Определение память – Память — это… Что такое Память?
Определение памяти. Что такое память. Виды памяти. Процессы памяти. Качества памяти. Представление
Всё про память.Пaмять — однa из психических функций и видов умственной деятельности, преднaзнaченнaя сохрaнять, нaкaпливaть и воспроизводить информaцию. Блaгодaря пaмяти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт и опыт предыдущих поколений. Можно ли кaк-то улучшить ее? От чего онa зaвисит? Попробуем ответить нa эти вопросы.
Пaмять крaтковременнaя и долговременнaя
Пaмять бывaет двух видов — крaтковременнaя, или оперaтивнaя, и долговременнaя. Студенты во время сессии ухитряются зa ночь «зaтолкaть» в свою пaмять огромное количество сведений, которые улетучивaются срaзу после экзaменa. Больные с тaк нaзывaемой стaрческой зaбывчивостью в мельчaйших подробностях помнят события, происходившие в рaннем детстве или много лет нaзaд, но не в силaх удержaть в голове то, что было полчaсa нaзaд.
Билл Гейтс помнит сотни кодов создaнного им прогрaммного языкa
Возможности пaмяти безгрaничны. Считaется, что взрослый человек может зaпомнить от двaдцaти до стa тысяч слов. Есть люди, облaдaющие феноменaльной пaмятью. Алексaндр Мaкедонский помнил именa всех своих воинов. Акaдемик Абрaм Иоффе знaл нaизусть всю тaблицу логaрифмов. Моцaрту достaточно было услышaть музыкaльное произведение один рaз, чтобы исполнить его и зaписaть нa бумaге. Прослушaв «Мизерере» Аллегри (в 9 чaстях), он сумел по пaмяти зaписaть всю пaртитуру этого произведения, которaя сохрaнялaсь Вaтикaном в тaйне. При втором прослушивaнии Моцaрт обнaружил в своей зaписи всего несколько неверных нот. Тaкой же музыкaльной пaмятью облaдaл и Сергей Рaхмaнинов. Дирижер Артуро Тоскaнини помнил кaждую ноту из 400 пaртитур. Уинстон Черчилль знaл нaизусть почти всего Шекспирa. Доминик ОБрaйен из Великобритaнии сумел зaпомнить рaсположение перетaсовaнных кaрт одной колоды зa 38 секунд. Билл Гейтс помнит сотни кодов создaнного им прогрaммного языкa.
Человек нaчинaет зaпоминaть уже в утробе мaтери
По мнению ученых, пaмять у человеческого плодa нaчинaет рaботaть через 20 недель после зaчaтия. Во время тестов через живот мaтери посылaлся звуковой сигнaл, который зaродыш мог слышaть; зaтем с помощью ультрaзвукового скaннерa проводилaсь проверкa реaкции. Выяснилось, что зaродыш реaгирует нa шум, слегкa двигaя телом или ногaми. Прaвдa, после пятого сигнaлa, он «привыкaл» к повторяющемуся звуку и мог его игнорировaть. При повторном же посыле сигнaлa через 10 минут и дaже через сутки, зaродыш без трудa рaспознaвaл знaкомый звук. Ученые считaют, что человек в принципе может вспомнить то, что с ним происходило в утробе мaтери.
Пaмять индивидуaльнa
Нa пaмять влияет множество фaкторов. Кто-то лучше зaпоминaет то, что увидел, кто-то — что услышaл. В тaких случaях говорят о зрительной или слуховой пaмяти. Лучше зaпоминaется предмет, вызывaющий интерес. Общеизвестнa стойкость пaмяти чувств. В состоянии эмоционaльного подъемa из пaмяти иногдa вызывaются вещи, кaзaлось бы, дaвно зaбытые. Очень вaжнa мотивaция. Человек, считaющий себя aбсолютно неспособным к языкaм, попaв в чужой стрaне в стрессовую ситуaцию, когдa вопрос стоит о физическом выживaнии, зaпросто выучивaет язык. Во многом способность к зaпоминaнию зaвисит от тренируемости. Бритaнские ученые с помощью специaльного скaнерa исследовaли лобную долю головного мозгa, которaя зaведует перемещением в прострaнстве, у шоферов тaкси и предстaвителей других профессий. Окaзaлaсь, что онa рaзвитa у тaксистов горaздо больше. Мaло того, чем лучше водитель ориентируется в городе, чем более крaтким путем он может проехaть из одного местa в другое, тем больше по рaзмеру лобнaя доля его мозгa. При этом объем серого веществa в целом не меняется, оно просто рaспределяется по иному.
Рaссеянность — не признaк плохой пaмяти
С плохой пaмятью нередко путaют рaссеянность. Но рaссеянные люди нa сaмом деле просто погружены в свои мысли, их внимaние кaк рaз сконцентрировaно, но нa чем-то ином, a бытовaя информaция им не интереснa. Чaсто зa нaрушения пaмяти принимaется невнимaтельность, вызвaннaя переутомлением, последствиями болезни, то есть состоянием, в котором в дaнный момент нaходится человек. Ослaблению пaмяти препятствуют зaпaхи. Это объясняется соседством центрa обоняния с «зaпоминaющей» зоной мозгa. Острaя реaкция пaмяти нa зaпaхи, видимо, зaпрогрaммировaнa: роль зaпaхов в выживaнии древнего человекa былa очень великa.
С возрaстом пaмять ухудшaется не всегдa
Aлобы нa плохую пaмять учaщaются после 40 лет и тем более в пожилом возрaсте. Нa сaмом деле, это не совсем тaк. Просто по окончaнии aктивной учебы отпaдaет нaдобность что-то зaучивaть, пропaдaет нaвык нaпрягaть пaмять, и онa «детренируется». Актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и в стaрости спрaвляются с длиннейшими текстaми. Сейчaс в некоторых стрaнaх, нaпример, в Гермaнии и США, все чaще люди, выйдя нa пенсию, поступaют в университеты (обычно нa гумaнитaрные фaкультеты), вполне успешно зaнимaются и сдaют экзaмены нaрaвне с юными однокурсникaми.
Умение зaбывaть
Все помнить невозможно. Умение зaбывaть имеет огромное знaчение в выживaнии людей. Мозг должен освобождaться от ненужного грузa впечaтлений и сведений. Пaмять кaк бы сaмa регулирует нaгрузку, готовится к приему новой информaции. При этом стaрaя информa
32. Определение памяти. Классификация видов памяти.
Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом, а именно запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.
Как протекают мнемические процессы? Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Узнавание – сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом.
Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали раньше. Воспроизведение – процесс воссоздания образа предмета, воспринимаего нами ранее, но не воспринимаего в данный момент. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания и фантазии и т.д.
Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.
Память необходима человеку, она позволяет накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.
Классификация основных видов памяти:
Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности – на произвольную и непроизвольную; 3) по продолжительности сохранения материала – на кратковременную, долговременную и оперативную.
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским, и хотя эти 4-ре вида памяти не существуют независимо друг от друга и находятся в тесном взаимодействии, ему удалось определить различия.
Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.
Эмоциональная память – это память на чувства. Это способность запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Она проявляется в 2-х случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).
Я уже писала, что все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют не зависимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.
В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т.е. не ставится специальная мнемическая задача. При произвольной памяти такая задача присутствует, и сам процесс требует волевого усилия.
Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т.е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти.
Оперативная память – мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем в «уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока мы имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных единиц памяти.
Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. Кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние 5-6 единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.
studfile.net
что это такое, физиология и психология памяти человека
Сложно представить, как бы мы жили, не имея памяти. Но что такое память? Какие процессы задействованы, чтобы нам без проблем удавалось накапливать и воспроизводить информацию? Ученые определили, какими свойствами обладает память и как работает этот сложный ассоциативный механизм. Мы расскажем о законах, теориях, психологии и физиологии этого свойства.
Что такое память
Память — это комплекс психических способностей накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Без этих умений сложно представить существование человека. Академик Иван Сеченов утверждал, что без умения хранить ощущения и информацию мы навсегда оставались бы на фазе развития новорожденного. Ведь как удовлетворить базовые потребности, если об этом не формируется ни единого представления?
Звание флагмана в изучении памяти негласно присвоено Герману Эббингаузу. Исследователь, экспериментируя на себе, сформулировал определение памяти, раскрыл природу и механизм ее действия.
Сегодня известно, что уровень ее развития зависит от:
- работы нервной системы;
- формирования каждого из процессов запоминания;
- воспитания, уровня обучения;
- темперамента;
- рода деятельности.
Кроме личностных особенностей память имеет возрастные рамки. Например, дошкольники, ученики начальных классов, подростки по-разному запоминают новое. На основе этого существуют теории, утверждающие, что до 3 лет ребенок способен выучить несколько языков.
На вопрос «что такое нормальная память» ответить сложно, так как у каждого она развита по-разному. Но некоторые отклонения все же встречаются. Мы можем жить с ними всю жизнь, не придавая должного значения.
Самыми распространенными расстройствами считаются:
- гипомнезия – снижение возможности вспомнить что-либо;
- гипермнезия – навязчивые воспоминания, лихорадочное волнение;
- парамнезия – искажения воспоминаний, их подмена или деформация.
Свойства памяти
- Емкость – количество материала, который можно запомнить.
- Скорость запоминания – индивидуальный темп усвоения нового.
- Длительность хранения – период от возникновения до исчезновения материала.
- Точность воспроизведения – уровень достоверности исходный фактов.
- Скорость воспроизведения – темп поиска нужных ведомостей.
- Помехоустойчивость – устойчивость к всякого рода препятствиям.
Процессы памяти
Запоминание
Мы запоминаем информацию как произвольно, так и не произвольно. Личностно значимые факты откладываются в сознании обычно сами, мы при этом сохраняем пассивную позицию. Воспоминания в таком случае фрагментарны. Мы помним, какой букет цветов получили на первом свидании, но забыли, в чем были сами одеты. Дело не в том, что кто-то ставил цель запомнить букет и рассматривал целый вечер его составляющие. Так работает избирательность.
Интересное исследование провела психолог Блюм Зейгарник. Она доказала, что незавершенные действия запоминаются лучше. Например, если мы опоздали на поезд, не добились повышения в должности, не получили, чего ожидали, то обязательно прочно зафиксируем это событие в сознании. Как оказалось, ситуации с позитивным разрешением надолго не задерживаются. Так влияют негативные эмоции, полученные в результате стресса и разочарования.
Психологи определили, как работает процесс запоминания. Он базируется на повторении и осмысленном восприятии. Существует особое направление психологии – мнемотехника, в рамках которой изучаются принципы ассоциативного запоминания. Например, передача информации через образы, картинки, схематические изображения.
В зависимости от типа запоминания существует 4 вида памяти: двигательная, образная, вербальная и эмоциональная. У каждого человека больше развит тот или иной вид.
Сохранение материала
В зависимости от того, на каком уровне зафиксирован материал, различают сенсорный, кратковременный, долговременный и оперативный типы памяти. Каждый из них имеет свои характеристики.
Воспроизведение
Существуют четыре формы воспроизведения информации:
- Узнавание – возникает, когда мы повторно видим объект.
- Воспоминание – объект отсутствует, но с помощью ассоциаций можно непроизвольно воспроизвести забытое.
- Припоминание – чтобы воспроизвести материал, нужно приложить усилия.
- Реминисценция – воспроизведение с опозданием, то есть припоминание того, что казалось давно забытым.
Забывание
Это процесс уменьшения объем сохраняемых данных. Это закономерное, естественное действие, которое только в редких случаях является аномалией. Забывание обусловлено следующими факторами:
- Время – уже по истечении 60 минут нам свойственно забывать половину услышанного.
- Активность использования – мы забываем то, что не используем постоянно. Но умение плавать, ездить на велосипеде или знание языка зафиксировано на подсознательном уровне, поэтому не забывается.
Физиология и психология памяти
Физиологический аспект
Физиологи тщательно исследуют память, определение которой обусловлено исследованиями нервной системы. Так, объем нашего «архива» зависит от количества задействованных нервных клеток. Также доказано, что для запоминания, активной работы мозга необходимы белки DCO, LEO, CaMKII. Именно их недостача вызывает различные болезни, связанные с амнезией.
Известна связь памяти с физиологической активностью. Калифорнийские ученые установили, что физическая нагрузка повышает уровень гамма-аминомасляной и глютаминовой кислоты в головном мозге. Достаточно 20 минут активных упражнений, чтобы концентрация нужных соединений повысилась на достаточном для запоминания уровне.
Теории памяти в психологии
Память в психологии — это свойство, которое помогает человеку ориентироваться в пространстве и времени. О том, какие процессы происходят с нами во время запоминания, сложились целые теории.
- Ассоциативная – наш мозг ищет связь между объектами, подтягивая из «архива» все, что причастно к данной ситуации. Поиск происходит за категориями схожести или контраста.
- Бихевиористическая – чтобы запомнить материал, нужно выполнять упражнения. Так материал надежно сохраняется.
- Когнитивная – информация обрабатывается с помощью блоков. Одни блоки ее распознают, другие создают ориентальную карту, третьи – удерживают.
- Деятельностная – взгляд на процесс как на взаимодействие человека с миром.
Как работают законы памяти
- Закон интереса – интересные или необычные факты запоминаются надолго.
- Осмысления – то, что мы понимаем, осознаем, воспринимается глубже.
- Установки – если есть желание что-то запомнить, то так и произойдет.
- Действия – когда теория закрепляется на практике, действие лучше запоминается.
- Внимания – память и внимание нераздельны, так как только концентрация на объекте помогает сохранить точное представление о нем.
- Контекста – факты, закрепленные ассоциациями, усваиваются надежнее.
- Торможение – если мы изучаем похожие понятия, то одно «перекрывает» другое, нейтрализуя обе.
- Края – четче сохраняется то, что подано в начале или конце текста.
- Повторение – если материал был несколько раз повторен, он запомнится лучше чем тот, который произнесен один раз.
- Незавершенности – недосказанные фразы или незавершенные действия запоминаются лучше
- Постепенности – порционно поданный материал запоминается проще.
Память человека стала объектом множества исследований и теорий. Неудивительно, ведь человек обладает уникальным свойством накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Мы рассказали, какие законы руководят этим процессом, раскрыли его психологические и физиологические особенности. Чтобы не забыть, используйте статью в качестве шпаргалки.
wikigrowth.ru
48.Определение и общая характеристика памяти человека.
Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.
Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти,— писал С. Л. Рубинштейн,— мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»‘
49.Виды памяти и их особенности.
В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с. Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 — 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.
Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно). В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную память.
За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов. Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.
В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез. По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную. В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека.
studfile.net
Значение слова ПАМЯТЬ. Что такое ПАМЯТЬ?
ПА́МЯТЬ, -и, ж.
1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Хорошая память на числа. Зрительная память. □ На его [учителя] место был приглашен новый по фамилии, если память мне не изменяет, Буткевич. Короленко, История моего современника. Память услужливо воскрешала пережитое. Шолохов, Тихий Дон. || Запас хранимых в сознании впечатлений. Врезаться в память. Изгладиться из памяти. □ — Эти годы нужно вычеркнуть из памяти. Гаршин, Надежда Николаевна. Пройдет какой-нибудь месяц, и Анна Сергеевна, казалось ему, покроется в памяти туманом и только изредка будет сниться с трогательной улыбкой. Чехов, Дама с собачкой.
2. Воспоминание о ком-, чем-л. Литература сороковых годов уже тем одним оставила по себе неизгладимую память, что она была литературой серьезно убежденной. Салтыков-Щедрин, Круглый год. Спасибо Вам за память и чудесные цветы. Ваша память обо мне меня очень тронула. Станиславский, Письмо С. Г. Бирман и Е. И. Корнаковой, 19 янв. 1931. || чья. Воспоминание об умершем. Светлая память погибших героев. □ Я не знаю, что со мною будет, но я и после смерти Д. останусь верна его памяти, делу всей его жизни. Тургенев, Накануне. — Я тост предложить хочу в память Нестерова, — сказал Глеб. Саянов, Небо и земля. || О том, что (или кто) является напоминанием о ком-л., о каком-л. событии, происшествии и т. п. — Мадам Иванова, вы же смотрите за собачкой. Может, я и не вернусь, так будет вам память о Сашке. Куприн, Гамбринус. Я знала, о чем он думает, вертя в руках старую медную зажигалку, переделанную из патрона, — должно быть, память со времен гражданской войны. Каверин, Два капитана.
3. Способность осмысленно воспринимать окружающее, отдавать отчет в своих поступках, чувствах; сознание. Алеша передал Ивану, что старик проснулся и в памяти. Достоевский, Братья Карамазовы. Спорили два доктора, думая, что он совсем без памяти и ничего не понимает. Панова, Спутники.
◊
Разновидности магнитной памяти
- Память на магнитной ленте (англ. magnetic tape memory) — представляет собой пластиковую узкую ленту с магнитным покрытием и механизм с блоком головок записи-воспроизведения (БГЗВ). Лента намотана на бобину, и последовательно протягивается лентопротяжным механизмом (ЛПМ) возле БГЗВ. Запись производится перемагничиванием частиц магнитного слоя ленты при прохождении их возле зазора головки записи. Считывание записанной информации происходит при прохождении намагниченного ранее участка плёнки возле зазора головки воспроизведения.
- Память на магнитных дисках (англ. magnetic disk memory) — представляет собой круглый пластиковый диск с магнитным покрытием и механизм с БГЗВ. Данные при этом наносятся радиально, при вращении диска вокруг своей оси и радиальном сдвиге БГЗВ на шаг головки. Запись производится перемагничиванием частиц магнитного слоя диска при прохождении их возле зазора головки записи. Считывание записанной информации происходит при прохождении намагниченного ранее участка возле зазора головки воспроизведения.
- Память на магнитной проволоке (англ. plated wire memory) Использовалась в магнитофонах до магнитной ленты. В настоящее время по этому принципу конструируется большинство авиационных т. н. «чёрных ящиков» — данный носитель имеет наиболее высокую устойчивость к внешним воздействиям и высокую сохранность даже при повреждениях в аварийных ситуациях.
- Ферритовая память (англ. core storage) — ячейка представляет собой ферритовый сердечник, изменение состояния которого (перемагничивание) происходит при пропускании тока через намотанный на него проводник. В настоящее время имеет ограниченное применение, в основном в военной сфере.
Разновидности оптической памяти
- Фазоинверсная память (англ. Phase Change Rewritable storage, PCR) — оптическая память, в которой рабочий (отражающий) слой выполнен из полимерного вещества, способного при нагреве менять фазовое состояние (кристаллическое↔аморфное) и отражающие характеристики в зависимости от режима нагрева. Применяется в перезаписываемых оптических дисках (CD-RW, DVD-RW).
Редко используемые, устаревшие и экспериментальные виды
Вид | Описание |
---|---|
Акустическая память (англ. acoustic storage) | использует замкнутые акустические линии задержки. |
Запоминающая электронно-лучевая трубка | Использует свойство вторичной эмиссии люминофора |
Трековая память (англ.) или память «на беговой дорожке» (англ. magnetic racetrack memory, MRM) | базируется на открытых не так давно спинтронных эффектах, в частности на использовании спинового тока для перемещения наноразмерных магнитных объектов — доменных стенок — в пределах магнитных нанопроволок. Под действием такого тока доменные стенки бегут друг за другом по этой проволоке, словно бегуны по спринтерской дорожке (треку)[5][6] |
Голографическая память (англ. holographic storage) | использует пространственную графическую информацию, отображаемую в виде интерференционных структур. |
Криогенная память (англ. cryogenic storage) | использует сверхпроводящие материалы |
Сегнетоэлектрическая память (англ. Ferroelectric RAM, FeRAM) | Статическая оперативная память с произвольным доступом, ячейки которой сохраняют информацию, используя сегнетоэлектрический эффект. Исследованиями в этом направлении занимаются фирмы Hitachi совместно с Ramtron, Matsushita с фирмой Symetrix. По сравнению с флеш-памятью, ячейки FRAM практически не деградируют — гарантируется до циклов перезаписи.[7] |
Молекулярная память (англ. molecular storage) | Использует технологию атомной туннельной микроскопии. Носителями информации являются специальные виды плёнок. Головки, считывающие данные, сканируют поверхность плёнки. Их чувствительность позволяет определять наличие или отсутствие в молекулах отдельных атомов, на чём и основан принцип записи-считывания данных. В середине 1999 года эта технология была продемонстрирована компанией Nanochip. В основе архитектуры устройств записи-считывания лежит технология MARE (Molecular Array Read-Write Engine). Были достигнуты следующие показатели по плотности упаковки: около 40 Гбит/см² в устройствах чтения/записи и 128 Гбит/см² в устройствах с однократной записью, что в 6 раз превосходило тогдашние экспериментальные образцы магнитных дисков и более чем в 25 раз — серийные модели. Достигнутая на 2008 год скорость записи и чтения не позволяет говорить о массовом применении этой технологии.[источник не указан 1204 дня] |
Электростатическая память (англ. electrostatic storage) | Носителями данных являются накопленные заряды статического электричества на поверхности диэлектрика. |
Прочие термины
- Многоблочная память (англ. multibank memory) — вид оперативной памяти, организованной из нескольких независимых блоков, допускающих одновременное обращение к ним, что повышает её пропускную способность. Часто употребляется термин «интерлив» (калька с англ. interleave — перемежать) и может встречаться в документации некоторых фирм «многоканальная память» (англ. multichanel).
- Память со встроенной логикой (англ. logic-in-memory) — вид памяти, содержащий встроенные средства логической обработки (преобразования) данных, например их масштабирования, преобразования кодов, наложения полей и др.
- Многовходовая память (англ. multiport storage memory) — устройство памяти, допускающее независимое обращение с нескольких направлений (входов), причём обслуживание запросов производится в порядке их приоритета.
- Многоуровневая память (англ. multilevel memory) — организация памяти, состоящая из нескольких уровней запоминающих устройств с различными характеристиками и рассматриваемая со стороны пользователей как единое целое. Для многоуровневой памяти характерна страничная организация, обеспечивающая «прозрачность» обмена данными между ЗУ разных уровней.
- Память параллельного действия (англ. parallel storage) — вид памяти, в которой все области поиска могут быть доступны одновременно.
- Страничная память (англ. page memory) — память, разбитая на одинаковые области — страницы. Операции записи-чтения на них осуществляются путём переключения страниц контроллером памяти.
См. также
Примечания
Литература
- Айен Синклер. Память // Словарь компьютерных терминов = Dictionary of Personal Computing / Пер. с англ. А. Помогайбо. — М.: Вече, АСТ, 1996. — 177 с. — ISBN 5-7141-0309-2
Ссылки
dic.academic.ru
ПАМЯТЬ — это… Что такое ПАМЯТЬ?
|| Запас хранимых в сознании впечатлений. Ушло из памяти. Свежо в памяти. Врезаться в память.
2. Воспоминание о ком–чем–н. Чтить память борцов за революцию. Оставил по себе добрую память. В память наших встреч. Памяти друга и товарища (заглавие некролога). Светлой, печальной, блаженной, мрачной, недоброй и т. п. памяти (употр. как определение или приложение при воспоминании о ком–чем–н. для выражения какого–н., указанного прилагательным, отношения). Подарить на память (для того, чтобы сохранялось воспоминание).
3. Церковная служба, установленная на известный день в честь какого–н. святого, а также самый этот день (церк.). День памяти или память Александра Невского.
❖ Без памяти (разг.) — 1) забывая всё, до потери сознания. «И все–таки я вас без памяти люблю.» Грибоедов. «Бежали от них без памяти.» А.Н.Толстой. 2) в знач. сказуемого, быть в восхищении, в восторге от кого–н. Он от нее без памяти. 3) без чувств, без сознания. Лежит без памяти. В памяти (разг. устар.) — в полном сознании, в себе. «Вы всё еще не в памяти.» Достоевский. Лишиться памяти (устар.) — впасть в бессознательное состояние. На памяти чьей (разг.) — в период жизни кого–н., так что он может еще помнить. На памяти истории — см. история. По старой памяти (разг.) — под влиянием прежних привычек, воспоминаний о прежнем, прошлом. По памяти или на память (рассказывать, говорить, привести и т. п.) — не смотря в книгу или в записи, не справляясь, так, как помнишь. Прийти на память — появиться в воспоминании, вспомниться (1). Куриная память (разг.) — плохая, короткая память. Дай бог памяти (устар.) — поговорка, употр, при усилии вспомнить что–н. Вечная память — 1) молитва о вечной загробной жизни для умершего (церк.). «И Кирилу Петровичу отпоют вечную память, как ныне и Андрею Гавриловичу.» Пушкин. 2) перен. кому, пожелание вечного пребывания какого–н. умершего в памяти, в воспоминании людей. Короткая память — см. короткий.dic.academic.ru