Творческий подход это – Творчество (Творческий подход) | Что такое Творчество (Творческий подход)
Творчество (Творческий подход) | Что такое Творчество (Творческий подход)
Творчество (Творческий подход) как качество личности – способность создавать качественно новые материальные и духовные ценности, представляющие ценность для людей.
Из желания вознаградить успех маленького сына в занятиях музыкой, мать привела его на концерт Великого Музыканта. Она усадила ребёнка в зале и, увидев знакомую, подошла к ней поздороваться. Мальчик, который первый раз был на концерте, тем временем встал и решил исследовать местность. Увидев дверь с надписью «Вход воспрещён», он, конечно же, тут же вошёл в дверь. Тем временем в зале погас свет перед началом концерта. Мать поспешила на своё место, но не обнаружила там своего сына. Внезапно занавес поднялся, и лучи прожектора осветили сцену. Вот тут мать охватил ужас, потому что она увидела на сцене своего маленького сына, который сидел за роялем и невинно играл нехитрую, недавно разученную мелодию. И в этот же самый момент, стремительной и лёгкой походкой на сцену вышел Великий Музыкант. Публика ахнула. Но Великий Мастер подошёл к мальчику и сказал: — Не останавливайся. Продолжай играть. Наклонившись, Музыкант стал исполнять левой рукой басовую партию. Затем, его правая рука опустилась на клавиатуру с другой стороны от ребёнка, и он добавил живое, бегущее obbligato (обязательная партия). Аудитория была совершенно очарована. Вместе Великий Пианист и Мальчик превратили нелепую, забавную ситуацию в удивительную, уникальную, и подарили аудитории абсолютно неповторимый момент. Какой бы ни была ситуация, Господь шепчет: — Не останавливайся, продолжай играть. И вместе мы соберём мелкие осколки в Творчество, Моё Творчество.
Творческий подход – означает способность из имеющегося знания и опыта создать новую реальность, представляющую определенную ценность для людей. При этом продукт творческого труда не обязательно должен создавать «новую стоимость» знания. К примеру, монах Грегор Мендель открыл законы генетики, под полное равнодушие и невнимание современников. Прошло 35 лет, и эти законы открыли независимо друг от друга другие ученые. Возникает вопрос можно ли сказать, что последователи Г. Менделя немецкий ботаник Карл Эрих Корренс, австрийский генетик Эрих Чермак-Зейзенегг, голландский ботаник Хуго де Фриз занимались рутинной, нетворческой деятельностью? Конечно, нет. Они трудились творчески, а то обстоятельство, что их открытия были открытиями только для них самих, не умаляет их творческих заслуг.
В социальном устройстве общества существуют четыре категории людей: одни из них склонны изучать и давать знания; другие склонны управлять, давать людям прибежище, защиту; третьи склонны торговать и давать людям благополучие в жизни, т.е. давать им финансовую защиту; четвертые склонны заниматься творческим трудом и давать людям результат своего творчества.
Способность к творчеству можно разглядеть уже в ребенке. Если мальчуган что-то мастерит, что-то конструирует, немножко отстранен и отречен, любит всё всем объяснять, демонстрирует тягу к изучению и пониманию, значит, скорее всего, ребенок склонен к творческой деятельности.
Какие качества личности необходимы творческой личности чтобы реализовать своё предназначение? Первое – это бескорыстие. Второе – уважение к себе. Когда трудовая деятельность зациклена на деньгах, она не может быть творческой. Творчество выше денег. О.Г. Торсунов пишет: «Если человек хочет быть творческим человеком и уважаемым всеми, он должен поставить свой творческий труд выше денег… В чем заключается уважение к себе, как к личности? Это уважение заключается в том, что если человек достиг творческого потенциала, он действительно развился как личность. Пока он развивается он не должен думать о деньгах и вообще обо всем остальном, но когда человек развился как личность, что он должен для себя сделать? Он должен найти себе такого руководителя, который его достоин. Все остальное вопрос просто времени. Понимаете, если человек развился как бизнесмен, что он должен в своей жизни сделать? Он должен найти себе такого покровителя в жизни, который его достоин. Если человек развился как ученый, что он должен сделать? Он должен в своей жизни найти поддержку среди окружающих людей. Его дело должно быть востребовано кем-то, хотя бы. Он когда найдет таких людей, он станет успешным в своей жизни. Возможность найти кого-то является проявлением чувства собственного достоинства и определяет статус человека в обществе».
Творчество – сестра созидания. Оно готово к созидательной деятельности. Творческая личность верит в то, что обладает творческими способностями, уверена, что она талантлива и одаренна. Творческая личность самодостаточна, независима и предрасположена к риску. Поэт Аль Кватион писал: «Творцы — не священники, чтобы петь мораль, они всегда — испытатели, пробующие на прочность привычные рамки мира и общественного устоя. Люди в вечном поиске вдохновения, нового взгляда, нераскрытого таинства красоты».
Творческая личность обладает гибким, маневренным умом, развитым воображением, мощным внутренним импульсом, интуицией, умением мыслить ассоциативно и полным отсутствием шаблонности мышления. Ей присущ острый ум, наблюдательность и самодисциплина.
Вместе с тем, в дни вынужденного безделья, то есть отрыва от творчества, люди с творческим началом замыкаются, впадают в депрессию, проявляют подавленность, резкость и упрямство. «Творческий тупик, — писал Янн Мартелл, — покажется смехотворной мелочью лишь тем вялым душам, кто никогда не пытался что-нибудь создать. Это не просто бесплодная попытка, забракованная работа, но ты весь, когда в тебе умирает маленький бог, некая твоя часть, казавшаяся бессмертной».
Поэт Евгений Евтушенко в стихотворении «О творчестве» пишет:
Я не сдаюсь, но всё-таки сдаю,
Я в руки брать перо перестаю,
И на мои усталые уста
пугающе нисходит немота.
Вот также люди если плохо им
Не могут рассказать всего другим.
Наедине с собой они молчат
Или вот так же тягостно мычат.
Не боясь перемен, творческая личность легко усваивает новое знание, пропускает его через разум и делает частью своего жизненного опыта. Творчество дружит с воодушевлением, энтузиазмом и вдохновением. Творчество без вдохновения – всё равно, что заблокированная кредитная карточка.
О фаворите творчества, великом поэте Индии Рабиндранате Тагоре ходят легенды. Он написал шесть тысяч прекрасных песен. Когда на него нисходило вдохновение, он запирался в своей комнате и творил. Он не ел, не пил и не выходил из комнаты по три-четыре дня. Все, кто видел его выходившим из своей комнаты после такого поста, после пребывания в состоянии творчества, отмечали, что он изменился. Он выглядел приобщённым к какому-то другому миру: изяществом, грациозностью манер, просветленностью взгляда! Но лишь несколько часов исходил от него аромат. Затем месяцами это состояние могло не приходить.
Рассказывают, что когда он умирал, к нему пришёл его друг, известный литературовед. Взяв его за руку, он сказал: — Ты можешь умереть с глубоким удовлетворением, ведь ты спел столько песен! Ещё никто на Земле не спел так много прекрасных песен! Ни Калидаса, ни Шелли не могут сравниться с тобой. И когда он сказал это, слёзы потекли из глаз Рабиндраната. Друг не мог поверить своим глазам и сказал: — Ты — и плачешь? Ты боишься смерти? Никогда не поверю! Человек, который воспевал жизнь во всей её полноте, боится смерти? Ведь смерть — это одно из проявлений жизни! Рабиндранат ответил: — Нет, не смерти я боюсь! Смерть прекрасна так же, как и жизнь. А плачу я от того, что самые лучшие песни стали приходить совсем недавно. До сих пор я был лишь ребёнком. Теперь я вырос, и Бог даёт мне всё больше и больше. Только сейчас я созрел, а пришло время уходить.
Петр Ковалев 2014 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
podskazki.info
Творческий подход | Тайм-менеджмент и мотивация
Очень часто при приеме на работу специалисты по подбору персонала интересуются, а в состоянии ли соискатель при решении своих производственных задач применять
Творческий подход – это, в общем и целом, умение и желание привносить что-то свое уникальное в любую повседневную рутину. Творческий подход может проявляться в необычной вешалке из спинок старых стульев или же в необычном дизайнерском решении того или иного проекта. Помимо этого, творческий подход может быть применен в любой сфере, которая предполагает хотя бы небольшое расхождение с четким планом и направлением деятельности.
В какой же сфере деятельности обычно может применяться творческий подход в работе персонала? Сюда можно отнести любые сферы, направленные на созидательное творчество – архитектура, дизайн, мода, искусство и т.д. В таких видах деятельности любые попытки сотрудников привнести что-то новое, отличное от идей других людей, обычно только приветствуется. Современного человека очень трудно чем-то удивить, поэтому люди, готовые на творческий подход, очень ценятся.
Что же касается более практичных сфер деятельности, например, финансовой сферы или же сферы информационных компьютерных технологий, то здесь также приветствуются неординарные в чем-то замечательные люди, имеющие свои идеи и готовые воплощать их в жизнь. Дело в том, что, например, в той же финансовой сфере давно изобретенные технологии ведения бизнеса просто-напросто устарели, они не могут полностью удовлетворять потребностям современного мира с его бешенным темпом. Небольшое творчество в работе сотрудников той или иной финансовой компании позволит не только улучшить ее дела, но и привнести что-то новое, не такое рутинное как обычно, в жизнь ее «жителей». То же можно сказать и об информационных технологиях – мы бы не имели тех возможностей, которые мы имеем сейчас, если бы разработчики сидели на месте и боялись воплощать в жизнь свои смелые идеи.
Таким образом, можно смело сказать, что творческий подход – это большой плюс и если компания, на которую вы трудитесь, не дает вам возможности реализовывать ваш потенциал, ищите новую работу, где ваши творческие амбиции смогут оценить по достоинству.
psy-day.ru
Что такое творчество в бизнесе
Тереза М. Амабил,Harvard Business ReviewОбычно творчество ассоциируется с искусством и понимается как выражение особо оригинальных идей. Вспомните Пабло Пикассо, который заново изобрел стандартные художественные приемы или Уильяма Фолкнера, который дал новое определение художественной литературе. Для успешного бизнеса одной оригинальности недостаточно — творческие идеи должны быть полезными и осуществимыми. Примерами удачного влияния на бизнес могут стать улучшение качества продукции или разработка нового технологического процесса.
Творчество в основном ассоциируется с художественной оригинальностью, и поэтому в коммерческих организациях часто бывает сложно найти для него подходящее место. На семинарах я спрашивала менеджеров, в каких функциях для них творчество неприемлемо. Около 80% ответили: бухгалтерия. По их мнению, единственное подходящее место для творчества — это отдел маркетинга и исследований. Но творчество может быть полезным для каждой функции в организации. Вспомните о бухучете по работам. Это было настоящее изобретение — бухгалтерское изобретение, а его влияние на бизнес оказалось положительным и глубоким.
Менеджеры не только с опаской думают о творчестве в бухгалтерии, или даже в любом подразделении, которое имеет дело с систематическими процессами или юридическими нормативами, но также придерживаются довольно узких взглядов на творческий процесс в целом. Для них творчество — это способ мышления, или, например, изобретательность при решении проблем. И действительно, воображение важно, но это только малая составляющая творчества. Важны также две другие его составляющие: компетентность и мотивация.
Компетентность — это совокупность навыков и знаний, которыми человек обладает и может применить в процессе своей работы. Возьмем, например, работающего в фармацевтической компании ученого, задача которого — разработка лекарства для больных гемофилией, усиливающего сворачиваемость крови. Его компетентность — это научное мышление плюс знания и технические навыки в медицине, химии, биологии и биохимии. Неважно, как он получил эти знания — через формальное образование, практический опыт или работая с другими профессионалами.
Компетентность — это то, что лауреат Нобелевской премии, экономист и психолог Герб Саймон назвал «сетью возможных догадок» — интеллектуальное пространство, которое используется для исследования и решения проблем. Чем шире это пространстве, тем лучше.
Творческое мышление, как сказано выше, связано с процессом решения проблем, то есть это способность находить новое применение старым идеям. Это умение зависит от личности, а также от характера, типа мышления и подхода к работе. Например, ученый-фармацевт сможет творчески мыслить, если он способен не соглашаться с другими, то есть если он способен принимать решения, которые не совпадают со стандартным подходом. Еще более творческие личности способны легко выворачивать проблемы наизнанку и совмещать знания из, казалось бы, несовместимых областей. Например, они могут обратиться к ботанике и поискать решение проблемы гемофилии в сосудистых системах растений, которые могут оказаться полезными и подстегнуть интуицию в отношении кровотечений у человека.
Что касается стиля работы, ученый сможет намного легче добиться творческого успеха, если продолжает настойчиво заниматься сложной проблемой. Упорное выполнение бесконечно повторяющихся серий скучных экспериментов увеличивает вероятность по-настоящему творческого прорыва. Ему также способствует так называемая «инкубация», то есть способность временно откладывать в сторону сложные проблемы и работать над чем-то другим, позднее возвращаясь к сложностям со свежими взглядами.
Компетентность и творческое мышление — это индивидуальное сырье, так сказать, природные ресурсы. Но фактические действия определяются третьим фактором — мотивацией. Ученый может обладать выдающимися академическими достижениями и огромной способностью генерировать новые взгляды на старые проблемы. Но если для выполнения конкретного задания ему не хватает мотивации, оно останется невыполненным. Компетентность и творческое мышление специалиста либо окажутся невостребованными, либо будут потрачены на что-то другое.
Однако, разные формы мотивации не одинаково воздействуют на творчество, в чем я неоднократно убеждалась в ходе исследований. Более того, результаты убедительно доказывают, что существует два типа мотивации — внешняя и внутренняя, причем последняя более важна для творчества. Но давайте начнем с рассмотрения внешней мотивации, потому что чаще всего именно ее недостатки лежат в основе проблем творчества в бизнесе.
Внешняя мотивация приходит извне, в виде пряника или кнута. Если начальник нашего ученого обещает финансовое вознаграждение за успешную разработку лекарства от гемофилии или угрожает увольнением в случае неудачи, без сомнения, ученый получит нужную мотивацию в поисках решения. Но такая мотивация «заставляет» ученого делать свою работу с целью получить что-нибудь желанное или избежать чего-то неприятного.
Наиболее известный внешний мотивационный фактор, используемый менеджерами — деньги. Они не всегда мешают людям в применении творческого подхода. Но во многих ситуациях они и не помогают, особенно, когда люди начинают чувствовать, что их покупают или ими управляют. Что более важно, сами по себе деньги не заставят работников любить свою работу. Денежное вознаграждение не может волшебным образом заставить людей считать свою работу интересной, если в душе они считают ее нудной.
Деньги не всегда мешают людям в применении творческого подхода, но во многих ситуациях они и не помогают.
Любовь и интерес к работе, внутреннее желание человека что-то сделать — вот что является основой внутренней мотивации. Например, ученый, о котором шла речь выше, внутренне мотивирован, если его работа над лекарством от гемофилии происходит от интереса к гемофилии, личного вызова, или страстного желания решить проблему, которую еще никто не смог решить. Когда человек внутренне мотивирован, он работает из интереса и ощущает радость от своей работы. Для него сама работа является мотивационным фактором. Более того, в своих исследованиях творчества мои студенты, коллеги и я сама нашли столько доказательств преимущества внутренней мотивации, что мы сформулировали так называемый Принцип Внутренней Мотивации к Творчеству: люди склонны проявлять творческий порыв, когда они мотивированы, прежде всего, интересом, удовлетворением и вызовом, заключенным в самой работе, а не внешним давлением.
УПРАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ
Менеджеры могут влиять на все три компонента творчества: компетентность, умение творчески мыслить и мотивацию. Но дело в том, что первые два более сложные и требуют больше времени, чем мотивация. Действительно, регулярные научные семинары и профессиональные конференции, без сомнения, увеличат компетенцию ученого в области гемофилии и сопутствующих областях. Обучение «мозговым штурмам», научным принципам решения проблем и нетрадиционному мышлению могут дать ему новые подходы. Но для повышения квалификации и развития творческих навыков потребуются немалые средства и время. С другой стороны, согласно результатам наших исследований, внутренняя мотивация может быть значительно усилена даже незначительными организационными изменениями. Я не хочу сказать, что менеджеры должны забыть о повышении квалификации и развитии навыков творческого мышления. Но когда дело доходит до рычагов воздействия на персонал, они должны помнить, что только рычаги внутренней мотивации дают немедленные результаты.
Какие же управленческие приемы повышают творческий подход? Они подразделяются на шесть общих категорий: вызов, свобода, ресурсы, характеристики рабочей группы, поощрение начальства и организационная поддержка.
Разделение на эти категории — плод исследований более чем двух десятилетий. Исследований всего лишь одного вопроса: какова связь между рабочей средой и творчеством?
Мы использовали три методологии: эксперименты, собеседования и опросы. Контролируемые эксперименты позволили определить каузальные связи, а интервью и опросы помогли разобраться в богатстве и сложности творческого подхода в коммерческих организациях. Мы опросили десятки компаний, а в них сотни служащих и групп. В каждом исследовании наша цель состояла в определении практик менеджмента, которые напрямую связаны с позитивными творческими результатами, и наоборот.
Например, в одном проекте, мы обратились к десяткам служащих различных компаний и отраслей с просьбой подробно описать наиболее и наименее творческие события в их трудовой жизни. После этого мы тщательно изучили расшифровки интервью, отмечая практики менеджмента, другие схемы, которые повторяются в успешных творческих историях или их безуспешных вариантах. Наши исследования были также значительно усилены специальным опросом под названием KEYS. Предназначенный для служащих всех уровней организации, KEYS состоит из 78 вопросов, позволяющих оценить различные условия труда, например, уровень поддержки творческих подходов от топ-менеджеров и организационные подходы к оценке результативности.
ЛАБИРИНТ ТВОРЧЕСТВА
Чтобы понять различия между внутренней и внешней мотивациями, представьте себе коммерческую проблему в виде лабиринта.
Один человек может быть мотивирован, чтобы пройти лабиринт как можно быстрее и безопаснее, чтобы получить ощутимое вознаграждение — так мышь устремляется по извилистым коридорам к желанному сыру. Этот человек ищет простейший и наиболее прямой путь, и затем идет по нему. Более того, если он действительно хочет получить вознаграждение как можно быстрее, он идет проторенным путем и решает проблему точно так же, как это делалось до него.
Этот подход, основанный на внешней мотивации, действительно выведет из лабиринта. Но решение, полученное в процессе, скорее всего, не будет творческим, не даст новых взглядов на характер проблемы и не покажет новые пути ее решения. Скорее всего, простейшее решение не продвинет бизнес вперед.
Другой человек может подойти к прохождению лабиринта по-другому. Он может рассматривать процесс блуждания в лабиринте по-разному — как личный вызов и возможность узнать себя, как интересный и захватывающий процесс. Без сомнения, этот путь займет больше времени и принесет больше ошибок, потому что любой лабиринт, как и любая действительно сложная проблема, имеет больше тупиков, чем выходов. Но когда внутренне мотивированный человек, наконец, находит выход из лабиринта, решение проблемы, скорее всего, будет намного более интересным, чем прямой путь. К тому же, более творческим.
Из историй о известных творческих личностях мы можем узнать о множестве свидетельств сильной внутренней мотивации. Когда у известного физика и лауреата Нобелевской премии Артура Шавлова спросили, в чем разница между людьми творчества и учеными, которые не используют творческий подход, он сказал следующее: «Здесь самое главное — любовь к своему делу. Наибольшего успеха чаще всего добиваются не наиболее талантливые ученые, а люди, движимые любопытством. Им просто хочется узнать ответ». Альберт Энштейн говорил о внутренней мотивации как об «удовлетворении от видения и поиска». Когда известного романиста Джона Ирвинга спросили о долгих часах, потраченных на написание книг, он ответил так: «Самое важное — это любовь. Я способен так много работать над своими книгами просто потому, что для меня это не работа». А Майкл Джордан, возможно, наиболее творческий баскетболист всех времен, обязал своих нанимателей включить в контракт положение о «любви к игре», согласно которому он имеет право играть в уличный баскетбол с друзьями в любое время по своему желанию.
Творческие личности редко становятся суперзвездами, как Майкл Джордан. Скорее наоборот, большая часть творческой работы в современном бизнесе выполняется людьми, чьи имена никогда не войдут в учебники истории. Это компетентные специалисты, обладающие умением творчески мыслить и высокой внутренней мотивацией. И, что не менее важно, эти люди работают в организациях, где менеджеры осознанно создают благоприятную рабочую среду, поощряющую, а не подавляющую творческий подход.
praktiks.com
Творческий подход к делу
Личности, имеющие креативный взгляд на мир, преображая все вокруг себя, генерируя новые идеи и выискивая нестандартные решения ситуаций, вынуждены сталкиваться с творческими застоями. Последние могут быть вызваны отсутствием настроения, проблемами или монотонным подходом к делу. Порой повседневность кажется блеклой, что требует вмешательства, чтобы вновь вызвать интерес у каждого человека, заменив серые будни чем-то по-настоящему ярким. Так, творческий подход рекомендуется задействовать и в образовании, чтобы постоянно поддерживать заинтересованность в учебе, вовлекая учеников в поиск нестандартных решений выходов из ситуаций.
Как творческие люди придумывают идеи?
Гении современного мира давно поняли, что отчаянные времена требуют неортодоксальных мер. Силясь посмотреть на привычные вещи оригинальным способом, они постоянно подыскивают творческий подход к решению проблем. Порой, это не совсем безопасный способ.
Так, известный японский изобретатель Есиро Накамацу считает, что наилучший способ включить собственное сознание – вызвать кислородное голодание мозга. Мужчина не раз погружался под воду, чтобы организм усилил циркуляцию крови в коре головного мозга. Большую часть своих изобретений он придумал под водой в экстремальных условиях. На данный момент его возраст заходит за отметку 90 лет.
Нередки и нелегальные случаи, когда ученые и изобретатели ищут различные способы генерирования идей, поскольку сталкиваются с нежеланием продолжать серые будни. Так, индивидуально-творческий подход к работе Зигмунд Фрейд открывал для себя с помощью психотропных веществ – кокаина. То же самое фиксируется в жизни Томаса Эдисона. Пристрастие к наркотикам зафиксированы и у современных деятелей, таких как Билл Гейтс и Стив Джобс.
Конечно, смертельные привычки и игры с наркотиками – это не тот тип здорового поведения, который должны пропагандировать великие люди. Следует понимать, что взрослая жизнь полна проблем и тяжелых решений. Собственными поступками гении просто пытаются продемонстрировать тягу к новому и сказать, что какими бы неправильными методами они не пользовались, они ставят безумные идеи превыше всего, поскольку именно они изменяют привычный социум.
Как помочь развить оригинальный взгляд на привычное?
Жестокие методики, подвергающие опасности собственное здоровье, нельзя использовать в повседневной жизни, ведь они могут привести к летальному исходу. Однако творческий подход к работе возможно развить без риска для жизни. Великие ученые не сразу стали известными, а долго и упорно шли к этому с самого детства.
Система образования в настоящее время позволяет придумывать оригинальное ведение уроков или лекций, а также проведение факультативов, семинаров и внеурочной деятельности. Например, системно-творческий подход характерен для гуманитарных дисциплин, когда учащиеся сами находят ответ на поставленные задачи. При этом, преподаватель подает материал максимально ярким образом с помощью текста, изображений на экране, аудиозаписей и т. д. В процессе изучения ученики взаимодействуют между собой.
Личностно-творческий подход, напротив, направлен на индивидуализацию каждого учащегося. Учитывается не только мнение ученика, но и применяется психологический подход. Образовательный процесс происходит с помощью взаимодействия преподавателя и ученика, а также индивидуальных заданий.
Эмоциональная связь
В каждом человеке заложен творческий потенциал. Творческий подход к делу является важнейшим аспектом совершенствования любой личности. Именно он помогает анализировать привычные вещи необычными способами. Оригинальность не появляется из ниоткуда. Она находится внутри каждого и требует постоянной поддержки.
Многие исследования показывают, что развитие творческого подхода легче раскрыть с помощью эмоциональных контактов. Например, если преподаватель дает студентам проект о социальных проблемах в мире или о семье, затрагивая острые вопросы, как насилие, это поможет в развитии нестандартного взгляда. Учащиеся задействуют эмпатию, не оставаясь равнодушными к сторонним ситуациям.
Классная среда
Окружающая обстановка в классе играет решающую роль в воспитании творческого подхода и повышении уверенности в себе. Преподавателям рекомендуется создать такую обстановку в классе или аудитории, где мнение каждого учащегося будет иметь весомое значение. Вот как учителя могут сделать учебную среду наиболее эффективной и приятной для учеников:
- Проводите занятия в виде живой дискуссии, чтобы ученики взаимодействовали друг с другом и высказывали мнения.
- Найдите время для неформальной классной деятельности.
- Запомните имя каждого ученика и убедитесь, что остальные знают друг друга по имени.
Действуйте оригинально
Система образования различается по возможностям реализовать творческий подход к работе в обучении, однако преподаватель в силах адаптировать методики самостоятельно, действуя более оригинально.
- Найдите инновационные решения для существующих и будущих проблем среди учащихся.
- Внимательно оценивайте способности всех учеников во время заданий.
- Придумайте альтернативные варианты разрешения споров и широко смотрите на любые вопросы.
Поощряйте учеников в самостоятельном поиске ответов
Это также называется методом Песталоцци. В отличие от обычных моделей прямых ответов на поставленные вопросы, метод направлен на то, чтобы побудить искать ответы самостоятельно. Благодаря данному способу ученики научатся индивидуально наблюдать, воображать, судить и рассуждать. Одним из таких детей, успешно применившим правило, был Альберт Эйнштейн.
Дети учатся, учителя наблюдают
Нынешняя система образования ориентирована на учителя: он ведет класс, не оставляя ученикам места для самостоятельного развития своих навыков и творческого подхода. Метод Монтессори направлен на то, чтобы дать учащимся пространство для самостоятельного обучения, в то время, как преподаватель наблюдают за прогрессом. Одним из успешных примеров использования рассматриваемого метода являются основатели Google – Ларри Пейдж и Сергей Брин.
Сядьте за круглые столы, а не за парты
Метод, известный как стиль обучения Харкнесса, направлен на то, чтобы превратить класс в дискуссию в стиле открытой конференции. Студенты сидят за круглым столом или сдвинутыми лицом к лицу партами, что побуждает их брать на себя ответственность, обмениваться мнениями. Это намного эффективнее, чем следовать линейному повествованию под управлением преподавателя.
Каждая идея заслуживает внимания
Многие педагоги считают, что инновации должны быть уникальными и представлены в виде патента от дипломированных ученых. Данное утверждение некорректно, поскольку все великое рождается с малого. Если ученик придумал и доказал что-либо нестандартным образом, то это может рассматриваться, как инновация. Кроме того, это показывает способности учащихся к формированию новых идей, основанных на полученных знаниях и опыте.
Если учащиеся стремятся изобретать что-то новое, находить решения – это поведение не должно быть проигнорировано. Его необходимо поддерживать для развития творческого подхода.
Увлекательные проекты
Процесс обучения кажется невероятно скучным и унылым, когда занятия протекают одинаково, монотонно и охватывают лишь сухие страницы книг. Используйте время, отведенное на уроки, чтобы выделить часть для работы над проектами, не связанными с учебной программой.
Активное изучение
Активное обучение включает в себя использование творческих материалов, таких как игры, концепции, карты и учебные материалы. Данный вид обучения рекомендуется в качестве индивидуального подхода, когда учащийся неравнодушен к учебной среде.
- Создавайте ситуации, которые предоставляют ученикам много путей для решения проблем.
- Проводите практические занятия.
- Время от времени организуйте круглые столы на интересные темы.
Также педагоги могут предлагать ученикам создавать графики для математических задач или обобщать исторические события с помощью поэтического стихотворения. Введение искусства в учебный процесс может вдохнуть новую жизнь в банальные предметы.
Используйте разные модели и методы
Вышеперечисленные модели не обязательно задействовать по одному, поскольку это может привести к повторению линейного обучения, где учитель лишь указывает, что делать. Задействуйте несколько моделей и подводите ее к совершенной. Идеальная модель обязательно поможет в таких вопросах:
- Установление связи среди реальной жизни учеников и классной комнаты.
- Вдохновение на новые идеи, нахождение нестандартных способов для решения проблем.
- Расширение границ классной комнаты, преподнесение перспектив обучения в классе и дома.
Избавьтесь от равнодушия
Творческий подход является основным навыком, необходимым для полноценного формирования личности. Именно с его помощью будущие взрослые, окончившие обучение, будут иметь преимущества перед конкурентами, справляясь с самыми сложными задачами.
Пусть современные образовательные системы не уделяют должного внимания развитию креативной стратегии изучения предметов, но преподаватели могут применять ряд советов и методов, помогающих ученикам нестандартно мыслить, находить инновационные решения для существующих и будущих проблем.
Помните, что поддержать идею – ничего не стоит.
fb.ru
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЖИЗНИ — Мегаобучалка
Что такое творчество?
Главные темы этой книги — удовольствие и творчество. Обе тесно связаны друг с другом, поскольку удовольствие обеспечивает мотивацией и энергией творческий процесс, который, в свою очередь, усиливает удовольствие и радость жизни. Жизнь с удовольствием становится творческим приключением, без удовольствия она превращается в борьбу за выживание. В предыдущих главах мы рассмотрели, в чем сущность удовольствия и какова его роль в детерминации поведения. Эту главу я хочу посвятить обсуждению роли творчества в жизни человека.
Творческий подход к жизни предполагает нахождение новых, нетривиальных, изобретательных решений разнообразных ситуаций, возникающих ежедневно в жизни любого человека. Насущная потребность в новых решениях вызвана тем, что ценности и социальный этикет, которые определяли отношения и регулировали поведение людей предыдущих поколений, уже не удовлетворяют условиям современной жизни. Это очевидно, рассматриваем ли мы явления личной и семейной жизни или обращаемся к более широкой социальной или политической сфере. Новые решения, которых мы ищем, не могут быть сведены к отрицанию существующих концепций. Банальный протест не является творческим подходом и может привести лишь к хаосу, при котором поиск удовольствия и смысла чаще всего заканчивается страданием и отчаянием.
Крушение традиционных норм и моделей несет в себе обещание новых, более возвышенных удовольствий и радости, но при этом является серьезной опасностью. Обещание заключается в том, что открываются более широкие возможности для творческого подхода в любых сферах жизни; опасность — в недостатке понимания того, что представляет собой творчество. В состоянии замешательства люди склонны принимать любые популярные идеи, которые предлагают решение, наивно полагая, что популярность служит своего рода гарантией их обоснованности. Поскольку популярность часто определяется притягательностью для масс и действиями средств массовой информации, то она противоречит представлению о творчестве, подразумевающем нахождение особого решения уникальной проблемы. Две картины кисти разных художников никогда не будут идентичными.
Другая опасность, которая нас подстерегает, состоит в заблуждении, что опыт является единственной подлинной ценностью в жизни. Очень многие люди, следующие этому убеждению, попадают в ситуации, оказывающиеся деструктивными для их здоровья и благополучия. В пользу употребления наркотиков часто выдвигается аргумент, что человек не должен ограничивать свой опыт. Неразборчивость в сексуальных отношениях оправдывается подобным же образом. Опыт сам по себе совсем необязательно способствует росту и развитию. Для этого он должен быть интегрирован в структуру личности. Он должен быть творчески ассимилирован, то есть должен расширить представление человека о себе, его способностях испытывать удовольствие и, по ассоциации с физическим ростом, способствовать росту личности. Опыт, который не был творчески ассимилирован, лишь усиливает замешательство и ослабляет чувство идентичности.
Что значит быть творческим человеком? У творческого человека самобытный, свежий взгляд на мир. Он не пытается решать новые проблемы старыми методами. Он исходит из того, что у него нет готовых решений. Поэтому он смотрит на жизнь широко раскрытыми глазами и с любопытством ребенка, мышление которого еще не закостенело, а взгляд на мир еще не утвердился. Если личность человека еще не стала жестко фиксированной, он может свободно использовать свое воображение при встрече с постоянно меняющимися обстоятельствами жизни.
Быть творческим — значит иметь развитое воображение, однако не всякий акт воображения является творческой деятельностью. Мечты, фантазии и иллюзии, которые наполняют ум и занимают мысли многих людей, нельзя назвать выражениями творчества. Тип воображения, характерный для Уолтера Митти, становится ментальной компенсацией неспособности человека разрешать свои внутренние конфликты*. Такие компенсаторные образы слабо связаны с реальностью, и поскольку они не могут быть реализованы, то оставляют человека в состоянии повышенного напряжения. Творческое воображение начинается с тонкого восприятия и принятия реальности. Оно не пытается трансформировать реальность, чтобы привести ее в соответствие с существующими у человека иллюзиями, но становится средством более глубокого постижения реальности, позволяющим человеку, столкнувшемуся с этой реальностью, обрести более интенсивный и богатый опыт. Творческий импульс начинается с воображения ребенка, но направленного при этом на реализацию потребностей взрослого.
Синтез реализма взрослого человека и детского воображения является ключевым моментом любого творческого акта. В этом воплощен базовый принцип творчества, заключающийся в том, что творческий акт — это слияние двух, кажущихся несовместимыми взглядов в единое видение. Артур Кестлер, автор книги «Акт творчества», всвоем исследовании сосредоточил основное внимание на этой идее и подтвердил ее многочисленными примерами. Он пишет: «Творческий акт, в котором происходит соединение ранее несвязанных аспектов опыта, позволяет ему [человеку] достичь высшего уровня ментальной эволюции. Это становится для него актом освобождения, — победой оригинальности над привычкой»**[26]. Слияние и интеграция противоположных подходов как творческий принцип не ограничено сферой искусства или науки, но применимо к любым формам творческого выражения в жизни. Я проиллюстрирую его применимость к обычной ситуации современной жизни.
Большинство нынешних родителей испытывают затруднение в подходе к воспитанию своих детей, выбирая между дисциплиной и дозволенностью. У них нет уверенности в том, что авторитарный подход, которым успешно пользовались в прошлом их родители, будет работать сегодня. Несмотря на благие намерения, использование авторитета власти лишь провоцирует детей на сопротивление и неповиновение. Однако исключение авторитарности и вытекающая из этого установка дозволенности, по-видимому, также приводят к довольно печальным результатам. Вседозволенность для многих молодых людей сегодня становится скорее источником замешательства, чем свободы, и, как правило, способствует еще большей разобщенности поколений.
Вопрос не в том, чтобы выбрать между авторитарностью и вседозволенностью. Ни то, ни другое не является творческим подходом к построению взаимоотношений, которые должны строиться на любви. Родитель, любящий своего ребенка, желает ему счастья; он хочет, чтобы его ребенок радовался жизни. Хорошее самочувствие и удовольствие ребенка имеют для него первостепенное значение. Поддерживая стремление ребенка к удовольствию, он проявляет не вседозволенность, а любовь. Ребенок, в свою очередь, будет уважать такого родителя и будет обращаться к нему за советом из уважения, а не в силу родительского авторитета.
При этом любящий родитель действительно обладает авторитетом. Это не деспотизм, основанный на силе и на позиции «мне лучше знать». Это авторитет, основанный на ответственности родителя за благополучие ребенка. Подобная ответственность дает родителю все полномочия для того, чтобы установить правила для нормального функционирования семейной жизни. Эти правила всегда налагают определенные дисциплинарные обязательства на всех членов семьи, однако дисциплина, подобно авторитету, не является подавляющей. Ее главное назначение — способствовать получению удовольствия каждым членом семьи, и она становится необоснованной, если перестает отвечать этой цели. Таким образом, любящий родитель является родителем ответственным, не являясь сторонником ни наказаний, ни вседозволенности.
Воспитание становится творческой деятельностью, если мы стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, уважаемым и защищенным. И как любой творческий акт, такое воспитание не может следовать какой-то определенной формуле. Стремление ребенка к удовольствию и потребность в самовыражении должны находить понимание у его родителей. А это возможно лишь в том случае, если сами они свободны от чувства вины относительно удовольствия и могут выражать свои чувства искренне и открыто. Если для родителя удовольствие связано с чувством вины, его отношение дозволенности будет омрачено тревожностью, которую обязательно ощутит ребенок. Тревожность подрывает удовольствие ребенка и превращает его в беспокойное и раздражительное существо, которое нельзя успокоить расширением границ дозволенного или применением дисциплины.
Воспитание ребенка с любовью и уважением к его индивидуальности требует творческого отношения со стороны родителей. Они не могут следовать тем воспитательным моделям, которыми пользовались их родители, в силу отличающегося образа жизни. Современные родители отличаются большей искушенностью в психологии, и многие из них сознают ошибки, допущенные при их воспитании. Однако психология предоставляет не готовые решения, а предостережения. Следовательно, каждый родитель сталкивается с необходимостью развития новой, уникальной формы детско-родительских отношений. Это требует от него чувствительности, воображения, развитого самосознания и адекватной самооценки, всех тех качеств, которые характеризуют здорового человека и творческого индивида.
Потребность в творческом подходе актуальна не только для детско-родительских отношений, но для других сфер жизнедеятельности. С похожим замешательством мы сталкиваемся в сексуальной сфере, где обнаруживаем две альтернативы: либо старомодная мораль, либо отсутствие морали вообще. Двойной стандарт, веками определявший сексуальные отношения и поведение, рухнул под влиянием психоанализа, антибиотиков, противозачаточных таблеток, автомобилей и других сил. Отказ от него не привел, как надеялись, к сексуальному удовлетворению, а обратился сексуальным хаосом и страданием. В полной мере развитие этих событий изложено в моей книге «Любовь и оргазм». Ни старые моральные традиции, ни новый аморальный кодекс с его принципом веселья не дают внятного ответа на проблему сексуального поведения в сегодняшнем мире. Очевидно, этого ответа в них нет. Каждый индивид должен выработать личный моральный кодекс, положив в его основу творческое отношение к любви и сексу.
Важный вопрос заключается в следующем: как нам узнать, является наше отношение креативным или деструктивным? Творческий подход соединяет противоположные аспекты и потребности личности в одно действие, в едином ответе. Деструктивное отношение расщепляет единство личности, противопоставляя одну потребность против другой. Рассмотрим, к примеру, конфликт между удовольствием и достижением.
Несмотря на моем акцентировании удовольствия, человек не может сделать преследование удовольствия главной целью своей жизни. Природа удовольствия такова, что чем сильнее человек стремится к нему, тем дальше оно ускользает от него. Удовольствие неразрывно связано с достижением, и жизнь, в которой нет достижений, в той же степени лишена и удовольствия. Однако каждому из нас знакомы люди, чье навязчивое стремление к достижению и успеху лишило их всяческого удовольствия и сделало их неспособными наслаждаться жизнью. Между удовольствием и достижением существует антитеза, возникающая из того факта, что достижение требует самодисциплины. Посвящение себя определенной цели или задаче обязательно подразумевает пожертвование какими-либо сиюминутными удовольствиями. Человек, неспособный отсрочить немедленное удовлетворение своих желаний, уподобляется младенцу, чьи достижения равны нулю и чье удовольствие значимо только для него самого.
Конфликт между удовольствием и достижением нельзя решить, распределяя время между этими двумя потребностями. Такая попытка решения лишь усиливает конфликт: с напряжением ожидая приближения работы, человек не сможет в полной мере насладиться часами досуга. Если отсутствует удовлетворение от работы, а удовольствие не связано с творческими шагами, вместо чувства радости возникает фрустрация. Даже творческий процесс требует определенных усилий или упорного труда, чтобы принести плоды в виде обещанной радости.
Любая работа должна обеспечивать человека возможностью использовать творческое воображение. Нет такой работы, которую нельзя выполнить лучше, легче или приятнее. Для этого просто требуется немного творческого воображения. Однако творчество расцветает только в атмосфере свободы, с удовольствием в роли движущей силы. Если производительность в виде количества выпускаемой продукции или заработанных денег является единственным вознаграждением и результатом рабочего процесса, то вовлеченные в такой процесс люди превращаются в человекоподобных роботов, неспособных к творческой деятельности. Такова нынешняя ситуация в нашей экономике, и единственное, что она ясно демонстрирует, — ни производимые товары, ни зарабатываемые деньги не способствуют радости жизни.
Противоположные стремления, подобные упомянутым выше, представляют собой феномен полярности. Внутри структуры личности каждое стремление дополняется своей полярной противоположностью. Таким образом, чем больше удовольствия испытывает человек, тем больше могут быть его достижения. С ростом достижений усиливается и чувство переживаемого удовольствия. Полярные стремления вступают в противоречие друг с другом лишь тогда, когда они диссоциированы от функционирования человека в целом. Гонка за удовольствием оборачивается разочарованием. Еще никому, кто искал удовольствие, не удалось найти его. Аналогичным образом, достижение, не имеющее связи с жизнью человека, является напрасной тратой сил.
В здоровой личности потребность в защищенности и потребность в принятии вызова дополняют друг друга. Индивид, принимающий вызов, которыми насыщена любая форма активной жизнедеятельности, чувствует себя более защищенным, чем человек, изолирующий себя от трудностей. Уверенный в себе человек выходит в мир и тем самым укрепляет чувство внутренней защищенности, тогда как испуганный человек, который изолирует себя и воздвигает защиту от собственных страхов, усиливает свое чувство неуверенности.
Полярные стремления и потребности биологически связаны ритмическим или пульсирующим движением чувства между этими двумя полюсами. Простейшей иллюстрацией этой концепции может послужить взаимосвязь сна и бодрствования. Каждую ночь происходит погружение в сон, каждое утро — восхождение в сознание. От этого ритмического колебания зависит здоровье человека. Без достаточного количества сна сознание человека притупляется и его активность снижается. Без активной и энергичной деятельности в течение дня сон имеет склонность нарушаться. Одно стремление способствует движению по направлению к противоположному. У здорового индивида эти две полярные потребности сбалансированы и гармонируют со стилем жизни. Сон доставляет человеку такое же удовольствие, как и бодрствование.
Пульсация, которая объединяет полярные силы и создает движение чувства между ними, также очевидна во взаимосвязи любви и секса. Любовь и секс отражают потребность в близости и интимности с другим существом. Любовь, однако, занимает антитетическую позицию по отношению к сексу. Чувство любви течет вверх по телу, когда человек стремится к контакту. Во время секса чувство течет вниз, заряжая половые органы. Любовь увеличивает напряженность отношений посредством повышения уровня возбуждения. Секс ослабляет напряжение посредством разрядки возбуждения. Любовь вдохновляет, ее удовольствие в предвкушении. Секс выполняет, его удовольствие связано с получением удовлетворения. С логической точки зрения может показаться, что сексуальное удовольствие является актом, завершающим чувство любви, однако на самом деле верно обратное. Точно так же, как возвышенное чувство любви усиливает сексуальное удовольствие, так и удовольствие от сексуальной разрядки усиливает любовь, которую человек испытывает к своему сексуальному партнеру. Вильгельм Райх заметил, что при оргазме происходит обратное течение, энергия и чувство, которые были сосредоточены в гениталиях, заполняют все тело. Таким образом, биологическая пульсация между любовью и сексом является постоянным процессом, обеспечивающим развитие отношений.
Секс без любви доставляет минимальное удовольствие, которое может быть получено от сексуального партнера. Этот опыт не дает возможности для творческого развития. Любовь, которая не реализована биологически в сексе или какой-нибудь другой форме приятного контакта, является иллюзией, мечтой или фантазией. Мать, которая говорит о любви, но не кормит своего ребенка, не берет на руки и не ухаживает за ним с нежностью, — притворщица. Любовник, который не дарит ничего любимому человеку в качестве выражения своего чувства, нечестен. Муж, который громко провозглашает свою любовь к жене, не испытывая к ней сексуальных чувств, лжет. Любовь — это обещание, которое должно быть реализовано в действии. Секс является той самой формой реализации, которая служит продолжением обещания.
Диссоциация любви от секса и секса от любви происходит вследствие прерывания пульсирующего движения, объединяющего разные аспекты личности человека. Результатом становится разделение единой сущности человека на противоположные категории, — душа и плоть, природа и культура, интеллектуальное и животное начало. Эти разграничения существуют, но только как рациональные концепции. Когда они становятся структурированными в теле и поведении, они вызывают шизоидное состояние. В шизоидной личности поток чувства между верхней и нижней половинами тела блокируется напряжениями в области диафрагмы. Более полное исследование этой проблемы можно найти в моей книге «Предательство тела». Любовь и секс могут противостоять друг другу только ценой удовольствия и радости.
Объединенные ритмичным течением чувства в теле, любовь и секс образуют творческий потенциал. По-настоящему любящие люди не удовлетворяются своим статус-кво, они чувствуют побуждение помогать друг другу, украшать и облагораживать свое окружение и строить совместное будущее. Безусловно, частью такого будущего становится создание новой жизни, воплощающей в себе радость, которую они познали друг с другом. Эта радость распространяется на их окружение и обогащает любого, кто попадает в него. В такой атмосфере, созданной союзом любви и секса, дети растут красивыми и сильными, поскольку их родители как личности становятся более мудрыми и понимающими.
megaobuchalka.ru
Развитие творческого мышления. 5 основных шагов.
Оригинал – Джеймс Клеар | Творчество, Продуктивность
Все гениальные идеи требуют в некоторой степени творческого подхода. И данная статья именно об этом. На самом деле, очень важно понимать, как это работает, поскольку творческое мышление — это один из наиболее полезных навыков, который следует научиться использовать. Чуть ли не из каждой проблемы, с которой вы сталкиваетесь в работе или в жизни, можно вынести пользу, если решать ее творчески, используя нестандартное мышление и новаторские идеи.
Никто не говорит, что быть креативным – это легко. Раскрытие творческого потенциала требует немало смелости и постоянной практики. Однако этот пятиступенчатый план поможет вам понять, что такое творческий подход и как найти путь к более прогрессивному мышлению.
Итак, чтобы объяснить, как же это работает, позвольте рассказать одну небольшую историю.
Проблема в необходимости творческого подхода
В 1870-е годы газеты и печатное оборудование столкнулось с очень специфичной и дорогостоящей проблемой. В то время фотография была необычным и интересным явлением. Читателям хотелось видеть все больше и больше снимков. Но никто и понятия не имел, как печатать их быстро и дешево.
Например, если в те годы в газету требовалось напечатать один снимок, гравер сначала вручную должен был отпечатать снимок на стальную пластину. Такие пластины применялись для последующего оттеснения изображения на страницу газеты, но зачастую после использования несколько раз они приходили в негодность. Можете себе представить, насколько этот процесс был затратным и трудоемким.
Человека, нашедшего решение этой проблемы, звали Фредерик Юджин Айвс. Он стал новатором в области фотографии. И к концу карьеры у него было более 70 патентов.
Далее представлена краткая история его творчества и новаторства. Это конкретный пример, который поможет понять 5 основных шагов творческого подхода.
Озарение
Айвс начинал свой путь в качестве ученика полиграфиста в городе Итака (Нью-Йорк). После двух лет изучения всех тонкостей печатного дела, он начал управлять фотолабораторией при Корнелльском университете. Последующие десять лет он полностью посвятил изучению и экспериментам с новой фототехникой.
В 1881 году на Айвса нашло озарение относительно того, как усовершенствовать печатное оборудование.
Вот как он говорил об этом: «Когда я работал в Итаке, я изучал проблему полутонового процесса. Все мои мысли были направлены на поиск решения. И однажды утром я открыл глаза, а передо мной возник образ исправного механизма и его отлично слаженной работы».
Айвс незамедлительно воплотил свое видение в жизнь и в том же 1881 году запатентовал собственный метод печати. Следующие несколько лет он работал над его улучшением. В 1885 году он изобрел несколько упрощенный процесс печати, который приносил даже более качественные результаты. В итоге, так называемый, процесс Айвеса позволил сократить стоимость печати изображений на 15 %. Кроме того, на последующие 80 лет это стало стандартной техникой печати.
Что ж, теперь непосредственно сам процесс.
В печатном процессе, разработанном Айвесом, использовался так называемый метод «полутоновой печати»: фотография разделялась на ряд крошечных точек. Снимок выглядел как скопление близко расположенных точек, но стоило посмотреть на него с нормального расстояния, как они сливались воедино, создавая полноценное изображение из различных оттенков серого. (Источник неизвестен.)5 этапов творческого подхода
В 1940 году рекламный менеджер, Джеймс Уэбб Янг, опубликовал краткое руководство под названием «Техника генерирования идей». В этой книге он представил краткую, но действенную инструкцию по формированию нестандартных идей.
Согласно мнению Янга творческое мышление – это не создание чего-то абсолютно нового. Это, скорее, анализ и преобразование уже имеющихся мыслей и идей во что-то более свежее.
Он был убежден, что творческий подход складывается из 5 этапов:
- Накапливайте знания. На этой ступени необходимо сосредоточиться на следующем: (1) изучайте конкретный материал, непосредственно связанный с вашей задачей, но (2) в то же время оставайтесь открытыми новым вещам.
- Тщательнее все продумывайте. На этой стадии вы анализируете то, что удалось изучить.
- Отойдите от проблемы. Далее на некоторое время вам необходимо полностью забыть об этом вопросе. Просто отвлекитесь. Займитесь тем, что вам действительно нравится и дает прилив свежих сил.
- Позвольте идее вернуться к вам. И именно в тот момент, когда вы перестаете ломать голову над той или иной вещью, как некое озарение, идея, возникает сама по себе.
- Сформируйте идею и развивайте ее на основе полученных мнений. Если вам важно, чтобы задумка была успешна, вам необходимо показать ее миру. Будьте готовы к критике.
Идея в действии
Творческий подход Фредерика Юджина Айвса наглядно демонстрирует нам, как работает стратегия 5 шагов.
Во-первых, он накапливал необходимые знания. Два года он провел как ученик полиграфиста, а последующие четыре, управляя фотолабораторией при Корнелльском университете. Благодаря приобретенному опыту, ему удалось создать свой собственный метод печати.
Во-вторых, мысленно он постоянно возвращался к изученному ранее материалу. С 1878 года Айвс практически все свое время проводил, экспериментируя с новым оборудованием. Он постоянно что-то придумывал и создавал различные комбинации из своих идей.
В-третьих, Айвс отвлекся от своей проблемы. Напомним, что он просто лег спать. И через несколько часов на него нашло озарение. Отдыхать от своих дел крайне полезно и даже зачастую необходимо. Полностью отключитесь от поставленной задачи и займитесь тем, что вам интересно.
В-четвертых, его идея вернулась. Однажды утром он проснулся, и решение было перед ним.
И, наконец, Айвс годами пересматривал и модифицировал свою идею. Но, по сути, это была переработка его второго запатентованного метода печати. И это основной момент, который часто упускается. Дело в том, что слишком легко увлечься и зациклиться на первоначальной задумке, но стоит помнить, что все великие идеи требуют постоянного развития.
Кратко о творческом подходе
Творческий подход – это не что иное, как установка взаимосвязи между идеями.
Один из путей решения творческой задачи – это следование пятиступенчатому плану:
- Накапливайте знания.
- Тщательнее обдумывайте и анализируйте полученную информацию.
- Отвлекитесь от основной задачи.
- Позвольте мыслям самостоятельно к вам вернуться.
- Воплотите свою идею в жизнь и учтите полученное мнение.
Креативность – это не просто способность что-то придумывать. Креативность – это умение налаживать взаимосвязь между идеями и на основе этого получать что-то новое.
o-es.ru
Творческий подход к жизни.
Главные темы этой книги — удовольствие и творчество. Обе тесно связаны друг с другом, поскольку удовольствие обеспечивает мотивацией и энергией творческий процесс, который, в свою очередь, усиливает удовольствие и радость жизни. Жизнь с удовольствием становится творческим приключением, без удовольствия она превращается в борьбу за выживание.
Творческий подход к жизни предполагает нахождение новых, нетривиальных, изобретательных решений разнообразных ситуаций, возникающих ежедневно в жизни любого человека. Насущная потребность в новых решениях вызвана тем, что ценности и социальный этикет, которые определяли отношения и регулировали поведение людей предыдущих поколений, уже не удовлетворяют условиям современной жизни. Это очевидно, рассматриваем ли мы явления личной и семейной жизни или обращаемся к более широкой социальной или политической сфере. Новые решения, которых мы ищем, не могут быть сведены к отрицанию существующих концепций. Банальный протест не является творческим подходом и может привести лишь к хаосу, при котором поиск удовольствия и смысла чаще всего заканчивается страданием и отчаянием.
Опасность, которая нас подстерегает, состоит в заблуждении, что опыт является единственной подлинной ценностью в жизни. Очень многие люди, следующие этому убеждению, попадают в ситуации, оказывающиеся деструктивными для их здоровья и благополучия. В пользу употребления наркотиков часто выдвигается аргумент, что человек не должен ограничивать свой опыт. Неразборчивость в сексуальных отношениях оправдывается подобным же образом. Опыт сам по себе совсем необязательно способствует росту и развитию. Для этого он должен быть интегрирован в структуру личности. Он должен быть творчески ассимилирован, то есть должен расширить представление человека о себе, его способностях испытывать удовольствие и, по ассоциации с физическим ростом, способствовать росту личности. Опыт, который не был творчески ассимилирован, лишь усиливает замешательство и ослабляет чувство идентичности.
Что значит быть творческим человеком? У творческого человека самобытный, свежий взгляд на мир. Он не пытается решать новые проблемы старыми методами. Он исходит из того, что у него нет готовых решений. Поэтому он смотрит на жизнь широко раскрытыми глазами и с любопытством ребенка, мышление которого еще не закостенело, а взгляд на мир еще не утвердился. Если личность человека еще не стала жестко фиксированной, он может свободно использовать свое воображение при встрече с постоянно меняющимися обстоятельствами жизни.
Быть творческим — значит иметь развитое воображение, однако не всякий акт воображения является творческой деятельностью. Мечты, фантазии и иллюзии, которые наполняют ум и занимают мысли многих людей, нельзя назвать выражениями творчества.
Творческое воображение начинается с тонкого восприятия и принятия реальности. Оно не пытается трансформировать реальность, чтобы привести ее в соответствие с существующими у человека иллюзиями, но становится средством более глубокого постижения реальности, позволяющим человеку, столкнувшемуся с этой реальностью, обрести более интенсивный и богатый опыт. Творческий импульс начинается с воображения ребенка, но направленного при этом на реализацию потребностей взрослого. Синтез реализма взрослого человека и детского воображения является ключевым моментом любого творческого акта. В этом воплощен базовый принцип творчества, заключающийся в том, что творческий акт — это слияние двух, кажущихся несовместимыми взглядов в единое видение. Артур Кестлер, автор книги «Акт творчества», пишет: «Творческий акт, в котором происходит соединение ранее несвязанных аспектов опыта, позволяет ему [человеку] достичь высшего уровня ментальной эволюции. Это становится для него актом освобождения, — победой оригинальности над привычкой». Слияние и интеграция противоположных подходов как творческий принцип не ограничено сферой искусства или науки, но применимо к любым формам творческого выражения в жизни. Я проиллюстрирую его применимость к обычной ситуации современной жизни.
Большинство нынешних родителей испытывают затруднение в подходе к воспитанию своих детей, выбирая между дисциплиной и дозволенностью. У них нет уверенности в том, что авторитарный подход, которым успешно пользовались в прошлом их родители, будет работать сегодня. Несмотря на благие намерения, использование авторитета власти лишь провоцирует детей на сопротивление и неповиновение. Однако исключение авторитарности и вытекающая из этого установка дозволенности, по-видимому, также приводят к довольно печальным результатам. Вседозволенность для многих молодых людей сегодня становится скорее источником замешательства, чем свободы, и, как правило, способствует еще большей разобщенности поколений.
Вопрос не в том, чтобы выбрать между авторитарностью и вседозволенностью. Ни то, ни другое не является творческим подходом к построению взаимоотношений, которые должны строиться на любви. Родитель, любящий своего ребенка, желает ему счастья; он хочет, чтобы его ребенок радовался жизни.
Воспитание становится творческой деятельностью, если мы стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, уважаемым и защищенным. И как любой творческий акт, такое воспитание не может следовать какой-то определенной формуле. Стремление ребенка к удовольствию и потребность в самовыражении должны находить понимание у его родителей. А это возможно лишь в том случае, если сами они свободны от чувства вины относительно удовольствия и могут выражать свои чувства искренне и открыто. Если для родителя удовольствие связано с чувством вины, его отношение дозволенности будет омрачено тревожностью, которую обязательно ощутит ребенок. Тревожность подрывает удовольствие ребенка и превращает его в беспокойное и раздражительное существо, которое нельзя успокоить расширением границ дозволенного или применением дисциплины.
Каждый родитель сталкивается с необходимостью развития новой, уникальной формы детско-родительских отношений. Это требует от него чувствительности, воображения, развитого самосознания и адекватной самооценки, всех тех качеств, которые характеризуют здорового человека и творческого индивида.
Потребность в творческом подходе актуальна не только для детско-родительских отношений, но для других сфер жизнедеятельности. С похожим замешательством мы сталкиваемся в сексуальной сфере, где обнаруживаем две альтернативы: либо старомодная мораль, либо отсутствие морали вообще. Двойной стандарт, веками определявший сексуальные отношения и поведение, рухнул под влиянием психоанализа, антибиотиков, противозачаточных таблеток, автомобилей и других сил. Отказ от него не привел, как надеялись, к сексуальному удовлетворению, а обратился сексуальным хаосом и страданием. Ни старые моральные традиции, ни новый аморальный кодекс с его принципом веселья не дают внятного ответа на проблему сексуального поведения в сегодняшнем мире. Очевидно, этого ответа в них нет. Каждый индивид должен выработать личный моральный кодекс, положив в его основу творческое отношение к любви и сексу.
Внутри структуры личности каждое стремление дополняется своей полярной противоположностью. Таким образом, чем больше удовольствия испытывает человек, тем больше могут быть его достижения. С ростом достижений усиливается и чувство переживаемого удовольствия. Полярные стремления вступают в противоречие друг с другом лишь тогда, когда они диссоциированы от функционирования человека в целом. Гонка за удовольствием оборачивается разочарованием. Еще никому, кто искал удовольствие, не удалось найти его. Аналогичным образом, достижение, не имеющее связи с жизнью человека, является напрасной тратой сил.
В здоровой личности потребность в защищенности и потребность в принятии вызова дополняют друг друга. Индивид, принимающий вызов, которыми насыщена любая форма активной жизнедеятельности, чувствует себя более защищенным, чем человек, изолирующий себя от трудностей. Уверенный в себе человек выходит в мир и тем самым укрепляет чувство внутренней защищенности, тогда как испуганный человек, который изолирует себя и воздвигает защиту от собственных страхов, усиливает свое чувство неуверенности.
Творчество и самоосознание.
Творческое слияние противоположных аспектов личности не может быть результатом сознательного усилия. Акт творчества является функцией бессознательного. Сознание может оперировать лишь теми образами, которые уже в нем присутствуют. По определению, творческий акт представляет собой формирование образа, ранее не существовавшего в уме. Это не означает, что сознание не играет никакой роли в творческом процессе. Проблема всегда воспринимается сознательно, но это не касается ее решения. Если человеку известно решение проблемы, он может быть прав, однако правильный ответ никогда не бывает творческим актом.Творческий подход к жизни возможен лишь для человека, укорененного в бессознательных слоях личности. Творчески мыслящий человек в поисках решения погружается глубоко в источник своего чувства. Он способен на это, поскольку обладает более глубоким самоосознанием, чем обычный человек. Необходимость роста самоосознания в настоящее время становится все более очевидной. Об этом свидетельствует количество издаваемых книг по психологии и рост числа обращений за психотерапевтической помощью. И все же многие продолжают верить, что будет найдена некая формула, способная разрешить все их проблемы без необходимости в исследовании своего внутреннего мира, которое способно привести к росту самоосознания. Я уверен, что эти люди находятся на пути к депрессии, ибо крушение их иллюзий неизбежно.
Если мы сможем принять тот факт, что не существует готовых решений, тогда путь к радости будет открыт. Путь, который ведет через самоосознание и понимание личности к формированию творческого отношения к жизни.
Самоосознание, ограниченное сферой сознательного восприятия, носит весьма поверхностный характер. Более глубокое самоосознание открывает нам, что содержание сознательного восприятия находится под сильным влиянием бессознательных процессов и даже детерминировано ими. Расширяя свое сознание, опуская его в тело, мы можем узнать больше об этих процессах. Степень самоосознания человека зависит от того, насколько он соприкасается с собственным телом. Человек обладает двойственной природой. Он является не только сознательно действующим, но и бессознательно реагирующим.
Эго сильно настолько, насколько энергично и активно тело. Если тело зажато, эго находится в ослабленном состоянии. Говоря иначе, человек, который допускает свободное выражение своих бессознательных реакций, на самом деле сознателен в большей степени, чем человек, который боится своих бессознательных реакций. Таким образом, «отпуская» бессознательное, мы укрепляем сознание и функции эго. Однако этот принцип подобен улице с двусторонним движением, протяженность которой в одном направлении равна протяженности в другом. Подобно маятнику, амплитуда движений которого одинакова в обоих направлениях, человек может «отпустить» лишь столько, сколько может сознательно сдержать. Про этот принцип забывают сторонники дионисийского образа жизни, считающие, что нет ничего важнее, чем предаваться наслаждениям.
Своим акцентом на теле, удовольствии и способности «отпускать» я вовсе не умаляю значения эго, достижений и самоконтроля. Без полярности нет движения. Без движения жизнь скучна и однообразна. Если бы мы отрицали ценности, связанные с умственной деятельностью, дисциплиной и авторитетом, то уподобились бы тем, кто превозносит превосходящую ценность эго в ущерб телесности и бессознательных процессов.
Еще одна важная пара противоположностей, про которую мы уже говорили ранее, это мышление и чувство. Я пытался показать, что качество человеческого мышления определяется его чувствами. Эту полярность хорошо иллюстрирует взаимосвязь между субъективностью и объективностью. Я отметил тот факт, что подлинная объективность невозможна без достаточной доли субъективности. Человек, который не знает, что он чувствует, не может быть объективен по отношению к самому себе, и крайне маловероятно, что он будет объективен по отношению к другому. Недостаточное самоосознание обязательно будет ограничивать уровень его осознания других. В той же мере справедливо утверждать и обратное. Человек, не сознающий других, не способен в полной мере сознавать самого себя. Его невосприимчивость покрывает туманом все стороны реальности.
Способность ясно мыслить столь же важна для личности, что и способность глубоко чувствовать. Если человек чувствует замешательство, его мышление становится затуманенным, но правда и то, что спутанное мышление притупляет чувства.
Какой бы аспект личности мы ни рассматривали, везде обнаруживаются проявления того же принципа полярности. На уровне базовых ощущений он находит отражение в спектре удовольствие — боль. Это означает, что человек, подавляющей осознание боли, также подавляет свою восприимчивость к удовольствию. Объяснение весьма простое. Если человек подавляет тело, чтобы ослабить чувство боли, то тем самым он снижает способность тела к переживанию удовольствия.
В самоосознании заключен потенциал творческого выражения. Это состояние позволяет осуществлять синтез противоположностей внутри «Я», а также между «Я» и внешним миром. Любое творческое действие является отражением самоосознания, которое само по себе служит выражением творческой силы личности. Любой творческий человек самосознателен в области применения своего творческого таланта. И любой сознающий себя человек обладает творческим потенциалом в тех областях, которые охватывает осознанием.
Иногда возникает соблазн заявить, что человек — уникальное существо, способное к творчеству и самоосознанию. Но я в это не верю. Правильнее было бы сказать, что и самоосознание и творчество у человека развиты лучше, чем у других животных. Логично также предположить, что между ними существует полярная связь. Чем большим самоосознанием обладает человек, тем выше его творческие способности, и наоборот.
Утрата целостности
Двойственность человеческой природы, которая ответственна за самоосознание и творческий потенциал, является также предпосылкой для возникновения установки самоотрицания и саморазрушения. Человек, который в драме жизни выступает то как сознательно действующий персонаж, то как бессознательно реагирующий, испытывает внутреннее напряжение, когда эти две стороны его личности отделяются друг от друга. Сколько напряжения сможет выдержать личность, прежде чем нарушится ее единство, зависит от количества жизненной энергии, выполняющей роль связующей силы организма. Степень напряжения, способная привести к расколу личности с низким уровнем энергии, может быть вполне приемлема для личности с более сильным зарядом. Когда происходит раскол, один аспект личности восстает против другого, вызывая саморазрушительное поведение.Эго является тем аспектом личности, который отвечает за сознательные действия, тогда как тело отвечает за непроизвольные реакции. Обычно эти две разные модели поведения, действие и реагирование, гармонично соединены в единое целое.
Что действительно необходимо, так это интеграция сознательного и непроизвольного, которая может произойти лишь в том случае, если каждый сознательный акт пронизан чувством и любая непроизвольная реакция воспринимается сознанием и согласовывается с ним. В этом смысл выражения «быть в соприкосновении с телом» и в этом путь к самообладанию.
Полярность двух сторон человека: «взрослый — ребенок» является основой творческой личности. С фигурой взрослого мы ассоциируем все качества эго: самосознание, достижение, рациональность, индивидуальность и культура. Ребенок символизирует качества, связанные с телом: спонтанность, удовольствие, чувство, общность и природа. Внутри каждого взрослого скрывается ребенок, которым он был когда-то. Его зрелость — не более чем поверхностный слой, который, однако, очень часто превращается в затвердевший фасад. Когда это происходит, человек теряет контакт со своим внутренним ребенком. О том, что ребенок все еще живет внутри нас, свидетельствуют случаи рецидивов детского поведения, которые происходят в те моменты, когда фасад падает под воздействием стресса. Эти вспышки ребяческого поведения являются деструктивными по своему характеру и представляют, образно говоря, гнев ребенка, которого испуганное, но обладающее властью эго держит взаперти.
В интегрированной личности взрослый и ребенок постоянно общаются друг с другом, ребенок посредством чувств, а взрослый посредством интеллекта. Каждый поддерживает и укрепляет другого: ребенок тем, что добавляет образности к реализму взрослого, который, в свою очередь, предоставляет знание, объясняющее интуитивные реакции ребенка. Утверждение, что творческий человек погружается глубоко в бессознательное в поиске художественных решений своих проблем, может быть истолковано так, будто он таким образом консультируется со своим внутренним ребенком. А поскольку ребенок идентифицирован с телом, то поддерживать коммуникацию с ребенком означает быть в контакте с телом.
Важно заметить, что почти у каждого пациента, обращающегося к психотерапии, оказывается очень мало воспоминаний о собственном детстве. В какой-то момент в процессе взросления детский опыт и связанные с ним чувства отсекаются. Переживания вытесняются из памяти. Чувства вытесняются из сознания. Этот отказ происходит, потому что ребенка приучили считать свои чувства неправильными. Он был рожден животным, свободным от любых желаний, кроме стремления к удовольствию и радости. Однако цивилизация в лице родителей потребовала от него развить контроль, стать рациональным и подчиняться авторитету. Противостояние воли родителей и воли ребенка, сопровождающее процесс воспитания, явление хорошо известное, чтобы его описывать здесь заново. В этом сражении ребенок всегда проигрывает, и его подчинение обозначает отказ от его животной сущности.
В интересах выживания ребенок оказывается вынужден подавить свои чувства и обрести навыки приемлемого поведения, альтернативы у него нет. Так он воздвигает искусственный фасад, который оказывается, структурирован в его теле и уме, то есть запечатлен в форме и движениях тела, а также в образе эго. Эго идентифицирует себя с этим образом и отделяется от тела. Приняв этот образ, индивид снова воспринимает себя невинным человеком, не подозревая о том, что в своем бессознательном он лелеет враждебные и негативные чувства, связанные с травматическими переживаниями ранних лет жизни. Подавленные эмоции проглядывают и время от времени прорываются на свободу, вынуждая создавать целую серию рационализации и самооправданий для поддержания образа. Они составляют его эго-защиты, в то время как мышечные напряжения образуют то, что Вильгельм Райх назвал «телесным панцирем».
Совершив переворот, сменив «неправильные» чувства на правильные и огородившись крепостными стенами, эго воспринимает себя полноправным хозяином своей территории, сферы сознательного «Я», потеряв при этом отступлении тело, ребенка и бессознательное. Этот образ хозяина положения, который создает эго, не что иное, как самомнение.
Телесный подход к личности позволяет непосредственно соприкоснуться с внутренним ребенком. Когда тело мобилизуется с помощью дыхания, прежде всего возникает непроизвольная дрожь, которая обычно начинается с ног и распространяется на все тело. Дрожь порой совершенно спонтанно переходит в рыдания, и пациент начинает плакать. Он может даже не знать, почему он плачет. Кажется, будто звуки прорываются изнутри, помимо воли пациента. Такие приступы плача повторятся еще не раз в процессе терапии, прежде чем в нем появятся инфантильные нотки и пациент ощутит скорбь лишенного свободы ребенка.
Любое хроническое мышечное напряжение представляет собой подавленный импульс. Сокращение мышц было направлено на то, чтобы воспрепятствовать выражению импульсов. Сдержанный импульс был негативно окрашен, что и стало основной причиной его подавления. Связанные хроническими мышечными напряжениями, в теле сдерживаются чувства гнева, страха и печали. Импульсы, высвобождаемые в процессе телесной терапии, — это плач, крики, вопли, удары, пинки, укусы и так далее. Выражение импульсов в безопасной обстановке помогает избежать их отыгрывания на других людях. При этом на поверхность всегда выходит обиженный и сердитый ребенок, которому нужно излить свои негативные чувства, прежде чем он сможет искренне выразить позитивные. Хроническая мышечная спастичность является бессознательным ограничением подвижности и самовыражения.
Параллельная работа на обоих уровнях, физическом и психологическом, позволяет пациенту идентифицировать себя с потерянным ребенком, принять его и интегрировать со своим взрослым взглядом на жизнь. Это расширяет его самоосознание и освобождает творческий потенциал.
Творческий человек с теплотой относится к ребенку, распознавая в нем родственную душу. Он радуется детям, своим собственным и чужим, поскольку каждый ребенок — это новая жизнь, приносящая свежее дыхание энтузиазма в общий поток жизни.
Никому из пациентов не удается в процессе терапии полностью разрешить свои конфликты или высвободить все напряжения. На то есть две причины. Первая заключается в том, что психологические и физические паттерны подавления настолько глубоко структурированы в личности, что не могут быть полностью устранены.
Всегда остается какой-то след. Точно так же наш опыт выгравирован в наших телах. Вторая причина в том, что травмирующий опыт индивида — это часть его жизни, и он не может быть отвергнут или проигнорирован. Однако его можно подавить или принять. Если он подавляется, то становится для человека источником проблем. С другой стороны, через его принятие и понимание человек может расширить свое восприятие и повысить чувствительность. И он может послужить исходным материалом для творческого процесса.
К счастью, пациенты не просят, чтобы их переделали заново. Они лишь хотят снова почувствовать, что жизнь может доставлять удовольствие. Когда-то у них было это чувство, поскольку именно на нем основаны их мечты о счастье. Сама мысль, что это чувство, возможно, предполагает, что оно знакомо человеку. Я не уверен, что человек мог бы выжить, если бы у него, когда он был ребенком, не было хотя бы нескольких моментов радости. Воспоминания, пусть даже очень смутные, об этих переживаниях поддерживают его дух в тяжелых ситуациях, с которыми он позднее сталкивается. Каждый пациент хочет вновь ощутить эту радость, но уже не как воспоминание, а как реальное переживание, вызванное настоящими событиями. Он хочет понять, что в прошлом привело к утрате этого чувства, и узнать, как избежать в будущем повторной потери.
Высвобождение подавленных чувств пациента и установление контакта с внутренним ребенком требует постоянной согласованной работы на психологическом и физическом уровнях. Эго-защиты, которые препятствуют принятию естественных эмоциональных реакций ребенка на удовольствие и боль, должны быть проанализированы. Хронические мышечные напряжения, которые блокируют весь диапазон эмоциональных выражений, должны быть освобождены. Этого нельзя достичь с помощью подхода, ориентированного на какой-либо один уровень. Психотерапия, аналитическая или любая другая, не предусматривающая выражение подавленных чувств, способствует усилению контроля в ущерб спонтанности и укреплению эго в ущерб телу. Если же терапевтическая работа ограничивается выражением чувств, то происходит поощрение импульсивности в ущерб интеграции.
Чувства — это спонтанные реакции организма на его окружение. Человек не в силах повлиять на свои чувства, они не подчиняются его воле или разуму. Все, что он может, — это выразить свои чувства или удержаться от их выражения, в зависимости от ситуации. Идя против своих чувств, человек изменяет самому себе. Если он отвергает свои чувства, то он отвергает себя.
Положение человека — это сочетание кажущихся противоречий, разрешение которых происходит спонтанным образом в творческом процессе жизни. Каждое человеческое существо одновременно и животное, и носитель культуры. Когда эти две противоположные силы сливаются творчески в его личности, человек становится окультуренным животным. Его культура — это надстройка, воздвигнутая на фундаменте его животной природы и предназначенная для усиления и возвеличивания этой природы. Такого слияния не происходит, если процесс передачи культуры, воспитательный процесс, сводится к попыткам модифицировать и контролировать животную сущность человека. Если модификация была осуществлена и был установлен контроль, то человек превращается в прирученное животное, чей творческий потенциал уничтожен ради достижения высокой продуктивности. Если этого сделать не удалось, то человек остается жить, терзаем яростной животной сущностью, которая часто прорывается сквозь культурный фасад в виде бунтарского и деструктивного поведения.
На самом деле попытка модифицировать животную природу человека может быть успешной лишь отчасти. Процесс приручения не оказывает существенного влияния на глубинные уровни человека, охватывая лишь поверхностный слой. За подчинением и послушанием всегда можно обнаружить скрытое сопротивление и противодействие, которые связаны с подавленными негативными и враждебными чувствами. А за открытым неприятием и возмущением большинства молодых людей скрывается уровень подчиненности, связанный с подавленными чувствами страха и отчаяния. У взрослых установка подчинения представляет собой защиту от внутренних чувств сопротивления и враждебности, в то время как внешняя непокорность является реакцией на внутреннюю установку повиновения. Ни одну из этих установок нельзя считать творческой, и ни одна из них не является свидетельством самопринятия.
Человек, который может принять ребенка внутри себя, способен наслаждаться жизнью. В нем живо чувство удивления, которое откроет перед ним дверь в новый опыт. У него достаточно возбуждения, чтобы с энтузиазмом откликнуться на этот опыт. В нем достаточно спонтанности, необходимой для самовыражения. Маленькие дети близки к радости, поскольку еще сохраняют часть невинности и веры, с которыми были рождены. Вот почему Иисус сказал: «Не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».
Творческий человек — не ребенок. Поведение взрослых, которые пытаются быть детьми в своей погоне за весельем, нереалистично и самодеструктивно. Мотивом их ребячества является уход от действительности, а их установка — надуманна. Зрелый человек может обрести мудрость, поскольку он жил и страдал. Но, несмотря на все страдания и полученные знание о мире, он продолжает соприкасаться с ребенком, которым он был и которым в определенной степени является до сих пор. Мы становимся старше, но наши чувства по отношению к жизни, любви и удовольствию не меняются. Хотя наши способы выражения этих чувств могут быть иными, в душе мы все еще маленькие дети. В творческом человеке не существует разделения или барьера между ребенком и взрослым, между сердцем и разумом, между эго и телом.
Любая успешная терапия в одном смысле всегда заканчивается неудачей. Она заключается в том, что не удается достичь образа совершенства. Пациент сознает, что всегда будет иметь те или иные недостатки. Он знает, что его рост не завершен и что творческий процесс, начавшись в терапии, становится теперь делом его личной ответственности. Он не уносится из терапевтического кабинета на серебряном облаке. Те, с кем это случается, обречены на падение. Он чувствует, что его ноги твердо стоят на земле, он научился ценить реальность и научился творчески походить к возникающим проблемам. Он испытал радость, но также и печаль. У него остается чувство достижения самореализации, включающее в себя уважение к мудрости собственного тела. Он заново обрел свой творческий потенциал.
Наша группа Вконтакте: «Психология любви»
© Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.
www.heatpsy.narod.ru