Тренинговая – Как устроена тренинговая индустрия и стоит ли с ней дружить?

Содержание

Тренинг — Википедия

Трениро́вка, тре́нинг (англ. training от train «обучать, воспитывать») — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.

Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:

  • как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;
  • как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
  • как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Тренинг моряков на групповое выживание на воде.

История тренингов

История развития тренингов, как и история развития обучения, насчитывает тысячи лет. Одним из первых, кто начал использовать тренинги, стал Дейл Карнеги, основавший в 1912 году «Dale Carnegie Training». В этом центре проводились — и до сих пор проводятся — тренинги по развитию навыков публичного выступления, уверенности в себе, взаимодействия между людьми и пр.

Значительный вклад в тренинг как форму обучения также внес известный социальный психолог Курт Левин[1][2].

В 1946 году К. Левин вместе с коллегами основали тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении. Они заметили, что участники групп получают большую пользу от анализа собственных переживаний в группе.

Успешная работа учеников К. Левина привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность.

В 1954 году появляются тренинговые группы ориентированные на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности, они получили название

групп сензитивности.

В 1960-е годы возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (англ. social&life skills training), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития. Среди жизненных умений выделялись следующие: умения решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции; межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений; эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.

В 1970-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга[3] был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Виды тренингов

Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.

Навыковый тренинг

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.

Навыковый тренинг может включать в себя следующие тренировки.

  • физические:
  • психологические:
  • специальные:

Психотерапевтический тренинг

Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменение способа, которым человек воспринимает что реально, а что нет, изменение стереотипного способа поведения: как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесно-ориентированной, танце-двигательной терапии и др.

Социально-психологический тренинг

Социально-психологический тренинг

(СПТ)[4] занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Бизнес-тренинг

Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, — корпоративный тренинг) — развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий[5]. Бизнес-тренинг это ёмкий и сложный процесс, затрагивающий все аспекты бизнеса (деятельности компании, организации), требующий системного подхода. В структуру бизнес-тренинга могут входить тренинги по продажам и обслуживанию клиентов, тренинги по формированию управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента, тренинг по внедрению корпоративной культуры, все вышеперечисленные тренинги. Но, не один из перечисленных тренингов не является бизнес-тренингом в частности. Бизнес-тренинг — процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания, умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса. Отсюда и название бизнес-тренинг.

Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами. Однако, важно понимать, что бизнес-тренинг не ограничивается тренингом по продажам(sales-тренинг), а тренер по продажам(sales-тренер) отнюдь ещё не является бизнес-тренером. Тренинг по продажам это всего лишь возможная составляющая бизнес-тренинга.


Бизнес-мастерская — новейший вид бизнес-тренинга. Как и в бизнес-тренинге, в ней чередуются формы активности, от мини-лекции до деловых и ролевых игр. Существенное отличие — участники самостоятельно создают программу обучения во время мастерской, действуя в рамках темы, времени и опыта. Обязательными условиями успешного проведения бизнес-мастерской являются:

  • Для 70 % участников опыт работы в любой сфере деятельности должен превышать три года.
  • Бизнес-мастерская более чем на 70 % должна состоять из упражнений, деловых игр, кейсов.
  • Основная роль бизнес-тренера — модерация.

Целью бизнес-мастерских является закрепление или переосмысление имеющихся знаний, а также отработка умений и навыков, необходимых в вопросах получения и приумножения прибыли.

Методы тренинга

Методы, приемы и техники тренинга достаточно разнообразны. К ним относятся:

Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (её течение зависит от участников группового обсуждения).

«Игровые методы — (деловые игры, ролевые игры, дидактические, творческие, имитационные, организационно-деятельностные). Развитие социальной перцепции — вербальные и невербальные методы. Телесная терапия. Медиативные техники«.

В числе специфических методов, используемых в тренинге, рассматриваются следующие:

  • «Аквариум» — Мастерские;
  • «Алгоритм-лабиринт» — Метод заданий;
  • Брифинг-группы — Метод инцидентов;
  • «Папка с входящими документами» — Метод кейсов. Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.;
  • Игры-симуляции
  • Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путём применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.;
  • Дебаты — Программированные инструкции;
  • Демонстрация — Работа в малых группах;
  • Дискуссия — Разговор;
  • Игры — Решение узкоспециальных вопросов — Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.
  • Кратковременные ротации — Ролевые игры;
  • Лекция — Семинар;
  • Стратегические креативные сессии.


Выбор оптимальных методических и практических, социально-психологических приёмов и методик в тренинге зависит от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера. Существует огромное количество разнообразнейших видов обучения, и выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи тренинга, и в течение какого периода времени эффекты тренинга будут сохраняться после его завершения.

Важно понимать, что в распоряжении тренера имеется множество способов подачи материала. Использование различных методов не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения.

Эффективность выполнения тренинговых упражнений и игр зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию.

Инструменты тренингов

Фасилитация — инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.

Видео анализ — инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видео анализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения. Пример видео анимаций для анализа эффективности определенной системы физической подготовки представлен ниже.

Посттренинг

Исследования показывают, что до 90 % выученного на тренинге материала постепенно забывается, и сотрудники применяют лишь 10-20 % из полученного. Причины этого различны: оправдались ли ожидания участников, соответствовал ли тренинг реальной потребности в обучении, поддерживаются ли изменения в компании после тренинга и т . д .

Посттренинговое сопровождение — это система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности.

Посттренинг может проводиться в формате семинара, мастерской, повторения фрагментов тренинга, коучинга и наставничества, электронной переписки с тренером, внедрением дистанционного курса.

См. также

Примечания

  1. ↑ Н. Хрящева. Психогимнастика в тренинге. Издательства: Речь, Институт Тренинга, 2006 г. ISBN 5-9268-0065-X
  2. К. Рудестам. «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.». М.: «Прогресс», 1990 — СПб.: «Питер Ком», 1998
  3. ↑ Vorwerg, Manfred — (* 1933 — † 1989) 1958—1961 Aspirant u. 1974—1989 Prof. am Inst. für Psychologie an d. Univ. Leipzig
  4. ↑ Учебно-методическое пособие «Социально-психологический тренинг»
  5. Кларин М. В. «Корпоративный тренинг: от А до Я». М.: «Дело», 2002

Литература

  • Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга, учебное пособие — М.: изд-во Ось-89, 1999 г. — 136 стр.
  • Девид Ли. Практика группового тренинга, практическое пособие — 3-е издание — изд-во Питер, 2001 г. — 224 стр.

wikipedia.green

Тренинг — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Трениро́вка, тре́нинг (англ. training от train «обучать, воспитывать») — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.

Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:

  • как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;
  • как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
  • как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Тренинг моряков на групповое выживание на воде.

История тренингов

История развития тренингов, как и история развития обучения, насчитывает тысячи лет. Одним из первых, кто начал использовать тренинги, стал Дейл Карнеги, основавший в 1912 году «Dale Carnegie Training». В этом центре проводились — и до сих пор проводятся — тренинги по развитию навыков публичного выступления, уверенности в себе, взаимодействия между людьми и пр.

Значительный вклад в тренинг как форму обучения также внес известный социальный психолог

wiki2.red

ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА — это… Что такое ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА?


ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА

        Группа, в которой проводится тренинг какой-либо определенной ориентации или групповая психотерапия. Состав Т. г., особенность происходящих в ней процессов, цели и методика работы зависят от исходной теоретической позиции, принципов и критериев выделения отдельных теоретических категорий.
        В современной теории Т. г. сосуществуют различные подходы, исторически развивавшиеся по нескольким направлениям. Можно указать три основных.
        Первое и самое раннее связано с опытом проведения психотерапии с группой пациентов. Это полумагические опыты Месмера (Mesmer F. А., 1734-1815), который проводил процедуру «передачи лечебных флюидов» группе пациентов, страдающих различными соматическими и психическими заболеваниями. Более осознанное использование групповых эффектов для усиления воздействия индивидуальной психотерапии приписывается в современной литературе Пратту (Pratt J.), бостонскому врачу, работавшему в 30-е гг. XX в. Практика группового психоанализа была использована учеником Фрейда (Freud S.) Адлером (Adler А.) и последователями Уэндером (Wender L.), Шильдером (Schilder P.) и Барроу (Burrow Т.). Последний ввел термин «групповой анализ». Морено (Moreno J. L.) в 1932 г. термином «групповая психотерапия» назвал групповую работу пациентов, проходящих психодраматическую терапию. Позднее подобный подход использовали и психотерапевты других направлений, в частности Перлс (Perls F. S.), работая с гештальт-группами.
        К эмпирическим попыткам психотерапевтов применять групповые формы проведения психотерапии присоединились психологи, занимавшиеся проблемами социальной психологии, что можно рассматривать в качестве второго направления в развитии Т. г. Приоритет в изучении специфических процессов взаимодействия участников групп в современной литературе отдается Левину (Lewin K.), разработавшему «теорию поля». Левин и его сотрудники сосредоточили внимание на изучении поведения малых групп. Под малой группой в социальной психологии понимается такая относительно небольшая группа, участники которой находятся в непосредственном личном общении и взаимодействии. С этого момента понятие Т. г. прямо связано с понятием «малая группа». С некоторыми оговорками можно считать, что практически любой вариант групповой работы, предполагающий интеракционное взаимодействие участников, будь то социально-психологический тренинг или групповая психотерапия, проводится именно в малых группах. С точки зрения социальной психологии, малая группа для таких целей — уникальный объект. С одной стороны, она включает разных людей и тем самым расширяет возможности использования технологий, развивающих способности межличностного взаимодействия (группа как модель микросоциума), с другой — такая группа вполне управляема. В силу ее «промежуточного положения» в ней сосуществуют процессы диадного взаимодействия и почти все значимые эффекты социального плана. Впоследствии веским аргументом в пользу большей эффективности групповых занятий в психотерапии по сравнению с индивидуальными стало открытие того факта, что практически все социальные воздействия на конкретную личность опосредуются малыми группами, в которые данная личность включена. Это выявило новые возможности проведения психотерапии, позволившие оказывать психотерапевтическую помощь без отрыва человека от его реальных микросоциальных связей. Дальнейшее развитие теории малых групп помогло определить эффекты влияния Т. г. на участника. В современной социальной психологии разрабатываются следующие аспекты группового влияния: влияние (взаимовлияние) участников группы, т. е. специфические эффекты, обусловленные составом Т. г., целями, особенностями ролевого взаимодействия и процессом формирования групповых норм, поведением лидера группы (легитимного и неформального), групповой динамикой. Отдельно разрабатываются вопросы групповой этики и психологического риска для участников Т. г.
        Подбор пациентов при любом варианте тренинга — важный аспект, зачастую определяющий эффективность и последствия участия в работе Т. г. В зависимости от целей проведения и концептуальной базы различают Т. г.: по возрастному признаку (Т. г. для детей, подростков, взрослых, людей пожилого возраста), по клиническим характеристикам (Т. г. для больных неврозами, больных психическими заболеваниями в состоянии ремиссии, кризисных пациентов и суицидентов и др.), по профессиональному признаку (при проведении обучающих и коммуникативно-ориентированных Т. г.), по социальному статусу (в некоторых случаях оправдано проведение обучающего и коммуникативного тренинга для руководителей определенного уровня) и по другим признакам. Общими принципами отбора для любых Т. г. являются показания для участия в Т. г. и личная мотивация участников.
        Цели Т. г. могут быть различными: обучение навыкам саморегуляции, развитие общих коммуникативных возможностей и обучение специальным коммуникативным навыкам, личностный рост участников. Цель проведения Т. г. — не просто декларация направленности, но и в существенной мере процесс организации группового контекста. Важность постановки цели Т. г. в первую очередь определяется сосуществованием различных моделей психотерапии, которые имеют разные цели и задачи, но зачастую используют сходные технические приемы. В качестве примера важности постановки цели для формирования направленности группового процесса в Т. г. может служить применение групповой дискуссии (приема, использующегося практически во всех без исключения Т. г. разной направленности) в социально-психологическом тренинге для рефлексии эффективности коммуникативной стратегии участников группы и в личностно-ориентированном тренинге с целью рефлексии эмоциональных причин неадаптивного поведения.
        Существует множество описательных подходов, классификаций групповых ролей, из которых можно выделить два основных. Представители первого подхода считают, что групповые роли распределяются на ранних стадиях формирования группы, развиваются, но в различных группах и стадиях групповой динамики обнаруживают сходство. Другие утверждают, что специфические групповые роли существуют скрыто внутри группы, составляют внутреннюю групповую суть и не проявляются до тех пор, пока не возникнет необходимая ситуация, требующая актуализации определенной роли, и какой-либо участник не примет ее на себя. Отражением последнего подхода является и точка зрения о том, что групповая роль возникает на этапе разрешения группового противоречия как некая тенденция группового сознания. Чаще других в классификациях приводятся следующие групповые роли: лидер, звезда, помощник психотерапевта, «козел отпущения», моралист и т. д. Характер проявления групповых ролей, их интенсивность, гибкость ролевого поведения отдельных участников определяются нормами поведения, принятыми в группе. Наличие адекватных норм и их динамика на начальных этапах Т. г. способствуют формированию общего группового контекста и направленности группы (например, искреннему выражению чувств, взаимодействию друг с другом на основе личных желаний, высокому уровню самораскрытия и др.). Важное значение для Т. г. имеет позиция и роль руководителя группы, что также зависит от целей и задач Т. г., однако общим принципом является требование высокого профессионального уровня психотерапевтов и психологов, ведущих группу, способностей к гибкому ролевому поведению и возможности к свободному от роли общению и поведению.
        Групповая динамика анализируется различными исследователями группового процесса. Многие авторы описывают так называемые фазы групповой динамики, но в социальной психологии разделяется мнение о последовательной смене фаз (Bennis W., Shepard H., 1974). Как правило, выделяются: фаза ориентировки и зависимости, фаза напряжения и агрессии, фаза формирования рабочей группы, фаза рабочей группы. Такая тенденция динамики свойственна в полной мере группам тогда, когда ведущие психотерапевты или психологи «не останавливают» групповую динамику. По этой классификации группа движется от состояния зависимости от формального лидера, через конфронтацию и возможность отвечать за качество принимаемых решений к решению индивидуальных и групповых целей, от жесткого (привычного) ролевого поведения к гибкому ролевому поведению, к открытому аутентичному (безролевому) поведению. Групповая динамика свойственна всем свободно развивающимся группам, однако не во всех вариантах ориентации Т. г. считается полезной. Кроме указанного можно отметить и другие варианты развития группы и поведения участников. Примером иной формы динамики является процесс развития саморефлексии и самоанализа, ассоциативного и образного осмысления собственных целей и экзистенциального опыта в группах так называемого экзистенциального тренинга (Kociunas R., 1991).
        Третьим направлением в развитии Т. г. можно считать недирективный подход Роджерса (Rogers С. R.) и его последователей, считавших, что терапия или консультирование, центрированные на клиенте, имеют дело главным образом с наблюдающимися в данный момент ситуативными конфликтами. Поведение руководителя является либеральным, недирективным, направленным на взаимодействие участников группы. Роджерс рассматривал руководителя группы как равного партнера для других участников, формирующего спонтанное взаимодействие «Я — Ты», не обремененное традиционными правилами и ограничениями. Новаторство этого подхода заключалось в использовании группового опыта для разрешения трудностей отдельных участников (так называемые группы встреч).
        В современных Т. г. в том или ином виде сосуществуют указанные подходы, в разной мере акцентируя основные тенденции, что позволяет условно разделять их по направленности терапии: терапия в группе, терапия группы и терапия группой.
        Таким образом, Т. г. — это сложный и многообразный феномен, для адекватного использования возможностей которого необходим большой групповой опыт и специальная подготовка руководителей Т. г.
        См. также ЛАБОРАТОРНЫЙ ТРЕНИНГ, ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПСИХОТЕРАПИИ, ТРЕНИНГ.

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

  • ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ
  • ТРИАДА РОДЖЕРСА

Смотреть что такое «ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА» в других словарях:

  • группа тренинговая — специальная малая группа, создаваемая в практике социально психологического тренинга для оказания положительного психотерапевтического воздействия на личность в межличностные взаимоотношения …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Эксити группа — Экспертно консультационная и тренинговая группа http://www.exct.ru/​ Москва, организация …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • ЛАБОРАТОРНЫЙ ТРЕНИНГ —         (активное социальное обучение). Это комплексное социально дидактическое направление, ориентированное на широкий охват различных сфер социальной практики; использует разные формы и методы активного психологического и социально… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • МЕТОДИКА ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ТРЕНИНГОВОГО ОБУЧЕНИЯ «ТЕПЛЫЕ КЛЮЧИ» ЭЙДЕМИЛЛЕРА И ВОВКА —         Название «Теплые ключи» (занятия проводились в Теплых Ключах около г. Бишкека) отражает соединение процессов непосредственного переживания и понимания в ходе группового тренинга на основе резонансного взаимодействия двух попеременно… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Т-группы (T-groups) — Т г., или тренинговая группа, возникла летом 1946 г. в результате обязанного счастливому случаю события на семинаре по внутригрупповым отношениям. Исследовательский коллектив возглавлял Курт Левин. По окончании семинара, на «разборе полетов»,… …   Психологическая энциклопедия

  • Движение за развитие человеческого потенциала — (англ. Human Potential Movement) общественное движение[1], возникшее в США в 1940 х годах[2][3]. Идеология движения основана на концепциях персонального роста и реализации экстраординарных потенциальных возможностей, имеющихся и существенно… …   Википедия

  • Национальная лаборатория тренинга (National Training Laboratory) — Цели Н. л. т., основанной на работах К. Левина и др., первонач. заключались в повышении качества соц. партнерства и оценке новых методов изменения поведения в условиях различных групп. Со временем, однако, участники Н. л. т. заинтересовались тж… …   Психологическая энциклопедия

  • MediaNet Международный центр журналистики — Общественный фонд Международный Центр Журналистики MediaNet Тип Некоммерческая неправительственная организация Год основания …   Википедия

  • MediaNet — Общественный фонд Международный Центр Журналистики MediaNet Тип Некоммерческая неправительственная организация Год основания 27 августа 2004 …   Википедия

  • Уральский государственный университет — (УрГУ) Девиз «Бойтесь человека одной книги!» (Фома Аквинс …   Википедия

dic.academic.ru

что это такое, зачем нужны и какие виды бывают

Мозг нуждается в интенсивной тренировке не меньше, чем другие группы мышц. Натренировать его можно двумя способами: самообразованием и с помощью профессионала. Из большого количества упражнений тренер сумеет составить индивидуальную программу по решению видимых проблем. А после приступить к невидимым. Чередовать интенсив с периодом осмысления и тем самым прийти к ожидаемому результату. Тренинг – самый эффективный способ понять, принять, а также изменить самого себя.

«Раньше я говорил: «Я надеюсь, что все изменится». Затем я понял, что существует единственный способ, чтобы все изменилось — измениться мне самому». Джим Рон

Что такое тренинг

Тренинг — это тренировка для ума. Концентрат мыслей и знаний, подкрепленный личными переживаниями. Ведь события, окрашенные на эмоциональном уровне, запоминаются лучше, чем повседневные или нейтральные. Отработка навыков проходит быстрее, а решение психологических проблем, будто само собой всплывает в памяти. Атмосфера в аудитории динамична, порой даже непредсказуема. Все участники будто становятся частью большого организма, мозговым центром которого является сам тренер.

Тренинги – это инструмент по выходу из зоны комфорта. Возможность не просто переместиться в неприятную ситуацию, но и прожить, прочувствовать и найти решение под присмотром опытного тренера. Кроме возможности участники получают эмоциональную встряску и опыт сопереживания. Такой, какой невозможно купить, но можно пережить. Химию работы мозга пытаются понять величайшие ученые мира. Цель тренинга – вскрыть глубинные потребности человека.

Виды тренингов

Корпоративные или открытые

Корпоративные тренинги организовываются исключительно внутри компании. Тематика разная: от корпоративной культуры до законодательства в бухгалтерской сфере. Открытые мероприятия принимают всех желающих. На первое место выходит имя Тренера. Оно, зачастую, затмевает даже тему мероприятия. Тренер – это не просто медийная личность. Это человек профильным образованием в сфере психологии и физиологии, прошедший обучение на родине и за рубежом. Многие тренеры ведут блоги а также проводят авторские программы. Встречи с ними стоят недешево, но количество благодарных участников доказывает, что ни одна копейка не была потрачена зря.

Навыки, умения

Мастера делает практика. Профессионализм растет при постоянном обучении. Тренинги для руководителей, бухгалтеров, парикмахеров, визажистов совмещают теорию и практическую отработку. «Прокачать навыки» в ораторском искусстве или технике продаж можно как на внутренних (корпоративных), так и на открытых мероприятиях. Искусство личного брендинга оттачивается в упражнениях по самопрезентации. Первым шагом к освоению ораторского мастерства может стать выступление перед присутствующими. Они же дадут вам обратную связь, а тренер подытожит результат. Оздоровительные тренинги развивают навыки здорового образа жизни, занятия физкультурой и правильного питания.

Психологические

Изменения в жизни подобны кругам на воде от брошенного камня. Один шаг к себе – начало большого пути самопознания. Большинство участников приходит именно за познанием себя. Поэтому основная масса тренингов является психологическими. Будет это тренировка определенной методике взаимодействия, манипуляции (НЛП) или процесс личного исследования  – в основе лежит наука психология.

Трансформационные или тренинги личностного роста

Кажется невероятным, но глубинная трансформация возможна за короткий промежуток времени, который укладывается в рамки встречи. Особенно чутко откликаются на трансформацию давние проблемы. Старые обиды, детско-родительские отношения, недовольство внешностью – переживания, которые годами накапливаются в душе и давно готовы к отработке. Иногда достаточно одного умелого «щелчка», как человека посещает озарение (инсайт). Поведение меняется, равно, как и отношение к происходящему. Из аудитории действительно выходит иная личность. Порой за несколько дней интенсива можно добиться результата, которого пытались достичь долгими часами индивидуальной психотерапии.

Исследовательские или познай себя сам

Рассчитаны на уже подготовленную аудиторию. Острый вопрос выносится на рассмотрение аудитории. Всеобщая энергетика участников, направляемая тренером, помогают лучше познать себя. Иногда на «суд общественности» выносится личная ситуация, в обсуждение которой включаются все присутствующие. Человек познает себя, остальные – опыт эмоционального сопереживания.

Тренинги для интровертов

«Интроверты в современном мире научились мастерски маскироваться под экстравертов», – цитата из книги Сьюзан Кейн. Журналист и писатель, посвятившая многие годы исследованию темперамента людей, Сьюзан Кейн учит использовать особенности своего характера. Бытует мнение, что современный мир «заточен» под экстравертов. Люди, которые черпают энергию внутри себя, считаются чуть ли не социопатами. Участники не пытаются развеять этот миф, они учатся принятию себя, следуя опыту известных интровертов – Дейла Карнеги и Авраама Линкольна.

Развития личности (адаптация, развитие уверенности в себе)

Застенчивость, сжатость, неумение общаться с незнакомыми людьми – все эти «недостатки» корректируются с помощью упражнений на базе стандартных (или нестандартных) психологических приемов. Но для начала болезненные точки соприкосновения с миром нужно выявить, встретиться с ними и только после этого пытаться изменить. Адаптация возможна в повседневной жизни. Развитие уверенности в себе не имеет ничего общего с самоуверенностью и эгоизмом. Вера в себя строится на фундаменте самооценки, так что внешняя «прокачка навыков» редко помогает в таком деликатном вопросе.

Психотерапевтические(стрессоустойчивость)

Стрессы зашиты в глубинных генах человечества. Выявить причину напряжения – это половина дела. Понять, в какие оттенки стресс окрашивает жизнь – заставить его работать себе на пользу. Человечество научилось жить со стрессом, пытается с ним бороться, а тренинг помогает познать его природу. Ведь губительно не столько внешние, сколько внутренние неурядицы. Страх перед ошибкой и мнением людей (зачастую незнакомых), постоянная зависимость от гаджетов пополняют печальную статистику болезней. На психотерапевтических тренингах участники проживают стрессовые ситуации, исследуя их в отдельно взятой аудитории.

Релаксационные

Журналист и руководитель тренинговой компании Тони Шварц утверждает, что самым главным человеческим ресурсом является не время, а энергия. А правильное управление ею – ключ к личной эффективности и счастью. Участники релаксационных тренингов учатся аккумулировать, восполнять и правильно расходовать важнейший внутренний ресурс. Люди, живущие в цифровом веке, слишком пренебрежительно относятся к своим личным источникам питания, стараясь сделать все, что в их силах. А бездействие уже практически приравняли к преступлению. Релаксация помогает не просто расслабиться и отпустить проблемы. Участники учатся расходовать силы экономно для того, чтобы работать «меньше, но лучше».

Для чего нужны тренинги

Заочный тренинг априори не может быть успешным. Чем ценны несколько дней интенсива для участников?

  • Проживание. В группе поднимаются вопросы, которые участники никогда не зададут себе сами и не услышат от близких.
  • Обратная связь. Участники меняются сами и изменяют друг друга. Общение в группе помогает получить осознанную реакцию окружающих без оскорбительных сравнений.
  • Навыки. Если не профессиональные, то поведенческие. Прожить ситуацию, которая случилась 10-20-30 лет назад и мешает жить до сих пор, ответить на хамство или позволить себе проявить любовь – шанс сделать это появляется именно на тренинге.
  • Здесь-и-сейчас. Понять, чего хочет душа, а не нашептывает мозг или общественное мнение. Научиться обнаруживать, а также озвучивать эмоции и чувства, даже такие, как гнев, ненависть, злость.

На первое место выходит кандидатура тренера. Он не просто является мозговым центром собрания. Он «дергает» пассивных участников, тактично одергивает слишком активных. Тренер видит, когда общая энергия падает и дает динамичные упражнения для «поднятия духа». Он работает со всеми, общаясь одновременно с каждым индивидуально. Группа живет и работает как один организм, а на финише каждый получает свой результат. Аудитория на выходе взахлеб обсуждает процесс работы и мчится делиться впечатлениями в собственных блогах. Или закатывает глаза, вспоминая о впустую потраченных деньгах. В каждом из случаев – заслуга тренера и его методики.

Как проходят тренинги

Мероприятия проходят при ограниченном количестве участников. Иногда тренер может работать с помощником. Равнодушных и воздержавших здесь не существует. Не стоит сбрасывать со счетов личную активность участников. Даже в общей группе можно добиться значимых результатов (именно для себя) при активном взаимодействии с остальными участниками.

Чтобы не попасть в некомфортную ситуацию, нужно обращать на степень нагрузки и степень жесткости в работе тренера. Тренинги высокой степени жесткости ведутся в агрессивной или даже в грубой манере. Результаты довольно спорные. Такие мероприятия полезны для людей, готовых к авторитарным методам поведения со стороны ведущего. Что получают участники? Учатся предпринимать решительные шаги для достижения цели или сопротивляться такому бесцеремонному вмешательству в собственную жизнь.

Параллель тренинга со спортом не случайна. Мозгу, как и мышцам, нужна хорошая встряска для развития. Тем и другим противопоказаны дилетантский подход или неверно подобранные нагрузки. Опыт людей, проживших и переживших сложные ситуации, позволяет написать собственную инструкцию к жизни. Тренинг поможет найти нужные слова.

wikigrowth.ru

Что такое тренинг? Тренинг — это…

Тренинг – это эффективная форма обучения

  • Тренинг похож на другие формы обучения: курсы, семинар, коучинг, лекция.
  • Но это не синонимы. Об этом – в статье.
Идет тренинг. Работа в парах. Все в работе – выполняют упражнения.

Если вы когда-либо обучались танцам, плаванью, верховой езде – все это можно назвать тренингом… Минимум теории – максимум практики.

Обучает на тренингах кто? – да, тренер. Тренер не читает лекции – он показывает, дает упражнения, смотрит, как получается, корректирует: тренирует.

Результат у тренинга всегда есть!

И этот результат очевидный:

Не умел танцевать – теперь танцует
Не умел выступать – выступает.

На тренингах обучаться удобно и выгодно! Удобно, потому что есть тренер, который научит, покажет, заставит…

Выгодно, потому что быстро и качественно.

Значительно быстрее, чем обучаться самому, придумывая заново велосипед.

  • Я сам обучался на тренингах.
Тренинг, обычно, состоит из 10-20% лекции, и 80-90% практики.

И заканчиваться тренинг должен наглядным результатом.

Приходя на разные “тренинги”, я понял, что это слово стало “модным”. И не всегда заявленный “тренинг” является тренингом. И мне приходилось, даже,  забирать назад деньги.

  • Понятно, ведь когда мы платим деньги за стиральную машину, то хотим получить стиральную машину, а не пылесос. То же и с, так называемыми, “тренингами”.

Онлайн-тренинг

Обычно тренинги проходят в группах офлайн. Но тренинг может быть онлайн. При онлайн тренинге тренер выдает задания, а ученик тут же их выполняет. Очень многому можно обучиться онлайн.

  • К примеру, при онлайн обучении ораторскому искусству, ученик выступает прямо перед монитором компьютера (ноутбука, планшета). Выступать можно, как сидя, так и стоя.
Посмотрите видео о тренинге ораторского искусства онлайн:

Что могут предлагать вместо тренинга

1. Лекция – это не тренинг

Это – лекция, а не тренинг.

Если на тренинге более половины времени вы сидите на месте и слушаете – это не тренинг, а лекция!!!

  • Если вы сидите за столами и что-то записываете – лекция.

Смотрите по результату.

Если на выходе у вас появились хорошие знания – это и есть лекция.

Для этого она и предназначена.

Но это не было тренингом.

Лекция является самым дешевым видом обучения

  • Потому что прочитать можно и самому, найти материал сейчас не так сложно, как во времена до Интернета.

2. Семинар – это не тренинг

На тренинге есть тренер. Он обучает. Он в себе не сомневается, потому что знает и умеет – и это очевидно. И, чтобы сэкономить время всей группе, он не будет собирать у обучающихся разные мнения и обсуждать их с группой.

Идет семинар. Вскоре он может превратиться в тренинг. Но пока это – семинар.
  • Такие моменты тренер может обсудить один на один, пока вся остальная группа занята очередным упражнением.

Перед группой тренер может лишь задавать подобные вопросы:

“Что было важным, полезным, что получается, что еще не понятно, в чем трудность?”

Но такой диалог не должен занимать много времени.

Если же тренер собирает мнение участников и фиксирует их на флипчарте – это семинар.

Семинары я тоже уважаю, провел сотни семинаров, хороших семинаров.

Но семинар должен стоить дешевле тренинга.

  • Отдельно я напишу статью “Что такое семинар”. И чем он мне нравится.

3. Мотивационная лекция – это не тренинг

Мы славно поработали – и что?

Если у занятия нет результата, то назовите это как угодно, но не тренингом. Бывает, что группа уходит воодушевленная, всем что-то понравилось… А результат, как от хоровода вокруг елки.

  • Даже если это был “личностный рост” – должен быть этот “рост”, и весьма заметный.

4. Корпоративная вечеринка.

Я часто провожу командно-образовательные тренинги. Результат – сплоченная команда.

И за этот результат я ручаюсь.

Но, когда мне заказывают: побегать, попрыгать, полазить по веревкам, а вечером – шашлыки… В таких случаях я рекомендую нанять хорошего тамаду.

И прошу не называть данное мероприятие тренингом.

Что более всего похоже на тренинг

1. Курсы

Тренинг, растянутый во времени, может называться курсами. “Курсы кройки и шитья”, например, “Курсы английского языка”.

Это слово “курсы” более понятно для обычного человека. Тренинг – те же курсы, но более сжаты по времени.

  • К примеру, шесть занятий по 2,5 часа Базового курса по ораторскому искусству – те же 15 часов двудневного тренинга. Разница: там шесть дней в течении полутора месяцев, а там – два дня с утра до вечера. То же количество часов и упражнений. Бизнесмены выбирают тренинги.

2. Коучинг

Идет коучинг. Тренинг для одного человека.

Если вы попали на коучинг – вам повезло.

Коуч (coach) – в переводе с английского – тренер.

Коучинг (англ. coaching) – это такой вид тренинга.

Коучинг – это индивидуальная работа тренера с учеником. Индивидуальный тренинг. VIP обучение.

Самая эффективная работа. Дорогая.

Если на этом “коучинге” более двух человек – это уже не коучинг, а тренинг.

Но какая разница – коучинг – это очень хорошо для обучения.

Студенты чаще всего выбирают курсы,
бизнесмены – тренинги,
руководители предприятий – коучинг.

Обидно, что гордое слово “тренинг” используют не по назначению

  • Когда выезды на природу “с поиском кладов” называют корпоративным тренингом.
  • Когда устный пересказ “американской методички” тоже называют тренингом.
  • Когда тренера начинают делить тренинги на категории: “западный тренинг”, “американский тренинг”, “русский тренинг”, “японский”… При этом подменяя понятия.
  • Когда вместо слова “тренер” звучит: “ведущий тренинга”. Ведущий может быть у семинара.
  • Когда в рекламе пишут: “На нашем тренинге 80% практики и 20% теории”. А иначе и быть не должно.

Если вы попали не на тренинг

Вы всегда имеете право вернуть свои деньги (согласно законодательства) в любое время, пока не закончился тренинг (пока не получили услугу в полном объеме). Но, чтобы этого не произошло, собирайте заранее информацию и о тренере, и о тех результатах, которые получают участники на его тренинге.

Если вы попали на настоящий тренинг

Тренинг. Обучение жестам. Тренер Болсунов Олег.

Рад за вас! Вы быстро всему научитесь.

А по окончании тренинга – обязательно подойдите и лично поблагодарите тренера за его труд.

Вести тренинг не легко.

Не вся работа тренера видна внешне.

И не все его приемы понятны.

И, бывает, тренеру приходится напрягать участников, помогая преодолевать лень и усталость.

Мотивируя, объясняя, подсказывая, напрягая, требуя, хваля…

А напоследок хочу показать вам, уважаемый читатель, видео о том, как мы обучаем ораторскому искусству у себя на тренинге в Школе Ораторского Мастерства

С уважением, тренер Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Подняться в Оглавление книги 

Наши тренинги, семинары, курсы:

bolsunov.com

Что такое Бизнес-тренинги? Бизнес-тренинги — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Бизнес-тренинг — это разновидность обучения, цель которой развитие трудовых знаний, умений и навыков команды или отдельного сотрудника компании. В настоящее время именно такая форма обучения наиболее популярна во всём мире.

Тренинг — это активная форма обучения, направленная на получение практического опыта, обратной связи, использование новых моделей поведения в безопасной атмосфере. Благодаря этому за сравнительно небольшой отрезок времени можно добиться очень высоких результатов.

Бизнес-тренинги могут помочь:

  • научиться техникам эффективных переговоров с потенциальными партнёрами;
  • сформировать сплочённую и работоспособную команду;
  • повысить уровень продаж;
  • разработать оптимальную стратегию формирования и развития организации;
  • выработать собственный оптимальный стиль работы в своей должности;
  • научиться грамотно и профессионально распоряжаться собственными рабочими ресурсами
  • и многое, многое другое.

Виды бизнес-тренингов

Как и в отношении любых других тренингов, семинаров и курсов, бизнес-тренинги будут эффективны, если чётко ставить задачи и подбирать то, что подходит именно вам. С определённой долей условности бизнес-тренинги можно разделить на четыре категории по типам решаемых на них задач.

  1. Тренинги для тех, кто хочет создать свой бизнес. Данный вид тренингов помогает структурировать собственные цели и задачи в области бизнеса, разработать пошаговую стратегию реализации своих идей и проектов. Не стоит ожидать от такого тренинга, что вам подскажут гениальную идею для создания бизнеса или поделятся каким-нибудь тайным секретом из серии «как заработать миллион». Успех вашего бизнеса зависит от вас, ваших идей, целеустремлённости и трудолюбия. А тренинг может помочь скорее с технической, организационной стороны.
  2. Тренинги эффективного управления. Данные тренинги, адресованы руководителям предприятий и подразделений. Они помогают участникам эффективно разрешать управленческие задачи, такие как:
    • повышение мотивации сотрудников,
    • эффективное управление персоналом,
    • использование различных стилей руководства в зависимости от ситуации и т.д.

Нельзя сказать, что обучение этому нужно в обязательном порядке всем управленцам. Но если вы ощущаете сложности в данной сфере, тренинг сможет помочь получить конкретные навыки или просто посмотреть на проблему под другим углом.

  1. Тренинги, посвящённые гибкому реагированию на изменяющуюся обстановку. В условиях современной обстановки в бизнесе стало модным слово «антикризисный». Это не случайно — кризисы в нашей стране случаются с завидной регулярностью и компаниям, так или иначе, необходимо реагировать на постоянные колебания в экономике. Данные тренинги направлены на формирование более гибкой стратегии поведения, анализ текущей ситуации в бизнесе и выработке стратегии управления в условиях кризиса.
  2. Тренинги, направленные на формирование конкретных бизнес-навыков. Это, пожалуй, самая широкая категория. Тематика бизнес-тренингов может быть самой разной, например:
    • эффективные продажи,
    • искусство проведения переговоров,
    • проведение презентаций,
    • управление финансами на предприятии и бухучет.

Кроме того, бизнес-тренинги могут быть открытыми и корпоративными. На открытых тренингах могут присутствовать представители разных организаций, интересующиеся определёнными вопросами (например, эффективные продажи, тайм-менеджмент и т.д.). Корпоративные тренинги проводятся внутри компании и полностью адаптированы под потребности данной организации. Примером корпоративного тренинга может быть тренинг командообразования.

Итак, бизнес-тренинг — это возможность в короткие сроки обучиться навыкам, необходимым для успешного ведения бизнеса. Кроме того, тренинг может дать стимул к новым достижениям, зарядить коллектив энергией и помочь решить многие задачи.

Уважаемые посетители! Портал «Самопознание.ру» посвящён в первую очередь личностному росту. Работа над собой, развитие навыков управления эмоциями, коммуникации, самопрезентации, конструктивного решения конфликтов, самоорганизации и т.д., несомненно, способствуют карьерному росту, увеличению продаж и развитию бизнеса. Многие технологии, освоенные на тренингах, могут использоваться при решении рабочих вопросов. Но мы не размещаем бизнес-тренинги в чистом виде (а также тренинги по продажам, управлению персоналом, переговорам, маркетингу, бухучёту и т.д.). Данное размещение не будет эффективным, т.к. посетители портала «Самопознание.ру» — не целевая аудитория данных мероприятий. Городское расписание бизнес-тренингов вы найдёте на портале «ВсеТренинги.ру».

samopoznanie.ru

Тренинг это что такое Тренинг: определение — Психология.НЭС



Тренинг это что такое Тренинг: определение — Психология.НЭС
  • Психология.НЭС
    • Право.НЭС
    • Философия.НЭС
    • Социология.НЭС
    • Экономика.НЭС
    • Педагогика.НЭС
    • Политика.НЭС
    • История.НЭС
О проекте | Правила | Контакты Национальная психологическая энциклопедия β
  • Словари
  • Термины
  • Персоны
  • Новости
  • Каталог
  • Термины
  • ТРЕНИНГ

vocabulary.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о