Развитие ответственности – Воспитание и развитие ответственности — Психологос

Содержание

Воспитание и развитие ответственности — Психологос

Фильм «Майор Пэйн»

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?

Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии — воспитать.

Ответственность чаще берет на себя тот, у кого есть представление об ответственности, представление о том, что от меня в ситуации конкретно требуется, что от меня ждут. Кроме этого, важна способность это сделать (наличие необходимого опыта, умений и навыков), наличие привычки это делать или наличие той или иной мотивации. Воспитание ответственности — привитие вначале способности, а потом желания и привычки брать на себя трудные моменты жизни. Как любой навык, навык ответственности нуждается во внешней поддержке и в умении (готовности) человека учиться — как на своих, так и на чужих ошибках.

Ответственным — не рождаются, ответственным — становятся. Общая техника безопасности: развивать ответственность нужно и правильно, важно только помнить, сколько ответственности в какой ситуации правильно взять на себя. Развитие ответственности — давать (себе или другому) все время возрастающие нагрузки, сохраняя при этом каждый раз успешность. Развивая желание и способность нести груз ответственности. Держать общее направление поможет статья Уровень личной ответственности

Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки. Приемы:

  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить — бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.
  • Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться. Смотри видео «Кадет Стоун, принимайте управление взводом!»
  • Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность.
  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более бестолковый, чем ты — но все-таки брат. Результат — беру за него ответственность. История Как я решил стать завхозом…
  • Не забыть взять ответственность на себя помогает фоновое: «Если бы я любил». Отвечать за близких и любимых людей естественно, такая ответственность не висит грузом и не давит, а воспринимается легко. Осуществляется просто: каждый раз, когда произошло что-то неприятное или трудное спрашивать себя — а если бы рядом был бы мой отец? мой брат? мой близкий друг? как бы я тогда поступил? и дальше поступать созвучно своим ответам.
  • Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Как развивать ответственность — Лайфхакер

Подводя итоги закончившегося октября, я с сожалением вынужден признать, что мне не хватило ответственности. К сожалению, руководства по развитию этого качества для взрослых в интернете я не нашел. Поэтому пришлось писать руководство самому себе.

Надеюсь, оно поможет и вам.

Как развивать ответственность, кролик показывает язык ёжику
Сначала давайте разберемся, а что такое ответственность? Словарь дает такую трактовку: «субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия». На йоге, где одна из ценностей — это осознанность жизни, мне говорили, что слово «ответственность» идет от корня «вед» и обозначает «

ведаю, что творю». Звучит красиво, но лингвисты говорят, что корнем является ветео (совет), которое уходит к βουλή, что с древнегреческого означает воля. Вот как раз воля — это способность сознательно управлять своей жизнью. Так что тренер по йоге был близок к истине.

Учитесь признавать свои ошибки. Это, наверно, самое сложное. В тот момент, когда тебя хвалят или благодарят, каждому из нас это приятно. Только вот когда мы слышим критику или порицания, то ведем себя совсем по-другому. Очень трудно не начать обороняться, стараясь сделать виноватым другого. А ведь куда правильнее сказать «Извини» и описать в чем именно ты раскаиваешься. Как раз тут ты развиваешь понимание поступков.

Еще сложнее извиниться, если тебя уличили во лжи. Ведь тогда надо будет сказать правду, а не просто предложить пути разрешения ситуации.

Проводите границы ответственности.

Очевидно, что вы не можете быть в ответе и за всех, и за всё. Поэтому регулярно стоит размышлять, а где проходит граница? Мы каждый в ответе в первую очередь за себя. Поэтому на этом примере давайте попробуем провести границы.
Попробуем ответить на вопросы:

  • Кто отвечает за мои мысли, поступки, слова? Однозначно я сам.
  • Кто отвечает за моё здоровье? Если долго относится к нему безответственно, то настанет момент, когда отвечать будет врач. А пока я.
  • Кто отвечает за мою репутацию? Я и мои близкие.
  • Кто отвечает за мой уют? Женатый мужчина ответит — моя жена.
  • И так далее.

Проводить границы стоит не только в отношении себя. При этом помните: «очень многие вещи находятся не в зоне нашего влияния, а значит мы не можем за них отвечать». Вы не можете брать на себя ответственность за последствия землетрясения – вы же не Господь Бог. Вы отвечаете только за то, как потратить 10$ – пожертвовать их или купить новую книгу.

Формулируйте правила и придерживайтесь их. Принимать решения всегда трудно. А зачастую еще и долго. Именно поэтому люди придумали правила, законы, мораль. Но мы все разные, кто-то может больше, кто-то меньше. Поэтому придерживаться чужих правил не всегда верно. Более того, чужие правила зачастую конфликтуют не только с нашим представлением о правильном, но и друг с другом.

В заключение перефразирую слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за то, что сотворили».

lifehacker.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Почему люди не спешат становиться ответственными? Им это выгодно. Типичная позиция жертвы: если я чего-то не умею, с меня и спроса меньше.
  • «Организовать мероприятие? Ну что вы! Вы же знаете: я всегда все забываю, везде опаздываю! Нет, не справлюсь! Поручите лучше Иванову — он ко всему ответственно подходит».
  • «Я забыл купить сыну детское питание. Ты же знаешь, какой я забывчивый, почему не напомнила?»
  • «Я опоздал, потому что забыл завести будильник, а жена не разбудила. Потом светофор не работал, пришлось в пробке стоять полчаса. Ну я-то в чем виноват?».

Типичные «отмазки» безответственного человека, привыкшего перекладывать личные промахи на окружающих, обстоятельства. Слово «безответственный» для него — спасение и оправдание на все случаи жизни. Взрослеющему юноше родители не привили обязанности настоящего мужчины, он и остался неповзрослевшим маминым сыночком, о котором есть кому позаботиться. Удобно!

В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ
Ответственность не только возлагает на нас определенные обязательства, она еще несет и защитную функцию.

  • «Ой, а выключила ли я утюг?»
  • «Не помню, поставил ли машину на сигнализацию»
  • «Пешеходный переход далеко, перебегу дорогу здесь, чтобы не обходить»
  • «С этими прививками одни проблемы. Не буду прививать ребенка!»

Знакомо? Это примеры безответственных поступков взрослых людей, которые могут привести к далеко не таким безобидным последствиям, как опоздание на работу или оставшийся голодным ребенок. Сгоревшая квартира, украденные из автомобиля документы, травматология после автоаварии и переболевший опасным заболеванием ребенок, ставший инвалидом (последние два варианта — это в лучшем случае, если очень-очень повезет).

Так нужно ли брать на себя ответственность или пусть жизнь учит разуму на жестоких примерах?

КАК СТАТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ
Ответственность — качество, прививаемое в детстве. Ошибочно полагая, что родители должны детям всячески облегчать жизнь, они не задумываются, что оказывают им медвежью услугу, обеспечивают трудностями во взрослой жизни. Если ребенка постоянно опекать, контролировать, бросаться на помощь, не давать мелких поручений, он не вырастет ответственным человеком.

Чтобы ваш ребенок стал ответственным, научился придерживаться правил и отвечать за свои поступки, нужно задуматься, как правильно его воспитывать.

  • Приучайте самостоятельно делать уроки. Перестаньте напоминать, контролировать. Он будет знать: забудет — придется отвечать за это перед учителем. Получит неудовлетворительную оценку — последуют санкции или наказания в виде лишения удовольствий, пока не исправит оценку.
  • Давайте поручения: купить хлеб, помыть посуду, убрать в комнате, забрать младшего братика из садика. Опасаетесь, что он не справится? Наоборот, так дети чувствуют свою значимость, понимают, что выполняют важные, значимые действия, за которые не просто хвалят, но и уважают. Ошибкой будет надеяться, что он вырастет и станет ответственнее. К этому нужно приучать с юных лет.
  • Учите говорить правду. Он должен быть уверен: признается в промахе — наказания не будет. Просто необходимо найти решение в сложившейся ситуации. При этом важно подавать пример: самому никогда не обманывать его или кого-то другого в его присутствии. Он поймет: правда, какой бы ни была, всегда лучше лжи.
  • Научите планировать свой день. Хочешь погулять подольше с друзьями? Давай спланируем твой день. Сядьте и распишите с ним распорядок дня: пришел со школы, пообедал, сделал уроки, сходил в магазин. Дальше ты свободен. Умение контролировать время поможет избегать опозданий.

Дети привыкают к ответственности. Из таких ребят вырастают целеустремленные личности, умеющие держать слово, везде успевать, ставить цели, достигать их. Растите Автора своей жизни изначально, чтобы потом, когда он повзрослеет, перед ним уже не стоял вопрос, как стать более ответственным.

УЧИТЬСЯ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО

kalantiernaia.com

Воспитание ответственности у детей

Родители гуляют с детьмиЧувство ответственности характеризует зрелую личность, но закладывается в раннем детстве. Задача родителей – помочь ребенку сформировать этот важный социальный навык. Воспитательная позиция взрослых может развить или подавить «заданные» природой качества. Специалисты отмечают, что самые ответственные дети вырастают у тех, кто умело соединяет контроль над действиями ребенка с предоставлением ему свободы. Как добиться такого баланса и найти «золотую середину» в воспитании детей?

Что такое ответственность и зачем ее развивать

Для сведения родителям! Ответственность – это понимание последствий, которые может повлечь любое действие, сказанное слово, принятое решение, сделанный выбор. Ответственность следует из умения владеть собой и своей жизнью.

По оценкам психологов, ответственный человек:

  • Успешно выполняет свои социальные функции и профессиональные обязанности;
  • Не ищет оправданий и виноватых в своих неудачах;
  • Выполняет договоренности и обещания;
  • Верен своему слову;
  • Может самостоятельно принимать решения;
  • Думает о последствиях.
  • Является инициатором изменений в своей жизни и готов нести ответственность за последствия этих перемен.

Учиться ответственности – значит развиваться как личность, обрести свободу мыслей и поступков, действовать без оглядки на то, что скажут люди. Ответственными не рождаются, это качество приобретают в процессе жизни. Если родители хотят вырастить самостоятельную, инициативную и ответственную личность, нужно начинать с самого детства воспитание ответственности.

Возраст ответственности или как не упустить момент

К сведению родителей! У детей до 6 лет не завершен процесс формирования самосознания. Они не способны прогнозировать последствия всех своих поступков, поэтому развитие отвественности у дошкольников еще только начинается. Постепенно малыши узнают о правилах взрослого общества, что становится основой ответственного отношения к жизни в будущем.

Как идет воспитание чувства ответственности в разные возрастные периоды:

Ребенок играет

  1. От 0 до 2 лет — малыши еще не умеют связывать свои поступки с наступившими последствиями. Они ориентируются на положительную или отрицательную реакцию окружающих и со временем запоминают, как поступать нельзя. Настоящей ответственности, например, за порядок в комнате, пока нет и требовать ее бессмысленно.
  2. От 2 до 3,5 лет — на этот возрастной период обычно приходится «кризис 3-х лет». Поведение детей меняется: они капризничают, бунтуют, отказываются от привычных дел. Зная запреты, они, тем не менее, нарушают правила, испытывая взрослых в семье на прочность. Не пугайтесь! Это не значит, что время упущено, и малыш вырастет безответственным. Просто четко обозначьте границы дозволенного и не отступайте от установленных правил, даже когда ваше чадо пытается добиться желаемого при помощи крика. Если нельзя есть сладкое перед обедом сегодня, значит всегда нельзя. Кризис закончится, и вы увидите, как изменился и повзрослел ваш малыш.
  3. От 3,5 до 5 лет — возраст, направленный на формирование ответственности детей. Признавайте самостоятельность малыша в некоторых вопросах. Например, зонами ответственности могут быть: уборка игрушек, выбор одежды утром по погоде, помощь маме в различных делах, кормление питомца, уход за цветком.
  4. От 5 до 7 лет — дошкольник постепенно становится все более ответственным за свои действия. Он уже понимает, какие поступки вызовут одобрение. Нужно расширять обязанности, давать посильные поручения по дому, на даче, объяснять важность бережного отношения к природе, чужим вещам.
  5. Мальчик помогает взросломуВоспитание ответственности младших школьников проявляется в инициативности, способности к самостоятельным общественным начинаниям, предприимчивости, активности. Инициативные ребята говорят: «Мне интересно», «Я хочу попробовать», «Это я сделаю по-другому, вот так», «Смотри, что у меня получилось!».

Важно! Не упустите момент появления инициативности. В детском саду не всегда уделяется внимание развитию чувства ответственности. Поэтому в семье нужно всячески поощрять желание ребенка быть активным, инициативным, поддерживать, давать возможность исследовать новое. Инициативность – залог будущего умения добиваться поставленных целей и отстаивать свои права. Важно разговаривать с детьми – внимательно выслушать, дать совет, скорректировать, направить энергию в нужное русло.

Развитие чувства ответственности

У дошколят

С трех лет многие дети ходят в детский сад, где нужно соблюдать определенные правила: следить за сохранностью личных вещей, бережно относиться к общим игрушкам, находиться в зоне видимости воспитателя на прогулке, выполнять требования взрослых. Хорошо, когда с детьми активно занимаются творчеством, ведут график дежурства и дают поручения:

  • застелить кровать после дневного сна;
  • помочь нянечке расставить приборы к обеду;
  • убрать по местам игрушки.

Прекрасно, если малыши выполняют полезные дела:

  • сажают растения;
  • помогают делать скворечники;
  • ухаживают за питомцами в живом уголке.

В некоторых садиках проходят занятия «маленький поваренок», где воспитанники учатся готовить простые блюда. Для них это захватывающее занятие, дающее почувствовать и представить себя взрослым, ответственным за поручение.

У младших школьников

В школах ученики подчиняются правилам и внутренним законам, учатся находить общий язык со сверстниками и решать спорные вопросы. В идеале – получают возможность проявлять инициативу и раскрывать творческий потенциал. На деле все зависит от политики учебного заведения и приемов работы кураторов, учителей-предметников. Педагоги должны:

  • чувствовать детей;
  • помогать подопечным раскрывать свою индивидуальность;
  • давать возможность проявлять лидерские качества;
  • побуждать к активности и инициативности, пробовать новое и даже ошибаться.

Важно! Исследование и познание – невероятно полезные навыки. В тандеме с грамотным семейным воспитанием талантливые учителя способны добиться многого в развитии чувства ответственности.

Как приучить ребенка к ответственности

Поговорим о составляющих ответственности и о том, как гармонично воспитывать это качество в детях.

Право выбора

Предоставляя детям возможность выбирать, родители воспитывают здоровую самооценку, уверенность, настойчивость, мотивацию двигаться вперед, целеустремленность. Если за ребенка все время принимают решения, он не сможет реализовать творческий потенциал.
Предлагайте детям доступный выбор:

Мама с дочкой делают салат

  • «Ты пойдешь в садик в фиолетовом или желтом платье?»
  • «Какой салат сделаем на ужин? Мясной или овощной?»
  • «Сегодня соберем пазл или почитаем книгу?»

Например: 8-летний Женя отказывается делать задание. Папа может отреагировать по-разному: «Быстро садись и делай уроки! Через час проверю!» Или «Я понимаю, ты устал и хочешь играть. Выбирай, ты можешь поиграть полчаса, а потом перед сном сделать задание. Можешь сейчас решить задачи, а потом играть все оставшееся время до сна». Во втором случае мальчик выполнит задание быстрее и охотнее. Папа продемонстрировал понимание и готовность идти на компромисс.

Важно! Правильное воспитание сильной личности – уважение выбора ребенка и его способов достижения желаемого результата. Тогда он учится самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия. Другое дело, что ваше чадо должно знать, какие способы достижения цели существуют. И это важная задача окружающих взрослых!

Поручение посильных дел

Определитесь, что дети могут сделать сами, без помощи взрослых. Например:

  • застелить кровать;
  • убрать комнату;
  • пропылесосить коврик;
  • вымыть тарелку;
  • одеться на прогулку;
  • выучить стихотворение.

Дети с энтузиазмом берутся выполнять часть «взрослых» обязанностей. Но оценивая результат работы, будьте предельно осторожными. Бывает, что видение маленького помощника не совпадает с вашим. Например: 5-летняя Маша убрала игрушки в комнате, но сделала это по-своему: сложила их не так, как ожидалось. Мама отреагировала негативно и взялась сама перекладывать вещи по местам. В следующий раз дочка убираться не захочет. Так можно убить положительную и здоровую мотивацию.

Важно! Условия ответственности нужно постепенно расширять, обсуждая варианты с младшими членами семьи. Необходимо давать посильные и подходящие по возрасту поручения.

Установление границ

Хорошим ответом на вопрос: как воспитать в ребенке чувство ответственности, будет введение семейной системы правил. Например:

Мальчик проявляет самостоятельность и ответственность за своего домашнего питомца

  • мыть свою чашку и тарелку;
  • содержать в чистоте личную комнату;
  • делать все уроки до прогулки;
  • самостоятельно кормить и выгуливать домашнего питомца.

Поощряйте малыша за старания, только не платите за домашние дела. Предлагайте небольшие привилегии:

  • дольше почитать книгу вечером для любителей чтения;
  • дольше поиграть на улице;
  • сходить вместе в зоопарк в ближайшие выходные.

За несоблюдение правил, наоборот, лишайте любимых занятий, но осторожно. Например:

  • сократите количество вечерних мультфильмов;
  • замените традиционный воскресный поход в кафе тихим семейным ужином.

Есть правила, которые не обсуждаются (касающиеся жизни и здоровья, личной гигиены) и есть моменты, в которых сын или дочь может настоять на своем. С первой категорией будьте последовательны: «нет» сегодня – значит, «нет» завтра и послезавтра. Малышам свойственно прощупывать границы дозволенного.

Контроль

Детям свойственно легко забывать о поручениях, особенно если есть более интересные занятия. Маме и папе сначала придется часто напоминать о выполнении обязанностей. Этот период нужно пережить, не отступая от задуманного. Через какое-то время напоминания уже не понадобятся.

  • Для малышей сигналами-напоминалками послужат яркие карточки с картинками, символизирующими определенное занятие.
  • Детям постарше подойдет список дел, написанный крупными яркими буквами. Прикрепите напоминания на холодильник. Если ребенок забыл о важном деле, просто покажите список и поинтересуйтесь, все ли он сделал?

Важно! Родителям не надо самим забывать о выполнении правил. Главная мотивация к действию – наглядный пример взрослых.

Как объяснить ребенку последствия безответственности

Чтобы ребенок понял, к чему ведут безответственные поступки, перестаньте контролировать дела, с которыми он может справиться самостоятельно.

1. Дайте ребенку получить негативный опыт, если:

Ребенок должен получить самостоятельный опыт своей безответственности

  • Не завел будильник и проспал – опоздал в школу.
  • Не поставил просушить сапоги с вечера, они остались мокрые – прогулка отменяется.
  • Забыл сделать домашнее задание – получил плохую оценку.
  • Не купил хлеб, как мама просила – ужин будет без хлеба.

Когда ребенок познает – он сталкивается с ошибками. Опыт — это тоже результат, и ничего страшного в негативных последствиях ошибок нет. Наоборот, так он лучше всего прочувствует, к чему приводит безответственность, и в следующий раз заведет будильник.

2. Покажите, что вы тоже не идеальны и можете ошибаться

Принятие своих ошибок – бесценное качество, которое не дает человеку опускать руки, бросая начатое из-за временных трудностей.

Например: в детском саду Лиза так увлеклась игрушечным домом и куклами, что не сделала красивую аппликацию, как остальные ребята. Когда настало время собираться домой, она расстроилась, что у всех есть яркие аппликации, а она не сможет подарить такую же маме и папе. Воспитательница могла бы предложить девочке сделать работу на скорую руку, но вместо этого сказала: «Лиза, ты выбрала игру с куклами, поэтому у тебя не осталось времени на аппликацию. Мы уже убрали ножницы, клей и бумагу. Ты сможешь сделать подарок маме завтра, если вовремя вспомнишь об этом».

3. Объясняйте последствия плохого поведения

Важно не просто делать замечания, а пояснять, почему нарушение правил влечет негативные последствия. Например: мальчик, усевшись на сидение в автобусе, сильно размахивает ногами. Реакция мамы:

  • Не болтай ногами, так нельзя!
  • Ты болтаешь ногами. Так можно ударить или испачкать других людей. Разве им будет приятно?

Часто мы, неосознанно, выбираем первый вариант. Но эта фраза имеет сиюминутный эффект, и ситуация может повторяться бесконечно. Во втором случае мама пытается скорректировать поведение сына, побуждая подумать над последствиями своих действий. Так, помогая осознать мотивы поступков и результаты содеянного, родители решают важную задачу, как приучить ребенка к ответственности и воспитать чувство долга.

Советы родителям

Подводя итоги, поразмышляем, как помочь младшему члену семьи стать самостоятельной, самодостаточной и ответственной личностью, как научить ребенка ответственности.

  • Договоритесь о правилах жизни маленького человека и будьте последовательны. Есть законы, которые не подлежат обсуждению.
  • Поручайте ребенку посильные домашние дела. Позвольте ему быть ответственным за них.
  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Лучше побуждайте его к выполнению обязанностей.
  • Заведите маленькие семейные традиции. Они послужат отличной мотивацией к выполнению домашних дел. Например, обсуждать общие семейные дела, в которых ребенок может принять посильное участие: вместе с мамой посадить цветы, вместе с папой помыть машину, пойти с родителями за покупками в магазин, помочь в генеральной уборке.
  • Читайте с детьми поучительные книги, где герои берут ответственность за других на себя:

А. Сент-Экзюпери, «Маленький принц»;
А. Гайдар, «Тимур и его команда»;
Л. Толстой, «Рассказы о детях»;
А. Волков «Волшебник изумрудного города».

В семье должны быть созданы условия  для формирования ответственности

  • Разговаривайте с ребенком и объясняйте последствия безответственного поведения.
  • Не бойтесь сами делать ошибки и позволяйте ошибаться своему ребенку.
  • Все вышеперечисленные рекомендации будут работать, если в семье созданы условия для формирования ответственности: уважение к друг другу, умение выслушивать младших, спокойно относиться к желаниям другого и подобное.
  • Родители любят ребенка безусловно, не сравнивают его с другими детьми и не оценивают его поведение.
  • Старшие служат примером для подражания. Они держат слово и выполняют договоренности.
  • Все взрослые члены семьи придерживаются одной линии воспитания. Если папа говорит, что этого делать нельзя, то мама, бабушка и дедушка с ним солидарны.

Бернард Шоу сказал: «Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее». Не бойтесь быть свободными в выборе методов воспитания, раскрывайте свой творческий потенциал и прислушивайтесь к своим детям! Тогда положительные результаты воспитания не заставят себя долго ждать.

myintelligentkids.com

Развитие личной ответственности — Психологос

Развитие личной ответственности — приучение себя выполнять свои обязательства и платить за последствия своих действий. Развитие личной ответственности имеет несколько направлений.

Во-первых, это развитие обязательности, приучение себя фиксировать свои обязательства, выполнять свои обязательства и платить за последствия своих действий.

Во-вторых, это расширение кругов ответственности, развитие инициативы и в личной, и в деловой сфере.

Обобщающим показателем развития личной ответственности, видимо, можно считать линейку деловой ответственности, которая одновременно фиксирует и уровень личной ответственности.

Как стать ответственным?

Для начала важно сделать ответственность своей ценностью. А именно: осознать, что ответственность — это важнейший социальный навык, благодаря которому можно качественно улучшить свою жизнь и стать ее полноценным автором. Этому навыку может научиться любой человек. Поверить в это, загореться этим. Захотеть воспитывать в себе и развивать чувство ответственности. Например, искренне считать себя ответственным за события свой семейной (личной) жизни и действовать сообразно. Ответственный человек даже в трудных отношениях вряд ли будет утверждать, что его обидели. Он сознает, что автор обиды — он сам.

Можно стать более ответственными, задавая себе несколько раз в день следующие вопросы: «Какие передо мной существуют возможности для использования? Что я могу сделать?»

Вместо мыслей и высказываний в стиле «я хочу» иногда лучше спросить себя: «Что я могу сделать, чтобы получить то, что хочу?»

Чтобы получить больше ясности в том, поступаю ли я ответственно, полезно спросить себя: «Если бы я хотел быть полностью ответственным за свои поступки прямо сейчас, что я должен был сделать?»

Чтобы приучить себя выполнять то, что вы сами для себя наметили, полезно найти себе напарника: человека, который будет вам и помогать, и вас штрафовать за невыполнение ваших же обязательств.

Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Формирование ответственности у подростков: советы психолога

Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.

Что такое ответственность

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.  

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.  

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели  

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?  

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?  

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.  

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.

3. Не сравнивайте ни с

externat.foxford.ru

Как стать ответственным человеком: практические советы

Ответственность занимает одно из самых важных мест в формировании самодостаточной личности. Люди, обладающие этим свойством, по праву могут считать себя успешными и достойными.

Ответственному человеку проще найти престижную работу, рядом с ним люди чувствуют себя комфортно. Такой человек всегда переживает за последствия своих действий и прикладывает все силы к тому, чтобы достичь определенных высот, не создавая трудностей окружающим.

К сожалению, не всякая личность может похвастать наличием у себя чувства ответственности, однако, эта проблема вполне решаема.

Понятие ответственности

Ответственность – черта характера человека, которая отвечает за серьезность его отношения к жизненным обстоятельствам, имеющимся обязанностям и жизни в целом. Любой родитель стремится воспитать в своем ребенке чувство ответственности, справедливо полагая, что только ответственный человек по праву может считаться самодостаточным.

Понятие ответственности тесно связано с нормами поведения в обществе. Нравится вам или нет, но человек вынужден контактировать с ним ежедневно и не всегда общение с окружающими приносит удовольствие, ведь собеседник может попасться грубый и невоспитанный. В данном случае ответственность тоже имеет место быть: каждый участник взаимодействия отвечает за его результат. Если кто-то совершит неприглядный поступок, противоречащий нормам общественной морали, то будет в итоге отвечать и перед людьми, и перед собственной совестью.

Понятие ответственности состоит из нескольких факторов:

  • Личная ответственность. Данный тип подразумевает под собой реализацию собственный потребностей и стремлений. Человек в этом случае сам решает, за что именно он будет отвечать, что можно отнести к его основным задачам. Личная ответственность проявляется и тогда, когда человек берет на себя определенную роль в обществе и ставит перед собой конкретную цель, которую планирует достичь в установленный срок. В итоге он берет на себя ответственность за результат своих действий, которые могут как ухудшить, так и улучшить ситуацию в целом. Человек дает слово, в первую очередь самому себе, и должен оставаться ему верным, а иначе рискует испортить свою репутацию.
  • Коллективная ответственность. В данном случае речь идет о человеке, как части общественной системы. Общая цель объединяет определенную группу людей, в которой каждая личность имеет свои обязанности и права. В этих условиях индивидуальность отдельно взятой личности как бы теряется, поскольку главную роль играет непосредственно эффективность приложенных усилий для реализации коллективной задачи.

Человек достаточно рано начинает взаимодействовать с социумом, еще в раннем детстве и яркий тому пример – детский сад. С юного возраста людям говорят о невозможности жить вне общества, но редко когда упоминают о списке ограничений, которые буквально сковывают личность в ее желании проявить свою индивидуальность.

Становясь полноценным членом общества, человек вынужден жить по его правилам, уважать и ценить установленную мораль, ему приходится всегда действовать с оглядкой на окружающих, а также подстраиваться под требования коллектива. Ответственность в данном случае выражается в умении занять достойное место в социуме и при этом не потерять свою уникальность.

Как развить в себе ответственность: 8 эффективных способов

Можно попробовать привести множество нюансов в пользу важности такой черты характера как ответственность, но разве есть в этом смысл? Всем прекрасно известно, что без этого качества нельзя обойтись, если человек планирует добиться чего-то поистине важного.

Если человек не может похвастать наличием у себя ответственности, то ему стоит обратить внимание на советы специалистов, которые помогут ему развить в себе столь важное качество.

Осознание необходимости

Ничто так не мотивирует как справедливое замечание, что никто за вас не возьмет на себя ответственность. Ваша жизнь принадлежит вам и именно вы отвечаете за то, как ей распорядиться. Можно потратить свое время на что-то бессмысленное и мелочное, а можно распорядиться им с умом и добиться чего-то значительного.

Дела сами не сделаются, а цели сами не достигнутся – стоит помнить об этом. Как только вы осознаете, что успех зависит именно от вас, то вы перестанете искать виноватых в ваших проблемах и наконец-то начнете действовать и отвечать за свои поступки.

Этот этап отвечает за формирование индивидуальности и самосовершенствование, поскольку именно тот, кто осознал необходимость в чем-либо, уже готов идти до победного конца.

Планирование

Любая деятельность требует к себе ответственного и дисциплинированного подхода, если вы конечно же рассчитываете на положительный результат. Нельзя работать абы как и ждать, что вас за это похвалит начальство и обязательно наградит премией.

Возьмите привычку планировать свой день, ведь именно грамотный тайм-менеджмент позволит вам эффективно распределить свое время, и вы практически сразу заметите, что стали успевать намного больше.

Важно

Старайтесь четко определить временные рамки, предназначенные для работы и отдыха. Нужно трезво оценивать свои силы и правильно подходить к распределению рабочего времени, чтобы обезопасить себя как от физического, так и от эмоционального истощения.

Тренировка памяти

Привыкайте обращать внимание на окружающие вас мелочи. Первое время будет достаточно сложно, но со временем вы отметите, что память ваша стала крепче и уже без особых усилий сможете вспомнить, чем занимались в понедельник две недели назад или что ели на обед в позапрошлую среду.

Умение держать в памяти большой информационный блок по праву можно отнести к весьма полезным навыкам, ведь именно хорошая память поможет отследить обнаруженную ошибку и исправить ее.

Важно

Для тренировки памяти отлично подойдут специализированные игры, например, таблицы Шульте или классические пятнашки. Они не только тренируют память, но и благотворно влияют на реакцию и внимательность.

Обещать только выполнимое

Старайтесь не бросать слов на ветер и всегда держать свое слово. Ответственный человек никогда не даст обещания, если не ощущает абсолютной уверенности в том, что выполнит обещанное. Вы не уверены, что сможете сделать то, о чем вас просят? Тогда не пытайтесь произвести впечатление на собеседника, а скажите, что постараетесь помочь, но гарантировать соблюдение условий не можете.

Некоторые люди не считают зазорным пообещать что-то и не выполнить, в случае неудачи они просто ищут всякие отговорки, тем самым показывая не только свою ненадежность, но и неуважение к собеседнику.

Поймите, что невыполненные обязательства, в первую очередь, негативно отражаются на вашей репутации. Если вы продолжите бросать слова на ветер, то люди просто перестанут вас уважать.

Никаких отговорок!

Есть люди, для которых отговорки и поиск виновных в их неудачах является нормой поведения. Привычка выгораживать себя и обвинять других – заведомо путь в никуда. Никогда нельзя забывать, что вы являетесь хозяином своей судьбы, поэтому даже если вы не можете полностью изменить условия своего существования, то внести в них явные коррективы вам вполне по силам.

Попробуйте методику аутотренингов: каждое утро вставайте перед зеркалом и говорите, что только вы хозяин своей жизни и несете за нее полную ответственность. Подобный настрой постепенно приучит вас к тому, что все зависит только от вас и приложенных вами усилий.

Поиск единомышленников

Вспомните, как пелось в одной детской песенке: «Вместе весело шагать по просторам». Это же можно сказать и о развитии различных качеств личности. Найдите единомышленника, который также, как и вы, хочет стать по-настоящему ответственным, и вдвоем двигайтесь в выбранном направлении.

Когда рядом с вами есть человек, разделяющий ваши цели, то добиваться их намного проще. Вы сможете делиться успехами и искать способы решения появляющихся проблем, поддерживать друг друга в минуту отчаяния и соревноваться в повышении своей ответственности.

Подобное «сотрудничество» самым лучшим образом будет мотивировать вас обоих.

Стремление к действиям

Даже если вам кажется, что весь мир настроен против вас, и ситуация является безвыходной, нельзя опускать руки и отчаиваться. Нередко люди бросают начатое дело по причине неудач. С таким отношением к трудностям нельзя рассчитывать на успех вообще. Вам плохо, страшно и вы в растерянности? Сцепите зубы, сделайте глубокий вдох и поднимитесь!

Вы способны преодолеть любую преграду и только от вас зависит, как быстро вы это сделаете. Помните о своих целях, как вариант, повесьте на холодильник некое подобие «напоминалки».

Психологи в таких случаях советуют сделать большой постер, на котором вы сможете с помощью вырезок из журналов или простых рисунков выразить свои цели и каждый раз при взгляде на него вы будете вспоминать о том, ради чего именно вы делаете каждый шаг.

Важно

Жизнь никогда не бывает простой и ясной, трудности имеют способность появляться в самый неожиданный момент. Встречайте их с гордо поднятой головой и уверенностью в своей победе и будьте готовы выйти победителем даже из самой сложной ситуации.

Саморазвитие

В вопросе развития ответственности не последнюю роль играет самосовершенствование. Найдите время для изучения чего-нибудь нового, можно посещать курсы, которые могут оказаться востребованными в повседневной жизни. Старайтесь больше читать, причем речь идет не о бульварных романах, а о книгах, которые относятся к «полезной» литературе.

Важно

Помните, что каждый новый день обязательно принесет что-то новое и увлекательное в вашу жизнь. Встречайте перемены с радостью и помните, что даже неудачный опыт все же опыт, который способен в дальнейшем оказаться весьма полезным.

blizosti.net

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о