Способ обучения – Урок 5. Современные методы обучения
Способы обучения и их виды
Мозг – это не помойка, нельзя забрасывать его чем попало. «Пустые» калории бесполезной информации вредят интеллекту не меньше, чем фигуре. Как разработать меню для ума? Чем накормить интеллект для его развития? Чтобы в мозг попадали только полезные продукты, проведем параллель между здоровым образом жизни и способами обучения.
Что такое способы обучения: полезный рацион для ума
Способы обучения – это разные виды и методы получения знаний или навыков. При современном потоке информации встает вопрос не где ее взять, а что с ней делать. Все больше людей включает в рацион витамины, белки или клетчатку. Но продолжают закидывать в мозг все подряд: рекламу, новостные ленты, вирусные истории в сети. Лишняя информация засоряет мозг точно так же, как и память компьютера. Но запустить на нем «очистку файлов» не получится – все, что туда попало, остается навсегда. Поэтому так важно фильтровать информацию до того, как она попадет в постоянные файлы. Делается это с помощью сбалансированного меню по получению знаний.
Схожесть здорового образа жизни с обучением:
- Дозировка и разнообразие. Диетологи знают: если поглощать полезную, но однообразную еду, она перестает усваиваться. Со знаниями все так же. Слишком большой объем не переварится. А однообразная пища для ума наскучит. Художественная литература – та самая вкусняшка для повышения настроения.
- Белки, жиры, углеводы. Как и в правильном рационе, в обучении все должно быть сбалансированно. Переизбыток полезных веществ так же вреден, как и их недостаток. Сухая теория должна чередоваться с периодом отработки навыков.
- Регулярность тренировок. Кубики пресса не появятся после одного посещения зала. А сертификат на стене после умного тренинга только потешит самолюбие. Для того, чтобы расти нужно регулярно прокачивать бицепс, трицепс, мозг и навыки.
- Тренер. Тренер – это профессионал. Он не только разработает план: тренировок или саморазвития, но и выберет правильную тактику занятий. Он поможет советом, поддержит, увеличит нагрузку или похвалит за результат. И в качестве бонуса даст обратную связь без лишних эмоций.
- Самодисциплина. Когда рядом нет надзирателя, трудно удержаться от лишнего бутерброда. Или не улечься на диван, чтобы полистать интернет. Сила воли поможет воздержаться от первого и от второго.
- Чередование нагрузки с отдыхом. Интенсивные тренировки нужно чередовать с периодом расслабления. Иначе организм не успеет восстановиться. В учебе все так же: мозгу нужно время, чтобы переварить информацию.
Виды способов обучения
У спорта и образования одна общая философия: путь от любителя до чемпиона невозможно пройти без наставника и самодисциплины. Сравним способы обучения на примере тренировок в спортзале и профессионального роста.
Самообучение
Утренняя зарядка поможет наладить самодисциплину, держать мышцы в тонусе, но больших результатов не принесет.
Обучение в первое время носит хаотичный характер – книги, образовательные каналы, статьи, блоги читаются без разбора. Постепенно начинает вырисовываться четкий вектор движения к цели. Закладывается собственная библиотека полезных книг, ссылок на нужные материалы, контактов и фамилий людей, на которых хочется равняться.
Семинар
Компания новичков приходит в спортзал. Все полны энтузиазма, но смутно представляют, как выглядит штанга на самом деле.
Участники собираются в одной аудитории в назначенное время. Ведущий проводит короткую лекцию, а все оставшееся время отдается на оттачивание навыков. Бизнес-семинары чаще проводятся прямо на рабочих местах. Психологические или авторские раскрывают общие темы.
Тренинг
Из всей компании только один человек готов заниматься дальше. Нужен тренер, чтобы разработать план тренировок и рассчитать нагрузку.
Личность тренера выходит на первый план. Умение отличить обещания «успешного успеха» от полезной информации приходит с опытом. Но польза для участников во многом зависит от их активности. Вовремя поднятая рука и заданный вопрос помогут вывести тему в нужное для вас русло.
Вебинар
Идея участия в соревнованиях приходит сама собой. Нужно искать знающего человека в сфере тренировок. Найти такого в своем городе трудно. На выручку приходит интернет.
Вебинары или онлайн-семинары для многих компаний – это основной инструмент обучения. Гостевые вебинары проводятся для открытой аудитории, но с целью собрать информацию о потенциальных клиентах. На продающих вебинарах продают знания, опыт, навыки, идеи. Удобно для жителей маленьких или отдаленных городов, где концентрация подобных мероприятий стремится к нулю.
Наставник или ментор
Рельеф мышц красиво вырисовывается под кожей, но для участия в соревнованиях нужен наставник. Он не обязательно должен быть чемпионом, но чемпионами должны быть его ученики.
Наставник или ментор признает их достижения своих учеников, но держит их в «ежовых рукавицах», чтобы не сбиться с курса. Первыми наставниками становятся начальники или руководители проектов. Они искренне рады, когда среди новичков находятся энтузиасты с желанием расти дальше. Менторы более прагматичны, они работают за деньги. Менторы предоставляют своим подопечным еще и рекомендации. А без них в мире бизнеса не пробиться.
Авторский курс
Подготовка к соревнованиям продолжается. Но рельеф не менее важен, чем умение двигаться на сцене. Теперь нужно узнать мнение эксперта о шансах участника на победу.
Многие известные тренеры ведут свой авторский платный онлайн-курс. Сначала идет теория в виде рассылки. Потом – практическое задание, проверка, обсуждение, разбор полетов, снова проверка. Итог обучения – сертификат. Такой себе знак качества для личного резюме.
Бизнес-лагерь или стажировка
Участник приезжает на соревнования. Атмосфера накалена, зато есть возможность прочувствовать все на себе.
Бизнес-лагерь проходит в атмосфере бизнес-игры для тех, что мечтает создать свой бизнес и для тех, кто его уже создал. Что он дает? Новый взгляд на бизнес и новые знания руководителю. Это – больше, чем обучение, это – жизнь.
«Быстрее, выше, храбрее» – девиз Олимпийских игр касается не только физической подготовки, но и силы духа. Хотя спортсмены приезжают за победой, победа над собой так же важна. Забота о физическом состоянии отражается на успехах в бизнесе, но периоды интенсивных тренировок нужно чередовать с отдыхом. Это и есть основа пульса всей жизни.
wikigrowth.ru
Методы обучения ℹ️ определение, классификация в педагогике, список современных приемов обучения и преподавания, характеристика форм обучения по ФГОС
В преподавании особое место занимают методы обучения. Они представляют собой взаимосвязанные техники коммуникации между учителем и обучающимися. Несмотря на отсутствие единого определения данного понятия, сегодня существует множество систем и классификаций методов обучения. Рассмотрим их детально.
Классификация методов обучения в педагогике
Педагогика как наука, изучающая методики преподавания предметов, подразделяет методы по источнику. То есть по основе, из которой ученики черпают информацию.
Словесные
Речь идет о передаче сведений из уст в уста. В современном образовании – это наиболее широко используемый метод. В первую очередь он выражен в лекциях. Разновидностью словесного обучения является личная консультация по интересующему вопросу.
Наглядные
Наглядная методика предполагает использование дополнительных инструментов, напрямую или косвенно отражающих предмет изучения.
Условно наглядные варианты можно подразделить на:
-
применение схем, таблиц и моделей, пример – школьные плакаты по анатомии человека или скелета;
-
использование технических приспособлений, пример – изучение физических явлений с помощью амперметра;
-
видео- и аудиоматериалы, пример – просмотр документального фильма о Второй Мировой Войне.
Согласно исследованиям, восприятие информации с использованием наглядных методик повышается на десятки процентов. Именно поэтому современные школы оснащаются мультимедийной аппаратурой и техническим инструментарием.
Практические
Практические методы основаны на вовлечении аудитории в процесс. Учитывая, что данный прием отражает наибольшую эффективность, его начинают применять активнее.
К примерам реализации вовлечения относятся:
-
тренинги и реализуемые на практике задания, пример – сбор гербария;
-
игры, направленные на решение конкретных задач, пример – деловая игра с целью поиска компромиссного решения.
Строить процесс исключительно на практических методах сложно, но включать их в общий курс необходимо. Особенно, когда речь идет о сложных или важных темах. Учащимся будет проще вникнуть в суть и запомнить.
Современные методы обучения и преподавания
Учитывая возрастающее количество информации и ее доступность, система образования должна внедрять более эффективные методики усвоения информации. Ранее человек мог научиться чему-либо только при общении с другим или изучении массы литературы, сегодня достаточно иметь гаджет с доступом в интернет.
Рассмотрим, какие способы передачи знаний и их усвоения применяются современными обучающими центрами.
Деловая игра
Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, с которой может столкнуться человек. Чаще всего используются ситуативные сценарии из будущей профессиональной деятельности. Перед игроками ставится задача – решение конкретного вопроса.
У игры всегда есть теория, то есть описание персонажей и событий, предшествующих конкретному отрывку. Героям необходимо не только выполнить задание, но и сыграть роль выдуманного персонажа или даже реального человека, поставить себя на его место.
Учебная игра
Учебная игра, в отличие от деловой, направлена на решение участниками конкретных целей в получении знаний.
К базовым принципам учебной игры относятся:
-
Моделирование – наложение реальных ситуаций на игру.
-
Наличие проблемы – ученики должны не просто пережить случай, но и заниматься поиском оптимальных решений.
-
Совместная деятельность – вовлекаются все участники, которые посредством диалога должны учиться коммуникации и групповому взаимодействию.
Учебную игру допустимо проводить как до освоения материала, чтобы выяснить уровень знаний учеников, так и после. Во втором варианте будет закрепление полученной информации и наглядный пример применения ее на практике.
Метод погружения
Метод погружения чаще всего применяется при изучении языка. Идея, изложенная А. Эллисом, основана на программировании человеческого подсознания. То есть если на мозг человека постоянно воздействует определенная информация, то после некоторого сопротивления, он начинает учиться.
Не зря считается, что именно погружение в языковую среду способствует скорейшему усвоению. Сегодня эта практика применяется и для других предметов и реализуется посредством выездных конференций.
Метод опережающего обучения
Методика опережающего обучения, разработанная российским педагогом Лысенковой, основана на следующих идеях:
-
комментирование в процессе обучения, например, проговаривание того, что человек пишет;
-
использование опорных схем, которые предполагают выстраивание мысли ученика;
-
перспективное обучение – внедрение дополнительных упражнений вне учебной программы;
-
сложные темы рассматриваются в три этапа – от простого к сложному.
Важным этапом является и практическое применение полученных знаний.
Эвристический метод
Иначе методика называется техникой микрооткрытий. Синицын предложил ставить перед учениками последовательные вопросы. Решение каждого из них будет представлять собой достижение цели.
Важно строить методику на последовательном усложнении изучаемых тем. Рекомендуется задействовать максимум технологий: мозговой штурм, групповую дискуссию и тому подобные.
Метод синектики
Метод синектики предполагает применение аналогий и образных сравнений для поиска решения. Он часто идет параллельно с интенсификацией интеллекта. Последний подразумевает использование особых и исключительных черт характера ведущего или учителя.
Методы обучения по ФГОС
Изменение образовательного процесса на государственном уровне проходит медленно, несмотря на это государственный стандарт также изменяется и учитывает веяния прогресса. Основные методики описаны в учебных материалах по дидактике.
Пассивные
Пассивный метод предполагает одностороннее участие учителя. Он очень распространен как в школе, так и в высших учебных заведениях. Преподаватель читает лекцию, а ученик воспринимает информацию. Процент усвоения материала низкий и зависит во многом от заинтересованности обучаемого.
Активные и интерактивные
Активная методика – это равное участие учеников в процесс получения знаний. Технологии подразумевают как взаимодействия по принципу учитель-ученик, так и учитель-группа.
Рассмотрим, какие бывают наиболее продуктивные интерактивные методические виды, выделяемые ФГОС.
Кейс-метод
В рамках технологии учитель погружает учеников в определенную ситуацию. Ученики в свою очередь должны найти оптимальное решение, используя поисковые техники на уроке.
Метод проектов
Ученикам дается свобода творчества. Им предоставляется возможность самостоятельного поиска информации, моделирования и формирования умозаключений. Важно, что допускается итог, расхожий с общепринятым, если он имеет доказательную базу.
Эвристический
В рамках эвристического метода учитель организует различные конкурсы. То есть особую роль приобретает соревновательный аспект деятельности.
Проблемный
В отличие от кейс-метода, задается не ситуация, а конкретный вопрос, требующий точного ответа. Ученики вправе сформулировать несколько вариантов решения, но путем группового обсуждения должны прийти к единому мнению. Характеристика беседы способствует выбору оптимального итога.
Исследовательский
В исследовательском методе также применяется проблемный подход. Но помимо решения ученики должны продемонстрировать путь изучения проблемы, который привел их итоговому решению.
Модульного обучения
В основе модульного обучения лежит принцип разделения больших тем на блоки. Пока полностью не рассмотрена одна подтема, учитель не переходит к следующей. Притом, у каждого блока должны быть контрольные вопросы и резюме.
РКМЧП
Технология развития критического мышления обрела популярность в конце восьмидесятых годов. Ее суть в том, что ученик не должен на веру воспринимать слова учителя, но, применяя письмо и чтение, он вправе излагать собственные идеи. Подобный подход стимулирует развитие логики.
Сегодня существует множество форм и методов обучения. Отметим, что несмотря на многообразие, их допустимо подразделить на пассивные, где активен только учитель, и интерактивные, предполагающие вовлечение учеников. Указанные педагогические средства воспитания используются на всех уровнях.
nauka.club
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА
Процесс обучения – это соц.процесс, кот.зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта
Процесс обучения – это целенаправленный педагогический процесс организауии и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными заниями, умениями и навыками, развитию, творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений
Чтобы формировать потребность в учении, интерес к овладению знаниями учитель должен обладать эрудицией и мастерством преподавания
Также способствует доброжелательное отношение учителя к учащимся, основанное на уважении и требовательности к ним
Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика, обеспечивающих усвоение содержания образования.
Методы обучения – способы взаимосвязной деятельности обучающих и обучающихся направляемых на решения учебных задач.
Классификация методов обучения
От чего зависит метод обучения
1) Предмет, его содержание.
2) Конкретные темы изучения.
3) Уровень развития.
4) Реальные условия.
5) Склонность преподавателя.
1. По источнику получения знаний
– словесные методы (рассказ, лекция (систематическое изложение материала), беседа (подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы.), дискуссия (обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем), семинар)
Источником знания является слово в виде речи учителя или печатного пособия (учебника). В практике это основной источник информации для учащегося.
Достоинства словесных методов: в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации; формируют речь, словесно-логическое мышление; в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность. Недостатки: вербализм — засилие слова, опасность отрыва учения от жизни, практики.
(рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар)
– наглядные (наблюдение, демонстрация, иллюстрация)
Источником знаний является образ, наглядное представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов.
Функции наглядных методов: обеспечить восприятие предмета изучения; сформировать представление о нем; — создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами.
– практические ( упражнение (многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков), лабораторная работа, практическая работа)
Источником знания является практическая деятельность учащихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию.
Практические методы применяются в сочетании с наглядными и словесными.
– работа с книгой
2. по характеру познавательной деятельности
– объяснительно-наглядный (репродуктивный) (беседа, упражнения, лабораторные).
состоит в том, что учитель сообщает знания, а ученик воспринимает, осознает, запоминает. Ему соответствует репродуктивный метод, который состоит в том, что учитель организует формирование умений на основе знания, а ученик воспроизводит, повторяет, отрабатывает умения.
– проблемное изложение (лекция, рассказ, объяснение).
заключается в том, что учитель ставит проблему, показывает путь ее решения, а ученик усваивает логику решения.
– частично-поисковый (эвристический)
включает учеников в решение проблемы, поставленной учителем, на отдельных этапах.
– исследовательский (книга, архивы, наблюдения, опытно – практическая работа).
предполагает, что ученики под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска.
3. По дидактической цели
— методы изучения новых знаний
— методы закрепления знаний
— методы контроля.
4. По месту в структуре деятельности
Ю.К.Бабанский предложил классифицировать методы, исходя из структуры деятельности. В ней выделены элементы организации, регулирования, контроля. Соответственно, по мнению Ю.Бабанского, должны быть три группы методов по их месту в структуре обучения:
1. методы организации и осуществления учебной деятельности,
2. методы ее стимулирования и мотивации,
3. методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.
Средства обучения — это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения. Дидактические средства, как и методы, являются частью педагогической системы и выполняют в ней свое назначение. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса. Основные функции средств обучения — это информационная, дидактическая, контрольная. В науке нет строгой классификации дидактических средств. Можно воспользоваться классификацией польского дидакта В.Оконя, в которой средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.
Простые средства
1. Словесные: учебники и другие тексты.
2. Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр.
Сложные средства
3. Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.
4. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио.
5. Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.
6. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.
studfile.net