Творчество и его виды – Виды творчества. Какие существуют виды творчества? :: SYL.ru
Виды творчества
Творчество представляет собой вид деятельности человека путем создания нового и необычного. Творчество приносит в современный мир новые идеи, реализуя которые творческие личности привносят в мир много неизведанного.
Развитие человечества, безусловно, отражается на творчестве. У современного человека с каждым разом все больше возрастают потребности в новом и оригинальном. Молодежь хочет выделяться во всем. Поэтому сейчас стал актуальным вопрос творческих и авторских работ.
Современные виды творчества настолько разнообразны, что для знакомства с ними требуется потратить не один день.
Рассмотрим основные виды творчества:
- социальное
- научное
- техническое
- художественное
Социальное творчество
Под социальным творчеством понимается деятельность, направленная на создание нового направления в духовной и культурной сферах общественности. Молодое поколение изучает культуру и быт предыдущего поколения, развивает межличностные отношения, тем самым формируя новые культурные ценности и строя социальные отношения в обществе.
Проявление нового культурного течения явно прослеживается в молодежных программах, конкурсах, праздниках, показах, КВН и многих других проявлениях.
Виды научного творчества
Наука никогда не стояла на месте благодаря стремлению ученых к новым открытиям. В этом и проявляется научное творчество. Созданием новой техники, упрощение механизмов работы, автоматизация также являются скачком научного прогресса благодаря творческому профессиональному подходу специалистов этой сферы.
Технические виды творчества
Улучшение качества производимой продукции, условий современного труда, безусловно, является заслугой творческих деятелей в технической области. Совершенствование имеющейся и выпуск новой техники приносит массу пользу общественности. И это неоценимый вклад творческих специалистов, привносящих новые веяния в эту отрасль.
Виды художественного творчества
Система художественного творчества складывалась очень длительное время. Разнообразие объектов архитектуры, произведений литературы, живописи, музыки радует современное человечество благодаря труду творческих и талантливых художников, писателей, поэтов и многих других.
Таким образом, бесконечное многообразие трудов творческих личностей, появление новых оригинальных идей и движений позволяет новому поколению культурно и творчески расти и развиваться во всех имеющихся областях и сферах жизни общества.
z-woman.ru
Детское творчество и его виды.
В каждом из нас живет творческая личность. И у каждого есть творческие способности. Они разные. У каждого свои. Но они непременно есть.Просто иногда мы об этом даже не догадываемся или не задумываемся, а поэтому и не развиваем их.
Но стоит к себе внимательнее присмотреться, и, наверняка, обнаружишь в себе определенные творческие нотки.
Содержание
Что такое творчество
По определению это процесс создания человеком новых уникальных материальных и духовных ценностей (продуктов, вещей). Каждый человек уникален. А значит, и все, что он создает, уникально и неповторимо.
Приведу для наглядности два примера.
А) Мы, находясь в одной комнате, видим перед собой, казалось бы, один тот же вид из окна, но если нас попросят нарисовать то, что мы видим, каждый из нас нарисует свою картину, выделив и акцентировав внимание на разных фрагментах увиденного и раскрасив картину в свои цвета.
Б) Мы знаем, как выглядит, например, бабочка, но каждый из нас, делая ее в виде поделки, даже имея одну и ту же выкройку, создаст свою неповторимую бабочку, выбрав разный материал для поделки и разное цветовое сочетание.
А знаешь ли ты как происходит сам процесс творчества? Сейчас я расскажу тебе обо всем по порядку.
В процессе изучения и познания окружающего мира у тебя возникает идея создать или сделать что-то эдакое. Возможно, это и не твоя идея, а идея, предложенная тебе взрослыми, но она пришлась тебе по душе, и ты хочешь ее осуществить. Итак, сначала возникла идея для творчества. Что дальше?
Теперь надо определить, что тебе необходимо для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь. Например, чтобы нарисовать обычный рисунок нужен альбом или бумага для рисования, краски, фломастеры или карандаши. То есть подготавливаем средства для осуществления творческой идеи. А дальше дело за твоей фантазией, воображением и мастерством (умением).
И наконец, после воплощения твоей творческой идеи в жизнь, тебе надо оценить результат своего творчества. Для начала надо понять, нравится ли в первую очередь тебе этот результат и есть ли желание у тебя и далее творить что-то в этом направлении. Потом можно узнать мнение окружающих. Учти, что мнение окружающих может не совпадать с твоими ощущениями и впечатлениями от созданного (история знает много случаев, когда гениев не признавали).
Но главное в творчестве – это желание творить, стремление создавать что-то новое, необычное и через творчество дарить любовь и добро окружающим тебя людям.
Детское творчество и его основные виды
Детское творчество ничем, в принципе, не отличается от творчества «взрослого». Разве что тем, что создается оно детьми, а как известно, у детей по сравнению со взрослыми более развито воображение и фантазия.
Дети несколько иначе воспринимают окружающий мир, что делает их творчество особо притягательным.
В детях нет страха творить, они открыты миру, с детской непосредственностью, восторгом и чистотой мечтаний впитывают все его проявления, радуясь каждому новому, даже крошечному, для себя открытию.
Детское творчество можно подразделить на три основные вида: художественное, техническое и музыкальное. Хотя, как ты понимаешь, есть дети, которые совершают открытия (это научное творчество) и обучают сверстников новым знаниям (это педагогическое творчество), занимаясь таким образом «взрослыми» видами творчества.
Детское художественное творчество
это:
— рисование с использованием разнообразных средств для рисования,
— лепка поделок из глины и пластилина,
— создание художественные композиций, поделок и аппликаций из различных природных и искусственных материалов,
— вышивание,
— создание литературных и музыкальных произведений (стихов, сказок, рассказов, песен, музыки).
Техническое детское творчество
предполагает конструирование и моделирование разнообразных приборов, моделей, механизмов (например, кораблей, разнообразных летательных аппаратов, игрушек, оригами, калейдоскопов…)
Музыкальное детское творчество
представлено игрой на различных музыкальных инструментах, пением, танцами и ритмикой.
В каждом из этих видов детского творчества ты можешь выбрать себе занятие по душе, проявив в полной мере свои творческие способности.
Как определить свои творческие способности
Творческим человеком можно назвать любого, кто использует необычные подходы к созданию чего-то нового или преобразованию всем давно известного.
В творческом процессе участвует наше воображение, наше восприятие окружающего мира и мастерство, которое приобретается и накапливается постепенно. А еще немаловажный факт: творческий человек непременно вкладывает в свои творения душу и любовь.
Творчество – это дар, данный человеку свыше, но дар этот можно потерять, если вовремя его не определить в себе и не развивать. Как же можно определить, какие творческие способности есть именно у тебя?
Я, конечно, не большой специалист по распознаванию творческого начала в людях, но уверена, что ты самостоятельно это сможешь сделать, если внимательно прислушаешься к себе и своим желаниям.
Подумай, что тебе больше всего нравится делать: рисовать, создавать поделки, танцевать, играть на каком-то музыкальном инструменте, петь, фотографировать или еще что-то? Таких занятий по душе у каждого из нас может быть много и это отлично, ведь мы должны быть разносторонне развитыми личностями. Но сильно много это не всегда хорошо. Можно просто не увидеть главного!
Поэтому постарайся выбрать из множества занятий, которые тебе по душе, два-три. Те, от которых ты получаешь больше всего положительных эмоций и которыми чаще всего предпочитаешь заниматься в свободное время.
Ну, и наконец, постарайся понять (если не получится, обратись за помощью к взрослым или к друзьям), что из выбранного получается у тебя лучше всего. Хотя, как я говорила уже выше, главное — это твое ощущение и восприятие выбранного тобой вида творчества. Не всем дано быть гениями, но всем дано заниматься любимым делом!
Это и будет твоя творческая нотка, творческая способность, которую необходимо развивать.
Ты еще в начале своего творческого пути, впереди тебя ждут много творческих начинаний, удач и творческих «провалов», но как истинно творческий человек – никогда не бросай любимого дела, не опускай руки, верь в чудо и люби то, что ты делаешь! И тогда у тебя все получится!
На нашем сайте и в нашем журнале в рубрике Творчество ты найдешь мастер-классы по изготовлению разнообразных поделок, открыток, аппликаций из различных материалов, раскраски для детей, а также другие интересные материалы.
Позже мы поговорим с тобой о том, как развивать свои творческие способности.
Поделиться в соц. сетях Метки: Автор Лора « Предыдущая запись Следующая запись »
Народное творчество — О культуре
-
Народное творчество:
особенности, жанры, виды, функции
- особенности народного творчества;
- виды народного творчества;
- жанры народного творчества;
- функции народного творчества.
Народное творчество и народная культура
Народное творчество представляет собой совокупность произведений народной культуры, то есть результатов художественной деятельности народа. Иными словами, народное творчество можно назвать искусством, которое создано народом и для народа. Сегодня народное творчество – это комплекс процессов хранения, создания и распространения результатов художественной деятельности народов мира.
Народное творчество отражает идеалы, мировоззрение, традиции, нормы поведения, мораль, верования, представления об окружающем мире того или иного народа.
Разнообразие произведений творчества народа напрямую связано с характером его культуры. Народ, как коллективная категория, имеет тесную связь с конкретным этносом (слово «этнос» в переводе с греческого языка означает «народ») или нацией (слово «нация» в переводе с латинского языка также означает «народ»). Важно понимать, что народ представляет собой совокупность людей, которые объединены общей культурой и осознают себя как коллективное целое на основании этнических или национальных признаков.
Каждый народ имеет в своей культурной сокровищнице народные сказки и мифы, народные танцы и песни, народные костюмы и промыслы. Поэтому сегодня существует огромное множество различных жанров и видов народного творчества, как результатов художественной деятельности самых разных народов мира — русского, украинского, грузинского, якутского, чешского, финского, вьетнамского, венгерского и других. В творчестве каждого народа столетиями создавались и передавались из поколения в поколение самобытные народные предания, мелодии, сказки, легенды, танцы, декоративные изделия, театральные постановки и так далее. И эти произведения народной культуры, которые сохранились до наших дней, отражают ценности данного народа.
Народное творчество – это воплощение ценностей конкретного народа в словах, изображениях, композициях, орнаментах, звуках, формах, стилях, мотивах и пр.
Несмотря на такое разнообразие, все же для народного творчества, где бы оно ни было, присущи общие характерные черты, которые наделяют творчество именно народными качествами. Художественная деятельность народа обладает уникальным свойством. Благодаря творческому осмыслению разных аспектов жизни народа, оно способно просвещать, наставлять, воспитывать, вдохновлять современников, формировать патриотизм и любовь к своему народу. Примеры народного творчества (народные сказки или поверья) содержат в себе мораль, изложенную для простого человека в доступной форме.
Народное творчество самобытно и современно, уникально и разнохарактерно, близко каждому и всем. Народное творчество многогранно и включает в себя самые разные художественные произведения, отражающие все аспекты осмысления окружающего мира с точки зрения того или иного народа.
Народное творчество отличается от прочих типов художественной деятельности тем, что оно самобытно и тесно связано с культурой и мировоззрением конкретного народа. В каждом регионе, районе, стране народное творчество имеет свой почерк, оригинальные формы и краски. За счет проявления в народной культуре национальных или этнических мотивов, мы можем лучше понимать себя и свой народ. Примеры народного творчества (легенды, мифы, сказания, забавы и пр.) хранят в себе следы ушедших эпох и событий. С помощью чтения, созерцания, использования, проигрывания художественных текстов народа мы ментально постигаем народный дух, соприкасаясь с культурой наших предков. Наконец, народное творчество – есть художественное отражение коллективной идентичности, благодаря которой складывается и народное самосознание, и ощущение принадлежности к народу, и гордость за свой народ.
Особенности народного творчества
Особенности народного творчества обусловлены многими обстоятельствами, включая ценности и нормы культуры народа, временем существования искусства и т.д. Ниже кратко обозначим основные особенности народного творчества.
Первое. Народное творчество – это результат коллективной художественной деятельности, поэтому у произведений народной культуры нет конкретного автора.
Единственным автором каждого произведения народной культуры является конкретный народ (русский, японский, финский, белорусский и пр.) как коллективное целое. Именно поэтому в наши дни существуют народные сказки, народные песни или народные танцы. Безусловно, без участия отдельных людей создание любого произведения культуры было бы невозможно. От поэтического или музыкального дара талантливых представителей народа во многом зависел и результат его творческой деятельности. Однако по мере распространения художественных текстов среди народа, авторское начало не имело большого значения для слушателей и зрителей. Кроме того, попадая к разным исполнителям народного творчества, художественные произведения нередко претерпевали различные изменения.
Второе. Народное творчество формировалось веками, на протяжении многих лет, постепенно совершенствуя на практике различные формы художественного выражения культуры народа.
Произведения народной культуры носят ярко выраженный эволюционный характер, поскольку различные виды народного искусства складывались постепенно. Говоря иначе, искусство народа носит исторический характер, оно хранит в себе народные ценности, идеалы, мировоззрение прошлых лет. В то же время, важной особенностью такого творчества является то, что оно прошло долгий путь своего развития – от древнейших времен до наших дней. При этом большинство достижений искусства народа совсем немного менялось со временем. Это связано с тем, что произведения народной культуры изначально слабо поддаются серьезным изменениям. Народное творчество претерпевало изменения лишь в связи с тем, что отдельные исполнители могли вносить свою манеру исполнения, свое прочтение художественного произведения, свой стиль изложения и т.д. Именно поэтому мы можем наблюдать разные варианты текстов народных песен — как в диахроническом срезе (то есть исторически, в разные периоды времени), так и в синхронном (в одно и то же время, но с разницей в пространстве).
Третье. Народное творчество имеет невысокий уровень мастерства и не всегда связано с профессиональным искусством.
Поскольку автором народного творчества является обычный народ, то и уровень мастерства, в отличие от элитарной культуры, у произведений народной культуры необязательно является высоким. Безусловно, некоторые произведения народной культуры выполнены на высочайшем уровне, требующем больших интеллектуальных или творческих усилий мастера (например, поэтические произведения или искусство кружевоплетения). Однако характерные черты народной культуры в целом обусловлены тем, что она в своем большинстве складывалась вокруг ежедневной практики простого народа. Поэтому данное искусство не ставило своей целью добиться эстетических вершин или достигать духовной глубины культурного текста. Напротив, народное творчество развивалось как особый (любительский, бытовой) художественный взгляд на окружающий мир и изначально не было направлено на высокий профессионализм.
Четвертое. Народное творчество многообразно по стилистике, мотивам, сюжетам. Оно имеет повседневный характер и с помощью художественного языка отражает и закрепляет в произведениях народной культуры разнообразные способы осмысления народом повседневных практик.
С третьей особенностью народного искусства тесно связана и четвертая. Произведения народной культуры отражают повседневный характер творчества народа. Различные виды народного творчества возникли как результат художественного осмысления народом своих повседневных бытовых забот, тревог, дел, а также праздничных и печальных событий, которые случались с каждым. Тексты народных песен (например, «Валенки», «Во кузнице», «Вот мчится тройка» и пр.), а также загадки, былины демонстрируют нам фрагменты повседневной культуры народа. Многогранность и сила народного воображения, а также нестандартный художественный взгляд народа на повседневную жизнь обусловили и разнообразие стилей, мотивов, сюжетов его творчества. При этом произведения народной культуры не только отражают быт народа, но и подсказывают человеку как вести себя в той или иной ситуации, которая может возникнуть в повседневной жизни.
Пятое. Произведения народной культуры часто связаны с конкретной территорией, на которой они сложились, и с соответствующей культурой региона, города, района и т.д.
Нередко случается так, что созданные однажды талантливыми народными мастерами произведения культуры открывают традицию, которую последующие поколения сохраняют и передают как культурный опыт. Традиции создания уникальных художественных произведений передаются через мастерские, школы, учеников, которые впитывают культуру исполнения произведений народного искусства. И сам процесс передачи традиций, как правило, закрепляется на конкретной территории. Данная особенность народного творчества наиболее ярко проявляется на примере декоративно-прикладного искусства народа. Так, города Хохлома и Городец Нижегородской области, а также город Гжель Московской области являются теми территориями, которые не только хранят оригинальный художественный опыт народного декоративного творчества, но и являются теперь городами-брендами народной культуры.
Шестое. Трансляция результатов народного творчества и традиций создания произведений народной культуры происходят преимущественно устно, а также непосредственно из рук в руки.
Многие произведения народной культуры были созданы много лет назад, когда грамотность была мало распространена, особенно среди простого народа. Этим объясняется преимущественно устный способ передачи результатов народного творчества от одного поколения к другому. Например, сказки, предания или былины народ передавал из уст в уста, а традиции изготовления игрушек, искусство ткачества или чеканки передавалось от мастера к ученику.
Виды народного творчества
Все разнообразие и примеры народного творчества можно сгруппировать и структурировать, если воспользоваться содержанием таблицы, в которой представлены виды народного творчества.
Виды народного творчества – это устойчивые формы творческой активности народа. Виды народного творчества сложились в результате многократного создания и исполнения произведений искусства народа с характерными признаками, которые различаются по способам кодирования художественной информации. В зависимости от того, на какой творческой деятельности народ сосредоточил свое внимание, и образовались виды народного творчества. Если речь идет о видимых глазу формах искусства, то такое творчество носит характер визуального. Если творчество народа сосредоточено на звучании и устных формах художественной деятельности, то это аудиальный вид народного творчества. Наконец, сочетание первого и второго рождают синтетический вид народного творчества.
Таблица «Виды народного творчества»
Визуальные виды народного творчества характеризуются тем, что произведения народной культуры в этом случае выражают художественное мастерство народа через видимые изображения. Визуальные (видимые) предметы искусства существуют статично и созданные однажды, не меняются со временем (народная изба, дымковская игрушка, вышитое полотенце и пр.). Кроме того, визуальные виды творчества народа занимают определенное место в окружающем пространстве.
Аудиальные виды народного творчества предполагают акцент на звуке, с помощью которого мы слышим, усваиваем и понимаем художественную информацию. Такие произведения народной культуры созданы с помощью звучания – речь, инструментальная мелодия, песенное исполнение, дробь, бренчание и пр. Аудиальные виды творчества народа не занимают пространства, а сами произведения разворачиваются во времени (например, народная песня, былина, пословица и пр.)
Для синтетических видов народного творчества характерно сочетание, синтез визуальных изобразительных форм и художественных звуков. К данному виду творчества народа относятся зрелищные произведения народной культуры, которые мы и видим, и слышим одновременно (например, народный театр или танец).
Жанры народного творчества
Жанры народного творчества многообразны, как многообразна и сама народная культура. Богатство жанров творчества отражает все краски самобытности того или иного народа. Однако возникли жанры народного творчества не сразу, а постепенно, в результате развития воображения и художественного мастерства народа. Например, искусство песенного и танцевального творчества возникло и кристаллизовалось из народных обрядов, которыми сопровождались особые события в культуре древних народов. Ниже представлены основные жанры народного творчества и их краткая характеристика.
Литературное творчество народа
Народная культура появилась задолго до массового распространения грамотности. Для того, чтобы передать от одного поколения к другому все достижения народной культуры (от искусства до поверий и обрядов), люди передавали друг другу всю культурную информацию устно и запоминали. Именно поэтому многие формы народной культуры носят преимущественно устный характер – народный сказки, поговорки, песни и т.д. Лишь около 100 лет назад, когда книгопечатание стало доступным, а уровень грамотности существенно вырос, тексты народной культуры стали записываться. Но и этот факт не исключил устного бытования народной культуры, поскольку к ней можно приобщиться лишь путем непосредственного контакта с носителями данной культуры (пение, чтение, воспроизводство текстов и пр.).
Музыкальное творчество народа
С литературным творчеством тесно связано и музыкальное искусство народа, поскольку многие словесные произведения народ оформлял в музыкальном выражении. Народная поэзия нередко становилась основой для появления народных песен. Музыкальное творчество народа делится на две большие группы художественного мастерства – песенное творчество и инструментальное творчество, которые также могут быть единым произведением народной культуры. Всю красоту и самобытность музыкальной культуры народа отражают народные инструменты (например, русская балалайка и гармонь, украинская бандура, шотландская волынка). К формам музыкального творчества народа относятся, прежде всего, народные песни (в том числе колыбельные, лирические, военные), частушки (юмористические музыкальные четверостишия), инструментальные наигрыши и мелодии, танцевальная музыка и т.д.
Народный танец
Народный танец – есть пластическое выражение народной музыки с помощью движения тела. Народный танец возник из культовой и обрядовой стороны жизни древних народов, но постепенно народный танец стал более разнообразным и приобрел художественную красоту. Народный танец обязательно сопровождается характерным костюмом и традиционным исполнением музыки, определенным набором движений и ритмом. Для России особую роль на протяжении многих веков играет хоровод как истинно русский танец, отражающий характер русской народной культуры. Кроме того, существуют и другие известные народные танцы: украинский гопак, русская калинка, кавказская лезгинка, польская мазурка и краковяк, еврейский танец «хава нагила» и многие другие.
Театральное творчество народа
Если музыка – это мелодичное выражение мудрости народного слова, то театр — это визуальное отражение устного творчества народа. Театральное творчество народа возникло из этнических обрядов, которые затем приобрели характер зрелищного искусства. Народный театр впитал в себя образы народных героев и народные мотивы, мораль и нравы народа. Особенно популярными считаются народные театры кукол, а также театр «живых» актеров, где традиционными были драматические перевоплощения. Из русской театральной культуры народа вышли такие герои, как Скоморох и Петрушка.
Декоративно-прикладное творчество (народные промыслы)
Особенно тонко и в то же время индивидуально передает характерные черты народной культуры декоративно-прикладное искусство, в котором проявилось все разнообразие народного воображения и мастерства. К декоративно-прикладному искусству народа относится все разновидности художественных промыслов народа: искусство ткачества (например, искусное изготовление полотенец, половиков, ковров), вышивка (например, с ленточным или розеточным орнаментом), кружевоплетение (например, вологодское кружево), изделия из бересты (например, шкатулки и украшения) или керамики (например, кухонная утварь) и глины (например, дымковская игрушка), резьба по камню и дереву (например, изготовление бытовых изделий), искусство плетения из прута (например, плетение корзин) и многое другие. Народное искусство обработки материалов проявилось в ювелирном мастерстве, чеканке и литье. Художественное мастерство народа дошло до сегодняшнего дня в удивительном по уровню мастерства искусстве росписи декоративных изделий и природных материалов (например, роспись в стиле «гжель» или «хохлома»). Изобразительное искусство народа получило свое выражение в такой разновидности народного декоративного творчества как лубок (незамысловатые изображения с образами и сюжетами народной культуры, которые сопровождались подписью, комментирующей картинку).
Функции народного творчества
Культурное и социальное значение народного творчества рассмотрим с помощью тех функций, которое оно выполняет сегодня.
Коммеморативная функция. Коммеморация – это процесс поддержания коллективной памяти о культуре того или иного сообщества. В данном случае речь идет о поддержании культурной памяти народа. С помощью творчества народ сохраняет память о себе, актуализирует ее в исполнении и культивировании народных произведений искусства и передает другим поколениям. Народное творчество в предметах, формах, текстах и красках рассказывает нам о наших предках, а мы сохраняем память о них с помощью произведений искусства.Декоративно-эстетическая функция. Многие произведения народного искусства особенно выразительны и несут в себе частичку художественного осмысления мира народом. Народная эстетика через линии, орнамент и стиль своих произведений (кружевные, расписные, вышитые, выточенные, резные и прочие изделия) наполняет пространство уникальными историями, оживляет, восхищает, вдохновляет и создает уют. Кроме того, с помощью декоративных элементов народного творчества люди украшают и оформляют интерьер современных помещений.Бытовая функция. Несмотря на то, что произведения народной культуры носят по большей мере декоративный характер, все же утилитарно-бытовую роль в хозяйстве они также могут выполнять. К ним относятся, прежде всего, различные предметы и постройки хозяйственного значения (например, сани, изба, конское снаряжение, телега, амбар, серп), элементы одежды (например, шаль или сарафан), а также элементы убранства дома (например, лавки или половики), печи и т.д. Данные элементы предметы народного творчества используются и сегодня многими людьми по своему прямому предназначению – греют, возят, покрывают, хранят и так далее. Религиозно-магическая функция. Некоторые произведения народной культуры имеют особое культовое значение для людей, поскольку с ними ассоциируется определенная магическая или религиозная сила, которой их наделил народ. Религиозную силу несут в себе различные произведения творчества народа, выполненные по религиозным канонам (иконы, крестики нательные, кресты и пр.). Тогда как магическую власть скрывают в себе такие народные произведения искусства, как народные амулеты, обереги, подвески, пояса и другие элементы народного творчества. Культурно-индустриальная функция. Когда тиражируемые продукты культуры имеют возможность приносить коммерческую прибыль, то в этом случае в науке говорят о культурной индустрии. Произведения народной культуры также могут быть элементами культурной индустрии, особенно в рамках сувенирной отрасли. В качестве сувениров люди приобретают предметы вологодского кружева, изделия из новгородской бересты, чашечки с гжелью, тульские пряники, коломенскую пастилу и многое другое. Сувенирная продукция, созданная на основе культурного наследия народного творчества, стала в век развития культурного туризма сегодня весьма востребованной.Культуролог Софья Гердер
okulture24.ru
виды, жанры произведений и примеры :: SYL.ru
Необъятно устное народное творчество. Создавалось оно веками, имеется множество его разновидностей. В переводе с английского языка «фольклор» — это «народное значение, мудрость». То есть устное народное творчество — все, что создается духовной культурой населения за века исторической жизни его.
Особенности русского фольклора
Если внимательно прочитать произведения русского фольклора, можно заметить, что он на самом деле отражает многое: и игру фантазии народа, и историю страны, и смех, и серьезные думы о жизни человека. Слушая песни и сказки предков, люди задумывались над множеством непростых вопросов своего семейного, общественного и трудового быта, размышляли, как бороться за счастье, улучшить свою жизнь, каким должен быть человек, что следует высмеивать и порицать.
Разновидности фольклора
Разновидности фольклора включают сказки, былины, песни, пословицы, загадки, календарные припевы, величание, поговорки — все, что повторялось, переходило из поколения в поколение. Исполнители при этом вносили часто в понравившийся текст что-то свое, изменяя отдельные подробности, образы, выражения, незаметно совершенствуя и оттачивая произведение.
Устное народное творчество в большинстве своем существует в поэтической (стихотворной) форме, поскольку именно она позволяла запоминать и передавать из уст в уста эти произведения на протяжении веков.
Песни
Песня — это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе. В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.
Исторические песни посвящены различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Повествование в исторических народных песнях о некоторых событиях сочетается с эмоциональным звучанием этих произведений.
Былины
Термин «былина» ввел И. П. Сахаров в 19 веке. Она представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера. Возникла былина в 9 веке, она явилась выражением исторического сознания народа нашей страны. Богатыри — главные герои этой разновидности фольклора. Они воплощают собой народный идеал мужества, силы, патриотизма. Примеры богатырей, которых изобразили произведения устного народного творчества: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович, Алеша Попович, а также купец Садко, великан Святогор, Василий Буслаев и другие. Жизненная основа, при этом обогащенная некоторым фантастическим вымыслом, составляет сюжет этих произведений. В них герои в одиночку одолевают целые полчища врагов, сражаются с чудовищами, преодолевают мгновенно огромные расстояния. Очень интересно это устное народное творчество.
Сказки
Былины нужно отличать от сказок. Эти произведения устного народного творчества основаны на придуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы), а также бытовые, где изображаются люди — солдаты, крестьяне, короли, работники, принцессы и принцы — в повседневной обстановке. От других произведений этот вид фольклора отличается оптимистичным сюжетом: в нем добро всегда торжествует над злом, а последнее или терпит поражение, или высмеивается.
Легенды
Продолжаем описывать жанры устного народного творчества. Легенда, в отличие от сказки, представляет собой народный устный рассказ. Основа его — невероятное событие, фантастический образ, чудо, которые воспринимаются слушателем или рассказчиком как достоверные. Есть легенды о происхождении народов, стран, морей, о страданиях и подвигах вымышленных или реально существовавших героев.
Загадки
Устное народное творчество представлено множеством загадок. Они являются иносказательным изображением некоторого предмета, основанным обычно на метафорическом сближении с ним. Загадки по объему очень невелики, имеют определенную ритмическую структуру, нередко подчеркиваемую наличием рифмы. Они созданы для того, чтобы развивать сообразительность, догадливость. Загадки разнообразны по содержанию и тематике. Может быть несколько их вариантов об одном и том же явлении, животном, предмете, каждый из которых с определенной стороны характеризует его.
Пословицы и поговорки
Жанры устного народного творчества включают также поговорки и пословицы. Пословица — ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание. Она обычно имеет двухчастную структуру, которая подкрепляется рифмой, ритмом, аллитерациями и ассонансами.
Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, — не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество.
Пословицы, поговорки и загадки включаются в так называемые малые жанры фольклора. Что же это такое? Кроме вышеперечисленных видов, к ним относится и другое устное народное творчество. Виды малых жанров дополняют следующие: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игровые припевы, заклички, приговоры, загадки. Остановимся немного подробнее на каждом из них.
Колыбельные песни
Малые жанры устного народного творчества включают в себя колыбельные песни. В народе их называют байками. Название это произошло от глагола «баить» («баять») — «говорить». Данное слово имеет следующее старинное значение: «заговаривать, шептать». Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение. Борясь со сном, например, крестьяне говорили: «Дремушка, отойди от меня».
Пестушки и потешки
Русское устное народное творчество представляют также пестушки и потешки. В их центре находится образ подрастающего ребенка. Название «пестушки» происходит от слова «пестовать», то есть «ходить за кем-то, растить, нянчить, носить на руках, воспитывать». Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения.
Незаметно пестушки переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек. Весьма разнообразно это устное народное творчество. Примеры потешек: «Сорока», «Ладушки». В них нередко уже есть «урок», наставление. Например, в «Сороке» белобока всех кормила кашей, кроме одного лентяя, хотя и самого маленького (ему соответствует мизинец).
Прибаутки
В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой. Всех их можно обозначить единым термином «прибаутки». Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. Например, о петушке — золотом гребешке, летавшем на Куликово поле за овсом; о курочке рябе, которая «горох веяла» и «просо сеяла».
В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом.
Приговоры, заклички
Продолжаем рассматривать устное народное творчество. Виды его дополняются закличками и приговорами. Дети на улице очень рано обучаются у сверстников разнообразным закличкам, которые представляют собой обращение к птицам, дождю, радуге, солнцу. Детвора при случае выкрикивает нараспев хором слова. Кроме закличек, в крестьянской семье любой ребенок знал приговоры. Их чаще всего произносят поодиночке. Приговоры — обращение к мыши, маленьким жучкам, улитке. Это может быть подражание различным птичьим голосам. Словесные приговоры и песенные заклички преисполнены веры в силы воды, неба, земли (то благотворные, то губительные). Их произнесение приобщало к труду и жизни взрослых крестьянских детей. Приговоры и заклички объединяются в особый отдел под названием «календарный детский фольклор». Термином этим подчеркивается существующая связь между ними и временем года, праздником, погодой, всем бытом и строем жизни деревни.
Игровые приговоры и припевы
Жанры произведений устного народного творчества включают игровые приговоры и припевы. Они являются не менее древними, чем заклички и приговоры. Ими или связывают части некоторой игры, или начинают ее. Они могут выполнять также роль концовок, определять последствия, которые существуют при нарушении условий.
Поражают игры сходством с серьезными крестьянскими занятиями: жатвой, охотой, посевом льна. Воспроизведение этих дел в строгой последовательности с помощью многократного повторения давало возможность привить с ранних лет ребенку уважение к обычаям и существующему порядку, научить принятым в обществе правилам поведения. Названия игр — «Медведь в бору», «Волк и гуси», «Коршун», «Волк и овцы» — говорят о связи с жизнью и бытом сельского населения.
Заключение
В народных былинах, сказках, преданиях, песнях живут не менее волнующие красочные образы, чем в художественных произведениях классических авторов. Своеобразные и удивительно точные рифмы и звучания, причудливые, красивые стихотворные ритмы — будто кружево сплетаются в текстах частушек, потешек, прибауток, загадок. А какие яркие поэтические сравнения мы можем найти в лирических песнях! Все это мог создать лишь народ — великий мастер слова.
www.syl.ru
1.2. Виды творчества и направления его исследования
1.2. Виды творчества и направления его исследования
По типу продукта, который получается в результате созидательной активности, различают творчество художественное, интеллектуальное и техническое. Что общего между картиной Рембрандта, стихами А. Ахматовой, симфонией П. Чайковского и Собором Святого Семейства (Sagrada Familia) архитектора А. Гауди в Барселоне? Что общего между всем этим и самолетом, построенным в КБ Ильюшина или теорией относительности А. Эйнштейна? Одно можно только увидеть, другое – только прочесть, третье – только услышать, а четвертое – увидеть, услышать и пощупать, в пятое – сесть и перелететь в другой город, а шестое нельзя ни увидеть, ни услышать, ни пощупать и даже не обязательно – понять. Но все это – воплощенная мечта. Все это некогда было только в воображении их творцов и ныне доступно для восприятия другими.
Внешне столь несовместимые художественное, интеллектуальное и техническое творчество в практической реализации оказываются крайне связанными. При любом воображении художнику необходим строгий расчет в построении деталей на картине, умение грунтовать холст, смешивать краски, архитектору следует не только набросать внешний вид будущего здания, но и знать, как воплотить его на конкретной местности в определенных сейсмических условиях, как подвести тепло и воду, как добиться наилучшего освещения. Их знания почерпнуты из теорий, созданных учеными на основе ограниченного количества абстрактно выделенных условий. Но этими же условиями пользуются и изобретатели, стремящиеся оформлять свои технические новинки в эстетические формы, поэтому выставка современных моделей машин мало чем отличается от вернисажа в картинной галерее.
Попытки понять, каким образом человек создает то, что до него не существовало, почему одни мастерят это новое своими руками, а другие рисуют воображаемые образы в голове, занимали людей, возможно, с того момента, как это новое впервые было произведено. Поэтому к настоящему времени накопилось огромное количество работ, авторы которых рассматривают процесс творчества с разных сторон, находясь часто на противоположных теоретических позициях. Однако это привело не к созданию обобщенной картины творческого процесса, а к разочарованию из-за ее отсутствия. Возникло даже сравнение ученых, занимающихся этой проблемой, со слепцами, пытающимися вообразить слона, держась за разные его части: кто-то держится за хвост, кто-то – за ногу, и каждый по своей части пытается восстановить целостный образ [291].
Д. А. Леонтьев [97] выделяет три основные линии исследований творчества. Во-первых, оно изучается под углом зрения способности, одаренности, таланта, в том числе специфических познавательных процессов, таких как интеллект, дивергентное мышление, решение задач. Во-вторых, творчество оценивается как характеристика личности, и ставится вопрос о ее особенностях. В-третьих, оно рассматривается как деятельность в контексте жизни, социальных отношений. Очевидно, что, ставя разные задачи, исследователи приходят к неодинаковым результатам.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Прикладное искусство — что это такое? Декоративно-прикладное творчество и его виды
Декоративно-прикладное творчество — обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Эстетический уровень таких произведений, как правило, достаточно высокий. Собирательный термин объединяет два вида искусств — прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.
Творчество и утилитарность
Прикладное искусство — что это такое? Прежде всего, это предметы, характеристики которых близки к художественному стилю, а их предназначение достаточно разнообразно. Вазы, кувшины, посуда или сервизы из тонкого фарфора, а также многие другие изделия служат украшением гостиных, кухонных гарнитуров, спален и детских комнат. Некоторые предметы могут быть произведениями подлинного искусства и тем не менее относиться к разряду прикладного творчества.
Широкая сфера деятельности
Прикладное искусство — что это такое с точки зрения мастера? Трудоемкий творческий процесс или простая поделка, изготовленная из подручных материалов? Безусловно, это художественное произведение, заслуживающее самой высокой оценки. Утилитарное предназначение изделия не умаляет его достоинств. Декоративно-прикладное творчество — это широкое поле деятельности для художников и скульпторов, дизайнеров и стилистов. Особенно ценятся эксклюзивные произведения искусства, созданные в единственном экземпляре. В то же время изделия, выпускаемые серийно, причисляются к сувенирной продукции.
Украшения в доме
Декоративно-прикладное искусство — что это такое, если рассматривать его как часть эстетического наполнения бытовой среды? Можно с уверенностью сказать, что все изделия и предметы, расположенные вокруг, отражают вкусы людей, находящихся в непосредственной близости с ними, поскольку человек старается окружить себя красивыми вещами. Декоративно-прикладное творчество дает возможность украсить жилье, офисное помещение, зону отдыха. Особое внимание уделяется оформлению помещений для детей.
И, наконец, прикладное искусство — что это такое в понимании общественности? Это выставки, вернисажи, ярмарки и еще многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Изобразительное декоративно-прикладное творчество повышает уровень развития человека, способствует формированию его эстетического вкуса. Кроме того, осмотр экспозиций расширяет общий кругозор. Каждая выставка прикладного искусства — это знакомство широкой публики с новыми достижениями в области художественного творчества. Подобные мероприятия имеют особое значение в воспитании молодого поколения.
Немного истории
Народное декоративно-прикладное искусство берет свое начало в русских селах. Нехитрые поделки доморощенных мастеров-умельцев нередко классифицируются как изделия в категории «народно-прикладное искусство». Хорошим примером фольклорного стиля является так называемая дымковская игрушка — раскрашенные петушки, фигурки, украшения из красной глины.
Промысел уходит корнями в прошлое, ему более четырехсот лет. Появилось древнее прикладное искусство благодаря народному празднику «Свистунья», когда все женское население лепило глиняные свистульки к этому дню в виде курочек, барашков, лошадей. Гулянье продолжалось два дня.
Со временем праздник утратил свое значение, а народно-прикладное искусство продолжало развиваться. В настоящее время дымковские художественные изделия тиражируют в производственном объединении «Вятская игрушка». Изделия традиционно покрывают белилами и раскрашивают яркими, сочными красками.
Изобразительно-прикладное искусство
Изделия народного художественного творчества в оригинальном виде, как правило, становятся основой для коммерческих проектов. Сказочные персонажи, придуманные жителями русских деревень, отображаются в знаменитых палехских шкатулках, жостовских подносах, деревянных хохломских изделиях. Прикладное искусство России многообразно, каждое направление по-своему интересно, изделия русских мастеров пользуются высоким спросом у зарубежных коллекционеров.
«Спрос рождает предложение» — эта формулировка как нельзя лучше отражает положение дел в сфере народных художественных промыслов России. К примеру, художественные изделия в стиле гжель пользуются популярностью во всем мире на протяжении нескольких веков. Знаменитые бело-синие вазы, тарелки, чайные и кофейные сервизы желанны в каждом доме, а особо ценные экземпляры составляют гордость коллекционеров. До сих пор неясно, что такое прикладное искусство – работа, ремесло или художественное творчество. По сути, каждое изделие требует определенных усилий для его создания, и при этом необходимо придать образу художественную ценность.
Прикладное искусство в детской комнате
В определенных случаях тематика художественного творчества может быть обращена к младшему поколению. Особую ценность имеют изделия, изготовленные детскими руками. Непосредственность, свойственная мальчикам и девочкам дошкольного возраста, наивная фантазия вперемешку с желанием выразить свои сокровенные чувства порождают настоящие шедевры. Детское прикладное искусство, представленное рисунками, пластилиновыми фигурками, картонными человечками, — это самое настоящее художественное творчество. Сегодня по всей России проводятся конкурсы, в которых участвуют маленькие «художники» и «скульпторы».
Современное русское прикладное искусство
Фотографии, даггеротипы, офорты, гравюры, эстампы, так же как и множество других примеров, — это тоже художественное творчество. Изделия могут быть самыми разными. При этом их все объединяет принадлежность к общественной и культурной жизни под общим названием — декоративно-прикладное искусство. Работы в этой области отличаются особым фольклорным стилем. Недаром все художественные промыслы брали свое начало в российской глубинке, в деревнях и селах. В изделиях прослеживается доморощенная непритязательность и полное отсутствие той претенциозности, которая иногда встречается в произведениях изящного искусства. Вместе с тем художественный уровень народного творчества достаточно высокий.
В России декоративно-прикладное искусство является частью экономической мощи страны. Ниже приводится список основных направлений народных художественных промыслов, которые получили мировое признание и отправляются на экспорт в промышленных объемах.
- Лаковые миниатюры на деревянной основе (Палех, Мстёра, Федоскино).
- Жостовская художественная роспись по металлу, лиможская эмаль, финифть.
- Хохломская, городецкая, мезенская художественная роспись по дереву.
- Гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка – художественная роспись по керамике.
Палех
Палехский народно-художественный промысел появился на российских просторах в начале 20-го века. Искусство лакового рисунка возникло в небольшом поселке Ивановской губернии под названием Палех. Промысел явился продолжением иконописного искусства, которое уходит корнями в допетровские времена. Позже мастера Палеха участвовали в росписи Грановитой палаты Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троицко-Сергиевой лавры.
Революция 1917 года отменила иконопись, художники остались без работы. В 1918 году мастерами была создана палехская художественная артель, в которой расписывались деревянные поделки. Затем умельцы научились создавать шкатулки из папье-маше и расписывать их в стиле миниатюры, используя традиционные иконописные технологии.
В 1923 году лаковые миниатюры были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке, где получили диплом 2-й степени. А еще через два года палехские шкатулки экспонировались в Париже, на Всемирной выставке.
Успех необычных художественных изделий стал стимулом для создания организаций «Союз художников Палеха» и «Палехские художественные мастерские» при Художественном фонде СССР.
Федоскино
С этим словом ассоциируют русскую лаковую живопись с применением масляных красок. Промысел появился в подмосковной деревне Федоскино во второй половине 18-го века. Рисунок наносился на изделия из папье-маше и затем покрывался лаком в несколько слоев.
Начало искусству федоскинской миниатюры положил русский купец П. И. Коробов, побывавший в немецком городе Брауншвейге и перенявший там технологии по созданию табакерок, бисерниц, шкатулок и других изделий, украшенных живописными картинками.
Федоскинская лаковая миниатюра раскрашивается масляными красками в четыре приема: сначала делается набросок рисунка («замалевок»), затем детальная проработка («перемалёвка»), лессировка — покрытие прозрачными красками, последний процесс — бликовка, передающая блики и тени на изображении.
Федоскинская техника рисунка предусматривает использование подкрасочного слоя из светоотражающих компонентов: сусального золота, металлического порошка или поталя. В отдельных случаях мастер может сделать подкладку из перламутра. Прозрачные лессировочные краски вместе с подкладкой создают неповторимый эффект глубокого свечения. Красочный слой подчеркивается черным фоном.
Мстёра
Так назвали русский народный промысел, появившийся в середине 18-го века во Владимирской губернии. Началось все с «мелочных писем» — миниатюрных икон с прорисовкой мельчайших деталей. После революции 1917 года, когда отпала нужда в иконописи, мстёра перешла на шкатулки и коробочки из папье-маше. Рисунок наносился темперными красками, замешанными на яичных желтках. К середине 20-го века окончательно образовались технологии лаковой миниатюры мстёра.
Основные принципы нанесения рисунка заключаются в переводе общих контуров с кальки на поверхность изделия, затем следует «роскрышь», нанесение непосредственно рисунка. Следующий этап — детальная роспись. И наконец «плави» — окончательное раскрашивание с бликовкой, включающей в себя твореное золото (мельчайший золотой порошок). Готовое изделие покрывается прозрачным лаком в шесть слоев с промежуточной сушкой, затем полируется.
Характерные признаки мстёрской живописи — это ковровая декоративность, утонченная игра оттенков и три цветовые гаммы, используемые в раскраске: желтая охряная, красная и серебристо-голубая. Тематика рисунка классическая: сказочные сюжеты, исторические памятники, архитектура.
Жостово
Народный промысел жостовский — это металлические подносы, раскрашенные в особом стиле. Зародилось жостовское искусство в начале 19-го века, в деревнях Троицкой волости, в Подмосковье. Жители трех сел (Осташково, Жостово и Хлебниково) занялись изготовлением расписных изделий из папье-маше. А в мастерской братьев Вишняковых стали делать подносы из жести с красочным рисунком.
Прейскурант Вишняковых включал в себя два десятка различных изделий из металла и папье-маше, все они были расписными, красочно оформленными и пользовались высоким спросом на ярмарках, при этом на первом плане всегда был раскрашенный поднос.
Жостовская роспись — это цветочная тема в нескольких вариантах: букет садовый, цветы «враскидку», гирлянда, плетеный венок. Полевые растения составляли отдельную композицию.
Букеты на подносе выглядят натурально за счет тщательной проработки мелких деталей. Палитра цветов при этом используется максимально насыщенная. Фон, как правило, черный, края подноса украшаются ажурным орнаментом, растительным или стилизованным под древесную структуру. Жостовский поднос всегда расписывается вручную и является эксклюзивным произведением искусства.
Хохлома
Такое название получил русский народный промысел, уходящий корнями в начало 17-го века. Хохломская роспись наиболее сложная и дорогостоящая из всех ныне существующих методик. Художественное прикладное искусство — это длительный творческий процесс, связанный с обработкой древесины, многослойной грунтовкой и раскрашиванием масляными красками.
Процесс изготовления хохломских изделий начинается с заготовок. Сначала мастера бьют баклуши, то есть колят топором деревянные бруски. Затем заготовки обрабатываются на станках до нужных размеров и формы. Обработанные заготовки называются «бельем». После шлифовки их промазывают специальной жидкой глиной и просушивают. Затем уже грунтованные заготовки покрывают несколькими слоями льняного масла с промежуточной просушкой. Далее следует лужение, или втирание в поверхность алюминиевого порошка, после чего изделие становится бело-зеркального цвета. На этой стадии оно уже готово к росписи.
Основные цвета хохломы — это черный и красный (сажа и киноварь), вспомогательные краски: золотая, коричневая, светло-зеленая и желтая. Кисти при этом используются очень тонкие (делаются исключительно из беличьих хвостов), поскольку мазки наносятся едва заметным касанием.
Тематическое содержание рисунка – ягоды рябины, калины, земляника, мелкая листва, тонкие, слегка изогнутые зеленые стебли. Все рисуется яркими, интенсивными красками, контуры четко обозначаются. Изображение построено по принципу контрастности.
Гжель
Это наиболее популярный народный промысел, традиционный российский центр производства художественной керамики. Занимает обширный регион, состоящий из 27 деревень, под общим названием Гжельский куст, в 60 километрах от Москвы.
Гжельские места испокон веков славились залежами высокосортной глины, годной для аптекарских сосудов. В 1770 году гжельские волостные земли были приписаны к Аптекарскому приказу. Тогда же в гжельских деревнях наладили производство кирпича, гончарных труб, печных изразцов и детских игрушек для Москвы.
Посуда из гжельской глины была особенно хорошая, легкая и прочная. В начале 19-го века в волости насчитывалось 25 заводов по производству посуды. Близость Москвы стимулировала развитие выпуска глиняных изделий, на столичных ярмарках продавалось несметное количество мисок, тарелок, блюд и прочей кухонной утвари.
Гжельские игрушки в то время делали из отходов посудного производства. Сколько бы глины ни оставалось, всю ее использовали для лепки петушков, курочек, барашков и козочек. Первоначально кустарные мастерские работали хаотично, но вскоре наметилась определенная линия в производстве. Сырье стали заготавливать специально для сувенирной продукции, мастера также специализировались по профилю наиболее востребованных изделий.
Белые блестящие лошадки и статуэтки раскрашивались в разные цвета до тех пор, пока не появился кобальт, универсальная краска. Интенсивный ярко-синий цвет как нельзя лучше сочетался с белоснежной эмалью заготовки. В 50-х годах прошлого столетия художники полностью отказались от всех других цветов и стали пользоваться поглазурной синей кобальтовой раскраской. Мотивы рисунка при этом могли быть самыми разными, на любую тему.
Прочие ремесла
Спектр российских народно-художественных промыслов декоративно-прикладного искусства необычайно широк. Здесь и художественное каслинское литье, и чеканка с элементами вкрапления. Технологии интарсии и маркетри позволяют создавать великолепные картины и панно. Русское прикладное искусство — это обширный культурный пласт страны, достояние общества.
fb.ru