Парадокс в философии это – ПАРАДОКС — это… Что такое ПАРАДОКС?

5 знаменитых философских парадоксов и их значение для каждого из нас

Посетители «Википедии» как-то заметили, что если кликать по первой ссылке в каждой статье, то рано или поздно вы всё равно упрётесь в одну из статей, посвящённых философии. Объяснение этому феномену очень простое: практически все достижения современной культуры, науки и техники созданы на основе философских теорий и парадоксов, придуманных ещё в незапамятные времена.

В этой статье мы собрали для вас несколько любопытных примеров и историй, которые использовали философы для того, чтобы проиллюстрировать свои идеи. Многим из них уже более двух тысяч лет, но они всё равно не теряют своей актуальности.

Буриданов осёл

Буриданов осёл — философский парадокс, названный по имени Жана Буридана несмотря на то, что был известен ещё из трудов Аристотеля.

Осёл стоит между двух совершенно одинаковых стогов сена. Не в силах выбрать ни один из них, он теряет время, оценивая каждый из вариантов. В результате промедления осёл становится всё голоднее, а цена решения всё возрастает. Так и не сумев выбрать ни один из равнозначных вариантов, осёл в конце концов умирает от голода.

Этот пример доведён, разумеется, до абсурда, но он прекрасно иллюстрирует, что иногда свобода выбора оборачивается полным отсутствием какой-либо свободы. Если пытаться максимально рационально взвешивать похожие варианты, то можно лишиться обоих. В данном случае любой шаг лучше, чем бесконечный поиск оптимального решения.

Миф о пещере

Миф о пещере — знаменитая аллегория, использованная Платоном в диалоге «Государство» для пояснения своего учения об идеях. Считается краеугольным камнем платонизма и объективного идеализма в целом.

Представьте себе племя, которое приговорено жить в глубокой пещере. На ногах и руках у его членов оковы, которые мешают двигаться. В этой пещере родилось уже несколько поколений, единственным источником знаний для которых являются слабые отблески света и приглушённые звуки, достигающие их органов чувств с поверхности.

А теперь представьте, что эти люди знают о жизни снаружи?

И вот один из них снял с себя оковы и добрался до входа в пещеру. Он увидел солнце, деревья, удивительных животных, парящих в небе птиц. Затем он вернулся к своим соплеменникам и рассказал им об увиденном. Поверят ли они ему? Или сочтут более достоверной ту мрачную картину подземного мира, которую всю жизнь видят своими глазами?

Никогда не отбрасывайте идеи только из-за того, что они показались вам абсурдными и не вписываются в привычную картину мира. Может быть, весь ваш опыт — это только смутные отблески на стене пещеры.

Парадокс всемогущества

Этот парадокс заключается в попытке понять, может ли существо, которое в состоянии выполнить любое действие, сделать что-либо, что ограничило бы его способность выполнять действия.

Может ли всемогущее существо создать камень, который оно само не сможет поднять?

Возможно, вам покажется, что эта философская задачка является чисто умозрительным баловством, совершенно оторванным от жизни и практики. Однако это не так. Парадокс всемогущества имеет огромное значение для религии, политики и общественной жизни.

Парадокс всемогущества схема

Пока этот парадокс остаётся неразрешённым. Нам остаётся только предположить, что абсолютного всемогущества не существует. А значит, у нас по-прежнему всегда есть шанс победить.

Парадокс курицы и яйца

Об этом парадоксе, вероятно, слышали все. Впервые обсуждение этой задачки появилось в трудах классических философов Древней Греции.

Что было раньше: курица или яйцо?

На первый взгляд, задача кажется неразрешимой, так как появление одного элемента невозможно без существования другого. Однако сложность этого парадокса заключается в расплывчатой формулировке. Решение задачи зависит от того, что вкладывается в понятие «куриное яйцо». Если куриное яйцо — это яйцо, снесённое курицей, то первой была, естественно, курица, вылупившаяся не из куриного яйца. Если куриное яйцо — яйцо, из которого вылупляется курица, то первым было куриное яйцо, снесённое не курицей.

Каждый раз, когда перед вами ставят неразрешимую задачу, внимательно вчитайтесь в её условие. Иногда именно здесь и находится путь к ответу.

Ахиллес и черепаха

Этот парадокс приписывают Зенону Элейскому — древнегреческому философу, знаменитому представителю Элейской школы. С его помощью он пытался доказать противоречивость концепций движения, пространства и множества.

Допустим, Ахиллес бежит в 10 раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в 1 000 шагов. Пока Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт 100 шагов. Когда Ахиллес пробежит 100 шагов, черепаха проползёт ещё 10 шагов и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

Несмотря на явную абсурдность данного утверждения, опровергнуть его не так просто. В поисках решения ведутся серьёзные дебаты, строятся различные физические и математические модели, пишутся статьи и защищаются диссертации.

Для нас же вывод из этой задачки очень прост. Даже если все научные светила упрямо утверждают, что вы никогда не догоните черепаху, не стоит опускать руки. Просто попробуйте сделать это.

lifehacker.ru

Парадокс — это… Что такое Парадокс?

Парадо́кс (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный от др.-греч. παρα-δοκέω — кажусь) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения. Следует различать парадокс и апорию. Апория, в отличие от парадокса, является вымышленной, логически верной, ситуацией (высказыванием, утверждением, суждением или выводом), которая не может существовать в реальности.

В самом широком смысле под парадоксом понимают высказывание, которое расходится с общепринятым мнением и кажется нелогичным (зачастую лишь при поверхностном понимании). Парадокс, в отличие от афоризма, поражает неожиданностью. Например, уайльдовский «Разводы совершаются на небесах». Парадокс — это всегда полуправда и это, как говорил Оскар Уайльд, «лучшее, чего мы можем достичь, потому что абсолютных правд не существует». Парадокс своей стилизованной формой напоминает афоризм. В парадоксе привычная истина рушится на глазах и даже высмеивается. Например, «Я слышал столько клеветы в Ваш адрес, что у меня нет сомнений: Вы — прекрасный человек!» (О. Уайльд), «Взаимное непонимание — самая подходящая основа для брака» (О. Уайльд).

Парадоксальность

 — неожиданность, непривычность, оригинальность, противоречивость себе, исходным посылкам, общепринятому, традиционному взгляду или здравому смыслу по содержанию и/или по форме. Антонимом парадоксальности является ортодоксальность — проверенность, традиционность. «Ортодоксальный» — буквально «следующий господствующей традиции».

Логический парадокс — это противоречие, имеющее статус логически корректного вывода и, вместе с тем, представляющее собой рассуждение, приводящее к взаимно исключающим заключениям. Логическая ошибка парадокса в отличие от паралогизма и софизма не обнаружена пока из-за несовершенства существующих методов логики[прояснить

].
Различаются такие разновидности логических парадоксов, как апория и антиномия.
Апория характеризуется наличием аргумента, противоречащего очевидному, общепринятому мнению, здравому смыслу.
Антиномия — наличием двух противоречащих друг другу, одинаково доказуемых суждений.

Парадоксы в науке

Современные науки, использующие логику в качестве инструмента познания, нередко наталкиваются на теоретические противоречия либо на противоречия теории опыту. Это бывает обусловлено неверной аксиоматизацией теорий, логическими ошибками в построении суждений, несовершенством существующих в настоящее время научных методов или недостаточной точностью используемых в опытах инструментов.

Наличие парадокса стимулирует к новым исследованиям, более глубокому осмыслению теории, её «очевидных» постулатов и нередко приводит к полному её пересмотру.

Примерами парадоксов в науке могут служить Парадокс Рассела, Парадокс Банаха — Тарского, Парадокс Гараи, Парадокс Смейла, Парадокс Хаусдорфа, ЭПР-парадокс

Парадоксы в искусстве

Парадокс как художественный приём

Парадоксальность — чрезвычайно распространённое качество, присущее произведениям самых разных жанров искусства. В силу своей необычности парадоксальные высказывания, названия, содержания произведений неизменно привлекают к себе внимание людей. Это широко используется в разговорном жанре, в театральном и цирковом искусствах, в живописи и фольклоре. Хороший оратор обязательно использует этот приём в своих выступлениях для поддержания живого интереса слушателей. Комизм большинства анекдотов заключается в описании необычной, оригинальной ситуации. Популярная детская «поэзия нелепостей» Льюиса Кэрролла и Корнея Чуковского также построена на этом художественном приёме.

Парадоксальны многие афоризмы известных мыслителей. Напр., высказывания Вольтера: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью» или Ницше: «Нищих надобно удалять — неприятно давать им и неприятно не давать им», Фрумкера: «Мужчина от женщины отличается тем, что перед совершением ошибки он всё тщательно продумывает». Парадоксальностью отличаются и афоризмы Козьмы Пруткова, Бернарда Шоу.

Парадокс в музыке

В классической музыке парадоксом принято называть изысканные, странные произведения или фрагменты, отличающиеся от традиционного звучания. Также парадоксами в древней Греции называли победителей в олимпийских состязаниях певцов и исполнителей инструментальной музыки.

См. также

Литература

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Большая советская энциклопедия в 30 томах
  • Большой энциклопедический словарь
  • Большой энциклопедический словарь «Математика»
  • Анисов А. М. Логика. Парадоксы. Наука. // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С. 156—188.
  • Бочвар Д. А. К вопросу о парадоксах математической логики и теории множеств. // Математический сборник. 1944. Т. 15 (57). Вып. 3. С. 369—384.
  • Бочвар Д. А. К вопросу о парадоксах и к проблеме расширенного исчисления предикатов // Математический сборник. 1957. Вып. 1. № 42 (84). С. 3-10.
  • Грязнов А. Ф. «Скептический парадокс» и пути его преодоления // Вопросы философии. 1989. № 12. С. 140—150.
  • Драгалина-Черная Е. Г. Путь к очевидности: парадокс и докса // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С. 234—242.
  • Казаков А. Н., Якушев А. О. Логика-I. Парадоксология. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1998. 320 с. ISBN 5-7029-0274-2
  • Козлова М. С. Джон. Уиздом. Концепция философских парадоксов // История философии. № 1. М., 1997. С. 111—120.
  • Костюк В. Н. Парадоксы: логико-семантический анализ // Системные исследования. Ежегодник-1979. М., 1979. С. 344—357.
  • Краснопольская А. П. Роль парадоксов в дискуссионных моделях образования // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С. 392—412.
  • Крушинский А. А. Парадоксы ГСЛ как рефлексия над спецификой китайского обобщения // Противоположности и парадоксы (методологический анализ). М., 2008. С. 205—215.
  • Майданов А. С. Коаны чань-буддизма как парадоксы // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С. 318—353.
  • Новосёлов М. М. Аргументы от абстракции и парадоксы (интервальный подход) // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С. 243—286.
  • Панфилов В. С. Парадоксы Дао дэ цзина // Петербургское востоковедение: Альманах. Выпуск 9. 1997. С. 436—446.
  • Пигулевский В. О. Символ, пародия и парадокс в неклассической философии // Эстетические категории и искусство. Кишинев, 1989. С. 115—135.
  • Секей Г. Парадоксы в теории вероятностей и математической статистике / пер. с англ. В. В. Ульянова под ред. В. В. Сазонова. М., 1990. 240 с., ил.
  • Смирнова Е. Д. К вопросу об анализе семантических парадоксов // Вестник МГУ. Сер. 8. Философия. 1993. № 5. С. 37—43.
  • Ханагов А. А. Существуют ли в формальной логике парадоксы? // Природа. 1978. № 10. С. 118—124.
  • Хлебалин А. В. Проблема основания и условия решения парадокса Крипке // Философия: история и современность. 2004—2005. Сб. науч. тр. Новосибирск; Омск, 2005. С. 3—13.
  • Черепанов С. К. Основания и парадоксы: новый подход к решению проблемы логического обоснования математики. Красноярск, 1995.
  • Чупахин И. Я. Теория понятия и парадоксы // Вестник Ленинградского университета. Серия Экономика, философия, право. 1975. № 5. Вып. 1. С. 55-63.
  • Шалак В. И. Против апорий // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С. 189—204.
  • Butzenberger Klaus. Some general remarks on negation and paradox in Chinese logic // Journal of Chinese Philosophy 20: 313—347 (1993).
  • Chung-Ying Cheng. On Zen (Ch’an) Language and Zen Paradoxes // Journal of Chinese Philosophy. V. 1 (1973). P. 77—102.

dic.academic.ru

Парадокс — это… Что такое Парадокс?

 Парадокс

 ♦ Paradoxe

   Мысль, идущая вразрез с устоявшимся мнением или с самым мышлением.

   Слово «парадокс» имеет два значения. В стремлении пойти против устоявшихся мнений (doxa) нет ничего предосудительного, что, конечно, не означает, будто парадокс всегда прав (есть истинные и ложные парадоксы). Это означает лишь, что есть люди, не желающие довольствоваться послушным повторением того, что говорят другие. Оскар Уайльд, например, сказал, что «природа подражает искусству». Это парадоксальное утверждение, ибо большинство людей полагают, что искусство подражает природе, но в нем содержится и здравое зерно, то есть мыcль о том, что наше видение природы, возможно, изменяется в зависимости от влияния изобразительного искусства («Вы замечали, – продолжает Уайльд, – что с некоторого времени картины природы стали напоминать полотна импрессионистов?»). Еще один пример – заявление Талейрана: «Не доверяйте первому побуждению, ибо оно самое лучшее». Снова парадокс (почему нельзя верить тому, что верно?), но и он наводит на размышление: если первое побуждение является хорошим с нравственной точки зрения, оно может оказаться очень вредным в другом отношении (например, в приложении к политике или дипломатии). Нетрудно заметить, что большинство парадоксов основаны на двойственном значении по меньшей мере одного из использованных слов, и высказывание, представляющееся абсурдным в соответствии с одним из них, в соответствии с другим обретает смысл и глубину. Но существуют и подлинные парадоксы, действительно идущие вразрез с господствующим мнением и при этом не прибегающие ни к какой игре на двойных смыслах. Спиноза, например, пишет, что мы желаем чего-то не потому, что считаем это добром, а напротив, считаем что-либо добром, потому что стремимся к этому («Этика», часть III, теорема 9, схолия). Но каждый из нас чувствует, что это совсем не так. Из чего нельзя вывести, что Спиноза ошибается, как нельзя утверждать и того, что он прав.

   Термин «парадокс» имеет также и чисто логическое значение. Так называют мысль, противоречащую другой мысли, иначе говоря – противоречие или антиномию. Один из примеров принадлежит Расселу: идея множества всех множеств, не являющихся элементами самих себя, в классической теории множеств является парадоксом (потому что это множество содержит само себя как раз при условии, что оно не содержит само себя). Обычно принято думать, что парадокс, кроющийся в рамках данной теории, служит ее опровержению или по меньшей мере подразумевает коррекцию теории – именно это и произошло с теорией множеств после того, как Рассел сформулировал свой парадокс (отныне ее аксиоматика исключает случай, при котором множество может быть определено свойством не содержать само себя в качестве элемента). Из этого следует, что парадоксы помогают мысли двигаться вперед, – разумеется, когда они не сводятся к глупостям.

Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012.

philosophy_sponville.academic.ru

Парадоксальность — это… Что такое Парадоксальность?

Парадо́кс (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный от др.-греч. παρα-δοκέω — кажусь) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения. Следует различать парадокс и апорию. Апория, в отличие от парадокса, является вымышленной, логически верной, ситуацией (высказыванием, утверждением, суждением или выводом), которая не может существовать в реальности. Парадоксальность — неожиданность, непривычность, оригинальность, противоречивость себе, исходным посылкам, общепринятому, традиционному взгляду или здравому смыслу по содержанию и/или по форме. Антонимом парадоксальности является ортодоксальность — проверенность, традиционность. «Ортодоксальный» — буквально «следующий господствующей традиции». В разговорной речи, часто означает удивление, каким либо событием, его нелепостью, и непонятностью. Порой может использоваться для придания смысловой окраски, придания яркости тексту или речи.

Парадокс — высказывание, которое расходится с общепринятым мнением и кажется нелогичным (зачастую лишь при поверхностном понимании). Парадокс, в отличие от афоризма, поражает неожиданностью. Например, уайльдовский «Разводы совершаются на небесах». Парадокс — это всегда полуправда и это, как говорил Оскар Уайльд, «лучшее, чего мы можем достичь, потому что абсолютных правд не существует». Парадокс своей стилизованной формой напоминает афоризм. В парадоксе привычная истина рушится на глазах и даже высмеивается. Например, «Я слышал столько клеветы в Ваш адрес, что у меня нет сомнений: Вы — прекрасный человек!» (О. Уайльд), «Взаимное непонимание — самая подходящая основа для брака» (О. Уайльд).

Парадоксы в искусстве

Парадокс как художественный приём

Парадоксальность — чрезвычайно распространённое качество, присущее произведениям самых разных жанров искусства. В силу своей необычности парадоксальные высказывания, названия, содержания произведений неизменно привлекают к себе внимание людей. Это широко используется в разговорном жанре, в театральном и цирковом искусствах, в живописи и фольклоре. Хороший оратор обязательно использует этот приём в своих выступлениях для поддержания живого интереса слушателей. Комизм большинства анекдотов заключается в описании необычной, оригинальной ситуации. Популярная детская «поэзия нелепостей» Льюиса Кэрролла и Корнея Чуковского также построена на этом художественном приёме.

Парадоксальны многие афоризмы известных мыслителей. Напр., высказывания Вольтера: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью» или Ницше: «Нищих надобно удалять — неприятно давать им и неприятно не давать им», Фрумкера: «Мужчина от женщины отличается тем, что перед совершением ошибки он всё тщательно продумывает». Парадоксальностью отличаются и афоризмы Козьмы Пруткова, Бернарда Шоу, Оскара Уайльда.

Парадокс в музыке

В классической музыке парадоксом принято называть изысканные, странные произведения или фрагменты, отличающиеся от традиционного звучания. Также парадоксами в древней Греции называли победителей в олимпийских состязаниях певцов и исполнителей инструментальной музыки.

Парадоксы в науке

Современные науки, использующие логику в качестве инструмента познания, нередко наталкиваются на теоретические противоречия либо на противоречия теории опыту. Это бывает обусловлено неверной аксиоматизацией теорий, логическими ошибками в построении суждений, несовершенством существующих в настоящее время научных методов или недостаточной точностью используемых в опытах инструментов.

Наличие парадокса стимулирует к новым исследованиям, более глубокому осмыслению теории, её «очевидных» постулатов и нередко приводит к полному её пересмотру.
Примерами парадоксов в науке могут служить Парадокс Рассела, Парадокс Банаха — Тарского, Парадокс Смейла, Парадокс Хаусдорфа, ЭПР-парадокс

5 парадоксов квантовой физики

1. Пустота: Если увеличить ядро атома водорода до размеров баскетбольного мяча, то вращающийся вокруг него электрон будет находиться на расстоянии 30 километров, а между ними — ничего!

2. Волночастица: Состояние частицы зависит от самого акта измерения или наблюдения. Не измеряемый и ненаблюдаемый электрон ведет себя как волна (поле вероятностей). Стоит подвергнуть его наблюдению в лаборатории, и он схлопывается в частицу (твердый объект, чье положение можно локализировать).

3. Квантовый скачок. Уходя со своей орбиты атомного ядра электрон движется не так как обычные объекты, — он передвигается мгновенно. То есть он исчезает с одной орбиты и появляется на другой. Точно определить где возникнет электрон или когда он совершит скачок невозможно, максимум что можно сделать, это обозначить вероятность нового местоположения электрона.

4. Принцип неопределенности Гейзенберга. Невозможно одновременно точно замерить скорость и положение квантового объекта. Чем больше мы сосредотачиваемся на одном из этих показателей, тем более неопределенным становится другой.

5. Теорема Белла. Все на свете нелокально, элементарные частицы тесно связаны между собой на некоем уровне за пределами времени и пространства. То есть: если спровоцировать образование двух частиц одновременно, они окажутся непосредственно связаны друг с другом или будут находиться в состоянии суперпозиции. Если мы затем выстреливаем их в противоположные концы вселенной и через некоторое время тем или иным образом изменим состояние одной из частиц, вторая частица тоже _мгновенно_ изменится, чтобы прийти в такое же состояние.


Цитаты из книги "Что мы вообще знаем", Уильям Арнц, Бетси Чейс, Марк Висенте.

Парадокс в логике — это противоречие, имеющее статус логически корректного вывода и, вместе с тем, представляющее собой рассуждение, приводящее к взаимно исключающим заключениям. Логическая ошибка парадокса в отличие от паралогизма и софизма не обнаружена пока из-за несовершенства существующих методов логики.
Различаются такие разновидности логических парадоксов, как апория и антиномия.
Апория характеризуется наличием аргумента, противоречащего очевидному, общепринятому мнению, здравому смыслу.
Антиномия — наличием двух противоречащих друг другу, одинаково доказуемых суждений.

Литература

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Большая советская энциклопедия в 30 томах
  • Большой энциклопедический словарь
  • Большой энциклопедический словарь «Математика»
  • Бочвар Д. А. К вопросу о парадоксах математической логики и теории множеств. // Математический сборник.1944.Т.15 (57). Вып.3. С.369-384.
  • Бочвар Д. А. К вопросу о парадоксах и к проблеме расширенного исчисления предикатов Математический сборник.,1957. Вып.1. № 42 (84). С. 3-10.
  • Чупахин И. Я. Теория понятия и парадоксы // Вестник Ленинградского университета. Серия Экономика, философия, право. 1975. № 5. Вып. 1.С.55-63.
  • Ханагов А. А. Существуют ли в формальной логике парадоксы? // Природа. 1978.№ 10. С.118-124.
  • Костюк В. Н. Парадоксы: логико-семантический анализ // Системные исследования. Ежегодник-1979.М.,1979.С.344-357.
  • Секей Г. Парадоксы в теории вероятностей и математической статистике. Пер. с английского В. В. Ульянова под редакцией В. В. Сазонова. М.,1990. 240 с., ил.
  • Грязнов А. Ф. «Скептический парадокс» и пути его преодоления // Вопросы философии.1989. № 12. С.140-150.
  • Пигулевский В. О. Символ, пародия и парадокс в неклассической философии // Эстетические категории и искусство. Кишинев,1989.-С.115-135.
  • Смирнова Е. Д. К вопросу об анализе семантических парадоксов // Вестник МГУ. Сер.8.Философия. 1993.№ 5. С.37-43.
  • Черепанов С. К. Основания и парадоксы: новый подход к решению проблемы логического обоснования математики. Красноярск,1995.
  • Козлова М. С. Джон. Уиздом. Концепция философских парадоксов // История философии.№ 1. М., 1997. С.111-120.
  • Панфилов В. С. Парадоксы Дао дэ цзина //Петербургское востоковедение Альманах. Выпуск 9, 1997. С.436-446.
  • Хлебалин А. В. Проблема основания и условия решения парадокса Крипке //Философия: история и современность.2004-2005. Сб. науч.тр. Новосибрск-Омск, 2005. С.3-13.
  • Анисов А. М. Логика. Парадоксы. Наука. // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С.156- 188.
  • Драгалина-Черная Е. Г. Путь к очевидности: парадокс и докса. // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С.234-242.
  • Краснопольская А. П. Роль парадоксов в дискуссионных моделях образования // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С.392-412.
  • Крушинский А. А. Парадоксы ГСЛ как рефлексия над спецификой китайского обобщения // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С.205-215.
  • Майданов А. С. Коаны чань-буддизма как парадоксы // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С. 318—353.
  • Новосёлов М. М. Аргументы от абстракции и парадоксы (интервальный подход) // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С. 243—286.
  • Шалак В. И. Против апорий // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С.189-204.
  • Chung-Ying Cheng. On Zen (Ch’an) Language and Zen Paradoxes // Journal of Chinese Philosophy. V. 1 (1973) pp. 77-102

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Парадокс — Литературная энциклопедия

ПАРАДОКС (греч. paradoxos — «противоречащий обычному мнению») — выражение, в котором вывод не совпадает с посылкой и не вытекает из нее, а, наоборот, ей противоречит, давая неожиданное и необычное ее истолкование (напр. «Быть естественным — поза», «Я поверю, чему угодно, лишь бы оно было совсем невероятным» — О. Уайльд). Для П. характерны краткость и законченность, приближающие его к афоризму (см.), подчеркнутая заостренность формулировки, приближающая его к игре слов, каламбуру и т. п., и наконец необычность содержания, противоречащая общепринятой трактовке данной проблемы, к-рая затрагивается П. Отсюда понятие парадоксальности приближается к понятию оригинальности, смелости суждений и т. д., самый же П. может быть и верен и неверен в зависимости от содержания. П. присущ не только художественной литературе, он характерен и для политической, философской и т. п. литературы.

В художественной литературе П. играет весьма различную роль и по употреблению и по содержанию. С одной стороны, он выступает в речи персонажей как одно из средств интеллектуальной характеристики персонажа. Таковы напр. парадоксы Рудина (в одноименном романе Тургенева) в спорах с Пигасовым («Убеждение в том, что нет убеждений, есть уже убеждение», «Отрицание теории есть уже теория»), нужные Тургеневу для раскрытия умственного превосходства Рудина над окружающими. Аналогична при ином классовом содержании насыщенность П. речи лорда Генри в «Портрете Дориана Грэя» О. Уайльда и т. д. С другой стороны, П. является одним из моментов самой системы повествования писателя, являясь характерной чертой его стиля (т. е. уже не связывается с речью персонажа, как у Тургенева), как напр. у А. Франса, Б. Шоу, О. Уайльда, Ницше и др. И в том и в другом случае П., выступает как одно из средств поэтического языка, определяясь в своем содержании и использовании характером данного творчества и — шире — классового литературного стиля. Так, у О. Уайльда мы встречаем поверхностный и эпатирующий П. («Только поверхностный человек не судит о людях не по внешности», «Этические пристрастия в художнике — непростительная манерность стиля», «Искренность мешает искусству», «Лучший способ отделаться от искушения — поддаться ему» и т. п.), у А. Франса философско-иронический («Христианство много сделало для любви, объявив ее грехом»), у Б. Шоу — разоблачающий и т. д. и т. д. Приближаясь к игре слов, П. наиболее сильно культивируется авторами, тяготеющими к художественной иронии. Есть попытки перенести понятие П. в область композиции, говоря о парадоксальных ситуациях (напр. «Кентервилльское приведение» О. Уайльда, где не привидение пугает людей, а люди пугают привидение, дает парадоксальную ситуацию). Однако такое расширительное толкование П. лишает его всякой определенности, поскольку здесь отпадают все словесные особенности парадокса как определенного словесного построения (афористичность, краткость, игра слов и т. д.) и заменяются чисто логической формулировкой, не являющейся термином.

В стилистике парадокс рассматривается в отделе фигур (см.).

Библиография: Горнфельд А. Г., Фигура в поэтике и риторике, сб. «Вопросы теории и психологии творчества», т. I, изд. 2-е, Харьков, 1911, стр. 335—339.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. парадокс — Парадокс, парадоксы, парадокса, парадоксов, парадоксу, парадоксам, парадокс, парадоксы, парадоксом, парадоксами, парадоксе, парадоксах Грамматический словарь Зализняка
  2. парадокс — Заимств. в XIX в. из франц. яз., где paradoxe < греч. paradoxos, сложения para «против» и doxos «слава». Парадокс буквально — «против общепринятого мнения». Этимологический словарь Шанского
  3. парадокс — ПАРАДОКС (от греч. para — вне и doxa — мнение). — 1) В широком (внелогическом) смысле — все то, что так или иначе вступает в конфликт (расходится) с общепринятым мнением, подтвержденным традицией, законом, правилом, нормой или здравым смыслом. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  4. Парадокс — В баллистике нарезы в дульной части гладконарезного ружья для придания вращательного движения пуле. Криминалистическая энциклопедия
  5. парадокс — сущ., кол-во синонимов: 9 антиномия 2 апория 7 изречение 26 курьез 12 оксиморон 7 противоречие 35 ружье 67 сверловка 2 юмор 32 Словарь синонимов русского языка
  6. парадокс — см. >> изречение, мысль Словарь синонимов Абрамова
  7. Парадокс — (от греч. parádoxes — неожиданный, странный) неожиданное, непривычное (хотя бы по форме) суждение (высказывание, предложение), резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу. В этом смысле эпитет «парадоксальный», т. Большая советская энциклопедия
  8. парадокс — орф. парадокс, -а Орфографический словарь Лопатина
  9. Парадокс — То же, что антиномия. Математическая энциклопедия
  10. парадокс — Парадо́кс/. Морфемно-орфографический словарь
  11. парадокс — Парадокса, м. [от греч. paradoxos – противоречащий общепринятому, странный] (книжн.). Мнение, резко расходящееся с обычным, общепринятым, противоречащее (часто только с виду) здравому смыслу. Большой словарь иностранных слов
  12. ПАРАДОКС — ПАРАДОКС (от греч. paradoxos — неожиданный, странный) — 1) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. 2) В логике — противоречие, полученное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям. Большой энциклопедический словарь
  13. ПАРАДОКС — ПАРАДОКС (от греч. paradoxes — неожиданный, нестандартный, странный) — англ. paradox; нем. Paradoxon. 1. Утверждение, вывод или явление — неожиданные и не соответствующие общепринятым представлениям. Социологический словарь
  14. парадокс — ПАРАДОКС -а; м. [от греч. paradoxos — необыкновенный, странный] Неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией, общепринятыми нормами рассуждение, мнение, вывод. Он часто говорит парадоксами. // Разг. Толковый словарь Кузнецова
  15. парадокс — Заимствование из французского, где paradoxe восходит к греческому paradoxos, состоящему из двух основ para – «против», doxos – «слава». Буквальное значение «против того, что принято, устоялось». Этимологический словарь Крылова
  16. парадокс — ПАРАДОКС м. греч. мнение странное, на первый взгляд дикое, озадачливое, противное общему. Толковый словарь Даля
  17. парадокс — ПАРАДОКС а, м. paradoxe m. <�гр. pardoxos неожиданный. 1. Мнение, положение, резко расходящееся с общепринятым, обычным; мысль, противоречащая (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  18. парадокс — -а, м. Мнение, суждение, резко расходящееся с обычным, общепринятым, противоречащее здравому смыслу. Мысль, представлявшаяся ему сначала как странность, как парадокс, даже как шутка, все чаще и чаще находя себе подтверждение в жизни… Малый академический словарь
  19. парадокс — парадокс I м. 1. Мнение, положение, резко расходящиеся с общепринятым, противоречащие здравому смыслу. 2. разг. Нелепое стечение обстоятельств. II м. Противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений (в формальной логике). Толковый словарь Ефремовой
  20. парадокс — ПАРАД’ОКС, парадокса, ·муж. (от ·греч. paradoxos — противоречащий общепринятому, странный) (·книж. ). Мнение, резко расходящееся с обычным, общепринятым, противоречащее (часто только с виду) здравому смыслу. Толковый словарь Ушакова
  21. парадокс — ПАРАДОКС, а, м. (книжн.). 1. Странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. Говорить парадоксами. 2. Явление, кажущееся невероятным и неожиданным. | прил. парадоксальный, ая, ое (к 1 знач.). П. вывод. Толковый словарь Ожегова
  22. Парадокс — (παρα-δοκέω — кажусь) — мнение, расходящееся с общепринятым. П. может выражать собой и истинное мнение, и ложное, в зависимости от того, каким является общепринятое. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  23. Парадокс — • Παράδοξον называется в стоической философии изречение, которое по своей игривости кажется для простого человека странным, неожиданным, даже противоречащим здравому смыслу, но при ближайшем рассмотрении оказывается верным и основательным. Словарь классических древностей
  24. парадокс — Противоречащее обыкновенному мнению, с первого разу дикое, озадачливое Ср. Мрачен лик, взор дико блещет, Ум от чтенья извращен… Речь парадоксами хлещет… Се — Григорьев Аполлон! Алмазов. Аполлон Григорьев. Эпиграмма. Ср. Д.В. Григорович. Литературн. Фразеологический словарь Михельсона

gufo.me

4 философских парадокса, которые ты можешь применить к своей жизни

Ты уже наверняка не один раз слышал о философских парадоксах. Например, про того же буриданова осла или Ахиллеса, который бегает наперегонки с черепахой. Решить их правильно и верно не представляется возможным — на то они и парадоксы, чтобы при каждом, даже на первый взгляд отличном, решении противоречить ответу. Чего только древние не придумали, да? Умные все-таки были люди. Но может быть, они, сочиняя эти апории, пытались вложить туда еще какой-нибудь смысл? Мы вот изучили несколько разных парадоксов, которые помогли еще раз убедиться в некоторых вещах, прийти к выводам, которые на условия и различные ответы не влияют, но зато помогают задать правильный вектор своей жизни. Этим мы с тобой и хотим поделиться.

1. Парадокс двух конвертов

Итак, дано условие. Перед тобой лежат два конверта. В одном из них находится определенная сумма денег, а в другом она в два раза больше. Естественно, сколько лежит в каком из конвертов, тебе неизвестно. Что нужно сделать тебе? Взять один из конвертов и проверить, что в нем находится. После этого у тебя есть выбор: оставить себе этот конверт или же взять и открыть другой. Какой из них принесет тебе сумму побольше, ты знать наверняка не можешь, так как одним из условий стоит неизвестность суммы в обоих конвертах. Парадокс заключается в том, что больше денег ты получишь только в том случае, если сделаешь бесконечное число выборов, переходя от одного конверта к другому. Но оставим эту задачу ученым. Какой вывод можем из нее сделать мы? Иногда нужно умерить свои аппетиты и довольствоваться малым. Правда, ты никогда не узнаешь, было ли в другом конверте больше денег либо же ты вытянул такой. Но согласись: порой лучше думать, что ты все сделал правильно, чем облажаться, чтобы убедиться в этом. А вообще, деньги — это не главное, ты это знаешь. Как и то, что с ними, конечно, жить проще.

2. Ахиллес и черепаха

Наверное, самая известная апория Зенона Элейского, с которого и пошли такие вот задачки. Суть этого парадокса такова: есть Ахиллес и черепаха, которые собираются бежать наперегонки. Человек дает животному фору в 500 метров. И, когда черепаха проползает данное расстояние, в соревнование подключается наш атлет, который бежит со скоростью в 10 раз большей, чем у пресмыкающегося. То есть, когда он пробегает 500 метров, черепаха успевает продвинуться еще на 50. Когда Ахиллес продвигается еще на 50 метров — черепаха проползает пять. И так до бесконечности, в которой показано, что человек никогда не догонит черепаху, как бы он ни старался. Да, это противоречит законам физики, но логически все выглядит верно. Зенон своей апорией хотел доказать, что некоторые из математических понятий, например «точка пространства» или «момент времени», не всегда подойдут к реальному движению. А мы хотим этим парадоксом еще раз напомнить тебе о том, что всегда найдутся люди, которые будут впереди тебя, как бы ты ни пытался их обогнать. С этим тебе придется смириться. Ты можешь ориентироваться на них, бежать за ними, тянуться к ним — все это похвально. Но признавать себя лучшим и гордиться собой так же, как Ахиллес, тебе не стоит.

5 парадоксов путешествия во времени, от которых закипят мозги

3. Вороны Гемпеля

А этот парадокс вывел философ Карл Густав Гемпель, однажды задавшись вопросом о противоречии человеческой логики и интуиции. Эту апорию Гемпель формирует так: тебе необходимо допустить, что все вороны только черного цвета. Исходя из обычной логики, мы должны сделать вывод, что все предметы, которые не имеют этот цвет, соответственно, воронами не являются. А когда на своем пути ты встретишь не одну такую черную птицу, то еще больше укоренишься в мнении о том, что все вороны черные. Встреча же с предметами другого цвета должна сильнее подпитать твою уверенность в том, что все, что не черного цвета, воронами не является. Это с точки зрения законов логики. Но если следовать интуиции, то эта встреча, по идее, не может заставить поверить человека в то, что абсолютно все вороны будут черного цвета.

Какое практическое значение этот парадокс имеет для нас? На примере с черными воронами, где этот взгляд по формальной логике принимается за истину, мы убеждаемся в силе догматизма. То есть человек всю жизнь думал, что вороны только черного цвета, так как об этом было сказано еще до него, а на своем опыте он убедился в этом. Но вот он встречает, например, этих же птиц, но с другим окрасом. Интуиция подсказывает ему, что это те же самые вороны, однако другого цвета. А вот логика говорит о том, что человек ошибается, приняв за воронов других пернатых. Вывод: слепая вера только лишь приближает тебя к серой массе — стремись проверять все, о чем тебе говорят, и смотри на мир шире.

4. Парадокс Бога

Об этой философской задаче тебе уж точно приходилось слышать. Наверное, даже не один раз. Суть ее проще, чем у предыдущих. Всемогущему существу предлагается создать такую каменную глыбу, которую никому нельзя будет сдвинуть с места. Но если это же существо не сможет ее переставить, тогда утверждение о его всемогущей природе сразу ставится под большой вопрос: как же ему подвластно все, если глыба остается на своем месте. Но даже если у него и получится ее передвинуть, то снова возникает вопрос, только уже с другой стороны. Где его всемогущество, если кусок камня все-таки сдвинули. Такой вот забавный парадокс. На него пытались ответить многие. Например, Декарт утверждал, что сущность этого существа, которое равно Богу, лежит вне человеческой логики.

Но нас интересует в этой апории немного другие аспекты — ближе к человеческому, чем к небесному. Предположим, такой камень существует. Значит ли это, что ты не попробуешь сдвинуть его с места, даже заранее зная, что это невозможно? Помни, что подобные вещи и утверждения не должны тебя останавливать. Почему? А ты вспомни сцену из фильма Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки», в которой герой Джека Николсона пытается поднять неподъемный аппарат из ванной комнаты. Ведь он, как и ты, догадывается, что вряд ли у него из этого что-то выйдет. Но как говорит его герой: «Я хотя бы попытался». Не опускай руки раньше времени, а просто пытайся сделать хоть что-нибудь.

Как древние философы гнобили друг друга и людей

brodude.ru

парадокс — это… Что такое парадокс?

  • ПАРАДОКС — (греч. paradoxos неожиданный, странный) в широком смысле: утверждение, резко расходящееся с общепринятым, устоявшимся мнением, отрицание того, что представляется «безусловно правильным»; в более узком смысле два противоположных утверждения, для… …   Философская энциклопедия

  • Парадокс — (греч. paradoxos «противоречащий обычному мнению») выражение, в котором вывод не совпадает с посылкой и не вытекает из нее, а, наоборот, ей противоречит, давая неожиданное и необычное ее истолкование (напр. «Быть естественным поза», «Я поверю,… …   Литературная энциклопедия

  • ПАРАДОКС — (греч., от para против, и doxa мнение). Положение, противное принятым убеждениям, мнение, с виду ложное, хоти часто истинное в основании. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАРАДОКС 1) мысль,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Парадокс —  Парадокс  ♦ Paradoxe    Мысль, идущая вразрез с устоявшимся мнением или с самым мышлением.    Слово «парадокс» имеет два значения. В стремлении пойти против устоявшихся мнений (doxa) нет ничего предосудительного, что, конечно, не означает, будто …   Философский словарь Спонвиля

  • парадокс — а, м. paradoxe m. &LT;гр. pardoxos неожиданный. 1. Мнение, положение, резко расходящееся с общепринятым, обычным; мысль, противоречащая (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. БАС 1. Академики или Сцептики, делали парадоксами… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • парадокс — См. мысль… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. парадокс изречение, мысль; антиномия, противоречие Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • парадокс —         ПАРАДОКС (от греч. para вне и doxa мнение). 1) В широком (внелогическом) смысле все то, что так или иначе вступает в конфликт (расходится) с общепринятым мнением, подтвержденным традицией, законом, правилом, нормой или здравым смыслом.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ПАРАДОКС — (от греческого paradoxos неожиданный, странный), 1) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. 2) В логике противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к… …   Современная энциклопедия

  • ПАРАДОКС — ПАРАДОКС, парадокса, муж. (от греч. paradoxos противоречащий общепринятому, странный) (книжн.). Мнение, резко расходящееся с обычным, общепринятым, противоречащее (часто только с виду) здравому смыслу. «Поэзия Шекспира часто вернее… …   Толковый словарь Ушакова

  • Парадокс — (от греческого paradoxos неожиданный, странный), 1) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. 2) В логике противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • psychology.academic.ru

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *