План публичного выступления – Урок 2. План выступления

Содержание

Урок 2. План выступления

Урок 2. План выступления
Как вы поняли из предыдущего урока, чтобы приготовить хорошее выступление, важно знать, о чем говорить и как правильно донести свои мысли до аудитории. Для этого необходимо составить план своего выступления, ориентируясь на который, вы сможете произнести великолепную ораторскую речь. Естественно, структура каждого публичного выступления индивидуальна и зависит от многих вещей, к которым относятся: количество и особенности слушателей, их заинтересованность, время выступления и многое другое. В данном уроке показаны основные правила составления плана публичной речи, которые вы сможете применить при любых обстоятельствах.

По этому поводу Артур Шопенгауэр писал: «… единицы повествуют подобно тому, как строит архитектор, который заранее составил план и продумал все до мельчайших деталей, большинство же, наоборот…». Если вы хотите быть хорошим архитектором своего выступления, позаботьтесь о его качественной и продуманной структуре. Скорее всего, после того как вы принялись собирать материал и поставили главную цель вашей речи, вы наверняка начали строить у себя в голове примерный план выступления. Если это так, значит вы на правильном пути. Старайтесь постоянно стремиться к улучшению этой структуры в рамках выбранной цели.

Схемы, которая подходила бы для всех речей, не существует, но можно выделить некоторые ключевые принципы и правила, которые можно использовать в любом случае, вне зависимости от темы выступления:

  1. Логичность. В структуре речи должна быть определенная логика изложения материала, на основе которой оратор достигает поставленной цели и доносит свою позицию до аудитории.
  2. Обозримость плана речи и удержание внимания. План должен помочь сократить материал до необходимого минимума. Ведь настоящее красноречие состоит в том, чтобы сказать все самое важное, не перегружая внимание слушателя ненужными деталями и отступлениями. Нужно уметь сказать самые главные вещи в момент максимальной концентрации внимания аудитории.
  3. Введение и заключение. В структуре любой речи должны быть введение и заключение, которые обрамляют основную часть выступления.

Логика речи

Логика речи – это основа убеждающей функции любого выступления. Логике написания текстов посвящено множество теорий и правил в риторике и филологии, здесь будет сказано лишь о некоторых, наиболее действенных из них. Например, чтобы добиться логичности структуры выступления можно использовать декомпозицию поставленной цели, а также учитывать актуальное членение предложений и абзацев.

Логика речи

Декомпозиция

Декомпозиция это метод, позволяющий заменить достижение одной общей цели решением серии меньших взаимосвязанных задач. Например, если ваша речь имеет целью показать пользу изучения риторики на сайте 4brain.ru, то можно эту общую цель разделить на несколько вспомогательных задач: показать важность знания навыков риторики для каждого отдельного человека, рассказать о преимуществе дистанционных технологий обучения и т.д. Так декомпозиция позволяет добиться логичности структуры ораторской речи, упрощения ее понимания слушателями.

Однако не стоит злоупотреблять декомпозицией и искать слишком много второстепенных задач. Лишние поставленные проблемы могут навредить логике изложения или, по меньшей мере, восприятию слушателями этой логики. Здесь можно ориентироваться на правило 7 ± 2 («кошелёк Миллера»), которое утверждает, что во внимании нельзя держать одновременно больше 7 объектов с погрешностью ± 2. Поэтому старайтесь делить речь не более чем на 7 частей, а лучше не более чем на 5, чтобы понять смогли все слушатели.

Актуальное членение

В русском языке (в отличие, например, от английского) не фиксированный порядок слов в речи(то есть не субъект-предикат-объект), расположение слов в русской фразе зависит от смысла предложения, от контекста. Актуальное членение позволяет независимо от грамматического порядка слов проследить логику изложения: так сначала говорится о том, что уже известно или может быть легко понято – тема (старая, известная информация), а потом о чем-то новом – рема (новая, ранее неизвестная информация). Тема и рема помогают добиться последовательности и логики изложения, они вычленяются не только на уровне предложений, но и на уровне больших смысловых единиц – абзацев.

Например, если мы продолжаем говорить о пользе изучения риторики на сайте 4brain.ru, то можно обратить внимание, что риторику (тема) преподают далеко не в каждом городе (рема). Но зато в каждом городе (тема) есть интернет (рема). А доступ к интернету (тема) позволяет использовать для обучения такие сайты, как 4brain.ru (рема). И так далее.

Если вы не будете нарушать смысловую последовательность предложений и абзацев (тема-рема), а также будете использовать декомпозицию, то сможете построить логичный план вашего выступления. Полученная структура поможет слушателям лучше усвоить вашу речь, понять ваши мысли и убеждения.

Обозримость плана речи и удержание внимания

При наличии взаимосвязанных частей структуры выступления обеспечивается плавность перехода от одной части к другой. Однако для составления хорошего плана речи одного этого недостаточно. Разрабатывая структуру, важно подумать о возможности эффективного воздействия на слушателя, для чего необходимо сделать план обозримым, простым для восприятия, и добавить в него особые акценты.

Хайнц Леммерман в своей книге называет истинным красноречием умение сказать все, что необходимо, но сказать только то, что необходимо. Это важно, чтобы не перегрузить драгоценное внимание слушателей, растекаясь мысью по древу, злоупотребляя избыточной информацией. Более того, самые важные вещи нужно сказать в момент наибольшей концентрации внимания слушателей.

Смысловая насыщенность речи в разных частях выступления не должна быть одинаковой, для чего важно делать смысловые передышки. Нужно менять манеру речи, то насыщая ее информацией, то позволяя слушателям расслабить внимание на менее насыщенных отрезках выступления. Ни в коем случае нельзя нагружать каждое предложение.

Также в следующем уроке будут показаны некоторые приемы, помогающие добиться максимального внимания и интереса слушателей в наиболее важных частях публичной речи (кульминации). Обратите внимание на то, что уже в самом плане важно выбрать наиболее значимые места и подумать, как правильно сделать акцент на них. Разумным будет сначала поднять определенную проблему, и постепенно нагнетая напряжение и интерес слушателей, добавляя различные аспекты, в момент максимальной концентрации внимания аудитории предложить ваше оригинальное решение этой проблемы.

Таким образом, важно качественно планировать свое выступление, сознательно балансируя между лаконичностью мысли и достаточной информационной нагрузкой речи.

Введение главная часть заключение

В плане абсолютно любого выступления должны отчетливо вычленяться введение и заключение. Без них структура публичной речи теряет красоту и, отчасти, логику. Сложно себе представить хорошего преподавателя, который пришел на лекцию и с порога сразу стал писать на доске уравнения, комментируя записи объяснением методов решения, а закончив с уравнениями, просто замолчал и ушел. Введение и заключение призваны обрамлять речь оратора, во-первых, позволяя слушателям понять, о какой проблеме будет идти речь в выступлении, и во-вторых, осознать, к каким выводам в результате пришел автор сказанного.

Хайнц Леммерман предлагает в любой речи соблюдать правило трех частей: 1) введение, 2) главная часть, 3) заключение. Рассмотрим каждую часть отдельно.

Введение

Во введении оратор должен ответить своим слушателям на такие ключевые вопросы, как «о чем и зачем я говорю?», «с какой целью сегодня ищу внимания аудитории, что хочу донести до слушателя?» .Обозначив предмет выступления и сразу поставив перед собой и слушателями цель, вы помогаете аудитории настроиться на вашу волну. Кроме того, именно хорошее начало выступления задает тон всей вашей речи и формирует первое впечатление у слушателей.

Как же начать выступление? Есть несколько типовых способов:

1. Способ подкрепления. Этот метод связан с установлением со слушателями личных отношений, благодаря которым между участниками мероприятия возникает доверие и теплый контакт. Этот способ эффективен, но подходит далеко не всегда, так как в малознакомой аудитории он может сойти за панибратство и испортить все впечатление. Лучше используйте данный прием только в тех случая, когда вы уверены в неподдельном дружественном к вам отношении аудитории.

Например: Друзья, я когда-то, как и вы сейчас, задумался о важности изучения риторики.

2. Способ повода. Во введении вы можете сразу обозначить реальный повод вашего выступления или найти другой подходящий повод своей речи. Повод должен отчетливо и убедительно показывать важность проблематики вашего предстоящего выступления и быть напрямую связан с содержанием речи. Это может быть небольшое происшествие, важная дата, личное переживание, анекдот, актуальное в данной ситуации сравнение и многое другое.

Например: Сегодня исполняется ровно сто лет со дня рождения одного великого оратора, именно в связи с этим событием сегодня мы намерены в очередной раз затронуть тему важности риторики.

3. Способ побуждения к размышлению.

Выгодным началом выступления также может стать прием, позволяющий оратору сразу придать импульс мыслительной активности слушателей, задав им интересную задачку для размышления. Это максимально эффективно, если аудитория заинтересована и активна. Кроме того, подобное вступление уместно в том случае, если в своей речи вы планируете делать нетривиальные выводы.

Например: Как вы думаете, сколько человек ежедневно интересуются проблемами риторики, прибегая к запросам в поисковых системах?

4. Прямой способ. И наконец, во введении можно сразу перейти к сути дела, безо всяких ухищрений. Эта техника подходит для тех случаев, когда нужно быстро произнести речь, когда слушатели ждут самой сути. Такой метод является наиболее прямолинейным, он характерен для коротких деловых сообщений.

Например: Сегодня я планирую вам рассказать про сайт 4brain.ru, который представляет собой один из самых эффективных способов научиться ораторскому искусству в интернете. Итак…

Главная часть

Конечно, нельзя дать универсальных рекомендаций по составлению структуры основной части публичного выступления. Структура основной части зависит от вашей темы и жанра, ваших целей, выделенного времени и многих других нюансов. Часто бывает так, что если хорошо разбираетесь в теме, тогда план речи не вызывает труда. Но если у вас возникают трудности, то можете попробовать ответить на следующие наводящие вопросы:

  1. Каково существующее положение дел (status quo)?
  2. В чем состоит проблема и что должно быть вместо этого?
  3. Как можно изменить существующее положение?

Кроме того, обратите внимание на следующие материалы, которые помогут вам в поиске интересных концепций построения содержания выступления:

  1. Метамодель НЛП — поможет правильно преподносить ваши мысли без искажений
  2. Актуальное членение предложения и речи – сделает вашу речь логичной и последовательной
  3. Логичность и структура текста – урок в писательском мастерстве.
  4. Риторическое позиционирование: тема, цель, задачи, стиль в мастерстве писателя.
  5. Презентация в лифте – как коротко изложить свои бизнес-идеи.
  6. Майевтика и некоторые другие идеи Сократа – расскажет вам о том, как вести беседу в форме диалога, наталкивая слушателей делать выводы как бы самостоятельно.
  7. Как написать текст на любую тему – если вам попалась абсолютно непонятная вам тема, можете поискать полезные советы в данной статье.

Заключение

Заключение, как всем хорошо известно, запоминается слушателями лучше всего («эффект края»), поэтому важно уделить должное внимание этому элементу плана вашего выступления. Как вступление, так и заключение следует разрабатывать очень тщательно. В идеале заключение должно содержать краткое повторение ваших тезисов и ваш ответ на последний вопрос главной части речи:

Как можно изменить существующее положение дел для решения обозначенных проблем?

Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления. Иногда, в заключении полезно задать какой-то риторический вопрос, который направит мысли слушателей в нужном вам русле.

Подготовкой заключительной части вашего выступления ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Кроме того, многие ораторы, когда не ограничены во времени, часто просто не могут остановиться из-за того, что не подготовили завершающую часть своей речи. Наверняка вы такое не раз замечали и даже, может быть, за собой.

Также хочется обратить ваше внимание на то, что в заключении важно не только повторение, в концовке выступления должна усиливается и концентрироваться основная мысль вашей речи. Для этого хорошо подойдут метафоры и другие художественные элементы. Чтобы максимально тщательно приготовить заключение, важно использовать специальные риторические средства, о некоторых из них будет сказано в следующем уроке.


Теперь вы знаете несколько приемов и техник, которые помогут вам составить план публичного выступления. Но нужно быть готовым к тому, что многое вам придется делать самостоятельно, а типовых рекомендаций не может существовать. А в следующем уроке вы узнаете полезные приемы оформления содержания вашей речи для максимально эффективного воздействия на слушателей.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Логика речиЕвгений Буянов

4brain.ru

План публичного выступления — Курсы ораторского мастерства Спикерклуб-VIP

Мастера ораторского искусства знают: чтобы выступление было успешным, оно должно быть распланировано. Для этого воспользуйтесь нашими советами.

 Структурируйте речь

Обычная структура публичного выступления состоит из трех частей (так называемое «правило гамбургера»):

Гамбургер-речь

  1. «Верхняя булка» – введение (10% речи).

Оно содержит вашу основную мысль и предварительный анонс ключевых пунктов. Нужно заинтересовать введением аудиторию, как учат на курсах ораторского мастерства.

Основная мысль – это та идея, которую вы хотите донести до аудитории. Не путайте ее с темой выступления.

Например, тема выступления – налог на роскошь.

Тема выступления - роскошь

Не говорите «Сегодня я расскажу вам об очень важном для общества налоге». Вместо этого скажите: «Сегодня я расскажу вам, почему новый налог на роскошь необходим и справедлив, а также, как мы сможем добиться его принятия».

  1. «Мясная котлета» – основная часть (80% речи).

Убедитесь, что она составлена так:

а) Содержит от 2 до 5 (в идеале – 3) ключевых пункта, которые проясняют и развивают основную мысль.

3 ключевых пункта – оптимальное число, потому что существует правило трех пунктов для оратора. Это значит, что аудитория лучше всего воспринимает утверждения, состоящие из трех частей.

Например:

– Все о налоге на роскошь. Кто обязан платить его, какова сумма, на что пойдут собранные деньги.

– Почему он необходим. Например: поддержка бедных, ремонт дорог, постройка нового жилья за счет тех, у кого есть излишки.

– Что можно сделать, чтобы он был принят. Например, подписать петицию, собрать митинг, подписать обращение к депутатам.

б) Содержит доказательства ваших слов. Ими могут быть:

– Статистика

– Исторические факты (в случае с налогом на роскошь – например, данные о подобных сборах в прошлом или о том, что было с обществом, если богатые, наоборот, не платили налоги)

Исторический пример для оратора

– Примеры типичных ситуаций, которые иллюстрируют утверждение

– Ссылки на авторитеты: цитаты или мнения уважаемых людей (соблюдайте правила цитирования!)

– Наглядные демонстрации: графики, диаграммы, таблицы

в) Проводит связь между вашими утверждениями.
г) Идеи организованы так, что легко запоминаются. Для этого нужно:

– Подводить итог

– Делать четкие переходы от одной мысли к другой

– Проводить параллели и делать сравнения.

  1. «Нижняя булка» – заключение (10% речи).

Для него нужно написать выводы, а потом составить заключение так:

а) Помогать аудитории усвоить ваши идеи. Для этого нужно:

– Кратко повторить ключевые пункты

– Повторить и перефразировать основную мысль

– Подвести итог всей речи (например, используя способ встряхнуть аудиторию под конец речи).

б) Заставлять аудиторию действовать. Для этого нужно:

– Показать проблему или вызов

– Показать преимущества того решения, которое вы предлагаете

– Призвать к действию

– Предложить аудитории возможность действовать немедленно.

Например, самый известный призыв к действию – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Он имел большой успех.

Ленин оратор

Ваш призыв тоже должен быть кратким и выразительным.

в) Завершать речь. Воспользуйтесь приемами с курсов ораторского мастерства, чтобы правильно закончить речь.
г) Если возможно, связывать окончание речи с началом.

Корректируйте план

Если аудитория положительно воспринимает ваши слова, то:

– Начните с утверждения

– Продолжите необходимыми деталями и пояснениями

– Закончите призывом к действию.

Если аудитория настроена скептически:

– Начните со свидетельств и доказательств

– Перейдите к основной мысли

speakerclub.ru

3. О содержании публичного выступления

Основное содержание публичного выступления докладчика должно отражать суть, краткий ход, личный вклад в проведенное исследование, главные итоги: теоретическую и практическую новизну и значимость результатов. Свое выступление докладчик строит на основе чтения (еще лучше пересказа) заранее подготовленного текста, призванного показать высокий уровень теоретической подготовки, эрудицию и способность доступно дать основные научно-практические результаты проведенного исследования. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений участников конференции по теме проведенного исследования.

Студент-исследователь должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были понятны широкому кругу людей. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих на конференции.

Ниже приведены пункты примерного плана публичного выступления докладчика и варианты их наполнения.

План выступления

Пункты

Варианты

1. Приветствие

«Добрый день!»,

«Уважаемый Председатель (Ведущий) конференции! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»

2. Представление (фамилия, имя, группа, образовательное учреждение, город)

«Меня зовут ___________________.

Я студент (-ка) ____ группы, техникума (школы, лицея,… № 1 (___)) города _____________»

3. Цель выступления

«Цель моего выступления дать новую информацию по теме проведенного мной исследования в области ____________»

4. Название темы исследования

«Название темы: ________________________________»

5. Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования)

«Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:

во-первых, ___________________,

во-вторых, __________________,

в третьих, _________________…»

6. Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения

«Цель моего исследования — ___________________.

Основные задачи исследования и способы их решения:

1. ___________________,

2. __________________,

3. _________________…»

7. Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования

«В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты:

1. Получены новые знания следующего характера: ______,

2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи: _________________,

3. Созданы новые творения в виде: ____________________,

4. Определены новые проблемы (задачи): ______________»

8. Выводы по результатам проведенного исследования

«На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. ___________________,

2. __________________,

3. _________________…»

9. Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования

«Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

1. ___________________,

2. __________________,

3. _________________…»

10. Благодарность за внимание к выступлению

«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»

Дискуссия по теме доклада

11. Ответы на вопросы

— «Спасибо (благодарю) за вопрос,

а) мой ответ…

б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса мной не проводилось)

— «Спасибо, Ваш вопрос понятен (интересен)…»

— «Простите, я не понял(-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста!»

— «Правильно ли я понимаю, что задан вопрос: «________?»

— «Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов (-ва) ответить»

12. Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования

«Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования. Всего доброго»

studfile.net

Примерный план публичного выступления | Социальная сеть работников образования

План выступления

Пункты

Варианты

1. Приветствие

«Добрый день!»,

«Уважаемый Председатель (Ведущий) конференции! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»

2. Представление (фамилия, имя, группа, образовательное учреждение, город)

«Меня зовут ___________________.

Я студент (-ка) ____ группы, техникума (школы, лицея,… № 1 (___)) города _____________»

3. Цель выступления

«Цель моего выступления дать новую информацию по теме проведенного мной исследования в области ____________»

4. Название темы исследования

«Название темы: ________________________________»

5. Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования)

«Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:

во-первых, ___________________,

во-вторых, __________________,

в третьих, _________________…»

6. Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения

«Цель моего исследования — ___________________.

Основные задачи исследования и способы их решения:

1.  ___________________,

2.  _________________…»

7. Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования

«В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты:

1. Получены новые знания следующего характера:  ______,

2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи: _________________,

3. Определены новые проблемы (задачи): ______________»

8. Выводы по результатам проведенного исследования

«На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1.  ___________________,

2.  __________________…»

9. Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования

«Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

1.  ___________________,

2.  _________________…»

10. Благодарность за внимание к выступлению

«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»

Дискуссия по теме доклада

11. Ответы на вопросы

— «Спасибо (благодарю) за вопрос,

 а) мой ответ…

 б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса мной не проводилось)

— «Спасибо, Ваш вопрос понятен  (интересен)…»

— «Простите, я не понял(-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста!»

— «Правильно ли я понимаю, что задан вопрос: «________?»

— «Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов (-ва) ответить»

12. Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования

«Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования. Всего доброго»

nsportal.ru

План публичного выступления | Познай Себя – современное образование, саморазвитие и успех

План публичного выступления

Для того, чтобы мысль, высказанная вами, была ясна каждому, важно написать план публичного выступления. Такой план поможет вам чётко и структурировано произнести свою речь.

Ключевые вопросы

Прежде, чем составить план вашего выступления, вы должны ответить на несколько вопросов:

  • Сколько будет слушателей?
  • Какие имеются особенности аудитории? (Например, это люди определённого возраста)
  • Насколько эти слушатели заинтересованы в том, что я буду говорить?
  • Сколько времени даётся на выступление?

Ниже будут изложены основные правила, следуя которым вы сможете составить план публичного выступления, независимо от того, что это будет за речь. «… единицы повествуют подобно тому, как строит архитектор, который заранее составил план и продумал все до мельчайших деталей, большинство же, наоборот…» Эта цитата, принадлежащая Артуру Шопенгауэру очень соответствует вопросу, который мы изучаем. Получается, что для того, чтобы ваша публичная речь была восхитительной и не имела изъянов, вам нужно прежде всего позаботиться о её структурированности и обдуманности. Начать составление плана выступления нужно с определения цели, которую вы, выступая, преследуете. Далее приступите к сбору материала, и начинайте примерно прикидывать структуру вашего выступления и постоянно её совершенствуйте.

Главные принципы любого выступления

К сожалению, идеальный готовый план публичного выступления, подходящий к любому случаю, не существует, но существует ряд моментов, которые являются ключевыми в каждой речи. Зная, что это за «ключи», можно применять их в любом выступлении. Итак, вы должны знать следующие принципы:

Логика повествования

Чтобы главная идея вашего текста дошла до слушателей, в вашей речи должна присутствовать определённая логика повествования текста и последовательность.

Обозримость плана речи и концентрация внимания (зала).

Красноречие — это умение высказать главную мысль кратко, тем самым, не загружая слушателя ненужной ему информацией. Соответственно план публичного выступления должен составляться так, чтобы материал, подготовленный для речи был ужат до минимума, при этом, главная мысль должна быть раскрыта полностью. Это поможет вам захватить внимание слушателей в момент его максимальной концентрации и удерживать его.

Введение и заключение

В первую очередь. составляя план выступления, вам необходимо выделить введение и, затем, заключение, которые будут «рамками» вашей речи.

Логика речи

Существует большое количество различных теорий насчёт логики речи, но мы скажем только о проверенных и работающих:

  • Декомпозиция поставленной цели;
  • Актуальное членение предложений и абзацев;

Совет: Говоря о составлении плана публичного выступления и текста, не стоит забывать про речевое мышление. К свободе любого выступления перед публикой ведет ни чтение статей и ни зубрежка их дословно, а лишь постоянная тренировка по совершенствованию навыка риторики речи на основе конспекта (они же опорные точки) состоящего из ключевых слов и вашего речевого мышления. Оратор не цитирует имеющиеся собственные заготовленные фразы, а наоборот, он одну и ту же мысль повторяет вновь и вновь, но каждый раз делая это по-иному.

Декомпозиция

Декомпозиция — способ, благодаря которому можно одну глобальную цель выступления изменить, разделив на несколько меньших задач, имеющих взаимосвязь. План публичного выступления может содержать, к примеру, такую логику: Если ваше выступление призвано рассказать слушателям о пользе изучения риторики на ресурсе govorun.info, то данную цель можно разделить на следующие задачи: донести людям необходимость знания правил риторики, обосновать, чем хорошо дистанционное обучение и тому подобное. Таким образом, при помощи декомпозиции можно сделать структуру вашей речи более логичной, а так же упростить её, сделав более понятной людям. Важно помнить о правиле, именуемом «кошельком Миллера», которое говорит нам о том, что внимание нельзя одновременно концентрировать на более чем 7 (± 2) объектах. Это значит, что при использовании декомпозиции не стоит членить задачу на более чем пять второстепенных, так ваша мысль будет понятна большему количеству слушателей.

 

Часть 2. Составить план речи

В предыдущей статье были разобраны ключевые принципы и вопросы подготовки плана публичного выступления, далее продолжаем разбирать как составить план речи и аспекты логики речи.

Как составить план речи: Актуальное членение

Особенностью русского языка является то, что в нём имеет место быть не фиксированный порядок слов. Отсутствие чёткой структуры построения предложения (как, например, у англичан) позволяет располагать слова в таком порядке, который требуется контекстом или смыслом сказанного. Актуальное членение заключается в том. что сначала говорится о том, что уже известно (так называемая тема), а потом говориться о чём-то новом (так называемая рема). Выделять тему и рему можно как на уровне предложения. так и на уровне больших абзацев, это позволяет добиться логики высказанного.

Чтобы показать это на примере снова вернёмся к вопросу о пользе изучения риторики при помощи нашего сайта govorun.info. Мы сообщаем, что курсы по риторике (тема) есть не в каждом городе (рема). При этом, во всех городах (тема) имеется доступ к интернету (рема). Но именно доступ к интернету (тема) даёт возможность изучения риторики при помощи таких сайтов, как наш (рема). Эту цепочку можно продолжать очень долго.

Таким образом получается, что если при составлении плана вашего ораторского выступления вы будете использовать правила актуального членения текста и декомпозиции, то у вас точно получится грамотная речь, при помощи который вы сможете донести до людей свои идеи и мысли.

Если темы предстоящего выступления выстроены в цепочку с мягкими, незаметными переходами между ними, то речь выходит органичной, целостной, а не состоящей из множества рваных кусков. Но, увы, для того чтобы составить план речи это недостаточное, пусть и необходимое условие. Кроме информативности и приспособленности к определенному слушателю, необходимо также обладать умением не только обратить на себя внимание (поведенческие приемы), но и удержать его (эффективные ораторские приемы), обратить внимание на некоторые нюансы, позволяющие сделать выступление легким к восприятию окружающими.

Хайнц Леммерман говорил о том, что истинным талантом ораторского искусства является тот, кто ничего не упустит в речи, но и ничего не произнесет сверх необходимого, дабы не перегружать сидящих и внимающих. Ведь тогда, возможно, важные вещь они не воспримут – переизбыток информации попросту воспримется мозгом как шум.

Но чтобы грамотно составить план речи не следует заниматься «вбиванием гвоздей», вколачивая в слушателей час за часом сверхважные истины. Нужно устраивать смысловые перерывы, позволить расслабиться, умственно отдохнуть ,чтобы затем воспринимать все с прежней ясностью ума.

Привлечь максимум внимания аудитории в самые важные моменты речи тоже не то чтобы дело из легких, но тут в помощь будет наши следующие статьи. Но, самое главное – выделяйте основное, идите по нарастающей, развивая свою мысль, подводя ее к наивысшей точке, вводя определенную интригу, а затем выплесните на них эту мысль, и она поглотится публикой вся и без остатка.

И, вкратце подводя итог, заранее расписать и составить план речи, как вы будете выступать – вещь крайне важная. Важно продумать каждую мелочь, каждую деталь, позволяющую добиться от слушателей максимальной заинтересованности тем, о чем вы будете им рассказывать.

Итак, вот основной набросок структуры для того чтобы составить план речи:

Вступление – основная часть — заключение

Это кажется прописной истиной но запомните, четко очерченные вступление и заключение являются совершенно необходимой частью любого плана публичного выступления. Иначе структура повествования нарушается, теряет стройность и гармоничность, «все смешивается в доме Облонских». «Обязанность» вступления – подготовить публику к предстоящему выступлению, ознакомить с тематикой, заключение – подвести итоги сказанного, так сказать, подвести финальную черту.

 

Часть 3. Виды вступления

Разобрав общую структуру и главные принципы плана публичного выступления, приступим к изучению вступительной части.

Виды вступления и их значение.

Вступление есть ничто иное, как рецензия, аннотация к тому, что последует за ним. Потому в этой части речи выступающему полагается вкратце оповестить слушателей о том вопросе, который он хочет рассмотреть во время беседы, а также почему считает именно эту проблему важной и необходимой к рассмотрению. И вот вы уже дали публике представление о предмете беседы, вы выяснили весь список вопросов, на которые нужно получить ответ в ходе дальнейших размышлений и осторожно направили слушателей в то русло, в котором пребываете ныне сами. Тем более, памятуя давнюю поговорку, что «по одежке встречают» удачное начало обеспечивает немалую долю того, что и дальнейшее выступление пройдет с успехом.

Виды вступления:

Но с чего же все-таки начать, да и как это сделать. Способов, разумеется, много, тем более что как нельзя важна индивидуальность подхода ,но все же можно выделить несколько основных направлений.

Способ подкрепления.

Начнем разбирать виды вступления с подхода подразумевающего личный контакт, так как то, чего вы добиваетесь, придерживаясь данного метода – завоевать максимальное доверие слушателей, перейти с ними на короткую ногу, чтобы они чувствовали себя раскованно и свободно. Но применять его можно не всегда, скорее это подойдет для небольшой аудитории, где многие знакомы друг с другом. Иначе вы рискуете пересечь меру дозволенного и вторгнуться в чужое пространство, что принесет слушателю лишь дискомфорт.

Пример: Риторика – одна из наиболее важных наук и об этом, друзья, я хочу сегодня с вами поговорить.

Способ повода.

Во время вступлении вы ясно и четко обозначаете причину, по которой пришли на мероприятие и хотите держать речь. Слушатели должны чувствовать «торжественность момента», а важность этой причины не должна вызывать сомнений. Например, речь может быть приурочена к памятной дате, или же к итогу ваших внутренних мыслей, что созрели и готовы выплеснуться в виде подготовленной речи, либо же представлять собою нечто аллегорическое.

Пример: Сегодня мы вспоминаем великого оратора античности, Демосфена, и хотелось бы поговорить о науке под названием риторика.

Побуждение к размышлению.

Наиболее распостраненный и эффективный прием. Во-первых, слушатель сразу же начинает активно включаться в беседу, он заинтересован, он размышляет вместе с лектором, задает вопросы. Данный метод будет очень к месту, если необходимо обеспечить живость публики, пробудить в ней интерес , заставить размышлять. Но в таком случае выводы оратора должны быть оригинальными , новаторскими, а не содержать в себе прописные истины..

Пример: Как вы думаете, насколько важна практика при обучении риторике?

Прямой способ.

Виды вступления так же включают способ прямого перехода к делу он же наиболее лаконичный способ, который не терпит витиеватостей. Почти сразу повествующий переходит к сути вопроса. Идеально подходит для вариантов, когда от оратора ждут информации, конкретных заявлений и фактов.

Пример: Сегодня можно обучиться риторике и с помощью сети Интернет. Поможет вам в этом сайт… Итак…

Надеюсь Вам помогла информация про виды вступления, и Вы выбрали оптимальный для вашей речи вариант.

Когда виды вступления спланированы, можно приступать к насыщению текста приемами для облегчения восприятия и собирания внимания аудитории вокруг ключевых моментов выступления. Среди приемов относящихся к речи можно выделить: голосовые (интонация, пауза и так далее) и ораторские (повтор, сравнение, цитирование…). С другой стороны эффективно использовать и поведенческие приемы в которые входят жесты, позы и другие.

Светлана, www.poznaysebia.com

Читайте также

www.poznaysebia.com

7.3. Подготовка к выступлению

Важное место в деятельности оратора занимает повседневная подготовка к выступлениям, т. е. непрерывный процесс работы над совершенствованием своего речевого мастерства, систематическое риторическое самообразование.

Что же представляет собой повседневная подготовка?

1. Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтения научной, публицистической, художественной литературы. Постоянное стремление к новым знаниям, расширение сферы своих интересов — вот что поможет оратору заложить прочную основу своей риторической культуры. Исследования биографий выдающихся людей показали, что самое большое влияние на них оказали книги.

2. Создание собственного архива. Человеку, которому приходится часто публично общаться, необходимо целенаправленно относиться ко всему, что его окружает, нахо­диться, как говорят, в состоянии мобилизационной готовности, брать на заметку интересный материал. Следует задумываться, можно ли использовать в своих выступлениях встретившийся пример, цитату, изречение и т. п. Полезными могут оказаться не только сведения (цифры, факты, характеристики), но и пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения. Богатый материал могут предоставить Интернет и телевидение. Сегодня есть возмож­ность сделать запись ярких выступлений политических и общественных деятелей государственного и местного масштаба, хозяйственных руководителей, предпринимателей и др. Все это позволяет создать собственный архив. Конечно, невозможно заготовить материал на все случаи жизни, но при четком определении круга проблем, с которыми чаще всего приходится иметь дело, систематическое накапливание материала во многом облегчит подготовительную работу и сэкономит время.

Такой архив может оказать неоценимую услугу в «трудную минуту», когда не будет необходимого времени на подготовку, не окажется возможности поработать перед выступлением в библиотеке, порыться в справочниках, почитать соответствующую литературу. Поэтому рекомендуется вырабатывать методику сбора и систематизации материала и активно создавать свой архив.

3. Овладение техникой речи. Основные элементы речевой техники — фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии, следует выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

4. Повышение культуры устной и письменной речи. Забота о правильности и чистоте речи должна быть обязательной для человека, выступающего публично. Особо следует обращать внимание на культуру речевого обще­ния в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи.

Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной речи, то он, скорее всего, по привычке неправильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте выступления в этом слове будет стоять знак ударения.

Рекомендуется активно участвовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, коллег, родственников, чаще выступать на семинарских и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях, писать письма, статьи и т. д. Все это развивает человека, позволяет ему приобретать необходимые речевые навыки, повышает речевую культуру.

5. Критический анализ выступлений. Повышению ораторского мастерства способствует и критический анализ выступлений. Присутствуя на заседаниях, совещаниях, конференциях, публичных лекциях, слушая выступления ораторов по радио, телевидению, нужно обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.

Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлении того или иного оратора, что вызывает отрицательную реакцию, какие действия, приемы, слова, речевые обороты способствовали успеху выступающего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание следует обращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанавливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиденных ситуациях, возникающих в процессе речи.

С годами у человека накапливается опыт, и он может анализировать и собственные выступления, определять, в чем их достоинства и недостатки.

6. Овладение методикой публичного выступления. Оратору необходимо приобрести как теоретические, так и методические знания в области ораторского искусства. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как подготовиться к встрече со слушателями, как построить ораторскую речь, какие приемы управления аудиторией можно использовать и т. д.

Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи: 1) нахождение, изобретение (инвенция) — систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2) расположение (диспозиция) — деление речи на вступление, изложение, раз­работку (доказательство своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3) словесное выражение (элокуция) — отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур; 4) запоминание; 5) произнесение.

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению:

• выбор темы и определение целевой установки;

• подбор материалов;

• изучение и анализ отобранного материала;

• разработка плана выступления;

• работа над композицией;

• написание текста выступления;

• овладение материалом выступления. Выбор темы и определение целевой установки — один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Следует иметь в виду, что оратору далеко не всегда приходится самому выбирать тему речи. Неред­ко ему предлагают ее организаторы мероприятия. При этом учитываются события, происходящие в стране и за рубежом, ситуация, сложившаяся в организации, цели и задачи, стоящие перед ней, и т. д. В таком случае оратору необходимо подумать о конкретизации предложенной темы, о выделении круга вопросов для освещения.

При самостоятельном же выборе темы желательно учитывать следующие рекомендации:

• Выбирать надо тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора. Лучше всего выбирать тему для публичного выступления из тех областей знания, в которых имеется теоретическая подготовка или практический опыт. Специалисты советуют придерживаться полезного правила — брать круг вопросов, подготовка по которым может дать больше знаний, чем обладают слушатели.

• Выбирать необходимо уместную тему. Известно, что восприятие речи зависит от многих обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносится речь. Например, люди, собравшиеся на банкете, даже физически не способны слушать солидные выступления на серьезные темы. Наоборот, за дружеским столом легко примут то, что в аудитории может показаться некорректным, смутить, озадачить или обидеть слушателей. По­этому при выборе темы важно учитывать конкретные об­стоятельства, в которых будет произнесена речь.

• Выбранная тема должна соответствовать интересам аудитории. По определению психологов, интерес — это форма проявления познавательной потребности, которая помогает личности осознать цели деятельности и способствует ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интересы бывают общественные, профессиональные, партийные, личные и т. п. Зная, перед кем придется выступать, оратор должен учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в данный момент, какие проблемы для них являются приоритетными.

Когда тема выбрана, следует подумать о формулировке ее. Нельзя забывать, что удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи. Название речи должно отвечать целому ряду требований. Прежде всего, тему необходимо формулировать ясно, четко и по возможности кратко. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, могут вызвать отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Следует избегать и слишком общих названий, так как они требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэтому среди слушателей всегда найдутся недовольные, так как не получат ответа на интересующие их вопросы. Для конкретизации общей формулировки часто прибегают к подзаголовкам. Выбранная формулировка непременно должна отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Необходимым условием успешной подготовки считается определение цели выступления. По мнению ученых, эффективность речи — это степень реализации ее целевой установки, отношение достигнутого результата к поставленной цели. А цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть. Поэтому говорящий должен ясно представлять, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не достигнет успеха в ее подготовке и произнесении.

Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает ее осмысление. Например, в одной из аудиторий была прочитана лекция «О вреде курения». Лектор имел медицинское образование и не раз выступал с подобной темой перед населением. Когда лекция была закончена, лектора спросили: «А для чего вы нам все это говорили?» Оказалось, что аудитория почти на 100 процентов некурящая, о чем выступающий знал. Оратор затруднился ответить на заданный вопрос. Значит ли это, что он не должен был выступать перед данной аудиторией с такой темой? Отнюдь нет. Надо было только с самого начала определить, для чего он в этой некурящей аудитории будет говорить о вреде курения. Или для того, чтобы сообщить слушателям новые сведения по этой теме в связи с развитием медицины, или для того, чтобы призвать слушателей вести разъяснительную работу среди своих близких и знакомых, или для того, чтобы поделиться методикой проведения подобной беседы. И в соответствии со своей целью излагать материал. Тогда у слушателей не появилось бы чувства недоумения.

Поль Сопер, известный американский специалист по искусству речи, рекомендует в процессе выбора темы и определения целевой установки ставить перед собой для контроля следующие вопросы:

1 Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?

2. Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я заручиться достаточными знаниями?

3. Смогу ли я уложиться в отведенное время?

4. Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам?

5. Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей? Поиск материалов для выступления. Успех публичного выступления определяется в первую очередь его содержанием. Поэтому оратор должен приложить максимум усилий, чтобы собрать интересный и полезный для аудитории материал по выбранной теме.

В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

— официальные документы; научная, научно-популярная литература;

— справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари (толковые, иностранных слов, орфоэпические, орфографические, си­нонимов, антонимов, омонимов и др.), статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели и т. п.;

• художественная литература;

• статьи из газет и журналов;

• передачи радио и телевидения;

• материалы, помещенные в Интернете;

• результаты социологических опросов;

• собственные знания и опыт;

• личные контакты, беседы, интервью;

• размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось более содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

В процессе подготовки к выступлению следует подумать и о так называемом местном материале, т. е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, организации, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Поиск материалов для ораторской речи требует времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее.

Этот этап подготовки связан с работой оратора в библиотеке. Следовательно, выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изда­ниями, справочной литературой. Большую помощь в по­иске необходимого материала может оказать компьютер. Умение пользоваться им позволит значительно сэкономить время.

Разработка плана выступления. Виды планов.

Как показывает практика, речи, написанные без предварительно составленного плана, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время. Поэтому при подготовке к выступлению важно определить поря­док, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план.

План — взаимное расположение частей, краткая програм­ма какого-нибудь изложения.

На разных этапах подготовки речи составляются раз­личные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий и основной.

Виды планов:

• предварительный план;

• рабочий план;

• основной план.

Предварительный план. Его рекомендуют составлять сразу после выбора темы и определения целевой установки. Для чего он нужен? Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтожении лесов, растительности, о защите животного мира и т. д. Как видим, с этой темой связаны очень разные вопросы. Поэтому важно сразу оп­ределить, какие конкретно вопросы предполагается осветить в выступлении. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и выделять фактический материал для выступления. Конечно, в процессе изучения литературы, анализа отобранного материала план может измениться, однако он способствует более эффективной работе над выступлением. Кроме того, предварительный план помогает оратору отразить собственное решение раскрытия данной темы, его личный подход к освещаемой проблеме.

Рабочий план. Он составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда написан рабочий план, легче определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т„ д. Это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расширяется.

Основной план. На основе рабочего плана оратору ре­комендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. Формули­ровки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи.

Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего основной план сообщается в лекциях, докладах, науч­ных сообщениях и т. п. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах со­общение плана неуместно.

По структуре планы бывают простыми и сложными.

При составлении плана важно соблюдать основное требование, предъявляемое к нему: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план. Кроме того, у оратора могут быть различные варианты плана по данной теме.

7.4. Композиция публичного выступления. Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Слово композиция восходит к латинскому, которое означает «составление, сочинение».

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура.

Как видно из определения, когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению. Бели соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

В одном из учебных пособий по риторике приводится такой пример. Оратор выступал с информационным сообщение на тему «Зимние Олимпийские игры». Естественно, что аудитория предполагала услышать рассказ о происходящих в то время Олимпийских играх, о результатах последних соревнований, ознакомиться с именами новых чемпионов. Однако этого не произошло. В течение восьми минут оратор делал вступление говорил об истории Олимпийских игр. На изложение основной темы речи ему осталось лишь две минуты. Понятно, что сведений о состоявшихся соревнованиях ему удалось сообщить очень мало. И, хотя оратор интересно рассказал об истории Олимпийских игр, слушатели остались недовольны, так как ожидания их не оправдались. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удалось реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу.

Очень точно определил сущность композиции известный русский писатель Константин Федин: «Композиция есть логика развития темы».

Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать оратору и учитывать в процессе создания своей речи. Назовем основные из них.

Принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.

Принцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.

Принцип органического единства — распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.

Принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение.

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает внимание. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или конце сообщения.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологи­ческая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину.

Какие же приемы можно использовать во вступительной части речи для привлечения внимания аудитории?

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение.

Пробуждает интерес к выступлению, помогает внимательно слушать и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления.

Эффективное средство завоевания внимания слушателей — вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в мыслительную деятельность, активизируют слушателей. Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Следует иметь в виду, что каждое выступление требует своего, особого, начала. При этом необходимо учитывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее подготовленности, и эмоциональный настрой самого оратора.

Главная часть речи. Методы изложения материала. Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха выступления. Бывает, оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи.

Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В главной части излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В главной части выступления рекомендуется строго соблюдать основное правило композиции — логическую последовательность и стройность изложения материала. Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Оратору необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Завершение речи. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Довольно часто мы бываем свидетелями того, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов.

Каким же должно быть заключение?

Известно, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края», т. е. лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.

Продумывая заключение, особенно тщательно надо поработать над последними словами выступления, так называемой концовкой. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.

Последние слова оратора должны мобилизовывать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то она произносится высоким тоном, эмоционально.

В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи.

Некоторые пытаются заучивать текст речи. В отдельных случаях это оправдано. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т. п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести предварительно подготовленный и заученный текст. Если речь небольшая по объему, то это не так уж и трудно сделать, а если приходится выступать с лекцией, докладом, сообщением, то выучить текст полностью удается далеко не каждому. Этот вид овладения материалом труден для оратора, он требует от него большого напряжения и усилий воли. У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал памяти, сильное волнение, неожиданный шум в зале и т. д.

Поэтому не рекомендуется дословно произносить написанный текст.

Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст. Что это значит? Сначала необходимо хорошо осмыслить и освоить написанную речь. Целесообразно соответствующим образом разметить и сам текст речи, т. е. подчеркнуть основные положения речи, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить иллюстративные примеры и т. п. Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями.

Мечтой многих ораторов остается умение выступать перед слушателями без всяких записей. Это высший класс мастерства публичного выступления. Специалисты называют следующие «стадии» работы над выступлением, которые приводят к свободному изложению материала:

1. Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими словами).

2. Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными.

3. Неподробный конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т п.

4. План с цитатами и т.п.

5. Речь без опоры на текст.

Следует иметь в виду, что у оратора не всегда есть возможность для предварительной подготовки выступления. Иногда на заседаниях, совещаниях, собраниях, различного рода встречах приходится выступать экспромтом, т. е. создавать речь в момент ее произнесения. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизированные выступления, как правило, хорошо воспринимаются аудиторией. Устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями.

Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда может уложиться в отведенное время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными. Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, порой неточными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен.

studfile.net

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме: «Практическая риторика. Публичное выступление» — урок (4 часа) Видеоурок «Информационное выступление» сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Тема урока: «Практическая риторика. Публичное выступление». (4 часа)

Цель урока: познакомить студентов с особенностями публичного выступления.

Задачи урока:

1.Образовательные: 1)познакомить учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  2)расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ним; 3) отработать умения анализа текста-рассуждение; 4)научить учащихся владеть навыками публичного выступления разных видов.

2.Воспитательные: 1) приобщить учащихся к лучшим образцам риторики 2) воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе.

3. Развивающие:1) развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий; 2)закрепить умения и навыки в программных приложениях Microsoft Office Word, Publisher,  Power Point.

4. Здоровьесберегающая: соблюдать правила и нормы при работе на компьютере.

Оборудование урока: мультимедийный ПК, проектор, презентация «Ораторы Древней Греции и Рима», «Структура публичного выступления», плакаты, таблицы, индивидуальный раздаточный материал.

План – конспект урока:

  •  Общие особенности публичного выступления
  •  Требования к выступлению
  •  Что такое риторика
  • Структура публичного выступления;
  • Поведение оратора
  • Виды выступлений: информационное, протокольно-этикетное, рассуждение, развлекательное
  • Рассуждение. Аргументация.

Ход урока.

I Лекция учителя.

Сделать нашу речь убедительной очень просто. Необходимо лишь небольшое усилие с вашей стороны, желание. В наше время убеждение –это необходимость.

  1. Общие особенности публицистического выступления.

Публицистическое выступление – это официальное выступление оратора (в основном – монолог) перед непосредственно присутствующей в зале аудиторией.

  1. Требования к выступлению.

Общие правила подготовки публицистического выступления любого жанра практически одинаковы:

  • решительное начало
  • драматизм
  • сдержанная эмоциональность
  • краткость
  • диалогичность
  • разговорность
  • установление и поддерживание контакта с аудиторией
  • понятность главной мысли
  • решительный конец

Первая  фраза  — главная в выступлении, она должна быть заранее продумана и выучена, должна быть чёткой и понятной.

Драматизм – напряжение в тексте создаётся за счёт столкновения разных точек зрения.

«Мир любит слушать о борьбе».  Корнеги

Краткость — соблюдение регламента.

Диалогичность – любое выступление несёт черты беседы (риторические вопросы).

Разговорность — стиль непринуждённой беседы (юмор, разговорные слова, меньше терминов и иностранных слов).

Установление контакта с аудиторией: демонстрируйте приветливость, дружелюбие, смотрите на аудиторию, будьте готовы к вопросам.

Понятность главной мысли – главная мысль должна быть сформулирована не менее 2-3 раз в ходе выступления, но разными словами.

Решительный конец – краткий, понятный, ясный, заранее продуманный. Окончательную фразу продумать и произнести эмоционально, несколько замедленно, многозначительно.

Все эти задатки решаются учебном курсе риторики.

Риторика – это наука об искусстве публичного выступления. В переводе с греческого rhetorike – ораторское искусство. Она призвана научить нас, как эффективно при помощи своей  речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.

Это одна из древнейших наук. Сложилась она в IV веке до Р.Х. в Греции. Основоположником её как науки считается великий древнегреческий философ Аристотель. Его всемирно известный труд широко известен и сейчас.

Среди великих античных ораторов можно назвать Сократа и Платона – создателей теории «Подлинного красноречия».  Демосфен всей своей жизни доказал, что любой человек способен обрести красноречие, ели упорно тренироваться и стремиться к знаниям. Ему не было равных в судебных спорах. Цицерон – оратор, политик, писатель. Его имя стало нарицательным. Блестящий теоретик, он обобщил взгляды теоретиков и практиков красноречия. Квинтилиан – знаменитый римский оратор, автор обширного сочинения в 12 книг по риторике Древней Греции и Рима. Риторика продолжала жить и в средние века. В XX веке риторика входит в науку о речевом воздействии, т.е. об эффективном публичном выступлении.

Ещё древние считали, что любой текст публичного выступления имеет свою структуру. (презентация «Риторика Древней Греции и Рима»)

4.Структура публичного выступления.

Структура – это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.

Выступление обычно строится по традиционной трёхчастной композиции: вступление, основная часть, заключение.

Во вступлении различают зачин (цель – привлечь внимание аудитории) и завязку (объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность вопроса).

Основная часть – изложение выступления и аргументации тезиса.

Заключение может включать как напоминание основной тезис, обобщение (вывод) и призыв (мобилизовать слушателей на некоторую реакцию).

Структура выступления должна быть понятной для слушателей.

Средства выделения логических частей выступления: «начну с..», «теперь о..», «и наконец», «в заключении отмечу, что..», «во-первых, во-вторых».

Больше 4 пунктов доказательств или примеров для слушателей «много», лучше всего рассматривать 3 аргумента, вопроса.

5.Поведение оратора. Подготовка к публичному выступлению.

К выступлению надо прийти в хорошей психологической и физической форме.

Надо выбрать способ подготовки к публичному выступлению.

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению:  

1.Экспромт – выступление без подготовки.

2.План-конспект – заранее подготовить план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием идей.

3.Текст высказывания – готовится полный текст выступления, который затем в процессе выступления полностью зачитывается.

4.Воспроизведение наизусть –выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Считается, что лучший способ – план-конспект – это тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.

Что нужно знать о поведении оратора во время выступления?

1. Продумать внешний вид оратора. Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора.

2. Надо выбрать определённую риторическую позицию: информационная, позиция комментатора, собеседника, советчика, эмоционального лидера.

3. Манеры выступления:

  • Энергичность изложения
  • Физическая бодрость, подвижность
  • Уверенный внешний вид
  • Дружеский интимный тон
  • Умеренная жестикуляция
  • Открытые позы
  • Средний темп речи, избегайте больших пауз, небольшие паузы делайте после важных мыслей.

6. Виды выступлений.

Виды выступлений по цели бывают:

  • Информационные (научный доклад, лекция, монолог учителя, рассказ о каком-либо случае, ответ ученика на уроке).

Цель – сообщить какую-нибудь информацию.

  • Протокольно-этикетное (приветствие официальной делегации, официальное поздравления юбиляра, вступительное слово перед каким-нибудь официальным мероприятием, похвальное слово, речь на традиционном митинге, официальный тост).

Цель – соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет.

  • Развлекательные (тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, случай из жизни).

Цели – развлечь собравшихся.

  • Убеждающие призваны показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу (научные и политические дискуссии, предвыборные, агитационные, рекламные выступления).

Цели, которые ставит оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер.

Виды публичных выступлений по форме:

  • доклад
  • сообщение
  • выступление
  • лекция
  • беседа

Доклад – развёрнутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную или общественно-политическую проблему (от 10-15 мин. до 2-3 часов – доклад правительства).

Сообщение – небольшое по времени выступление (5- 10 мин.),в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение готовится заранее.

Выступление – краткое, заранее подготовленное сообщение при обсуждении кого-либо заранее объявленного вопроса (1-5 мин.). Бывает импровизированное.

Лекция – связанное развёрнутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом (в вузе, школе, научно-популярная лекция для широкого круга слушателей – 20-30 мин.). В лекции должны быть выделены основные вопросы (пункты).

Беседа – развёрнутый, подготовленный диалог со слушателями (в небольшой аудитории предполагает монолог и ответы на вопросы по поводу изложенного материала).

7.Рассуждение. Аргументация.

Под аргументацией понимается процесс привидения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником.

Тезис – это главная мысль выступления, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, всё, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? а аргументы отвечают: ПОТОМУ,  ЧТО.

Телевизор смотреть полезно – тезис выступления.

Аргументы – потому что:

По телевизору мы узнаём новости.

По телевизору сообщают прогноз погоды.

По телевизору мы смотрим учебные программы.

По телевизору показывают интересные фильмы.

Аргументы бывают двух типов: «за» (за свой тезис) и «против» (против чужого тезиса).

Аргументы «за» должны быть:

  • правдивыми, опираться на источники и авторитеты
  • доступными, понятными
  • отражать объективную реальность

Аргументы «против» должны быть убедительными.

Аргументы надо приводить в системе.

Убедительность аргументов.

Можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве случаев.

К таким аргументам обычно относятся:

  • научные аксиомы
  • положения законов и официальных документов
  • законы природы
  • заключения экспертов
  • ссылка на признанные авторитеты
  • цитаты из авторитетных источников
  • показания очевидцев
  • статистические данные

Оптимальное число аргументов – 3

Правила эффективной аргументации

  • Обращайтесь к фактам и примерам, вызывающим эмоции, а не к самим эмоциям.
  • Не злоупотребляйте логическим давлением.
  • Обращайтесь к жизненно важным для слушателей фактам («это поможет вам обрести здоровье»).
  • Персонифицируйте свои идеи (превращайте обсуждение идей в обсуждение людей). В логике такой аргумент называется «аргумент к человеку».
  • Отвлекайтесь в изложении от основной темы, дайте возможность слушателям немного расслабиться.
  • Используйте парадоксальные аргументы. Гельвеций писал: «…бывают люди, которых надо ошеломить, чтобы убедить». Такой способ чаще встречается в рекламе.
  • Демонстрируйте некоторое превосходство над слушателями (показывайте свою образованность, цитируйте известных художников слова, умеренно используйте иностранные слова и термины). Этот аргумент называют «аргумент к невежеству».
  • Будьте лаконичны.
  • Используйте цифры.
  • Используйте юмор.

Отметим, что эти приёмы имеют яркую национальную окраску. Они работают в русской аудитории, но будут иными  в американской, японской (ссылка на Библию).

Работа над речевой формой выступления.

Необходимо предварительно поработать над написанным вами текстом выступления. Чтобы этот текст был удобен для устного воспроизведения – «орализация текста», превращение устного текста в письменный.

Правила орализации:

  • Разговорность стиля
  • Простота изложения (объяснение сложных слов и понятий через простые – приём популяризации; простые синтаксические конструкции – приём упрощения синтаксиса; цифр должно быть немного, их лучше округлять, необходимо указывать точный источник приводимых статистических данных)
  • Конкретность лексики (приём конкретизации – заменить отвлечённые понятия на более конкретные: работники бюджетной сферы – врачи, учителя и т. д.; вместо существительных – глаголы: вскрытие –вскрывать)
  • Разнообразие номинативных средств
  • Риторические фигуры: повтор, риторический вопрос, анафора, эпифора, градация, антитеза, перечислительный ряд, аналогия,  гипербола, инверсия, фразеологизмы, крылатые выражения, поговорки и пословицы, цитаты.

Все перечисленные риторические фигуры способствуют усилению  воздействующей силы устного высказывания. Любой из этих приёмов может быть эффектным, если он один. Большое  число риторических фигур в устной речи либо их однообразие способно дать обратный эффект.

II  Контрольный тест.

III Практическая работа.

  1. Проверка домашнего заданием. Самопрезентация по плану.
  2. Работа с раздаточным материалом.

IV Задание на дом: составить текст в жанре убеждающего выступления на темы:

  1. Хорошие манеры.
  2. Этикет был всегда.
  3. Писать письма не модно.
  4. Человек живёт по правилам.
  5. На свете много хороших профессий.
  6. Книга моей жизни.
  7. Отцы и дети – вечная проблема.
  8. Есть ли польза от «2»?
  9. Музыка в моей жизни.
  10. Что значит быть патриотом?
  11. Добро должно быть с кулаками.

Литература:

Приложение к урокам №1.

План самопрезентации.

  1. 1.Как вас зовут? Люблю…
  2. Где родились, откуда приехали, где учились?
  3. По характеру я человек…
  4. Я люблю….
  5.  Больше всего я не люблю (что, кого, что делать).
  6. Моими сильными сторонами, как мне кажется, являются…
  7. К своим слабостям я бы отнёс следующие…
  8. Мои друзья считают меня…
  9. Со мной иногда случаются (интересные, забавные, странные) случаи….
  10. Мои любимые занятия…
  11. В будущем я бы хотел…
  12. Я надеюсь на то, что..

Приложение к урокам №2.

Карточка №1

Диалогизируйте приводимые ниже высказывания – введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените книжные фразы и слова на разговорные.

Образец:

  1. На улицах нашего города зимой воцаряется настоящий хаос, связанный с отсутствием достаточного количества единиц снегоуборочной техники – весь город обслуживали  всего 20 снегоуборочных машин, да и из них до половины находились постоянно в ремонте, поэтому снег с проезжей части убирается крайне редко, что и приводит к  постоянным проблемам.
  2. Каждую зиму мы .ждали с большим опасением – а вдруг опять выпадет много снега. Как выглядит наш город после снегопада? Все улицы завалены снегом. Машины буксуют, люди опаздывают на работу и всё на свете проклинают. Почему же не убирают снег с наших улиц? А как вы думаете, сколько в нашем многомиллионном городе снегоуборочных машин? Всего 20. А сколько из них работают? От силы  половина. Вот поэтому у нас такие проблемы зимой на улицах!

Работа с текстом.

  1. Трудно понять тех взрослых, которые говорят Что молодёжь ленива, что в её среде одни наркоманы и пьяницы. Это говорится лишь для   того, чтобы снять с себя ответственность за

nsportal.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *