В публичном выступлении не допускается – : , , —

Содержание

10 ошибок публичного выступления — Подготовка к выступлению на публике

10 ошибок публичного выступления

Недавно мне довелось побывать на одной конференции, где выступали статусные, уважаемые специалисты. И если сравнивать их выступления с путешествиями, то одни были похожи на скитание по полям без маршрута, другие – на высокогорный поход по скалам, а третьи – на хождение по мукам.

Мы собрали и проанализировали для вас основные правила и ошибки публичного выступления, которые приводят к ораторскому провалу. Если вы хотите, чтобы публичная речь была яркой и запоминающейся, то постарайтесь исключить эти огрехи при подготовке выступления.

Ошибки, связанные с низкой самооценкой

10 ошибок публичного выступления

Самооценка во многом зависит от одобрения окружающих, поэтому все мы волнуемся, когда находимся в ситуации публичного выступления. Это заложено в природу человека. В кровь выделяются гормоны стресса, это проявляется в поведении и мешает успешному выступлению. Вот основные признаки волнения оратора:

  • бегающий, неустойчивый взгляд;
  • суетливые движения;
  • покраснение лица;
  • слабый, «дрожащий» голос;
  • слишком быстрый или медленный темп речи;
  • скованные движения, напряженная поза.

Решение. Можно научиться управлять своими эмоциями с помощью специальных психологических техник саморегуляции.

Недооценка «закулисной», подготовительной работы

10 ошибок публичного выступления

Порой импровизация бывает очень к месту во время выступления. Она помогает разрядить обстановку. Но лучшая импровизация – запланированная.

Решение

. Прежде чем начать работу со своей аудиторией, необходимо:

  • выявить и зафиксировать цель выступления;
  • проработать речь и основные тезисы, аргументы;
  • отшлифовать ее несколько раз;
  • использовать «фокусы языка».

Использование только одного канала восприятия

10 ошибок публичного выступления

Человек способен концентрироваться на аудиоинформации всего 10 минут, после чего внимание рассеивается. Ваш слушатель начинает смотреть в окно, если усилием воли не заставит себя слушать.

Решение. Используйте «яркие пятна» в выступлениях:

  • видеоролики;
  • слайды презентаций;
  • описание красочного образа;
  • попробуйте обратить внимание аудитории к чувственным ощущениям.

Неправильное время выступления

Психологи подтвердили, что мозг лучше воспринимает сложную информацию, связанную с точными расчетами, анализом, в первой половине дня. После обеда лучше всего «перевариваются» эмоциональные, креативные послания.

Решение. Назначайте свои выступления с учетом физиологии:

  • рациональные, аналитические выступления до 12.00;
  • эмоциональные, творческие – после 14.00.

Неадекватные телесные сигналы

Знаете ли вы, что информация, которую мы проговариваем (содержание), воздействует на сознание, а то, как мы это преподносим, – уже считывается подсознанием. У человека или аудитории во время общения с другим человеком внимание распределяется следующим образом:

  • 7% — на слова;
  • 38% — на высоту голоса, скорость речи, четкость;
  • 55 % — на позу, мимику, жесты, дыхание.

Запрещенные жесты успешного оратора

10 ошибок публичного выступления

Ошибки, которые допускают при публичном выступлении, очень часто – жесты. Последние порой могут свести на «нет» даже заведомо хорошее выступление.

  • Не поправляйте свою одежду, волосы, мэйкап на глазах у аудитории.
  • Не машите рукой знакомым, не кокетничайте с публикой на ходу, когда вы только выходите на сцену. Это дешевый способ вызвать доверие, он работает против вас.

Решение. Классическая поза спикера. Главное – направленность к публике и спокойное уверенное положение не сцене.

Есть простой и действенный прием. Перед выступлением поднимите плечи вверх, как будто сильно удивились, затем отведите назад и с выдохом опустите. Почувствуйте ваше тело, позвольте ему помочь вам в вашем успешном выступлении.

Место на сцене

10 ошибок публичного выступления

Ошибки при подготовке к выступлению могут сыграть злую шутку в процессе самого мероприятия, если вам не удастся заметить и исправить их вовремя.

  • Не прибедняйтесь. Не нужно стоять на краю сцены, как будто вы в чем-то провинились. Уверенно занимайте центральное место в вашем сценическом действии.
  • Не нарушайте протокола мероприятия: если имеется кафедра, становитесь к ней.
  • Не стойте так, чтобы за спиной был экран. Вы будете восприниматься как помеха.

Решение. «Правило 90 градусов».

Встаньте в центр сцены и постарайтесь «обнять» зрительный зал. Вытяните руки под углом 90 градусов. Все поместились в ваше объятие – поздравляю, вы выбрали правильную позицию.

Имидж оратора

10 ошибок публичного выступления

Первые 7 секунд на сцене имеют решающее значение. И будьте вы хоть трижды начитанным и четырежды умным, если на вас грязные ботинки или помятая рубашка, публика не простит вам вашу расхлябанность.

Вредно большое количество отвлекающих деталей в костюме, глубокое декольте, замысловатые украшения, часы за 3000 долларов. Психология общения подтверждает, что все это завладеет вниманием зрителя, оставив жалкие крохи вашему посланию.

Решение. Некоторую небрежность могут себе позволить звезды экрана, музыканты, любимцы публики. Но начинающим ораторам лучше соблюдать дресс-код.

Дикция

Если во рту каша, даже самая интересная речь бывает труднодоступна для понимания. Если замечаете у себя проблемы с произношением звуков, не хватает дыхания на фразу, то следует уважать аудиторию и позаботиться об удобоваримости своей речи – потренироваться заранее, отрепетировать ее. Можно даже походить на курсы ораторского мастерства.

Решение. Над дикцией необходимо работать каждый день. Перед выступлением сделайте несколько голосовых разминочных упражнений:

  1. Посмотрите на себя в зеркало и попробуйте сделать самую глупую гримасу, максимально отключить контроль над нижней челюстью. Возможно, это будет выглядеть жутковато, но зато расслабит ваш голосовой инструмент, мышцы лица, языка и челюсти. Желательно, чтобы за вами никто не подглядывал.
  2. Сделайте себе небольшой массаж нижней части лица, он усилит кровообращение и улучшит подвижность лицевых мышц.
  3. Спойте энергичную песенку, в которой много гласных звуков. Прочитайте стихотворение с выражением. Представляйте каждое слово в образе.
  4. Представьте, что ваш голос – это кулак. Сделайте мощный хук звуком «А, о, у, и, э, ы». Заметили, как ваш тембр стал глубже, а голос ниже?

Неприемлемые темы

10 ошибок публичного выступления

В ТОП 10 ошибок публичного выступления входят темы, по поводу которых категорически нужно избегать ироничных замечаний, шуток и анекдотов. Эти огрехи, допущенные в выступлении, на форуме либо в повседневном общении с людьми, могут надолго вызвать к вам неприязнь.

Темы-табу

Национальность. Не стоит рассказывать анекдоты про старого еврея или про одного армянина. Принадлежность к нации – это то, что дается нам с рождения и ее невозможно поменять. Поэтому подшучивание может глубоко задеть чувства некоторых членов аудитории, что негативно скажется на вашем выступлении и подорвет авторитет.

Секс и сексуальная ориентация. Эта тема энергетически заряжена для любого человека, и неизвестно, как ее касание может выстрелить. Поэтому, чтобы не ходить по тонкому льду, следует избегать шуток и острот ниже пояса.

Вера. Во времена инквизиции люди погибали на костре за право отстоять свою веру. Ироничное или снисходительное отношение к этому со стороны выступающего, может вызвать обиду и даже гнев. Не стоит шутить с огнем!

В своем выступлении постарайтесь произвести впечатление человека Мира, не касайтесь острых тем, обходитесь с чувствами слушателей деликатно и бережно.

И напоследок о концентрации внимания.

Выйдя на сцену, вы думаете: «А выключил ли я дома утюг? А заправил ли я машину? Что-то голова разболелась…» Все эти мысли-паразиты забирают у вас часть энергии, и выступление получается вялым и неинтересным.

На сцене помните, что чем выше ваша концентрация внимания «здесь и сейчас», тем успешнее и продуктивнее выступление. Не нужны больше никакие секреты и приемы.

Дерзайте, тренируйтесь и результаты появятся довольно быстро. После нескольких выходов на сцену вы обретете великую силу успешного человека, сможете проникать в сердца и умы людей, которые будут вас слушать!

Когда вы будете выбирать учебное заведение, которое обучило бы вас не краснеть за свою речь, свободно излагать свои мысли, а также приобрести навыки публичного выступления, обратите внимание на отзывы о курсе ораторского мастерства, которых внушают вам доверие.

www.teatr-benefis.ru

Публичная речь: понятие, особенности, структура

Качества публичной речи: доступность, эмоциональность, экспрессивность, последовательность (=логичность), выразительность (=богатство). В публичном выступлении допускается использование разговорной лексики, частично иностранной (заимствованной), крылатых слов и выражений, но недопустимы просторечные слова.

Основные типы устных публичных выступлений

Публичная речь(ораторская) – воздействующая и убеждающая речь, которая произносится профессионалом речи перед публикой.Цель:

изменить поведение аудитории, а именно: воздействовать на систему убеждений слушателей, на чувства и эмоции публики.

Информационное выступление– выступление, целью которого является сообщение слушателям новых фактов и теоретических положений, которые не нуждаются в доказательстве.

Убеждающее выступление– выступление, целью которого является доказательство истинности или ложности высказанного положения (тезиса).

Виды красноречия

Вид красноречия

1.

Социально-политическое

Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламентные, митинговые речи.

2.

Академическое

Учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция,

3.

Судебное

Речи, произносимые прокурором и адвокатом.

4.

Социально-бытовое

Приветственная речь, юбилейная речь, застольная речь, поминальная речь.

5.

Духовное (церковно-богословское)

Проповедь; речи, посвященные знаменательным датам.

Этапы подготовки текста к публичному выступлению

1​Записать мысли о предмете выступления (по Карнеги).

2​Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления.

3​Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное, то, что раскрывает основную проблему выступления.

4​Составить план выступления.

5​Написать текст публичного выступления, оценить непротиворечивость текста.

6​Проверить логику изложения.

Этапы подготовки к выступлению

Этапы подготовки к выступлению (по Х. Леммерману)

1. Выбор темы и формулирование «рабочего» названия выступления

1. Сбор материала

2. Сбор материала

2. Отбор материала и его организация

3. Составление рабочего плана

3. Обдумывание материала (связка деталей, комментирование материала)

4. Написание основной части текста выступления с одновременным уточнением рабочего плана

4. Первая редакция ключевых слов (предварительная редакция)

5. Написание вступления и заключения

5. Стилистическое оформление главной части (упражнение в словесном оформлении)

6. Редактирование текста выступления

6. Формулирование вступления и заключения

7. Запоминание основного плана выступления

7. Общий контроль

8. Подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом, запись на магнитофон и т.п.)

8. Вторая редакция ключевых слов (окончательная редакция)

9. Мысленное освоение

10. Риторическое освоение (проба речи)

Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему:1) выбор темы; 2) сбор материала; 3) составление рабочего плана; 4) написание введения и заключения; 5) краткий просмотр всего текста (для проверки логики изложения материала, правильности расчета времени выступления).

Для того чтобы апеллировать к чувствам и эмоциямслушающей аудитории, необходимо при подготовке текста к публичному выступлению учитывать особенности конкретной речевой ситуации и выстраивать аргументациюс учетом интеллектуальных способностей слушателей,их познавательных возможностей и интереса к теме.

studfile.net

Все пропало. Форс-мажор в публичных выступлениях! Что делать?

1. Ожидания аудитории не соответствуют действительности.

Ожидания слушателей и действительность могут расходиться в чем угодно. Главная тактика – открыто проговорить эти несоответствия и постараться перевести их в позитивное русло или привести конкретные доводы. Например, у аудитории есть негативные установки относительно компетентности выступающего: «Я прекрасно понимаю, что вы думаете сейчас. В прошлый раз я рьяно выступал против реорганизации нашей компании. Сейчас же я выступаю с абсолютно противоположным тезисом. И буду делать это так же рьяно. Вы резонно задаетесь вопросом, почему я так резко поменял свою точку зрения. Что могло произойти всего за три месяца, чтобы радикально поменять свои позиции. И я с удовольствием об этом расскажу…» «Друзья, ситуация почти анекдотичная. Вы, наверное, спрашиваете, как этот толстый дядька может выступать на тему диетологии. Я бы на вашем месте тоже с удивлением посмотрел на меня. Но тем не менее…»

Ожидания могут быть скорректированы и относительно формы или структуры выступления: «Дорогие коллеги, я знаю, что вы пришли на презентацию новой программы мотивации персонала. Но мне придется отклониться от привычной формы презентации, и вот по какой причине…»

2. Тема выступления отличается от темы, ожидаемой аудиторией.

Зачастую дело не в том, что оратор подготовил не ту тему, а в том, что была неправильно проинформирована аудитория. В такой ситуации главное – заинтересовать в теме текущего выступления. «Уважаемые коллеги! Название выступления не совпадает с тем, что было вам первоначально заявлено. Но мы будем говорить еще на более важную и актуальную тему…» Можно использовать иронию: «Был такой случай: однажды слушатели пришли на лекцию про нанотехнологии, а в результате им рассказывали про вологодские промыслы. Мы тоже вынуждены сообщить, что сегодня речь пойдет немного о другом, нежели чем вы ожидали. Но не пугайтесь, в нашем случае все более безболезненно. А в каком-то смысле даже полезно. Ведь речь сегодня пойдет о…»

3. Перестал работать микрофон.

Обратитесь к аудитории: «Уважаемые коллеги! К сожалению, микрофон отказывается работать. Но нам ничего не помешает продолжить. Я постараюсь максимально громко говорить, чтобы всем было слышно. Но у меня будет к вам огромная просьба: пожалуйста, давайте сделаем так, чтобы, как и микрофон, не отказали мои связки (позитивно, шутливо), будем максимально внимательно меня слушать». Если аудитория растеклась по залу, то обязательно нужно всех сгруппировать максимально близко к вам.

Кстати, чаще всего поломка микрофона связана с батарейками. Поэтому мой вам совет: при выступлении с микрофоном носите свои батарейки, практика показывает, что полностью полагаться на других опасно.

4. Перестало работать визуальное оборудование.

Такое бывает, технике вообще свойственно часто отказывать (и оратор должен это осознавать). Поэтому публичное выступление не должно быть построено только на электронных слайдах. Если проектор высказал свой протест, то оратор должен быть готов перейти на флипчарт. Визуализируйте основные схемы и тезисы на флипчарте. А в перерыве попытайтесь разобраться, в чем причина поломки. Или обратитесь к техническому персоналу, если такая возможность есть. Если перерыва изначально предусмотрено не было, инициируйте его. «Коллеги, я сейчас завершу свою мысль. Пожалуйста, обратите внимание на флипчарт. Чуть позже мы сделаем небольшой перерыв, и мы постараемся возвратить картинку». Самое главное, не пытаться исправить ситуацию во время выступления. Не стоит разводить панику и суету, делать акцент на этом, аудитория вообще не должна воспринимать, что случилась трагедия. У аудитории должно складываться впечатление, что оратор контролирует ситуацию – это главное!

5. Количество участников не совпадает с ожидаемым.

Вы ожидали 100 человек, а пришло всего 10. Мда, аншлаг не получился. Что делать в такой ситуации? Большинство ораторов начинают паниковать или скрывать от аудитории случившуюся накладку. Не стоит делать вид, что так и должно быть. Лучше открыто это прокомментировать аудитории. Скажите, что выступление в любом случае состоится и что такая «камерность» – даже к лучшему, ведь будет возможность в частном порядке и более подробно обсудить все нюансы и ответить на все вопросы. У слушателей должно возникнуть ощущение, что им невероятно повезло. Главное, чтобы слушатели не растекались по огромному залу. Попросите пересесть зрителей более компактно и ближе к оратору. Так проще взаимодействовать с аудиторией, поддерживать внимание и визуальный контакт.

Если же, наоборот, вы ожидали 10 человек, а пришло 100, то точно так же не стоит делать вид, что все так и задумано. Шутливо скажите аудитории, что вы не ожидали такого ажиотажа. Первое, что необходимо сделать, это переорганизовать пространство и, если необходимо, подготовить дополнительные места. Можно подключить к этому всех собравшихся слушателей. Очень важно в данной ситуации быстро перестроиться и воспользоваться теми советами, которые я дал в вопросе №4. Не стоит использовать те приемы взаимодействия с аудиторией, которые вы готовили для десяти человек.

6. Большая часть слушателей уже были на подобном выступлении и / или уже знают содержательную сторону.

Ничего страшного в этом нет. И зря многие ораторы тушуются и стараются сменить тему или уйти в сторону от подготовленного варианта выступления. Переверните ситуацию в свою пользу и сделайте часть аудитории экспертами: «На самом деле отлично, что большая часть из многоуважаемой аудитории уже знакома с данной темой. Нам будет нужно ваше экспертное мнение. Позвольте мне к вам обращаться, будет здорово и очень полезно, если вы поделитесь своим опытом в этом вопросе. Договорились?»

7. Слушатели слишком устали на момент начала вашего выступления.

Например, ваша часть выступления приходится на послеобеденное время. Опять же важно озвучивать и комментировать ситуацию. Не нужно делать вид, что ничего не происходит. «У нас как всегда: до обеда боремся с голодом, а после обеда – со сном, – позитивно, шутливо, с улыбкой. – Я прекрасно понимаю, что после обеда особенно тяжеловато слушать, тем более такую сложную тему, как бюджетирование в новом году. Я постараюсь сделать так, чтобы вы тихонько не решили вздремнуть».

В таких ситуациях важно понимать, что сразу переходить к основной теме не стоит. Уместным будет какой-то «разогрев» аудитории в виде забавной и любопытной истории, неожиданных фактов, интригующей байки. Аудитория должна проснуться. Можно использовать какие-либо «интерактивные фишки», например, попросить аудиторию проголосовать, порассуждать, вспомнить примеры из своей практики.

Можно прямо назвать выгоды для слушателей: «Я понимаю, что мое выступление самое последнее, вы все порядком уже устали, и многие подумывают, а не пойти ли мне уже домой. Вот три причины, по которым вы должны остаться…»

8. Внешний шум мешает проведению публичного выступления.

Например, на улице работают отбойным молотком, в соседнем зале идет репетиция народного хора, за окном проходит «Марш несогласных» или демонстрация. Не стоит умалчивать и заминать этот факт. Открыто прокомментируйте и пошутите по этому поводу. Парадокс, но как только оратор озвучил существование мешающего барьера, слушатели начинают меньше обращать на него внимание.

9. Вы рассказали анекдот, а никто не смеется.

– Мама, а что такое неудачная шутка? – Это когда твой папа говорит, что руководит компанией, а после твоего рождения оказывается, что это компания собутыльников!

Как говорится, шутка не дошла, почта не виновата. Самое главное – не показывать видом, что вы обескуражены или расстроены этим фактом. Делая вид, что ничего критичного не произошло, как вариант, просто шутливо, с долей самоиронией заметьте: «Мне тоже, честно говоря, непонятно, где здесь смеяться», «Шутка не удалась, идем дальше», «Признаться честно, я тоже ненавижу анекдоты», «Судя по вашей реакции, автора сценария придется уволить» и так далее. Самое главное – не делать из произошедшего трагедию и относиться к ситуации с самоиронией. Нет более убогого и жалкого зрелища, чем оратор, ожидающий раскатов смеха в зале после своей шутки. Никто не смеется? Продолжайте как ни в чем не бывало!

10. Большая часть аудитории опаздывает.

В данной ситуации есть две крайности. Первая – не ждать всех и начинать выступление для малой части собравшихся. Что в результате мы имеем? Та большая часть опоздавших зрителей к моменту появления в аудитории просто не поймут, о чем идет речь, и быстро потеряют дальнейшее желание вникать в суть. Шум в зале, шуршание, переспрашивание у соседей – не лучшее сопровождение для зажигательной речи оратора.

Другая крайность – ждать опаздывающих и заставлять пришедших вовремя томиться от мучительного ожидания. Конечно, слушатели, которые ни в чем не виноваты и были вынуждены бестолково сидеть 30-40 минут, становятся демотивированными, и благодарностей в финале от них ждать не приходится. Поэтому самый лучший вариант – начинать выступление вовремя, а к основной части выступления переходить уже тогда, когда в зале будет достаточное количество людей. Паузы ожидания можно заполнить «ораторскими байками», например, рассказать о том, какие форс-мажоры случались с вами в вашей практике. Или провести предварительную работу по подготовке слушателей к теме выступления, например, осветить историю обсуждаемого вопроса. В любом случае, слушатели в минуты томительного ожидания не должны быть оставлены оратором. Должно быть постоянное взаимодействие. 

expert.ru

Публичная речь: понятие, особенности, структура

Качества публичной речи: доступность, эмоциональность, экспрессивность, последовательность (=логичность), выразительность (=богатство). В публичном выступлении допускается использование разговорной лексики, частично иностранной (заимствованной), крылатых слов и выражений, но недопустимы просторечные слова.

Основные типы устных публичных выступлений

Публичная речь (ораторская) – воздействующая и убеждающая речь, которая произносится профессионалом речи перед публикой. Цель: изменить поведение аудитории, а именно: воздействовать на систему убеждений слушателей, на чувства и эмоции публики.

Информационное выступление – выступление, целью которого является сообщение слушателям новых фактов и теоретических положений, которые не нуждаются в доказательстве.

Убеждающее выступление – выступление, целью которого является доказательство истинности или ложности высказанного положения (тезиса).

Виды красноречия

Вид красноречия

1.

Социально-политическое

Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламентные, митинговые речи.

2.

Академическое

Учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция,

3.

Судебное

Речи, произносимые прокурором и адвокатом.

4.

Социально-бытовое

Приветственная речь, юбилейная речь, застольная речь, поминальная речь.

5.

Духовное (церковно-богословское)

Проповедь; речи, посвященные знаменательным датам.

Этапы подготовки текста к публичному выступлению

1​ Записать мысли о предмете выступления (по Карнеги).

2​ Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления.

3​ Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное, то, что раскрывает основную проблему выступления.

4​ Составить план выступления.

5​ Написать текст публичного выступления, оценить непротиворечивость текста.

6​ Проверить логику изложения.

Этапы подготовки к выступлению

Этапы подготовки к выступлению (по Х. Леммерману)

1. Выбор темы и формулирование «рабочего» названия выступления

1. Сбор материала

2. Сбор материала

2. Отбор материала и его организация

3. Составление рабочего плана

3. Обдумывание материала (связка деталей, комментирование материала)

4. Написание основной части текста выступления с одновременным уточнением рабочего плана

4. Первая редакция ключевых слов (предварительная редакция)

5. Написание вступления и заключения

5. Стилистическое оформление главной части (упражнение в словесном оформлении)

6. Редактирование текста выступления

6. Формулирование вступления и заключения

7. Запоминание основного плана выступления

7. Общий контроль

8. Подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом, запись на магнитофон и т.п.)

8. Вторая редакция ключевых слов (окончательная редакция)

9. Мысленное освоение

10. Риторическое освоение (проба речи)

Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему: 1) выбор темы; 2) сбор материала; 3) составление рабочего плана; 4) написание введения и заключения; 5) краткий просмотр всего текста (для проверки логики изложения материала, правильности расчета времени выступления).

Для того чтобы апеллировать к чувствам и эмоциям слушающей аудитории, необходимо при подготовке текста к публичному выступлению учитывать особенности конкретной речевой ситуации и выстраивать аргументацию с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме.

studfile.net

1. Решительное начало выступления.

Основные требования к публичному выступлению

Когда мы готовимся к публичному выступлению, некоторые виды выступлений кажутся нам не очень сложными — например, если нам надо сделать объявление о завтрашней экскурсии (хотя и здесь есть свои трудности, как мы увидим потом), другие — например, доклад по какой-нибудь теме, официальная речь юбилее института, торжественном собрании — гораздо труднее. Надо учиться хорошо говорить перед аудиторией в самых разных условиях, а для этого надо овладеть умением готовить публичные выступления разных жанров — и информационные, и убеждающие, и протокольно-этикетные, и развлекательные. Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклада, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления — правила, которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления. в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению.

Назовем основные требования:

  1. Решительное начало выступления.

  2. Драматизм.

  3. Сдержанная эмоциональность.

  4. Краткость.

  5. Диалогичность.

  6. Разговорность.

  7. Установление и поддержание контакта с аудиторией

  8. Понятность главной мысли.

  9. Решительный конец.

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, — такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.

2. Драматизм.

Драматизм — это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги, “мир любит слушать о борьбе”. Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность.

Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным.

Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Нельзя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном учителе-ораторе, который при рассказе об А. Македонском так разошелся, что сломал стул: “Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?” В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известной поговорке «Коротко и ясно»: смысл ее в том, что если коротко, то, следовательно, и ясно.

Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко.

Хороший совет на эту тему дал своему сыну американский президент Франклин Делано Рузвельт. Объясняя сыну, как надо выступать публично, Ф. Рузвельт дал ему три совета: “Будь искренен, будь краток, садись”.

5. Диалогичность.

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы. Эти вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

6. Разговорность.

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления.

Поль Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления». Эта же идея выражена и Д. Карнеги: «Хорошее выступление — это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда — не что иное, как сумма Джонов Генри Смитов». Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит — и к содержанию его речи.

Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще — это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

studfile.net

Ошибки оратора. Что нельзя делать в публичных выступлениях.

Много пишут на тему «Как выступать публично. Как успешно выступать публично».
Информации много. Я сегодня хочу обратить ваше внимание на ошибки. Чего точно не нужно делать, чтобы ваше выступление прошло успешно для вас и для аудитории. Возможно, для начала, вам так будет проще сориентироваться.
Итак:
1. Осанка . Нельзя горбиться! Человек, который не держит ровно спину сразу же транслирует обществу свою неуверенность в себе! И кто тогда главный на выступлении?
2. Нельзя прятать руки за спину или в карманы! Спрятанные руки мешают выступать вам, так как сковывают движение, а в последствие и речь , а так же и мышление! Спрятанные или неуместные жесты демонстрируют аудитории огромное количество посылов негативного характера. И эта информация для людей будет гораздо значительнее, чем ваши слова.
3. Нельзя смотреть в пол, по сторонам или в потолок вместо того, чтобы смотреть на людей, перед которыми вы выступаете! Вы же не полу и не потолку рассказываете. Попробуйте говоря с другом всегда смотреть в потолок или в пол. Какой эффект?
4. Нельзя выступить успешно, если вы не поставили себе правильно цель своего выступления. Если вы не чувствуете, что тема, на которую вы говорите действительно для вас важна — вы не сможете убедить в ее значимости других НИКАК!
5. Нельзя относиться без внимания к тому перед кем вы выступаете. Если вам приходится с одной и той же темой выступать перед разными людьми, то речь не будет эффективной, если вы не удалите внимания тому, кто перед вами и не подготовилась именно для них! Глупо говорить молодежи о том, что помнят только старики. Или женщинам то, что считают очень важным мужчины а не женщины и это зона конфликта. Так же примеры уместны не все и не со всеми.
6. Нельзя высказывать открытое неуважение или вступать в противостояние с кем то из аудитории. Аудитория живой организм — врагами станут все.
7. Нельзя пытаться выкручиваться и что-то придумывать, если точно не знаете ответа на вопрос. Лучше сказать, что не знаете или подготовите ответ и ответите позже, чем иметь глупый вид и врать.
8. Не стоит стоять на одном месте или за трибуной, так аудитория теряет часть картинки невербального общения и ваше выступление будет скучным и мало информативным.
9. Не стоит готовиться по письменным конспектам! Речь устная сильно отличается от письменной речи. Если вы готовитесь по бумажке, то сложно будет выступать искренне и с драйвом, вы будете пытаться полностью и точно воспроизвести текст.
10. Не стоит недооценивать свой внешний вид, макияж, чистоту и опрятность. А то будет как в анекдоте » встретили по одежке, проводили тоже плохо!»
11. Не стоит бояться своего страха и волнения. Лучше сделать зарядку для лица и тела перед выступлением и правильно подышать животом!
12. Точно не стоит читать по бумажке! В таком случае можно просто раздать конспекты людям и все. Зачем тогда вы?
В итоге хочется сказать: много техник существует чтобы обучится выступать хорошо, ярко и интересно. Читайте, ходите на тренинги и все будет получаться все лучше с каждым разом! Ведь в публичных выступлениях для мастерства , так же как и в любом другом деле, важны частая Практика и Желание делать хорошо!
Успешных вам выступлений!
Если необходимо более подробное обучение выступлениям, то приходите:
Коуч. Психолог.
Лилия Валерьевна Полякова.

planetaseminarov.ru

Правила и приемы публичного выступления

C одержание

Введение

10 ошибок начинающего оратора

Этапы публичного выступления

Правила и приемы публичного выступления

Как правильно подготовить речь

Вхождение в контакт

Концентрация и удержание внимания

Аргументация и убеждение

Завершение выступления

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Правильно организованное управленческое общение является катализатором управленческой деятельности. Культура управления невозможна без культуры общения, т.е. коммуникативной культуры. Отсутствие ее – болезнь многих современных менеджеров, в значительной степени снижающая эффективность ее деятельности.[ 1]

Существуют следующие коммуникативные умения, играющие большую роль в работе менеджера:

· Умение вести деловую беседу;

· Умение проводить совещания;

· Умение выступать публично;

· Умение вести переговоры.

И, наоборот, отсутствие умений, навыков управленческого общения, недостаток коммуникативной культуры менеджера ставят под вопрос успешную работу и его самого, и его подчиненных.[ 4]

Овладеть приемами, умениями и навыками публичного выступления, выработать в себе коммуникативную культуру не менее важно, чем овладеть управленческими действиями. Публичные выступления являются неотъемлемой частью управленческой деятельности любого менеджера, так как в его работе приходится сталкиваться с проведением деловых бесед, дискуссии с целью добиться желаемой реакций аудитории. Для начинающего оратора это достаточно трудное дело. Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.[ 8]

Главной целью данной работы является раскрытие следующих моментов:

· этапы публичного выступления;

· структура произносимой речи;

· 10 ошибок ораторов;

· основные правила и приемы, способствующие успешному выступлению.

В заключительной части я проведу итог по проделанной работе и постараюсь описать все плюсы и минусы.

Прежде чем перейти к основной части своей работы я решила привести пример из опыта знаменитого американского оратора Дейла Карнеги. Попал он в эту ситуацию тогда, когда только начинал свой путь оратора.

«Однажды мне, начинающему и неопытному оратору, любезно предложили выступить на собрании акционеров одного из крупнейших банков Америки (название банка не приведено по неизвестным причинам). Я с радостью принял приглашение, так как был хорошо осведомлен о деятельности данного учреждения. Акционерам же было интересно узнать то, как относятся сторонние люди к нынешнему состоянию Банка. Мне выделили всего три минуты на выступление. Тогда я решил, что готовиться к такой короткой речи не стоит и в назначенный день приехал не подготовившись. Увидев огромную, полностью забитую аудиторию, я занервничал, но, зная, что волнение при такой ситуации вполне естественное явление, не придал этому большого значения. Как стало известно позже, зря. Кода мне дали слово, я чувствовал себя таким скованным, во рту пересохло, и от волнения я не знал, что говорить! Если до этого я мог вполне нормально мыслить, рассуждать, то, стоя перед аудиторией, потерял способность мыслить. Чувствуя, что пауза затянулась, я вдруг начал обливаться холодным потом, трясущимися руками взял стакан и сделал глоток. Но ничего не помогало. Мне осталось только извиниться перед разочарованной аудиторией и удалиться восвояси.»[ 10]

И это не единичный пример, когда выступающий с полным провалом уходит с трибуны. Есть множество ситуации, когда начинающий или даже опытный оратор ввиду тех или иных причин не в состоянии произвести на аудиторию желаемого результата.

Остается ответить на вопросы: «почему же так происходит? что нужно сделать для того, чтобы не оказаться в подобной ситуации?»

В своей работе я попытаюсь дать ответы на эти вопросы и, тем самым, достигнуть намеченных мною целей.

Для начала ответим на первый вопрос.

Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, желающие выступать публично должны научиться избегать распространенных ошибок. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Итогом этого наблюдения стало выявление десяти самых распространенных ошибок, допускаемых при публичном выступлении.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть….» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме — будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно…» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за… (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика — не священник и не отпустит ваши грехи.

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Ошибка 5: Подбор слов.

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «…не принесет убытков», «…не плохо», «…не боимся прилагать усилия», «…не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Всем студентам известны лекторы-зануды. «Воздействие внешнего объекта связано, во-первых, с прогрессирующей эмансипацией когнитивных функций от примитивных аффективных структур, во-вторых, с дифференциацией самих аффективных структур, их автономизацией от базальных влечений…», — бубнит такой преподаватель битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги и они полностью утратили нить повествования.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов — ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило они спешат заполнить их разной словесной чепухой и словами-паразитами («Ээээ… Значит так… Ээээ… Ну, что еще сказать… Ээээ…»). В результате публика думает: «Ээээ… Ну ничего себе! Когда же он закончит мычать?» Кто-то начинает считать, сколько раз вы скажете «Ээээ.. », кто-то погружается в свои мысли и начинает смотреть в окно не обращая на вас внимания, остальные мучаются и считают минуты до конца лекции.

Итак, подытоживая, следует еще раз перечислить распространенные ошибки ораторов: несоответствие образа выступающего с его речью; оправдания и извинения; неправильное и неуместное употребление слов; занудство, т.е. отсутствие чувства юмора; высокомерие и всезнайство или, наоборот, выраженная неуверенность; монотонность и отсутствие пауз. Эти ошибки необходимо знать, чтобы их не допускать.[ 9]

mirznanii.com

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о