Прагматичен – Прагматизм — Википедия

Содержание

Прагматизм — Википедия

Прагматизм (от др.-греч. πράγμα, родительный падеж πράγματος — «дело, действие») — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма. Далее прагматизм развивался в трудах Уильяма Джеймса, Джона Дьюи и Джорджа Сантаяны. Среди основных направлений прагматизма известны инструментализм, фаллибилизм, антиреализм, радикальный эмпиризм, верификационизм и др.

Философия прагматизма отрицает осмысленность метафизики и переопределяет истину в какой-то области знания как временный консенсус между людьми, которые эту область исследуют.

Внимание к прагматизму существенно выросло во второй половине XX века с появлением новой философской школы, которая сосредоточилась на критике логического позитивизма, опираясь на собственную версию прагматизма. Это были представители аналитической философии Уиллард Куайн, Уилфрид Селларс и др. Их концепция была затем развита Ричардом Рорти, позже перешедшим на позиции континентальной философии и критикуемым за релятивизм. Современный философский прагматизм после этого разделился на аналитическое и релятивистское направления. Кроме них существует также неоклассическое направление, в частности, представленное работами Сьюзан Хаак (англ.).

Прагматизм в исторической науке — термин, употребляемый с довольно различными значениями. Впервые прилагательное «прагматический» (греч. πραγματικός) применил к истории Полибий, назвавший прагматической историей (греч. πραγματική ίστορία) такое изображение прошлого, которое касается государственных событий, причём последние рассматриваются в связи с их причинами, сопровождающими их обстоятельствами и их следствиями, а само изображение событий имеет целью преподать известное поучение.

Прагматик — последователь, сторонник прагматизма, как философской системы. В бытовом смысле прагматик — это человек, который выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов. «То, во что для нас лучше верить, — истинно», — утверждал основатель прагматизма У. Джеймс[1].

Прагматизм как философское течение XX века[править | править код]

История[править | править код]

В качестве философского течения прагматизм возник в последние десятилетия XIX века. Основы философской концепции прагматизма были заложены Чарльзом Пирсом.

Прагматизм становится популярным с 1906 года, когда последователь Пирса Уильям Джемс прочел курс общедоступных лекций, которые были изданы под этим названием.

Третьим виднейшим представителем прагматизма был Джон Дьюи, развивший собственный вариант прагматизма, получивший название инструментализм.

Эпистемология прагматизма[править | править код]

Ранний прагматизм находился под сильным влиянием дарвинизма. Аналогичного образа мышления ранее придерживался Шопенгауэр: идеалистическое представление о действительности, полезное для организма, может сильно отличаться от самой действительности. Прагматизм, однако, уходит от этой идеалистической концепции, разделяя познание и прочие действия на две независимые сферы деятельности. Поэтому прагматизм признает существование абсолютной и трансцендентной истины над познавательной деятельностью, которая стоит за действиями организма по поддержанию своей жизни. Таким образом появляется некая экологическая составляющая познания: организм должен иметь представление об окружающей его среде. Понятия «реальное» и «истинное» в этом аспекте считаются терминами процесса познания и не имеют смысла вне этого процесса. Прагматизм, следовательно, признает существование объективной реальности, хотя и не в обычном строгом смысле этого слова (который был назван Патнемом метафизическим).

Хотя некоторые высказывания Уильяма Джемса подавали повод считать прагматизм одной из теорий субъективного идеализма, та точка зрения, что верования делают реальность истинной, у философов-прагматиков не нашла широкой поддержки. В прагматизме ничто полезное или практичное не является обязательно истинным, так же как и то, что в какой-то краткий момент помогает организму выжить. Например, вера в то, что обманывающая супруга остается верна, помогает её обманутому мужу лучше себя чувствовать в данный момент, но определенно не поможет ему в долгосрочной перспективе, если таковая вера не соответствует истине.

Концепция истины[править | править код]

По Джемсу, высказанная истина не является окончательной, мы вместе с объективной реальностью «создаём» истины. Отсюда следуют две её особенности: 1) истина изменчива и 2) истина зависит от концептуальной схемы, в которую мы её помещаем.

Изменчивость истины

Среди философов-прагматиков нет единого мнения о том, могут ли верования из истинных превращаться в ложные и наоборот. Для Джемса верования не являются истинными до тех пор, пока они не подтверждены в процессе верификации. Он считал, что предположения становятся истиной, если они в течение длительного времени доказывают свою полезность для конкретной личности. Противоположный процесс не является фальсификацией, просто вера выбывает из употребления. Ф.Шиллер прямо заявлял: «Если я хочу узнать, как попасть домой, правильным будет любой ответ, который поможет мне решить поставленную задачу. Если позже у меня будет другая задача, тот же ответ может оказаться ложным. Вместе с изменением задачи и способов её решения меняются и свойства истины».

Пирс не был согласен с тем, что одно и то же утверждение может быть истинным для одного человека и ложным для другого. Он требовал привязывать теоретические утверждения к практической верификации (то есть к проверке), а не к текущим задачам и нуждам. По Пирсу, истина есть конечный результат (а не любой промежуточный результат) исследования некоторым сообществом (обычно научным). Дьюи в целом соглашался с определением Пирса, но также характеризовал истину как некоторую ценность. Если нечто истинно, то это одновременно означает, что оно надежно, и на истину можно всегда положиться, так как она не меняется в зависимости от ситуации. Как Пирс, так и Дьюи связывали определение истины с гарантированной проверяемостью. Патнем также развивал идею идеального эпистемологического оправдания истины. О взглядах Джемса и Шиллера он заявлял:

Истина не может быть просто разумно приемлемой по одной основной причине; предполагается, что она является частью утверждения, которое не может быть ложным, в то время как оправданность со временем может быть утрачена. Заявление «Земля — плоская», возможно, было приемлемым 3000 лет назад, но в наше время оно неприемлемо. Кроме того, нельзя сказать, что 3000 лет назад Земля БЫЛА плоской, т.к. она не меняла своей формы[2].

Рорти также выступал против мнения Джемса и Шиллера:

Истина, конечно, является абсолютной, заявления «верно для тебя, но не для меня» или «справедливо для твоей культуры, но не моей» туманны и неопределенны. Таково же выражение «верно когда-то, но не сейчас»… Джемс мог бы лучше сказать, что фраза типа «лучше верить в то и это» эквивалентна термину «оправданно», а не «истинно»[3].

Концептуальная относительность

Точно так же вызывает разногласия идея о зависимости истины от принятой концепции. Джемс и Шиллер утверждали, что мы делаем истину в процессе верификации, с чем другие философы-прагматики не соглашаются. Но практически все они согласны в том, что истина может быть выражена только в рамках некоторой концепции, вне которой она теряет смысл.

До тех пор, пока мы не договоримся о том, что означают термины «объект», «существование» и т.п., вопрос «сколько существует объектов» не имеет никакого смысла. Но как только мы решили, как использовать указанную терминологию, ответ на заданный вопрос в рамках принятой концепции или её «версии», как говорил Нельсон Гудман, более не является предметом «соглашений» [4].

Ф.Шиллер для пояснения своих идей о «производстве» истины использовал аналогию со стулом: так же как столяр делает стул из подручных материалов, ничего не создавая из ничего, истина является трансформацией нашего опыта, но это не значит, что мы вольны создавать воображаемую реальность по своему произволу.

Основные принципы прагматизма[править | править код]

В основе прагматизма лежит следующая максима: «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях»[5].

Первичность практики[править | править код]

Прагматик исходит из основной предпосылки о способности человека теоретизировать, что является неотъемлемой частью его интеллектуальной практики. Теория и практика не противопоставляются как разные сферы деятельности; напротив, теория и анализ являются инструментами или «картами» для поиска правильного пути в жизни. Как утверждал Дьюи, не следует разделять теорию и практику, скорее можно разделять интеллектуальную практику и тупую, неинформированную практику. Он же говорил о Уильяме Монтегю, что «его деятельность состояла не в практическом применении ума, а в интеллектуализации практики»

[6]. Теория — это абстрактное представление непосредственного опыта и, в свою очередь, непременно должна обогащать опыт своей информацией. Таким образом, организм, ориентирующийся в окружающей среде, — основной предмет исследования для прагматизма.

Против материализации теорий и концепций[править | править код]

В своей работе «Поиск определенности» Дьюи критиковал философов, принимающих категории (ментальные или физические) как данность, на том основании, что они не понимают номинальную сущность любых концепций, изобретаемых человеком для решения тех или иных задач. Это приводит к метафизической или концептуальной путанице. Среди примеров можно перечислить абсолютное бытие гегельянцев или идею о том, что логика, как абстракция, производная от конкретного мышления, не имеет с последним ничего общего. Д. Л. Гильдебранд суммировал эту проблему следующим образом: «Ощутимое невнимание к специфическим функциям познания ведет к тому, что и реалисты, и идеалисты формулируют знание, которое проецирует продукт абстракции на опыт.»

[7]

Натурализм и антикартезианство[править | править код]

Философы-прагматики всегда стремились реформировать философию, привнеся в неё научный метод. Они критикуют как материалистов, так и идеалистов за попытки представить человеческое знание как нечто большее, чем может дать наука. Такие попытки подразделяются, в основном, на феноменологию, восходящую к философии Канта, и теории соответствия знания и истины (то есть что знание соответствует объективной реальности). Первых прагматики осуждают за априоризм, а вторых — за то, что соответствие принимается за факт, не подвергаемый анализу. Прагматики вместо этого стремятся объяснить, преимущественно психологически и биологически, как соотносятся между собой субъект и объект познания, и как это соотношение сказывается на реальности.

Пирс в работе «Исправление веры» (1877 г.) отрицал роль интроспекции и интуиции в философском исследовании. Он считал, что интуиция может привести к ошибкам в рассуждениях. Интроспекция также не создает доступа к работе ума, поскольку «Я» — это концепция, производная от наших отношений с окружающим миром, а не наоборот[8]. К 1903 г. он также пришел к выводу, что прагматизм и эпистемология не являются производными от психологии, а то, что мы на самом деле думаем, отличается от того, что мы должны думать. В этом отношении его взгляды существенно отличаются от философии остальных прагматиков, которые больше привержены к натурализму и психологизму.

Рорти в работе «Философия и отражение природы» также критиковал попытки философов науки выкроить пространство для эпистемологии, независимое или даже превосходящее пространство эмпирических наук. Куэйн в «Натурализованной эпистемологии» (1969 г.) подверг критике «традиционную» эпистемологию и её картезианскую мечту об абсолютной определенности. Он заявлял, что на практике эта мечта оказалась несбыточной, а в теории — ложной, поскольку привела к разделению эпистемологии и научного исследования.

Примирение антискептицизма и фаллибилизма[править | править код]

Антискептицизм возник в современном академическом сообществе как реакция на учение Декарта о том, что основой философского исследования является сомнение, наличие которого подтверждает факт существования сомневающегося. Прагматизм, в основе которого также лежит сомнение в достоверности человеческого знания, лежит вполне в русле старой традиции скептицизма.

Тем не менее, Патнем считает, что основной задачей американского прагматизма является примирение антискептицизма и фаллибилизма. Хотя все человеческое знание неполно, и нет никакой возможности когда-либо взглянуть на мир глазами всеведущего Бога, совсем не обязательно становиться на позиции глобального скептицизма. В своё время Пирс настаивал, что Декарт был не совсем прав, и сомнение не может быть создано или фальсифицировано с целью провести философское исследование. Сомнение, как и вера, должно быть оправданным. Оно происходит вследствие столкновения с некоторыми упрямыми фактами бытия (которые Дьюи называл «ситуацией»), подрывающими нашу веру в существующее положение вещей. Исследование поэтому становится рационально самоконтролируемым процессом возвращения к пониманию ситуации или, по крайней мере, попыткой вновь поверить в то, что такое понимание достигнуто.

Когда говорят о прагматической истории, обыкновенно имеют в виду или особенно выдвигают вперёд одно из трёх: или чисто политическое содержание истории (государственные дела), или способ исторического изложения (установление причинной связи), или, наконец, цель исторического изображения (поучение). Вот почему термин Прагматизм и страдает некоторой неопределённостью.

Центральным пунктом Прагматизма можно считать изображение именно человеческих действий в истории, хотя бы и не исключительно политических и не ради поучения, но такое, в котором разыскиваются прежде всего их причины и следствия, то есть мотивы и цели действующих лиц. В этом смысле прагматическая история отличается от культурной, которая занимается не событиями, складывающимися из человеческих деяний (res gestae), а состояниями общества в материальном, умственном, нравственном и общественном отношениях, и связывает между собой отдельные факты не как причины и следствия, а как различные фазисы в развитии той или другой формы. С этой точки зрения исторические факты могут быть разделены на прагматические (события и человеческие поступки, их составляющие) и культурные (состояния общества и формы быта), и историческая связь может быть либо прагматическая (причинная), либо эволюционная.

Согласно с таким пониманием, прагматизмом в истории следует называть исследование или изображение причинной связи, существующей между отдельными поступками отдельных исторических деятелей или между целыми событиями, в которых действующими лицами являются не только единицы, но и целые группы, например, политические партии, общественные классы, целые государства и т. п. Такое понимание не будет противоречить определению, данному Полибием и большинством историков, употреблявших термин прагматизм.

Во всяком случае, прагматизм интересуется действующей в истории личностью, её мотивами и намерениями, её характером и страстями, одним словом, её психологией, которая должна объяснять её поступки: это — психологическая мотивация исторических событий. Причинность, царящая в мире явлений, проявляется в разных областях этого мира различным образом, вследствие чего и появляется необходимость специальных исследований причинности (напр., причинности в уголовном праве). В области истории этот вопрос разработан очень мало (см. Н. Кареев, «Сущность исторического процесса и роль личности в истории», СПб., 1890).

Теория прагматической истории должна была бы исследовать, как порождаются одни события другими, вызываясь разными переменами в волевой сфере действующих лиц под влиянием действия на них тех или других событий, которые сами, в последнем анализе, суть лишь какие-либо поступки. Прагматическая история отличается от последовательной именно проникновением во внутренний мир людей, с целью не только рассказать событие, но и представить его непосредственное действие на мысли и чувства современников, а также показать, как само оно сделалось необходимым ввиду существования у людей, его совершивших, тех или других мотивов и намерений. Ср. Е. Bernheim, «Lehrbuch der historischen Methode» (1894).

Кандидат философских наук, доцент М. А. Тархова считает, что :

  1. 1 2 Кузнецов И. В. Философские идеи Ленина и познание природы // Успехи физических наук. — 1960. — Т. 70, вып. 4. — С. 9. — DOI:10.3367/UFNr.0070.196004a.0001.
  2. ↑ Hilary Putnam Reason, Truth and History. 1981, p. 55.
  3. ↑ Richard Rorty Rorty Truth and Progress: Philosophical Papers. Volume 3. 1998, p. 2.
  4. ↑ Keya Maitra. On Putnam. 2003, p. 40.
  5. ↑ Peirce, The Collected Papers of Charles Sanders Peirce (CP) v. 5, para. 2, 1878/1902).
  6. ↑ Michael Eldridge. Transforming Experience: John Dewey’s Cultural Instrumentalism. 1998, p. 5.
  7. ↑ David L. Hildebrand. Beyond Realism & Anti-Realism. 2003.
  8. ↑ Cornelis De Waal. On Pragmatism. 2005, pp. 7-10.
  9. ↑ Тархова М. А. Глава VIII. Позитивизм XX века и его разновидности // История философии. Учебное пособие для вузов / под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова. — М.: Приор, 1997. — 464 с. ISBN 5-7990-0028-5
на русском языке
  • Кирющенко В. В. Язык и знак в прагматизме. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. — 199 с. — ISBN 978-5-94380-069-6.
  • Мельвиль Ю. К. Чарльз Пирс и прагматизм. М., 1968.
  • Франк С.Л. Прагматизм как гносеологическое учение. — В сб.: Новые идеи в философии. СПб, 1913, сб. 7, с. 115—157
  • Юлина Н. С., Апресян P. Г. Прагматизм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
на других языках
  • Baldwin, James Mark (ed., 1901—1905), Dictionary of Philosophy and Psychology, 3 volumes in 4, Macmillan, New York, NY.
  • Dewey J. (1900—1901), Lectures on Ethics 1900—1901, Donald F. Koch (ed.), Southern Illinois University Press, Carbondale and Edwardsville, IL, 1991.
  • Dewey J. (1910), How We Think, D.C. Heath, Lexington, MA, 1910. Reprinted, Prometheus Books, Buffalo, NY, 1991.
  • Dewey J. (1929), The Quest for Certainty: A Study of the Relation of Knowledge and Action, Minton, Balch, and Company, New York, NY. Reprinted, pp. 1-254 in John Dewey, The Later Works, 1925—1953, Volume 4: 1929, Jo Ann Boydston (ed.), Harriet Furst Simon (text. ed.), Stephen Toulmin (intro.), Southern Illinois University Press, Carbondale and Edwardsville, IL, 1984.
  • Dewey J. (1932), Theory of the Moral Life, Part 2 of John Dewey and James H. Tufts, Ethics, Henry Holt and Company, New York, NY, 1908. 2nd edition, Holt, Rinehart, and Winston, 1932. Reprinted, Arnold Isenberg (ed.), Victor Kestenbaum (pref.), Irvington Publishers, New York, NY, 1980.
  • Dewey J. (1938), Logic: The Theory of Inquiry, Henry Holt and Company, New York, NY, 1938. Reprinted, pp. 1-527 in John Dewey, The Later Works, 1925—1953, Volume 12: 1938, Jo Ann Boydston (ed.), Kathleen Poulos (text. ed.), Ernest Nagel (intro.), Southern Illinois University Press, Carbondale and Edwardsville, IL, 1986.
  • Dewey J. Three Independent Factors in Morals. 1930.
  • Dewey J. The Influence of Darwin on Philosophy and Other Essays. 1910.
  • Dewey J. Experience & Education. 1938.
  • James W. (1902), «Pragmatic and Pragmatism», 1 paragraph, vol. 2, pp. 321—322 in J.M. Baldwin (ed., 1901—1905), Dictionary of Philosophy and Psychology, 3 volumes in 4, Macmillan, New York, NY. Reprinted, CP 5.2 in C.S. Peirce, Collected Papers.
  • James W.(1907), Pragmatism, A New Name for Some Old Ways of Thinking, Popular Lectures on Philosophy, Longmans, Green, and Company, New York, NY.
  • James W. (1909), The Meaning of Truth, A Sequel to ‘Pragmatism, Longmans, Green, and Company, New York, NY.
  • Lundin, Roger (2006) From Nature to Experience: The American Search for Cultural Authority Rowman & Littlefield Publishers, Inc.
  • Peirce, C. S. Collected Papers of Charles Sanders Peirce, vols. 1-6, Charles Hartshorne and Paul Weiss (англ.)русск. (eds.), vols. 7-8, Arthur W. Burks (англ.)русск. (ed.), Harvard University Press, Cambridge, MA, 1931—1935, 1958. (Cited as CP vol.para.)
  • Peirce C. S., The Essential Peirce, Selected Philosophical Writings, Volume 1 (1867—1893), Nathan Houser and Christian Kloesel (eds.), Indiana University Press, Bloomington and Indianapolis, IN, 1992.
  • Peirce C. S., The Essential Peirce, Selected Philosophical Writings, Volume 2 (1893—1913), Peirce Edition Project (eds.), Indiana University Press, Bloomington and Indianapolis, IN, 1998.
  • Putnam, Hilary (1994), Words and Life, James Conant (ed.), Harvard University Press, Cambridge, MA.
  • Quine, W.V. (1951), «Two Dogmas of Empiricism», Philosophical Review (January 1951). Reprinted, pp. 20-46 in W.V. Quine, From a Logical Point of View, 1980.
  • Quine, W.V. (1980), From a Logical Point of View, Logico-Philosophical Essays, 2nd edition, Harvard University Press, Cambridge, MA, 1980.
  • Ramsey, F.P. (1927), «Facts and Propositions», Aristotelian Society Supplementary Volume 7, 153—170. Reprinted, pp. 34-51 in F.P. Ramsey, Philosophical Papers, David Hugh Mellor (ed.), Cambridge University Press, Cambridge, UK, 1990.
  • Ramsey, F.P. (1990), Philosophical Papers, David Hugh Mellor (ed.), Cambridge University Press, Cambridge, UK.
  • Douglas Browning, William T. Myers (Eds.) Philosophers of Process. 1998.
  • John Dewey. Donald F. Koch (ed.) Lectures on Ethics 1900—1901. 1991.
  • Daniel Dennett. Postmodernism and Truth. 1998.
  • Cornelis De Waal. On Pragmatism. 2005.
  • Abraham Edel. Pragmatic Tests and Ethical Insights. In: Ethics at the Crossroads: Normative Ethics and Objective Reason. George F. McLean, Richard Wollak (eds.) 1993.
  • Michael Eldridge. Transforming Experience: John Dewey’s Cultural Instrumentalism. 1998.
  • David L. Hildebrand. Beyond Realism & Anti-Realism. 2003.
  • David L. Hildebrand. The Neopragmatist Turn. Southwest Philosophy Review Vol. 19, no. 1. January, 2003.
  • William James. Pragmatism, A New Name for Some Old Ways of Thinking, Popular Lectures on Philosophy. 1907.
  • William James The Will to Believe. 1896.
  • George Lakoff and Mark Johnson. Philosophy in the Flesh : The Embodied Mind and Its Challenge to Western Thought. 1929.
  • Todd Lekan. Making Morality: Pragmatist Reconstruction in Ethical Theory. 2003.
  • C.I. Lewis. Mind and the World Order: Outline of a Theory of Knowledge. 1929.
  • Keya Maitra. On Putnam. 2003.
  • Joseph Margolis. Historied Thought, Constructed World. 1995.
  • Louis Menand. The Metaphysical Club. 2001.
  • Hilary Putnam Reason, Truth and History. 1981.
  • W.V.O. Quine. Two Dogmas of Empiricism. Philosophical Review. January 1951.
  • W.V.O. Quine Ontological Relativity and Other Essays. 1969.
  • Richard Rorty Rorty Truth and Progress: Philosophical Papers. Volume 3. 1998.
  • Stephen Toulmin. The Uses of Argument. 1958.
  • William Egginton (Mike Sandbothe Eds.) The Pragmatic Turn in Philosophy. Contemporary Engagement between Analytic and Continental Thought. 2004.
  • Mike Sandbothe. Pragmatic Media Philosophy. 2005.
  • Gary A. Olson and Stephen Toulmin. Literary Theory, Philosophy of Science, and Persuasive Discourse: Thoughts from a Neo-premodernist. Interview in JAC 13.2. 1993.
  • Susan Haack. Vulgar Rortyism Review in The New Criterion. November 1997.
  • Pietarinen, A.V. Interdisciplinarity and Peirce’s classification of the Sciences: A Centennial Reassessment // Perspectives on Science, 14(2), 127—152 (2006).

ru.wikipedia.org

прагматичный — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.прагмати́чныйпрагмати́чноепрагмати́чнаяпрагмати́чные
Рд.прагмати́чногопрагмати́чногопрагмати́чнойпрагмати́чных
Дт.прагмати́чномупрагмати́чномупрагмати́чнойпрагмати́чным
Вн.   одуш.прагмати́чногопрагмати́чноепрагмати́чнуюпрагмати́чных
неод.прагмати́чныйпрагмати́чные
Тв.прагмати́чнымпрагмати́чнымпрагмати́чной прагмати́чноюпрагмати́чными
Пр.прагмати́чномпрагмати́чномпрагмати́чнойпрагмати́чных
Кратк. формапрагмати́ченпрагмати́чнопрагмати́чнапрагмати́чны

праг-ма-ти́ч-ный

Прилагательное, качественное и относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — прагмати́чнее, прагмати́чней.

Корень: -прагмат-; суффикс: -ичн; окончание: -ый.

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. связанный, соотносящийся по значению с существительными прагматизм, прагматик; свойственный, характерный для них ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. основанный на принципах прагматизма ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. основанный на следовании во всём узкопрактическим интересам, соображениям пользы и выгоды ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Список переводов

Библиография

ru.wiktionary.org

Прагматичность и прагматичный человек: значение в психологии

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что значит прагматичный человек. Вы узнаете, каковы характерные проявления такой личности. Выясните, что представляет собой прагматизм. Узнаете, каковы минусы данного состояния. Поговорим о том, как можно его развить в себе.

Определение прагматичности

Значение слова подразумевает предрасположенность к следованию узким, практическим интересам, поиску выгоды для себя, выстраивание линии поведения, поиск полезных приобретений, ценных результатов. Суть в формировании четких целей и поиске вариантов их достижения, а также реализации. Прагматичным индивидам свойственно здравомыслие и благоразумие.

Нередко прагматичность рассматривают, как отрицательную черту характера. Некоторые люди убеждены в том, что у человека она свидетельствует о наличии цинизма и меркантильности. Дело в том, что прагматики умело игнорируют все, что мешает в процессе реализации их плана, распределяют все свое время по минутам. А если рассматривать меркантильность, то для прагматичного человека не характерно наличие расчетливости и мелочности.

Кто такие прагматики

Прагматичный человек — это индивид, у которого суждения, в первую очередь, основываются на практике. Такая личность определяет перед собой четкую цель, делает все, чтоб ее достичь, спокойно решая любые проблемы, появляющиеся на жизненном пути. Такой человек не станет думать о прошлом, больше будет планировать.

Такие люди:

  • ответственные;
  • исполнительные;
  • обязательные;
  • требовательно относятся к другим и к себе тоже.

Существует ряд качеств, которые описывают прагматика.

  1. Любое событие, поступок или предмет оценивается с точки зрения выгоды. Такой индивид не задумывается о том, насколько красиво выглядит его наряд, главное, чтоб он был удобным.
  2. Нацеленность на результат. Такому человеку будет сложно понять потребность других людей в хобби, которое не имеет дохода.
  3. Прагматичные женщины являются отличными хозяйками, создают чистоту и уют.
  4. Наслаждаются маленькими радостями, ценят домашний комфорт, не видят смысла в роскоши.
  5. Может иметь место тяга к искусству, однако, преклонение ему отсутствует.
  6. Прагматики не являются эмоциональными людьми, и они не станут строить воздушные замки, романтические образы.
  7. Такие индивиды живут в реальном мире, им известно, как обрести желаемое.
  8. Такие люди ответственны и инициативны, могут придумать что-то новое и воплотить это в жизнь. Среди ученых встречается много прагматиков. Данное качество не только не препятствует открытиям, но и способствует им.
  9. Дисциплинированность, потребности выполнять все дела до конца.

У окружения прагматика могут возникнуть негативные чувства по отношению к нему. Это происходит по ряду причин:

  • прагматик выглядит циничным, он считает, что все можно купить и продать, а это указывает на его бесчувственность;
  • он никому не доверяет, поступки и слова других людей всегда ставит под сомнение, у такой личности нет авторитета;
  • прагматики ведут себя эгоистично.

Как стать прагматичным человеком

Чтоб стать прагматиком, научитесь ставить цели и достигать их, несмотря ни на что

  1. Поставьте перед собой цель. Все время тратьте на ее обдумывание.
  2. Продумайте, какими способами можно добиться результатов, какие «инструменты» будут самыми подходящими.
  3. Планируйте в перспективе. Прагматичные люди не являются мечтателями, потому как всегда задумываются над тем, как любую затею воплотить в реальность. Даже если возникает такое чувство, что какие-то Ваши планы нельзя реализовать, возможно, их нужно немного подкорректировать, трансформировать в что-то осуществимое.
  4. Если начинаете какое-то дело, не бросайте его недоделанным, каким бы сложным оно для Вас не казалась. Однажды поборов и пройдя этот нелегкий путь, решив трудную задачу, у Вас возникнет больше уверенность в себе.
  5. Нужно научиться мыслить стратегически. Попытайтесь вспомнить все свои желания, которые так и остались нереализованными. Выберите из данных событий самое значимое для Вас, продумайте, как воплотить его в жизнь. В частности, нужно продумать, не понадобится ли помощь со стороны, нужны ли будут какие-то финансовые затраты. Определитесь с тем, что может затруднить процесс достижения цели.
  6. Научитесь планировать сначала на неделю вперед, потом на месяц, на год. Так Вы научитесь определять, что ждет в конце проделанного пути. Кроме того, имея четкий распорядок своих задач, человек больше успевает, у него появляется время на совершение дел, которые давно ждали своего часа.
  7. Нужно научиться строить логические цепочки. При этом необходимо составить список желаний, выбрать одно, написать ориентировочный план, который позволит его достичь.

Преступая к созданию какой-то жизненной цели, необходимо придерживаться определенной последовательности действий.

  1. Определяемся с четкой целью.
  2. Рассчитываем нужные деньги, время и другие затраты, необходимые для достижения цели, а также возможные препятствия.
  3. Составляем четкий план для реализации задумки, начинаем выполнять все поэтапно, в соответствии с пунктами плана.
  4. Не переходим на новый этап, пока не будет завершен предыдущий.

Теперь Вы знаете определение прагматичности простыми словами. Человек должен понимать, что важно регулярно строить планы, даже для ситуаций, которые кажутся фантастическими и недостижимыми. Если человеком будут строиться определенные планы, ставятся задачи, это позволит достичь личностного развития, ведь появится серьезный стимул.

psycho4you.ru

что это, как развить в себе прагматизм

Как часто вы принимаете решения, руководствуясь исключительно собственной выгодой? Или вам не чужды поступки, которые не будут сулить вам никаких благ?

Как ни крути, но каждый человек, несмотря на особенности своего характера, думает о том, с какими последствиями он может столкнуться в той или иной ситуации. Правда, далеко не все ставят вопрос выгоды и прибыли во главу угла. Подобное поведение свойственно, прежде всего, людям с прагматичным складом характера.

В обществе бытует мнение, что прагматики без явной выгоды вообще никогда не действуют, но так ли это на самом деле? Кого можно считать прагматиком и как можно развить в себе прагматичность?

Прагматичность: что это

Само понятие «прагматизм» включает в себя ориентированность на практические интересы, поиск выгоды в любой ситуации и приобретение исключительно полезных навыков.

Человек, склонный к прагматизму при выборе увлечения будет руководствоваться возможность его применения на практике с целью улучшения своего благосостояния или повышения своей репутации. Прагматик не будет тратить свое время на бесполезное занятие, не сулящее ему ничего положительного.

Прагматикам свойственно здравомыслие и рассудительность. Однако многие люди считают данную черту характера негативной и свойственной исключительно меркантильным личностям, склонным к цинизму.

Такое отношение сложилось по причине того, что прагматики искусно игнорируют все, что может помешать им в процессе реализации задуманного и стараются следовать четкому плану, рассчитанному чуть ли не по минутам. Но ведь это не говорит о меркантильности, ведь прагматизм не говорит о том, что человеком движет только расчетливость.

Характерные особенности прагматиков

Прагматичный человек не склонен к скоропалительным выводам, основанным на неподтвержденной информации. Он старается, прежде всего, разобраться в сути проблемы, проанализировать все варианты ее решения и только тогда определяться со своими дальнейшими действиями.

Для прагматика одной из самых главных ценностей является его личный опыт, поэтому он старается уделять должное внимание самообразованию и совершенствованию своих навыков.

Такой человек привык ставить перед собой четкие задачи и следовать скрупулезно разработанному плану для их воплощения. Если говорить о характерных проявлениях прагматизма, то стоит упомянуть следующие:

  • Привычка оценивать. Прагматик не совершает спонтанных покупок и поступков. Он не купит себе новый смартфон только по тому, что он находится на пике популярности среди обывателей. Раздумывая о том, купить ли что-то или посетить какое-либо мероприятие, он будет расценивать предмет или событие со стороны полезности. Он не гонится за брендами, предпочитая удобство и функциональность блеску и растиражированности.
  • Результат – превыше всего. Именно этот девиз сопровождает по жизни любого прагматика. Он видит конечную цель своих действий и планомерно движется ей навстречу. Даже к вопросу хобби он подходит с точки зрения пользы, поэтому ему не суждено понять тех людей, кто тратит свое драгоценное время на занятия, не приносящие никакого дохода.
  • Способность радоваться обыденным мелочам свойственна не только прагматичным людям, но очень хорошо их характеризует. Они не видят смысла в роскоши, для них очень важен комфорт и уют и если их можно достичь без особых затрат, то они будут только сильнее этому рады. Кстати, из женщин-прагматиков получаются идеальные хранительницы очага.
  • Эмоциональная черствость. Прагматик не склонен к бурному проявлению эмоций. Привыкший трезво оценивать себя и окружающих, он старается держать себя в жестких рамках самоконтроля. Такой человек не будет строить воздушные замки, для него ближе основательный дом на твердой земле, чем «блуждание в небесах». Но при этом среди прагматиков можно встретить немало людей, являющихся настоящими ценителями искусства и стремящихся быть в центре культурной жизни общества.
  • Высокий уровень ответственности можно считать еще одной отличительной особенностью прагматичных людей. Если они берутся за какое-либо дело, то обязательно доведут его до конца причем самым лучшим образом. Среди прагматиков много инициативных людей с креативным типом мышления. Для них не составляет особой сложности придумать что-то новое и воплотить это в жизнь.

Однако, как уже упоминалось выше, многие люди воспринимают прагматиков негативно и происходит это потому, что:

  • со стороны прагматик выглядит человеком, живущим по принципу «все продается, все покупается»;
  • прагматик не имеет авторитетов и любое постороннее мнение привык ставить под сомнение до тех пор, пока не сочтет его действительно целесообразным;
  • прагматик своим поведением напоминает эгоиста, склонного к максимализму и не терпящему чужие слабости и неудачи.

Как бы ни относились окружающие к прагматикам, им по большому счету все равно, что о них думают другие. Они не будут долго переживать из-за чужой неприязни, просто начиная игнорировать неприятных особ.

Это же относится и к неудачам любого другого толка. Прагматик просто сделает для себя определенные выводы и постарается больше не допускать ошибок в дальнейшем. Такие люди прекрасно понимают, что необходимо много трудиться, чтобы достичь заветной цели.

Важно

Прагматиков отличает сильно развитая интуиция, помогающая выбрать самый оптимальный выход из любой, даже патовой, ситуации.

Как стать прагматичным человеком

Многие люди, как бы они не пытались скрыть это, мечтают обладать хотя бы толикой прагматизма, адекватно оценивая данное качество, как способное оказать немалое подспорье в жизни.

Если вы тоже хотите развить в себе прагматизм, то обратите внимание на следующие советы специалистов:

  • Ставьте перед собой четкие цели. Забудьте о принятии участия в спонтанных и необдуманных проектах. Вам предложили стать партнером в деле, которое якобы сулит быструю прибыль, но не дают времени обдумать свое решение как следует? Бегите прочь и даже не думайте ввязываться в подобные дела! Помните о том, что любое начинание должно быть обдумано, а все риски должны быть взвешены.
  • Анализируйте свои поступки. Если уж у вас есть конкретная цель, то учитесь просчитывать свои дальнейшие шаги. Привычка оценивать возможные последствия принятых решений не раз поможет вам уберечься от неудач и неприятностей. Не получается найти выход из сложившейся ситуации? Возьмите перерыв, отвлекитесь на что-то постороннее, а спустя непродолжительное время вернитесь к обдумыванию своих поступков. Никогда не делайте скоропалительных выводов, не обладая всей исчерпывающей информацией.
  • Привыкайте планировать. Грамотно составленный план должен стать неотъемлемой частью вашей жизни. И речь идет не о распорядке дня, а именно о планировании реализации поставленных целей. Отбросьте в сторону эмоции и чужие ожидания и задумайтесь о том, какие именно действия помогут вам максимально быстро добиться желаемого с наименьшими затратами. Со временем вы сможете научиться извлекать пользу даже из промежуточных целей.
  • Не бросайте начатое. Как бы плохо вы себя ни чувствовали и насколько бы усталым ни были, но не вздумайте откладывать начатое дело на потом. Вам до чертиков осточертел квартальный отчет, и вы подумываете о том, чтобы закончить его утром на свежую голову? Сцепите зубы и закончите его сегодня! Да, вам будет тяжело поначалу, но со временем вы сможете приучить себя к дисциплине, что принесет вам немало выгоды в повседневной жизни.
  • Развивайте стратегическое мышление. Составьте список всех нереализованных желаний и выберите среди них самое заветное. Подумайте о том, что нужно предпринять чтобы добиться столь крупной цели и составьте несколько вариантов решения этой задачи. Подобные упражнения приучат вас моментально находить самые оптимальные способы решения поставленных задач в будущем.

Помимо этого, стоит понимать ценность саморазвития. Не думайте, что достаточно будет пинать себя в моменты приступа лени и носить везде с собой блокнотик со списком дел. Если вы хотите добиться настоящих успехов и развить себя как личность, склонную к прагматичному складу ума, то будьте готовы к постоянной активности, нацеленной на совершенствование себя.

blizosti.net

Прагматично — это… Что такое Прагматично?

  • прагматично — практически, утилитарно, приземленно, осторожно, практично Словарь русских синонимов. прагматично нареч, кол во синонимов: 7 • осторожно (43) • …   Словарь синонимов

  • Прагматично — I нареч. качеств. обстоят. Основываясь на принципах прагматизма как направления в философии, согласно которому объективность истины отрицается, истинным же признается лишь то, что дает практически полезные результаты. II нареч. качеств. обстоят.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Прагматично — I нареч. качеств. обстоят. Основываясь на принципах прагматизма как направления в философии, согласно которому объективность истины отрицается, истинным же признается лишь то, что дает практически полезные результаты. II нареч. качеств. обстоят.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • прагматично — см. Прагматичный …   Энциклопедический словарь

  • прагматично — см. прагматичный; нареч. Рассуждать прагмати/чно …   Словарь многих выражений

  • прагматично — прислівник незмінювана словникова одиниця …   Орфографічний словник української мови

  • БЫТИЕ И ВРЕМЯ — ’БЫТИЕ И ВРЕМЯ’ (‘Sein und Zeit’, 1927) основная работа Хайдеггера. На создание ‘Б.иВ.’, как традиционно полагается, повлияли две книги: работа Брентано ‘Значение бытия согласно Аристотелю’ и ‘Логические исследования’ Гуссерля. Первая из них… …   История Философии: Энциклопедия

  • Прагматически — I нареч. качеств. обстоят. 1. С точки зрения прагматики как раздела семиотики, изучающего отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует. 2. В соответствии с законами и принципами прагматики. II нареч. качеств. обстоят. 1. С точки… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Прагматически — I нареч. качеств. обстоят. 1. С точки зрения прагматики как раздела семиотики, изучающего отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует. 2. В соответствии с законами и принципами прагматики. II нареч. качеств. обстоят. 1. С точки… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Прагматически — I нареч. качеств. обстоят. 1. С точки зрения прагматики как раздела семиотики, изучающего отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует. 2. В соответствии с законами и принципами прагматики. II нареч. качеств. обстоят. 1. С точки… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • dic.academic.ru

    прагматично — Викисловарь

    См. также прагматичный.

    Содержание

    • 1 Русский
      • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
      • 1.2 Произношение
      • 1.3 Семантические свойства
        • 1.3.1 Значение
        • 1.3.2 Синонимы
        • 1.3.3 Антонимы
        • 1.3.4 Гиперонимы
        • 1.3.5 Гипонимы
      • 1.4 Родственные слова
      • 1.5 Этимология
      • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
      • 1.7 Перевод
      • 1.8 Библиография

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    праг-ма-ти́ч-но

    Наречие; неизменяемое.

    Корень: .

    Произношение[править]

    • МФА: [prəɡmɐˈtʲit͡ɕnə]

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. нареч. к прагматичный; основываясь на принципах прагматизма ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    2. преследуя узкопрактические цели, интересы собственной пользы или выгоды ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы[править]
    1. частичн: утилитарно; приземлённо, практично
    Антонимы[править]
    Гиперонимы[править]
    Гипонимы[править]

    Родственные слова[править]

    Ближайшее родство
    • существительные: прагматизм, прагматичность, прагматик
    • прилагательные: прагматичный

    Этимология[править]

    Происходит от прил. прагматичный и сущ. прагматик, далее из др.-греч. πραγματικός «дельный; деловой», из πρᾶγμα «дело; действие», из πράσσω «делать».

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    Список переводов

    Библиография[править]

    Для улучшения этой статьи желательно:
    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

    ru.wiktionary.org

    Прагматизм — это хорошо или плохо?

    Мы часто слышим это слово в обычной жизни, бизнесе и политике. Может показаться, что «прагматизм» — это одно из самых популярных понятий нашего времени. Какой смысл подразумевают люди, когда говорят о ком-то, что он прагматик, или дают кому-то определение «прагматичный»? Попробуем разобраться.

    Фото: tate.zone

    Прагматизм: что это

    Прагматизм — это качество человеческой личности. Оно означает, что человек, им наделенный, склонен во всем искать выгоды и пользу. На первом месте для такого индивидуума всегда стоят сугубо практические интересы.

    Прагматик — это человек, который следует за разумом, а не за чувствами. Прежде всего он определяет, что ему вредно или полезно. Во вторую очередь такому человеку интересны и важны понятия «приятное» или «неприятное». Прагматичность выражается в том, что необходимо ко всему вокруг относиться с холодным расчетом, оставив эмоции в стороне.

    Считается, что прагматизм более характерен для мужской половины человечества. Правда, количество женщин, которые стали президентами и премьер-министрами (в последние десятилетия) в ведущих странах мира заставляет в этом усомниться. То же самое можно сказать и о ведущих транснациональных корпорациях, в руководстве которых все чаще встречается слабый пол.

    Фото: bpic.588ku.com

    Прагматизм — это нацеленность на результат. Здесь важно следующее:

    1. Мышление должно быть благоразумным и здравым.
    2. Для прагматика главное не то, кто подал ту или иную идею, а насколько она хорошо воплощается в реальность.
    3. Считается, что главная мера успеха в прагматизме — материальная составляющая, а не моральная.

    Прагматик всегда может уколоть романтика тем, что мечтать, конечно, не вредно, но и на хлеб надо масло намазывать каждый день. Мир прагматизма — это суровая реальность, в которой нужно твердо стоять на ногах. Здесь нет места фантазиям и иллюзиям.

    Одно из главных правил прагматизма можно сформулировать так: «Сначала яд, потом нектар». Это значит, что прежде, чем достигнуть успеха, придется получить свою порцию обид и неудач, пережить череду ошибок и поражений. Но это выгодное вложение.

    Прагматизм подразумевает, что договариваться и общаться можно со всеми и всегда. Главное найти общий интерес.

    Прагматизм: философия кратко

    О прагматизме как одной из черт человека задумывались философы в Древней Греции. Свои ценные идеи по этому поводу оставил Сократ, Аристотель и другие отцы мудрости, рассуждая о том, что такое польза и прагматизм в действиях человека, государства, во всем мироустройстве.

    В современной философии течение прагматизма сформировалось довольно поздно, в позапрошлом веке. Неудивительно, что первыми в этом стали американцы. США — одна из самых прагматичных стран мира, так сложилось исторически.

    Американские философы-прагматики считали, что европейский идеализм уж слишком отрывается от реальной жизни. Самые известные из них так объясняли понятие «прагматизм»:

    Математик и логик Чарльз Пирс говорил, что прагматизмом являются такие действия с тем или иным объектом, которые позволяют получить практический результат.

    Эта формула стала известна в истории как «принцип Пирса». У философа из США появились последователи.

    • Уильям Джеймс.

    Уильям Джеймс даже создал свое особое направление, получившее название «радикальный эмпиризм».

    Прежде всего, в исследовании жизненных процессов его интересовали факты. Американский мыслитель отвергал абстрактные идеи, которые невозможно подтвердить опытом.

    Не менее известен был и Джон Дьюи. Философ видел главное предназначение прагматизма в том, чтобы облегчить и улучшить жизнь людей. О, он знал, о чем говорил! К моменту его смерти (в 1952 году) в США уже массово выпускались автомобили, стиральные машины, холодильники и телевизоры.

    Это направление прагматизма было названо инструментализмом. Дьюи считал, что все идеи и теории — это всего лишь инструменты для того, чтобы сделать жизнь более удобной и комфортной.

    Одним из наиболее ярких представителей философии прагматизма в ХХ веке стал Ричард Рорти (умер в 2007 году).

    Он утверждал, что любое познание, даже полученное в результате практических опытов, ограничено рамками своей исторической эпохи.

    Фото: nachrichtenspiegel.de

    Читайте также: Тщеславие. Это хорошо или плохо?

    Прагматизм — это хорошо?

    После всего вышеизложенного возникает закономерный вопрос. Прагматизм — это положительное качество человека или нет?

    Безусловно, в прагматизме невооруженным глазом каждый сразу находит позитивные моменты, помогающие жить. А это здравый смысл, логика, желание и умение достигать результата.

    Известно, что прагматичные люди трезво смотрят на мир. Они не очаровываются. Но у них нет и разочарования (ни в людях, ни в событиях). Конечно, такие люди не строят несбыточных планов и не страдают из-за завышенных ожиданий. Их всегда приводят в пример наивным и ранимым романтикам.

    Прагматик знает, что нужно действовать, а не мечтать. Не стоит витать в облаках, поскольку падение будет очень болезненным. Лучше уж заранее найти соломку, чтобы подстелить. Прагматиков можно встретить везде, в любой области человеческой деятельности:

    • политике;
    • экономике;
    • спорте;
    • искусстве.

    Они ответственно подходят к любому делу.

    Не стоит при этом путать прагматизм и меркантильность. Прагматичный человек не мелочен и не жлоб. Он знает цену себе и людям, способен на дружбу и любовь. Правда, и тут он чаще всего остается прагматиком.Что поделать?! Сколько раз прагматизм спасал жизнь отдельного человека и всего человечества в целом? Трудно сосчитать.

    Фото: lzine.com

    В то же время не бывает плюсов без минусов (как и наоборот). Прагматиков считают порой слишком бездушными и холодными, слишком расчетливыми. Но иногда надо уметь рисковать и мечтать. Среди романтиков великих людей можно встретить не меньше. Идеально, когда разные черты характера или люди дополняют друг друга. Но это так редко случается в жизни. «Нет в мире ничего идеального», — скажет прагматик. И он будет абсолютно прав.

    Прагматизм — одно из основных качеств, присущих людям и всему человечеству. Это обусловлено тысячелетиями жестокой борьбы за существование с суровой природой и человека с человеком. В целом, прагматизм — это положительное качество, которое скорее поможет вам достичь поставленной цели, чем наоборот.

    Но надо помнить, что без великих идей, которые рождались в умах романтиков, прагматизм не был бы так эффективен. Вот такой вот парадокс. А жизнь полна парадоксов — подтвердит вам любой настоящий прагматик, надо лишь уметь этим пользоваться.

    Читайте также: Саморазвитие личности. Это что такое?

    www.nur.kz

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *