Особенности восприятия информации: Особенности восприятия информации людьми
Особенности восприятия информации людьми
13 октября 2011
7479
Эдуард Столбов
Руководитель компании «Ваш Успех»
Как говорят на Востоке, каждый человек — отдельная Вселенная. У каждого свой характер, свой взгляд на окружающий мир, на происходящее в нем. Но есть ещё кое — что, что отличает нас друг от друга — это особенности восприятия информации, поступающей извне. Условно нас можно разделит на три основные вида: визуалы, аудиалы, кинестеты.
Вот краткая характеристика каждого:
Визуал организован, наблюдателен, как правило, спокоен. Он с трудом запоминает словесные инструкции, часто переспрашивает, при этом хороший рассказчик. При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. Хорошо помнит то, что когда-то видел. Имеет живую, образную фантазию.
Аудиал легко отвлекается и легко повторяет все услышанное. Задумавшись, разговаривает сам с собой.
Кинестет выраженно реагирует на физическое вознаграждение. При общении стоит близко, касается собеседников, много жестикулирует. Возможно раннее физическое развитие. Лучше обучается, делая что-либо. При чтении водит пальцами. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким. Хорошо помнит общее впечатление о событии.
Многие специалисты, которые занимаются креативом в рекламе и ее созданием, не учитывают этот важный момент. А зря.
Если сказать визуалу — «Посмотри, как выгодно мое предложение», информация усвоится более быстро и эффективно. Если сказать — «Послушай, как выгодно мое предложение», большая часть информации уйдет в пространство.
Для кинестета лучше сформулировать фразу так — «Ощути, как выгодно мое предложение». Либо, — «Ощути всю выгоду моего предложения».
Это, что касается вербальной формы общения.
Если говорить о рекламе, то это будет выглядеть примерно так.
Представьте, мы владельцы магазина теле-видеоаппаратуры. У нас «зависла» продажа определенной марки телевизора. Нужно разместить рекламу в газете. И, естественно, написать рекламный текст. Мы помним, что нужно учесть все вышесказанное. Текст составляем примерно так:
Текст един, а ориентирован на все три типа восприятия информации.
Нужно помнить еще об одном. Не бывает 100%-ых визуалов, кинестетов, аудиалов. Чаще всего бывают смешанные виды. Но почти всегда, один вид преобладает.
Умение различать эти особенности и умение пользоваться этим знанием не только при создании рекламы или приёмов продвижения, но и при проведении переговоров, увеличивает шанс на успех многократно.
Успеха Вам в Вашем бизнесе!
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Психологические особенности восприятия информации — SaleSuper
Что руководит нашим восприятием? Почему бывает различной реакция на одинаковые сообщения? Как проще высказать мысль, чтобы она стала понятной для всех? Почему мы воспринимаем именно так, а не иначе? Ответить на эти и подобные им вопросы поможет популярная сегодня во многих сферах техника нейро-лингвистического программирования. Знания в области НЛП делают общение более полезным и помогают рекламным сообщениям достичь своей цели.
Особенности человеческого восприятия
В основе методики НЛП лежит идея американского психолога Джорджа Миллера об ограниченности человеческого внимания. Смысл его теории заключался в идее, согласно которой субъект может осознанно удерживать во внимании 7±2 части информации.
Далее на основе этой гипотезы развили мысль о том, что человек осознает лишь небольшую часть информации о внешнем мире, пропуская ее через определенные внутренние фильтры. Основными источниками об окружающей среде являются пять органов чувств (зрение, слух, вкус, запах и осязание) — своеобразные каналы анализа информации.
Главная идея НЛП заключается в тезисе, что каждый отдельно взятый человек предпочитает какой-то один способ восприятия – репрезентативную систему, которая вызывает у него наибольшее доверие. И каждый из нас самостоятельно разделяет поступающую извне информацию по формуле 7±2 единицы восприятия.
Некоторые интенсивнее используют визуальный (зрительный) канал, а аудиовосприятие или кинестетический канал (чувства) – не столь активно. Одному легче усвоить информацию на слух, а другому – через ощущения. При этом каждый человек использует все три способа одновременно, при этом отдавая предпочтение излюбленному фильтру (одному или даже двум), при помощи которого происходит формирование его внутреннего мира.
Исходя из этого, в нейро-лингвистическом программировании выделяются три подтипа людей: визуалы, кинестетики, аудиалы.
Визуалы легче и быстрее запомнят увиденное. Рассказывая о своем впечатлении, такой человек будет в первую очередь говорить о том, что непосредственно видел сам. Поэтому при посещении выставки или презентации визуалу нужно получить наглядный материал (визитки, объявления, буклеты), осмотреть предлагаемый товар или услугу, увидеть представителя компании…
Аудиал же будет воспринимать все по-иному. Он хорошо запомнит, о чем велась речь, что обсуждали в перерыве, или о чем говорили в конце презентации.
Кинестетик расскажет о таком же событии совсем по-другому. Такой человек вспомнит в деталях, насколько удобным было сиденье, на котором он сидел, было ли тепло или прохладно в помещении. Для людей с кинестетическим типом восприятия принципиально важным будет самостоятельно «попробовать» товар или услугу, понюхать, либо ощутить на вкус.
Таким образом, воздействуя на три канала оценки окружающего мира одновременно, можно привлечь внимание каждого участника выставки с учетом их предпочтений в восприятии.
Слова, слова…
Специалисты в НЛП отметили, что выбор фильтра восприятия накладывает отпечаток на соответствующие речевые предпочтения.
Исходя из этого, были определены две ведущие функции языка в нейро-лингвистическом программировании:
- формирование опыта с использованием языка. Таким образом человек «обрастает» мировоззрением, моральными кодексами и убеждениям.
- передача модели мира. Словами человек выражает собственный опыт и мировоззрение.
Язык, который мы используем, содержит некие слова, которые так или иначе связаны с ведущим способом восприятия – это сенсорные предикаты. В основном они состоят из глаголов, имен прилагательных и наречий, реже это имена существительные. Если обратить пристальное внимание на речь отдельного человека, то можно отметить многочисленные сенсорные предикаты. Для визуалов – это такие слова, как «видеть», «большой», «сияет», «светится», «красивый». Аудиалы используют в разговоре аудиальные предикаты: «шумный», «говорить», «громко», «услышать» и подобные.
Подобные предикаты могут указывать на главенствующий способ в восприятии собеседника. Однако нужно отметить, что человек в различных ситуациях может гибко переходить от одного варианта восприятия к другому.
связанные публикации
Обладая подобными знаниями можно увеличить эффективность взаимодействия, подавая информацию так, чтобы собеседнику было легче ее воспринять. Например, обрисовать перспективы и дальнейшее видение совместной работы для собеседника-визуала.
Идеальная презентация
Казалось бы, знание сенсорных предикатов способно увеличить эффективность общения с любым собеседником. Для этого нужно лишь внимательно прислушаться к его речи и использовать нужные слова для того, чтобы максимально точно донести нужную информацию.
Однако ситуация усложняется, если вместо одного-двух человек пред вами будут находиться множество собеседников. В таком случае, можно предполагать, что среди аудитории будут представлены все вышеназванные стили. Используя образную речь, визуальные предикаты, язык жестов и наглядные материалы, рисуя перспективы, можно легко донести свои мысли до визуалов. Нужно отметить, что они предпочитают быструю речь и высокий тембр голоса говорящего. Аудиалам будет комфортно, если темп речь и тембр голоса рассказчика будут на среднем уровне, говорящий при этом расставляет акценты и делает паузы, а важные места – выделяет интонацией. Также люди, предпочитающие аудиальные предикативы, с удовольствием послушают интересные истории, цитаты, анекдототы. Для кинестетиков легче воспринимать медленную речь с растягиванием слов, паузами и использованием предикатов, связанных непосредственно с чувствами. Это достигается в том числе при использовании глаголов в настоящем времени. Кинестетики лучше всего улавливают смысл сказанного здесь и сейчас, им важно прочувствовать сказанное, а еще лучше – сделать что-то самим.
Таким образом, обладая знаниями о наиболее понятных способах донесения информации для каждого типа восприятия, можно комбинировать их при работе с большой аудиторией. Например, использовать жесты во время рассказа истории из жизни, не забывая об употреблении глаголов действия
Как может помочь язык тела
Однако, как определить главенствующие способы восприятия, если аудитория весьма многочисленная, и при этом все молчат?
Дать подсказку могут направления взглядов и позы людей, начинающих думать и анализировать полученные данные. Исследователи в НЛП первыми стали обращать внимание на взаимосвязь между процессами восприятия и обработки полученной информации с положением тела и неосознанными направлениями человеческого взгляда. Были отмечены специфические позы, часто повторяющиеся движения руками, примерно одинаковые типы дыхания и общность в направлении взгляда.
Для визуалов характерны быстрые жесты руками примерно на уровне лица и выше плечевой части. Плечи и голову, как правило, они держат прямо, тип дыхания – поверхностный и быстрый. Они очень часто направляют глаза наверх, можно часто отметить расфокусировку взгляда.
Кинестетика характеризуют общая расслабленность позы, неспешные жесты руками на уровне талии, наклоненность вниз головы, плеч и корпуса. Взгляд обычно опущен, речь неспешная с паузами, глубокое дыхание.
Для аудиалов характерны средние по всем параметрам показатели: спокойное дыхание в среднем темпе, жесты на уровне середины туловища, ритмичный, средней высоты голос, взгляд также на среднем уровне. Характеризует человека как аудиала и последовательное движение глазами вниз и сразу вправо, это явление называют внутренним диалогом.
Если научиться выявлять эти маркеры поведения как у одного человека, так и в группе собеседников, то можно получить возможность использовать это преимущество в соответствии с заданными целями. Зная, чем обусловлена реакция конкретного человека, можно усилить связь с ним при общении, либо наоборот полностью прекратить коммуникацию.
Особенности восприятия рекламной информации
Создавая рекламные сообщения, нужно напоминать себе об ограниченности сознательного внимания обычного человека: 7±2 единицы. В рекламе не должно быть больше девяти частей или единиц смысла. В обратном случае сознание перезагрузится информацией, и потребитель не захочет читать слишком объемный буклет или сообщение. В коммерческом предложении также нужно сгруппировать отдельные части так, чтобы в общем они составляли 7±2 пункта.
Товары и услуги также делятся на три вида:
- Визуальные – их потребление осуществляется с помощью визуального канала. Это украшения, телевизоры, бьюти-салоны, в какой-то мере одежда (здесь еще используются ощущения) и похожие;
- Аудиальные – всё, что связано с музыкой и качеством звука: музыкальные диски, альбомы музыкальных исполнителей, аудиоаппаратура и подобные.
- Кинестетические – самые распространенные: еда, напитки, парфюмерия.
- Смешанные – задействуют два или более вида органов чувств: одежда, автосалоны.
Проведенные исследования показали, что наиболее вероятное, импульсивное решение о покупке принимается на основе стратегии «вижу-чувствую». Для совершения незапланированной покупки человек должен сначала увидеть, затем – почувствовать.
На подобной технике построено большинство рекламных сообщений, в том числе о продуктах питания, прохладительных напитках.
Особенности восприятия
Восприятие включает в себя множество атрибутов, но три наиболее признанных свойства восприятия включают постоянство, группировку (особенно принципы гештальта) и эффект контраста.
Откройте для себя еще 31 статью по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Обработка сверху вниз и снизу вверх
- Ощущение и восприятие
- Типы иллюзий
- Законы сходства и близости: гештальт-законы
- Избирательное восприятие
Постоянство
С точки зрения восприятия, постоянство относится к способности одной или нескольких перцептивных систем идентифицировать один и тот же объект среди множества сенсорных входов. Например, монета выглядит круглой, если держать ее лицевой стороной, и эллиптической, если держать ее стороной. Но постоянство позволяет нам идентифицировать объект как монету, даже если он находится в любом положении. Без постоянства мы могли бы воспринимать один объект как другой сенсорный вход, если воспринимать его под другим углом, углом, интенсивностью или частотой.
Существуют различные виды постоянства. Один тип цветового постоянства называется основным фокусом в области восприятия. Например, белая бумага обычно воспринимается как «белая» даже при различной интенсивности и цвете света. Другие включают запах, мелодию, яркость, слова и шероховатость. Вид воспринимаемой информации идентифицируется мозгом прежде, чем перцептивные системы достигают соответствующего перцептивного постоянства.
Группировка
Группировка — это характеристика восприятия, которая следует принципам, изначально предложенным гештальт-психологами. Принципы группировки были сформулированы для анализа естественного восприятия человеком объектов как организованных и структурированных. Шесть принципов группировки гештальта включают близость, сходство, завершенность, хорошее продолжение, общую судьбу и хорошую форму. Узнайте больше о них здесь.
Эффект контраста
Эффект контраста относится к увеличению или уменьшению восприятия по отношению к нормальной интенсивности, степени, частоте или другим характеристикам. Так называемое «нормальное восприятие» основано на предыдущем опыте человека.
Джон Локк, философ 17 века, был одним из первых ученых, наблюдавших эффект контраста. Предположим, вы коснулись чашки А горячей водой. По его словам, чуть теплая вода в чашке Б может восприниматься как «горячая». Но теплая вода будет казаться «холодной», если ваша рука до этого коснулась чашки с холодной водой. Много лет спустя Вильгельм Вундт заявил, что контраст является основным принципом восприятия. Для правильного контраста сравниваемые объекты должны быть похожи друг на друга. С начала 20 века исследователи провели несколько наблюдений, чтобы подтвердить эффекты контраста. Одно исследование восприятия музыки показало, что испытуемые определяли песню как «хорошую» или «плохую» в зависимости от того, насколько ранее услышанная музыка субъективно «хорошая» или «плохая». Эффекты контрастов влияют на визуальные качества, такие как яркость и цвет, а также на другие параметры, такие как вес и легкость.
Полная ссылка:
Вам разрешено копировать текст
Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).
Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или все) текста в статье, если вы указываете соответствующие ссылки и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.
Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).
Статьи по теме
Страницы по теме:
aardvark.ucsd.edu
Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!
Подписаться на @ExplorableMind
Значение, определения, признаки, ощущение и восприятие
Восприятие — это то, что мы видим в окружающей нас среде, другими словами, как человек интерпретирует информацию, т. е. видит, слышит, пробует на вкус, осязает и обоняет окружающую среду. Таким образом, восприятие является субъективным явлением. В терминах модели S-O-B-C восприятие — это когнитивный процесс, в котором O (организм) выбирает, организует и интерпретирует S (стимул). Таким образом, восприятие — это процесс выбора, организации и интерпретации или придания значения событиям, происходящим в окружающей среде.
Люди выбирают стимулы, которые они воспринимают, организуют и интерпретируют их в свете своего предыдущего опыта, мотивов и интересов во время восприятия. Процесс выработки точки зрения есть восприятие. Человек ведет себя в соответствии с тем, как он воспринимает реальность, а не с тем, что есть на самом деле. Таким образом, мы смотрим на одну и ту же вещь, но воспринимаем ее по-разному, поскольку восприятие является когнитивным фактором человеческого поведения. Это в основном индивидуальный процесс, поэтому одну и ту же ситуацию мы воспринимаем по-разному. Таким образом, то, что мы видим, находится под влиянием воспринимающего, объекта и окружающей среды.
Определения восприятия
Согласно Коллинзу и Древеру
Восприятие – это непосредственное восприятие объекта или ситуации, воздействующее на какой-либо или все органы чувств посредством ощущения.
Согласно Рао и Нараяну
Восприятие — это процесс, посредством которого люди выбирают, организуют и интерпретируют сенсорные стимулы в значимую информацию об их рабочей среде.
По словам Стивена П. Роббинса
Восприятие можно определить как процесс, с помощью которого люди организуют и интерпретируют свои сенсорные впечатления, чтобы придать смысл своему окружению.
Согласно Б. фон Халлеру Гилмеру
Восприятие — это процесс осознания ситуаций, когда к ощущениям добавляются значимые ассоциации.
Согласно Фреду Лютансу
Восприятие является важным опосредующим когнитивным процессом, посредством которого люди интерпретируют стимул или ситуацию, к которым они вынуждены.
Согласно U. Pareck et al.
Восприятие можно определить как процесс получения, выбора, организации, интерпретации, проверки и реагирования на сенсорные стимулы или данные.
Согласно Х. Дж. Рейтцу
Восприятие включает в себя все те процессы, посредством которых человек получает информацию об окружающей его среде – зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Изучение этих процессов восприятия показывает, что на их функционирование влияют три класса переменных — воспринимаемые объекты или события, среда, в которой происходит восприятие, и человек, осуществляющий восприятие.
Согласно Коласе
Восприятие – это выбор и организация материала, который в тот или иной момент поступает из внешней среды, чтобы придать смысл тому, что мы переживаем.
Особенности/характеристики восприятия
1. Это причина или основа поведения. Это влияет или определяет поведение человека. У людей есть свои представления о назначении работы, оплате, условиях труда, отношениях с другими и так далее.
2. Восприятие – это психологический процесс, когда то, как человек воспринимает окружающую среду, влияет на его поведение.
3. Это процесс выбора, организации и интерпретации стимулов для получения осмысленной картины мира.
4. Восприятие отличается от ощущения.
5. Это свой взгляд на мир. Получается уникальная картина мира.
6. Воспринимаемый мир не является реальным миром, но имеет ощущение реальности.
7. Восприятие избирательно. Индивидуум развивает восприятие только на избранные (не все) стимулы, с которыми он сталкивается.
8. Обучение является основным вкладом в процесс восприятия. (Это фильтрующий и оценивающий фактор). Мотивация, отношение и личностные факторы также влияют на процесс восприятия.
9. Восприятие зависит от потребностей. Выбор, организация и интерпретация стимулов зависят от потребностей человека.
10. Действия людей, мысли, эмоции и т. д. запускаются восприятием их окружения.
11. Восприятие, будучи интеллектуальным процессом, становится субъективным.
12. Разные люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию и окружающую среду.
Ощущение и восприятие
Иногда возникает путаница между ощущением и восприятием, поскольку оба являются когнитивными процессами и оба являются бусами одной нити. Ученые-бихевиористы обычно признают, что все знания о мире зависят от органов чувств и их стимуляции, но фактов необработанных сенсорных данных недостаточно, чтобы создать или объяснить связную картину мира, воспринимаемую нормальным человеком. В этом контексте важно понимать разницу между ощущением и восприятием. Процесс восприятия начинается с ощущения. Ощущение просто означает сенсибилизацию или переживание любого из стимулов любым из пяти органов чувств. Физические чувства, такие как зрение, слух, осязание, обоняние или вкус, включают ощущения. Восприятие связано с выбором, организацией и интерпретацией этих сенсибилизированных стимулов для создания осмысленной картины или информации о них. Различие между ощущением и восприятием можно провести следующим образом:
Ощущение | Восприятие |
Это основной процесс восприятия. | Восприятие развивается на основе сенсорной информации. |
Ощущение — простой процесс. | Восприятие — сравнительно сложный психический процесс, поскольку на него влияет ряд переменных. |
Является общим, так как выбор не производится. Все стимулы имеют равный приоритет. | избирательно, так как выбираются только несколько стимулов. |
Обязательно. Обычно человек не может остановить ощущение. | Необязательно. Индивидуум может или не может выбрать все, что он сенсибилизировал. |
Он может измениться немедленно при изменении стимулов. | Восприятие сложно изменить. Это надолго. |
Ощущение важно для личной жизни. | Восприятие важно как для личной, так и для организационной жизни. |
Короткая жизнь. Это временно. На поведение это никак не влияет. | Он долговечен по своей природе. Это оказывает устойчивое влияние на поведение.Читайте также: |