Способности человека и их развитие: Способности человека: уровни, виды и способы их развития

Содержание

Физические качества человека — Департамент физической культуры и спорта

ПечатьDOCPDF

Виктор Николаевич Селуянов, МФТИ, лаборатория «Информационные технологии в спорте»

При движении спортсмена можно зафиксировать его перемещение (положение в пространстве, скорость, ускорение) силу взаимодействия с предметами, и производные переменные — мощность, работа. В педагогике эти физические явления получили иную интерпретацию. Появилось понятие физическое качество и его разновидности — сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость (В. М. Зациорский, 1966). Для развития этих качеств описываются методы тренировки.

Измерить явления, связанные с физической активностью спортсмена возможно, но развивать физические качества нельзя. В организме человека нет физических качеств. В организме есть, например, мышцы, которые могут сокращаться и являть исследователям силу и скорость перемещения костей и тела в целом в пространстве. Для увеличения максимальной силы тяги мышцы требуется изменить строение мышечных волокон (увеличить количество миофибрилл). К сожалению, в педагогической науке все физические явления остаются без глубокого биологического анализа. Спортивная педагогика обособилась, специалисты этой области знаний считают, что у них имеется своя область знаний. Наблюдения в этой области должны составлять основу для образования понятий и положений науки. Это справедливо, в рамках эмпирического изучения объекта исследований. Только надо понимать, что эмпирик признает себя «за полного дурака», ему не доступна суть явлений, он может лишь как пастух в степи петь о том, что видит перед собой. Поэтому в разделе физическая подготовка спортсменов вместо определения смысла физических проявлений занимаются производством новых терминов. Например, способность к прыжкам называют прыгучестью, способность к бегу — бегучесть, способность к ползанию — ползучесть.

Давайте рассмотрим обычные педагогические представления о физических качествах с точки зрения биологических наук.

Сила

Под силой понимают способность человека преодолевать внешнее сопротивление за счет активности мышц.

По В. М. Зациорскому (1966) сила человека зависит от:

Педагоги выделяют виды силовых качеств — максимальная сила, скоростная сила, силовая выносливость, взрывную силу, стартовую силу, динамическую силу, статическую силу, эксцентрическая сила. Разумеется, творческие возможности педагогов этим не исчерпываются и можно придумать еще не одну сотню проявления силы, например, в цикле движения во всех видах спорта, что обычно обзывают специальной силой.

С точки зрения биологии и развития силы, в долгосрочной перспективе, максимальное проявление силы зависит от:

    — количества мышечных волокон;

    — количества миофибрилл в каждом мышечном волокне.

Срочное проявление силы зависит от управления МВ и активности ферментов мышечных волокон.

Центральная нервная система имеет в коре двигательные зоны с нейронами иннервирующими мотонейроны спинного мозга, а те иннервируют мышечные волокна определенную мышцу.

Увеличение силы тяги мышцы связано с рекрутированием двигательных единиц (ДЕ). Каждый двигательный мотонейрон спинного мозга иннервирует множество мышечных волокон, поэтому совокупность «мотонейрон — группа иннервируемых им мышечных волокон», называется двигательная единица.

Каждая двигательная единица имеет свой порог активации (возбуждения) и максимальную частоту. Поэтому при увеличении силы тяги происходит рекрутирование сначала низкопороговых ДЕ, а затем все более высокопороговых ДЕ. При достижении максимальной частоты импульсации мотонейрона мышечные волокна функционируют в режиме тетануса.

У В. М. Зациорского (1966) рассматривается механизм синхронизации работы ДЕ, эту точку зрения сейчас можно рассматривать как ошибку интерпретации физиологических данных. ДЕ работают практически в режиме «все или ничего», иначе говоря, в режиме гладкого тетануса, поэтому нечего синхронизировать. Внутримышечная координация в основном связана с рекрутированием ДЕ с разным порогом активации.

Активность ферментов мышечного волокна зависит от температуры, степени закисления, концентрации адреналина и норадреналина в крови. Этот эффект достигается с помощью разминки (вводной части тренировочного занятия).

Таким образом, срочный механизм управления силой связан с физиологическим законом рекрутирования ДЕ. Способность человека рекрутировать ДЕ существенно различается у мужчин и женщин, молодых и пожилых людей и представителей различных видов спорта. Поддается тренировке с проявлением максимальных силовых возможностей.

Быстрота

Быстроты как физического явления в природе не существует, это обобщающее понятие всех спортивных явлений, которые могут быть описаны как быстрые. Например, различают быстроту простой и сложной двигательной реакции. Эти явления к физике не имеют никакого прямого отношения. А вот скорость сокращения мышцы, темп движений являются физическими явлениями.

С точки зрения биологии скорость сокращения мышцы зависит от:

    — внешнего сопротивления, в соответствии с законом «сила-скорость» Хилла;

    — мышечной композиции;

    — максимальной силы.

Темп зависит как от скорости одиночного сокращения, так и от скорости расслабления мышц антагонистов. Скорость расслабления зависит от мощности работы кальциевых насосов, а те, в свою очередь, от массы сарколемальных митохондрий.

Выносливость

Под выносливостью понимают способность спортсмена выполнять заданное физическое упражнение без потери мощности, преодолевая утомление.

Педагоги различают общую и специальную выносливость.

Биологи (Н. И. Волков) рассматривают проявление выносливости в зависимости от разных типов энергообеспечения мышечной деятельности и сторон ее проявления:

    — алактатная мощность, эффективность и емкость;

    — анаэробная гликолитическая мощность, эффективность и емкость;

    — аэробная гликолитическая мощность, эффективность и емкость;

    — мощность липолиза, эффективность и емкость.

Алактатная мощность зависит от мышечной массы, которая предопределяет запасы АТФ и КрФ, т. е. скоростную и силовую выносливость.

Анаэробная гликолитическая мощность зависит от массы и буферных свойств гликолитических мышечных волокон, окислительных МВ и крови.

Аэробная гликолитическая мощность зависит от массы митохондрий в окислительных и промежуточных мышечных волокнах.

Мощность липолиза зависит от массы митохондрий в окислительных мышечных волокнах.

Надо заметить, что эти представления были прогрессивными в 60–80-е годы, поскольку позволяли внедрять биологическое знание в теорию и практику физического воспитания. В XXI веке эти представления выглядят слишком примитивными. Представлять организм человека в виде пробирки, в которой крутятся шестеренки четырех метаболических процессов некорректно. Модель организма человека (спортсмена) должна быть сложнее. Сейчас она должна, как минимум, включать совокупность мышц пояса верхних и нижних конечностей в каждой мышце надо предусмотреть наличие мышечных волокон разного типа. Сердечнососудистую и дыхательную системы. Блок управления работой этих систем.

При рассмотрении процессов энергообеспечения на более сложной моделе существенно меняются представления о построении тренировочного процесса. В дальнейшем эти особенности будут рассмотрены более подробно.

Гибкость

Под гибкостью понимают подвижность в суставах. Различают пассивную и активную гибкость, а также анатомическую. Ограничения подвижности могут быть анатомическими, физиологическими и морфологическими.

Анатомические ограничения связаны с упором в кости или мышцы.

Физиологические ограничения связаны с тонусом растягиваемых мышц и рефлексом на растяжение.

Морфологические ограничения связаны с длиной миофибрилл в мышечных волокнах. Миофибриллы имеют разную длину и самые короткие ограничивают подвижность в суставе. Для увеличения подвижности следует разрывать самые короткие миофибриллы.

Новое методическое направление — стретчинг, основано на понимании основных физиологических законов. При растягивании мышцы возникает рефлекс на растяжение. Чем быстрее растягивается активная мышца тем сильнее она сопротивляется благодаря рекрутированию большего числа ДЕ. Поэтому маховые резкие движения приводят к разрывам активных машечных волокон или их миофибрилл. Для снижения травмирующего эффекта в стретчинге предлагают выполнять растяжение легкими рывками с очень маленькой амплитудой. В этом случае рефлекс на растяжение срабатывает, механические нагрузки малы и травм не возникает.

Ловкость

Под ловкостью понимают способность человека рационально строить свои двигательные действия в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды. В тех случаях, когда внешние условия стабильны, то говорят о координационных способностях.

С точки зрения физики ловкость конечно нельзя рассматривать как физическое качество. Эту проблему следует рассматривать с позиции технической подготовки спортсмена, проблемы формирования двигательных навыков.

Наследуемые аспекты физических качеств

Спортсмены выбирают вид спорта не только по желанию, но и в результате успешности выступления в соревнованиях. Успех в избранном виде спорта во многом определяется наследственной предрасположенностью.

Проявление силы и темпы ее развития зависят от количества мышечных волокон, мощности функционирования эндокринной системы. Проявление максимальной скорости сокращения мышцы зависит от мышечной композиции. Проявление выносливости связано с активностью ферментов, отвечающих за различные механизмы энергообеспечения. Некоторые из ферментов, например, анаэробного гликолиза (пируватдегидрогеназа, лактатдегидрогеназа и др.) могут плохо функционировать, ограничивать работоспособность в условиях мышечного закисления.

Таким образом, все перечисленные характеристики наследуются и определяют выбор вида спорта в ходе начала спортивной специализации.

Развиваемые аспекты физических качеств

Сила зависит от физиологического поперечника, который преимущественно увеличивается в результате гиперплазии миофибрилл. Скорость сокращения мышцы зависит от роста силы. Темп зависит от массы саркоплазматических митохондрий. Выносливость зависит от массы миофибриллярных митохондрий, а также от количества гликогена и жира в мышечных волокнах.

Заключение

Развитие физических качеств не возможно, это бессмысленно. Развитию подлежат структуры клеток организма спортсменов. Для увеличения проявления силы и скорости сокращения мышц нужно заняться гиперплазией миофибрилл, а для увеличения мощности и продолжительности работы следует увеличить гиперплазию митохондрий.

Следовательно, для роста физических возможностей есть два основных пути — рост массы миофибрилл и митохондрий. Остальные факторы также имеют значение, например, масса гликогена и жира в мышечных волокнах, доставка кислорода к мышечным волокнам.


Способности человека и их развитие

Люди, поставленные в одинаковые социальные условия, в большинстве случаев достигают результатов, которые отличны друг от друга. Объясняя, отчего это происходит, мы часто обращаемся к понятию «способности человека». В психологии данный термин имеет несколько трактовок. Наиболее четкую формулировку предложил Р. Немов, обозначив способности как индивидуально-психологические особенности человека, которые не сводятся к знаниям и умениям личности, но объясняют быстрое и легкое их приобретение в какой-либо деятельности.

Нужно отметить, что все имеет начало. Способности человека также имеют подобную «точку отсчета», которую называют задатками. Они часто не определены и ни на что не направлены. Лишь включение их в структуру деятельности сможет принести определенный результат. Под «задатками» в психологии понимают анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе будущих способностей. При этом, они могут развиться абсолютно в любом направлении. То, к какой сфере будут относиться способности человека, зависит от направленности личности и результативности деятельности. Свою индивидуальность можно проявить в математике, творчестве, спорте, изобразительном искусстве и т. д. Если человек перестает пользоваться какими-либо способностями, то они постепенно угасают. Стимулировать их проявление и дальнейшее развитие можно лишь постоянными занятиями в выбранной области.

Если говорить о классификациях данного вопроса, то их достаточно много. Так, выделяют общие и специальные, практические и теоретические, творческие и учебные способности и т. д. Стоит подробнее остановиться на характеристике некоторых из них.

Так, общие способности – это те свойства, которые и определяют успехи личности в разнообразных видах деятельности. Сюда относят отлично развитую память, умение быстро и четко совершать умственные операции, хорошую речь и другое. Специальные способности характеризуют успешность человека в определенном виде деятельности. Здесь можно говорить о математических, спортивных, технических, лингвистических и прочих задатках. Общие и специальные способности очень часто существуют вместе, дополняя друг друга. Для того чтобы их гармонично развивать, необходимо постоянно работать над этим.

Необходимо выделить в структуре способностей и такое понятие, как одаренность. Это качественное сочетание личностных черт, в результате которого можно говорить об успешности усвоения знаний и умений в определенной деятельности. Одаренным, талантливым ребенком (или взрослым) называют человека, который легко и быстро впитывает новую информацию, перерабатывает ее и выдает качественно новый результат в определенной сфере. Именно люди, обладающие данными характеристиками, двигают вперед прогресс во всех науках. Ведь так и рождаются великие открытия. Скрытые возможности человека достаточно велики. И желательно еще в раннем детстве начинать развивать задатки и способности, чтобы в последующем выросла одаренная личность. Для этого, обычно, уже в детском саду и в школе проводятся определенные занятия, изучается направленность ребенка, диагностируются его задатки и сфера их направления.

Выделяют также учебные и творческие способности человека. В первом случае это успех в обучении и воспитании, получении и усвоении знаний. Напротив, творческие способности направлены на создание новых идей, изобретений, предметов культуры и искусства. Успех в какой-либо сфере обеспечен лишь в случае, когда задатки начинают развивать уже в раннем возрасте. При этом желательно, чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, у малыша воспитывалась мотивация к занятиям.

Сравнительный обзор теории человеческих способностей: контекст, структура и развитие | Справочник MENC по музыкальному познанию и развитию

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic MENC Handbook of Musical Cognition and DevelopmentMusic CognitionBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic MENC Handbook of Musical Cognition and DevelopmentMusic CognitionBooksJournals Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Gembris, Heiner,

«Сравнительный обзор теории способностей человека: контекст, структура и развитие»

,

в Richard Colwell (ed. ) Разработка

(

2006;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 3 октября 2011 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195304565.003.0006,

, по состоянию на 23 октября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic MENC Handbook of Musical Cognition and DevelopmentMusic CognitionBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic MENC Handbook of Musical Cognition and DevelopmentMusic CognitionBooksJournals Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе исследование музыкального восприятия и познания помещается в более широкий контекст исследований музыкального обучения и развития с его меняющимися эпистемологическими аспектами. В нем рассматриваются последние тенденции в теоретических концепциях человеческих способностей и исследуется их образовательное значение. Он представляет собой обзор теории в психологической литературе, которая может представлять интерес для музыкальных практиков и педагогов, и стимулирует дискуссию о более широкой структуре, частью которой являются музыкальные способности, особенно в отношении степени, в которой музыкальные способности уникальны для области музыки или музыки. связаны с другими экстрамузыкальными способностями. Появляющаяся точка зрения подчеркивает тот факт, что способности зависят от контекста и, следовательно, культурно обусловлены, множественны, имеют важные взаимосвязи между различными способностями, и иногда их трудно свести воедино по мере необходимости даже лучшим из учителей.

Ключевые слова: восприятие музыки, обучение музыке, педагоги, способности человека

Предмет

Музыкальное познание

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Что это такое и почему это важно


Содержание

  1. Восемь стадий человеческого развития?
  2. Теории человеческого развития
  3. Развитие человека и психология развития
  4. Какие генетические факторы влияют на рост и развитие человека?
  5. Почему мы изучаем рост и развитие человека?

Представьте себе двух детей, рожденных в одном городе и в одном году в семьях с одинаковым социально-экономическим статусом. Один ребенок вырастает напористым и уверенным в себе, а другой — робким и застенчивым. Изучение стадий развития человека может помочь объяснить причины этих различий и многое другое.

Что такое человеческое развитие? Человеческое развитие — это раздел психологии, целью которого является понимание людей — того, как они развиваются, растут и меняются на протяжении всей своей жизни. Эта дисциплина, которая может помочь людям лучше понять себя и свои отношения, носит широкий характер. Таким образом, его можно использовать в различных профессиональных условиях и карьерных путях.

Каковы восемь стадий человеческого развития?

Если человеческое развитие — это изучение того, как люди меняются на протяжении всей своей жизни, то как и когда происходит это развитие? Многие ученые и психологи изучали различные аспекты человеческого развития, в том числе эго-психолог Эрик Эриксон. Он исследовал влияние социального опыта на всю жизнь человека и предположил, что психосоциальное развитие состоит из восьми последовательных частей. Каковы восемь стадий развития человека?

Этап 1 — Младенчество: доверие или недоверие

На первом этапе человеческого развития младенцы учатся доверять на основе того, насколько хорошо их опекуны удовлетворяют их основные потребности и реагируют, когда они плачут. Если младенец кричит, чтобы его покормили, родитель может либо удовлетворить эту потребность, кормя и утешая младенца, либо не удовлетворять эту потребность, игнорируя младенца. Когда их потребности удовлетворены, младенцы узнают, что полагаться на других безопасно; когда их потребности остаются неудовлетворенными, младенцы вырастают менее доверчивыми.

Стадия 2 — Детство: Автономия против стыда и сомнения

Помимо автономии против стыда и сомнения, еще один способ думать о второй стадии — независимость против зависимости. Как и на первом этапе, малыши проходят этот этап, реагируя на своих опекунов. Если опекуны поощряют их быть независимыми и самостоятельно исследовать мир, малыши вырастут с чувством собственной эффективности. Если опекуны чрезмерно нависают или поощряют зависимость, эти малыши вырастают с меньшей уверенностью в своих способностях.

Например, если малыш хочет ходить без посторонней помощи в безопасном месте, опекун должен поощрять его автономию, разрешая независимое поведение. Если опекун настаивает на том, чтобы держать малыша за руку даже тогда, когда в этом нет необходимости, это внимание может привести к сомнениям в более позднем возрасте.

Этап 3 — Дошкольный возраст: Инициатива или чувство вины

В дошкольном возрасте дети учатся самоутверждаться и говорить, когда им что-то нужно. Некоторые дети могут сказать, что им грустно, потому что друг украл их игрушку. Если эта напористость встречает положительную реакцию, они узнают, что проявление инициативы полезно. Однако, если их заставить чувствовать вину или стыд за свою напористость, они могут вырасти робкими и с меньшей вероятностью взять на себя инициативу.

Этап 4 — Ранние школьные годы: трудолюбие или неполноценность

Когда дети идут в школу, они начинают сравнивать себя со сверстниками. Если дети чувствуют себя успешными по отношению к сверстникам, у них развивается сильная самооценка. Однако, если они замечают, что другие дети достигли вех, которых нет у них, у них могут возникнуть проблемы с самооценкой. Например, первоклассник может заметить постоянно худшие результаты в тестах на орфографию по сравнению со сверстниками. Если это станет шаблоном, это может привести к чувству неполноценности.

 

Ключевые компоненты Эриксоновской модели человеческого развития включают первую стадию, младенчество, доверие и недоверие; второй этап, детский возраст, автономия против стыда и сомнения; третий этап, дошкольный возраст, инициатива против вины; четвертый этап, ранние школьные годы, трудолюбие против неполноценности; пятая стадия, подростковый возраст, идентичность и смешение ролей; шестая стадия, взросление, близость против изоляции; седьмая стадия, середина взрослой жизни, генеративность против стагнации; и восьмая стадия, поздняя взрослость, целостность против отчаяния.

Вернуться к началу

Стадия 5 — Подростковый возраст: идентичность и смешение ролей

На подростковом этапе возник термин «кризис идентичности», и не зря. Подростковый возраст связан с развитием чувства собственного достоинства. Подростки, которые могут четко определить, кто они, растут с более сильными целями и самопознанием, чем подростки, которые изо всех сил пытаются вырваться из-под влияния своих родителей или друзей. Подростки, которые все еще сильно зависят от своих родителей в социальном взаимодействии и руководстве, могут испытывать большее смешение ролей, чем подростки, которые преследуют свои собственные интересы.

Стадия 6 — Молодость: близость или изоляция

В юности, которая начинается примерно в 20 лет, люди начинают укреплять связи на всю жизнь; многие люди вступают в серьезные отношения или женятся, в то время как другие завязывают дружбу на всю жизнь. Люди, которые могут создавать и поддерживать эти отношения, пожинают эмоциональные выгоды, в то время как те, кто изо всех сил пытается поддерживать отношения, могут страдать от изоляции. Молодой взрослый, у которого завязались крепкие дружеские отношения в колледже, может испытывать большую близость, чем тот, кто изо всех сил пытается установить и поддерживать тесную дружбу.

Стадия 7 — Середина взрослой жизни: Генерация против стагнации

В середине взрослой жизни люди, как правило, борются со своим вкладом в общество. Они могут быть заняты воспитанием детей или карьерой. Те, кто чувствует, что они вносят свой вклад, испытывают генеративность, то есть оставляют наследие. С другой стороны, те, кто не чувствует, что их работа или жизнь имеют значение, могут испытывать чувство застоя. Например, взрослый человек средних лет, который воспитывает семью и работает по профессии, которая, по-видимому, помогает людям, может чувствовать себя более удовлетворенным, чем взрослый, который работает на повседневной работе, которая кажется бессмысленной.

Стадия 8 — Поздняя взрослость: Честность против отчаяния

Когда взрослые достигают конца жизни, они оглядываются на свою жизнь и размышляют. Взрослые, которые чувствуют себя удовлетворенными своей жизнью, благодаря успешной семье или значимой карьере, достигают целостности эго, в которой они могут спокойно встретить старение и смерть. Если пожилые люди не чувствуют, что прожили хорошую жизнь, они рискуют впасть в отчаяние.

Вернуться к началу

Другие теории человеческого развития

Несмотря на широкое распространение, теория психосоциального развития Эриксона подверглась критике за слишком большое внимание к детству. Критики утверждают, что его акцент делает модель менее репрезентативной для роста, который люди испытали во взрослом возрасте. Эриксоновская модель стадий человеческого развития — это только одна теория, касающаяся роста и изменений на протяжении всей жизни, поскольку многие другие психологи исследовали свои собственные теории человеческого развития, в том числе следующие:

Когнитивное развитие

Жан Пиаже разработал теорию когнитивного развития. Теория Пиаже широко используется в образовательных программах для подготовки учителей к обучению учащихся способами, соответствующими их развитию. Теория основана на четырех этапах:

  • Сенсомоторный — На сенсомоторном этапе (от рождения до 2 лет) дети учатся постоянству объекта, то есть пониманию того, что люди и объекты все еще существуют, даже если они находятся вне поля зрения. .
  • Предэксплуатационный — На дооперациональном этапе (2-7 лет) у детей развивается символическое мышление, когда они начинают переходить от конкретного к абстрактному мышлению. У детей на этом этапе часто есть воображаемые друзья.
  • Конкретная операция — На этапе конкретной операции (7-11 лет) дети закрепляют свое абстрактное мышление и начинают понимать причину и следствие, а также логические последствия действий.
  • Формальное функционирование — На этапе формального функционирования (от юности до взрослой жизни) люди планируют будущее, мыслят гипотетически и берут на себя взрослые обязанности.

Нравственное развитие

Лоуренс Кольберг создал теорию человеческого развития, основанную на концепциях нравственного развития. Теория включает следующие этапы:

  • Доконвенциональный — На доконвенциональном этапе люди следуют правилам, потому что боятся наказания и делают выбор, руководствуясь только своими интересами.
  • Традиционный — На конвенциональном этапе люди действуют, чтобы избежать осуждения общества и следовать правилам, чтобы поддерживать уже существующие системы и структуры.
  • Постконвенциональный — На постконвенциональном этапе людьми движет искренняя забота о благополучии других и высшем благе общества.

Психосексуальная теория

Зигмунд Фрейд популяризировал психосексуальную теорию. Теория состоит из пяти стадий:

  • Оральная — На оральной стадии (от рождения до 1 года) дети учатся сосать и глотать и могут испытывать конфликты при отлучении от груди.
  • Анал — На анальной стадии (в возрасте 1-3 лет) дети учатся удерживать или изгонять кал, и у них могут возникнуть проблемы с приучением к горшку.
  • Фаллический — На фаллическом этапе (3-6 лет) дети обнаруживают, что их гениталии могут доставлять им удовольствие.
  •   Латентность — На латентной стадии (примерно от 6 лет до полового созревания) они отдыхают от этих физических стадий и вместо этого развиваются умственно и эмоционально.
  • Генитальный — На генитальной стадии (от полового созревания до взрослой жизни) люди учатся сексуальному самовыражению.

В идеале дети проходят каждую фазу плавно по мере развития своего сексуального либидо, но если они застревают на какой-либо из фаз, у них может развиться фиксация, которая препятствует их развитию.

Теория поведения

Теория поведения фокусируется исключительно на поведении человека, а не на чувствах, сопровождающих это поведение. Это предполагает, что поведение обусловлено в окружающей среде из-за определенных стимулов. Теоретики поведения считают, что поведение определяет чувства, поэтому важно изменить поведение, потому что это, в свою очередь, изменит чувства.

Теория привязанности фокусируется на глубоких отношениях между людьми на протяжении всей их жизни. Важным открытием теории привязанности является то, что дети должны развить по крайней мере одну сильную связь в детстве, чтобы доверять и развивать отношения во взрослом возрасте. Теория привязанности включает четыре стадии:

  • Асоциальная или предварительная привязанность (от рождения до 6 недель)
  • Неизбирательная привязанность (в возрасте от 6 недель до 7 месяцев)
  • Специфическая или дискриминационная привязанность (возраст 7-9 месяцев)
  • Несколько вложений (старше 10 месяцев)

Теория социального обучения

Теория социального обучения основывается на поведенческой теории и постулирует, что лучше всего люди учатся, наблюдая за поведением других. Они наблюдают, как действуют другие, видят последствия, а затем принимают соответствующие решения в отношении собственного поведения. Четыре этапа в этой теории:

  • Внимание
  • Удержание
  • Репродукция
  • Мотивация

На стадии внимания люди сначала замечают поведение других. На этапе удержания они запоминают поведение и вытекающие из него последствия. На стадии воспроизведения люди развивают способность имитировать поведение, которое они хотят воспроизвести, а на стадии мотивации они выполняют это поведение.

Социокультурная теория

Социокультурная теория связывает развитие человека с обществом или культурой, в которой живут люди. Он фокусируется на вкладе, который общество в целом вносит в индивидуальное человеческое развитие. Например, дети, воспитанные для игр на открытом воздухе, развиваются иначе, чем дети, воспитанные для игр в помещении.

Важной частью этой теории является зона ближайшего развития, которая представляет собой область знаний и навыков, немного более продвинутых, чем текущий уровень ребенка. Зона ближайшего развития помогает учителям обдумывать и планировать обучение, поэтому социокультурная теория играет большую роль в подготовке будущих учителей.

Ресурсы: дополнительная информация о теориях человеческого развития
  • BetterHelp, «Теория поведения, психология поведения или бихевиоризм? Как пересекаются поведение и личность»
  • Британская энциклопедия, «Этапы морального развития Лоуренса Кольберга»
  • Healthline, «Что такое психосексуальные стадии развития Фрейда?»
  • PositivePsychology. com, «Что такое теория привязанности? Объяснение четырех стадий Боулби»
  • Психология сегодня , Теория социального обучения
  • SimplyPsychology, «Социокультурная теория Льва Выготского»
  • SimplyPsychology, Теории психологии
  • Verywell Mind, «Четыре стадии когнитивного развития»

Наверх

Развитие человека и психология развития

В чем разница между развитием человека и психологией развития? Эти термины тесно связаны. На самом деле изучение психологии развития — это вход большинства людей в человеческое развитие.

Психология развития определяется как научный подход к объяснению роста, изменений и постоянства на протяжении всей жизни. Он использует различные рамки, чтобы понять, как люди развиваются и трансформируются на протяжении всей своей жизни. Целями психологии развития являются описание, объяснение и оптимизация развития для улучшения жизни людей. В реальном мире психология развития используется для изучения физического, психологического, эмоционального, социального, личностного и перцептивного развития.

Изучение психологии развития может привести к карьере в нескольких различных областях. Психологи развития часто работают в колледжах и университетах и ​​занимаются исследованиями и преподаванием. Другие работают в медицинских учреждениях, клиниках, домах престарелых, больницах, психиатрических клиниках или приютах для бездомных. В этих прикладных условиях они больше сосредоточены на оценке, оценке и лечении людей. Согласно данным PayScale за июнь 2020 года, психологи развития получают среднюю годовую зарплату около 68000 долларов.

Наверх

Какие генетические факторы влияют на рост и развитие человека?

Еще один ключевой элемент человеческого роста и развития, который нам предстоит изучить, — это генетика. Генетика влияет на скорость и способ развития людей, хотя другие факторы, такие как воспитание, образование, опыт и социально-экономические факторы, также играют роль. Многочисленные генетические факторы, влияющие на рост и развитие человека, включают генетические взаимодействия и аномалии половых хромосом.

Генетические взаимодействия

Гены могут действовать аддитивно или иногда конфликтовать друг с другом. Например, ребенок с одним высоким родителем и одним невысоким родителем может оказаться между ними двумя при среднем росте. В других случаях гены следуют доминантно-рецессивному типу. Если у одного из родителей каштановые волосы, а у другого рыжие, ген рыжих волос является доминирующим геном, если у их ребенка рыжие волосы.

Взаимодействие генов и окружающей среды

Генетическая информация человека всегда взаимодействует с окружающей средой, и иногда это может влиять на развитие и рост. Например, если ребенок в утробе матери подвергается воздействию наркотиков, это может повлиять на его когнитивные способности, что изменит процесс развития. Кроме того, даже если гены ребенка указывают на высокий рост, если этот ребенок плохо питается в детстве, это может повлиять на его рост.

Аномалии половых хромосом

Аномалии половых хромосом встречаются у 1 из 500 новорожденных. Следующие синдромы являются примерами аномалий половых хромосом, которые могут повлиять на развитие:

  • Синдром Клайнфельтера — это наличие дополнительной Х-хромосомы у мужчин, которая может вызывать физические особенности, такие как снижение мышечной массы и уменьшение волосяного покрова на теле, а также может вызывать трудности в обучении.
  • Синдром ломкой Х-хромосомы вызывается мутацией в гене FMR1, из-за которой Х-хромосома выглядит хрупкой. Это может привести к умственной отсталости, задержке развития или отличительным физическим чертам, таким как вытянутое лицо.
  • Синдром Тернера возникает, когда одна из Х-хромосом отсутствует или частично отсутствует. Это влияет только на женщин и приводит к таким физическим характеристикам, как низкий рост и перепончатая шея.

Синдром Дауна

Синдром Дауна — еще один распространенный пример того, как генетика может влиять на развитие. Это хромосомное заболевание может вызывать у некоторых людей различия в физическом или интеллектуальном развитии. Синдром Дауна возникает на 21-м хромосомном участке, в котором люди с синдромом Дауна имеют три хромосомы, а не две.

Люди с синдромом Дауна часто имеют разные физические характеристики и могут быть предрасположены к физическим проблемам, таким как пороки сердца и проблемы со слухом. Большинство людей с синдромом Дауна имеют интеллектуальные нарушения, но степень этого нарушения у разных людей разная.

Вернуться к началу

Главные причины для изучения человеческого развития — это понимание собственного жизненного опыта, помощь другим в понимании того, через что они проходят, понимание взаимосвязи общества и индивидуального роста, более эффективное руководство и поддерживать физическое и психическое здоровье других.

Наверх

Почему мы изучаем рост и развитие человека?

Изучение человеческого роста и развития предлагает огромную ценность для личного и профессионального роста и понимания. Существует множество причин, по которым мы изучаем человеческий рост и развитие.

Общие преимущества включают следующее:

  • Для лучшего понимания собственного жизненного опыта. Это может помочь людям лично понять, какие события детства повлияли на их взрослую жизнь.
  • Для получить знания о том, как социальный контекст влияет на развитие. Эти знания могут быть бесценны для профессионалов, таких как учителя, поскольку они лучше понимают своих учеников.
  • Для помочь другим понять и контекстуализировать взлеты и падения жизни. Это помогает терапевтам и психологам лучше помогать своим клиентам в самопознании.
  • Чтобы понять, как социальные изменения могут способствовать росту и развитию. Это понимание помогает лицам, принимающим решения в школах, изменить образовательную культуру к лучшему.
  • Чтобы стать более эффективным исследователем, учителем или лидером во многих различных отраслях. Глубокое понимание человеческого развития в контексте имеет много профессиональных преимуществ, которые могут привести к более глубокому пониманию.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *