В чем смысл жизни философия – Философия о смысле жизни человека

Философия о смысле жизни человека

План:

1.
Подходы и решения вопросов о смысле
жизни

2.
Поиск смысла жизни

Введение

Человек
единственное существо, которое осознает
свою смертность и может делать ее
предметом обсуждения. Призвание,
назначение, задача всякого человека
всесторонне развивать все свои
способности, внести свой личный вклад
в историю, в прогресс общества, его
культуры смысл жизни общества. Смысл
жизни заключен в самой жизни, в ее вечном
движении как становлении самого человека
Смерть страшна для тех, кто не видит,
как бессмысленна и погибельна его личная
одинокая жизнь, и кто думает, что он не
умрет. Человек умер, но его отношение к
миру продолжает действовать на людей,
даже не так как при жизни.

Смысл
жизни


это осознаваемая ценность, которой
человек подчиняет свою жизнь, ради чего
ставит и осуществляет жизненные цели.
Вопрос о смысли жизни это вопрос о смысли
смерти человека и о его бессмертии. Если
человек не оставил после своей жизни
тени, значит его жизнь по отношению к
вечности была лишь призрачной. Понять
смысл жизни определить свое место в
вечном потоке изменений.

Вопрос
о смысле жизни, так или иначе, встает
перед каждым человеком — если он хоть
сколько-нибудь сложился как человек.
Обычно подобные вопросы приходят в
ранней юности, когда вновь созданный
человек должен занять свое место в жизни
— и стремится найти его. Но бывает, что
о смысле жизни приходится думать и в
старости, и в предсмертном состоянии.
Не всегда легко это столкновение
единичного человека с самим собой как
частицей громадного, бесконечного мира.
Страшно ощутить бесконечность в самом
себе — и страшно не заметить ее. В первом
случае — это невероятная тяжесть
ответственности, слишком ликующая
гордость, от которой может порваться
душа; противоположность — чувство
собственной нелогичности, безысходности
существования, отвращение к миру и к
себе. Однако размышление о смысле жизни
необходимо любому человеку, без него
нет полноценных людей.

1. Подходы и решения вопросов о смысле жизни

Вопрос
о смысле жизни – это вопрос о том, стоит
ли жить? А если все — таки стоит, то для
чего жить? Издавна люди задавались этим
вопросом, пытаясь найти логику своей
жизни.

Существует
два ответа к решению этого вопроса:

1.
Смысл жизни первоначально присуще жизни
в ее глубинных основаниях
,
для этого подхода наиболее характерно
религиозное толкование жизни. Единственное,
что делает усмыслимой жизнь и потому
имеет для человека абсолютный смысл,
есть ни что иное, как действенное
соучастие в богочеловеческой жизни.

2.
Смысл жизни созидается самим субъектом

в соответствии с этим утверждением
можно понимать, что мы сами сознательно
продвигаемся к поставленной перед нами
целью, любыми способами бытия. Придаем
смысл жизни и тем самым выбираем и
создаем человеческую сущность, только
мы и не кто другой.

Осознание
смысла жизни, как главной ценности,
носит исторический характер.

Каждая
эпоха в той или иной степени оказывала
влияние на смысложизненное определение
человека.

Жизнь
осмысленна — когда ты для чего-то нужен
и понимаешь, для чего. Даже в полуживотном
состоянии, в паутине повседневных забот
и в болоте узкомещанских интересов —
человек не перестает быть всеобщим,
принадлежа не только себе, своей семье,
своему классу, — но и человечеству в
целом, и миру во всей его полноте. Конечно,
отдельный человек, индивид — не может
быть и человеком вообще, это разные
уровни. Но человек вообще представлен
в каждом отдельном человеке, поскольку
всеобщее может существовать лишь как
общность своих представителей. В каждом
из них раскрывается своя сторона
всеобщего — и любая его сторона необходимо
должна быть кем-то представлена, обязана
воплотиться и пройти свой путь как вещь,
или живое существо.

Когда
человек живет осмысленно — ему не
становится легче жить, скорее даже
наоборот. Но человек, знающий свое
назначение, свою судьбу, — это всегда
сила. Он может сомневаться и страдать,
может ошибаться и отступаться от себя
— это ничего не изменит. Смысл его жизни
будет руководить им и заставит свершить
то, что требуется, — хотя бы и вопреки
воле самого человека, его желаниям и
интересам, насколько он отдает себе
отчет в них.

Существуют
различные подходы к решению смысложизненной
проблемы, из которых можно выделить
следующие:

  • Смысл
    жизни в ее духовных основах, в самой
    жизни;

  • Смысл
    жизни выносится за пределы самой жизни;

  • Смысл
    жизни привносится самим человеком в
    свою жизнь;

  • Не
    существует смысла жизни.

В
рамках первого подхода существует
религиозная версия. Смысл жизни человека
был задан Богом уже в момент создания
человека. Создав человека по своему
образу, наделил его при этом свободой
воли. И смысл жизни человека состоит в
достижении им заданного подобия с Богом.
Смысл человеческой жизни в – сохранении
и очищении своей бессмертной души.

Философия
рассматривает нравственный смысл
человеческой жизни в процессе
совершенствования ее духовных оснований
и ее социальной сущности на началах
добра.

Смысл
содержится в самой жизни, но, в отличии
от религиозной точки зрения, здесь
утверждается, что смысл жизни человека
находит в ней сам. Смысл жизни состоит
из ситуативных, конкретных смыслов,
которые индивидуальны, как индивидуальна
сама жизнь. На основе ситуативного
смысла человек намечает и решает
ситуативные задачи каждого дня или даже
часа.

Второй
подход выносит смысл жизни за пределы
конкретной жизни человека, происходит
экстраполяция смысла существования
человека на прогресс человечества, на
благо и счастье грядущих поколений, во
имя светлых идеалов и справедливости.

Все
вышеперечисленное является высшим
смыслом и самоцелью, тогда как каждое
человеческое поколение и каждый ныне
живущий выступает как средство для
достижения этой цели. Многие люди живут
во имя собственного будущего.

С
точки зрения сторонников третьего
подхода, жизнь сама по себе не имеет
никакого смысла, а человек сам привносит
его в свою жизнь. Человек как существо
сознательное и волевое своими способами
созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая
объективные условия человеческого
бытия, навязывающая свой смысл, переходит
в волюнтаризм, субъективизм и может
повлечь за собой крушение смыслов,
экзистенциальную пустоту и даже гибель.

Из
уст современного молодого человека
можно услышать, что смысл его жизни
состоит в удовольствиях, радости,
счастье. Но удовольствие является лишь
следствием наших стремлений, а не его
целью. Если бы люди руководствовались
только принципом удовольствия, то это
привело бы к полному обесцениванию
нравственных действий, поскольку
действия двух человек, один из которых
потратил деньги на чревоугодие, а другой
на благотворительность, были бы
равноценными, так как следствием того
и другого является удовольствие.

Что
касается радости как смысла жизни, то
радость сама должна иметь смысл. Даже
ребенок с его очень подвижной нервной
системой направляет свою радость вовне,
на предмет или действие, ее вызывающие.
Радость, следовательно, так же не
самоцель, а следствие достигнутой цели.
Смысл жизни открывается человеку только
тогда, когда этого требует объективная
необходимость, когда человечество в
целом достаточно созрело для принятия,
для освоения именно этой стороны своего
существования. Иными словами, смысл
жизни отдельного человека осознается
тогда, когда эта жизнь становится
действительно всеобщей, когда действия
и поступки человека — это не индивидуальные
его особенности, а нечто присущее многим
людям, хотя бы и в разной степени, и не
все вместе

Но
все – таки попытки найти смысл жизни
человека преобладали в истории
человеческой мысли:

  • Смысл
    жизни в ее эстетической стороне, в
    достижение того, что в ней величаво,
    красиво и сильно, в достижении
    сверхчеловеческого величия;

  • Смысл
    жизни в любви, в стремлении к благу
    того, что вне человека, в стремлении к
    согласию и единству людей;

  • Смысл
    жизни в достижении некого идеала
    человека;

  • Смысл
    жизни в максимальном содействии решению
    задач общественного развития и
    всестороннего развития личности

Осуществленный
смысл жизни, имеющий ценность не только
для живущего, но и для общества, избавляет
человека от страха смерти, помогает
встретить ее спокойно, с достоинством
и чувством исполненного долга.

studfiles.net

Философия о смысле жизни человека

План:

1.
Подходы и решения вопросов о смысле
жизни

2.
Поиск смысла жизни

Введение

Человек
единственное существо, которое осознает
свою смертность и может делать ее
предметом обсуждения. Призвание,
назначение, задача всякого человека
всесторонне развивать все свои
способности, внести свой личный вклад
в историю, в прогресс общества, его
культуры смысл жизни общества. Смысл
жизни заключен в самой жизни, в ее вечном
движении как становлении самого человека
Смерть страшна для тех, кто не видит,
как бессмысленна и погибельна его личная
одинокая жизнь, и кто думает, что он не
умрет. Человек умер, но его отношение к
миру продолжает действовать на людей,
даже не так как при жизни.

Смысл
жизни


это осознаваемая ценность, которой
человек подчиняет свою жизнь, ради чего
ставит и осуществляет жизненные цели.
Вопрос о смысли жизни это вопрос о смысли
смерти человека и о его бессмертии. Если
человек не оставил после своей жизни
тени, значит его жизнь по отношению к
вечности была лишь призрачной. Понять
смысл жизни определить свое место в
вечном потоке изменений.

Вопрос
о смысле жизни, так или иначе, встает
перед каждым человеком — если он хоть
сколько-нибудь сложился как человек.
Обычно подобные вопросы приходят в
ранней юности, когда вновь созданный
человек должен занять свое место в жизни
— и стремится найти его. Но бывает, что
о смысле жизни приходится думать и в
старости, и в предсмертном состоянии.
Не всегда легко это столкновение
единичного человека с самим собой как
частицей громадного, бесконечного мира.
Страшно ощутить бесконечность в самом
себе — и страшно не заметить ее. В первом
случае — это невероятная тяжесть
ответственности, слишком ликующая
гордость, от которой может порваться
душа; противоположность — чувство
собственной нелогичности, безысходности
существования, отвращение к миру и к
себе. Однако размышление о смысле жизни
необходимо любому человеку, без него
нет полноценных людей.

1. Подходы и решения вопросов о смысле жизни

Вопрос
о смысле жизни – это вопрос о том, стоит
ли жить? А если все — таки стоит, то для
чего жить? Издавна люди задавались этим
вопросом, пытаясь найти логику своей
жизни.

Существует
два ответа к решению этого вопроса:

1.
Смысл жизни первоначально присуще жизни
в ее глубинных основаниях
,
для этого подхода наиболее характерно
религиозное толкование жизни. Единственное,
что делает усмыслимой жизнь и потому
имеет для человека абсолютный смысл,
есть ни что иное, как действенное
соучастие в богочеловеческой жизни.

2.
Смысл жизни созидается самим субъектом

в соответствии с этим утверждением
можно понимать, что мы сами сознательно
продвигаемся к поставленной перед нами
целью, любыми способами бытия. Придаем
смысл жизни и тем самым выбираем и
создаем человеческую сущность, только
мы и не кто другой.

Осознание
смысла жизни, как главной ценности,
носит исторический характер.

Каждая
эпоха в той или иной степени оказывала
влияние на смысложизненное определение
человека.

Жизнь
осмысленна — когда ты для чего-то нужен
и понимаешь, для чего. Даже в полуживотном
состоянии, в паутине повседневных забот
и в болоте узкомещанских интересов —
человек не перестает быть всеобщим,
принадлежа не только себе, своей семье,
своему классу, — но и человечеству в
целом, и миру во всей его полноте. Конечно,
отдельный человек, индивид — не может
быть и человеком вообще, это разные
уровни. Но человек вообще представлен
в каждом отдельном человеке, поскольку
всеобщее может существовать лишь как
общность своих представителей. В каждом
из них раскрывается своя сторона
всеобщего — и любая его сторона необходимо
должна быть кем-то представлена, обязана
воплотиться и пройти свой путь как вещь,
или живое существо.

Когда
человек живет осмысленно — ему не
становится легче жить, скорее даже
наоборот. Но человек, знающий свое
назначение, свою судьбу, — это всегда
сила. Он может сомневаться и страдать,
может ошибаться и отступаться от себя
— это ничего не изменит. Смысл его жизни
будет руководить им и заставит свершить
то, что требуется, — хотя бы и вопреки
воле самого человека, его желаниям и
интересам, насколько он отдает себе
отчет в них.

Существуют
различные подходы к решению смысложизненной
проблемы, из которых можно выделить
следующие:

  • Смысл
    жизни в ее духовных основах, в самой
    жизни;

  • Смысл
    жизни выносится за пределы самой жизни;

  • Смысл
    жизни привносится самим человеком в
    свою жизнь;

  • Не
    существует смысла жизни.

В
рамках первого подхода существует
религиозная версия. Смысл жизни человека
был задан Богом уже в момент создания
человека. Создав человека по своему
образу, наделил его при этом свободой
воли. И смысл жизни человека состоит в
достижении им заданного подобия с Богом.
Смысл человеческой жизни в – сохранении
и очищении своей бессмертной души.

Философия
рассматривает нравственный смысл
человеческой жизни в процессе
совершенствования ее духовных оснований
и ее социальной сущности на началах
добра.

Смысл
содержится в самой жизни, но, в отличии
от религиозной точки зрения, здесь
утверждается, что смысл жизни человека
находит в ней сам. Смысл жизни состоит
из ситуативных, конкретных смыслов,
которые индивидуальны, как индивидуальна
сама жизнь. На основе ситуативного
смысла человек намечает и решает
ситуативные задачи каждого дня или даже
часа.

Второй
подход выносит смысл жизни за пределы
конкретной жизни человека, происходит
экстраполяция смысла существования
человека на прогресс человечества, на
благо и счастье грядущих поколений, во
имя светлых идеалов и справедливости.

Все
вышеперечисленное является высшим
смыслом и самоцелью, тогда как каждое
человеческое поколение и каждый ныне
живущий выступает как средство для
достижения этой цели. Многие люди живут
во имя собственного будущего.

С
точки зрения сторонников третьего
подхода, жизнь сама по себе не имеет
никакого смысла, а человек сам привносит
его в свою жизнь. Человек как существо
сознательное и волевое своими способами
созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая
объективные условия человеческого
бытия, навязывающая свой смысл, переходит
в волюнтаризм, субъективизм и может
повлечь за собой крушение смыслов,
экзистенциальную пустоту и даже гибель.

Из
уст современного молодого человека
можно услышать, что смысл его жизни
состоит в удовольствиях, радости,
счастье. Но удовольствие является лишь
следствием наших стремлений, а не его
целью. Если бы люди руководствовались
только принципом удовольствия, то это
привело бы к полному обесцениванию
нравственных действий, поскольку
действия двух человек, один из которых
потратил деньги на чревоугодие, а другой
на благотворительность, были бы
равноценными, так как следствием того
и другого является удовольствие.

Что
касается радости как смысла жизни, то
радость сама должна иметь смысл. Даже
ребенок с его очень подвижной нервной
системой направляет свою радость вовне,
на предмет или действие, ее вызывающие.
Радость, следовательно, так же не
самоцель, а следствие достигнутой цели.
Смысл жизни открывается человеку только
тогда, когда этого требует объективная
необходимость, когда человечество в
целом достаточно созрело для принятия,
для освоения именно этой стороны своего
существования. Иными словами, смысл
жизни отдельного человека осознается
тогда, когда эта жизнь становится
действительно всеобщей, когда действия
и поступки человека — это не индивидуальные
его особенности, а нечто присущее многим
людям, хотя бы и в разной степени, и не
все вместе

Но
все – таки попытки найти смысл жизни
человека преобладали в истории
человеческой мысли:

  • Смысл
    жизни в ее эстетической стороне, в
    достижение того, что в ней величаво,
    красиво и сильно, в достижении
    сверхчеловеческого величия;

  • Смысл
    жизни в любви, в стремлении к благу
    того, что вне человека, в стремлении к
    согласию и единству людей;

  • Смысл
    жизни в достижении некого идеала
    человека;

  • Смысл
    жизни в максимальном содействии решению
    задач общественного развития и
    всестороннего развития личности

Осуществленный
смысл жизни, имеющий ценность не только
для живущего, но и для общества, избавляет
человека от страха смерти, помогает
встретить ее спокойно, с достоинством
и чувством исполненного долга.

studfiles.net

СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Смысл жизни — является одной из фундаментальных философских проблем, содержание которой заключается в понимании конечной цели существования человека, определение его места в природе  как биологического вида и предназначения как социального существа.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком сущности самой жизни, как определение способности и возможности человека влиять на окружающий его мир. Проблема смысла жизни — вечный вопрос, на который человечество будет искать ответ на протяжении всего своего существования.

Анализ философских школ и направлений позволяет выделить основные подходы к пониманию смысла жизни в истории философии:

1) нет никакого смысла, либо он не доступен человеческому познанию;

2) смысл жизни заключается в самой жизни;

3) смысл жизни в том, чтобы построить дом, посадить дерево, вырастить детей и т.д.;

4) есть только земное счастье и надо стремиться получить его как можно больше, т.к. абсолютного смысла жизни нет;

5) смысл жизни заключен в религиозном понимании мира как стремлении к посмертному существованию души.

Сартр как представитель философии экзистенциализма, в котором данная проблема является одной из центральных, писал:  «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём» [2, с. 147].

Человек, в отличие от животных, осознает конечность своего бытия. Это порождает внутреннюю напряженность, страх, переоценку происходящего. В своем желании понять смысл собственного бытия человек пытается обрести уверенность в том, что все было не зря, что его собственная жизнь – часть общей картины.

Традиционные религии утверждают, что источник подлинного смысла жизни находится за пределами повседневности. А атеисты, наоборот, настаивают на том, что повседневность – это и есть единственная реальность, в которой и нужно искать смысл жизни.  Смысл жизни индивидуален, потому что  он относится к жизни уникального индивида, уникальной личности, и смерть для каждого человека также уникальное событие, где чужой опыт не имеет значения. Понимание смысла жизни не дается нам в готовом виде, оно является продуктом внутренней активности человека, в результате которой он определяет мотивы и цели своих действий и поступков. Невозможно научить смыслу жизни, его нельзя навязать человеку, он может быть найден только самостоятельно, путем самостоятельных решений и знаний.

Смысл жизни – это ценность, осознавая которую человек строит свою жизнь и определяет ее цели.

Философия рассматривает вопрос о смысле жизни с двух разных позиций: с точки зрения отдельного человека и человека как представителя человечества.

В первом случае смысл жизни – элемент уникальной духовной жизни индивида. Каждый человек определяет его сам в своих собственных размышлениях, опираясь на собственный опыт. Во втором случае смысл жизни понимается как специфический способ существования человеческого рода. В этом случае содержание смысла жизни является результатом эволюции человечества, развития процесса мышления и формирования человеческого сознания.

Религиозная философия  связывает смысл человеческой жизни с созерцанием и воплощением божественного начала в человеке, со стремлением к сверхчеловеческому опыту. Русский религиозный философ С. Франк именно  внутреннею  духовную  жизнь человека  считал единственным бытием, имеющим  смысл. Для того, чтобы человек открыл для себя смысл жизни, нужны два условия: «во-первых, бытие Бога как абсолютной основы для силы добра, разума и вечности, как ручательства и торжества над силами зла, бессмыслия и тленности и, во-вторых, возможности для меня лично, в моей слабой и краткой жизни, приобщения к Богу» — писал С. Франк. [5, с. 102].

Для философских направлений ХХ века характерен ценностный подход к пониманию природы человека и, соответственно, смысла его существования.

Существует много различных ценностных форм психики человека. К основным относят волю, целеустремленность, решительность и самообладание, т.е., качества, позволяющие человеку осуществлять саморегуляцию своей деятельности. Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля занимает среди всех ценностей первое место. Каждый человек должен обрести смысл свой жизни. Согласно К.С. Станиславскому, смысл жизни является  «сверхзадачей», которая объединяет в себе все мелкие жизненные цели.

В современной философской литературе различают две направления в обретении индивидом смысла жизни: «быть» или «иметь».

Стремление «иметь» формируется в далеком прошлом человечества, где данное требование было необходимым условием выживания. Подобный подход существует и в настоящем мире, но он не должен стать самоцелью, т.к. в этом случае мы наблюдаем лишь стремление к обогащению, уничтожающее  все лучшие человеческие качества. З. Фрейд отмечал, что такой тип личности и общество, в котором превалирует  данный вид людей, является больным.

Стремление «быть», на наш взгляд, в большей степени соответствует духовным возможностям и потребностям человека, его истинной сущности.

Маркс считал, что «роскошь — это такой же порок, как и нищета, цель человека — быть многим, а не обладать многим» [3, с. 593]. Стремление «быть» предполагает отказ от эгоизма и эгоцентризма, желание реализовать природные и социальные возможности человека, духовное развитие, проявление «человеческого» в человеке. Благодаря этой установке человек раскрывает и развивает свои способности, обогащая окружающий мир и утверждаясь как полезное и необходимое звено социального мира.

Понимание смысла жизни не дается от рождения. Г. Фихте подчеркивал: «…только человек изначально — ничто… Тем, чем он должен быть, он должен сделаться… и сделаться сам собой, своей свободой, я могу быть только тем, чем я себя сделаю сам» [4, с. 297].

Каждому человеку доступен смысл жизни, он не зависит от пола, возраста, интеллекта, образования,  характера человека, от ее среды жизни и религиозных убеждений. Каждый человек может и должен познать смысл своего существования, смысл своей жизни. При этом смысл жизни не субъективен, человек не придумывает и не изобретает его, а находит в мире, в окружающей его объективной действительности. Реализуя смысл своей жизни, человек реализует самого себя. Самым важным является умение определять истинные цели, не давая себя запутать ложными целями и выбором, ведущими к деградации и разрушению как отдельной личности, так и общества в целом. Наша современная жизнь предлагает человеку множество возможностей для  выбора. Иногда весь этот выбор сводится лишь к удовлетворению материальных потребностей человека: обеспечение материального  достатка, стремление к личной выгоде и пользе. Именно поэтому, оценивая состояние современного общества, его часто характеризуют как «общество потребительства». Но жизнь в погоне за удовольствиями, в стремлении удовлетворить свои прихоти, получить максимум удовольствия в тех формах, которая сегодня заявлены как престижные, модные не может быть  осмысленной и полноценной. В этом случае человек стремиться соответствовать навязанным ему чужим стандартам и проживает жизнь, следуя не своим, а чужим целям и интересам.

Человек рождается для того, чтобы жить. Жизнь является бесценной, т.к. дается нам только раз, и очень важно прожить ее, осуществляя свой собственный выбор, реализуя собственные возможности, круг которых определяется внутренним миром самого индивида как полноценной личности. Обретя смысл своей жизни, человек получает право на свою собственную жизнь. Каждый человек способен и должен сам управляет своей жизнью, осуществлять свой собственный выбор, понимая при этом, что отвечать за последствия этого выбора  он также должен сам.

Человеческая жизнь достаточна коротка. Осознание собственной смертности, неотвратимой конечности собственного существования, с одной стороны, становится сложной проблемой для человека, но, с другой стороны, дает ему возможность сделать осознанный выбор и постараться прожить полноценную, подлинную жизнь. При этом  необходимо помнить, что жизнь каждого отдельного человека является частью целостного процесса, разворачивающегося во внешнем объективном мире, в обществе в целом, формирующем человека, предоставляющем ему определенные возможности для самореализации, но и предъявляющем к нему конкретные требования и зависящим от него.

 

Список литературы:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – С. 608.
  2. Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П.Сартр / М.А.Киссель — Лениздат, 1976. – С. 239.
  3. Маркс К. и  Энгельс Ф. // Собр. соч., Т. 1. – М.: Изд-во Полит. литературы, 1955-1974. — С . 638.
  4. Фихте Г.  // Соч. в 2-х т., Т. II — СПб.: Мифрил, 1993 – С. 798.
  5. Франк С. Смысл жизни. // С. Франк. — М.: АСТ, 2004. — С. 160.
  6. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М.: Прогресс, 1990. С. 368.

sibac.info

Философия о смысле жизни человека

План:

1.
Подходы и решения вопросов о смысле
жизни

2.
Поиск смысла жизни

Введение

Человек
единственное существо, которое осознает
свою смертность и может делать ее
предметом обсуждения. Призвание,
назначение, задача всякого человека
всесторонне развивать все свои
способности, внести свой личный вклад
в историю, в прогресс общества, его
культуры смысл жизни общества. Смысл
жизни заключен в самой жизни, в ее вечном
движении как становлении самого человека
Смерть страшна для тех, кто не видит,
как бессмысленна и погибельна его личная
одинокая жизнь, и кто думает, что он не
умрет. Человек умер, но его отношение к
миру продолжает действовать на людей,
даже не так как при жизни.

Смысл
жизни


это осознаваемая ценность, которой
человек подчиняет свою жизнь, ради чего
ставит и осуществляет жизненные цели.
Вопрос о смысли жизни это вопрос о смысли
смерти человека и о его бессмертии. Если
человек не оставил после своей жизни
тени, значит его жизнь по отношению к
вечности была лишь призрачной. Понять
смысл жизни определить свое место в
вечном потоке изменений.

Вопрос
о смысле жизни, так или иначе, встает
перед каждым человеком — если он хоть
сколько-нибудь сложился как человек.
Обычно подобные вопросы приходят в
ранней юности, когда вновь созданный
человек должен занять свое место в жизни
— и стремится найти его. Но бывает, что
о смысле жизни приходится думать и в
старости, и в предсмертном состоянии.
Не всегда легко это столкновение
единичного человека с самим собой как
частицей громадного, бесконечного мира.
Страшно ощутить бесконечность в самом
себе — и страшно не заметить ее. В первом
случае — это невероятная тяжесть
ответственности, слишком ликующая
гордость, от которой может порваться
душа; противоположность — чувство
собственной нелогичности, безысходности
существования, отвращение к миру и к
себе. Однако размышление о смысле жизни
необходимо любому человеку, без него
нет полноценных людей.

1. Подходы и решения вопросов о смысле жизни

Вопрос
о смысле жизни – это вопрос о том, стоит
ли жить? А если все — таки стоит, то для
чего жить? Издавна люди задавались этим
вопросом, пытаясь найти логику своей
жизни.

Существует
два ответа к решению этого вопроса:

1.
Смысл жизни первоначально присуще жизни
в ее глубинных основаниях
,
для этого подхода наиболее характерно
религиозное толкование жизни. Единственное,
что делает усмыслимой жизнь и потому
имеет для человека абсолютный смысл,
есть ни что иное, как действенное
соучастие в богочеловеческой жизни.

2.
Смысл жизни созидается самим субъектом

в соответствии с этим утверждением
можно понимать, что мы сами сознательно
продвигаемся к поставленной перед нами
целью, любыми способами бытия. Придаем
смысл жизни и тем самым выбираем и
создаем человеческую сущность, только
мы и не кто другой.

Осознание
смысла жизни, как главной ценности,
носит исторический характер.

Каждая
эпоха в той или иной степени оказывала
влияние на смысложизненное определение
человека.

Жизнь
осмысленна — когда ты для чего-то нужен
и понимаешь, для чего. Даже в полуживотном
состоянии, в паутине повседневных забот
и в болоте узкомещанских интересов —
человек не перестает быть всеобщим,
принадлежа не только себе, своей семье,
своему классу, — но и человечеству в
целом, и миру во всей его полноте. Конечно,
отдельный человек, индивид — не может
быть и человеком вообще, это разные
уровни. Но человек вообще представлен
в каждом отдельном человеке, поскольку
всеобщее может существовать лишь как
общность своих представителей. В каждом
из них раскрывается своя сторона
всеобщего — и любая его сторона необходимо
должна быть кем-то представлена, обязана
воплотиться и пройти свой путь как вещь,
или живое существо.

Когда
человек живет осмысленно — ему не
становится легче жить, скорее даже
наоборот. Но человек, знающий свое
назначение, свою судьбу, — это всегда
сила. Он может сомневаться и страдать,
может ошибаться и отступаться от себя
— это ничего не изменит. Смысл его жизни
будет руководить им и заставит свершить
то, что требуется, — хотя бы и вопреки
воле самого человека, его желаниям и
интересам, насколько он отдает себе
отчет в них.

Существуют
различные подходы к решению смысложизненной
проблемы, из которых можно выделить
следующие:

  • Смысл
    жизни в ее духовных основах, в самой
    жизни;

  • Смысл
    жизни выносится за пределы самой жизни;

  • Смысл
    жизни привносится самим человеком в
    свою жизнь;

  • Не
    существует смысла жизни.

В
рамках первого подхода существует
религиозная версия. Смысл жизни человека
был задан Богом уже в момент создания
человека. Создав человека по своему
образу, наделил его при этом свободой
воли. И смысл жизни человека состоит в
достижении им заданного подобия с Богом.
Смысл человеческой жизни в – сохранении
и очищении своей бессмертной души.

Философия
рассматривает нравственный смысл
человеческой жизни в процессе
совершенствования ее духовных оснований
и ее социальной сущности на началах
добра.

Смысл
содержится в самой жизни, но, в отличии
от религиозной точки зрения, здесь
утверждается, что смысл жизни человека
находит в ней сам. Смысл жизни состоит
из ситуативных, конкретных смыслов,
которые индивидуальны, как индивидуальна
сама жизнь. На основе ситуативного
смысла человек намечает и решает
ситуативные задачи каждого дня или даже
часа.

Второй
подход выносит смысл жизни за пределы
конкретной жизни человека, происходит
экстраполяция смысла существования
человека на прогресс человечества, на
благо и счастье грядущих поколений, во
имя светлых идеалов и справедливости.

Все
вышеперечисленное является высшим
смыслом и самоцелью, тогда как каждое
человеческое поколение и каждый ныне
живущий выступает как средство для
достижения этой цели. Многие люди живут
во имя собственного будущего.

С
точки зрения сторонников третьего
подхода, жизнь сама по себе не имеет
никакого смысла, а человек сам привносит
его в свою жизнь. Человек как существо
сознательное и волевое своими способами
созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая
объективные условия человеческого
бытия, навязывающая свой смысл, переходит
в волюнтаризм, субъективизм и может
повлечь за собой крушение смыслов,
экзистенциальную пустоту и даже гибель.

Из
уст современного молодого человека
можно услышать, что смысл его жизни
состоит в удовольствиях, радости,
счастье. Но удовольствие является лишь
следствием наших стремлений, а не его
целью. Если бы люди руководствовались
только принципом удовольствия, то это
привело бы к полному обесцениванию
нравственных действий, поскольку
действия двух человек, один из которых
потратил деньги на чревоугодие, а другой
на благотворительность, были бы
равноценными, так как следствием того
и другого является удовольствие.

Что
касается радости как смысла жизни, то
радость сама должна иметь смысл. Даже
ребенок с его очень подвижной нервной
системой направляет свою радость вовне,
на предмет или действие, ее вызывающие.
Радость, следовательно, так же не
самоцель, а следствие достигнутой цели.
Смысл жизни открывается человеку только
тогда, когда этого требует объективная
необходимость, когда человечество в
целом достаточно созрело для принятия,
для освоения именно этой стороны своего
существования. Иными словами, смысл
жизни отдельного человека осознается
тогда, когда эта жизнь становится
действительно всеобщей, когда действия
и поступки человека — это не индивидуальные
его особенности, а нечто присущее многим
людям, хотя бы и в разной степени, и не
все вместе

Но
все – таки попытки найти смысл жизни
человека преобладали в истории
человеческой мысли:

  • Смысл
    жизни в ее эстетической стороне, в
    достижение того, что в ней величаво,
    красиво и сильно, в достижении
    сверхчеловеческого величия;

  • Смысл
    жизни в любви, в стремлении к благу
    того, что вне человека, в стремлении к
    согласию и единству людей;

  • Смысл
    жизни в достижении некого идеала
    человека;

  • Смысл
    жизни в максимальном содействии решению
    задач общественного развития и
    всестороннего развития личности

Осуществленный
смысл жизни, имеющий ценность не только
для живущего, но и для общества, избавляет
человека от страха смерти, помогает
встретить ее спокойно, с достоинством
и чувством исполненного долга.

studfiles.net

Философия о смысле жизни человека

План:

1.
Подходы и решения вопросов о смысле
жизни

2.
Поиск смысла жизни

Введение

Человек
единственное существо, которое осознает
свою смертность и может делать ее
предметом обсуждения. Призвание,
назначение, задача всякого человека
всесторонне развивать все свои
способности, внести свой личный вклад
в историю, в прогресс общества, его
культуры смысл жизни общества. Смысл
жизни заключен в самой жизни, в ее вечном
движении как становлении самого человека
Смерть страшна для тех, кто не видит,
как бессмысленна и погибельна его личная
одинокая жизнь, и кто думает, что он не
умрет. Человек умер, но его отношение к
миру продолжает действовать на людей,
даже не так как при жизни.

Смысл
жизни


это осознаваемая ценность, которой
человек подчиняет свою жизнь, ради чего
ставит и осуществляет жизненные цели.
Вопрос о смысли жизни это вопрос о смысли
смерти человека и о его бессмертии. Если
человек не оставил после своей жизни
тени, значит его жизнь по отношению к
вечности была лишь призрачной. Понять
смысл жизни определить свое место в
вечном потоке изменений.

Вопрос
о смысле жизни, так или иначе, встает
перед каждым человеком — если он хоть
сколько-нибудь сложился как человек.
Обычно подобные вопросы приходят в
ранней юности, когда вновь созданный
человек должен занять свое место в жизни
— и стремится найти его. Но бывает, что
о смысле жизни приходится думать и в
старости, и в предсмертном состоянии.
Не всегда легко это столкновение
единичного человека с самим собой как
частицей громадного, бесконечного мира.
Страшно ощутить бесконечность в самом
себе — и страшно не заметить ее. В первом
случае — это невероятная тяжесть
ответственности, слишком ликующая
гордость, от которой может порваться
душа; противоположность — чувство
собственной нелогичности, безысходности
существования, отвращение к миру и к
себе. Однако размышление о смысле жизни
необходимо любому человеку, без него
нет полноценных людей.

1. Подходы и решения вопросов о смысле жизни

Вопрос
о смысле жизни – это вопрос о том, стоит
ли жить? А если все — таки стоит, то для
чего жить? Издавна люди задавались этим
вопросом, пытаясь найти логику своей
жизни.

Существует
два ответа к решению этого вопроса:

1.
Смысл жизни первоначально присуще жизни
в ее глубинных основаниях
,
для этого подхода наиболее характерно
религиозное толкование жизни. Единственное,
что делает усмыслимой жизнь и потому
имеет для человека абсолютный смысл,
есть ни что иное, как действенное
соучастие в богочеловеческой жизни.

2.
Смысл жизни созидается самим субъектом

в соответствии с этим утверждением
можно понимать, что мы сами сознательно
продвигаемся к поставленной перед нами
целью, любыми способами бытия. Придаем
смысл жизни и тем самым выбираем и
создаем человеческую сущность, только
мы и не кто другой.

Осознание
смысла жизни, как главной ценности,
носит исторический характер.

Каждая
эпоха в той или иной степени оказывала
влияние на смысложизненное определение
человека.

Жизнь
осмысленна — когда ты для чего-то нужен
и понимаешь, для чего. Даже в полуживотном
состоянии, в паутине повседневных забот
и в болоте узкомещанских интересов —
человек не перестает быть всеобщим,
принадлежа не только себе, своей семье,
своему классу, — но и человечеству в
целом, и миру во всей его полноте. Конечно,
отдельный человек, индивид — не может
быть и человеком вообще, это разные
уровни. Но человек вообще представлен
в каждом отдельном человеке, поскольку
всеобщее может существовать лишь как
общность своих представителей. В каждом
из них раскрывается своя сторона
всеобщего — и любая его сторона необходимо
должна быть кем-то представлена, обязана
воплотиться и пройти свой путь как вещь,
или живое существо.

Когда
человек живет осмысленно — ему не
становится легче жить, скорее даже
наоборот. Но человек, знающий свое
назначение, свою судьбу, — это всегда
сила. Он может сомневаться и страдать,
может ошибаться и отступаться от себя
— это ничего не изменит. Смысл его жизни
будет руководить им и заставит свершить
то, что требуется, — хотя бы и вопреки
воле самого человека, его желаниям и
интересам, насколько он отдает себе
отчет в них.

Существуют
различные подходы к решению смысложизненной
проблемы, из которых можно выделить
следующие:

  • Смысл
    жизни в ее духовных основах, в самой
    жизни;

  • Смысл
    жизни выносится за пределы самой жизни;

  • Смысл
    жизни привносится самим человеком в
    свою жизнь;

  • Не
    существует смысла жизни.

В
рамках первого подхода существует
религиозная версия. Смысл жизни человека
был задан Богом уже в момент создания
человека. Создав человека по своему
образу, наделил его при этом свободой
воли. И смысл жизни человека состоит в
достижении им заданного подобия с Богом.
Смысл человеческой жизни в – сохранении
и очищении своей бессмертной души.

Философия
рассматривает нравственный смысл
человеческой жизни в процессе
совершенствования ее духовных оснований
и ее социальной сущности на началах
добра.

Смысл
содержится в самой жизни, но, в отличии
от религиозной точки зрения, здесь
утверждается, что смысл жизни человека
находит в ней сам. Смысл жизни состоит
из ситуативных, конкретных смыслов,
которые индивидуальны, как индивидуальна
сама жизнь. На основе ситуативного
смысла человек намечает и решает
ситуативные задачи каждого дня или даже
часа.

Второй
подход выносит смысл жизни за пределы
конкретной жизни человека, происходит
экстраполяция смысла существования
человека на прогресс человечества, на
благо и счастье грядущих поколений, во
имя светлых идеалов и справедливости.

Все
вышеперечисленное является высшим
смыслом и самоцелью, тогда как каждое
человеческое поколение и каждый ныне
живущий выступает как средство для
достижения этой цели. Многие люди живут
во имя собственного будущего.

С
точки зрения сторонников третьего
подхода, жизнь сама по себе не имеет
никакого смысла, а человек сам привносит
его в свою жизнь. Человек как существо
сознательное и волевое своими способами
созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая
объективные условия человеческого
бытия, навязывающая свой смысл, переходит
в волюнтаризм, субъективизм и может
повлечь за собой крушение смыслов,
экзистенциальную пустоту и даже гибель.

Из
уст современного молодого человека
можно услышать, что смысл его жизни
состоит в удовольствиях, радости,
счастье. Но удовольствие является лишь
следствием наших стремлений, а не его
целью. Если бы люди руководствовались
только принципом удовольствия, то это
привело бы к полному обесцениванию
нравственных действий, поскольку
действия двух человек, один из которых
потратил деньги на чревоугодие, а другой
на благотворительность, были бы
равноценными, так как следствием того
и другого является удовольствие.

Что
касается радости как смысла жизни, то
радость сама должна иметь смысл. Даже
ребенок с его очень подвижной нервной
системой направляет свою радость вовне,
на предмет или действие, ее вызывающие.
Радость, следовательно, так же не
самоцель, а следствие достигнутой цели.
Смысл жизни открывается человеку только
тогда, когда этого требует объективная
необходимость, когда человечество в
целом достаточно созрело для принятия,
для освоения именно этой стороны своего
существования. Иными словами, смысл
жизни отдельного человека осознается
тогда, когда эта жизнь становится
действительно всеобщей, когда действия
и поступки человека — это не индивидуальные
его особенности, а нечто присущее многим
людям, хотя бы и в разной степени, и не
все вместе

Но
все – таки попытки найти смысл жизни
человека преобладали в истории
человеческой мысли:

  • Смысл
    жизни в ее эстетической стороне, в
    достижение того, что в ней величаво,
    красиво и сильно, в достижении
    сверхчеловеческого величия;

  • Смысл
    жизни в любви, в стремлении к благу
    того, что вне человека, в стремлении к
    согласию и единству людей;

  • Смысл
    жизни в достижении некого идеала
    человека;

  • Смысл
    жизни в максимальном содействии решению
    задач общественного развития и
    всестороннего развития личности

Осуществленный
смысл жизни, имеющий ценность не только
для живущего, но и для общества, избавляет
человека от страха смерти, помогает
встретить ее спокойно, с достоинством
и чувством исполненного долга.

studfiles.net

47. Смысл жизни человека как проблема философии.

Смысл
жизни, смысл бытия
 —
философская и духовная проблема, имеющая
отношение к определению конечной цели
существования, предназначения
человечества, человека как биологического
вида, одно из основных мировоззренческих
понятий, имеющее огромное значение для
становления духовно-нравственного
облика личности.

Само
понятие смысл жизни появилось в 19 веке,
до этого было понятие высшего блага.
Вопрос о смысле жизни — одна из
традиционных проблем философии, теологии
и художественной литературы, где она
рассматривается преимущественно с
точки зрения определения, в чём состоит
наиболее достойный человека смысл
жизни.
Представления
о смысле жизни складываются в процессе
деятельности людей и зависят от их
социального положения, содержания
решаемых проблем, образа жизни,
миропонимания, конкретной исторической
ситуации. В благоприятных условиях
человек может видеть смысл своей жизни
в достижении счастья и благополучия;
во враждебной среде существования,
жизнь может утратить для него свою
ценность и смысл.

Философское
видение проблемы:

Понятие
смысла жизни наличествует в любой
развитой мировоззренческой системе,
оправдывая и истолковывая свойственные
этой системе моральные нормы и ценности,
демонстрируя цели, оправдывающие
предписываемую ими деятельность.
Социальное
положение индивидов, групп, классов, их
потребности и интересы, стремления и
ожидания, принципы и нормы поведения
определяют содержание массовых
представлений о смысле жизни, которые
при каждом общественном строе имеют
специфический характер, хотя и обнаруживают
известные моменты повторяемости.

Древнегреческий
философ Аристотель,
например, полагал, что целью всех
человеческих поступков является счастье,
которое состоит в осуществлении сущности
человека. Для человека, сущность
которого — душа, счастье состоит в
мышлении и познании. 

Эпикур
и его последователи провозглашали целью
человеческой жизни получение удовольствия
(гедонизм), понимаемого не только как
чувственное наслаждение, но и как
избавление от физической боли, душевного
беспокойства, страданий, страха смерти. 

Киники
(Антисфен, Диоген Синопский) —
представители одной из сократических
школ греческой философии — считали
конечной целью устремлений человека
добродетель (счастье). По их учению,
добродетель состоит в умении
довольствоваться малым и избегать зла.
Это умение делает человека независимым.
Человек должен стать независимым от
внешнего мира, который непостоянен и
неподвластен ему, и стремиться к
внутреннему покою. В то же время,
независимость человека, к которой
призывали киники, означала крайний
индивидуализм, отрицание культуры,
искусства, семьи, государства, имущества,
науки и общественных установлений.

Согласно
учению стоиков,
целью человеческих устремлений должна
быть нравственность, невозможная без
истинного познания. Душа человека
бессмертна, а добродетель состоит в
жизни человека в согласии с природой и
мировым разумом (логосом). Жизненный
идеал стоиков — невозмутимость и
спокойствие по отношению к внешним и
внутренним раздражающим факторам.

До
эпохи возрождения смысл жизни
гарантировался человеку извне, с
Возрождения человек сам определяет
смысл своего существования
Немецкий
философ XIX века Артур
Шопенгауэр

определил жизнь человека как проявление
некой мировой воли: людям кажется, что
они поступают по собственному желанию,
но на самом деле ими движет чужая воля.
Будучи бессознательной, мировая воля
абсолютно безразлична к своим творениям —
людям, которые брошены ею на произвол
случайно складывающихся обстоятельств.
Согласно Шопенгауэру, жизнь — это
ад, в котором глупец гонится за
наслаждениями и приходит к разочарованию,
а мудрец, наоборот, старается избегать
бед через самоограничение — мудро
живущий человек осознаёт неизбежность
бедствий, а потому обуздывает свои
страсти и ставит предел своим желаниям. 

Проблеме
выбора смысла жизни, в частности,
посвящены работы философов-экзистенциалистов
XX века 
Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль
Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера
(«Разговор на проселочной дороге»),
Карла Ясперса («Смысл и назначение
истории»).

Предтеча
экзистенциализма, датский философ XIX
века Сёрен
Обю Киркегор

утверждал, что жизнь полна абсурда и
человек должен создавать свои собственные
ценности в равнодушном мире.

Согласно
философу Мартину
Хайдеггеру
,
люди были «вброшены» в существование.
Экзистенциалисты рассматривают состояние
«вброшенности» в существование
(existence) до и в контексте любых других
концепций или идей, которыми люди
обладают, или определений самих себя,
которые они создают.

Как
сказал Жан-Поль
Сартр
,
«существование приходит до сущности»,
«человек прежде всего существует,
наталкивается на себя, чувствует себя
в мире, а затем определяет себя. Нет
никакой человеческой природы, поскольку
нет никакого Бога, чтобы иметь её
замысел» — следовательно, нет никакой
предопределённой человеческой природы
или первичной оценки кроме той, что
человек привносит в мир; люди могут быть
оценены или определены по их действиям
и выборам — «жизнь до того, как мы её
проживём, — ничто, но это от вас
зависит придать ей смысл».
Говоря
о смысле человеческой жизни и смерти,
Сартр писал: «Если мы должны умереть,
то наша жизнь не имеет смысла, ибо её
проблемы остаются нерешёнными и остаётся
неопределённым само значение проблем…
Всё сущее рождено без причины, продолжается
в слабости и умирает случайно… Абсурдно,
что мы родились, абсурдно, что умрём».

Фридрих
Ницше

характеризовал нигилизм как опорожнение
мира и особенно человеческого существования
от смысла, цели, постижимой истины или
существенной ценности. Термин «нигилизм»
происходит от лат. «nihil», что означает
«ничего». Ницше описывал христианство
как нигилистическую религию, поскольку
она удаляет смысл из земной жизни,
концентрируясь взамен на предполагаемой
потусторонней жизни. Он также видел
нигилизм как естественный результат
идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал,
что эта идея была тем, что должно быть
преодолено, возвращая смысл на Землю.
Ф.Ницше также считал, что смыслом жизни
является подготовка Земли к появлению
сверхчеловека: «Человек — это канат,
натянутый между обезьяной и
сверхчеловеком», — что имеет
определенные общие черты с мнением
трансгуманистов о постчеловеке, человеке
будущего.
Мартин
Хайдеггер

описывал нигилизм как состояние в
котором «…нет никакого бытия как
такового…», и утверждал, что нигилизм
покоился на превращении бытия в простое
значение.

Что
касается смысла жизни, Людвиг
Витгенштейн

и другие логические позитивисты скажут:
выраженный через язык, вопрос бессмысленен.
Потому что «смысл X» это элементарное
выражение (term), которое «в» жизни
обозначает что-то относительно последствий
X, или важности X, или что-то, что должно
быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому
когда «жизнь» используется как «X» в
выражении «смысл X», утверждение
становится рекурсивным и, следовательно,
бессмысленным.
Другими
словами, вещи в личной жизни могут иметь
смысл (важность), но сама жизнь не имеет
никакого смысла отличного от этих вещей.
В этом контексте говорится, что чья-то
персональная жизнь имеет смысл (важна
для самой себя или других) в форме
событий, случающихся на протяжении всей
этой жизни, и результатов этой жизни в
терминах достижений, наследства, семьи
и т. д.. Но говорить, что сама жизнь
имеет смысл — это неправильно
употреблять язык, так как любое замечание
о важности или значении уместно только
«в» жизни (для тех кто живёт её), делает
утверждение ошибочным. 

Философы-прагматики
полагают, что вместо поисков истины о
жизни мы должны искать полезное понимание
жизни. Уильям
Джеймс
утверждал, что истина может быть создана,
но не найдена. Таким образом, смысл
жизни — это вера в цель жизни, которая
не противоречит чьему-либо опыту
содержательной жизни. Грубо говоря, это
могло бы звучать как: «Смыслом жизни
являются те цели, которые заставляют
вас ценить её». Для прагматика смысл
жизни, вашей жизни, может быть открыт
только через опыт.

На
практике это означает, что для прагматиков
теоретические требования должны быть
завязаны на практику верификации, то
есть необходимо уметь делать предсказания
и проверять их — и что, в конце концов,
потребности человечества должны
направлять человеческие исследования.

Религия.

Согласно
учению Будды,
доминирующим, неотъемлемым свойством
жизни каждого живого существа является
страдание (дукха), а смысл и высшая цель
жизни состоит в прекращении страдания.

Смысл
жизни мусульманина
состоит в том, чтобы поклоняться
Всевышнему: «Я ведь создал джиннов и
людей только, чтобы они Мне поклонялись»

Христианство
смысл человеческой жизни заключается
в уподоблении Богу, назначение — в
наследовании вечной блаженной жизни с
Богом, цель — в познании Бога

В
рамках иудейской
философии представлены различные
варианты осмысления жизни: 1) познание
Бога; 2) любовь к Богу; 3) праведная жизнь,
соблюдение заповедей

studfiles.net

В чем смысл жизни человека как философская проблема?

Кто
из людей в определенный период своей
жизни не задумывался над вопросами –
«Зачем я живу? Для чего я нахожусь в этом
мире? В чем смысл моей жизни?» Сколько
трагических коллизий связано с попытками
их решения, ибо быть для человека –
прежде всего жить. Наряду с волнующими
общество и человека мыслями
о сущности
окружающего мира, ответы на вопросы о
положении
и назначении человечества
и человека в нем определяют содержание
любого типа мировоззрения (см.: Швейцер
А.

Культура и этика. М., 1973. С. 82).

Проблема
смысла жизни проходит через всю историю
мировой философии. Традиционно она
рассматривалась во взаимосвязи
с
осознанием конечности жизни человека.
Постыдно умереть, заявляли в окружении
Сократа, не изведав всех сил духовных
и телесных. А Эпикур советовал не
поддаваться страху смерти, поскольку
он по своей сути иррационален – ведь
когда есть смерть, то нас уже нет. Как
это ни покажется парадоксальным, но
отношение людей
к смерти определяет
их отношение к жизни. Конечность и
бесконечность человеческого бытия –
исходный пункт для философского
осмысления смысла жизни. Но при этом
мудрое осмысление места
и роли человека
в системе всеобщих, мировых связей,
развития
и формирования его сознания
невозможно произвести вне их соотнесения
со смыслом жизни отдельного человека.

Впервые
наиболее широкое понимание данной связи
встречается в этике И. Канта. Сам Кант
видел сверхзадачу своей философии в
человеке, ибо человек есть для себя своя
последняя цель,
и существенное отличие
человека заключается во всем том, что
образует его субъективный мир. «То
обстоятельство, что человек может
обладать представлениями о своем «Я»,
бесконечно возвышает его над всеми
другими существами, живущими на Земле.
Благодаря этому он – личность, а в силу
единства сознания при всех изменениях,
которые он может претерпеть, он – одна
и та же личность, т.е. существо по своему
положению и достоинству совершенно
отличное от вещей, каковые неразумные
животные, с которыми можно обращаться
и распоряжаться как угодно». По Канту,
смысл жизни не вне, а внутри человека,
он имманентен личности. Фактором,
образующим смысл жизни, является идея,
принимающая вид нравственного закона,
долга, доведенная до полноты понятия
высшего блага, которое человеком
внутренне переживается как возвышенное.

В
философии Канта для суждений о смысле
жизни представляют интерес следующие
моменты. Смысл жизни не существует сам
по себе как некий атрибут реальности
вообще, он – в осознании индивидом
своего бытия как собственно человеческого,
и есть проявление личности человека.
Собственно человеческий смысл поведению
индивида в жизненных предприятиях
придает его добровольное самоподчинение
нравственному закону, возвышающее
человека над его собственной природой.
Условием и духовной формой такого
возвеличения человека над самим собой
служит осознание им своего собственного
человеческого места в мире. Следовательно,
формой выражения смысла жизни является
то или иное мировоззрение, у Канта –
это религия, правомерность существования
которой, как истинного объяснения
мироздания, он отрицает, но признает
необходимым принять как основу
нравственности
и смысла бытия. Идеи,
содержащиеся в философии Канта, были
продолжены и развиты в дальнейшей
истории немецкой классической философии.
Так, Фихте Г. со всей ясностью и
категоричностью указывает на проблему
смысла жизни как на основную для
философских раздумий и воскрешает
философию – учителя жизни. Истинно
человеческий смысл жизни он видит в
достижении индивидом полного согласия
с самим собой, в разуме, в свободе, в
деятельности, в том, чтобы человек из
простого продукта сделался свободным
разумным существом. Смысл жизни состоит
в развитии человека, адекватном по
соответственной природе, в становлении
личности. Но этот процесс, предполагающий
деятельность, не замкнут в индивиде;
совершенствуясь, личность совершенствует
мир.

В
истории философии и религии зафиксированы
попытки определить некий вечный смысл
жизни, однозначно верный для всех людей
и во все времена их существования.
«Готовить себя к потусторонней жизни»
– такова ориентация традиционно-религиозных
представлений. С позиций абстрактной
добродетели выдвигалось понимание
смысла в виде положения «служить истине,
добру»,
а также максимального
удовлетворения биологических потребностей
человека как побуждение «стремиться к
наслаждению». Известны и
экзистенциально-пессимистические
утверждения о смысле жизни в форме
рассуждений «человек рождается для
страдания
и смерти». Таким образом,
анализируя философские учения
о
смысле жизни, можно сказать, что говорить
об этом понятии безотносительно к
личности, ее историческому развитию и
связи с обществом – бессмысленно, ибо
всегда существует чей-то и кем-то
осознаваемый, выявляемый по-новому
смысл жизни. Но, будучи личностным
феноменом, смысл жизни по своему существу,
содержанию есть нечто надиндивидуальное,
надличностное. Он связывает жизнь
индивида с надличностной системой,
подчиняет индивида этой системе, но
таким способом, что это подчинение есть
собственный атрибут личности человека
и выявление его свободы. Собственно
отношение человека к миру и форме
социальной деятельности и поведения,
когда на практике происходит реализация
сущностных сил человека как родового
существа, является объективным основанием
смысла жизни.

Личностный
смысл жизни может быть представлен как
структурный элемент индивидуальной
деятельности, выполняющий регулятивную
функцию. Смысл и значение личной жизни
выступают как формы проявления, стороны,
элементы индивидуального сознания,
реализующиеся в жизнедеятельности
человека. Сама структура личности и
складывается из структуры ее сознания
и практической деятельности. В процессе
расширения общения и практических
действий смысл жизни человека воплощается
в материальной
и духовной культуре,
а затем уже в виде значения становится
достоянием личности и регулятором ее
деятельности.

Человеческая
жизнь – это не только борьба за выживание

и стремление уйти от неприятностей,
избавиться от страха и страданий. Люди
наделены еще способностью к
самосовершенствованию. Жизненное,
творческое, прогрессивное самоопределение,
самоутверждение, самореализация человека
выступает высшей ценностью в содержании
личностного смысла жизни бытия отдельного
человека. Очевидно, что смысл жизни не
только регулятивное понятие, которое
оправдывает и истолковывает моральные
нормы
и ценности, присущие развитой
мировоззренческой системе, показывая,
во имя чего необходима предписываемая
ими деятельность. Понятием «смысл жизни»
раскрывается фундаментальная, сущностная
характеристика человеческого бытия.
Объяснение и понимание сущности
человеческого бытия обусловливает тот
или иной тип мировоззрения, стержневым
моментом содержания которого являются
переживания и представления о личностном
смысле жизни. Так, например, вопрос о
личном спасении человека в мире, как бы
он разнообразно ни истолковывался,
присутствует в любой религии. Да и ни
одно из философских направлений также
не может обойтись без ответа на вопрос
о личностном смысле бытия человека.
Гуманистическая, оптимистическая или
пессимистическая направленность
мировоззрения в определяющей степени
зависит от понимания личностного и
родового смысла жизни. Мудрость свободного
человека состоит в том, что он размышляет
не о смерти, а о жизни. (Спиноза
Б.

Соч. T. 1. M., 1957. С. 576). В этом проявляется
сущностная особенность материалистического
мировоззрения, ориентирующего человека
при осмыслении бытия на разум, но не на
слепую веру, а также отрицающего
онтологический смысл личности
в
качестве моста между сверхприродным и
природным мирами. Поведение, поступки
человека нельзя объяснить на базе
раскрытия лишь одних биологических
механизмов, извечно присущих людям.
Также неправильным будет подобное
объяснение, если будут учитываться
только социокультурные факторы. Главные
влечения, хотения (желания) у человека
возникают из условий его всеобщего
существования, в которых органически
взаимосвязано биологическое и социальное.

Сознание
личности есть своеобразное отношение
человека
к обстоятельствам жизни в
процессе чувственно-предметной
деятельности. Вместе с тем сознание
является и отношением человека к самому
себе. Самосознание – это момент целостного
развития личности в качестве субъекта
труда, общения, познания и социальной
деятельности. По мнению Марка Аврелия,
«кто не исследует движения собственных
мыслей, не может быть счастлив».
Самосознание – первое условие мудрости
конкретного человека. Специфика
формирования личности тесно связана с
возникновением и развитием такой
внутренней собственно человеческой
потребности, как потребность индивида
в прояснении своего «Я» и уяснения
смысла собственной, личной жизни. Кто
из нас не ставил себе вопрос: «Для чего
живешь?»

Потребность
познания смысла жизни выступает той
базисной потребностью, иногда весьма
остро проявляющейся, с которой связаны
доминирующие формы общения и виды
жизнедеятельности на этапах возрастного
развития человека. Характеристика
базовой потребности как особого вида
психологической напряженности, вытекающей
из столкновения двух противоположных
тенденций, а именно: тенденции слияния
индивида с социумом и тенденции к
выделению «Я» в качестве автономной
единицы – суть возникновения и развития
потребности в смысле жизни. На пути
поиска смысла жизни неясное осмысление
индивидом единства личной и общественной
сторон своего бытия нередко приводит
к отчуждению человека как от социальных
отношений, так и от самого себя.

Камю
в «Мифе о Сизифе» заявил, что место
центрального философского вопроса
должна занять проблема самоубийства.

И он видел лично свою гуманистическую
задачу в том, чтобы помочь человеку,
который находится на грани отчаяния,
на грани самоубийства. По мнению Камю,
философия способна помочь человеку не
в проповедях благодушно-оптимистических
идей, что жизнь прекрасна – к ним
отчаявшийся человек скорее всего
отнесется без доверия. Бессмысленны,
безнравственны и те концепции философии
прошлого, согласно которым человек
живет в лучшем из миров. Мир этот абсурден,
заявляет Камю, так же, как абсурдны
действия Сизифа, поднимающего по
наказанию богов камень в гору, с которой
он снова должен покатиться вниз… И
все-таки жизнь даже в ситуации абсурда
– ценность, равной которой у человека
нет. Но эта жизнь всегда «пограничная»
со смертью.

Человек
и только он сам определяет свое познание
и смысл жизни. Поиск цели жизни имеет в
своей основе мысли о ценности человеческой
жизни, причем ценности не только для
самого человека, но и для общества, для
других людей. Л. Толстой в «исповеди»
прекрасно показал, что утрата смысла
жизни равносильна для человека смерти.
Разумно мыслящий и тонко чувствующий
человек находится в поиске связи между
своей жизнью и конкретно-историческим
и мировым опытом, а следовательно, между
конкретно-историческим и мировым
смыслом. Вне такой связи смысл жизни
становится источником горьких
разочарований, личных трагедий. Как
заметил поэт, «надо думать, а не улыбаться,
надо книжки трудные читать, надо проверять
и ушибаться, мнения не слишком почитать.
Мелкие пожизненные хлопоты по добыче
славы и деньжат
к жизненному опыту
не принадлежат» (Б. Слуцкий).

Необходимость
в познании смысла жизни отдельного
человека ясно осознается личностью при
соотношении реальных общественных
ценностей с индивидуальными потребностями,
мотивами действий и поступков.
Самоответственность, самоотношение,
самодисциплина – важные содержательные
моменты процесса формирования личностного
смысла жизни у индивида. Одним из
критериев, по которому можно судить об
уровне развития и понимания смысла
жизни, является характер личностной
дисциплины в ходе общения
с людьми и
в практике, в предметной деятельности.
Жизнь ставит человека перед выбором:
принять существующую реальность или
стремиться к переменам, к свободной
деятельности.

Личностный
смысл жизни можно определить в форме
субъективного, основанного на опыте
видения места и предназначения человека
в мире, результата усвоения общечеловеческих
ценностей
и выбора реализации этого
приоритетного смысла на практике, в
материальной и духовной культурной
деятельности. Данный поиск
и реализация
приоритетного смысла жизни для индивида
есть компромисс между необходимостью
действовать по обычаям, нормам, законам,
предписанным этнической общностью,
обществом, государством и т.д., или
руководствоваться одним лишь личным
хотением. Поиск жизненного пути – это
стремление поступать по велению души
и сердца. Он сопряжен для индивида с
антиномией, коренным противоречием
социального действия, заключающимся
по М. Веберу в соотношении морали
ответственности и морали убеждений.

Потребность
в ином, в отличном от привычных впечатлений,
глубоко заложена в человеке, и чем выше
уровень культуры, тем настойчивее
делается она и тем многообразнее способы
ее удовлетворения. Это удовлетворение
потребности в ином в процессе перехода
человека от мироощущения к миросозерцанию
и миропониманию лежит в основе формирования
личностного смысла жизни. Оно связано
с таким процессом, состоянием и результатом
развития сознания, как его ясность.
Ясность сознания, будучи результатом
развития разума человека, характеризуется
как та «универсальная независимость
мысли, которая относится ко всякой вещи,
как того требует сущность самой вещи».
Разумное отношение
к сущности
познаваемых и преобразуемых явлений,
предметов – «пробный камень» глубины
и богатства содержания личностного
смысла жизни отдельного человека.

Отдельные
представители субъективистского течения
в западной философии заявляют о своем
стремлении освободить человека от
внешних и принудительных для него
принципов жизни, утвердить его
самоценность. Но в действительности,
отгораживая человека от социальных
форм бытия как якобы изначально и
абсолютно чуждых ему, они углубляются
в иррациональные сферы индивидуального
бытия и теряют реальную ценность
подлинного человеческого существования.

Личностный
смысл жизни формируется и проявляется
у человека в ходе его овладения культурой
и усвоения общечеловеческих ценностей
на уровне приобщения к семье, к народу,
к человечеству, к земной природе и к
космосу, исходя из познания и понимания
человека в качестве разумного планетарного,
космического существа, строили свои
философские концепции смысла жизни
В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Пьер
Тейяр де Шарден. Компенсаторно-регулятивная
функция религии связана также с
рассмотрением
и обсуждением вопросов
человеческой природы и смысла существования
отдельного человека в системе космических,
природных
и социальных связей. Научное
мировоззрение, в отличие от религиозного,
отрицает их сверхъестественный,
трансцендентальный характер.
Материалистические направления в
философии анализируют проблему
личностного и родового смысла жизни в
тесном единстве с теоретическим
обсуждением и практическим решением
жизненных проблем отдельного человека
и всего человечества. Современная
обновленная философия поистине превращает
человека, включая и природу как базис,
в единственный, универсальный
и высший
предмет философии.

Предметом
и задачей философского исследования
выступает некое обобщенное понятие
человека, как определенный образ,
сформированный в условиях конкретной
цивилизации, образ, не только включающий
эту данность, но и соответствующий
исторический идеал человека, то каким
надлежит ему быть, чтобы справиться с
жизненными проблемами времени. В
формировании общественного принципа
личностного смысла жизни отдельного
человека философия участвует не только
как система историко-культурных значений,
но и в качестве общетеоретического вида
мировоззрения, учения о мудрости,
законодательницы разума. Само прояснение

и понимание смысла жизни каждой
личности на основе усвоения ею
общечеловеческих ценностей в ходе
деятельности и приобщения
к материальной
и духовной культуре носит
конкретно-исторический характер.
Философский (мудрый) анализ человеком
своих жизненных проблем – есть
предпосылка, возможность сопротивляться
экзистенциальному вакууму, тоталитаризму
и конформизму, агрессивному эгоизму и
даже классовому эгоизму.

В
современных условиях обновления общества
представления о смысле жизни личной,
как свидетельствуют данные социологических
исследований, получают довольно высокое
место в системе ценностей людей, особенно
среди молодежи. Так, в общем реестре
приоритетов значение этого общественного
качества человека подчеркивает 72,8%
молодежной аудитории. И это не случайно,
ибо только с наличием у индивида
личностного смысла жизни, содержание
которого весьма уникально и определенно,
связана возможность изменений и
перестройки самого человека. Личностный
смысл жизни выступает как хотение
(желание), творческая потенция личности
может наиболее полно реализовать себя
в актах жизнедеятельности. Человек во
всех проявлениях жизни (переживание,
творение, исповедание, страдание,
раскаяние и т.д.) занимает активную
позицию, вырабатывая стратегию и тактику
поступков и действий. Последнее
обусловлено наличием у человека
личностного смысла жизни. Но человек
может сколько угодно рассуждать
о
смысле своей жизни, а судить о подлинном
его содержании позволяют только реальные
результаты деятельности, характер
поступков. Человек, удовлетворяя свою
потребность в познании смысла, выходит
за пределы своей индивидуальности и
приобщается ко всеобщему и универсальному
бытию. Реальные противоречия, взаимосвязи
и взаимозависимости между индивидуальным
бытием и бытием общественным, природой
и обществом, человеком
и космосом
являются объектами мировоззренческого
рассмотрения. В любом типе мировоззрения
соотношение человеческого и божественного,
социального и биологического, природного
и космического, индивидуального и
общественного, смерти и бессмертия есть
объективное основание того, что содержание
понятия «личностный смысл» придает
ценность самой жизни. Индивид как
носитель всеобщих универсальных
характеристик, присущих разумно-социаль­ной
жизни, продолжает жить в роде, в продуктах
своих творческих деяний и поступков.
Вне мыслящего мировоззрения не могут
пробудиться духовные способности
человека.

Гуманистическое
по своему содержанию и форме общественное
воспитание должно более полно
способствовать удовлетворению потребности
человека в познании смысла жизни.
Всесторонне развитый, богатый человек,
по К. Марксу, – это человек, «нуждающийся»
во всей полноте человеческих проявлений
жизни, человек,
в котором его собственное
осуществление выступает как внутренняя
необходимость, как нужда» (Маркс
К., Энгельс Ф.

Т. 42. С. 125). Личностный смысл жизни
приобретает новое звучание для каждого
человека, когда его ориентируют на
всестороннее гармоничное развитие его
индивидуальности и создают объективные
условия для раскрытия его интеллектуального
потенциала и физического совершенства.
Причем активность и результативность
человеческих действий в определенной
мере зависит от зрелости индивидуального
сознания, от степени ясного понимания
индивидом того, во имя какой разумной
цели ему предстоит действовать.
Целеидентификация занимает огромное
место в смысле жизни человека. «Отсутствие
цели – величайшее несчастье человека»,
– писал Л. Фейербах. В силе стремления
к целям раскрывается смысл жизни людей.
Каждый момент бытия человека должен
иметь свою конкретную цель.

Определение
предельных оснований бытия является
прерогативой любого типа мировоззрения,
особенно философского. Формирование
личностного смысла жизни связано не
только с выяснением возможностей
человека и нахождением им своего места
в мире, но и с изменением самого индивида
в неразрывном единстве
с развитием
общества и природного мира. Эту специфику
философского видения мира хорошо уловил
и выразил И. Кант, когда он сформулировал
круг вопросов, волнующих человека и
человечество, на которые должна ответить
философия. «Что я могу знать? Что я должен
делать? На что я могу надеяться?» (Кант
И.

Соч. Т. 3. М., 1964. С. 661). В этой связи нельзя
не отметить и то положение, как нравственный
императив поведения человека у Канта
отражает
в своем содержании
общечеловеческие ценности, которые
присутствуют и в других мировоззренческих
системах. Так в Евангелии сказано? «…Как
хотите, чтобы с вами поступали люди, так
поступайте и вы с ними» (Мф. VII. 12). (И. Кант
почти дословно перефразировал этот
общечеловеческий принцип в принцип
общественной философии.) И добавим для
этого случая свое: «Для чего и кого
я
живу, в чем смысл моей жизни?» Для себя?
Для мира вне себя? Для Бога? Если для
чего-то только исключительного одного,
даже для самого себя (эгоцентризм), то
не стоит и жить…

В
постижении и выявлении смысла жизни
для человека необходимо исходить из
основного правила, по которому должно
идти развитие будущей философии: «Сначала
– быть, потом – действовать, а лишь
затем из осуществленного бытия и из
ответственного, а может быть и опасного,
и даже мучительного делания –
философствовать» (Ильин
И.А.

Путь к очевидности. М., 1993. С. 368).

studfiles.net

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о