Виды дисциплин – , —
Дисциплина: понятие и виды.
Право Дисциплина: понятие и виды.
Количество просмотров публикации Дисциплина: понятие и виды. — 9742
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Дисциплина: понятие и виды. |
Рубрика (тематическая категория) | Право |
Дисциплина – это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей.
Выделяют следующие виды дисциплины.
1. Государственная – это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим.
2. Воинская – это дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.
3. Трудовая – это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ. Она регулируется нормами трудового законодательства.
4. Финансовая – это дисциплина, устанавливающаяся по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.
5. Технологическая – это дисциплина, возникающая в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний.
6. Договорная – это дисциплина, возникающая при соблюдении субъектами правоотношений, обязательств, предусмотренных в договорах.
Нормы, которые регламентируют дисциплину˸
1) правовые нормы;
2) организационные;
3) политические;
4) социальные;
Дисциплина имеет тесное взаимоотношение с законностью, правопорядком, общественным порядком˸
1) дисциплина и законность представляют из себяпохожие явления правовой деятельности, так как дисциплина представляет собой совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – совокупность строгих требований, которые все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, учреждения, граждане одинаково понимают и соблюдают без каких-либо исключений при применении законодательства;
2) в отличие от законности, дисциплину связывают непосредственно лишь с трудовой деятельностью. Она, проникая в производственные отношения, придает им стабильность и направленность;
3) результатом дисциплины является общественный порядок, а результатом законности – правопорядок.
Правопорядок – это часть дисциплины, которая проявляется в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Поддержание дисциплины призвано регулировать правомерное поведение, а также свободное и непринуждаемое воплощение субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.
Общественный порядок – это определенная закономерностями социального развития система институтов и правил, которые призваны обеспечивать упорядоченные общественные отношения, придавать общественным отношениям установленную организационную форму. Взаимосвязь ᴇᴦο с дисциплинои̌ и правовым порядком проявляется их определенными закономерностями, а также целями общественного развития, государственной охраной, общей социальной природой.
Таким образом, дисциплина – это составная часть общественного порядка, представляющего собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых нормами права, морали, традициями, обычаями и т. д.
referatwork.ru
Понятие и виды дисциплины, гражданской дисциплины и государственной дисциплины
Понятие и виды дисциплины
Правопорядок, т.е. основанный на законе и праве порядок жизнедеятельности общества и государства, имеет в своей основе соблюдение всеми его субъектами норм и требований дисциплины и законности.
В понятие дисциплины входят два взаимосвязанных обязательных элемента: во-первых, наличие определенной системы правил, норм поведения людей; во-вторых, практическое соблюдение этих правил всеми обязанными субъектами, которым они адресованы. Отсутствие любого из этих признаков исключает само понятие порядка и дисциплины в данном социуме.
В зависимости от того, кто, для кого и где устанавливает эти правила, выделяют много разновидностей дисциплины по субъектному, отраслевому и функциональному признакам.
Складывающиеся исторически, на основе традиций, обычаев, конфессиональных верований и других социальных факторов, отражающих особенности национального, профессионального и т.д. менталитета социума, правила жизнедеятельности общества, отдельных его социальных слоев и групповых категорий, никем конкретно не устанавливаемые, определяются как виды гражданской дисциплины: общежитейская дисциплина общения субъектов данного социума, ритуальная дисциплина, конфессионально-религиозная дисциплина, неписаные кодексы сословной профессиональной гордости, офицерской чести и др.
Нормы и правила поведения, устанавливаемые для членов и участников многочисленных и разнообразных общественных объединений их руководящими органами, рассматриваются как
Понятие и виды государственной дисциплины
Нормы и правила поведения физических и юридических лиц, устанавливаемые государством, требования по соблюдению которых охватываются понятием государственной дисциплины, имеют много разновидностей: государственную служебную дисциплину, внешнеторговую, валютную, налоговую и др. В общей системе государственной дисциплины
По отраслевому критерию можно назвать такие виды государственной дисциплины, как производственная дисциплина; исследовательская, учебная, лечебная, информационная дисциплина в отраслях социально-культурного комплекса; внешнеторговая, таможенная, воинская, полицейская и другие отраслевые виды дисциплины в области административно-политической деятельности государства.
По функциональному признаку различают дисциплину исполнительскую, трудовую, технологическую, финансовую, бухгалтерскую, штатную, учетно-статистическую и др.
С категорией государственной дисциплины тесно связано понятие законности как всеобщего обязательного требования соответствия решений и действий всех субъектов любых правоотношений закону и иному действующему законодательству и важнейшему принципу деятельности всего государственного аппарата, органов всех ветвей власти и видов государственной деятельности.
newinspire.ru
Список академических дисциплин — это… Что такое Список академических дисциплин?
Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. |
Академическая дисциплина, или область изучения[1] — это отрасль знаний, которая преподается или исследуется в высших учебных заведениях. Эти дисциплины определяются и признаются научными журналами, в которых публикуются результаты исследований, а также научными сообществами, кафедрами или факультетами, к которым принадлежат специалисты в этой области. В специальном подразделе ниже представлены критерии включения дисциплины в этот список.
Та или иная область изучения обычно имеет несколько поддисциплин и отраслей, и зачастую границы, проведенные между ними, достаточно условны и неоднозначны.
Общий обзор
В средневековой Европе в университетах было только четыре факультета: Богословие, Медицина, Каноническое право и Свободные искусства (Гуманитарные науки).[2] Современные университетские дисциплины уходят корнями в секуляризацию университетов середины — конца XIX века, когда традиционные учебные планы были дополнены неклассическими языками и литературой, такими социальными науками как политология, экономика и государственное управление, а также такими естественными и прикладными науками, как физика, химия, биология и инженерное дело.
В начале XX века были добавлены новые дисциплины — воспитание, социология и психология. В 1970-х и 1980-х годах наблюдался бурный рост новых узкоспециализированных дисциплин — наука о массовых коммуникациях, гендерные исследования, африкология. Многие дисциплины проектировались как подготавливающие к определенной профессии: так в университетах появились медсестринское дело и менеджмент в сфере гостиничного и туристического бизнеса. Наконец, стал очевиден вклад в общую систему научного знания таких междисциплинарных наук, как биохимия и геофизика.
Сноской («*») отмечены дисциплины, академический статус которых еще обсуждается. Использование сносок унаследовано из предыдущего варианта этого списка, существовавшего до принятия ныне действующих критериев включения в список. Отмеченные такой сноской пункты рассматриваются: если дисциплина удовлетворяет критериям включения в список, сноска убирается, если нет — дисциплина убирается из списка.
Следует отметить, что идут дискуссии относительно того, каким образом классифицировать те или иные дисциплины: например, к каким наукам относятся антропология и лингвистика — к социальным наукам или к гуманитарным наукам. Также следует отметить, что некоторые специалисты, особенно сторонники Критической теории подвергают сомнению разделение дисциплин. В сущности, любая классификация дисциплин, так же, как и структура концепций дисциплин в целом, всегда порождает дискуссии.
Закономерно возникает вопрос — «Как много дисциплин может быть в этом списке?». Вполне обоснованным будет ответ, что список дисциплин может быть сколь угодно длинным.
В научном сообществе сегодня наблюдается тенденция принятия отраслей знания, которые были созданы в результате расширения понятий, теорий и методов традиционных дисциплин. Кроме этого, требования нового времени и мыслители — революционеры могут развить и обновить существующие дисциплины или даже создать совершенно новые дисциплины. Например, Фрейд, несомненно, создал новую отрасль в психологической науке, рассматривающую психические явления с точки зрения психоанализа[источник не указан 531 день].
Критерии включения в список
Для того, чтобы быть включенной в Список академических дисциплин, отрасль знания должна удовлетворять следующим критериям:
- Дисциплина должна быть связана с релевантной статьей в Википедии.
- Соответствующая статья в Википедии должна:
- Содержать такое же название дисциплины, какое указано в Списке.
- Содержать некоторое описание научных разработок, выполненных в данной области.
- Давать обоснованное представление, что данная отрасль знания действительно является «академической дисциплиной» (понятие академической дисциплины дается ниже).
Если академический статус дисциплины ставится под сомнение, для его подтверждения может потребоваться доказательство того, что отрасль знания действительно является «академической дисциплиной».
Понятие академической дисциплины:
- «Академическая дисциплина» — область изучения, в рамках которой программы обучения на степень магистра предлагают как минимум пять крупных университетов в мире.
- «Крупным» считается университет, насчитывающий 10 000 студентов и более.
- «Доказательством» считается наличие связи дисциплины с современными программами обучения в крупных университетах.
Примечания
- ↑ Следует отметить, что данная статья является переводом статьи «List of academic disciplines», поэтому данное понятие рассматривается в контексте европейской и североамериканской системы образования и структуры научного знания.
- ↑ History of Education, Encyclopædia Britannica (1977, 15th edition), Macropaedia Volume 6, p. 337
См. также
- Портал «Наука»
Ссылки
dic.academic.ru
Что такое дисциплина?
Сегодня мы поговорим о дисциплине. Это слово вам уже давно знакомо, не так ли?
Согласитесь, что со словом дисциплина возникает множество ассоциаций. Например порядок, ответственность, правила поведения, воспитание, контроль, строгость, уважение, исполнительность и многие другие.
Наверное, не было ещё такого дня, когда вам в школе не напоминали бы о дисциплине и о том, как важно быть дисциплинированным учеником. Вам постоянно говорят о том, что на уроках делать нельзя: громко разговаривать, слушать музыку, сидеть в социальных сетях или переписываться с друзьями по телефону и ряд других замечаний. И каждый раз учителя это связывают не только с вашим поведением, но и с дисциплиной. Но почему это так?
Мы уже с вами знаем, что каждый человек должен соблюдать определённые правила поведения. Так вот, именно благодаря дисциплине человек привыкает контролировать своё поведение и чувствовать ту черту, которую переступать нельзя.
В вашем случае такой чертой являются нормы и правила поведения вас как учеников в школе. Соблюдение данных правил поможет вырасти ответственным человеком, который будет способен отличать плохое поведение от хорошего.
То есть если вы поставили перед собой задачу по достижению определённой цели, то все внутренние преграды, которые стоят на вашем пути: лень, нежелание что-то, делать, откладывание срока исполнения и так далее, должны быть устранены. Причём устранить их можете только вы сами. А сделать это возможно только с помощью дисциплины.
Итак, мы можем теперь говорить о том, что дисциплина – это нормы поведения людей в обществе, которые соответствуют сложившимся в нём моральным и правовым нормам или требованиям определённой организации.
Принято выделять следующие виды дисциплины:
· общеобязательную;
· специальную;
· внутреннюю;
· внешнюю.
Давайте познакомимся с ними более подробно.
Общеобязательная дисциплина – это исполнение всеми без исключения государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами определённых правил, установленных государством.
Например, вы как школьники обязаны получить образование, так как эта обязанность закреплена в конституции, а чиновники и обычные граждане обязаны действовать только на основании законов, которые приняты в государстве.
Специальная дисциплина – это правила, обязательные для выполнения для работников определённой организации.
Такие правила могут быть закреплены в уставе организации или иных правилах внутреннего распорядка.
Принято выделять следующие виды специальной дисциплины:
· воинскую;
· трудовую;
· учебную;
· технологическую.
Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина. Её суть заключается, в выполнении требований присяги, приказов командиров, воинских уставов.
Необходимо хранить военную и государственную тайну, с честью и достоинством вести себя вне расположения части, не допускать нарушений общественного порядка. Именно от соблюдения воинской дисциплины зависит боеспособность нашей армии, чёткость в её управлении, её действия в случае войны, а главное – жизнь многих людей.
Требования трудовой дисциплины закрепляются в законах о труде, правилах трудового распорядка, коллективных договорах, должностных и технических инструкциях.
Соблюдение трудовой дисциплины предусматривает:
· своевременный приход на работу;
· рациональное использование рабочего времени, соблюдение техники безопасности;
· сохранение наиболее высокой производительности труда и так далее.
Технологическая дисциплина – это соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном технологическом процессе.
Несоблюдение любого из видов специальной дисциплины может привести к печальным последствиям.
Например, при несоблюдении воинской дисциплины произойдёт снижение боеспособности армии, что может поставить под угрозу не только жизни многих людей, но и независимость и территориальную целостность нашей страны.
Нарушение трудовой дисциплины может нанести ущерб экономике страны в целом.
Представьте себе, что рабочие постоянно отвлекаются на разговоры по мобильному телефону, общаются в социальных сетях, устраивают себе незапланированный графиком отдых. Таким образом, они тратят своё рабочее время не по назначению. Следовательно, завод не будет выпускать достаточное количество продукции, нет продукции – нет доходов и, соответственно, нет налогов в бюджет. Кроме этого, предприятие может и вовсе обанкротиться или закрыться, и теперь общаться в социальных сетях бывшим рабочим придётся уже в другом месте и без зарплаты.
Ну а если нет поступлений в бюджет, то и у государства нет возможности поддерживать этих же рабочих в социальной сфере.
Наверное, к наибольшему ущербу может привести несоблюдение технологической дисциплины. Это грозит материальным ущербом, авариями на производстве, в результате которых гибнут люди, возникновением экологических катастроф, наносится материальным ущербом.
Например, 17 августа 2009 года, произошла аварии на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. В результате аварии помещениям станции нанесён серьёзный ущерб, погибло 75 человек, оборудованию и. Одной из причин аварии были названы неоднократные нарушения, которые допускал персонал при работе на станции, то есть к аварии привело несоблюдение трудовой дисциплины. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах всего региона.
Надеюсь, вы уже поняли, что быть дисциплинированными людей побуждают, с одной стороны, те правила, которые существуют, а с другой – само общество, которое контролирует соблюдение этих правил. Если правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, можно говорить о внешней дисциплине. В этом случае люди чувствуют постоянный контроль со стороны, вследствие чего стремятся получить материальное или какое-либо иное поощрение, либо избежать наказания.
То есть внешняя дисциплина – это соблюдение установленных правил только благодаря контролю со стороны.
Например, согласно Уставу гимназий и прогимназий Российской империи 1864 года, для поддержания школьной дисциплины для гимназистов была введена обязательная форма одежды, которая состояла из полукафтана, штанов, галстука, пальто и фуражки. Администрация гимназий строго следила за опрятным внешним видом своих учеников. Не всем хотелось соблюдать такие требования, но нарушать их боялись, так как за их несоблюдение ученик мог быть не допущение к занятиям.
С другой стороны, заставить человека исполнять определённые правила могут только те требования, которые человек ставит перед самим собой. В этом случае человек самостоятельно контролирует их выполнение и даёт оценку своим действиям. Если человек соблюдает такие требования самостоятельно, без контроля извне – можно говорить о внутренней дисциплине.
То есть, внутренняя дисциплина – это понимание того, что, как и почему надо делать.
Как же воспитать в себе внутреннюю дисциплину?
Для этого, попробуйте следовать следующим правилам:
· Проявляйте свои волевые качества каждый день, а не только тогда, когда они необходимы.
· Ставьте перед собой цели, которые вы можете достигнуть на данный момент. Отдавайте себе отчёт в ваших силах, ведь поставленная вами цель должна быть обязательно достигнута.
· Доводите начатое дело до конца.
· Не пытайтесь сразу преодолеть возникшие трудности.
Ø Не отчаивайтесь, если у вас что-то не получилось с первого раза, и ни в коем случае не бросайте начатое дело. Попробуйте исправить совершённые ошибки и начните всё сначала.
Если вам удастся следовать этим простым правилам, то вы сможете развить в себе такие качества дисциплинированного человека, как: воля, самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.
А теперь давайте с вами попробуем ответить на вопрос «Что такое дисциплина»?
videouroki.net
Учебная дисциплина — это что такое?
Ни для кого не секрет, что сегодня отечественное высшее образование находится в состоянии кризиса. После получения заветного диплома большинству выпускников приходиться приобретать нужные для работы знания собственными силами. Одной из основных причин такой ситуации является отсутствие механизма быстрой адаптации содержания преподаваемых учебных дисциплин. Не знаете, что означает термин «учебная дисциплина»? Тогда давайте узнаем больше о ней и ее содержании, предмете и других особенностях. А также рассмотрим, чем она отличается от научной дисциплины.
(У. Д.) Учебная дисциплина – это…
Данным словосочетанием именуется систематизированная информация, навыки и умения, вычлененные из какой-то сферы (техника, искусство, наука, производственная деятельность и т.п.) с целью изучения ее в образовательном заведении.
Чтобы проще запомнить значение рассматриваемого понятия, стоит знать, что существительное «дисциплина», пришло в российский язык из латыни (disciplina) и в переводе обозначает «учение».
Если объяснять более простым языком, то учебная дисциплина – это определенный предмет, который изучается в школах или вузах. Например: математика, право, сопромат, информатика и другие.
Учебный (академический) курс и предмет
Рассматриваемое понятие довольно близко связано с учебным предметом и учебным курсом.
Учебная дисциплина является синонимом первого из вышеперечисленных терминов, который также представляет собою педагогически адаптированную и систематизированную информацию, умения, а также навыки, демонстрирующие основную суть изучаемой науки.
Академическим курсом является структурная единица организации всего учебного и воспитательного процессов в вузе или школе в рамках конкретной дисциплины. Учебный курс начинают и заканчивают изучать на протяжении одного семестра, реже — нескольких лет.
Учебная и научная дисциплины
Узнав ответ на основной вопрос «учебная дисциплина – это что такое?», стоит более внимательно рассмотреть связь изучаемого термина с таким понятием, как «научная дисциплина» (Н. Д.).
Так именуется основная форма организации определенной науки. Она объединяет на предметно-содержательной основе различные области научных знаний, а также сообщество ученых, занятых их производством, анализом и передачей обществу.
В сферу интересов Н.Д. также входят механизмы эволюции определенной научной отрасли как практической профессии.
Главное отличие между научной и учебной дисциплиной – в том, что первая из них ориентирована на ученых-исследователей, а вторая – на обучающихся (школьников, студентов).
При этом цель науки — выработка и систематизация объективных теоретических и апробированных на практике знаний. В свою очередь, У. Д. направлена на обучение этой информации школьников/студентов при помощи разнообразных методических приемов.
Несмотря на разную направленность, данные понятия тесно связаны между собою и часто пересекаются. Хотя на первый взгляд кажется, что Н. Д. первична, а У. Д. — вторична, на протяжении всей истории они постоянно переплетались и дополняли друг друга.
В качестве примера связи между рассматриваемыми явлениями можно привести знакомый всем школьникам раздел математики — геометрию. Она одновременно является и наукой, и учебной дисциплиной.
Как научная дисциплина геометрия занимается изучением пространственных структур и отношений, а также их обобщением.
На основе добытых учеными знаний в этой сфере был создан академический предмет — геометрия. Он призван развивать логическое, образное мышление у учащихся, формировать у них пространственные представления, а также развивать умения и навыки, необходимые для практической деятельности в будущем.
При этом часть людей, изучавших геометрию, в будущем становятся учеными, которые могут сделать новые открытия в этой сфере.
«Три кита» учебных дисциплин
Каждая академическая дисциплина базируется на трех компонентах.
- Непосредственно сам предмет учебной дисциплины (ее суть).
- Поставленные цели и задачи — чего должен достигнуть учащихся после завершения изучения У. Д.
- Взаимоотношения академической дисциплины с другими предметами, а также ее место в программе учебного заведения и избранной специальности.
Любая У. Д. основывается на информации, предоставленной ранее изученными предметами. При этом сама она служит опорой для овладения данными последующих дисциплин для обретения определенного академического уровня. Подобная система напоминает домик из кубиков. Как правило, если вытащить один — строение может распасться.
Информацию о любом академическом предмете и его «трех китах» всегда можно отыскать во вступительной лекции к дисциплине, предисловии к учебному пособию, различных энциклопедических или словарных статьях.
В качестве примера можно рассмотреть компоненты такой У. Д., как «Фармацевтическая химия».
Предметом данной дисциплины является изучение способов получения лекарств, а также их состав и свойства.
Целями изучения «Фармацевтической химии» является:
- создание научной базы для получения медикаментозных препаратов с необходимыми лечащими способностями;
- установление взаимосвязи между химической формулой лечебного вещества и его воздействием на биологические организмы.
Положение «Фармацевтической химии» в системе наук: данный предмет основан на знаниях из таких У. Д., как органическая, неорганическая, физическая и коллоидная химия, а также биохимия. Кроме того информация, которую предоставляет эта У.Д. студентам, является базовой для «Технологии лекарств» и «Фармакологии». Также «Фармацевтическая химия» имеет отношение к физиологии, терапии и подобным медико-биологическим дисциплинам.
Дополнительные составляющие компоненты У. Д.
Помимо вышеперечисленных «трех китов», каждый академический предмет состоит из его языка, истории, фактов, теории, практического приложения и методов учебной дисциплины.
Язык У. Д. очень важен для ее освоения, поскольку он применяется и в научных дисциплинах (разница между этими понятиями — в пятом пункте). Так называется специфическая терминология данной отрасли. Ее составляющими являются не только специализированные термины, но и различные символы (чаще всего греческого или латинского происхождения), условные обозначения и сокращения, математический аппарат и подобное. В общем, все то, что используется в данной сфере помимо обычного языка.
Изучая историю У. Д., можно проследить, как она достигла современного уровня. Причем хронология ошибок или заблуждений иногда бывает не менее информативной и поучительной, нежели повествование о достижениях.
Ощутимая часть в учебном материале дисциплины отводится фактам. Информация о них приобретается с помощью наблюдения или экспериментальным путем. Важность фактического материала состоит в том, что они выступают в роли практических примеров, которые иллюстрируют теоретические данные. Именно они служат свидетельством важности существования данной дисциплины.
Теоретическая база У. Д. основывается на утверждениях (постулатах). С их помощью происходит формирование модели действительности, которой присуще упрощение объективной реальности. Данный метод дает возможность теоретическим путем формулировать законы, отображающие связи между явлениями.
Свой выход в практику теории находят благодаря решению определенных задач на основе заданных алгоритмов.
Важная роль среди компонентов У. Д. принадлежит ее методам. Они делятся на две категории:
- Направленные на изучение непосредственно самого предмета как учебной дисциплины (дидактические).
- Нацеленные на развитие связанной с ней науки. Последние необходимы для получения экспериментальных данных, построения доказательств или отрицания теорий, решения практических задач.
Типы учебных дисциплин
По содержанию У. Д. делятся на две большие категории:- Общеобразовательные, иногда называются общенаучными или вариативными дисциплинами.
- Специализированные (профессиональные) учебные дисциплины, которые и позволяют определить профиль подготовки учащегося к той или иной категории.
Этот тип дисциплин более характерен для вузов.
В средних общеобразовательных учреждениях такие У. Д., как правило, вводятся в старшей школе, когда происходит распределение учеников по специализированным классам с углубленным изучением определенных предметов.
Задачи и цели учебной дисциплины
В общем, каждая У.Д. направлена на обучение новым знаниям, а также формирование у учащихся определенных практических навыков реализации полученной информации. То есть у любой учебной дисциплины – задачи и цели – это свод требований к результатам ее освоения.
При этом каждая отдельно взятая У. Д. имеет собственные цели и задачи, исходящие из ее специфики.
Например, при изучении дисциплины под названием «Всемирная история» перед учащимися ставятся такие задачи:
- рассмотреть основные этапы развития государств;
- сопоставить их социальные, экономические, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь.
Если же речь идет об изучении хронологии конкретной страны, то все вышеперечисленные задачи дополняются сравнением исторических процессов происходящих в ней, с теми событиями, что имели место в этот же период за ее пределами.
Что касается целей изучения У. Д. «Всемирная история», то они таковы:
- Усвоение приобретенной систематизированной информации об истории человеческой цивилизации.
- Стимулирование развития учащимися способностей осознавать историческую обусловленность явлений в мире, определять собственную позицию по отношению к прошлому и современной окружающей реальности и соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
- Овладение умениями/навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
- Формирование способности рассматривать события/явления с точки зрения их исторической обусловленности. А также сопоставлять различные версии и оценки событий и деятельности выдающихся личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Если же рассматривается история родной страны, то все перечисленные цели будут адаптированы к ее хронологии. Кроме того, добавится еще одна — воспитание гражданского самосознания и активной позиции, национальной идентичности.
Программа учебной дисциплины
Вся информация об изучаемой У. Д. содержится в специализированном государственном документе. Он называется «Рабочая программа учебной дисциплины». Именно ею руководствуется преподаватель, при обучении своих подопечных.
Структура программы У. Д.
Как правило, для каждого вуза составляется собственная программа учебной дисциплины. При этом она обязательно должна соответствовать единым государственным образовательным стандартам.
Обычно программа состоит из четырех разделов:
- Паспорт. В нем описывается область применения У. Д., ее цели и задачи, место в структуре основной профессиональной образовательной программы, а также общее количество академических часов, отведенное на изучение данного предмета.
- Структура и содержание. В этом разделе рассказывается о видах учебной работы и количестве выделенного на них времени. Также здесь подробно расписывается содержание учебной дисциплины.
- Условия реализации. В данном разделе дается перечень материально-технического обеспечения, необходимого учащемуся, для полноценного освоения изучаемого предмета. Также здесь подается список литературы по дисциплине. Причем отдельно идет перечень для учащихся, отдельно – для педагога.
- Контроль и оценка уровня освоения изложенного материала. В этом разделе описывается то, чему ученики/студенты должны научиться и какими способами учитель будет проверять их знания (устные опросы, контрольные, самостоятельные работы и т.п.). Также здесь обязательно должны присутствовать критерии оценивания знаний и навыков; порядок формирования оценок по дисциплине.
Помимо вышеперечисленных пунктов, некоторые программы могут содержать дополнительную информацию, такую как примеры оценочных средств для текущего контроля и аттестации. А также данные о применяемых образовательных технологий (могут быть дополнены методическими рекомендациями).
Гражданское право как пример научной и учебной дисциплины
Изучив основные особенности такого понятия, как У. Д., стоит рассмотреть в качестве практического примера гражданское право как науку и учебную дисциплину.
Как цивилистическая наука этот предмет специализируется на рассмотрении закономерностей гражданского и правового регулирования взаимоотношений в обществе. Результатом подобного изучения является возникновение учебной дисциплины о гражданском праве. Она состоит из системы связанных и согласованных понятий, взглядов, суждений, идей, концепций, а также теорий.
Предмет этой У. Д. — нормы гражданского права.
Цели изучения — освоение учащимися основных положений и понятий гражданско-правовой науки. А также анализ основного массива гражданско-правового законодательства и практики его применения.
Задачей «Гражданского права» как учебной дисциплины является подготовка специалистов, способных в кратчайшие сроки решать практические правовые цивилистические проблемы, используя полученные знания.
В зависимости от специальности подготовки, этой У. Д. выделяется разное количество академических часов. К примеру, учащиеся на «Праве и организации социального обеспечения» посвящают изучению этого предмета 239 часов на протяжении одного семестра. А для специальности «Юриспруденция» на изучение гражданского права выделено 684 часов на протяжении четырех семестров.
Что касается условий реализации «Гражданского права» как учебной дисциплины, то по окончании обучения этому предмету студент должен знать не только все положения гражданского кодекса, но и базовые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения в государстве. Также студент должен ориентироваться в основных положениях руководящих указаний Верховного и Высшего Арбитражного Судов по вопросам гражданского права.
На специальности «Право и организация социального обеспечения» после прохождения курса студенты сдают итоговый экзамен. А на «Юриспруденции» каждый семестр по очереди заканчивается зачетом или экзаменом.
fb.ru
Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании
Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направленно преподавание дисциплин спецкурса.
Ключевые слова:среднее профессиональное образование (СПО), специальные дисциплины, педагогические технологии.
Постоянно совершенствующаяся система образования, научно-технический и социально-экономический прогресс являются важнейшими закономерностями современного общества. На данном этапе основная задача системы образования — подготовка высококвалифицированных специалистов, с учетом накопленного мирового опыта, умеющих адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям развития личности, требованиям к профессиональной компетенции.
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. [1]
Для подготовки специалистов высокого уровня, необходимо обеспечить преподавание специальных дисциплин совместно с организацией практической деятельности, что, в свою очередь, является определяющим фактором направленности технических специальностей. Образовательные учреждения СПО помимо передачи теоретических знаний и практических умений должны непосредственно инициировать и активировать научно-исследовательскую деятельность обучающихся, расширить кругозор и научить работать в коллективе. Быть в курсе тенденций развития отрасли и гибко подстраиваться под изменения в ней.
Решение поставленных задач невозможно без разработки новых технологий обучения по специальным техническим дисциплинам. Высокий уровень познавательной самостоятельности должен стать необходимым качеством личности будущего специалиста. [2]
Педагогическая технология, предусматривающая полную управляемость учебным процессом и воспроизводимость обучающего цикла, достигается за счет:
1. специфических черт обучения,
2. разработки диагностично — поставленных целей обучения,
3. ориентации всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей,
4. оперативной обратной связи, оценки текущих и итоговых результатов,
5. воспроизводимости обучающих процедур. [3]
Основополагающей характеристикой дисциплин технических специальностей является формирование как теоретических, так и практических основ, которые входят в программу специализированного обучения.
Технические науки характеризуются, прежде всего:
1) научными методами исследования проблем;
2) определенной организацией получаемых знаний;
3) специальной организацией деятельности по выработке знаний и умений.
Специфика же дисциплин, преподаваемых в колледже, обусловлена их «обслуживающей» функцией. Обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального предмета исследования. [4]
Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на содержании специальных дисциплин и должна осуществляться с учетом изменений, происходящих в системе образования. Традиционное содержание этих предметов не соответствует принципиально изменившимся экономическим, социальным и образовательным потребностям современного общества. Этим объясняется наличием таких факторов как:
1. постоянно совершенствующиеся практические требования к профессиональной подготовке;
2. умение адаптироваться к быстро изменяющимся условиям труда;
3. защита будущих специалистов от безработицы.
Все это имеет значительное влияние на повышение уровня профессиональной подготовки, развитие интереса учащихся к приобретению новых знаний, их профессиональной мобильности, гарантии трудоустройства. [5]
Подготовка специалистов в современных условиях ориентирована, в первую очередь на следующие требования работодателей:
1. знание современных технологий, тенденций научно-технического прогресса;
2. владение основами техники безопасности;
3. стремление к расширению профессиональных знаний;
4. владение основами законодательной базы;
5. развитие навыков физического самосовершенствования;
6. формирование личностных качеств специалиста.
Изучение специальных дисциплин позволяет студентам проанализировать различные виды источников информации о профессиональной деятельности с точки зрения ее ценности в современных условиях, использовать теоретические и практические знания на современном этапе развития общества. [6, c. 78–82]
Специальные дисциплины направлены на развитие таких способностей как:
1. познавательная активность и профессиональная направленность студентов;
2. мотивация и стимулирование учебно-познавательной деятельности;
3. формирование готовности к профессиональной деятельности;
4. оптимизации изучаемой информации;
5. актуализация полученных знаний и умений;
6. формирование способностей перехода с одного производства на другое, сопровождающееся сменой техники и обязанностей;
7. взаимодействие в команде;
8. эффективное достижение поставленных целей.
Успешное выполнение профессиональных обязанностей достигается путем качественной подготовки специалистов, которая в свою очередь, является важнейшим компонентом обучения в учреждении СПО. От того на сколько специалист готов к выполнению своих будущих обязанностей и как тонко он чувствует грань ответственности за свои поступки при выполнении должностных инструкций будет зависеть его дальнейшая карьера.
Проблема формирования учебно-методического обеспечения как средства совершенствования образовательного процесса в профессиональном образовании осознаётся в педагогической науке в качестве приоритетной. Учебная дисциплина «Введение в специальность» закладывает основы профессиональной деятельности, формулируя требования к личным качествам учащихся, показывая пути их совершенствования, включая перспективы использования учебного материала в профессиональной практической деятельности. [7]
Основные направления деятельности в учреждениях СПО, осуществляющих качественную подготовку специалистов:
1. организация творческой и научно-исследовательской деятельности;
2. подготовка высококвалифицированных специалистов;
3. повышение инновационного потенциала учреждений СПО;
4. организация образовательного процесса совместно с потенциальными работодателями;
5. продуктивное взаимодействие с институтами социализации;
6. увеличение качества предоставляемых образовательных услуг;
Именно в целостной, правильно организованной образовательной среде происходит формирование профессионала и специалиста, способного стать социально активной, конкурентоспособной, компетентной и творческой личностью и в современных социально-экономических условиях учреждения среднего профессионального образования становятся теми ресурсными центрами, которые способны концентрировать образовательные ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.
Литература:
1. Законопроект «Об образовании в Российской Федерации», ст. 71.
2. Зонина С. В., Мухаметзянова Г. Ф. Особенности преподавания специальных технических дисциплин на современном этапе. Электронный журнал: Образование и наука закамья Татарстана. Журнал № 15 от 02.10.09 г. Режим доступа: http://nauctat.ru/.
3. Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990, -187с.
4. Симоненко О. Д. Специфика технических наук. Образовательный портал СЛОВО. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36324.php.
5. Маркина Н. Ю. Проектирование содержания общетехнических и специальных дисциплин в колледже [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата наук: 13.00.01: Педагогические науки, информация и информационные системы / Н. Ю. Маркина; [Ин-т пед. инноваций РАО]. — М., 1999.
6. Чернышова А. В. Модель формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин (на примере специальности «Социальная работа»), Научн. журн.: Фундаментальные исследования. № 8, с 78–82, 2011 г.
7. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред, проф. образования. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, профессиональная деятельность, Подготовка специалистов, дисциплина, качественная подготовка специалистов, современное общество, профессиональная подготовка, образовательный процесс, высокий уровень, требование работодателей.
moluch.ru
Какая бывает дисциплина?
Понятие дисциплина может иметь несколько значений. Это зависит от того контекста, в рамках которого употребляется данное понятие.
Какой бывает дисциплина
Следует выделить два основных значений данного понятия. Их необходимо рассмотреть более подробно:
- Дисциплина, как система подчиненности. Например, существует военная дисциплина, которая означает соблюдение военнослужащим ряда определенных правил. Кроме того, в этом контексте понятие дисциплины означает еще и принятие четкой иерархии, то есть подчинения низшего по званию вышестоящему;
- Дисциплина, как знания о том или ином предмета. Выделяют множество научных дисциплин. Фактически, это отдельные отрасли научного знания;
- Дисциплина, как учебное направление. В этом смысле, данное понятие представляет собой тот или иной учебный предмет, который проходят в школе или ВУЗе. То есть, математика будет отдельной дисциплиной. Понятие дисциплины и предмета будут являться синонимами. Такая дисциплина является совокупностью сложившихся общепризнанных норм. Этим она отличается от науки, которая открыта новым идеям.
В целом, указанное понятие имеет единое значение. Это свод знаний, которые нужно изучать. А применительно к военной дисциплине, в соответствии с таким сводом знаний нужно еще и действовать.
В чем различия
Использование слова в разных контекстах наделяет его различным смысловым значением. Так, применительно к подчиненности и соблюдению неких установленных норм, дисциплина предполагает наказание за нарушения.
Поэтому, она может быть не только воинской, но и ученической, гражданской и так далее. Если человек, обязанный следовать правилам дисциплины, этого не делает, то он должен быть наказан. Соответственно, это призвано вернуть его к соблюдению обязательного свода правил поведения.
Учебная дисциплина не предполагает наказания. Она означает только совокупность знаний о том или ином изучаемом предмета, явлении.
Кроме того, разными могут быть и субъекты дисциплины. военная распространяется на военнослужащих, гражданская на сотрудников властных органов. А ученическая дисциплина действует в отношении студентов ВУЗа или колледжа.
vashurok.ru