Самооценивание это – ? — :
Что такое самооценка и как ее повысить
По статистике, 80% людей в той или иной степени имеют низкую самооценку. А ведь она является движущей силой уверенности, от которой зависит успех любой из сфер нашей жизни. Самооценка формирует твои цели, ценности, отношение к вещам и людям. Поэтому высокая самооценка — это не признак нарциссизма или высокомерия, а строгие требования к самому себе, опирающиеся на большие амбиции. Соответственно, для лучшего качества жизни ее необходимо повышать, особенно если она находится ниже твоей щиколотки.
Что такое самооценка
Википедия описывает термин самооценка как «представление человека о важности своей личности, оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков». Если коротко, то самооценка — это отношение к себе, своим качествам и потенциалу. Исходя из этого, самооценка отличается от понятия самоуверенность. Последняя непостоянна и, в отличие от первой, может меняться в зависимости от ситуации. Например, обладая высокой самооценкой, ты можешь уверенно чувствовать себя во многих аспектах, но быть растерянным во время публичного выступления. Или, наоборот, твои навыки позволяют чувствовать себя уверенным в определенной области, например в спорте, но в других ситуациях ты проявляешь нерешительность.
9 советов для абсолютной уверенности в себе
Откуда берется низкая самооценка
Этот вопрос довольно сложный, поскольку затрагивает внешние факторы воздействия на человека, каждый из которых прямо или косвенно может влиять на самооценку. Одной из причин низкой самооценки психологи называют трудное детство. Когда человек растет в атмосфере гнета, критики и пренебрежения, с возрастом он может столкнуться с соответствующей проблемой. Ровно как и наоборот: если ребенок часто слышит похвалу и одобрение, то самооценка у взрослого человека будет выше.
Еще одной причиной могут служить какие-либо события, связанные с сильными травматическими переживаниями. Кто-то однажды сказал неприятную вещь, и это в дальнейшем повлияло на отношение к себе. Сюда же можно отнести опыт неудачи при достижении каких-либо целей. Серьезный провал может сильно ударить по самооценке и желанию повторить попытку снова. Немаловажную роль в построении самооценки играет культурный контекст, выраженный через рекламу, СМИ или искусство. Он задает условные стандарты красоты и успеха, не попадая под которые, человек может чувствовать себя лишенным необходимых качеств для достижения целей.
Как повысить самооценку
Как достичь высокой самооценки
Самооценку человека, по сути, можно определить по разрыву между тем, что он имеет, и тем, чего хочет достичь. Парадокс заключается в том, что в большей степени на самооценку влияют окружающая среда и люди, но изменить ее можно только самому за счет внутренних психологических процессов. Это не самая простая задача в жизни, но одна из главных, поскольку способна принести результат, к которому ты стремишься. Вот несколько базовых советов, которые помогут повысить самооценку.
1. Определи первопричину
Выше мы перечислили, что может являться причиной низкой самооценки. Как правило, это внешние факторы, исходящие из прошлого. Определив, какой именно жизненный эпизод повлиял на дальнейшее восприятие себя, ты должен признать его бессмысленность сегодня. Оценка ситуации формируется на основе психологического восприятия, которое меняется с возрастом. Поэтому твоя оценка себя могла сложиться на основе не достоверных данных, а эмоционального восприятия проблемы, которая на нее повлияла. С возрастом следует пересмотреть отношение к данной ситуации и признать ее маловажность. Для этого можно прибегнуть к помощи психолога, который поможет обнаружить и устранить источник низкой самооценки.
2. Посмотри, что видят в тебе другие
Этот метод прост и требует немного фантазии. Наверняка в твоей жизни есть человек, который любит тебя сильно и безоговорочно. И наверняка у него есть на это веские причины. Так вот, постарайся ненадолго побыть на его месте и посмотреть на себя со стороны. Так ты увидишь только положительные качества своей натуры. Убедившись, что в тебе гораздо больше добродетелей, чем ты представлял, сможешь работать дальше в сторону повышения самооценки.
3. Больше старайся
Высокая самооценка не может не иметь твердых оснований. За ней стоят какие-либо достижения или действия, приводящие к саморазвитию или улучшению качества жизни. Не стой на месте — будь подвижен и делай все возможное, чтобы стать лучше. Работа над собой, увеличение своих навыков и достижение целей — вот что является основой для высокой самооценки. И даже если не всегда происходит все гладко, понимание того, что ты сделал все возможное, не позволит испытывать сожалений и чувствовать себя виноватым.
4. Делай то, что удовлетворяет тебя
Часто люди занимаются деятельностью, которая им не интересна, а значит, не приносит желаемого удовлетворения и результата. Это заставляет человека испытывать подавленность и чувство пустоты. Это положение дел стоит менять и посвятить себя тому, что вызывает интерес и придает стимул. Занявшись тем, что удовлетворяет твой ум и эмоции, а также приносит положительный результат, ты сможешь почувствовать себя цельным и довольным собой.
5. Будь верен себе
В некоторых случаях отсутствие чувства собственного достоинства проистекает из недостатка понимания своей значимости и ценности, которую ты можешь принести. Люди так много времени тратят на то, чтобы вписаться в существующие тренды, что не обращают внимание на собственные способности. Определи свои сильные стороны, раскрой свою страсть и стремление, пойми, чего хочешь и чего можешь достичь. Тогда у тебя не будет оснований считать себя отстающим звеном и ты будешь готов в полной мере использовать свой потенциал.
6. Прими себя
Таким, каков ты есть, в полном стремлении стать лучше. Всем нравиться невозможно, а не проигрывают только те, кто ничего не делает. Сосредоточься на своих целях, работай над их достижением, и у тебя не будет неудовлетворения от самого себя, поскольку ты делаешь все возможное. В конечном счете это принесет плоды, которые заставят поверить в свои силы и изменить отношение к себе.
5 путей познания самого себя
brodude.ru
Виды самооценивания и взаимооценивания на уроках в начальных классах.
Виды самооценивания и взаимооценивания на уроках в начальных классах.
Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. В настоящее время система оценивания занимает особое место среди современных педагогических технологий.
«Учится не ради отметки, а чтобы знать и уметь».
В практике своей работы для формирования самооценки использую следующие приёмы оценивания.
1. Приемы самооценивания на уроках в начальной школе.
2. Приемы взаимооценивания на уроках в начальной школе.
3. Правила оценочной безопасности.
1. Приемы самооценивания на уроках в начальной школе:
«Цветовой сигнал» или «Смайлики»: зелёный – всё понятно или выполнил без ошибок, жёлтый – были затруднения или допустил ошибку, красный – не понятно или не справился с работой.
У детей для этого есть три карточки (смайлики) трёх цветов – красный, жёлтый, зелёный. Ответив на вопрос учителя иливыполнивзадание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача.
Используютакие карточкии на разных этапах урока, чтобы увидеть, готов ли класс продолжить работать, понял ли предложенный материал, достигнуты ли ожидаемые результаты, реализованы ли цели урока.
«Закончи предложение»: дети заканчивают предложения: Я узнал, что …Я запомнил …Я смог …Я знаю …Мне было трудно…Мне было интересно…Могу себя похвалить за …
«Волшебная линеечка»:После выполнения самостоятельной работы обучающиеся оценивают свой результат по шкале, которую чертят на полях в тетради и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнено задание. Вместе договариваемся о том, по каким критериям будет оцениваться работа. Например, может быть один критерий – правильность или несколько критериев – правильность, аккуратность, и оформление работы.На полях тетради ученики чертят один или три отрезка – линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, средний, низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П», «А» или «О»: П – правильность, А – аккуратность, О – оформление работы.
«Желаемая отметка»: ученик выполнил работу и, прежде чем сдать ее на проверку учителю или однокласснику, имеет право сам себе поставить отметку, такую, какую он, по его мнению, заслуживает.
Это позволяет мне оценить уровень объективности самооценки обучающихсяи спланировать дальнейшую с ними индивидуальную работу.
«Знаковый символ»: «!» выполнил без ошибок, «+» допустил ошибку, «-»не справился с работой.
Урок полезен, все понятно. |
|
Лишь кое-что чуть-чуть неясно. |
|
Еще придется потрудиться. |
|
Да, трудно все-таки учиться! |
|
Критерии: | Да + нет — |
На уроке я отвечал всегда устно полным ответом. |
|
Я решил без ошибок в тетради примеры и задачу. |
|
Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение. |
|
Мое мнение в группе чаще всего учитывалось и др. |
|
Оцени свою работу в паре:
Полностью согласен | Частично согласен | Не согласен | Затрудняюсь ответить | |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий |
|
|
|
|
При разногласиях я принимаю другое решение |
|
|
|
|
Большинство решений предложено мной |
|
|
|
|
Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение |
|
|
|
|
Работать в паре труднее, чем одному |
|
|
|
|
Мне интереснее и полезнее работать в паре |
|
|
|
|
Оцени работу своей группы:
Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
А) Почти всё сделали без меня;
Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;
В) Я принимал участие в обсуждении.
«Лесенка»: обучающиеся на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал урока: нижняя ступенька — не понял, вторая ступенька — требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Оцените работу своей группы
№ заданий | Показатель | Самооценка |
1.Найдите в тексте однородные члены предложений. | Работали дружно, слушали друг друга |
|
Высказывали свою точку зрения, не ссорились |
| |
Трудно было договориться. |
| |
2.С каким определением согласны? | Работали дружно, слушали друг друга |
|
Высказывали свою точку зрения, не ссорились |
| |
Трудно было договориться. |
| |
3.Составим схему | Все работали одинаково |
|
Работал только один |
| |
Кто-то работал больше, кто-то меньше других |
| |
Результат работы группы. | За весь урок |
|
2. Приемы взаимооценивания на уроках в начальной школе.
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища |
1. Активно работал в группе |
|
|
2. Выполнял свои обязанности |
|
|
3. Соблюдал культуру общения |
|
|
| ++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился — у меня не получилось работать в группе | ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился — у тебя не получилось работать в группе |
4.Оценка работы группы (поставить знак +) | ||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
«Оценим вместе»: перед уроком детям выдаю карточку, в верхней её строке указаны задания, которые беру под контроль. Во 2 строке — самооценка работы ученика, в 3 – оценка учителя. В ходе выполнения задания ребенок наглядно видит результат своей деятельности: совпадает ли его оценка с оценкой учителя. Если не совпадает, то требуется разъяснение полученных результатов.
Вид задания | Словарнаяработа | Составление предложения | Разбор предложения |
Ученик | |||
Учитель | |||
Итоговый вывод |
3. Правила оценочной безопасности
Не скупимся на похвалу.
Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.
Не высмеиваем, а шутим по доброму.
Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.
Имеем право на сомнение и незнание, вместе находим ответ.
Умеем сами, научим другого.
Интерес к учению
появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся
от успеха.
В.А. Сухомлинский
Используемая литература:
Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2011. — с. 160
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [ М.Ю. Демидова, Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.-М.: Просвещение, 2010.- с.215
Интернет ресурсы:
http://w.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/ocenka.php;
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/01/24/otsenka-dostizheniya-planiruemykh;
http://si-sv.com/publ/14-1-0-319
http://bibliofond.ru/download_list.aspx?id=563379
КГУ «Общеобразовательная средняя школа №6»
города Актау
Виды самооценивания и взаимооценивания на уроках в начальных классах.
Учитель начальных классов
Зверева Марина Сергеевна
Актау
2017
multiurok.ru
Самоценность vs Самооценка | Статья на Psysovet.ru
Сегодня понятие самооценка довольно известно для широких масс, в то время как о самоценности слышали немногие. Эта статья посвящена более глубокому анализу этих понятий.Как поднять самооценку? Как достичь успеха в чем-то? Как получить признание окружающих?
Эти вопросы задают те, кто предполагают, что, повышение уровня самооценки позволит им почувствовать себя более счастливыми и реализовать свои желания.
А действительно ли уровень нашей реализации связан только с поднятием самооценки? Что еще влияет на ощущение полноценности жизненного опыта?
Давайте разберемся.
Самоценность — это внутренний стержень личности, который составляет ее суть. Эта картина самого себя, своей индивидуальности и значимости, которая в психологии называется “Я образом” или “Я-концепцией”. Это своего рода фундамент личности, на котором основаны способы взаимодействия человека с миром. Именно, от этого фундамента зависит то, насколько человек умеет управлять своей жизнью.
Самоценность – это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания и любви окружающих, вне зависимости от тех результатов и успехов, которые я в данный момент демонстрирую.
Самоценность — это то, как я к себе отношусь, а то есть какие чувства я к себе испытываю.
Самооценка это то, как оцениваю себя и результаты своих действий, это своего рода мнение о себе.
Самооценка строится на сравнение результатов своего поведения и опыта с другими людьми, а также на правилах и оценках общества. Это оценка своей успешности в разных ситуациях, которая конечно, связана с глубинным отношением к себе, но не является ее синонимом.
Многие из нас стремятся повысить самооценку, однако завышенный ее уровень не приносит желаемого результата так же, как и заниженный.
Развитие адекватной самооценки возможно только при наличии высокого уровня самоценности.
Человек с низкой самоценностью не в состоянии определить адекватный уровень оценки себя, так как у него нет ориентира в виде центра личности.
Почему иногда вредно поднимать самооценку?
Давай сначала рассмотрим подробнее, понятие самоценности.
Человек не рождается с “Я-концепцией”, он ее приобретает в результате взаимодействия с другими людьми. Ребёнок узнаёт о том, какую ценность представляет в этом мире через отношение родителей к нему и из того, что они ему рассказывают о нем самом. Психика ребенка представляет собой “чистый лист”, где самые первые и долго хранящиеся записи делают те, кто воспитывает его в первые годы жизни.
Если родители уважали чувства ребенка, выражали достаточное количество безусловной любви, принимали его в проявлениях слабости и поддерживали его развитие, то у человека формируется позитивная “Я-концепция”. Такой человек наполнен глубоким уважением к себе и окружающим людям, ощущает собственную ценность и важность своего существования, принимает себя таким, какой он есть, при этом обладает адекватной самооценкой и способен к развитию и изменениям. Человек, чья самоценность высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви.
Если родители часто критиковали ребенка, сравнивали его с другими детьми, оценивали его, акцентируя внимание на том, что он недостаточно хороший, игнорировали его проявления, унижали, оскорбляли или применяли другие акты насилия, то у человека формируется негативная “Я-концепции”. Важно понимать, что не обязательно со стороны родителей или других близких взрослых присутствовала сильная жестокость.
Если родители были эмоционально холодны, или относились к ребенку слишком формально, то у него не формируется высокой самоценности. При этом они могли хорошо ухаживать и физически обеспечивать его всем необходимым, или даже проявлять излишнюю заботу и контроль, что не отменяет эмоциональной закрытости.
Такой человек ощущает свою неполноценность, критикует себя, относится к себе отрицательно. Он не верит в то, что заслуживает чего-то хорошего в жизни.
Часто результатом его отношения к себе становится низкая самооценка, либо завышенная самооценка, неспособность получать поддержку в сложных ситуациях, либо перекладывание ответственности на других и избегание проблем, невозможность находится в партнерской позиции в отношениях.
Человек с низкой самоценностью не обязательно пессимист. Это может быть и неадекватный оптимист, который вытесняет свое истинное отношение к себе глубоко в подсознание и заменяет его маской позитива, что не имеет никакого отношения к его истинной сути.
Человеку сложно жить в состоянии низкой самоценности, а поэтому формируются и другие виды “защиты” от признания негативного самоотношения либо в виде высокомерия, либо виде покорности или цинизма. Но именно эти “защиты” и выдают внутренние проблемы с отношением к самому себе.
В случае низкой самоценности человек часто видит ситуацию либо в более негативном аспекте либо, наоборот, в более позитивном, чем это есть в реальности, что мешает достижению целей и успешной реализации себя.
В случае высокой самоценности человек способен к адекватной оценке ситуации и поисков ресурсов для ее решения.
На основе глубинного отношения к себе, мы бессознательно строим свое дальнейшее поведение, а также интерпретируем свой опыт, даем ему оценку. При этом самоценность, является некоторым внутренним фильтром, который определяет характер восприятия человеком ситуации.
Так. Например, в случае высокой самоценности у человека проигравшего на соревнованиях самооценка временно снизится, и это адекватно ситуации. Однако хорошее глубинное отношение к себе становится ресурсом для переживания неприятных чувств, а также направление энергии на изменение ситуации и достижения цели. А то есть человек может оценить свои ошибки, признать их и в последующих тренировках учесть их для наработки необходимого навыка.
В случае низкой самоценности проигрыш на соревнованиях становится чуть ли не трагедией всей жизни, тут же всплывают в памяти еще какие-то неудачи, это все выстраивается в один ряд, и человек подсознательно, а иногда и сознательно делает вывод о своей “плохости”, что создает программу последующих неудач в будущем.
Человек становится заложником этих программ, и все его попытки достичь успеха и поднять самооценку часто приводят к разочарованиям.
В случае низкой самоценности, наша оценка себя сильно связана с мнением окружающих и чрезмерно зависит от нее.
Если меня хвалят, это значит я молодец, меня признают, как важного и уважаемого человека и моя самооценка поднимается. Если меня ругают и критикуют, то это означает, что я делаю что-то неверно, и моя самооценка снижается.
Таким образом, мы включаемся в погоню за достижениями и стараемся заслужить любовь к себе, в надежде за счет этого и полюбить себя.
Однако, если внутри личности зияет пустота низкой самоценности, то выстраивать адекватную самооценку не на чем.
В этом случае, стремясь поднять самооценку, мы пытаемся улучшить себя и свои качества характера, считая себя недостаточно хорошими для того, чтобы получать любовь просто так. Попытки улучшить и изменить себя, а не свое поведение и действия приводят к тому, что дыра становится еще больше и человек продолжает терять ресурс.
Он может достигать даже каких-то неплохих результатов в карьере или другой социальной деятельности и получать массу признания. Однако получить полное удовлетворение не удается, что стимулирует все к большим и большим достижениям. А счастливым человек себя все по-прежнему не чувствует. Ему все время что-то не нравится, все время будет что-то не устраивать в себе или окружающей обстановке.
У каждого человека существует потребность в получении любови от других в виде двух составляющих: принятия и признания.
Самоценность связана с принятием.
Самооценка с признанием и достижениями.
Замена принятия только признанием создает дисбаланс внутри личности, которые мешает человеку почувствовать себя полностью счастливым.
Начинать нужно с повышения самоценности!
Очень важно научится различать свою личность и свои действия. Наши действия зависят от выбора нашей личности, и они инициируются ею, и конечном итоге влияют на нее, но наша личность шире, чем просто наши действия.
Действия могут быть хорошими или плохими, удачными или неудачными, и от нашей личности зависит, как она организует себе свою жизнь. Личность с высокой самоценностью с большей вероятностью будет выбирать адекватные ситуации действия.
Самоценность связана, именно, с самой личностью, а не только ее действиями, как самооценка.
Уже только это осознание помогает выйти на путь повышения собственной ценности.
Улучшить отношение к себе и повысить самоценность можно только через духовное развитие личности.
Психотерапия это один из способов такого развития, в результате которого возможно изменение глубинного отношения к себе, которое определяет центр нашей личности.
Научится принятию себя невозможно. Его можно только получить от кого-то другого в моменте эмпатического сопереживания, и в результате оно становится частью нас самих.
Принятие себя происходит иногда через болезненные ощущения. Ведь, если долгие годы эта потребность была фрустрирована, то вначале, как зажатая мышца при расслаблении начинает болеть. Однако результатом такого развития становится чувство глубинного самоуважения и уверенности в себе.
Эмпатическое переживание также активно работает при творческом процессе восприятия произведений искусства.
Поэтому искусство является еще одним способом духовного развития, в процессе которого можно повысить самоценность?
Хочу поделиться своим личным опытом восприятия картины Винсента ван Гога “Едоки Картофеля”.
Ван Гог выступает, как некоторый революционер, начиная изображать крестьян и их простую неказистую жизнь. Казалось бы, людям из более высокого сословия вряд ли может быть интересна тема тяжелого труда.
Тем не менее, по словам художника «Лучшее из того, что я сделал, это, в конечном счете, картина, которую я написал в Нюэнене, — крестьяне, едящие картофель» По мнению самого Ван Гога, это его произведение, утверждает те ценности, которые должно утверждать искусство.
Что же это за ценности, изображенные в тусклом свете керосиновой лампы?
Лица крестьян наивны и открыты. Это люди не испорченные никакими страстями. Тяжелый труд и скромное вознаграждение — вот две составляющие крестьянской жизни.
Центром же картины являются простые крестьянские руки “цвета картофеля”, темные, узловатые, жилистые.
При рассматривании картины в живую этого просто не возможно не заметить!
Вот, что пишет автор своему брату в письме, рассказывая об этой картине:
“В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду.”
Результатами труда этих рук пользуется много других людей. Это те руки, которые умеют отдавать. И отдают они, тот продукт, который произвели сами. Они не гордятся и не кичатся своими результатами, они просто принимают жизнь, такой, какая она есть. Они не заворачивают себя в красивые фантики дорогой одежды или искусственных косметических средств. Они благодарны за прожитый день и то, что они имеют на настоящий момент.
Каждый грубый жест наполнен любовью, согласием, честностью и открытостью, благодаря чему создается атмосфера спокойствия и принятия.
Это те руки, которые своим живым примером рассказывают об истинных ценностях.
Увидеть эту ценность мог только человек широкой души с живым сердцем. Картина наполнена чувством глубокого уважения к семье де Гроот и к тому труду, который они выполняют. А крестьяне отвечали автору картины тем же. В один из вечеров, видя, что художнику никак не удается работа, закончив ужин, не расходились, а продолжали позировать еще два часа, несмотря на усталость.
И это уважение, любовь и принятие в своем естественном и самом обычном виде невероятной волной передается тому, кто внимательно рассматривать картину, пытаясь понять ее смысл. Волна захватывает и попадает в самые дальние уголки души, давая истинное осознание собственной ценности.
Самое ценное в жизни находится, гораздо ближе, чем те цели, которые мы себе устанавливаем.
Это картина открывает глаза на правду в жизни!
www.psysovet.ru
это в психологии особый раздел, функции, значение
Самооценка — это в психологии представление индивида о степени важности своей личности для других людей, с учетом вида деятельности и социального статуса. Дается оценка собственным способностям, качествам, достоинствам и недостаткам. Выражаться она может не только в виде каких-либо умозаключений, но и в открытой форме — как правило, во время разговора с близкими людьми или друзьями.
От самооценки личности зависит поведение человека, его поступки, отношение к коллегам по работе или начальству, требовательность, критичность восприятия собственных успехов и неудач, действий других людей.
Самооценка и ее функции
У самооценки разные виды и функции. Легче всего человеку оценить свои способности. Например, ему трудно ошибиться в оценке умения хорошо бегать или прыгать. Ведь нетрудно замерять длину или высоту совершенного прыжка, узнать, за сколько секунд можно пробежать стометровку. В психологии самооценка это важный показатель личностного развития. Но он иногда кардинально отличается от оценки индивидом своих способностей. Человек может быть хорошим профессионалом в своем деле, например, иметь высший разряд токаря, но совершенно не уметь при этом общаться с девушками.
Главным критерием оценивания в психологии считают систему смыслов и не смыслов субъекта.
Функции самооценки могут быть следующими:
- развивающая — стимулирует человека к дальнейшему совершенствованию и личностному развитию;
- мотивирующая — воодушевляет на совершение определенных поступков и действий для того, чтобы получить одобрительную самооценочную реакцию и способствовать развитию самоуважения;
- защитная — обеспечивает независимость и стабильность качеств личности;
- регуляторная — от нее зависит постановка целей и задач, выбор решений;
- сигнальная (отражающая) — позволяет человеку дать правильную оценку своим действиям, поступкам;
- адаптационная — позволяет человеку бесконфликтно входить в различные группы и коллективы, легко приспосабливаться к любым изменениям;
- корригирующая — в процессе работы или деятельности обеспечивает определенный уровень контроля;
- терминальная — вынуждает субъекта прекратить действия, если они вызывают у него недовольство;
- ретроспективная — дает возможность человеку оценить свою деятельность, находясь на последнем ее этапе;
- эмоциональная — позволяет индивиду получать удовлетворение от способностей и возможностей своей личности;
- прогностическая — производит настрой человека на работу и оценивает необходимый расход энергии, необходимый для ее выполнения.
Без адекватной самооценки человеку трудно определиться в жизни, выставить приоритеты, поставить перед собой реальные, достижимые цели.
Самооценка, это в психологии личности значит многое
Натаниэль Бранден, американский психотерапевт, придавал большое значение самооценке человека. Он утверждал, что это психологическая потребность человека. И если она остается неудовлетворенной, то появляются патологии — различные переживания и беспокойства, затруднения в отношениях с другими людьми. Он выразил свое мнение, что человек склонен чувствовать себя компетентным, знающим, чтобы справляться с разными проблемами и полагать, что он достоин счастья. Его самооценку могут поддерживать друзья и близкие, но она базируется, в основном, на внутренних установках.
Это так называемые шесть столпов самооценки, выраженные в следующих практиках:
- Практика осознания — человек должен понимать, когда и что он делает. Он должен относиться внимательно к своим мыслям и поступкам, быть честным по отношению к самому себе.
- Практика ответственности — отвечать не только за свои поступки, но и мысли. Всегда осознавать возможные последствия своего выбора, быть ответственным за него.
- Само-принятие. Эта практика позволяет примириться даже с самыми неприятными сторонами своей личности, не избегать их и не отрицать.
- Практика уверенности — человек может открыто демонстрировать свои истинные мысли и чувства. Он должен поступать так, как считает нужным, а не так как ему советуют поступить окружающие.
- Практика целеустремленности — иметь жизненные цели и желания. Стремиться к их выполнению. Жить в согласии со своими жизненными приоритетами.
- Личная целостность — стремление к согласованности всех предыдущих правил, их неукоснительное выполнение, для того чтобы сделать свою жизнь ярче и радостней.
Также особую важность для развития личности имеет способность давать своим действиям адекватную самооценку. Это возможность человека объективно оценивать себя, свои наклонности и способности. Понимать, насколько высоко его поступки оценивают другие люди, осознавать себя в реальном мире.
Успешные люди, занимающиеся любимым делом и имеющие большой круг друзей, как правило, всегда оценивают свои способности довольно высоко.
Они не только ставят перед собой вполне реальные цели, но и без особых трудностей достигают их. Эта самооценка в психологии рассматривается как стимул, который буквально подталкивает их вперед, к новым свершениям.
Здоровая самооценка и любовь к себе — видео
mind-control.ru
Самоценность личности — что это такое, как её повысить
Самоценность – это целостное состояние личности, включающее в себя как эмоциональные переживания, так и уровень отношения к себе и окружающим и строящееся на гармонии, цельности собственного образа, полном принятии себя и своих разнообразных проявлений. Внутренняя самоценность, несмотря на созвучность, не является тождественным самооценке понятием, поскольку является базовым ощущением, изменить которое сложно. Если оценка себя, как личности или как одной из проявляемых моделей может зависеть от сказанного слова, мнения других, сравнения своей внешности или здоровья с какими-то показателями, то самоценность никак не зависит от любых внешних факторов.Принцип самоценности личности закладывается на ранних этапах развития путём интериоризации поведенческих паттернов ближайшего социального окружения, где пропагандируется принятие человека таким, каков есть, но и предоставление подобной свободы существовать в индивидуальном концепте всем окружающим людям.
Система образования и социализации современного общества диктует совершенно иные парадигмы восприятия действительности и постоянно требует от личности становиться кем-то. Так складывается внутренняя уверенность, что чтобы быть или быть принятым необходимо стать кем-то другим, т.е. принятие себя уже в существующем виде невозможно. Люди меняют свои тела в сторону, диктуемую модой и журналами, выбирают сферы деятельности не по собственным возможностям и задаткам, а по желанию родителей или престижности, даже высказываемое мнение или любимый сорт чая навязываются. Механизм подгона всех под одинаковые стандарты удобен для манипуляции сознанием, но полностью уничтожает самопринятие, самоценность и возможность реализовывать внутренний истинный потенциал.
Признание самоценности личности
Пытаясь понять, что такое самоценность личности выясняется, что это не просто ласковое и приятное принятие, а базовая категория, без которой невозможно здоровое существование психики. Чем меньше данного проявления у человека, тем больше у него неврозов в попытках сделать из себя что-то другое, больше тенденций к развитию психических заболеваний и соматических отклонений. Неспособность полюбить свою сущность в её первозданном виде может приводить к латентному суицидальному поведению, а как следствие этого начинается антисоциальное поведение. В итоге социальные механизмы, пытающиеся стабилизировать социум установкой рамок, только ещё больше расшатывают его устои данными ограничениями.
Самоценность жизни была признана автоматически после нескольких войн и тотальных смертей, потрясших всё человечество. Чем больше люди сталкивались с массовыми убийствами и смотрели на последствия, тем больше понимали, что никакие изменения не стоят человеческой жизни. Именно она была признана, как главная и нерушимая ценность, каким бы источниками в регулировании правовых или духовных аспектов не руководствовались и какие бы институты не ставили под вопрос данный момент.
Во всех религиозных конфессиях, во всех законодательных актах первое и самое неприкосновенное – это человеческая жизнь. Такое понимание общечеловеческое, но не уделяется достаточного принятия тому, кто как эту жизнь реализует, как предстает в этом мире. Получается, что ценность жизни есть, а ценность личности, её самобытности и природности нет.
Самоценность личности сейчас требует такого же однозначного признания, как самоценность жизни. Это неотъемлемое право каждого существовать и существовать, так как он может. Как ценность жизни априори регулируется высшими законами, так и её личностные и характерологические особенности должны быть в первозданном виде.
Самоценность – это то, что стоит не только пассивно принимать, но требуется и активно отстаивать. Например, нельзя путать данное понятие с эгоизмом, потому что эгоистичность проявлений всегда упирается в требования от другого, показывать определённую внутреннюю недостаточность, в то время как самоценность наполнена и гармонична. В сущности, после принятия самоценности собственной и окружающих, если бы это было в рамках утопичной концепции и произошло со всеми и одновременно, то войны и претензии на земле прекратились бы. Рухнула бы целая экономическая система по переделыванию людей, зато наступило ощущение гармоничности и в каждом уголке люди смогли бы чувствовать себя в такой же защищённости, как дома, где все родные и наполняют только любовью.
Признание самоценности на юридическом уровне позволит создавать общество, основанное на честном и открытом взаимодействии. Вокруг одной личности с чётко признанной своей ценностью складываются не только гармоничные и глубокие личные отношения, но также высокий уровень профессионализма и осознанности в жизненном подходе. Это даёт множественные внутренние опоры, даже когда человек готов сдаться. Так, когда личность с низкой самоценностью пытается решить какой-то вопрос она может пренебрегать важными моментами, точно также как обычно пренебрегает собой, личность же гармоничная, ценящая и окружающих и свои проявления не будет искать тупое решение ситуаций, а будет предлагать оптимальные, гармоничные пути для всех.
Как повысить самоценность
Путь к гармонизации и повышению самоценности лежит через развитие способности распознавать собственные желания, причём касающиеся даже самых простых моментов.
Начинать можно с ответов на простые вопросы, присутствующие даже в школьных анкетах, единственное, что необходимо отвечать искренне, а не выбирать те варианты, которые наиболее модные и предпочтительные – вопрос идет о самопознании.Каждый раз, прежде чем что-то съесть прислушивайтесь – это голод или психологическая потребность заглушить эмоции, а если голод, то каких именно продуктов или веществ хочется. Тот, кто уважает себя, заботится о своем теле, не будет заталкивать в него вредные продукты или кормить тогда, когда нет природной потребности в пище.
Пересмотрите свой досуг – фильмы и музыка должны быть такими, от которых повышается настроение или появляется вдохновение. Это могут быть те творческие моменты, не доступные большинству или даже критикуемые, они могут устареть или не транслироваться в массы, но если только такие композиции находят отклик в душе, то они и должны звучать. Это уважение своих вкусов, приводящее к наполнению энергией. Дальше, отталкиваясь от такого пересмотра можно выбирать события и занятия, приносящие удовольствие. Пусть пропагандируется отпуск на сноубордах, но если лично вы предпочитаете чай в кресле, то стоит выбирать это. Такая позиция наиболее ярко поддерживает самоценность, показывая, что ваше мнение, ваш комфорт и ваши вкусы имеют право на существование и, не будучи навязываемыми окружающимм будут присутствовать в вашей жизни.
Потом можно начинать прорабатывать негативные ситуации, т.е. мало просто понять, чего вы хотите, чтобы поддерживать собственную самоценность необходимо понимать, на что вы точно не согласны и уметь отказывать. Если постоянно соглашаться на предложения окружающих, выискивая моменты для удовлетворения собственных потребностей, то это больше похоже на социальную услужливость, где нет места собственной ценности, зато полноценно цветёт социальная желательность.
Трансформировать своё мировоззрение можно не только ментально и сознательный анализ ситуаций, но также и через тело. Так, когда вы ощущаете, что испытываете неприятные эмоции, стоит полностью отключить анализ и прислушаться к физическим ощущениям – где появляется в теле напряжение, где тревога, что хочется сделать, чтобы минимизировать такое состояние. Хорошо помогает если в любой негативной ситуации максимально обеспечить контакт стоп с землёй, выровнять дыхание и на минуту отключиться от реальности. Чем чаще будете практиковать подобное, тем быстрее выработается автоматизм саморегуляции и успокоения, исходя из комфортного состояния которого, можно понять туда ли вы идёте, этого ли хотите.
Учитесь прощать себя за совершённые проступки, а особенно за те, где вина вам навязана извне. Это лёгко отличить по переживанию удовольствия, сменяющееся негативными эмоциями потом, когда другие узнали о какой-то ситуации, и вы услышали, что поведение недопустимо, наткнулись на критику, и тогда появилось чувство, что неудобно и виновато за содеянное.
Навязанную вину необходимо прорабатывать с тем, кто её вменяет, там, где вы занимаетесь самобичеванием, необходимо прощать себя. Некоторым достаточно повторять текст о том, что они себя прощают, другим понадобятся годы психотерапии, чтобы перестать стыдиться своих природных проявлений. В любом случае избавлению от токсического стыда и вины – необходимый этап в развитии самоценности и его стоит пройти, будь он сформирован в недавнем прошлом или в самом детстве.
Упражнения на развитие самоценности
Для тех, кто хочет справиться своими силами или не может посетить психотерапевта, есть ряд действенных упражнений по развитию самоценности. Начинать можно с письменной практики прощения, где на отдельном листе стоит написать от десяти пунктов, за что вы себя прощаете. Чем больше разных вещей будет перечислено, тем лучше, можно войти в раж и дойти до сотни, перечисляя даже проспанный будильник. На первых этапах будет сложно такое делать, если стоят сильные защиты или присутствует компенсаторное поведение. Вычислить такое довольно просто – вы начнёте говорить о том, что ничего себе прощать не собираетесь, потому что не совершали ничего плохого.
Тогда можно попробовать пойти в обход и описывать собственные хорошие качества (или то, что вы считаете достоинствами) – это шаг к замечанию своих хороших сторон, принятию индивидуальности. Данный список лучше продолжать до бесконечности, всё больше вглядываясь в детали своей личности и внешности. Трансформационный эффект данной практики – на очередном десятке перечислений вы заговорите о том, то вам нравятся ваши кучеряшки, хотя всю жизнь до этого вы пытались их выпрямить. Такие списки лучше писать через день в течение пары месяцев – необходимо сформировать привычку прощать себе всякие неудачи и замечать прекрасные моменты.
Далее идёт усложнение заданий и помимо того, что перечислить то, что нравится необходимо за что-то себя хвалить.
Мы каждый день совершаем различные поступки, они могут приносить пользу лично нам или другим людям, окружающему пространству или животным, в конце концов, отсутствие вреда для некоторых также является причиной, чтобы себя хвалить. Привыкайте к похвалам от других, тренируйтесь принимать комплименты без смущения, а если не верите в искренность, то не начинайте сразу отметать то, что говорят, а возьмите паузу, и потом вечером обдумайте сказанное, найдите подтверждение словам.Обеспечивайте себе пространство, где вы можете заниматься только тем, что нравится вам. Можете договориться с семьёй, что определённый отрезок времени они не заходят к вам в комнату и никак не комментируют происходящее. Можете вести блог на тему, которую крайне осуждает ваш супруг, можете есть то, что порицают ваши зацикленные на диетах подруги или писать диссертацию. Всё, что приносит вашей душе ощущение, что она существует, что даёт полноценное проживание текущего момента – это те, даже бессмысленные занятия, которые просто необходимо выполнять.
Реструктуризируйте свою жизнь – уходите с работы, где чувствуете прессинг и выгорание, избавьтесь от вещей, которые вам некомфортно носить, исключите общение с людьми, оскорбляющими и унижающими вас. Даже если все будут говорить об обратном, а тот, кто делает вам больно, будет всё объяснять отсутствием у вас же чувства юмора или говорить, что вы не так поняли его агрессивный месседж – уходите, ведь ваша задача сохранить свою самоценность, а не прогнуться под мировосприятие других.
psihomed.com