Развивать речь – Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребенка

Как развить речь ребенка простыми упражнениями 🚩 Развитие ребенка

 

Как бы банально это не прозвучало, но начните с себя. Родители – речевой эталон для ребенка. Внимательно следите за тем, что, когда и как вы говорите. Начинайте общение с малышом с самого раннего возраста. Показывайте и рассказывайте обо всем вокруг. Какие предметы окружают ребенка, как они устроены. Расскажите о явлениях погоды и природы, о животных и близких людях. Но не стоит слишком увлекаться научной терминологией или путаными фразами, используйте простую разговорную речь.  

Главный помощник для развития речи ребенка – книги. Сначала это книжки-малышки с крупными картинками. Рассматривайте их вместе с ребенком, проговаривайте все, что там нарисовано. Затем переходите от названий животных и предметов к звукам, которые они издают. Постепенно ребенок сам будет показывать на картинку и издавать необходимый звук. Например, картинку с изображением кошки сопровождайте звукоподражанием «мяу». Малыш с удовольствием станет вам помогать.

Не отказывайтесь от умных помощников – современных гаджетов. Однако тут стоит оговориться: используйте их дозировано и с умом. Не следует давать малышу в руки планшет с мультфильмами и забывать о нем на час-полтора. Вопреки вашим ожиданиям, любимые персонажи не научат ребенка речи, так как не требуют диалога. Существуют специальные обучающие программы для малышей, которые созданы для развития речи детей дошкольного возраста, воспользуйтесь лучше ими.

Немаловажную роль в развитии речи ребенка играет сформированность речевого аппарата. Его правильному формированию помогают игры и несложные упражнения. Например, игра «Капитан». Наберите в таз воды и запускайте туда бумажные кораблики. Дуйте на них. Выиграет тот, кто первым доведет свой корабль от одного края таза до другого. Еще одна веселая и несложная игра «Попади в цель». Приделайте легкий шарик к бумажной воронке. Предложите малышу задуть шарик в центр воронки. Такие игры помогают развитию речевого дыхания и надолго занимают ребенка, давая небольшую передышку родителям.

Научно доказано, что развитие мелкой моторики рук прямо влияет на развитие речи ребенка. Чем лучше малыш умеет взаимодействовать с небольшими предметами, держа их пальцами, тем лучше у него формируется речь. Для моторики можно использовать как специальные игрушки (бизиборды, сенсорные коврики), так и подручные средства. Отличный эффект дает так называемая «игра в Золушку», когда ребенок перебирает разные виды круп. Только ни в коем случае не оставляйте малыша без присмотра за таким занятием!

Разговаривайте с ребенком, открывайте ему мир с помощью общения. Тогда развитие речи станет не трудной необходимостью, а веселым занятием, приносящим большие успехи.  

www.kakprosto.ru

Как развить речь и научиться говорить красиво?

Правильная грамотная речь и хорошая дикция важны не только для публичных людей и профессиональных журналистов. Владение культурой речи и умение красиво выражать свои мысли в наше время является одним из залогов успеха практически в любой сфере деятельности. Поэтому для многих людей важен вопрос, как развить речь и научиться говорить красиво.

В бизнесе, сфере обслуживания, деловом и повседневном общении грамотная речь уже на первых минутах общения определяет статус человека и соответствующее отношение к нему. Хорошо, если это качество родители и преподаватели начали развивать у человека с детских лет. Однако, если это не так, то при желании можно и взрослому человеку научиться правильно излагать свои мысли и взгляды.

Как развивать свою речь и научиться красиво говорить?

Если перед вами стоит задача развить дикцию и речь, то для начала необходимо определить основные факторы красивого и грамотного выражения. Основное внимание следует уделить таким аспектам:

  • правильное построение предложений;
  • лексика и словарный запас;
  • четкая дикция.

На этих трех китах и базируется красивая речь. При решении вопроса, как научиться говорить красиво, важно каждому из них уделить внимание.

Для выработки правильного построения предложений важно научиться критично оценивать и анализировать свою речь. Если вы лучше воспринимаете информацию на слух, то составляйте речи на определенную тему и записывайте себя на диктофон. Такой же эксперимент можно проводить, записывая на свои разговоры с разными собеседниками. Этот прием позволит выявить недостатки различного рода – ошибки построения фраз, дикции и неправильные ударения в словах. Для людей, лучше воспринимающих визуальную информацию, подойдут упражнения фрирайтинга. Записывая свои мысли, планы или просто ведя дневник, вы постепенно научитесь правильно подавать информацию.

Одним из важных нюансов в проблеме, как развить свою речь и обогатить словарный запас. Классическая русская литература и хорошие переводы иностранных книг помогают не только значительно улучшить лексический состав речи, но также служат источником знаний правильного правописания и красивого построения фраз. Расширить словарный запас можно с помощью решения кроссвордов, при их разгадывании часто приходится обращаться к справочной литературе, а это добавляет вам знания, помогает в изучении и запоминании новых слов.

Для развития дикции полезно повторять скороговорки, слова и словосочетания со сложной комбинацией звуков. Примеров таких слов много – чванливый, взвод, бодрствовать, отдушина, груздь, всклокочен, брандспойт, философствовать и т.д. Еще одним хороши упражнением для улучшения техники речи является произношение фраз, состоящих из нескольких ударных слогов подряд:

  1. В тот год был град.
  2. Дед стал стар.
  3. Волн всплеск – брызг блеск.
  4. Сто верст вскачь.
  5. В тот час тут пел дрозд.

Уделяя время для развития речи ежедневно, уже через два-три месяца можно заметить изменения в лучшую сторону. Главное – не останавливаться на половине пути.

 

womanadvice.ru

У ребенка не развита речь

Многие родители задаются вопросом: как развить речь у ребенка? Зачастую это связано с тем, что все дети индивидуальны. Поэтому некоторые сверстники приобретают связанную речь раньше. Но это не всегда является поводом для беспокойства. Незначительные отклонения от нормы развития речи у конкретного ребёнка могут быть его характерной особенностью.

Чтобы узнать, как развивать речь ребёнка, родителям необходимо ознакомиться с существующими нормами. Нельзя требовать от малыша невозможного. Родители, которые не знают, как развить речь ребёнка, часто допускают ошибки. Чрезмерная строгость может привести к тому, что малыш закроется и перестанет говорить. Поэтому развиваем связную речь ребёнка постепенно. Это, безусловно, принесёт свои плоды.

Нормы речевого развития

  1. Ребёнок 1 года до 1,5 лет. В этом возрасте дети используют в разговоре отдельные слова. К полутора годам малыш составляет простые предложения. Например, «дай каши» или «дай воды». Ребёнок запоминает названия предметов, которые окружают его дома, а также несколько основных глаголов и прилагательных.
  2. Ребёнок от 1,5 лет до 2 лет. Словарный запас малышей быстро увеличивается. Постепенно уходят сокращённые формы слов. Речь детей становится связной благодаря местоимениям и прилагательным. К двум годам ребёнок начинает использовать предложения из 3-4 слов. Чем больше мы развиваем речь детей дома, тем выразительней и эмоциональней она становится.
  3. Ребёнок от 2 лет до 2,5 лет. Занимаясь речью своих детей, можно перейти к простым стихам. В этом возрасте малыши хорошо запоминают четверостишья. Словарный запас увеличивается благодаря быстрому усвоению новых фраз и выражений. В связной речи появляются вопросы. Количество слов в предложениях возрастает за счёт союзов и предлогов. Ребёнок начинает общаться не только с родителями, но со сверстниками.
  4. Ребёнок от 2,5 лет до 3 лет. Малыши начинают хорошо понимать смысл речи. Они могут вникнуть в рассказы о будущем и прошлом времени. Чем чаще мы развиваем речь детей дома в этом возрасте, тем быстрее увеличивается словарный запас. Родители превращаются в источник информации. Детям можно поручать задания, которые включают несколько действий. Если речь развиваем правильно, то в ней возникают числительные и падежи.
  5. Ребёнок от 3 лет до 4 лет. Улучшается звукопроизношение. Ребёнок может рассказать о себе, правильно использует сравнительные прилагательные, времена глаголов и рода. Детям даются обобщения (мебель, люди и пр.). Словарный запас включает не только предметы, имеющиеся дома, но и абстрактные понятия, явления и оценки. В этом возрасте речь развиваем при помощи книг и стихов. Детям нравится перечитывать одно и то же по нескольку раз, поскольку знакомая информация усваивается лучше. У ребёнка получается запоминать прозу и стихи дословно. Однако пересказ вызывает затруднения.
  6. Ребёнок от 4 лет до 5 лет. У детей стремительно растёт запас слов за счёт наречий. Ребёнку становится интересно самостоятельно анализировать слова, перенося их формообразование на другие. Хотя получается не всегда правильно («милый – милее», «яркий – ярчее»). К пяти годам ребёнок свободно пользуется множественным числом. Однако при встрече с незнакомыми словами у детей могут возникать проблемы («огурец – огурецы – огурцы»). Связная речь ребёнка пока развита недостаточно. При пересказе событий допустима непоследовательность. В этом возрасте необходимо развивать речь ребёнка, работая над звукопроизношением сонорных и шипящих звуков.
  7. Ребёнок от 5 лет до 6 лет. В этом возрасте активно развивается правильная связная речь. У детей получается составлять рассказы по наглядному материалу, пересказывать истории с соблюдением времён и логических цепочек. Формируется внутренняя речь, поэтому у детей появляется способность планировать свои действия. Исчезают грубые грамматические ошибки. Вы уже не услышите от ребёнка: «Я вчера пойду в магазин». Нормализуется звукопроизношение и звуковой анализ. У ребёнка речь становится более выразительной, сопровождается перепадами интонаций и громкости.
  8. Ребёнок от 6 лет до 7 лет. Дети полностью осваивают связную речь. Звуки произносятся правильно, соблюдаются временные и логические последовательности. Ошибки возникают только в сложных предложениях.
  9. Ребёнок от 7 лет до 8 лет. В связную речь добавляются устойчивые и образные выражения. Малыш способен прочитать стихотворение с выражением, а также пояснить его смысл. Ребёнок в 8 лет начинает активно осваивать чтение и письмо. К этому возрасту у него формируются все навыки, необходимые для обучения в школе. Как правило, на данном этапе у взрослых не возникает вопроса, как развить речь ребенка.

Если у ребёнка не развита речь для его возрастной группы, то может потребоваться помощь специалиста. Лучше обратиться к логопеду или педагогу для дошкольников. Также необходимо развивать речь малыша дома.

Развитие речи в домашних условиях

Многие не интересуются, как развивать речь ребёнка, родителям кажется, что это задача логопедов и педагогов. Однако именно взрослые учат говорить детей дома: от первого звука до интересной сказки. Обращение к логопеду требуется только в случае возникновения проблем. Мы развиваем речь детей дома, комментируя свои действия, общаясь между собой и читая малышу книги на ночь.

Если вы не знаете, как развить речь у ребёнка, то воспользуйтесь советами специалистов. Разработано множество интересных игр. Они не будут утруждать родителей, а также помогут в формировании речи детей.

Формируем правильное дыхание

Чтобы правильно сформировать речь маленьких детей необходимо научить их говорить слова на выдохе. Для этого используются специальные тренировки для дыхательной системы. С их помощью у ребёнка получится умещать большее количество слов в одном выдохе. Подойдут следующие занятия:

  • сдувание перьев и лёгких предметов;
  • игра на губной гармошке, флейте или дудочке;
  • пускание мыльных пузырей;
  • надувание воздушных шаров и так далее.

Родители могут использовать всё, во что можно дуть. Тренировки должны быть регулярными.

Работаем над артикуляцией

Как развить у ребёнка правильное звукопроизношение и внятную речь? Уделите внимание артикуляционным занятиям. Они необходимы для развития лицевых и ротовых мышц, а также речевого отдела головного мозга. Артикуляционная гимнастика очень важна для речи маленьких детей. Подойдут следующие игры.

  1. «Весёлая пчёлка». Эти насекомые собирают цветочный нектар при помощи хоботка. Расскажите ребёнку об этом, а потом предложите изобразить пчёлку. Для этого необходимо сложить губы дудочкой и втягивать через них воздух. Не забывайте о поощрениях. Чем дольше малыш будет втягивать воздух, тем лучше.
  2. «Хитрая лягушка». Расскажите ребёнку, как лягушки ловят мух. Они резко вытаскивают язык в разные стороны, а затем прячут его. Попросите малыша изобразить лягушку. Подвижный язык очень важен для формирования развитой речи.
  3. «Быстрый конь». Научите малыша цокать языком, изображая быструю поступь лошадки. Челюсть при этом не должна шевелиться.
  4. «Зоопарк». Если вы не знаете, как развить речь ребёнка в игровой форме, то это упражнение обязательно вам понравится. Покажите малышу, как разговаривают разные животные (кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав», лев – «р-р-рав», кукушка – «ку-ку-ку-ку», ослик – «иааа-иааа»). Пусть кроха изображает разных животных, а вы попробуете угадать.

Развивая речь малыша дома, вы создаёте благоприятную обстановку. Он видит, что обучение – это очень весело и интересно.

Пополняем словарный запас

  1. «Цепь из слов». Всем знакома игра «Города». Но она подходит только тем, у кого уже хорошо развита речь и эрудиция. Играя с малышом, лучше использовать простой вариант, когда нужно называть слова на последнюю букву (арбуз – зуб – бобр – рукав – вафля).
  2. «Поход». Спросите у малыша, чтобы он взял с собой в путешествие на море, в жаркие страны, в лес и так далее.
  3. «Опиши квартиру». Находясь вне дома, попросите кроху рассказать, что находится в спальне, в ванной, на кухне и так далее.

Развиваем речевые навыки

Эти упражнения подходят малышам, у которых уже хорошо развита речь.

  1. «Представь себе». Задайте малышу тему для фантазий, например, «представь себе, что наш кот научился говорить». Пусть он придумает небольшую историю.
  2. «Музей». Пусть кроха проведёт родителям экскурсию по своей комнате, квартире, детской площадке. Задавайте ему вопросы о разных предметах. Пусть расскажет, что это такое и для чего используется.
  3. «Загадки». Загадайте простой предмет. Малыш должен угадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, «это большое?», «это съедобное?».

Если мы развиваем связную речь ребёнка при помощи игр, то это даёт лучший эффект. Кроха увлекается процессом, поэтому упражнения не утруждают его.

Методики развития речи

Если вы хотите узнать, как нужно развивать речевые навыки малыша, то воспользуйтесь специальной литературой. Специалисты рекомендуют издания следующих авторов:

  • А. М. Бородич. Автор затрагивает вопросы совершенствования речевых навыков среди дошкольников. Основное внимание сконцентрировано на формировании связной речи.
  • Е. В. Колесниковой. В программу входят методические материалы для педагогов и рабочие – для малышей разных возрастов. Она включает иллюстрации, игры и разные занимательные упражнения. Помимо заданий, направленных на формирование речевых навыков, в программе представлены задачи, нацеленные на подготовку руки к письму. Материал очень обширен – стихи, скороговорки, песни, сказки, книги и так далее. Педагогу не придётся искать что-либо самому.
  • О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной. Программа разработана для педагогов и взрослых, которые хотят самостоятельно заниматься развитием речи малыша до школы. Она включает множество игр и заданий, направленных на всестороннюю стимуляцию речи – звуковую, грамматическую и лексическую.

Существует множество методик, написанных различными авторами. Подобрать конкретную поможет логопед, основываясь на уровне речевого развития вашего ребёнка.

Если вы столкнулись с проблемами задержки речевого развития, то лучше обратиться в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Самодиагностикой и самолечение заниматься нельзя. Проблемы с речью не проходят сами собой. Только эффективная программа коррекции позволит малышу заговорить наравне со сверстниками.



neapl.ru

Как развить свою речь

Written by Administrator on .

С тех пор, как человечество изобрело язык, наше основное средство общения, успех в обществе напрямую зависел от владения собственной речью. А в современном постиндустриальном мире, где физическая сила и выносливость уже не имеют былого значения, ораторское мастерство принадлежит к основным навыкам успешного человека. И если у вас есть какие-то проблемы с речью сейчас, нужно ее развивать, а не жаловаться, что вам что-то не дано от природы (кстати, посмотрите фильм «Король говорит», он вас мотивирует). Основная вещь, которую следует понять, прежде чем приступать к развитию навыков правильной речи: недостаточно просто иметь хорошую дикцию, интонацию и выразительность, подбирать эффективные слова и выражения, необходимо уметь применять все это в различных стрессовых ситуациях. Разговор с начальством, коллегами, представителями противоположного пола или клиентами, выступление перед аудиторией – каждая ситуация создает свой тип стресса, и нужно всегда держать себя (свою речь) в руках.

У меня были проблемы с речью, да и сейчас они иногда появляются. По Зодиаку я Рак, обладаю определенной замкнутостью и молчаливостью, плюс воспитание и жизненные ситуации наложили свои отпечатки (учеба в 100%-женском коллективе – нелегкое испытание для мужчины, это притупляет коммуникативные навыки). Но я человек, стремящийся к успеху, и я занимаюсь саморазвитием, я смог стать эффективнее во всех видах общения и практически победил свой страх перед публичными выступлениями. Поэтому я могу дать вам общие рекомендации и советы по развитию навыков общения и улучшению речи в этой статье.

  • Выполнение «немых» упражнений

Это то, чему меня научили, когда ставили британское произношение в институте. Перед тем, как говорить что-либо, необходимо подготовить органы речи, разогреть их. Вы знаете, сколько мускулов принимает участие в формировании звука, когда вы говорите? Я и сам точно не знаю, но много. И все они должны быть развиты, и к моменту произнесения эффективной речи находиться в полной боевой готовности. Так что предложенный комплекс  упражнений выполняем каждый день утром, а также каждый раз перед общением, если есть возможность.  Можно делать перед зеркалом, тогда еще и настроение поднимается, проверено.

Итак, комплекс «немых» упражнений для органов речи:

Растягиваем губы, обнажая зубы, между зубами – небольшая щель. Быстрым движением вытягиваем губы в хоботок, напрягая их на пару секунд, затем быстрым движением возвращаем в исходное положение. Делаем, пока губы не разогреются.

Опускаем нижнюю челюсть, округляем губы, как при произнесении звука  [o], напрягая их. Быстрым движением разводим губы шире, будто для крика, затем возвращаем в исходную позицию. Повторяем несколько раз.

Обнажаем зубы, между ними – узкая щель. С усилием проталкиваем кончик языка наружу. Повторяем 15 раз.

Изо всех сил пытаемся подуть себе на правое ухо, потом на левое. Повторяем по десятку раз.

    • Развитие дикции и интонации

    Есть люди, у которых дикция и интонационная выразительность развиты так, что заслушиваешься. Вот у кого речь-то эффективна! Часто это обусловлено профессией, например, речь сильно развита у радио- и телеведущих, у дикторов. Вот с них и надо брать пример.

    Скачайте какую-нибудь интересную аудиокнигу, которую читает хороший диктор. Речь в ней будет правильная и непрерывная. Я, к примеру, использую подкасты «Модель для сборки», которые читает Влад Копп, и любителям фантастики тоже советую. Далее заливаем аудиокнигу в плеер, вставляем наушники в уши т повторяем все за чтецом (не забудьте перед этим сделать «немые» упражнения). Поначалу вы, вероятно, не будете успевать за речью диктора и станете постоянно сбиваться, но не отчаивайтесь и продолжайте повторять то, что слышите, копируя интонации. Можно параллельно записывать это на диктофон, чтобы анализировать и отслеживать свой прогресс. Постепенно все начнет очень хорошо получаться.

    Повторять за диктором – хорошее дело, но надо двигаться далее. Берем интересную книгу, открываем, читаем отрывок про себя, а затем читаем его же вслух, громко и четко, выразительно. Опять же, можно записывать на диктофон.

    • Разговор с самим собой

    Не бойтесь, шизофрения у вас от этого не разовьется, а вот улучшить речевые навыки – получится. Так что оставшись наедине, представляем себе невидимого собеседника и обсуждаем с ним все, что актуально или все, что хочется. Применяйте в речи полученные  навыки, не стесняемся. И вообще, одна голова хорошо, а с невидимым собеседником их будто бы две. Уж я-то на собственном опыте знаю – в таких беседах с самим собой иногда рождаются классные идеи, которые никогда не приходят в голову, если просто размышлять про себя. Ну и речь, естественно, развивается, да еще как. Это ведь уже диалог.

     

    Вот такие простые и незатейливые упражнения, абсолютно не напрягающие. Но при регулярном выполнении они натурально творят чудеса, так что развить до определенной степени свои навыки речи с ними – проще простого! Ну и конечно же, развив их, не забываем применять в реальной жизни с реальными людьми.

    Ну а я в следующих статьях на Бизнес Рязань расскажу вам простые способы избавиться от страха собеседника и страха публичных выступлений.

    Всем успехов!

    Автор: Анатолий Тверитнев 
    Добавить комментарий

    business-ryazan.ru

    как избавиться от проблем в общении 🚩 Воспитание и обучение ребенка

    Автор КакПросто!

    Умение грамотно разговаривать, правильно и логично формулировать предложения – важный показатель общего развития ребенка. С этим умением не рождаются, оно полностью приобретенное. Поэтому так важно, чтобы с самого раннего детства родители формировали и развивали грамотную речь у своего малыша.

    Статьи по теме:

    Инструкция

    Прежде всего, навыки речевой культуры зависят от того, как разговаривают вокруг взрослые: родители, родственники, воспитатели в детском саду. Дети в младшем возрасте очень восприимчивы и копируют, в основном, только фонетику. Поэтому с малышом лучше не сюсюкать, а разговаривать нормально, четко и ясно выговаривая буквы, грамотно ставя ударение. Не разрешайте ребенку сокращать и коверкать слова, спокойно просите снова произнести их правильно, ссылаясь на свое непонимание. Делайте это с учетом возрастных и физических особенностей ребенка, стараясь не обидеть его, и хвалите за каждое правильно произнесенное трудное слово.

    Когда ребенок подрастет, начните обращать внимание на то, как он строит фразы. Учите его коротко и доходчиво обьяснять, что он хочет. Разбирайте с ним каждую неправильно сформулированную фразу, поправляйте его каждый раз, когда он говорит неправильно или невнятно излагает свои мысли.

    Учите его из коротких предложений складывать длинные куски повествования, логически связанные между собой. Развивайте его внимательность и память, чтобы он научился помнить то, что он хотел сказать перед тем, как начал что-то говорить, отслеживал свою мысль в беседе.

    Читайте с ним книги и просите его пересказывать куски из них своими словами, но близко к тексту. Обращайте его внимание на то, каким языком разговаривают герои литературных произведений, как манеры разговаривать характеризует того или иного персонажа.

    Вы можете для развития грамотной речи у ребенка задавать ему упражнения, которые помогут ему в этом. Например, попросите его составить словосочетания с заданными словами, а затем усложните задачу – пусть он использует эти словосочетания и составит с ними связный рассказ. Усложните задачу и попробуйте, используя те же словосочетания, составить несколько текстов в разных жанрах – сказку или рассказ.

    Видео по теме

    Совет полезен?

    Похожие советы

    www.kakprosto.ru

    Статья (развитие речи) по теме: Что значит развивать речь ребенка?

    Что значит развивать речь ребенка?

    Ответ на этот вопрос прост, и в то же время сложен.

    Конечно же, развивать у ребенка речь-это учить его разговаривать. Однако как возникает и из чего складывается способность говорить — в этом-то и  вся сложность.

    Говорить-это значит владеть определенным запасом слов, пользоваться ими, строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих и т.д.

    Интересы и желания у детей широки и разнообразны и выразить их, рассказать доступно, понятно они не могут.

    Кто же и как поможет им?

    Конечно мы взрослые и как ни странно, сверстники. Специальное сравнительное исследование показало: речь детей друг с другом более связна, понятна, лексически более развернута, чем речь взрослых.

    А почему? Да, дело в том, что другой ребенок менее понятливый и чуткий, чем взрослый. Именно эта непонятливость играет важную положительную роль в развитии речи, превращая его пассивную речь в активную. Специальные наблюдения показали: чаще всего оживленная беседа возникает при совместных играх, при выполнении какого-либо задания на занятиях лепкой, рисованием, конструированием, аппликацией и т.д. Но именно в этих ситуациях воспитатель препятствует контактам, напоминая детям: что «Когда я ем, я глух и нем», что работать следует молча, не мешая другим. Нередко это и тормозит речевое   развитие детей.

    Начиная работать в детском саду, я и столкнулась с этой проблемой. Дети молча кушали, не зная, что подали им на обед, молча рисовали, лепили.

    На занятиях по развитию речи, математике дети были пассивны, не могли выразить свои мысли словами, поддержать разговор, беседу, не умели слушать других. Некоторые дети вообще неохотно шли в детский сад. На вопрос «Почему?». Ответом было «молчание», «хочу домой к маме», «скучно».

    В первую очередь я организовала жизнь детей так, чтобы они хотели идти, было желание снова утром прийти в детский сад. Обстановка группы, игры и речь (приветливая, ласковая, доброжелательная). Ведь речь — средство уникальное, универсальное и незаменимое. Развивается как средство многих видов человеческой деятельности.

    Язык! Русский язык! Тысячелетие создавал народ это неисчерпаемое богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей жизни, своей мысли, чувств и надежд.

    Для чего он нужен людям? Когда возник? Каким он был раньше, и поняли бы мы речь людей, живших несколькими столетиями раньше?

    Язык — есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры. Язык — это основное средство общения людей. Ведь при помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. Язык тесно связан с мышлением, сознанием людей.

    Развивался человек, развивалось и продолжает совершенствоваться общество людей, изменяется и язык.

    Все изменения, которые происходят в общественной жизни, находят отражение в языке, в речи. Поэтому непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение со взрослыми, так как мы, взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством. Стремясь научить детей правильно говорить, общаться друг с другом, сопереживать и развиваться, познавать окружающий мир, я и работаю над темой: «Речевое развитие — важнейшая часть умственного воспитания».

    Ведь мы в детях должны воспитать личность полноценную и гармонично развитую.

    Дети, с которыми много говорят, развиваются быстрее, говорят лучше. Особенно значительны индивидуальные разговоры с детьми, при которых у них лучше как — бы развязывается язык, чем при разговоре в коллективе. И я стараюсь в своей работе поговорить с каждым ребенком в течение дня или внимательно выслушать его. Дети часто делятся своими впечатлениями, радостью или тем, что их тревожит. При этом у них, прежде всего, развиваются речь, ум и чувства. Моя задача — не только и не столько сообщать им новые слова, а использовать речь как необходимое средство той или иной деятельности — игры, занятия, труд и т.д.

     Дети пришли в детский сад. Для них этот возраст, важнейший период в развитии, и свою работу с детьми я начинаю с игры. Ведь игра — самая любимая и естественная деятельность малышей. Веселые игры и яркие игрушки поднимают настроение, сближают детей, помогая забыть минуты расставания с мамой. Каждый ребенок индивидуален, один робкий, пугливый, что его оставила мама, другой смелый, любопытный, но все они требуют к себе внимания и понимания. В ясельной группе  больше всего использовала потешки, песенки, стихи. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков и позволяет с самого раннего детства побуждать детей к познавательной активности. Я подбирала потешки так, чтобы они были доступны для понимания детей, соответствовали уровню развития, ведь в этом возрасте словарный запас еще невелик. Хорошо подобранная и рассказанная потешка, спетая песенка, помогает установить контакт с детьми, вызвать положительные эмоции.

    Например:           «Кто у нас хороший,

                                                Кто у нас пригожий.
                                                 Ванечка-хороший,
                                                      Ванечка – пригожий».        г-

    При умывании после прогулки использую потешку:

            «Водичка, водичка,

            Умой мое личико,

                     Чтобы глазки блестели,

       Чтобы щечки краснели,

              Чтоб смеялся роток,

              Чтоб кусался зубок»

    И дети с интересом,  по — другому смотрят на кран, откуда льется водичка, на свои ручки, тщательно моют их.

    Ложимся спать:                   «Летят гули вон, вон.

                                    Несут гули сон, сон

                                                       Стали гули ворковать,

                                                       Стали гули засыпать».

    Возраст 2-3 года имеет особое значение для речевого развития детей. В отличие от предшествующего периода, когда дети больше всего пользуются мимикой, жестами и действиями, они переходят к собственно-речевому общению. Моя задача как воспитателя в этом возрасте -помочь им в освоении разговорной речи: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, со сверстниками, с детьми других возрастов, выражать свои мысли, чувства, впечатления используя речевые средства. В младшей группе дети осваивают первые уроки культуры общения: здороваться, прощаться, говорить «спасибо».

    В постоянном общении с детьми  у них появились первые умения монологической речи: рассказывают, используя в своей речи 1-2 предложения. Куда ходили с мамой, что купили.

    Занятия с детьми проводила также в виде игр, используя различные методы и приемы: прежде всего показ игрушек и действия с ними.

    Например: в гости пришла кошка Мурка. Кто это? Как она кричит? «Мяу, мяу» дети произносят звукоподражания, затем играем в заводных, озорных котят (бегают, прыгают). Поиграли, спать легли, песенку запели «мур – мур».

    Как на занятиях, так и в течение дня использовала «Пальчиковые игры». Ведь между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.

    Заучивание стихотворений, потешек с участием пальчиковых игр приводит к тому, что дети лучше запоминают их, речь делается более выразительной, внятной, развивается воображение так, как в работу включаются не только слуховой, но и зрительный, двигательный анализатор. Детям интересно правильно рассказать веселый стишок, потешку и пальчиками «нарисовать» к нему «картинку». Это доставляет им радость, самовыражение и безусловно приносит пользу: «Под березой на пригорке

                                                     Старый еж устроил норку,

                                                 А под листьями лежат

                                                   Двое маленьких ежат».                                                                            В этом возрасте у детей активно и быстро развивается словарь. В своей речи они используют названия трудовых действий: «мама надела на меня платье», «я пил компот»; называют собственные действия: «я убрал машину», «надела уже колготки», «а я рисую солнышко», знают имена близких людей: мамы, папы, дедушки, бабушки, воспитателя, няни, называют цвет: кубик — красный; мячик -синий.

    В группе дети по-разному осваивали программу. Одни были активны в
    речевом общении со мной и детьми, инициативны, а другие легко понимали
    речь, отвечали предложениями, но затруднялись в их оформлении часто,
    используя жесты, слова-заменители. Но были и такие дети, которые
    требовали повторения обращенной к нему речи и в разговор вступали с
    трудом.        

    Игра, сказочные персонажи, игрушки помогают мне на занятиях и в индивидуальных беседах разговорить детей, забыть о скованности. Через общение с любой игрушкой помогаю ребенку сделать первый уверенный шаг к общению без стеснения, и дальше ребенок день за днем осваивает умение говорить предложениями, а не обрывками слов.

    К концу года у  детей наблюдалась речевая активность, их словарь
    содержал все части речи, они знали наизусть несколько стихов, потешек,
    песенок и с удовольствием их повторяли. Они интересовались окружающим
    их миром, внимательно присматривались к действиям старших и подражали
    им, т.е. самостоятельно воспроизводили действия и поступки. Дети были
    активны, жизнерадостны, их глазки с любопытством вглядывались в мир, а
    сердца их открыты. Только добротой и лаской оно еще больше распахнется
    для добрых дел и поступков.        

    Но вот исполнилось четыре года. Когда дети перешли в среднюю группу, в их  поведении и деятельности появился ряд новых черт, отличающих их от  малышей: возросли физические возможности, они окрепли, стали увереннее в себе.

    В этом возрасте дети нуждаются в содержательных контактах со сверстниками, сообща решают, в какие игры будут играть, какие для этого понадобятся игрушки.

    Их речевые контакты становятся более длительными и активными. По необходимости я старалась объединять детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов. Включаясь в игру, я помогала понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку. Поэтому у детей стали появляться и новые черты в общении со мной, они охотно сотрудничают во всех делах, вместе трудимся, играем, ухаживаем за растениями и т.д. Появились многочисленные вопросы: «Почему?», «Для чего?», «Зачем?».                                                                         С детьми в свободное время читаем книгу Житкова «Что я видел».

    В рассказах они узнают себя или своих товарищей. После каждого прочитанного рассказа мы обсуждаем, а как бы они поступили, если бы были на месте Алеши — Почемучки.

    В средней группе у детей должен сформироваться побудительный мотив.

    Они должны выражать свои эмоции словами, идет самое активное накопление словаря. Дети без труда используют в своей речи названия предметов и материалов, из которых они изготовлены: это платье сшито из ткани, а у машины колеса резиновые.

    Называют животных и среду их обитания: белка живет на дереве в дупле, а мышка в норке, в земле.

    Подорожник — это растение, он лечебный, и его прикладывают к ранке. Все деревья, цветы сажают в землю. Умеют обобщать, что мяч, кукла, машина — это игрушки; тарелка, ложка, кастрюля — это посуда, она необходима для еды и т.д.

    Дети в этом возрасте более любознательны, самостоятельны, активны в своей жизни. Мои задачи по развитию речи состоят в том, чтобы продолжать учить детей охотнее вступать в речевое общение с окружающими. Задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать беседу, говорить по очереди, не перебивая товарища, пользоваться разными типами предложений, учить детей замечать ошибки в своей речи и в речи товарищей, доброжелательно исправляя их. С детьми мы учимся составлять короткие описательные рассказы о предметах, игрушках, состоящие уже из 5-6 предложений, пересказывать рассказы и сказки.

    Например: перед детьми ставлю полотно с картинками (фрукты, овощи). Ребенок сам выбирает ту картинку, которую он будет описывать: что это?, где растет?, какого цвета?, вкуса?, что из него можно приготовить?, зачем вырастили? А затем я прошу сказать, как он сам относится к этому фрукту (овощу). На занятиях мы начинаем учиться составлять и словесное рисование, т.е. мысленно представить эпизоды произведения и героев.

    Например: после рассказывания сказки «Маша и медведь» я им говорю: «Ребята, а теперь закрыли глазки, представьте себе, как Маша идет по лесу одна, что она, как вы думаете, видит вокруг себя, как она одета, какая она по характеру». Дети описывают Машу, лес, медведя. Они как бы мысленно рисуют эти сюжеты.

    Проводя занятия, использую различные методы и приемы: это пояснения, показ образца (игрушки, картинки, обертки от конфет и т.д.). Наглядность повышает речевую активность детей, формирует способность к общению.

    Например: рассказывание сказки «Волк и семеро козлят». После рассказывания мы обыгрываем, используя настольный или кукольный театр. А в свободное вечернее время для закрепления предлагаю детям самим поучаствовать в инсценировке. Они готовят сами костюмы и маски, словесно рисуя, какой волк должен быть (хвост, уши), какие козлята и т.д.

    Также продолжаю укреплять речевое дыхание детей (дуем на «листочки», «сдуваем с руки снежинки»).

    Пример: Подул ветерок, листья с деревьев облетели. Для развития голосового аппарата меняем громкость голоса, используя различные игры, упражнения, «Эхо», «Ауканье».

    Пример: Алена заблудилась, стала громко звать подружек: «АУ – АУ», эхо ей в ответ потише: «ау – ау».

    Сочетаем хоровые и индивидуальные ответы, как словесные, так и двигательные. После хорового говорения прошу 3-4 детей повторить. Это помогает мне вовлечь в работу всех детей и выяснить, кто из детей не овладел тем или иным навыком, тому ребенку дополнительно показываю, объясняю.

    Использую разнообразную посадку и задания, чтобы дети сменили позу, подвигались. Например: Подойдите ко мне и посмотрите, что у меня в сундучке. Кто это? (зайчик).

    Играем: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять, вдруг волчище выбегает — зайка в домик убегает».   Использую и сюрпризные моменты. В гости пришел Петрушка со своей волшебной палочкой. До кого дотронется волшебная палочка, тот ребенок произносит четко и ясно слова. Петрушка дарит цветок (флажок, красивую бабочку и т.д.). Детям очень нравится, они с удовольствием играют, при этом идет закрепление пройденного материала.

    Широко использую и физминутку, как на занятиях по развитию речи так и по другим занятиям:                  «Лебеди летят, крыльями машут.

                                                Прогнулись над водой, качают головой.

            Прямо и гордо умеют держаться.

                                                Очень бесшумно на воду садятся.»                                                                                                                            Дети во время физминутки отдыхают, идет расслабление мышц головы, спины, рук и т.д.

    Еще одно условие правильного своевременного развития речи детей является тесный контакт с родителями.

    Спокойная и правильная речь в семье — пример для воспитания такой же речи у ребенка.

    Родителям советую, какие книги нужно покупать, что читать. В уголок для родителей вывешиваю рекомендации, советы, вырезки из журналов.

    Наилучшее условие для развития речи остается ролевая игра. Играющий ребенок непрерывно говорит, он говорит и в том случае, если играет и один.

    Например: играя с куклой, завернув ее, качает, поет песенку, кормит, лечит.

    Особое значение имеют и подвижные игры со словами: «Совушка», «Лохматый пес», «Мы веселые ребята» и т.д.

    В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые игры вообще повторяются много раз и дети быстро запоминают слова.

    Свою группу я постаралась разбить по игровым и трудовым зонам, стараюсь создать все условия для игр.

    Например: Уголок для настольно — печатных игр, уголок для игр в семью, дочки — матери. С помощью родителей сделали кукольное оборудование: кроватки, диваны, кресла, телевизор, шкаф и т.д. Уголок парикмахера — Модница, больница, строительный, физкультурный, уголок для игр с бросовым материалом (шишки, камушки, листья и т.д.).

    Дети осматривают, ощупывают, пробуют, нюхают и результаты воспринятого отражают в слове. Какие я вижу результаты в своей работе с детьми? Они активны в разговорном общении, отвечают на вопросы и задают встречные, с небольшой помощью пересказывают рассказы, сказки, составляют небольшие рассказы. С удовольствием рассказывают о своих игрушках, знают много стихов, загадок, потешек, скороговорок и охотно воспроизводят их по просьбе взрослых.

    Например, им интересны скороговорки «У Сони и Сани быстро едут сани», «У осы не усы, не усищи, а усики» и т.д.

    Развитие речи у детей происходит и на праздничных утренниках, развлечениях. Дети пятого года жизни хорошо понимают, что праздник — это радостное, необычное событие. Веселые игры, пляски, чтение стихотворений, пение песен — все это доставляет большое удовольствие детям.

    Те дети, которые молчали на обычных занятиях, вдруг поют, читают стихи, танцуют. Девочка Женя на занятиях больше всего молчит, улыбается, а на утреннике громко читает стихи, поет песни. В коллективе среди детей более разговорчива, чем в индивидуальном общении. В беседе с ней я всегда говорю, чтобы она ничего не боялась, что она молодец. У тебя все хорошо получается. Женя стала более уверенная в себе, стала отвечать на занятиях. Так поощрением я добилась активности Жени.

    Наряду с достижениями в работе я испытываю и некоторые трудности.

    Многие дети все еще не могут самостоятельно, без помощи воспитателя связно, последовательно, точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа, описать и составить описательный рассказ.

    Еще неустойчивое произношение определенных групп звуков. Например, свистящих и шипящих — в одних словах звук произносят правильно, а в других неверно (старушка, солнышко, сушка и т.д.).

    У некоторых детей отмечается искаженное произношение звуков, поэтому такие дети нуждаются в специальной помощи, и я отправляю их к логопеду.

    Недостаточное внимание со стороны родителей. Ведь успешное овладение ребенком речью идет тогда, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и дома.

    Какие задачи я ставлю перед собой в работе с детьми на будущее?

    Чтобы мои дети содержательно и связно говорили (монологом, диалогом). Развивать выразительность речи, индивидуальные способности к речевой деятельности, подготовить к обучению чтения — медленное, связное чтение доступных и понятных слов, коротких произведений. Правильное произношение звуков. Буду продолжать работать по программе «Детство», усовершенствовать и усложнять задачи по развитию речи к подготовительной группе. Продолжать вести работу с родителями. Убеждать в необходимости совместной работы по развитию речевого общения с детьми — через литературу, совместные беседы. Провести родительские собрания на эту тему.

    Я хочу, чтобы мои дети, уходя из детского сада в школу, хотели и желали стать школьниками, получать знания.

    Как войдет ребенок в новую школьную жизнь, какие чувства, надежды, стремления пробудят он в душе, в огромной мере зависит от нас, от воспитателя, от того, что он приобретет за годы дошкольного детства.

    И еще я хочу, чтобы на пороге школы учителя с улыбкой говорили «Добро пожаловать, дети! Школа ждет вас!»

    nsportal.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *