Основные сферы жизнедеятельности человека: Главные сферы жизни человека и их развитие

Содержание

20 идей для личной стратегии — Карьера на vc.ru

Сферы жизни человека — это разные направления деятельности, которым люди уделяют внимание в течение жизни.

Попытки систематизировать состав этих сфер неизменно наталкиваются на субъективное восприятие жизненных приоритетов каждого исследователя. И это вполне естественно.

Есть также такое понятие, как колесо баланса, через которое некоторые авторы связывают сферы жизни человека в единое целое в попытках найти их баланс и золотую середину. Но любая попытка сделать универсальную модель, подходящую для каждого человека, обречена.

Дело в том, что у каждого свои приоритеты и свое представление о том, какие сферы жизни должны развиваться, а какими можно пожертвовать. И это решение целиком и полностью зависит от того, каким человек видит своё будущее и свою позицию в нём. Поэтому невозможно навязать всем чьё-то видение того, как должен выглядеть жизненный баланс человека.

Чтобы ваша жизнь и ваши планы зависели только от вас необходимо разработать личную стратегию. Мы изучали различные методологии, призванные достичь баланса в жизни человека, и выяснили, что сама идея сбалансированности противоречит динамике и самой природе. Мы решили разобраться в этом вопросе подробнее и в этой статье, созданной на базе одного из уроков курса по разработке личной стратегии, представляем вашему вниманию инновационную методику самооценки по 20 сферам жизни.

Почему нужны специальные методики по реализации миссии?

Вопросы целеполагания на курсе мы рассматриваем с нескольких сторон, одной из которых является миссия человека. Миссия, это вовсе не цель, а предназначение человека, которое он или она сознательно или подсознательно хотели бы реализовать. В этой статье мы расскажем о том, как грамотно и последовательно подойти к реализации своей миссии.

20 сфер жизни человека​ Дмитрий Рыцев

Сформулировать свою миссию — это далеко не самая сложная проблема, особенно с учётом того, что методик для формулирования миссии довольно много. В нашем курсе это делается в спринте 5 (из 11).

А вот методику реализации миссии пришлось заимствовать из нашей методологии разработки бизнес стратегии Strategium Space Scrum. Адаптация именно этой части методологии к личной стратегии оказалась весьма нетривиальной задачей.

Но, чем сложнее задача, тем интереснее получается её решение. И в этой статье я расскажу о новом подходе, который будет помогать нам реализовывать свою миссию и эффективно развиваться. Для начала нам нужно приложить определённые усилия и систематизировать наше, обычно хаотичное, понимание того, как мы идём к целям, как управляем своими действиями и каким образом достигаем результатов.

Цель такой работы не только в том, чтобы понять, что мы должны делать, чтобы соответст

Сферы жизнедеятельности людей

 

Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобще сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму – существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц – жрецов, деятелей церкви, ученых.

Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимается, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.

Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на существование еще одной всеобщей сферы – управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей – это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере – в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социального и духовного существа.

Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политическую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой. Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном решении социальных проблем – ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы.

Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливого или несправедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости.

(И.Т.Фролов)

Задания к тексту:

1. Какие сферы жизнедеятельности людей в обществе называет автор?

2. В чем автор видит роль ценностных представлений людей? Приведите два положения текста, содержащих ответы на данный вопрос.

3. Укажите, какие виды (формы) знаний о мире называет автор. Назовите любой другой вид (форму) знаний о мире, известную вам из обществоведческого курса, и проиллюстрируйте его примером.

4. автор видит в правильном и своевременном решении социальных проблем ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы. На основе курса конкретизируйте данное суждение с помощью трех примеров политических решений, обусловленных существованием в обществе социальных групп, нуждающихся в государственной поддержке.

Ответы к тексту:

1. — сфера материального производства
— сфера теоретической деятельности
— сфера деятельности людей по ценностному освоению действительности
— сфера управления общественными процессами
— социальная сфера

2. — ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности
— ценности являются условием успешной деятельности (если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность, деятельность может достичь положительного результата)

3. — виды (формы) знаний, указанные автором (наука, магия, традиции, астрология)
— вид (форма) знания, известная из курса (например мифы, народная мудрость, повседневный опыт)

(пример: знание примет, предвещающих дождливую погоду, или знание о сторонах света, основанное на повседневных наблюдениях за растениями)

4. — решение об оказании помощи в виде ежемесячного социального пособия малоимущим семьям
— денежные средства, выделяемые государством в рамках Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» для обеспечения материальной поддержки граждан, имеющих двух и более детей (материнский капитал)
— программы по снижению напряженности на рынке труда, разработанные и реализуемые местными органами власти

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

что это такое, структура и характер, какие бывают виды и формы человеческой деятельности.

Человек – существо деятельное. Собственно, целенаправленная деятельность и отличает человека от животного. Точнее, животные тоже осуществляют определённые виды деятельности, но большинство из них являются неосознанными и имеют целью удовлетворение самых элементарных индивидуальных потребностей.

Деятельность человека связана с его общественной сущностью. Действительно, многие действия современного человека направлены на поддержание определённого состояния общества, его развитие и совершенствование, а не на удовлетворение своих физиологических потребностей. Большая часть населения развитых стран посвящает свою жизнь занятиям в таких сферах, как наука, искусство, общественная деятельность, развлечения и игры, общение. С другой стороны, во многих развивающихся странах превалирует деятельность «низшего звена»: добыча пищи, обеспечение личной безопасности и др. Общественная составляющая в таких занятиях не столь важна, поэтому какие-либо социальные нормы могут не соблюдаться: в этих странах процветают преступность, дикие нравы и порядки, крайний индивидуализм, отстранённое и подозрительное отношение к окружающим. Из этого следует, что различные виды деятельности человека формировались в процессе его эволюционного и общественно-исторического развития.

Действительно, было время, когда многих профессий и родов занятий, характерных для современного общества, вообще не существовало. Лишь относительно недавно (по историческим меркам), например, из всей массы людей выделились учёные – деятели, профессионально изучающие окружающий мир и способы воздействия на него. Ещё позже разделились теоретическая и практическая наука, различные научные дисциплины: так, ранние древнегреческие философы занимались буквально всем – и геометрией, и медициной, и астрономией, рассуждали о природе вселенной и изобретали механизмы. Постепенно усложнение научного знания привело к своеобразному разделению интеллектуального труда.

Виды деятельности

Что такое деятельность

Под деятельностью принято понимать процесс активного взаимодействия субъекта с объектом действительности, при котором субъект целенаправленно воздействует на объект, достигая какой-либо цели и удовлетворяя свои потребности.

Деятельность может иметь как созидательный, так и разрушительный характер. Нередко присутствуют оба компонента, поскольку зачастую чтобы создать что-то, нужно перед этим что-то разрушить, и наоборот (например, создать оружие, чтобы уничтожить вражескую армию). Деятельностью человека или организации можно называть любую их активность, которой придаётся определённый смысл – то есть активность как-то связана с внешним миром или внутренним состоянием человека или организации.

Особое значение для человека и животных имеет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая по мере эволюционного усложнения организмов становилась всё более разнообразной. Такая активность позволяет животным выживать, оставлять потомство и вообще следовать тем или иным инстинктам, практически взаимодействуя с окружающим миром. Деятельность человека носит иной характер, поскольку инстинкты в его психике упразднены и в своей жизни он руководствуется интеллектом.

Структура и характер деятельности

В отличие от поведения животных, сознательная активность человека обладает определённой структурой.

Различные виды деятельности человека состоят из нескольких этапов:

  • Процесс принятия решения.
  • Вовлечение в деятельность.
  • Целеполагание.
  • Проектирование программы действий.
  • Осуществление программы действий.
  • Анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

В процессе своей активности человек осознаёт себя и свои действия, сравнивает свои потребности со своими возможностями и в соответствии с этим строит программу действий. При получении новых знаний и опыта программа действий может корректироваться и изменяться. Все эти компоненты отсутствуют в поведении животных: так, кошка будет пытаться забраться на дерево даже в том случае, если ей отстригли когти. Инстинктивный характер деятельности животных можно проиллюстрировать одним известным примером: петух, которому отрезали голову, но сохранили жизнь с помощью искусственного введения пищи, пытался клевать зерно, кукарекать и производить другие действия, характерные для его «здоровых» собратьев. Головной мозг в его жизнедеятельности оказался не нужен (сохранён был лишь шейный отдел мозга).

Формы человеческой деятельности

Видов деятельности человека очень много, и все они подразделяются на две категории: практическую (материальную) и духовную.

Материально-практическая деятельность имеет целью изменение окружающего мира. А поскольку этот мир состоит из природы и общества, то и практическая деятельность может быть или производственной (изменяющей природу), или социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Духовная деятельность направлена на изменение общественного или индивидуального сознания. Она включает науку, искусство, организацию коллективной жизни, а также религию. Цели, стоящие перед духовной деятельностью — познание, определение жизненных ценностей, создание моделей будущего (прогнозирование) и т. д.

Между материально-практической и духовной активностью, однако, нет чётких границ. Это условное деление, и в реальности духовная и материальная стороны нашей жизни неразрывно связаны друг с другом. Любая деятельность человека имеет материальную сторону, поскольку она направлена на взаимодействие с окружающим миром и использует некие материальные средства, и духовную, поскольку предполагает целеполагание, создание программы действий, оценку результатов действий и т. д.

Виды

Виды деятельности человека

Пришла пора разобраться с основными видами активности человека.

Труд

Это основной вид человеческой активности, которому подчинены некоторые другие. Под трудом принято понимать создание полезных для общества продуктов, удовлетворяющих материальные или духовные потребности людей. В процессе труда человек изменяет действительность, используя для этого те или иные средства и методы.

В понятие труда в разное время вкладывался несколько различный смысл. Ещё относительно недавно под этим словом понималась главным образом физическая активность, тогда как интеллектуальная считалась бесполезной. В наше время центральное значение придаётся именно интеллектуальной (научной, творческой) деятельности, поскольку в её результатах общество нуждается больше всего; а вот физическая активность оказывается всё более убыточной, поскольку автоматика делает такую работу более качественно, чем человек, а ресурсов потребляет меньше, поэтому понятие «труд» для такой активности становится всё менее корректным.

Считается, что именно труд, наряду с речью, стал тем фактором, который предопределил превращение животного в человека. На самом деле это не совсем так, поскольку исключительно человеческим видом активности, не имеющим аналогов и прообразов в животном мире, является лишь творчество.

Учение

Это процесс систематического получения знаний, навыков, умений, которые необходимы в трудовой деятельности. Учение выделилось в специальный вид человеческой активности, когда количество накопленных человечеством знаний стало очень большим; для того, чтобы усвоить эти знания, стали необходимы значительное количество времени и ресурсов.

Игра

Это человеческая активность, которая не направлена на создание какого-либо материального продукта. В процессе игры человек (чаще всего это ребёнок) усваивает определённые социальные нормы, учится жить в обществе. В детском возрасте игра носит развивающий характер, а во взрослой жизни она становится средством отдыха и общения.

Игра предполагает активность в условных ситуациях, упрощённо воспроизводящих реальные. В процессе игры человек отрабатывает действия и сценарии, которые затем будут применяться в «настоящей» жизни. Игры имеются не только у человека, но и у многих животных, и чем они более сложно устроены, тем сложнее игры. У высших животных, особенно у обезьян, наблюдаются манипулятивные игры, предполагающие использование каких-либо предметов.

Общение

Активность, состоящая во взаимодействии двух или более людей с целью обмена информацией. Эта информация может быть не только познавательного, но и аффективно-оценочного характера. Общение тоже существует у многих животных, особенно общественных. Так, пчёлы с помощью специального языка телодвижений сообщают друг другу, где находится пища.

Возникновение общения связано с усложнением жизнедеятельности, нахождением в условиях, препятствующих индивидуальному выживанию организма. При таких условиях стало необходимым разделение труда, которое также наблюдается у общественных животных. Общение позволяет членам группы координировать свои действия и добиваться общего результата.

Творчество

Это наиболее высшая ступень человеческой жизнедеятельности. Творчество присуще только людям. Внешне оно напоминает обычную трудовую активность, но сущность творчества принципиально иная.

Творчество – это создание принципиально новых вещей, предметов, духовных ценностей. Главными критериями в творчестве являются уникальность продукта и его общественная польза.

Впервые разграничивать труд и творчество начали ещё античные мыслители. По словам Аристотеля, труд осуществляется в силу жизненной необходимости (нужда в пище, одежде, жилье), а также по чьему-то приказу; творчество же является свободным актом, не имеющим чисто утилитарного смысла. Осознать это античным философам, как ни странно, помогло рабовладение: повседневные действия раба и свободного человека существенно различаются. Конечно, в те времена у греков существовали также образованные и творчески одарённые рабы, хозяева которых давали им больше свободы; в конечном итоге такие рабы отпускались на свободу, и впоследствии многие из них стали выдающимися личностями.

Значительно сложнее было осознать смысл творчества жителям Древнего Рима, которые были более простодушными и жили в более суровых условиях. «Учёных рабов» у римлян долгое время не было (мода на них пришла гораздо позже из Греции), и все римские рабы содержались в одинаково строгих условиях. Рабы и свободные граждане в Риме отличались друг от друга главным образом списком доступных профессий, а не возможностью или невозможностью «творить». Долгое время всё искусство и теоретическая наука в Риме являлись прямыми заимствованиями у греков и этрусков.

Указанное разграничение видов человеческой активности, однако, не является жёстким. Все они могут совмещаться друг с другом. Например, учебная деятельность очень часто осуществляется в виде игры, а «обычный» труд сочетается с творческой активностью.

Основные сферы жизнедеятельности общества

Любой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере.

Таких сфер традиционно принято выделять четыре:

  • Социальную – народы, классы, половозрастные группы и т. д..
  • Экономическую – производственные отношения, производительные силы.
  • Политическую – государство, партии, общественно-политические организации.
  • Духовную – религия, мораль, образование, искусство, наука.

При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение.

Однако не все виды человеческой активности в каждой из сфер равнозначны. Так, в духовной сфере главенствующее положение занимает наука, её «отражениями» являются образование и искусство; мораль зависит от уровня коллективной осведомлённости общества, а религия – это уже следствие чрезвычайно низкого уровня этой самой осведомлённости. Характер социальной активности может изменяться со временем: в одну эпоху среднестатистический человек может трудиться ради процветания своей нации, в другую его труд может быть направлен на удовлетворение потребностей всего человечества в целом, ибо деление на народы и нации отсутствует.

Примеры деятельности человека

Казалось бы, деятельного человека видно сразу. Он может строить дома, лечить людей, писать картины, читать лекции. Отличать «деятельного» от «бездеятельного» человека мы привыкли по наличию в его действиях какой-либо пользы. Но как правило, под пользой мы нередко понимаем только собственную выгоду либо выгоду для тех, у которых мы находимся в зависимости: занятия «государственными делами» мы считаем полезными, хотя выгоду от них получают чаще всего лишь госслужащие; точно так же когда-то крепостной крестьянин считал полезными занятия, удовлетворяющие желания его господина.

Слишком заигравшихся детей (нередко ими могут быть и взрослые) мы часто именуем бездельниками, хотя в действительности это некорректно. Игра может приносить огромную пользу для самих играющих, способствуя формированию у них каких-то важных знаний и навыков; а это, в свою очередь, может в дальнейшем принести пользу и окружающим.

Таким образом, какая-то конкретная человеческая деятельность может и не приносить сиюминутной пользы, но без неё может сильно осложниться в дальнейшем существование всего человечества. Представим себе первобытного человека, который развлекался тем, что кидал куски глины в разведённый костёр. Казалось бы, он занимается сущей ерундой, вместо того чтобы выполнять задачи по обеспечению своего племени запасами еды и другими необходимыми вещами. Однако этот «бездельник» с помощью своего развлечения открыл основы производства посуды, кирпича, орудий труда, мощного оружия и других вещей, без которых мы не можем обойтись даже в наше время.

Порой мотивы жизнедеятельности человека скрыты от глаз наблюдателя и не соответствуют внешним проявлениям. Известны случаи, когда полные люди приходили работать на кирпичный завод, чтобы сбросить вес. Широко известна притча о трёх людях, которые ворочали камни; когда их спросили, что они делают, то первый ответил: «Горбачусь», второй – «Деньги зарабатываю», а третий, устремив взор на небо, сказал – «Храм строю». Чисто внешне они занимались одной и той же работой, но конечная цель этих действий для каждого из них была разной.

Даже человек, занимающийся «имитацией бурной активности», всё равно является деятельным, ибо его действия имеют совершенно определённый смысл (обычно это сокрытие от начальства своей некомпетентности, принципиального нежелания заниматься данной работой или лени).

В настоящее время чрезвычайно важным видом человеческой деятельности является информационная. В различные занятия этого рода вкладываются существенные денежные и материальные ресурсы, тогда как финансирование многих других профессий уменьшается. Однако реальная значимость «информационных» профессий неодинакова: получение и обнародование научных знаний, к примеру, имеет выраженную общественную значимость, а вот производство рекламы направлено в основном лишь на получение личной выгоды. Производство полезной информации соседствует с производством «информационного шума».

Смотреть видео

Основные сферы жизнедеятельности человека — Мегаобучалка

Планы семинарских занятий по дисциплине

«Основы педагогики» 2010-2011 учебный год

 

С е м и н а р с к о е з а н я т и е № 1

Возникновение и развитие педагогической науки

Основные понятия: педагогика, образование, воспитание, обучение, социализация, развитие, формирование, методы исследования.

После изучения этой темы студенту необходимо:

• знать предпосылки возникновения педагогики, ее объект, предмет и
функции и уметь обосновать значение педагогической науки в развитии
общества;

• знать основные категории педагогики и уметь использовать их при характеристике социально-педагогической реальности;

• знать отрасли педагогической науки и уметь обосновать необходимость ее дифференциации.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что определило возникновение педагогики как науки? В каких значениях в современных условиях употребляется термин «педагогика»?

2. Охарактеризуйте этапы становления педагогики. Кто из зарубежных и отечественных ученых разных эпох внес наибольший вклад в развитие педагогической науки и практики?

3. Как соотносятся основные педагогические категории? В чем вы видите их сходство и различие?

4. Почему в настоящее время говорят о системе педагогических наук?

Основная литература

1. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И.Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск : Аверсэв, 2003. – С.21–62.

2. Карпович, Т.Е. Основы педагогики. Практикум: учеб пособие / Т.Е. Карпович. – Минск : Тесей, 2007. – С. 11–18.

3. Подласый, И.П. Педагогика / И.П.Подласый. – М. : ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – С. 10–42.

4. Бордовская, Н.В. Педагогика : учеб. пособие для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб : Питер, 2007. – С. 214–234.

Дополнительная литература

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учеб. пособие для вузов/ [А. И. Пискунов, Р. Б. Вендровская, В. М. Кларин и др.]; под ред. А. И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп.. – М. : ТЦ Сфера, 2005.– 512 с.

2. Педагогика : учеб. пособие / под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008.– 430 с.



3. Харламов, И.Ф. Педагогика : крат, курс: учеб. пособие / И.Ф.Харламов. – 3-е изд. – Минск : Высшая школа, 2005.

С е м и н а р с к о е з а н я т и е № 2

Развитие личности как педагогическая проблема

 

Основные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность, развитие, социализация, наследственность, активность, среда, воспитание, концепция.

 

После изучения этой темы студенту необходимо:

· знать и уметь обосновать роль объективных и субъективных факторов развития личности; уметь раскрывать сущность современных концепций развития личности; уметь применять эти знания при описании педагогической реальности в различном социокультурном контексте;

· знать факторы социализации (макро-, мезо-, микро-факторы), обусловливающие формирование определенного типа поведения и активности личности; уметь оценивать себя и другого с позиции социальной зрелости;

· знать личностные особенности людей разного возраста и пола; уметь их определять и учитывать при решении жизненных и профессиональных проблем.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Как человек становится личностью и чем обусловлен процесс ее развития?

2. Какова роль и место воспитания в различных концепциях развития личнсоти?

3. Какое влияние оказывают возрастные, половые и индивидуальные различия людей на решение ими жизненных и профессиональных проблем и как это проявляется?

 

Основная литература

 

1. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В.Воронов. – М., 1997. – С. 20–23.

2. Основы педагогики учеб. пособие / А.И.Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – С.121–125.

3. Карпович, Т.Е. Основы педагогики. Практикум: учеб пособие / Т.Е. Карпович. – Минск: Тесей, 2007. – С. 19–29,161–163.

4. Подласый, И.П. Педагогика / И.П.Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – С. 71–126.

Дополнительная литература

1. Хьелл, Л. Теории личности / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб: Питер, 2000.

 

 

С е м и н а р с к о е з а н я т и е № 3

Системы образования в РБ и за рубежом

Основные понятия: образование, концепция образования, система образования, содержание образования, среднее образование, высшее образование, тенденции развития образования

После изучения этой темы студенту необходимо:

· знать и уметь обосновать сущность образования как общечеловеческой ценности, процесса, результата, системы; уметь анализировать образовательную практику с точки зрения реализации основных функций образования;

· знать сущность понятия «содержание образования» и основные документы, которые его отражают; уметь использовать эти знания для профессионального самоопределения и развития;

· знать основные мировые тенденции в развитии образования и уметь с их учетом анализировать систему образования любой страны; уметь выделять в ней общее и отличное от систем образования других стран, регионов.

· понимать и уметь обосновывать позитивные и негативные явления в образовании и знать эмпирические признаки их проявления в педагогической реальности стран мира.

 

Вопросы для обсуждения

1. Какие общие и особенные черты проявляются в системах образования развитых стран мира (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония) и почему?

2. Какова образовательная политика зарубежных стран – ближайших соседей Республики Беларусь (по выбору студента.) на современном этапе?

3. Какие тенденции можно выделить в развитии образования стран мира?

 

Основная литература

1. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В.Воронов. – М., 1997. – С. 69–75.

2. Основы педагогики : учеб. пособие / А.И.Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Минск : Аверсэв, 2003. – С.47–50, 63–99.

3. Подласый, И.П. Педагогика : Новый курс : учебник для студ.: В 2-х кн. / И.П. Подласый – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – С.316–331.

Дополнительная литература

1. Андреев, В.И. Система образования в ФРГ / В.И. Андреев. — Минск, 1993.

2. Андреев, В.И. Система образования в Японии / В.И. Андреев. – Минск, 1995.

3. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика / Б.Л.Вульфсон, З.А.Малькова. – М., 1998.

4. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики / А.Н.Джуринский. – М., 1998.

5. Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: учеб. пособие / В.А. Капранова. – Минск, 2004.

6. Крайко,Э.Н. Система образования во Франции / Э.Н.Крайко. – Минск,1995.

7. Латыш, Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И.Латыш. – 2-е изд., доп.- Минск, 2000.

8. Салимова К., Педагогика народов мира / К.Салимова, Н.Додде. – М., 2001.

9. Степанов, В.А. Становление и развитие системы высшего образования в Великобритании / В.А. Степанов. – Минск, 1998.

 

С е м и н а р с к о е з а н я т и е № 4

Основные сферы жизнедеятельности человека

Основные понятия: деятельность; виды деятельности: учебная, игровая, трудовая; самореализация

 

После изучения этой темы студенту необходимо:

• знать сферы жизнедея­тельности человека, детерминирующие его развитие, и уметь анализировать окружающую действительность с позиций самореализующейся личности;

• знать сущность и требования к организации оптимальной для развития личности системы видов деятельности и уметь использовать эти знания при определении собственной жизненной стратегии, в семей­ном воспитании, при организации сотрудничества в профессиональной сфере;

• знать характеристику основных видов деятельности и уметь с учетом этого знания планировать собственную жизнедеятельность, деятельность группы, трудового коллектива.

Вопросы для обсуждения

1. Какие существуют основные сферы жизнедеятельности человека и как они соотносятся с возрастными этапами его развития?

2. Как необходимо организовать учебную деятельность, чтобы она стала эффективным средством развития личности?

3. Какое влияние на становление человека оказывает игра? Какие существуют виды игр?

4. При каких условиях трудовая деятельность становится фактором самореализации личности?

 

Литература

1. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие / Г.В. Бороздина. – Минск : БГЭУ, 2004. – С. 292 – 304 (ксерокопия).

2. Основы педагогики : учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик. – Минск : Аверсэв, 2003. – С. 203 – 218.

3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2007. – С. 465 – 511(ксерокопия).

Дополнительная литература

1. Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики : ответы на экзамен. вопросы / Г.Ф. Вечорко. – Минск : ТетраСистемс, 2008. – С. 143–147 (ксерокопия).

2. Крутецкий, В.А. Психология : учеб. пособие / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986. – С. 56 – 71 (ксерокопия).

3. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высших пед. учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М. : Академия, 2003. – C. 442 – 457 (ксерокопия).

С е м и н а р с к о е з а н я т и е № 5

1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

Устройство общества интересовало людей во все времена. На протяжении многих веков ученые пытались найти модель, образ, с помощью которого можно было воспроизвести человеческое общество. Его представляли в виде пирамиды, часового механизма, ветвистого дерева.

Современные ученые утверждают, что общество представляет собой целостную, естественно функционирующую и развивающуюся систему. Слово «система» греческого происхождения и означает целое, составленное из частей, совокупность. Итак, система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, каждый из которых выполняет определенную задачу.

Общество как социальная система — это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, которые носят устойчивый характер и переходят из поколения в поколение. 1

Признаками общества как системы являются:

  • Целостность — способность обеспечивать единство всех своих элементов.
  • Социальность — взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности.
  • Устойчивость — сохранение достигнутого состояния.
  • Автономность и самодостаточность — создание необходимых условий для развития и удовлетворения потребностей без влияния извне.
  • Способность к саморегуляции — через систему правил, требований, прав и обязанностей общество регулирует собственную внутреннюю жизнь. 2

В данном случае общество можно сравнить с гигантским организмом, и как живой организм имеет сердце, руки, ноги, мозг, нервную систему, так и в обществе существуют определенные механизмы воздействия на окружающую среду — свой центр управления многообразными процессами и средства связи. И подобно тому, как в живом организме функционируют различные системы жизнеобеспечения, так и в обществе каждый его «орган» выполняет только ему свойственную функцию. Наконец, как в организме можно выделить несколько взаимосвязанных уровней его жизнедеятельности, в зависимости от значения каждого из них для всего организма (нервная система, системы кровообращения и пищеварения, обмена веществ и т. д.), так и в обществе можно вычленить конкретные уровни (в научной литературе чаще — «сферы») его жизнедеятельности — экономический, социальный, политический и духовный. 3

У исследователей нет единства по вопросу о том, какие сферы общественной жизни следует выделять. Некоторые подразделяют общество всего на две сферы — материальную и духовную; к первой относят экономику и производство, ко второй — науку и культуру. Наибольшее распространение получило выделение экономической, духовной, социальной и политической сфер жизни общества.

Каждая из сфер охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, соответствует тем или иным функциям, которые приходится выполнять обществу.

  • Экономическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Важнейшая функция здесь — взаимодействие общества как системы с внешней природной средой: приспособление к ней (адаптация) и ее преобразование.
  • Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Она призвана объединять, интегрировать общество на основе соотнесения и учета интересов различных групп.
  • Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики — осуществлять руководство и управление.
  • Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Через нее осуществляется такая важная функция общества, как поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития.

Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.

Рассмотрим взаимовлияние общественных сфер на отдельных примерах. Обратимся к явлению, получившему столь широкое распространение в современном мире, — массовой культуре. С ее продуктами — рекламой, поп-музыкой, развлекательными передачами на телевидении и т. п. — знаком сегодня практически каждый. Но было время, когда общество не знало массовой культуры. Должны были произойти изменения в различных сферах жизни, включая саму культуру, чтобы на рубеже XIX — XX вв. этот феномен появился. В экономической сфере — переход к массовому производству, его стандартизация; повышение платежеспособного спроса рабочих и служащих; в дальнейшем — появление технических средств, позволяющих тиражировать произведения искусства. В социальной — стремительный рост городского населения, появление досуга у значительной части работников. В собственно культурной сфере индустриально развитые страны делают важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании вводится обязательное обучение детей в возрасте 5-12 лет, в конце столетия отменяется плата за обучение в начальной школе. На появление у «низших» классов досуга, некоторых средств, сверх минимально необходимого, на рост числа грамотных, на желание расслабиться, отдохнуть после монотонного труда рынок ответил соответствующим предложением «типового» культурного продукта: книгами, фильмами, граммофонными пластинками и т. д.

Есть ли среди сфер жизни общества определяющая, дающая своего рода первотолчок последующим трансформациям? Этот вопрос остается дискуссионным. Наиболее обстоятельная разработка идеи о приоритете экономики, производственных отношений в общественном развитии принадлежит К. Марксу. Как вы уже знаете, согласно созданному им учению, изменения в производстве, отношениях собственности вызывают крупные сдвиги в других областях жизни: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества».

Во многом этот тезис справедлив. Уже на примере зарождения массовой культуры мы видели, что изменения в материальном производстве, технические достижения, да и сам характер рыночных отношений в обществе существенным образом повлияли на этот процесс. Вместе с тем данный пример показывает нам и роль других факторов: социальных, духовных, политических (образовательная политика властей). 

Поэтому большинство исследователей сегодня считают, что при рассмотрении общественных явлений в расчет нужно принимать целый ряд факторов, и решающим среди них не всегда будет экономический. В свою очередь, экономические процессы не могут не испытывать политических, социальных и духовных сдвигов в обществе, что хорошо показал немецкий социолог начала прошлого века М. Вебер. Исследуя зарождение капитализма как экономической системы, он обратил внимание на ту роль, которую сыграло изменение духовных ценностей определенной части общества — людей, перешедших на позиции протестантизма. По его мнению, именно протестантизм, давший нравственное оправдание богатству, деловому успеху, открыл возможность для широкого развития предпринимательской деятельности — «мотора» капиталистической экономики. 4

Основные сферы жизнедеятельности личности, их краткая характеристика

На каждом возрастном этапе человек включается во множество сфер жизнедеятельности, в которых он удовлетворяет те или иные потребности, и их влияние на развитие личности меняется: одни становятся доминирующими, другие служат фоном развития.

Выделяют такие основные сферы жизнедеятельности личности:

1. трудовая (производственная)

2. игровая (досуговая)

3. учебно-познавательная (образовательная)

4. общение (коммуникативная).

Личность и творчество. Самосовершенствование личности.

Творчество — это процесс, посредством которого человек изменяет действительность по своей воле и желанию в соответствии со своими потребностями и мотивами, создавая для общества качественно новые духовные и материальные ценности.

Творческая личность – это комплекс качеств и свойств, обеспечивающих индивиду способность к продуктивной, созидательной, инновационной деятельности и возможности самосовершенствования.

Структура творческой личности:

1. творческий потенциал как совокупность психических новообразований и креативных способностей, проявляющихся и развивающихся в творческой деятельности;

2. индивидуально-психологические параметры: черты характера, воли, темперамента, возрастных особенностей.

3.творческая направленность – сочетание мотивов, потребностей и целевых установок на личностно и общественно значимые результаты.

Черты творческих людей:

1. независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;


2. открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

3. высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях.

4. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;

5. особенности «Я-концепции» – уверенность в своих способностях и сила характера.

Показателями развития творческого потенциала обучающегося выступают:

— появление новых мотивов и целей учебной деятельности;

— способность открытия нового знания;

— владение новыми для личности способами деятельности;

— импровизационность;

— расширение поля интеллектуальной активности;

— креативность как плодотворность в учебно-познавательной деятельности.

Основные сферы жизнедеятельности личности

Одной из главнейших особенностей человека является способность его к деятельности. Деятельность является динамической системой взаимодействия субъекта с миром. Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Деятельность человека может быть как активной, так и пассивной.

С самого раннего возраста индивид проявляет активность в различных сферах его жизнедеятельности. Под жизнедеятельностью понимается все многообразие занятий человека. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят — трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т.д. Словом, он проявляет деятельность — внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т.д.).

В процессе деятельности человек развивается, формирует свое отношение к окружающей действительности. Классифицировать все виды деятельности не представляется возможным, однако можно выделить основные, свойственные всем людям виды. Они соответствуют общим потребностям и обнаруживаются практически у всех без исключения людей. Для каждого возраста существует своя ведущая деятельность, которая в основном и определяет динамику развития в данном жизненном периоде.

Рождаясь, ребенок сразу включается в игровую деятельность, затем подрастая, включается в учебную, а становясь взрослым, приступает к трудовой деятельности.

Игра организуется свободно, нерегламентированно. Очень трудно регламентировать содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры. Ребенок обычно сам переходит от одной игры к другой.

Учение же и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.

Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.

Основным же мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно воспитывать привычку трудиться.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет и трудится, помогая маме с уборкой квартиры.

Взаимосвязанные сферы Земли

Земля, безусловно, очаровательное место. Нет другой планеты, подобной этому поистине уникальному и единственному в своем роде объекту. Наши знания о его внутреннем устройстве и системах, которые функционируют в нем, продолжают расти с каждым днем. Но как обычно бывает, чем больше ответов мы обнаруживаем, тем больше у нас возникает вопросов. Одна из величайших и самых интригующих вещей на этой планете — это ее взаимосвязанные сферы (или системы). Эти сферы описывают все те великие вещи, которые делают эту планету пригодной для жизни.Именно через изучение этих взаимосвязанных и связанных сфер мы можем начать по-настоящему понимать наше воздействие на Землю и окружающую среду. Это даст нам «общую картину» того, как работают естественные процессы и циклы Земли (аналогично оценке жизненного цикла для продукта) и как деятельность человека меняет их. Первое, что нужно изучить в Науке о земных системах, — это шесть основных сфер планеты.

Атмосфера — это газовый слой воздуха, окружающий Землю.Воздух представляет собой смесь газов, состоящую в основном из азота (78,08%), кислорода (20,95%, аргона (0,93%) и углекислого газа (0,033%). Атмосфера позволяет воде переноситься между другими сферами как часть Hydrologic Цикл. Атмосфера разделена на 5 меньших сфер.

тропосфера — самый нижний слой атмосферы. Этот слой определяется тем, что здесь бывает любая погода, например, осадки. Мы живем в тропосфере.

Следующий слой атмосферы — это стратосфера . Именно здесь летают большинство наших коммерческих самолетов. Он простирается от высоты примерно 5-10 миль над поверхностью Земли (зависит от температуры и местоположения) до максимальной высоты в 31 милю. Здесь также находится наш озоновый слой.

Третий слой атмосферы — мезосфера . Этот слой простирается от 31 мили вверх до примерно 53 миль вверх. Именно здесь сгорает большинство метеоритов.

Четвертый слой атмосферы — термосфера . Этот слой простирается примерно от 53 миль вверх до где-то от 311 до 621 мили в космос. Именно в этом слое космический шаттл будет вращаться вокруг планеты. Начало «космоса» также начинается здесь на высоте 62 миль над поверхностью Земли.

Пятый и последний слой атмосферы — экзосфера . В этой части атмосферы атомы и молекулы начинают свободно дрейфовать.Они достаточно далеко от Земли, чтобы противостоять ее притяжению.

Гидросфера — Гидросфера — это взаимосвязанная система всей жидкой воды на этой планете. Процесс гидрологического цикла, такой как эвапотранспирация , осадки и перенос грунтовых вод, все являются частью гидросферы. Люди тоже стали значительной частью гидросферы. Мы потребляем большое количество воды, что оказывает огромное влияние на работу этой системы. Вода хранится в океанах, озерах, ручьях и реках.

Литосфера — Литосфера — это твердая часть Земли. Сюда входят все отложения, которые образуют кору, а также различные слои недр Земли.

Биосфера — Это сфера, частью которой являются все живые существа. Биосфера содержит все растения, животных и другие живые существа, существующие в нашем мире. Это сфера, которая отличает нашу планету от других планет.

Криосфера — Это система Земли, которая включает всю замороженную или твердую воду Земли. Это включает в себя весь снег, лед, ледники, айсберги и арктический климат. Криосфера — это своего рода подсфера гидросферы. Эта сфера играет важную роль в нашем глобальном климате. Это также ключевой индикатор климатических изменений , таких как глобальное потепление.

Антросфера — Антросфера — это система человечества.Это включает в себя все места и объекты, которые мы построили и построили, такие как дороги и здания в наших городах или фермерские поля в наших сельских городах. Каждое рукотворное творение, как и сам человек, является частью антросферы.

Взаимосвязь сфер

Как вы, наверное, уже догадались, все сферы взаимосвязаны. Все шесть сфер могут существовать в одном конкретном месте в любой момент времени. Сферы также зависят друг от друга.Изменение в одной сфере приведет к изменению в другой. Например, вулканическая активность может переносить воду из литосферы в атмосферу. Затем вода переносится в биосферу, когда кукурузное поле впитывает ее после хорошего дождя. Затем кукуруза попадает в антросферу, где ее перерабатывают для потребления человеком. После потребления он снова попадет в литосферу. Надеюсь, вы видите, что все, что мы делаем на этой планете, влияет на что-то еще (даже если мы этого не видим или эффект не замечается годами).Вы также можете представить, что по мере роста антросферы криосфера и биосфера будут сокращаться.

Для людей, заботящихся об окружающей среде, жизненно важно, чтобы они понимали концепции взаимосвязанных сфер Земли.

,

Научное познание и методология.

Основная форма познавательной деятельности человека и ее основной носитель — наука. Наука — это форма духовной деятельности людей и сфера познавательной деятельности человека, направленная на получение объективных знаний и их применение на практике. Как отдельный духовный феномен и социальный институт наука возникает в 17 веке, в эпоху становления капиталистического способа производства.С этого времени наука начинает развиваться практически самостоятельно.

Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на развитие объективных, систематически организованных и разумных знаний о мире. Оно отличается от обычного познания, то есть спонтанного познания, связанного с жизнедеятельностью людей и восприятием действительности на уровне явления. Эпистемология — это учение о научном познании.

В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (система научного знания), но и путь, ведущий к нему, то есть метод . Каждая наука и научная дисциплина имеет не только свой объект-материю, но и свою собственную особую систему методов, обусловленную их теориями и спецификой объектов их исследования. Метод (от греч. Metodos) — это совокупность определенных правил, методов, норм познания и действия.Метод ориентирует субъекта в решении конкретной задачи, в достижении определенного результата в определенной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, правильный метод позволяет сэкономить силы и время, продвинуться к цели кратчайшим путем. Методология — это учение о способах построения и развития систем знаний, то есть теория метода, а также это конкретная последовательность приемов для получения знаний. Социокультурной основой происхождения методологии является появление ориентации на полезную науку, обеспечивающую устойчивый рост знаний.Основные варианты ранней методологии — индуктивный метод Бэкона и дедуктивный метод Декарта.

Уровни научной методологии (в порядке убывания):

1) Общефилософские методы , существующие как абстрактные принципы мышления. К ним относятся диалектические и метафизические методы.

2) Общие методы мышления — абстракция, индукция-дедукция, анализ-синтез, аналогия;

3) Общенаучные методы — наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент, математическое моделирование, аксиоматические и гипотетико-дедуктивные методы.Они выступают в качестве промежуточной методологии между философией и фундаментальными принципами частных наук. К общенаучным терминам, таким как информация, модель, система, структура, функция, элемент, оптимальность, вероятность, нелинейность, нестабильность, самоорганизация и т. Д. Общенаучные принципы и подходы включают: системные, структурно-функциональные, кибернетические, вероятностные;

4) Частные научные методы — методы и процедуры исследования, используемые в отдельных науках.Это методы механики, физики, химии, биологии, социальных (гуманитарных) наук. В последние десятилетия широкое распространение получили методы междисциплинарных исследований;

5) Специальная техника .

2. Классификация методов научного познания . Научное познание включает два базовых уровня — эмпирический и теоретический .

На эмпирическом уровне преобладает сенсорное познание.Исследуемый объект отражается преимущественно в его внешних связях и проявлениях. Любое эмпирическое исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» (от латинского factorum — сделано, выполнено) выражает некий фрагмент реальности или познания, знание которого должно иметь определенность. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание («запись») наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация — характерные черты эмпирического познания, направленного непосредственно на изучаемый объект.Осваивается с помощью таких методов и средств, как наблюдение и эксперимент (эти основные методы), сравнение , измерение . Таким образом, эмпирическое познание предполагает формирование научного факта на основе данных научного наблюдения. Научный факт возникает в результате очень сложной обработки наблюдений, их рассуждений, понимания, интерпретации.

Эмпирические методы включают:

1. Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной реальности,

2. Описание — фиксация на естественном или искусственном языке информации об объектах,

3. Измерение — сравнение объектов по некоторым схожим свойствам или сторонам.

4. Сравнение — это одновременное корреляционное исследование и оценка свойств или атрибутов, общих для двух или более объектов.

5. Эксперимент — наблюдение в специально созданных и контролируемых условиях, позволяющее восстановить ход событий при повторении условий. Эксперимент не всегда подходит для изучения объектов микромира и мегомира. Поэтому в современной науке отводится особая роль моделированию . Модель заменяет реальный объект, воспроизводя его особенности. Построение и изучение модели дает возможность выявить и проанализировать закономерности изучаемого процесса без вмешательства в окружающий мир.

Теоретическое познание отражает явления и процессы на основе их внутренних связей и паттернов, постигнутых рациональной обработкой эмпирических знаний. Эта обработка осуществляется посредством абстракции более высокого порядка с помощью таких мыслительных устройств, как абстракция , обобщение , анализ и синтез , индукция , дедукция , аналогия .

Теоретические методы включают:

1. Формализация — построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.

2. Аксиоматизация — построение теорий на основе аксиом — утверждений, доказательство истинности которых не требуется.

3. Гипотетико-дедуктивный метод — создание системы дедуктивно связанных гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

4. Восхождение от абстрактного к конкретному — движение научной мысли от исходной абстракции к результату — целостному воспроизведению в теории изучаемого объекта.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна, они переходят друг в друга.

Общие критерии оценки методов.

Научные методы оцениваются по следующим критериям:

научный характер метода,

эффективность метода,

эконом,

простота и надежность,

допустимость

безопасность.

3. Формы научного знания. Научное знание на теоретическом уровне имеет форму научной проблемы, гипотезы, теории, а также принципов, законов, парадигмы.

К основным, ключевым моментам в построении и развитии знания относится связка «научная проблема — гипотеза — теория».

Научная задача — это научная задача, которая уже сформирована, но не решена или неизвестна.

Гипотеза — это форма знания или теоретическая модель объекта, которую необходимо проверить на практике.

Теория — это практически подтвержденная гипотеза, относительно гармоничное знание процесса. Теория — наиболее развитая форма научного знания. Ключевым элементом теории является закон, поэтому теорию можно рассматривать как систему законов, выражающую сущность изучаемого объекта.


:

,

сфер деятельности ▷ Traduction En Français

Сферы деятельности ▷ Traduction En Français — Примеры использования Сферы деятельности Dans Une Phrase En Anglais Всего выделено 16 сфер деятельности, и 47 компетенций.Эти фазы и сферы деятельности вполне реальны по своей природе. Ces phrases et ces sphères d’activité sont de nature très réelle. ВПП Сферы деятельности и смежные компетенции. Domaines d’activité des PPV et compétences associées. Культура — это широкое понятие, охватывающее множества сфер деятельности . La culture est un vaste concept qui englobe de nombreuses sphères d’activité . Разнообразить участие города в различных сферах деятельности . Диверсификатор участия в различных объектах сфер деятельности . Сфера малого бизнеса охватывает практически все отрасли и сферы деятельности . Les petites entresentes sont présentes dans presque tous les secteurs et domaines d’activité . Другие страны устанавливают барьеры для финансирования определенных сфер деятельности . D’autres платит dressent des barrières au financialment de specific domaines d’activité . Укрепление региональной безопасности во всех сферах деятельности . Renforcer la sécurité régionale dans toutes les sphères d’activité ; Одиннадцать из 16 сфер деятельности актуальны для всех трех направлений. Он содержит 16 активных доменов , связанных с ансамблем троичных филиалов. Читателям предлагается разработать свои собственные сценарии и построить соответствующие наборы из сфер деятельности и компетенций для дальнейшего тестирования полезности этого документа. Преподаватели не поощряют разработчиков собственных сценариев и сотрудников, работающих в собственном ансамбле domaines d’activité и компетентных специалистов для оценки использования этого документа. Стандарт определяет и охватывает четыре сферы деятельности , которые признаны оказывающими существенное влияние на здоровье сотрудников:,

сфер деятельности — перевод

en 17. Считает, что статья L (c) Договора о ЕС, как она должна быть включена в проект Амстердамского договора, должна рассматриваться как возлагающая на Европейский суд миссию обеспечивать и развивать всестороннюю защиту на высоком уровне основных прав в сфере деятельности Европейского сообщества, чтобы уровень защиты прав человека Судом был по крайней мере таким же высоким, как в любой национальной конституционной юрисдикции и в той степени, в которой Суд обладает юрисдикцией в отношении сферы деятельности Европейского Союза;

EurLex-2 из Es wird die Auffassung vertreten, dass der anhaltende Druck durch gedumpte Billigeinfuhren auf dem Gemeinschaftsmarkt es dem Wirtschaftszweig der Gemeinschaft währeglzichkaufende 9000, начиная с 9000 экземпляров LS4, которые не соответствуют 9000 экземпляров LS4.568 et seq.), Что административный коллектив выполняет функции, входящие в сферу деятельности, возложенную на муниципалитеты-члены государством в соответствии с параграфом 77 (1) ОАП, и выполняет функции переданной сферы собственной деятельности муниципалитетов-членов. в соответствии с параграфом 77 (2) АЛП GO?

EurLex-2 de Daher sollte die Richtlinie # / # / EG entsprechend geändert werden

ru Россия, Китай и наши партнеры по ШОС, ОДКБ и БРИКС активно продвигают эту тему в ООН, чтобы гарантировать, что достижения достигнуты. в области информационных и коммуникационных технологий в последние несколько десятилетий не использовались в ущерб какой-либо одной стране, так что не было злоупотреблений со стороны тех, кто контролирует различные сегменты Интернета, и все государства равны в этой сфере человеческой деятельности , как это предусмотрено Уставом ООН, который не ограничивает равенство какими-либо конкретными сферами деятельности, но провозглашает и закрепляет его в международном праве как основополагающий принцип.

mid.ru de Betroffene Gemeinschaftsmarke: eine dreidimensionale Marke, die ein Rentier aus Schokolade darstellt, für Waren der Klasse # (Anmeldung Nr

en (20) Все виды деятельности, перечисленные в качестве примера, являются Государственные или государственные органы, не связанные с различными сферами деятельности физических лиц.

Eurlex2018q4 de Die in Artikel # Absätze # und # der Richtlinie # / EG vorgesehene Liste Prioritärer Stoffe einschließlich der Stoffeier, die alsährizäre wurden, wird hiermit angenommen

en 53 Как Генеральный прокурор указывает в пунктах 64 и 65 своего Заключения, должны быть серьезные сомнения в том, что в действительности возможно установить такое разделение между различными видами деятельности одной организации. состоящий из одного юридического лица, которое имеет единую систему активов и имущества и чьи административные и управленческие решения принимаются взятые унитарно, даже игнорируя многие другие практические препятствия в отношении рассмотрения до и после события полного разделения между различными сферами деятельности соответствующего субъекта и классификации рассматриваемой деятельности как принадлежащей к определенной сфере.

EurLex-2 de Lassen Sie sich nicht unterkriegen

en К ним относятся: — новое определение приемлемых видов деятельности; — Разделение процедур принятия решений по проектам на природоохранные и прочие; — Определение новых критериев отбора проектов; — Расширение сферы деятельности LIFE на ассоциированные страны Центральной и Восточной Европы.

cordis de Seht Hawkeye, Trapper, Duke, Dago Red…… Безболезненно, радар, Hot Lips, Dish und Feldwebel Vollmer …… wie sie unsere Jungs zusammenflicken

en (c) точное описание соответствующих сфер деятельности проверяющих органов, которые они назначили ,

eurlex-diff-2018-06-20 из Der äußereUmschlag trägt die folgende Anschrift

en Тот простой факт, что требуется доказательство такого характера, не позволяет сделать вывод, сделанный Elf Aquitaine, о том, что презумпция является неотразимым, особенно в тех случаях, когда — как в настоящем деле — это доказательство нужно искать в сфере деятельности лица, против которого действует презумпция.

EurLex-2 de Ich kreischte und schrie, aber es schien sie nur noch mehr zu erregen

en Глубокие знания структуры и функционирования Европейского Союза и его институтов, а также различных сфер деятельности деятельность Европейского Союза и Комитета регионов,

EurLex-2 de Eus geht nicht um dich oder mich

en До пяти членов могут подать письменное заявление не более 200 слов по вопросу подпадающие под сферу деятельности Европейского Союза.

EurLex-2 de zur Genehmigung des gemeinsamen Weiterbestehens der im Rahmen der Verordnung (EWG) Nr. # / # als geschützte Ursprungsbezeichnung eingetragenen Bezeichnung Munster ou Munster-Géromé und der nicht eingetragenen, einen Ort in Deutschland bezeichnenden Bezeichnung Münster Käse

en 78 Европейского Союза, участвовать на стабильной и непрерывной основе в экономической жизни государства-члена, не являющегося государством его происхождения, и получать от этого прибыль, тем самым способствуя экономическому и социальному взаимопроникновению в рамках Европейского Союза в сфере деятельности самостоятельно занятые лица (см., среди прочего, дело C-161/07 Комиссия против Австрии [2008] ECR I-10671, параграф 24).

EurLex-2 de Programm für die Umweltbetriebsprüfung

en 21. Призывает к созданию межведомственной рабочей группы, в первую очередь между Парламентом и Комиссией, чтобы действовать в качестве координирующего органа в целях достижения равенства между женщинами и мужчины во всех сферах деятельности институтов, используя все механизмы для достижения равенства, такие как позитивные действия, актуализация и т. д .;

EurLex-2 de Nein.Die Tochter eines Piraten

en Конфликт между принципами медицинской этики и деловой этики происходит главным образом в сфере деятельности тех, кто оказывает медицинскую и сестринскую помощь.

springer de Je nach Fall kann diese Art von Unterstützung von jedem Bediensteten mit dem notwendigen juristischen Hintergrund oder von Experten aus den Justizbehörden geleistet werden Вы вчера заявили, что мое заявление

было неприемлемым единственное условие, изложенное в Правиле 48 наших Правил процедуры, состоит в том, что это заявление должно входить в сферу деятельности Европейского Союза.

Europarl8 de Беларусь hat auf eigene Initiative hin die Pendeldiplomatie, die es in den letzten drei Jahren zwischen Moskau und Brüssel geführt hat, abrupt abgebrochen.

ru Любой член может подать письменное заявление объемом не более 200 слов по вопросу, входящему в сферу деятельности Европейского Союза.

EurLex-2 de Oh, entschuldigt

en По запросу Саммита Восточного партнерства, министерских конференций, Европейской комиссии или других соответствующих институтов ЕС или Восточного партнерства Парламентская ассамблея Евронест может по рекомендации Бюро принимает решение о выработке заключений и предложений для принятия конкретных мер, касающихся различных сфер деятельности Восточного партнерства.

EurLex-2 de Pflanzenöle / Etherisches Öl (Eugenol

en ) точное описание соответствующих сфер деятельности контролирующих органов, назначенных ими eine Vertragspartei unberührt

en По запросу Саммита Восточного партнерства, министерских конференций, Европейской комиссии или других соответствующих институтов Восточного партнерства ЕС, Парламентская ассамблея Евронест может по рекомендации Бюро принять решение о составлении заключений. и предложения по принятию конкретных мер, касающихся различных сфер деятельности Восточного партнерства.

EurLex-2 de Ist auch besser so, sonst würden wir ja Schlaganfälle kriegen

en Хорошее знание различных сфер деятельности институтов ЕС и методов их работы, в частности знание роли EESC в институциональной структуре Европейского Союза;

eurlex-diff-2018-06-20 из Einerseits ersetzt sie den von den Unternehmen des Sektors gezahlten Ausgleichsbeitrag durch befreiende Beiträge zu den Systemen des bürgerlichen Rechtsmeäät (

000 Systemen des bürgerlichen Rechtsmeääsmeään 9000) По согласованию с муниципальным комитетом административный коллектив должен выполнять такие функции, относящиеся к конкретной сфере деятельности муниципалитетов-членов, которые возложены на него всеми муниципалитетами-членами…. «

EurLex-2 de Darf man hier rauchen?

en Глубокое знание структуры и функционирования Европейского Союза и его институтов, а также различных сфер деятельности Европейского Союза и CoR.

EurLex-2 de Keine Bewegung

en До пяти членов могут подать письменное заявление объемом не более 200 слов по вопросу, входящему в сферу деятельности Европейского Союза.

EurLex-2 de Meinen Eltern nach eine Scheissinvestition.

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о