Толерантное – Толерантность — что это такое простыми словами

Толерантность: как отличить интолерантного человека?

О толерантности в последнее время много говорят в нашем обществе. Термин, изначально использовавшейся в медицине, теперь используется и в других областях: философия, психология, этика, политика, социология.

разные расы на одном фото

С одной стороны каждый человек уникальная личность, а с другой существо социальное. Именно в силу, того, что личности важна принадлежность группе, человек ищет «себе подобных» (увлечения, убеждения, вероисповедание и так далее). За счет этих (уникальность, стремление к объединению) и других особенностей сложилась столь «пестрая» картина мира – множество культур, традиций. И в этом разнообразном мире важна толерантность. Она заключается в уважительном отношении к другим религиям, культурам, традициям, чужим мыслям, убеждениям, личностному выбору. Но данное явление нельзя рассматривать как пассивно-терпимое отношение к нарушению прав человека или манипуляции общественным сознанием.

Например, можно принимать образ жизни какого-нибудь племен в Африке с их принципиальным отказом от цивилизации и технологий, но нельзя быть толерантным к фактам каннибализма в этих племенах.

Толерантность – это доброжелательное отношение к какому-то явлению, при условии, что оно не нарушает общечеловеческую мораль. Она включат в себя следующие аспекты:

  • милосердие, сострадание, терпимость;
  • уважение прав и человеческого достоинства другого;
  • стремление к партнерству и равноправию.

Понятие толерантность не нужно приравнивать к равнодушию. Это не безразличие к поведению других, а способность принимать без осуждения образ жизни отличный от собственного.

Чем же это отличается от терпимости и почему их не стоит путать?

Социологи определяют терпимость как сознательный отказ общества от проявления враждебного отношения к чему-либо, но при этом человек может испытывать в глубине души несогласие и негативное отношение. Как правило, терпимость формируется в короткие сроки и навязывается средствами массовой информации.

Толерантность заключается в отсутствие у человека негативных чувств к другим народам, религиям, социальным группам. Она формируется длительное времени.

Как появилось понятие толерантность?

весь мир един

В 1995 году была подписана Декларация Принципов Толерантности. Она провозгласила уважительное отношение и принятие поведения, способов самовыражения, образа жизни, мыслей других людей. На этих принципах должны стоится гармоничные отношения в современном цивилизованном мире между нациями, народами и различными социальными группами.

ЮНЕСКО подтолкнуло к созданию Декларации Принципов Толерантности большой рост нацизма, экстремизма, ксенофобии и других видов нетерпимости.

Виды толерантности

две девушки читают религиозные книги

Так как понятие толерантность играет важную роль в психологии, в социологии и других смежных областях существует несколько классификаций этого понятия.

Толерантность с точки зрения социологии

В постоянно меняющемся мире на первый план выходят то одни, то другие проблемы, но наиболее острыми являются связанные с межнациональными, гендерными взаимодействиями, религией, отношением к инвалидам.

Российский социолог Мацковский классифицирует толерантность следующим образом:

  • религиозная,
  • физиологическая,
  • образовательная,
  • гендерная,
  • возрастная,
  • маргинальная,
  • сексуально ориентированная,
  • межнациональная,
  • политическая.
  1. Религиозная толерантность. Это осознание и принятие того факта, что человек имеет право на любое вероисповедание. Не должно иметь значение официальная это религия в государстве или ее исповедует меньшинство. Уважительное отношение к религиозным обычаям других людей, наций.
  2. Этническая толерантность. Этническая толерантность основывается на принятии культурных особенностей традиций другого народа без принижения или навязывания своих обычаев, образа мысли. В многонациональных странах она очень важна.
  3. Гендерная толерантность. Понимание того факта, что человек как личность достоин уважения независимо от пола является гендерной толерантностью. Способность воспринимать других людей, отбросив гендерные стереотипы, показывает уровень развития общества.
  4. Толерантность по отношению к инвалидам. Милосердие и сострадания важны и для общества в целом и для человека (как качества личности).Толерантное по отношению к инвалидам общество будет стремиться к инклюзивному образованию, созданию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями, предоставлению рабочих мест. В обществе не должны стигматизироваться инвалиды, их проблемы. Каждый человек должен понимать, что люди с ограниченными возможностями полноправные члены общества.
  5. Политическая толерантность. Готовность правительства и главы государства к конструктивному диалогу с другими странами, режимами и есть политическая толерантность. В ее основе лежит урегулирование межнациональных конфликтов, соблюдение прав человека, уважительное отношение к политическим оппонентам (если последнее не противоречит законодательству). Этот вид толерантности не менее важен для мира на планете, чем религиозные и этнические виды.

Толерантность с точки зрения психологии

В психологии выделяют:

    • условную (моральную) толерантность,
    • натуральную (естественную) толерантность,
    • подлинную (нравственную) толерантность.

Под условной (моральной) толерантностью понимают отсроченную агрессию. Ситуация когда, человек вроде бы соглашается с происходящим, но в глубине души испытывает сильное недовольство или злость.

Натуральная (естественная) толерантность присуща маленьким детям. Они безусловно принимают родителей и других значимых взрослых.

Подлинная (нравственная) толерантность – это полное и осознанное принятие реальности, желания переделывать «под себя» всех окружающих.

Для характеристики человека как личности выделяют коммуникативную толерантность. Она делится на:

      • ситуативная,
      • типологическая,
      • профессиональная,
      • общая.

Ситуативная толерантность подразумевает отношение к конкретным людям. Например, фраза «Она меня дико бесит» говорит о низком уровне толерантности. Средний уровень можно определить по высказываниям «Иногда мне сложно понять ее». А фраза «С ней легко и просто общаться» говорит о высоком уровне.

Типологическая толерантность определяет отношение человека к определенным категориям людей (инвалиды, с иными политическими взглядами, иной сексуальной ориентацией и так далее).

Профессиональная толерантность определяет отношение человека к людям, с которыми ему приходится контактировать в связи с профессиональными обязанностями (пациенты, клиенты, ученики, коллеги).

Общая толерантность представляет собой суммарную, с учетом предыдущих критериев, коммуникативную терпимость.

Еще по степени проявления выделяют высокий, средний и низкий уровень толерантности. Человек с низким уровнем толерантности не терпим ни только к отдельным качествам или группам лиц, его раздражает все, о чем он беспрестанно сообщает окружающим. Средний уровень – это, когда человек способен терпимо относится к собеседнику, признавать, что ему приятно общение. Высокий уровень, когда происходит полное принятие оппонента, общение доставляет удовольствие и психологически комфортно.

Как отличить интолерантного человека?

подавление эмоций

В современном обществе толерантность одно из необходимых качеств для нормальной коммуникации. Но бывает так, что человек проявляет условную терпимость исходя из требований ситуации, при этом подавляя свои негативные эмоции.

Так чем же отличается действительно толерантный человек?

 Характеристики  Толерантный человек Интолерантный человек
 Здоровое чувство юмора  Может пошутить над собой, спокойно принимает безобидные шутки, критику Не в состоянии пошутить над собой, не всегда может принемать критику, шутки
Стремление к самореализации и саморазвитию  Стремится к развитию, новым знаниям и умениям, любознателен, готов помогать другим людям Не испытывает потребности в самоопределении, чужд эмпатии
Адекватная оценка себя как личности Осознает свои недостатки и достоинства Подчеркивает свои достоинства, критикует недостатки других
Чувство защищенности Открыт для нового Во всем незнакомом видит угрозу своей безопасности
Способность нести ответственность Причины неудач ищет в себе или объективных внешних факторах Винит окружающих, за неудачами видит «заговор», козни врагов
Стремление жить в демократическом обществе Поддерживает ценности открытого демократического общества Поддерживает авторитарную власть и диктат

Плюсы и минусы

Толерантность – это то, что необходимо для гармоничного развития не только отдельно взятого государства, но и мира в целом.

К плюсам толерантности можно отнести следующее:

  • помогает развить гуманные качества,
  • преодолевать страхи и ксенофобию,
  • дает возможность принимать людей не зависимо от их привычек, уклада жизни, характера, мировоззрения,
  • помогает развиваться обществу и отдельной личности благодаря передаче опыта и знаний, межличностных и межнациональных взаимодействий.

Но понятие толерантность может стать рычагом для воздействия на общественное сознание для недобросовестных политиков и общественных деятелей. И в таком случае можно выделить следующие «минусы»:

  • за толерантность выдаются манипуляции сознанием масс,
  • когда под этим термином начинают подразумевать «рабское» терпение в ситуации нарушения прав личности,
  • когда происходит подмена ценностей за счет социальных технологий,
  • когда за толерантность выдается равнодушие не желание менять ситуацию.

Толерантность должна стать основой общественной жизни, но этот процесс требует большой личностной включенности каждого его члена. Осознанность и критическое мышление поможет отличить истинную толерантность от манипуляций.

psihter.ru

Формирование толерантности «Толерантность – гармония многообразия»

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке.
Прогресс, экономика, новые компьютерные системы
– все на службе человека. Казалось бы, жизнь
должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в современном обществе активный рост
агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему?
Наверное следует вернуться в историю развития
человеческого общества, т.е. государств, которые
разделены границами и режимами между собой. И
часто они противостоят друг другу. У каждого
государства – своя культура. Прогресс,
достигнутый человечеством в различных областях,
не привел к полнейшему взаимопониманию между
людьми. По прежнему сильно стремление к
абсолютному господству, уничтожению
независимости. Это видно не только на уровне
внешней и внутренней политики государств, но и
повседневном межличностном общении. Массовое
уничтожение, убийства, потоки беженцев стало
реально. И это страшно.

Особенно сильное воздействие на человеческое
сознание оказывают различные формы конфронтации
на этнической почве. Толерантность – ключевая
проблема для всего мира, существенная
составляющая свободного общества и стабильного
государственного устройства.

Нестабильность общества особо затрагивает
молодежь, которая в силу возрастных способностей
свойственен максимализм, стремление к быстрым
решениям социальных проблем.

Среди подростков виден рост подростковой
преступности; растет количество молодежных
антиобщественных организаций, в частности,
носящих экстремистский характер, куда
вовлекается неискушенная молодежь.

Мне кажется, что толерантность является той
культурной направленностью, отношением
личности, которая проживает в мире и согласии, в
стране, семье, школе, классе. Следовательно, это
предполагает наличие у каждого таких
человеческих качеств, как ответственность,
доброжелательность, сдержанность, терпимость.
Мне хочется показать различные суждения по
поводу толерантности. К сожалению, дух
нетерпимости к другой культуре, образу жизни,
верованиям, привычкам продолжает существовать в
обществе. Не является исключением и школа.
Хочется рассказать о развитии этнической
политики в школе. Толерантности и его
производным отводится главное место при решении
проблемы развития культуры межнациональных
отношений.

Так что же такое толерантность?

В краткой философской энциклопедии это слово
латинского происхождения “tolerantia” – терпение –
терпимость к иного рода взглядам, нравам,
привычкам.

Толерантность необходима по отношению к
особенностям различных народов, наций и религий.
Она является признаком уверенности в себе и
сознания надежности своих собственных позиций,
признаком открытого для всех идейного течения,
которое не боится сравнения с другими точками
зрения и не избегает духовной конкреции.

Я считаю, что толерантность способна к
установлению и поддержанию общения с людьми.
Слово “толерантность” имеет почти одинаковый
смысл в различных языках: в английском –
готовность быть терпимым; во французиком –
отношение, когда человек думает и действует
иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению
к другим великолепным; в арабском – милосердие,
терпение, сострадание; в русском – умение
принять другого таким, какой он есть.

Недаром была принята Декларация принципов
толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября
стал Международным днем толерантности. 31 декабря
1999 г. Россия приняла план мероприятий по
формированию установок толерантного сознания и
профилактике экстремизма в нашем обществе. Без
формирования толерантности движение к
цивилизованному обществу невозможно. Может ли
школа препятствовать распространению
националистических и расистских настроений.
Ответ один: да. Именно школа является одним из
важнейших институтов воспитания такого качества
нравственного аспекта как толерантность.

Главный документ в работе школы по данному
вопросу является Программа “Формирование
установок толерантности сознания и профилактики
экстремизма в российском обществе” на 2001–2005 г. В
Программе – это терпение друг к другу, к другому,
который не похож на тебя. Это чувство принятия
другого человека, других мнений, имеющих такое же
право на существование. Разнообразие людей
украшает и обогащает жизнь.

Конфликт – это нормальный процесс, который
надо уметь решать конструктивно. Для демократии
очень важна социальная ответственность каждого
человека осмысленно следовать моральным нормам
при принятии решений.

Принципы толерантности

По сферам проявления толерантность различают
по следующим направлениям.

Политическая толерантность – терпимость к
людям других политических взглядов, уважение к
иным политическим позициям, признание права на
свои политические направления.

Научная толерантность – терпимость к другим
точкам зрения в науке, допущение разных теорий и
научных школ.

Педагогическая толерантность – терпимость к
собственным детям, учащихся, умение понять и
простить их несовершенства.

Административная толерантность – умение
руководить без нажима и агрессии.

Так как же трактуют вопрос о толерантности в
современной отечественной педагогике,
психологии, социологии. В психологии считают, что
толерантность – это свойство биологической или
социальной системы, принятия другой системы или
ее элементов. В социологии, что толерантность –
“культурная” направленность, где в основе лежит
понимание уникальности своей группы и
предпочтение собственных этнокультурных
ценностей.

Согласно Декларации принципов толерантности,
утвержденных ЮНЕСКО –толерантность – это
добродетель, которая делает возможным
достижения мира и способствует замене культуры
войны культурой мира. Это утверждение и
признание многообразия культур нашего мира, форм
самовыражения и способов проявления
человеческой индивидуальности. В педагогической
литературе – это решение проблемы развития
культуры межнациональных отношений. Например,
Б.С. Гершунский вводит понятие, как “менталитет
толерантности”, “мировоззрение
толерантности”, “толерантное поведение”.
Впервые поднял вопрос о толерантности в
контексте проблемы межнациональных отношений
академик, директор Института этнографии и
антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о
необходимости “межнациональной
толерантности”. По его определению
“толерантность – это личностная или
общественная характеристика, которая
предполагает осознание того, что мир и
социальная среда – многомерны и следовательно
взгляды на этот мир различны и не могут и не
должны сводиться к единообразию или в чью-то
пользу”. Он определил, что толерантность
выражается на психологическом уровне (как
внутренняя установка и отношение личности и
коллектива) и политическом уровне (как действие
или осуществленная норма).


Психологический уровень

а) добровольный
индивидуальный выбор;

б) приобретается через
воспитательнуюинформацию;

в) личный жизненный опыт.

Политический уровень

а) активная позиция
намеренного невмешательства;

б) добровольное согласие на взаимную терпимость
разных и

противодействующих в несогласии субъектов.

Наиболее точное в современной отечественной
педагогике трактовка толерантности, у Б.З.
Вульфова в книге “Воспитание толерантности:
сущность и средства” Это способность человека
(или группы) сосуществовать с другими людьми,
которым присущи иные менталитет, образ жизни”.
Под процессом воспитания он подразумевает
создание пространства взаимодействия с другими
по взглядам или поведению людьми, их
сообществами.

Современная педагогика подчеркивает, что в
настоящее время объективная реальность
заставляет больше внимания уделять развитию
культуры межнациональных отношений у
школьников, следовательно, необходима
этническая толерантность, то есть принятие
внутренней установки личности относительно
ценностей, культурных особенностей других
этнических групп, готовность к межэтническим
контактам. Этническая толерантность считается
доминантой культуры межнациональных отношений.
Развивать ее как направленность личности
следует в процессе образования, создавая условия
для конструктивного взаимодействия с
представителями иных этносов.

Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе
“Многокультурное образование” выделил
следующие уровни развития толерантности в
образовании.

I. Обучение толерантности.

  • Развитие у ученика, учителя терпимости в
    отношении культурных особенностей других
    этносов.
  • Формирование готовности допускать в их оценке
    отклонения от признанных в обществе стандартов.

II. Изучение и поддержка другой культуры.

  • Путем понимания и принятия культурного
    плюрализма, больше узнать о культуре другой
    этнической группы, лучше понять ее, то есть
    учитель и ученик переходят к следующему уровню
    многокультурности.

III. Уважение культурных различий.

  • Cтановление личности, предполагающей высокую
    оценку другой культуры.

IV. Утверждение культурных различий.

Уровень поликультурного образования и
культурного становления. Это утверждение
учителя и ученика в процессе деятельности. На
этой стадии к ним приходит понимание
необходимости активной позиции.

Отсюда можно сделать вывод, что наиболее
эффективным способом формирования
толерантности является воспитание, которое (если
назвать его толерантным воспитанием)
способствует формированию у детей навыков
критического осмысления и выработки суждений,
независимого мышления. Учащиеся учатся
проявлять терпиость – значит признают то, что
люди различаются по интересам, положению, по
внешнему виду и обладают правом жить в мире,
сохраняя свою индивидуальность. При этом следует
поговорить о личности толерантной и
интолерантной. В современной психологической
литературе это весьма условно, так как каждый
человек в своей жизни совершает и толерантные и
интолерантные поступки. Но склонность вести себя
так или иначе могут стать устойчивой личностной
чертой. В психологии рассмотрели основные четры
и отличия:








1. Знание самого себя.
Толерантные люди

Относятся к
себе критически, сами стараются разобраться в
своих проблемах  в своих достоинствах и
недостатках.

Интолерантные люди.

Замечают
у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность.
Толерантный человек уверен в себе;
убежден, что справится со всем. Это важное
условие для формирования толерантной личности.
Опасается своего социального окружения
и самого себя: во всем видит угрозу.
3. Ответственность.
Толерантный человек не
перекладывает ответственность на других, сам
отвечает за свои за свои поступки.
Интолерантный человек считает, что
происходящие события от него не  зависят,
следовательно снимает с себя ответственность за
происходящее вокруг. Он считает, что ни он
причиняет зло, а ему вредят.
4. Потребность в определении.
Толерантные люди сами стремятся к
работе, творчеству; сами стремятся решить свои
проблемы.
Интолерантные люди отодвигают себя на
второй план (только не я).
5. Способность к эмпатии
(способность формировать верные суждения о
других людях).

Толерантный человек может правильно
оценить и себя и интолерантного человека.
Интолерантный человек оценивает
окружающих по своему образу и подобию.
6. Чувство юмора.
Толерантный человек способен
посмеяться над собой.
Интолерантный человек не обладает
чувством юмора, мрачен и апатичен.
7. Авторитаризм
Толерантный человек предпочитает жить
в демократическом, свободном обществе.
Интолерантный человек предпочитает
жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

Следовательно, вывод можно сделать такой:
толерантный путь – это путь человека, который
хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в
окружающей среде, понимает других людей, всегда
готов прийти на помощь, с доброжелательным
отношением к иным культурам, взглядам и
традициям. А инвариантный путь – это путь
человека, который думает о своей
исключительности, с низким уровнем
воспитанности, чувством дискомфорта
существования в социальной среде, желанием
власти, неприятия иных культур, взглядов и
традиций.

Роль учителя при этом очень высока. Учитель
может и должен:

  • воспитывать в духе мира;
  • признавать способности каждого и уважать
    чувство и позицию каждого;
  • быть примером для детей;
  • уметь слушать;
  • поддерживать эмоциональные привязанности;
  • развивать у учащихся чувство взаимного
    расположения;
  • давать возможность учащимся самостоятельно
    решать проблемы;
  • избегать жестких иерархических отношений;
  • не допускать проявлений авторитаризма;
  • поощрять совместную деятельность.

Проводя классный час по толерантности с целью
закрепления полученных знаний о чертах
толерантности, я разделила их на две группы,
чтобы дать подросткам возможность оценить
степени толерантности. И ребята довольно
правильно оценили толерантного и интолерантного
человека, назвав такие черты как:

  • чувство юмора; непонимание;
  • доброжелательность; равнодушие;
  • гуманизм; агрессивность;
  • хорошее отношени

urok.1sept.ru

Классный час «Толерантность — это….»

Классный час о толерантности (9 класс)

Цели:

-познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

-развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

-дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

-развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

-воспитание чувства коллективизма, сплочённости;

-способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара).

Ход классного часа

— Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Это

-Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению        

-Сострадание        

-Принятие другого таким, какой он есть

-Прощение        

-Толерантность        

-Принятие другого таким, какой он есть

-Уважение прав других        

-Сотрудничество, дух партнерства        

-Милосердие, Уважение человеческого достоинства

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

Определение слова «толерантность»

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к учащимся:

1.Какое из определений вам импонирует более всего?

2.Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

3.А что же объединяет эти определения?

4.Какое из определений вам импонирует более всего?

5.Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

6.А что же объединяет эти определения?

Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Упражнение «Перед вами две дороги, выбирайте»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

— Подожди, я подойду к нему, — сказала девушка.

— Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, — ответил молодой человек, сжав ее руку.

— Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

— А нам-то что? Он сам виноват.

— Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

— Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

— Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

— Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, — он попытался увести ее.

— Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

— Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.

— я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

— Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

— Послушай, — обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, — у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

— Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

— Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

— У вас открытый перелом, — проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, — она быстро подошла к телефонному аппарату.

— Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.

— Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

1.Почему молодой человек отказался помочь?

2.Как бы вы поступили в этом случае?

3.Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

4.Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

 

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, — это и будет проявление доброты.

Есть два пути развития личности:

-Толерантный

-Интолерантный

Работа учащихся по группам

Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других

доброжелательность

желание что-либо делать вместе

понимание и принятие

чуткость,

любознательность

снисходительность

доверие, гуманизм        

непонимание

игнорирование

эгоизм

нетерпимость

выражение пренебрежения

раздражительность

равнодушие

цинизм

немотивированная агрессивность

        

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Сказочка о счастье

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» —

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

— О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

— Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

— О, мой король, — вскричал солдат, —

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

— А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

— Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

— А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

— В путь пора,

Еще немного – и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Из дома довезешь дрова,

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Вопросы к учащимся:

-Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

-Как вы думаете, почему изменился король?

-Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

Чему нас учит эта сказка?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Задание Составить с учащимися правила толерантного общения. Например:

-Уважай собеседника.

-Старайся понять то, о чем говорят другие.

-Отстаивай свое мнение тактично.

-Ищи лучшие аргументы.

-Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

-Стремись учитывать интересы других.

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

-любовь;

-прощение;

-терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: — И все? — Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: — И мира тоже.

Подведение итога классного часа и рефлексия.

nsportal.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о