Склонности человека – О чем говорят склонности человека: толкование скрытых тенденций
О чем говорят склонности человека: толкование скрытых тенденций
Скрытые тенденции и склонности человека
Негативные качества человека содержат, как ни странно, позитивные тенденции, которые и являются их основой, корнем, и если развивать эти позитивные тенденции, это приводит к гармоничной и счастливой жизни.
Человек в основе своей хороший, и любые имеющиеся плохие черты характера не являются его истинной природой.Другими словами, изначальные позитивные стремления и склонности человека под влиянием различных обстоятельств материального мира (окружающей среды) могут искажаться, трансформируясь со временем в негативные качества. И эта трансформация, конечно же, обратима.
Можно сказать, что различные негативные склонности человека (например, пить, курить, сплетничать, хвастать и т.д.) – это своего рода заменители хороших качеств, которые были у человека ранее.
В этой статье мы рассмотрим некоторые негативные качества характера вместе с содержащимися в них позитивными тенденциями, что позволит нам проанализировать самих себя (и других), выявить свои хорошие склонности и стремления, а затем развивать их, и таким образом улучшить свою жизнь.
Любая негативная тенденция из перечисленных ниже — это неправильное использование энергии души, что, естественно, вызывает не менее негативные последствия. Однако, с плохими качествами не нужно бороться, их не нужно подавлять, нужно просто поменять направление усилий. Нельзя просто взять и прекратить поток энергии, но ее можно перенаправить, куда нам нужно. Это подобно тому, как невозможно остановить реку, какую бы плотину мы не построили, но можно пустить реку в другое, нужное нам, русло. Часто человек пытается бороться с негативными чертами характера, подавляя их в себе, и на какое-то время это может сработать, но потом плотину прорывает, что несет еще больше разрушений. Поэтому, разумный выход только один – трансформировать энергию, поменять вектор движения, и данная статья поможет понять, как это сделать.
Толкование качеств и скрытых тенденций человека
Алкоголизм
Это скрытая тенденция (стремление, тяга, склонность) к мудрости, подразумевающая погружение в глубину проблемы, чтобы ее решить. В состоянии опьянения человек жаждет общения (третьим будешь?), потому что правильное общение – это растворитель проблем (но не в пьяном состоянии). Найдя собеседника, он устанавливает фундамент для общения, (ты меня уважаешь?) и начинает изливать наболевшее. Конечно же, в таком состоянии проблемы не решаются, так как алкоголизм является лишь грубым суррогатом мудрости и философии. Это – искаженное желание общаться с мудрыми людьми, заменитель такого общения. Немного изменить направление усилий – и человек может достичь высот в философии и стать мудрецом.
Курение
Склонность к честности. Курящий человек обычно достаточно честен перед собой, поэтому испытывает дискомфорт, поступая недостаточно правильно, а это вызывает желание покурить (снять напряжение). Эта дурная привычка возникает у людей, которые склонны оценивать правильность своих действий, но не умеют настраиваться, медитировать. Курение сигарет является заменителем медитации. Немного усилий в нужном направлении, и человек может достичь успехов в медитации и познать все тайны мироздания.
Эгоизм
Искаженное проявление персонализма. Эгоист сосредоточен на самом себе – на собственных интересах, желаниях и наслаждениях. Он видит свое отличие от других и, немного проанализировав, может осознать, что каждый человек – неповторимая индивидуальность, с уникальным мировоззрением, набором желаний и интересов. Поняв это, человек сможет легко строить отношения, которые принесут благо всем, включая его самого. Эгоизм является скрытой тенденцией быть учителем (в сфере персонализма), но чтобы им стать, нужно трансформировать это негативное качество, общаясь с теми, кто лишен эгоизма.
Гнев
Указывает на склонность к духовному лидерству. Человек гневается, когда ему не нравится глупое поведение. Но ему надо как следует проанализировать и понять, что же на самом деле является разумным, а что глупым. Если гнев направить в нужное русло (на свою собственную глупость), он может принести пользу, так как подтолкнет изучать мудрость. Это качество (гнев) является противоположностью желания спасти людей от деградации и саморазрушения.
Неблагодарность
Это искаженная сдержанность и смирение. Когда человек не считает себя достойным чужой заботы и внимания (осознавая или не осознавая этого), он избегает отвечать на проявляемую кем-то заботу. Он чувствует, что пока что не готов к таким личностным отношениям, так как не может дать ничего взамен, а «в долг брать» стесняется из-за своего эгоизма (нежелания отдавать). Такому человеку не хватает понимания и счастья, но его неблагодарность может быть трансформирована в истинное смирение благодаря общению в обществе персоналистов. Смирение – это важнейшее духовное качество человека, ведущее к настоящему счастью, однако сейчас мало кто правильно понимает истинный позитивный смысл этого термина, толкуя его совершенно неправильно.
Зависть
Указывает на скрытую тенденцию последователя — идеального ученика, который желает обладать теми же качествами характера, что и его учитель. Когда мы завидуем не тому, чему реально стоило бы позавидовать, наша жизнь становится не лучше, а хуже. Выбрав правильный объект зависти и сменив вектор наших действий, мы сможем прогрессировать (получать успехи в духовной практике), и тогда это качество трансформируется в позитивное, которое изменит нашу жизнь к лучшему.
Жадность
Искаженная устремленность к духовному обогащению. Немного трансформировав это качество, человек станет жадным к изучению мудрости и общению с разумными духовными людьми. Лучший вид обогащения — это накопление в сознании высказываний великих мудрецов и святых, потому что такая позитивная жадность позволяет нам духовно прогрессировать, для чего и создана человеческая форма жизни. Обычная материальная жадность – это заменитель желания обучаться и накапливать мудрость.
Хвастовство
Это тенденция вдохновлять других, разжигая в них желание достичь того же. Хвастун в будущем может стать идеальным проповедником или вдохновителем, нужно только выбрать достойную сферу деятельности. Например, если такой человек будет реализовывать свое качество в духовной сфере, он может стать настоящим духовным лидером, за которым пойдут другие, что принесет огромнейшее благо всему человечеству.
Воровство
Скрытое стремление помогать людям (духовное врачевание). Такой человек подсознательно знает, что материальные вещи привязывают человека к этому миру страданий и скорби. Лишение ценных вещей заставляет нас задуматься о том, что на самом деле нам ничего не принадлежит в этом мире; этот факт вор и доказывает своими действиями, хотя в наше время такой подход неэффективен. Изменив вектор своих усилий, вор может научиться устранять привязанность людей к вещам, обрести способность вдохновлять на здоровый образ жизни и отречение от ненужного. Он может стать успешным проповедником, своим примером показывая, что счастье не в деньгах, и что простая жизнь (без излишеств) возвышает наше сознание и приносит истинную радость -духовное счастье, которое недоступно материалистам.
Хитрость (как негативное качество)
Скрытая тенденция заботиться о других. Хитрость является противоположностью родительской любви и умения правильно воспитывать. Очень благоприятно использовать хитрость для искренней заботы о других (тогда это позитивное качество), но если человек хитрит ради получения собственной выгоды, он неизбежно деградирует.
Критика
Очень интересная скрытая тенденция внимательности, которая может принести много пользы и изменить судьбу, если ее развивать. Критикан замечает малейшие детали, которые не видны другим, и если он переключит внимание на позитивные стороны явления или ситуации, он также увидит множество того, что недоступно остальным. Такие люди могут стать великими первооткрывателями и даже гениями. Они могут решать проблемы, которые другим не под силу, находить выход из тупиковых ситуаций и видеть глобальные перспективы. Нужно только сместить фокус своего внимания.
Лень
Это склонность терпеть. Ленивый человек терпит неудобства или отсутствие каких-то благ, лишь бы не делать каких-то «лишних» действий. Трансформируя эту черту характера в позитивную, человек будет продолжать свое дело (или свой путь), несмотря на лишения, и обязательно добьется желаемого.
Расточительство
Искаженное проявление щедрости. Все, что нужно для трансформации этого качества – разобраться, что, кому и когда нужно жертвовать, чтобы это приносило благо всем. Расточительство не приносит реального блага никому, потому что это неразумное действие. Но если проявить щедрость в правильном месте, в нужное время и достойным людям, это принесет огромную пользу всем, включая того, кто жертвует.
Брезгливость
Такое качество указывает на склонность к чистоте, внешней и внутренней. Чистота является необходимым условием для счастливой (духовной) жизни. В глубине души человек понимает, что чистота тесно связана со счастьем, но может еще не осознавать, что если нет духовности, то чистота сама по себе не сделает его полностью счастливым. Брезгливый человек ищет духовность по вторичным признакам, отвергая все нечистое. Он тянется к свету знания, избегая тьмы невежества, предпочитая позитив негативу. Общаясь с духовными людьми, человек обеспечивает трансформацию брезгливости в разборчивость. Благодаря этому его жизнь очищается от всего нечистого и ненужного, и человек начинает понимать, что означает быть счастливым.
Хамство
Указывает на склонность защищать, но сейчас эта тенденция искаженно проявляется как попытки самозащиты (защиты своих эгоистических интересов). Хамство является противоположностью покровительства, и если избрать достойный объект защиты, это качество претерпевает трансформацию и становится позитивным и полезным.
Лицемерие
В основе этого качества находится забытая способность отличать истину от иллюзии, душу от тела, духовное от материального. Человек, который сам вел двойную жизнь (в любом ее проявлении), может понять, что каждый человек хотел бы быть хорошим, однако часто жизнь заставляет играть по другим правилам. Такое видение делает человека терпимым и понимающим, способным легко понять глубину различных психологических проблем и помочь их решить. Такие люди, трансформировав лицемерие в глубокомыслие и гармоничность, становятся хорошими психологами и консультантами. Нужно научиться находить баланс между духовным и материальным, между разными сферами деятельности, между внешним и внутренним, что сделает нашу жизнь гармоничной и позитивной.
Измена и предательство
Эти негативные качества указывают на лежащую в их основе способность легко отказываться от худшего ради лучшего. Отказ от плохого ради хорошего является основополагающим принципом развития человека. Разумные люди отказываются от грязного ради чистого, от негативного ради позитивного, от глупости и невежества ради обретения знания и мудрости. Со стороны это может выглядеть как предательство и измена, однако разумные люди, отказывающиеся от вредного ради полезного, не будут руководствоваться мнением тех, кто находится ниже их уровня развития. Тем не менее, нужно стараться не портить отношения, отказываясь от чего-то одного ради другого, если эти отношения можно сохранить, чтобы принести благо окружающим. Искусство развития человека и состоит в том, чтобы отказываться от глупостей таким образом, чтобы не обидеть тех, кто еще не готов последовать нашему примеру. Измена и предательство является противоположностью позитивных качеств — решительности и целеустремленности.
Жажда славы
Это скрытая тяга быть эффективным. Известный человек, овеянный славой, притягивает массы людей, которые копируют его слова и действия. Люди склонны подражать знаменитостям. Вопрос только в том, какими качествами обладает такой общественный лидер, потому что благодаря ему меняются судьбы людей – в лучшую либо худшую сторону, и он получит «свой процент» от этого вклада в социум, согласно закону кармы. Если такой человек обладает хорошими качествами, тогда это очень эффективный способ улучшить жизнь общества в целом.
Как трансформировать свои качества
Секрет трансформации очень прост: нужно больше общаться с людьми, у которых есть те качества, которых вам не хватает. Другими словами, больше контактируйте с теми, у кого ярко проявлены позитивные тенденции. Не зря говорят «с кем поведешься, от того и наберешься»: под влиянием позитивного окружения наши собственные негативные качества трансформируются в изначальные позитивные. Кроме того, нужно стараться избегать общения с людьми, у которых проявлены негативные качества, так как это дает противоположный эффект – мы заражаемся негативом и перенимаем дурной характер.
Что делать, если в нашем окружении нет нужных людей, а искать их не хочется, нет времени, боимся, стесняемся и т.д.? Выход есть – нужно слушать их лекции, смотреть их видео, читать их книги или посещать их семинары. Конечно же, предпочтительно живое общение, но если его нет, то перечисленные варианты тоже сойдут. Трансформация качеств происходит в те моменты, когда мы контактируем с соответствующими качествами другого человека или людей, причем независимо от того, осознаем мы это, или даже понятия не имеем о том, что и как происходит. Просто больше общаясь в обществе хороших людей, мы начинаем замечать, как происходит наша внутренняя трансформация, как в нашем сердце возрождаются позитивные тенденции, как меняется наш характер. Кроме того, мы начинаем понимать высшую цель и идти к ней.
thejizn.com
О чем говорят Ваши склонности: толкование скрытых тенденций человека
Можно сказать, что различные негативные склонности человека (например, пить, курить, сплетничать, хвастать и т.д.) – это своего рода заменители хороших качеств, которые были у человека ранее
Негативные качества человека содержат, как ни странно, позитивные тенденции, которые и являются их основой, корнем, и если развивать эти позитивные тенденции, это приводит к гармоничной и счастливой жизни.
Человек в основе своей хороший, и любые имеющиеся плохие черты характера не являются его истинной природой.Другими словами, изначальные позитивные стремления и склонности человека под влиянием различных обстоятельств материального мира (окружающей среды) могут искажаться, трансформируясь со временем в негативные качества. И эта трансформация, конечно же, обратима.
Можно сказать, что различные негативные склонности человека (например, пить, курить, сплетничать, хвастать и т.д.) – это своего рода заменители хороших качеств, которые были у человека ранее.
В этой статье мы рассмотрим некоторые негативные качества характера вместе с содержащимися в них позитивными тенденциями, что позволит нам проанализировать самих себя (и других), выявить свои хорошие склонности и стремления, а затем развивать их, и таким образом улучшить свою жизнь.
Любая негативная тенденция из перечисленных ниже — это неправильное использование энергии души, что, естественно, вызывает не менее негативные последствия. Однако, с плохими качествами не нужно бороться, их не нужно подавлять, нужно просто поменять направление усилий. Нельзя просто взять и прекратить поток энергии, но ее можно перенаправить, куда нам нужно. Это подобно тому, как невозможно остановить реку, какую бы плотину мы не построили, но можно пустить реку в другое, нужное нам, русло. Часто человек пытается бороться с негативными чертами характера, подавляя их в себе, и на какое-то время это может сработать, но потом плотину прорывает, что несет еще больше разрушений. Поэтому, разумный выход только один – трансформировать энергию, поменять вектор движения, и данная статья поможет понять, как это сделать.
Толкование качеств и скрытых тенденций человека
Алкоголизм
Это скрытая тенденция (стремление, тяга, склонность) к мудрости, подразумевающая погружение в глубину проблемы, чтобы ее решить. В состоянии опьянения человек жаждет общения (третьим будешь?), потому что правильное общение – это растворитель проблем (но не в пьяном состоянии). Найдя собеседника, он устанавливает фундамент для общения, (ты меня уважаешь?) и начинает изливать наболевшее. Конечно же, в таком состоянии проблемы не решаются, так как алкоголизм является лишь грубым суррогатом мудрости и философии. Это – искаженное желание общаться с мудрыми людьми, заменитель такого общения. Немного изменить направление усилий – и человек может достичь высот в философии и стать мудрецом.
Курение
Склонность к честности. Курящий человек обычно достаточно честен перед собой, поэтому испытывает дискомфорт, поступая недостаточно правильно, а это вызывает желание покурить (снять напряжение). Эта дурная привычка возникает у людей, которые склонны оценивать правильность своих действий, но не умеют настраиваться, медитировать. Курение сигарет является заменителем медитации. Немного усилий в нужном направлении, и человек может достичь успехов в медитации и познать все тайны мироздания.
Эгоизм
Искаженное проявление персонализма. Эгоист сосредоточен на самом себе – на собственных интересах, желаниях и наслаждениях. Он видит свое отличие от других и, немного проанализировав, может осознать, что каждый человек – неповторимая индивидуальность, с уникальным мировоззрением, набором желаний и интересов. Поняв это, человек сможет легко строить отношения, которые принесут благо всем, включая его самого. Эгоизм является скрытой тенденцией быть учителем (в сфере персонализма), но чтобы им стать, нужно трансформировать это негативное качество, общаясь с теми, кто лишен эгоизма.
Гнев
Указывает на склонность к духовному лидерству. Человек гневается, когда ему не нравится глупое поведение. Но ему надо как следует проанализировать и понять, что же на самом деле является разумным, а что глупым. Если гнев направить в нужное русло (на свою собственную глупость), он может принести пользу, так как подтолкнет изучать мудрость. Это качество (гнев) является противоположностью желания спасти людей от деградации и саморазрушения.
Неблагодарность
Это искаженная сдержанность и смирение. Когда человек не считает себя достойным чужой заботы и внимания (осознавая или не осознавая этого), он избегает отвечать на проявляемую кем-то заботу. Он чувствует, что пока что не готов к таким личностным отношениям, так как не может дать ничего взамен, а «в долг брать» стесняется из-за своего эгоизма (нежелания отдавать). Такому человеку не хватает понимания и счастья, но его неблагодарность может быть трансформирована в истинное смирение благодаря общению в обществе персоналистов. Смирение – это важнейшее духовное качество человека, ведущее к настоящему счастью, однако сейчас мало кто правильно понимает истинный позитивный смысл этого термина, толкуя его совершенно неправильно.
Зависть
Указывает на скрытую тенденцию последователя — идеального ученика, который желает обладать теми же качествами характера, что и его учитель. Когда мы завидуем не тому, чему реально стоило бы позавидовать, наша жизнь становится не лучше, а хуже. Выбрав правильный объект зависти и сменив вектор наших действий, мы сможем прогрессировать (получать успехи в духовной практике), и тогда это качество трансформируется в позитивное, которое изменит нашу жизнь к лучшему.
Жадность
Искаженная устремленность к духовному обогащению. Немного трансформировав это качество, человек станет жадным к изучению мудрости и общению с разумными духовными людьми. Лучший вид обогащения — это накопление в сознании высказываний великих мудрецов и святых, потому что такая позитивная жадность позволяет нам духовно прогрессировать, для чего и создана человеческая форма жизни. Обычная материальная жадность – это заменитель желания обучаться и накапливать мудрость.
Хвастовство
Это тенденция вдохновлять других, разжигая в них желание достичь того же. Хвастун в будущем может стать идеальным проповедником или вдохновителем, нужно только выбрать достойную сферу деятельности. Например, если такой человек будет реализовывать свое качество в духовной сфере, он может стать настоящим духовным лидером, за которым пойдут другие, что принесет огромнейшее благо всему человечеству.
Воровство
Скрытое стремление помогать людям (духовное врачевание). Такой человек подсознательно знает, что материальные вещи привязывают человека к этому миру страданий и скорби. Лишение ценных вещей заставляет нас задуматься о том, что на самом деле нам ничего не принадлежит в этом мире; этот факт вор и доказывает своими действиями, хотя в наше время такой подход неэффективен. Изменив вектор своих усилий, вор может научиться устранять привязанность людей к вещам, обрести способность вдохновлять на здоровый образ жизни и отречение от ненужного. Он может стать успешным проповедником, своим примером показывая, что счастье не в деньгах, и что простая жизнь (без излишеств) возвышает наше сознание и приносит истинную радость -духовное счастье, которое недоступно материалистам.
Хитрость (как негативное качество)
Скрытая тенденция заботиться о других. Хитрость является противоположностью родительской любви и умения правильно воспитывать. Очень благоприятно использовать хитрость для искренней заботы о других (тогда это позитивное качество), но если человек хитрит ради получения собственной выгоды, он неизбежно деградирует.
Критика
Очень интересная скрытая тенденция внимательности, которая может принести много пользы и изменить судьбу, если ее развивать. Критикан замечает малейшие детали, которые не видны другим, и если он переключит внимание на позитивные стороны явления или ситуации, он также увидит множество того, что недоступно остальным. Такие люди могут стать великими первооткрывателями и даже гениями. Они могут решать проблемы, которые другим не под силу, находить выход из тупиковых ситуаций и видеть глобальные перспективы. Нужно только сместить фокус своего внимания.
Лень
Это склонность терпеть. Ленивый человек терпит неудобства или отсутствие каких-то благ, лишь бы не делать каких-то «лишних» действий. Трансформируя эту черту характера в позитивную, человек будет продолжать свое дело (или свой путь), несмотря на лишения, и обязательно добьется желаемого.
Расточительство
Искаженное проявление щедрости. Все, что нужно для трансформации этого качества – разобраться, что, кому и когда нужно жертвовать, чтобы это приносило благо всем. Расточительство не приносит реального блага никому, потому что это неразумное действие. Но если проявить щедрость в правильном месте, в нужное время и достойным людям, это принесет огромную пользу всем, включая того, кто жертвует.
Брезгливость
Такое качество указывает на склонность к чистоте, внешней и внутренней. Чистота является необходимым условием для счастливой (духовной) жизни. В глубине души человек понимает, что чистота тесно связана со счастьем, но может еще не осознавать, что если нет духовности, то чистота сама по себе не сделает его полностью счастливым. Брезгливый человек ищет духовность по вторичным признакам, отвергая все нечистое. Он тянется к свету знания, избегая тьмы невежества, предпочитая позитив негативу. Общаясь с духовными людьми, человек обеспечивает трансформацию брезгливости в разборчивость. Благодаря этому его жизнь очищается от всего нечистого и ненужного, и человек начинает понимать, что означает быть счастливым.
Хамство
Указывает на склонность защищать, но сейчас эта тенденция искаженно проявляется как попытки самозащиты (защиты своих эгоистических интересов). Хамство является противоположностью покровительства, и если избрать достойный объект защиты, это качество претерпевает трансформацию и становится позитивным и полезным.
Лицемерие
В основе этого качества находится забытая способность отличать истину от иллюзии, душу от тела, духовное от материального. Человек, который сам вел двойную жизнь (в любом ее проявлении), может понять, что каждый человек хотел бы быть хорошим, однако часто жизнь заставляет играть по другим правилам. Такое видение делает человека терпимым и понимающим, способным легко понять глубину различных психологических проблем и помочь их решить. Такие люди, трансформировав лицемерие в глубокомыслие и гармоничность, становятся хорошими психологами и консультантами. Нужно научиться находить баланс между духовным и материальным, между разными сферами деятельности, между внешним и внутренним, что сделает нашу жизнь гармоничной и позитивной.
Измена и предательство
Эти негативные качества указывают на лежащую в их основе способность легко отказываться от худшего ради лучшего. Отказ от плохого ради хорошего является основополагающим принципом развития человека. Разумные люди отказываются от грязного ради чистого, от негативного ради позитивного, от глупости и невежества ради обретения знания и мудрости. Со стороны это может выглядеть как предательство и измена, однако разумные люди, отказывающиеся от вредного ради полезного, не будут руководствоваться мнением тех, кто находится ниже их уровня развития. Тем не менее, нужно стараться не портить отношения, отказываясь от чего-то одного ради другого, если эти отношения можно сохранить, чтобы принести благо окружающим. Искусство развития человека и состоит в том, чтобы отказываться от глупостей таким образом, чтобы не обидеть тех, кто еще не готов последовать нашему примеру. Измена и предательство является противоположностью позитивных качеств — решительности и целеустремленности.
Жажда славы
Это скрытая тяга быть эффективным. Известный человек, овеянный славой, притягивает массы людей, которые копируют его слова и действия. Люди склонны подражать знаменитостям. Вопрос только в том, какими качествами обладает такой общественный лидер, потому что благодаря ему меняются судьбы людей – в лучшую либо худшую сторону, и он получит «свой процент» от этого вклада в социум, согласно закону кармы. Если такой человек обладает хорошими качествами, тогда это очень эффективный способ улучшить жизнь общества в целом.
Как трансформировать свои качества
Секрет трансформации очень прост: нужно больше общаться с людьми, у которых есть те качества, которых вам не хватает. Другими словами, больше контактируйте с теми, у кого ярко проявлены позитивные тенденции. Не зря говорят «с кем поведешься, от того и наберешься»: под влиянием позитивного окружения наши собственные негативные качества трансформируются в изначальные позитивные. Кроме того, нужно стараться избегать общения с людьми, у которых проявлены негативные качества, так как это дает противоположный эффект – мы заражаемся негативом и перенимаем дурной характер.
Что делать, если в нашем окружении нет нужных людей, а искать их не хочется, нет времени, боимся, стесняемся и т.д.? Выход есть – нужно слушать их лекции, смотреть их видео, читать их книги или посещать их семинары. Конечно же, предпочтительно живое общение, но если его нет, то перечисленные варианты тоже сойдут. Трансформация качеств происходит в те моменты, когда мы контактируем с соответствующими качествами другого человека или людей, причем независимо от того, осознаем мы это, или даже понятия не имеем о том, что и как происходит. Просто больше общаясь в обществе хороших людей, мы начинаем замечать, как происходит наша внутренняя трансформация, как в нашем сердце возрождаются позитивные тенденции, как меняется наш характер. Кроме того, мы начинаем понимать высшую цель и идти к ней.
Подробнее о качествах и тенденциях можно услышать в лекциях Рузова Вячеслава Олеговича, на которых и основана данная статья. Слушайте также другие не менее интересные ведические лекции по различным сферам жизни, и пусть ваша собственная жизнь неизменно трансформируется в лучшую сторону!
econet.ru
Склонности, интересы — Психологос
Склонности или интересы — дела, которое человек делает с удовольствием, к которым человек расположен, к которым человека тянет, влечет.
Например, музыкальные склонности и интересы, научные склонности и интересы, склонность к изучению иностранных языков, интерес к археологии.
Если дела, к которым влечет, получают спорную либо негативную оценку, говорят не о склонностях, а о наклонностях.
Художественные или спортивные склонности, но преступные наклонности.
В отличие от любимого дела (девушка любит готовить, парень любит рисовать сайты), в склонностях и интересах не обязательно должен быть реальный результат или полезный остаток. Однако склонности и интересы — нечто более значимое, серьезное, чем увлечения, смысл которых для окружающих может быть совсем не понятен.
Склонности или интересы отличаются от склонности как установки и готовности к чему-то.
Часть склонностей является врожденными, большая часть — приобретается в течение жизни.
Врожденные склонности
Дети с рождения разные по своему характеру, и перечисление особенностей их характера является одновременно и списком их врожденных склонностей. Почему так и полностью ли являются синонимами «особенности характера» и «врожденные склонности», см.→
Появление и развитие новых склонностей
Интересы, увлечения и предпочтения — социальная валюта, и дети ищут, а когда-то и выдумывают, себе свои интересы и увлечения.
«Ах, я так люблю Пугачеву!» — «Нет, мне она уже не нравится. Я тащусь от Стинга!» Вначале сказали (иногда случайно, не подумав), теперь слушают, раз сказали. Поскольку это разные музыкальные течения, вслед за выбором любимых исполнителей, прослушивая их музыку, формируются определенные предпочтения. Дети просто привыкают к той музыке, которую они слушают. В любом случае, если сейчас модно слушать музыку, у них формируются интерес и склонности к музыке (к прослушиванию музыки).
Как формировать у детей склонности, полезные для их развития
Склонность к какому-либо делу формируется, если ребенок вовлечен в это дело с позитивным настроем и находится в этом деле достаточно долго. Ваша задача — обеспечить эти условия. →.
www.psychologos.ru
О чем говорят Ваши склонности: толкование скрытых тенденций человека
Негативные качества человека содержат, как ни странно, позитивные тенденции, которые и являются их основой, корнем, и если развивать эти позитивные тенденции, это приводит к гармоничной и счастливой жизни.
Человек в основе своей хороший, и любые имеющиеся плохие черты характера не являются его истинной природой. Другими словами, изначальные позитивные стремления и склонности человека под влиянием различных обстоятельств материального мира (окружающей среды) могут искажаться, трансформируясь со временем в негативные качества. И эта трансформация, конечно же, обратима.
Можно сказать, что различные негативные склонности человека (например, пить, курить, сплетничать, хвастать и т.д.) – это своего рода заменители хороших качеств, которые были у человека ранее.
В этой статье мы рассмотрим некоторые негативные качества характера вместе с содержащимися в них позитивными тенденциями, что позволит нам проанализировать самих себя (и других), выявить свои хорошие склонности и стремления, а затем развивать их, и таким образом улучшить свою жизнь.
Любая негативная тенденция из перечисленных ниже — это неправильное использование энергии души, что, естественно, вызывает не менее негативные последствия. Однако, с плохими качествами не нужно бороться, их не нужно подавлять, нужно просто поменять направление усилий. Нельзя просто взять и прекратить поток энергии, но ее можно перенаправить, куда нам нужно. Это подобно тому, как невозможно остановить реку, какую бы плотину мы не построили, но можно пустить реку в другое, нужное нам, русло. Часто человек пытается бороться с негативными чертами характера, подавляя их в себе, и на какое-то время это может сработать, но потом плотину прорывает, что несет еще больше разрушений. Поэтому, разумный выход только один – трансформировать энергию, поменять вектор движения, и данная статья поможет понять, как это сделать.
Толкование качеств и скрытых тенденций человека:
Алкоголизм
Это скрытая тенденция (стремление, тяга, склонность) к мудрости, подразумевающая погружение в глубину проблемы, чтобы ее решить. В состоянии опьянения человек жаждет общения (третьим будешь?), потому что правильное общение – это растворитель проблем (но не в пьяном состоянии). Найдя собеседника, он устанавливает фундамент для общения, (ты меня уважаешь?) и начинает изливать наболевшее. Конечно же, в таком состоянии проблемы не решаются, так как алкоголизм является лишь грубым суррогатом мудрости и философии. Это – искаженное желание общаться с мудрыми людьми, заменитель такого общения. Немного изменить направление усилий – и человек может достичь высот в философии и стать мудрецом.
Курение
Склонность к честности. Курящий человек обычно достаточно честен перед собой, поэтому испытывает дискомфорт, поступая недостаточно правильно, а это вызывает желание покурить (снять напряжение). Эта дурная привычка возникает у людей, которые склонны оценивать правильность своих действий, но не умеют настраиваться, медитировать. Курение сигарет является заменителем медитации. Немного усилий в нужном направлении, и человек может достичь успехов в медитации и познать все тайны мироздания.
Эгоизм
Искаженное проявление персонализма. Эгоист сосредоточен на самом себе – на собственных интересах, желаниях и наслаждениях. Он видит свое отличие от других и, немного проанализировав, может осознать, что каждый человек – неповторимая индивидуальность, с уникальным мировоззрением, набором желаний и интересов. Поняв это, человек сможет легко строить отношения, которые принесут благо всем, включая его самого. Эгоизм является скрытой тенденцией быть учителем (в сфере персонализма), но чтобы им стать, нужно трансформировать это негативное качество, общаясь с теми, кто лишен эгоизма.
Гнев
Указывает на склонность к духовному лидерству. Человек гневается, когда ему не нравится глупое поведение. Но ему надо как следует проанализировать и понять, что же на самом деле является разумным, а что глупым. Если гнев направить в нужное русло (на свою собственную глупость), он может принести пользу, так как подтолкнет изучать мудрость. Это качество (гнев) является противоположностью желания спасти людей от деградации и саморазрушения.
Неблагодарность
Это искаженная сдержанность и смирение. Когда человек не считает себя достойным чужой заботы и внимания (осознавая или не осознавая этого), он избегает отвечать на проявляемую кем-то заботу. Он чувствует, что пока что не готов к таким личностным отношениям, так как не может дать ничего взамен, а «в долг брать» стесняется из-за своего эгоизма (нежелания отдавать). Такому человеку не хватает понимания и счастья, но его неблагодарность может быть трансформирована в истинное смирение благодаря общению в обществе персоналистов. Смирение – это важнейшее духовное качество человека, ведущее к настоящему счастью, однако сейчас мало кто правильно понимает истинный позитивный смысл этого термина, толкуя его совершенно неправильно.
Зависть
Указывает на скрытую тенденцию последователя — идеального ученика, который желает обладать теми же качествами характера, что и его учитель. Когда мы завидуем не тому, чему реально стоило бы позавидовать, наша жизнь становится не лучше, а хуже. Выбрав правильный объект зависти и сменив вектор наших действий, мы сможем прогрессировать (получать успехи в духовной практике), и тогда это качество трансформируется в позитивное, которое изменит нашу жизнь к лучшему.
Жадность
Искаженная устремленность к духовному обогащению. Немного трансформировав это качество, человек станет жадным к изучению мудрости и общению с разумными духовными людьми. Лучший вид обогащения — это накопление в сознании высказываний великих мудрецов и святых, потому что такая позитивная жадность позволяет нам духовно прогрессировать, для чего и создана человеческая форма жизни. Обычная материальная жадность – это заменитель желания обучаться и накапливать мудрость.
Хвастовство
Это тенденция вдохновлять других, разжигая в них желание достичь того же. Хвастун в будущем может стать идеальным проповедником или вдохновителем, нужно только выбрать достойную сферу деятельности. Например, если такой человек будет реализовывать свое качество в духовной сфере, он может стать настоящим духовным лидером, за которым пойдут другие, что принесет огромнейшее благо всему человечеству.
Воровство
Скрытое стремление помогать людям (духовное врачевание). Такой человек подсознательно знает, что материальные вещи привязывают человека к этому миру страданий и скорби. Лишение ценных вещей заставляет нас задуматься о том, что на самом деле нам ничего не принадлежит в этом мире; этот факт вор и доказывает своими действиями, хотя в наше время такой подход неэффективен. Изменив вектор своих усилий, вор может научиться устранять привязанность людей к вещам, обрести способность вдохновлять на здоровый образ жизни и отречение от ненужного. Он может стать успешным проповедником, своим примером показывая, что счастье не в деньгах, и что простая жизнь (без излишеств) возвышает наше сознание и приносит истинную радость — духовное счастье, которое недоступно материалистам.
Хитрость (как негативное качество)
Скрытая тенденция заботиться о других. Хитрость является противоположностью родительской любви и умения правильно воспитывать. Очень благоприятно использовать хитрость для искренней заботы о других (тогда это позитивное качество), но если человек хитрит ради получения собственной выгоды, он неизбежно деградирует.
Критика
Очень интересная скрытая тенденция внимательности, которая может принести много пользы и изменить судьбу, если ее развивать. Критикан замечает малейшие детали, которые не видны другим, и если он переключит внимание на позитивные стороны явления или ситуации, он также увидит множество того, что недоступно остальным. Такие люди могут стать великими первооткрывателями и даже гениями. Они могут решать проблемы, которые другим не под силу, находить выход из тупиковых ситуаций и видеть глобальные перспективы. Нужно только сместить фокус своего внимания.
Лень
Это склонность терпеть. Ленивый человек терпит неудобства или отсутствие каких-то благ, лишь бы не делать каких-то «лишних» действий. Трансформируя эту черту характера в позитивную, человек будет продолжать свое дело (или свой путь), несмотря на лишения, и обязательно добьется желаемого.
Расточительство
Искаженное проявление щедрости. Все, что нужно для трансформации этого качества – разобраться, что, кому и когда нужно жертвовать, чтобы это приносило благо всем. Расточительство не приносит реального блага никому, потому что это неразумное действие. Но если проявить щедрость в правильном месте, в нужное время и достойным людям, это принесет огромную пользу всем, включая того, кто жертвует. Правильные пожертвования – это отдельная большая и важная тема, вкратце ознакомиться с которой можно, прочитав статью «Закон пожертвования, или Как стать счастливее».
Брезгливость
Такое качество указывает на склонность к чистоте, внешней и внутренней. Чистота является необходимым условием для счастливой (духовной) жизни. В глубине души человек понимает, что чистота тесно связана со счастьем, но может еще не осознавать, что если нет духовности, то чистота сама по себе не сделает его полностью счастливым. Брезгливый человек ищет духовность по вторичным признакам, отвергая все нечистое. Он тянется к свету знания, избегая тьмы невежества, предпочитая позитив негативу. Общаясь с духовными людьми, человек обеспечивает трансформацию брезгливости в разборчивость. Благодаря этому его жизнь очищается от всего нечистого и ненужного, и человек начинает понимать, что означает быть счастливым.
Хамство
Указывает на склонность защищать, но сейчас эта тенденция искаженно проявляется как попытки самозащиты (защиты своих эгоистических интересов). Хамство является противоположностью покровительства, и если избрать достойный объект защиты, это качество претерпевает трансформацию и становится позитивным и полезным.
Лицемерие
В основе этого качества находится забытая способность отличать истину от иллюзии, душу от тела, духовное от материального. Человек, который сам вел двойную жизнь (в любом ее проявлении), может понять, что каждый человек хотел бы быть хорошим, однако часто жизнь заставляет играть по другим правилам. Такое видение делает человека терпимым и понимающим, способным легко понять глубину различных психологических проблем и помочь их решить. Такие люди, трансформировав лицемерие в глубокомыслие и гармоничность, становятся хорошими психологами и консультантами. Нужно научиться находить баланс между духовным и материальным, между разными сферами деятельности, между внешним и внутренним, что сделает нашу жизнь гармоничной и позитивной.
Измена и предательство
Эти негативные качества указывают на лежащую в их основе способность легко отказываться от худшего ради лучшего. Отказ от плохого ради хорошего является основополагающим принципом развития человека. Разумные люди отказываются от грязного ради чистого, от негативного ради позитивного, от глупости и невежества ради обретения знания и мудрости. Со стороны это может выглядеть как предательство и измена, однако разумные люди, отказывающиеся от вредного ради полезного, не будут руководствоваться мнением тех, кто находится ниже их уровня развития. Тем не менее, нужно стараться не портить отношения, отказываясь от чего-то одного ради другого, если эти отношения можно сохранить, чтобы принести благо окружающим. Искусство развития человека и состоит в том, чтобы отказываться от глупостей таким образом, чтобы не обидеть тех, кто еще не готов последовать нашему примеру. Измена и предательство является противоположностью позитивных качеств — решительности и целеустремленности.
Жажда славы
Это скрытая тяга быть эффективным. Известный человек, овеянный славой, притягивает массы людей, которые копируют его слова и действия. Люди склонны подражать знаменитостям. Вопрос только в том, какими качествами обладает такой общественный лидер, потому что благодаря ему меняются судьбы людей – в лучшую либо худшую сторону, и он получит «свой процент» от этого вклада в социум, согласно закону кармы. Если такой человек обладает хорошими качествами, тогда это очень эффективный способ улучшить жизнь общества в целом.
Как трансформировать свои качества
Секрет трансформации очень прост: нужно больше общаться с людьми, у которых есть те качества, которых вам не хватает. Другими словами, больше контактируйте с теми, у кого ярко проявлены позитивные тенденции. Не зря говорят «с кем поведешься, от того и наберешься»: под влиянием позитивного окружения наши собственные негативные качества трансформируются в изначальные позитивные. Кроме того, нужно стараться избегать общения с людьми, у которых проявлены негативные качества, так как это дает противоположный эффект – мы заражаемся негативом и перенимаем дурной характер.
Что делать, если в нашем окружении нет нужных людей, а искать их не хочется, нет времени, боимся, стесняемся и т.д.? Выход есть – нужно слушать их лекции, смотреть их видео, читать их книги или посещать их семинары. Конечно же, предпочтительно живое общение, но если его нет, то перечисленные варианты тоже сойдут. Трансформация качеств происходит в те моменты, когда мы контактируем с соответствующими качествами другого человека или людей, причем независимо от того, осознаем мы это, или даже понятия не имеем о том, что и как происходит. Просто больше общаясь в обществе хороших людей, мы начинаем замечать, как происходит наша внутренняя трансформация, как в нашем сердце возрождаются позитивные тенденции, как меняется наш характер. Кроме того, мы начинаем понимать высшую цель и идти к ней.
Пусть ваша собственная жизнь неизменно трансформируется в лучшую сторону!
Автор: esoteric-land.ru
wiolife.ru
О способностях и склонностях. — Бывает и так — LiveJournal
В группе ВКонтакте, где теперь мне тоже задают вопросы, первым же вопросом была поднята тема, которая, как мне кажется, будет интересна многим родителям. Так что я решила расширить тот ответ, который я дала Наталье и опубликовать его тут.Для начала нужно сказать немного о терминах. В психологии и педагогике различают «склонность» и «способность»:
Склонность (она же задаток) – это, если мы заглянем в словарь, избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой являются анотомо-физиологические особенности строения НС, что порождает глубокую и устойчивую потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки.
Способность – это индивидуальная особенность человека легче, по сравнению с другими, овладевать каким-то навыком, умением и применять его на практике. Выявляется в процессе обучения.
Даже уже из самих определений мы можем видеть, как проявляются склонности и способности.
Склонность – это внутренняя направленность человека к какой-то деятельности. Это как стрелка компаса внутри у ребенка, как ни крути, в какое положение компас не поставь, но стрелка всегда укажет на север. Т.е. ребенок со склонностью к чему-либо неминуемо будет обращён лицом именно к этому.
У склонности есть несколько степеней – гениальность, талант, и собственно склонность. Гениальность пробьет себе дорогу из любых условий, даже из самой что ни на есть асоциальной, трудной или бедствующей семьи. Талант и склонность в асоциальной семье или семье где родители погружены в проблему «прожить бы» скорее всего погибнет. Но в заботливой и любящей семье и талант и даже простая склонность всегда найдут себе дорогу. Ведь это внутренняя сила, заложенная в ребенка с рождения. Обычный заботливый родитель не сможет не заметить её, стрелка внутреннего компаса ребенка сама из окружающей среды вылавливает именно то, что является её магнитным полюсом. Если у ребенка склонность к музыке, даже родившись в шахтёрской семье маленького городка, у любящих родителей, но ординарного склада ума, из простой рабочей среды, этот ребенок один раз случайно услышав по телевизору симфонический оркестр будет глубоко впечатлён и поражен. Это будет тянуть его, привлекать, он устремится к этому и конечно он поделится с любимыми родителями. И он будет настойчив, это увлечение не пройдёт через день или два, склонность — сила постоянно побуждающая заниматься именно этим.
Ну а способность, как мы тоже видим из определения, это особенность выявляемая в процессе обучения. Причём если способность есть это будет заметно сразу, с первых же попыток чем-то занятьс
tehhi-karamir.livejournal.com
Влечения
Влечение — недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения преходяща, временна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаётся.
Некоторые авторы к неосознанным массивам относят также гипнотические внушения, но они носят искусственный характер, сформированный «извне», в то время как установки и влечения формируются естественным путём в течение жизни человека. К осознанным мотивам поведения относятся: интересы, склонности, желания, стремления, намерения, убеждения и мировоззрения.
Интерес
Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Интересы являются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окрашивает процесс познания. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержанию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятельности или на ее процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмоциональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые — его значением для личности (содержанием).
Склонность
Склонность — это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность.
Желание
Желание — это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна.
Стремление
Стремление — это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности. Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие как мечта — созданный фантазией образ желаемого; страсть — мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой; идеал — мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец.
Намерение
Намерение — это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства их достижения.
Убеждения
Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений — это знания о мире, определённое его понимание.
Мировоззрения
Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, его закономерности. Мировоззрение личности, прежде всего, отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Придавая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонностей.
Понятие личности в психологии
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Комплекс устойчивых компонентов личности
Темперамент
Характер
Способности
Мотивация
Личность, индивид и индивидуальность
Индивид выражает общие свойства человека, как организма.
Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:
Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.
Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.
От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
В отечественной психологии и педагогике принято считать, что психические образования — это лабильные (подвижные, изменчивые) психические явления, формирующиеся в ходе научения и определяющие качество профессиональной и всякой другой деятельности человека. По сути, это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного опыта. В их структуру входят знания, навыки и умения, а также привычки и убеждения. Интегральным психическим образованием, формирующимся как в процессе научения, так и воспитания, выступает сознательность.
Процесс формирования психических образований начинается с субъективного восприятия человеком объективной информации, поступающей с внешней среды. Логическое (понимание) или механическое (заучивание) овладение ею формирует знания. Применение имеющихся знаний на практике приводит к образованию навыков и умений. В результате многократной реализации навыков и умений появляются соответствующие привычки. При условии внутреннего согласия со сформировавшимися знаниями возникают личностные убеждения. Соотношение конкретной деятельности (реализации навыков, умений и привычек) с убеждениями позволяет говорить о сознательности.
Знания представляют собой преимущественно логическую информацию, зафиксированную в сознании (памяти) человека или хранящуюся в материализованной форме (в его записях, книгах, на электронных носителях и др.). Иными словами — это совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности. Знания человека об окружающем мире первоначально возникают в виде образов, ощущений и восприятий. Последующая переработка чувственных данных в сознании приводит к появлению представлений и понятий. Именно в этих двух формах знания и хранятся в памяти. Как бы ни были общи представления и абстракты понятия, главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности человека.
Психологическая наука исходит из того, что физиологическую основу знаний составляют временные или постоянные связи между нервными клетками головного мозга, возникающие в результате восприятия информации объективного мира или ее мыслительной обработки.
В настоящее время в отечественной военной психологии выделяются четыре вида знаний:
знания-знакомства позволяют ориентироваться в обстановке в самых общих чертах. Это своеобразные знания-узнавания, когда человек может отличить неправильную информацию от правильной, «опознать» ее;
знания-репродукции дают возможность воспроизвести ранее воспринимавшийся или заученный материал;
знания-умения обеспечивают уверенное и творческое их применение в любых видах практической деятельности;
знания-трансформации выступают условием для создания новых знаний на основе их логического преобразования или применения в ранее не рассматриваемых условиях.
Однако само по себе наличие знаний не позволяет говорить об их непременном преобразовании в другие психические образования. Это зависит от их характеристик, к числу которых относятся:
объем— количество информации, зафиксированной в сознании (памяти) человека;
глубина— степень познания сущности процессов и явлений, хранящейся в сознании;
прочность— степень устойчивости знаний при воздействии на них отрицательных (временных, эмоциональных и др.) факторов;
действенность— возможность использования имеющихся знаний в практической деятельности;
гибкость— способность человека творчески использовать имеющиеся знания в различных условиях.
При условии достаточности показателей перечисленных характеристик начинается формирование соответствующих навыков и умений, жизненное значение которых для человека очень велико. Они облегчают его умственные и физические усилия в различных видах деятельности, внося в них определенный элемент рациональности, ритмичности и устойчивости, создавая условия для последовательного творчества.
Навык— это автоматизированное (доведенное до автоматизма) действие, выполняемое под общим контролем и оценкой сознания (сопровождаемое сознанием). В процессе его формирования выделяются три основных этапа: аналитический (вычленение и отбор отдельных элементов действия), синтетический (объединение отдельных элементов в одном действии) и автоматизации (многократного повторения действия с целью придания ему необходимой скорости и качества, а также снятия напряжения сознания).
К наиболее важным условиям, обеспечивающим успешность формирования навыка, относится число выполненных действий, их темп, расчленение во времени и знание его нормативных показателей (качественных, количественных, временных).
Умение, в отличие от навыка, представляет собой комплексное психическое образование, позволяющее выполнять многосложные действия под особым контролем сознания. В этом случае сознание не сопровождает (контролирует и оценивает), а предваряет (планирует) выполнение предстоящего того или иного действия.
Анализ сущностного определения навыка и умения говорит о том, что оба они реализуются в деятельности человека. Однако, если в навыке вначале выполняется действие, качество которого в последующем контролируется сознанием, то в умении сначала с помощью сознания действие планируется, затем выполняется и лишь после этого оценивается.
Как и при образовании знаний, в процессе формирования навыков и умений в качестве физиологической основы используется явление установления временных связей между нервными клетками коры головного мозга. Однако в этом процессе участвуют лишь те из них, которые управляют моторной деятельностью организма человека.
В зависимости от этапа формирования и уровня сформированности выделяют четыре вида навыков и умений, которые в соответствии с психофизиологической логикой их формирования можно представить в следующем виде: начальные умения, простые навыки, сложные навыки и сложные умения.
Начальные умения представляют собой первичное самостоятельное применение знаний в практической деятельности. Это первый шаг от имеющихся знаний к практической деятельности человека. В основе их формирования находится информация об алгоритме (последовательности и характере) выполнения конкретного действия. В этом случае сознание планирует (опережает) деятельность человека.
Простые навыки— это уже несложные приемы и действия, совершаемые автоматически, т.е. вначале выполняется действие, правильность которого в последующем контролируется сознанием. Они формируются в результате многократного выполнения определенного действия на основе сформировавшегося начального умения.
В основе формирования простого навыка лежит установление и закрепление условно-рефлекторных связей в коре головного мозга, что приводит к точной локализации очага возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцированное торможение до предела концентрирует процесс возбуждения, в результате чего образуются системы условно-рефлекторных связей, что сокращает время реакции. Это связано с тем, что исчезают лишние движения, а напряжение сознания переходит как бы на второй план деятельности и лишь реализует свою контролирующую функцию.
В свою очередь простые навыки делятся на несколько подвидов: двигательные (формируются на основе работы двигательных анализаторов), сенсорные (используют возможности функционирования сенсорных анализаторов), умственные (реализуемые в мыслительной деятельности человека) и смешанные (опирающиеся на сформированные ранее двигательные, сенсорные и умственные навыки деятельности).
Сложные навыки характеризуются как усвоенное комплексное автоматизированное действие, выполняемое точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающее достаточную эффективность деятельности человека. Они, как правило, включают в себя несколько простых навыков, объединенных одним видом деятельности. Объединение нескольких простых навыков в одном сложном позволяет человеку высвободить свое сознание для решения других более важных задач своей деятельности.
Сложные умения отечественной психологией трактуются как комплексное действие, выполняемое в любых условиях деятельности под особым контролем (планированием и оценкой результата) сознания. Они знаменуют собой достигнутую в процессе научения возможность человека творчески применять сформированные навыки в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности. В этом случае они являются своеобразным фундаментом, на котором основывается профессиональное мастерство людей, позволяющее им досконально овладевать конкретным видом деятельности, постоянно наращивать свои знания, формировать новые и совершенствовать имеющиеся навыки.
Навыки и умения, приобретенные человеком, оказывают влияние на формирование новых, которое может быть как положительным, так и отрицательным. В первом случае это явление обозначается понятием «перенос», сущность которого заключается в том, что имеющиеся навыки облегчают формирование сходных с ними (совпадающих по структуре) других навыков. Во втором случае, называемом интерференцией, имеющийся навык затрудняет формирование нового, который включает в себя действия, либо противоположные по своей структуре ранее усвоенным, либо содержит новые приемы, затрудняющие усвоение правильной техники его выполнения.
Для сохранения сформированных навыков и умений их следует систематически реализовывать. В противном случае происходит их деавтоматизация – снижение эффективности выработанных ранее механизмов действия в результате ослабления условно-рефлекторных связей в коре головного мозга. В этом случае действия становятся замедленными и менее точными, координированность их расстраивается, они начинают выполняться неуверенно, требуют напряжения психических усилий и повышения уровня сознательного контроля над ними. Вместе с тем экспериментально доказано, что восстановление сформированных ранее навыков и умений происходит значительно быстрее, чем их первичное формирование.
Качество состояния рассматриваемых психических образований и их уровень определяются по трем характеристикам навыков и умений:
гибкости— способности личности использовать навыки и умения в различных видах деятельности;
прочности— степени устойчивости навыков и умений при воздействии на них отрицательных факторов;
сложности— уровню сочетания в навыке или умении нескольких аналогичных образований более низкого порядка.
Рассмотренные явления являются ведущими среди психических образований личностной сферы человека и используются повсеместно. Именно они формируют комплексное психическое явление, называемое мастерством и проявляющееся в высоком уровне развития знаний, навыков и умений, а также профессиональных и моральных качеств личности.
Однако мир психических образований включает и некоторые другие, имеющие не меньшую значимость для человека, хотя и реализуемых лишь в соответствующих условиях. К ним относятся привычки, убеждения и сознательность.
Привычки– сложившийся способ поведения человека, осуществление которого в определенной ситуации приобрел для него силу потребности. Ее основу составляет система знаний, реализуемая в навыках и умениях выполнения соответствующего действия. Однако, в отличие от навыка в его чистом виде, решающим моментом формирования привычки оказывается не столько его последующее оформление в умении, сколько образование на основе имеющегося знания новой функциональной потребности в его реализации (например, привычки мыть руки перед едой).
Физиологической основой привычки, как психического образования, является прижизненно сформированный динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга. Она формируется в процессе неоднократного выполнения какого-либо действия на той стадии его освоения, когда при его выполнении уже не возникает какого-либо затруднения волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия психическое самочувствие, окрашиваемое преимущественно положительным эмоциональным тоном.
Привычки формируются в любых сферах деятельности человека и проявляются во всех сторонах его жизни. Они могут быть продуктом целенаправленного воспитания, но нередко складываются совершенно стихийно. Реализуются привычки обычно в непроизвольном действии и в значительной мере являются подсознательной формой поведения человека.
По видам привычки объединяют на ситуативные (например, привычка, уходя гасить свет в помещении) и характерными, отражающими особенности поведения человека в целом (например, привычки здороваться со старшими, тихо говорить в общественном месте и т.д.). В последнем случае они могут существенно влиять на формирование тех или иных черт характера, в связи с чем рассматриваются как полезные (ведущие к формированию положительных черт характера) и как вредные, приводящие к дурным наклонностям.
Система сформированных человеком привычек во многом предопределяются его убеждениями, которые рассматриваются как осмысленные знания человека, органически слившиеся с его чувствами и получившие для него личностный смысл. В то же время необходимо учитывать, что сами по себе знания не переходят в убеждения автоматически. Для их формирования весьма важно единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно реализовывать в поведении человека. Следовательно, действенность убеждений обусловлена потребностью руководствоваться ими в повседневной деятельности, что делает поведение человека последовательным, логичным и целеустремленным.
Считается, что элементарные формы убеждений складываются уже в дошкольном возрасте. Периодом же их интенсивного формирования признается школьный период развития человека. Если для дошкольника многое считается убедительным только в силу того, что так считают взрослые, то подросток уже ориентируется на мнение сверстников. Для старших школьников уже характерно сознательное и критическое отношение к тому, что они видят и слышат – они стремятся сами убедиться в истинности определенных положений.
Убеждения формируются в жизненном опыте человека под влиянием окружающей действительности, собственной деятельности, а также в процессе учебно-воспитательной работы с ним. Получаемые в этом случае знания служат источником формирования тех или иных убеждений. Однако их направленность во многом зависит от содержания его знаний и привычек, созданных путем формирования у человека опыта общественных отношений и нравственного поведения. Следовательно, складывающиеся стихийно убеждения (например, в тех случаях, когда они формируются под влиянием социально негативных и общественно незрелых художественных произведений) могут быть ошибочными, искаженными. В этом случае существенную роль играет несовершенство понятийного мышления, неумение отделять существенное от несущественного, наличие ошибок в анализе получаемых новых знаний и др.
Высшим уровнем регуляции деятельности человека на основе реализации знаний, навыков, умений, привычек и убеждений выступает сознательность, которая рассматривается как интегральное психическое образование, отражающее соотношение содержания деятельности (иногда — привычек) человека и его убеждений в конкретном действии. Проявляясь в системе психических образований, она позволяет человеку действовать (поступать) с ясным и отчетливым пониманием конечных целей и возможных последствий. Следовательно, сознательность выражается в способности человека анализировать мотивы собственного поведения, переживая их как внутреннюю потребность, и выбирать наиболее рационный способ достижения поставленных им целей согласно принятым в обществе социальным и нравственным нормам.
Как уже отмечалось, психические образования личностной сферы человека предопределяют качество выполняемой им деятельности. Однако нередки случаи, когда субъект может выполнить какую-то деятельность, но не делает этого. Следовательно, в структуре личностной сферы есть еще какие-то явления, заставляющие человека поступать так или иначе в конкретной ситуации. В отечественной психологии они получили название психических свойств личности.
Гуманистическая теория в психологии.
Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.
studfile.net
Тест помогающий выявить склонности человека, твои склонности в работе
Как часто мы называем учение мучением. Если тебе даже не приходит такое в голову и процесс учения доставляет только удовольствие, то тебе могут позавидовать многие и многие твои ровесники и ровесницы. Если же такие пессимистичные мысли приходили тебе в голову, то стоит задуматься, в чем причина такой нелюбви, и возможно ли это как-нибудь изменить.
Учение – процесс сложный, но необходимый. Именно в школе закладываются те базовые знания, которые так пригодятся в будущем. Пригодятся для того, чтобы после окончания школы ты знал, куда пойдешь учиться и кем хочешь стать, чтобы был уверен в завтрашнем дне.
Но для того, чтобы иметь эту уверенность завтра, уже сегодня необходимо начинать работу по достижению своей цели. И прежде всего, эту цель необходимо определить.
Дело в том, что дети только тогда начинают понимать, как хорошо быть детьми, когда перестают ими быть. Можно спросить у любого взрослого, хотели бы они снова стать маленькими, и почти все ответят, что их детские воспоминания – самые приятные. Только когда человек взрослеет, он начинает понимать, какие возможности он не использовал, сколько времени растратил впустую.
С одной стороны, на то оно и детство, чтобы ни о чем не думать и бить баклуши. С другой стороны, эти бесспорно важные и необходимые занятия можно совместить с чем-то полезным, на которое, возможно, потом просто не хватит времени.
Важно! Это время жизни обладает огромной привилегией – есть свобода и возможность выбора. Можно придумать свой имидж – и начинать его создавать. Можно выбрать свою цель в жизни и постепенно к ней приближаться. Главное здесь, не ошибиться с выбором.
Для этого профессиональные психологи и написали тест, помогающий выявить склонности человека и определиться со своей будущей профессией.
Опрос состоит из пяти заданий с различными вариантами ответов:
- Пункт, касающийся наиболее оптимального математического решения. Получив ответ на этот вопрос, можно проанализировать, каким типом мышления обладает человек, насколько рационально он подойдет к решению данного задания.
- Вопрос относительно занятий творческой направленности. Он позволяет понять, насколько близко тебе чувство прекрасного, и какой подход к занятиям в приоритете.
- Тема, определяющая степень обдуманности решений. Дает возможность определить, что более важно – ни о чем не заботясь, насладиться красивым видом или, заранее все продумав, провести отдых с наибольшим комфортом.
- Пункт, выявляющий способность к точному объяснению. На примере дает понять, насколько точной и полезной может быть предоставляемая тобой информация.
- Вопрос, позволяющий определить степень самостоятельности и ответственности за принятое решение. Ответив на него, можно определить, способен ли ты о ком-то позаботиться самостоятельно, если не будет возможности обратиться к профессионалам.
Прохождение теста «Твои склонности» может очень помочь в дальнейшем жизненном выборе. Очень многие руководствуются при выборе профессии лишь своими желаниями, забывая о том, какими возможностями они располагают.
Природа наделила каждого из нас своими особенностями, талантами и склонностями. От того насколько верно будет определение характера, склонность к определенному виду деятельности, склад ума зависит и каких успехов сможет добиться человек в выбранной им профессии.
Не зря говорят, что на работе человек проводит большую часть своей жизни, значит надо приложить максимум усилий для того, чтобы выбранная профессия приносила радость и удовлетворение. Определившись с результатами теста, можно сделать выводы о своей склонности к определенным видам профессий.
mind-control.ru