Роль в семье: Роли детей в семье. Характерологические особенности.

Содержание

Роли детей в семье. Характерологические особенности.

Каждый человек в жизни наделен множеством различных ролей – в семье, на работе, в кругу друзей. Недаром Шекспир говорил: «Весь мир театр и люди в нем актеры». Даже ребенок, еще неадаптированный к социуму в широком смысле, уже выполняет определенную роль в своем микросоциуме – семье. Какой будет эта роль – зависит от множества факторов: количество детей в семье, последовательность появления детей на свет, наличие совместно проживающих бабушек и дедушек, семейная история и бессознательные сигналы, идущие к ребенку от взрослого.

Все указанные факторы формируют стиль детско-родительских взаимоотношений, который в свою очередь и определяет роль ребенка в семье.  Исходя из этого, можно говорить о том, что ребенок выполняет в семье роль, предопределенную для него взрослыми. В хорошо функционирующих семьях такая роль работает на развитие ребенка, в дисфункциональных же семьях детям навязываются рамки, в которых они теряют себя. Ведь именно в сложной системе семейных взаимоотношений маленький человек учится выстраивать связи и формирует себя в зависимости от других, их желаний и потребностей. 

Итак, определяющим фактором для роли ребенка является стиль взаимоотношений в семье, которого придерживаются его родители. Как известно, существует три стиля детско-родительских взаимоотношений – авторитарный, либеральный и демократический. 
При авторитарном стиле воспитания культивируется подавляющий стиль общения между взрослыми и детьми. При таком укладе индивидуальность ребенка отрицается и единственным правом, или скорее даже обязанностью ребенка является послушание. К сожалению, такой тип взаимоотношений между родителями и детьми встречается довольно часто. Взрослые считают, что такая зависимая роль ребенка в семье помогает легче им управлять, делает ребенка предсказуемым, поскольку дети приучены делать то, что диктуют им родители. Кроме того, «плюс» видится родителям в том, что дети приучаются к скромности и уважению к старшим благодаря тому, что привыкли беспрекословно подчиняться и четко понимают иерархию. Однако эти «достоинства» иллюзорны – ребенок, воля которого долго подавляется, рано или поздно предпринимает попытки вырваться из-под контроля, что приводит к побегам из дома, связям с «плохой компанией» и т.п. Несмотря на кажущуюся нелогичность, это является закономерным, так как дети, лишенные понимания и уважения дома, гораздо легче попадают под чужое влияние. Помимо этого, у таких детей часто диагностируется высокий уровень агрессии, невротизация, низкая самооценка и пр. Большая часть алкоголиков, наркозависимых, людей с суицидальными наклонностями состоит именно из детей, выросших в авторитарной среде – это не позволяет им благополучно адаптироваться в обществе. Такая картина довольно отчетливо показывает призрачность родительских надежд на полный контроль своего ребенка.  
Либеральный стиль воспитания (или попустительство) можно назвать противоположной от авторитаризма крайностью. В таких взаимоотношениях поведение детей практически не регламентируется, отсутствуют четкие правила, что приводит к неумению придерживаться каких-либо рамок. Часто ребенок в такой семье становится озлобленным, так как до него никому нет дела, даже собственным родителям.   
Наиболее гармоничным является демократичный стиль воспитания —  в таких взаимоотношениях ребенку с раннего возраста начинают показывать, что любят и уважают проявления его индивидуальности, но, в то же время, учат его правильно и достойно вести себя с другими людьми, уважать их. Дети, воспитанные в этой атмосфере, знают себе цену, но не стремятся доказать другим свое превосходство. При этом у них сильно развито чувство ответственности, потому что им в детстве объяснили, что это такое.
В контексте указанных общепринятых стилей воспитания выделяются следующие типичные роли ребенка в семье. Наиболее распространена роль «любимчика» (или «кумир семьи»), когда жизнь семьи посвящена ребенку – взрослые живут ради ребенка, восхищаются им, исполняя любую его прихоть. Проступки ребенка прощаются, неправильному поведению находятся оправдания. Часто так случается, когда родители не испытывают друг к другу чувств и эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке. Так же причиной может быть страх потери ребенка, ощущение его исключительной ценности.  
Одна из самых негативно окрашенных ролей – «козел отпущения» — этого ребенка обвиняют во всех невзгодах и ругают за малейшие провинности, видя в нем только недостатки. Зачастую ребенок оказывается в такой роли, когда родители не готовы к появлению ребенка, либо, когда он не оправдывает ожидания родителей – быть образцовым, успешным. Так же причиной может стать напряженная атмосфера в семье, когда ребенок служит «громоотводом» и принимает на себя все негативные эмоции родителей, не выплеснутые друг на друга. 
Роль «паиньки» формируется, когда ребенка воспитывают послушным, примерным, ожидая от него беспрекословного соблюдения приличий – чтобы ребенок правильно одевался, говорил, вел себя. При этом родители не задумываются, как чувствует себя ребенок, когда он выполняет требования не с пониманием, а из чувства страха перед значимым взрослым. 
«Золушка» часто играет роль взрослого в семье. Родители считают, что ребенок должен помогать родителям, в результате на ребенка ложится роль своеобразного семейного слуги. Такой ребенок не может просто гулять с друзьями, посещать кружки и секции – его свободное время распределено между выполнением уроков и работой по дому. В результате дети вырастают не адаптированными к социуму, так как кроме своей семьи ничего вокруг не видели. Поэтому, окончив школу, как правило, продолжают выполнять функцию рабочей силы для родителей. Родители не разрешают им учиться очно, мотивируя, что семье нужна помощь. 
Следует отметить, что, как правило, родителями не осознаются навязанные детям роли – это происходит бессознательно, как естественный результат внутрисемейных отношений. Поэтому важно проанализировать взаимоотношения в семье: насколько ребенку и другим членам семьи комфортно, насколько у ребенка и самого родителя есть возможность высказать свое мнение и удовлетворить свои потребности, ведь признак психологически здоровой семьи – душевное психологическое благополучие каждого члена семьи.

М.М. Масагутова, 
медицинский психолог 
БУ ХМАО-Югры «Сургутская клиническая 
психоневрологическая больница»

  • < Назад
  • Вперёд >

Какую роль я играю в семье?

С каждым из близких нас связывает негласный договор. Если понять, какой именно, нам будет проще освободиться от навязанной роли, которую мы, возможно, исполняем уже много лет.

Семья — это большая сцена, и каждый из нас исполняет на ней свою роль.

«Именно здесь, в сложной системе семейных взаимоотношений, мы выстраиваем связи и формируем себя в зависимости от других, их желаний и потребностей, — уточняет детский психолог Татьяна Бедник. — Роли детей, к примеру, распределены в зависимости от последовательности их появления на свет, семейной истории и бессознательных сигналов, идущих к ним от взрослых. Если роль органична для ребенка, она работает на его развитие и благополучие всех: так бывает в хорошо функционирующих семьях. В дисфункциональных, дисгармоничных роли навязываются, и дети вырастают в их рамках, теряя себя».

Некоторые роли сковывают нас больше, чем другие, накладывают отпечаток на всю взрослую жизнь, порождают беспомощность и пассивность, мешая проявить самостоятельность и заявить о себе. «Повзрослев и осознав, что нам в тягость предложенная кем-то модель поведения, мы обретаем шанс избавиться от нее, не застрять в ней навсегда», — говорит эксперт.

Перед вами четыре детские роли, которые часто встречаются в семейных сценариях. Мы дали им яркое описание, усилив некоторые детали.

Попробуйте определить, на кого из этих персонажей вы больше похожи, и спросите себя, как роль, усвоенная в детстве, влияет на вашу жизнь сегодня. Сказывается ли она на ваших отношениях в паре, на вашем выборе, ваших решениях? Какую выгоду она вам приносит и не мешает ли проявить себя?

Примерный ребенок

Портрет. В любом возрасте он выглядит как взрослый в миниатюре — волевой, добросовестный, разумный в речах и поступках. «Такие дети хорошо понимают, что заслужат внимание и одобрение взрослых, только если будут соблюдать чужие правила, — рассказывает Татьяна Бедник. — Но для этого ребенку приходится подавить в себе все живое: спонтанность, импульсивность, эмоциональность». Под запретом (ожидаемо) оказываются и негативные проявления, к примеру агрессивность.

Роль в семье. Идеальный ребенок никогда не делает того, что может расстроить родителей, его задача — максимально соответствовать ожиданиям. Он служит «визитной карточкой», безупречным послом своих родных во внешнем мире. Как правило, его братья и сестры пользуются большей свободой, потому что все внимание сосредоточено на нем.

Плюсы и минусы. «Такие люди ответственны, дисциплинированы, обладают упорством, — комментирует Татьяна Бедник. — Но с ними часто бывает очень скучно». Они постоянно ищут одобрения и высокой оценки со стороны взрослых (позже — преподавателей и начальников), и это редко приносит им популярность. А еще идеальным в прошлом детям сложно выстраивать близкие отношения, поскольку они не в состоянии совладать со своими чувствами, подавляют в себе все негативные эмоции, которые все равно прорываются наружу — к примеру, в виде приступов сарказма.

Непослушный ребенок

Портрет. Энергичный и беспокойный, он бесконечно задает вопросы, нарушает правила, устраивает провокации. Не ведая усталости, он восстает против семейных требований и ограничений, из-за чего раз за разом бывает наказан.

Роль в семье. С такими детьми сложно ладить. «Легче наказать, попытаться подавить, ограничить, усмирить, — объясняет Татьяна Бедник. — Непослушный ребенок часто является отражением невнимания родителей, их усталости, неготовности взаимодействовать с ним». Но детям необходимо участие взрослых, и они будут стараться привлечь к себе внимание любыми способами.

Плюсы и минусы. «Непослушный ребенок способен сопротивляться, он умеет говорить «нет», может постоять за себя. С другой стороны, умеет ли он говорить «да»? В этом нет никакой уверенности», — размышляет психолог. Бьющая через край жизненная энергия может сделать из него лидера, а желание бунтовать — законсервировать в бесплодной роли возражающего, того, кто всегда против. Такие дети часто поступают безответственно. Нередко бывают двуличными — с сильными ведут себя затравленно и униженно, со слабыми — жестоко.

Больной ребенок

Портрет. Вечный насморк, аллергия… Ребенок нуждается в безраздельном внимании родителей. Слабый здоровьем, он вызывает у окружающих беспокойство и сочувствие. «И учится манипулировать, если понимает, что только в болезни может получить то, что в обычной жизни ему не дают: заботу, внимание и любовь», — комментирует Татьяна Бедник. Повзрослев, он, скорее всего, превратится в болезненно мнительного человека, который будет находить в себе симптомы всех недугов.

Роль в семье. Ребенок выбирает для себя эту функцию, чтобы сказать матери: «Я не могу без тебя», тем самым отвести ей прекрасную роль — преданной, забывающей обо всем ради него. Возможно, он удовлетворяет потребности сразу двух родителей, которые с трудом ладят друг с другом, но объединяются ради ребенка.

Плюсы и минусы. «Постоянно оберегая ребенка, родители ограничивают круг его общения, полностью лишают сына или дочь собственной жизни, — рассказывает Татьяна Бедник. — В результате такие дети растут зависимыми, несамостоятельными, безынициативными». Им сложно научиться выстраивать отношения с людьми: часто они складываются по модели «больной–сиделка».

Вечный ребенок

Портрет. Ему все прощается — он растет капризным, не думает о последствиях, легко меняет принятые решения… Слабовольный и импульсивный, он не обременяет себя заботами ни о завтрашнем дне, ни о других людях. У него есть идеи, желания, но нет ни терпения, ни средств, чтобы их осуществить: он ждет, пока за него все сделают другие. «Вечный ребенок, ничего не знающий о своих возможностях и не готовый ни за что отвечать, склонен искать виноватых: или обстоятельства не так сложились, или окружение было не то», — добавляет Татьяна Бедник.

Роль в семье. Обычно это самый младший ребенок в семье, который одновременно является связующим звеном между родителями. «Третий лишний» — он препятствует их близости, но обеспечивает сохранение пары. Такие дети — гарантия вечной молодости родителей. «Можно не бояться почувствовать себя ненужными в тот момент, когда ребенок вырастет и уйдет из семьи, — ведь этого просто не произойдет», — говорит психолог.

Плюсы и минусы. Обаятельный и непосредственный, он обладает уверенностью в себе, по крайней мере внешней, которая легко открывает ему двери и сердца окружающих. Но за легкостью и обаянием, как правило, ничего не стоит, поэтому немногие хотят развивать отношения с таким человеком. «Ребенок не может быть на равных со сверстниками, поскольку никак не может повзрослеть, все время ждет, что его будут опекать, — отмечает Татьяна Бедник. — Такие дети часто подвержены чужому дурному влиянию, потому что не способны думать самостоятельно».

Какова ваша роль в семье?

Все семьи индивидуальны, и у каждой есть своя система ценностей, свои ритуалы и традиции, однако та роль, которую мы играем в собственной семье, не бывает случайной. Благодаря открытиям психоанализа, семейной психологии и психогенеалогии сегодня мы знаем, что семья, в которой мы родились и частью которой остаемся всю жизнь, может неосознанно навязать нам определенную модель поведения. Мы можем оказаться в роли старшего брата, который обязан подавать пример, или младшей сестры, которой приходится быть на вторых ролях. В роли матери, которая должна за всем следить и все успевать, или же отца, облеченного авторитетом. Эти установки передаются из поколения в поколение и формируют семейные стереотипы. С самого рождения мы слышим фразы, порой совершенно невинные, которые могут влиять на всю нашу последующую жизнь. Бабушка, склонившись над кроваткой, восклицает: «Какой же беспокойный, ты еще с ним намучаешься!» или: «Ну вот, дорогая, теперь одинокая старость тебе не грозит!» Так возникают самые первые ярлыки – «беспокойный» или «опора в старости», с которыми ребенку предстоит жить.

Сменить амплуа

Ярлык, который «прилип» к ребенку в детстве, может повлиять на его личность, а тем самым и на его будущее. Утверждения вроде «Ты все делаешь наперекор» или «Ты думаешь только о себе», на которые мы почти не обращаем внимания, оказываются записанными в книгу нашей судьбы.

Иногда ярлык нам не мешает или по крайней мере помогает нашей личности сформироваться. Но что если однажды мы захотим отказаться от роли, которую играем с детства? Тогда нарушается равновесие в семье, и наши родные, каждый по-своему, неосознанно стараются вернуть все на круги своя… Из плена давно сложившихся правил вырваться непросто, но ничего невозможного в этом нет.

Чаще всего желание освободиться от ярлыка и сыграть по своим правилам возникает в отрочестве. Такое здоровое стремление к самостоятельности может поколебать семейную лодку, но избавиться от ярлыка во взрослом возрасте еще труднее, и уж тогда работа над собой становится насущной необходимостью.

Если вы хотите понять, по каким правилам живет ваша семья и какая роль в ней отводится вам, если вы не хотите подчинять свою жизнь семейным схемам (иногда совсем не комфортным) или хотите сменить свое семейное «амплуа», ответьте на вопросы нашего теста – и вы сделаете первый сознательный шаг в нужном направлении.

РОЛЬ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Волосова Я.И.

РОЛЬ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

г. Тамбов
[email protected]

В современном обществе роль семьи несравнима по своей значимости с другими социальными институтами. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Наиболее крупный вклад в исследование проблем семьи в российской науке внесли: С.В. Дармодехин (государственная семейная политика), А.Г. Харчев (теория), М.С. Мацковский (методология и методика), А.И. Антонов (рождаемость), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С. Голод (стабильность семьи), В.А. Борисов (потребность в детях), Д.Я. Кутсар (качество брака), Н.Г. Юркевич, М.Я. Соловьев, С.С. Седельников (мотивы и причины развода), Л.А. Гордон, Э.В. Клопов (жизненный цикл семьи), И.А. Герасимова (демографическая типология семей), В.Л. Ружже (типология семейных групп), Г.А. Вишневский (исторические типы рождаемости), И.В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), А.Г. Волков (ожидаемая продолжительность брака), Н.В. Малярова (типология супружеских конфликтов), Т.Ж. Гурко (молодая семья), Э.К. Васильева (типология видов жизнедеятельности семьи), В.Б. Голофаст (функции семьи), И.С. Кон (сексуальное поведение), Е.М. Черняк (социология семьи), Т.В. Шеляг, А.Н. Семиков, И.А. Солодовникова (объект социальной работы), З.А. Янкова (городская семья) и другие исследователи.

Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования, а также длящийся в настоящее время мировой финансовый кризис весьма болезненно отразились на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.

Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества, и с точки зрения перспектив его развития, его обновления особую социальную ценность имеет именно молодая семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и демографических перемен.

Молодые семьи – это динамичная и легко реагирующая на различные социально-экономические изменения часть общества. Состояние данной категории населения во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада. Молодые семьи аккумулируют на себе ряд достаточно сложных проблем, являющихся следствием всесторонних перемен последних десятилетий.

На основе различных обследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей, что составляет приблизительно одну пятую часть от общего числа семей.

От того, какие стартовые возможности в современной России в условиях кризиса имеют молодые семьи, какие им предоставлены альтернативы решения проблем, во многом зависят состояние и развитие различных сфер общества через одно — два десятилетия, что доказывает необходимость особой концентрации внимания именно на состоянии данной категории населения и демонстрирует актуальность ее проблем и их возможных способов решения.

Современная семья переживает сложный этап эволюции — переход от традиционной модели к новой. Существенно меняется роль семьи: 67% составляют простые семьи, состоящие из супружеской пары с детьми или без них. Число родившихся в таких семьях не позволяет обеспечить простое воспроизводство численности населения. Растет число детей, родившихся вне брака. Сокращается число заключенных браков, большинство разводов приходится на молодые семьи. Число семей, где расторгнут брак, но есть дети, составляет почти 70% от общего числа. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. С каждым годом увеличивается количество гражданских браков, где лидирующее положение занимают молодые пары. Количество молодых людей в возрасте до 16 лет сократилось на 3 млн., т.е. почти на 10%. Детское население страны составляет в настоящее время около 37 млн. человек. В ближайшие 2-3 года детей в школах станет на 33% меньше. В 2009 г. число выпускников составит 1,3 млн., а количество мест для приема в вузы и учреждения профтехобразования — 1,7 млн.

По данным социологического Левада-центра, на вопрос: «Что в вашей семье «не так»?» были получены следующие ответы:

  • низкие доходы — 69%;
  • плохое здоровье — 29%;
  • бытовые трудности — 17%;
  • усталость- 16%;
  • опасение потерять работу — 14%;
  • безысходность и плохое жилье — 12%;
  • невозможность дать детям хорошее образование — 9%;
  • нехватка свободного времени — 8%;
  • пьянство, наркомания — 2%;
  • плохие взаимоотношения в семье — 2%;
  • затруднились ответить — 9% .

В связи с этим многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.

Роль семьи в формировании личности ребёнка

Семья для ребёнка – это не только место его рождения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание – позитивным или негативным зависит от семьи.

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Под стилями семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребёнку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

 В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный. Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребёнка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние: тип темперамента родителей, их совместимость, традиции, на которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании ребёнка, их образовательный уровень, нравственные устои семьи.

        Семья всегда играет кардинальную роль в формировании личности ребёнка, обладая большими возможностями. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Только в тёплой, дружной атмосфере семьи зарождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать какие их родители, в какой семье они растут и воспитываются. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Но, несмотря ни на что, нужно трепетно относиться к такой ранимой, податливой детской душе, серьезно подходить к процессу воспитания.

      Жизнью доказано, что беды у детей, а потом и у взрослых  – результат ошибок семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своих детей. Ведь для ребенка важно, чтобы его любили таким, какой он есть.

 Если:

Ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).

Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным).

Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины).

Ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других).   

Ребенка хвалят, он учится … (быть благородным).

Ребенок растет в честности, он учится … (быть  справедливым).

Ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей).

Ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя).

Ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым).

Живет в понимании и дружбе, он учится … (находить любовь в мире).

      Но и родительская любовь бывает разной: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Это разновидности уродливой любви. По этому поводу выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей».

      Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. К чему она может привести? Ребенок, в принципе, не ведает о таких понятиях, как «можно», «нельзя», «надо». Ему все дозволено. С годами у него складывается твердое убеждение, что он приносит радость всем окружающим уже одним тем, что он есть.

      Еще страшнее любовь деспотическая. С малых лет у ребенка извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить людям. Из-за постоянных придирок, упреков родителей ребенок ожесточается. Нетрудно догадаться, что вырастет он черствым, бездушным.

      Атмосфера духовной пустоты, убожества царит в семье, в которой родители откупаются от своих обязанностей. Они считают, что их долг заключается в обеспечении материальных потребностей своих чад. К сожалению, когда ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, сердца их закрыты для ласки, сострадания, милосердия.

      Родители в жизни ребенка  играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они  ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. Семья является не только объектом, но и субъектом своего развития и самостоятельного решения своих проблем. У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Реальные поступки – вот что формирует поведение ребенка, а не только слова и  нравоучения.

      Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, и только потом школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей.  

Психолог  МБОУ СОШ №49  🙂

для связи: [email protected]

Роль семьи в формировании личности ребёнка

Быть ребенком – трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа – расти: открывать мир, узнавать людей, учиться любить. Многие наши беды от того, что мы не понимаем, не уважаем, не чувствуем этой сложности. Мы часто оставляем их один на один с огромным миром, который они еще не успели понять.

Чтобы правильно воспитывать ребенка, надо очень хорошо его знать. Для этого надо уметь замечать те мелочи в поведении детей, которые проливают свет на зарождающиеся черты характера; чутко улавливать изменения в мыслях; чувствовать тончайшие перемены в настроении.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек, и в более  старшем возрасте оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Семья для ребёнка – это не только место его рождения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание – позитивным или негативным зависит от семьи.

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный. Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребёнка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние: тип темперамента родителей, их совместимость, традиции, на которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании ребёнка, их образовательный уровень, нравственные устои семьи. 

Семья всегда играет кардинальную роль в формировании личности ребёнка, обладая большими возможностями. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Только в тёплой, дружной атмосфере семьи зарождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать какие их родители, в какой семье они растут и воспитываются. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Но, несмотря ни на что, нужно трепетно относиться к такой ранимой, податливой детской душе, серьезно подходить к процессу воспитания. 

Жизнью доказано, что беды у детей, а потом и у взрослых  – результат ошибок семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своих детей. Ведь для ребенка важно, чтобы его любили таким, какой он есть.

Если:

  • Ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).
  • Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным).
  • Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины).
  • Ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других).  
  • Ребенка хвалят, он учится … (быть благородным).
  • Ребенок растет в честности, он учится … (быть  справедливым).
  • Ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей).
  • Ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя).
  • Ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым).
  • Живет в понимании и дружбе, он учится … (находить любовь в мире).

Но и родительская любовь бывает разной: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Это разновидности уродливой любви. По этому поводу выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей». 

Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. К чему она может привести? Ребенок, в принципе, не ведает о таких понятиях, как «можно», «нельзя», «надо». Ему все дозволено. С годами у него складывается твердое убеждение, что он приносит радость всем окружающим уже одним тем, что он есть. 

Еще страшнее любовь деспотическая. С малых лет у ребенка извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить людям. Из-за постоянных придирок, упреков родителей ребенок ожесточается. Нетрудно догадаться, что вырастет он черствым, бездушным. 

Атмосфера духовной пустоты, убожества царит в семье, в которой родители откупаются от своих обязанностей. Они считают, что их долг заключается в обеспечении материальных потребностей своих чад. К сожалению, когда ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, сердца их закрыты для ласки, сострадания, милосердия. 

Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они  ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным.

Памятка для родителей:

НУЖНО:

  • Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
  • Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
  • Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
  • Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
  • Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
  • Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
  • Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

  • Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
  • Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
  • Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.
  • Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
  • Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
  • Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
  • Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, педагогов, бабушек и дедушек!

Все это очень важно для формирования у ребенка уважительного отношения к семье, потребности знать свои корни, понимания необходимости теплых отношений между родственниками. Все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь. Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям, сколько раз в течение дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали свое неудовольствие, раздражение? Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: доброжелательность, оптимизм, способность к состраданию, сочувствию.

Ежегодно, по результатам психологического обследования  с печалью отмечаешь, что дети в утвердительной форме говорят, что их родители от случая к случаю интересуются школьной жизнью своего ребенка, Есть и такие родители, которые отдали ребенка в школу – «камеру хранения» и забыли про него, пусть и воспитывают. Эти неутешительные показатели растут из года в год по самоаттестации ситуации в семьях. Но на радость всем, есть родители, которые живут совместной жизнью ребенка, знают все его радости и горести всегда рядом и являются примером. В такой родительский дом всегда хотят возвращаться уже взрослые дети и со своими семьями.

В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. Семья является не только объектом, но и субъектом своего развития и самостоятельного решения своих проблем. У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Реальные поступки – вот что формирует поведение ребенка, а не только слова и  нравоучения. 

Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, и только потом школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей!

Роль семьи в сохранении психического здоровья человека

С 1993 года ежегодно 15 мая отмечается Международный день семей, провозглашенный резолюцией Генеральной ассамблеи ООН, с целью обратить внимание общественности на проблемы семьи.

По определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье, – это состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Семья играет важную роль в становлении, поддержании и сохранении этого благополучия. Семья является первым и самым близким социумом, в котором удовлетворяются важные потребности человека. Представления о своей роли в обществе изначально человек получает в семье, осваивая социальные роли и образцы поведения. Кроме того, семья является малой группой, в которой человек общается, учится взаимодействовать с другими людьми, договариваться, находить общий язык, преодолевать конфликты, тренирует свою стрессоустойчивость.

В семье человек чувствует себя более защищенным, удовлетворяются его потребности принадлежности и любви, уважении, почитании, общении с близкими и значимыми людьми. Семья обеспечивает человеку надежный тыл и досуг, что позволяет человеку эффективно справляться со своими рабочими обязанностями, часто наличие семьи мотивирует человека на работу.  Благоприятный психологический микроклимат, возможность получить психологическую поддержку — еще один важный ресурс семьи. Продолжительность и качество жизни у семейных людей выше, чем у одиноких.

В семье человек учится делать что-то для других, для близких и общества в целом, вносить посильный вклад в жизнь своего сообщества и чрез это реализовывать свой жизненный потенциал.

Таким образом, семья является важным социальным институтом общества, в котором человек формируется как личность, удовлетворяются его важные потребности. Но иногда семья сталкивается со сложными обстоятельствами, проблемами и не может гармонично функционировать, эффективно решать свои задачи, если справиться с этими трудностями самостоятельно не получается, то можно обратиться к специалистам — семейному психологу или психотерапевту.

Медицинский психолог 24 отделения Малинина Н.С.

 

Какую роль вы играете в своей семейной системе? — Откровенно

5. Потерянный ребенок

Потерянный ребенок невидим. Они тихие, покорные, уступчивые и проводят много времени в одиночестве. Они держатся подальше от семейной драмы, поэтому кажутся «хорошим» или «легким» ребенком.

Они кажутся податливыми и уравновешенными, но часто очень застенчивы, нерешительны, не склонны рисковать и не имеют важных социальных навыков. Потерянный ребенок также имеет тенденцию уходить от реальности, потому что он всегда просто отталкивал свои собственные чувства, что мешает им строить интимные отношения.

Как развивается эта роль:

Ребенок развивает эту роль, когда он пытается избежать семейной драмы, удаляясь и полностью удаляя себя из уравнения. Они не хотят усугублять семейное неблагополучие, поэтому учатся становиться невидимыми. Вместо этого они позволяют себе потеряться в книгах, телешоу, фильмах и фантазиях как способ справиться и способ исчезнуть. Ребенок также становится Потерянным ребенком, когда он перестает предъявлять какие-либо требования к своим родителям и перестает выражать свои потребности, потому что не хочет создавать стресс для семьи или родителей.

КАК ИЗМЕНИТЬ СВОЮ РОЛЬ

Это лишь некоторые из многих ролей, которые мы выполняем в наших семьях. Но. Они не статичны. На самом деле они не совсем… настоящие. Это роли внутри системы — они были возложены на нас или использовались в качестве механизмов преодоления дисфункции, но они не являются «тем, кто» мы.

Как только мы поймем эти роли и узнаем свои модели, а также модели нашей семьи, эти роли могут стать инструментами для лучшего понимания нашей жизни и наших отношений.И если эти роли нам не служат, мы должны придумать, как освободиться от них. Это может быть через терапию или установление границ.

Но лучший способ освободиться от этой роли — это дифференциация, что означает научиться определять себя и свою идентичность как отдельные от нашей исходной семьи. Это признание того, что наше самоощущение не ограничивается тем, что создано нашей семьей.

Часто наши роли развивались из-за того, что семейная динамика и дисфункция полностью поглотили наши собственные индивидуальные потребности — мы рассматривали себя как часть неизменной единицы.Доктор Лиза Файерстоун, клинический психолог, объясняет, что «люди воспринимают точку зрения своих родителей или опекунов как свою собственную на столь раннем этапе жизни», поэтому «возможно, что чувство, которое они испытывали к тому, что кажется вечным или вечным. отношение, которого они давно придерживаются, даже не является их реальным чувством или отношением ».

Научившись различать себя, мы не только меняем то, как мы видим себя и как мы формируем свою личность, но и со временем мы можем изменить семейную динамику. Сначала это может быть беспорядочно; наши братья, сестры и родители могут привыкать к нам как к Черной овце или Талисману, поэтому, когда мы перестанем придерживаться моделей поведения, отражающих эти роли, они могут быть сбиты с толку, обижены и сопротивляться.

Но в конечном итоге, если мы перестанем пытаться снять напряжение с помощью юмора или перестанем отвлекать всех своими достижениями, у нас могут быть более подлинные, значимые и правдивые отношения с нашими семьями, нашими партнерами, самими собой.

Смена ролей в семье

Когда член семьи получает травму или заболевает, другие члены семьи часто берут на себя дополнительные роли. Например, если отец, который всегда работал во дворе, теперь находится в доме со сломанной ногой, старший ребенок может работать во дворе.Эти изменения обычно временные, так как папа любит работу во дворе и хочет заниматься ею снова.

Изменения в семейных ролях, подобные описанной выше, происходят после травмы спинного мозга, но обычно они , а не временные. Смена ролей дается тяжело, когда в ней участвует супруга или партнер. Это может изменить отношения, когда один человек будет чувствовать себя обманутым в отношении внимания, поддержки и помощи другого. Когда один член пары получает травму, другой становится ответственным за физическую и эмоциональную поддержку пары.

Некоторые говорят, что забота о травмированном партнере смещает их роли в большей степени в отношения между родителями и детьми, а не на отношения между двумя взрослыми.

Важно помочь детям понять, что остальная часть семьи должна будет внести свой вклад, чтобы заполнить пробел, оставленный пострадавшим. Если можете, дайте им список задач, которые необходимо выполнить, и позвольте им выбрать задачи, которые им нравятся (или ненавидят меньше всего!). Иногда, когда нужно что-то делать быстро, поручайте каждому конкретную задачу.

Хвалите их за хорошо выполненную работу. Помните, что они дети, и им нужно время, чтобы поиграть, побыть с друзьями и не думать, что они должны вести себя как взрослые.

Хотя смена ролей часто бывает сложной, в результате может произойти много хорошего. Семьи могут научиться работать вместе и лучше поддерживать друг друга. У детей может появиться уверенность, когда они будут изучать новые задания Семьи могут обнаружить, что жизнь по-прежнему может быть веселой, даже если она отличается. Чтобы достичь этого, нужны терпение, понимание и командная работа!

Наконец, некоторые семьи откладывают жизнь на потом, ожидая, когда все вернется к тому, как было раньше.Даже в лучшие времена жизнь никогда не будет такой, как была раньше. Не только человек, но и вся семья пережили большое событие, которое как-то всех меняет. Возвращение к повседневной жизни часто помогает семьям сохранять хорошую поддержку, которая возвращает в жизнь удовольствие.

Роли в семье — Изучение своего разума

Несмотря на многочисленные технологические и научные достижения в области фертильности и репродукции, дети все же рождаются от отца и матери. Ребенок выживает, только если о нем заботится семья.Эта структура определяет роли в семье, которые важны для психологического развития.

Последнее обновление: 21 июля, 2020

Семья — это организованная система и основное ядро ​​общества. Другими словами, это коллектив с правилами, ценностями и определенными стандартами поведения. В семье также есть иерархия и роли. Все это также отражается в обществе.

То, как члены семьи относятся к остальному обществу, определяет, как они относятся друг к другу.У каждой семьи есть набор руководящих принципов о том, что правильно, а что неправильно, и, как правило, они передают эти идеи своими действиями. У них также есть определенные представления о том, что должен делать каждый член семьи. Так определяются роли в семье.

Определение каждой роли и того, как она играет в семье, очень важно для психического здоровья каждого. Совершенно необходимо установить чистые и здоровые связи. Это может показаться очевидным, но в наши дни все не так просто.В результате получается общество, в котором иерархия, авторитетные фигуры и границы эго не ясны.

Основные роли в семье

Среди семейных ролей самая основная и решающая роль — супружеская роль. Кроме того, со временем он может сильно сбивать с толку. Он состоит из рассматриваемой пары и состоит из множества пространств без детей, таких как сексуальность, семейные решения, эмоциональная связь между партнерами и т. Д.

Затем у вас есть материнская и отцовская роли.Определение этих ролей во многом зависит от культурного контекста, но есть некоторые общие элементы, которые вы видите практически в каждой культуре:

  • Материнская роль в основе своей эмоциональна. Его функция — обеспечивать защиту и поддержку ребенка.
  • Отцовская роль, с другой стороны, находится в середине матери и ребенка. Он расширяет границы диады мать-дитя и отмечает границы дозволенного.

Другими ролями в семье являются родственная и дочерняя роли. Первый — между братьями и сестрами и служит цели создания основы для отношений сотрудничества между сверстниками. Во-вторых, у детей есть узы со своими родителями. Это связано с уважением к иерархии и усвоением значения авторитета.

Проблемы с супружеской ролью

До сих пор мы описывали теоретические основы семейных ролей. Однако в реальной жизни они не всегда так выглядят. Если родители отказываются от своей роли и позволяют своим детям войти в их сферу, последствия могут быть серьезными.

Как правило, дети, ставшие свидетелями конфликтов между родителями, испытывают чувство вины и беспокойства. Серьезность последствий для детей зависит от накала конфликтов. Во всех случаях один или оба родителя теряют часть своего авторитета во время этих конфликтов.

Детям тоже нехорошо видеть, как их родители выражают себя сексуально. Это может их сбить с толку. В зависимости от того, сколько лет детям и сколько у них информации, это может их напугать, возбудить или расстроить.Последствия разнообразны, но обычно они мешают нормальному развитию.

Материнская и отцовская роли

Родители играют наиболее важную роль в семье. Сначала как пара, а потом как мать и отец. Все эти роли связаны друг с другом. Идеальная материнская роль — это «кормящая мать», которая заботится о своем ребенке и предлагает нежность, физическую привязанность и эмоциональную поддержку.

Однако некоторые женщины превращают своих детей в единственный объект любви.Они игнорируют или унижают отца и создают со своими детьми собственнические и чрезмерно заботливые узы. Также отсутствуют матери, которые вообще не будут создавать никаких связей со своими детьми. В любом случае эмоциональные эффекты одинаково разрушительны.

Фигура отца или отцовская роль обычно устанавливает руководящие принципы приемлемого поведения. Отец — третья фигура, регулирующая симбиоз матери и ребенка. Он «спасает» ребенка от привязки исключительно к материнской вселенной.

В наши дни общество склонно недооценивать слово «отец» и отцовскую роль. Отсутствующий отец или отец, который слабо исполняет свою роль, будет с трудом определять границы со своим ребенком. Дети отцов такого типа обычно не знают, каковы их пределы.

Это может вас заинтересовать …

Роль героя в семье

в Центре восстановительной терапии в пятницу, 28 февраля 2020 г.

Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ (SUD), влияет не только на человека, страдающего этим заболеванием, но и на всю семью.Эти отношения очевидны, если посмотреть на роли, которые берут на себя члены семьи, чтобы попытаться сбалансировать семейную динамику. Поскольку пристрастие к наркотикам или алкоголю — это неспособность бросить пить или употреблять наркотики, изменение поведения и ухудшение личных отношений и эмоциональной реакции, семейная ячейка сильно страдает. Семейные связи, физическое здоровье, психическое здоровье и финансы — все это нарушается SUD внутри семьи. Часто члены семьи даже не осознают, что у них развиваются дисфункциональные поведенческие модели, чтобы справиться с SUD члена семьи.Этому развитию подвержены дети и взрослые.

Герой

Герой часто делает вид, что все хорошо и хорошо. Чаще всего эта роль принадлежит старшему ребенку в семье. Глядя на героя, большинству людей будет трудно заметить, с чем они имеют дело в своей семье и домашней жизни. Они достигают этого, совершая добрые дела и успехи вне дома. Герой, как правило, перфекционист, самодостаточен и чрезмерно ответственен.Чаще всего они вступают в спортивные команды, внеклассные клубы и преуспевают в образовательной работе. Они также могут вести успешную трудовую жизнь, начать работать в молодом возрасте и получить хорошую работу после окончания учебы.

Проблема с этой ролью — во избежание проблем. В основном герой лжет себе и всем остальным о том, что происходит. Поэтому герой может никого не подпускать слишком близко. Они не могут приглашать друзей в свой дом из страха раскрыть правду своей жизни.Таким образом страдают их межличностные отношения. Кроме того, друзья могут начать осознавать такое поведение избегания и начать задавать вопросы о них.

Вы оказались в ловушке неблагополучной семейной роли и ищете помощи?

Герой в основном носит маску для внешнего мира, которая рисует более позитивную картину их домашней и семейной жизни. Поскольку они так много работают вне дома, чтобы поддерживать имидж своей семьи «идеальной» и изображая образ «золотого ребенка», они могут сделать все, что в их силах, чтобы исправить дисфункцию, которая происходит внутри дома.Следовательно, этот человек может изо всех сил пытаться соответствовать статусу, который он установил за пределами дома, и может даже взять на себя родительские роли по отношению к младшим братьям и сестрам. Выполнение этой роли может привести к психологическим проблемам в более позднем возрасте, поскольку такое поведение может привести к тому, что человек будет скрывать свои черты внутри себя.

Расположенный в Сентенниал, штат Колорадо, Restoration Therapy работает с пациентами, которые борются с зависимостью, нарушениями интимной близости и травмами и обращаются за лечением. Восстановительная терапия предлагает индивидуальную и групповую терапию, семинары, психолого-педагогические занятия и многое другое.Для получения дополнительной информации звоните нам по телефону (720) 446-658

О Центре восстановительной терапии

Какова роль семьи в обществе?

В то время как дети позже учатся навыкам, ценностям и этике из других мест, таких как школа, работа и друзья, семья — это первое место, где они получают чувство морали и то, что считается правильным и неправильным. Дети подвергаются влиянию своих родителей, братьев и сестер, если они есть, а также своих бабушек и дедушек и других членов расширенной семьи.Благодаря частому взаимодействию с членами семьи дети учатся подражать убеждениям своих родителей о том, что является похвальным, приемлемым и прискорбным поведением в обществе в целом. Ценности, которые семьи прививают детям, формируются по-разному, включая личное воспитание родителей, их географическое положение и религию.

Типы семей Во всем мире семейные структуры и семейные ценности в значительной степени формируются более широким сообществом и даже государством, регионом или страной, в которой находится семья.Тип семьи, в которой воспитывается ребенок, также формирует его или ее ценности, которые, в свою очередь, влияют на то, как ребенок взаимодействует в обществе и каковы его или ее представления о гендерных ролях. Матрилокальная семья, например, — это нуклеарная семья, возглавляемая женщиной без присутствия или участия отца-мужчины. Дети, выросшие в этой среде, могут более благосклонно воспринимать роль женщин как вносящих вклад и равных членов общества. Дети, выросшие в традиционных патриархальных условиях, напротив, могут развить убеждение, что мужчины являются лучшими и естественными кормильцами для своих семей.Эти условия, в свою очередь, определяют то, как дети реагируют на роль мужчин и женщин в рабочей силе и в домашних условиях.

Биологические роли семей В обществах семейные ячейки выполняют как биологическую, так и социологическую функцию. С биологической точки зрения воспроизводство, которое создает семьи, заставляет их вносить непосредственный вклад в рост и будущую преемственность окружающих их обществ. Со временем роль и функции человека в семье меняются, чтобы приспособиться к этим обязательствам по продолжению развития окружающего общества.Новорожденный ребенок, например, начинается в своей семье как существо, о котором заботятся и о котором заботятся другие, старшие члены семьи. По мере взросления ребенок начинает брать на себя такие обязанности, как домашние дела и задачи.

Детей также учат надлежащему поведению, социальным нормам и этикету, когда они начинают взаимодействовать с окружающим обществом. Когда дети вырастают, они в конечном итоге идут по стопам своих родителей, бабушек и дедушек, становясь опекунами и кормильцами. В конечном итоге они берут на себя роль своих родителей иметь собственных детей и, в свою очередь, передают те же самые черты, ценности и моральную этику, которые передали им их родители.У детей также развиваются некоторые из собственных ценностей и этики, основанные на влиянии личной жизни, таком как работа, религия и друзья.

Религия Еще один фактор, влияющий на роль семьи в обществе, — это религия. Католические семьи, например, воспитывают своих детей, чтобы они приняли верования, исторически связанные с католической религией. Религиозные учения являются частью жизни ребенка в процессе взросления, и он или она, в свою очередь, применяет эти ценности во взаимодействии с членами сообщества, коллегами по работе и другими членами общества.

Каждый должен сыграть свою роль в создании наследия вашей семьи.

Было сказано, что лидерство — это не сила, а ответственность.

Сильные семьи возглавляют те, кто готов взять на себя ответственность за установление стандартов, укрепление ценностей, наставничество и принятие решений. Сильные лидеры также признают, что каждый играет важную роль в защите семейного наследия.

Это особенно верно, когда речь идет о планировании наследия, которое лучше всего можно охарактеризовать как искусство и наука защиты активов и наследия вашей семьи.

Планирование наследия — это процесс, который включает 12 важных элементов, один из которых — определение «ролей», необходимых для успеха семьи.

Вот почему роли важны в прочной семейной структуре и почему у каждого есть своя роль.

Роль для каждого

В некотором смысле успешные семьи похожи на успешный бизнес. Оба состоят из людей, готовых взять на себя определенную роль, чтобы выполнить определенные задачи, которые помогают семье или бизнесу работать и двигаться в правильном направлении.

Некоторые должности лучше выполнять людям с особыми лидерскими качествами, обширным опытом и зрелостью — например, патриархом или матриархом, генеральным директором или президентом.

Это роли, которые наиболее очевидны для сторонних наблюдателей. Но на самом деле у каждого есть своя роль.

В семейной структуре патриарх и матриарх обычно принимают все основные решения; они генеральный директор семьи, если хотите. Но в успешной семье каждый играет роль в принятии финансовых решений, даже маленькие дети.

Вовлечение маленьких детей в процесс принятия финансовых решений в раннем возрасте готовит их к тому, чтобы по мере взросления вносить больший вклад в общее здоровье семьи. Например, планируя семейную поездку, вы можете представить сценарий альтернативных затрат для детей и внуков — если мы это сделаем, мы этого не сделаем …

Молодое поколение начнет понимать, откуда берутся деньги (нет, они не растут на деревьях, и родители не являются их личными банкоматами). Они также научатся понимать ваши ценности (иногда время с семьей важнее дорогих поездок).И они поймут мыслительный процесс, связанный с принятием финансовых решений.

По мере того, как дети и внуки растут, они могут играть более важную роль в принятии финансовых решений, а также в планировании и общении. Позволение каждому играть настоящую роль помогает обеспечить процветание семьи в хорошие времена и противостоять плохим.

Роль лидеров семьи

Принятие важных финансовых решений — не единственное, что делают руководители семьи. Они также побуждают всех принять участие, принять роль и отнестись к ней серьезно.

Это включает в себя помощь членам семьи в выявлении их сильных сторон и интересов, а затем воодушевление членов семьи на их использование для улучшения семьи. Это включает обеспечение того, чтобы каждый член семьи имел право голоса при принятии решений, и уважение того, что мнения не всегда могут совпадать с тем, что думают другие. Это подразумевает поощрение открытого и честного общения — всегда.

Именно благодаря процессу подлинного общения, обучения и наставничества семейные ценности со временем конкретизируются, развиваются и активизируются.

Этот процесс также позволяет руководителям семей определить тех, кто их заменит — тех, кто когда-нибудь возьмет на себя роль руководителей семьи через настоящую передачу руководства.

Важность определения ролей

В большинстве семей люди берут на себя роли, даже не задумываясь об этом. Некоторые люди выступают, потому что никто другой не сделает этого. Другие делают это, потому что ищут власти. Некоторые рождены, чтобы вести.

В успешных семьях, приверженных планированию наследия, есть руководители, которые помогают людям найти те роли, которые они хотят играть.

Определенные роли помогают семьям защищать как свои активы, так и свои ценности для многих будущих поколений.

Семейные роли — культура и ограничение ролей, личная идентичность и роли, ролевые ожидания и требования — пол, история, пол и социальные связи


На протяжении всей истории выживание людей зависело от семьи и системы родства. Эта зависимость позволяла и требовала, чтобы они соответствовали ожидаемым семейным ролям в зависимости от их жизненных обстоятельств. Это дало семье сильный контроль над своими членами, обстоятельство, которое меняется в современном мире, потому что людям больше не всегда нужны семьи для экономического выживания.

Преднамеренные и непреднамеренные силы во всем мире продолжают вносить важные изменения в семейные роли, ожидания и практику. Например, недавнее исследование в различных условиях переосмысливает историческую роль женщин в Египте (Watterson 1998), среди викингов (Jesch 1996), в средневековой Европе (Lewis et al. 1999) и среди коренных американцев (Klein and Ackerman 1995). . Индустриализация, урбанизация и глобальная экономика, а также их коммуникационные системы проникают в семьи нации, меняя место и образ жизни мужчин и женщин, как часто и когда у них рожают детей и как они работают.Мировое гражданство, глобальная космополитическая культура и международные конференции меняют гендерные роли. Но смена ролей не является однонаправленной и может стать более узкой или разнообразной.

Социальные роли зависят от назначенных и достигнутых мест в различных социальных условиях, включая работу, политику, религию и семейную деятельность. В разных культурах гендер является важным приписываемым социальным положением среди них (Goody 1996). В прошлом половая роль была обычным обозначением действий, основанных на принадлежности к мужчине или женщине. Гендерная роль сейчас используется чаще, потому что она кажется менее строгой, чем половая роль. Оба термина продолжают использоваться как синонимы.

Социальная роль применима к семье по-разному, но изучение ролей взрослых затруднено из-за условий жизни в семье. Семейные роли существенно различаются в семьях с одним родителем, с двумя родителями и с несколькими родителями в зависимости от сочетания лиц по полу. Нации по-разному определяют, что составляет семейную ячейку в своих законах.Доиндустриальные культуры чаще предписывали или разрешали супружескую ячейку с одним мужчиной и более чем одной женщиной (полигиния), и реже — ячейка с одной женщиной и несколькими мужчинами (полиандрия). Статус мужчины или женщины частично отражал количество супругов у каждого (Кэссиди и Ли, 1989). Мужчины с более высоким статусом, как правило, имеют больше жен. Социальный контекст этих разных семейных условий жизни диктует разные права и обязанности в зависимости от пола (Dodoo, 1998).Модернизирующиеся общества имеют тенденцию к уравниванию гендерного статуса и власти.

Несколько терминов определяют основные аспекты социальных ролей, и эти измерения обсуждаются в обширной литературе (Farmer 1992). Одно из измерений — это расположение ролей. Общие названия определяют местоположение семейной роли, например, мать, отец, дочь, сын, дядя или тетя. Эти титулы определяют общий статус и пол людей в семье. Следовательно, эти титулы отражают семейные права и обязанности, обязанности и привилегии, власть и авторитет.Гендер важен для проведения социальных различий, потому что семьи часто передают богатство и собственность по полу, что делает пол человека фактором, определяющим семейный статус.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *