Вербальная невербальная коммуникация – 26) Вербальные и невербальные коммуникации
Компоненты общения: вербальное, невербальное, паравербальное.
Коммуникация может осуществляться как вербальными, так иневербальнымисредствами.
Под вербальной коммуникацией в целом понимается речевое общение людей в процессе их совместной деятельности, устная коммуникация в соответствии с потребностями выражаемой информации отражает взаимообусловленные речевые произведения говорящего и слушающего. Акты речевой коммуникации при этом всегда обусловлены набором параметров, необходимых для их осуществления: сфера общения, ситуация общения, вид коммуникативного контакта, ролевые установки, характеристики участников общения, способы выражения (изложения) предметного содержания в говорении. Слушание, как и говорение, относится к видам речевой деятельности. Для создания ситуации, которую можно назвать коммуникативно- речевой, необходимо именно наличие слушателя. Как правило, говорящий выступает в роли инициатора сообщения. Он изначально программирует ход беседы и прогнозирует речевые действия слушающего. Эффективность устного общения зависит во многом от того, как поняли друг друга участники общения, как отреагировали на слова и поведение собеседника, какими действиями подтвердили правильность восприятия в обратной связи. Прогнозировать или инициировать обратную связь во время речевого взаимодействия можно при условии, что каждый из участников общения использует средства, механизмы, навыки и умения слушания и говорения.
Напомним, что представления о вербальной коммуникации как общении людей в процессе их совместной деятельности подразумевают не только устную, но и письменную форму общения. Если в
Чтение и письмо являются самостоятельными видами речевой деятельности. Вместе с тем характеристики устноречевой и письменноречевой деятельности в пределах одной и той же ситуации общения вполне сопоставимы.
Наряду с вербальными средствами коммуникации, как уже отмечалось выше, большое значение имеют невербальные средства.
Термин “невербальное” обычно понимается как несловесный язык. Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства.
Под невербальной коммуникацией (в узком смысле) следует понимать средство информации, систему невербальных знаков, символов, кодов, используемых для передачи информации. Ключевым моментом такого понимания является указание на внешнее сопровождение психических явлений.
В широком смысле понятие “невербальная коммуникация” означает социально обусловленную систему взаимодействия, в структуре которой преобладают непроизвольные, неосознаваемые комплексы движений, выражающие личностную неповторимость человека.
Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или неуверенности и т.д. Поэтому наряду с вербальными и невербальными средствами коммуникации в общении используются и
Действие паравербальной коммуникации базируется на использовании механизма ассоциаций человеческой психики. Ассоциации представляют собой способность нашего интеллекта восстанавливать прошлую информацию благодаря свежей информации, которая в данный момент принимается человеком, то есть когда одно представление вызывает другое. Эффект в данном случае достигается благодаря тому, что говорящий создает общее информационное поле взаимодействия, которое помогает собеседнику понимать партнера. Средствами достижения эффективной коммуникации здесь служат следующие характеристики человеческого голоса:
1) Скорость речи.
Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствуют от импульсивности собеседника, его уверенности в своих силах. И, напротив, спокойная медленная манера речи указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность говорящего. Заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека.
2) Громкость.
Большая громкость речи присуща, как правило, искренним побуждениям либо кичливости и самодовольству. В то время как малая громкость указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека. Заметные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника. Как показывает коммуникационная практика, усилению эмоциональности речи в иных случаях способствует отсутствие логических доводов.
3) Артикуляция.
Ясное и четкое произношение слов свидетельствует о внутренней дисциплине говорящего, его потребности в ясности. Неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, вялости воли.
4) Высота голоса.
Фальцет зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше основываются на интеллекте. Грудной голос является признаком повышенной естественной эмоциональности. Высокий пронзительный голос является признаком страха и волнения.
5) Режим речи.
Ритмическое говорение означает богатство чувств, уравновешенность, хорошее настроение. Строго циклическое говорение показывает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность. Угловато-отрывистая манера речи служит выражением трезвого, целесообразного мышления.
Назначение паравербальной коммуникации заключается в том, чтобы вызвать у партнера те или иные эмоции, ощущения, переживания, которые необходимы для достижения определенных целей и намерений. Такие результаты обычно достигаются с помощью паравербальных средств общения, к которым относится: просодика — это темп речи, тембр, высота и громкость голоса; экстралингвистика — это паузы, кашель, вздохи, смех и плач (то есть звуки, которые мы воспроизводим с помощью голоса).
Следующим средством паравербальной коммуникации является манера, с одной стороны, говорить многословно, а с другой, лаконично, не используя слишком много слов. Во многих культурах часто содержание высказывания имеет второстепенный характер.
Вывод по первому вопросу.Итак, общение – это вид самостоятельной человеческой деятельности; атрибут других видов человеческой деятельности; взаимодействие субъектов. При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности.
Как и всякое сложное явление общение имеет свои мотивы, средства, способы и виды. Компонентами общения являются вербальная, невербальная и паравербальная коммуникация.
studfiles.net
«Вербальная и невербальная коммуникация»
Человек – понятие общественное, в процессе жизни нам приходится взаимодействовать с разными людьми.
Общение или коммуникацию можно разделить вербальную, которая осуществляется с помощью речи, и невербальную, осуществляемую с помощью неречевых средств общения.
В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения.
Вербальное (т.е. речевое )общение – основной способ выражения мыслей, чувств человека. Здесь от человека требуется умение точно и ясно выражать свои мысли, стремление не только говорить, но и, что не менее важно, стремление слушать и слышать собеседника.
Невербальное общение (неречевое) включает в себя звуковые, визуальные, тактильные (осязательные), ароматические и другие источники информации. Ученые утверждают, что невербальная коммуникация способна передать гораздо больше информации, нежели вербальная.
Вербальная коммуникация представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык, как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь – это конкретная деятельность человека, выражающаяся либо в устной, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности в зависимости от условий и целей коммуникации (деловая речь, официальная речь и т.д.).
Отличия речи от языка состоят в следующем. Во- первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве. Во-вторых, речь активна, в отличие от языка менее консервативна, более динамична, подвижна. В-третьих, речь отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна, и не упорядочена.
Пример: Рассмотрим особенности основной модели передачи информации с точки зрения вербальной коммуникации.
Источником информации в вербальной коммуникации выступает говорящий или пишущий субъект. Каналом информации может быть голосовой аппарат создателя сообщения, а также технические средства распространения информации. Код в случае речевого общения – это сама речь. При этом, кодирование определяется как перевод информации в языковые единицы, а декодирование – как обратный ему процесс восприятия и понимания высказывания. Выбор кода при передаче вербальной коммуникации, как правило, происходит автоматически. Обычно кодом является родной язык говорящего. Однако, код можно рассматривать и как средство зашифровки сообщения. Таким образом, мы кратко охарактеризовали основные особенности передачи вербальной информации.
Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственным.
Чем отличаются первичные языки от вторичных? В первичных языках сигналы непосредственно обозначают смыслы. Во вторичных языках сигналами закодированы определенные слова, а уж за словами мы понимаем смыслы.
Например, мимика – это первичный язык, мимические сигналы нашего лица сразу обозначают какое-то состояние, сообщение. А вот азбука Морзе – это вторичный язык. Потому что знаки азбуки Морзе передают буквы и слова, а уж через них – смыслы. Собственно, вербальный язык, то есть человеческая речь – это тоже первичный язык. Если же мы возьмем невербальные средства общения, то среди них к первичным языкам относятся: мимика, жесты, индийский язык танца и т.п. При этом язык глухонемых, обозначающий слова, уже является вторичным языком. Ко вторичным невербальным языкам относятся уже упомянутая азбука Морзе, система нотной записи, язык программирования, система сигнализации флажками на флоте, системы дымовой сигнализации, система оповещения гражданской обороны и т.п. Как видим, естественные языки первичны, искусственные языки – вторичны.
Из всех невербальных средств коммуникации наибольшую роль в нашем общении, конечно, играют первичные, естественные невербальные языки – жесты, мимика. Или, как их еще называют – язык тела. Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов. Конечно, язык тела восходит к коммуникативному поведению животных, которое изучается специальной наукой – этологией (наука о социальном поведении животных). Животные различают друг у друга позы и жесты устрашения, примирения, любовных намерений и т.п. Даже мы, общаясь близко с некоторыми животными, можем верно интерпретировать их позы, действия, которые выполняют именно сигнальную роль. В целом язык тела включает четыре способа передачи информации:
1. Жесты — способ знакового использования рук. Можно, например, призывно махать рукой из другого конца зала, привлекая внимание. Можно показывать рост и другие размеры рукой от пола или двумя руками – размер пойманной рыбы. Можно покрутить рукой у виска или сделать раздражительный отмахивающийся жест. Аплодисменты также являются жестом, означающим приветствие или благодарность. Один-два хлопка в ладоши – способ привлечь внимание. Во многих языческих религиях хлопками привлекали внимание богов перед молитвой или жертвоприношением. Собственно, оттуда и пошли современные аплодисменты. С древних времен нашего, русского язычества до нас дошла детская игра «ладушки». Вообще, арсенал значений, которые передавались и сейчас передаются с помощью хлопков ладонями, – огромен. Это и понятно: хлопок ладонями – один из немногих жестов, способных производить звук, причем громкий. Некоторые жесты, которым специально присвоены определенные значения, следует отнести ко вторичному языку. Это не только жестовый язык глухонемых, но и профессиональный жестовый язык. Например, у такелажников (специалистов погрузочно-разгрузочных работ) покачивание кулаком с большим пальцем вверх означает вира (поднимай), а с большим пальцем вниз – майна (опускай). Телеоператор (или режиссер), когда видит, что хронометраж репортажа истекает, подает своему тележурналисту особый знак – вращает перед собой кистью с вытянутым указательным пальцем, как будто рисует круг. Это означает: закругляйся. Летчики или танкисты, когда надо дать команду заглушить мотор или остановиться, скрещивают руки на груди; это означает: стой или выключай двигатель. Когда надо заводить двигатель, командир переднего танка вращает рукой над головой и делает завершающую отмашку вперед. Это означает: заводи, вперед. Командир разведчиков, когда надо дать команду остановится и затихнуть, выбрасывает над собой кулак прижатыми пальцами вперед. Заметно, что все эти жесты используются в ситуациях, когда люди по какой-то причине не могут передать сообщение обычным языком. То есть жесты вторичного языка замещают знаки обычного языка. Тогда как жесты первичного языка, ничего не замещают, а прямо выражают эмоцию или какое-то значение. Сходны с жестикуляцией знаки, подаваемые движением головы. Самые распространенные – кивание, кивок, покачивание, которые выражают согласие, понимание, отрицание. Сходны по своей семантике с жестами движения плечами. Например, человек может пожать плечами – выразить недоумение или сообщить: не знаю.
2. Мимика — способ использования выражения лица. Человек способен различать и интерпретировать тончайшие движения лицевых мышц. Положение или движения деталей лица выполняет знаковые функции: брови могут быть приподняты в удивлении, гневе, страхе или приветствии. Чтением лица – физиогномикой – занимался еще Аристотель. Мимика как способ общения присутствует и у высших животных – человекообразных обезьян. Однако хотя их гримасы порой и похожи на человеческие, но выражают зачастую другие смыслы. К примеру, оскал, который мы могли бы посчитать улыбкой, у обезьян выражает угрозу. Обезьяна попросту поднимает десны и демонстрирует клыки. Точно так поступают многие млекопитающие – собаки, тигры, волки и так далее. Кстати, такой же знак угрозы видимо, был свойственен когда-то и человеку – у некоторых первобытных народов оскал также является не только улыбкой, но и знаком угрозы или ожесточения. Клыки для них подсознательно еще являются боевым оружием. Да и в нашей культуре хранится память именно о таком значении этой гримасы: фразеологизм показать зубы означает «продемонстрировать некую угрозу или сопротивление». К мимике следует отнести и сигнализацию глазами. Известно, как кокетничают, стреляя глазками, женщины. Моргнув ресницами, можно сказать да. Прямой, открытый взгляд глаза в глаза считается знаком сильного и свободного человека. Такой взгляд в глаза тоже имеет биологические корни. В животном мире и у первобытных народов прямой взгляд в глаза часто является вызовом. Известно, к примеру, что гориллы терпят людей возле себя, но при этом человек не должен глядеть вожаку в глаза, поскольку вожак воспримет это как претензию на его статус, на лидерство в стаде. Были случаи, когда самец гориллы нападал на телеоператора, воспринимая блеснувший объектив телекамеры как прямой взгляд в глаза, как вызов. И по сей день прямой взгляд в глаза считается смелым, открытым; известно также, что люди отводят глаза, когда робеют или не уверены в себе. 3. Положение тела — способ держать себя. Считается, что расслабленное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Многое в семиотике тела также восходит к природным инстинктам. Напряженность в стрессовой ситуации (например, наедине с преступником) напоминает поведение животного, которое почуяло хищника. Знаки, передаваемые телом, весьма важны при первой встрече, когда какие-либо аспекты личности, характера еще не успели проявиться. Так, во время собеседования при приеме на работу рекомендуется сидеть прямо, не развалившись на стуле, чтобы продемонстрировать заинтересованность, смотреть в глаза собеседнику, но не очень настойчиво. Мы можем также различить агрессивное положение тела, когда человек напряжен и готов к движению, а его тело подано чуть вперед, словно готовится к броску. Такое положение тело словно сигнализирует нам о возможной агрессии. Расположение тела в пространстве также может быть информативным. Например, известен феномен личного пространства, который в европейской культуре составляет от 80 см до 1 метра. Близкие люди могут в буквальном смысле «подпускать» друг друга ближе, вплотную. Люди, мало знакомые или связанные лишь официальными отношениями, предпочитают находиться друг от друга на несколько большем расстоянии. Иными словами социальная дистанция прямым образом и буквально воплощается в пространственной дистанции между личностями. Так что расстояние до собеседника само по себе также может быть маркером, обозначающим восприятие социального статуса и взаимоотношения собеседников. Известно также, что в разных культурах укоренились разные представления о личном пространстве. На Востоке предпочитают, чтобы дистанция между собеседниками была больше. Если общение американца и японца записать на видео, а потом прокрутить в ускоренном режиме, то создастся впечатление, что американец напрыгивает на японца, а тот, наоборот, отпрыгивает. Потому что для американца допустимая дистанция между собеседниками гораздо меньше, чем у японца, американец старается ее сократить. Японец же, наоборот, отодвигается, старается сохранить дистанцию. Есть и другие различия в культурах, связанные с положением тела. Например, американцы считают нормальным стоять боком друг к другу во время разговора, у нас же это может быть воспринято, как знак неуважения. 4. Тактильная коммуникация: прикосновения, похлопывания и т.п. Использование тактильных элементов коммуникации также говорит о взаимных отношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами. У близких людей их взаимоотношения выражаются в объятиях, поглаживаниях, поцелуях. Товарищеские отношения могут выражаться рукопожатиями, похлопываниями по плечу. Подростки, ровно как детеныши животных, бывает, имитируют потасовки — они в игровой форме ведут борьбу за лидерство. Такие их отношения выражаются в тычках, пинках и захватах. Разумеется, каждый вид прикосновения уместен в определенной ситуации и только в определенной ситуации может передавать какой-то смысл, то есть восприниматься как проявление коммуникативного намерения. .
Знаки, передаваемые многими невербальными средствами коммуникации (мимикой, позой, прикосновениями), не столь однозначны, как слова естественного языка. Эти знаки чаще всего интерпретируются с учетом ситуативных факторов, то есть условий, в которых они использованы. Невербальные средства так же, как и вербальные, используются для организации обратной связи в процессе общения. Таким образом, невербальная коммуникация выполняет функции контроля, регуляции, информации, диагностики, коррекции взаимодействия. Сочетание вербальных и невербальных компонентов зависит от ситуации общения, при этом невербальное поведение может выступать как средство, дополняющее речь, как «автономный текст», существующий параллельно речи, а также как единственное средство общения.
Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников.
Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.
ИСТОЧНИКИ:
- http://www.aka-media.ru
- http://studme.org
- http://www.genafond.spb.ru
a2b2.ru
Вербальное общение и невербальное общение
Что в первую очередь отличает нас от других биологических видов? Двигает общественный и личностный прогресс? Позволяет шире познать мир, делая нас теми, кто мы есть – созданиями с развитым интеллектом и мышлением?
Конечно же, это общение – обмен информацией и взаимодействиями между двумя или несколькими индивидуумами.
Общение делится на две группы: вербальное и невербальное. А ещё — на индивидуальное и массовое. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации помогает разнообразить разговор, придать ему нужный характер. Обе эти формы одинаково важны при живом общении.
Вербальное общение
К этой группе относится передача информации с помощью слов – речь. Выделяются речевые взаимодействия двух видов:
Устный разговор:
- слушание – восприятие речи говорящего;
- говорение – использование речи для передачи сообщений слушателю.
Беседа в письменной форме:
- чтение – восприятие информации с носителя;
- письмо – фиксация мыслей/знаний на бумажном или электронном носителе.
Речь возможна благодаря главному инструменту общения – языку. Языком называется система знаков и символов, разными комбинациями которых передаётся информация о конкретном предмете/явлении. Для использования языка нужны мышление и интеллект.
Особенности языка состоят в том, что он разнообразен и многогранен. Так, есть нелитературные и литературные его формы и виды, использующиеся людьми в зависимости от конкретной жизненной ситуации.
- Литературная речь подразумевает чёткие правила, которым нужно следовать. Она считается образцовой языковой классикой.
- Нелитературная речь свободнее и не стеснена условностями. К ней относятся диалекты и просторечные формы языка и те слова, которые мы используем в быту.
Функции языка
- Эмоциональная. Людям свойственно выражать свои чувства и получать эмоциональную разрядку посредством речи в общении. Эмоциональная функция выполняется и невербальными средствами.
- Коммуникативная. Когда мы говорим об общении или передаче информации, то чаще всего имеем в виду язык.
- Познавательная. Язык даёт индивидууму возможность приобщиться к знаниям других и самому передать эти знания кому-то ещё. Изучение иностранного языка развивает интеллект и логическое мышление.
- Этническая. Язык нужен для объединения людей в группы по национальному признаку.
- Аккумулятивная. Благодаря владению языком нам доступно накапливание и хранение информации об окружающем мире. Это сведения, почерпнутые из книг, фильмов, полученные от других людей и др.
- Конструктивная. Язык помогает человеку грамотно выражать собственные мысли, придавая им чёткую осязаемую форму, структурировать мыслительные процессы.
- Контактоустанавливающая. Язык играет роль и тогда, когда общение на нём не несет полезной информации для собеседников – в этом случае он помогает установить контакт для дальнейших отношений.
Владение навыками вербального общения – ключ к успешным межличностным коммуникациям. Развивать нужно не только интеллект, правильность и грамотность речи, читая классическую литературу и изучая родной и иностранные языки. Важно уметь говорить в том смысле, в котором это преподносит психология – учиться случать собеседника, устранять барьеры и боязнь контактировать с другими людьми, выражать понимание и сочувствие. Человек, умело использующий навыки вербальных коммуникаций, легко найдёт общий язык с какой угодно, даже самой непростой по характеру личностью.
Невербальное общение
Невербальную форму коммуникации называют ещё «язык тела» или «язык жестов». Она включает в себя всю информацию, которую мы передаём собеседнику или собеседникам без участия речи, а также взаимодействия с ними, несущие определенную эмоциональную окраску. Например, рукопожатие (выражает дружелюбие и готовность к сотрудничеству), поцелуй (любовь), похлопывание по плечу (фамильярный дружеский жест) и др.
Особенности невербального вида
Невербальное общение происходит только при беседе лицом к лицу. Разговор в социальных сетях через личные сообщения лишён этой коммуникативной составляющей.
Психология обращает особое внимание на эту форму общения – она говорит о человеке больше, чем может рассказать вербальная.
Для педагогического общения очень значимы невербальные средства. Они помогают педагогу привлекать и удерживать внимание учеников, вырабатывают его стиль преподавания. Обучающиеся при активном и уместном использовании жестов и мимики в процессе педагогического общения лучше усваивают материал и используют мышление, они становятся более открытыми и легче идут на контакт.
Средства невербальных коммуникаций
- Жесты. Играют не последнюю роль в сочетании со словами. Служат и самостоятельным средством общения: мы показываем большой палец, когда хвалим или выражаем одобрение. Количество жестов в процессе беседы – показатель темперамента человека. У разных народов это количество сильно различается: самыми эмоциональными признаны исследователями жители жарких стран, северяне же куда более сдержанны. Мы много жестикулируем в процессе неформального общения. В деловых ситуациях это мало уместно.
- Мимика. Движения лицевых мышц несут много информации – ведь они помогают понять истинные чувства собеседника, его личностные особенности, характер мышления, уровень интеллекта, служат выражением его планов. Лицом «сказать» можно всё что угодно. Все части его удивительно точно координируются друг с другом в процессе выражения эмоций. Наибольшая смысловая нагрузка приходится на губы и брови – на них стоит обращать внимание при разговоре.
- Взгляд. Определяет заинтересованность индивидуума в разговоре. Если человек, не отрывая глаз, внимает говорящему, ясно, что ему действительно важна эта информация. А еще продолжительный зрительный контакт иногда выражает враждебность или вызов. Постоянное отведение взгляда означает скуку, возможное желание прекратить беседу или же является своеобразным детектором лжи – установлено, что человек, говорящий неправду, смотрит собеседнику в глаза менее трети времени разговора.
- Поза и походка. Психология определяет характер, самооценку, возраст, настроение, самочувствие по этим показателям. Непринуждённые позы свойственны самоуверенным людям с высоким социальным статусом. Движения необщительных и замкнувшихся в себе личностей в особенности скованны, нерешительны.
Тяжёлая походка характерна для людей, которых обуревает гнев или другие отрицательные эмоции, лёгкая, воздушная — свидетельствует о безоблачном настроении человека.
Функции невербального общения
- Подчеркнуть сказанную информацию. Так, человек, высказавший решительный протест, может негодующе встряхнуть головой. А ещё мы киваем, выражая полное согласие с собеседником – одно из проявлений взаимодействия вербальных и невербальных средств передачи информации.
- Дополнить произнесённое. Когда мы описываем крошечный предмет, то сближаем пальцы руки на небольшое расстояние.
- Показать истинное душевное состояние человека или отношение к собеседнику. Иногда люди ведут себя и разговаривают, как обычно в компании, хотя в душе у них тяжело. Внимательные товарищи замечают это по выражению лица или движениям.
- Заменить слова. Жест пожатия плечами, означающий «я не знаю» не требует дополнительных речевых пояснений.
- Сделать акцент. Упоминая в процессе рассказа весомые сведения или показывая нечто важное в подготовленной презентации, мы поднимаем указательный палец вверх, привлекая дополнительное внимание собеседников к произнесённой фразе.
Так проявляется взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации.
Люди следят за своей речью и тем, что они сообщают собеседникам. Куда сложнее постоянно контролировать мимику, жесты, походку. Не всем из нас это удаётся. Тем не менее это помогает понять истинные чувства и побуждения человека, что используется в психологии.
Психология говорит нам, что в общении важно выдерживать правильное соотношение средств вербальной и невербальной коммуникации. Аудитория вряд ли проникнется монотонным безэмоциональным прочтением доклада или презентации, не уделив выступающему должного внимания. Но и в крайности кидаться не нужно: есть люди, мысли и эмоции которых опережают возможности речевого аппарата. Они бурно жестикулируют, проглатывают слова, заставляя собеседника уставать от такой экспрессивности.
Кроме того, стоит учитывать и ситуацию, в которой к месту та или иная форма общения, как и особенности и интеллект собеседника.
yourspeech.ru
Вербальное и невербальное общение
Говорят, что первое впечатление о человеке самое яркое и самое настоящее, где важную роль играет вербальное и невербальное общение.
Если собеседник это первое впечатление произвести не смог, дальше у него вряд ли что-то получиться. Все это происходит из-за того, что человек по своей природе умеет общаться невербальным способом, то есть без слов. Правда, чтоб научиться понимать людей по их мимике и настроению, необходимо постараться, так как это не просто. Люди, которые профессионально считывают невербальный рассказ о себе, называются физиогномистами. Они годами изучают психологию мимики и жестов, а также обычную психологию.
Вербальное общение
Вербальное общение – это способ передачи мысли и эмоций при помощи разговора или в письменном виде. Зачастую человек, прежде чем что-то произнести, обдумывает свою мысль, применяя при этом этику разговора. Правда, нужно учитывать, что в последнее время в интернете появился дополнительный язык, если его можно так назвать, который сокращает слова и при этом не делает речь скрытой.
При вербальном общении важно насколько внимателен собеседник. Для того чтобы проверить это, люди часто задают какие-нибудь контрольные вопросы. Но есть и те, которые неосознанно используют невербальное общение. Конечно же, существует определенная категория людей, которые разбираются как жестами и мимикой повлиять на человека, но такие уникумы встречаются довольно редко.
Невербальное общение
В отличие от вербального, невербальное общение – это общение без слов. Есть разные способы невербального общения, которые разделены на категории.
Жесты
Этот способ передачи информации считается одним из самых древних. Когда люди еще не умели разговаривать, они объяснялись при помощи жестов и прекрасно понимали друг друга. Стоит знать, что жесты – это не только движение руками, но и телом, а также головой. Для того чтобы понимать человека на уровне жестов, необходимо быть достаточно внимательным. Кстати, хочется отметить, что у каждой нации своя интенсивность жестов.
Так на первом месте по использованию жестикуляции находятся итальянцы, ведь не зря их назвали самыми эмоциональными.
Действительно, когда итальянцев захлестывают эмоции, они способны передать свои ощущения, абсолютно не используя слова. А вот среди самых сдержанных наций признано считать финнов, которые достаточно спокойно проявляют свои чувства, практически не жестикулируют и даже редко повышают тон разговора.
Мимика
Это те жесты, которые связаны только с лицом. Если верить статистике, то именно лицо может передать до 20% информации о человеке и о том, что он хочет сказать. Естественно, что обращать внимание нужно на все лицо в целом, но особое внимание стоит уделять губам и взгляду.
Наверняка многие знают, что если человек отводит взгляд, значит, он пытается солгать или же, его отношение к человеку неправдиво. Когда человек смотрит пристально, значит, он интересуется собеседником или желает бросить ему вызов. Но и тут особую роль играет роль национальность. К примеру, японцы не будут пристально рассматривать собеседника, считая, что таким образом проявляют к нему неуважение, а индусы, наоборот, будут разглядывать вас с искренним интересом.
Пантомимика
Данным термином обозначается походка, осанка и поза человека. Кстати, именно походка может рассказать какое у человека сегодня настроение. Что касается поз, то их достаточно много, и рассказывают они не только о настроении, но еще и о периоде жизни, в котором вы застали человека.
Прикосновения
Психологи утверждают, что даже прикосновения несут скрытую информацию. Роль играет и интонация голоса, которым произносят любые фразы, и смех, и обычное рукопожатие. Опытный физиогномист обращает внимание даже на дыхание собеседника, чтоб прочитать его полностью.
Каналы восприятия информации
При этом необходимо помнить, что каждый человек воспринимает окружающую информацию по-разному в той или иной степени. Существует несколько каналов восприятия, которыми пользуется человек в окружающем мире:
• визуальный;
• аудиальный;
• кинестетический.
Каждому индивидууму превалирует тот или иной канал восприятия. У человека сочетание этих каналов различно: у кого-то преобладает один канал восприятия над другими, у кого-то два канала развиты преимущественно над третьим. Это характеризует специфические особенности каждого человека.
Люди, у которых развит визуальный канал восприятия, называют визуалами. Как, правило, восприятие таких людей происходит путем увиденного. Поэтому вербальное восприятие у визуалов отличается, и для них важно невербальное общение. Оценка событий тоже происходит посредством зрительного канала. Важно знать, что преобладание визуального типа восприятия накладывает отпечаток и на характер деятельности человека. Визуалами являются творческие личности, художники, дизайнеры. Вся деятельность этих людей связана с искусством.
Второй тип восприятия информации извне преимущественно происходит благодаря слуху. Человек, воспринимающий информацию слуховым каналом лучше, чем зрительным, называется аудиалом. Как правило, такие люди являются активными слушателями, и больше молчат, чем говорят. Эти особенности как раз таки и объясняет аудиальный тип восприятия. Такие люди часто выбирают музыкальную профессию.
Третий тип восприятия самый интересный и до сих пор до конца не изученный – это кинестетический. Все восприятие окружающего мира происходит при помощи тактильного контакта. Такие люди любят все потрогать и пощупать. Для них это важный момент, чтобы получить максимальную информацию о представленном предмете. Третий тип восприятия стоит особняком от визуального и аудиального восприятия. Психологи, занимающиеся изучением таких особенностей, заметили особую линию поведению кинестетиков. При общении для них важен тактильный контакт. Они могут коснуться руки или плеча, тем самым давая знак собеседнику, что он его понимает и слышит то, что он ему говорит.
«Чистых» каналов практически не существует, невербальное и вербальное мышление часто пересекаются друг с другом. Невозможно сказать о человеке, что он на 100% кинестетик, визуал или аудиал. Люди, если у них нет физических дефектов, пользуются всеми тремя способами, но все они развиты по-своему. Довольно много информации человек получает посредством общения.
Невербальное общение – это не только важная, но и интересная наука. Возможно, если бы люди научились понимать друг друга не только не на вербальном уровне, мир бы стал чуточку добрее.
damskayalavka.ru
Невербальная и вербальная коммуникация
Люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Во время общения они передают ту или иную информацию. Способы ее передачи могут быть разными. В основном различают вербальные и невербальные средства коммуникации. В чем их отличие? Попросту говоря, в первом случае используются именно слова, а во втором они не применяются.
Вербальная коммуникация
Начнем по порядку. Вербальная коммуникация использует человеческую речь в виде знаковой системы. По сути дела речь – это самое простое средство передачи информации. Данное мнение можно подтвердить тем, что при помощи ее можно передать информацию без потери смысла, к тому же, быстро и надежно. Стили вербальной коммуникации различны. Речь в свою очередь может быть не только устной, но и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую.
Диалог – это наиболее распространенная форма устной речи. Можно сказать, что это разговор, который поддерживают два собеседника. Во время него они оба передают и воспринимают какую-либо информацию. Успешной вербальная коммуникация будет здесь только в том случая, если оба собеседника действительно понимают то, о чем говорят и адекватно воспринимают сказанное своим оппонентом. Это очень важно. В противном случае вербальная коммуникация будет нарушена.
Монолог – это еще одна разновидность устной речи. В отличие от диалога, при монологе говорит только один человек. Количество воспринимающих информацию может быть неограниченным. Монолог всегда имеет сложную конструкцию, так как любая мысль должна быть завершена логически. Вся информация должна излагаться последовательно.
Вербальная коммуникация – это также и письменная речь. Люди овладели ею намного позднее, чем устной. Возникла она по той причине, что людям стало необходимо общаться (передавать информацию) на расстоянии. Также ее появление обусловлено необходимостью передачи своих знаний следующим поколениям. Началась она с пиктографии. Под данным термином подразумеваются рисунки, которые древние люди оставляли на стенах пещер.
Невербальная коммуникация
Данный вид коммуникации представляет собой не что иное, как специфическое поведение человека, при помощи которого он вольно или невольно пытается передать какую-либо информацию. Часто человека может поведать больше, чем сказанное им. Невербальная коммуникация является системой, которая состоит из знаков, невербальных символов, кодов. Человек может передавать информацию при помощи взгляда, жестов, голоса (интонация, тембр), лица (мимики) и всего тела.
При помощи невербальной коммуникации человек может показывать свое отношение к происходящему, выражать желание начинать или продолжать беседу. Психологи или люди, хотя бы самую малость знакомые с психологией, прекрасно знают, что можно сделать множество выводов, основываясь на том, как человек держится во время разговора. Например, закрытая поза означает, что человек не испытывает симпатии к своему оппоненту, а открытая говорит о том, что он увлечен разговором и готов его продолжать.
Постоянные подергивания могут свидетельствовать о том, что человек лжет. Установлено, что в разговоре с несколькими оппонентами сразу человек (если он сидит) поворачивает колени именно в сторону того, к кому он относится лучше или чье мнение считает правильным.
Голосом и взглядом люди обычно выражают свое отношение к происходящему. Человек, который использует устные вербальные средства коммуникации (то есть говорит), может выделить некоторые места в своей речи особым тоном. Это может даже полностью изменить смысл произнесенного (например, человек может таким образом сказать что-нибудь ироничное).
Важно отметить, что невербальные средства коммуникации зачастую используются нами совершенно бессознательно. Это означает, что иногда доверять им можно больше, чем словам.
fb.ru
Вербальное и невербальное общение: инструмент для построения карьеры
Содержание:
Общение – это сложный социально-психологический процесс достижения взаимопонимания между людьми. Основными его инструментами являются вербальные и невербальные средства общения. Вербальное (от латинского «устный, словесный») средство – это речь. С этим все более-менее понятно, но мы ведь общаемся не только при помощи голоса. Большинство наших «сообщений» мы передаем при помощи невербального (неречевого) способа общения. Невербальное общение – или язык тела – включает в себя нашу мимику, жесты, зрительный контакт, позы тела и даже особенности интонаций нашего голоса.
Вы можете даже не осознавать этого, но когда мы разговариваем с кем-то, наши невербальные сигналы оказывают сильнейшее воздействие на собеседника, оставляя у него больше половины впечатления от нашей речи. Если особенности вашей профессии таковы, что вы часто выступаете перед группами слушателей или просто постоянно общаетесь по работе с людьми, то знание языка тела может существенно помочь вам.
Способность понимать и использовать невербальную коммуникацию является мощным инструментом, который поможет вам в общении с людьми и будет способствовать созданию правильного делового взаимопонимания. Вы будете понимать, что ваши собеседники на самом деле имеют в виду, сможете лучше выражать и подчеркивать свои мысли, будете лучше ориентироваться в сложных ситуациях и сможете построить лучшие отношения на работе, в бизнесе и дома. Невербальные и вербальные средства общения помогут вам создать лучшее впечатление о себе, создадут такие формы и виды воздействия на собеседника, которые помогут эффективнее достичь своих целей.
Что такое невербальная коммуникация и «язык тела»?
Невербальное общение, или язык тела, является важнейшей формой общения. Это естественный, бессознательный язык, вещающий о наших истинных чувствах и намерениях и об истинных чувствах и намерениях тех, кто вокруг нас. Когда мы взаимодействуем с другими, мы постоянно подаем и получаем бессловесные сигналы.
Особенности нашего невербального поведения таковы, что все – жесты, то как мы стоим или сидим, как быстро и насколько громко мы говорим, насколько близко мы подходим к собеседнику, куда при этом направлен наш взгляд, – становится отправляемыми нами «сообщениями» собеседнику. Поток этих сообщений не останавливается, даже когда мы перестаем говорить. Даже умолкнув, мы продолжаем общаться на невербальном уровне.
Часто то, что мы говорим, и то, что сообщает наше тело – это две совершенно разные вещи. Вербальные и невербальные средства общения могут давать совершенно противоречивую информацию. Когда слушатель получает такие смешанные виды сигналов, он должен выбрать, чему отдать предпочтение – получаемым вербальным или невербальным сигналам. В большинстве случаев каждый из нас осознанно или неосознанно в такой ситуации верит именно невербальной информации.
Язык тела «звучит» громко и ясно
Слова зачастую играют незначительную роль, когда происходит вербальное и невербальное общение между людьми. Это может показаться невероятным, но все, что мы говорим, несет только 7% информации. Гораздо более важно выражение нашего лица (55%), тон голоса (38%) и другие формы выражения, связанные с языком тела. Невербальные сообщения являются неотъемлемой частью человеческого общения. Сопровождая слова, они указывают на наше текущее психическое и физическое состояние. Невербальные коммуникации могут выполнять пять функций:
- Повторение: они могут повторять, подтверждать устное сообщение человека.
- Противоречие: они могут не совпадать с тем, что говорит человек, и даже полностью противоречить сказанному. Например, глаза человека могут выдать его печаль, даже если он пытается шутить.
- Замена: они могут заменить собой устное послание. Например, пожатие плечами заменит слова «я не знаю».
- Дополнение: они могут добавлять или дополнять устное послание. Начальник, который похлопывает подчиненного по плечу в дополнение к похвале, тем самым увеличивает воздействие положительного сообщения.
- Акцентирование: они могут подчеркнуть слова. Например, можно хлопнуть ладонью по столу, подчеркивая свое несогласие, произнося резкое «нет!».
Особенно важно «выравнивать», объединять все виды общения, если вы хотите построить успешный бизнес или сделать хорошую карьеру. Если вы не будете помнить о пяти функциях невербальных средств коммуникации и не станете следить за языком своего тела, вы не сможете производить хорошего впечатления на окружающих, не сможете создавать делового отношения, основанного на доверии.
В свою очередь, вы тоже постоянно получаете сигналы других людей. Чтобы лучше сосредоточиться на этих сигналах, вы должны научиться их «читать», то есть воспринимать особенности поведения собеседника как невербальные выражения в контексте ситуации.
Элементы невербальной коммуникации
Большинство людей являются визуалами, и особенности их восприятия таковы, что контакты с помощью глаз для них — наиболее важные способы невербальной коммуникации. Когда вы смотрите на кого-то, вы можете увидеть многое – привязанность, враждебность, заинтересованность и многое другое. Смотреть собеседнику в глаза также очень важно для поддержания беседы; хотя, в общем-то, говорящий больше поддерживает зрительный контакт, чем тот, кто слушает. Глаза собеседника могут сказать нам о многом: например, расширенные зрачки свидетельствуют о том, что человек лжет, или он неуверен, или нервозен.
- Выражение лица и мимика
Человеческое лицо чрезвычайно выразительно, оно в состоянии без слов выразить бесчисленные эмоции. В отличие от некоторых форм невербального общения, выражение лица является универсальным. Особенности мимики для выражения счастья, печали, гнева, удивления, страха, отвращения совершенно одинаковы у людей разных культур (чего нельзя сказать, например, о жестах). Ваша мимика моментально сообщит окружающим, о чем вы думаете в данный момент.
Самым совершенным оружием во все времена была и остается улыбка. Она ничего не стоит, но очень многое может! Улыбка открывает перед вами все двери. Если вы улыбаетесь в начале деловых переговоров, то ваши слова вызовут благоприятную реакцию. Люди склонны имитировать выражение лица собеседника, поэтому старайтесь пользоваться улыбкой как можно чаще. Она способна помочь и вам – если вы будете улыбаться, то настроение ваше неизменно улучшится. Но – остерегайтесь неуместного выражения лица. Даже небольшая кривая ухмылка может свести на нет все ваши усилия на переговорах, которые длились несколько часов, и ваша репутация делового человека будет безнадежно испорчена в глазах ваших партнеров.
Во многом наше восприятие других людей диктуют особенности того, как они сидят, ходят, стоят, держат голову. То, как мы двигаемся и держимся, дает миру исчерпывающую информацию о нас. А жесты и вообще буквально вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Часто мы используем наши руки, когда спорим или оживленно о чем-то говорим, и даже не задумываемся об этом. Тем не менее, смысл жестов может быть разным, зачастую даже иметь противоположный привычному нам смысл в различных культурах, поэтому очень важно быть осторожной, чтобы избежать неправильного толкования.
Невербальные способы общения с помощью жестов – это видимая часть того, о чем вы реально думаете в настоящую минуту. Многие жесты (как, например, потирание рук, поднятый вверх указательный палец) могут быть неприятны вашему собеседнику. Чрезмерность жестов может быть достаточно тревожной, и тоже будет оказывать отрицательное влияние на вашего коллегу. Для создания благоприятной обстановки научитесь использовать жесты открытых ладоней. Это будет означать, что вы открыты перед собеседником и ваши намерения не несут ему угрозу. Особенно важны такие жесты для делового общения, потому что будут вызывать у вашего собеседника доверие к вам.
- Дистанция между собеседниками
Вы когда-нибудь чувствовали себя неловко во время разговора из-за того, что другой человек стоял слишком близко к вам? Такое ощущение наверняка знакомо многим из нас! У всех у нас есть потребность в личном физическом пространстве, хотя оно может иметь свои особенности в зависимости от культуры, ситуации и близости отношений. Величину дистанции можно использовать для невербального сообщения о близости, агрессии, доминировании или привязанности. В общении с друзьями используется личная зона (до 120 см), но коммерческие и иные переговоры ведутся в социальной зоне (от 120 см). И никогда не стоит нарушать личное, интимное пространство человека (до 50 см).
- Прикосновение
Мы очень часто общаемся через прикосновение. Задумайтесь, как много информации дают нам крепкое рукопожатие, робкое похлопывание по плечу, теплые медвежьи объятия, обнадеживающие пошлепывание по спине, покровительственное потрепывание макушки и другие прикосновения!
- Интонации голоса
Вербальное и невербальное общение тесно переплетаются во время разговора, ведь мы не только слушаем слова, но и реагируем на тон голоса. Далеко не всегда решающее значение имеет, что вы говорите; гораздо важнее, как вы это говорите. Ведь даже коротенькое «да» может иметь совершенно разный смысл, если произнести его с разной интонацией. Можно сказать это утвердительно, а можно – вопросительно, неуверенно, язвительно и так далее.
Тон вашего голоса лучше слов может показать ваш сарказм, гнев, привязанность, неуверенность или, наоборот, уверенность в себе. Интонации включают в себя темп речи, громкость, скорость, беглость речи. Все эти элементы служат для того, чтобы собеседники могли яснее понять друг друга.
Невербальные сигналы невозможно подделать
Можно запомнить советы о том, как сидеть, говорить или входить в комнату, чтобы выглядеть уверенно. Но правда заключается в том, что такие уловки вряд ли сработают, если человек не будет себя чувствовать действительно уверенно. Никто не может полностью контролировать все свои сигналы, которые расскажут понимающему человеку обо всех настоящих мыслях и чувствах собеседника. Поэтому очень важно научиться понимать такие невербальные сигналы, чтобы контролировать свои собственные и уметь читать чужие. Мы хотим дать вам несколько советов, чтобы невербальное общение стало для вас проще:
- Обращайте внимание на несоответствия. Невербальные сигналы должны усиливать то, что говорится. Не говорит ли вам человек одно, в то время как думает совсем другое? Например, говорит вам «да», в то время как едва заметно покачивает головой «нет»?
- Связывайте между собой все невербальные сигналы. Не придавайте слишком много значения одному жесту. Обратите внимание на все невербальные сигналы, включая тон голоса, выражения глаз, позу и другие сигналы языка тела. Взятые все вместе, они дадут вам более полную картину. Вам будет проще понять, соответствуют ли они тому, что говорит ваш собеседник.
- Доверяйте своей интуиции. Не отмахивайтесь от своего неосознанного отношения к тому или иному человеку. Вполне возможно, что ваше ощущение чьей-то нечестности или непорядочности основано на инстинктивном чтении несоответствия между вербальными и невербальными сигналами этого человека.
Почему это так важно?
Вы должны понимать, насколько велико значение вербальных и невербальных средств общения. То, как вы слушаете, смотрите, говорите, двигаетесь и реагируете на слова собеседника, показывает, насколько вы искренни и насколько вы заинтересованы в разговоре. Когда ваши невербальные сигналы совпадают с тем, что вы говорите, это повышает доверие, ясность и взаимопонимание. Если совпадения нет, это создает напряженность, недоверие и смятение.
Если вы хотите построить карьеру или добиться успехов в бизнесе, да и вообще лучше общаться с людьми во всех сферах вашей жизни, вы должны научиться быть более чувствительной к языку тела и другим невербальным сигналам окружающих. Вы должны также понимать, какие сигналы посылаете вы сами. Как только вы освоите невербальное общение, ваше умение находить контакт с людьми перейдет на более высокий уровень.
jlady.ru