Ведущий тип восприятия: Аудиал, визуал, кинестетик и их восприятие информации
Какие типы восприятия бывают и зачем об этом знать
Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность.
Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому-тонеобходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.
Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. В процессе познания и восприятия информации большое значение имеет канал, которым человек воспринимает информацию извне.
Имея представление о своем типе восприятия и о типе восприятия собеседника, нам проще «работать» с информацией, передавать ее, легче запоминать и воспроизводить то, что мы пытались запомнить.
Люди могут воспринимать информацию разными способами: можно слышать, можно видеть, можно чувствовать. Эти способы восприятия в психологии называются модальностями или репрезентативными системами, или ведущим каналом (типом) восприятия.
Восприятие (перцепция, лат. perceptio) ‒ это позна-вательный процесс, формирующий субъективную картину мира.
Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.
Как известно, существует 4 канала восприятия (модальности): аудиальный, визуальный, кинестетический и дигитальный.
Визуальная модальность – то, что мы видим. Образы, картинки. Таких людей называют
Если у вас нет времени или возможности применить методику, которая представлена ниже, то Вы можете определить основной канал восприятия, спросив у собеседника о чем-либо. Например, «Вспомни свой последний отпуск и расскажи о нем».
При этом взгляд визуала будет направлен наверх (прямо, налево, направо), это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинок в уме.
Аудиальная модальность – то, что мы слышим. Звуки, голоса. Таких людей называют аудиалами.
Аудиал в процессе общения обращает максимум своего внимания на речь. Его интересуют слова, но главным образом он понимает вас через интонации. Его ухо улавливает малейшие изменения тона, высоты голоса. Чаще всего, рассказывая о чем-либо, они оперируют словами: «слышал», «говорили» и подобными.
Существует очень хитрая уловка «вывести на чистую воду» аудиала.
Спросите у него о чем-то, например, что он делал вчера вечером. Если ваш собеседник смотрит в сторону и влево – вспоминает правдивую информацию, если в сторону и вправо – придумывает, что бы вам соврать.
Кинестетическая модальность – то, что мы ощущаем. Таких людей называют кинестетиками. К кинестетике относят: тактильные ощущения, внутренние ощущения, запах, вкус, мета-ощущения (оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции: радости, любви, счастье, горе и т. п.).
Если вы спросите у визуала о чем-либо, например: «Какие планы на ближайшие выходные?», то взгляд кинестетика будет направлен вниз, что говорит о том, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям.
Существует еще один тип людей, который встречается довольно редко, поэтому не вписывается в общую теорию. Дискреты – люди с особенным типом мышления.
Дискреты мыслят с точки зрения полезности и функциональности. Они оценивают мир с точки зрения смысла. Фактически, три предыдущих типа людей получают опыт через слова, в случае дискрета – слова и являются опытом. Они воспринимают всю информацию буквально, не задумываясь о том, что за ней может стоять.
Стоит отметить, что человека, полностью принадлежащего к одному типу мышления, не существует. В каждом из нас есть частичка от каждого из них, но в то же время мы обладаем доминирующим типом восприятия. Именно по нему принято относить человека к одной из этих категорий.
Вашему вниманию предлагается тест, который поможет Вам верно определить даминирующий канал восприятия.
Тест аудиал, визуал, кинестетик
(диагностика доминирующей перцептивной модальности
С. Ефремцева / методика на восприятие)
Инструкция к тесту. Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если Вы согласны с данным утверждением, и знак «–», если не согласны.
Тестовый материал (вопросы).
- Люблю наблюдать за облаками и звездами.
- Часто напеваю себе потихоньку.
- Не признаю моду, которая неудобна.
- Люблю ходить в сауну.
- В автомашине цвет для меня имеет значение.
- Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
- Меня развлекает подражание диалектам.
- Внешнему виду придаю серьезное значение.
- Мне нравится принимать массаж.
- Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.
- Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
- Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.
- Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
- Люблю читать во время еды.
- Люблю поговорить по телефону.
- У меня есть склонность к полноте.
- Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
- После плохого дня мой организм в напряжении.
- Охотно и много фотографирую.
- Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
- Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
- Вечером люблю принять горячую ванну.
- Стараюсь записывать свои личные дела.
- Часто разговариваю с собой.
- После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
- Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
- Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.
- Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
- Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.
- Мне нелегко найти удобную обувь.
- Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
- Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.
- Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
- Люблю слушать, когда говорят.
- Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.
- Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
- У меня неплохая стереоаппаратура.
- Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.
- На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
- Не выношу беспорядок.
- Не люблю синтетических тканей.
- Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.
- Часто хожу на концерты.
- Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
- Охотно посещаю галереи и выставки.
- Серьезная дискуссия – это интересно.
- Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
- В шуме не могу сосредоточиться.
Ключ к тесту
Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.
Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия):
- 13 и более – высокий;
- 8–12 – средний;
- 7 и менее – низкий.
Интерпретация результатов
Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов «да» («+»). Это ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.
Визуал
Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: «не видел этого», «это, конечно, проясняет все дело», «заметил прекрасную особенность». Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.
Кинестетик
Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыносимая», «ее слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь». Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.
Аудиал
«Не понимаю что мне говоришь», «это известие для меня…», «не выношу таких громких мелодий» – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.
Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами.
Дигитал
Он же дискрет – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность. В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам. Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы.
Шаповалова В. С., к. псих. н., практический психолог
ІІ категории НФаУ, ст. преподаватель кафедры педагогики
и психологии НФаУ
Методика «Ведущий канал восприятия» (аудиал, визуал, кинестетик) • HAPPY PEOPLE
Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С. Ефремцева)
У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Различают 3 основных типов восприятия информации:
- Визуал (зрительное восприятие)
- Кинестетик (тактильное восприятие)
- Аудиал (слуховое восприятие)
Этот тест поможет определить доминирующий тип восприятия из этих трех: визуал, аудиал, кинестетик.
Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал некий внутренний монолог, связанный со словами и числами.
Дигитал (он же дискрет) — весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность. В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше — стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам. Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы.
Среди представителей этого типа особенно много шахматистов, программистов, а также всевозможных исследователей и ученых. В их лексиконе часто встречаются выражения: «где тут логика?», «надо проанализировать ситуацию», «итак, методом исключения мы выясняем…» Поскольку дискреты воспринимают мир через логическое осмысление, общаться с ними стоит именно с помощью логических доводов, желательно еще и подкрепленных статистическими данными.
Прохождение теста может занять:60
минутИнструкция:
Прочитайте предлагаемые утверждения. Выразите свое согласие, выбрав ответ «да», или несогласие с данным утверждениями, выбрав ответ «нет».
Каналы восприятия — Люди Роста
Наверняка, каждый не раз задумывался, почему люди смотрят на вещи, события и на мир в целом по-разному. Это зависит от множества факторов. Например, от жизненного опыта, возраста, интеллектуальных способностей, определенного склада ума и тд. Одним из наиболее важных факторов являются каналы восприятия, так как именно от них зависит, как человек усваивает информацию.
Типы каналов восприятия
К основным каналам восприятия относят:
- Визуальный—зрительные образы
- Аудиальный—слуховые образы
- Кинестетический—физические ощущения
- Дигитический—абстрактно-логические образы
Также, выделяют дополнительные каналы восприятия. К ним относятся:
- Густаторный—вкусовые ощущения
- Олфакторный—запахи
Как определить основной тип восприятия?
Точнее всего определить ведущий канал можно с помощью теста С.Ефремцева. Он является самым полным и надежным на сегодняшний день.
Также, основной канал можно определить, понаблюдав за взглядом человека, когда он отвечает на вопрос. Так мы поймем, какие образы у него возникают. А именно:
- Визуал направляет взгляд вверх, что говорит о формировании зрительных образов
- Кинестетик смотрит вниз, он прислушивается к своим ощущениям
- Аудиал смотрит прямо, вправо или влево, у него формируются звуковые образы
Еще проще можно определить канал восприятия, обращая внимание на то, какие слова использует собеседник. Визуалы в своей речи описывают видимые детали обстановки: цвет, форму размер и внешний облик вещей. Люди с доминирующим аудиальным типом восприятия описывают то, что можно услышать: звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, а также пересказывают то, что говорят другие люди. Кинестетики в свою очередь акцентируют внимание на том, что можно почувствовать, ощутить, во время разговора активно используют мимику и жестикулируют. Дигиталам не свойственно использовать какие-то определенные слова, однако их речь отличается хорошо построенными логическими связями, четкостью и лаконичностью.
Для чего нам определять каналы восприятия?
Каждый день мы коммуницируем с огромным количеством людей, и при том все они разные, к каждому в беседе нужен свой подход. И что как не определение ведущего канала коммуникации собеседника может помочь сделать диалог конструктивным? Чем точнее вы выбираете слова для диалога, например, с аудиалом, тем эффективнее пройдут ваши переговоры.
Если вы заинтересовались темой психотипов, я рекомендую вам прочитать этот пост.
Визуал, аудиал, кинестетик. Как воспитывать детей с учетом их типа восприятия — Частное образовательное учреждение «Сибирская Региональная Школа (колледж) Анны Муратовой»
Чтобы родители и педагоги находили индивидуальный подход к каждому ребенку, расскажите им о трех типах восприятия. В статье есть анкета для родителей и педагогов, которая поможет определить, к какому типу относится ребенок: визуал он, аудиал или кинестетик.
Расскажите педагогам и родителям, как определить и учитывать тип восприятия ребенка. Аудиалы, визуалы и кинестетики разными способами получают знания, взаимодействуют с окружающими, по-разному видят мир, ведут себя, думают, запоминают. Так, если ведущий канал восприятия ребенка – слух, то зрение и тактильные ощущения для него вторичны. Это нужно учитывать при общении и во время занятий с ним.
Речь визуалов наполнена словами и фразами типа: «Посмотрите», «Вы видели?», «Красивый», «Яркий», «Красный». Они быстро говорят и обрабатывают информацию. Смотрите им в глаза и говорите на их языке: «Я вижу / смотрю, что делаешь», «Я смотрю на тебя…». Соблюдайте дистанцию, чтобы визуал мог видеть вас с головы до ног.
Следите за своим внешним видом. От этого зависит, примет ли визуал вас или другого ребенка. Помогайте ему выглядеть аккуратно: для него это важно. Ребенок-визуал обращает внимание на чистоту, стиль, красоту, аккуратность в одежде, приветливое выражение лица.
Показывайте и давайте зарисовать. Используйте дома и в детском саду наглядные пособия, иллюстрации, цветные карандаши, доску для рисования, достаточное количество бумаги, тетрадей для письма и рисования и др. Лучше один раз показать, чем много раз объяснить. То, что визуал воспримет на слух, без зрительного подкрепления, он не услышит или быстро забудет. Станет много раз переспрашивать, что сделать.
Создайте для визуала возможность всегда чертить, рисовать, писать. Если на занятии у него отсутствующий взгляд, то это не значит, что он не слушает. Как раз в этот момент, скорее всего, идет напряженная умственная работа. Не стоит ее прерывать.
Обозначьте понятную цель любого действия. Визуалы фантазируют, думают образами, картинками. Идеи иногда их захлестывают. Поэтому они возьмутся за дело, только когда знают, что будет в результате.
Обучайте визуалов основную задачу разбивать на промежуточные этапы, обращать внимание на детали. Это нужно делать, так как они торопятся выполнить задание, не дослушивают инструкцию до конца, часто не придают значения деталям и не любят вдаваться в подробности.
Соблюдайте личные границы. Иначе возможны вспышки гнева, истерики, агрессия. Личностное пространство визуала – до 1,5 м. Им необходимо время, чтобы привыкнуть к человеку и подпустить его ближе. Среди малознакомых людей могут держаться обособленно, хотя дома общительны и контактны. Не любят, когда к ним прикасаются без разрешения: обнимают, целуют, берут за руку или когда перекладывают или переставляют игрушки и вещи без спросу.
Обучайте визуалов коммуникативным навыкам. Учите ребенка общаться, в том числе с малознакомыми людьми, знать и соблюдать правила вежливого общения. В проблемных ситуациях подводите ребенка к правильному решению проблемы незаметно, чтобы он поверил, что принял это решение самостоятельно. Это поможет ему стать увереннее.
Совет
Развивайте дополнительные каналы восприятия, чтобы разгрузить ведущие, снизить утомляемость, повысить познавательную и творческую активность Аудиалы часто употребляют слова и фразы типа: «Послушайте», «Слышишь», «Я вас слышу». Описывают ситуацию словами «шумно», «тихо», «громко». Когда вокруг тихо, начинают издавать звуки – мурлычут себе под нос, свистят, сами с собой разговаривают. Говорите им: «Я тебя слушаю», «Послушай», «Слышу тебя».
Старайтесь всегда говорить спокойным голосом. В разговоре для аудиалов важен тембр голоса и интонация. Неприятный звук: крик, резкий голос, а также критика, нравоучения, угрозы сильно влияют на эмоциональное состояние такого ребенка и способность учиться. При эмоциональном дискомфорте он может стать рассеянным, невнимательным, плаксивым. Обеспечьте дома и в группе психологический комфорт. Тогда аудиал будет психологически устойчивее, меньше склонен к стрессу.
Обучайте через восприятие на слух. Аудиалам нужно много рассказывать, обсуждать, объяснять, читать вслух книги. Чтобы аудиал запомнил стихотворение, выразительно и четко несколько раз прочитайте его, разъясните незнакомые слова, общий смысл.
Не отвлекайте аудиала от задания. Аудиал не может одновременно делать два дела: слушать и рисовать и др. Ему трудно переключать внимание. Не делайте замечаний в этот момент. При выполнении заданий такие дети могут шевелить губами и говорить сами с собой.
Давайте время обдумать ответ. Не торопите аудиалов. Они думают посредством внутренней речи. Мысленно проговаривают свои реплики и ответы собеседника, предполагают, какой у него будет голос, какая интонация. Поэтому реакция на вопрос, особенно неожиданный, у них может быть немного замедленной, отсроченной.
Не сбивайте ритм речи аудиалов. Для аудиала главное – ритм. Ритм внутренней речи – причина заторможенности, отсутствия реакции, долгого выполнения заданий. Ритм замедляется, если аудиал расстроен или чувствует отрицательный настрой со стороны взрослых.
Постепенно учите говорить сжато, передавать суть. Аудиалы очень любят общаться со взрослыми. Тема не так уж важна, главное – процесс. Они настоящие «почемучки», задают много вопросов. Такие дети любят рассказывать о событиях в деталях, подробно. Внимательно и терпеливо выслушивайте их.
Развивайте зрительное восприятие и мелкую моторику. Аудиалам тяжело даются письмо, рисование. Предлагайте им искать отличия на картинках, собирать разрезные картинки, пазлы, раскрашивать фигуры, прописи, лабиринты и др.
Соблюдайте режим дня. Особенно дома. Правильный режим учитывает возрастные возможности ребенка. Он укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешную деятельность, предохраняет от переутомления. Это важно и для детей других типов.
Выбери самые интересные и популярные творческие направления, которые наполнят вашу жизнь новыми яркими эмоциями!
Получать знания с ЧПОУ «СРШ (КОЛЛЕДЖ) АННЫ МУРАТОВОЙ» и «Мобильный центр развития ребёнка от 3 лет «Коровка»» не только интересно, но и выгодно! Не упустите шанс получить скидку на обучение до 50%! Узнать подробнее об акции Kinder — пятница
В настоящее время на первый план выходит самообразование, новые способы извлечения анализа и переработки информации, новые навыки и технологии. Проект «Мобильный центр развития ребёнка от 3 лет «Коровка»» — яркое отражение современных требований и тенденций в образовании. Наши дистанционные мероприятия постепенно складываются в мозаику, из которой каждый участник может сложить собственную образовательную траекторию. Здесь самовыражение приносит радость, а свобода выбора и соревнование дают дополнительный стимул.
Справка
Если у взрослого и ребенка ведущие каналы восприятия совпадают, то ребенок без труда усваивает новые знания
Кинестетики говорят о чувствах, ощущениях, эмоциях, мыслях: «жарко», «холодно», «больно», «жестко», «мягко», «я не понимаю», «мне трудно/тяжело», «я чувствую, что…», «я ощущаю, как…». В речи много качественных прилагательных. Если визуал опишет игрушку: «красивая, большая», то кинестетик – «мягкая, пушистая».
Ласково прикасайтесь, чтобы поддержать. Обнимайте ребенка, похлопывайте по спине. Личностное пространство кинестетика – вблизи тела. Ему необходимо касаться собеседника. В подкрепление похвале лучше погладить, поцеловать, обнять. При необходимости успокоить – просто положите руку на плечо ребенку.
Обучайте посредством тактильных ощущений. Кинестетик хорошо усваивает информацию, когда может ее «пощупать». Запомнит буквы, если вылепит их из пластилина, вырежет из картона. Сопровождайте обучение практикой: потрогать, сложить, собрать, сконструировать, понюхать, попробовать на вкус. Если кинестетик будет только слушать или смотреть, то не воспримет и половины информации. Кинестетики при обучении часто не смотрят в глаза взрослому: их глаза опущены вниз. Так им легче учиться и сразу действовать.
Совет
Учитывайте, что кинестетики в дошкольном возрасте сильно копируют родителей и особенно привязаны к маме
Детально объясняйте задачу. Разложите все по полочкам, объясните этапы, говорите несложно и медленно. Жестикулируйте, используйте прикосновения.
Контролируйте. Не стоит рассчитывать, что кинестетик додумается до решения сам. Такие дети стремятся выделить и проанализировать детали, частности, нередко затрудняются понять основной смысл явлений.
Не торопите и не ругайте. Дайте возможность довести мысль до конца, не перебивайте наводящими вопросами. Не пытайтесь ускорить, не говорите: «Все ясно, дальше!» Это бессмысленно – ребенок начнет «зависать», остановится и начнет сначала или замолчит, обидевшись.
Дайте кинестетику время, чтобы спокойно обработать информацию. Ему сложно восстанавливать нить разговора. Рассказывать такой ребенок будет обстоятельно, со всеми деталями. Буквально расставит все по полочкам. Так он упорядочивает впечатления.
Приучайте доводить начатое до конца. Также учите делать все старательно, аккуратно. Внимание кинестетиков всегда приковано к передвигающимся объектам, поэтому им трудно концентрироваться, их легко отвлечь.
Обеспечивайте безопасное пространство. Кинестетик – ребенок действия, ему необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать. Иногда кажется, что именно рядом с ним все падает, ломается, разбивается, рвется. Кинестетики не всегда подвижные дети, но их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Если визуал сначала изучит инструкцию, разберется, то кинестетик сразу действует. Поэтому его игрушки недолговечны.
Важно
Терпеливо приучайте кинестетика к порядку, а не ругайте: он не поймет, за что его наказывают
Не вынуждайте долго сидеть. Неподвижность для кинестетика – серьезное испытание. Дайте возможность походить, подвигаться. Таким детям необходимы игры на свежем воздухе с полноценной физической нагрузкой. Поощряйте ребенка гулять, прыгать, вращаться на карусели, двигаться с разной интенсивностью и в разном темпе.
Приучайте к порядку, но не наказывайте. Кинестетики могут играть и заниматься в окружении беспорядка, в котором чувствуют себя комфортно. В их шкафу, за столом, в игрушках часто рабочий беспорядок. Целенаправленно приучайте их к порядку, но не требуйте идеальной чистоты. Они не в состоянии выполнить такое требование. Неудачи приведут к ощущению стойкой неуспешности и к нежеланию помогать вообще.
Обучайте их навыкам самоконтроля. Кинестетики очень эмоциональны, бурно реагируют на неудачи, запреты. Чувства выражают мимикой, реагируют действиями. Могут бросить что-то, ударить, хлопнуть дверью, выбежать из комнаты. Поэтому нужно мягко учить их контролировать себя.
Анкета Какой тип восприятия у ребенка ведущий. Отметьте качества, которые характерны для ребенка в повседневной деятельности. Подсчитайте количество отмеченных утверждений в каждой из трех групп. Наибольшее количество укажет на ведущий канал восприятия. Если получилось практически одинаковое число, то у ребенка смешанный тип восприятия.
Скачать АНКЕТУ
© Материал из Справочной системы «Образование»Галина Лимонцева
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 35» г. Воркуты, Республика Коми https://vip.1obraz.ru
Статья (1, 2, 3, 4 класс): Учет типов восприятия учеников в учебно-воспитательном процессе
Тема: Типы восприятия.
Автор: Страйстарь Ирина Викторовна
***
К одному мудрому учителю привели десятилетнего ребенка, которого считали совершенно неспособным к обучению. Родители жаловались, что как они ни бились, у них не получалось научить своего сына самой простой арифметике. Сколько они не старались складывать палочки, яблочки, показывали на пальцах, ничего не выходило. Он никак не мог научиться складывать и вычитать. Учитель поговорил с мальчиком несколько минут. Потом попросил родителей посидеть в стороне, пока он научит их мальчика считать. Затем учитель попросил встать мальчика и попрыгать через камушки. Мальчик сначала просто прыгал через камни. Затем учитель сказал: «Смотри, делаешь один прыжок, потом второй, а потом еще прыгай два раза. Сколько всего раз ты прыгнул?» И вдруг мальчик ответил — 4. Дальше мальчик прыгал и еще больше считал, за один день он освоил арифметику, которую осваивают обычные дети за полгода. Родители сидели, раскрыв рты.
Почему это стало возможным? Учитель был мудрым.
Задача учителя не просто преподать урок, а сделать так, чтобы ученик воспринял получаемую информацию наиболее понятным ему способом.
Сегодня мы поговорим о том, какие типы восприятия бывают, и как понимание типов восприятия информации помогает в обучении. А также о том, как определить свой тип восприятия.
Слайд 1. В самом простом приближении выделяют четыре типа восприятия информации: визуал, аудиал, кинестет, дигитал.
Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал
Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы.
Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:
- Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.
- Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота
- Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры
- Дигитальная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.
Слайд 2. Не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.
Интерактив. «Представьте мягкую шерсть кошки».
Визуалу для того, чтобы представить шерсть, нужно сначала представить кошку, а уже потом вспомнить, какая у нее мягкая шерсть.
Аудиал представляет себе сначала звуки кошки (мурчание, мяукание), а потом может вспомнить и другие ощущения.
Кинестет сразу ощущает прикосновение шерсти, и только потом визуальный образ.
Дигиталу нужно произнести про себя кошка и после внутренней речи представить образ кошки и шерсти.
Каждый из нас видит в голове образ кошки, но у одних он всплывает сразу, а у других через свою доминирующую систему. Пусковая система помогает быстро перевести стимул в образы в нашем мозгу. Именно поэтому понимание ведущей системы позволяет индивидуально и точно создать принцип восприятия и запоминания любой информации.
Существует несколько способов определить свой тип восприятия и узнать, кто вы: аудиал, визуал, кинестет, дигитал. Разберем их немного позже.
Как определить тип восприятия по речи?
Внимательно проследите за своей речью и выпишите в точности фразы, которые вы используете для обозначения своего мнения, своих действий. Чаще всего человек конкретного типа восприятия использует характерные для этой модальности словосочетания.
Визуал
Использует слова и словосочетания, связанные со зрительными действиями: я не видел, я увидел, я заметил, мне кажется, это было красочно и великолепно, это выглядит, фокус сосредоточен, контраст, перспектива, видите ли.
Аудиал
Чаще пользуются фразами с слуховыми словосочетаниями: не могу понять, что говоришь; не услышала; мне послышалось; я недавно услышал; рада тебя слышать; мне послышалось; идея звучит заманчиво.
Кинестет
Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоциональные и телесные отклики: не выношу этого; это противно; это так приятно; мурашки по коже; такое приятно тепло; это было сильнейшее переживание. Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека, даже если самих невербальных знаков не много.
Дигитал
Дигиталы обращают внимание на логику и связи. Какой-то конкретный набор слов для них не характерен: могут появляться фразы аудиального и кинестетического типа. Часто дигиталы спрашивают: какой же в этом смысл; не пойму, как это связано; хотелось бы привести все в систему; надо это как-то упорядочить. Однако подобные выражения характерны для большинства типов с хорошим чувством организованности. Поэтому определение дигитала по речи должно происходить с тщательной осторожностью.
Каждый из типов имеет свои особенности, которые влияют на его восприятие окружающей информации, на любые учебные процессы, на взаимодействие с другими людьми. Разберем особенности людей разных типов восприятия.
Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в процессе обучения
Понимание типа восприятия поможет вам организовать процесс обучения с максимальной пользой.
Слайд 3.
Визуалы
Основа их обучения — это визуальная информация. Для визуалов слух и зрение составляют единое целое, поэтому, если такой человек только услышал материал (но не увидел), то с большой долей вероятности информация быстро забудется. Визуалы моментально усваивают всю наглядную информацию, поэтому наиболее выгодно использовать все методы и приемы наглядного представления материала:
- интеллект-карты
- схемы
- графики
- иллюстрации
- фотографии
- демонстрационные модели
- опыты, эксперименты
Визуалы лучше всего учатся на наглядном примере, когда они видят изучаемый материал в режиме реального времени. Основная память — визуальная. Хорошо помнят расположение предметов, путь, дороги, неплохо ориентируются в пространстве. Некоторый шум для визуала не критичен, он может сосредоточиться в обстановке некоторого шума и успешно изучать материал.
Визуалы хорошо воспринимают текстовую информацию, способны быстро научиться скорочтению.
В общении
«Встречают по одежке…» начало этой известной пословицы всецело относится именно к визуалам. Они весомое значение придают внешнему виду человека и всегда обращают внимание на то, как человек выглядит, какая на нем одежда, какие черты лица, как двигается.
В общении могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный контакт, обращенность позы в общении, открытые позы необычайно важны именно для визуала. При этом они не любят быть близко к собеседнику, держатся на расстоянии. Главное — это хорошо видеть. Представители этого типа восприятия быстро на интуитивном уровне считывают сигналы языка жестов и мимики, часто этого не замечая. Иногда им кажется, что по одному только взгляду они знают мысли другого человека.
В случае, если Вам нужно произвести впечатление на визуала, старайтесь наибольшее внимание уделить внешней красоте. Обстановка, Ваша одежда, походка, мимика, жесты должны быть максимально располагающими. В доказательство своих слов приводите наглядные примеры, графики, рисунки, обязательно демонстрируйте на образцах и опытах свои аргументы. Вместо чисел покажите рисунок: визуалы плохо поймут разницу между 1000 и 10 000, но наглядный пример разницы убедит их в большинстве случаев.
Сами визуалы неплохие рассказчики. Они могут представить себе удивительно яркие и наполненные деталями картины и рассказывать о них часами.
Особенности типа восприятия
Особенность этого типа людей в том, что они восприимчивы к тому, что является видимым. Они ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, грязь. В жизни визуала много идей, мечтаний, грез. Они часто являются генераторами идей, поскольку могут в своем воображении создать совершенно необычные ассоциации и связи.
Слайд 4.
Аудиал
Использует слуховой канал восприятия как пусковой. Умеренно развита внутренняя речь. Хорошо воспринимают лекции, музыку, беседы, диалоги. Четко и эффективно удерживают линию разговора, беседы, часто именно в ходе беседы улавливают смыслы изучаемого материала. При сосредоточении необходима тишина. Если ребенок аудиал, то старайтесь обязательно дать ему возможность прослушивать материал. Учиться совместно с другими, обсуждая изучаемую тему, рассуждая вслух над проблемой.
В общении
Разговор с аудиалом бывает часто очень приятен. Аудиалы сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, с грамотными изменением интонации. Их приятно слушать, приятно разговаривать с аудиалом. Но и сами аудиалы весьма требовательны к речи своих собеседников, не выносят ошибок в речи, непонятной и исковерканной речи. На аудиалов совершенно нельзя кричать или повышать голос, это приведет к отчуждению человека. Аудиала всегда приятно слушать, это прекрасные рассказчики и не менее прекрасные собеседники, которые по интонации и манере речи могут понять с полуслова.
Особенности типа восприятия
Воспринимают окружающий мир, особенно сильно обращая внимание на звуки. Любят музыку, мелодии, сами часто могут мурлыкать себе под нос, напевать песни. Чувствительны и восприимчивы к разговорам, у аудиалов острый слух и хорошая память, особенно слуховая. Часто выбирают родом своей деятельности все, что связано с музыкой, мелодиями, ораторским искусством.
Слайд 5.
Кинестет
Получает информацию через действия, движения. Хорошо запоминает любые действия, практические упражнения. Лучше всего всю информацию воспринимает через практические упражнения, эксперименты, где своими руками проверяет полученную информацию на практике. Особенно хорошо воспринимается информация практического характера: что и как двигается, где необходимо нажать.
Кинестетам важно все пощупать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и полноценно ощутить изучаемый предмет. Люди этого типа очень деятельностны, любят и с удовольствием трудятся. И не любят бездействие. Именно для кинестетов поговорка «Движение — это жизнь» имеет особый смысл. Кинестету очень сложно удерживать фокус внимания, они легко отвлекаются, им сложно усидеть на месте продолжительное время, заниматься рутинной работой.
В общении
Кинестеты особенно чувствительны к пространственной обстановке и дистанциям между собеседниками. Близких людей допускают в личную зону, а людей малознакомых держат на расстоянии. Для кинестета вторжение в их личную зону является оскорбительным, они начинают испытывать сильные отрицательные эмоции. Лучше всего завоевать внимание и доверие кинестета действиями, совместными делами, общей деятельностью.
Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства произведут наименьшее впечатление на человека этого типа восприятия. А к близким людям кинестет всегда стремится прикоснуться, погладить. Ему важно телесное соприкосновение.
Особенности типа восприятия
Кинестеты очень чувствительны ко всему, что происходит вокруг. Их телесные и эмоциональные ощущения тесно переплетены. Они любят телесный комфорт, удобство окружающего пространства. Неудобная одежда или ниточка, щекочущая им шею может вывести из себя кинестета. Любят глубокие личностные дискуссии, общение с эмоциональным обменом, обсуждением того, то чувствуют другие. Для кинестета прикосновение имеет глубочайший смысл и большую ценность.
Слайд 6.
Дигитал
Прекрасно обучаются всем наукам, имеющим строгую логику и последовательность: математике, физике, механике, технологии. Такие люди часто работают в области, где множество исследований, математической и статической обработки, программирования. Главное для дигитала — понять логику и связи в материале, упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными связями. Поэтому старайтесь в ходе обучения выстраивать логику всей изучаемой темы. Для этого можно использовать:
- схемы
- интеллект-карты
- сжатые планы
- Собственноручно составленные тезаурусы
В общении
Малочувствительны в общении, редко проявляют эмоции на людях. Особенно сильно обращают внимание на смысловую, содержательную часть разговора. Красивая, но пустая речь им неприятна. С дигиталом лучше всего в разговоре переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и фактами.
Особенности типа восприятия
Люди этого типа восприятия встречаются реже. Им свойственно воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь, через диалог с самим собой. Такие люди, прежде всего, ориентированы на восприятие смысла, логики, последовательности. Дигиталы всегда стремятся понять, осмыслить суть происходящего. Они могут быть чувствительны и ранимы, но мир для них интересен с точки зрения познания смысла и логики, закономерностей. В стрессовой ситуации именно дигиталы лучше всего сохраняют самообладание и спокойствие, могут сохранять ясность мысли и восприятия окружающего пространства.
Слайд 7.
На слайде видно процентное соотношения типов восприятия.
Слайд 8.
Ведущие каналы восприятия в зависимости от возраста.
Памятки по особенностям типов восприятия находится в Приложении 1.
Визуал | Кинестетик | Аудиал |
Хорошо помнит то, что видел. | В начальной школе долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцем по строчке. | Легко повторяет услышанное. Чувствителен к интонациям. |
С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом хороший рассказчик. | Хорошо помнит общее впечатление о событии. При общении стоит близко, качается человека. | В учебной деятельности предпочитает счет и письмо. |
Организован, наблюдателен, как правило спокойный. | Обилие движений, много жестикулирует. | Шевелит губами при чтении, проговаривает слова. |
Имеет живую, образную фантазию. При разговоре подбородок держит вверх. Голос может быть высоким. | Раннее физическое развитие. Подбородок держит вниз. Голос может быть довольно низким. | Говорит ритмически. Легко отвлекается на шум. Легко осваивает языки. В группе часто бывает самым разговорчивым. Любит дискуссии. Легко повторяет услышанное. |
Строго говоря распределение людей на типы визуал, аудиал, кинестет, дигитал весьма упрощенно. На самом деле каждый из этих типов может быть смешанным, а может быть с разной ведущей полушарной системой, что увеличивает количество вариантов.
Когда мы ведем урок, то неосознанно используем свой ведущий канал восприятия (см. Приложение 2. Стили обучения для педагогов).
Визуал | Кинестет | Аудиал |
Говорит быстро. Использует визуальные картинки. Смотрит поверх голов | Говорит медленно. Использует манипуляции и жесты. | Говорит ритмично. Любит дискуссии в классе. |
Хочет охватывать большой объем содержания. Придает большое значение форме. | Вовлекает учеников в игры, проекты, сценарии. | Организация чтения на уроке. |
Не теряет обратной реальной связи с учениками. В оценке учеников ориентируется на форму ответа: красота, четкость, краткость. | Придает большое значение содержанию. В оценке учеников ориентируется на то, что они умеют делать. | Склонен повторять комментарии учеников. Любит поучения со слов «Сколько раз… |
Больше заданий дает на написание, оформление и использование таблиц, графиков. | Дает задания в группах. Использует массу демонстраций. При ответе ученика покачивает в такт головой. | Отвлекается от темы урока. Комментирует ответ ученика словами «хорошо», «гм». |
Слайд 9.
Во время урока мы должны запускать ведущий канал восприятия учеников. Например, это можно сделать фразой «Смотрим, слушаем, запоминаем».
Так же может помочь рассадка учеников в классе.
Рекомендации по методам и приемам на различных этапах урока с учетом модальностей вы найдете в Приложении 3, 4.
Учителю стоит овладеть приёмами воздействия на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы.
Воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.
Работа учителя в трех модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика.
Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности.
Учет сенсорно-перцептивных особенностей детей позволит педагогу избежать многих трудностей при обучении и воспитании, поможет заложить более прочную базу знаний учащихся.
Слайд 10.
Безусловно, в каждом из нас нет чистого одного типа восприятия, иногда они смешиваются, иногда тип восприятия отличается в спокойной и экстренной обстановке, в разных ситуациях.
Тест визуал, аудиал, кинестетик, дигитал
Определение преобладающей перцептивной системы по С. Ефремцеву помогает понять, какой тип восприятия является ведущим у человека: аудиальное, то есть слуховое, визуальное – зрительное или кинестетическое – оно же механическое или тактильное. Психологический онлайн тест визуал, аудиал, кинестетик дигитал — поможет определить к какому типу восприятия вы относитесь.
Онлайн тест
Вы задумывались, какие органы чувств у вас быстрее отзываются на взаимодействие с окружающей средой, пробовали понаблюдать за близкими? Как ваши окружающие воспринимают мир: зрительно, на слух или осязательно. Данная методика поможет вам разобраться в этих вопросах и понять себя и близких получше.
Аудиал, визуал, кинестетик тест потребует у вас около 10 минут свободного времени. У каждого человека один из органов чувств является ведущим. Он первым реагирует на сигналы извне, быстрее анализирует полученную информацию и выдаёт более качественный ответ. Люди со схожими типами могут лучше понимать друг друга, а те, у кого типы не совпадают, чаще конфликтуют в быту. Когда же вам известен ведущий тип восприятия человека, вы понимаете, как лучше донести до него информацию, как понять то, что этот человек пытается сказать вам и как согласовать свои привычки и потребности.
Типы личности по типу восприятия
Сравните сами: вот, как представители различных типов перцепции (восприятия) понимают, что кто-то ими увлечён:
- Визуал — заметит заинтересованный, влюблённый взгляд.
- Кинестетик — почувствует нежность или дрожь в прикосновениях.
- Аудиал — обратит внимание на особую мягкость или волнение в голосе.
- Дискрет (или дигитал)- построит в уме логические цепочки и оценит действия объекта своего внимания.
- Визуал. Такой человек опирается на органы зрения, а потому часто употребляет в своей речи фразы, которые с этим связаны, чтобы описать свои впечатления. Например: «Не вижу ничего плохого в том, чтобы…», «Я смотрю, вы…», «Это лучшее, что я видел!» и т.п. Этот тип личности получает максимум информации из наглядных материалов, рисунков, фотографий и других зрительных образов. Так он лучше запоминает материал, а при воспроизведении в первую очередь вспоминает именно зрительные аспекты: цвета, очертания, симметрию.
- Кинестетик. Этот тип полагается на тактильные ощущения, поэтому в его речи можно проследить такие обороты, как «Меня это затронуло…», «Приятно до мурашек по телу», «Как холодно вы реагируете…». При описании чего-либо он будет первым делом называть текстуры, формы на ощупь, температуру: «День был тёплым и влажным…». В разговорах такого человека часто интересуют ваши личные субъективные переживания, он может посочувствовать как положительным, так и тяжёлым переживаниям, например, болезни.
- Аудиал. Данный тип воспринимает острее все звуковые, интонационные и шумовые элементы. Им характерны высказывания, вроде «Не услышал ничего полезного», «Звучит заманчиво», «Как ножом по стеклу» и т.п. Такие люди лучше ориентируются в акустической информации, чувствуют ритм, замечают «голос» любого явления.
- Дигитал (или дискрет). Такой человек может показаться суховатым, потому что обращает больше внимания не на яркие образные впечатления, как другие типы, а на внутренние связи предметов и явлений. Такой человек быстро схватывает суть происходящего, видит систему в расположении элементов, склонен к теоретизации. Однако такие люди довольно чувствительны и восприимчивы, а за холодным расчётом кроется пытливая и тянущаяся к знаниям личность. Узнать такого человека по речи можно, услышав фразы «Исходя из этого, заключаем…», «Давайте оценим вводные данные», «В этом есть логика!» и пр. В общении с таким человеком рекомендуется использовать больше фактов, аргументации и статистических данных.
Как ещё можно понять, какой тип восприятия преобладает у человека?
Визуальное восприятие
Визуалы испытывают потребность в ярких образах и наглядности, как в обучении, так и на отдыхе. Они очень любят красоту, изобразительное искусство, вдохновляются красочными картинами, изящной скульптурой, понятие «любовь с первого взгляда» точно было введено визуалом! Выбирая стиль одежды, такой человек будет полагаться больше на эффектность собственного образа, чем на комфорт.
Это фантазёры, думая о чём-нибудь, такие люди обычно глядят в потолок. Аудиозаписям представители зрительного типа восприятия предпочтут книги с иллюстрациями, комиксы или кино. Когда этот человек слушает – он обязательно смотрит в лицо человеку, на мимику и жесты.
Аудиальное восприятие
Представители слухового типа восприятия тонко чувствуют интонации, ритм, различные звуки окружающего мира. Такой человек может закрывать глаза, прислушиваясь к чему-либо, узнавать идущего по звуку шагов, быстро находить источники едва уловимых звуков. Аудиал предпочтёт аудиокнигу или радио-спектакль, не будет избегать общения по телефону. В полной тишине или в стрессовой ситуации он может начать напевать мелодию, озвучивать план действий – всячески стимулировать свой слуховой канал.
С другой стороны, такой человек утомляется от постоянного шума, нуждается в тишине во время учёбы или работы. Такие люди чаще остальных замечают особенности речи окружающих и хорошо управляют собственным голосом. Это талантливые музыканты, дикторы, расшифровщики аудиозаписей.
Кинестетическое (тактильное) восприятие
Кинестетик любит двигаться, получать информацию от прикосновений, такой человек всё пробует на себе. Это активные люди, часто выбирающие в качестве профессии или хобби спорт, экстрим, кулинарию или прикладное искусство. Классический кинестетик будет говорить о динамике, победах, свершениях, ему важно покорять этот мир. Глядя на людей, они замечают походку, осанку, спортивную подготовку. Друзьям они часто предлагают активный отдых. Для запоминания информации им нужно самостоятельно попробовать сделать что-либо, как в примере, записать своей рукой, примерить наряд, чтобы представить, подходит ли он. Задумываясь, эти люди чаще смотрят вниз и в сторону.
Что такое восприятие? определение, факторы, процесс и важность
Определение : Восприятие — это процесс , с помощью которого люди рассматривают, анализируют, извлекают и реагируют на любую информацию из окружающей среды . Например, одни люди счастливы зарабатывать деньги, в то время как другие счастливы тратить деньги.
Факторы, влияющие на восприятие
Факторы, влияющие на восприятие, показаны на рисунке ниже:
Процесс восприятия
- Прием : В этом процессе человек получает информацию через стимулы.
- Выбор : Это определяется двумя типами факторов:
- Внешние факторы : это размер, интенсивность, близость, движение и новизна.
- Внутренние факторы : Это отношение, мотивы, опыт, интересы и ожидания.
- Организация : это процесс, с помощью которого мы сортируем стимулы в значимый паттерн. Он включает в себя следующее:
- Группировка : Объединение стимулов на основании сходства.
- Близость : близость стимулов друг к другу, влияющая на восприятие.
- Замыкание : Это способность организовывать стимулы так, чтобы вместе они образовывали единый паттерн.
- Интерпретация : Это формирование представления об информации, которая воспринимается, отбирается и систематизируется. Он включает в себя следующие явления: эффект первичности, избирательное восприятие, стереотипирование, эффект ореола, эффект проекции и ожидания.Это типы ошибок восприятия.
- Эффект первенства / недавнего времени : Первое впечатление дается самому важному, так называемому эффекту первенства. С другой стороны, эффект недавнего времени заключается в том, что люди запоминают последние события больше, чем менее недавние.
- Стереотипы : Это эффект, вызванный формированием определенного представления о категории стимулов и обобщением этого понятия для встреч с каждым членом этой категории. На самом деле существует разница между воспринимаемым понятием каждой категории и фактическими характеристиками ее членов.Это может повлиять на процесс собеседования в организации.
- Эффект ореола : Это процесс обобщения от всестороннего анализа до одного атрибута или характеристики. Отрицательный эффект ореола известен как эффект обратного ореола. Это влияет на аттестацию сотрудников в компании.
- Проекция : Это механизм психологической защиты, который заставляет человека сравнивать свои отрицательные черты с другими людьми и делать вывод, что они живут лучше, чем другие.Проверка восприятия сводит к минимуму негативные эффекты проецирования.
- Избирательное восприятие : Это означает, что человек видит, чувствует или слышит то, что он хочет, и пропускает другую информацию, которая не соответствует его мнению.
- Эффект ожидания : Это тенденция человека интерпретировать любого человека или объект на основе того, как он ожидает, что этот человек или объект будут в первую очередь. Его еще называют эффектом Пигмалиона.
Восприятие — это интеллектуальный, психологический процесс, который является субъективным, поскольку люди по-разному воспринимают похожие события.
Важность восприятия
Восприятие играет ключевую роль в организации, поскольку влияет на следующее:
Следовательно, в процессе восприятия мы придаем смысл окружающему миру.
.ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ (ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ) — О ФАКТОРАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВОСПРИЯТИЕ (ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ) в учебнике (12852)
Факторы, влияющие на восприятие в организационном поведении
Ряд факторов влияет на восприятие, а иногда и искажает его. Эти факторы постоянны.
- В приемнике
- В воспринимаемом объекте или цели или
- В контексте ситуации, в которой осуществляется восприятие.
Характеристики восприятия в организационном поведении
Характеристики воспринимающего
Некоторые характеристики воспринимающего могут влиять на восприятие. Когда человек смотрит на цель и пытается интерпретировать то, что он или она, на эту интерпретацию сильно влияют личные характеристики отдельного воспринимающего. Основные характеристики воспринимающего, влияющие на восприятие:
- Отношения: Отношения воспринимающего влияют на восприятие.Например, предположим, что г-н X проводит собеседование с кандидатами на очень важную должность в своей организации — должность, которая требует заключения контрактов с поставщиками, большинство из которых — мужчины. Г-н X может чувствовать, что женщины неспособны выстоять в жестких переговорах. Такое отношение, несомненно, повлияет на его восприятие кандидатов-женщин, с которыми он берет интервью.
- Настроения: Настроения могут иметь сильное влияние на то, как мы кого-то воспринимаем. Когда мы счастливы, мы думаем иначе, чем когда мы в депрессии.Кроме того, мы запоминаем информацию, которая соответствует нашему состоянию настроения, лучше, чем информацию, несовместимую с нашим состоянием настроения. Находясь в хорошем настроении, мы производим более положительное впечатление о других. Находясь в плохом настроении, мы склонны отрицательно оценивать других.
- Мотивы: Неудовлетворенные потребности или мотивы стимулируют людей и могут оказывать сильное влияние на их восприятие. Например, в организационном контексте неуверенный в себе начальник воспринимает усилия подчиненного по выполнению выдающейся работы как угрозу своему положению.Личная незащищенность может быть передана в восприятие того, что другие хотят «получить мою работу», независимо от намерений подчиненных.
- Я-концепция: Еще одним фактором, который может повлиять на социальное восприятие, является Я-концепция воспринимающего. Человек с положительной самооценкой склонен замечать положительные качества в другом человеке. Напротив, негативная самооценка может побудить воспринимающего выделять негативные черты другого человека. Лучшее понимание себя позволяет нам более точно воспринимать других.
- Интерес: Похоже, что фокус нашего внимания находится под влиянием наших интересов. Поскольку наши индивидуальные интересы значительно различаются, то, что замечает один человек в ситуации, может отличаться от того, что воспринимают другие. Например, начальник, которому начальник только что сделал выговор за опоздание, с большей вероятностью заметит, что его коллеги опоздают завтра, чем на прошлой неделе. Если вы озабочены личной проблемой, вам может быть трудно быть внимательным в классе.
- Когнитивная структура: Когнитивная структура, образ мышления человека, также влияет на восприятие. Некоторые люди склонны легче воспринимать физические характеристики, такие как рост, вес и внешний вид. Другие, как правило, больше сосредотачиваются на центральных чертах или склонностях личности. Когнитивная сложность позволяет человеку воспринимать множество характеристик другого человека, а не уделять внимание лишь нескольким чертам.
- Ожидания: Наконец, ожидания могут исказить ваше восприятие, поскольку вы увидите то, что ожидаете увидеть.Результаты исследования, проведенного Шелдоном С. Залкиндом и Тимоти Костелло по некоторым специфическим характеристикам воспринимающего, раскрывают.
- Знание себя помогает лучше видеть других.
- Собственные характеристики человека влияют на характеристики, которые можно увидеть у других.
- Люди, которые принимают себя, с большей вероятностью смогут видеть положительные стороны других людей.
- Точность восприятия других — не единственный навык.
Эти четыре характеристики сильно влияют на то, как человек воспринимает других в окружающей среде.
Характеристики цели
Характеристики наблюдаемого объекта могут повлиять на восприятие. Внешний вид играет большую роль в нашем восприятии других. Чрезвычайно привлекательные или непривлекательные люди с большей вероятностью будут замечены в группе, чем обычные симпатичные люди.Движение, звук, размер и другие атрибуты целевой формы так, как мы ее видим.
Внешний вид играет большую роль в нашем восприятии других. Воспринимающий заметит физические особенности цели, такие как рост, вес, предполагаемый возраст, раса и пол.
Воспринимающие склонны замечать характеристики внешнего вида, которые контрастируют с нормой, являются интенсивными, новыми или необычными. Физическая привлекательность часто окрашивает все впечатление о другом человеке.Интервьюеры более благоприятно оценивают привлекательных кандидатов, а привлекательные кандидаты получают более высокую стартовую зарплату.
Устное общение с целями также влияет на наше восприятие их. Мы слушаем темы, о которых они говорят, их тон голоса и их акцент, и выносим суждения на основе этих данных.
Невербальное общение дает много информации о цели. Воспринимающий распознает зрительный контакт, мимику, движения тела и позу, пытаясь произвести впечатление о цели.
Воспринимающий, который наблюдает за поведением цели, делает вывод о намерениях цели.
Например, если наш менеджер подходит к нам в офис, мы думаем: «О нет! Он даст мне больше работы». Или мы можем понять, что он намерен поздравить нас с недавним успехом. В любом случае интерпретация намерений цели воспринимающим влияет на то, как воспринимающий видит цель.
Цели не рассматриваются изолированно, отношение цели к ее фону влияет на восприятие из-за нашей склонности группировать вместе близкие и похожие вещи.
Объекты, расположенные близко друг к другу, будут восприниматься вместе, а не по отдельности. В результате физической или временной близости мы часто объединяем объекты или события, которые не связаны между собой. Например, сотрудники определенного отдела рассматриваются как группа. Если два сотрудника отдела внезапно уходят в отставку, мы склонны предполагать, что их увольнения были связаны между собой, хотя на самом деле они могут быть совершенно не связаны.
Люди, предметы или события, похожие друг на друга, также имеют тенденцию группироваться.Чем больше сходство, тем больше вероятность, что мы будем воспринимать их как группу.
Характеристика ситуации
Ситуация, в которой происходит взаимодействие между воспринимающим и целью, влияет на впечатление воспринимающего о цели. Например, профессор может не заметить свою 20-летнюю студентку в купальнике у бассейна. Однако профессор заметит ту же девушку, если она придет на его урок организационного поведения в бикини.Точно так же встреча с менеджером в его или ее офисе определенным образом влияет на ваше впечатление, которое может контрастировать с тем впечатлением, которое у вас сложилось бы, если бы вы встретились с менеджером в ресторане.
Сила ситуационных сигналов также влияет на социальное восприятие. Некоторые ситуации дают убедительные подсказки относительно правильного поведения. В этих ситуациях мы предполагаем, что поведение человека можно объяснить ситуацией и что оно может не отражать его предрасположенность.Это принцип дисконтирования в социальном восприятии. Например, вы можете противостоять продавцу автомобилей, который ведет себя доброжелательно и вежливо, спрашивает вас о вашей работе и хобби и, кажется, искренне интересуется вашим вкусом в отношении автомобилей. Можете ли вы предположить, что такое поведение отражает личность продавца? Вы, вероятно, не можете из-за влияния ситуации. Этот человек пытается продать вам машину, и в данной конкретной ситуации он, вероятно, так обращается со всеми покупателями.
Фактор, влияющий на восприятие
Факторы, влияющие на восприятие
Часто используемые ярлыки при оценке других: Восприятие и интерпретация того, что делают другие, обременительна. В результате люди разрабатывают методы, позволяющие сделать задачу более управляемой. Эти методы не являются надежными. Несколько факторов заставляют нас формировать неточные впечатления о других. Эти препятствия для восприятия — неточные впечатления от других.Этих барьеров для восприятия
- Выборочное восприятие: Мы получаем огромное количество информации. Следовательно, мы не можем усвоить все, что видим — на глаз могут восприниматься определенные раздражители. Вот почему их начальник может упрекнуть некоторых сотрудников за то, что они делают что-то, что, когда это делает другой сотрудник, остается незамеченным. Поскольку мы не можем наблюдать за всем, что происходит вокруг нас, мы используем избирательное восприятие.
- Стереотип: Стереотип — это обобщение о группе людей. Когда мы судим кого-то на основе нашего восприятия группы, к которой он или она принадлежит, мы используем ярлык, называемый стереотипизацией.Стереотипы сокращают информацию о других людях до приемлемого уровня, и они эффективны для компиляции и использования информации. Это средство упрощения сложного мира, которое позволяет нам сохранять последовательность. Если мы используем стереотипы, легче справиться с неуправляемым количеством стимулов. Стереотипы могут быть точными, и когда они точны, они могут быть полезными ориентирами восприятия. Однако в большинстве случаев стереотипы неточны.
- Эффект ореола: Ошибка восприятия ореола очень похожа на стереотипизацию. Если, как в стереотипе, человек воспринимается по одной категории, то в случае эффекта ореола человек воспринимается по одному признаку.
- Ошибка первого впечатления: Люди придают большое значение первому впечатлению.Первые впечатления — неизгладимые впечатления. Мы склонны запоминать то, что воспринимаем в первую очередь о человеке, и иногда очень неохотно меняем свои первоначальные впечатления. Ошибка первого впечатления означает тенденцию формировать устойчивое мнение о человеке на основе первоначального восприятия. Эффект первенства может быть особенно опасным при собеседовании, учитывая, что мы быстро формируем первое впечатление и что эти впечатления могут быть основой для долгосрочных трудовых отношений.
- Эффект контраста: Стимулы, контрастирующие с окружающей средой, с большей вероятностью будут выбраны для привлечения внимания, чем стимулы, которые сливаются.Эффект контраста может быть вызван цветом, размером или любым другим необычным фактором (любым фактором, который в данный момент отличает один стимул от других). Например, человек, идущий по улице на костылях, привлекает больше внимания, чем обычный мужчина. Эффект контраста — это оценка характеристик человека, на которые влияют сравнения с другими недавно встреченными людьми, которые имеют более высокий или более низкий рейтинг по тем же характеристикам. Принцип «контраста» по существу гласит, что внешние раздражители, которые выделяются на фоне или которые не являются ожидаемыми, привлекают их внимание.Эффект контраста также объясняет, почему студенты-мужчины выделяются среди толпы студенток. В учениках-мужчинах нет ничего необычного, но в окружении женщин он выделяется.
- Проекция: Легко судить о других, если мы предполагаем, что они похожи на нас. Эта тенденция приписывать свои характеристики другим людям называется проекцией.
- Неявные теории личности: У нас есть свои собственные мини-теории о том, как люди выглядят и ведут себя. Эти теории помогают нам организовать наше восприятие и сократить путь вместо того, чтобы постоянно интегрировать новую информацию. Теория имплицитной личности — это мнения о других людях, основанные на наших собственных мини-теориях о том, как люди себя ведут. Например, мы считаем, что девушкам, одетым в модную одежду, понравится современная музыка, а девушкам, одетым в традиционную одежду, такую как сари, понравится индийская классическая музыка.Эти неявные теории личности являются препятствиями, потому что они ограничивают способность воспринимать новую информацию, когда она доступна.
- Самореализующиеся пророчества: Самоисполняющиеся пророчества — это ситуация, в которой наши ожидания в отношении людей влияют на наше взаимодействие с ними таким образом, что наши ожидания сбываются. Самоисполняющееся пророчество также известно как эффект Пигмалиона , названный в честь скульптора из греческой мифологии, который вырезал статую девушки, которая ожила, когда он молился об этом желании, и оно было исполнено.
Избирательное восприятие также является нашей тенденцией выбирать информацию, которая поддерживает нашу точку зрения; Люди часто игнорируют информацию, которая заставляет их чувствовать себя некомфортно или угрожает их точкам зрения.
Избирательное восприятие позволяет нам «читать быстрее» других, но не без риска нарисовать неточную картину. Поскольку мы видим то, что хотим видеть, мы можем сделать необоснованные выводы из двусмысленного восприятия, как правило, под влиянием отношения, интересов и происхождения человека, а не самого стимула.
Привлекательность — мощный стерео тип.Мы предполагаем, что привлекательные люди также теплые, добрые, чувствительные, уравновешенные, общительные, общительные, независимые и сильные. Насколько привлекательны люди общительны, общительны, независимы и сильны? Неужели такие привлекательные люди? Конечно, не все.
В организациях мы часто слышим комментарии, которые представляют стереотипы в зависимости от пола, возраста, национальности и т. Д. С точки зрения восприятия, если люди ожидают увидеть этот стереотип, они будут воспринимать именно это, независимо от того, точен он или нет.
Когда мы создаем общее впечатление о человеке на основе одной характеристики, такой как интеллект, общительность или внешний вид, действует эффект ореола. Склонность к действию эффекта ореола не случайна.Исследования показывают, что это, вероятно, будет наиболее экстремальным, когда воспринимаемые черты неоднозначны с точки зрения поведения, когда черты имеют моральный оттенок, и когда воспринимающий оценивает черты, с которыми он или она имеет ограниченный опыт. Примером эффекта ореола является чрезвычайно привлекательная женщина-секретарь, которую ее начальник-мужчина воспринимает как умную, хорошую работницу, хотя на самом деле она плохая машинистка.
Иллюстрация того, как эффекты контраста действуют в ситуации собеседования, в которой виден пул соискателей. Искажения в оценке любого кандидата могут возникнуть из-за его или ее места в расписании собеседований. Кандидат, вероятно, получит более благоприятную оценку, если ему предшествуют посредственные кандидаты, и менее благоприятную оценку, если ему предшествуют сильные кандидаты.
Проекция может исказить восприятие других. Люди, которые проектируют, склонны воспринимать других. Согласно тому, что они собой представляют, а не согласно тому, на что действительно похож человек, за которым наблюдают. Когда менеджеры занимаются проекцией, они ставят под угрозу свою способность реагировать на индивидуальные различия.
Они склонны видеть людей более однородными, чем они есть на самом деле.
Эффект Пигмалиона наблюдается и в рабочих организациях. Ожидания менеджера от человека влияют как на его поведение по отношению к человеку, так и на его реакцию. Например, предположим, что у менеджера изначально сложилось впечатление о сотруднике, имеющем потенциал для продвижения по служебной лестнице в организации. Скорее всего, менеджер потратит много времени на обучение и консультирование сотрудника, выполнение сложных заданий и подготовку человека к успеху.
.Определениев кембриджском словаре английского языка
ВОСПРИЯТИЕ | Определение в кембриджском словаре английского языкавосприятие существительное (ВЕРА)
Тезаурус: синонимы и родственные слова .Глава 5: Восприятие, познание и эмоции
Глава 5: Восприятие, познание и эмоции
5 марта 2010 г. Автор: nego4biz
Восприятие — это процесс, с помощью которого люди подключаются к своей среде. С точки зрения непрофессионала, это процесс осмысления, когда люди интерпретируют свое окружение так, чтобы реагировать должным образом. Поскольку восприятие зависит от текущего состояния ума, роли и понимания воспринимающего, здесь всегда могут быть ошибки в интерпретации и последующем общении.Некоторые формы таких искажений следующие:
I. Типы искажений восприятия
— Стереотипы
- Присваивает атрибуты только одному на основе принадлежности к определенной большой группе или категории (социальная, расовая, религиозная или сексуальная ориентация)
- Напр .: Он итальянец, поэтому он должен так много знать о Риме.
- Очень часто, очень устойчивы к изменениям после формирования
— Эффект ореола
- Обобщить множество атрибутов на основе знания одного атрибута людей без какой-либо согласованной связи между ними
- Положительный эффект à хороший атрибут, отрицательный эффект à плохой атрибут
- Причины возникновения
- Очень мало опыта работы с другой стороной
- Когда человек хорошо известен
- Когда качества имеют сильное моральное значение
- Например: Он улыбается, значит, он говорит правду!
— избирательное восприятие
- Выделяет определенную информацию, которая поддерживает предыдущее убеждение, и отфильтровывает информацию, которая действительно подтверждает это убеждение.
— Проекция
- Присваивать другим характеристики или чувства, которыми они обладают сами.
- Например: Я расстроен из-за того, что все откладываю, поэтому он, вероятно, тоже расстроится, если я скажу ему отложить нашу встречу.
Обрамление
Фрейм — это субъективный механизм, с помощью которого люди оценивают и осмысливают ситуации, основываясь на собственном опыте, побуждая их преследовать или избегать последующих действий.
Тип фреймов, используемых в спорах
Основной
- Описание ключевого вопроса и озабоченности в конфликте
- Не учитывает способы разрешения спора сторонами
Результат
- Предрасположенность к достижению определенного результата или исхода переговоров
- В основном используется участниками переговоров по распределению
Стремление
- Предрасположенность к более широкому кругу интересов, потребностей и забот, помимо конкретного результата.
- В основном используется интегративными переговорщиками
Процесс
- Порядок разрешения спора сторонами.
- Не особо заботится о конкретных ключевых вопросах и проблемах конфликта
Личность
- Самоопределение на основе принадлежности к разным социальным группам, таким как пол, религия, этническое происхождение и т. Д.
- Используется, чтобы отличать себя от других и склонен к позитивному мышлению
Характеристика
- Одно определение других сторон, сформированное на основании предыдущего или раннего опыта и знаний о других.
- В конфликтах склонен к отрицанию
Прибыль / убыток
- Определение риска и вознаграждения, связанных с различными исходами
- Может формировать результат как убыток или вознаграждение на основе предпочтения риска других сторон
- Например, покупатель автомобиля может рассматривать транзакцию как денежную стоимость покупки (убыток) или стоимость (прибыль) предмета.
Как работают фреймы в переговорах
- Участники переговоров могут использовать более одного кадра
- Несовпадение кадров между сторонами является источником конфликта
- Различные типы фреймов или контента от двух сторон могут вызвать недопонимание и эскалацию конфликта
- Может переформулировать конфликт в рамки, более совместимые для обеих сторон3.Определенные типы фреймов могут привести к определенным типам соглашений.
- Рамы для аспирации приводят к интеграционному соглашению
- Результат или отрицательные фреймы могут привести к дистрибьюторскому соглашению
- Определенные кадры могут использоваться с определенными типами проблем
- Люди, обсуждающие зарплату, могут использовать рамку результатов.
- Люди, обсуждающие отношения, могут использовать характеристическую рамку
- Стороны, вероятно, примут определенную рамку из-за различных факторов
- Индивидуальные различия
- Разница в стоимости
- Разница в мощности
- Отличия фона
- Социальный контекст
Другой подход к работе фреймов в переговорах
- Интересы
- Формируйте конфликты на основе интересов, а не своих позиций и требований
- Права
- Используйте некоторые стандарты и правила, чтобы решить, кто легитимен, кто прав и справедлив в решении проблемы
- Мощность
- Создать беспроигрышную ситуацию
- Разрешить конфликт на основе силы — способности принуждать другого, применяя другие силы — экономическое давление, опыт, законную власть и т. Д.
II. Когнитивные предубеждения в переговорах
- Иррациональная эскалация приверженности — придерживайтесь неудачного курса действий
- Например: страна продолжает вкладывать ресурсы в войну без победы, потому что конфликт уже произошел.
- Мифические фиксированные убеждения — предположим, что все переговоры беспроигрышны
- Привязка и корректировка — эффект стандарта, в соответствии с которым производятся последующие корректировки во время переговоров
- Постановка проблемы и риск — больше не склонны к риску, когда проблема решения формулируется как выгода, и стремление к риску, когда формулируется как убыток
- Доступность информации — зависит от того, насколько легко можно вызвать и использовать информацию
- Проклятие победителя — склонность быстро соглашаться и впоследствии чувствовать дискомфорт из-за победы, которая дается легко
- Например: другая сторона слишком легко уступает, так что может быть что-то не так с исходом, или я мог бы сделать лучше.
- Чрезмерная самоуверенность — склонность полагать, что их способность быть правильным или точным больше, чем на самом деле.
- Закон малых чисел — склонность делать выводы из малых размеров
- Например: принятие всех переговоров как распределительных на основании ряда прошлых переговоров или предыдущего опыта
- Предубеждения, связанные с самообслуживанием — объясните поведение, приписывая этому человеку или ситуации
- Например: Если я ошибаюсь, мне не повезет.Если ты напортачил, это твоя вина!
- Эффект эндаумента — склонность переоценивать то, что у вас есть
- Например: человек, скорее всего, заплатит 3 доллара за кружку, если он будет покупать у других, но оценивает 7 долларов за ту же кружку, которая у него есть.
- Игнорирование чужих представлений — игнорирование восприятий и мыслей другой стороны, следовательно, работа с неполной информацией
- Реактивная девальвация — обесценивание уступок другой стороны просто потому, что другая сторона их сделала.
Управление неправильными представлениями и когнитивными предубеждениями в переговорах
- Имейте в виду, что могут возникать неправильные представления и когнитивные предубеждения, когда переговорщики собирают и обрабатывают информацию и обсуждают их структурированным образом в своей команде и со своими коллегами
- Тщательное обсуждение вопросов и предпочтений может уменьшить влияние искажений восприятия
III. Настроение, эмоции и переговоры
- Настроение и эмоции различаются по специфичности (эмоция направлена на более конкретные цели) , интенсивности (настроение менее интенсивное) и продолжительности (настроение более стойкое)
- Переговоры вызывают как положительные (счастье), так и отрицательные (связанные с унынием, возбуждением) эмоции
- Положительные эмоции, как правило, имеют положительные последствия для переговоров (ведут стороны к интеграционному процессу)
- Негативные эмоции обычно имеют негативные последствия для переговоров (приводят стороны к конкурентному или распределительному процессу или обостряют конфликты)
- Эмоции можно стратегически использовать в качестве игровых приемов
- Влияние положительных и отрицательных эмоций на переговоры
1) Позитивные чувства могут иметь негативные последствия
- Более восприимчивы к тактике обмана соперника
- Меньше внимания к аргументам другой стороны, что приводит к неоптимальным результатам
- Создавать сильные позитивные ожидания, сильнее переживать поражение и более жестко относиться к другим, если не найдено удовлетворительное интеграционное соглашение
2) Отрицательные чувства могут привести к положительным результатам
- Отрицательная эмоция имеет информационную ценность
- Мотивируйте людей либо выйти из ситуации, либо решить проблему
- Оповещение другой стороны о проблеме во взаимоотношениях, что побуждает обе стороны работать над ее устранением
Нравится:
Нравится Загрузка…
Связанные
Опубликовано в главе 5: Восприятие, познание и эмоции | Оставить комментарий
.