стихотворения. Я присоединюсь к вам и вашему партнеру во время этого процесса, чтобы предложить поддержку и убедиться, что ваши идеи находятся на правильном пути. У вас и вашего партнера будет тридцать минут на мозговой штурм и создание плаката в Glogster. Этот интерактивный инструмент позволит вам и вашему партнеру исследовать идеи, описывающие «Откуда мы родом»… Проявите творческий подход и добавьте множество идей на свой постер!

Следующим шагом в этом веб-квесте будет написание стихотворения вместе с партнером. Ваше стихотворение должно состоять из не менее восьми строк  и в стихотворении также должно содержаться не менее трех различных примеров оборотов речи , о которых вы узнали во время этого веб-квеста. Ваше стихотворение может включать примеры сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы, аллитерации или звукоподражания. Вы можете использовать любое количество фигур речи, но вы и ваш партнер должны включить в стихотворение не менее трех. Вы и ваш партнер должны использовать свои графические органайзеры, рабочие листы и плакат Glogster для поддержки при написании стихотворения. Вы также можете повторно посетить любую из ссылок, включенных в этот веб-квест, для получения дополнительной поддержки. Будьте изобретательны и придумывайте уникальные способы описать «Откуда мы» при написании стихотворения. Я посещу каждое партнерство во время письменной сессии, чтобы оказать поддержку и внести предложения. Не забывайте внимательно следовать инструкциям, чтобы максимально повысить свою оценку за это задание веб-квеста. После того, как ваше стихотворение будет отредактировано и завершено, вы и ваш партнер напечатаете стихотворение в Microsoft Word.

Последний шаг в этом веб-квесте позволяет вам подумать о своем обучении и росте. Вы и ваш партнер напишете статью для размышлений на одну страницу, которая будет отправлена ​​вместе с вашим стихотворением. В вашем фрагменте для размышлений должно быть объяснено, как вы использовали образный язык и фигуры речи в своем стихотворении. Какие фигуры речи вы включили? Почему? Как вы это сделали? Кратко объясните все три оборота речи, которые вы и ваш партнер использовали. Это даст вам возможность хорошо подумать, когда вы закончите веб-квест, и у меня также будет возможность прочитать о ваших мыслях и действиях во время этого задания. Этот фрагмент для размышлений также следует напечатать в Microsoft Word после того, как ваш окончательный вариант будет отредактирован.

После завершения всего веб-квеста сдайте следующие документы для просмотра и оценки:

1. Графический органайзер (ваш отдельный лист)

2. Рабочий лист определения образного языка (ваш индивидуальный лист)

3. Стихотворение «Откуда мы родом» (одно стихотворение с обоими именами)

4. Рефлексия (один документ с обоими именами)

вы оба создали вместе.

 

 

Хейден В. Уайт, Историзм, история и образное воображение

Дополнительные параметры загрузки

Хейден В. Уайт

Историцизм часто рассматривается как искажение собственно «исторического» понимания; но если обратить внимание на риторические аспекты исторического дискурса, окажется, что обычное историческое повествование предвосхищает свой предмет языком, выбранным для описания, не в меньшей степени, чем историцизм своими обобщающими и теоретическими интересами. Описательный язык, по сути, является фигуративным и изображает события в соответствии с тем или иным типом рассказа. Риторический анализ показывает, что даже кажущийся простым отрывок представляет собой кодировку событий в форме псевдотрагедии. Общие типы рассказов составляют скрытый смысл нарративов и понимаются читателями, часто подсознательно, через образный язык рассказа. Признание лингвистического детерминизма решает ряд проблем исторической теории и влечет за собой ограниченный релятивизм исторических описаний

Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс

Опции Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Лист регистраций изменений

Править

Философия истории в философии социальных наук

Добавить ключевые слова

10.2307/2504665

PhilArchive

    Загрузить копию этой работы Бумаги в настоящее время заархивированы: 73 719

Внешние ссылки

Настройте учетную запись с вашей принадлежностью для доступа к ресурсам через прокси-сервер вашего университета

Через вашу библиотеку

  • Войдите / зарегистрируйтесь и настройте свой преобразователь OpenURL
  • Настройте собственный преобразователь

Сделать историю. Некоторые замечания об уроке раннего историзма. Питер Фогт — 2010 — Журнал философии истории 4 (2): 121-137.

Историзм: попытка синтеза. Фрэнк Р. Анкерсмит — 1995 — История и теория 34 (3): 143-161.

Историзм. Попытка Синтеза-Ответ.Ф. Р. Анкерсмит — 1995 — История и теория 34 (3): 168-173.

Кто пострадал от кризиса историзма? Голландский пример. Герман Пол — 2010 — История и теория 49 (2): 169-193.

Движение метафоры: проблема дифференциации образного и буквального языка. Марк Фелан — рукопись

Эстетическая теория и историческое сознание в восемнадцатом веке. Аллан Мегилл — 1978 — История и теория 17 (1): 29-62.

Почему историческое расстояние не проблема. Марк Бевир — 2011 — История и теория 50 (4): 24-37.

Гуссерль и Гадамер об историчности понимания: можно ли избежать историзма? Сьюзен Сайлар Стокер — 1990 — Диссертация, Джорджтаунский университет

Концепция природы и историзма в Марксе.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *