Способности человека: Способности человека: уровни, виды и способы их развития

Способности это в обществознании что такое для человека – определение, примеры кратко (6 класс)

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 73.

Обновлено 1 Ноября, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 73.

Обновлено 1 Ноября, 2021

На выполнение одной и той же деятельности одному человеку требуется пара минут; другой справляется с тем же объёмом за несколько часов. От чего это зависит? Учёные выяснили, что каждый из нас имеет набор способностей, которые влияют на качество и скорость работы. Узнаем, что такое способности человека, как они развиваются, какие их виды выделяются.

Способности

Способность в обществознании — это индивидуальное свойство личности, помогающее ей успешно справиться с той или иной деятельностью. От того, насколько развиты такие особенности, зависит успешность и качество выполнения работы. Например, человек, обладающий хорошей памятью, может быстро обрабатывать большие объёмы информации. Люди, обладающие пространственным мышлением, занимаются архитектурой, становятся инженерами.

Рис. 1. Инженер.

Считается, что при рождении человек получает определённые задатки. Это природные особенности, отличающие нас от других людей. Если их развивать, то можно достичь больших успехов в какой-либо области. Примерами таких задатков могут быть:

  • музыкальный слух;
  • отличная память;
  • наблюдательность;
  • выносливость;
  • воображение.

Не менее важным является учёт склонностей человека. Влечение к чему-либо зачастую лежит в основе определения человеком вида деятельности. Если у ребёнка есть задатки в той или иной области, но при этом отсутствует интерес, то развитие способностей не даёт результатов.

Рис. 2. В музыкальной школе.

Уровни развития способностей

Способности человека развиты у всех людей в разной степени. Кратко познакомимся с уровнями их развития.

  • Одарённость — это наличие у ребёнка нескольких видов способностей в одной области. Они помогают справляться с какой-либо деятельностью более успешно и результативно. Например, дети со склонностью к музыке могут иметь развитый слух, воображение, хорошую память.
  • Талант — это наличие такого уровня способностей, который выделяет человека среди других. Это свойство помогает находить нестандартные решения, применять необычные техники. Так, талантливыми могут быть художники, писатели, поэты, модельеры. Для того, чтобы достичь такого уровня мастерства, необходимо постоянно развивать способности, трудиться, узнавать новое.
  • Гениальность — это такой уровень развития природных задатков, при котором человек может создавать новое, необычное. Гениями называют только тех людей, которые, например, открывают законы развития, изобретают технологии. При этом их достижения имеют значение для развития всего человеческого общества.
Рис. 3. Схема «Уровни развития способностей».

Для того, чтобы способности ребёнка перешли на новый уровень, родители должны проявлять участие.

В школе с одарёнными детьми также необходимо организовывать работу (привлекать к олимпиадам, конкурсам). Во взрослой жизни значительную роль играет саморазвитие. Без колоссального труда невозможно добиться выдающихся результатов.

Что мы узнали?

Знакомство со способностями человека происходит на уроках обществознания в 6 классе. Под способностями понимается такие свойства личности, которые помогают выполнять работу быстрее и качественнее. Уровнями их развития являются одарённость, талант, гениальность.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 73.


А какая ваша оценка?

Способности в психологии и их виды

Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями. И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности — это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие. Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Что такое способности
  • 2 Происхождение способностей и их структура
    • 2.1 Задатки – природная основа способностей
    • 2.2 Социальный фактор
    • 2.3 Что такое склонности
  • 3 Виды способностей
  • 4 Уровни развития способностей

Что такое способности

Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражения «способный человек» или «способный ребенок» не совсем верные. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности, в нем она проявляется и развивается.

Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха. То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии. Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.

Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?

Происхождение способностей и их структура

Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.

Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.

Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.

Задатки – природная основа способностей

Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные или наследственные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо-физиологические особенности.

  • Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.
  • К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
  • Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, — необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.

Но определяет роль задатков в жизни человека ключевое слово «может». Задатки не предопределяют жизненный путь человека и могут не развиться в способности, а остаться «балластом». А с другой стороны, способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, было бы желание. Только усилий и времени на это понадобится больше, и не всякому это нужно. Например, сейчас доказано, что при должном упорстве научиться рисовать может каждый человек.

Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей.

И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.

Социальный фактор

Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной деятельностью. И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.

  • Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, как манна небесная, они не свалятся.
  • Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое мышление.
  • Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.

Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.

Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.

Что такое склонности

К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.

  • Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.
  • Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.

Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.

Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.

Виды способностей

В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

  • Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Точнее, предрасположенность к развитию этих способностей. Каждая специальная способность – это сложный набор врожденных задатков, качеств, свойств личности. Играя важную роль в данной деятельности, они могут не иметь никакого значения для развития другой. Например, музыкальный слух никак не поможет вам научиться рисовать.
  • Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.

А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением.

К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.

А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. И вот почему.

Уровни развития способностей

Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.

  1. Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
  2. Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа мышления – творческого, нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.

Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.

Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью. Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания. А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.

человеческого интеллекта | Определение, типы, тесты, теории и факты

Льюис Терман

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Анри Бергсон Фрэнсис Гальтон Эдвард Л. Торндайк Сэр Сирил Берт Льюис Терман
Похожие темы:
гений вундеркинд Интеллектуальная недееспособность одаренный ребенок синдром саванта

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое человеческий интеллект?

Интеллект человека — это умственное качество, состоящее из способности учиться на собственном опыте, адаптироваться к новым ситуациям, понимать и оперировать абстрактными понятиями, а также использовать знания для управления своим окружением.

Интернет снижает человеческий интеллект и «делает нас глупыми»?

Широко обсуждается вопрос о том, снижает ли Интернет человеческий интеллект и «делает ли нас глупцами». Некоторые утверждают, что Интернет перепрограммирует наш мозг в худшую сторону, о чем свидетельствует снижение показателей IQ, и что новые технологии и платформы, такие как Интернет, вредят спаму внимания, способности концентрироваться и выполнять простые задачи. Другие утверждают, что практически все новые технологии на протяжении всей истории изначально вызывали опасения, что Интернет дает право голоса различным группам населения и равный доступ к информации на благо социального прогресса, и что изменение того, как работает мозг и как мы получаем и обрабатываем информацию, не является обязательно плохо. Чтобы узнать больше о дебатах о том, «делает ли нас Интернет глупее», посетите сайт ProCon.org.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Узнайте о человеческом интеллекте и тестах для измерения коэффициента интеллекта (IQ)

Посмотреть все видео к этой статье

интеллект человека , умственное качество, состоящее из способности учиться на собственном опыте, адаптироваться к новым ситуациям, понимать абстрактные понятия и обращаться с ними , и использовать знания, чтобы манипулировать своим окружением.

Интерес исследователей в области разведки во многом связан с их попытками точно определить, что такое интеллект. Разные исследователи в своих определениях подчеркивали разные аспекты интеллекта. Например, в 19На 21 симпозиуме американские психологи Льюис Терман и Эдвард Л. Торндайк разошлись в определении интеллекта: Терман подчеркивал способность мыслить абстрактно, а Торндайк подчеркивал обучаемость и способность давать хорошие ответы на вопросы. Однако совсем недавно психологи в целом согласились с тем, что адаптация к окружающей среде является ключом к пониманию того, что такое интеллект и что он делает. Такая адаптация может происходить в различных условиях: учащийся в школе изучает материал, который ему необходимо знать, чтобы хорошо успевать по курсу; врач, лечащий пациента с незнакомыми симптомами, узнает об основном заболевании; или художник переделывает картину, чтобы передать более связное впечатление. По большей части адаптация включает в себя изменение самого себя, чтобы более эффективно справляться с окружающей средой, но это также может означать изменение среды или поиск совершенно новой.

Эффективная адаптация опирается на ряд когнитивных процессов, таких как восприятие, обучение, память, рассуждение и решение проблем. Таким образом, основной акцент в определении интеллекта делается на том, что это не когнитивный или психический процесс как таковой, а скорее выборочная комбинация этих процессов, целенаправленно направленная на эффективную адаптацию. Таким образом, врач, который узнает о новой болезни, адаптируется, воспринимая материал о болезни в медицинской литературе, изучая, что содержится в этом материале, запоминая важные аспекты, необходимые для лечения пациента, а затем используя разум для решения проблемы применения информации в соответствии с потребностями пациента. Интеллект в целом стал рассматриваться не как отдельная способность, а как эффективное сочетание многих способностей. Однако это не всегда было очевидно для исследователей предмета; действительно, большая часть истории этой области вращается вокруг споров о природе и способностях, составляющих интеллект.

Теории интеллекта, как и большинство научных теорий, развивались в результате череды моделей. Четырьмя наиболее влиятельными парадигмами были психологические измерения, также известные как психометрия; когнитивная психология, изучающая процессы, посредством которых функционирует разум; когнитивизм и контекстуализм — комбинированный подход, изучающий взаимодействие среды и психических процессов; и биологическая наука, изучающая нейронные основы интеллекта. Далее следует обсуждение событий в этих четырех областях.

Чтение: способности человека

Используйте [Hypothesis](https://hypothes.is/) для обсуждения, ответов на вопросы и дополнительных примеров или ссылок для улучшения материала.

Модель человеческого процессора

Вот высокоуровневый взгляд на когнитивные способности человека — очень высокий уровень, например, 30 000 футов. Это версия Модели человеческого процессора (MHP), которая была разработана Кардом, Мораном и Ньюэллом как способ обобщить десятилетия психологических исследований в инженерной модели (Кард, Моран, Ньюэлл, *The Psychology of Human-Computer). Interaction*, Lawrence Erlbaum Associates, 19 лет83).

Эта модель отличается от оригинальной модели MHP; мы модифицировали его, включив компонент, представляющий ресурсы внимания человека (Wickens, *Engineering Psychology and Human Performance*, Charles E. Merrill Publishing Company, 1984).

Эта модель, конечно, абстракция. Но это абстракция, которая на самом деле дает нам числовые параметры, описывающие наше поведение. Как у компьютера есть память и процессор, так и у нашей модели человека. На самом деле в модели несколько разных видов памяти и несколько разных процессоров.

Информация от глаз и ушей сначала сохраняется в **краткосрочной сенсорной памяти**. По аналогии с аппаратным обеспечением компьютера эта память подобна буферу кадров, в котором хранится один кадр восприятия.

**процессор восприятия** берет сохраненные сенсорные данные и пытается распознать в них символы: буквы, слова, фонемы, значки. Этому распознаванию помогает **долговременная память**, в которой хранятся символы, которые вы умеете распознавать.

**Когнитивный процессор** использует символы, распознанные перцептивным процессором, и делает сравнения и решения. Он также может хранить и извлекать символы в **рабочей памяти** (которую вы можете считать оперативной памятью, хотя она довольно мала). Когнитивный процессор выполняет большую часть работы, которую мы называем «мышлением».

**моторный процессор** получает действие от когнитивного процессора и дает мышцам указание выполнить его. Здесь существует неявная петля обратной связи: эффект действия (либо на положение вашего тела, либо на состояние мира) может наблюдаться вашими чувствами и использоваться для корректировки движения в непрерывном процессе.

Наконец, есть компонент, соответствующий вашему **вниманию**, который можно рассматривать как поток управления в компьютерной системе. Обратите внимание, что эта модель не предназначена для отражения анатомии вашей нервной системы. Например, в вашем мозгу, вероятно, нет ни одной области, соответствующей процессору восприятия. Но тем не менее это полезная абстракция.

  • Процессоры имеют время цикла
    • T_p ~ 100 мс [50-200 мс]
    • T_c ~ 70 мс [30-100 мс]
    • T_m ~ 70 мс [25-170 мс]

Основным свойством процессора является его **время цикла**, которое аналогично времени цикла компьютерного процессора. Это время, необходимое для принятия одного входа и получения одного результата.

Как и все параметры в MHP, время цикла, показанное выше, получено из обзора психологических исследований. Каждый параметр указывается с типичным значением и диапазоном сообщаемых значений. Например, типичное время цикла для процессора восприятия, T_p, составляет 100 миллисекунд, но различные исследования в области психологии за последние десятилетия сообщают, что среднее время цикла составляет от 50 до 200 миллисекунд. Причиной такого диапазона являются не только различия у отдельных людей; это также зависит от условий. Например, перцептивный процессор быстрее (более короткое время цикла) для более интенсивных стимулов и медленнее для слабых стимулов. Вы не можете читать так быстро в темноте. Точно так же ваш когнитивный процессор на самом деле работает быстрее под нагрузкой. Подумайте, насколько быстро работает ваш мозг, когда вы ведете машину или играете в видеоигру, по сравнению с тем, когда вы сидите тихо и читаете. Когнитивный процессор также быстрее справляется с практическими задачами.

Разумно, когда мы принимаем инженерные решения, иметь дело с этой неопределенностью, используя все три числа, не только номинальное значение, но и диапазон.

  • Два стимула в рамках одного цикла восприятия (T_p ~ 100 мс [50–200 мс]) появляются **слитыми**
  • Последствия
    • 1/ T_p кадров/сек достаточно для восприятия движущегося изображения (10 кадров в секунду нормально, 20 кадров в секунду плавно)
    • Ответ компьютера < T_p кажется мгновенным
    • На причинно-следственную связь сильно влияет слияние

Одним из интересных эффектов системы восприятия человека является **слияние восприятия**. Вот интуитивное представление о том, как работает слияние. Наш процессор восприятия работает с определенной частотой кадров, захватывая один кадр (или картинку) каждый цикл, где каждый цикл занимает T_p секунд. Два события, происходящие с интервалом меньше времени цикла, скорее всего, появятся в одном кадре. Если события похожи — например, Микки Маус появляется в одном месте, а затем через короткое время в другом — тогда события имеют тенденцию сливаться в единое воспринимаемое событие — один Микки Маус в движении.

Слияние восприятия отвечает за то, как мы воспринимаем последовательность кадров фильма как движущуюся картинку, поэтому параметры процессора восприятия дают нам нижнюю границу частоты кадров для правдоподобной анимации. 10 кадров в секунду достаточно для типичного случая, но 20 кадров в секунду лучше для большинства пользователей и большинства условий. Слияние восприятия также дает верхнюю границу хорошего времени отклика компьютера. Если компьютер отвечает на действие пользователя в течение времени T_p, его ответ кажется мгновенным вместе с самим действием. Системы с таким временем отклика кажутся продолжением тела пользователя. Если бы вы использовали текстовый редактор, которому требовалось больше времени отклика, чем T_p, для отображения каждого нажатия клавиши, вы бы это заметили. Слияние также сильно влияет на наше восприятие причинно-следственных связей. Если за одним событием следует другое — например, нажатие клавиши и изменение изображения на экране — и интервал, разделяющий события, меньше T_p, то мы более склонны полагать, что первое событие вызвало второе.

  • короче 0,1 с: кажется мгновенным
  • 0,1–1 с: пользователь замечает задержку
  • 1-5 с: отображение индикатора занятости
  • дольше 5 с: отображать индикатор выполнения

Перцептивное слияние дает нам некоторые эмпирические правила для ответной обратной связи. Если система может выполнить команду менее чем за 100 миллисекунд, то это будет казаться мгновенным или достаточно близким. Пока результат самой команды ясно виден — например, в локусе внимания пользователя — дополнительная обратная связь не требуется. Если это занимает больше времени, чем интервал перцептивного слияния, то пользователь заметит задержку — она больше не будет казаться мгновенной. Что-то должно заметно измениться в течение 100 мс, иначе слияние восприятия будет нарушено. Однако обычно для удовлетворения этого требования достаточно обычной низкоуровневой обратной связи, такой как возврат кнопки или исчезновение меню. Одна секунда — это типичная задержка очередности в человеческом разговоре — максимально комфортная пауза, прежде чем вы почувствуете необходимость чем-то заполнить паузу, даже если это просто «э-э» или «э-э». Если ответ системы займет больше секунды, то она должна отображать дополнительную обратную связь. Для коротких задержек курсор в виде песочных часов (или показанный здесь вращающийся курсор или значок пульсатора) является распространенным шаблоном проектирования. Для более длительных задержек покажите индикатор выполнения и дайте пользователю возможность отменить команду. Обратите внимание, что индикаторы выполнения не обязательно должны быть точными. (18,2% на самом деле нелепо — кого волнуют 3 значащие цифры прогресса?) Эффективный индикатор выполнения должен показывать, что прогресс достигается, и позволять пользователю оценивать время завершения, по крайней мере, в пределах порядка величины — минуты. ? 10 минут? час? день?

  • Когнитивный процессор
    • сравнивает стимулы
    • выбирает ответ
  • Типы принятия решений
    • на основе навыков
    • на основе правил
    • основанный на знаниях

Когнитивный процессор отвечает за сравнение и принятие решений.
Познание — это сложный сложный процесс. Наиболее понятным аспектом этого является принятие решений, основанное на навыках. Навык — это процедура, тщательно изученная на практике; ходьба, разговор, указывание пальцем, чтение, вождение, набор текста — навыки, которым большинство из нас научились хорошо. Решения, основанные на навыках, — это автоматические ответы, которые практически не требуют внимания. Поскольку решения, основанные на навыках, очень механические, их проще всего описать в механической модели, подобной той, которую мы обсуждаем.

Два других вида принятия решений **основаны на правилах**, когда человек сознательно обрабатывает набор правил в форме: если X, то сделайте Y; и **основанный на знаниях**, который включает в себя мышление и решение проблем гораздо более высокого уровня.

Решения, основанные на правилах, обычно принимаются новичками или случайными исполнителями задачи. Например, когда водитель-студент приближается к перекрестку, он должен четко продумать, что ему нужно делать в ответ на каждое возможное условие («Есть ли знак «Стоп»? Есть ли другие автомобили, подъезжающие к перекрестку? Кто имеет преимущественное право проезда? ?»). С практикой правила становятся навыками, и вы больше не думаете о том, как их выполнять.

Принятие решений на основе знаний используется для решения незнакомых или неожиданных проблем, таких как выяснение того, почему ваша машина не заводится.

В рамках данного чтения мы сосредоточимся на принятии решений на основе навыков, потому что это хорошо понятно, а также потому, что эффективность наиболее важна для хорошо изученных процедур.

Ответьте на этот вопрос: [Когнитивная обработка](https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSceChH8D5uuImdMRYSDTHqL1Alc1qd_lmyxihDT4swUWg0zcw/viewform?usp=sf_link)

  • Управление без обратной связи
    • Моторный процессор сам запускает программу
    • время цикла T_m ~ 70 мс
  • Замкнутый контур управления
    • Мышечные движения (или их воздействие на мир) воспринимаются и сравниваются с желаемым результатом
    • время цикла T_p + T_c + T_m ~ 240 мс

Процессор двигателя может работать двумя способами. Он может работать автономно, многократно отдавая мышцам одни и те же инструкции. Это управление «без обратной связи»; моторный процессор не получает обратной связи от системы восприятия о том, правильны ли его инструкции. При управлении без обратной связи максимальная скорость работы составляет один цикл каждые T_m ~ 70 мс.

Другим способом является управление с обратной связью. Система восприятия смотрит на то, что сделал моторный процессор, и когнитивная система принимает решение о том, как исправить движение, а затем моторная система выдает новую инструкцию. В лучшем случае для работы цикла обратной связи требуется один цикл каждого процессора, или T_p + T_c + T_m ~ 240 мс.

Вот простой, но интересный эксперимент, который вы можете провести: возьмите лист разлинованной бумаги и начертите пилообразную волну между двумя линиями, двигаясь так быстро, как только можете, но стараясь попасть точно в каждую вершину и впадину. Делайте это в течение 5 секунд. Частота пилообразной несущей определяется системой управления без обратной связи, поэтому вы можете использовать ее для получения значения T_m. Частота огибающей волны, исправления, которые вы должны были сделать, чтобы вернуть свои каракули обратно к линиям, — это управление с обратной связью. Вы можете использовать это для получения значения T_p + T_c.

**Закон Фитта**

  • Время T для перемещения руки к цели размера S на расстоянии D равно:
    T = RT + MT = a + b log (D/S + 1)
    • Перемещение руки к мишени — это управление с обратной связью
    • Каждый цикл проходит оставшееся расстояние D с ошибкой εD

**Основной закон**

  • Время T для перемещения руки через туннель длиной D и шириной S составляет:
    T = a + b D/S

[Мы уже обращались](../05-Efficiency/#pointing-and-steering) к этой модели управления двигателем с обратной связью, чтобы помочь объяснить, почему закон Фиттса является логарифмическим по расстоянию и размеру, а закон рулевого управления линейным .

  • Время реакции зависит от информативности стимула

    RT = c + d log2 (1/Pr(стимул))

  • например, для N равновероятных стимулов, каждый из которых требует разной реакции:

    RT = c + d log2 N

Время простой реакции — реакция на один стимул одной реакцией — занимает всего один цикл человеческого информационного процессора, т. е. T_p+T_c+T_m.

Но если пользователю необходимо сделать выбор — выбрать разные реакции на каждый стимул, — тогда когнитивному процессору, возможно, придется выполнять больше работы. Закон Хика-Хаймана о времени реакции показывает, что количество циклов, необходимых когнитивному процессору, пропорционально количеству *информации* в стимуле. Например, если есть N равновероятных стимулов, каждый из которых требует разной реакции, то когнитивному процессору требуется log N циклов, чтобы решить, какой стимул действительно был замечен, и отреагировать соответствующим образом. Таким образом, если вы удвоите количество возможных раздражителей, время реакции человека увеличится только на константу.

Имейте в виду, что этот закон применяется только к принятию решений на основе навыков; мы предполагаем, что пользователь практиковался в реагировании на стимулы и сформировал внутреннюю модель ожидаемой вероятности стимулов.

  • Точность зависит от времени реакции
    • Здесь под точностью понимается вероятность ошибки или ошибки
    • Можно выбрать любую точку на кривой
    • Может двигаться по кривой с практикой

Другим важным феноменом когнитивного процессора является тот факт, что мы можем настроить его производительность в различных точках на кривой **соотношения между скоростью и точностью**. Мы можем заставить себя принимать решения быстрее (уменьшить время реакции) ценой того, что некоторые из этих решений будут ошибочными. И наоборот, мы можем замедлиться, занять больше времени для каждого решения и повысить точность. Оказывается, для принятия решений на основе навыков время реакции линейно зависит от логарифма шансов на правильность; т. е. постоянное увеличение времени реакции может удвоить шансы на правильное решение.

Кривая скорость-точность не фиксирована; его можно поднять, выполняя задание. Кроме того, у людей разные кривые для разных задач; у профессионального теннисиста будет высокая кривая для тенниса, но низкая для хирургии.

Одним из следствий этой идеи является то, что эффективность может быть поставлена ​​в ущерб безопасности. Большинство пользователей будут стремиться к скорости, которая удерживает проскальзывания на низком уровне, но не устраняет их полностью.

Еще одна характерная черта всей перцептивно-когнитивно-моторной системы заключается в том, что с практикой время выполнения задачи уменьшается. В частности, время уменьшается по степенному закону. Степенной закон описывает линейную кривую в логарифмическом масштабе времени и количества испытаний.

На практике степенной закон означает, что новички быстро справляются с задачей с практикой, но затем их производительность выравнивается почти до нуля (хотя по-прежнему медленно улучшается).

Локус внимания

  • **Прожектор внимания**: внимание фокусируется на одном входном канале (например, области поля зрения) за раз
  • Включает ли локус внимания пользователя:
    • Индикатор Caps Lock на клавиатуре?
    • Строка состояния?
    • Строка меню?
    • Курсор мыши?

Метафора, используемая когнитивными психологами для описания того, как ведет себя внимание при восприятии, — это центр внимания: вы можете сосредоточить свое внимание только на одном входном канале в вашем окружении за раз. Этот входной канал может быть местом в вашем поле зрения, или это может быть место или голос в вашем слуховом поле. Вы можете переключить свое внимание на другой канал, но ценой отказа от прежнего фокуса. Поэтому, когда вы думаете о том, как сделать что-то важное видимым, вы должны подумать о том, на чем, скорее всего, будет сосредоточено внимание пользователя — на его документе? Текстовый курсор? Анимированные баннеры на сайте? Raskin, *The Humane Interface*, 2000, хорошо обсуждает внимание, поскольку оно связано с видимостью режима. Раскин утверждает, что мы должны думать об этом как о локусе внимания, а не как о фокусе, чтобы подчеркнуть, что это просто место, где оказывается внимание пользователя, и не обязательно отражает какой-либо сознательный процесс фокусировки со стороны пользователя. Строка состояния, вероятно, не часто находится в центре внимания. Есть забавная история (возможно, городская легенда) об исследовании пользователей, в основном включающем обычные задачи редактирования электронных таблиц, в которых каждые пять минут в строке состояния отображалось: «Под вашим стулом приклеена 50-долларовая купюра. Возьмите ее!» За полный день тестирования, более десятка пользователей, никто не взял деньги. (Алан Купер, *Заключенные управляют приютом*.) Но есть также свидетельства того, что многие пользователи не обращают внимания на строку состояния, когда решают, щелкнуть ли гиперссылку; другими словами, URL-адрес, отображаемый в строке состояния, практически не играет роли в [информационном запахе] ссылки (../04-Learnability-2/#information-scent). Фишинговые веб-сайты (поддельные веб-сайты, которые выглядят как крупные сайты, такие как eBay, PayPal или CitiBank и пытаются украсть пароли и информацию об учетной записи) используют это, чтобы скрыть свои вонючие ссылки. Строка меню Mac OS имеет аналогичную проблему — она находится на периферии экрана, поэтому, скорее всего, будет далеко от локуса внимания пользователя. Поскольку строка меню является основным индикатором того, какое приложение активно в данный момент — в Mac OS приложение может быть активным, даже если у него нет окон на экране — пользователи, интенсивно использующие сочетания клавиш, могут совершать **ошибки режима** — — в этом случае отправка команды клавиатуры в неправильное приложение — потому что они не следят за состоянием строки меню. Как насчет формы курсора мыши? Конечно, это надежно находится в локусе внимания пользователя? Скорее всего, он находится в центре поля зрения пользователя (или в ямке**), но это не обязательно означает, что он обращает внимание на курсор, а не на объекты, с которыми работает. Раскин описывает ошибку режима, которую он неоднократно совершал в своей любимой программе для рисования, несмотря на то, что режим четко обозначен другим курсором мыши.

Чанк

  • «Чанк» — единица памяти или восприятия
    • Зависит как от презентации, так и от того, что вы уже знаете

Элементы восприятия и памяти называются **фрагментами**. В каком-то смысле порции — это определенные символы; в другом смысле кусок представляет собой активацию прошлого опыта. Разделение хорошо иллюстрируется известным исследованием шахматистов. Новичков и мастеров шахмат просили изучить конфигурации шахматной доски и воссоздать их по памяти. Новички могли запомнить только положение нескольких фигур. Мастера, с другой стороны, могли запомнить целые доски, но только тогда, когда фигуры были расположены в *правильных* конфигурациях. Когда фигуры располагались случайным образом, мастера были не лучше новичков. Способность мастера запоминать конфигурации доски проистекает из их способности разбивать доску на части, распознавая закономерности из своего прошлого опыта игры и изучения игр. (Де Гроот, А. Д., *Мысль и выбор в шахматах*, 1965.)

  • Маленькие: 4 ± 1 «кусочек»
  • Кратковременно: ~10 сек
  • Репетиция технического обслуживания предотвращает распад (но требует внимания)

Рабочая память — это место, где вы осуществляете свое сознательное мышление. Популярная в настоящее время модель в когнитивной науке утверждает, что рабочая память на самом деле не является отдельным местом в мозгу, а скорее представляет собой паттерн **активации** элементов в долговременной памяти. Известный старый результат состоит в том, что емкость рабочей памяти составляет примерно 7 ± 2 фрагмента. Недавний повторный анализ того же эксперимента изменил эту оценку до 4 ± 1 фрагментов (Parker, «Acta — это слово из четырех букв», Acta Psychiatrica Scandinavica, 2012). В любом случае, это очень мало! Хотя объем рабочей памяти может быть увеличен практикой (если пользователь сознательно применяет мнемонические методы, преобразующие произвольные данные в более запоминающиеся фрагменты), не стоит ожидать, что пользователь сделает это. Хороший интерфейс не предъявляет высоких требований к оперативной памяти пользователя. Данные, помещенные в оперативную память, исчезают за короткое время — несколько секунд или десятков секунд. Поддерживающая репетиция — повторение элементов про себя — предотвращает этот распад, но поддерживающая репетиция требует внимания. Таким образом, отвлекающие факторы могут легко разрушить рабочую память. Долговременная память, вероятно, является наименее изученной частью человеческого познания. В нем масса наших воспоминаний. Его емкость огромна, и он мало подвержен распаду. Долгосрочные воспоминания, по-видимому, не стираются намеренно; они просто становятся недоступными. Поддерживающая репетиция (повторение) оказывается бесполезной для переноса информации в долговременную память. Вместо этого механизм выглядит как **учебная репетиция**, которая стремится установить связь с существующими фрагментами. Тщательная репетиция лежит в основе силы мнемонических приемов, таких как связывание вещей, которые вам нужно запомнить, со знакомыми местами, например, с комнатами в доме вашего детства. Но эти методы требуют тяжелой работы и внимания со стороны пользователя. Одним из ключей к хорошей обучаемости является максимально простое установление связей, и постоянство — хороший способ сделать это.

  • Представлять информацию легко узнаваемыми порциями

Hard: M W B C R A L O A A B I M B F I
Проще: MWB / CRA / LOA / BIM / BFI
Прощевой: BMW / RCA / AOL / IBM / FBI

HARD: 9405510200793831994315

. : клар / фонз / апек / увер

Наша способность формировать фрагменты в рабочей памяти сильно зависит от того, как представлена ​​информация: последовательность отдельных букв имеет тенденцию быть разбитой на части как буквы, а последовательность групп из трех букв — как группы.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *