Тренер наставник: кто нам помогает расти профессионально

кто нам помогает расти профессионально

24 Авг 2018


В проектном менеджменте, как и в любой другой профессии, мы быстрее развиваемся с помощником. Кого выбрать — тренера или наставника — зависит от конкретной ситуации: текущего профессионального уровня, собственной мотивации, доступного времени на обучение.

Тренер развивает навыки

Тренинг – процесс обучения, выстроенный в определенной логической последовательности, в ходе которого с участниками происходят реальные и предсказуемые изменения в профессиональном поведении. Тренинги различаются по длительности: от одного дня до нескольких месяцев.

В сфере проектного управления тренер, как правило, работает с группой. Индивидуальные тренинги встречаются редко. Отношения носят иерархический характер: тренер говорит, что и как делать — обучающийся делает. Тренер ставит конкретную цель обучения и формирует план ее достижения.

Тренер профессионально владеет темой, по которой проводит обучение. Кроме этого у хорошего тренера развиты навыки публичных выступлений, обучения взрослых людей, фасилитации.

При выборе тренера стоит учитывать его опыт реального управления проектами. Если вы работаете в ИТ-отрасли, вряд ли полезно проходить тренинг у профессионала в строительных проектах. Опытные тренеры известны на рынке, поэтому в случае трудностей выбора лучше спросить совета у старших товарищей.

Тренер хорошо подходит для случаев обучения:

  • процессам, стандартам, методологиям проектного управления или гибкой разработки продуктов;
  • техникам и инструментам решения конкретных задач;
  • предметной области: ИТ, строительство, организация мероприятий.

Наставник делится опытом

Наставничество — это одна из форм обучения, когда опытный профессионал делится своими знаниями, дает советы, поддерживает и дает обратную связь новичку, протеже. В отдельных случаях наставник привлекает доступные только ему ресурсы: административные или финансовые. Наставничество носит продолжительный характер и не требует отрыва от работы в отличие от тренингов.

Наставник чаще работает в формате один на один, передача знаний носит индивидуальный характер. Отношения между наставником и протеже более близкие, чем между тренером и участником тренинга.

Ценность наставника не в специальных навыках обучения, как в случае тренера, а в богатом профессиональном и жизненном опыте, связях и ресурсах.

Быть наставником — дело добровольное. Это не профессия и не должность, за эту роль не платят. Поэтому обычно наставники сами выбирают себе протеже, руководствуясь желанием помочь многообещающему сотруднику. Если в организации развита культура передачи знаний, то наставничество может быть поставлено на поток. Тогда выбор наставника упрощается.

Наставничество полезно для развития у протеже:

  • понимания нюансов в профессиональной сфере;
  • осознания ценностей и особенностей культуры конкретной организации;
  • эмоционального интеллекта;
  • навыков межличностного общения, построения отношений;
  • лидерства и ответственности.

Каждый выбирает сам

Для тех, кто только пришел в профессию, полезно привлечь к своему развитию и тренера, и наставника. Тренер научит техническим основам профессии, а наставник будет поддерживать и посвящать в тонкости работы.

Состоявшиеся профессионалы проектного управления могут примерить на себя роль наставника. Когда делишься с другими опытом, невольно переосмысливаешь его, наводишь порядок в голове. Это образцовый случай взаимовыгодного сотрудничества — пользу получают все.

Руководители проектных офисов принесут организациям большую пользу, если будут продвигать идеи наставничества и организуют регулярные тренинги для участников проектов. Так проектный офис закрепит за собой статус центра компетенции и поспособствует развитию проектной культуры в организации.

 

 

Автор: Сергей Шарпак
Директор управления консультационных услуг
PMI PMP, ICP

 

 

Смотрите также:

Если вы хотите изучить гибкие подходы к управлению проектами, тогда регистрируйтесь на открытый базовый тренинг “Agile Certified Professional”!

Вы также можете оставить заявку на тренинг в корпоративном формате.

 

Если вы интересуетесь управлением проектами, то по ссылке ниже вы можете подробнее узнать про наш корпоративный тренинг “Управление проектами на основе стандартов PMBOK и ISO 21500”.

Базовый курс управления проектами


НаставничествоОбучение

Наставник и тренер — в чём разница?: alex_levitas — LiveJournal

 
Есть две похожие роли, которые другой человек может сыграть в Вашей жизни, чтобы помочь Вам добиться успеха. Похожие, но при этом очень-очень разные.

Роль наставника (или ментора). И роль учителя (или тренера или консультанта).

Наставник — это человек, который уже достиг той цели, которую Вы ещё только ставите перед собой. Уже поднялся на ту гору, на которую Вы только собираетесь. Уже живёт той жизнью, которой Вы только хотели бы жить.

Учитель — это эксперт, специалист в какой-то области. В других сферах его достижения могут быть сильно ниже ваших, это не существенно — важен его профессионализм в той сфере, где он является экспертом. Более того, даже в той сфере, в которой он учит Вас, он может не быть звездой — важно только то, что он профессиональнее Вас и может поднять Вас на нужный Вам уровень.

Наставник едва ли будет уделять Вам много времени — для него общение с Вами сродни благотворительности. Поэтому, скорее всего, Вам стоит ориентироваться на формат наподобие «полчаса в квартал» или «несколько звонков в год». Бывает ли больше? Бывает, но редко — или за очень большие деньги.

Учитель проводит с Вами куда больше времени. Вплоть до ежедневных встреч. Как правило, это его работа.

Наставник не будет обсуждать с Вами технические детали вроде того, «какой процент кейвордов в тайтле оптимален для Яндекса» или «сколько ложек креатина пить и разводить ли его виноградным соком или сладким молоком» — скорее, он будет говорить о стратегии, о долгосрочных целях, о выборе пути к ним (или об отклонениях от него), о важных промежуточных шагах. В общих чертах, крупными штрихами.

Учитель как раз и нужен, чтобы дать Вам технические детали. Он будет давать конкретные методы, приёмы, будет показывать, какие кнопки нажимать и т.п. Если наставник помогает Вам со стратегией, то учитель помогает Вам с тактикой.

Как видите, обе роли очень важны, и при этом существенно отличаются друг от друга. Поэтому желательно иметь и наставника (редко — несколько наставников), и учителя (а скорее, нескольких учителей — в разных сферах).

Вспомните предыдущий пост про Шварценеггера и тренера из спортзала — о том, что Шварценеггер может научить, как стать «Мистером Олимпия», киноактёром и миллионером, а тренер из спортзала может научить, как стать тренером из спортзала. Но при этом важно понимать, что Шварценеггер, если удастся до него достучаться, будет выступать как наставник, а не как персональный тренер — а вот качать железо придётся-таки под руководством того самого тренера из спортзала.

Могут ли эти роли совмещаться в одном человеке? Так бывает, но крайне редко. Сходу мне приходит на ум разве что выдающийся музыкант и композитор Леопольд Моцарт, воспитавший дочь Марию Анну, блестящую пианистку, и сына Волфганга Амадея — того самого Моцарта.

С другой стороны, один человек может быть для кого-то наставником, а для кого-то учителем. Скажем, если говорить обо мне, я могу выступать учителем, тренером или консультантом практически для любого бизнеса — а наставником могу быть для того, кого привлекает путь бизнес-тренера, бизнес-консультанта или писателя.

А что происходит в вашей жизни, леди и джентльмены? Есть ли у Вас учителя? Есть ли у Вас наставник?

P.S. Уникальная возможность! Записывайтесь на бесплатные вебинары Вон Эйкена, Абрахама и Левитаса – жмите сюда и ищите форму записи. А также узнайте больше о выступлениях Котлера, Трампа, Уэлча, Брэнсона и других гуру бизнеса

P.P.S. Взгляните на расписание моих ближайших семинаров – Москва, Алматы, Воронеж, Калуга, Киев, Кострома, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Чита, Ярославль

Ключевые отличия и преимущества

« Назад к статьям

В марте 2021 года компания PushFar и наши партнеры из Sheridan Resolutions совместно провели вебинар под названием «Наставничество против коучинга: что, почему и когда», целью которого было рассмотреть ключевые различия между наставничество и коучинг, когда использовать обе практики обучения и каковы основные преимущества. Вместе наш генеральный директор Эд Джонсон и генеральный директор Sheridan Resolutions Кэролайн Шеридан представили вебинар и начали с рассмотрения ключевых определений наставничества и коучинга, а затем углубились в некоторые ключевые преимущества и различия.

В сегодняшней статье мы хотели поделиться подробностями вебинара и рассмотреть его ключевые отличия и преимущества для тех, кто ищет подведение итогов и пропустил вебинар. Во-первых, давайте посмотрим на определения.

Определения коучинга и наставничества

Наставничество: определение
Наставник — это человек, который делится своими знаниями, навыками и/или опытом, чтобы помочь другому человеку развиваться и расти.

Коучинг: определение
Коуч — это тот, кто дает рекомендации клиенту в отношении его целей и помогает ему полностью раскрыть свой потенциал.

Теперь, глядя на эти два определения, мы простим вас за то, что вы до сих пор не совсем уверены в ключевых различиях между наставничеством и коучингом. Одно из самых явных отличий заключается в том, что наставничество является директивным, а коучинг недирективным. Что это означает на практике? Что ж, на встречах по наставничеству наставник, скорее всего, будет больше говорить, тогда как на коучинге, скорее всего, коуч будет задавать вопросы и давать человеку, которого он коучинг, пространство для размышлений и большей части разговора. В конечном счете, и коучинг, и наставничество помогают людям достичь того, чего они хотят, используя опыт коуча или наставника. Можно увидеть, как они эволюционируют от директивных (наставничество) к недирективным (коучинг) на диаграмме, часто используемой для отображения различий.

Как видите, в наставнической и директивной части речь идет об инструктаже и рассказывании, тогда как когда мы переходим к недирективной и более ориентированной на коучинг фазе обучения, мы видим больше размышлений и повышения осведомленности.

Различия между наставничеством и коучингом

Ниже приведены несколько ключевых различий между наставничеством и коучингом в сравнении. Начнем с ключевых отличий наставничества:

  • Наставничество часто носит долгосрочный характер: некоторые отношения наставничества длятся более 6 месяцев, а в некоторых случаях наставничество может длиться годы или даже десятилетия. На самом деле, некоторые известные наставники и подопечные ссылаются на пожизненные отношения наставничества.
  • Для наставничества не требуется никакой квалификации, а это означает, что организациям легко начать программы наставничества быстро. Да, обучение наставничеству часто рекомендуется, но оно, безусловно, не является обязательным, и на самом деле предлагается очень мало наставнических квалификаций по сравнению с квалификациями коучинга.
  • Как уже упоминалось, наставничество гораздо более директивно. Речь идет о наставнике, который делится своими знаниями, опытом и навыками, рассказывает подопечным и направляет их в нужном направлении.
  • Как правило, наставничество менее структурировано, чем коучинг, и, несмотря на то, что рекомендуется иметь повестку дня и цели встречи наставничества, это будет решать подопечный, чтобы составить это вместе, по сравнению с коучингом, который обычно следует более строгой структуре.
  • Наконец, наставничество в основном ориентировано на развитие и предполагает, что подопечный сам решает, чего он хочет достичь и какие цели он ставит в своих наставнических отношениях.

Теперь основные отличия для коучинга:

  • Коучинг часто краткосрочный и может состоять из короткой 10- или 15-минутной беседы. Тем не менее, некоторые коучинговые отношения могут быть и более долгосрочными.
  • Существует обучение коучинговым навыкам и доступно множество коучинговых квалификаций, которые почти всегда необходимы и определенно рекомендуются для того, чтобы быть по-настоящему эффективным коучем.
  • В отличие от наставничества, коучинг не является директивным, что означает, что речь идет о постановке правильных вопросов, предоставлении пространства, доверия и уверенности для человека, которого обучают, чтобы он мог подумать о том, как он может достичь большего, достичь своих целей и найти в себе способности.
  • Как правило, коучинг проводится непосредственными руководителями или спонсорами, поэтому организации часто спонсируют отдельных лиц для обучения или непосредственный руководитель отправляет сотрудника для обучения определенным навыкам.
  • Коучинг ориентирован на результат и побуждает человека или людей, проходящих коучинг, выполнять свои повседневные роли.

Итак, как вы можете видеть, есть много ключевых отличий. Существует множество навыков, необходимых и рекомендуемых как для коучинга, так и для наставничества, которые мы также рассмотрим сейчас.

Навыки, необходимые для наставничества

Для наставничества, хотя квалификация не требуется, существует множество навыков, которые рекомендуются для того, чтобы кто-то был эффективным наставником. Вот лишь некоторые из них:

  • Живой интерес к помощи другим — это само собой разумеющееся, но мы надеемся, что он у вас появится — это ключевой момент для начала наставничества людей.
  • Непосредственный опыт, знания и идеи в области, в которой вы предоставляете наставничество, потому что наставничество должно строиться на надежных и конкретных советах и ​​рекомендациях.
  • Построение отношений и навыки межличностного общения имеют решающее значение для наставничества — они также важны для коучинга.
  • Посвященное долгосрочное обязательство, которое потенциально не считается «навыком», важно, потому что, если вы начинаете наставническое путешествие с кем-то, жизненно важно довести его до конца.
  • Мотивирующая, ободряющая и вдохновляющая энергия на всех наставнических встречах.
  • Помощь в определении целей подопечного имеет решающее значение. Это может потребовать от наставника некоторого самоанализа, чтобы помочь подопечному и определить, где должны быть его цели.

Навыки, необходимые для коучинга


  • Отношения равных, когда коуч и подопечный имеют взаимопонимание и уважение, имеют решающее значение.
  • Способность максимизировать ресурсы и вдохновлять, подобно тому, что требуется от наставничества.
  • Способность распознавать сильные стороны и бросать вызов обучаемому, чтобы продвигать его вперед.
  • Умение решать проблемы прямо и не зацикливаться на них или позволять подопечному зацикливаться на них.
  • Способность повышать осведомленность и ответственность как у обучаемого, так и на уровне всего офиса и организации.
  • Умение воплотить это в жизнь, то есть найти правильный баланс между навыками межличностного общения и практическими навыками для преобразования обсуждений в действия.

Итак, есть лишь несколько важнейших навыков наставничества и коучинга. Как вы заметите, в некоторых случаях наблюдается некоторое совпадение, и в PushFar мы часто видим, что некоторые из наиболее эффективных наставников также являются коучами.

Ключевые преимущества наставничества и коучинга

И наставничество, и коучинг имеют ряд преимуществ, которые при правильном проведении могут принести пользу как человеку, получающему наставничество и коучинг, так и наставнику или коучу, а также организации. Вот некоторые преимущества наставничества и коучинга:

  • И наставничество, и коучинг являются чрезвычайно эффективными методами обучения.
  • И наставничество, и коучинг могут быть формальными и неформальными, при этом наставничество часто рассматривается более неформально, а коучинг — более формально.
  • Оба могут повысить вовлеченность и удержание сотрудников при применении.
  • И наставничество, и коучинг легко внедрить в любую организацию или бизнес-структуру, и мы все чаще видим организации, использующие и то, и другое.
  • Как наставничество, так и коучинг могут повысить уверенность и навыки межличностного общения человека, проводящего наставничество или коучинг, и человека, который их получает.
  • И, наконец, оба могут значительно улучшить индивидуальную производительность.

Если вам нужна какая-либо информация о том, как наставничество или коучинг могут помочь вам в вашей организации, или вы ищете программное обеспечение для наставничества, которое поможет вам, нажмите здесь, чтобы отправить электронное письмо команде PushFar.

Кроме того, вы можете посмотреть веб-семинар «Наставничество и коучинг» здесь:

Добро пожаловать в PushFar, мировой крупнейшая менторская платформа. Хотите ли вы найти наставника или запустить свой собственный программы и схемы наставничества, мы можем помочь.

Ищете наставника или хотите стать наставником?
Присоединяйтесь сейчас бесплатно Запускаете собственные программы наставничества?
Запрос Демонстрация

Знайте разницу между коучингом и наставничеством

Один из наиболее частых вопросов, которые мне как коучу задают: «В чем разница между коучем и наставником?» Хотя требуемые навыки схожи, и оба они используются в качестве инструментов профессионального развития, структура и результаты совершенно разные.

Определения

Лучше всего начать с определения коучинга и наставничества.

Коучинг: Международная федерация коучей (https://coachfederation.org) определяет коучинг как «Партнерство с клиентами в стимулирующем мысли и творческом процессе, который вдохновляет их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала».

Наставничество: Простое и широкое определение наставника — это «опытный и надежный советник». BusinessDictionary.com (http://www.businessdictionary.com) определяет наставничество как «Система обучения сотрудников, в соответствии с которой старшее или более опытное лицо (наставник) назначается в качестве советника, советника или проводника для младшего или стажера. Наставник несет ответственность за оказание поддержки и отзывов о человеке, находящемся в его или ее ведении». Одно пояснение: хотя многие организации предлагают внутренние программы наставничества, часто в рамках программы обучения лидерству, подопечные обычно работают с наставниками за пределами своей организации.

Отбор

Коучи и наставники могут быть выбраны для работы с профессионалами на основе их отраслевого опыта (банковское дело, здравоохранение, производство), опыта работы (маркетинг, финансы, человеческие ресурсы), набора навыков (спикер, председатель комитета, конференция ведущий) или другой ценный опыт, который может улучшить жизнь профессионала, например, общественные работы или работа в совете директоров.

Лучший способ понять, как устроены отношения коучинга и наставничества, — это провести параллельное сравнение:

Тема

Коучинг

Наставничество

Таймфрейм

Отношения, скорее всего, будут краткосрочными (до 6 месяцев или 1 года) с конкретным исходом. Однако некоторые коучинговые отношения могут длиться дольше, в зависимости от достигнутых целей.

Отношения имеют тенденцию быть более долгосрочными , длящимися год или два, а то и дольше.

Фокус

Коучинг в большей степени ориентирован на производительность, разработан для повышения производительности профессионала на рабочем месте.

Наставничество больше ориентировано на развитие, смотрит не только на текущую работу специалиста, но и за ее пределы, применяя более целостный подход к развитию карьеры.

Структура

Традиционно более структурированный , с регулярными встречами, такими как еженедельные, двухнедельные или ежемесячные.

Как правило, собрания носят более неформальный характер, проводятся по мере необходимости по требованию подопечного.

Экспертиза

тренера наняты за их опыт в данной области, в которой подопечный желает улучшения. Примеры: навыки презентации, лидерство, межличностное общение, продажи.

В программах наставничества организации наставники имеют более стаж и опыт в определенной области, чем подопечные. Наставляемый учится и вдохновляется опытом наставника.

Повестка дня

Тренерская программа , созданный совместно коучем и подопечным для удовлетворения особых потребностей подопечного.

Программа наставничества установлена ​​подопечным . Наставник поддерживает эту повестку дня.

Опрос

Задавать наводящие на размышления вопросы — главный инструмент коуча , который помогает подопечному принимать важные решения, распознавать изменения в поведении и действовать.

В отношениях наставничества подопечный с большей вероятностью будет задавать больше вопросов , используя опыт наставника.

Результат

Результат коучингового соглашения является конкретным и измеримым, демонстрирующим признаки улучшения или положительных изменений в желаемой области деятельности.

Результат отношений наставничества может меняться со временем. Меньше интереса к конкретным, измеримым результатам или изменению поведения и больше интереса к общему развитию подопечного .

Теперь, когда у вас есть общее представление о разнице между коучингом и наставничеством, как вы узнаете, что лучше… работать с коучем или с наставником?

Когда использовать тренера

  1. Развивайте талант с помощью определенного нового навыка
  2. Повышение квалификации опытного профессионала с помощью нового или обновленного навыка
  3. Помогите людям, которые не соответствуют ожиданиям или целям
  4. Помогать руководителям справляться с крупномасштабными изменениями путем слияния или поглощения, например, управлять новыми «смешанными» рабочими группами и адаптироваться к слиянию корпоративных культур
  5. Подготовить специалиста к продвижению по службе
  6. Улучшите поведение за короткий период времени, например, научите руководителя обращаться к средствам массовой информации по определенной теме
  7. Работа один на один с лидерами, которые предпочитают работать с коучем, а не посещать «публичные» обучающие программы

Когда использовать наставника

  1. Мотивировать талантливых профессионалов сосредоточиться на развитии своей карьеры/жизни
  2. Вдохновить людей увидеть, что возможно в их карьере/жизни
  3. Улучшить развитие лидерских качеств профессионалов
  4. Передача знаний от старших специалистов к младшим
  5. Расширить межкультурные или межкультурные связи внутри организации
  6. Используйте процесс наставничества в качестве входа в планирование преемственности

Варианты выбора

Решая, использовать ли тренера или наставника, подумайте о цели, которую вы хотите достичь. Коуч и наставник помогут профессионалам разными способами достичь поставленных целей. На самом деле, некоторые профессионалы используют нескольких коучей или нескольких наставников на протяжении всей своей карьеры, в зависимости от поставленных перед ними целей. Как в коучинге, так и в наставничестве доверие, уважение и конфиденциальность находятся на переднем крае отношений. Вот пример того, как можно использовать коуча и наставника:

Джереми — энергичный продавец, обладающий большим потенциалом. В то время как он энергичен и полон энтузиазма на собраниях отдела продаж, он превращается в другого человека, когда выступает перед старшими менеджерами. Он становится нервным, он шарит и его мысли блуждают. Его босс решает, что он должен работать с тренером. Его босс нанимает тренера по навыкам презентации, чтобы помочь Джереми проводить более увлекательные презентации. Тренер по навыкам презентации даст Джереми конкретные инструменты, которые ему нужны, чтобы снять напряжение, позволить ему сосредоточиться и применить свою природную энергию к презентации.

Так как Джереми новичок в отделе продаж и хорошо разбирается в клиентах, его начальник сразу видит потенциал его карьеры. Он видит частичку себя 20-летней давности. Он хочет подготовить Джереми к руководящей должности в ближайшие несколько лет. У босса есть два варианта: самому наставлять Джереми или найти другого специалиста по продажам высшего уровня для наставничества Джереми. Иногда босс играет роль тренера или наставника; иногда более уместно выбрать другого человека внутри или вне организации, чтобы помочь профессионалу, который нуждается в помощи. Как только вы увидите первые результаты, вы поймете, было ли ваше решение правильным или его нужно изменить.

Когда вы углубитесь в работу с коучем или наставником, обратите внимание на эти последние советы:

  • Решите, какая помощь вам нужна. Вы пытаетесь понять, как подняться по карьерной лестнице? Вы хотите, чтобы вас рассматривали на более ответственные должности? Есть ли у вас интерес к работе в других внутренних комитетах? Хотели бы вы улучшить свои презентационные навыки, чтобы вы могли делать больше презентаций на национальных конференциях? Вы заинтересованы в управлении общественным проектом для вашей компании? Когда вы решите, что вам нужно, найдите подходящего тренера или наставника.
  • Доверяйте и уважайте своего тренера или наставника. Любые значимые отношения строятся на доверии и уважении. Вы должны доверять своему тренеру или наставнику, который предоставит вам экспертное руководство, обратную связь и поддержку, основанную на его/ее жизненном опыте. Уважайте его/ее мнение и идеи по той же причине, потому что ваш коуч или наставник пережил испытания, с которыми вы, возможно, еще не сталкивались.
  • Установить основные правила. Определите, как часто вы будете встречаться, как долго продлятся ваши отношения, план ролей, важность конфиденциальности и предпочтительные методы общения и обратной связи.
  • Определите свой результат. Что вы хотите, чтобы произошло с вами в конце отношений? Обсудите это со своим тренером или наставником.
  • Откройте свой разум и сердце. Учиться у кого-то, у кого больше опыта, чем у вас и кто может открыто делиться успехами и неудачами, — это огромный подарок.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *